Презентация на тему фольклор. Фольклор презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему. Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит
краткое содержание презентацийРусское народное творчество
Слайдов: 20 Слов: 908 Звуков: 0 Эффектов: 0Русское народное творчество. Цель проекта. Компетентности проекта. Методическая задача проекта. Изучаемые вопросы. Что такое фольклор. Фольклор. Обозначение художественной деятельности народных масс. Какие русские народные сказки вы знаете. Русские народные сказки. Русское народное творчество. Почему русские народные песни так называются. Русская народная лирическая песня. Пестушки. Заключение. Что вы узнали о фольклоре. Русское народное творчество. Русское народное творчество. Русское народное творчество. Используемые ресурсы. - Русское народное творчество.ppt
Народный фольклор
Слайдов: 21 Слов: 733 Звуков: 0 Эффектов: 0Фольклор. Что такое фольклор. Что принадлежит к фольклору. Архитектура. Народный фольклор. Народный фольклор. Одежда. Народный фольклор. Мужской костюм. Народный фольклор. Народная музыка. Народные танцы. Народные песни. Народное декоративное творчество. Хохлома. Народный фольклор. Дымковская игрушка. Устная словесность. Русская сказка. Народный фольклор. Волшебные сказки. - Народный фольклор.ppt
Русский народный фольклор
Слайдов: 11 Слов: 168 Звуков: 0 Эффектов: 63Многообразие русского фольклора. Слово «фольклор» появилось в XIX веке, пришло из английского языка. Устное. Из уст в уста. Народное. Автор - народ. Творчество. Создано в результате труда. 1.Календарная обрядовая поэзия; 2.Семейная обрядовая поэзия. Обрядовая поэзия. Поговорки. Заруби себе на носу. Пословицы. Загадки. Потешки Пестушки. Считалки. Игры. Заклички и приговорки. Сказки. Небылицы. Потешки. Частушки. Песни. Жанры. Фольклора. - Русский народный фольклор.ppt
Фольклорные жанры в литературе
Слайдов: 20 Слов: 738 Звуков: 0 Эффектов: 136Прогноз погоды в нашем классе. Фольклор. Значение фольклора. Малые жанры фольклора. Загадка. Большинство загадок построено на метафоре. Как «построена» загадка. Сочиняем загадку. Творческая работа. Что за золото пословицы русские. Объясни смысл пословицы. Сопоставьте темы пословиц. Подбери пословицу. Поговорка. Семеро одного не ждут. Узнай пословицы и поговорки. Какую роль играют пословицы и поговорки в нашей жизни. Висит сито, не руками свито. Домашнее задание. Погода в нашем классе. - Фольклорные жанры в литературе.ppt
Жанры русского фольклора
Слайдов: 12 Слов: 1038 Звуков: 0 Эффектов: 73Малые жанры фольклора. Загадки. Отгадайте загадки. Пословицы. Шутки. Скороговорки. Потешки. Сказки. Песня. Смуглянка. Считалки. Жанры русского фольклора. - Жанры русского фольклора.pptx
Обряды и обрядовый фольклор
Слайдов: 32 Слов: 1430 Звуков: 0 Эффектов: 77Фольклор. Что такое фольклор. Жанры фольклора. Обрядовый фольклор. Обряд. Песни весны. Веснянки. Жаворонки. Песни «русальной недели». Песни Троицы. Троицын день. Иван Купала. Ласточка. Устраивают игрища. Обряды и обрядовый фольклор. Молодёжь. Обряды и обрядовый фольклор. Осенние песни. Зимние песни. Колядки. Щедрый денёк. Некоторые приметы Святок. Дедушка. Обряды и обрядовый фольклор. Обряды и обрядовый фольклор. Весёлое прощание с зимой. Масленица. Обряды и обрядовый фольклор. Обряды и обрядовый фольклор. Встреча. Дни Масленицы. Что такое обряд. -
Конспект по литературе 5 класс, с применением ИКТ.
Урок №2
Тема урока . Русский фольклор. Колыбельные песни, пестушки, потешки.
Цели урока :
Обучающие:
- познакомить учащихся с понятием «фольклор», его жанрам;.
- дать образное представление об истоках колыбельной песни;
- формирование знаний учащихся о малых жанрах детского фольклора – колыбельных песнях, пестушках, потешках; обогащение словарного запаса учащихся.
Развивающие:
- прививать навык чтения своеобразных жанров фольклора; учить воспринимать их душой;
- воспитывать чувство ритмики народных песен, потешек;
- отрабатывать навыки выразительного чтения;
- развитие у школьников исследовательской и коммуникативной культуры.
Воспитательные:
- приобщать к традициям народной культуры;
- учить видеть красоту и многообразие слов;
- воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа.
Тип урока : урок формирования (усвоения) и усовершенствования навыков и умений.
Форма урока : мультимедийный урок с элементами исследования.
Методы и приемы:
1. Методы : словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
2. Приемы : беседа по вопросам, рассказ учителя, словарная работа, творческая самостоятельная работа,
выразительное чтение статьи учебника, оценка чтения по выданной таблице, аналитическая работа с текстом статьи учебниками, составление таблицы.
Оборудование и ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, медиапрезентация к уроку (среда POWER POINT ), учебник
карточки, выставка читательских дневников, звукозапись колыбельных песен, фрагмент из м/ф «Умка ищет друга».
Теория литературы : фольклор, народная песня.
Эпиграф к уроку . « Подлинную историю … народа нельзя знать не зная устного народного творчества » М. Горький
Этапы урока
Ход урока
Примечание
1. Организационный
II . Опрос по домашнему заданию
2.Беседа по прочитанной за лето литературе, знакомство с читательскими дневниками.
Слайд №2
III . Актуализация опорных знаний и их корректирование
(вводные задания)
Игра «Угадайка» (на доске прикреплены карточки) .
Угадайте, к какому жанру произведений относятся следующие тексты:
1. На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой?(Учитель открывает на доске карточку: считалки)
2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда (Учитель открывает на доске карточку: пословицы).
3. Заря заряница по миру ходила, слезу уронила; месяц видел, солнце скрало (Роса). (Учитель открывает на доске карточку: загадки).
4. Жили-были старик да старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). (Учитель открывает на доске карточку: сказки).
5. От топота копыт пыль по полю летит. (Учитель открывает на доске карточку: скороговорки).
Беседа.
Слово учителя. Виды произведений вы сумели определить верно. Но почему-то нигде не назван автор, хотя мы с вами всегда с уважением относимся к авторам. Почему же автора не назвали? Забыли?
– Конечно же, все эти произведения имеют автора, но имени его мы не знаем. Их сочинил народ.
– Значит, все эти произведения называются произведениями устного народного творчества. Перед нами народное искусство. Искусство русского народа. Сочинил когда-то один, передал другому, другой третьему, а автора никто уже не помнит.
– Так почему же оно называется устным? Я ведь вам читала написанное.
– Действительно, это теперь можно записать. А раньше, когда не было письменности, неграмотные крестьяне на Руси передавали их из уст в уста. Каждый еще, рассказывая другому, кое-что забывал и вставлял свои слова. Это творчество русского народа. Хотя у других народов тоже есть свое творчество.
Может, вы вспомните, как по-другому называется устное народное творчество?
– Да, верно. Фольклор-от английских слов “народ” и “учение”, т. е. народная мудрость.
Запись в «Словарь...» значения терминафольклор.
♦ О чем говорит толкование этого термина?
Слайд №3
Слайд № 5
Слайд №6
IV . Постановка целей и задач урока
Работа над эпиграфом к уроку.
Слайд №7
V . Работа по теме урока
V .1.Мотивация учебной деятельности
V .2. Пробные задания
(использование изученного в стандартных условиях)
V .3.Творческие задания
(использование изученного в нестандартных условиях)
1. Слово учителя
- Русское устное народное творчество отличается необычайным богатством и своеобразием жанров, тем, героев. Корнями оно уходит в древнеславянскую художественную культуру. Фольклор прошел огромный путь развития и отразил труд и быт, идеалы русского народа. Фольклор выразил горячую и задушевную любовь русского народа к своей Родине, о которой в пословице говорится: «Велика святорусская земля, а везде солнышко!»
2. Составление сравнительной таблицы «Фольклор и литература»
(Таблицу учитель и учащиеся составляют по вопросам беседы.)
♦ Чем отличается фольклор от литературных произведений?
♦ Как создаются фольклорные и литературные произведения?
♦ Видели ли вы на обложках книг «Русские сказки», «Пословицы и поговорки» имя их автора? Почему?
♦ Бывает ли, что вы рассказываете сказку другу, а он вас исправляет, говоря: «А я читал, там было немного по-другому». Почему это происходит?
♦ Какие жанры (виды) фольклора вы знаете? (Сказки, сказы, былины, песни, пословицы, поговорки)
Запись в тетради.
Жанры детского фольклора : колыбельные песни, пестушки, потешки, скороговорки, заклички, игры, дразнилки, загадки, страшилки, нелепицы-не-складухи, школьные стишки, анекдоты, озорные песенки.
Проведение физкультминутки
Хлопаем в ладошки,
Пусть попляшут ножки,
Пусть попляшут ножки
По ровненькой дорожке. (Пляшут).
Устали наши ножки – 2 раза.
Вот наш дом, где мы живем.
Ножки накрест – опускайся
И команды дожидайся.
А когда скажу: “Вставай!”
Им рукой не помогай. Вставай!
Ножки вместе, ножки врозь,
Ножки прямо, ножки вкось.
Ножки здесь и ножки там.
Что за шум и что за гам?
Ну-ка быстро по домам!
4. Продолжение слова учителя (беседа)
Познание мира каждым из нас начинается с фольклора. Мама убаюкивала нас песней, бабушка рассказывала сказку. Растем мы- и познаем новые жанры устного народного творчества: загадки учат думать, считалки используем, когда играем с друзьями. Мудрость народа рождала краткие выражения: пословицы и поговорки, которые передают основные правила жизни. Основным источником была русская жизнь, многовековой трудовой опыт, быт, начиная с колыбели до последних дней жизни.
– Как думаете, все ли жанры устного народного творчества мы перечислили? Ведь карточка одна у нас еще не раскрыта.
– Хотите узнать, что там написано?
Ой, люли, люли, ли
Спи, дитяточка, усни.
Уж ты котик-коток,
Приди, котик, ночевать,
Мою детку качать.
Баю-баю-бай … (Колыбельная песня).
5. История колыбельной песни.
Как вы думаете, сколько колыбельных песен на свете?
А как они дошли до наших дней?
Значит, о каких песнях мы будем сегодня говорить?
Благодаря чему они дошли до нас?
Колыбельных песен не так уж и много, но они передаются из поколения в поколение, просто каждая мама поет по-своему, что-то изменяя, дополняя. И колыбельная песня рождается как бы заново. Колыбельные песни есть у каждого народа. Эти песни, как считали предки, защищали спящего ребенка от проделок темной силы.
Давайте послушаем колыбельную песню.
А почему песню назвали колыбельной?
На слайде №12: КОЛЫБЕЛЬ (ЛЮЛЬКА, КАЧАЛКА, ЗЫБКА).
Подбери синонимы к этому слову.
Как вас убаюкивали в детстве?
Каким тоном пела вам мама песню?
Да, верно именно любовь, ласка передается с колыбельной песней. Пусть ребенок еще не слышит, но уже чувствует.
А что он чувствует, как вы думаете? (ласку, любовь, нежность матери)
Колыбельную песню поют, чтобы ребенок рос чистым в душе, нежным и добрым.
В песнях исполнители обращаются часто к животным, призывая их защитить и уберечь ребенка от невзгод.
6.Творческая работа в группах
А сейчас я вас приглашаю в творческую мастерскую. У вас две карточки. Прочитайте задание на этих карточках и выберите только одну с тем заданием, которое вам понравилось больше. Работаем.
РАССТАВЬ СТРОЧКИ ПО ПОРЯДКУ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ.
Прилетели журавли
Ой, люли – люли – люли!
А ворота скрип – скрип
Они сели на ворота
У нас Ваня спи – спит.
Не будите у нас Ваню
В речке струйки говорят
К нам в окно луна глядит
В небе звездочки горят
Малым детям спать велит.
РАССТАВЬ СТРОЧКИ ПО ПОРЯДКУ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ
Не ложися на краю
И утащит во лесок
Баю – баюшки-баю
Придет серенький волчок
Под ракитовый кусток
7.Продолжение работы над темой
А сколько лет существует колыбельная песня?
А теперь попробуем с вами перенестись на несколько десятков лет назад. Представьте простую крестьянскую избу. Посередине избы на березовом шесте, который называли ОЧЕП, висит люлька. И вам надо спеть младенцу песню.
(Дети исполняют колыбельные, которые они приготовили.)
У нас есть ребята, которые тоже дома поработали и приготовили для вас колыбельные песни.
Какое настроение слышится в этих песнях?
О чем мечтают мамы, когда поют своим детям колыбельные песни?
Колыбельные песни пелись в старину без музыкального сопровождения, «речитативом»Заглянем в толковый словарь. Прочитаем.
РЕЧИТАТИВ – напевная речь в вокально-музыкальном произведении.
Значит, как исполняли колыбельные песни?
Какой темп выберете для этой песни?
Какую громкость? Какой тон?
Какие чувства хотели бы передать при чтении этой песни?
8. Анализ текстов колыбельных песен.
Попробуем все это выполнить при чтении песни. А вы должны выбрать, кому это удалось лучше. (работа с текстами учебника).
9.Работа над материалом урока.
Слово учителя . Вслушайтесь в тексты и подумайте, для кого сочиняли эти строчки:
Идет коза рогатая за малыми ребятами,
Кто соску сосет, молочко кто не пьет,
Того бу, забоду, на рога посажу!
Ладушки, ладушки, где были? У бабушки.
Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.
Сорока-белобока, кашку варила. Деток кормила.
Этому дала, этому дала…А этому не дала.
Ты воды не носил, дров не рубил, каши не варил.
Тебе нет ничего.
– Для кого сочиняли тексты? С какой целью? Может быть, чтобы ребенок уснул? А, может, утешить, поиграть? Как бы вы назвали такие стишки? Объясните ответ.
– Такие стишки называют потешками . Почему, как думаете?
– Они сопровождают игры ребенка с пальчиками (“Сорока-белобока”), ручками (“Ладушки”), ножками.
– Потешки – жанр устного народного творчества.
– Для каких детей сочиняли эти песенки? Ведь вы тоже дети! Может, для вас?
– Объясните свой ответ.
– Дети учатся разным вещам: умываться, хлопать в ладоши, самые маленькие – выполнять движения ручками и ножками.
2.Словарная работа
– Значения каких слов вы не поняли? Давайте все вместе попробуем выяснить смысл слов, записанных на доске, которые вы встретили в текстах потешек:
лишеньки (устар.) – лихо беда горе зло
пуще – сильнее
припарь – пригрей
плетень – забор
3. Творческая работа с заучиванием наизусть или воспроизведением в памяти учащихся
Cлайд 1
Русский фольклор Презентация проекта по краеведению в 5 классе. Учитель Носова Т.В.Cлайд 2
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/40/39365/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/40/39365/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/40/39365/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/40/39365/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/40/39365/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/40/39365/389/img6.jpg)
Cлайд 8
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/40/39365/389/img7.jpg)
Cлайд 9
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/40/39365/389/img8.jpg)
Cлайд 10
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/40/39365/389/img9.jpg)
Cлайд 11
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/40/39365/389/img10.jpg)
Cлайд 12
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/40/39365/389/img11.jpg)
Cлайд 13
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/40/39365/389/img12.jpg)
Cлайд 14
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/40/39365/389/img13.jpg)
Cлайд 15
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/40/39365/389/img14.jpg)
Cлайд 16
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/40/39365/389/img15.jpg)
Cлайд 17
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/40/39365/389/img16.jpg)
Cлайд 18
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/40/39365/389/img17.jpg)
Cлайд 19
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/40/39365/389/img18.jpg)
Cлайд 20
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/40/39365/389/img19.jpg)
Cлайд 21
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/40/39365/389/img20.jpg)
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Фольклор Былины Сказки Малые жанры Песни Частушки Поговорки Пословицы Скороговорки Загадки.
Что такое фольклор? Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение. Фольклор – это пословицы, песни, сказки, частушки, загадки. Современная литература уходит своими корнями в фольклор, многие произведения которого похожи даже в совершенно разных культурах. Главная особенность фольклора – это отсутствие известного автора, потому что любое фольклорное произведение существует очень давно и множество раз было преобразовано новыми и новыми рассказчиками. Вот почему во многих литературах мира встречаются похожие сюжеты, персонажи и произведения. При этом фольклор постоянно развивается и меняется вместе с жизнью людей. Тем не менее, именно фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других
Былина Былины -сказание. Жанр литературного творчевства, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси 9-13 веков; вид устного народного творчества. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - « стáрина », «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).
Сказка Сказка – жанр литературного творчества. Короткие историифантастического характера. П розаический рассказ о вымышленных событиях и героев в фольклоре разных народов. Р итмизованные прозаические фразы: « Жили-были …», «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало », «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается »,
Песни Песня - самая простая, наиболее распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. М узыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества, существующего, как правило, в устной форме, передаваемого из поколения в поколение . Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям, то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень) музыкального искусства. Одна из главных ветвей, противопоставляемая музыке популярной и академической.
Поговорки и пословицы Поговорка - словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер. Пословица - малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Скороговорка и Загадка Скороговорка - короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. Скороговорки содержат близкие по звучанию звуки (например, c и ш) и сложные для произношения сочетания фонем. Зачастую содержат аллитерации и рифмы. Используются для тренировки дикции и произношения. Загадка - метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое - нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет.
Cлайд 1
Cлайд 2
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/4/3133/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/4/3133/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/4/3133/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/4/3133/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/4/3133/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/4/3133/389/img6.jpg)