→ Действие романа война и мир охватывает период. Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир. «война и мир» с военной точки зрения

Действие романа война и мир охватывает период. Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир. «война и мир» с военной точки зрения

Викторина по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

(Викторина составлена учащимися 10 класса к зачётному уроку по роману)

  1. Сколько лет охватывает действие в романе?

(15лет)

  1. Какое мороженое подавали на именинах у Наташи?

(морковное)

  1. В каком месяце началось Бородинское сражение?

(август)

  1. Чьи это слова: «Шахматы поставлены, игра начнётся завтра»

(Наполеона)

  1. Какой танец танцевали Наташа Ростова и Андрей Болконский на первом балу Наташи?

(вальс)

  1. Кого послал русский император с письмом к Наполеону?

(Балашова)

  1. Сколько раз встречались Пьер Безухов и Андрей Болконский?

(3)

  1. Кто первым официально сделал предложение Наташе Ростовой выйти за него замуж?

(Денисов)

  1. В образе какого героя автор воплотил народную мудрость, доброту и простоту?

(Платон Каратаев)

  1. Для чего Берг просил у старого графа Ростова подводы?

(хотел увезти для жены английский шкафчик)

  1. Были ли среди русских полководцев в войне 1812 года иностранцы?

(Да, например Барклай-де-Толли)

  1. Как звали одну из лучших охотничьих собак Николая Ростова?

(Милка)

  1. Какой последней награде был удостоен Кутузов?

(Георгий 1-ой степени)

  1. Как звали мадемуазель Бурьен?

(Амалия Карловна)

  1. Чей образ носил на груди Денисов?

(Образ Николая Чудотворца)

  1. О ком эти слова: «Он говорил на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды…»?

(Князь Василий Курагин)

  1. С какой целью Пьер остался в Москве, захваченной французами?

(С целью убийства Наполеона.)

  1. Какого цвета была собачка, жившая в казарме с Пьером и Платоном Каратаевым?

(лилового)

  1. Кому принадлежат следующие слова?

-…Возьмите, пожалуйста, себе. У меня много таких…Батюшки! Я совсем забыл. У меня изюм чудесный, знаете…

(Пете Ростову)

  1. О ком эти слова?

Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побил французов; и вследствие этого он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину.

(О Тихоне Щербатом)

  1. Как звали старшего сына Марьи и князя Николая Ростова?

(Андрюша)

  1. Сколько лет Николеньке Болконскому в эпилоге?

(15 лет)

Тест по роману «Война и мир»

  1. Расположите в хронологическом порядке (по тексту)

А) Сватовство князя Анатоля.

Б) Вечер у А.П.Шерер

В) Аустерлицкое сражение

Г) Именины Наташи Ростовой

Д) Ранение Николая Ростова.

(БГДАВ)

  1. Чьи это слова: «Рана не здесь, а вот где!»

А) Багратиона

Б) Кутузова

В) Тушина (Б)

  1. Кто из героев жил по расписанию?

А) Николай Болконский

Б) Пьер

В) Борис Друбецкой

(А)

  1. Кому принадлежал кулон-талисман, который отдала Марья Болконская своему брату

А) Николаю Андреевичу Болконскому

Б) Марье Болконской

В) Отцу Николая Андреевича Болконского

(В)

  1. Кто был рядом с Пьером во время смерти графа Безухова?

А) Анна Михайловна Друбецкая

Б) Елена Васильевна Курагина

В) Княжна Катишь

(А)

  1. Какой танец танцевали Илья Андреевич Ростов и Мария Дмитриевна Ахросимова на именинах Наташи?

А) Экозес

Б) Вальс

В) Данила Купор (фигура англеза)

(Б)

  1. Какую песню пели Николай и Наташа Ростовы на именинах Наташи?

А) «В приятную ночь, при лунном свете»

Б) «Ключ»

В) «Средь шумного бала»

(Б)

  1. Как звали лошадь графа Ильи Андреевича Ростова (на охоте)?

А) Уварка

Б) Милка

В) Виорлянка

(В)

  1. Как звали лошадь Наташи Ростовой (на охоте)?

А) Карай

Б) Арабчик

В) Гирчик (Б)

  1. Когда Денисов сделал предложение Наташе?

А) зимой 1806г.

Б) весной 1807г.

В) Осенью 1806г.

(А)

  1. Чьи это слова: «Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человечества состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить»…?

А) Андрея Болконского

Б) Пьера

В) Наташи

(Б)

  1. Про кого это? «Он был тем самым мужем для этой светской женщины. Рассеянный чудак, никому не мешающий и не только не портящий общего впечатления высокого тона гостиной, но и служащий для жены выгодным тоном».

А) Борис

Б) Берг

В) Пьер

(В)

13.Портрет Сони

А) Тоненькая миниатюрная брюнетка с мягким, оттенённым длинными ресницами взглядом, с желтоватым оттенком кожи на лице…

Б) …черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с чёрными кудрями, тоненькими руками и маленькими ножками…

(А)

14. Что означала сумма денег, проигранная Ростовым?

А) случайное число

Б) номер дома

В) Сумма лет Долохова и Сони

(В)

15. Какую песню пел Денисов в доме у Ростовых?

А) «Зима»

Б) «Любимая моя»

В) «Волшебница»

(В)

16. С каким образом связана духовная биография князя Андрея в романе-эпопее «Война и мир»?

А) горы

Б) степь

В) море

Г) небо

(Г)

17. Кого из героев романа-эпопеи характеризует эпитет «круглый»?

А) Наполеона

Б) Кутузова

В) Пьера

Г) Платона Каратаева

(В)

18. Чьими глазами читатель романа увидел военный совет в Филях?

А) Кутузова

Б) адъютанта

В) крестьянской девочки

Г) пленного француза

(В)

19. Узнайте по портретной характеристике героиню романа: «Она поднялась с той же неизменяющейся улыбкой вполне красивой женщины, с которой она вошла в гостиную».

А) Мария Болконская

Б) Наташа Ростова

В) Элен

Г) Анна Павловна Шерер

«Война и мир» - великое произведение. Какова история создания романа-эпопеи? Л. Н. Толстой и сам не раз задавался вопросом о том, почему в жизни случается так, а не иначе... Действительно, почему, для чего и как протекал творческий процесс создания величайшего произведения всех времён и народов? Ведь на его написание ушло семь долгих лет

История создания романа «Война и мир»: первое свидетельство начала работы

В сентябре 1863 года в Ясную Поляну приходит письмо от отца Софьи Андреевны Толстой - А.Е. Берса. Он пишет о том, что накануне они со Львом Николаевичем вели долгую беседу о народной войне против Наполеона и о той эпохе в целом - граф намерен приступить к написанию романа, посвященного тем великим и памятным событиям в истории России. Упоминание о данном письме не случайно, поскольку оно считается «первым точным свидетельством» начала работы великого русского писателя над романом «Война и мир». Подтверждением тому служит и ещё один документ, датированный тем же годом месяцем позже: Лев Николаевич пишет родственнице о своей новой задумке. Он уже включился в работу над романом-эпопеей о событиях начала века и до 50-х годов. Сколько нравственных сил, энергии ему необходимо для осуществления задуманного - говорит он, и скольким он уже обладает, он уже пишет и обдумывает всё так, как он «ещё никогда не писал и не обдумывал».

Первая идея

История создания романа Толстого «Война и мир» указывает на то, что первоначальным замыслом писателя было создать книгу о непростой судьбе декабриста, вернувшегося в 1865 году (время отмены крепостного права) в родные края после долгих лет ссылки в Сибири. Однако вскоре Лев Николаевич пересмотрел свою идею и обратился к историческим событиям 1825 года - времени В итоге и сия затея была отброшена: молодость главного героя проходила на фоне Отечественной войны 1912 года, грозной и славной поры для всего русского народа, которая, в свою очередь, была ещё одним звеном в неразрывной цепи событий 1805 года. Рассказывать Толстой решил начать от самых истоков - начала 19 века - и оживил полувековую историю государства российского с помощью не одного главного героя, а множества ярких образов.

История создания романа «Война и мир» или «Три поры»

Продолжаем… Бесспорно, яркое представление о работе писателя над романом дает его история создания («Война и мир»). Итак, время и место действия романа определены. Автор проводит главных действующих лиц - декабристов, через три исторически значимых отрезка времени, отсюда и первоначальное название произведения «Три поры».

Первая часть охватывает период времени от начала 19 века вплоть до 1812 года, когда молодость героев совпала с войной между Россией и наполеоновской Францией. Вторая - это 20-е годы, не без включения самого главного - восстания декабристов в 1825 году. И, наконец, третья, заключительная часть - 50-е годы - время возвращения восставших из ссылки по дарованной императором амнистии на фоне таких трагических страниц российской истории, как бесславное поражение в и смерть Николая I.

Что ж, роман по своему замыслу и размаху обещал быть глобальным и требовал иную художественную форму, и она была найдена. По словам самого Льва Николаевича, «Война и мир» - это не исторические хроники, и не поэма, и даже не просто роман, а новый жанр в художественной литературе - роман-эпопея, где судьбы многих людей и целого народа сопряжены с грандиозными историческими событиями.

Терзания

Работа над произведением шла очень нелегко. История создания («Война и мир») говорит о том, что множество раз Лев Николаевич делал первые шаги и тут же бросал писать. В архиве писателя насчитывается пятнадцать версий первых глав произведения. Что мешало? Что не давало покоя русскому гению? Желание в полном объёме высказать свои мысли, свои религиозно-философские идеи, изыскания, своё видение истории, дать свои оценки тем общественно-политическим процессам, огромной роли не императоров, не предводителей, а целого народа в истории страны. Это требовало колоссального напряжения всех душевных сил. Не раз он терял и вновь обретал надежду исполнить задуманное до конца. Отсюда и замысел романа, и названия ранних редакций: «Три поры», «Всё хорошо, что хорошо кончается», «1805 год». Менялись они, как видно, не один раз.

Отечественная война 1812 года

Таким образом, долгие творческие метания автора закончились сужением временных рамок - Толстой сосредоточил всё своё внимание на 1812 году, войне России против «Великой армии» французского императора Наполеона, и лишь в эпилоге затронул тему зарождения декабристского движения.

Запахи и звуки войны… Для их передачи требовалось изучение огромного количества материала. Это и художественная литература того времени, и исторические документы, мемуары и письма современников тех событий, планы сражений, приказы и распоряжения военных начальников… На не жалел ни времени, ни сил. С самого начала он отверг все те исторические хроники, которые стремились изобразить войну как поле боя двух императоров, превознося то одного, то другого. Писатель не умалял их заслуги и их значимость, но во главу угла ставил народ, его дух.

Как видно, у произведения невероятно интересная история создания. "Война и мир" может похвастаться еще одним интересным фактом. Между рукописей сохранился ещё один небольшой, но тем не менее немаловажный документ - листок с заметками самого писателя, сделанными во время его пребывания на На нём он запечатлел линию горизонта, точно указав, где какие деревни находились. Здесь же видна и линия движения солнца во время самой битвы. Всё это, можно сказать, голые эскизы, наброски того, чему было суждено впоследствии под пером гения превратиться в настоящую картину, изображающую великое полную движения, жизни, необыкновенных красок и звуков. Непостижимо и удивительно, не правда ли?

Случай и гений

Л. Толстой на страницах своего романа много рассуждал о закономерностях истории. Выводы его применимы и к жизни, в них укладывается многое, что касается великого произведения, в частности история создания. «Война и мир» прошла много этапов, чтобы стать настоящим шедевром.

Наука говорит, что всему виной случай и гений: случай предложил с помощью художественных средств запечатлеть полувековую историю России, а гений - Лев Николаевич Толстой - воспользовался им. Но отсюда вытекают новые вопросы о том, что такое этот случай, что такое есть гений. С одной стороны, это просто слова, призванные объяснить то, что на самом деле необъяснимо, а с другой - невозможно отрицать и некую их пригодность и полезность, по крайней мере, они обозначают «известную степень понимания вещей».

Откуда и как появился сам замысел и история создания романа «Война и мир» - до конца узнать невозможно, в наличии только голые факты, поэтому говорим «случай». Дальше - больше: читаем роман и представить себе не можем ту силу, тот дух человеческий или, скорее, сверхчеловеческий, который сумел облечь глубочайшие философские мысли и идеи в удивительную форму - поэтому говорим «гений».

Чем длиннее проносящаяся перед нами череда «случаев», чем больше блистает граней гениальности автора, тем, кажется, ближе мы к раскрытию тайны гения Л. Толстого и некой непостижимой истины, заключенной в произведении. Но это иллюзия. Что же делать? Лев Николаевич верил в единственно возможное понимание мироустройства - отречение от знания конечной цели. Если мы признаем, что конечная цель создания романа нам недоступна, отречёмся от всех причин, видимых и невидимых, побудивших писателя взяться за написание произведения, мы постигнем или, по крайней мере, восхитимся и насладимся сполна его бесконечной глубиной, призванной служить целям общим, не всегда доступным человеческому пониманию. Как говорил сам писатель во время работы над романом, конечной целью художника является не неоспоримое разрешение вопросов, а подведение и подталкивание читателя к тому, чтобы любить жизнь во всех её бесчисленных проявлениях, чтобы он плакал и смеялся вместе с главными героями.

Роману «Война и мир» Л.Н. Толстой посвятил шесть лет напряженного и упорного труда. 5 сентября 1863 года А.Е. Берс, отец Софьи Андреевны, жены Толстого, послал из Москвы в Ясную Поляну письмо со следующим замечанием: «Вчера мы много говорили о 1812 годе по случаю намерения твоего написать роман, относящийся к этой эпохе». Именно это письмо исследователи считают «первым точным свидетельством», датирующим начало работы Толстого над «Войной и миром». В октябре того же года Толстой писал своей родственнице: «Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько свободными и столько способными к работе. И работа эта есть у меня. Работа эта - роман из времени 1810 и 20-х годов, который занимает меня вполне с осени... Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как я еще никогда не писал и не обдумывал».

О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи «Войны и мира»: в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. По ним можно проследить всю историю создания романа.

Первоначально Толстой задумал роман о декабристе, возвратившемся после 30-летней сибирской ссылки. Действие романа начиналось в 1856 году, незадолго до отмены крепостного права. Но затем писатель пересмотрел свой замысел и перешел к 1825 году - эпохе восстания декабристов. Вскоре писатель оставил и это начало и решил показать молодость своего героя, совпавшую с грозной и славной порой Отечественной войны 1812 года. Но и на этом Толстой не остановился, и так как война 1812 года находилась в неразрывной связи с 1805 годом, то и все сочинение он начал с этого времени. Перенеся начало действия своего романа на полвека вглубь истории, Толстой решил провести через важнейшие для России события не одного, а многих героев.

Свой замысел - запечатлеть в художественной форме полувековую историю страны - Толстой назвал «Три поры». Первая пора - это начало века, его первые полтора десятилетия, время молодости первых декабристов, прошедших через Отечественную войну 1812 года. Вторая пора - это 20-е годы с их главным событием - восстанием 14 декабря 1825 года. Третья пора - 50-е годы, неудачный для русской армии конец Крымской войны, внезапная смерть Николая I, амнистия декабристов, их возвращение из ссылки и время ожидания перемен в жизни России. Однако в процессе работы над произведением писатель сузил рамки своего первоначального замысла и сосредоточил внимание на первой поре, коснувшись лишь в эпилоге романа начала второй поры. Но и в таком виде замысел произведения оставался глобальным по своему размаху и потребовал от писателя напряжения всех сил. В начале работы Толстой понял, что привычные рамки романа и исторической повести не смогут вместить все богатство задуманного им содержания, и начал настойчиво искать новую художественную форму, он хотел создать литературное произведение совершенно необычного типа. И ему это удалось. «Война и мир», по утверждению Л.Н. Толстого, - не роман, не поэма, не историческая хроника, это - роман-эпопея, новый жанр прозы, получивший после Толстого широкое распространение в русской и мировой литературе.

«ЛЮБЛЮ МЫСЛЬ НАРОДНУЮ»

«Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нем главную основную мысль. Так в «Анне Карениной» я любил мысль семейную, в «Войне и мире» люблю мысль народную вследствие войны 1812 года» (Толстой). Война, решавшая вопрос национальной независимости, открыла перед писателем источник силы нации - социальную и духовную мощь народа. Народ творит историю. Эта мысль озарила все события и лица. «Война и мир» стала историческим романом, получила величественную форму эпопеи…

Появление «Войны и мира» в печати вызвало самую разноречивую критику. Радикально-демократические журналы 60-х гг. встретили роман ожесточенными нападками. В «Искре» за 1869 появляется «Литературно-рисовальное попури» М. Знаменского [В. Курочкина], пародирующее роман. Н. Шелгунов отзывается о нем: «апология сытого барства». На Т. нападают за идеализацию барской среды, за то, что оказалось обойденным положение крепостного крестьянства. Но роман не получил признания и в реакционно-дворянском лагере. Некоторые его представители договорились до обвинения Толстого в антипатриотическом направлении (см. П. Вяземского, А. Нарова и др.). Особое место занимает статья Н. Страхова, к-рый подчеркивал обличительную сторону «Войны и мира». Очень интересна статья самого Толстого «Несколько слов по поводу «Войны и мира» (1868). Толстой как бы оправдывался в некоторых обвинениях, когда писал: «В те времена тоже любили, завидовали, искали истины, добродетели, увлекались страстями; та же была сложная умственно-нравственная жизнь...»

«ВОЙНА И МИР» С ВОЕННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Роман гр. Толстого интересен для военного в двояком смысле: по описанию сцен военных и войскового быта и по стремлению сделать некоторые выводы относительно теории военного дела. Первые, то есть сцены, неподражаемы и, по нашему крайнему убеждению, могут составить одно из самых полезнейших прибавлений к любому курсу теории военного искусства; вторые, то есть выводы, не выдерживают самой снисходительной критики по своей односторонности, хотя они интересны как переходная ступень в развитии воззрений автора на военное дело.

ГЕРОИ О ЛЮБВИ

Андрей Болконский: «Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить. Это совсем не то чувство, которое у меня было прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она и там все счастье, надежда, свет; другая половина - все, где ее нет, там все уныние и темнота... Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив...»

Пьер Безухов: «Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить...»

«МАТЕРЫЙ ЧЕЛОВЕЧИЩЕ»

Уже в годы советской власти Ленин не раз высказывал свое чувство огромной гордости гением Толстого, он хорошо знал и любил его произведения. Горький вспоминал, как в одно из посещений Ленина он увидел на его столе том «Войны и мира». Владимир Ильич сразу же заговорил о Толстом: «- Какая глыба, а? Какой матерый человечище! Вот, это, батенька, художник... И, - знаете, что еще изумительно? До этого графа подлинного мужика в литературе не было.

Кого в Европе можно поставить рядом с ним?

Сам себе ответил:

Некого»

«ЗЕРКАЛО РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»

С одной стороны, гениальный художник, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы. С другой стороны - помещик, юродствующий во Христе.

С одной стороны, замечательно сильный, непосредственный и искренний протест против общественной лжи и фальши, - с другой стороны, «толстовец», т. е. истасканный, истеричный хлюпик, называемый русским интеллигентом, который, публично бия себя в грудь, говорит: «я скверный, я гадкий, но я занимаюсь нравственным самоусовершенствованием; я не кушаю больше мяса и питаюсь теперь рисовыми котлетками».

С одной стороны, беспощадная критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс; с другой стороны, - юродивая проповедь «непротивления злу» насилием.

ПЕРЕОЦЕНКА

«В январе 1871 года Толстой отправил Фету письмо: «Как я счастлив... что писать дребедени многословной вроде «Войны» я больше никогда не стану»

6.12.1908 года Толстой записал в дневнике: «Люди, любят меня за те пустяки - «Война и мир» и т.п., которые им кажутся очень важными»

«Летом 1909 года один из посетителей Ясной Поляны выражал свой восторг и благодарность за создание «Войны и мира» и «Анны Карениной». Толстой ответил: «Это все равно, что к Эдисону кто-нибудь пришел и сказал бы: «Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку». Я приписываю значение совсем другим своим книгам».

ТОЛСТОЙ И АМЕРИКАНЦЫ

Американцы объявили главным романом всех времен и народов четырехтомное произведение Льва Толстого «Война и мир». Эксперты журнала Newsweek составили список из ста книг, объявленных изданием лучшими из всех, которые когда-либо были написаны. В результате отбора в первую десятку, помимо романа Льва Толстого, попали: «1984» Джорджа Оруэлла, «Улисс» Джеймса Джойса, «Лолита» Владимира Набокова, «Шум и ярость» Уильяма Фолкнера, «Человек-невидимка» Ральфа Эллисона, «На маяк» Вирджинии Вульф, «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Гордость и предубеждение» Джейн Остин и «Божественная комедия» Данте Алигьери.

1. во время приезда в имение отца
2. после Бородинского сражения
3. после сдачи Москвы
4. после ранения под Аустерлицем
5. после получения письма от Наташи Ростовой
8.

Укажите ряд любимых героев Л. Н. Толстого :

1. Анатоль Курагин, Борис, Берг
2. Николай Ростов, Долохов, Вера
3. Элен Безухова, Трубецкой, Наполеон
4. Князь Андрей, Пьер Безухов, Наташа Ростова
5. Жюли Карагина, Петр Ростов, капитан Тушин
9.

«Война – это кровь, страдания и смерть» (Л. Н. Толстой). Это слова из:

1. романа «Война и мир»
2. «Севастопольских рассказов»
3. рассказа «Три смерти»
4. «После бала»
5. романа «Воскресение»
10.

Л. Н. Толстой считал единственным средством исправления окружающего мира

1. революцию
2. нравственное самоусовершенствование
3. реформы
4. просвещение народа
5. влияние церкви
11.

Кто из героев романа «Война и мир» погибает а первом бою?

1. Николай Ростов
2. Анатоль Курагин
3. Петя Ростов
4. Долохов
5. Тушин
12.

Как называется имение, в котором жили Л. Н. Толстой и его семья?

1. Михайловское
2. Вешенское
3. Ясная Поляна
4. Шахматово
5. Спасское-Лутовино
13.

Когда у Л. Н. Толстого зародилась мечта о всеобщем счастье людей?

1. в детстве в Ясной Поляне
2. во время учебы в Казанском университете
3. во время Крымской кампании
4. в период педагогической деятельности Л. Толстого
5. в последний период жизни и творчества
14.

Героем своей повести (имея в виду «Севастопольские рассказы») Л. Н. Толстой называет:

1. князя Гальцина
2. правду
3. штабс-капитана Михайлова
4. Калугина
5. Проскухина
15.

Кульминацией романа Л. Н. Толстого «Война и мир» является:

1. война 1805-1807 годов
2. Шенграбенское сражение
3. Бородинское сражение
4. Аустерлицкое сражение
5. Красненское сражение
16.

Раненый князь Андрей Болконский (Аустерлицкое сражение) думает: «Как же я не видал прежде …». Какие слова пропущены из романа «Война и мир» Л. Н. Толстого? 1. этого ужаса
2. этих страданий
3. этих людей
4. этого высокого неба
5. этой славы
17.

К «мудрецам» в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого можно отнести следующий ряд героев:

1. Наполеон, Пьер Безухов, Андрей Болконский
2. Тушин, Кутузов, Каратаев
3. Князь Николай Болконский, Николай Ростов, Пьер Безухов
4. Николай Ростов, Анатоль Курагин, Долохов
5. Сперанский, Наполеон, Каратаев
18.

Какое стихотворение Н. А. Некрасова стало откликом на «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого?

1. «В дороге»
2. «Рыцарь на час»
3. «Внимая ужасам войны»
4. «Пророк»
5. «Орина, мать солдатская»

Какие картины русской истории не отражены Л. Н. Толстым в романе «Война и мир»?



1. Аустерлицкое сражение
2. Бородинское сражение
3. восстание на Сенатской площади
4. Шенграбенское сражение
5. война 1805-1807 годов
20.

О ком идет речь в этом отрывке из романа «Война и мир» Л. Н. Толстого: «В глазах света он был большой барин, несколько слепой и смешной муж знаменитой жены, умный чудак, ничего не делающий, но и никому не вредящий, славный и добрый малый»?

1. Князь Василий Курагин
2. Анатоль Курагин
3. Долохов
4. Андрей Болконский
5. Пьер Безухов
21.

Кто из героев романа «Война и мир» проигрывает крупную сумму своему другу Долохову?

1. Пьер Безухов
2. Николай Ростов
3. штабс-капитан Тушин
4. Борис Друбецкой
5. Петя Ростов
22.

За кого выходит замуж княжна Марья в романе «Война и мир»? .

1. Николай Ростов
2. Анатоль Курагин
3. Ипполит Курагин
4. Пьер Безухов
5. Долохов
23.

Назовите два любимых толстовских женских образа в романе «Война и мир».

1. Наташа Ростова и Элен
2. Соня и Наташа Ростова
3. Княжна Марья и мадемуазель Бурьен
4. Княжна Марья и Наташа Ростова
5. Жюли Карагина и Элен
24.

Какая семья в романе «Война и мир» живет «умом сердца»?

1. Болконские
2. Курагины
3. Безуховы
4. Друбецкие
5. Ростовы
25.

Последний роман Л. Н. Толстого :

1. «Война и мир»
2. «Воскресение»
3. «Анна Каренина»
4. «Крейцерова соната»
5. «Отец Сергий»
26.

В каком произведении Л. Н. Толстого впервые прозвучала «наполеоновская» тема?

1. «Война и мир»
2. «После бала»
3. «Кавказский пленник»
4. «Набег»
5. «Севастопольские рассказы»
27.

Вторая часть трилогии Л. Н. Толстого о разных эпохах в жизни человека называется:

1. «Юность»
2. «Отрочество»
3. «Моя жизнь»
4. «Исповедь»
5. «Мои университеты»
28.

В 1860-е годы Л. Н. Толстой увлекается:

1. театром
2. педагогической деятельностью
3. революционной деятельностью
4. живописью
5. архитектурой
29.

Действие романа «Война и мир» охватывает период:



1. 20 лет
2. 25 лет
3. 15 лет
4. 10 лет
5. 30 лет
30.

В каком произведении Л. Н. Толстого отражены события Крымской войны, участником которой стал сам Толстой?

1. «Севастополь в мае»

2. «Набег»
3. «Кавказский пленник»
4. «Война и мир»
5. «Юность»

Укажите среди топонимических реалий романа Л.Н. Толстого "Война и мир" лишнее:

1. Никольское

2. Богучарово

3. Лысые Горы

" черные глаза, большой рот".

1. Наташа Ростова

2. Княжна Марья

3. Жена князя Андрея Лиза.

Отличительная особенность портретной живописи Л.Н. Толстого - закрепление за персонажем какой-то характерной черты внешнего облика. Определите по одному-двум штрихам к портрету персонаж романа "Война и мир":

" лучистые глаза, тяжелая походка".

1. Наташа Ростова

2. Княжна Марья

3. Жена князя Андрея Лиза

Отличительная особенность портретной живописи Л.Н. Толстого - закрепление за персонажем какой-то характерной черты внешнего облика. Определите по одному-двум штрихам к портрету персонаж романа "Война и мир":

" оголенные белые, полные плечи".

1. Наташа Ростова

2. Марья Болконская

3. Элен Курагина

Отличительная особенность портретной живописи Л.Н. Толстого - закрепление за персонажем какой-то характерной черты внешнего облика. Определите по одному-двум штрихам к портрету персонаж романа "Война и мир":

"плешивая голова, плоское лицо".

1. Василий Курагин

2. Николай Андреевич Болконский

3. Пьер Безухов

Hазовите, кому адресовано письмо, отрывок из которого приведен (роман Л.H.Толстого "Война и мир"): "Ваш сын, в моих глазах, с знаменем в руках, впереди полка пал героем, достойным своего полка и своего отечества. К общему сожалению моему и всей армии, до сих пор неизвестно - жив он или нет".

1. Отцу Андрея Болконского

2. Отцу Анатоля Курагина.

3. Отцу Hиколая Ростова

В кабинете какого героя романа Л. Н. Толстого "Война и мир" должны находиться следующие предметы: "токарный станок с разложенными инструментами и с рассыпанными кругом стружками"?

1. Князя Николая Андреевича Болконского

2. Маршала Даву

3. Пьера Безухова

Укажите ненужные предметы для кабинета князя Hиколая Андреевича Болконского:

1. токарный станок с разложенными инструментами и с рассыпанными кругом стружками

2. высокий стол для писания стоя

3. Большой стол, на котором стояли вазы с фруктами

«Война и мир» - центральное произведение в творческом наследии Толстого, над которым писатель работал в течение 7 лет. К моменту создания окончательного варианта романа во многом изменились его замысел и характеристики героев: первоначально автор замыслил произведение о вернувшемся после амнистии 1855 года декабристе Петре и его жене Наталье, однако постепенно первоначальный замысел преобразился – расширились границы действия романа во времени и в пространстве, наряду с романным, в произведении толстого ярко выражено эпопейное начало. Авторская задача – понять и осмыслить свою современность через историю.

В основу романа-эпопеи положены события, особо важные для истории народа; переломные, рубежные эпохи, открывающие важные закономерности исторического развития страны. Предметом изображения Толстого явилась сама история, представленная как единый жизненный поток, совмещающий сцены сражений и любовных мечтаний героев, исторических встреч монархов или полководцев и частных радостей и страданий. В этом движении оказываются естественными проявлениями самой жизни и крик новорожденного Николеньки Болконского, и стоны раненых на Бородинском поле, и смех Наташи Ростовой, и слезы Кутузова, узнавшего, что французы ушли наконец из разоренной Москвы. История предстает в романе Толстого живой, движущейся, созидающейся на наших глазах, этот единый жизненный поток органично включает в себя авторские комментарии и размышления, а потому прошлое кажется в романе не отдаленным от нас, а приближенным, современным, многое открывающим в сегодняшней жизни.

Действие романа-эпопеи охватывает значительный временной период и происходит на обширном пространстве, и, как следствие этого, произведение этого жанра особенно велико по объему и сложно по построению. Время действия в произведении Толстого охватывает 15 лет: роман открывается сценой вечера в доме Анны Павловны Шерер в 1805 году и заканчивается изображением частной жизни Пьера Безухова и Наташи Ростовой, Николая Ростова и Марьи Болконской в 1820 году. Огромный исторический и жизненный материал романа составит три основных пласта: 1805-1811 годы – это сложные французско-русские отношения начала 19 века, стремление главных героев к счастью, обретения и потери на этом пути; кульминация романа – война 1812 года, в пожаре которой соединились разные судьбы и частные жизни; продолжение духовных поисков героев после этого общенационального события, которое предопределило дальнейшую историю и целой страны, и отдельных людей.

На страницах романа Толстой создает ёмкий образ народа – некое единство духа во множестве разных индивидуальностей. Скрепляющей всю эпическую масштабность романа оказывается «мысль народная», которую Толстой называл «особенно любимой».

Изображение общенародного бытия в жанре романа-эпопеи совмещается с раскрытием глубин отдельной души; в существовании отдельной личности по-своему проявляется состояние всего мира; в частных, конкретных эпизодах жизни героев обнаруживаются глубинные закономерности истории. Романное начало в эпопее как раз и связано с изображением неповторимых судеб и характеров, сложными индивидуальными духовными исканиями героев.

 

 

Это интересно: