→ Певица сезария. Пять лучших песен сезарии эворы. Когда слова не важны

Певица сезария. Пять лучших песен сезарии эворы. Когда слова не важны

Сезария Эвора (порт. Cesária Évora; по прозвищу «босоногая дива»; 27 августа 1941, Минделу - 17 декабря 2011, Сан-Висенте) - певица с островов Зелёного Мыса, исполнительница морны, фаду и модиньи. Пела на кабовердийском креольском. Акустическое обрамление голосу составляли рояль, гавайская гитара, аккордеон, скрипки и кларнет. Сезария Эвора является двукратной обладательницей французской музыкальной награды - «Виктуар де ля мюзик» (в 2000 году за альбом Café Atlantico и в 2004 году за альбом Voz d’Amor). Пять раз она была номинирована на Грэмми и один раз стала лауреатом этой премии (за альбом «Voz d’Amor» в 2004). 6 февраля 2009 года Сезария Эвора награждена французским орденом Почётного легиона. На сцену Эвора неизменно выходила босиком - это символическая дань бедности, в которой жили (и почти половина продолжают жить) её земляки на Островах Зелёного Мыса. Певица ходила босиком и в жизни, на протяжении многих лет. Она обувалась лишь в сандалии во время поездок по странам с умеренным климатом.

С 1958 года, то есть с 17-летнего возраста Сезария Эвора работала в музыкальных барах Минделу. Первоначально исполняла песни в стиле «морна» (порт. morna) - жанр, традиционный для Островов Зелёного Мыса, а также «фаду» (порт. fado), африканские песни и коладера. Свой первый сольный альбом певица записала в сорок три года в Лиссабоне. Первым продюсером Эворы стал другой известный певец - кабовердец Тито Парис. Там же в Лиссабоне в ресторане «Enclave» (где собирался клуб лиссабонских кабовердцев), её услышал Жозе да Силва, француз с кабовердийскими корнями, и был покорён её голосом так, что посвятил три года тому, чтобы сделать её знаменитой. Он привёз уже 47-летнюю певицу во Францию. С этого момента началось её сотрудничество с «Lusafrica». В начале 1980-х годов Сезария Эвора начала тур по Европе. А уже в 1988 году она стала знаменита на весь мир. Особое признание певица получила после выхода её четвёртого альбома «Мисс Перфумаду» в 1992 году. Первое выступление певицы в России состоялось в апреле 2002 года в театре Анатолия Васильева на Сретенке. Этот концерт был закрыт для широкой публики и официально о визите не сообщалось. Второй концерт прошёл в мае того же года в Малом театре. В последующие годы певица неоднократно выступала в России с концертами в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Барнауле, Екатеринбурге, Перми, Твери, Архангельске, Уфе, Тюмени, Ярославле, Самаре, Иркутске, Красноярске, Новосибирске, Омске, Нижнем Новгороде, Томске, Владивостоке, Хабаровске и Казани. В мае 2010 года из-за проблем с сердцем певице пришлось отменить все свои концертные выступления до конца года. В сентябре 2011 года она объявила о завершении певческой карьеры. 17 декабря 2011 года Сезария Эвора скончалась в Кабо-Верде в возрасте 70 лет. Причины смерти - сердечно-лёгочная недостаточность и артериальная гипертензия.

Ее песни как легкий морской бриз на тихом вечернем побережье во время заката солнца: с одной стороны, простое человеческое счастье, а с другой - бесконечно светлая грусть. Она поет песни рая, куда человек вернулся, зная, что в любую секунду может его потерять… Африканская Эдит Пиаф, 62-летняя бабушка с островов Зеленого Мыса, всю свою жизнь пела в прокуренных портовых барах. И начала свою профессиональную карьеру лишь в 47 лет. Доходы от концертной деятельности Эворы формировали чуть ли не половину казны ее родины - Кабо-Верде. Ее манера исполнения морна протяжных и мелодичных романтических баллад на креольском языке сводила с ума мировых ценителей музыки.

Эвора родилась 27 августа 1941 года в портовом городе Минделу (Кабо-Верде) в семье музыканта. С 17 лет Сезария начинает выступать в барах Минделу, исполняя в основном произведения поэта и композитора Б. Леза, чьи морны стали классикой архипелага. В 1975 году на архипелаге, после долгой борьбы за независимость от Португалии, происходит переворот и устанавливается промарксистский режим. В стране тяжелое экономическое положение. Сезария уже не может зарабатывать себе на жизнь пением. Непризнанная, она замолкает на десять долгих лет. Успокоение она находит в коньяке и сигарах. В 1985 году Сезария уступает просьбам своих друзей и участвует в записи коллективного альбома лучших исполнительниц морн с Кабо-Верде. В1986 году состоялась запись ее первого сольного альбома в Лиссабоне. За ним следует много концертов в разных странах в среде диаспоры Кабо-Верде. Вскоре последовала знаменательная встреча с Хосе Да Сильва, соотечественником Сезарии, живущим во Франции. Фанат музыкальной культуры своего народа, Хосе ночью работает путевым обходчиком, а дни посвящает музыке. Именно он берет в свои руки ее карьеру, в результате чего в этом же году выходит ее первый французский альбом «Босоногая Дива». Этим альбомом начинается ее сотрудничество с Lusafrica, которое длится до сих пор.

В 1990 году выходит второй альбом Сезарии «Судьба красавицы». Этот альбом не делает много шума, но слава Сезарии растет в среде диаспоры Кабо-Верде. В 1991 году Сезарию ждет успех на фестивале в Ангулеме. Она замечена французской прессой. И, хотя ее выступление в Париже 2 июня 1991 года собирает лишь соотечественников, «Либерасьон» пишет о ней в восторженных выражениях. Сезария отмечает свое пятидесятилетие выпуском нового альбома, о котором восторженно отзывается Le Monde. Диск звучит по радио, ее сольный концерт 14 декабря полностью распродан, ее аудитория на сей раз состоит уже практически из одних европейцев. В 1992 году происходит запись альбома «Мисс Перфумадо», за который Сезария получает Золотой Диск, став второй африканкой после Мириам Макеба, достигшей подобного успеха.

1993 год - год триумфа Сезарии во Франции. Пресса захлебывается от восторга и смакует детали ее жизни, ее непомерную страсть к курению и коньяку, ее трудную жизнь в Минделу на краю света, называя ее африканской Билли Холидей. В этом году проходят первые концерты в Олимпии, весь Париж у ее ног. Весь этот год проходит в гастролях: Португалия, Канада, Испания, Япония…

В 1994 году открытие Бразилии и встреча Сезарии с бразильцем Каэтано Велозо, оказавшим большое влияние на ее творчество. Снова бесчисленные турне по всему миру… И почти в каждой стране лучшие певцы просят ее спеть с ними. Сезария всегда охотно идет на эксперимент: ее партнерами стали Рита Мицуко, Катрин Ринджер, Каэтано Велозо и другие. В этом же году выходит сборник «Красивейшие морны Сезарии». Этот год знаменателен тем, что Сезария побеждает свою страсть к коньяку, спутнику ее десятилетней депрессии. В 1995 году - американское турне Сезарии. Ее альбом «Сезария», уже получивший Золотой Диск во Франции, становится хитом в США (продано 150 тыс. экземпляров). Ее концерты берут штурмом. Американская шоу-элита прорывается на ее концерт. В этом же году она записывает танго Ausencia для фильма Эмира Кустурицы «Андеграунд». Сезария много гастролирует. В 1997 году выходит новый альбом «Кабо-Верде», бесчисленные турне, включая США, где этот диск выдвинут на премию Grammy-Awards. В 1998 году новый сборник «Лучшее Сезарии Эворы», куда включены все лучшие ее песни, а также Besame mucho на испанском языке, ранее записанный для фильма «Большие ожидания». Она спела, казалось бы, уже окончательно заигранный хит, - и спела так, как будто до автора этой песенки, мексиканки Консуэло Веласкес, слова «целуй меня крепче» никто не перекладывал на музыку. И опять Сезария колесит по всему миру с концертами.

В 1999 году выходит ее новый альбом «Кафе «Атлантико»» сначала во Франции, затем тиражируется по всему миру. Родина Сезарии, порт Минделу и острова Сан Винсенте стали главными темами альбома. «Кафе «Атлантико»», собирательное название бесчисленных баров Минделу, где когда-то пела Сезария, расходится в 600 тыс. экземпляров. Этот диск приносит ей Victoire dela musique - высшее признание музыкального успеха во Франции.

В 2001 году появляется альбом Сезарии «Сан Винсенте издалека» - квинтэссенция творческого пути Сезарии, в котором она утверждается не только как высочайшей пробы профессионал, но и сила, умеющая объединить вокруг себя лучших музыкантов и исполнителей. В июле 2002 года выходит двойной альбом «Антология». Сейчас в Париже, в ее штаб-квартире, идет работа над следующим альбомом. Бабушка Сезария, потерявшая троих мужей, устала гастролировать (возраст и болезни дают знать) и собирается больше времени проводить в студиях, записывая диски. В Миндело, как и в большинстве портовых городов, бурно кипела ночная жизнь, везде – в клубах, на улицах, на пляже – играла музыка. В моде были все стили: баллады, вальсы, фокстроты, контраданс. Однако наиболее популярными считались морна и коладера – медленные и ритмичные песни, выражающие ностальгию, любовь, печаль и тоску.

Обладая сильным и эмоциональным голосом, наиболее подходящим для этих стилей, Цесария быстро нашла свою нишу в музыкальной жизни Миндело и благодаря регулярным и запоминающимся выступлениям скоро завоевала титул «королевы морны».С верными ей музыкантами она переезжала из клуба в клуб, давая концерты и зарабатывая на жизнь от щедрот своих поклонников. Однако в конце 50-х порт стал приходить в упадок, а когда в 1975 году Сенегал получил независимость от Португалии, торговля в Кабо-Верде быстро свернулась, и большинство музыкантов эмигрировало в другие части света. Цесария же Эвора решила остаться на родине.

Певица из Кабо-Верде. Исполнительница направлений морна, фаду и модинья на диалекте португальского языка.

Сезария Эвора (Cesária Évora) родилась летом 1941 года на островах Зеленого Мыса. Когда девочке исполнилось семь лет, ушел из жизни ее отец и глава их большой семьи. Через три года Сезария Эвора оказалась в детском доме, так как мать работала поваром и была не в состоянии самостоятельно вырастить шестерых детей.

Творческий путь Сезарии Эвора / Cesária Évora

Ее первое музыкальное выступление состоялось в шестнадцатилетнем возрасте в портовой таверне.

– Я пела в барах Миндело. Музыка там была аккомпанементом задушевной беседе под стаканчик грога. Меня все угощали, и я втянулась. Когда перестала петь, алкоголь спасал от черных мыслей. Но теперь я снова пою, и мне не нужен коньяк. Пью только воду.

Сезария Эвора начинала свою музыкальную карьеру с исполнения композиций в стиле морна, характерного для островов Зеленого Мыса. Вскоре она стала выступать с африканскими песнями, блюзом и композициями фаду. Выступления Сезарии Эвора нередко сопровождали рояль, аккордеон, кларнет и гавайская гитара.

– Наша музыка – смесь самых разных направлений. Некоторые говорят, что это блюз или джаз. Некоторые – что мы исполняем африканские или бразильские композиции. Но на самом деле никто не знает правды. Музыка – это универсальное средство общения. Даже если ты не знаешь языка, ты все равно слушаешь и понимаешь ее. Люди говорят на языке ритмов.

Сущностью стиля морна является глубокая ностальгия и тоска, которую можно выразить португальским словом sodade. Темами большинства композиций Сезарии Эвора стали превратности любви, боль, страдание в изгнании и стремление вернуться на родину.

В 1960 году Сезария Эвора пела на португальском круизном судне, которое останавливалось в ее родном городе. Ее можно было услышать на местных радиостанциях. Через пять лет по приглашению кабо-вердеанской певицы Баны (Bana) Сезария Эвора оказалась в столице Португалии Лиссабоне. Там она записала свой первый сольный альбом.

В ресторане Enclave на исполнительницу обратил внимание музыкант Жозе да Силва и пригласил сделать несколько записей в Париже. Во Франции Сезария Эвора начала сотрудничать с компанией Lusafrica.

Сезария Эвора известна, как «босоногая дива», так как на сцене ее можно было увидеть исключительно босиком. Это своеобразная дань той бедности, в которой живут ее земляки.

Кроме этого, Сезария Эвора никогда не скрывала своей любви к сигаретам. Однажды во время концерта в Нью-Йорке она проигнорировала жесткий запрет на курение в зале и зажгла сигарету, чем вызвала бурные аплодисменты зрителей.

В 1988 году вышел альбом «La Diva Aux Pieds Nus», который принес Сезарии Эвора международное признание. Через пять лет ее диск «Miss Perfumado» разошелся тиражом в триста тысяч копий по всему миру.

Сезария Эвора активно участвовала в благотворительных кампаниях. Благодаря ей в Кабо-Верде была полностью восстановлена система начального школьного образования.

В 1995 году Сезария Эвора была впервые отмечена в номинации на музыкальную премию «Грэмми». Через два года она стала лауреатом награды KORA All African Music сразу в трех категориях: «Лучший артист из Западной Африки», «Лучший альбом» и специальный приз жюри. В 2004 году ее альбом «Voz d"Аmоr» получил премию «Грэмми». Сезария Эвора также является двукратной обладательницей французской музыкальной награды Victoire de la Musique.

В апреле 2002 года состоялось первое выступление Сезарии Эвора в России, в театре Анатолия Васильева на Сретенке. Это был так называемый концерт для узкого круга слушателей. Через месяц артистка дала еще один концерт в Малом театре.

Сезария Эвора никогда не была замужем, но у нее есть трое детей от разных мужчин.

В мае 2010 года Сезария Эвора дала свой последний концерт в Лиссабоне. Через два дня у нее случился сердечный приступ, после чего артистку прооперировали в Парижском госпитале. 16 мая Сезария была выписана из отделения интенсивной терапии, но в сентябре 2011 года ее агент сообщил, что она прекращает свою концертную деятельность в связи с проблемами со здоровьем.

Она перебралась в свой родной дом в Миндело, где и скончалась от сердечно-легочной недостаточности и артериальной гипертензии 17 декабря 2011 года. Легендарной певице Сезарии Эвора было семьдесят лет.

Дискография Сезарии Эвора / Cesária Évora

  • Nha Sentimento (2009)
  • Rogamar (2006)
  • Voz d"Amor (2003)
  • São Vicente di Longe (2001)
  • Café Atlantico (1999)
  • Cabo Verde (1997)
  • Cesária (1995)
  • Miss Perfumado (1992)
  • Mar Azul (1991)
  • Distino di Belita (1990)
  • La Diva Aux Pieds Nus (1988)

В Миндело, как и в большинстве портовых городов, бурно кипела ночная жизнь, везде - в клубах, на улицах, на пляже - играла музыка. В моде были все стили: баллады, вальсы, фокстроты, контраданс. Однако наиболее популярными считались морна и коладера - медленные и ритмичные песни, выражающие ностальгию, любовь, печаль и тоску. Обладая сильным и эмоциональным голосом, наиболее подходящим для этих стилей, Цесария быстро нашла свою нишу в музыкальной жизни Миндело и благодаря регулярным и запоминающимся выступлениям скоро завоевала титул "королевы морны". С верными ей музыкантами она переезжала из клуба в клуб, давая концерты и зарабатывая на жизнь от щедрот своих поклонников. Однако в конце 50-х порт стал приходить в упадок, а когда в 1975 году Сенегал получил независимость от Португалии, торговля в Кабо-Верде быстро свернулась, и большинство музыкантов эмигрировало в другие части света. Цесария же Эвора решила остаться на родине.

Известная в тех краях певица Бана и женская ассоциация Кабо-Верде не раз приглашали ее для записи в Лиссабон, но ни один продюсер почему-то не заинтересовался ею. И вот в середине 80-х Хосе Да Сильва, молодой француз кабо-верденских корней, был так тронут пением Цесарии, что убедил ее поехать с ним в Париж для записи пластинки. В 1988 году вышел первый альбом певицы La Diva aux Pieds Nus, за ним последовали Distino di Belita (1990) и Mar Azul (1991). Однако настоящее признание пришло только в 1992 году с выходом в свет альбома Miss Perfumado, который своим триумфальным шествием от Парижа до Лиссабона и от Монреаля до Барселоны за один момент превратил 52-летнюю Цесарию Эвору в поп-звезду, чей диск только во Франции был продан в количестве более чем 200000 экземпляров. За привычку появлять на сцене босиком в знак солидарности с бедными африканскими женщинами и детьми ей дали шуточное прозвище "босоногая дива", на что она нисколько не обижается. По всему миру покатилась волна увлечения морной - кабоверденской версией блюза.

Вышедший в 1995 г. альбом Cesaria (дебют на лейбле Nonesuch) был выдвинут на соискание премии Грэмми и назван "Лучшим альбомом года" более чем дюжиной центральных американских изданий, включая The New York Times, Boston Globe, Philadelphia Inquirer, Denver Post, Minneapolis Star-Tribune, San Diego Union и CD Review. На этом поднявшемся почти до самых вершин чартов Билборд и остававшемся там значительное время диске певица своим пронизывающим душу вокалом и трогательной лирикой пытается воссоздать сказочную атмосферу кабоверденских ночей. Здесь Цесарии, большой поклоннице Эдит Пиаф, Билли Холидей и Бесси Смит, аккомпанирует большой состав акустических инструментов: несколько гитар (включая кавакино - небольшую 4-струнную ритм-гитару), скрипка, аккордион и кларнет. Записанные "живьем" они усиливают плавность и эмоциональную глубину звучания ее голоса. Альбом начинается дебютным синглом "Petit Pays" и включает несколько более ритмичных вещей, а также ряд душещипательных мелодий, которые Цесария исполняет со свойственной ей неподражаемой небрежностью. Французская газета La Vie (Paris) написала об этом альбоме: "Шарм Цесарии Эворы, ее богатый, насыщенный теплыми тонами голос снова как и прежде трогают нас. Не упустите возможность получить истинное удовольствие."

Цесарию Эвору с энтузиазмом принимают в Европе, особенно во Франции, где ее последний альбом стал дважды золотым, и в Португалии. Газета Le Monde (Paris) восторженно замечат, что "голос Эворы способен тронуть любую душу". Последние ее выступления включали два аншлаговых концерта на джазовом фестивале в Монреале в 1995 г. и краткое турне по США прошлой весной. В будущем, в октябре 1996 г., намечена ее поездка по 27 городам Северной Америки с остановками в Нью-Йорке, Бостоне, Нью-Орлеане, Лос-Анжелесе, Чикаго, Миннеаполисе, Монреале, Ванкувере, Портланде, Хьюстоне и Остине.

Сезария Эвора вошла в музыкальную историю босиком и заняла свое место в ней как известная певица и композитор. Пик популярности к Сезарии пришел в 52 года. Дивный тембр сильного и эмоционального голоса босоногой примы не оставляет равнодушным никого. Любой услышавший, как поет Сезария Эвора свой своеобразный «саудаджи», сразу проникается историей, звучащей на незнакомом языке. Мелодия песни льется из уст исполнительницы настолько проникновенно, что ее не нужно переводить - душа все понимает и чувствует без лишних подсказок.

История босоногой дивы

В 1941 году, в конце августа, на острове Сао-Висенте, в городе Миндело, в большой небогатой семье родилась Сезария Эвора. Биография будущей поп-звезды сосредоточена вокруг родного острова, который она не покидала всю свою жизнь. Отец семейства рано умер, оставив семерых детей на попечительстве матери.

Сезария с 14 лет начинает выступать на сценах родного портового городка. Следуя музыкальной моде того времени, она исполняет коладеру, африканские песни и морну - ностальгические мотивы о любви, печали, разлуке, жизни. Магический тембр певицы завораживающе действовал на слушателей.

В 17-летнем возрасте у исполнительницы медленных и ритмичных кабовердийских песен уже сформировался свой состав музыкантов. Так Сезария со своей группой длительное время и выступает, переезжая из клуба в клуб, давая концерты и зарабатывая этим на существование. Чернокожая яркая девушка с запоминающейся фактурой затрагивала своим дивным голосом тонкие струны души слушателей. Она быстро завоевала признание и любовь своего народа, получив титул «королевы морны».

В 1975 году, после изменения политического статуса Сенегала, Сезария не стремится эмигрировать, а остается в родном городе. Продолжая работать в привычном амплуа, певица несколько раз пытала счастье, записываясь в Лиссабоне. Но стать известной ей было суждено лишь в 80-х, после знакомства с молодым французом Хосе Да Сильва, который был поражен и покорен исполнением Сезарии. Согласившись на его уговоры поехать в Париж и записать пластинку, певица кардинально меняет свой образ жизни.

Чернокожая золушка

После первого альбома, выпущенного в 1988 году, Сезария практически каждый год выдает новый. В 1992 году, после записи пластинки Miss Perfumado, 52-летняя исполнительница становится поп-звездой. Выступая босиком под аккомпанирование скрипки, кларнета, рояля, аккордеона и гавайской гитары, она приобретает очень большую известность во всей Европе. Мир, насытившись бульварными романсами и шансоном, увлекся португальским блюзом по версии кабо-верди - джаз на своеобразном креольском диалекте.

Пик популярности

В 1995 году вышедший альбом Cesaria был номинирован на премию «Грэмми» и признан большим количеством центральных американских изданий «лучшим альбомом года». Музыкальные композиции из этого сборника длительное время занимали самые высокие позиции чартов. Сезария получает признание во всей Европе, России, Украине, а особенно во Франции. Популярность ее была огромной в то время и остается такой же сейчас. Песни в ее исполнении, как и она сама, навсегда вошли в историю и продемонстрировали, как талант побеждает над роком. В музыке, которую она поет, вся Сезария Эвора. «Бесаме Мучо» в ее исполнении звучит романтично, проникновенно, глубоко, с внутренним шармом и красотой, присущими только этой чернокожей женщине.

Сильная личность

Личное счастье в любви у Сезарии не сложилось. Семью с любящим и понимающим человеком, который смог бы поддержать ее в беде и радости, создать не удалось, но зато от поиска второй половинки у нее осталось трое замечательных детей. Воспитанием их она занималась сама. Печаль, тоска и одиночество этой женщины тонко чувствуются в ее песнях. Всю любовь она посвящает детям, музыке, своему народу, родине.

Став известной, Сезария больше остро не нуждается в средствах к существованию. Слава поп-звезды принесла хорошие доходы, которые она не особо тратит на себя. Купив себе отчий дом и несколько недорогих автомобилей, почти все заработанные миллионы она отдает на развитие систем здравоохранения и образования в своей стране. Понимая, как живут ее соотечественники, она помогает им, всегда помнит, откуда она родом, и остается верна своим принципам.

Вклад певицы в музыкальную культуру

Образ существования людей архипелага Кабо-Верде наложил отпечаток на творчество Сезарии Эворы. Большая часть кабовердийского народа по сей день живет за чертой бедности, как и она сама когда-то. Этим объясняется ее неизменное выступление на сцене босиком. Это дань народу и его нищете, это часть их культуры. Так и жила, не изменяя своим принципам и взглядам, Сезария Эвора. Биография ее демонстрирует, как она всегда стремилась нести в массы особое португальское слово - «саудаджи». Исполняя на крупных и известных концертных площадках песни на странном креольском диалекте, она всему миру смогла рассказать историю своего народа, показать личную душевную красоту смесью лирики и патриотизма.

 

 

Это интересно: