→ Значение пословицы в творчестве а н островского. Что же дал русской драматургии Островский? Значение драматургии Островского для русской литературы

Значение пословицы в творчестве а н островского. Что же дал русской драматургии Островский? Значение драматургии Островского для русской литературы

ГБПОУ «Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е.Жуковского»

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ В ПЬЕСАХ А.Н.ОСТРОВСКОГО

«СВОИ ЛЮДИ – СОЧТЕМСЯ!»

И «БЕСПРИДАННИЦА»


Мы теперь стараемся все наши идеалы и типы…изобразить до самых мельчайших бытовых

подробностей, а главное, мы считаем первым

условием художественности в изображении данного

типа верную передачу его образа выражения, т.е.

языка и даже склада речи.

А.Н.Островский





По подсчетам лингвистов, в текстах его пьес насчитывается 307 пословиц и поговорок. Некоторые из них автор вынес в название своих пьес:

Свои люди - сочтемся. Комедия, 1849.

Не в свои сани не садись. Комедия, 1852, публ. 1853.

Бедность не порок. Комедия, 1853, публ. 1854.

Не так живи, как хочется. Народная драма, 1854, публ. 1855.

В чужом пиру похмелье. Комедия, 1855, публ. 1856.

Не сошлись характерами! Картины московской жизни, 1857, публ. 1858.

Кошке игрушки, а мышке слезки, 1858, публ. 1858.

Старый друг лучше новых двух, 1859, публ. 1860.

Свои собаки грызутся, чужая не приставай!. 1861, публ. 1861.

За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова)1861, публ. 1861.

Грех да беда на кого не живет. Драма, 1863.

На всякого мудреца довольно простоты. Комедия, 1868.

Не все коту масленица. Сцены из московской жизни, 1871.

Не было ни гроша, да вдруг алтын. Комедия, 1871, публ. 1872.

Правда - хорошо, а счастье лучше. Комедия, 1876, публ. 1877.

Без вины виноватые. Комедия, 1883, публ. 1884.

Не от мира сего. Семейные сцены, 1884, публ. 1885.

Светит, да не греет, 1880, публ. 1881.


«Свои люди – сочтемся!»

Через всю пьесу проходит мотив счета, точнее, обсчета, который находит свое отражение и в речи героев посредством использования пословиц и поговорок. В этом произведении автор использует, по нашим подсчетам, 32 народные пословицы и поговорки.


Самсон Силыч Большов

«Пустит в одной рубахе по миру»

«Этот народ одной рукой крестится, а другой в чужую пазуху лезет»

«За большим погонишься, и последнее отнимут»

«И богу-то угодить на чужой счет норовят»

«Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю»

«Гусь свинье не товарищ»

«Знай, сверчок, свой шесток»

«У баб да у пьяных слезы дешевы»


Подхалюзин Лазарь Елизарыч

- способность к обману: «Свои люди –сочтемся!»;

- умение приспосабливаться: «В добрый час молвить, в худой промолчать» и «Все перемелется – мука будет»;

- желание унизить тех, кто слабее: «Гром гремит не из тучи, а из навозной кучи»;

- завышенное самомнение: «После меня хоть трава не расти».


«Бесприданница»

Нам удалось обнаружить только 6 подобных единиц в этом произведении.

2 раза их использует Вожеватов: «Всякому товару цена есть» и «На грех и из палки выстрелишь».

2 раза их использует Паратов: «На вкус и цвет образа нет» и «Один любит арбуз, а другой - свиной хрящик».

1 раз - Кнуров: «Дорогой бриллиант дорогой оправы требует».

1 раз - Карандышев: «Не все то золото, что блестит».


«Свои люди – сочтемся!»

«Почудили на своем веку, теперь нам пора»

«Каков туз, а в трубу вылетел»

«Молодость- то не бездонный горшок, да и тот, говорят, опорожняется»

«Малого ребенка пришлете - в луковице не обочтем»


«Бесприданница»

«В любви равенства нет»

«В любви приходится иногда и плакать» «Без хитрости на свете не проживешь»

«Не все злодеи – преступники»


А.Н.Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением резво и живо изображать самые существенные ее стороны.

Н.А.Добролюбов


Литература

1. А.Н.Островский Избранные пьесы. – М.: 1982.

2. Даль В.И.Пословицы и поговорки русского народа.- М.: 1957.

3. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – Санкт – Петербург: 2006.


Островский Александр Николаевич - русский драматург, писатель. Пьесы Островского еще при жизни писателя сформировали репертуар в Москве. И сейчас его пьесы являются основой репертуара этого театра.

Островский любил русские пословицы. Многие его пьесы имеют названия, заимствованные из русских пословиц: "Бедность не порок" (1854), "Не все коту масляница" (1871), "Не было ни гроша, вдруг алтын" (1872) и т.д. Пьесы Островского удивительно актуальны и сегодня, несмотря на то, что были написаны более 100 лет тому назад.

Годы жизни: 1823 - 1886.

Отец писателя Николай Федорович Островский был сыном костромского священника. Окончил курс в духовной академии, но служил стал в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Он был успешным адвокатом, в итоге разбогател, купил несколько домов (сдавал их в аренду) и получил дворянский титул.

Мать Любовь Ивановна родом из низшего духовенства (умерла в раннем детстве писателя). Систематического образования не получил. Детство и часть юности прошли в центре Замоскворечья. Отец хотел сделать из Островского юриста. Окончив в 1840 гимназический курс в 1-й Московской гимназии, Островский поступил на юридический факультет Московского университета . Но проучившись всего 2 года (до 1843 года), писатель ушел из МГУ, так и не окончив его.

В 1843 году по желанию отца, он поступил на службу канцеляристом в Московский совестный суд. В 1845 году он перешел в Московский коммерческий суд. В московских судах Островский служил до 1851. Службу в судах Островский воспринимал как повинность. Но он ее добросовестно исполнял. Впоследствии, опыт судебной работы очень помог ему при создании злободневных произведений. Многие идеи для пьес Островский взял именно оттуда.

Судя по всему, отец был недоволен своим сыном. Он хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Но сына явно тянуло в драматургию.

Первую пьесу драматурга "Картины семейного счастья" опубликовал московский журнал "Московский городской листок" в 1847 году. Свою первую работу Островский прочитал узкому кругу на квартире профессора Московского университета Шевырева С.П. и получил высокую оценку. Позже, незадолго до своей смерти, драматург напишет "С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание".

Литературную известность Островскому принесла комедия "Свои люди - сочтемся!" (первоначальное название - "Банкрут"), опубликованная в 1850. К постановке на сцене комедия была запрещена, так как московское купечество, обиженное за все свое сословие, пожаловалось царю. Островский был уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I (надзор был снят только после воцарения Александра II). На сцену пьеса была допущена только в 1861.

В январе 1853 года на сцене Большого театра состоялась первая театральная постановка - пьеса "Не в свои сани не садись". Причем пьесу выбрала для своего бенефиса знаменитая актриса того времени Косицкая Л.П. Актриса (слегка располневшая после родов) играла Дуняшу. Спектакль прошел с успехом и принес известность драматургу. В последующем, большая часть пьес драматурга ставилась в Малом театре. Из 47 пьес писателя 46 поставлено на сцене малого театра, который часто называют "Домом Островского".

В 1856 году Островский написал пьесу "Доходное место", где разоблачались мелкие страсти чиновников. В основу пьесы драматург положил сведения, полученные им из работы в судах. Известный актер того времени Садовский П.М. выбрал эту комедию для своего бенефиса. Все билеты были раскуплены, но спектакль запретили к показу как "сочинение, позорящее государственных чиновников". Впервые эта пьеса вышла на сцену в 1863 году в Петербурге в Александрийском театре.

С 1856 Островский становится постоянным сотрудником журнала "Современник".

В 1860 в печати появилась "Гроза", вызвавшая статью Добролюбова ("Луч света в темном царстве").

В 1863 Островский был награжден Уваровской премией и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук.

С января 1866 был заведующим репертуарной частью московских императорских театров. В 1874 было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти. Работая в комиссии "для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления", учрежденной в 1881 при дирекции Императорских театров, он добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов. В 1885 Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.

В последние годы А.Н. Островский все летнее время проводил в имении Щелыкове . Это имение купил в свое время его отец, а потом, после его смерти, Александр со своим братом Михаилом выкупили имение у мачехи. В этом имении было написано 19 пьес, среди которых "Бесприданница", "Лес", "Волки и овцы". Здесь писатель занимался переводами (известно, что он владел 5 иностранными языками). В гости к Островскому приезжали актеры и писатели.

Островский был добрым помещиком. Крестьяне любили его. С одним из крестьян - Иваном Соболевым, Островского связала дружба. Иван был мастером краснодеревщиком и был учителем драматурга по этому ремеслу.

14 июня 1886 Островский скончался в своем костромском имении Щелыкове , там же его и похоронили (в сейчас Дом музей писателя).

27 мая 1929 перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому (скульптор Н.А. Андреев, архитектор И.П. Машков).

Большую известность получил фильм Эльдара Рязанова "Жестокий романс" (снят в 1983 году). Этот фильм снят по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница".

Основные произведения - "Записки замоскворецкого жителя" (1847), "Свои люди - сочтемся!" (первоначальное название - "Банкрут"; 1850; комедия), "Бедная невеста" (1851; комедия), "Не в свои сани не садись" (1852), "Бедность не порок" (1854), "Не так живи, как хочется" (1854), "В чужом пиру похмелье" (1855, комедия), "Доходное место" (1856, комедия), трилогия о Бальзаминове (1857 - 1861), "Праздничный сон до обеда" (1857), "Не сошлись характерами" (1858), "Воспитанница" (1858-1859), "Гроза" (1859-1860, драма), "Старый друг лучше новых двух" (1860), "Свои собаки грызутся, чужая не приставай" (1661), "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" (1861, 2-я редакция 1866; историческая пьеса), "Минин" (1862, историческая хроника), "Тяжелые дни" (1863), "Шутники" (1864), "Воевода" (1864, 2-я редакция 1885; историческая пьеса), "Пучина" (1865-1866), "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" (1866; историческая пьеса), "Тушино" (1866-1867; историческая пьеса), "Василиса Мелентьева" (1867, трагедия), "На всякого мудреца довольно простоты" (1868, комедия), "Горячее сердце" (1868-1869), "Бешеные деньги" (1869-1870), "Лес" (1870-1871), "Не все коту масляница" (1871), "Не было ни гроша, вдруг алтын" (1872), "Снегурочка" (1873; сказка, опера Н.А. Римского-Корсакова), "Поздняя любовь" (1874), "Трудовой хлеб" (1874), "Волки и овцы" (1875), "Богатые невесты" (1876), "Правда хорошо, счастье лучше" (1877), "Женитьба Белугина" (1878; написана в сотрудничестве с Н.Я. Соловьевым), "Последняя жертва" (1878), "Бесприданница" (1878-1879), "Добрый барин" (1879), "Сердце не камень" (1880), "Дикарка" (1880; написана в сотрудничестве с Н.Я. Соловьевым), "Невольницы" (1881), "На порог к делу"(1881; написана в сотрудничестве с Н.Я. Соловьевым), "Светит, да не греет" (1881; написана в сотрудничестве с Н.Я. Соловьевым), "Таланты и поклонники" (1882), "Без вины виноватые" (1884), "Красавец-мужчина" (1888), "Не от мира сего" (1885).

Авг 02 2010

Островский выступил в своих пьесах прежде всего как первоклассный художник-реалист. Превосходно зная русский быт, в особенности быт купечества, Островский перенёс на сцену русскую во всей её самобытности и естественности. Семейная жизнь купцов с её деспотизмом и самодурством, грубость и невежество в общественном и домашнем быту, бесправное положение женщины, обрядовая сторона жизни, предрассудки и суеверия, народный говор - всё это отразилось в бытовых пьесах Островского настолько правдиво и ярко, что театральный зритель как бы ощущал на сцене самую атмосферу русской жизни. Окончательно порвав с шаблонами классицизма и романтизма и сделав свои многочисленные произведения «пьесами жизни», Островский довершил в драматургии дело Фонвизина, Грибоедова, Пушкина и Гоголя и навсегда утвердил в России торжество реалистической драмы.

Не следует забывать, что Островский описывал жизнь не только купцов. Мы видим в его пьесах и чиновников, и приказчиков, и свах, и актёров, и коммерсантов новой формации, и дворян, и бедных интеллигентов, и генералов, и крестьян и т. д. Это целая энциклопедия быта и нравов эпохи со всеми их положительными и отрицательными сторонами.

Возврат к ходульной трагедии и чувствительной мелодраме после реалистических пьес Островского стал уже невозможен.

Мастерство реалиста сказывается у Островского и в языке его пьес, характеризующем изображаемую среду. Речь каждого персонажа служит одним из важных приёмов типизации и в произведениях эпического жанра. Но в романах располагает разнообразными средствами характеристики героев, до прямой авторской характеристики включительно’. В же авторская речь отсутствует. Поэтому персонажей в ней является главнейшим средством юс типизации. Действующие лица пьесы, как разъясняет Горький, «создаются исключительно и только их речами». Герой пьесы должен говорить

Вспомните, какими приёмами охарактеризованы Манилов. Собакевич. Плюшкин и Чичиков в поэме Гоголя «Мёртвые души» или Обломов в романе Гончарова «Обломов»,

так, как говорил бы его характера, мыслей, настроений, культурного уровня и общественного положения или профессии. Следовательно, в пьесе только тогда может получиться типичным и выразительным, когда речь его типична для этого образа.

В пьесах Островского более тысячи действующих лиц, и каждое из них говорит языком, соответствующим своему духовному облику и профессии. 1ак, лирически окрашенный язык Катерины в пьесе «Гроза» не имеет ничего общего с грубой, отрывистой речью Дикого. А речь Дикого в свою очередь значительно отличается от речи другого самодура - Гордея Торцова («Бедность не порок»), увлекающегося внешней, показной стороной культуры и употребляющего такие «иностранные» слова, как небель, шемпанское, фицианты и т. п. Умелая индивидуализация речи героев характеризует Островского как замечательного мастера диалога. Достаточно прочитать или прослушать разговор Кабановой, Тихона и Катерины в.третьем явлении второго действия или разговор Дикого с Кулигиным во втором явлении четвёртого действия, чтобы убедиться в этом. Различие речи действующих лиц в этих диалогах дано так выразительно и отчётливо, что характер каждого героя делается понятным без всяких разъяснений.

Вспомним, например, песни Кудряша в третьем действии драмы «Гроза». Пословицы Островский использует даже в заглавиях пьес: «Не так живи, как хочется», «Не в свои сани не садись», «Свои люди - сочтёмся», «Бедность не порок», «Правда хорошо, а лучше», «Старый друг лучше новых двух» и т. п.

Верность и меткость народного языка Островского отмечены были уже Добролюбовым.

Оценивая замечательное языковое мастерство Островского, Горький назвал его «чародеем слова». Задаче реалистического изображения действительности служит и композиция пьес Островского. Действие его пьес развёртывается обычно медленно, спокойно, в соответствии с тем устойчивым, малоподвижным бытом, который в них изображается. Драматических эффектов в виде выстрелов, самоубийств, переодеваний и т. п. Островский избегает. Самоубийство Катерины в драме «Гроза» нужно рассматривать не как сценический приём, усиливающий впечатление от пьесы, а как драматический финал, подготовленный всем ходом событий.

Очень важным свойством пьес Островского является элемент комического, искусно используемый драматургом. Проявляется он у Островского з разных формах: то как юмор, согретый теплотой и сочувствием, при изображении маленьких, забитых

жизнью, честных людей, невольных жертв общественного неравенства, то как обличительный, сатирический смех, направленный против деспотизма самодуров, беззастенчивости и безжалостности хищников, развращенности дворянства и т. п. Сатирическую направленность пьес Островского глубоко вскрыл Добролюбов.

В своих статьях, посвященных Островскому, великий критик разъяснил, насколько это было возможно в рамках царской цензуры, какое важное идейное значение имел смех Островского, направленный на обличение различных сторон «тёмного царства».

Драматургия Островского - сложное явление, впитавшее в себя опыт целого ряда русских и западноевропейских драматургов, которых внимательно изучал Островский.

Важнейшее достоинство творчества Островского - глубокий реализм, выразившийся в широком, правдивом освещении русского быта, в создании множества типичных образов из различных общественных классов, в замечательной характеристике изображаемой среды и естественности построения пьес.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Что же дал русской драматургии Островский? . Литературные сочинения!

«Театр Островского» - 1. «Колумб Замоскворечья.» Биографическая справка. 2.А.Н.Островский – создатель русского национального театра. 3.Портрет А.Н. Островского. 4.Детство и юность. 5.Первые пьесы А.Н. Островского. 6.Последние годы жизни А.Н. Островского. Урок- презентация в 10 классе по литературе. ТЕМА: А.Н. Островский – создатель русского театра.

«Бесприданница Островского» - Родился 31 марта 1823г. в семье чиновника. Любовный Социальный. Темы: Островский Александр Николаевич (1823-1886гг.). Конфликты. Замечательной пьесой позднего периода творчества А. Н. Островского является драма "Бесприданница". Умер А. Островский 14 июня 1886 в имении Щелыково. Социальные проблемы: Положение женщины в русском обществе Богатые и бедные.

«Урок Островский Снегурочка» - В 1900 году состоялись по крайней мере четыре постановки пьесы. Опера «Снегурочка». Царство берендеев и царь Берендей в пьесе. «Снегурочка» и русская литературная сказка. Второй - собственное устройство царства берендеев. Островский относит действие пьесы к «доисторическому времени». Сказка как жанр литературы.

«Островский Творчество» - Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… Основной метод – реализм. Из письма И.А.Гончарова А.Н.Островскому. У русского драматического искусства один только я. Я – все: и академия, и меценат, и защита. Использует символы: гроза, громоотвод. А.Н.Островский – создатель русского национального театра.

«Жизнь Островского» - Художник восхищается статной русской красавицей, пышущей здоровьем. Газета «Московский городской листок» напечатала сцены из комедии «Несостоятельный должник». Купцы соблюдали традиции и нравственные ценности. Н.В. Гоголя. Картина «Купчиха», прекрасна живописной палитрой. Отрывок имел исключительный успех.

«Биография Островского» - Библиотека в доме-музее А.Н. Островского. Одним из видов отдыха Островского было столярное дело. Замоскворечье. Здание Малого театра в Москве. 1859г. Замоскворечье (начало 19 века). Александринский театр в Петербурге. Островский с сотрудниками журнала «Современник». Могила А.Н.Островского. Дом на Житной улице, где прошло детство А.Н. Островского.

Всего в теме 22 презентации

Неспособность лицемерить. Любовь. Замоскворечье. Полемика вокруг пьесы. Занятия Катерины. Идея драмы «Гроза». Основная тема «Грозы». Речевая характеристика. Смысл заглавия. Как воспитывалась Катерина. Результаты действий героев. Московский Государственный Университет. Колумб Замоскворечья. Кудряш. Малый Академический Художественный театр. Поведение лицемерно. Человеческие чувства. Смысл заглавия пьесы «Гроза».

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Стихотворные строки. Печальная песня о бесприданнице. Нужна ли Лариса Паратову. Тайна пьесы Островского. Анализ пьесы. Что же за человек Паратов. Цыганская песня. Каков Карандышев. Любовь для Ларисы. Романс. Жених Ларисы. Проблемные вопросы. Навыки изложения своих мыслей. Что придает цыганская песня пьесе и фильму. Островский. Жестокий романс. Приобретение навыков анализа текста. Выстрел Карандышева.

«Пьеса Островского «Гроза»» - Докажите справедливость слов Н.Добролюбова. Могла ли Катерина найти счастье в семье? Драматург воссоздал необычайно яркие, живые и узнаваемые в жизни характеры. История создания драмы «Гроза». Борьба Катерины за счастье. «Гроза» в русской критике. Приведите примеры из текста. Варвара. Литературные персонажи. Дикой Савел Прокофьич - типичный представитель «темного царства». Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе?

«Герои «Снегурочки»» - Красота природы. Фантастические персонажи. Образ Леля. Любовь. Зимняя сказка. Пастуший рожок. Весенняя сказка. Музыкальные инструменты. Бережное отношение к культурным традициям народа. Стихия русских народных обрядов. Содержание песен. Древний русский обряд. Пляски птиц. Утро любви. Музыка. Идеалы автора. Герои. Какие герои только сказочные. Финал оперы. А.Н. Островский. Снегурочка. Песни. Народный фольклор.

«Пьеса «Бесприданница»» - Все поступки героя мотивируются стремлением поддержать такое впечатление. Матерым вожаком, например. Как на пароход небывало скоростной, как на виллу шикарную. Стать богатой содержанкой?.. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Катерина. Образ Паратова. Образ Паратова Ю. Олеша восхищался фамилиями героев Островского. Лариса. О Паратове сказано: «Блестящий барин». А может вот верное решение: откровенное предложение Кнурова….

«Островский «Бесприданница»» - Анализ драмы «Бесприданница». Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. Что мы узнаем о Паратове. Действующие лица. Паратов Сергей Сергеевич. Символический смысл имен и фамилий. На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. Идеи творчества А.Н. Островского. А.Н. Островский Драма «Бесприданница». Карандышев. Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. Цель урока.

 

 

Это интересно: