→ История древнеримской статуи марка аврелия и ее значение для современной италии. Памятник Марку Аврелию - История искусств — LiveJournal Конная статуя марка аврелия скульптор

История древнеримской статуи марка аврелия и ее значение для современной италии. Памятник Марку Аврелию - История искусств — LiveJournal Конная статуя марка аврелия скульптор

На земле сотни тысяч конных монументов, скульптур и памятников, посвященных великим людям, историческим событиям или просто установленным ради красоты. Но среди них есть самые-самые, о них и пойдет речь.

Самые древние конные монументы

Традиции увековечивать героев и события в конном монументе берут начало с античности. Древние греки (и особенно римляне) любили водрузить статую в память о ком-либо (о чем-либо) на видном месте. Однако до наших дней мало что уцелело, а то, что осталось, вписано в золотой фонд мировой культуры. Какие конные памятники на планете самые древние?

Квадрига Святого Марка

В Венеции (Италия) есть собор Святого Марка, построенный в незапамятном 829 году и ныне внесенный в список наследия ЮНЕСКО. В базилике собора (колоннаде, украшающей главный вход) стоит скульптурная группа - четыре лошади из позолоченной бронзы, знаменитая квадрига Святого Марка. Утверждают, что этих четырех коней из бронзы сделал знаменитый античный скульптор Лисипп в IV веке до нашей эры (то есть 2400 лет тому назад). Поначалу кони украшали ипподром в Константинополе. Однако во время IV крестового похода крестоносцы привезли из Константинополя много чего ценного, в том числе и квадригу. С тех пор (более 800 лет) квадрига украшает собор Святого Марка. Мастерством и изяществом исполнения бронзовые кони поражали еще средневековых ценителей. В 1364 году великий итальянский поэт Франческо Петрарка писал о ней: «…красуются четыре позолоченных коня из бронзы, которым древний художник придал такое сходство с живыми, что, кажется, ты слышишь их топот и ржание».

Поражают они и наших современников. На сегодня это единственная сохранившаяся античная многофигурная конная скульптура в мире и одна из немногих конных скульптур, сохранившихся с античности до наших дней. По возрасту квадрига Святого Марка - самый древний конный памятник на планете.

Статуя Марка Аврелия

В Риме, в Капитолийском музее, хранится древнеримская бронзовая статуя, изображающая римского императора Марка Аврелия. Это единственная конная статуя, изображающая всадника на лошади, сохранившаяся с античности. Скульптура в два раза превышает натуральную величину. Ее создание датируют 160-180 годами до нашей эры, то есть около 2100-2200 лет назад. Первоначально эта конная статуя стояла на склоне Капитолийского холма, напротив Римского форума. В Средневековье, когда боролись с «язычеством», скульптура уцелела чудом, поскольку католики немного запутались, кто это, собственно, изображен. Долгое время считали, что статуя изображает другого императора - Константина I Великого, страстного католика. Только в XII веке ватиканский библиотекарь Бартоломео Платина сравнил древнеримские монеты и опознал бронзового всадника. Сама скульптура (как мы уже говорили) хранится в музее, а ее точная копия украшает площадь перед Капитолийскими дворцами.


Бамбергский всадник

Бамбергский кафедральный собор, что в небольшом баварском городке Бамберге, один из уникальных памятников средневековой архитектуры. Возраст собора - около 1000 лет. Самый знаменитый шедевр собора - статуя всадника на лошади, выполненная из песчаника. Всадник был создан около 1235 года (то есть почти 800 лет назад) немецким скульптором Фейтом Штоссом, и на сегодня это самая древняя конная скульптура в Европе со времен античности. Первоначально всадник был цветным - лошадь серо-белая, сбруя позолоченная, одежда раскрашена в желтые тона с примесью сусального золота. Примерно 200 лет назад по приказу баварского короля Людвига все цветные детали были зачем-то удалены. Теперь скульптура однотонная. Кого изображает всадник - историки не пришли пока к единому мнению.

Статуя Гаттамелаты

В 1453 году великий итальянский скульптор Донателло изваял из бронзы конную статую итальянского предводителя наемников (кондотьера) Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (что в переводе означает «льстивая кошка»). Эразмо де Нарни не принадлежал к числу ярких полководцев, а памятник Донателло изготовил всего лишь по заказу вдовы и сына Гаттамелаты после его кончины - вполне коммерческая работа. Прошли века, люди порядком забыли про кондотьера, но его бронзовое изображение почти 600 лет украшает итальянский город Падую и сегодня является одним из самых старых (и самых знаменитых) конных изваяний Европы.

Памятник Петру I перед Инженерным замком

В России традиции возведения монументов, конных в том числе, не имеют столь глубоких корней. Собственно, они берут начало с Петра I, а точнее - с его изображения. «По обычаю римских императоров» создал памятник Петру I скульптор Растрелли. Петр и правда похож в этом монументе на римского - верхом на коне, в римских одеждах, с венком на голове и соответствующим выражением лица. Модель памятника была изготовлена Растрелли еще при жизни Петра I, сам монумент отлит из бронзы в 1745-1747 годах другим итальянским мастером Мартелли, после чего, как часто бывает в России, не понравился дочери Петра Елизавете и более 50 лет хранился на складах Канцелярии строений - о нем забыли. Монумент был установлен перед Инженерным (Михайлов-ским) замком только в 1800 году по велению Павла I (с надписью «Прадеду от правнука»). Хотя этот памятник установили на постоянное место на 18 лет позже открытия знаменитого Медного Всадника, именно это скульптурное изображение Петра I является первым конным монументом в России.


Самые большие каменные кони

Насколько большой конный монумент построить человек? О самым больших конных скульптурах читайте дальше.

Конная статуя Чингисхана

Рекордсмен по размерам в мире - конная статуя Чингисхана в местечке Цонжин-Болдоге в 54 км от столицы Монголии Улан-Батора. Чингисхан - чрезвычайно почитаемая в Монголии историческая персона, ему возведено множество разных памятников. Но творение монгольских мастеров - скульптора Д.Эрдэнэбилэг и архитектора Ж.Энхжаргала - превзошло все ранее построенные. Монумент возведен недавно, его открытие состоялось в сентябре 2008 года. Высота статуи 40 метров плюс 10-метровый постамент. Для изготовления скульптуры понадобилось только нержавеющей стали 250 тонн плюс огромное количество других материалов. В постаменте расположен конференц-зал, ресторан, развлекательный центр и сувенирный магазин. На голове лошади - смотровая площадка. Конная статуя Чингисхана в Цонжин-Болдоге внесена в Книгу Рекордов Гиннеса как самая большая конная скульптура в мире.


Памятник трем генералам в Атланте

На каменной скале в национальном парке Стоун-Маунтейн, неподалеку от Атланты (штат Джорджия, США), возведен поистине уникальный памятник-барельеф трем генералам, героям Гражданской войны Севера и Юга - статуи Джефферсона Дэвиса, генералов Роберта Эдварда Ли и Томаса Джексона. Три военачальника, возглавлявшие побежденную Конфедерацию. В Атланте до сих почитают конфедератов, и идея создания памятника родилась в начале ХХ века. Проект был готов в 1917 году, но работы начались намного позже. Претворить планы в жизнь сумел скульптор Рой Фолкнер, который потратил на создание грандиозной скульптурной группы 8 лет и 174 дня (с 12 сентября 1963 года по 3 марта 1972 года). Памятник вырублен в скале Стоун-Маунтейн, занимает площадь в половину гектара (5000 квадратных метров). Начинается скульптора на высоте 137 метров над землей, высота всадников около 30 метров. Существует байка о том, что по окончании строительства на плече одного из всадников был устроен банкет. Композиция является самой большой каменной скульптурой в мире и внесена в Книгу Рекордов Гиннеса.


Памятник Салавату Юлаеву

Самая большая конная статуя на территории России установлена в Уфе. Это памятник Салавату Юлаеву, национальному башкирскому герою. Салават Юлаев прославился тем, что примкнул к войскам Пугачева и таким образом боролся за свободу и независимость. Монумент установили в 1967 году, когда герои, боровшиеся против царского режима в любые времена, были особенно популярны. Памятник получился весьма колоритным. Создал его местный скульптор Сосланбек Тавасиев - на разработку проекта у него ушло целых 30 лет. Воплотили в жизнь его проект на одном из ленинградских заводов. Монумент отлит из бронзированного чугуна, весит более 40 тонн, его высота 9 метров (вместе с постаментом - 22 метра).


Бронзовая скульптура Яна Жижки

Бронзовое изваяние Яна Жижки - самая большая конная статуя в Европе. Всадник Ян Жижка - так ее называют в Чехии - стоит на холме Витков в Праге. Ян Жижка - национальный герой Чехии, который в Средние Века боролся за свободу чехов против крестоносцев. И, судя по всему, победил. Теперь конная фигура одноглазого полководца украшает чешскую столицу. Ян Жижка, конечно, намного меньше Чингисхана (так уж получилось!), но его размеры впечатляют - высота конной статуи вместе с постаментом 22 метра, вес 16,5 тонн. Строительство монумента затянулось на долгие годы. Чешский скульптор Богумил Кафка начал работу над памятником накануне Второй мировой войны. Отлить в бронзе его удалось только в 1946 году, а торжественное открытие состоялось четыре года спустя, в 1950-м. Печально, но создатель памятника Богумил Кафка до его открытия не дожил.

Конная статуя Марка Аврелия

Статуя Марка Аврелия - бронзовая древнеримская статуя, которая находится в Риме в Палаццо Нуово Капитолийских музеев . Была создана в 160-180-е года.

Первоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя , уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она императора Константина I Великого , которого христианская церковь канонизировала как «святого равноапостольного».

В XII веке статую перенесли на площадь Латерана . В XV веке ватиканский библиотекарь Бартоломео Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолии по распоряжению папы Павла III . Цоколь для статуи сделал Микеланджело ; на нём написано: «ex humiliore loco in area capitoliam».

Статуя лишь в два раза превышает натуральную величину. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще (лат. paludamentum ) поверх туники . Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара.

Литература

  • Siebler M. Römische Kunst. - Köln: Taschen GmbH, 2005. - С. 72. - ISBN 978-3-8228-5451-8

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Конная статуя Марка Аврелия" в других словарях:

    Памятник, изображающий чествуемую личность в качестве всадника. Подобные статуи, как правило, посвящаются властителям и полководцам. В стоящем положении изображаются чаще всего политики и деятели искусства, изредка их можно встретить и в сидящем… … Википедия

    ДРЕВНИЙ РИМ - Римский форум Римский форум античная цивилизация в Италии и Средиземноморье с центром в Риме. Основу ее составила городская община (лат. civitas) Рима, постепенно распространившая свою власть, а затем и свое право на все Средиземноморье. Будучи… … Православная энциклопедия

    Столица Италии. Город находится на р. Тибр, древнейшее название которой Румо или Румон послужило основой для образования названия Рим (итал. Roma). Предполагается, что название реки связано с наименованием одного из племен этрусков древнего… … Географическая энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Марк Аврелий. Марк Аврелий Антонин лат. Marcus Aurelius Antoninus … Википедия

    См. Аврелий. * * * МАРК АВРЕЛИЙ МАРК АВРЕЛИЙ Антонин (Marcus Aurelius Antoninus) (26 апреля 121, Рим 17 марта 180, Сирмий, Нижняя Паннония), римский император с 161 из династии Антонинов, представитель позднего стоицизма (см. СТОИЦИЗМ), автор… … Энциклопедический словарь

    Бюст из мюнхенской Глиптотеки Марк Аврелий Антонин (лат. Marcus Aurelius Antoninus) (26 апреля 121, Рим 17 марта 180, Виндобона, ныне Вена) римский император из династии Антонинов. Философ, представитель позднего стоицизма, последователь… … Википедия

    Бюст из мюнхенской Глиптотеки Марк Аврелий Антонин (лат. Marcus Aurelius Antoninus) (26 апреля 121, Рим 17 марта 180, Виндобона, ныне Вена) римский император из династии Антонинов. Философ, представитель позднего стоицизма, последователь… … Википедия

    Капитолийская площадь воплощает градостроительные идеалы Микеланджело (гравюра Этьена дю Перака, 1568) … Википедия

    Капитолийская площадь воплощает градостроительные идеалы Микеланджело (гравюра Этьена дю Перака, 1568). Большой зал Нового дворца. Капитолийские музеи (итал. Musei Capitolini) … Википедия

Подробности Категория: Шедевры древнего и средневекового изобразительного искусства и архитектуры Опубликовано 14.07.2016 13:11 Просмотров: 2969

Это единственная сохранившаяся до наших дней римская конная статуя.

Такие статуи воздвигались в честь императоров и военачальников. Хотя император изображён без оружия, выражение лица и поза его явно свидетельствуют о том, что всадник – победитель. Это подтверждают и непропорционально большие размеры всадника по сравнению с размерами коня.

Марк Аврелий

Марк Авре́лий Антони́н (121-180) – римский император из династии Антонинов, философ, последователь Эпиктета (древнегреческий философ; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал в Никополе философскую школу).
Марк Аврелий был последним из пяти хороших императоров. Пять хороших императоров – пять последовательно правивших римских императоров из династии Антонинов: Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий. За время их правления, отличавшегося стабильностью и отсутствием репрессий, Римская империя достигла своего наивысшего расцвета.
Марк Аврелий получил прекрасное образование. В 25 лет он начал заниматься философией под руководством Квинта Юния Рустика. Имеются сведения и о других философах, вызванных для него в Рим.
Марк Аврелий многому научился у своего приёмного отца Антонина Пия, который всегда подчеркивал своё уважение к Сенату как учреждению и к сенаторам как членам этого учреждения.
Большое внимание Марк Аврелий уделял судопроизводству. В Афинах он учредил четыре кафедры философии для каждого из господствовавших в его время философских направлений: академического, перипатетического, стоического, эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание. Так же, как и при его предшественниках, сохранялся институт поддержки детей малообеспеченных родителей и сирот через финансирование алиментарных учреждений.
Не обладавшему воинственным характером Аврелию приходилось участвовать в военных действиях.
В 178 г. Марк Аврелий возглавил успешный поход против германцев, но римские войска настигла эпидемия чумы. 17 марта 180 г. Марк Аврелий скончался от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена).
После смерти Марк Аврелий был официально обожествлен. Время его правления считается в античной исторической традиции золотым веком. Марка Аврелия называют «философом на троне». Он исповедовал принципы стоицизма (твёрдость и мужество в жизненных испытаниях), и главное в его записках – этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться.

Статуя Марка Аврелия

Бронзовая древнеримская статуя находится в Риме в Новом дворце Капитолийских музеев. Была создана в 160-180-е годы, а найдена в эпоху Возрождения.
Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности. В Средние века считалось, что изображает она императора Константина I Великого, которого христианская церковь канонизировала как «святого равноапостольного». Именно это и спасло памятник, т.к. скульптуры дохристианских правителей считались языческими идолами и подлежали уничтожению.
Первоначально конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Римский форум – площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на нём размещался рынок, позже он включил в себя комиций (место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрел дополнительно политические функции. Эта площадь служила центром общественной жизни.
В XII в. статуя была перенесена на площадь Латерана. В XV в. ватиканский библиотекарь Бартоломео Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника – им был Марк Аврелий. В 1538 г. по распоряжению папы Павла III её поместили на Капитолии. Цоколь для статуи сделал Микеланджело – в этом же году под руководством великого Микеланджело Буонарроти началась реконструкция Капитолийской площади, длившаяся более 120 лет и превратившаяся в прекрасный архитектурный ансамбль, одну из главных достопримечательностей Рима.
Статуя проста по замыслу и композиции. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще поверх туники, но без оружия. Правая рука с жестом оратора, обращающегося к войску, говорит о том, что это триумфальный памятник, воздвигнутый по случаю победы. Однако этот жест можно понимать как великодущие по отношению к побеждённым.
Одновременно Марк Аврелий изображен и как философ-мыслитель. На нем туника, короткий плащ, на обнаженных ногах сандалии. Лицо Марка Аврелия индивидуально, что было характерно для римской скульптуры того времени, хотя и несколько идеализировано. Густые вьющиеся волосы и довольно длинная борода выполнены глубоко врезанными, крупными завитками. Голова слегка наклонена вперед, губы плотно сжаты. Глаза, как и на других портретах, полуприкрыты.
Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара – символ поверженного врага.

Статуя Марка Аврелия (итал. Statua equestre di Marco Aurelio) из позолоченной бронзы была создана в конце II века нашей эры и является единственной конной скульптурой, уцелевшей с античных времён. Император Марк Аврелий изображён в солдатском плаще поверх туники. Под поднятым копытом коня раньше находилась фигура связанного варвара, символизирующая поверженного врага, а жест императора обозначал великодушие по отношению к побеждённым.

В Средние века статую по ошибке принимали за императора Константина Великого, которого Церковь канонизировала как святого равноапостольного. Именно это и спасло памятник, ведь служители Божьи объявили все скульптуры дохристианских правителей языческими идолами и велели их уничтожать.

В XII веке конную статую Марка Аврелия установили перед Ларетанским дворцом, являвшимся резиденцией римских пап вплоть до XIV века. В 1538 году по распоряжению папы Павла III её перенесли на Капитолийскую площадь, реконструкция которой началась в этом же году под руководством великого Микеланджело Буонарроти. Длившиеся более 120 лет строительные работы превратили площадь с тремя дворцами в прекрасный архитектурный ансамбль, одну из главных достопримечательностей Рима .

В конце XIX века для статуи построили специальный выставочный зал в Палаццо Консерватори , а на Капитолийской площади установили копию.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Колонна Марка Аврелия – уникальная скульптурная колонна, возведенная в честь победы римского императора Марка Аврелия в Маркоманской войне. Возвышается это произведение лепного и скульптурного искусства в самом центре Рима, на одноименной площади. По архитектурному типу – это дорическая колонна со спиральным рельефом, которая была возведена на основе древней колонны Траяна.

Возведение колонны Марка Аврелия

Поскольку первоначальная посвятительная надпись была разрушена и утеряна, до сих пор неизвестно, была ли колонна построена во время царствования императора Марка Аврелия (по случаю военного триумфа в 176 году) или уже после его смерти в 180 году. Позже в окрестностях была найдена предположительно утерянная ранее надпись, которая свидетельствует о том, что строительство колонны было закончено к 193 году.

С точки зрения топографии древнего Рима, колонна стояла в северной части города (Campus Martius), в самом центре площади. Эта площадь была расположена между храмом Адриана и храмом Марка Аврелия, построенным его сыном Коммодом и ныне полностью разрушенным. Совсем недалеко от скульптурной колонны Марка Аврелия находится место, где произошла кремация императора.

Высота колонны составляет 29,6 м, что поражает воображение даже самого искушенного зрителя. При этом высота пьедестала превышает 10 метров. Изначально архитекторы создавали монумент, полная высота которого составляла почти 42 метра, однако в ходе дальнейшей реставрации было принято решение о необходимости уменьшения высоты колонны на 3 метра, за счет погружения части монумента под землю. Основа колонны выполнена из натуральных мраморных блоков, которые сложены таким образом, чтобы внутри оставалась полость.


Фото:

В этой полости располагается высокая винтовая лестница из 200 ступеней, ведущая к самой вершине монумента. Там, изначально располагалась скульптура самого императора Марка Аврелия. От полной темноты лестницу спасают небольшие щели между мраморными блоками, которые обеспечивают слабое проникновение естественного солнечного света.

Лепной спиральный рельеф

Тот факт, что Марку Аврелию был посвящен столь значимый и великолепный монумент, лишь подтверждает вклад, который этот император внес в развитие общества и государства во времена своего правления. История его восхождения и правления проходит параллельно с жизнью его соправителя Луция Вера. Согласно историческим свидетельствам, описывающим те времена, два правителя Римской Империи были абсолютными противоположностями и антагонистами друг другу. Оба они были прекрасно образованы, однако жили в соответствии с двумя противоборствующими философиями – стоицизмом и эпикуреизмом.

Марк Аврелий был убежденным представителем стоицизма и в своем правлении уделял большое внимание внутренней политике, принятию правильных и полезных для общества законов, а также усовершенствованию судебной системы и социального обеспечения населения. Римляне любили и почитали Марка Аврелия, как мудрого и справедливого правителя. На протяжении всего своего правления император был окружен высокообразованными и порядочными советниками, которые уделяли также много времени работе с сенатом.

Его соправитель Луций Вер был полностью поглощен другой философией – эпикуреизмом. Он посвятил всю свою жизнь удовольствиям и утехам, которые стоили казне баснословных денег. Луций Вер был завсегдатаем и покровителем театральных постановок, гладиаторских поединков и многочисленных пиров. До наших дней сохранилось описание роскошного пира на 12 человек, который обошелся казне государства в огромную сумму - 6 миллионов сестерциев. К каждому гостю Луция Вера во время пира были приставлены личные рабы, которые выполняли любые прихоти хозяина. Все мясо на столе, было получено в результате забоя животных непосредственно во время пира. Посуда из драгоценных металлов не подавалась к столу второй раз, а золотые бокалы менялись сразу же, после того, как гость отпил из них. По окончании пира каждый гость получил в подарок слугу и роскошный серебряный экипаж.


Фото:

Исходя из исторической значимости Марка Аврелия, на фоне праздного образа жизни его соправителя, тот факт, что именно ему и его подвигам была посвящена великолепная колонна, кажется совершенно логичным и понятным.

Уникальность и художественная ценность колонны заключается в великолепном лепном рельефе спирального типа, который украшает ствол монумента. Рельеф спиральной картины рассказывает историю о дунайских и маркоманских войнах Маркуса Аврелия, которые он вел, начиная со 166 года до самой своей смерти. История, изображенная на рельефе, начинается со скульптурной картины могущественной и многочисленной армии римского императора, пересекающей реку Дунай, вероятно, в Карнунтуме. Этот момент считается переломным и вдохновляющим императора на будущие подвиги.

Дальнейший сюжет рельефа и хронология событий до сих пор оспаривается историками и искусствоведами. Последняя и наиболее вероятная теория утверждает, что экспедиции против Маркоманни и Квади в 172 и 173 годах находятся в нижней половине рельефа колонны, а успехи императора в войнах с сарматами в период с 174 по 175 года отображены в верхней половине монумента.

Важнейшим и ключевым эпизодом сюжета колонны, стало событие, широко освещаемое в римской религиозной среде и получившее название «чудо дождя». Согласно легенде, самым трудным моментом в военном походе Марка Аврелия стала борьба с языгами и квадами. События этой войны стали основным сюжетом лепного рельефа колонны. Военные столкновения с языгами происходили лютой зимой, во время которой Дунай был полностью покрыт льдом. Сражения проходили на льду реки, и победить армии Марка Аврелия удалось лишь раскладывая щиты на лед и наступая на дерево, чтобы не скользить. В результате большая часть армии языгов полегла на поле битвы, а оставшиеся в живых были вынуждены бежать далеко от Дуная.

Победа в этой тяжелой битве настолько вдохновила Марка Аврелия, что им было принято решение идти дальше и покорять земли квадов. Основные сражения с квадами пришлись на аномально жаркое лето, во время которого не было ни капли осадков. Несмотря на то что военные силы квадов были намного меньше армии Марка Аврелия по численности, им удалось заманить римлян в западню и окружить, отрезав тем самым доступ к питьевой воде. Аномальная жара и засушливый климат, изматывали римлян и отнимали у них все силы. Огромная мощная армия во главе с Марком Аврелием оказалась на грани гибели. В этот момент и произошло чудо, которое признано и воспето несколькими религиями.


Фото:

В своем письме Марк Аврелий описывает чудо дождя как, спасение, посланное римлянам небесами. Когда надежда добыть воду уже почти иссякла, а воины были сильно обезвожены и измотаны жарой, Марк Аврелий организовал массовую молитву, в которой принял участие весь Двенадцатый легион. Во время этой молитвы начался проливной ливень, что христиане всего мира считают чудом дождя. Этот дождь спас армию от гибели и послужил основой для сокрушительной победы над квадами. Кроме христианской религии, чудо дождя описывают и язычники. Однако по их версии, дождь был вызван не молитвой воинов Двенадцатого легиона, а египетским колдуном, который сопровождал Марка Аврелия в военных походах. В скульптурной композиции колонны Марка Аврелия, «чуду дождя» посвящена одна из главных ролей, что демонстрирует особенное отношение к этому историческому событию.

Несмотря на некоторые сходства с колонной Траяна, архитектурный стиль колонны Марка Аврелия совершенно другой. Здесь четко прослеживаются элементы предшествующего драматического стиля 3-го века, в котором была выполнена знаменитая Триумфальная арка Септимия Северуса, установленная вскоре после возведения колонны Марка Аврелия. Головы фигур непропорционально велики в сравнении с телами, чтобы зритель мог лучше интерпретировать выражения лиц воинов.

Первоначальный лепной макет рельефа был впоследствии вырезан из камня таким образом, чтобы глубина отдельных элементов была различной. Это обеспечивает особенную игру света и теней, что создает максимально реалистичную и динамичную картину сражений и сцен насилия. Когда деревни сжигаются, женщины и дети попадают в плен, мужчины убиты, эмоции, отчаяние и страдания «варваров» на войне представлены остро в одиночных сценах, в выражениях лиц и жестах. В то же время император представлен в качестве главного героя, сохраняющего спокойствие и невозмутимость.

Язык символов является более ясным и выразительным, в сравнении с неуклюжей на первый взгляд эстетикой Троянской колонны, и оставляет зрителю совершенно иное впечатление от художественного стиля. Там прохладный и трезвый баланс - здесь, драма и сочувствие. Живописный язык недвусмысленен - подчеркивается имперское господство и авторитет лидера и главнокомандующего.

Монумент в наши дни

В Средние века восхождение на колонну стало настолько популярным, что право взимать вступительный взнос ежегодно продавалось на аукционе. Сегодня осуществить подъем по лестнице внутри колонны невозможно. Теперь колонна служит центральным элементом на площади перед Палаццо Чиги. В 1589 году, по приказу папы Сикстуса V вся колонна была восстановлена под руководством ​​Доменико Фонтана и адаптирована к уровню земли того времени. Также на верхней платформе была установлена ​​бронзовая статуя апостола святого Павла, по аналогии со статуей святого Петра на колонне Траяна. Первоначально на верхней платформе, вероятно, была статуя Марка Аврелия, которая к XVI веку была утеряна.

Сегодня колонна Марка Аврелия — один из главных символов Рима и историческое наследие величайшей империи всех времен.

 

 

Это интересно: