→ Культура и традиции малых народов сибири кратко. Быт и традиции Cибири (из новой хрестоматии). Презентация на тему: Народы Сибири: культура, традиции, обычаи

Культура и традиции малых народов сибири кратко. Быт и традиции Cибири (из новой хрестоматии). Презентация на тему: Народы Сибири: культура, традиции, обычаи



  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  • повышенная утомляемость;
  • стремление обзавестись верным другом;
  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;

  • повышенный интерес к вопросу о "соотношении сил” в классе;
  • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
  • отсутствие авторитета возраста;
  • отвращение к необоснованным запретам;
  • восприимчивость к промахам учителей;

  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  • отсутствие адаптации к неудачам;
  • ярко выраженная эмоциональность;
  • требовательность к соответствию слова делу.

Трудности адаптации пятиклассников в школе

Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.



Признаки возникшей дезадаптации школьника

снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.


Нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне. Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

Усталый, утомленный вид ребенка.


Нежелание выполнять домашние задания. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.


Беспокойный ночной сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.


Признаки успешной адаптации : удовлетворенность ребенка процессом обучения;

  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Чем можно помочь?

Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка.

У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.




Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей.

Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.


Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом. Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.


Золотые правила

воспитания

для родителей


  • Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, - со всеми достоинствами и недостатками.

  • Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
  • Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.

  • Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
  • Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.

  • Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.

  • Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
  • Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.

Родительское собрание в 5 классе

Тема: « Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы» .

Классный руководитель 5б класса МБОУ СОШ №32

Комарова Наталья Алексеевна

Задачи: ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе; предложить практические советы по адаптации ребёнка к школе.

Вопросы для обсуждения: физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе; психологические трудности адаптации; система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению.

Презентация для родительского собрания в 5 классе « Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы »

слайда

Название слайда

Слайд

Титульный слайд

Сравнение с начальной школой

Сравнительная таблица

Возникающие проблемы

Возникающие проблемы

Возрастные особенности младшего подростка

Признаки успешной адаптации

Признаки дезадаптации

Опросник «Чувства в школе»

Изучение удовлетворенностью обучающихся, школьной жизнью

Итог

Ход собрания:

Вступительное слово. СЛАЙД 1 - СЛАЙД 5

Уважаемые родители!

Сегодня мы обсудим важную тему о трудностях адаптации наших детей к школе. Какие физиологические и психологические трудности есть у пятиклассников, как обнаружить эти проблемы и решить.

В 5-м классе ко всем проблемам начала подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле - приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Сейчас нашим детям необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних - кабинетная система и заканчивая внутренними - установление контактов с разными учителями и усвоение новых предметов.

Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе». СЛАЙД 6

Медицинская сестра и психолог школы знакомят родителей с теми проблемами, которые могут быть связаны с изменениями статуса ребёнка. Обращают внимание на следующие моменты:

Изменение режима дня ребёнка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;

Быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;

Изменения в питании ребёнка, связанные с его большей самостоятельностью.

Учитывать индивидуальные особенности своих детей, знать сильные стороны усвоения материала и слабые стороны. Развивать монологическую речь, учащихся, умении оперировать словесным материалом - развивать самостоятельный анализ текста, отвечать на вопросы после изучаемых параграфов, умение обобщать прочитанный изученный материал.

Обратить внимание родителей на усвоение программного материала по сложным в усвоении для ребенка предметам. Поддерживать постоянный контакт с учителем - предметником, выявлять характер трудностей. Систематически выполнять домашние задания по данным предметам совместно.

Установлено, что особенности психорегуляции и оказывает существенное влияние на процесс адаптации и реализацию учащимися своих возможностей. В связи с этим одной из задач в 5 классе со стороны взрослых становится повышение учебной мотивации, развитие познавательных интересов, самоконтроля (волевых процессов) и выработка у каждого ученика индивидуального стиля учебной деятельности - систематическое выполнение домашних заданий, контроль со стороны взрослых .

Обсуждение вопроса «Проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления». СЛАЙД 7 - СЛАЙД 8

Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребёнка в пятом классе;

Повышение уровня тревожности самого ребёнка, зависимость степени адаптации ребёнка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;

Степень учебной и социальной мотивации пятиклассников, их желание вступать в учебные и внеучебные контакты;

Состояние физического здоровья учащихся, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;

Влияние самооценки ребёнка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребёнка в школе).

Результаты опроса пятиклассников СЛАЙД 9 - СЛАЙД 12

Подведение итогов. СЛАЙД 13

ПАМЯТКА.

Если:

ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

ребенка хвалят, он учится быть благородным;

ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

ребенок живет в безопасности, он учится верить людям;

ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

ребенок живет в понимание и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Презентация :

Слайд 1

ПЯТИКЛАССНИКИ – «ОБЫКНОВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ НЕОБЫКНОВЕННО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ». Серьёзные несерьёзные проблемы адаптации организма и психологии личности ребёнка.

Для хорошего самочувствия детям нужны шахматы, кошка, лыжи и собака. Есть ли у вашего ребёнка шахматы, кошка, лыжи и собака? Или хотя бы хомяк. Есть ли у вашего ребёнка хоть что-нибудь из этого списка?

проводит семинар педагог-психолог Поторочина Эльмира Василевна

Слайд 2

Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Слайд 3

В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе: Резкое изменение условий обучения; Разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями; Смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней. Всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника.

Слайд 4

В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе:

они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам. И очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями: опоздания на урок, забывания какой-нибудь учебной принадлежности, не сделанное задание. Всё это становится более серьёзным проступком, чем в начальной школе.

Слайд 5

Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности – совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни:

они испытывают растерянность, всё время всё путают и забывают, не могут сосредоточиться на учёбе.

Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Всё это, естественно, ведёт к снижению успеваемости!

Слайд 6

Существенные психологические изменения 5-го класса:

Занятия теперь проходят в новой школе, кабинете. А часто - и в разных кабинетах. В расписании появились названия незнакомых предметов (ботаника, физика, история). И самое главное - каждый предмет ведёт новый учитель.

Слайд 7

ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ-

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребёнка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.

Слайд 8

Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала:

Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником

Слайд 9

ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ИМЕННО ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКА:

Физиологические изменения. Неуверенность в себе. Отсутствие способностей.

Личные проблемы. происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Отсутствие интереса.

Слайд 10

Родители могут постараться наглядно показать ребёнку смысл изучения того или иного предмета.

Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов. А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и энциклопедиях.

Слайд 11

ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ…

Разгадывание кроссвордов требует наличия определённых знаний на уровне школьной программы (географии, истории, литературы). Можно попросить у ребёнка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках.

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем. Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение ещё одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Помогите ребёнку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты. Посоветуйте ребёнку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.

Слайд 17

В первое время можно помочь своему ребёнку в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учёбе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать про уроки, делать часть домашних заданий на продлёнке.

Слайд 18

Слайд 19

Необходимо знать о том, что…

Подростковый возраст является кризисным, остропротекающим переходом от детства к взрослости. Интересно, что возрастные кризисы, этапы переходного возраста существуют в жизни объективно, по природе человека, но протекают так, как это принято в культуре данного общества, воплощённой в каждой отдельной семье.

Слайд 20

Негативные показатели подросткового возраста:

дисгармоничность в строении личности свёртывание прежде установившейся системы интересов протестующий характер поведения по отношению к взрослым

Слайд 21

Положительные показатели подросткового возраста:

возрастает самостоятельность ребёнка значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности развивается ответственное отношение к себе развивается ответственное отношение к другим людям

Слайд 22

Слайд 23

Психологические особенности подростков, которые делают этот возраст особенно опасным:

крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм неадекватное представление о собственной компетентности, социальной компетентности в частности снижение настроения, тревожность легко возникающие страхи

Слайд 24

Эмоционально-оценочные симптомы неблагополучия ребёнка:

не понимают чувств и переживаний других людей; не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняются их назвать; чрезмерно подозрительны, всё время ожидают физического и морального зла, удара, оскорбления от любого человека, сверстника или взрослого; ощущают себя отверженными, одинокими во враждебном мире; эгоцентричны; обладают крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»), неадекватно оценивают своё поведение; во всех своих ошибках и неприятностях обвиняют окружающих, а собственные агрессивные действия считают правомерными, вынужденными или защитными.

Слайд 25

Поведенческие симптомы неблагополучия ребёнка:

легко теряют контроль над собой; проявляют физическую агрессию (драчливы) и вербальную (угрозы, грубость, брань); демонстрируют вспышки ярости (кричат, визжат, топают ногами, катаются по полу, хлопают дверьми, швыряют и ломают предметы); раздражительны, вспыльчивы, гневливы, упрямы, завистливы, обидчивы, подозрительны, мстительны; отличаются «оппозиционной» манерой поведения, направленной против того или иного авторитета (учителя, ученика-лидера); намеренно создают конфликтные ситуации, провоцируют ссоры.

Слайд 26

Физические симптомы неблагополучия ребёнка:

страдают головными болями, мускульным напряжением; отличаются угрюмым, тоскливым настроением.

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Угроза самоубийства - высказывание, которое раскрывает желание самоуничтожения. Даже если это сказано в шутливом тоне или с целью привлечь внимание, к этому следует отнестись серьёзно. Обычно подростки именно в разговоре высказывают свои мысли о самоубийстве. Суицидальные действия - саморазрушительный поступок, который, однако, не мог стать причиной смерти.

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Наказание может быть эффективным только при соблюдении таких условий, как:

позитивное отношение взрослого к ребёнку принятие ребёнком норм наказывающего взрослого использование умеренных доз наказания понятность признание справедливости наказания ребёнком

Слайд 36

Тенденции нравственного развития:

В сообществах, где родители отзывчивы на потребности ребёнка, ласковы, не строги, отмечается низкий уровень преступности. Воровство наиболее распространено в сообществах, где для воспитания послушания, ответственности и самостоятельности используются преимущественно наказание и строгость. Воровство и преступления против личности весьма распространены там, где воспитанием детей традиционно занимаются матери, где отсутствует возможность возникновения тесных эмоциональных связей с отцом. Преступления против личности, в том числе насилие, клевета, наиболее часто встречаются в сообществах, где детей грубо и неожиданно заставляли проявлять самостоятельность.

Слайд 37

Важно помнить, что

Тёплые тесные связи ребёнка с родителями (особенно с родителем того же пола, что и ребёнок) способствуют развитию у него гуманного отношения к другим.

Любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых оказываются для ребёнка своеобразным «жизненно важным витамином», дающим ощущение защищённости, обеспечивающим эмоциональную стабильность, равновесие в отношениях, способствующим росту самооценки.

Слайд 38

Слайд 39

Чем проповедь выслушать, Мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить меня, Чем указать мне путь. Глаза умнее слуха, Поймут всё без труда. Слова порой запутаны Пример же – никогда. Тот лучший проповедник – Кто веру в жизнь провёл. Добро увидеть в действии – Вот лучшая из школ.

И если всё мне показать – Я выучу урок. Понятней мне движенье рук, Чем быстрых слов поток. Должно быть, можно верить И мыслям и словам Но я уж лучше погляжу, Что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму Твой правильный совет. Зато пойму, как ты живёшь, По правде или нет.

Слайд 40

Как готовить домашние задания Памятка для учащихся

Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы. Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен. Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету. Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй знание незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках. Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью находить нужную информацию, производить нужные расчёты с помощью электронных таблиц и т.п. Если то, что проходили на уроке, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней. Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (то есть о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приёмов, средств) это можно сделать.

Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребёнок. Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения.

Слайд 43

Литература:

Элинор Портер Поллианна. (в преводе М.Ю. Батищевой!). Уильям Ф. Нолан И веки нам смежит усталость // ШП. 1999. № 18. Рэй Бредбери Всё лето в один день // ШП. 1999. № 8. Анхель де Куатье. Серия книг «В поисках скрижалей завета» и дальше…

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Повестка собрания Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения. Успеваемость и поведение учащихся класса. Питание детей. Внеурочная деятельность детей. Выборы родительского комитета. Разное.

3 слайд

Описание слайда:

Представьте себе ситуацию: «Вы сменили работу и оказались в незнакомом коллективе. Какие чувства вы испытываете в первое время на новом месте?»

4 слайд

Описание слайда:

Представьте себя на месте ребят, пришедших в 5-й класс. С какими трудностями могут встретиться дети, придя в 5 класс?

5 слайд

Описание слайда:

Вопросы родителям: Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе? В 5 классе? Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе? Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе? Сколько времени в среднем тратил Ваш ребёнок на подготовку домашних заданий в 4 классе? В 5 классе?

6 слайд

Описание слайда:

Сравнительная таблица 4 класс 5 класс 1 9 предметов 11 предметов, 3 факультатива 2 22 часа 27+2 часов 3 4 учителя 11 учителей 4 1 - 2 часа 2 - 4 часа

7 слайд

Описание слайда:

Много учителей Новые виды домашних заданий Увеличения числа предметов Кабинетной системы Изменения в школьной жизни пятиклассника

8 слайд

Описание слайда:

Возникающие проблемы: очень много разных учителей; непривычное расписание; новый классный руководитель; возросший темп работы; возросший объем работ в классе и д/з; необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;

9 слайд

Описание слайда:

Изменения в 5 классе Смена позиции: «старший» в начальной школе «самый маленький» в средней школе

10 слайд

Описание слайда:

Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.

11 слайд

Описание слайда:

Признаки дезадаптации: Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. Нежелания выполнять домашние задания. Жалобы на те или иные события, связанные со школой. Беспокойный сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

12 слайд

Описание слайда:

Возможные реакции: Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников. Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение). Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка. Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.

13 слайд

Описание слайда:

Чем можно помочь? Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом. Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и тд.) сообщите об этом классному руководителю. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно.

14 слайд

Описание слайда:

Чем можно помочь? Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

15 слайд

Описание слайда:

Чем можно помочь? Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни. Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя. Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

Родительское собрание в 5 классе

Адаптация

пятиклассников


Представьте себе ситуацию:

«Вы сменили работу и оказались в незнакомом коллективе.

Какие чувства вы испытываете в первое время на новом месте?»


Представьте себя на месте ребят, пришедших в 5-й класс.

С какими трудностями могут встретиться дети, придя в 5 класс?


5 класс


Вопросы родителям:

  • Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе? В 5 классе?
  • Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?
  • Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?
  • Сколько времени в среднем тратил Ваш ребёнок на подготовку домашних заданий в 4 классе? В 5 классе?

Сравнительная таблица

4 класс

5 класс

предметов

1 0

предметов

часа

часов

учителя

учителей

часа

часа

Родители отвечают на вопросы предыдущего слайда и заполняется сравнительная таблица.


Много учителей

Новые виды домашних заданий

Увеличения числа предметов

Кабинетной системы

Изменения в школьной жизни пятиклассника


Возникающие проблемы:

  • очень много разных учителей;
  • непривычное расписание;
  • новый классный руководитель;
  • возросший темп работы;
  • возросший объем работ в классе и д/з;
  • необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному

темпу, особенностям речи учителей;

«Какие проблемы возникли у ваших детей с переходом в 5 класс?» -вопрос родителям. Список дополняется ответами на этот вопрос учителями и детьми.


Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.

Признаки дезадаптации:

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • Нежелания выполнять домашние задания.
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • Беспокойный сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Опросник «Отношение к учебным предметам». Предлагается напротив предмета в одной из трех граф поставить «+» и выразить тем самым свое отношение.

Предмет

Русский язык

Изучаю

с интересом

Равнодушен

Литература

Не люблю

Английский язык

Математика

Природоведение

Технология

Физическая культура


  • Школа для меня (путь к знанию, домик, где я получаю много знаний, как дом, второй дом)
  • В школе я (пытаюсь работать активно, люблю разговаривать с друзьями, ходить в другие классы, чувствую себя хорошо, испытываю себя, проверяю свои знания, учусь, общаюсь с друзьями, узнаю много нового, стаю образованным человеком, получаю большое количество знаний и мне это нравится, люблю учиться)
  • Больше всего в школе мне (заниматься на уроках, нравится изучать математику, литературу, физкультуру, нравятся разные уроки, нравятся перемены)
  • Учителя меня (уважают, хвалят, не ругают, не орут, не обижают, учат и радуют новостями, иногда ругают, не очень хвалят, но иногда я их удивляю)
  • В классе я чувствую себя (комфортно и уютно, хорошо, лучше, чем в остальных классах, уютно, как дома)
  • В классе у меня много (учителей, друзей, одноклассников, подруг)

  • Тебе нравится в школе?

Не очень (2 человека)

Нравится (8 человек)

Не нравится


2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется часто остаться дома?

Чаще хочется остаться дома

Бывает по-разному (10 человек)

Иду с радостью


3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

Не знаю (4 человека) - остался бы дома (1 человек) - пошел бы в школу (5 человек)


4.Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?

Не нравится - бывает по-разному (8 человек) - нравится (2 человека)


5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

Хотел бы (5 человек) - не хотел бы - не знаю (5 человека)


6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Не знаю (1 человек) - не хотел бы (6 человек) - хотел бы (3 человека)


7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

Часто (7 человек) - редко (3 человека) - не рассказываю


8.Ты хотел бы, чтобы у тебя были менее строгие учителя?

Точно не знаю (5 человек) - хотел бы - не хотел бы (5 человек)


9.У тебя в классе много друзей?

Мало (1 человек) - много (9 человек) - нет друзей


Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя:

Слова поддержки:

Слова разочарования:

  • У тебя это не получится
  • Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
  • Эта идея никогда не сможет быть реализована.
  • Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
  • Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.
  • Ты делаешь это очень хорошо.
  • У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
  • Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.

Способы преодоления тревожности:

  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  • Доверяйте ребенку.
  • Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
  • Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
  • Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  • Не унижайте ребенка, наказывая его.
  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
  • Помогите ему найти дело по душе.
  • Разговаривайте со своим ребёнком. Постарайтесь услышать ЕГО.

Создание благоприятной семейной атмосферы

(памятка для родителей)

  • От того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Важно, чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
  • Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога - это совместное общение, ненавязчивые советы.
  • Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым делом спрашивать: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать ней- тральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?»
  • Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
  • Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
  • Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Всё начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребёнка –

Всё начинается с любви…

Р. Рождественский

 

 

Это интересно: