→ Восточные танцы. Описание и история. История зарождения восточного танца

Восточные танцы. Описание и история. История зарождения восточного танца

Прототип танца живота был известен во многих древних цивилизациях – Китае, Аравии, Африке и попал оттуда к древним славянам за долго до новой эры. Именно здесь этот танец стал ритуальным. Он исполнялся только в вечернее время и танцевался женщиной для своего . Главным смыслом танца было показать, что жена красива, молода, желанна и способна к потомства.

За несколько столетий до Рождества Христова славянский ритуальный танец попал на Восток в Азию вместе с мигрирующими славянскими племенами. Здесь он просуществовал до 1 в. н.э. без каких-либо изменений. И только в новом тысячелетии некоторые танцовщицы стали брать плату за исполнение. К 5-му веку н.э. танец из ритуального окончательно стал светским явлением. Культ превратился в развлекательное эротическое зрелище. Постепенно танец живота распространился по всему Востоку и Югу – Индии, Цейлону, Японии и даже Африке.

К 7-му веку за этим искусством прочно укоренилось название «арабского». И танцовщицы из многих стран, в том числе и Европы, мечтали попасть на Восток и постичь все тонкости танца живота.

Сегодня наблюдается настоящий Ренессанс этого искусства, ставшего популярным по всему миру. Специалисты насчитывают более 50 видов bellydance и 8 основных школ восточного танца: , египетская, пакистанская, ботсванская, таиландская, бутанская, аденская, иорданская и множество более мелких и незначительных ответвлений. Самыми популярными и распространенными считаются египетская и турецкая школы танца живота.

Смысловое значение танца

Этот завораживающий восточный танец не случайно название «танец живота». Ведь «живот» – это жизнь. А жизни ведет к женщине–матери. В в разных странах было связано с культом богини . И танец стал тем самым выразителем самых основ жизни – зачатия, вынашивания ребенка и рождения человека. Вся эротичность танца живота, которая сохранилась в полной мере и по сей день, была вполне оправдана и носила сакральный смысл.

В в арабских странах танец живота имел большое влияние, что мог даже изменить судьбу простой танцовщицы. Девушки из бедных семей могли с помощью этого искусства заработать богатое приданое, или даже стать из рабыни госпожой.

Даже сегодня в арабских странах и на Кавказе многие свадьбы не обходятся без этого танца. Танцовщицы через свои движения символически желают молодым здоровья, страстной любви на долгие годы, здорового и многочисленного потомства.

Целебные свойства танца живота

Для многих людей танец живота - просто красивый, эротичный восточный танец. Однако, кроме сакральной и эстетической составляющих танец несет на себе и оздоровительную нагрузку для женского организма. Он приводит в норму работу внутренних органов, отвечающих за детородную функцию, укрепляет организм в целом, продлевает молодость и обладает сильнейшей положительной энергетикой.

Введение

Восточный танец.…… После этих слов нашему мысленному взору представляется загадочная прекрасная восточная красавица-колдунья, исполняющая сказочный танец и околдовывающая всех, кто видит её. От её волшебных движений, искрящего расшитого наряда, выразительных глаз невозможно оторвать взгляд.

Танец живота…… Вы никогда не задумывались над тем, почему столь оригинально называют восточные танцы? Если Вы хотя бы один раз видели танцовщицу, танцующую танец живота, Вы никогда не сможете забыть волшебное впечатление, произведённое на Вас этим танцем.

Происхождение восточного танца можно сравнить с происхождением жизни на земле - множество легенд, противоречивых сведений и теорий, и ни одного доказательства, что все было именно так, а не иначе. Видимо, развитие танца не считалось настолько важным событием, чтобы запечатлеть его историю документально.

Восточный танец -- это тайна древней культуры, загадка, ответ на которую не лежит на поверхности. Тайна человеческого тела. Тайна слияния с музыкой, в которой совсем другие ритмы, тона и инструменты. Тайна нашей энергии и того, как раскрытие этой энергии творит чудеса.

История зарождения восточного танца

Арабский танец живота имеет много корней. Его истоки прослеживаются на фресках древних храмов Месопотамии. Фрески сохранили красивые изображения танцующих людей. Похожие фрески, чей возраст датируется примерно за 1000 лет до Рождества Христова, имеют и древние египетские храмы. Принято считать, что эти фрески описывают древний ритуальный танец, посвященный плодородию и рождению новой жизни.

Жрицы, танцевавшие в храмах, иногда служили "священными проститутками", которые через свой танец обращались к духу Великой Богини. Вполне возможно, что некоторые из движений их танца сохранились в том танце живота, который исполняют современные танцовщицы. Интересно отметить, что существовали различные касты танцовщиц. Гавази (в переводе с египетского диалекта - чужестранцы), которые выступали на улицах и, как правило, не отличались образованностью. Авалим, которые были танцовщицами совсем другого уровня. Алме (ед. число от Авалим) - так называли танцовщицу, которая получила специальное танцевальное и музыкальное образование. Авалим умели играть на различных музыкальных инструментах, хорошо разбирались в поэзии, могли исполнять стихи и песни собственного сочинения, как гейши средневековой Японии. Стили танца Гавази и Авалим довольно сильно отличались. Люди, изучающие историю танца живота, считают, что он зародился как ритуал подготовки к деторождению. В те времена не было больниц, обезболивающих препаратов и других медикаментов, облегчающих процесс родов, поэтому приходилось рожать так, как было задумано природой.

Не удивительно, что женщины превратили в ритуал те движения, которые укрепляли и тонизировали мышцы и тем самым облегчали роды. Легко заметить, что многие движения танца живота сосредоточены в области живота или таза. Представляя собой комбинацию напряжения и расслабления мышц, они тренируют внутренние органы и тонизируют мышцы живота. Волнообразные движения фактически задействуют те мышцы женщины, которые выталкивают ребенка при родах.

В мыслях обывателя танец живота представляется обилием полуобнаженного женского тела на фоне персидских ковров в залах древних восточных дворцов. Аромат специй, сладости, кальян… Искушение и игра, прекрасный и жестокий Восток! ….. И никого не смущает, что это исламская страна??))

А раз это исламская страна, то подобной картинки в древние времена не могло быть и в помине. Да, танцовщицы гавези могли выступать перед мужчинами. Да, наверняка, их выступления были и перед персонами очень высокого положения. Однако, даже они не могли себе позволить открытое тело.

«Ну вот,»- скажете Вы –«Так собственно говоря, что же тогда представляли собой эти танцовщицы и в чем они танцевали?». А танцевали они в своей традиционной одежде. Если брать гавези, то их традиционный костюм мог различаться в различные периоды, но всегда был закрытым. Это были или кафтаны, под которые надевались шаровары и подпоясывались платками, или длинные и широкие юбки, похожие на индийские, или прямые длинные платья расшитые большим количеством навесочек и т.д. Гавези кочевали и прошли путь от Индии до Египта, а как следствие включали в свой традиционные костюм детали костюма местности в которой проживали.

Одежда, в которой танцевали сами египтянки различалась в разных местностях, однако практически всегда представляла собой вариации на тему галобеи – длинного прямого платья с рукавами.

И заметьте, НИКАКОГО обнаженного тела. Исламское государство.

КТО ПРИДУМАЛ СОВРЕМЕННЫЙ КОСТЮМ?

Так как же появился тот раздельный костюм, который мы сейчас считаем традиционным для Востока? Наверное многие уже начали догадываться… И здесь не обошлось без Европы.

Когда пришли европейцы, то принесли с собой не только европейскую музыку, которая дала начало классической восточной музыке, но и жажду европейцев к экзотике. Жажду пуританского человека к экзотике. И вот с этого момента началось «раздевание» танцовщиц. Европейцы платили и платили неплохо, а как известно из экономики, спрос рождает предложения. Можно найти упоминания того, что в начале ХХ века некоторые танцовщицы исполняли для европейцев танец с обнаженной грудью. При этом музыкантов разворачивали к танцовщице спиной, чтобы они ее не видели. Так появился раздельный костюм, состоящий из лифа, юбки и пояса

ОСОБЕННОСТИ ЭТОГО КОСТЮМА В РАЗНЫХ СТРАНАХ:

Раздельный костюм для танца завоевал практически весь арабский мир, однако в каждой стране приобрел индивидуальные черты. Для примера я расскажу о его египетской и турецкой вариации.

Египетский костюм имеет одно основное отличие: практически полностью закрытые ноги при открытом животе и груди. Юбки строго в пол и даже чуть длиньше: длина юбки должна быть такой, чтобы стоя на полупальцах ее нижний край не открывал ступней. Грудь и живот открыты, однако при выступлениях на традиционных мероприятиях, к примеру свадьбе, на живот надевают сетку.

В турецком костюме акцент ставится не на животе, как в египетском, а на ногах. Пояс надевается значительно выше, добавляются высокие разрезы на юбку. Иногда ткани на юбке бывает так мало, что могут быть видны ягодицы. Настолько откровенный костюм обычно бывает в туристических районах.

Вот такая вот необычная история костюма. А казалось бы чего проще
Понравилась статья? Подпишись на нашу новостную страничку!

При слове "восточные танцы" нам сразу вспоминаются чарующие красавицы в шальварах, окутанные туманной дымкой фимиамов… Тысячелетия назад соблазнительно покачивающие бёдрами гурии являли собой символ соблазна и страсти. Какова же современная судьба восточных танцев?

Спасаясь от пчелы

Еще в десятом веке цыганы принесли в Египет восточные танцы, а из Египта они впоследствии распространились по всей Азии. Поэтому сегодня неправильно было бы говорить о восточных танцах как целостном феномене: все народы Среднего Востока имеют свою самобытную культуру и историю, что наложило свой отпечаток на стили и вариации танца.

Существует замечательная легенда о том, что как-то раз во время выступления танцовщицы к ней под одежды залетела пчела . Испуганная девушка, не прекращая выступления, стала вращать животом и плечами, чтобы прогнать насекомое. Зрители пришли в восторг и потребовали продолжения. Так родился первый прообраз восточного танца.

В двадцатом веке Голливуд стал постепенно способствовать популяризации восточного танца. Было создано множество киномюзиклов и шоу, в которых участвовали восхитительные обольстительницы с обнаженным животом, чьи томные взгляды провоцировали респектабельных джентльменов избавляться от комплексов и ненужных деталей одежды. Заинтригованная публика не преминула вскоре возвести восточный танец в ранг сценического искусства.

В 60-х годах прошлого века восточные танцы оказались воскрешенными из небытия , перекочевав из гаремов в танцевальные студии всего мира. Вскоре в США родилось общее название для восточных танцев современности — " bellydance " , или "танец живота" . Плавильный межкультурный тигль этой страны позволил родиться новым жанрам и стилям.

На данный момент самыми распространёнными стилями восточного танца являются Saidi (пастушеский танец), Ghawazee (цыганский танец), и Baladi (танец Верхнего Египта). Некоторые из этих стилей представляют собой оригинальные экзотические сплавы всевозможных направлений и форм: они предусматривают работу с платками, мечами и палками . Отдельные жанры восточного танца предусматривают украшение рук и ног хной и специальными наклейками (бинди) .

Вскоре от основного направления восточных танцев отпочковался стиль Tribal (трайбл), в котором используются движения, музыка и костюмы самых различных культур и эпох, и предлагается стилевая свобода вариаций в выборе костюма. В противовес обнажённому животу и бисерным подвескам трайбл предлагает монеты, кисточки и покрытый живот . Трайбл сказал "да" художественному экспериментированию: он привлёк в стилистику восточного танца модные элементы популярной культуры — татуирование и пирсинг.

Современные исследования убедительно доказывают, что восточные танцы не только способствуют усилению кровообращения органов малого таза и приводят в норму все отделы позвоночника, но и служат отличной профилактикой осложнений при родах и качественно улучшают сексуальную жизнь .

Помимо этого, восточные танцы сегодня являются одной из самых лучших психологических практик для приведения в гармонию тела и души . Кого-то из танцовщиц влекут на сцену огни рампы, кого-то — возможность почувствовать себя желанной и соблазнительной, но большинство женщин оказываются пленёнными возможностью наконец полюбить и принять свое тело таким, как оно есть .

Сегодня невозможно дать окончательный ответ на вопрос о том, какая разновидность восточного танца является самой лучшей. Этот танец не страшится времени, само время опасается его неувядающей красоты . Как писал об этом танце великий поэт ислама Джаллаладин Руми: "Кто знает благодать танца, тот живёт в Боге…".

Загадка беллиданса – не только в глазах танцовщицы, чарующей атмосфере и магической привлекательности, но и в его истории.

Никто не может точно сказать, где именно появился танец живота и когда это произошло. Большинство исследователей склоняются к тому, что родина беллиданса в Египте, кто-то считает, что в Междуречье, а может быть, истоки его следует искать в Индии? В древнегреческих рукописях можно найти описания нильских танцовщиц, которые использовали в своих движениях различные виды трясок и вибраций. Фрески древних храмов Египта и Месопотамии, написанные за тысячу лет до нашей эры, изображают жриц, исполняющих этот причудливый танец – священный ритуальный танец, посвященный богине плодородия, богине-матери. Народы разных стран – а уже в незапамятные времена характерный восточный танец исполняли и на Севере Африки, и в Греции, и в Риме, и в Вавилоне – называли ее по-разному: Анахита, Исида, Иштар, Афродита. «Проводниками танца» между этими странами были цыгане. Но не современные, знакомые нам, «рома», а «синти» – другая лингвистическая группа. В Египте их называли «гавази» – «чужестранцы», и в долину Нила они пришли из Индии. Путешествуя из края в край, они приносили с собой культуру танца живота, дополняли ее в каждой стране новыми движениями. Кстати, позднее в Испании – опять же с легкой руки цыган – этот межкультурный микс стал основой фламенко, только акцент с живота и бедер сместился на ноги и руки.

Но вернемся на Восток. С течением времени «религиозный матриархат» сменился патриархальными религиями, язычество вытеснили христианство и ислам, а танец живота из ритуального действа превратился в светское развлечение. Ряд исследователей и вовсе низводят беллиданс до уровня «гаремного фитнеса» – мол, женам и наложницам в гареме заняться было нечем, а за красотой тела необходимо было следить, вот и занимались они танцем живота, чтобы коротать день за веселым занятием и поддерживать тело в форме. Но даже в гареме у беллиданса была важная сакральная задача – подготовить женщину к беременности и родам. Специфичные движения танца задействуют внутренние мышцы таза – те самые, что помогают ребенку выйти из матки – и благодаря этому роды проходят легче и безболезненнее. Чистой физиологией роль беллиданса не ограничивается – например, в некоторых египетских селениях до сих пор женщины собираются в большом шатре и танцуют вокруг роженицы, чтобы, с одной стороны, помочь ей морально, а с другой – встретить новорожденного весельем, чтобы он прожил счастливую жизнь.

«Гаремный период» истории танца живота – самый спорный и смутный. Дело в том, что ислам запрещает изображать людей, женщинам запрещает танцевать для кого-то кроме других женщин или своего мужа, а посторонним мужчинам – проникать на женскую половину дома («haram» в переводе с арабского значит «запретный»). Поэтому нет ни рисунков того времени, изображающих танцовщиц, ни описаний их движений. То немногое, что дает нам представление о происходившем за стенами гарема – либо воспоминания жен европейских дипломатов, либо плод воображения художников и писателей, часто на Востоке даже не бывавших. Стоит ли им верить?

А в египетских хрониках упоминание о гавази можно найти только за последние двести лет. Этот народ не придерживался строго канонов ислама, танцевал на улицах, с непокрытой головой – естественно, такое поведение вызывало неудовольствие религиозных деятелей, и о гавази было запрещено писать. Первые же рисунки, на которых можно рассмотреть костюмы той поры – узкие приталенные кафтаны и широкие шаровары – были сделаны европейскими путешественниками в середине девятнадцатого века. Костюмы эти сильно напоминали народные турецкие одежды – что неудивительно, ведь Египет входил в состав Османской империи с 1517 по 1805 год – а турецкий костюм, в свою очередь, многое заимствовал из персидского. Своим «безнравственным» поведением гавази, танцевавшие за деньги для солдат турецкой армии, навлекли на себя и гнев не только правоверных арабов, но и турецкого паши – и были сосланы на юг Египта в Эсну.

Второе рождение беллиданса пришлось на середину девятнадцатого столетия – небывалый интерес к нему вспыхнул в Европе после завоевания французами севера Африки. Стали популярны всевозможные восточные шоу – правда, надо признать, зачастую это была лишь дешевая имитация без малейшего намека на культуру и глубинный смысл танца живота. Первое шоу с настоящими восточными танцовщицами было показано в Париже в 1889 году, а в 1893-ем американский импресарио Сол Блум привез на Всемирную ярмарку в Чикаго труппу исполнителей народных танцев из Северной Африки и придумал яркий термин «bellydance», дословно – «танец живота». В том же году в Лондоне пьеса Оскара Уайльда «Саломея» была запрещена за ее «развратные танцы» – что только подстегнуло интерес к ним.

А ведь выглядело все тогда, по сравнению и с древностью, и с днем сегодняшним, довольно целомудренно – выступали танцовщицы в длинных закрытых платьях, и только повязанный платок акцентировал бедра. Впрочем, и этого было достаточно: роковая женщина-шпионка Мата Хари своими восточными танцами буквально порабощала сердца и волю сильных мира сего. В беллидансе находили вдохновение Айседора Дункан, Рут Ст. Денис и Марта Грэм.

Нынешнего гламура беллидансу придал Голливуд. Именно в голливудских фильмах танцовщицы впервые появились с открытым животом, в расшитом лифе и с поясом на талии. Египетские танцовщицы частично скопировали этот образ, пояс с талии опустили на бедра, открыв пупок – так движения смотрелись более эффектно, и разглядеть их было легче. Кинематограф также заложил основы хореографии в беллидансе – раньше танец от начала и до конца был чистой импровизацией, и в групповых выступлениях, запечатленных на кинопленку, смотрелся несколько несогласованно.

В Египте расцвет кинематографии пришелся на сороковые годы прошлого века, и режиссеры, конечно же, стремились снимать фильмы с участием известных танцовщиц. Эти киноленты породили неподдельный интерес к беллидансу далеко за пределами Ближнего Востока. Женщины и даже мужчины западных стран хотели не только смотреть красочные шоу, но и сами танцевать этот завораживающий загадочный танец. Интерес этот не утихает до сих пор.

Виктория Пятыгина

 

 

Это интересно: