→ Характеристика и анализ «Обломова» (Гончаров И. А.). Урок развития речи с элементами лингвистического анализа (на примере анализа отрывка из романа «Обломов») Анализ отрывка из обломова коротко

Характеристика и анализ «Обломова» (Гончаров И. А.). Урок развития речи с элементами лингвистического анализа (на примере анализа отрывка из романа «Обломов») Анализ отрывка из обломова коротко

«Обломов» - это роман, который в своем поэтапном раскрытии отображает конец эпохи отмены крепостничества и невозможность нормального развития и роста личности в условиях процветающего тогда крепостного права. Приведенный ниже анализ романа "Обломов" наглядное тому подтверждение. Главный герой представлен автором в качестве собирательного образа человека, который не может после службы приобщиться к какому-нибудь делу и найти ответ на вопрос: как жить дальше? Роман «Обломов» представляет собой смешение романтизма с ослабленной волей человека, душевной немощью.

"Обломов": анализ 1 главы

Применяя метод поэтапного (ступенчатого) сужения образов, Гончаров переносит нас сначала на одну из основных улиц аристократии в городе Петербурге, перемещая суть действий в большой многонаселенный дом, где мы и попадаем в жилище и «опочивальню» главного героя.

Неопрятная комната соответствует как внешнему виду, так и внутреннему настроению хозяина, где мы обнаруживаем, что «ковры были в пятнах» и «лепилась в виде фестонов паутина». А сам герой - Обломов кличет периодически: «Захар!». И после ворчанья и стука «спрыгнувших откуда-то ног», перед нами возникает второй персонаж романа, слуга, также в довольно неприглядном виде. Лакей Захар для хозяина дома Обломова – не только «преданный слуга», он также выступает в роли хранителя родовых воспоминаний, друга, няньки. Это автор наглядно демонстрирует, представляя вереницу забавных бытовых сценок в результате общения лакея с барином.

Благодаря грубой, откровенной и неприкрытой лицемерием манере общения Захара мы знакомимся с отрицательными чертами Обломова – и с ненавистью к труду, и с жаждой покоя и безделья, и со склонностью преувеличивать тягость собственных забот.

Между слугой и помещиком явно прослеживается параллель: подобно тому, как Илья Ильич Обломов самоотверженно трудится над планом, лакей Захар всячески демонстрирует намерения провести генеральную уборку. Только совершенно не следует полагать, что Захар является двойником помещика или простачком ленивым. Не стоит о нем судить так поверхностно.

Жизнь Ильи Ильича как бы протекает в своем особом мирке, который то и дело терпит вторжение посторонних: уж многим людям есть дело до него. К помещику стучались в дверь и светский шалопай Волков, Пенкин – модный литератор, усердный чиновник Судьбинский и делец Тарантьев, даже какой-то «человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией». Петербуржцев привлекает в квартире Обломова тепло души и мягкость её хозяина. Даже такой негодяй, как Тарантьев, понимает, что в этом доме он найдет «теплый, спокойный приют».

По существу, уже в экспозиции намечается пояснение того, почему Обломов как чиновник не достиг успеха.

Мы видим, что «среда не «заела», среда отторгала» народ, подобный главному герою, который, на самом деле, в духовном отношении гораздо выше любого из своих гостей.

Обломов к концу первой части романа готов изменить свою прежнюю жизнь. Герой находится под давлением внешних обстоятельств в виде необходимости переезда по причине снижения доходности имения. Только вот внутренние побуждения оказываются важнее. И прежде чем нам предстоит увидеть результат усилий помещика Ильи Ильича подняться с дивана, автор приводит для рассуждение особую новеллу о детских годах персонажа – «Сон Обломова».

Сон Обломова: анализ эпизода

В этом отрывке мы находим ответ на вопрос о том, как бодрый и резвый мальчик Илья Обломов превратился в мужчину, которой не желает никого и ничего знать, окромя собственного кабинета и прислуживающего ему лакея.

Обломовский сон – это связь прошлого и настоящего, предопределение судьбы героя. Сон показывает, как появился такой человек, как Илья Обломов, личность которого сочетает в себе добрые и приятные черты, а также полную индифферентность к происходящим событиям, желание полного отчуждения.

В более широком смысле сон является общим состоянием души героя. Представленная Обломовка существует лишь для того, чтобы пробудиться утром, а вечером уснуть. Так и Обломов бежит в свой кабинет на Выборгской от суеты и несвободы жизни, стремясь обрести покой и размеренность. Герой уверен, что лишь во сне он обладает полной свободой и может повелевать временем, по желанию видеть давно упокоенную мать и перемещаться в "благославенный уголок".

Анализ 9 главы "Обломова" показывает, что герой стремится ко сну, подменяя им ощущение свободы. Будучи метафорой жизни героя, "Сон Обломова" проходит через все пространство романа, определяя, что именно сновидения сподвигают "человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разума и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления".

Анализ 3 главы "Обломова"

В этой главе романа мы видим, как Обломова навещает Андрей Штольц - друг детства.

Уже на пороге Илья Ильич засыпает Штольца жалобами на собственное здоровье: изжога мучит и ячмени одолели. Врач советует ему путешествовать, но разве здравый человек поедет «... в Америку и Египет!...Разве отчаянный какой-нибудь, кому жизнь нипочем». Штольцу же страх и доводы Обломова непонятны и смешны.

Штольц, ознакомившись с письмом, предлагает товарищу действовать и излагает свое видение решения данной проблемы.

Но нет, таковое не для Ильи Ильича. Перемены для него страшнее всего на свете. Обломов не верит в то, что перемены дадут результат, как и план преобразования Обломовки, который он пишет уже ни один год. Илья Ильич не в состоянии совершать изменения в собственной жизни, они обходятся ему затратой слишком многих усилий.

Таким образом, вышесказанное о романе Гончарова "Обломов", анализ которого вы только что прочитали, раскрывает слабость духа человеческого и кризис неопределенности бытия, осознание нищенского духовного существования личности и смирение с этим. Подводя черту, следует сказать, что и в наши дни можно встретить "обломовщину", так что проблема, описанная автором, актуальна и сегодня.

Важное место на уроках литературы в школе занимает критический анализ «Обломова». Гончаров - крупнейший прозаик середины XIX века. Его романы оказали значительное влияние на развитие отечественной литературы указанного столетия. Книги писателя отличаются глубоким психологизмом, драматизмом, а также постановкой актуальных проблем современного ему времени, которые, впрочем, значимы и сегодня.

Первая часть книги

Изучение композиции романа в первую очередь предполагает анализ «Обломова». Гончаров в начале своего произведения подробно описывает тот образ жизни, который вел его герой. С начала произведения читатели знакомятся с этим персонажем глазами его посетителей. Но автор также передает и внутреннее состояние Ильи Ильича, который после ухода каждого из гостей пускается в длинные рассуждения, раскрывающие его как человека незаурядного. Проводя весь день дома, не работая и укрывшись от жизни, Обломов тем не менее задается сложными философскими вопросами о смысле существования, цели и перспективах общественной карьеры.

Он пытается понять причину собственной бездеятельности, неактивности и полного равнодушия ко всему происходящему. Акцент на душевное состояние персонажа должен включать анализ «Обломова». Гончаров - мастер создания психологических портретов своих героев. Он показывает, что Илья Ильич - человек, настроенный философски, что мешает ему вести образ жизни, который пытается привить ему его лучший друг детства Штольц.

Описание деревни

Большое значение описанию формирования своего героя придавал Гончаров. «Обломов» (сон Обломова, анализ которого традиционно является главной частью школьного урока, объясняет характер Ильи Ильича) - это ключевое произведение в творчестве писателя, так как в нем он раскрыл самые главные проблемы российской действительности своего времени. Этот сон показывает деревню, в которой родился и вырос герой. В этом месте жители отличались необыкновенной мягкостью характера, покладистостью, дружелюбием.

Они ни о чем не заботились, не думали о карьере или образовании. Все эти люди жили сегодняшним днем, их главной ценностью был домашний уют, тепло, забота друг о друге. Поэтому маленький Обломов полностью находился под опекой любящей матери, родных, своих нянек, кормилиц. Это объясняет его бездействие во взрослой жизни.

Завязка

Штольцу в конце концов кое-как удается занять своего приятеля некоторыми делами. Он вывозит его из дома, знакомит с новыми лицами. Встреча с молодой, красивой, умной девушкой Ольгой Ильинской коренным образом меняет жизнь Обломова. Он влюбляется в нее, и эта любовь окрыляет его. Герой начинает вести активный образ жизни: учится, много читает, совершает частые и дальние прогулки. Ильинская же, следуя указаниям Штольца, всячески побуждает своего нового знакомого к различным занятиям.

Характеристика их отношений входит составной частью в анализ «Обломова». Гончаров описывает, как их взаимное влечение друг к другу впоследствии переросло в сильное и глубокое чувство. Через некоторое время они объяснились и решили пожениться.

Кульминация

Это было важным событием в жизни персонажа. Однако он испугался того, как далеко зашли их отношения. Ему нравилось общение с Ольгой, однако, будучи по природе тихим, застенчивым и нерешительным, он почувствовал, что не в состоянии взять на себя брачные узы. Подробно описал психологическую эволюцию своего персонажа И.А. Гончаров. «Обломов» (анализ романа предполагает детальный разбор причины разрыва Ольги и главного героя) - это роман, который посвящен в первую очередь тонким наблюдениям автора за душевным состоянием персонажей.

Ильинская почувствовала нерешительность и колебания своего жениха. Она не сомневалась в его любви, но ее деятельная кипучая натура требовала активной и полноценной жизни. Самым напряженным моментом в произведении является момент объяснения героев между собой, когда выясняется, насколько они далеки друг от друга, несмотря на любовь. Анализ романа Гончарова «Обломов» объясняет различие в их характерах. Ольга была очень требовательна к себе и окружающим. А Илья Ильич оказался неспособным к полной трансформации своей личности и привычного образа жизни. Он сильно изменился под влиянием любви, однако в глубине души остался прежним. Именно в этом последнем разговоре со своей возлюбленной герой называет своей порок «обломовщиной» - понятием, которое вошло в обиход в повседневной речи.

Развязка

Одним из лучших прозаиков середины девятнадцатого века по праву считается И.А. Гончаров. «Обломов» (анализ произведения должен включать и описание последнего периода жизни героя) - это роман, который показывает развитие главного действующего лица с психологической точки зрения. После разрыва с Ольгой Илья Ильич женится на своей квартирной хозяйке Анисье. Эта женщина полностью соответствовала его представлениям о домашней хозяйке и жене. В ее доме Илья Ильич снова впал в прежнее, даже еще худшее бездействие, чем очень огорчил своего друга Штольца и Ольгу. Однако автор раскрывает внутренние причины такой трансформации персонажа.

Он объясняет это разочарованием от потери любимой девушки. Это состояние перешло у героя в полную апатию и равнодушие ко всему окружающему, что фактически и привело его впоследствии к смерти. Писатель в полной мере показывает читателю, что физическая кончина героя стала следствием его душевного опустошения, которого не могли заполнить заботы и искренняя и простая любовь Анисьи.

Герои

Обломову противопоставлены Штольц и Ольга Ильинская. Первый был обрусевшим немцем. Он много работал, заботился о своей карьере, но при этом не потерял душевности и доброты, за что его и полюбил Илья Ильич. Штольц искренне заботился о своем лучшем друге, пытался занять его и увлечь каким-нибудь делом. В конце произведения он женился на Ольге, с которой был схож характерами. Последняя, пожалуй, является для писателя идеалом. Она активная, целеустремленная, но при этом умная и сдержанная.

Изучение первой сцены

Для закрепления пройденного материала школьникам можно предложить сделать анализ эпизода романа Гончарова «Обломов». В качестве примера обычно выбирают сцены визитов гостей к герою в самом начале книги, так как их диалоги дают первое представление о главном действующем лице романа. Читатели видят, что Илья Ильич отказывается от участия в различных делах своих товарищей.

Все они чем-то заняты и всячески пытаются увлечь его, но безрезультатно. После их ухода Илья Ильич рассуждает о бесполезности их суеты, занятий, работы. Он задается главным вопросом всего произведения: а где во всей этой суете человек? Симпатии автора в данном случае явно на стороне Ильи Ильича, хотя он и не одобряет его образа жизни.

В романе И.А.Гончарова мы также имеем дело с конструктивным принципом двойственности, однако двойственности не сатирической. Эстетический объект художественного восприятия в данном случае двоится не на высокую заданность и низкую данность в поле единой ценностной позиции — в нем совмещены взаимоисключающие ценностные интенции.

По этой причине нескончаемый спор о том, «плох» или «хорош» герой романа — этот сонный ленивец с голубиной душой, в каких бы категориях и с каких бы позиций он ни велся, не разрешим в принципе, ибо весь романный мир, как и его герой, не совпадает с самим собой, предстает в двойном ракурсе видения. Такова эстетическая «оптика» данного художественного целого.

Дело в том, что последняя фраза текста (И он рассказал ему, что здесь написано) содержит некоторое принципиально важное откровение. Оказывается, мы познакомились не с жизнью, характером и личностью Обломова в их авторской сотворенности и поэтому неоспоримости для нас, читателей (как это обстоит с кроями Толстого, например), а только с одной из возможных внутрироманных версий этой жизни — с версией Штольца. Однако внимательный читатель заметит тот факт, что далеко не все, известное теперь ему, могло быть известно Штольцу. Из какого же сточника оно пришло в текст? Надо полагать, эта информация была привнесена литератором, записавшим рассказ Штольца.

Об этом неожиданно возникшем в заключительной главе персонаже мы знаем крайне мало. В нашем распоряжении имеется лишь его портрет: полный, с апатическим лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами, интересуется человеческими судьбами, но говорит, лениво зевая. Да ведь это портрет самого Обломова или, по крайней мере, человека обломовского типа, противоположного Штольцу. Значит, роман Гончарова являет собой версию жизни главного персонажа, принадлежащую деятельному человеку, не приемлющему «обломовщины», но пересказанную и дополненную другим лицом — по-обломовски созерцательным.

Этим взаимоналожением двух версий и создается «оптический эффект» своего рода эстетической «близорукости», вынуждающей интерпретаторов вновь и вновь пристально вглядываться в расплывающийся облик.

В первой главе романа о двойственности точки зрения, организующей процесс его чтения, читателю еще ничего не известно. Однако начальные страницы текста уже содержат ряд глубоких оппозиций, на пересечении которых оказывается Обломов, и предстают своего рода увертюрой к сложному и органично противоречивому художественному целому. Выявляющиеся с самого начала оппозиции конструируют неоднозначную, амбивалентную систему ценностей занимающего нас романного мира.

Прежде всего отметим двоящийся хронотоп дома. Из самой первой фразы текста мы узнаем, что Илья Ильич проживает в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город. Однако в этом чужом доме непатриархального уклада он лишь квартирант, да и снимаемая им квартира лишена живых следов человеческого присутствия. В репликах Волкова из второй главы появляются такие новомодные веселые дома, где полгорода бывает (уже столичного), что неприятно поражает Обломова.

Тема собственного (патриархального, фамильного) дома 06ломовых также возникает в первой главе. Это объект исторических преданий об этом старинном доме, единственной хроники, веденной старыми слугами, няньками, мамками и передаваемой из рода в род <...> дорожа ею, как святынею. Но Илья Ильич более не обитает в своем доме, покинув навсегда средоточие отжившего величия.

По присущему ему образу жизни Обломов — очень домашний человек. Домашний человек без дома — такова изначальная парадоксальность двоящегося образа главного героя.

Своеобразную оппозицию начальной главы, как и последующего текста, составляет несовпадение идеи и мысли, оказывающихся вдруг окказиональными антонимами. Лицо Ильи Ильича характеризуется отсутствием всякой определенной идеи. Зато мысль гуляла вольной птицей по этому лицу. Впрочем, идея в качестве плана разных перемен и улучшений в порядке управления своим имением составляет существенный мотив первой главы. Впоследствии сам герой станет объектом подобной идеи: ведь основное действие романа сводится к неудачной реализации плана Штольца и Ольги — плана переделки Обломова.

На пересечении внутренней борьбы между тревогой, которая изредка застывала в форме определенной идеи, и свободной мыслью — пока ум еще не являлся на помощь — обнаруживается душа героя, которая открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. Это, пожалуй, единственное, что не двоится, что составляет основу идентичности Обломова. В конце романа персонажей связывает одна общая симпатия, одна память о чистой, как хрусталь, душе покойника.

Наиболее очевидной с первых страниц произведения предстает оппозиция покоя и житейской суеты.

Покой изначально явлен нам лежанием героя, которое не было ни необходимостью <...> ни случайностью <...> ни наслаждением <...> это было его нормальным состоянием. За этим лежанием кроется образ широкого и покойного быта в глуши деревни. Суета же первоначально предстает фантомом громадной возни в доме (уборки), мысль о которой приводила барина в ужас. С последующим приливом житейских забот образ суеты вырастает в образ самой жизни: Ах, Боже мой! Трогает жизнь, везде достает.

Уже в следующей главе устанавливается исходная для Ильи Ильича и ключевая для романа в целом диспозиция суеты и покоя: В десять мест в один день — несчастный! — думал Обломов. — И это жизнь! <...> Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? <...> несчастный! — заключил он, перевертываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой.

В контексте данного рассуждения, где понятие человеческой жизни начинает двоиться, покой оказывается альтернативным суете образом жизни, а не уклонением от нее. Еще в первой главе Захар утверждал: Стараюсь, жизни не жалею! (т.е. не жалеет собственного покоя).

Все последующее действие романа заключается в том, что герой этот принципиальный для него покой утрачивает, а затем обретает его вновь.

Впрочем, на протяжении романа жизненная ценность покоя также двоится: она позитивна в противостоянии суете, но как противоположность делу оказывается ценностью внежизненной и в этом смысле негативной. На фоне деловой активности Штольца (Ах, если б прожить лет двести-триста! сколько бы можно было дела переделать!) обломовский покой выступает синонимом смерти: Трогает жизнь, нет покоя!Лег бы и заснул... навсегда... Одной из наиболее существенных оппозиций романного универсума, «ценностно уплотненного» (Бахтин) вокруг героя, следует, конечно, признать оппозицию Востока и Европы.

Знаменитый халат Ильи Ильича — настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, сшитый по неизменной азиатской моде, сохраняющий яркость восточной краски и прочность ткани, покоряющийся своему хозяину как послушный раб. В то же время комната Обломова казалась прекрасно убранною в европейском вкусе, выдавая желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий. А когда в следующей главе Волков предлагает привезти на пробу пару новых перчаток (Это только что из Парижа), Обломов не колеблясь соглашается.

Однако герой внутренне настолько отстранен от соблюденного им «декорума», что как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил все это?» Впоследствии он будет думать о людях иного, чем он сам, склада: Они не в своей шапке ходят, забивая себе голову деятельной Европой.

Противостояние Европы и Азии, исподволь заданное с самого начала, говорит нам о том, что судьба и глубинные характеристики главного героя, по-видимому, имеют самое непосредственное отношение к евразийскому феномену самой России.

Если фигура Обломова действительно может быть интерпретирована как некое олицетворение российской ментальности, то в системе персонажей, актуализирующих различные стороны этой фигуры, весьма значимой представляется оппозиция «русскости» (восточности) Захара и Пшеницыной (характерна ее похвала: так шьют... что никакой француженке не сделать), с одной стороны, и «немецкости» (западности) Штольца и Ольги — с другой.

В первой главе Штольц еще не появился, но его мелодия в увертюре уже звучит — в словах обличителя немецкой скаредности Захара: А где немцы сору возьмут? <...> У них нет этого вот, как у нас, чтобы в шкафах лежала по годам куча старого изношенного платья или набрался целый угол корок хлеба за зиму.

Русскость самого Захара двоится, лишена восточной или западной определенности. Он в своей полуформенной одежде никак не восточный послушный раб (пререкается, демонстрирует барину свое неблаговоление), однако наделен голосом цепной собаки и является врагом европейских усовершенствований: Сапоги сами снимают с себя: какую-то машинку выдумали! <...> Срам, стыд, пропадает барство! В отличие от русского мужика Захар бороду бреет, но бакенбарды его таковы, что одной стало бы на три бороды.

Слуга, несомненно, воплощает одну из сторон двоящегося образа барина, что раскрывается в их молчаливом обмене предполагаемыми репликами. Однако он несет в себе не только лень и восточный фатализм (о спинке дивана: не век же ей быть: надо когда-нибудь изломаться), но и непоколебимую религиозность: ритуальные уборки к Святой неделе и перед Рождеством нежелание изменять данного ему Богом образа. Последнее явственно противостоит плану разных перемен и улучшений, вынашиваемому Ильей Ильичем. Но Обломову всякое реформирование в отличие от Штольца совершенно чуждо.

Тюпа В.И. — Анализ художественного текста — М., 2009 г.

Анализ 1 части романа И.А. Гончарова «Обломов».

Цели урока:

1) Развитие навыка анализа эпизода художественного произведения. Изучение стилистики автора на всех уровнях текста.

2) Развитие логического мышления (дедуктивный и индуктивный методы), совершенствование устной речи и обогащение словарного запаса учащихся.

3) Формирование активной жизненной позиции учащихся.

4) Выработка навыков грамотного самостоятельного чтения.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемный.

Приемы:

Разъяснительный с применением ИКТ, поисковый, исследовательский.

Тип урока:

Традиционный с использованием ИКТ.

Используемая литература:

Текст произведения; учебник Литературы. Литература. 10 класс. В 2 ч./ В.Г.Маранцман, Е.К.Маранцман, О.Д.Полонская и др.; под ред.-М.:Просвещение, 2011.-383 с.; статья Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?» /Н.А.Добролюбов. Избранное.Саранск, Мордовское книжное издательство, 1974.

I. Ход урока

Запись на доске:

1. Кто такой Обломов? Почему он такой, каким мы видим его в 1 части?

2. Справедливы ли слова Гончарова И.А.: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель - климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства»?

II. Опрос с применением презентации:

1. Какова цель написания романа?

3. Какие понятия, ставшие нарицательными, использует И.А.Гончаров в романе? Дать объяснение.

4. Какова композиция романа и как она используется автором для воплощения художественного замысла?

III. Беседа.

Роман Гончарова И.А. «Обломов» стал событием в литературном мире. «Редкий роман, – писал Д.И.Писарев, – когда-либо совмещал в себе до такой степени огромные психологические задачи, редкий возводил соединение двух таких задач до такого стройного, и, по-видимому, несложного целого».

Н.А.Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» пишет, что обломовщина – «давний порок связанного с крепостническим укладом дворянства, свидетельство исторической обреченности этого сословия». И.А.Гончаров через судьбу Обломова показал социальное явление – обломовщину, вот почему так важно исследовать причины обломовской апатии, выявить то, что оказало влияние на формирование личности главного героя.

Гончаров рассказал нам «историю о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его…»

IV. Анализ 1-8 глав 1 части.

1. Что мы знаем об Обломове? (Портрет, привычки, дом)

2. Кто составляет окружение Обломова? На какие группы можно разделить всех знакомых?

3. Как Обломов относится к образу жизни своих посетителей?

4. Кого считает истинным другом и почему?

5. Отношение к Захару. Какую черту Обломова автор подчеркивает через его отношение к слуге?

6. Каким себе представляет Обломов себя, что он думает о счастье и о жизни? («Разве я мечусь, разве работаю? мало ем, что ли? худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать сделать есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? из чего мне? И кому я это говорю? Не ты ли с детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался».

“Идеал счастья, нарисованный им Штольцу, заключался не в чем другом, как в сытной жизни, – с оранжереями, парниками, поездками с самоваром в рощу и т.п., – в халате, в крепком сне да для промежуточного отдыха – в идиллических прогулках с кроткою, но дебелою женою и в созерцании того, как крестьяне работают”.”Но вот в чем главная беда: он и вообще жизни не умел осмыслить для себя”.)

V. Работа с 9 главой. «Сон Обломова»

Ученикам предлагается воссоздать облик Обломовки.

1 ученик.(Несколько пейзажей. Фотографии). Он выбирает ландшафт для Обломовки, чтобы там не было моря, гор, дремучих лесов. (Рассказывает, как автор описывает ландшафт Обломовки)

2 ученик. Выбирает сезонные изменения погоды (Картины художников). Нет полутонов. Зима – яркая, свежая, морозная, снежная. Лето теплое, солнечное, пейзаж пестрит цветочным многоцветьем. Осенью в одно и то же время начинается снег и мороз. Весна дружная, в ней нет места внезапным вьюгам и продолжительному ненастью.(Замечание о сезонности в Обломовке)

3 ученик. Люди, населяющие Обломовку. (Портреты. Красивые, пышущие здоровьем крестьяне и крестьянки. Спокойные, довольные, полные достоинства хозяева Обломовки). (Рассказ о взаимоотношениях обломовцев, о характере их жизни).

VI. Характеристика обломовцев. Сущность обломовщины.

1. Что является смыслом жизни обломовцев?

2. Какие представления о мире существуют у жителей Обломовки?

3. Какие три акта жизни обломовцев упоминает автор. Как это характеризует героев?

(“В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой ее смысл и назначение? Обломовцы очень просто понимали ее, “как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они сносили труд, как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным”).

VII. Итог урока.

В чем заключаются главные черты обломовского характера? “В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению – он барин; “у него есть Захар и еще триста Захаров”, по выражению автора.”

«История воспитания Обломова вся служит подтверждением его слов. С малых лет он привыкает быть байбаком благодаря тому, что у него и подать и сделать – есть кому; тут уж даже и против воли нередко он бездельничает и сибаритствует… Он бы, может быть, стал даже и работать, если бы нашел дело по себе; но для этого, конечно, ему надо было развиться несколько под другими условиями, нежели под какими он развился. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим».(А.Н. Добролюбов «Что такое обломовщина?»)

Согласны ли вы с тем, что И.А.Гончаров сумел показать в образе главного героя, какие причины способствовали тому, что он стал таким, каким мы видим его в 1 части?

Для чего автор завершает «Сон Обломова» вопросом, который сам себе задает главный герой: «Отчего же это я такой?» (И.А.Гончаров показывает, что в главном герое еще «бродят» тревожные мысли, не дающие ему успокоиться окончательно. В них, быть может, сокрыта надежда на перемену участи Обломова?)

Домашнее задание.

Задание для 3 групп учащихся. 1. Охарактеризовать отношения Обломова и Штольца. 2. Охарактеризовать отношения Обломова и О.Ильинской. 3. Отношения Обломова и А.М.Пшеницыной.

  • Обновлено: Февраль 9, 2018
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1858 году, а в 1859 году напечатан в «Отечественных записках». Однако первая часть произведения – «Сон Обломова» увидела свет еще в 1849 году «Литературном сборнике», став знаковым элементом сюжетного и идейного построения романа. «Обломов» является одним из произведений романной трилогии Гончарова, куда также вошли «Обыкновенная история» и «Обрыв». В книге автор затрагивает как многие остросоциальные для его эпохи вопросы – становления нового русского общества и противостояния исконно русской ментальности европейским началам, так и «вечные» проблемы смысла жизни, любви и человеческого счастья. Подробный анализ «Обломова» Гончарова позволит более подобно раскрыть идею автора и лучше понять гениальное произведение русской литературы 19 века.

Жанр и литературное направление

Роман «Обломов» написан в традициях литературного направления реализм, о чем свидетельствуют следующие признаки: центральный конфликт произведения, развивающийся между главным героем и обществом, которое не разделяет его образа жизни; реалистичное изображение действительности, отражающее многие бытовые исторические факты; наличие типичных для той эпохи персонажей – чиновников, предпринимателей, мещан, слуг и др., которые взаимодействуют между собой, а в процессе повествования явственно прослеживается развитие (либо деградация) личности главных героев.

Жанровая специфика произведения позволяет трактовать его, прежде всего, как социально-бытовой роман, раскрывающее проблему «обломовщины» в современную автору эпоху, ее пагубное действие на мещан. Помимо того, произведение нужно рассматривать как философский, затрагивающий многие важные «вечные вопросы», и психологический роман – Гончаров тонко раскрывает внутренний мир и характер каждого героя, подробно анализируя причины их поступков и дальнейшую судьбу.

Композиция

Анализ романа «Обломов» был бы не полным без рассмотрения композиционных особенностей произведения. Книга состоит из четырех частей. Первая часть и 1-4 главы второй представляют собой описание одного дня жизни Обломова, включающее события в квартире героя, его характеристику автором, а также важную для всего сюжета главу – «Сон Обломова». Данная часть произведения является экспозицией книги.

5-11 главы и третья часть представляют собой основное действие романа, описывающее отношения Обломова и Ольги. Кульминацией произведения становится расставание возлюбленных, приводящие к тому, что Илья Ильич снова впадает в старое состояние «обломовщины».

Четвертая часть представляет собой эпилог романа, повествующий о дальнейшей жизни героев. Развязкой книги становится смерть Обломова в неком подобии «Обломовки», созданной им и Пшеницыной.
Роман делится на три условные части – 1) герой стремится к иллюзорному идеалу, далекой «Обломовке»; 2) Штольц и Ольга выводят Обломова из состояния лени и апатии, заставляя жить и действовать; 3) Илья Ильич снова возвращается в прежнее состояние деградации, найдя «Обломовку» у Пшеницыной. Несмотря на то, что основным сюжетным узлом стала любовная история Ольги и Обломова, с психологической точки зрения лейтмотивом романа является изображение деградации личности Ильи Ильича, ее постепенного распада вплоть до фактической смерти.

Система персонажей

Центральное ядро персонажей представлено двумя противопоставляемыми мужскими и женскими образами – Обломовым и Штольцем, а также Ильинской и Пшеницыной. Апатичные, спокойные, интересующиеся больше бытом, домашним теплом и богатым столом Обломов и Пшеницына выступают носителями устаревших, архаичных идей русского мещанства. Для них обоих «обломовка» как состояние спокойствия, отрешенности от мира и духовной бездеятельности является первичной целью. Это противопоставлено активности, деятельности, практичности Штольца и Ольги – они являются носителями новых, европейских идей и норм, обновленной русско-европейской ментальности.

Мужские персонажи

Анализ Обломова и Штольца как зеркальных персонажей предполагает рассмотрение их в качестве героев разных временных проекций. Так, Илья Ильич является представителем прошедшего времени, для него не существует настоящего, да и эфемерной «Обломовки будущего» для него тоже не существует. Обломов живет только в прошлом времени, для него все лучшее уже было давно в детстве, то есть он стремился назад, не ценя полученный с годами опыт и знания. Именно поэтому возвращение к «обломовщине» в квартире Пшеницыной сопровождалось полной деградацией личности героя – он будто возвращался в глубокое немощное детство, о котором грезил многие годы.

Для Штольца же нет прошлого и настоящего, он направлен только на будущее. В отличие от Обломова, который осознает цель и итог своей жизни – достижение далекой «райской» Обломовки, Андрей Иванович не видит цели, для него ею становится средство достижения целей – постоянный труд. Многие исследователи сравнивают Штольца с автоматизированным, мастерски настроенным механизмом, лишенным внутренней духовности, которую он находит при общении с Обломовым. Андрей Иванович выступает в романе персонажем-практиком, которому некогда думать, пока нужно создавать и строить новое, в том числе себя. Однако если Обломов был зациклен на прошлом и боялся посмотреть в будущее, то у Штольца не было времени остановиться, оглянуться назад и понять, откуда и к чему он идет. Возможно, именно по причине отсутствия точных ориентиров в конце романа Штольц сам попадает в «капканы обломовки» находя спокойствие в собственном поместье.

Оба мужских персонажа далеки от идеала Гончарова, который хотел показать, что помнить свое прошлое и чтить корни так же важно, как и постоянное личное развитие, обучение чему-то новому и непрерывное движение. Только такая гармоничная личность, живущая в настоящем времени, соединившая в себе поэтичность и добродушие русской ментальности с активностью и трудолюбием европейской, достойна, по мнению автора, стать основой для нового российского общества. Возможно, таким человеком мог бы стать Андрей, сын Обломова.

Женские персонажи

Если при изображении мужских персонажей для автора важным было понимание их направленности и смысла жизни, то женские образы связан, прежде всего, с вопросами любви и семейного счастья. Агафья и Ольга не только имеют разное происхождение, воспитание и образование, но и обладают разным характером. Кроткая, безвольная, тихая и хозяйственная Пшеницына воспринимает мужа как человека более важного и значимого, ее любовь граничит с обожанием и обоготворением мужа, что нормально в рамках старых, архаичных традиций домостроя. Для Ольги возлюбленный – это, прежде всего, человек равный ей, друг и учитель. Ильинская видит все недостатки Обломова и до самого конца пытается изменить возлюбленного – несмотря на то, что Ольга изображена натурой эмоциональной, творческой, девушка к любому вопросу подходит практично и логически. Роман Ольги и Обломова с самого начала был обречен – чтобы дополнять друг друга, кому-то пришлось бы меняться, однако ни один из них не хотел отказываться от привычных взглядов и герои продолжали неосознанно противостоять друг другу.

Символика Обломовки

Обломовка предстает перед читателем неким сказочным, недостижимым местом, куда стремится не только Обломов, но и Штольц, постоянно улаживающий там дела друга и пытающийся в конце произведения забрать к себе последнее, что осталось от той, старой Обломовки – Захара. Однако, если для Андрея Ивановича деревня лишена своих мифических качеств и притягивает скорее на интуитивном, неясном для героя уровне, связывающим Штольца с традициями предков, то для Ильи Ильича она становится центром всей его иллюзорной вселенной, в которой мужчина существует. Обломовка является символом всего старого, обветшалого, уходящего, за что Обломов все пытается ухватиться, что и приводит к деградации героя – он сам дряхлеет и умирает.

Во сне Ильи Ильича Обломовка тесно связана с обрядами, сказками, преданиями, что делает ее саму частью древнего мифа о деревне-рае. Обломов, ассоциируя себя с героями рассказанных няней сказок, словно попадает в этот древний, существующий параллельно реальному мир. Однако герой не осознает, где заканчиваются мечты и начинаются иллюзии, заменяющие смысл жизни. Далекая, недостижимая Обломовка так и не становится для героя ближе – ему только кажется, что он нашел ее у Пшеницыной, тогда как он медленно превращался в «растение» переставая думать и жить полноценной жизнью, полностью погружаясь в мир собственных грез.

Проблематика

Гончаров в произведении «Обломов» затронул многие исторические, общественные и философские вопросы, многие из которых не теряют свое актуальности и с наши дни. Центральной проблемой произведения является проблема «обломовщины» как исторического и социального явления среди русских мещан, не желающих перенимать новые общественные устои и меняться. Гончаров показывает, как «обломовщина» становится не только проблемой для общества, но и для самого человека, который постепенно деградирует, отгораживаясь собственными воспоминаниями, иллюзиями и мечтами от реального мира.
Особое значение для понимания русской национальной ментальности имеет изображение в романе классических русских типажей – как на примере главных героев (помещика, предпринимателя, юной девушки-невесты, жены), так и второстепенных (слуг, жуликов, чиновников, писателей и др.), а также раскрытии русского национального характера в противопоставлении с европейской ментальностью на примере взаимодействия Обломова и Штольца.

Важное место в романе занимают вопросы значения жизни героя, его личного счастья, места в обществе и мире вообще. Обломов является типичным «лишним человеком», для которого стремящийся в будущее мир был недоступен и далек, тогда как эфемерная, существующая по сути только в мечтах, идеальная Обломовка была чем-то близким и более реальным, чем даже чувства Обломова к Ольге. Гончаров не изобразил всеохватывающей, истинной любви между героями – в каждом из случаев она основывалась на других, превалирующих чувствах – на мечтах и иллюзиях между Ольгой и Обломовым; на дружбе между Ольгой и Штольцем; на уважении со стороны Обломова и обожании со стороны Агафьи.

Тема и идея

В романе «Обломов» Гончаров, рассматривая историческую тему изменения общества в 19 веке сквозь призму такого социального явления как «обломовщина», раскрывает его разрушительное действие не только для нового общества, но и для личности каждого отдельного человека, прослеживая влияние «обломовщины» на судьбу Ильи Ильича. В конце произведения автор не приводит читателя к единой мысли, кто был более прав – Штольц или Обломов, однако анализ произведения «Обломов» Гончарова, показывает, что гармоничная личность, как и достойное общество, возможно только при полном принятии свое прошлого, черпании оттуда духовных основ, при постоянном стремлении вперед и непрерывной работе над собой.

Заключение

Гончаров в романе «Обломов» впервые ввел понятие «обломовщина», которое остается нарицательным словом и в наши дни для обозначения апатичных, застрявших в иллюзиях и мечтах прошлого, ленивых людей. В произведении автор затрагивает ряд важных и актуальных в любую эпоху социальных и философских вопросов позволяющих современному читателю по-новому взглянуть на свою собственную жизнь.

Тест по произведению

 

 

Это интересно: