→ Шедевры китайской архитектуры кратко. Китай: архитектура. Традиционная китайская архитектура. Древняя китайская архитектура. Архитектурные достопримечательности Китая

Шедевры китайской архитектуры кратко. Китай: архитектура. Традиционная китайская архитектура. Древняя китайская архитектура. Архитектурные достопримечательности Китая

Крупнейшей азиатской страной со своей уникальной культурой является, конечно, Китай. Архитектура Поднебесной сформировалась еще в 3 веке до н. э. Причем многие старинные традиции сохранились вплоть до сегодняшнего дня.

За все тысячелетия своего существования китайская культура обогатила мировое наследие, подарила ему множество шедевров. К сожалению, далеко не все сооружения сохранились до наших дней. О многих их них известно только из книг или более древних письменностей. Одно можно сказать точно: ни одна другая классическая культура не достигла столь большой высоты, как китайская. Поэтому она, как никакая другая, заслуживает внимания.

Древняя китайская архитектура

Невозможно рассказать о таком строительном искусстве, как архитектура древнего Китая, кратко. Это обусловлено тем, что оно является неотъемлемой частью формирования культуры Поднебесной в целом. Те элементы, которые сформировались многие тысячелетия назад, можно увидеть и в современности. Конечно, сейчас используются другие материалы, технологии и способы, но традиции все-таки сохранились.

Архитектура Китая и Японии схожа тем, что обе страны в первобытном обществе и вплоть до первых лет нашей эры использовали для строительства дерево. Кроме того, за этот период, естественно, наблюдалась некоторая модернизация процесса возведения зданий, но она была минимальной. Настоящий рывок произошел в 3-4 вв. н. э.

Для архитектуры древнего Китая характеры следующие элементы:

  • гибкость линий;
  • элегантность;
  • идеально правильная планировка (любовь к квадратам, кругам);
  • изящная декоративность.

В древности китайцы строили большое количество храмов, резиденций, дворцов или городских стен. Все эти здания, если они сохранились до сегодняшнего дня, представляют собой культурное наследие не только Поднебесной, но и всего мира.

Новые культовые сооружения: дуновение буддизма

Ближе к нашей эре китайская цивилизация становится настолько развитой, что способна расширять свои территории. Она продвигается далеко за пределы страны, естественно, оказывая влияние на культуры других народов. Именно поэтому архитектура Востока во многом обязана именно Поднебесной. Поскольку развитие Китая было быстрым и существенным, соседние государства и страны, несмотря на некий гнет, получили новые навыки строительства.

Вскоре на территорию Поднебесной из Индии приходит буддизм, который открывает человеку веру не только в силу орудий - появление религии положительно сказывается на духовном развитии. Соответственно, вместе с буддизмом появляются и культовые сооружения. Статуи Будды, росписи храмов, повествующие о тех или иных событиях религии, - вот в чем заключается отличие зодчества начала новой эры.

Великая стена

Мировые шедевры архитектуры нельзя рассматривать, не упомянув Великую китайскую стену. Ее строительство велось поколениями. Также данное сооружение можно по праву назвать самым технологичным для своего времени. Более того, способы, которые использовались при возведении, могут кое-чему научить и современных архитекторов.

Строительство стены началось за несколько веков до н. э. Таким заурядным методом нация хотела доказать свое единство.

На целостности сооружения не могли не сказаться многочисленные набеги соседних воинствующих государств (в основном монголов). Поэтому стену периодически приходилось латать, заделывать дыры. Занимались этим заключенные под руководством профессионалов.

История Великой китайской стены многогранна. Она является символом Поднебесной, ее величием восхищаются все люди современности. И только она смогла противостоять множество веков ветрам, непогоде и любым другим негативным условиям.

Архитектура минского периода

В 14-17 вв. в Китае начинается время, когда постройки укрепляются настолько, что могут стоять столетиями. В этот период начинается эпоха Мин. О ней сегодня известно многое. Дело в том, что есть несколько десятков строений, сохранившихся до наших дней. Одним из них является китайский храм Неба. Он был возведен в 1420 году, когда столицу страны перенесли в Пекин. Здесь в день зимнего солнцестояния проводились жертвоприношения. Тысячи людей приходили к храму для того, чтобы помолиться, попросить у неба хорошего урожая.

Есть и другая отличительная черта минской эпохи. Она заключается в том, что китайский храм, дом, усадьба или любое другое здание приобретает общие черты. То есть, если возведение ведется в рамках одного проекта, то все его отдельные части имеют одинаковые стили выполнения, технологии, декорации и так далее.

Отличия архитектуры Китая

Культура любой страны имеет свои особенности. Однако архитектура Древнего Востока поистине уникальна, она не имеет аналогов, в то время как другие государства перенимали и заимствовали те или иные приемы строительства и возведения зданий. В этом смысле особенно выделился Китай. Его культура, конечно, тоже перенимала чужие знания, однако все они интерпретировались и использовались исключительно в рамках традиций.

Первый китайский дом появился в 5 тысячелетии до н. э. Тогда это было наполовину зарытое в землю строение. Следует отметить, что культовые или административные сооружения имели такую же форму - они лишь увеличивались в размерах. Именно в то время сформировалось убеждение, что квадраты в архитектуре связывают человека с землей, а круги - с небом. Поэтому все постройки имеют соответствующие формы.

Окончательно стиль таких архитектурных объектов, как китайский дом, дворец или, например, храм, сформировался ближе к началу н. э. Различия тогда заключались только в том, что Китай разделился на северный и южный. Но когда он вновь объединился (5 век), то и архитектура стала выполняться в едином стиле. Нет ни одной другой страны, которая бы чтила традиции зодчества больше, чем Поднебесная.

Современная архитектура Китая

Любое культурное наследие можно разделить на несколько периодов. С 1949 года начинается современная история такой страны, как Китай. Архитектура этого времени терпит существенные изменения. Основа всех перемен заключается в дуновении европейских традиций.

Многие здания вроде театров, административных и торговых центров, гостиниц и ресторанов строились в западном стиле. Но китайская архитектура все-таки оставалась доминирующей. Данному времени соответствует появление небоскребов. Так Поднебесная решала вопрос о размещении своего многочисленного населения. Но даже в современных строениях время от времени прослеживаются национальные традиции, и многие из них сегодня принимают за настоящие шедевры архитектуры.

Таким образом, в этот период наблюдалось смешение стилей. Крупные города перенимали европейские новшества, тогда как небольшие поселения и деревеньки оставались приверженцами своих исконных культурных традиций строительства.

Новейшая архитектура Поднебесной

Как известно, развитие культурных сфер жизнедеятельности человека будет напрямую зависеть от того, насколько развита экономика страны. И никто не станет спорить, что многие мировые шедевры архитектуры принадлежат именно Китаю. Это обусловлено тем, что он представляет собой государство, которое имеет стабильное экономическое положение, причем уже не первое столетие. В древности и Средневековье именно Поднебесная считалась одним из наиболее развитых регионов.

Столь стабильное экономическое положение не могло не отразиться на том, какую культуру обрел Китай. Архитектура современности значительно отличается от старой. Дело в том, что домишки с изогнутыми крышами, легкие на вид и изящные, стали непозволительной роскошью в многонаселенной стране. Появились небоскребы, высокие торговые центры и другие строения, не имеющие ничего схожего с традиционными постройками.

В качестве примера можно рассмотреть комплекс офисов, расположившийся в Гонконге. Высота зданий составляет почти полкилометра. Здесь же был возведен и торговый комплекс. Все строения современного Китая растут ввысь. Конечно, это вынужденное решение. Но нельзя не отметить уникальность, которая присуща всем новейшим проектам. Каждый из них обладает своей отличительной чертой, и найти аналогов невозможно ни в одной из других стран планеты.

Заключение

Таким образом, государством с необычайно большим наследием является современный Китай. Архитектура его наряду с другими ответвлениями культуры за многие тысячелетия совершенствовалась. Изящество и красота, а также какая-то особенная легкость присутствуют в каждом строении, каким бы массивным оно ни было. Потребуется много времени, чтобы перечислить все те шедевры, которые Поднебесная подарила миру.

Самобытность архитектуры Китая

Архитектура Китая имеет ряд присущих только ей традиционных особенностей, а характер декорирования позволяют узнавать китайские здания во всем мире.

Большая часть строений Древнего Китая возводилась из дерева, что было характерно и для жилых домов и для императорского дворца. Конструкция состояла из деревянных столбов, которые соединялись меду собой балками, что в свою очередь служило основанием здания, завершала конструкцию кровля, покрываемая черепицей. Заполнение проемов производилось с использованием бамбука, глины, кирпичей.

Одними из первых, кто использовал «поточный метод» в архитектуре, стали древние китайцы. Особенность метода заключалась в том, что исходя из стандартного размера конструкции, можно было точно определить размер остальных ее деталей, что позволяло строителям изготавливать отдельно от общей конструкции здания, а затем на месте собирать детали. Данный способ строения позволял китайским строителям значительно сокращать время на возведение здания.

Замечание 1

Примерами тому может служить Запретный город в Пекине – императорская резиденция, 720 тысяч квадратных метров которой были построены всего за 13 лет, тогда как только на возведение купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции понадобилось около трех десятков лет.

Обладая гибкостью и упругостью, деревянные постройки, в отличие от каменных, были более устойчивы к землетрясениям. Однако на многие достоинства, конструкции из дерева оказались сравнительно недолговечными и пожароопасными. Множество памятников архитектуры были повреждены или вовсе не сохранились в результате ударов молний или пожаров.

Архитектура Китая отличается яркой самобытностью. Основные ее принципы и стилистика сложились в третьем веке до нашей эры. Аналогично другим странам Востока, она характеризуется приверженностью к единожды найденным и закрепленным традицией формам, известной консервативностью.

Здания в Китае могли периодически перестраивать, точно воспроизводя формы предшествующего сооружения. Основным материалом для строительства служило дерево. Хотя Китай – большая страна с разнообразными климатическими зонами, в различных его регионах могли использовать разнообразные строительные материалы. Для влажных южных регионов были характерны свайные конструкции, на севере же бытовал кирпич. Зависело это от назначения здания (пагоды строили из камня), а также от социального статуса владельца. Император в Китае возводился в ранг божества, а светская власть была наделена большой силой. В отличие от Индии, храмовые постройки в архитектуре Китая встречались редко.

Традиционные китайские сооружения представляют собой стоечно-балочные конструкции с деревянным заполнением. Стена представляет собой незначительную по толщине перегородку и не несет тектонической нагрузки. Несмотря на наличие стоечно-балочного каркаса, выявленного во внешних формах сооружения, китайская архитектура атектонична: для традиционных китайских дворцов и храмов характерны высокие крыши с сильным выносом. Но именно это и составляет одну из главных особенностей традиционной архитектуры Китая и является одной из наиболее привлекательных ее черт.

Такие формы крыши связаны с любовью к декоративной трактовке форм, а также с климатическими условиями – обилием дождей. Здания отличались живописным причудливым силуэтом, с расположенными в несколько ярусов крышами. Для пагод это являлось характерной особенностью. В светских зданиях несколько ярусов крыш говорило о высоком социальном положении их владельца.

Замечание 2

Для архитектуры Древнего Китая характерна цветность в сочетании с декоративными элементами.

Архитектурные формы динамичны, доугуны перекликаются с силуэтами кровель. Живописные и скульптурные изображения драконов считались символами обновления, защитника китайской земли и императорской власти. Мастера Китая любили образность, уподобление и сравнения, что характерно и для искусства других народов Востока. Так, форму кровли можно сравнить с раскрытыми крыльями летящего журавля. При этом природный мотив подвергается откровенно декоративной трактовке.

Переход от балок к кровле осуществлялся с помощью сложной системы резных кронштейнов, расположенных в несколько ярусов – доугунов являющихся важным и самобытным элементом традиционной архитектуры Китая. Легкие, ажурные также снимали ощущение тяжести архитектурных масс, давления перекрытий. Доугуны, ярко раскрашенные и покрытые резьбой, выполняли не только конструктивную, но и чисто декоративную функцию (Рис. 1).

Рисунок 1. Архитектурная живопись Хэ си в Запретном городе. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

В основе своей структура китайских зданий крайне проста. Как правило, это правильной формы четырехугольник с балочными перекрытиями. Из отдельных ячеек подобного типа и складывались более сложные структуры. Их могли дополнять наружные портики. Наряду с упомянутой выше формой кровли они способствовали связыванию построек с природным окружением. Такая взаимосвязь, также как и значительная роль пространства в архитектурном образе, – важная составляющая стиля китайской архитектуры.

В дворцовом ансамбле обширные свободные пространства создают атмосферу торжественности, их мощеные поверхности контрастируют с нарядными дворцовыми зданиями. Наиболее значимые постройки выделяются своими масштабами и формой кровель (двухъярусные четырехскатные крыши, которые полагались только самым важным сооружениям). Главные покои дворцового комплекса Гугун (Рис. 2) – зал Высшей гармонии, зал Полной гармонии и зал Сохранения гармонии.

Рисунок 2. Запретный город в Пекине (Гугун). Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Архитектурные достопримечательности Китая

Богатство и неповторимый стиль архитектурных сооружений Китая весьма многообразен, среди них:

  • Дворцовая архитектура (Запретный город, Горное убежище от летнего зноя)
  • Храмы и алтари (Храм Таймяо, Храм Неба, Алтарь Земли и Злаков, Резиденция Небесных Наставников, пещерные храмы Лунмэнь, Пещерные храмы Фэнсяньсы, пещеры Могао, Юньган, Путоцзунчэн, Наньюэ Дамяо, Дворец Высшей Чистоты, Пагода Дацинь, Пагода Баочу, Храм Истинного Единства, Пагода Шести Гармоний, Фарфоровая Пагода, Железная Пагода, Храм Тяньнин).
  • Мемориальные сооружения (Храм Конфуция, Храм Баогуна, Пайлоу, Стелы (на черепахе-пьедестале)
  • Гробницы (Гробницы императоров династии Мин, Висячие гробы, Минская гробница Чанлин, Могила Цинь Ши Хуана)
  • Мосты (Мост Аньцзи, Мост Лугоу, Мост Баодай, выгнутые мостики «лунный мост»)
  • Фортификационные сооружения (Великая Китайская стена, Крепостные стены городов – Пекина (снесена), Нанкина (отчасти сохранена), Крепость Ваньпин в Пекине)
  • Жилые постройки (Жилой комплекс сыхэюань, жилые комплексы крепостного типа – тулоу (Фуцзянь), укрепленные особняки дяолоу (Гуандун), типичный крестьянский дом северного Китая – фанза, обогреваемая лежанка – кан).

1. Введение.

На протяжении тысячелетий на территории Китая развивалась яркая культура.

На культуру Китая повлияло отношение к природе, как к органичному целому, живущему по своим законам.

Именно природа и закономерности её развития оказались в центре творческих поисков, надолго определивших особенности развития всех без исключения видов искусств. Жизнь человека в Китае соизмерялась с жизнью природы, её циклами, ритмами, состояниями. В Греции человек был “мерой всех вещей”, а в Китае он лишь малая частица природы.

Конфуцианство и буддизм оказали влияние на китайскую культуру. Многие китайские достижения относятся к Средневековью.

Китай все страны мира превзошёл,
Во всех искусствах до вершин дошёл.

2. Шедевры Китайской архитектуры.

Особенностями китайского зодчества является то, что зодчие могли найти наиболее живописное и естественное место для архитектуры. На вершине гор, высятся монастыри, в труднодоступных местах сооружены китайские храмы и пагоды, по краям дорог высятся каменные стелы, в центре шумных городов возведены роскошные дворцы императоров.

Вдоль северо-западной границы на 5 км протянулась Великая Китайская стена. Её возведение относится к 4-3 векам, завершилось в 15 в. Её назначение в том, чтобы оградить Китайское государство от набегов кочевых племён с севера. По её верху проложена дорога шириной 5-8 метров для продвижения войска. Это сооружение призвано было ограждать мощь Китайской державы.

Одно из наиболее распространённых построек стала пагода - мемориальная башня, возведённая в честь деяний великих людей.

Пагода отличается грандиозными размерами и достигает высоты 50 метров Внешний облик пагоды прост,в нём почти не используется декоративное убранство. Отличительной чертой пагоды являются заострённые края кровли. Это облегчает здание и подчёркивает устремлённость кверху.

64 метровая пагода Даяньта (Большая пагода диких гусей) - один из лучших образцов китайского стиля в зодчестве. Название пагоды восходит к легенде о знаменитом паломнике, которому во время странствия из Индии в Китай помогли найти путь дикие гуси. Они и указали место для возведения пагоды. Даяньта на фоне обширной горной гряды, возвышается над окрестностями города Сиань - бывшей столицы китайского государства. Семь этажей отделённых друг от друга карнизами, сужаются к вершине пагоды, подчёркивая её устремлённость к небу. Вот почему издалека она производит впечатление тяжести и массивности.

Благодаря вытянутости пропорций, пагода кажется лёгкой и изящной.

Иллюзию высоты создают создают закруглённые сверху окна. В простых и прямых линиях пагоды зодчий сумел выразить возвышенный духовный порыв и величие своего времени.

Необычайным явлением в зодчестве стали буддийские пещерные храмы, расположенные в горах. Пещерный буддийский

Монастырь Юньган принадлежит к шедеврам мировой архитектуры. Почти на 2 км тянется скала высотой в 60 м., в которой на различной высоте находятся свыше 20 пещер. Некоторые из них достигают высоты 15 м. И углублены вглубь скалы на 9-10 м. Каждая из пещер посвящена определённому буддийскому богу. Внутри множество изображений скульптур и рельефов на темы буддийских сказаний и легенд. Снаружи скала украшена скульптурными памятниками, барельефами, статуями. Пещерный храм поражает своей грандиозностью.

Основной формой культовых и жилых сооружений в Китае является прямоугольный в плане павильон, главная особенность Которого резные кронштейны, поддерживающие крышу. Высокая 2-х, 3-х, 4-х скатная крыша - характерный элемент китайской Архитектуры.Внутри здание разделено на 2 или 3 нефа, а снаружи имеет галлерею со столбами, так же поддерживающими крышу.

Подобная крыша защищала от снега, дождя. Скаты крыши имели строгую изогнутую форму, её концы загибались вверх. На коньках крыши укреплялись керамические фигурки с изображением фантастических животных и драконов, а позднее подвешиапли колокольчики.

Эмблемой Китая стал Храм неба в Пекине. 2-х ярусная коническая крыша, глазурованная синей черепиц конических крыш олицетворяютей, словно ослепительная горная вершина.

Грандиозный комплекс посвящён древнейшим религиозным культам, связанным с получением урожая. В которых почитались небо и земля.Именно это обстоятельство определило своеобразие архитектурного замысла. Обнесённый стенами он включает 3 основные святыни: Круглый в плане деревянный храм Молений об урожае, храм Небесного свода и беломраморный алтарь, где приносили жертвы духам Неба. В этом архитектурном храме много символичного: квадратная в плане территортя дворца символизирует Землю,здания храмов и алтарь. Обрамлённые круглой террасой – знак Солнца, остроконечные вершины конических крыш олицетворяют

Беспрерывный круговорот движений природных стихий.Зритель медленно прходит между арок, поднимаясь по многочисленным ступеням, постепенно вживаясь в ритм ансамбля, постигая его красоту и величие.

Мировую известность приобрело садово-парковое искусство Китая.

Подлинный шедевр садово-паркового искусства – комплекс Бенхай в Пекине.

В симметричную планировку Импераорского сада включены горки, сложенные из массивных каменных глыб, бамбуковые рощицы, посадки из редкостных деревьев и кустарников.Изящны беседки и павильоны с причудливым рисунком золотых крыш по берегам во

доёма с золотыми рыбками.В названиях павильонов отражены самые важные периоды сельскохозяйственного цикла(десять тысяч осеней, Десять тысяч вёсен) - пахота и сбор урожая.Около 700 мозаичных панно, выложенных из разноцветных камешков, украшают садово-парковый комплекс. На них изображены живописные пейзажи,изысканные растения, мифологические герои, сцены из театральных и оперных постановок.

В Императорском саду находится коллекция камней самых причудливых форм, привезённых из разных уголков Китая.

Рядом с этими необычными экспонатами зимой изеленеют сосны и шумит неувядающий бамбук, а весной пышно цветут дикая слива мейхуа и бело-розовые пионы. В начале осени источает аромат коричное дерево, пленяют своей красотой хризантемы.

3. Скульптура Китая.

Скульптура всегда пользовалась популярностью в Китае.она выражала идею могущества и неограниченной власти, ещё в 3 в. до н.э., когда сложилось государство Цинь.

Во время археологических раскопок в провинции Шэньси в подземных коридорах погребальных комплексов было обнаружено 10-тысячное войско, выполненное из терракоты.Солдаты и офицеры, лучники и пехотинцы, колесничные и всадники.в натуральную величину, с полным военным снаряжением, демонстрировали могущество императора, создавшего первую китайскую державу.

Все фигуры полны экспрессии, правдоподобия и разнообразия движений.Военоначальники изображены застывшими в торжественных позах, лучники натягивают тугую тетиву, солдаты, припавшие на 1 колено, готовятся сразить невидимого врага. В раскраске вырвзилась иерархия рангов. Также были обнаружены 130 глиняных колесниц, 500 скульптурных лошадей.построенное в боевом порядке глиняное войско преданно охраняло покой своего правителя.

Погребальная пластика получила дальнейшее развитие в искусстве 7-13 вв. Погребальный ансамбль близ Сианя - столицы Китайской империи украшали скульптурные произведения, в которых воспроизведены сцены придворной жизни.Грациозные танцовшицы в ритмах танца,модницы в ярких одеждах, жонглёры и музыканты, слуги и кочевники.

Характерная особенность - связь скульптуры с буддийской религией Здесь можно увидеть страшных охранителей входа, попирающих драконов, бодтсатв-буддийских святых, монументальное изображение Будды.Одно из самых совершенных скульптур - 25 метровая статуя Будды Вайрочанны. (Владыки космического света), высеченная в горах в пещере Луньмынь.

4. Жанры Китайской живописи.

Стремление постичь через частное всеобщие законы бытия и взаимосвязь явлений составляет характерную черту китайской живописи.В основном она представлена вертикальными и горизонтальными свитками из шёлка и бумаги.вертикальные свитки развешивались по стенам и не превышали 3 м. Горизонтальные свитки предназначались для длительного рассматривания и достигали нескольких метров.Разворачивая подобный свиток зритель как бы отправлялся в путешествие.

Картины обычно писали тушью, или минеральными красками, сопровождая их каллиграфическими надписями.

Художник или цитировал поэзию или сам сочинял стихи.

Китайская живопись представлена различными жанрами: пейзажным, бытовым,портретным, историко-бытовым. Особый интерес представляют изображения типа “горы-воды”, “цветы - птицы”. Китайские художники умели выразить мысль о безграничности мира. В величественном изображении мира гор, лесов и рек можно увидеть маленькие фигурки путников.Они никуда не торопятся, просто созерцают красоту.

На горной вершине
Ночую в покинутом храме.
К мерцающим звёздам могу прикоснуться рукой.
Боюсь разговаривать громко:
Земными словами
Я жителей неба
Не смею тревожить покой
Ли Бо. “Храм на вершине горы”.

Так выразил гармонию чловека и природы китайский поэт Ли Бо.

Пейзажная живопись Китая не отличается богатством красок. Зачастую она монохромна, но сколько в ней оттенков и сочетаний.Огромное мастерство достигли художники в передаче воздушной перспективы. Тщательно продумывается формат и композиционное решение картины.Для изображения цепи гор выбирался горизонтальный формат свитка, для гористой местности с остроконечными вершинами сосен-вертикальный.

“Нельзя давать деревьев без числа: важнее показать как стройны и милы горы. Среди скал, нависших и опасных круч хорошо бы приютить странное дерево.Далёкие горы нужно снижать и раскладывать, близким же рощам надо дать вынырнуть резко”.

В пейзажах китайских художников много символов: пара уточек символизировала семейное счастье, фазан-удачную карьеру, цветок лотоса – символ чистоты,гибкий бамбук - мудрость и противостояние жизненным невзгодам, сосна – аллегория долголетия, цветущая слива мейхуа - символ благородства и стойкости.

Одним из проникновенных художников лирического пейзажа является Го Си. Именно в изменчивости природы заключается её красота.

Изысканно проста и немногословна монохромная картина Ма Юня “Утки, скалы и мейхуа”.

Жанр портрета - один из древнейших в китайской живописи.Он известен с 5 в. до н. э., связан с культом предков. Образ поэта Ли Бо воплощён в портрете Лян Кая.


Сейчас только ленивый не говорит о невероятном экономическом развитии Китая, который на наших глазах становится новой супердержавой. Архитектура Поднебесной - одно из доказательств величия этой прекрасной страны. В нашем обзоре представлены 27 примеров невероятной архитектуры Китая, которые должен увидеть каждый.





Весьма оригинальное здание для одной из ведущих компаний Китая Alibaba в городе Ханчжоу было построено в 2009 году. Целью его возведения было создание максимально открытого и свободного пространства, которое будет способствовать продуктивному, но при этом непринужденному рабочему процессу. Штаб-квартира площадью 150 000 квадратных метров способна вместить около 9 тысяч сотрудников фирмы.





Построенный в 1990 году 315-метровый (с учетом двух антенн высота здания достигает 367 метров) небоскреб Банк Китая на протяжении 3 лет считался самым высоким зданием Азии. От большинства других небоскребов гонконгскую башню отличает ее необычный футуристический дизайн, благодаря чему здание стало крайне популярным среди жителей и туристов.





Современный театр в небольшом городе Вужене, который спроектировал тайваньский зодчий Крис Яо из бюро ARTECH, напоминает прорастающие из одного стебля и сросшиеся воедино два цветка лотоса. Изысканные деревянные экраны покрывают примерно половину фасада, в то время, как другая его часть покрыта кирпичной кладкой. Этот театр стал настоящей визитной карточкой Вужена.




Интерьер центра "Новый век"


Построенный в 2010 году многофункциональный комплекс «Новый век» официально признан самым большим цельным зданием в мире. Площадь здания составляет 1,76 миллиона квадратных метров, что втрое больше площади Пентагона. В уникальном комплексе располагаются торговые площади, офисы, конференц-залы, университетский комплекс, два коммерческих центра, два пятизвездочных отеля, кинотеатр IMAX и аквапарк с искусственным пляжем.





Строительство баскетбольного дворца, рассчитанного на 18 тысяч, было завершено к началу Игр в 2008 году. Именно в этом спортивном объекте проходили предварительные и финальные соревнования по баскетболу в рамках Олимпиады. Среди архитектурных особенностей стоит выделить крайне необычный фасад из специальных художественных панелей из дерева.

6. Новый терминал международного аэропорта Пекина





Новый терминал, построенный к Олимпийским Играм по проекту легендарного барона Нормана Фостера, обладает колоссальными размерами - длиной 3,25 км и площадью в 1,3 млн. квадратных метров, что делает его самым большим сооружением в мире. Интересно, что британский архитектор постарался вложить в свое детище все понимание китайской традиционной архитектуры - красно-золотая гамма, резкий изгиб перекрытий и общий силуэт, схожий с силуэтом дракона придают сооружению восточные черты.

7. Небоскреб "Тайбэй 101" в Тайбэе


Небоскреб "Тайбэй 101" в Тайбэе



"Тайбэй 101" на фоне живописного заката


509-метровый небоскрёб, построенный в 2003 году в Тайбэе, является пятым по высоте зданием в мире. На нижних этажах находятся различные торговые центры и помещения обслуживания, а верхние заняты офисами крупнейших корпораций со всего мира. Крайне интересен тот факт, что в небоскрёбе "Тайбэй 101" находятся самые быстрые лифты в мире, поднимающиеся со скоростью 60,6 км/ч. Тайбэйская башня считается главным символом Тайваня и одним из важнейших архитектурных сооружений всего Китая.





27-этажное подковообразное здание всемирного известной сети отелей Sheraton в Хучжоу было завершено в 2013 году. Благодаря своей форме здание получило прозвище "подкова". Особенно завораживающим оно выглядит по ночам, отражаясь в озере Таху и образуя со своим отражением силуэт цифры "8". Стоит отметить, что этот красивейший современный отель входит в десятку самых дорогих в мире.

9. Олимпийский стадион "Птичье гнездо" в Пекине


Олимпийский стадион "Птичье гнездо" в Пекине



"Птичье гнездо" в Пекине


Главный олимпийский объект Пекина был построен в преддверии Игр в 2008 году. Чаша стадиона имеет очень интересный и необычный внешний вид, который стал возможен благодаря конструкции из высококачественной стали, покрытой полимерами. Впервые попавший на стадион болельщик будет удивлен продуманностью и цельностью главного символа нового Пекина - даже светильники вдоль дорожек, ведущих к входам на стадион, выглядят, как миниатюрные птичьи гнезда.





В 2009 году было завершено строительство уникального здания штаб-квартиры CCTV в китайской столице. Новая штаб-квартира CCTV, расположенная на 20 га земли, считается самым значимым проектом знаменитого голландского архитектора Рэма Колхаса. Современный небоскреб состоит из двух башен (54 и 44 этажа), высота большей из них составляет 234 м. Между собой два корпуса соединяются с помощью горизонтальных конструкций на уровне последних этажей и у основания. Интересно, что из-за столь необычной формы строение получило прозвище «большие штаны».





Строительство шестого по высоте здания мира было завершено в 2008 году. Особенности китайского ландшафта вынудили главного архитектора Дафида Малотта создать конструктивную систему, способную выдержать землетрясение до 7 баллов. В состав 101-этажного гиганта входят всевозможные магазины, рестораны, конференц-залы, офисы различных компаний и самая высокая смотровая площадка, расположенная на 100 этаже. Неофициальное название комплекса - "открывашка".

12. Спортивный центр "Восток" в Шанхае


Спортивный центр "Восток" в Шанхае



Главное сооружение спортивного центра "Восток"


Спортивный центр "Восток", предназначенный в основном для проведения всевозможных соревнований по водным видам спорта - это комплекс из многофункционального стадиона, специального крытого центра водных видов спорта, открытого бассейна и большого медиацентра. Немецкие архитекторы из DMP спроектировали все эти сооружения в одном стиле, и каждое из них напоминает морские ракушки. Главный стадион рассчитан на 18 тысяч человек, двое других способны принять около пяти тысяч зрителей.





Построенный в 2010 году комплекс Cube Tube находится в новом экономическом центре провинции Чжэцзян. Здание, состоящее из офисной и развлекательной частей, возведено по системе прямоугольных модулей, которые используются и как окна с террасами, и как украшение для интерьеров. Cube Tube стал наиболее значимым объектом в Джинхуа, который притягивает многих туристов, желающих насладиться "квадратной магией".





Многофункциональный комплекс Galaxy Soho, выполненный по проекту неповторимой Захи Хадид в 2010 году, стал настоящим украшением Пекина. Комплекс состоит из пяти куполообразных сооружений без прямых углов высотой до 67 м, плавно соединенных между собой на разных уровнях системой крытых и открытых переходов. Первые этажи занимают рестораны и магазины, а в верхних расположены офисы крупных компаний. Galaxy Soho стал первой работой Хадид в Китае.





Современное здание музея стекла является местом для тематических выставок и презентаций изделий из самого популярного и модного материала. Особое внимание стоит уделить необычному фасаду здания - наружные стены покрыты отшлифованным и покрытым эмалью темным стеклом. На фасаде можно прочесть слова на разных языках, которые в той или иной мере имеют отношение к прозрачному материалу.





Комплекс Sanlitun Soho от известного японского зодчего Кенго Кумы представляет собой сад типа "сункун", окруженный различными зданиями по образу традиционных кварталов старого Пекина. Также японцем были использованы принципы сомасштабности человеку и очень высокой плотности застройки. Новый комплекс был поделен на четыре сектора согласно частям света, а переходы между ними представляют собой систему извилистых лабиринтов. Особый интерес представляют также корпуса Sanlitun Soho, облицованные разноцветными акриловыми панелями, которые меняют свой цвет при смене освещения.

17. Многофункциональный комплекс "Круг" в Гуанчжоу


Многофункциональный комплекс "Круг" в Гуанчжоу



"Круг" в Гуанчжоу


33-этажное здание высотой 138 м было построено в 2013 году в Гуанчжоу по проекту итальянца Джузеппе Ди Паскуале. В центре "Круга" расположено круглое отверстие диаметром около 50 м. При отражении здания в реке получается изображение, похожее на цифру 8, которая считается у китайцев счастливой. Гуанчжоуский комплекс считается самым большим круглым зданием в мире.

18. Центр искусств "Готай" в Чунцине


Центр искусств "Готай" в Чунцине



Центр искусств "Готай"


Невероятное здание центра искусств "Готай", строительство которого было закончено в феврале 2013 года, расположено в самом центре развивающегося города Чунцина. Здание состоит из двух частей – Большого театра и Музея искусств Чунцина. Интересно, что автор этого удивительного проекта Цзин Цюань решил использовать в качестве основной идеи традиционный китайский духовой инструмент «шэн».

19. Дом "Фортепиано и скрипка" в Хуайнане"


Дом "Фортепиано и скрипка" в Хуайнане



"Фортепиано и скрипка" с ночной подсветкой


Дом "Фортепиано и скрипка" - это невероятное здание, которые было построено в 2007 году в небольшом городе Хуайнане. Оно служит в качестве выставочного зала, посвященного вопросам планового развития недавно созданного в городе района Шаннан. Прозрачная скрипка служит входной зоной с эскалаторами и лестницами, главным же зданием комплекса является огромное фортепиано. Любопытно, что здание построенное в масштабе 1:50, обрело у туристов невероятною популярность и стало чуть ли не главным "романтическим" зданием страны.

20. Телебашня "Восточная жемчужина" в Шанхае


Телебашня "Восточная жемчужина" в Шанхае



"Восточная жемчужина"" на фоне Шанхая


468-метровая телебашня «Восточная жемчужина» - это третье по высоте здание в Азии (высота 468 метров) и пятая среди самых высоких телебашня в мире. Гигантская сфера, в которой находится вращающийся ресторан, танцевальная площадка и бар, имеет диаметр 45 метров и находится на высоте 263 метра над землёй. Особой популярностью у туристов пользуется смотровая площадка со стеклянным полом, где можно почувствовать себя парящим над этим огромным мегаполисом.





Здание суперсовременного торгово-развлекательного комплекса Hanjie Wanda Square не может оставить равнодушным никого. 4 из 6 этажей скрыты под удивительной фактурной оболочкой из узорчатого стекла и нержавеющей стали. Комплекс следует всем канонам традиционного зодчества Китая, перенося их на современный лад. Особенно эффектным здание становится ночью благодаря светодиодной подсветке, подчеркивающей его форму.





Главная достопримечательность современного Шанхая, башня Мао Цзиня - одна из самых высоких в Азии. Основным элементом этого здания является число 8, ассоциирующееся у китайцев с благополучием. 88 этажей здания разделены на 16 сегментов, каждый из которых на 1/8 короче шестнадцатиэтажного основания, которым служит восьмиугольный бетонный каркас, окруженный восемью композитными и восемью внешними стальными колоннами. В здании находятся офисы, пятизвездочный отель, рестораны и смотровая площадка на 88-ом этаже.





Пекинский жилой комплекс Linked Hybrid, спроектированный американским архитектором Стивеном Холлом и построенный в 2009 году, представляет собой систему из восьми башен, соединенных между собой воздушными мостами. Ансамбль включает в себя 750 квартир, кинотеатр, различные магазины, отель, рестораны и даже детский сад со школой для детей, проживающих в жилом комплексе. В воздушных мостах располагаются бассейн, фитнес-центр, чайные комнаты и кафе. linked Hybrid - пример того, каким должен быть жилой комплекс XI века.





Гонконгский офисный комплекс Lippo Plaza был построен в 1988 году по проекту американского архитектора Пола Рудольфа. Комплекс состоит из двух расположенных на расстоянии всего в несколько десятков метров друг от друга башен высотой 48 и 44 этажа. Автору этого неоднозначного объекта принадлежит первоначальная идея создания крупного комплекса из двух башен, напоминающих обнявших стволы деревьев коал. Неудивительно, что в народе это здание называют по имени главного животного Китая.





Здание национального центра водных видов спорта, также известное как "Водяной куб", стало частью большой олимпийской стройки и было официально открыто в 2008 году. Конечно, в первую очередь стоит отметить необычный фасад, напоминающий кристаллическую решетку из водных пузырей. Этот спортивный комплекс являет собой пример высокой энергоэффективности - поверхность здания способна принимать солнечную энергию и использовать ее для подогрева воды и помещений.





Недавно в Китае по проекту известного китайского бюро MAD Architects было завершено строительство нового уникального сооружения - музея в Ордосе. Главной особенностью находящегося на холме музея можно назвать его волнистую структуру из металлических пластин, которая помимо эстетической составляющей, защищает здание от перемен в погоде. Оригинальный объект ежедневно притягивает сотни туристов, желающих ознакомиться с этим шедевром современного зодчества.





После многочисленных отказов и замораживания строительства еще на стадии проектирования главный театр Китая все-таки был построен в начале 2000-ых. Напоминающее то ли огромную каплю воды, то ли летающую тарелку, приземлившуюся в китайской столице, это невероятное сооружение сразу же полюбилось большинству местных жителей и гостей Поднебесной. Театр представляет собой куполообразную структуру длиной 212 метров и высотой около 47 метров, полностью сделанную из металла и стекла. Здание находится на поверхности искусственного озера, а входом в него служат подводные тоннели с прозрачным потолком.

Современная архитектура Китая постоянно пополняется все новыми шедеврами, подтверждением чему служат и . Очевидно, что столь роскошная архитектура требует немалых средств. О том, насколько финансово обеспечены китайские города вы узнаете из нашего обзора . Особый восторг и уважение у специалистов вызывает и архитектура соседней Японии, о главных достижениях которой расскажет наша статья .

За долгое время существования Срединного Государства (так называют китайцы свою Родину) были созданы многочисленные, уникальные объекты архитектурного искусства, по сей день вызывающие восхищение. В их числе такие шедевры, как пышные дворцы и разнообразные обычные жилые постройки, прекрасные своим колоритом, башни и исполненные поэзии беседки, искусные пагоды и потрясающие воображение даже современных инженеров мосты.

Храмы, монастыри, религиозные постройки

Исконно китайской религией считается даосизм, однако китайцы исповедовали и другие религии, такие как ислам, буддизм и даже христианство. Культовые сооружения у каждой религии значительно отличаются друг от друга и называются по-разному в китайском языке. Тем не менее, именно буддистские храмы можно встретить в любой точке страны и, несомненно, являются высокой культурной, религиозной и архитектурно-художественной ценностью.

Буддизм был привнесен в Китай из Индии, но вот буддистская архитектура щедро впитала в себя национальные китайские традиции. При постройке храмов в древности использовался один и тот же принцип или план: по центру передней стены располагались главные ворота «шаньмэнь», а во дворе храма, по обе стороны от ворот, строили две колокольни. Если следовать дальше, то по центральной оси располагался «Павильон Небесного бога», затем «Павильон главных сокровищ», и «Хранилище сутр» в третьем дворе. По бокам от дворов располагались кельи и трапезная. По своему архитектурному облику буддистские храмы Китая близки к императорским дворцовым застройкам, они так же блистательны и великолепны – в этом важное отличие китайских буддистских храмовых комплексов.

Как правило, подобные сооружения возводились в удалении от шумных поселений, часто такие постройки можно встретить в горах. Среди таких храмов наиболее известны четыре: Утайшань, Цзюйхуашань, Эмэйшань, Путошань.

Китайские пагоды

Впервые пагоды появились в индийской архитектурной традиции. Первоначально пагоды ставили в Индии на местах захоронений высокопоставленных монахов, в таких сооружениях хранили прах умерших.

Китайские пагоды поначалу имели форму квадрата, позже стали использоваться шестиугольные, восьмиугольные и даже круглые формы, возводили их из всевозможных материалов: от дерева до камня и даже есть пагоды из железа и меди, а так же из обливного кирпича. Количество Древнекитайские пагоды обычно имеют нечётное количество уровней, наиболее распространены постройки 5-13 уровней.

Наиболее известные пагоды Китая: Деревянная пагода в провинции Шаньси, Пагода «Больших Журавлей» в Сиане, Железная пагода в Кайфэне, Пагода в Ароматных горах в Пекине, Пагода в монастыре Кайюаньси в уезде Цзиньсянь.

Деревянная 9-уровневая пагода в провинции Шаньси построена почти тысячу лет тому назад и имеет высоту 70 метров. Это самая древняя сохранившаяся деревянная башня в мире, при этом она построена по уникальной анти-сейсмической технологии, за все эти годы ни одно землетрясение её не разрушило.

Дворцы

Дабы акцентировать внимание на высоком положении императора, в стилистике дворцовых построек обязательно присутствует особое величие и пышность.

Старинные китайские дворцы как правило разделяются на две части –парадную или официальную, и повседневную или жилую. План дворца выстраивался вокруг оси, которая определяла принцип расположения всех остальных построек.

Крыши дворцов часто делали многоуровневыми, с загнутыми вверх углами, которые часто украшали фигурками птиц и зверей. Такие крыши придавали контуру постройки изящество и одновременно несли защитные функции – под такими крышами внутренние сооружения были долговечнее. Дождевую воду, стекавшую с крыш, отводили подальше от стен и фундаментов, за счет чего деревянные стены не портились от влаги. Императорские дворцы накрывали жёлтой черепицей, что было символом императорской власти.

На протяжении многих тысячелетий императоры не жалели человеческого труда и материальных затрат на возведение дворцов, поражающих своей масштабностью. К великому сожалению, большинство из них стали жертвами огня, поскольку такие постройки традиционно возводились из дерева. По сей день полностью уцелел лишь Дворец Гугун в центре Пекина (другое название дворцового ансамбля – «Запретный город»). Его вы можете часто видеть в китайском историческом кино. Сейчас там находится государственный музей. В Запретном городе жили императоры Миньской и Цзиньской династий. Парадный павильон Тайхэцзянь во дворце Гугун – крупнейший подобный павильон в Китае.

Древняя архитектура Китая. Дворец Гугун - внутренний двор

 

 

Это интересно: