→ Во сколько проводят похороны. Важнейшие православные традиции и обряды, связанные с похоронами

Во сколько проводят похороны. Важнейшие православные традиции и обряды, связанные с похоронами

Похороны. Обычно перед концом человек не в состоянии позаботиться о себе, поэтому долг всякого верующего — сделать все, чтобы переход в иной мир сложился для умирающего по-христиански. Близкие умирающего должны проявить к нему всю свою любовь и теплое участие, простив и забыв взаимные обиды и ссоры. Не утаивание близкой кончины, а помощь в приготовлении к великому переходу в загробный мир — вот главнейшая обязанность родственников.

Земные дела, заботы и пристрастия умирающего остаются здесь. Всеми мыслями устремясь к будущей вечной жизни, с покаянием, сокрушением в содеянных грехах, но и с твердым упованием на милосердие Божие, заступничество Божией Матери, Ангела Хранителя и всех святых умирающий должен приготовиться предстать пред Судией и Спасителем нашим. В этом важнейшем деле незаменимой является беседа со священником, которая должна закончиться Таинствами Покаяния, (Соборования) и Святого Причащения, для чего необходимо пригласить к умирающему священника.

В минуты разлучения души с телом читается Канон молебный Пресвятей Богородице от лица человека с душею разлучающагося и не могущаго глаголати (). Он читается от лица человека, с душею разлучающагося и не могущаго глаголати. Молчат уста умирающего, но Церковь от его лица изображает всю немощь грешника, готового покинуть мир, и поручает его Пречистой Деве, помощь Которой призывается в стихах отходного канона. Канон этот заканчивается молитвой священника о разрешении души умирающего от всяких уз, об освобождении от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых.

Если человек долго и тяжело страдает и не может умереть, то над ним читается еще другой канон на исход души, называемый Канон, чтомый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет . Большие страдания умирающего пробуждают усилить моление о его мирной кончине. Душа долго страждущего устами священника молитвенно ищет помощи у Церкви земной и Небесной. Канон завершается двумя священническими молитвами.
Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут и должны быть прочитаны у одра умирающего мирянином с опущением молитв, предназначенных для чтения только священником.

По исходе души от тела

После того, как напутствованная и утешенная молитвами Церкви душа христианина оставила бренное тело, любовь собратий и заботы о ней Церкви не оканчиваются.
Сразу же после омовения тела усопшего и облачения его в погребальные одежды над усопшим читается Последование по исходе души от тела* , а затем, по возможности непрерывно, по особому чину читается Псалтирь.

Последование по исходе души от тела значительно короче обычной панихиды. Святая Церковь, считая необходимым вознести первое моление об усопшем почти тотчас по исходе души от тела, вместе с тем входит в положение окружающих смертный одр, которые и в последние часы, а иногда и дни, пережили много и душевных страданий и физических трудов. И Церковь, как любвеобильная, заботливая мать, первое необходимое, неотложное моление у гроба сокращает насколько возможно.

Молитву, которой завершается Последование, можно читать и отдельно:
«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося раба Твоего (преставльшуюся рабу Твою), брата нашего (сестру нашу) (имя) , и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его (ея) согрешения и невольная, избави его (ю) вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему (ей) причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому (тоя) буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, яже поживет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Если Последование по исходе души почему-либо не может быть совершено священником, оно должно быть непременно прочитано чтецом Псалтири прежде начала чтения самой Псалтири (так указывается в старинных руководствах о чтении Псалтири над телом умершего).
Канон за преставльшагося , входящий в состав Последования по исходе души от тела, желательно читать ежедневно вплоть до погребения усопшего. (В некоторых молитвословах Канон за преставльшагося именуется «Каноном о усопшем едином».) Кроме того, этот канон читается каждый раз по прочтении всей Псалтири над усопшим.

Последование на исход души от тела является лишь началом целого ряда молитвословий и песнопений, продолжающегося около гроба усопшего почти непрерывно до самого погребения. Непосредственно по окончании Последования по исходе души от тела начинается при гробе усопшего чтение Священного Писания: при гробе священника — Святого Евангелия, при гробе мирянина — Псалтири .

Чтение Псалтири по усопшему

В Православной Церкви существует добрый обычай непрерывного чтения Псалтири над телом усопшего (кроме времени, когда совершаются при гробе панихиды или заупокойные литии) до его погребения и в память после его погребения.

Чтение Псалтири по усопшим имеет свое начало в самой отдаленной древности. Служа молитвою ко Господу за умерших, оно приносит им великое утешение и само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним их живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых — так же, как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.

Чтение Псалтири начинается по окончании «Последования по исходе души». Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими. Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении. Читать Псалтирь может любой благочестивый верующий, имеющий навыки безошибочного чтения.

Положение читающего Псалтирь — это положение молящегося. Поэтому читающему Псалтирь приличнее стоять как человеку молящемуся (в ногах у гроба усопшего), если особенная крайность не заставляет его сесть. Небрежность в этом деле, как и при соблюдении других благочестивых обычаев, оскорбительна и для священного обряда, благословляемого Святой Церковью, и для слова Божия, которое при небрежности читается как бы в несоответствии с намерением и чувством молящегося христианина.

При чтении слова Божия над телом усопшего должны присутствовать родные и близкие покойного. Если невозможно и не всегда удобно домашним и сродникам непрерывно участвовать в молитве и чтении Псалтири, то, по крайней мере, по временам им нужно присоединяться своим молением к молитве чтеца; особенно уместно это делать во время чтения заупокойной молитвы между псалмами.

В Апостольских постановлениях заповедано совершать псалмопения, чтения и молитвы по усопшим в день третий, девятый и четыредесятый. Но преимущественно установилось обыкновение читать псалмы по усопшим три дня или все сорок дней. Тридневное чтение Псалтири с молитвами, составляющими особый обряд погребения, большей частью совпадает с тем временем, в продолжение которого тело покойного пребывает в доме.

Ниже приводится отрывок из главы «Чтение Псалтири за умерших» из книги епископа Афанасия (Сахарова) «О поминовении усопших по уставу православной Церкви» .

Если же чтение псалтири совершается только ради поминовения, особенно при гробе усопшего, тогда нет нужды читать по кафисмах назначаемые для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях и после каждой славы и после кафисмы читать специальную поминальную молитву. Относительно формулы поминовения при чтении псалтири нет однообразия. В различных местах употребляются различные молитвы, иногда произвольно составленные. Практика древней Руси освятила употребление в этом случае того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего , причем во время чтения полагается пять поклонов, а самый тропарь читается трижды . Согласно той же старинной практике, чтение псалтири за упокой предваряется чтением канона за умерших многих или за единоумершего**, после которого начинается чтение псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный канон, после которого снова начинается чтение первой кафисмы. Такой порядок продолжается во все время чтения псалтири за упокой.

Панихида

Существует заблуждение, что нельзя совершать панихиды об усопшем до его отпевания. Напротив, весьма хорошо во все дни, предшествующие погребению, заказывать за усопшего панихиды в одном или нескольких храмах.

По учению Церкви, душа человека проходит страшные мытарства в то время, когда тело его лежит бездыханно и мертво, и, без сомнения, в это время душа усопшего имеет великую нужду в помощи Церкви. Панихида помогает облегчить душе переход в другую жизнь.

Начало панихид восходит к самым первым временам христианства. В переводе с греческого слово «панихида» означает «всенощное пение». Гонимые иудеями и язычниками христиане могли молиться и совершать бескровную жертву без помехи и тревог только в самых уединенных местах и ночью. И только ночью же могли они убирать и провожать на вечный покой тела святых мучеников. Это делалось так: истерзанное, обезображенное тело какого-нибудь страдальца за Христа они тайно уносили куда-нибудь в далекую пещеру или в самый уединенный и безопасный дом; здесь в продолжение всей ночи они пели над ним псалмы, потом отдавали ему благоговейное целование и к утру предавали земле. Впоследствии точно так же провожали на вечный покой и тех, которые хотя и не страдали за Христа, но всю жизнь посвящали служению Ему. Такое всенощное псалмопение над почившим называлось панихидой, то есть всенощным бдением. Отсюда и молитвы и псалмопения над почившим или в память его и получили название панихиды.

Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.

Совершая панихиду, Святая Церковь сосредотачивает все наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде, исповедуя свои дела пред Господом, не дерзая предвосхищать у всеправосудного Господа тайны Его суда над душами наших усопших.

Песнопения панихиды не только приносят облегчение душе усопшего, они утешительны и для молящихся.

Отпевание и погребение

Погребение усопшего христианина совершается на третий день после его смерти, (при этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, даже если смерть наступила за несколько минут до полуночи). При чрезвычайных обстоятельствах — войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях - допускается погребение и раньше третьего дня.

В Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные одежды и положении во гроб. Эти же действия полагается совершать над христианами и в нынешнее время.

Омовение тела прообразует чистоту и непорочность праведников в Царстве Небесном. Оно совершается одним из родственников почившего с чтением молитвы «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» . Покойника освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на лавку или на пол, подстелив ткань. Для омовения используют губку, теплую воду и мыло, крестообразными движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы. (Одежду, в которой человек умер, и все, что использовалось при его омовении, принято сжигать.)

Омытое и облаченное тело, на котором обязательно должен быть крестик (если сохранился — крестильный), полагают на стол лицом вверх. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест. В руки вкладывают Распятие (существует специальный погребальный тип Распятия) или икону — Христа, Богородицы или небесного покровителя. (Не следует надевать на почившего православного христианина галстук.) Если тело передается в морг, то все равно, еще до приезда сотрудников похоронных служб надо омыть и облачить почившего, а при выдаче тела из морга положить в гроб венчик и Распятие.

Незадолго до выноса гроба из дома (или выдачи тела в морге) над телом умершего еще раз читается «Последование по исходе души от тела». Гроб выносят из дома ногами вперед с пением «Трисвятого». Несут гроб родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процесии, несли зажженные свечи. Оркестр на похоронах православных христиан неуместен.

По уставу при внесении тела в храм должно звонить в колокол особым погребальным звоном, который возвещает живым, что у них стало одним братом меньше.
В храме тело покойного помещают на специальную подставку ногами к алтарю, а около гроба крестовидно ставят подсвечники с возжженными свечами. Крышку гроба оставляют в притворе или во дворе. Допускается вносить в церковь венки и живые цветы. Все молящиеся имеют в руках горящие свечи. На отдельно приготовленный столик возле гроба ставят поминальную кутью, со свечой посередине.

Не забудьте взять в храм свидетельство о смерти. Если по каким-то причинам доставка гроба в храм задерживается, обязательно предупредите священника и попросите о переносе времени отпевания.

Отпевание

В просторечии отпеванием, из-за обилия песнопений, называется «Последование мертвенное мирских тел». Оно во многом напоминает панихиду, поскольку включает многие песнопения и молитвословия, общие с последованием панихиды, отличаясь лишь чтением Священного Писания, пением погребальных стихир, прощанием с почившим и преданием тела земле.
В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, и усопший отпускается в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними. Чтобы прощение от грехов, подаваемое умершему, было ощутительнее и утешительнее для всех скорбящих и плачущих, текст этой молитвы сразу по ее прочтении влагается в правую руку усопшего его родными или близкими.

После разрешительной молитвы под пение стихир «Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога…» происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба или руку священника. Затем лицо усопшего закрывается покрывалом, и священник крестообразно посыпает на тело умершего землю, произнося: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней» (Пс. 23, 1). По окончании отпевания тело усопшего с пением Трисвятого провожается на кладбище.
В могилу усопшего обычно опускают лицом к востоку. При опускании гроба в могилу поется «Трисвятое» — пение ангельской песни «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас»; над могильным холмиком ставится восьмиконечный крест — символ нашего спасения. Крест может быть сделан из любого материала, но обязательно правильной формы. Он ставится у ног усопшего, Распятием к лицу покойного.

Об отпевании в морге

Прежде, чем совершить отпевание усопшего в морге, удостоверьтесь в том, что отпевание будет проведено не лжесвященником и в том, что у него есть разрешение на отпевание.
Православная церковь признает загробную жизнь, поэтому считает, что человек не умирает, а усыпает. Усопшим становится только тело, душа же продолжает жить. В первые 40 дней определяется ее дальнейший путь. В этом помогают молитвы, которые поются во время отпевания. Священник призывает родственников не отчаянием и унынием, а добрыми делами и обращением к Богу спасти душу человека. 40 дней она мечется между землей и небесами, поэтому отпевание нужно совершить как можно раньше, на третий день после смерти. Если обряд производится лжесвященником или священником, который не имеет благословения (разрешения митрополита), отпевание считается недействительным.

У каждого человека на этой земле есть два самых важных события в жизни - это рождение и смерт ь.

Между двумя этими событиям находится жизнь.

У одного человека она длинная, у другого - короткая, но в своей жизни люди, как правило, отгоняют мысль о смерти . Но вот приходит смерть , а с нею - неизбежные горькие хлопоты о погребении дорогого вам человека.

Еще более тягостными часы подготовки к похоронам становятся, если этот процесс сопровождается множеством "важных советов" об обязательных "традициях" похорон. Такие рекомендации часто буквально навязываются родственникам, делая похороны невыносимым и пугающим событием. На самом деле большинство из них - суеверия и предрассудки, накопленные человечеством на протяжении веков и не имеющие ничего общего с реальностью.

Вот лишь некоторые из таких суеверий. Впрочем, каждый человек волен решать для себя, чему следовать, а чему нет.

    Не часто, но случается так, что человек думает о своей будущей смерти и заранее готовит себе гроб. Такое изделие, как правило, хранят на чердаках. Но здесь существует маленькое, но очень существенное «но»: гроб пустой, а поскольку сделан он по меркам человека, он начинает «тянуть» его в себя. И человек, как правило, быстрее уходит из жизни. Раньше, чтобы этого не происходило, в пустой гроб насыпали опилки, стружку, зерно. После смерти человека опилки, стружку, зерно тоже закапывали в яму. Ведь если таким зерном кормить птицу, она станет болеть.

    Когда умер человек и с него снимают мерку для изготовления гроба, ни в коем случае нельзя мерку класть на кровать. Лучше всего ее вынести из дома, а во время похорон положить в гроб.

    Обязательно снимите с умершего все серебряные предметы: ведь это именно тот металл, который используется для борьбы «с нечистыми». Поэтому последние могут «потревожить» тело покойного.

    Если в доме покойник, не затевайте стирки. Это необходимо сделать после похорон.

    Когда делают гроб родным и близким запрещено в этом участвовать. Стружки, образовавшиеся во время изготовления гроба, лучше всего закопать в землю, в крайнем случае, бросить в воду.

    Постель, на которой умер человек, не надо выбрасывать, как это делают многие. Возьмите ее и вынесите в курятник, пусть она там полежит три ночи, чтобы, как гласит поверье, петух опел ее трижды.

    Когда наступит время укладывать усопшего в гроб, тогда кропят святой водой тело усопшего и его гроб снаружи и внутри. Можно окадить и ладаном. Затем тело переносят в гроб. На лоб умершего кладут венчик. Его дают в церкви, когда усопшего приносят на отпевание. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест. Не следует надевать на почившего православного христианина галстук. В левую руку усопшего вкладывают икону или крест; для мужчин - образ спасителя, для женщин - образ Божьей Матери. А можно так: в левую руку - крест, а на грудь усопшего - Святой образ. Под ноги и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней. Гроб ставят посреди комнаты перед иконами, обращая лицо умершего головой к иконам.

    Увидев покойника в гробу, машинально не касайтесь своего туловища руками. Это связано с тем, что на том месте, где вы брались рукой, могут вырасти различные кожные наросты в виде опухоли.

    Если в доме находится покойник, то, встречая там своего знакомого или родственников, здороваться надо поклоном головы, а не голосом.

    Пока покойник находится в доме, не следует мести пол. Если вы не выполните этот совет, то могут вскоре заболеть члены вашей семьи, а то случится и худшее.

    Во время похорон нельзя посещать могилы родственников и знакомых, находящиеся на том же кладбище.

    Не слушайте тех людей, которые советуют для сохранения тела покойника от разложения положить на его губы накрест две иголки. Этим вы не сохраните тело покойника, но иголки, которые были у него на губах, обязательно пропадут, их используют для наведения порчи.

    Для того, чтобы от покойника не шел тяжелый запах, ему в голову можно положить пучок шалфея, в народе его называют «васильки». Он служит и для другой цели - отгонять «нечистую силу». Для таких же целей можно использовать ветки вербы, которая святится в Вербное воскресенье и хранится за образами. Эти ветки можно положить под покойника.

    Умер человек, его тело положили в гроб, а постель, на которой он умер, еще не вынесена. К вам могут подойти знакомые или незнакомые с просьбой поваляться на этой постели. Аргумент выдвигают следующий: чтобы не болела у них спина и кости. Не слушайте их. Не причиняйте себе вред.

    Не кладите мертвецу в гроб живые цветы. Для этой цели используйте искусственные или, в крайнем случае, засушенные.

    Возле гроба зажигают свечу в знак того, что умерший перешел в область света - лучшую загробную жизнь .

    В доме зажигается лампада или свеча, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник.

    Вместо подсвечника для свечей используют часто стаканы, в которые насыпают пшеницу. Некоторые люди обсыпают других этой пшеницей и тем самым наводят порчу. Эту пшеницу также нельзя использовать на корм птице или скоту.

    Следите за тем, чтобы под покойника не положили чьи-нибудь чужие вещи. Если вы заметили такое, то необходимо вытащить их из гроба и где-нибудь подальше сжечь.

    Бывает, когда по незнанию некоторые сердобольные мамы клали фотографии своих детей в гроб к бабушке или дедушке. После этого ребенок начинал болеть, и если вовремя не была оказана помощь, мог наступить смертельный исход.

    Нельзя давать свои вещи для одевания покойника . Покойника хоронят, а тот, который отдал свои вещи, начинает болеть.

    Из дома выносят гроб с покойником, а возле двери стоит кто-то и начинает завязывать узлы на тряпках. Людям эту операцию он объясняет тем, что завязывает узлы для того, чтобы из этого дома не выносили больше гробов. Хотя на уме у такого человека совершенно другое…

    Если беременная женщина пойдет на похороны - этим она сделает себе зло. Может родиться больной ребенок. Поэтому постарайтесь остаться дома в это время, а попрощаться с близким вам человеком необходимо заранее - до похорон.

    Когда несут покойника на кладбище, ни в коем случае не переходите ему дорогу, так как у вас на теле могут образоваться различные опухоли. Если же такое произошло, то следует взять руку покойника, обязательно правую, и всеми пальцами водить по опухоли и читать «Отче наш». Такое нужно проделать трижды, после каждого раза сплевывая через левое плечо.

    Когда несут по улице покойника в гробу - старайтесь не смотреть из окна своей квартиры, дома.

    Завязки, которыми связаны руки и ноги покойника, необходимо развязать и положить в гроб с покойником. В противном случае, как правило, их используют для наведения порчи.

    Если вы прощаетесь с умершим, постарайтесь не наступить на полотенце, которое кладут на кладбище возле гроба, чтобы не навлечь на себя порчу.

    Если вы боитесь покойника, возьмитесь за ноги умершего и подержитесь. Это можно делать перед тем, как его кладут в могилу.

    Иногда люди могут бросить за пазуху или за шиворот землю с могилы, доказывая, что так можно избежать боязни мертвецов. Не верьте - это делается для наведения порчи.

    Возвратившись с похорон, необходимо в обязательном порядке отряхнуть свою обувь перед тем, как войти в дом, а также подержать руки над огнем зажженной свечи. Это делается для того, чтобы не занести порчу в жилище.

    Похороны позади, и по старому христианскому обычаю на столе для угощения души покойного ставят в стакане воду и что-нибудь из еды. Следите за тем, чтобы маленькие дети по неосторожности или взрослые не выпили из этого стакана или не съели чего-нибудь. После такого угощенья и взрослые, и дети начинают болеть.

    Во время поминок усопшему, по традиции, наливают рюмку водки. Не пейте ее, если вам будет кто-то советовать.

    На вашей улице покойник, а вам необходимо срочно посадить картофель. Не тратьте зря времени и усилий. Если вы посадите картофель во время, когда покойника еще не похоронили, не ждите хорошего урожая.

    Если Вы пришли на могилу к близкому человеку вырвать траву, покрасить оградку или что-нибудь посадить, начинаете копать и выкапываете вещи, которые там не должны находиться. В таком случае все, что вы нашли, необходимо вынести за кладбище и сжечь. Когда это будет гореть, старайтесь не попадать под дым, а то можете сами заболеть.

    Похороны в Новый год - очень плохая примета: в наступившем году, по меньшей мере, раз в месяц будут хоронить.

    Похороны в воскресенье предсказывают еще трое похорон в течение недели.

    Опасно откладывать похороны, по какой бы то ни было причине. Тогда одна, две или три смерти в семье или в ближайшей округе произойдут в течение недели или месяца.

    Если похороны откладываются на следующую неделю, то это наверняка к несчастью, потому что мертвец изо всех сил постарается взять кого-нибудь с собой.

    После похорон не заходите ни к кому из своих знакомых или родственников в гости.

    В головах на могилах юношей и девушек сажают калину.

    В первые семь дней со дня смерти умершего не выносите из дома никаких вещей.

    До 40 дней не раздавайте вещей умершего родственникам, друзьям или знакомым.

    Если у кого-нибудь из вас умер близкий или родной человек, и вы по нему часто плачете, то советуют завести в доме траву чертополох.

    Когда кто-нибудь умирает, постарайтесь, чтобы при этом присутствовали только женщины.

    Если больной тяжело умирает, то для более легкой смерти уберите у него из-под головы подушку из перьев. В селах умирающего кладут на солому.

    Для облегчения смертной агонии больного необходимо накрыть белым материалом, который в дальнейшем пойдет для обивки гроба.

    Когда в доме покойник, то в соседних домах нельзя пить утром воду, которая находилась в ведрах или кастрюлях. Ее необходимо вылить, а свежей налить.

    Желательно, чтобы омовение тела умершего происходило в светлое время суток - от восхода и до захода солнца. С водой после омовения надо очень осторожно обращаться. Необходимо выкопать яму вдалеке от двора, огорода и жилых помещений, там, где не ходят люди, и всю, до последней капли, туда вылить и засыпать землей. Дело в том, что на воде, в которой обмывали покойника, делают очень сильные порчи. Поэтому никому не давайте эту воду, кто бы к вам с такой просьбой ни обращался.

    Старайтесь не разлить эту воду по квартире, чтобы живущие в ней не болели.

    Нельзя обмывать покойника беременным женщинам во избежание болезни будущего ребенка, а также женщинам, у которых идут месячные.

    Как правило, покойника готовят в последний путь только пожилые женщины.

    Саван необходимо шить на живую нитку и обязательно иголкой от себя, чтобы в доме не было еще смертей.

Предрассудки на Руси в прежние времена

    В доме, где лежал умирающий, вынимали все ключи из замочных скважин и открывали двери и окна, чтобы душа человека без помех могла покинуть тело. Когда человек отдавал Богу душу, его обязательно обмывали, чтобы он предстал перед Господом чистый душой и телом.

    При омовении усопшего соблюдались строгие правила. Покойника клали ногами к печи и 2–3 раза обмывали теплой водой с мылом из нового глиняного горшка. Вода, которой мыли покойника, становилась «мертвой», и ее выливали куда-нибудь подальше, чтобы здоровый человек не наступил на это место, а так же чтобы колдун не взял ее себе для наведения порчи. Так же поступали с водой, которой мыли посуду после поминок и полы после выноса покойника из дома. От других атрибутов омовения так же старались поскорее избавиться.

    В гроб покойнику кладут его крестильный нательный крестик, образок, венчик на лоб, свечи и »рукописание» - написанную молитву, отпускающую грехи. В руки дают полотенце (платок), чтобы усопший мог пот с лица вытереть во время Страшного суда. Кто умер на Пасху - яичко в руку.

    Хоронят покойника обычно в белой одежде, олицетворяющей младенческую чистоту христианской души.

    Строго соблюдалась примета: не делать гроб больше покойника, иначе другой покойник будет. В доме в знак траура занавешивают или поворачивают «лицом» к стене зеркала, чтобы душа человека не осталась запертой по ту сторону зеркала. Также останавливают все часы в знак того, что жизненный путь человека завершен. Перед похоронами с человеком приходят проститься его знакомые и родственники, но за 20 минут до выноса тела с умершим должны остаться только самые близкие родственники.

    Сор при покойнике из дома вынести - всех из дома выносить.

    Готовясь к выносу тела, сначала выносят из дома венки и портрет покойного, затем крышку гроба (узкой частью вперед), а уж в конце сам гроб (покойника выносят вперед ногами). При этом нельзя задевать пороги и косяки, чтобы у покойника не было соблазна вернуться домой.

    «Покойник один из дома вон», - говорят вынося его и запирая в доме на время жильцов. По старой традиции, нельзя выносить покойника до полудня и после захода солнца, чтобы заходящее солнце могло «захватить» умершего с собой. Родным нельзя нести гроб, чтобы покойник не увел за собой в могилу кровного родственника.

    После выноса гроба из дома обязательно моют все полы (раньше мыли одной водой не только полы, но и весь дом).

    Путь траурной процессии к кладбищу устилают еловыми ветвями, которые служат оберегом, гарантией того, что покойник не будет «ходить», не вернется по своему следу.

    На похоронах принято одаривать присутствующих пирогами, конфетами, носовыми платками. Это ни что иное как раздача милостыни, которая обязывает принявших ее помолиться за усопшего. При этом молящиеся берут на себя часть грехов покойного.

    Придя домой после похорон, нужно погреть руки, чтобы не занести в дом могильного холода. После поминок 40 дней хмельного в рот не берут. На поминках же пьют только водку, а пришедших обязательно кормят блинами и кутьей.

    Для души покойника на стол ставят стопку с водкой, накрытую ломтем хлеба. Стоять она должна 40 дней, пока еще душа человека окончательно не покинула этот мир.

    На поминках долго не задерживаются. Шесть недель после похорон на подоконнике должен стоять стакан с водой, а на углу дома, снаружи у окна висеть полотенце, чтобы душа до поминок могла купаться и утираться. На сороковой день душа умершего является в свой дом на целые сутки и уходит лишь после так называемых проводин. Если их не устроить, покойник будет мучиться. Через шесть недель после смерти пекут «лесенки» из теста, чтобы помочь душе взобраться на небо. По русской традиции, в народном месяцеслове существуют специальные дни, в которые православные поминают тех, кто переселился в мир иной.

С обрядом захоронения у православных верующих в России связано много обычаев. Считается, что если не соблюдать все церковные традиции и приметы, можно нанести вред умершему в загробной жизни. Традиции касаются не только процесса погребения, но и даты, когда оно должно проводиться. Одним из обязательных требований является отпевание верующего после смерти, которой производится очно, т. е. в присутствии священнослужителя непосредственно рядом с телом, или заочно, когда подобное невозможно в силу некоторых причин.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

    Показать всё

    Традиции и обряды погребения

    Православная церковь утверждает, что похороны должны проводиться с соблюдением всех традиций. Христиане воспринимают смерть, как переход в новую жизнь, поэтому покойный должен быть правильно подготовлен к этому этапу.

    Умерший должен предстать перед Высшим Судом чистым как духовно, так и телесно. Омыванием тела не должны заниматься близкие родственники. Процедуру проводят у порога дома.

    Существует поверье, что на вещи, используемые при омывании, переходит энергетика покойного. Поэтому после завершения процесса от них нужно избавиться как можно быстрее.

    Посуду, в которой находилась вода для омывания, гребешки и все остальные предметы уносятся на перекресток или в поле. Это необходимо, чтобы умерший не вернулся и не забрал с собой кого-то из близких.

    После омовения усопшего необходимо одеть. У русских мужчин по традиции облачают в темный костюм, женщин - в светлую одежду. Для захоронения выбирается самая лучшая одежда или покупается специальный комплект. На ноги обувают белые тапочки без твердой подошвы. Голова женщина должна быть покрыта платком. Если умирает незамужняя девушка, ее хоронят в свадебном платье, а неженатому молодому человеку надевают обручальное кольцо.

    В доме, где умер человек, должна соблюдаться тишина. Все стеклянные поверхности, зеркала, закрываются материей или белой бумагой.

    Большое внимание должно уделяться гробу. Это последнее пристанище для человека. Для изготовления гроба используется практически любая порода древесины; исключением является лишь осина. Внутри гроб должен быть оббит мягким материалом. Само тело умершего помещают на белую простыню.

    Крещеных людей хоронят с крестиками. Руки умершего скрещиваются на груди, а в них ставят зажженную свечу. В гроб могут быть положены вещи, которые при жизни играли большое значение для покойного.

    До выноса тела из дома нельзя выбрасывать мусор. Эту традицию соблюдают и сейчас.

    В городах тела для захоронения забирают из морга уже подготовленными.

    Прощание должно проводиться в церкви; впрочем, чаще всего вместо этого ограничиваются лишь приглашением священнослужителя на дом. В деревнях чаще всего прощаются с умершим 3 дня; весь этот период гроб с телом находится в доме. Выносить тело принято не раньше 12:00, но в любом случае похоронить его нужно до заката солнца.

    Выносить умершего нужно ногами вперед: это делается очень аккуратно, чтобы покойный не задел ногами порог и косяки. Это предотвращает его "возвращение" и означает скорейший переход в вечную жизнь.

    Гроб нельзя нести близким родственникам: как правило, для этого специально нанимают людей.

    Для траурной процессии существует традиция - первому встретившемуся дарят хлеб, который он должен завернуть в полотенце. Встречный также должен помолиться за умершего. Процессия может останавливаться только у церкви или у кладбища.

    Отпевание усопшего

    В православной церкви большое значение предают отпеванию усопшего. По-христиански человек перед смертью должен раскаяться в своих грехах. Это увеличивает его шансы попасть в рай. Но не всегда человек успевает раскаяться перед смертью. Для этого церковь отпевает усопшего и дает его душе благословение.

    Православная церковь в России осуществляет пять видов отпевания:

    • Младенцев - ими считаются все дети до семи лет.
    • Мирских людей.
    • Пасхальное отпевание - церемония назначается на первой неделе после Пасхи. На Пасхальной неделе отпевания запрещены.
    • Монахов и иеромонахов.
    • Епископов.

    Обряд проводится как в храме, так и дома. Родственники могут пригласить домой священника. Если посетить храм нет возможности, а священника не получается привести, выполняется заочное отпевание.

    Оно допустимо далеко не всегда, но лишь в тех случаях, когда очное отпевание практически невозможно:

    • для воинов, которых хоронят в братской могиле;
    • для жертв масштабных авиа- и железнодорожных катастроф;
    • для умерших в населенных пунктах без церкви.

    Нежелательно заказывать заочное отпевание о пропавших без вести - о них следует молиться так же, как и живых, ведь в православии перед лицом Господа все живы.

    При проведении отпевания священник читает молитву перед тетраподом - это подсвечник, предназначенный для свечей в память об умерших. Отпевание начинается с заупокойных тропарей, во время которых испрашивается прощение грехов усопшему. После этого священнослужитель поминает умершего на заупокойной ектении (молитвенном прошении); хором пропевается заупокойный седален, после которого поются ирмосы заупокойного канона с припевами о даровании покоя умершему.

    По завершении заочной церемонии священник отдает родственникам землю. Ее нужно рассыпать в виде креста на могилу усопшего. При обычном отпевании земля посыпается сразу в гроб на покрывало.

    Существует поверье, согласно которому в том случае, если родственники покойного отказались отпевать его из-за финансовых соображений, чтобы сэкономить на похоронах, они будут наказаны - тот вернется и будет всячески осложнять им жизнь.

    Не всегда умершего могут отпеть. Нельзя проводить обряд, если:

    • Умерший был самоубийцей. Исключением являются только люди с нарушениями психического состояния.
    • Человек при жизни не был окрещен. Это не относится к младенцам, которых не успели окрестить.
    • Покойный вел аморальный образ жизни, призывал к атеизму.

    Ранее существовал запрет на отпевание кремированных. Считалось, что умерший обязательно должен быть похоронен в земле. Но запрет был снят, так как такой способ стал более актуальным.

    День захоронения

    По традициям хоронят человека после смерти у православных на третий день. Это касается только тех людей, которые умерли не насильственной смертью, а своей.

    Третий день в церкви является поминальным. Верующие убеждены, что в этот день осуществляется разрыв связи души с телом.

    В этот день душа в сопровождении своего ангела-хранителя отправляется на небо. До этого она находится на земле, поэтому раньше третьего дня хоронить человека нельзя. Если душа увидит свои собственные похороны, это станет для нее большим стрессом, она будет мучиться.

    Третий день всегда отождествляется с Троицей. Именно в этот период должны проводиться первые поминки, которые устраиваются сразу после похорон.

    Священники говорят о том, что умершего можно похоронить позже, но раньше нельзя: душа еще очень тесно будет связана с телом. Ей некуда будет деться, если похороны пройдут раньше. Этот момент нельзя игнорировать, так как существует определенный естественный процесс, который предусмотрел Бог.

    Три дня в православии - это важный период как для души умершего, так и для его родственников. Душа готовится к прохождению испытаний на пути в рай. А соблюдение всех обычаев и правил по захоронению помогут усопшему предстать перед Высшим Судом.

    Многие задаются вопросом, почему проходят похороны именно на третий день. Он носит название тетины. Иисус Христос воскрес на третий день после распятия. Считается, что схожим образом происходит переход души на небеса.

    Если человек умирает накануне своего дня рождения, по православным традициям нет особого запрета хоронить в этот день. По сути, захоронение может проводиться в день рождения усопшего, как и в любой другой. Однако в этом случае на протяжении трех лет нужно обязательно посещать кладбище в день рождения и смерти.

    Прощание с умершим

    Одним из важных этапов в захоронении является прощание с усопшим.

    Существует традиция у гроба ставить стакан с водой и класть кусочек хлеба. После похорон они должны находиться в доме 40 дней. После этого воду выливают за домом, а хлеб крошат птицам. При прощании с усопшим родные должны постоянно читать псалтырь.

    Чтобы процесс прощания был правильным, рекомендуется следовать советам:

    • Родным нельзя идти сразу за гробом.
    • Умершего нужно целовать в венец на лбу при прощании с ним.
    • Нельзя хоронить с иконой в гробу.
    • После того, как все попрощались, лицо покойного накрывается.
    • При опускании гроба голова умершего должна быть направлена на восток.

    Те, кто пришел проводить умершего в последний путь, бросают в могилу деньги. Существует народное поверье, что это необходимо для откупа усопшего на том свете.

    Поминки

    Сразу после похорон организуются поминки. На них приглашаются все, кто приходил прощаться с умершим на кладбище. Перед тем как начать поминальный обед, необходимо прочитать "Отче наш". Первым блюдом на поминальном столе должна быть кутья. Это блюдо из риса или пшеницы с медом или вареньем. Даже если присутствующим оно не нравится, необходимо съесть хотя бы несколько ложек.

    Важно, чтобы стол был небогатым. Чревоугодие считается одним из особенно недопустимых в такой печальный момент грехов. Если во время поминок люди будут грешить, отвечать за это будет покойник в загробной жизни.

    Пришедшим нужно подавать блюда из рыбы и кисель. На столе и на кладбище не должно быть алкоголя.

    После похорон необходимо раздать сладости соседям, а также людям, которые встретятся на пути с кладбища. Если после поминок остались продукты, их нельзя выкидывать, но нужно раздать нуждающимся.

    Что нельзя делать на похоронах

    Православная церковь очень трепетно относится к обряду захоронения. Соблюдение всех правил необходимо не только для умершего, но и для его родственников. Совершение ошибок может навлечь беду. Чтобы похороны прошли правильно, нужно соблюдать следующие правила:

    • Нельзя хоронить на Новый год и в воскресенье.
    • В обряде похорон нельзя принимать участие детям и беременным женщинам.
    • Нельзя, чтобы тело умершего омывали женщины с менструальным кровотечением.
    • Если в доме находится покойник, нельзя стирать, мыть полы и подметать.
    • В присутствии умершего нельзя здороваться в голос, можно только сдержанно кивнуть головой.
    • Запрещено класть живые цветы в гроб.
    • Выносить тело из дома нужно только под церковные песнопения.
    • После того, как из дома будет вынесен гроб с телом, необходимо сразу начать мыть полы.
    • Обходить гроб можно только с головы, при этом следует поклониться умершему.
    • В день похорон нельзя посещать другие могилки.
    • Нельзя смотреть на гроб из окон.
    • После похорон в течение суток нельзя ходить в гости.

    Панихида

    На третий, девятый и сороковой дни нужно заказывать панихиду по усопшему. Это означает, что в церкви будет идти служба за упокой его души. Молитвы помогут душе пройти все испытания и предстать перед Всевышним Судом. За упокой души рекомендуется также молиться дома и ставить свечи в храме.

    Погребальные и похоронные обряды играют большое значение в православной вере. Следование им поможет душе спокойно отправиться с иной мир.

В каждой религии существуют свои традиции, определяющие жизнь верующих. К ним относят поведение, мировоззрение, пищевые привычки, традиции проведения мероприятий.

Вера влияет на все аспекты жизни, упорядочивает её. Существуют традиции, согласно которым религия предполагает свой ритуал прощания с усопшим.

В разных религиях детали отличаются. Существуют правила, по которым людей хоронят, сидя или стоя. Не во всех религиях принято проводить обряд захоронения.

В Индии умерших сжигают, отправляя на реку. Где-то принято кремировать, храня дома пепел - форму останков усопшего.

Традиции отличаются. В православии человека предают земле на третий день после смерти. Объяснения этому содержатся в священных писаниях.

Процедура захоронения включает в себя несколько важных этапов:

Описание процедуры поэтапно Пояснения
1 Омовение Покойника мыли люди, не состоявшие в близком родстве. По христианским обычаям, смерть не является концом, это лишь переход в мир иной, в царство Божье.

Плакать было неправильным, ведь человек уходит в лучший мир. Считалось, что слёзы матери жгут умершего ребёнка.

При омовении люди не должны плакать, чтобы слёзы не попали на тело. Выбирали взрослых или пожилых людей такого же пола, как умерший.

Считалось правильным выбирать людей, которые не живут половой жизнью - не совершают греха

2 Одевание Покойника одевают в чёрные одежды. Если им является подросток, не успевший жениться, одежды выбирают белые.

Так, девушку, не успевшую выйти замуж, хоронят в свадебном платье. Символ, известный всем - белые тапочки с мягкой подошвой

3 Помещение в гроб Покойного переносили в гроб. Ритуал предполагает, чтобы гроб находился в доме, изголовьем к иконам.

Принято хоронить с нательным крестиком. В гроб кладут вещи, которыми человек дорожил при жизни. Для пожилого человека - это трость.

Кладут мобильный телефон. Нельзя класть фотографии - покойный заберёт людей с фото. Это не христианская, а языческая примета.

Как и запрет на вынос мусора из дома до того, как вынесут покойного. Язычество тесно переплетено с христианством в России.

Важно, чтобы все отражающие поверхности дома были закрыты: телевизор, зеркала. В доме должно быть тихо

4 Проводы Ночь перед похоронами родные и близкие сидят с усопшим. Разрешалось говорить с ним, прощаться.

Это необходимо людям, чтобы принять случившееся, приготовиться к жизни без этого человека. В это время соседи и близкие помогают по хозяйству - готовят традиционные поминальные блюда.

В России принято готовить щи, кутью, каши. Ставят на стол и другие яства. Во время прощания в доме зажигают свечу.

Свечу дают в руки покойного. В его правой руке должна находится записка с молитвой, отпускающей грехи.

Двери двора держат открытыми, чтобы любой желающий мог свободно войти и проститься с умершим. Вблизи от покойного должен стоить стакан воды, накрытый кусочком хлеба

5 Вынос тела В интервале от 12 до 14 часов производят вынос тела. Сначала выносят венки, фотографию умершего с чёрной лентой, крышку гроба.

Вынос тела производят ногами вперёд, не задевая дверные косяки. На место, где стоял гроб, нужно присесть кому-то из присутствующих, чтобы занять место.

После чего стулья переворачивались ножками вверх на сутки. Люди выстраивались позади гроба, под похоронную музыку траурная церемония двигалась к церкви. Родные шли рядом с гробом, остальные - поодаль

6 Отпевание Происходит в церкви. Запрещалось отпевать самоубийц, людей другой веры или отрёкшихся от веры.

Отпевание проводится на третий день. Если Человек умер около полуночи, первый день всё равно не переносится

7 Похороны Гроб везли на христианское кладбище, где не разрешалось хоронить людей другой веры и самоубийц. Таковы традиции и обычаи.

Сегодня они нередко нарушаются. Здесь близкие последний раз прощаются с усопшим, говорят прощальные речи, тёплые слова.

Гроб заколачивали и спускали в могилу, подготовленную заранее. Каждый бросал горсть земли на крышку гроба. Процедуру необходимо было завершить до захода солнца

Почему хоронят на 3 день

Символичное в православной вере число 3 обязывает проводить захоронение на 3 день. Люди верят, что душе покойного трудно принять отсутствие тела.

Она должны быть рядом с ним, чтобы процесс перехода прошёл менее болезненно. Так душе легче. Трёх дней достаточно, чтобы душа привыкла к новому состоянию.

Проводить захоронения позднее - разрешалось. Обстоятельства обязывают откладывать день похорон:

  • Ожидание приезда родственников для прощания с умершим.
  • Ожидание тела, если его перемещают от места гибели.
  • Ожидание проведения вскрытия для точного установления причины смерти.

Церковь не запрещает проводить процедуру позднее, но ранее трёх дней, согласно православным традициям, тело земле предавать нельзя. Это плохо для души умершего.

Иисус Христос воскрес на третий день. И с душами умерших людей происходит воскрешение, но происходит это в ином мире.

Поэтому третий день важен и символичен. Считали, что душа присутствует на похоронах, прощается в течение трёх дней с близкими людьми, вместе с ангелом посещает любимые места.

После похорон душу уже ничто не держит на земле, но она остаётся здесь до судного дня, которым является сороковой день.

На великом суде решается, куда попадёт душа - в рай или в ад. Для этого она проходит специальные испытания.

Важно! Православные верят, что отпеть душу великого грешника возможно. Шанс попасть в рай существует. Поэтому за умерших важно молиться. Им это помогает.

Факты о плаче над умершем человеке с точки зрения психологии и православия:

  • Слёзы человека - это всегда жалость к себе. Факт, доказанный психологией. Если вы плачете, то жалеете себя.
  • Даже если причина слёз не связана с вами лично, слёзы вызывает какая-то травма в подсознании, возможно - из детства.

    Вы плачете при виде пожара, если огонь причинял боль, в памяти всплывает момент.

  • Смерть сопровождает человека на протяжении всей жизни - это естественный процесс, также, как и рождение.
  • Христианство не признаёт смерти, считая её лишь переходом в другой мир. Как и практически любая религия.

    Смерти, как таковой нет. А слёзы - символ неверия в это, отрицания ухода в лучший мир.

  • Нередко убивающимся от горя снится покойный и просит не плакать. Он говорит: там мокро, слёзы жгут, больно от слёз. Задумайтесь.
  • Психология не порицает плача над умершим. Людям необходимо освободиться от эмоций. Поплакать нужно, но, если слёзы не прекращаются, человек себя погубит.

    После похорон необходимо максимально чётко представить, какой теперь будет жизнь, и начать ею жить, не погружаясь в воспоминания и рыдания.

Психология и православие единодушны - лишние слёзы не принесут пользы ни вашей душе, ни вашему здоровью, ни ушедшему человеку.

Полезное видео

Тема похорон очень грустная, но сталкиваться с ней раньше или позже приходится каждому. Многие теряются от неожиданности, ведь смерть всегда приходит внезапно. Даже если человек тяжело болел, и кончина по всем прогнозам была неизбежна, печальный исход всегда воспринимается окружающими трагично. В такие моменты близкие люди теряют душевное равновесие, чувствуют себя покинутыми и беспомощными. Своим искренним участием мы можем поддержать их и облегчить страдания.

Траурный этикет требует особо тактичного поведения с родственниками усопшего, внимательного отношения к любым, даже самым мелким деталям церемонии погребения. Чтобы в такой нелегкий момент не огорчить кого-либо неуместными действиями или словами, следует заранее поинтересоваться правилами поведения на похоронах.

Во время отпевания

Если родственники покойного заказывают церемонию отпевания в храме, то решать вам, присутствовать на ней или нет . Самое правильное - узнать об этом заранее и уточнить, какие погребальные обряды приняты в определенной религии.

К примеру, у православных христиан все присутствующие держат в руках зажженные свечи и, стоя у гроба, читают молитвы. В еврейской традиции неуместно приносить на похороны венки или цветы. А католики рассылают письменные приглашения на панихиду - мессу.

На панихиде первые места у гроба всегда предназначены для близких родственников. Поэтому садиться или становиться нужно чуть дальше. К тому же, если вы несведущи в ритуалах, оттуда будет легче сориентироваться и повторять за другими то, что делают все: поклоны, наложение креста или повторение слов молитвы.

Если вы придерживаетесь иной веры и религиозных взглядов, вам необязательно выполнять обряды чужой веры . Можно просто постоять или посидеть в сторонке со скорбно опущенной головой и этим выразить уважение к покойнику и ко всем присутствующим.

Правильно будет выключить телефон или перевести в бесшумный режим. Неприлично и бестактно во время церемонии вести переписку по телефону, а также снимать церемонию на камеру без предварительного согласования с родственниками или распорядителем похорон.

  • В старые времена похоронная процессия двигалась пешком от храма до кладбища. Для переноса гроба с телом и крышки требуется несколько человек. Нельзя нести гроб близким родственникам. Традиционно сразу за гробом идут родные и друзья. Они же несут первые венки. Сейчас этот путь представляет собой расстояние до катафалка, а сопровождающие затем едут следом до кладбища на транспорте.
  • Траурный этикет предписывает для похорон соответствующий . Он должен соответствовать атмосфере скорби и печали. Одежда не обязательно должна быть черной, достаточно спокойных тонов, лучше темных. Мужчинам подойдет темный классический костюм.
  • Если прощальная церемония проходит в церкви, то женщинам нужно покрыть волосы платком или шарфом. Неуместно женщине надевать на похороны брюки. Обувь лучше использовать в этот день максимально удобную.
  • Поскольку на родственников в день похорон наваливается не только горе, но и целая лавина забот, у вас, при желании, будет возможность оказать посильную помощь. Этим вы не только облегчите их страдания, но выкажете уважение и отдадите последнюю дань .
    Возьмитесь за то, что вы в состоянии будете реально сделать. Например, помочь со столом на поминках, присмотреть за детьми, спасти кого-то от эмоционального срыва или отвезти людей на вокзал. Главное, чтобы ваша помощь была конкретной, а какой она может быть, вы увидите сами, по обстоятельствам.

Цветы и венки на похоронах

Погребальные венки издавна имели свою символику. В них используются вечнозеленые растения , как проводники в мир иной, а также искусственные и живые цветы - символ возрождения. Круг ритуального венка означает непрерывность и цикличность, вечную жизнь через умирание и возрождение души.

Последнее подношение покойному в виде венка готовят родные, друзья, коллеги. В венок вплетают ленты с памятными надписями. На лентах нежелательно писать чьи-либо имена, обычно указывают «От родных», «От коллег» и т. п. Венки несут за гробом, а после захоронения укладывают на могилу. Сохраняются они очень долго и украшают могилу яркими красками даже зимой.

Траурный этикет предписывает выбирать для похорон определенные сорта и расцветки живых цветов. На время церемонии, при прощании их кладут в гроб к усопшему, а перед погребением вынимают и выкладывают уже сверху на могиле.

Красные цветы , в том числе и красные розы, как символ любви, могут приносить на похороны только самые близкие родственники. Однако по некоторым поверьям розы являются неуместным цветком на похоронах из-за своих шипов. Можно оформить траурный букет с черной лентой из четного количества хризантем, гвоздик, калл, лилий или даже орхидей .

На кладбище

Некоторые предпочитают не ездить на кладбище, особенно люди не очень близкие для покойника. Правила на похоронах не предусматривают обязательное присутствие на всех этапах церемонии. Ведь главная цель пришедших на похороны - выразить соболезнование семье покойного и попрощаться с ушедшим из жизни человеком.

Если же вы решили присутствовать на погребении, то на кладбище соблюдается определенный церемониал.

  1. Сначала подходят к родным, чтобы сказать . Можно также пожать руку или обнять, в зависимости от вашей степени родства или знакомства с умершим.
  2. Во время похорон родные размещаются по левую руку от покойного, а знакомые и друзья - по правую. Это эмоционально самый тяжелый этап прощания, когда покойника предают земле и приходит осознание, что с ним больше невозможно будет увидеться. Так что, отправляясь на кладбище, запаситесь салфетками, водой и лекарствами - если не для себя, то для тех, кому намного сложнее пережить этот день.
  3. Мужчины на похоронах должны снимать головные уборы. Зимой, в холод, это нужно сделать обязательно хотя бы на короткое время опускания гроба в землю. Родственники бросают по три горсти земли на гроб, в знак прощания и отпускания - предания тела земле.
  4. Иногда на кладбище над гробом говорят слова прощания. Это своего рода гражданская панихида. Каждый может высказаться, если ему есть что сказать. Уместно будет поблагодарить покойного и попрощаться. Ведь о покойниках - или хорошо или ничего. Не следует говорить пустые банальные фразы, вроде «ему там лучше» или «время лечит».
  5. После погребения и возложения венков обычно немного задерживаются у могилы в молчании. Перед уходом уместно поклониться родственникам покойного. После кладбища участники похорон едут на поминальный обед.

Поминки после похорон

На поминки обычно приходят люди, которых туда пригласили. Оно и понятно, ведь обед заказывают на определенное количество человек. На поминках за тихим неспешным разговором поминают добрыми словами покойного. Можно сказать речь для всех присутствующих, а можно просто беседовать с ближайшими соседями по столу.

Обычно делают поминки на 3-й день после смерти, то есть в день похорон. Славяне считают, что именно в этот день душа усопшего предстает в первый раз перед Господом. Поэтому главным и первым блюдом на поминках является поминальная кутья – славянское ритуальное блюдо. Зерна кутьи символизируют воскрешение к новой жизни, а мед - сладость умиротворения в мире ином.

На поминках неуместны громкие шутки, шум, смех и бранные слова. Смеяться можно, если такая атмосфера возникает по инициативе родных покойника, когда, например, в разговоре вспоминают какой-то связанный с ним забавный случай. Это доброе воспоминание, которое действует не хуже молитвы. На поминках не принято употреблять спиртное.

В конце обеда вам могут дать с собой пирожки, печенья или конфеты. От угощения нельзя отказываться, им вы можете угостить других людей. Ведь принято считать, что чем больше людей по-хорошему помянет усопшего, тем легче будет его душе вознестись на небеса и попасть в рай.

После поминок, прощаясь, нужно еще раз подойти к родственникам и сказать простые слова сочувствия. Затем можно уходить. Будет очень благородно не оставлять убитых горем людей без внимания. Можно позвонить или заехать в ближайшие дни, показать, что жизнь продолжается, и ваше общение будет тоже продолжаться.

 

 

Это интересно: