→ Основной конфликт пьесы старший сын вампилова. Cочинение «Нравственная проблематика в пьесе А.Вампилова "Старший сын". Бусыгин начинает верить в собственную игру. Точка перерождения персонажа

Основной конфликт пьесы старший сын вампилова. Cочинение «Нравственная проблематика в пьесе А.Вампилова "Старший сын". Бусыгин начинает верить в собственную игру. Точка перерождения персонажа

Александр Алёхин, 1 – сценарный.

Анализ литературного произведения.

Пьеса А.В. Вампилова «Старший сын».

На мой взгляд, для более точного понимания пьесы «Старший сын», её необходимо рассматривать в контексте личной биографии Вампилова. Ведь поставленная в пьесе проблема «отцовства» или даже скорее «безотцовщины» имеет непосредственное отношение к автору. А.В. Вампилов сам рос без отца (его арестовали, а затем он был расстрелян), и потому представленные в пьесе отношения между «сыном» и «отцом» были очень важны и для самого автора и так точно, пронзительно показаны им. И потому же можно говорить о том, что Бусыгин эта проекция личных чувств и переживаний, очень важных для Вампилова. И по этой же причине главный герой в «случайном» отце находит родного, близкого человека.

Но начнем по порядку. В первую очередь мы должны понять каков же жанр этой пьесы. Сам автор определяет её как комедию. И большая часть первого действия соответствует этому жанру. Перед нами разворачивается множество нелепых ситуаций, построенных на классическом несоответствии, подкрепленных забавными репликами героев. То незадачливые герои пропускают электричку, то начинают посреди ночи проситься ко всем подряд переночевать. Можно даже сказать, что в основном комедийную составляющую на протяжении всей пьесы берет на себя Сильва. Ведь именно «благодаря» ему происходит основное, завязочное событие, а именно представление Бусыгина старшим сыном. Также комедийно, даже эксцентрически выстроена сцена «пряток» героев от Сарафанова, и то, как Бусыгин подслушивает на кухне его разговор с Васенькой.

Однако в середине первого действия после знакомства Бусыгина и Сарафанова жанр пьесы по нарастающей начинается трансформироваться из комедии в драму. Когда герой понимает, что Сарафонов несчастный человек, которому очень нужен родной, близкий человек. Здесь нам открывается вся драма этого маленького человека. Он боится, что дети его бросят, что он останется один. Вся надежда теперь на Бусыгина, на «старшего сына». Он хватается за него, как за спасательный круг. А Бусыгин в свою очередь стыдится своего обмана, и сам находит в этом человеке родного человека, отца, которого у него не было. Очень точна и пронзительна реплика Бусыгина, когда он пытается сбежать и говорит Сильве: «Не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову» . Здесь, конечно, уже мало чего остается от комедии. Перед нами разворачивается семейная драма, хотя всё же и не лишенная местами комедийных моментов.

Своего наибольшего накала драматическая составляющая пьесы достигает в сценах, когда в дом приходит жених Нины, Кудимов, а затем все уходят, кроме Бусыгина. Здесь нам открывается в полной силе всё отчаяние Сарафанова, его страх перед одиночеством.

«Сарафанов: Я здесь лишний. Я! Я – старый диван, который она давно мечтает вынести… Вот они, мои дети, я только что их хвалил – и на тебе, пожалуйста… Получай за свои нежные чувства!» .

А затем все возвращаются и остаются с отцом. Заканчивается пьеса, как сказали бы сегодня «хэппи эндом», характерным как раз для комедии, то есть пьеса начинается и заканчивается как комедия, но как раз внутри, в основной части разворачивается настоящая драма. Поэтому всё же можно определить жанр данной пьесы, как трагикомедия. И в таком подходе к жанру, можно сказать, Вампилов близок к Чехову, пьесы которого также зачастую начинаются как комедии (и также определялись самим автором, как комедия), а затем превращаются в трагедию.

Теперь проследим линию развития главного героя, Бусыгина. Уже в начале пьесы мы узнаем, что он рос без отца, что, конечно же, будет иметь важнейшее значение в дальнейшем развитии действия. Тем не менее, главный герой представляется нам в начале, как эдакий оболтус, он гуляет с девушками, выпивает с незнакомыми людьми (ведь выясняется, что с Сильвой он познакомился в этот же вечер). Словом, обычный нахальный молодой человек.

Но после того, как он знакомится с Сарафановым, Бусыгин открывается нам с совершенно другой стороны. Он проявляет внимание, участие к несчастному отцу семейства. В какой-то момент он уже не просто изображает старшего сына, а становится самым что ни на есть настоящим сыном Сарафанова. Он находит в этом человека отца, которого у него не было.

С другой стороны, и это также говорит о его благородном характере, он всё время, всё больше и больше, стыдится своего обмана, поэтому постоянно норовит поскорее исчезнуть из этого дома. Однако всё время что-то его останавливает. Это «что-то» и есть как раз чувство близости, родства, которое Бусыгин испытывает к Сарафанову.

Параллельно развиваются отношения Бусыгина с его «сестрой» Ниной. Бусыгин невольно влюбляется в девушку. Да и она тоже. Но нелепость его положения (которая превращается затем почти в трагическую сложность), конечно, не позволяет ему никак признаться в любви. И в связи с этой любовной линией интересен вопрос, а из-за кого на самом деле Бусыгин остается всё время в этом доме, из-за «отца» или из-за «сестры»? Ведь ответ на этот вопрос совершенно с разных сторон осветит нам Бусыгина. Если из-за «отца», то это, можно сказать, интерес чистый, духовный, если же из-за «сестры», тогда Бусыгин автоматически становится корыстным и не очень-то хорошим человеком. Однако тем и прелестна пьеса Вампилова, что, по сути, она очень жизненна и человечна, а в жизни не бывает каких-то однозначных ответов. Так что правильно будет сказать, что удерживают его они оба.

Также любовная линия несет особую, важную функцию в пьесе. Во-первых, она поддерживает комедийную составляющую пьесы, а во-вторых, она не позволяет превратиться герою в совсем уж эдакого благородного, во всём правильного персонажа типа соцреалистического. Благодаря этому, Бусыгин становится как-бы человечнее, приземлённее. Ведь, в конце концов, он какое-то время пользуется тем, что он «старший брат» Нины.

В конечном итоге, Бусыгин находит всё самое ценное – любовь в лице Нины, и близкого, родного человека, отца (на сей раз без кавычек) в лице Сарафанова. Проникнувшись искренним чувством к этой семье, он, можно сказать, возвращает всех её членов в родной дом, к отцу и сам становится её членом.

Но, конечно, никто лучше не скажет о герое, чем сам автор. Поэтому будет уместно привести цитату самого А.В. Вампилова по поводу действий Бусыгина.

Из письма А.В. Вампилова к драматургу Алексею Симукову:

«…В самом начале… (когда ему кажется, что Сарафанов отправился прелюбодействовать) он (Бусыгин) и не думает о встрече с ним, он уклоняется от этой встречи, а встретившись, не обманывает Сарафанова просто так, из злого хулиганства, а, скорее, поступает как моралист в некотором роде. Почему бы этому (отцу) слегка не пострадать за того (отца Бусыгина)? Во-первых, обманув Сарафанова, он все время тяготится этим обманом, и не только потому, что - Нина, но и перед Сарафановым у него прямо-таки угрызения совести. Впоследствии, когда положение мнимого сына сменяется положением любимого брата - центральной ситуацией пьесы, обман Бусыгина поворачивается против него, он приобретает новый смысл и, на мой взгляд, выглядит совсем уже безобидным».

В этом поиске и «нахождении» родных людей заключается основной посыл пьесы. А.В. Вампилов, наверное, и сам этого искал на протяжении своей, к сожалению, короткой жизни, и выразил в данной пьесе свои самые искренние, важные чувства и мысли, поставил вопросы и проблемы вневременные. Потому такого рода произведения будут всегда трогать людей.

В наиболее значительных драматических произведениях 60-х годов проблемы быта, семьи, любви не отделяются от круга широких общественных проблем, от кардинальных вопросов морального и гражданского долга, человеческой совести, от постижения характера современника во всем многообразии его духовного содержания. Вместе с тем острота и актуальность социально-нравственной проблематики сами по себе не являлись гарантом творческого успеха – они достигались лишь тогда, когда авторы находили новые драматургические способы рассмотрения жизненных противоречий, стремились к обогащению и развитию эстетической системы драмы, когда, опираясь на традиции предшественников, они новаторски подходили к художественному осмыслению драматических характеров и конфликтов. В этом плане особенно показательно творчество А.Вампилова, чьи пьесы стали едва ли не самым значительным и предметным явлением в драматургии 60 - начало 70 годов.

Проблематика пьес А.Вампилова

В пьесах А.Вампилова обстоятельства социальной среды, окружающей героев, не играют решающей роли, люди показываются на внешне неглавных перекрестках жизненных судеб. Но достоинство его драматургии заключается в том, что в ней резко углубляется исследовательское начало, что ее социальная и нравственная проблематика поднимается до уровня подлинно философского, художественного мышления, что от анализа конкретных бытовых явлений драматург идет к выявлению существенных социальных проблем, коллизий времени. Хотя драматургическое наследие писателя сравнительно невелико – всего четыре многоактных и три одноактных пьесы, но, взятые вместе, они характеризуются внутренним единством и образуют художественное явление, которое можно назвать театром А.Вампилова. кроме того, его драматургия динамична, и каждая новая пьеса – движение не только вширь, но и вглубь. При всем том, что театр Вампилова со своим художественным миром и своей эстетической системы стоит несколько особняком, он выступает как естественное продолжение накопленного опыта, органично связан с кругом проблем, волнующих современную драматургию, что придает ему глубокую актуальность.

Главное достижение А.Вампилова

Главное достижение Вампилова – сложная полифония живых человеческих характеров, цельных, завершенных, во многом диалектически продолжающих друг друга и вместе с тем отличающихся неповторимостью, ярко выраженным индивидуальным своеобразием. Характеры персонажей раскрывались им в различных жанровых драматургических формах - лирической комедии, фарсовосатирического представления, психологической драмы, но те бескомпромиссные, нравственные критерии, с которыми автор подходил к оценке своих героев, оставались неизменными и в значительной мере определяли острый драматизм любой сюжетной ситуации. Недаром драматург проявлял особый интерес к судьбе молодого героя, вступающего в жизнь и стремящегося найти себя, свое место в окружающем его многообразном и сложном мире.

Зритель, попадая в театр на Вампилова, невольно попадает под нелегкое нравственное испытание, своего рода исповедь – его, зрителя, исповедь, в которую он, один раньше, другой позже, так или иначе вовлекался еще во время спектакля и которая долго продолжается после спектакля, - в этом незаменимая, но удивительная сила и тихая страсть его таланта. И когда говорят о "театре Вампилова", следует, очевидно, иметь в виду не только то, что предлагается зрителю, но и то, что случается с ним, сторону глубокого психологического воздействия его пьес.

По словам В.Распутина вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта – чувства давние, как хлеб, и, как хлеб же, необходимые для нашего существования и для искусства. Нельзя сказать, что их не было до него – были, конечно, но не в той, очевидно, убедительности и близости к зрителю. Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты человеком, человек? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различимы даже противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение… Тут нельзя не вспомнить Зилова, который, не имея сил сопротивляться, позволил, чтобы все первые названия перешли в нем во вторые…

Но, читая произведения Вампилова, снова и снова с надеждой возвращаешься к старому убеждению Достоевского: "Мир спасет красота".

Темы творчества Вампилова

Одна из основных тем творчества Вампилова тема семьи и взаимоотношения людей. "Старший сын" - тема брошенных матерью детей, которых воспитывает скромный Сарафанов. Сейчас наша пресса буквально криком кричит о страшных последствиях материнского "кукушества", а ведь "Старший сын" был написан еще в 1965 году!

Теперь эта тема, чутко уловленная в свое время А.Вампиловым, стала ныне предметом специальных социологических исследований и темой многих публицистических статей. И этот перечень Вампиловских мини-открытий можно продолжать, потому что, едва зародившись в то время, расцвело ныне до того ярко и бурно, что борьба с этим явлением ведется уже на уровне правительственных постановлений и введения новых государственных законов…

Он не стремился "открывать Америку" в отношении формы и содержания своих произведений.

"Казалось бы, да, " - говорит В.Распутин, - и в рассказах и в пьесах старые, знакомые истины. Он не пытался выдумывать новые, их нет, он ставил лишь их в нынешние условия, и они начинали звучать по-новому. Вечные, как день и ночь, не тускнеющие, нестареющие темы искусства, которые никогда не перестанут волновать человечество, - жизнь и смерть, любовь и ненависть, счастье и горе, совесть и долг. Каждое новое время приносит в эти понятия свои отличительные признаки, они-то и метят время, но сами эти понятия при всей их сложности и хрупкости остаются неизменными…"

Раскрытие социальных истоков психологии человека

Экономическая, социально-политическая система государства лучше всего характеризуется моральным и духовным состоянием общества, которое в свою очередь лучше всего просматривается в повседневном человеческом общении и поведении. Поэтому порой через банальную ситуацию, в которую попадают люди, можно проникнуть в самую глубину их души и в самую суть жизни общества, народа в целом. И Вампилов в своих произведениях предвосхитил как раз самые острые проблемы нашего социального и духовного развития, которые ныне стоят в повестке дня. А.Вампилов одним из первых серьезно заговорил о парадоксах социального развития: одни мечтают об элементарных условиях человеческой жизни, а другим этого уже мало, они от "быта рвутся в небо", хотя узнать, зачем они живут? Каково их предназначение в этой жизни? Автор не обвиняет никого, он объективно показывает людей в определенных условиях, обуславливающих их в личное и общественное бытие. И говорит о коренной ломке этих условий, чтобы ускорить ход нашего экономического и духовного развития. А оно начинается духовным вырождением человека.

Роль случайного в пьесах

На стыках разных художественных традиций и приемов Вампилов формировал свою оригинальную эстетику драмы, характеризующуюся подлинным новаторством. Один из критиков назвал драмы Вампилова "драмами случая", трактуя при этом случай не как частность, а как острый переломный момент в жизни человека, когда перед ним возникает необходимость вмешиваться в ход событий, влиять на их развитие. Действительно, пристрастие к случайностям, к острому театральному парадоксу – отличительная черта поэтики Вампилова, - пишет Б.С.Бугров в своей книге, однако игровое начало не мешало ему видеть и глубоко понимать реальные объективные законы жизни. В театре Вампилова, при всей неожиданности сюжетных ходов, неизменно действуют реальные человеческие характеры, живые конкретные люди со своими противоречиями и сомнениями. Его пьесы поэтому и занимают в драматургии последних десятилетий такое заметное место, что в их неповторимом художественном мире целеустремленно, выразительно и ярко раскрывается процесс духовного созревания современного героя, отстаивающего справедливость и подлинную человечность.

Композиционные особенности пьесы А.Вампилова "Старший сын"

Тема отвергнутой любви сменяется здесь темой семьи, родного крова, решенной в форме своеобразной философской притчи. Сюжет пьесы строится как необычный психологический эксперимент, по принципу допущения такого предположения, которое поначалу может показаться невероятным, но которое необходимо драматургу для резкой смены ритма обычных повседневных отношений, для создания критической ситуации. Кажется, трудно вообразить себе такое положение, когда незнакомый молодой человек придет или, вернее, случайно попадет в чужую семью и по стечению обстоятельств выдаст себя за старшего сына. Ситуация, с которой начинается действие "Старшего сына", дана как результат случайности, но случайности оправданной, драматургически подготовленной.

Вот что пишет сам Вампилов о случайности в этом произведении в письме к Е.Якушкиной: "Система случайности, на которых строится сюжет, нарочита". . Где система и где нарочитость? Случайность всего одна: появление Сарафанова во дворе как раз в то время, когда там находятся Бусыгин и Сильва. Больше случайностей в пьесе нет, все последующие события оправданы и закономерны…"

Само по себе вторжение Бусыгина и Сильвы в незнакомый им мир интимных семейных отношений не ведет к возникновению конфликта - оно важно для драматурга скорее в качестве условного приема, позволяющего этим двум героям стать свидетелями сложных внутрисемейных коллизий.

Утверждение подлинного единства людей, не зависимо от формальных родственных связей и основанного на прочных нравственных принципах, на понимании всей сложности жизненных отношений, - эта существенная для автора "Старшего сына" идея находит убедительное художественное решение в финале, парадоксально соединяющем в себе общий комедийный план с логикой глубоких и трудных размышлений о жизни.

Вампилов последовательно доводит движение комически заостренной ситуации "Старшего сына" до того предела, когда она должна перейти в драматическую, но затем уверенно и легко снимает драматизм, исходя при этом не только из требований избранного жанра.

В конечном итоге для Сарафанова - старшего не имеет принципиального значения, обманул ли его Бусыгин или нет. Все решает обнаружившаяся духовная близость героев, и потому долгожданное разоблачение ведет не к трагическому, а к вполне благополучному финалу, согласующемуся с лирико-комедийным планом.

Бусыгин

По мере того как Бусыгин перестает быть чужим в доме Сарафановых, втягивается в запутанный клубок и их отношений, прежняя общность с Сильвой постепенно исчезает. Сильва с первых же сцен предстает пошляком и циником, но и Бусыгин поначалу настроен мрачно, недоверчиво. Именно ему принадлежит афоризм: " У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют".

Следуя этому афоризму, оба они и придумывают историю со старшим сыном, не слишком заботясь о возможных драматических последствиях хитроумной мистификации. Однако по ходу событий поверхностная однозначность в поведении Бусыгина снимается, его характер раскрывается в своих далеко не простых противоречиях: безумно пройдя на обман, затеяв рискованную игру, он очень скоро всем своим существом ощущает жесткость этого легкомысленного поступка. Не случайно постоянным мотивом "Старшего сына", на котором строится вся игра, оказывается все усиливающееся желание Бусыгина как можно быстрее оборвать эту затянувшуюся игру, убежать из дома, уже ставшего для него родным. И одновременно с этим чувством в его душе нарастает боязнь неминуемого разоблачения, ибо он не хочет и не может причинить боль Сарафанову, который. Обиженный детьми, только в нем видит опору для себя: "Сынок… Ты у меня один… Единственный. Что бы я делал, если бы не было тебя?" Так в действие вступают принципы подлинной нравственности, определяющие дальнейшее поведение героя.

" Для выявления ценных духовных качеств Бусыгина немалую роль играет его составление с Сильвой и с женихом Нины, курсантом Кудимовым, которые выражают иные жизненные позиции. Их примитивные нравственные понятия чужды семье Сарафановых и Бусыгину: утверждению подлинного единства людей. Герой "Старшего сына" совершает ошибку из-за недостаточно развитого морального чутья:; в итоге его достоинства, раскрывающиеся в критической ситуации, открывают перед ним пути к подлинной духовной гармонии, и Бусыгин делает трудный, осознанный, целенаправленный шаг вперед в своем духовном развитии",- так определяет характер Бусыгина Б.С.Бугров.

В своей статье "Естественность и театральность" С.Боровиков так отзывается о Бусыгине: "Однако таков поначалу и Бусыгин Но на его пути встала счастливая встреча с Сарафановым, нечаянным отцом, и его семейством, и у Бусыгина хватило душевной глубины, чтобы пойти им навстречу, пойти навстречу любви. Пусть в нем все еще неопределенно, но путь для него высвечивается все-таки в иную, не зиловскую сторону. …Молодого Бусыгина драматург "отдал" семье, поставил перед возможностью нравственного возрождения, точнее – становления: Бусыгин слишком юн".

Борис Сушков, говоря о " старших" и "младших сыновьях": " Весь мир делится на две основные партии – на "старших сыновей" - "умных детин", то есть по самой природе своей консервантов, охраняющих сложившийся порядок жизни, ее статистику, и "младших" - "дураков", по самой природе своей либералов, отталкивающихся от статистики жизни и старых истин и прокладывающих новые пути ее развития… Например, Бусыгин в "Старшем сыне" хоть и играет роль "старшего", но это лишь маска, на самом деле, несомненно, "младший сын",и в действительности оказывается таковым".

А вот ответ самого Вампилова на претензии Управления культуры: " "Герой начинает свою жизнь в пьесе с непорядочного поступка, спекулируя на лучших человеческих чувствах". Содержание этой претензии помимо чистосердечного непонимания того, что в жизни порядочно и непорядочно, суть демагогии и нахальное невнимание к тексту. Ведь Бусыгин, подозревая, что Сарафанов направился к женщине, решил подшутить над ним, а заодно хоть немного согреться. При сем Бусыгин вовсе не планирует встречу с Сарафановым – ему явно достаточно того, что Васенька после его ухода огорошит "неверного" папашу известием о визите " внебрачного сына". Значит, в поступке Бусыгина есть даже большая мера морализаторства, желание проучить, а может, даже толкнуть престарелого "ловеласа" по пути добродетели. А если и есть в этом поступке доля недоброжелательства, то в том-то и дело, что Бусыгин впоследствии в нем раскаивается.

Далее, "Бусыгин мало человечески интересен". Это замечание еще раз утверждает меня в том мнении, что из современных Управление признает героев каких угодно, кроме живых людей с нормальными человеческими чувствами".

Со словами автора "проучить" и "подшутить" я не согласна. В этом подборе слов Вампилов не прав. Ведь Бусыгин только подозревает Сарафанова в том, что тот направляется к женщине. Во-первых, он не знает этого человека, его семью, эту женщину, во-вторых, шутить такими вещами, не зная с кем, имеешь дело, - будет, действительно, называться "непорядочным поступком". Потому что это очень серьезное обвинение, и идти на это ради шутки – жестоко, слишком жестоко по отношению к обвиняемому, а тем более, если он не виноват, не причастен к этому.

" Желание Бусыгина проучить Сарафанова". С этим я тоже не согласна. Проучить! Разве были они знакомы когда-то? Разве подшутил над ним Сарафанов или сделал ему что-то плохое? Бусыгин не вправе обвинять или издеваться над Сарафановым за то, что когда-то его отец бросил семью.

Но по отношению к Бусыгину у меня другое мнение. Идея с "отцовством" принадлежит не ему. С самого начала он говорит Васеньке правду. Но Васенька сомневается. И Сильва умело пользуется словами Бусыгина о том, что все люди братья. Бусигин хочет остановить его, но Сильва продолжает настаивать. Конечно, Володя мог признаться при появлении Сарафанова, но мне кажется, он щадит его, видя подшатанные нервы, наивность этого человека, обстановку в его семье. Напряженная ситуация складывается в доме Сарафановых еще до появления мнимого старшего сына. Теперь же жизнь целой семьи, по существу, падает на его плечи, к нему обращаются за помощью и поддержкой.

Сарафанов

" Сарафанов – фигура жалкая, семья его черствая и неблагодарная". Возможно. Но, во-первых, в жизни такие люди и такие семьи имеют еще место, а во-вторых, давно ли запрещено писать о том, как черствые, неблагодарные дети становятся детьми приличными и благодарными? И что зазорного в том, что в слабохарактерном человеке автор старается найти и подчеркнуть добрые качества? После перечисленных претензий чрезвычайно странным выглядит то обстоятельство, что рациональным зерном в Управлении признана "метаморфоза" героя, попытка принять участие в делах семьи, его активное стремление к доброте. Этим суждением начисто перечеркивается предшествующая ему критика. В самом деле, разве была бы возможна "метаморфоза" героя, если бы поступок его в начале пьесы был бы благородным, как того требует первое замечание Управления? И надо ли принимать "участие в делах семейных", где все благополучно и вовсе нет ни "черствости", ни "неблагодарности"? – пишет Вампилов о своей пьесе и о Сарафанове. Таким образом, на этот раз автор поставлен в тупик неразрешимыми противоречиями суждений и требований Управления.

Боровиков С. так отзывается о Сарафанове: " А.Вампилов показал своего героя в том невыгодном бытовом свете, когда и хорошего человека не заметишь за мелкой суетой, дрязгами. Здесь нужна …большая любовь к людям, уверенность, что… сумеешь открыть в них человеческую сердцевину.

Сарафанов. Я здесь лишний, я знаю! Я прекрасно знаю!

Сарафанов. Я здесь лишний, я! Я – старый диван, который она давно мечтает вынести… Вот они, мои дети, я только что их хвалил – и на тебе, пожалуйста… Получай за свои нежные чувства!.. Да, я воспитал жестоких эгоистов. Черствых, расчетливых, неблагодарных. Я все понял! Из этого дома надо уходить. Уходить, пока тебя не вынесли!..

Так ведет себя Сарафанов - отец. Здесь он, конечно, смешон: "Я - старый диван", но почему-то испытываешь и нежность к этому старому крикуну, неудачнику, выпивохе.

Ничего красивого здесь, разумеется, нет. Только пристрастность, тревога за родного человека, особенно за ребенка, которые выплескиваются в "в шуме ярости", - свидетельство неравнодушия людей к друг другу в нашем несовершенном человеческом мире.

Критик К.Рудницкий находит в этих отношениях воплощение "темы дикости". Не дикость, а подлинность чувств видел драматург в Сарафанове. Холодность, расчетливость в человеческих отношениях внушали ему опасение.

" Отец семейства Сарафанов в своей семье был, судя по всему, тоже "младшим сыном", ведь он "блаженный", как называет его жена, чтобы не оскорблять его слух " дураком", жена, ушедшая от него к "серьезному человеку". И она, с точки зрения дочери Нины, "права": "…на работе у него вечно какие – нибудь сложности. Он неплохой музыкант, но никогда не умеет за себя постоять…" Одним словом, "добро должно быть с кулаками". А он им не пользуется! "Но позвольте, какое, же это добро с кулаками?"- говорит наш "блаженный". Он ведь Дон Кихот, всю жизнь сочиняет кантату или ораторию "Все люди – братья", в то время, как эти люди равнодушно взирают со своих балконов, как загибают от холода два незадачливых ухажера, опоздавших на электричку.

Да, именно Сарафанову приходится полностью испить горькую чашу испытаний. Дети, действительно, не понимают отца. Да и в наши дни дети во многом не согласны со своими родителями. Но разве это эгоизм, когда Васенька, сообщая отцу о старшем сыне, все время просит успокоиться, не волноваться. Васенька и Нина не упрекают его, а напротив, понимают свою ошибку. Сарафанов воспитал хороших детей, хотя ему пришлось и трудно. Ведь он растил их почти с младенчества без жены.

А разве Сарафанов не любит своих детей? Пошел бы он к Макарской просить за сына? Ведь многим может показаться это унизительным. Отпустил бы он Нину с человеком, которого совершенно не знает? Но Нина сама его выбрала и,наверное, любит.

Сарафанов поверил и тому, что перед ним действительно его сын Володя и ему следует помочь. Ни обиды, ни тяготы жизни, никакие силы не могут убить в этом милом и простом человеке, каким изображает его Вампилов, доброты и внимательного участия к судьбе друга, сына, случайного знакомого. Поэтому он так наивно поверил Бусыгину. Для него не имеет принципиального значения, обманул ли его Володя или нет. Сарафанов не может, а вернее, не хочет отказываться от него. Да, он больше не играет на кларнете, его заработок ничтожен, и он не может сделать все необходимое для своих детей, но у него золотое сердце, у него самое ценное – доброта к людям, ко всему живому на земле, способность любить всех и каждого. "Что бы там ни было, я считаю тебя своим сыном, - говорит он Бусыгину. – Вы мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я вас люблю, а это самое главное…

Нравственно-философский смысл их взаимоотношений

Сарафанов – одно из самых привлекательных лиц в "театре Вампилова", он один из чудаков, несущих в себе "сердцевину целого" своей эпохи. Он убежден, что "все люди – братья", и живет согласно этим законам, согласно своим убеждениям. Эти убеждения относятся и к Бусыгину. Он не только пользуется этими словами для достижения своей цели, но и руководствуется ими. Бусыгин становится не только сыном, а сыном по духу. Примитивные понятия Сильвы, Кудимова, которые выражают иные жизненные позиции, чужды Сарафанову и Бусыгину. Эти два человека показывают подлинное единство людей, не зависимо от формальных родственных связей, основанное на прочных принципах, на понимании всей сложности жизненных отношений.

Близость мыслей автора мыслям старшего Сарафанова

" Творческое стояние, или, как принято называть, творческое кредо А.Вампилова далеко отыскивать не надо. Он его не скрывал… В этом смысле он плоть от плоти и кровь от крови своих героев - Сарафанова, всю жизнь сочиняющего то ли кантату, то ли ораторию под названием " Все люди- братья", и Валентины, каждый час заделывающей разрушенный прохожими палисадник. Вампилов не принимал злую сущность человека и готов был стать археологом, чтобы доказать, что человек произошел от семени добра.

" Семя да емя ", - говорил крестьянин о хлебе…, о семени да емени зерна духовном, двигающем людскими поступками, хлопотал всю свою писательскую жизнь и А.Вампилов", - пишет лучший друг Вампилова В.Распутин.

По рассуждениям Б.Сушкова Вампилов относится к " младшим сынам". Из воспоминаний матери драматурга: " Подарив мне пьесу "Старший сын", изданную в Москве, он написал на обложке: " Дорогой маме от младшего сына"…

Саша Вампилов был младшим сыном и в буквальном, и в символическом смысле. И это предопределило особенности его характера, музы, судьбы.

Сарафанов, сохранивший в себе детскую душу, объясняет: " Я сочиняю. Каждый человек родится творцом, каждый в своем деле, и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него".

Так и Вампилов. Он пишет, он творит, хотя многие не понимают его и его героев. Из воспоминаний родных: "…И действительно, мы, родные, долго не видели в Саше таланта. Он не любил говорить о себе, об успехах, о работе… Трудно ему приходилось…"

Действительно, подлинная слава пришла к Вампилову, когда его уже не было в живых.

Полемичность пьесы по отношению к пьесам 60 –70-ых годов

В наиболее значительных драматических произведениях 60 –70-ых годов проблема быта. Семьи, любви не отдалялись от круга широких общественных проблем, от вопросов морального и гражданского долга, человеческой совести.

" В социальной прописке этот человек не ясен, - писал критик Л.Аннинский. – По укладу он промежуточен. Он – между городом и деревней. Вампилов "город" и "деревню" не противопоставлял – он исследовал их обоюдоострую тягу, их взаимоотражение, их тяжбу…"

Драматург не отгораживает поколения друг от друга. Главный герой его пьесы встречается с пожилым человеком, вступает с ним в конфликт и притягивается к нему, но непременно меняется от этих встреч.

Традиции и новаторство в драматургии А.Вампилова

" Духовная бедность, извращенная догмой, и помесь плохого и хорошего, ставшая нравственностью, исказили назначение жизни, все сделав временным и непрочным. Духовный недород, как и хлеб, который не вырастил убитый Авель, мы принялись восполнять со стороны, и с этим согласившись, будто с нормой, и это осознав, будто необходимость.

" Темное" царство превратилось в царство свободы, прежние путы опали. Но, видно так уж устроен мир, что долго еще придется ему искать равновесие – разгородили сторону материального благополучия и затмили добродетельную…и уж там, в той стороне, приходится высматривать новый луч света,- писал В.Распутин.-…Вот это и есть театр Вампилова – проповедь добра, открытое чувство желания мира зрителям, нравственное созидание. Это театр приточный к русской традиции, не шумный, не самовлюбленный, интеллигентный, не права заявляющий, а обязанности исполняющий. Пожалуй, не меньшая социальная проблема, чем безработность рук – безработность души, которую подменяет разум, превратившийся в деспотическую непрекословность. Вампилов всегда ищет душу живую. То дерзко и весело, то с иронией или грустью, но постоянно испытливо он обращается к ней, предлагая душе, как лицу, ежедневное умывание: душевное неряшество для него слабость не извинительная, а бедственная".

Вампилов писал о молодежи, о ее психологии, нравственности, но самое главное, он искал истоки психологии современного человека, рассуждал о жизненных идеалах и принципах. И пусть герои показаны в бытовой реальности, Вампилов глубоко исследует психологическое начало, поднимая социальную и нравственную проблему до философского мышления.

Герои его идут по двум дорогам. Одна из них ведет к абсолютизации личных прихотей, к эгоцентризму, к принципу "удовольствие – единственная жизненная ценность". В конце этой дороги – безнравственные, ни во что не верующие "алики". Вторая дорога ведет к формированию личности, внутренне свободной и независимой, способной уважать и ценить то лучшее, что есть в людях, живущих вокруг. " Доверенных героев Вампилова унижают, а они не унижаются, их гнут, а они вновь и вновь распрямляются, их грустная и какая-то остаточная освещенность, словно бы оставшаяся от вчерашнего дня, на наших глазах превращаются в источник света – в неяркий, не режущий глаза, тот самый, при котором хорошо видно".

В своих произведениях Вампилов искусно использовал приемы и водевиля, и мелодрамы, и бытовой комедии, и даже высокой романтической драмы, но это не привело к смешению жанров. А напротив, выражало своеобразие его драматургического стиля.

Класс: 10

Цели и задачи:

  • постижение идейно-художественного своеобразия пьесы,
  • дальнейшее формирование представлений учащихся о своеобразии драматургической поэтики А.Вампилова,
  • дальнейшее формирования навыка проникновения в подтекст пьесы, трактовки образа,
  • проблема нравственности в пьесе.

Методика урока: слово учителя, работа с текстом, аналитическая беседа, текстуальный анализ отдельных сцен, выразительное чтение учащихся.

Ход урока

1 этап: раскрытие учителем целей и задач урока, формулировка темы.

2 этап: работа с названием пьесы с опорой на ранее изученный материал

"Нравоучение с гитарой", "Предместье", "Старший сын" (1970 г.) Вопросы к аналитической беседе с кратким комментарием:

1. В чем проявляется взаимосвязь в названиях пьес?

2. В чем принципиальная разница в названиях пьес?

3. Какова смысловая символика в названии пьесы "Старший сын"?

Название пьесы "Старший сын" наиболее удачное, так как главный герой - Бусыгин - вполне оправдал взятую на себя роль старшего сына. Володя Бусыгин помог понять детям Сарафанова, как много значит для них отец и вносит в их непростую жизнь доверие, уважение, сострадание, теплоту.

3 этап. Анализ пьесы с цитированием и выразительным чтением.

Главные и второстепенные герои пьесы. Фабула пьесы.

Коллизия пьесы.

Сарафанов и его дети.

Образы Бусыгина и Сильвы в раскрытии идеи пьесы.

Роль второстепенных героев в раскрытии идеи пьесы.

Проблематика и идея пьесы.

Фабула пьесы довольно проста: студент медицинского института Бусыгин и агента по торговле Сильва провожают девушек в предместье города. Опоздав на последнюю электричку, вынуждены искать ночлег.

Бусыгин. У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют. Их надо напугать или разжалобить.

Так они оказываются в доме Сарафановых. Открытый и доброжелательный Андрей Григорьевич верит в ложь и принимает Бусыгина за старшего сына.

В первом действии во второй картине общее настроение в семье холодное, без семейного тепла. Сын Васенька влюблен в Макарскую безответно, дочь Нина поскорее хочет уехать из дому с женихом на Сахалин. Сарафанов одинок в своей семье, в жизни. Бусыгин, выросший в детском доме, чувствует в Андрее Александровиче доброго, душевного человека. Финал пьесы оптимистичен, герои становятся сердечнее и мудрее. Володя честно признается в том, что он не сын Сарафанова, к тому же ему нравится Нина. Васенька уже не стремится убежать из дома, да и Бусыгин тянется к семье Андрея Александровича.(Учащиеся приводят цитаты из пьесы).

Нравственные искания пьесы разворачиваются между двумя тезисами-лозунгами - "все люди - братья" и "у людей толстая кожа". Парадоксально то, что самая "тонкая кожа" оказалась у Бусыгина. Попав в наивный мир сарафановской семьи, Бусыгин играя свою роль, невольно проявляет лучшие человеческие качества.

Как дети относятся к отцу? Сопоставьте их.

Выводы учителя и учащихся: дети по отношению к отцу черствы, порой эгоистичны (выразительное чтение диалогов, анализ эпизода с пожаром). Нина серьезная, умная, но желая изменить свою жизнь, устав от безнадежности, готова оставить отца, брата. Но, полюбив, оттаивает, меняет свои жизненные взгляды.(выразительное чтение диалогов)

Сопоставьте образ Бусыгина и Сильвы.(работа с текстом)

Выводы учителя и учащихся: Сильва рассказывает Бусыгину: " На, говорит, тебе последние двадцать рублей, иди в кабак. Напейся, устрой дебош, чтобы я тебя год-два не видел". Вампилов не случайно изначально драматизирует судьбы своих героев. Оказавшись в непростой ситуации, герои проявляют себя по-разному: Бусыгин на протяжении пьесы раскрывает свои положительные черты характера, что делает его благородным, сильным, порядочным. В отличие от сироты Володи, "сирота" Сильва-находчивый, но циничный. Истинное его лицо открывается тогда, когда он заявляет, что Бусыгин не сын, не брат, а рецидивист. Драматургу важно было сказать читателям: каждый человек делает свой выбор при любых обстоятельства.

К какому типу людей относится Кудимов? (Анализ эпизодов)

Выводы учащихся и учителя: "Улыбается. Он много улыбается. Добродушен",- говорить о нем Вампилов. Он представляет "тип правильных людей", которые создают вокруг себя удушающую все живое в человеке атмосферу". Хотя правду всегда говорит лишь один Кудимов, а все герои в силу обстоятельств врут, но удивительно в вампиловской комедии то, что ложь оборачивается сердечностью, теплом. Этот драматургический прием позволяет раскрыть такие глубины личности, духовности и доброты, о которых они сами не подозревали.

Роль Макарской и соседа в пьесе. (Чтение отдельных цитат)

Выводы: драматург рассматривает тему одиночества, способную довести человека до отчаяния. Наташа Макарская показана человеком порядочным и по-женски несчастной. Сосед предстает перед читателями человеком осторожным "сосед удаляется молча и боязливо", " разглядывает с опаской и подозрением"

Жанр пьесы.

Рассуждения учителя и учащихся: слово комедия может быть понято в бальзаковском смысле слова: "человеческая комедия". Комедия - панорама жизни. Вампилов определяет жанр пьесы как комедия. Но наряду с комическим развиваются драматические события (Сильва, Макарская, Сарафанов). А.Демидов назвал комедию "Старший сын" "своеобразной философской притчей". "В отличие от семейно-приключенческой драматургии, ориентированной на узнаваемость ситуаций жизни, "Старший сын" ориентирован, если можно так выразиться, на узнаваемость вечных, общечеловеческих, общедраматургических, бытийных ситуаций и проблем. Внутренняя структура пьесы вся как бы пронизана темами мировой драматургии:" (Е.Гущанская).

Как относится Вампилов к Сильве, Бусыгину, Сарафанову? (ответ учащихся)

Проблематика и идея пьесы.

Драматург не случайно заменил название пьесы "Предместье" на "Старший сын". Главное - не где происходит события, а кто участвует в них. Уметь слушать и слышать, понимать друг друга, проявлять милосердие - главная идея произведения Александра Вампилова. Критики говорят, что Вампилов создал собственный оригинальный художественный мир, особую драматургическую поэтику. Стихия пьесы добра; стихия, рождающая счастливые превращения и обретения, а не разрывы и утраты. Это драматургия, способная вселять в человека веру. Художественную глубину, достоверность пьесе придают некая условность, случайность, но драматург ни разу не дал усомниться в жизненности происходящего, не нарушил логику событий, каждый последующий шаг закономерно проистекал из предыдущей ситуации.

А.Румянцев в своей книге "Александр Вампилов" вспоминает: "Я упрекнул его в чем-то, а он возразил:

Ты не прав, старик. Ты не имеешь оснований так говорить.

Потому что я люблю тебя.

Это прозвучало смешно, сентиментально. Вскоре после гибели Сани, перечитывая его книгу, я увидел, что жизнь в минуты того разговора продолжала его пьесу. Да, "Старшего сына", последнюю сцену".

Сарафанов, узнав, что Бусыгин не его сын, говорит: "То, что случилось, - все это ничего не меняет, Володя, подойди сюда: (Бусыгин, Нина, Васенька, Сарафанов - все рядом.) Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном. (Всем троим). Вы мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я вас люблю, а это самое главное".

В этих словах - вампиловский завет, оставленный всем нам. " Я люблю людей, с которыми все может случиться, - написал Саня в блокноте, то есть потаенно, для себя. Он не мог кому-то завидовать из-за того, что тому повезло больше; не мог унизить того, кто глупей, тем более несчастней. Он видел нас такими, какие мы есть, и хотел, чтобы мы были лучше. Он любил нас. И сам он достоин того же".

Валентину Распутину принадлежат слова: " Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое, недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы и противоположности - любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение:" На эти вопросы дает ответ пьеса А.Вампилова "старший сын".

Цели:

1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством драматурга;

2) разобраться в нравственной проблематике пьесы;

3) составить план характеристики главных героев.

Оборудование: портрет А.Вампилова, художественный фильм “Старший сын”.

Методические приемы: частичная лекция, доклад учащихся, просмотр эпизодов фильма, их анализ, аналитическая характеристика героев (метод беседы).

Ход урока

I. Постановка целей и задач урока.

II. Вступительное слово учителя.

Александр Вампилов - человек, жизнь которого короткая, но яркая. Драматург, сыгравший значительную роль в современном театре.

III. Сообщение учащегося о жизненном пути А.Вампилова.

IV. Слово учителя о творчестве А.Вампилова.

Главной страстью А.Вампилова был театр, а в литературе – драматургия. Он погиб в 35 лет, так и не увидев ни одной своей пьесы на столичной сцене, при жизни издал лишь небольшой сборник рассказов. Валентин Распутин, друживший с ним со студенческих лет, говорил: “В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр Вампилов… - кажется, самую душу и самую надежду почти единовременно потеряла с этими именами российская литература…”.

Драматургия Александра Вампилова делится на 2 этапа.

Конфликт имеет двуплановость:

1) молодость отцов с одной стороны;

2) мудрость отцов с другой стороны.

Юмор служит задаче: воскрешение человека, за несерьезным взглядом на вещи обнаруживается глубокая форма познания реальной действительности.

Герои способны делать выводы, основанные на внутренних душевных ценностях, поэтому автор легко и естественно приводит героев к должным поступкам, отвечающим высшим человеческим интересам.

Второй этап: новый герой, сопротивляющийся автору, идеальной обстановке противопоставляет свою, реальную, в которой нет места бескорыстной любви к ближнему, добра ради добра. Следовательно, позиция автора – честный художник, поэтому основное настроение произведения – грусть, которая пронизывает все пьесы II этапа.

V. Просмотр фрагментов художественного фильма “Старший сын” и аналитическая характеристика героев пьесы.

Беседа с учащимися:

Эта комедия светлая и печальная; каковы отличительные черты жанра пьесы “Старший сын”?

В чем особенность системы характеров пьесы? (Это драматическое произведение, конфликт между двумя группами героев: нормальных и ненормальных*).

* Вампилов А.В. Дом окнами в поле – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981 – 690 с., с.130.

Каких героев пьесы вы можете отнести к группе нормальных и ненормальных? Подтвердите свой ответ строками из текста.

Аналитическая беседа о каждом герое.

Сарафанов.

К какой возрастной группе принадлежит этот герой, почему?

Как относится к детям? (Просмотр фрагмента, подтверждение увиденного строками из текста).

Как принимает известие о существовании старшего сына?

Кто этот молодой человек?

Как относится к своей лжи о том, что он является сыном?

Почему он не может быть равнодушным к семье Сарафановых? (Бусыгин взвалил на себя проблему чужой семьи и с точки зрения нравственности помогает возродить семью)

Что общего и в чем разница с Сильвой? (Просмотр отдельных эпизодов фильма). (У этих героев судьбы одинаковые, а духовный мир разный).

Нина и Вася.

Как эти герои пьесы относятся к отцу, почему?

Как они принимают “старшего брата”?

Кудимов, Макарская, Сильва.

Что можно сказать об этих людях?

Что их объединяет?

Что происходит в финале с этими людьми? Изменились ли они?

Понимание темы, идеи, конфликта.

Первое название “Предместье” указывает на место, где происходит действие. Почему автор изменил название? (Очень важно понимание того, что происходит в пьесе).

Какие проблемы решаются? (Проблемы доверия, взаимопонимания, доброты, ответственности).

Какова двуплановость пьесы?

Как рассматривается в пьесе вопрос о правде? Сопоставьте с вопросом о правде в пьесе М.Горького “На дне”. Зачем герои пьесы “Старший сын” врут? Есть ли у этого вранья оправдание? Всегда ли нужна правда?

Какова тема, идея произведения?

Как вы думаете, почему так называется пьеса?

Финал пьесы оптимистичен. Как вы думаете, могло ли такое случиться в жизни?

Как, по-вашему, сложатся судьбы героев в дальнейшем?

VI. Слово учителя.

Духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных отношений. За внешней бравадой и цинизмом молодых людей обнаруживается неожиданная для них самих способность к любви, прощению, состраданию. Так от частной бытовой, истории пьеса поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем. А парадокс в том, что люди становятся родными, начинают чувствовать ответственность друг за друга лишь по счастливой случайности. Показана нравственная сущность старшего сына – на его плечах все: надежда, будущее семьи, и Бусыгин – старший сын, достоин чести, нравственной основы “отца”, следовательно, он возродил семью.

VII. Домашнее задание.

Составить характеристику понравившегося героя.

Написать рецензию на фильм “Старший сын”, сопоставив его с пьесой А.Вампилова.

Пьеса "Старший сын" (1967, впервые опубликована в альманахе "Ангара", 1968-й г., № 2) стала одним из самых известных произведений советской драматургии, по ней режиссёром В. Мельниковым был снят замечательный фильм, в котором блистали Евгений Леонов (Сарафанов) и Николай Караченцов (Бусыгин). В истории "неудачника по жизни" Андрея Григорьевича Сарафанова Вампилов находит высокий смысл, потому что этот человек прожил жизнь честно, стараясь всегда жить по совести, и его душевная чистота и незащищённость привлекают к нему совсем посторонних людей, таких, как достаточно жёсткий и прагматичный молодой человек Владимир Бусыгин, понимающий, что "этот папаша - святой человек".

Сюжет комедии хорошо известен, поэтому необходимо остановиться на характерах героев, которые и определяют основной конфликт и сюжет произведения. В центре пьесы - два персонажа: Сарафанов и Бусыгин. Это люди, которых объединяет непостижимое родство душ, они по-настоящему способны понять друг друга, несмотря на разницу в возрасте. Притягательность душевной чистоты Андрея Григорьевича Сарафанова настолько велика, что противостоять ей практически невозможно, и так происходит потому, что герой не притворяется, не играет, он на самом дате любит всех людей, он открыто и доверчиво смотрит в мир, и иронически-грустное "блаженный" (так обращалась к нему в письмах его бывшая жена, мать его детей, оставившая его ради "серьёзного человека") точнее всего характеризует этого человека. Да, в обычной жизни такие люди вызывают удивление, раздражение, недоверие, они слишком сильно контрастируют с тем, как "нужно уметь жить", но почему же тогда от него не могут уйти дети - и свои, и чужие? "Нет-нет, меня не назовешь неудачником. У меня замечательные дети..." - говорит Сарафанов после того, как жених его дочери, которому "всё равно", чем занимается отец его невесты, невольно "разоблачает" уволенного из оркестра кларнетиста, семья которого и он сам делают вид, что он по-прежнему играет в оркестре... Точно так же ничего не может изменить в его отношении к "старшему сыну" и "разоблачение" Сильвы, Сарафанов не в состоянии поверить, что ставший ему родным человеком Бусыгин - ему не сын.

Может показаться, что определяющим в отношении Бусыгина к Сарафанову является то, что ему очень нравится Нина (кстати, в первом варианте пьесы любовная линия имела намного большее значение, чем в окончательном), но это не так Главным для героя становится именно Сарафанов, который живёт так, как жить "не принято", но сохраняет при этом душевную чистоту, и это остро ощущает "безотцовщина" Владимир Бусыгин, обычный, в общем-то молодой человек, вдруг столкнувшийся с необъяснимым для себя состоянием: есть люди, которых нельзя бросать, потому что они тебя любят. "Вы мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я вас люблю, а это самое главное…" - говорит Сарафанов, и Бусыгин его понимает. Он многое понял за эти сутки, и произошло это благодаря неудачнику-музыканту, обладающему великим даром любви к людям и щедро отдающим им эту любовь…

 

 

Это интересно: