→ «Кобальтовая сетка. Коллекция кобальтовая сетка императорский фарфоровый завод Кто придумал узор «кобальтовой сетки»

«Кобальтовая сетка. Коллекция кобальтовая сетка императорский фарфоровый завод Кто придумал узор «кобальтовой сетки»

Узор «Кобальтовая сетка» знаменит и узнаваем во всем мире. Это изысканное сочетание глубокого синего и белоснежного используют для сервизов, обеденных наборов. Украшенная кобальтовой сеточкой посуда подходит для сервировки столов на самых торжественных мероприятиях.

Воплощение простоты, элегантности и какой-то ненавязчивой, но безоговорочной торжественности - главные отличительные черты орнамента. Он смотрится по-настоящему стильно и дорого.

История

Впервые эта роспись появилась на фарфоре в 1945 году. Сегодня она является фирменным знаком мастерами которого была придумана и создана. Автор узора «Кобальтовая сетка» - художница Анна Яцкевич. Сервизы с такой росписью на ЛФЗ стали выпускаться сразу же после победы в войне. Первая проба была в другом цвете, но уже через год Яцкевич обыграла свой узор по-новому, создав ту самую кобальтовую роспись. Чайный сервиз «Тюльпан» стал первым в серии. Специалисты сегодня уверены, что бело-кобальтовый орнамент и утонченная форма тюльпана составляют поразительный по красоте союз.

Художницу вдохновила посуда императорского двора, расписанная изысканной кобальтовой вязью. Хотя есть свидетельства того, что ее ставший впоследствии знаменитым сервиз изначально был золотым. Сыграл свою роль сервиз «Собственный», изготовленный в середине XVIII века для императрицы Елизаветы Петровны мастером Дмитрием Виноградовым - основоположником русской школы фарфора.

Кобальтовый карандаш

Однажды на ЛФЗ привезли необычные карандаши производства фабрики «Сакко и Ванцетти». Стержнем карандаша была краска для росписи фарфора.

Художники завода попробовали, но не оценили новинку. И только Анне Яцкевич новый карандаш понравился. Она решила освоить технологию и расписала им свой первый сервиз «Кобальтовая сетка». Сегодня не все исследователи верят в эту версию, но тот экземпляр сервиза и по сей день хранится в экспозиции Русского музея.

Престижная победа

В 1958 году «Кобальтовая сетка» удостоилась высокой награды. На Всемирной выставке в Брюсселе был представлен чайный сервиз. Примечательно, что он не был специально изготовлен для международной презентации, а входил в то время в ассортимент завода, что относило его не к эксклюзивным вещам, а к товарам народного потребления. Но тем ценнее его победа - золотая медаль. К тому времени Анны Яцкевич уже не было в живых. О триумфе своего творения она так и не узнала.

Узор «Кобальтовая сетка» в современном искусстве

Орнамент не теряет актуальности и в наши дни. Эксклюзивные права на него имеет завод ЛФЗ. Сегодня олицетворением изысканного русского фарфора является именно узор «Кобальтовая сетка». Посуда для чаепитий и торжественных званых обедов, вазы и сувениры, чашки с утонченной росписью знамениты на весь мир.

Своеобразным символом блокадного Ленинграда стала легендарная «Кобальтовая сетка». Сервизы в бело-синей стилистике впервые появились в 44 году и стали визитной карточкой Императорского фарфорового завода. Узор придумала ленинградская художница Анна Яцкевич именно в годы блокады. Дмитрий Копытов расскажет, как появилась идея рисунка.

— «Сначала линии проводятся, затем на перекрестьях этих линий ставятся эти "жучки"».

Один и тот же незатейливый рисунок на чашки, чайники и блюдца Валентина Семахина наносит уже почти 40 лет. Каждый день вручную расписывает по 80 предметов из фарфора. Монотонная работа женщине совсем не надоела. Живописец с гордостью рассказывает: её сервизы сейчас украшают кухни по всему миру. Визитная карточка Императорского фарфорового завода — синяя «Кобальтовая сетка» на посуде впервые появилась в 1944-м. Сервиз из 5-ти предметов в холодный, но притягательный, северный цвет раскрасила ленинградская художница Анна Яцкевич. В заводском музее сохранились несколько её фотографий.

«Это снимок 1945 года. Здесь она уже запечатлена с двумя государственными наградами: медалью "За оборону Ленинграда", которую она получила в 1943 году и "Орденом Красного Знамени", который она получила летом 1944 года. Я считаю, что боевой орден Красного Знамени — это очень высокая оценка её труда».

Боевой орден хрупкая от природы, интеллигентная женщина получила, конечно, не за новый вид росписи фарфора. Все 900 дней блокады она провела в родном Ленинграде, на заводе. Ехать вместе с коллегами на Урал в эвакуацию отказалась. Приближала Победу. По-своему.

Александр Кучеров, советник генерального директора Императорского фарфорового завода: «На пристани рядом с заводом находился миноносец "Свирепый". Был протянут кабель к нему, на нём теплилась жизнь. Его надо было замаскировать. Растянули сети, развели краски фарфоровые, его замаскировали. Он был закрыт. Ни один снаряд не попал на территорию завода. Он слился с невской водой».

Страшные годы удалось пережить лишь благодаря любимой работе. И книгам. Заводскую библиотеку эвакуировать не успели. Собранная в стопки литература так и осталась лежать в заснеженных железнодорожных вагонах. Каждый день на санках Анна Яцкевич привозила книги обратно. В 43-м, после прорыва блокады, на заводе вновь открыли художественную лабораторию. А ещё спустя год на фарфоровой посуде появилась первая «Кобальтовая сетка».

Александр Кучеров, советник генерального директора Императорского фарфорового завода: «Сказать, что именно легло в основу этого рисунка не может никто. Возможно, это было навеяно и окнами блокадного города, поскольку здесь жила её мама, здесь жила её сестра, которые в 1942 году умерли, она их похоронила. Возможно, это перекрещивание этих бумажных лент».

Бумажными лентами в Ленинграде заклеивали окна, чтобы стёкла не трескались и не вылетали от бомбёжек. На кадрах блокадной хроники видно: белые кресты тогда появились почти на всех центральных улицах города на Неве.

Дмитрий Копытов, корреспондент: «Версию о том, что знаменитую "Кобальтовую сетку" её создательница придумала, вспоминая о блокадных днях, подтверждает факт: изначально раскрашенные чашки и чайники такого вот серо-белого цвета, что вполне в тональности ленинградской зимы».

Есть и другие версии появления «Кобальтовой сетки», тоже связанные с блокадой.

Наталья Бордей, руководитель пресс-службы Императорского фарфорового завода: «Существует теория, что художник Анна Яцкевич ходила в блокадные годы на Неву зимой долбить прорубь в реке, чтобы иметь под рукой воду на случай пожара на заводе. От голода, от усталости трещины на льду, золотые снежинки в ярких солнечных лучах — всё в её воображении скрестилось и это навеяло её декор "Кобальтовая сетка"».

Впервые похожая сеточка на чайниках и чашках завода появилась ещё при императрице Елизавете Петровне. Орнамент создан мастером Дмитрием Виноградовым. Но полоски тогда были розовыми. За «Кобальтовую сетку» фарфоровый завод получил несколько престижных медалей. Сейчас в бело-синей стилистике здесь изготавливают уже более ста видов посуды. С 70-х годов о необычном русском орнаменте узнал весь мир. В посольстве России в Париже до сих пор гостей угощают именно из сетчатой посуды. Свой привычный синий цвет кобальт приобретает после обжига при температуре больше тысячи градусов. После первого наносят так называемые мушки из золота. Правда, блестеть оно начинает не сразу.

Александра Горохова, живописец-штамповщик Императорского фарфорового завода: «Эта лужица черная - это золотосодержащий препарат, 12-процентное золото. После обжига начинает сверкать, до обжига внешний вид неприглядный».

Подделать технологию сложно, хотя умельцы из Китая несколько раз пытались. Секрет в том, что роспись подглазурная, ручной работы. У её автора, Анны Яцкевич, после войны совсем не осталось наследников. Племянница, которая тоже работала на фарфоровом заводе, умерла вскоре после самой художницы. Но их дело живёт до сих пор. И тысячи обладателей легендарных сервизов с кобальтовой сеткой считали и считают эту посуду своеобразным символом ленинградской Победы.

Декор «Кобальтовая сетка»

Среди множества декоров фарфора и разнообразных узоров, одним из самых знаменитых и узнаваемых является «кобальтовая сеточка». Эта роспись, которая впервые украсила фарфор в 1945 году, уже стала классикой декораторского искусства и фирменным, отличительным знаком Ломоносовского фарфорового завода (Императорского фарфорового завода), мастером которого и была создана. Знаменитый узор придумала художница Анна Яцкевич. Правда, сначала он был не кобальтовым, а золотым. Сервизы с таким узором на ЛФЗ стали выпускать сразу после войны, в 1945 году. А через год Яцкевич интерпретировала свой узор и создала из золотой сеточки ту самую знаменитую кобальтовую. Им она впервые расписала чайный сервиз формы «Тюльпан» Серафимы Яковлевой. В 1958 году «Кобальтовая сетка» – простой и элегантный узор, покорила мир. В этом году состоялась Всемирная выставка в Брюсселе, где Ломоносовский фарфоровый завод представил свои лучшие создания, в том числе и предметы, украшенные этой росписью. Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился, он просто входил в ассортимент завода, и тем неожиданнее стала для ЛФЗ награда – за узор и форму сервиз получил золотую медаль.

Анна Адамовна Яцкевич (1904-1952), выпускница Ленинградского художественно – промышленного техникума (1930 г.). Работала на ЛФЗ с 1932 по 1952г. Художник по росписи фарфора. Слава к ней, как к создательнице знаменитой «Кобальтовой сетки» пришла только после смерти. О триумфе своей росписи в Брюсселе она так и не узнала.

Как же возник узор «кобальтовая сетка»?
Есть версия, что знаменитый узор Яцкевич навеял сервиз «Собственный», который еще в середине XVIII века был изготовлен для Императрицы Елизаветы Петровны Дмитрием Виноградовым, создателем фарфора в России. Также одним из праздничных сервизов ИФЗ, который поставлял фарфор к императорскому двору Николая I, был «Кобальтовый сервиз». Этот сервиз был повторением более известного своего предшественника с одноименным названием. Его в свое время изготовили на Венской мануфактуре по специальному заказу Австрийского императора Иосифа II. Такой подарок монарх решил преподнести российскому императору Павлу Петровичу и его супруге великой княгине Марии Федоровне, гостившим у него.

Чтобы расположить к себе наследника российского престола Иосиф II и решил преподнести в виде презента роскошный фарфоровый сервиз. Образцом же, по которому на Венской мануфактуре создавали «Кобальтовый сервиз», стал другой сервиз – произведение Севрской мануфактуры, который в 1768 году Людовик XV подарил датскому королю Христиану VII. Венский сервиз был украшен золотой ажурной росписью «cailloute» (франц. – мостить булыжником) по кобальтовому фону, букетами полихромных цветов в резервах, обрамленных золотыми рокайлями.
Павел I по достоинству оценил роскошный подарок Иосифа II, о чем говорит то, что отправляясь на войну со Швецией, он завещал его своей теще. Однако с войны император вернулся в добром здравии и продолжил владение «Кобальтовым сервизом». В 1840-х годах «Кобальтовый сервиз» находился в Гатчине, в Приоратском дворце, и именно тогда он был пополнен на ИФЗ.
В 1890 году «Кобольтовый сервиз» с маркой Венской мануфактуры в полном комплекте был отправлены в Зимний дворец. В Гатчинском дворце осталась часть сервиза, та, что была выполнена на ИФЗ. Сегодня от знаменитого сервиза, сделанного в Вене до нашего времени сохранилось 73 предмета.
Сравнивая «Кобальтовую сетку» Яцкевич и роспись сервиза «Собственный», эксперты считают сходство очень отдаленным – сеточка художницы более замысловатая, выполненная подглазурным кобальтом. В местах пересечения синих линий сетка украшена звездочками 22-х каратного золота, что придает росписи еще большее благородство и элегантность. У сервиза «Собственный», в узлах золотой сеточки выписаны маленькие розовые цветочки.

Есть еще один интересный момент в истории создания этого декора, он связан с карандашом, которым художница Анна Яцкевич нанесла на фарфор свой знаменитый узор. В те времена на ЛФЗ возникла идея использовать так называемый кобальтовый карандаш. Разумеется, карандаш был обычным, сделанным на фабрике «Сакко и Ванцетти», а вот стержнем его была фарфоровая краска. Художникам завода карандаш не понравился, только Анна Яцкевич решила попробовать новинку и расписала им первый экземпляр сервиза «Кобальтовая сетка». Так это или нет, но этот экземпляр сервиза сейчас находится в экспозиции Русского музея.
«Кобальтовая сетка», как считают специалисты очень выигрышно смотрелась на сервизе формы «Тюльпан», она удачно обыгрывала его и придавала ему торжественность. Впоследствии этой росписью стали украшать на ЛФЗ (ИФЗ) и другие изделия: кофейные и столовые сервизы, чашки, вазочки и сувениры. Кстати, Анне Яцкевич принадлежит и другой вклад в развитие фарфорового завода – она автор знаменитого логотипа ЛФЗ (1936 г.), который изображен на всех изделиях предприятия.







13 мая 2016 года минуло 64 года со дня смерти Анны Адамовны Яцкевич (1904-1952), художника Государственного фарфорового завода имени Ломоносова, автора росписи знаменитого сервиза «Кобальтовая сетка».

По прошествии более шести десятилетий после ее смерти что мы знаем о ней, кроме нескольких повторяющихся строчек в различных справочниках о советском фарфоре? Каким она была человеком? Как создавался сервиз, ставший «визитной карточкой» ЛФЗ-ИФЗ?Увы - сведений сохранилось не много, но попробуем все же разобраться.

В написанной в 1946 году А. А. Яцкевич автобиографии читаем: «Родилась в Санкт-Петербурге 31 июля 1904 года в семье служащего;
русская, отец и мать тоже русские
Незамужняя. Беспартийная.
Отец работал по хозяйственной части и умер в 1930 году, мать всегда была домохозяйкой.
После смерти отца на иждивении Анны Адамовны находились мать и сестра. Жили всегда в Ленинграде безвыездно; адрес - набережная реки Фонтанки, дом 166, квартира 1»
В 1924 году А. А. Яцкевич закончила 34-ю Советскую единую трудовую школу. В 1925 году поступила в Государственный художественный промышленный техникум, который окончила в 1930 году с квалификацией художника по фарфору.
Кроме того, в этом же техникуме окончила трехгодичное обучение по искусству книги и плаката.
С 1929 года состояла в профсоюзе фарфористов.
В годы обучения в техникуме проходила производственные практики на заводах «Красный фарфорист», «Коминтерн» и ГФЗ имени Ломоносова. По окончании техникума 10 июля 1930 года была направлена на стажирование на завод «Красный фарфорист» в городе Волхове.
15 января 1932 года была откомандирована трестом «Росфарфор» для работы на ГФЗ имени Ломоносова художником в организовывающуюся художественную лабораторию, где и проработала 20 лет - до своей смерти 13 мая 1952 года.

Художник ГФЗ-ЛФЗ имени Ломоносова Т. Н. Беспалова-Михалева (1912-1991), работавшая на заводе в 1931-1975 годах, в своих не изданных воспоминаниях писала: «С завода «Красный фарфорист» пришла А. А. Яцкевич - мастер тонкого графического искусства на фарфоре. К сожалению ее творческая жизнь была не слишком долгой...
...Художников Л. В. Протопопову и А. А. Яцкевич связывала большая дружба, хотя по характеру они были совершенно разные. А. А. Яцкевич была более решительная, независимая, более экспансивная. Летние отпуска Яцкевич обычно проводила на Кавказе в Новом Афоне. Приезжала от загара черная как головешка и долго вздыхала о южном солнце и прекрасной реке Бзыбь».

В предвоенные годы А. А. Яцкевич много и плодотворно работала - ею созданы вазы, в том числе с с портретами Сталина и других политических деятелей, сервизы «Комсод», «Московское метро» и другие, различные чашки с блюдцами, стопы юбилейные, флаконы и другие изделия.
В 1936 году А. А. Яцкевич создала логотип «ЛФЗ», ставший с тех пор маркой завода и наносившейся на донышках всех выпускаемых до 2006 года на заводе предметов.

А. А. Яцкевич постоянно участвовала в выставках художников города и страны.
Была отмечена значком «Отличник социалистического соревнования Наркомпромстройматериалов», денежными премиями дирекции завода и наркомата.

С началом Великой Отечественной войны завод, музейная коллекция и часть сотрудников были эвакуированы из Ленинграда в далекий Ирбит. Некоторые заводские художники остались в блокадном городе.
Т. Н. Беспалова-Михалева писала: «А. А. Яцкевич оставалась на казарменном положении при пустующем фарфоровом заводе, где директором в эту пору был бывший бухгалтер завода А. М. Богданов. Как-то поздней осенью 1941 года я и художник Л. К. Блак решили навестить наш завод. По мастерским художественной лаборатории гулял ветер, разметая листы старинных библиотечных книг, брошенных в беспорядке на волю судьбы.
Анна Адамовна рассказала нам, что камуфлирует корабли, прижавшиеся к Невской набережной у завода, запасом фарфоровых красок. Было холодно, пустынно, грустно...»
Личная заслуга А. А. Яцкевич - спасение уникальной библиотеки завода. Как-то она обратила внимание что солдаты воинской части, расположенной рядом с заводом, рассматривают между собой различные картинки явно выдранные из каких-то книг. Присмотревшись она с изумлением узнала в этих картинках иллюстрации из книг заводской библиотеки. Стала разбираться и выяснила - коллекцию фарфора и стекла заводского музея вместе с оборудованием и рабочими завода успели вывезти по железной дороге в город Ирбит. А вагон, в котором находились книги из заводской библиотеки, почему-то не успели отправить и он остался стоять, попав в тупик станции. Именно из него солдаты и доставали заводские библиотечные книги и вырывали красивые картинки. А. А. Яцкевич решает спасти книги и на санках постепенно перевозит на завод всю оставшуюся библиотеку.

В своей автобиографии А. А. Яцкевич пишет «мать и сестра погибли в тяжелые дни блокады Ленинграда в 1942 году».
27 июля 1943 года А. А. Яцкевич была награждена медалью «За оборону Ленинграда.»

В осенью 1943 года под руководством Н. М. Суетина постепенно стала возобновлять свою работу художественная лаборатория завода. Летом 1944 года планировалось отметить 200-летие со дня основания завода и Н. М. Суетин обратился к художникам с призывом создать произведения к этому знаменательному событию.

26 июня 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова был награжден орденом Трудового Красного знамени, 64 сотрудника - орденами и медалями СССР.
Анна Адамовна Яцкевич была награждена орденом «Красной звезды».

В ноябре 1944 года А. А. Яцкевич закончила работу над сервизом «Кобальтовая сеточка» на форме скульптора С. Е. Яковлевой «Тюльпан».
Нет достоверных данных, что именно послужило для А. А. Яцкевич прообразом созданного рисунка. Возможно - роспись «Собственного сервиза», созданного Д. И. Виноградовым в 1750-х годах, возможно мотивы сервиза Венской фарфоровой мануфактуры, хранившиеся в фондах заводского музея. Некоторые источники указывают что это ассоциации с переклеенными крест на крест блокадными окнами ленинградских домов. Высказываются предположения и совсем экзотические - А. А. Яцкевич и Н. А. Коновалова, начальник цеха завода, ходили на Неву зимой за водой и ломами пробивали проруби. А снопы льдинок, вылетавших из-под лома и яркое солнце в морозный день и легли в основу росписи.
Сейчас установить это не возможно, но гениальность художника в том и заключается, что он может обобщить многое из увиденного и пережитого им ранее и затем воплотить в своих произведениях.

А. А. Яцкевич первоначально расписала пять предметов - чайник, сахарницу, сливочник, чашку с блюдцем - изящным сине-золотым орнаментом на белом фоне. Округлые дольчатые формы сервиза "Тюльпан" органично оплетает кружевной кобальтовый рисунок, дополненный золотыми «жучками», стилизованными цветочными орнаментами и фестончатыми отводками.
Немного позднее появился сервиз «Золотая сеточка» с букетами цветов, а в 1950-м году сервиз «Клеточка».

Под руководством Н. М. Суетина А. А. Яцкевич вместе с художниками А. А. Скворцовым, Л. В. Протопоповой и Л. И. Лебединской работала в 1945-1946 годах над созданием монументальной вазы «Победа» к первой годовщине победы СССР в Великой Отечественной войне. Создатели величественного фундаментального фарфорового произведения, воспевающего победу советского народа, удостоились благодарности И. В. Сталина. Ваза долго экспонировалось в ГТГ, а ныне - в Музее истории Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве.

А. А. Яцкевич пользовалась в коллективе авторитетом. Именно ей 14 августа 1945 года, выйдя из лагеря НКВД писал художник завода А. В. Воробьевский (1906-1992), будущий народный художник РСФСР, ставший при жизни классиком росписи фарфора: «...Особенно мне было приятно и я Вам крайне благодарен за то истинно человеческое участие, которое Вы, Протопопова и многие другие товарищи по лаборатории приняли, когда я был в госпитале. Такого отношения я никогда не забуду, особенно после трех лет пребывания в плену, где я выпил полную чашу страданий - голода, холода и эксплуатации.
...Мне очень приятно, что Вы сделали ряд успехов в искусстве. Старайтесь, старайтесь, успех достигается ценой большого напряжения творческих сил и труда. Меня удивляет мужество. с каким Вы перенесли нечеловеческие страдания, мучительный голод и холод блокады, а особенно Вы, которая всегда были слабенькой и бледной. Но теперь Вы стоите на пути к счастью, чего я Вам искренне желаю».

18 марта 1946 года А. А. Яцкевич была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
10 марта 1947 года директор завода И. М. Лейбман издает приказ № 75, в котором говорится, что в январе исполнилось 15 лет непрерывной работы на заводе художника Яцкевич А. А.:
«Отмечая ее плодотворную и полезную работу как художника, которую она не прекращавшейся и в тяжелый период блокады Ленинграда, своим трудом отображала героику нашего народа на фарфоре поздравляю художника Яцкевич А. А., желаю дальнейших успехов в работе и приказываю премировать ценным подарком».

В 1948-1949 годах А. А. Яцкевич вместе с другими художниками и живописцами завода работала над созданием грандиозной вазы «Строители коммунизма» к 70-летию Сталина.
В послевоенные годы А. А. Яцкевич были созданы различные вазы «Орнаментальная», «Люкс», «Кобальтовая» и другие, сервизы для массового производства «Декоративный», «Летний», «Московский», «Желтый фон», «Праздничный» и ряд других, различные чашки с блюдцами.

С внедрением в производство созданных ею оригинальных, превосходных «сеточек» возникли сложности. Если сервиз "Золотая сеточка" был сразу освоен и выпускался заводом долгие годы, и не только на форме «Тюльпан», то внедрение «Кобальтовой сеточки» оказалось делом не простым.

Научный сотрудник ГЭ Н. Щетинина пишет: «Сервиз появился в конце 1944 года. Он стал своеобразной квинтэссенцией предыдущих поисков и достижений, новых тенденций в развитии искусства фарфора. Широко известен «Собственный» сервиз Елизаветы Петровны середины XVIII века. Возможно именно его рельефная золоченая сетка с пурпурными незабудками на пересечении линий, послужила прообразом для создания кобальтовой росписи. ...
Первую пробу автор сделала кобальтовым карандашом. Но карандаш не оправдал надежд, кобальт ложился неровно, не получалось равномерно наполненных цветом линий. Было решено наносить рисунок кистью. Расписанный кобальтом сервиз дополнен элементами, выполненными порошковым золотом с цировкой, что усиливает глубину синей краски и белизну фарфора, выявляя декоративные качества материала. С 1950 года сервиз тиражируется на заводе. Внедрение в производство и массовый выпуск потребовали технологической доработки. На формы сервиза нанесены желобки, которые помогают вести линии точно, что ускоряет процесс росписи. Золотые "жучки", фестончатые отводки, стилизованные цветочные орнаменты на носиках и ручках стали наносить глянцевым золотом. Адаптированный к тиражу декор сервиза стал контрастнее и наряднее авторского образца»/
Потребовались пять лет труда технологов и мастеров завода чтобы решить и преодолеть все технологические проблемы и тонкости подглазурной росписи кобальтом.
В 1950 году ученица А. А.Яцкевич - О. С Долгушина под ее руководством исполнила окончательный вариант росписи сервиза, который был внедрен в производство.
В настоящее время именно этот сервиз представлен в витрине советского зала отдела Государственного Эрмитажа «Музей фарфорового завода».

Активно участвуя в жизни художественной лаборатории и завода А. А. Яцкевич весной 1944 года привела на работу на завод свою племянницу Музу Федоровну Феоктистову (Изотову), начавшую трудиться живописцем, а с 1947 года сотрудником заводского музея. Став с годами любимицей коллектива, Муза Федоровна сохраняла память об Анне Адамовне всю свою жизнь.
Позднее она вспоминала: «Мы жили далеко от завода, у торгового порта. Тогда метро не было, приходилось добираться до завода часа полтора, а то и больше. Я помню. как она зимой, замерзшая, приезжала сс работы домой, а утром, чуть свет, с радостью ехала к своему любимому делу. В это время завод стал выдающейся лабораторией советского фарфора. Художниками Н. М. Суетиным, Е. А. Штриккер, С. Е. Яковлевой были созданы новые формы чайных сервизов «Крокус», «Лотос, «Тюльпан». Анна Адамовна расписала тогда уникальные сервизы «Пушкин в Царском Селе», «Московское метро» на форме «Крокус», сервиз «Беломорско-Балтийский канал» на форме «Лотос». Исполняла графические работы: марки для заводов, различных организаций, а также марку «ЛФЗ» для нашего завода.
В тяжелые годы блокады Анна Адамовна одна из творческой группы оставалась на заводе, была на казарменном положении, помогала Н. А. Коноваловой, которая была главным инженером, решать трудные, непосильные задачи. В 1944 году Анна Адамовна привела меня на завод, который стал оживать. Я была зачислена к ней учеником живописца. Для нее не было второстепенной работы; все, чтобы она ни делала, выполнялось с большим душевным подъемом, с чувством долга, с чувством ответственности художника перед народом.
Анной Адамовной была создана роспись большой вазы скульптора Э. М. Криммера с портретом К. Е. Ворошилова и с картиной «Первая Конная», расписан Кубок Большой Невы, расписан сервиз «Декоративный» на форме «Лотос», где она показала высокий класс мастерства цировки золота и смелое сочетание синего тона с красным селеном. Мастерство Анны Адамовны отличается тонкостью, ювелирностью, точностью композиционных построений. Оно воспитано на лучших традициях старейшего фарфорового завода страны».

Сама А. А. Яцкевич так и не создала семьи, проживая после войны на улице Достоевского дом 16 квартира 16.
Как часто бывает в жизни, автор не дожил до заслуженного признания своего замечательного произведения. В октябре 1951 году Анна Адамовна Яцкевич ушла в очередной отпуск, съездила на Кавказ, потом заболела и 13 мая 1952 года на 48-м году жизни скончалась. Похоронена на Богословском кладбище города.

Прошли годы... В 1958 году в Брюсселе, впервые после войны, состоялась Всемирная выставка EXPO"58. СССР принимал в ней участие, занимая целый павильон. Одним из предприятий страны, представленных на выставке, был Ленинградский ордена Трудового Красного знамени фарфоровый завод имени Ломоносова, изделия которого вызвали огромный интерес и были удостоены высоких наград.
За гармоничное сочетание формы и росписи, простое и образное решение сервиз «Кобальтовая сеточка» был удостоен «Золотой медали» (автор А. А. Яцкевич, посмертно).
Началось триумфальное шествие по стране и миру фарфора с берегов Невы с росписью «Кобальтовая сеточка», в которой А. А. Яцкевич удалось найти точный ритм, необычайную тонкость линий и цветовое соотношение.

В 1969 году сервиз «Кобальтовая сеточка» был удостоен "Знака качества СССР".
Иметь сервиз с берегов Невы стало заветной мечтой многих. Постепенно «Кобальтовая сеточка» становится «фирменным» сервизом ЛФЗ, «визитной карточкой» завода и Ленинграда.
Состав чайного сервиза постоянно пополнялся и разросся до многопредметного ансамбля.
В 1990-х годах заслуженный художник РФ Г. Д. Шуляк, непревзойденный мастер росписи кобальтом, переложила рисунок «Кобальтовая сетка» на столовые и другие предметы. Позднее рисунок стали наносить на предметы из тонкостенного костяного фарфора.
В настоящее время несколько видоизмененный рисунок «Кобальтовая сетка» выпускается более чем на 100 наименованиях изделий завода.
Изделия с рисунком «Кобальтовая сетка» пользуются стабильным покупательским спросом. Их можно встретить во многих домах в России и зарубежья. Ими пользуются домохозяйки и депутаты, ученые и деятели культуры и науки, дипломаты и президенты.

В 2015 году на АО «ИФЗ» отмечалось 70-летие создания и 65-летие начала промышленного производства сервиза «Кобальтовая сетка».
Созданный гением русского художника Анны Адамовны Яцкевич в военном городе-герое Ленинграде сервиз «Кобальтовая сетка» стал не только знаковой вещью первого в России фарфорового завода, но и символом нашего города, олицетворением классического петербургского стиля.

Эта роспись на фарфоре - не только визитная карточка одного завода, но и бренд Петербурга

Массово выпускать сервизы с декором «кобальтовая сетка» на Ленинградском фарфоровом заводе им. Ломоносова начали в 1950 году — потому в 2015-м и отмечают 65-летие этой особой росписи. Но на деле, как рассказывают на заводе, сеточка создавалась еще в военную пору. Ее автор — художница завода Анна Адамовна Яцкевич. Легенд о том, что стало для нее импульсом в создании этого узора, — не одна.

Есть версия, что узор был создан в память о за-клеенных крест-накрест окнах домов и перекрестном свете прожекторов, освещавших небо блокадного Ленинграда. Есть предание, будто мотив декора был навеян трещинами во льду на Неве и морозными узорами на окнах, регулярно возникавшими в скудно отапливаемых помещениях фарфорового завода.

Но, как говорят искусствоведы, на самом деле в военную пору идея кобальтовой сетки была навеяна Анне Яцкевич изящным и нарядным фарфором XVIII века — елизаветинским Собственным сервизом. На новой Невской порцелиновой мануфактуре, как назывался при своем основании этот завод на берегу Невы, сервиз был создан Дмитрием Виноградовым в 1756 году для императрицы Елизаветы Петровны. Его декор — золоченая сетка с пурпурными незабудками на пересечении линий. Кобальтовая сетка на своих пересечениях — с золочеными пчелками, как называют на заводе эти завершающие штрихи узора. Сетку расписывают вручную, пчелок наносят штампиком.

В прошлом веке кобальтовую сеточку туристы и гости города непременно везли домой как главный сувенир из Ленинграда — попутно с конфетами «Мишка на Севере». В нашем веке был период подделок, но фальшивый кобальт легко отличить: он обычно на фаянсе, линии размыты, нет золоченых пчелок и фирменных клейм завода.

Журналисты Петербурга, посетившие завод в празд-нование 70-летия создания и 65-летия производства этого по сути городского бренда, смогли увидеть кобальтовую сетку в ее развитии. Теперь уже есть и пурпурная сетка (ее называют «блюз»), и кобальтовая клетка, и кобальтовые полоски — отсылка к тельняшке. Как рассказывают на заводе, в настоящее время несколько видоизмененный рисунок «кобальтовая сетка» выпускается более чем на 100 наименованиях изделий.

Однако сегодня, когда цена чайной чашки с блюдцем в классической росписи «кобальтовая сетка» доходит почти до двух с половиной тысяч рублей, фарфор из Северной столицы перестал быть столь массовым и народным, как в прежние времена, когда он имелся практически в каждом ленинградском доме. В 2005-м из демократического ЛФЗ предприятие, нынче частное, переименовалось в ИФЗ — Императорский фарфоровый завод.

По словам Татьяны Тылевич, генерального директора ОАО «Императорский фарфоровый завод», «кризис не мог не коснуться системы сбыта, потому что покупательная способность населения падает существенно и, конечно, наш продукт не первой необходимости. Конечно, затраты на сырье, на материалы, которые у нас в евро и в долларах — все достаточно существенно возросли». Этим также объясняются не самые демократичные цены ИФЗ.

 

 

Это интересно: