→ Н с лесков литературный портрет писателя. Презентация по литературе Н.С.Лесков Очарованный странник (10 класс). Проявление истинного таланта

Н с лесков литературный портрет писателя. Презентация по литературе Н.С.Лесков Очарованный странник (10 класс). Проявление истинного таланта

Это не жизнь, а только житие…

Портрет писателя, худ. В. Серов


ЖИТИ˜Я СВЯҘЫХ - биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью. Изучаются как исторические, литературные и лингвистические источники.

Жития первых русских святых: книги Бориса и Глеба, Владимира I Святославича, Ольги, Феодосия Печерского (11-12 вв.).


  • «Род наш … происходит из духовенства…»
  • «Я ведь вполне самоучка…»
  • Начало литературного пути
  • Творческий расцвет
  • Ведущие темы творчества
  • Поздний период творчества
  • Характерные черты творчества
  • «Лесков – писатель будущего» (Л. Н. Толстой)
  • Дом-музей Н. С. Лескова
  • В знак памяти
  • Книги Н. С. Лескова

Дата

Основные

события

Этапы творчества


1831 г. – родился в семье Горохове Орловской губернии в семье мелкого чиновника.

1839 г. – его отец (окончивший духовную семинарию, но вместо карьеры священника избравший должность следователя) вышел в отставку, купил небольшой хутор и переехал туда со своей семьей.


Акилина Васильевна Алферьева, бабушка Н. С. Лескова, 1851 г.

Марья Петровна Лескова, мать писателя, 1873 г.


1841 – 1846 гг. – учеба в гимназии, самообразование.

1848 г. – смерть отца, Лесков вынужден пойти на службу канцеляристом в Орловскую палату уголовного суда.

1849 г. – переезд в Киев к брату матери. Посещает в Киевском университете лекции по Изучает польский язык, увлекается иконописью, принимает участие в религиозно-философском студенческом кружке, общается с паломниками, старообрядцами, сектантами.

1853 г. - женитьба на дочери киевского коммерсанта Ольге Васильевне Смирновой.


1857 г. – переезд в село Райское Пензенской губ. Приняв деловое предложение А. Я. Шкотта, Лесков становится агентом его коммерческой фирмы «Шкотт и Вилькенс», занимающейся управлением богатыми имениями.

1860 г. – дела фирмы приходят в упадок, Лесков возвращается в Киев и начинает литературную деятельность: пишет статьи для газет и журналов.

Псевдонимы писателя: М. Стебницкий, П. Лесков-Стебницкий, М. Лесков-Стебницкий, Фрейшиц, В. Пересветов, Николай Понукалов, Николай Горохов, Кто-то, Дм. М-ев, Член общества, Свящ. П. Касторский, Дивьянк, Б. Протозанов, Николай-ов, Любитель старины, Проезжий, Любитель часов, N. L.


1860 г. – переезд в Киев.

1862 г. – Лесков становится сотрудником газеты «Северная пчела» (статья о пожарах).

1862 г. – рассказ «Погасшее дело» («Засуха»).

1864 г. – роман «Некуда», повесть «Леди Макбет Мценского уезда».

1865 г. - Лесков вступил в гражданский брак с вдовой Екатериной Бубновой (урождённой Савицкой)

1867 г. - пьеса «Расточитель.


1870 г. – роман «На ножах».

1872 г. – рассказ «Запечатленный ангел», роман «Соборяне».

1873 г. – повесть «Очарованный странник».

1880 г. – знакомство с Л. Н. Толстым.

1881 г. – повесть «Левша».

Н. С. Лесков, 1885 г.


С самого начала в творчество Лескова прочно вошла тема русского нигилизма и нигилистов, проявляющаяся с той или иной степенью открытости в романах, повестях, рассказах «Обойденные», «Островитяне», «Соборяне», «Путешествие с нигилистом» и др.

Но главной в творчестве Лескова становится тема праведничества. В 1870-е годы писатель создает хронику «Соборяне», цикл «Праведники», рассказ «Запечатленный ангел», повесть «Детские годы», рассказ «На краю света», очерки «Мелочи архиерейской жизни», хронику «Захудалый род» и др.


1891 г. – повесть «Полунощники».

1894 г. – рассказ «Заячий ремиз».

«Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела»… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я больше не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить.»

Н. С. Лесков, 1892 г.


  • Сатира и критика распространяется не только на представителей бюрократической системы государства, но и на «новых людей» - нигилистов, участников демократического движения («Некуда», 1864 г., «На ножах», 1870 г. и др.);
  • Циклизация рассказов («Христос в гостях у мужика», 1881г.,«Путешествие с нигилистом», 1882 г., «Голос природы», 1883 г. и др.);
  • Герои произведений – простые люди. Лесков называет их «праведниками». В своих поступках в борьбе со злом они руководствуются голосом совести («Левша», 1881 г. , «Очарованный странник», 1873 г. и др.);
  • Особый интерес к национальным особенностям жизни;
  • Индивидуализация языка персонажей и речевых характеристик.

Многие исследователи отмечали особое знание Лесковым русского разговорного языка и виртуозно использование этих знаний.

Основная претензия литературной критики к Лескову в те годы состояла в том, что казалось ей «чрезмерностью накладываемых красок», нарочитой выразительности речи.

По достоинству Лескова-художника оценили только в XX в., когда появились статьи М. Горького о его новаторстве и драматичной творческой судьбе, работы Б. М. Эйхенбаума о сказовой манере Лескова, иллюстрации Б. М. Кустодиева, опера Д. Д. Шостаковича "Катерина Измайлова" (по "Леди Макбет Мценского уезда"), многочисленные спектакли и фильмы по его произведениям.






Памятный знак

Г. Орел, «Левша»

Филателия



3. Родин И. О. Литература: учебно-справочное пособие. / И. О. Родин, Т. М. Пименова. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 447 с.

  • http://ru.wikipedia.org
  • http://az.lib.ru

Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя. Сказ «Левша». К уроку литературы в 6 классе. Колотухина Е.В.

Словарная работа. Кто такой сказитель? Кто из русских писателей использовал форму произведения « сказ »? Какие сказы вы знаете?

Николай Семёнович Лесков (1831-1895) Чьим современником был Н.С. Лесков? Расскажите о семье писателя. Какое образование получил Н.С. Лесков? Какие произведения Лескова вы читали?

Н.С. Лесков о себе: «… По происхождению я принадлежу к потомственному дворянству Орловской губернии… Наш род собственно происходит из духовенства. Мой дед, священник Дмитрий Лесков, и его отец, дед и прадед- все были священниками в селе Лесках, которое находится в Карачаевском уезде Орловской губернии. От этого села Лески и вышла наша родовая фамилия- Лесковы …»

Дом Лесковых в Орле.

С каз «Левша» Сказ - фольклорная форма, стоящая на грани бытовой речи и художественного творчества. Чем отличается сказ от сказки? Обратим внимание на полное название. Зачем автор дал произведению такое длинное название? О чём ещё можно узнать из названия?

Выразительное чтение 1-й главы.

Анализ 1-й главы сказа. Кем мог быть рассказчик, повествователь? Когда и где происходит действие сказа? Кто главные действующие лица в 1-й главе? Чем хотели удивить англичане русских? Зачем? Что хотел доказать Платов англичанам? Почему? Какое изобретение удивило государя? Как поступил при этом Платов? Можно ли сказать, что Платов- патриот русской земли? Патриот - тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Блоха Как сложилась судьба блохи? Кому она досталась?

Итоги урока. Почему Лесков выбрал рассказчиком простого человека? В чём особенность, необычность жанра этого произведения? Что нового узнали на уроке?

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Характеристика персонажей сказа «Левша». К уроку литературы в 6 классе. Колотухина Е.В.

Проверка д/з Пересказ эпизодов (в порядке повествования) Почему вы выбрали эту главу для пересказа? Какую мысль вы считаете главной в этой главе?

Александр Павлович (Александр 1) Какие цитаты, характеризующие Александра Павловича, вы нашли в произведении? Дайте краткие комментарии к каждой цитате.

«Как Платов работу тульских мастеров принимал» Каким предстал перед мастерами донской казак Платов? Найдите глаголы, называющие действия П латова. Как эти действия характеризуют Платова?

Как показано отношение рассказчика к Платову и Николаю 1 в главах 11-12?

Итоги Какими средствами изображает Лесков своих героев? По каким признакам можно определить авторское отношение к героям: Александру 1, Николаю 1, Платову?

Домашнее задание Подготовить рассказ о судьбе косого левши. Выразительное чтение одной из глав (13-16).

Материалы А.Н. Замышляева. Литература. 6 кл. - Волгоград, 2014- стр. 140-143. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014- стр. 128-132. И.Л. Челышева. Литература. 6 кл. – Р.-на-Дону: Феникс, 2015- стр. 81-84. Автор источника шаблона: Фокина Лидия Петровна.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба левши. К уроку литературы в 6 классе. Колотухина Е.В.

Проверка д/з Выразительное чтение главы 13.

О судьбе тульского косого левши Как изображается левша? Что мы узнаём о нём?

Как описывается работа трёх мастеров – оружейников?

Как жители Тулы пытались узнать, в чём заключается «страшный секрет»?

Что поразило левшу у английских мастеров?

Кто виноват в страшной судьбе левши?

Итоги Главные качества левши: … Основная идея автора: …

Домашнее задание Вопросы и задания 1,2 рубрики «Совершенствуем свою речь» . Составить словарик необычных слов сказа.

Материалы А.Н. Замышляева. Литература. 6 кл. - Волгоград, 2014- стр. 140-144. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014- стр. 128-135. Иллюстрации художников. Автор источника шаблона: Фокина Лидия Петровна.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша» К уроку литературы в 6 классе. Колотухина Е.В.

Проверка д/з Вопросы и задания 1,2 рубрики «Совершенствуем свою речь» (с. 270).

Мир загадок языка Н. Лескова Задание «Дешифровщик » П рочитайте слова и расшифруйте, что они обозначают. Зачем автор придумал и использовал эти слова в рассказе? 1-я команда 2-я команда 3-я команда 4-я команда 5-я команда Двухсестная карета; студинг. Аболон полведерский; курица с рысью. Буреметр; долбица умножения. Укушетка; с бойлом. тугамент; Твердиземное море.

Проверим 1 2 3 4 5 Двухместная карета; студень+ пудинг. Аполлон Бельведерский; курица с рисом. Барометр + буря; таблица умножения. Кушетка; с боем. Документ; Средиземное море. Такие «народные» слова создают юмористический эффект и придают достоверность образу рассказчика, имитируя народную речь.

Задание «Редактор » З амените выделенное слово, использованное Лесковым, на общеупотребительное; подберите к нему синонимы. 1-я команда 2-я команда 3-я команда 4-я команда 5-я команда … захотел по Европе проездиться … … и всё на свою сторону преклонять хотели … … только свой нос в лохматую бурку спустил… … стали показывать всякие удивления … … зачем государь англичан сожалел …

Задание «Почемучка» . Почему укушетка названа досадной? Почему писатель к слову мастера подобрал такие синонимы: искусники, хитрые мастера? Почему Лесков использовал слова пузичком, спинкою, бочком, а не пузом, спиною, боком, когда говорил о блохе?

Задание «Культуролог» Какая русская традиция описана Н. Лесковым? «У нас, когда человек хочет насчёт девушки обстоятельное намерение обнаружить, посылает разговорную женщину, и как она предлог сделает, тогда вместе в дом идут вежливо и девушку смотрят, не таясь, а при всей родственности».

Задание «Сказитель» Расскажите историю о блохе от имени… 1-я команда 2-я команда 3-я команда 4-я команда 5-я команда Императора Николая Павловича Платова англичан блохи левши

Приёмы комического у Н. Лескова Приведите примеры из текста следующих приёмов комического: игра слов, народная этимология, смешение смыслов в искажённых словах, ирония (употребление слова, под которым подразумевается противоположное значение), несоответствия, неожиданные эффекты, отклонения от нормы.

Левша Каков левша в вашем представлении? Опишите его внешность, создайте устный портрет.

Итоги Чем последняя глава отличается от остальных? Какова её основная мысль? Какое впечатление произвёл на вас сказ Н. Лескова?

Домашнее задание Выполнить творческое задание (с. 271). Подготовиться к контрольной работе по творчеству Н.А. Некрасова и Н.С. Лескова

Материалы А.Н. Замышляева. Литература. 6 кл. - Волгоград, 2014- стр. 140-144. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014- стр. 128-137. И.Л. Челышева. Литература. 6 кл. – Р.-на-Дону: Феникс, 2015- стр. 83-84 . Автор источника шаблона: Фокина Лидия Петровна.

Предварительный просмотр:

Тест.

Сказ «Левша».

  1. Что такое «складень»?

а) складная икона, в) платок,

б) складной нож, г) сапог.

  1. Что такое «озямчик»?

а) тулупчик,

б) крестьянская одежда вроде тулупа,

в) крестьянская одежда вроде куртки,

г) крестьянская одежда вроде пальто.

  1. Кому принадлежат слова: «Не порть мне политики!»?

а) государю Павлу Александровичу,

б) государю Николаю Павловичу,

в) государю Александру Павловичу,

г) Платову.

  1. «Государь посмотрел и видит: точно, лежит на серебряном подносе самая крошечная…»:

а) фигурка, б) блоха, в) игрушка, г) соринка.

  1. Сколько рублей дал Платов за работу Левше?

а) 50, б) 100, в) 200, г) 10.

  1. В какой город отправились мастера «пред иконой преклониться»?

а) в Тулу, б) в Москву, в) в Киев, г) в Мценск.

  1. В каком орехе «аглицкая блоха лежала»?

а) в золотом, в) в малахитовом,

  1. Как называется приём?

Насилу государь этот ключик ухватил и насилу его в щепотке мог удержать, а в другую щепотку блошку взял…

  1. Что означает слово дансе ?

Н.С. Лесков «Левша»

Вариант 2

  1. Как называется скрытая насмешка («Платов думает себе: «Вот, слава богу, всё благополучно: государь ничему не удивляется» )?
  2. Как называется форма речевого взаимодействия героя как обмен репликами?
  3. Назовите изобразительное средство:

… лежит на серебряном подносе самая крошечная соринка.

  1. Как называется приём?

… блоху в дар подали, а футляра на неё не принесли: без футляра же ни её, ни ключика держать нельзя… А футляр на неё у них сделан из цельного бриллиантового ореха… Этого они не подали, потому что футляр , говорят, будто казённый, а у них насчёт казённого строго…

  1. Что значить слово верояции ?

Ключ.

В. 1: 1 – сказ, 2 – семь, 3- эпитет, 4 – повтор, 5 – танец.

В. 2: 1 – ирония, 2 – диалог, 3 – эпитет, 4 – повтор, 5 – вариации.

Литература:

Е.Л. Ляшенко. Тесты по литературе: Изд-во «Экзамен», М., 2016- стр.33-34.


Николай Семенович Лесков «Как художник слова, Н.С.Лесков вполне достоин встать рядом с таким творцами литературы русской, каковы Толстой, Гоголь, Тургенев, Гогчаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту лбого из названных творцов Священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок ее, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и товарищей своих». М.Горький


Н.С. Лесков родился 16 февраля 1831 г. в с. Горохово Орловской губернии «Наш дом был в Орле на Третьей Дворянской улице и стоял третий по счету от берегового обрыва над рекою Орликом. Место довольно красиво». С г.г. Дом принадлежал дворянскому заседателю орловской судебной палаты Семену Дмитриевичу Лескову,отцу писателя. С 1974г. -дом-музей Лескова


Образование Н.С.Лескова Н.С. Лесков учился в Орловской гимназии, но ее не закончил, получив жалкое удостоверение, выданное ученику 3-го класса, закрывшее ему дорогу в университет и лицей. Позднее он не раз пожалел об этом: отсутствие дипломов доставило ему немало неприятностей.


Начало творческой деятельности Юность Лескова проходила в Киеве, который был его «житейской школой», служил чиновником на государственной и частной службе. «Он взялся за труд писателя зрелым человеком, превосходно вооруженным не книжным, а подлинным знанием жизни». М. Горький


Он «пронзил всю Русь» М.Горький «Я смело, даже, может быть, дерзко думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе это ни в какую заслугу. Я с народом был свой человек... Я стоял между мужиком и связанными на него розгами». Рабочий кабинет Н.С. Лескова в Орле.


Петербург На рубеже г.г. Лесков переезжает в Петербург, который с той поры становится главной «резиденцией» писателя вплоть до смерти. В Петербурге он обрастает многочисленными знакомствами, входит в ритм бурной столичной жизни, становится ведущим сотрудникомжурнала «Северная пчела».


Н.С. Лесков был великим тружеником, и его художественное, публицистическое и эпистолярное наследие поистине необозримо. Статьи против нигилистов и обличение нигилизма в романе «Никуда» обострило отношение Лескова с общественностью, которая призывала отлучить его от литературы, но это было невозможно: талант его с каждым годом набирал силу. Правда, печатался он только в журнале «Русский вестник». Прижизненное издание воспоминаний Лескова


Общение с Л.Н.Толстым В г.г. Лесков был близок с Толстым и его семьей. Многие его произведения, например «Пустоплясы», отмечены влиянием Толстого. «Я именно «совпал» с Толстым... Я ему не подражал, а я раньше его говорил то же самое, но только не речисто, неуверенно, робко и картаво».


«Праведники Лескова» «Сила моего таланта в положительных типах...Я, рисуя реально, всегда стараюсь найти частицу добра в описываемых лицах. Это я действительно, ищу, нахожу и отличаю всегда с усиленным старанием». «Пигмей», «Ангел» «Однодум» «Кадетский монастырь» «На краю света» «Соборяне» «Очарованный странник»


«Оригинальный, капризный,мятежный человек; оригинальный,причудливый, мощный и сочный талант». Л.Я. Гуревич 1878 г. - арестован 6-й том собрания сочинений, в кот. вошли «Мелочи жизни». Первый приступ гудной жабы на лестнице типографии. Эта болезнь станет причиной смерти через 5 лет г. - завершилась последняя служба в Ученом комитете Министерства народного просвещения.


Последний прижизненный портрет Лескова «Был у меня Третьяков и просил меня, чтобы я дал списать с себя портрет, для чего из Москвы прибыл художник Валент. Алекс. Серов. Сделаны 2 сеанса, и портрет, кажется, будет превосходным». Портрет Лескова, написанный за год до его смерти художником Серовым, находится в Третьяковской галерее.


Экспозиция дома-музея Лескова в Орле На протяжении 35-летнего литературного пути орловские впечатления питали творческое воображение писателя. «Я выдумываю тяжело и трудно, и поэтому я всегда нуждаюсь в живых лицах, которые могли заинтересовать меня своим духовным содержанием. Я старался воплотить их в рассказы, в основу которых тоже весьма часто клал действительное событие...»


Экспозиция дома-музея Лескова в Орле Страстный патриот, Лесков говорил, что «Орел вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их никакой другой город». Н.С.Лесков, И.С.Тургенев, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Братья Жемчужниковы, А.Н. Апухтин, Д.И.Писарев, Т.Н. Грановский, историк, Марко Вовчок. укр. писат. И.А.Бунин, Б.К.Зайцев. Л.Н.Андреев, И.А.Новиков, М.М.Пришвин и другие


Лесков о земляке И.С.Тургеневе Лесков трепетно относился к увековечиванию памяти своих великих земляков. В 1893 году, в год 75-летия и 10-летней годовщины со дня смерти Тургенева, обратился в редакцию газеты «Орловский вестник» состатьей «Тургеневский бережок». Он первым указал землякам место в городе, где следует соорудить памятник Тургеневу, «прославившему свою родину доброю славою во всем образованном мире».


Лесков умер 21 февраля 1895 г. Похороны были скромны и малолюдны. «На похоронах моих прошу никаких речей обо мне не говорить. Я знаю, что во мне было много дурного и что я никаких похвал и сожалений не заслуживаю. Кто хочет порицать меня, тот должен знать, что я сам себя порицал». Похоронен Лесков в Петербурге на Волковом кладбище


Мемориальная доска на доме- музее в Гастоломе Мало,кто мог предугадать посмертную славу Лескова и его популярность в ХХ веке. «Он прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется «душою народа», как бы поставил целью себе ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством». М. Горький Писатель, «жизнь потративший на то, чтобы создать «положительный тип русского человека», обладал вравом судить строго и гневно.


Памятник-ансамбль Н.С. Лескову в Орле В честь 150-летия писателя в1981 г.в Орле бы сооружен памятник-ансамбль Н.С.Лескову. Авторы:Ю.Г. Орехов, Ю.Ю.Орехов, архитекторы: В.А.Петербуржцев, А.В. Степанов. В центре 4-метровая фигура, отлитая в бронзе, установленная на постаменте из серого гранита. Вокруг, поднятые на колоннах на высоту человеческого роста, оживают герои лесковских произведений.


«Левша» Рядом «колдует» над наковальней с молоточком в руках тульский оружейник «косой левша». Мы видим тисочки и самовар символ города Тулы. А герой показан в тот момент, когда подковал удивительную заводскую блоху из «аглицкой вороненой стали, сработанную а Лондоне». Безымянного левшу смело можно причислить к иконостасу «святых и праведных земли Русской».


«Тупейный художник» Вот показывает своё мастерство тупейный художник (то есть гримёр, парикмахер), причёсывая актрису орловского крепостного театра графа Каменского. Любовь тупейного художника к крепостной актрисе заканчивается трагически: не избежал Аркадий пыток в графском застенке, а Люба насилия графа.


«Праведники» из «Соборян» «Соборяне» стали первой книгой Лескова, которая сделала Лескова знаменитым. «Я был глубоко убежден, что «без 3-х праведников несть граду стояния». И пошел я искать праведников». Три пророка-проповедника старгородского собора: Протопоп Савелий туберозов, Иерей Захарий Бенефактов, Дьякон Ахилла Десницын.


Очарованный странник и Грушенька А вот мы видим, как вьётся в огненном танце цыганка Грушенька, героиня повести «Очарованный странник». Опершись на гитару, восторженно смотрит на танцующую цыганку типический русский богатырь Иван Северьяныч Флягин воплощение могучих физических и нравственных сил нашего народа. Одно из очарований этого странника земли русской способность восхититься красотой и талантом.



Цели:

  • познакомить с биографией писателя; дать представление о жанре сказа;
  • развивать умение работы с текстом;
  • заинтересовать необычностью повествования;
  • воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: мультимедийная доска, карточки с кроссвордом.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

– Сегодня мы приступаем к знакомству с интереснейшим писателем, Николаем Семеновичем Лесковым и героями его произведения. (Приложение 1 , слайд 1) Я очень надеюсь, что вы не останетесь равнодушными к творчеству писателя, получите эстетическое наслаждение, познавая и открывая новое имя в литературе, а герои его произведений помогут вам найти жизненные ориентиры в этом огромном мире.

– Я приглашаю вас совершить путешествие в город Орел – город детства и юности Н.С.Лескова. Не выходя из класса, мысленно преодолевая время и расстояние, мы пройдем по местам, связанным с жизнью «самобытнейшего писателя русского», посетим дома, в которых он жил или бывал, полюбуемся видами, привлекшими его внимание.

Из черной рамы смотрит мне в глаза
Глазами жадными лицо Лескова,
Как затаенная гроза,
В изображенье умного Серова. (Приложение 1 , слайд 2)

2. Заочное путешествие в город Орел

– Итак, мы в родном городе Лескова – Орле, основанном у слиянии рек Оки и Орлик еще в 16 столетии Иваном Грозным как крепость, которая должна была защищать подступы к Москве. Страстный патриот родных мест, Лесков до глубины души любил и гордился своей малой Родиной.

Здесь, в Орле, был поставлен памятник Лескову, который не перестает восхищать орловцев и гостей города. (Приложение 1 , слайд 3) В центре – фигура писателя, отлитая в бронзе. «Умный, темпераментный, с колючими черными глазами, с душой сложной и причудливой, полной бунтующих страстей» – таким виделся Лесков современникам, таким изобразили его создатели памятника. А вокруг, поднятые на колоннах на высоту человеческого роста, оживают лесковские герои. (Приложение 1 , слайд 4)

Среди них и знакомый нам тульский оружейник Левша, он колдует над наковальней с молоточком в левой руке. Мы замечаем тисочки – рабочий инструмент Левши. Сам герой показан как раз в тот момент, когда сумел поковать удивительную заводную блоху из «аглицкой вороненой стали, сработанной в Лондоне». Колонна, на которую поднят Левша, единственная в ансамблевой композиции памятника имеет красивую кружевную резьбу. Это и понятно: Левша – олицетворение талантливости нашего народа.
Место, где возводили памятник, выбрано не случайно. Эта часть города связана с жизнью и творчеством Лескова. Будущий писатель жил неподалеку, в доме мещан Хлебниковых. Отсюда он ежедневно ходил на службу В Орловскую уголовную палату через речку Орлик мимо церкви. (Приложение 1 , слайд 5)

Рядом с памятником находится здание мужской гимназии. (Приложение 1 , слайд 6) Как вспоминает Лесков об учебе: «Кто нас учил и как нас учили – об этом смешно вспоминать… В орловской гимназии классные комнаты были до того тесны, духота была страшная, и мы сидели решительно один на другом. В числе наших учителей был Василий Александрович Функендорф, который часто, приходя в класс, засыпал, склоняя голову на стол, то вскакивая с линейкой в руках, бегал по классу, колотя нас кого попало и по какому попало месту». Неудивительно, что Лесков оставил гимназию, так и не закончив курса.

А это дом на Третьей Дворянской улице, где когда-то жил писатель, сейчас здесь дом-музей Н.С.Лескова. (Приложение 1 , слайд 7) Мы можем побывать в его рабочем кабинете, тщательно воссозданном по фотографии, сделанной 5 марта 1895 года. Кабинет отразил не только вкусы, пристрастия, но и характер своего хозяина. Комната пестрая, яркая, своеобразная. (Приложение 1 , слайд 8) Многочисленные старинные часы, которыми уставлена и увешана его комната, перекликаются каждые четверть часа. Бесчисленные портреты, картины в снимках и оригиналах, длинный, узкий образ Божьей Матери, висящий посреди стены – все это пестрело перед глазами со всех сторон. На столах – множество разноцветных ламп, масса безделушек, отдельно в маленьком футляре, простое, все испещренное отметками и заметками, Евангелие.

Кажется, что стены говорят: « …поработано, пописано, почитано. Пора и отдохнуть». И часы всякого вида и размера мирно поддакивают: «Да, пора, пора, пора». А птица в клетке задорно и резко кричит:»Повоюем еще, черт возьми…».

А в душу просятся строки орловского поэта Александра Бельского:

Дух вырос беспримерный
У тихих окских волн,
Своим осмыслен временем
Наполовину он.
С неправдой социальной
Художник был в борьбе,
Когда Левшу писал он,
Писал он о себе.
Рассказчик очарованный,
Великий фантазер,
Он и волшебник слова,
И слов гипнотезер.
И силы в нем такие,
И в нем талант такой –
Талант любить Россию,
Любить народ родной.

Лесков был глубоко убежден в том, что ни один русский город не может существовать, если в нем нет хотя бы трех праведников.
– Кто они, праведники, что это за люди?
По Лескову праведники – люди, прожившие жизнь, «не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не осудив пристрастного врага». А еще праведник – всегда патриот.
И пошел Лесков искать праведников по земле русской, и мы вместе с ним отправимся на поиски в произведение Н.С.Лескова – сказ «Левша».

3. Знакомство с новым литературным термином

Запись в тетради: Сказ – это жанр эпоса, опирающийся на народные предание и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.

– Какие элементы фольклора вы заметили в произведении?

4. Работа с иллюстрациями

– Сказ Лескова вызвал отклик известных иллюстраторов, обратимся и мы к иллюстрациям. Перед вами иллюстрация, которая была расположена со страничным заглавием книги. (Приложение 1 , слайд 9) Всмотритесь в иллюстрацию.

– Почему художник изобразил в заглавии портрет Левши?
– Как вы думаете, какие черты характера и внешности отображены?
– За каким делом изображен Левша?
– Что говорит о том, что Левша делает «посрамительную для аглицкой нации» работу? Какие инструменты изображены на рабочем столе мастера? Почему на столе нет микроскопа?

5. Работа с текстом произведения

– Но свое произведение Лесков начал не с истории о Левше. Давайте прочитаем начало произведения.
– Какие чувства вы испытываете, читая эти строки?
Отблеск русской славы окрашивает повествование: Россия – держава-победительница, русские воины в Отечественной войне 1812 года не только свое Отечество защитили, но и народам Европы освобождение принесли. Есть чем гордиться! Восхищаться! Есть чем подкрепить чувство национальной гордости. Можно представить себе, какое чувство гордости испытывает русский император, путешествуя по Европе.
– Как проявляет себя Александр I во время поездки? Соответствует ли это нашим читательским ожиданиям?
– Найдите в главе 1 слово, определяющее сущность характера императора? Как объясните вы это слово?
– Подберите эпитеты к образу русского императора.
– Последуем и мы за Александром I и посетим музей, в котором хранятся редкие вещи,т.е. кунсткамеру. Представьте, что вы экскурсоводы в музее, проведите экскурсию в кунсткамере. А поможет вам текст произведения и следующая иллюстрация. (слайд 10)

– А теперь я предлагаю вам побывать в роли переводчиков: вы должны «перевести» на современный русский язык следующие слова из лесковского произведения.

Аболон полведерский – Аполлон Бельведерский
Буреметры морские – барометры морские
Мерблюзьи мантоны – верблюжьи манто
Огромные бюстры – огромные бюсты
Преламут – перламутр
Верояции – вариации
Мелкоско п – микроскоп
Египетская керамида – египетская пирамида
Нимфозории – инфузории
Валдахин – балдахин
Смолевые непромокабли.

– Для чего Лесков «искажает» звучание этих слов?
– Действительно, многие сцены в произведении заставляют улыбнуться. Например, вот эта. (Приложение 1 , слайд 11)
– Какое название вы бы придумали для этой иллюстрации?
– Как изображены герои? как переданы настроение и поведение героев произведения?
– Часто ли вы улыбались, читая «Левшу»? Может, расскажете запоминающийся эпизод?
– А мне запомнился и понравился донской казак Платов, лежащий на «укушетке». Вспомните, какой эпитет «встал» рядом со словом «укушетка»? Почему именно этот? (слайд 12)
– Сопоставьте рисунок с заключительными строками 3-й главы. Что художник добавил нового?

6. Словарная работа

– Попробуйте угадать слова-предметы, относящие я к образу Платова. (см. Приложение 2 )

7. Проблемный вопрос

– Как вы думаете,схож ли Платов с Левшой? Можно ли его назвать праведником?

8. Подведение итогов

– Итак, ребята, сегодня на уроке мы познакомились с талантливым русским писателем, Н.С.Лесковым, попытались проникнуть в мир его героев, начали вести разговор о тульском мастере. Хочется верить, что герои Лескова найдут отклик в вашей душе. И вновь повторяю строки из стихотворения:

Когда писал Левшу он,
Писал он о себе.

Родился 4 февраля (16 февраля) 1831 года в селе Горохове Орловской губернии в семье следователя и дочери обедневшего дворянина. У них было пятеро детей, Николай был старшим ребенком. Детство писателя прошло в городе Ореле. После ухода отца с должности, семья переезжает из Орла в село Панино. Здесь и началось изучение и познание Лесковым народа.

Образование и карьера

В 1841 году в возрасте 10 лет Лесков поступил в Орловскую гимназию. С учебой у будущего писателя не складывалось – за 5 лет учебы он окончил всего 2 класса. В 1847 году Лесков благодаря помощи друзей отца устроился на работу в Орловскую уголовную палату суда канцелярским служащим. В шестнадцатилетнем возрасте произошли трагические события, о которых стоит упомянуть даже в краткой биографии Лескова – от холеры умер отец, а все имущество сгорело при пожаре.

В 1849 Лесков при помощи дяди-профессора перевелся в Киев чиновником казенной палаты, где позже получил должность столоначальника. В Киеве у Лескова появился интерес к украинской культуре и великим писателям, живописи и архитектуре старого города.

В 1857 Лесков ушел с работы и поступил на коммерческую службу в большую сельскохозяйственную компанию своего дяди-англичанина, по делам которой за три года объездил большую часть России. После закрытия фирмы, в 1860 году вернулся в Киев.

Творческая жизнь

1860 год считают началом творческого Лескова-писателя, в это время он пишет и публикует статьи в различные журналы. Через полгода он переезжает в Санкт-Петербург, где планирует заниматься литературной и журналистской деятельностью.

В 1862 году Лесков стал постоянным сотрудником газеты “Северная пчела”. Работая в ней корреспондентом, посетил Западную Украину, Чехию и Польшу. Ему была близка и симпатична жизнь западных народов-побратимов, потому он углубился в изучение их искусства и быта. В 1863 году Лесков вернулся в Россию.

Долго изучая и наблюдая за жизнью русского народа, сочувствуя его горестям и нуждам, из-под пера Лескова выходят рассказы “Погасшее дело” (1862), повести “Житие одной бабы”, “Овцебык” (1863), “Леди Макбет Мценского уезда” (1865).

В романах “Некуда” (1864), “Обойденные” (1865), “На ножах” (1870) писатель раскрыл тему неготовности России к революции. Максим Горький сказал «…после злого романа „На ножах“ литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, - он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников».

Имея разногласия с революционными демократами, Лескова отказывались публиковать многие журналы. Единственным, кто печатал его работы, был Михаил Катков, редактор журнала “Русский вестник”. Лескову с ним было невероятно сложно работать, редактор правил практически все произведения писателя, а некоторые и вовсе отказывался печатать.

В 1870 - 1880 он написал романы “Соборяне” (1872), “Захудалый род” (1874), где раскрыл национальную и историческую проблематику. Роман “Захудалый род” не был дописан Лесковым из-за разногласий с издателем Катковым. Также в это время он написал несколько повестей: “Островитяне”(1866), «Очарованный странник» (1873), “Запечатленный ангел”(1873). К счастью, “Запечатленного ангела” не коснулась редакторская правка Михаила Каткова.

В 1881 году Лесков написал рассказ “Левша” (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе) – старинной легенде о мастерах оружейного дела.

Повесть “Заячий ремиз”(1894) была последним большим произведением писателя. В нем он критиковал политическую систему России того времени. Повесть была опубликована лишь в 1917 году после Революции.

Лев Толстой говорил о Николае Семеновиче Лескове как о «самом русском из наших писателей», Антон Чехов , наряду с Иваном Тургеневым , считал его одним из своих главных наставников.

Личная жизнь писателя

Личная жизнь в биографии Николая Лескова складывалась не очень удачно. Первой женой писателя в 1853 году стала дочь киевского коммерсанта Ольга Смирнова. У них было двое детей – первенец, сын Митя, который умер в младенчестве, и дочь Вера. Жена заболела психическим расстройством и лечилась в Петербурге. Брак распался.

В 1865 году Лесков жил с вдовой Екатериной Бубновой. У пары появился сын Андрей (1866-1953). Со второй женой он разошелся в 1877 году.

Последние годы

Последние пять лет жизни Лескова мучали приступы астмы, от которой впоследствии он и скончался. Умер Николай Семенович 21 февраля (5 марта) 1895 года в Санкт-Петербурге. Похоронили писателя на Волковском кладбище.

Хронологическая таблица

  • В биографии Лескова интересных фактов из жизнисобрано немало. К примеру, он был идейным вегетарианцем. Он верил в то, что убивать животных нельзя. И даже одним из первых предложил создать специальную книгу с рецептами для вегетарианцев.
  • посмотреть все

 

 

Это интересно: