→ Похороны на 3 день. Правильный порядок действий во время организации похорон человека

Похороны на 3 день. Правильный порядок действий во время организации похорон человека

Приметы после похорон и во время них соблюдаются не одну сотню лет. Считается, что пренебрежительное отношение к ним может грозить неприятными последствиями, вплоть до наведения на самого себя порчи.

В статье:

Приметы после похорон, до и во время погребения

Существует множество примет, которые предписывают родственникам покойного и всем остальным, кто пришел проводить его в последний путь, как вести себя на похоронах, и что нельзя делать. Часть из них потеряна в прошлом и до наших дней не дошла, но много примет, связанных с похоронами, соблюдается и по сей день.

Несоблюдение большинства суеверий и примет грозит серьезными последствиями - от болезней до летального исхода. Энергетика смерти - очень тяжелая, и ошибок она не прощает. Поэтому постарайтесь запомнить и соблюдать приметы во время похорон.

В прошлом все знали и соблюдали . Современные же люди мало задумываются о том, как правильно организовать погребение и что вообще делать. Сложно найти представителя современной молодежи, которые бы имели такие знания, поэтому за тем, что происходит во время погребения, обычно следят люди постарше. Но это не значит, что вам не нужно перенимать этот опыт.

Суеверия, связанные с похоронами - в доме

Даже во время существования многочисленных ритуальных контор немалая часть организационных вопросов лежит на родственниках умершего человека. Есть много моментов, которые необходимо учитывать.

Покойника нельзя оставлять одного, не только в доме, но даже в комнате. Рядом с гробом постоянно кто-то должен находиться. Этому есть множество причин. Предметы, связанные с покойным, имеют большую магическую силу. Иногда их стремятся украсть те, кому необходимы эти вещи для ритуалов. Следует стараться, чтобы это не попало в плохие руки. Церковь же считает, что душе умершего нужна молитвенная поддержка, поэтому нужно читать псалмы и . Кроме этого, оставить без присмотра - это неуважительно.

Есть и еще одна причина этому. У умершего могут открываться глаза, и тот, на кого упадет его взгляд, скоро умрет. Для того, чтобы не допустить этого, возле гроба должен находиться тот, кто закроет глаза мертвому в случае, если они откроются.

Возможно Вас заинтересует статья: приметы если .

Сразу же после смерти следует позавешивать все зеркальные поверхности непрозрачной тканью. Это нужно, чтобы душа покойного не провалилась в зеркальный мир вместо загробного. На протяжении сорока суток не открывают зеркал, ведь все это время дух находится в родных для него местах.

Предмет мебели, на котором стоял гроб, следует перевернуть вверх ногами, когда его повезут на кладбище. Поставить его обратно можно только про прошествии суток. Если проигнорировать такую примету, умерший может вернуться в виде духа. Чтобы не допустить накопления негативной энергии смерти, следует положить на месте гроба топор.

Фотографии к покойнику не кладутся ни в коем случае, иначе изображенные на ней умрут. Так можно навести порчу и сжить врага со свету. Впрочем, к фотографиям уже умерших (например, родителей покойного) это не относится.

Вода, которой мыли умершего, выливается в безлюдных местах. Так вы не допустите ее использования в магии, ведь для добрых дел такой водой не пользуются. Все, что было связано с мертвым – расческа, мыло, использованное для обмывания, жгуты, для связывания рук и подобные вещи - кладется в гроб. Пользуются такими вещами только для наведения порчи.

Когда у покойника теплятся ноги до самого погребения - это предвестье скорой гибели кого-то из проживающих в доме. Во избежание этого, мертвеца следует задобрить, положив в гроб хлеб да соль.

Пока в жилье есть умерший, нельзя заметать, так можно «вымести» на кладбище всех, кто тут проживает. А вот когда его увезут хоронить, должен остаться человек, который подметет и вымоет пол, чтобы выгнать из жилья смерть. Инструменты для такой уборки сразу же уносят из помещения и где-нибудь выбрасывают, хранить их и использовать нельзя.

Обязательно следует оставить в гробу новый носовой платочек, чтобы умершему было чем во время суда вытирать пот. Очки, протезы и подобные вещи также кладите внутрь гроба - личные вещи должны отправиться в иной мир вместе с владельцем.

Если возле вас проходят похороны, а кто-то из членов вашей семьи спит, обязательно разбудите, ведь в спящего человека может влезть душа умершего. Не все покойники спокойно принимают то, что им больше не жить, и пытаются остаться в мире живых. Особенно следует беспокоиться за детей и не давать им спать во время похорон. А если ваш ребенок в это время ест, ставьте под колыбель воду.

В комнату, где находится гроб, нельзя пускать собак и кошек. Они могут побеспокоить его дух. Запрыгнувший в гроб . Вой и мяуканье пугают мертвых.

Возле порога дома с покойником, кладутся еловые ветки, чтобы родственники и друзья, которые пришли почтить память, не унесли смерть в свое жилище.

Нельзя спать в помещении с умершим. Если это случилось, с утра нужно съесть лапшу на завтрак.

Обмывают мертвых только вдовы. Обмыть и одеть в чистое нужно до того, как остынет тело. Зато после подобного занятия можно сделать обряд, чтоб руки никогда не мерзли. Для этого из щепок и прочих деревянных остатков, из которых делался гроб, возжигают небольшой костёр и все участники обмывания греют над ним руки.

Почему нельзя смотреть через окно на похороны

Если возле вас проходят похороны, нельзя смотреть в окно, иначе пойдете следом. Имеется такая примета, однако мало кто точно знает, почему нельзя смотреть через окно на похороны. Считается, что некоторое время душа усопшего находится рядом с телом, которое, как известно, во время похорон находится в гробу. Она испытывает дискомфорт от пристального разглядывания через оконное стекло, и, даже если хоронят во всех смыслах хорошего и незлобливого человека, его дух может отомстить за такую невежливость.

Известно, как может отомстить дух покойного - утащить с собой в мир мертвых. Старики утверждают, что если смотреть в окно на похороны или покойника вообще, можно серьезно заболеть. Эта болезнь может привести к летальному исходу. Особенно это поверье касается детей, энергетическая защита которых слабее, чем у взрослых. Справиться с ребенком мстительный дух сможет гораздо быстрее.

Если взгляд на покойного был случайным, что совсем не редкость, в старину тут же отводили взгляд и осеняли себя крестным знамением трижды, а также мысленно желали Царствия небесного усопшему и молились о его душе. Если у вас появилось желание посмотреть на похоронную процессию, нужно выйти за дверь квартиры или калитку и смотреть с улицы. У многих появляется такое желание, и ничего дурного в сочувствии даже незнакомому человеку нет.

Плохие приметы на похоронах - на улице и на кладбище

Ни при каких условиях не переходите путь похоронной процессии. Как правило, тех, кто не соблюдает этого правила, ожидает тяжелая болезнь. Допустить подобное сложно.

Некоторые считают, что если перейти дорогу погребальной процессии, можно умереть по тем же причинам, по которым умер тот, кого хоронили.

Если могила вырыта слишком больших размеров, это может грозить смертью еще одному члену семьи. Подобное значение придается забытой в доме крышке гроба. Не следует допускать этого.

Нельзя нести гроб родственникам. Это должны делать друзья, коллеги, соседи или люди из ритуального агентства - кто угодно, кроме родни. Иначе покойный может забрать их с собой. Люди, которые несут гроб, должны повязать на руку новое полотенце.

Задумывались ли вы, зачем каждый, кто пришел на похороны, бросает на гроб горсть земли? Для того, чтобы призрак не мог приходить по ночам.

Закрывать крышку гроба можно только на кладбище. Если сделать это дома, смерть придет в семью умершего и к тем, кто заколотит гроб.

Когда выносят гроб, нельзя заглядывать в окна - не важно, свои или чужие, иначе притянете в этот дом смерть. Для того, чтобы никто из родни умершего не умер в скором времени, не оборачиваются назад.

Нельзя идти перед гробом - это к смерти.

Если при выкапывании могилы натыкаются на то, что осталось от старой – кости, например, это предвещает покойному хорошую жизнь на том свете и означает, что его дух не будет беспокоить живых.

Перед тем, как опустить гроб в землю, туда кидают монеты на выкуп места на том свете.

Приметы и суеверия на похоронах - после погребения

Во время поминок, как правило, ставят фото покойника, а возле него – стаканчик с водкой (иногда с водой) и кусок хлеба. Тот, кто выпьет эту водку или съест хлеб мертвого, заболеет и умрет. Даже животным нельзя отдавать.

После того, как вернетесь с похорон, обязательно согрейте руки живым огнем или вымойте их в горячей воде. Так вы обезопасите себя от ранней смерти. Многие вместо этого трогают печь или зажигают свечи, чтобы сжечь все, чего можно было нахвататься на похоронах.


Нельзя плакать по умершему слишком много, иначе он утонет в ваших слезах на том свете.

У каждого человека есть любимые места. Оставляйте там воду, ведь душа еще некоторое время находится среди живых, и время от времени ей нужна вода. Пусть она стоит сорок дней, время от времени доливайте. Столько же нельзя пить родне умершего, а также должна гореть лампадка.

Уходить с кладбища следует, не озираясь назад. На выходе вытирают ноги.

Образ, который стоял перед умершим, нужно пустить по воде. Едут к реке и кладут на воду, чтобы плыла. Хранить ее нельзя, выкидывать тоже, вода - единственный способ избавиться от иконы так, чтобы это не принесло беду. Во всех других случаях относите иконы в церковь, там решат, что с ними делать.

Если были куплены лишние принадлежности для погребения, их кладут в гроб или оставляют на кладбище. Можно и потом унести, если проворонили этот момент. Можно не считать количество венков и лент к ним, но они останутся на кладбище в любом случае.

Мы так привыкли к тому, что похороны совершают на третий день, что малейшее изменение этого обычая вызывает множество вопросов. Но исследование этого вопроса приводит нас к неожиданным выводам.

Конечно, у нас нет церковных или государственных установлений, которые бы регламентировали порядок и сроки похорон. Нет такой регламентации и в общехристианских установлениях. Поэтому мы можем воспользоваться имеющимися указаниями на смерть в летописях и иных источниках. Некоторые сведения мы можем почерпнуть из воспоминаний западных путешественников, которые описывали обычаи московитов. Но, даже если указывается день смерти, лишь в нескольких случаях мы имеем сведения о времени самих похорон. За период ХI-ХVII вв. их чуть более сорока. Появление этой даты было связано с некоей задержкой похорон, связанной с перемещением тела, смутой, или иными обстоятельствами. Иногда дата похорон выделялась для придания повествованию большей подробности. Но даже из весьма ограниченного материала можно сделать определенные выводы. В большинстве случае похороны проходили в ближайшее время после времени смерти, в течение дня, или на следующий день после смерти.

В остальных случаях удлинение времени до предания земле связаны с перемещением усопших к месту своего захоронения. Хотя известны и другие причины переноса похорон. В 1473 г. похороны князя Юрия Васильевича были отложены из-за отсутствия в Москве великокняжеской семьи. Юрий Васильевич умер 12 сентября, в субботу. Великий князь вернулся в Москву 16 сентября, в среду. В тот же день, немедленно по приезду великого князя, состоялось погребение. В 1175 г. тело Андрея Боголюбского было на следующий день после убийства положено в церковь, где оно лежало два дня и две ночи, так как смута в городе не позволяла произвести погребение.

«И так положил его в притворе, накрыв плащом, и лежало тут тело два дня и две ночи. На третий день пришел козьмодемьянский игумен Арсений и сказал: «Хотя мы и долго ждали старших игуменов, но долго ли этому князю лежать так? Отоприте мне церковь, отпою его и положим в гроб. А когда уляжется эта смута, то, придя из Владимира, перенесут туда князя». И пришли клирошане боголюбские, взявши тело его, в церковь внесли и вложили в каменный гроб, отпев над ним погребальные песни с игуменом Арсением вместе». (Повесть об убиении Андрея Боголюбского).

В традиции Киево-Печерского монастыря важным считалось скорое погребение усопшего. Так Феодосий Печерский рано утром 3 мая 1074 г., перед самой своей смертью, счел необходимым указать братии монастыря: «В ночь похороните тело мое», что и было исполнено монахами. А в Патерике этого монастыря есть несколько рассказов о чудесах, связанные со временем похорон. Первый рассказ говорит об Афанасии Затворнике. Сам Афанасий был монахом строгой жизни, но он заболел и умер. Тело его омыли, приготовили к погребению, но так как он был очень беден, то монахи в небрежении не похоронили его, оставив лежать в кельи. Так усопший и пролежал два дня без погребения. Ночью игумену обители было явление — он слышал голос, который говорил: «Человек Божий Афанасий два дня лежит непогребенным, а ты об этом не заботишься». Как только наступило утро, игумен с братиею поспешили к умершему, чтобы исправить свою оплошность и совершить его погребение, но вдруг увидели его воскресшим.

В другом рассказе, о преподобном Марке пещернике рассказывается о двух случаях, когда этот святой подвижник не успевал сделать место для погребения усопших братий монастыря в день их смерти. В первом случае могила была столь узкой и нерасширенной, что не позволяла ни поправить одежды на усопшем, ни возлить елей. Тогда Марк сказал мертвому: «Так как тесна могила эта, брат, окропись сам: возьми елей и возлей на себя». Мертвый же, приподнявшись немного, протянул руку, взял елей и возлил себе крестообразно на грудь и на лицо, потом отдал сосуд и перед всеми сам оправил на себе одежды, лег и снова умер. В следующий раз тот же монах Марк, не успевая закончить своей работы, попросил мертвого воскреснуть и прожить еще сутки.

Потом другой брат, после долгой болезни, умер. Некто из друзей его отер тело губкой и пошел в пещеру посмотреть могилу, где будет лежать тело друга его, и спросил он о ней блаженного. Преподобный же Марк ответил ему: «Брат, пойди, скажи брату: «Подожди до завтра, я выкопаю тебе могилу, тогда и отойдешь от жизни на покой». Пришедший же брат сказал ему: «Отче Марко, я уже губкой отер мертвое тело его, кому мне велишь говорить?» Марк же опять сказал: «Видишь, могила не докончена. И как велю тебе, иди и скажи умершему: «Говорит тебе грешный Марко: брат, поживи еще этот день, а завтра отойдешь к возлюбленному Господу нашему. Когда я приготовлю место, куда положить тебя, то пришлю за тобой».

Послушался пришедший брат преподобного, и когда пришел в монастырь, то нашел братию совершающей обычное пение над умершим. Он же, став пред мертвым, сказал: «Говорит тебе Марко, что не приготовлена еще для тебя могила, брат, подожди до завтра». Удивились все словам таким. Но только что произнес их пред всеми пришедший брат, тотчас мертвый открыл глаза и душа его возвратилась в него, весь тот день и всю ночь пробыл он с открытыми глазами, но никому ничего не говорил.

На другой день тот брат, который ходил к Марку, пошел в пещеру, чтобы узнать, готово ли место. Блаженный же сказал ему: «Пойди и скажи умершему: «Говорит тебе Марко — оставь эту временную жизнь и перейди в вечную, вот уже место готово для принятия тела твоего, предай Богу дух свой, а тело твое положено будет здесь, в пещере, со святыми отцами». Пришел брат, сказал все это ожившему, и тот пред всеми, пришедшими посетить его, тотчас сомкнул глаза и испустил дух. И положили его честно, в предназначенном ему месте в пещере. И дивились все такому чуду: как по одному слову блаженного ожил мертвец и по повелению его снова преставился.

Сходный сюжет находим в «Слове о князьях» — произведении второй половины XII века. Согласно этому тексту, после смерти князя Давыда Святославича его перенесли в построенную им церковь Бориса и Глеба. Отпел епископ князя, а гроб ему еще не был готов. Сказал тогда епископ: «Уже солнце заходит, — завтра похороним его». Услышав эти слова, сидящие у князя вышли и, вернувшись назад в церковь, поведали епископу: «Солнце не заходит, но во едином месте стоит». Подивился епископ и восхвалил Бога. Когда камень сровняли и положили князя в гроб, — тогда солнце зашло.

Как мы можем увидеть, данные чудеса совершаются для того, чтобы соблюсти суточный срок между смертью и погребением. При этом сам срок воспринимается как некая норма и случаи длительного разрыва между смертью и похоронами воспринимаются как отступления от данной нормы. Остается задать вопроса, на чем же могла базироваться данная норма. Надо сказать, что быстрые похороны присущи различным религиозным традициям. В этом сказывалось как архаичная боязнь смерти и мертвого человека, так и меры элементарной предосторожности, особенно в жарких странах, где тело усопшего достаточно быстро начинало разлагаться. Но для христианина есть тот образец, который задает ориентир в жизни верующего — это земная жизнь Иисуса Христа. Смерть Господа на Кресте является ключевым событием мировой истории и ориентация на него может быть прослежена во многих произведениях как общехристианской, так и древнерусской литературы. Захоронение тела Христа состоялось в соответствии с требованиями иудейской религии, в день его смерти, т. е. менее чем через сутки. Возможно, что именно ориентацией на этот значимый образец вызвано восприятие краткого, в течение суток, срока погребения, как нормы.
Творцом новой традиции трехдневного срока между смертью и погребением является Петр Первый. 28 января 1704 г. вышел указ императора о порядке погребения умерших. В нем говорилось:

«Умерших всяких чинов мужеска и женска пола, которые будут надлежать к погребению у святых церквей, и тех до трех дней не погребать, а выносить их из домов в церкви, и в третий день их погребать по обыкновению».

Данный указ предписывает не погребать усопших прежде третьего дня. При этом требуется нахождение тела усопшего во время промежутка до похорон в храме. Как видно, Петр I законодательно вводит новую норму, отходя от предыдущего обычая, погребать тело в течение суток после смерти. В самом указе никак не объясняются причины его появления. Но можно говорить, что царь не стремился соблюсти традиции русского Православия. Цель у этого указа была иная. Возможно, что выяснить причины этой новации Петра I помогут более поздние этапы законотворчества. В «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» — первом уголовном кодексе Российской империи, подписанном императором Николаем I в 1845 году в статье 1081 трехдневный срок между смертью и похоронами также вводится как обязательный. Текст статьи разъясняет причину столь жесткой регламентации срока похорон. Если человек будет похоронен раньше трехдневного срока и: «… впоследствии окажется, что похороненный таким образом человек находился в летаргическом сне или в припадке оцепенения, принятом за смерть, и умер от преждевременного погребения, то виновный в сем приговаривается...» и дальше приводиться перечень наказаний.

Объяснением нормы погребения на третий день является опасение похоронить человека еще живого. Думается, что плодотворно будет сравнить этот факт с наблюдениями французского исследователя Филиппа Арьеса. Он отмечает, что уже со второй половины XVII века, а особенно в XVIII — первой половине XIX века на западе Европы умами овладевает, по его определению, «всеобщая паника», «страх быть похороненным заживо, очнуться от долгого сна на дне могилы». В обществе начинает распространяться множество историй об оживших покойниках. Эти страхи проникли и в Россию. Известно, что страх быть похороненным заживо преследовал Н.В. Гоголя. «Мнимая смерть» как литературный мотив используется в таких широко известных и вроде бы далеких от нашей темы произведениях, как сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и другие. Летаргия стала «общим местом» культуры.

Приведенный выше текст «Уложения о наказаниях» позволяет утверждать, что именно эта фобия, охватившая всю Европу, стала причиной жесткой регламентации срока похорон в российском законодательстве середины XIX века. Срок в три дня восходил, безусловно, к приведенному выше Указу Петра I от 28 января 1704 г. Но не исключено, что и сам этот указ был вызван теми же причинами. А трехдневный срок до похорон преследовал цель наглядно увидеть, что человек умер. К третьему дню необратимые изменения тела усопшего будут уже явно видны. И именно этот факт неопровержимо указывает на действительную смерть. И здесь указ Петра I почти на столетие опередил появления моргов, специальных хранилищ, где тела усопших оставались вплоть до начала разложения. Так церковь выполняла не только функции современных ЗАГСов, но и моргов.

Тем не менее, к концу XIX века страхи мнимой смерти сошли на нет, но процесс сакрализации трехдневного срока похорон зашел так далеко, что он стал общепринятой нормой.

Мы так привыкли к тому, что похороны совершают на третий день, что малейшее изменение этого обычая вызывает множество вопросов. Но исследование этого вопроса приводит нас к неожиданным выводам.

Конечно, у нас нет церковных или государственных установлений, которые бы регламентировали порядок и сроки похорон. Нет такой регламентации и в общехристианских установлениях. Поэтому мы можем воспользоваться имеющимися указаниями на смерть в летописях и иных источниках. Некоторые сведения мы можем почерпнуть из воспоминаний западных путешественников, которые описывали обычаи московитов. Но, даже если указывается день смерти, лишь в нескольких случаях мы имеем сведения о времени самих похорон. За период ХI-ХVII вв. их чуть более сорока. Появление этой даты было связано с некоей задержкой похорон, связанной с перемещением тела, смутой, или иными обстоятельствами. Иногда дата похорон выделялась для придания повествованию большей подробности. Но даже из весьма ограниченного материала можно сделать определенные выводы. В большинстве случае похороны проходили в ближайшее время после времени смерти, в течение дня, или на следующий день после смерти.

В остальных случаях удлинение времени до предания земле связаны с перемещением усопших к месту своего захоронения. Хотя известны и другие причины переноса похорон. В 1473 г. похороны князя Юрия Васильевича были отложены из-за отсутствия в Москве великокняжеской семьи. Юрий Васильевич умер 12 сентября, в субботу. Великий князь вернулся в Москву 16 сентября, в среду. В тот же день, немедленно по приезду великого князя, состоялось погребение. В 1175 г. тело Андрея Боголюбского было на следующий день после убийства положено в церковь, где оно лежало два дня и две ночи, так как смута в городе не позволяла произвести погребение.

«И так положил его в притворе, накрыв плащом, и лежало тут тело два дня и две ночи. На третий день пришел козьмодемьянский игумен Арсений и сказал: «Хотя мы и долго ждали старших игуменов, но долго ли этому князю лежать так? Отоприте мне церковь, отпою его и положим в гроб. А когда уляжется эта смута, то, придя из Владимира, перенесут туда князя». И пришли клирошане боголюбские, взявши тело его, в церковь внесли и вложили в каменный гроб, отпев над ним погребальные песни с игуменом Арсением вместе». (Повесть об убиении Андрея Боголюбского).

В традиции Киево-Печерского монастыря важным считалось скорое погребение усопшего. Так Феодосий Печерский рано утром 3 мая 1074 г., перед самой своей смертью, счел необходимым указать братии монастыря: «В ночь похороните тело мое», что и было исполнено монахами. А в Патерике этого монастыря есть несколько рассказов о чудесах, связанные со временем похорон. Первый рассказ говорит об Афанасии Затворнике. Сам Афанасий был монахом строгой жизни, но он заболел и умер. Тело его омыли, приготовили к погребению, но так как он был очень беден, то монахи в небрежении не похоронили его, оставив лежать в кельи. Так усопший и пролежал два дня без погребения. Ночью игумену обители было явление — он слышал голос, который говорил: «Человек Божий Афанасий два дня лежит непогребенным, а ты об этом не заботишься». Как только наступило утро, игумен с братиею поспешили к умершему, чтобы исправить свою оплошность и совершить его погребение, но вдруг увидели его воскресшим.

В другом рассказе, о преподобном Марке пещернике рассказывается о двух случаях, когда этот святой подвижник не успевал сделать место для погребения усопших братий монастыря в день их смерти. В первом случае могила была столь узкой и нерасширенной, что не позволяла ни поправить одежды на усопшем, ни возлить елей. Тогда Марк сказал мертвому: «Так как тесна могила эта, брат, окропись сам: возьми елей и возлей на себя». Мертвый же, приподнявшись немного, протянул руку, взял елей и возлил себе крестообразно на грудь и на лицо, потом отдал сосуд и перед всеми сам оправил на себе одежды, лег и снова умер. В следующий раз тот же монах Марк, не успевая закончить своей работы, попросил мертвого воскреснуть и прожить еще сутки.

Потом другой брат, после долгой болезни, умер. Некто из друзей его отер тело губкой и пошел в пещеру посмотреть могилу, где будет лежать тело друга его, и спросил он о ней блаженного. Преподобный же Марк ответил ему: «Брат, пойди, скажи брату: «Подожди до завтра, я выкопаю тебе могилу, тогда и отойдешь от жизни на покой». Пришедший же брат сказал ему: «Отче Марко, я уже губкой отер мертвое тело его, кому мне велишь говорить?» Марк же опять сказал: «Видишь, могила не докончена. И как велю тебе, иди и скажи умершему: «Говорит тебе грешный Марко: брат, поживи еще этот день, а завтра отойдешь к возлюбленному Господу нашему. Когда я приготовлю место, куда положить тебя, то пришлю за тобой».

Послушался пришедший брат преподобного, и когда пришел в монастырь, то нашел братию совершающей обычное пение над умершим. Он же, став пред мертвым, сказал: «Говорит тебе Марко, что не приготовлена еще для тебя могила, брат, подожди до завтра». Удивились все словам таким. Но только что произнес их пред всеми пришедший брат, тотчас мертвый открыл глаза и душа его возвратилась в него, весь тот день и всю ночь пробыл он с открытыми глазами, но никому ничего не говорил.

На другой день тот брат, который ходил к Марку, пошел в пещеру, чтобы узнать, готово ли место. Блаженный же сказал ему: «Пойди и скажи умершему: «Говорит тебе Марко — оставь эту временную жизнь и перейди в вечную, вот уже место готово для принятия тела твоего, предай Богу дух свой, а тело твое положено будет здесь, в пещере, со святыми отцами». Пришел брат, сказал все это ожившему, и тот пред всеми, пришедшими посетить его, тотчас сомкнул глаза и испустил дух. И положили его честно, в предназначенном ему месте в пещере. И дивились все такому чуду: как по одному слову блаженного ожил мертвец и по повелению его снова преставился.

Сходный сюжет находим в «Слове о князьях» — произведении второй половины XII века. Согласно этому тексту, после смерти князя Давыда Святославича его перенесли в построенную им церковь Бориса и Глеба. Отпел епископ князя, а гроб ему еще не был готов. Сказал тогда епископ: «Уже солнце заходит, — завтра похороним его». Услышав эти слова, сидящие у князя вышли и, вернувшись назад в церковь, поведали епископу: «Солнце не заходит, но во едином месте стоит». Подивился епископ и восхвалил Бога. Когда камень сровняли и положили князя в гроб, — тогда солнце зашло.

Как мы можем увидеть, данные чудеса совершаются для того, чтобы соблюсти суточный срок между смертью и погребением. При этом сам срок воспринимается как некая норма и случаи длительного разрыва между смертью и похоронами воспринимаются как отступления от данной нормы. Остается задать вопроса, на чем же могла базироваться данная норма. Надо сказать, что быстрые похороны присущи различным религиозным традициям. В этом сказывалось как архаичная боязнь смерти и мертвого человека, так и меры элементарной предосторожности, особенно в жарких странах, где тело усопшего достаточно быстро начинало разлагаться. Но для христианина есть тот образец, который задает ориентир в жизни верующего — это земная жизнь Иисуса Христа. Смерть Господа на Кресте является ключевым событием мировой истории и ориентация на него может быть прослежена во многих произведениях как общехристианской, так и древнерусской литературы. Захоронение тела Христа состоялось в соответствии с требованиями иудейской религии, в день его смерти, т. е. менее чем через сутки. Возможно, что именно ориентацией на этот значимый образец вызвано восприятие краткого, в течение суток, срока погребения, как нормы.
Творцом новой традиции трехдневного срока между смертью и погребением является Петр Первый. 28 января 1704 г. вышел указ императора о порядке погребения умерших. В нем говорилось:

«Умерших всяких чинов мужеска и женска пола, которые будут надлежать к погребению у святых церквей, и тех до трех дней не погребать, а выносить их из домов в церкви, и в третий день их погребать по обыкновению».

Данный указ предписывает не погребать усопших прежде третьего дня. При этом требуется нахождение тела усопшего во время промежутка до похорон в храме. Как видно, Петр I законодательно вводит новую норму, отходя от предыдущего обычая, погребать тело в течение суток после смерти. В самом указе никак не объясняются причины его появления. Но можно говорить, что царь не стремился соблюсти традиции русского Православия. Цель у этого указа была иная. Возможно, что выяснить причины этой новации Петра I помогут более поздние этапы законотворчества. В «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» — первом уголовном кодексе Российской империи, подписанном императором Николаем I в 1845 году в статье 1081 трехдневный срок между смертью и похоронами также вводится как обязательный. Текст статьи разъясняет причину столь жесткой регламентации срока похорон. Если человек будет похоронен раньше трехдневного срока и: «… впоследствии окажется, что похороненный таким образом человек находился в летаргическом сне или в припадке оцепенения, принятом за смерть, и умер от преждевременного погребения, то виновный в сем приговаривается...» и дальше приводиться перечень наказаний.

Объяснением нормы погребения на третий день является опасение похоронить человека еще живого. Думается, что плодотворно будет сравнить этот факт с наблюдениями французского исследователя Филиппа Арьеса. Он отмечает, что уже со второй половины XVII века, а особенно в XVIII — первой половине XIX века на западе Европы умами овладевает, по его определению, «всеобщая паника», «страх быть похороненным заживо, очнуться от долгого сна на дне могилы». В обществе начинает распространяться множество историй об оживших покойниках. Эти страхи проникли и в Россию. Известно, что страх быть похороненным заживо преследовал Н.В. Гоголя. «Мнимая смерть» как литературный мотив используется в таких широко известных и вроде бы далеких от нашей темы произведениях, как сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и другие. Летаргия стала «общим местом» культуры.

Приведенный выше текст «Уложения о наказаниях» позволяет утверждать, что именно эта фобия, охватившая всю Европу, стала причиной жесткой регламентации срока похорон в российском законодательстве середины XIX века. Срок в три дня восходил, безусловно, к приведенному выше Указу Петра I от 28 января 1704 г. Но не исключено, что и сам этот указ был вызван теми же причинами. А трехдневный срок до похорон преследовал цель наглядно увидеть, что человек умер. К третьему дню необратимые изменения тела усопшего будут уже явно видны. И именно этот факт неопровержимо указывает на действительную смерть. И здесь указ Петра I почти на столетие опередил появления моргов, специальных хранилищ, где тела усопших оставались вплоть до начала разложения. Так церковь выполняла не только функции современных ЗАГСов, но и моргов.

Тем не менее, к концу XIX века страхи мнимой смерти сошли на нет, но процесс сакрализации трехдневного срока похорон зашел так далеко, что он стал общепринятой нормой.

Приметы на похоронах существуют не один век. Вот, например, если во время сна на сильно болеющего человека упадет паук, считается, что скоро он умрет. Говорят, халатность к поверьям чревата плохим концом, вплоть до наведения порчи на того человека, который их не соблюдал. Фактически, традиции и приметы о похоронах, отражают те правила, которые рекомендовано точно и безукоризненно соблюдать.

Конечно, бывают и такие случаи, когда человек просто незнаком с приметами, а потому от простого незнания не соблюдает их. Но если суеверия вам все же знакомы, пожалуй, нарушать обычаи и традиции не стоит. Ведь смерть несет в себе негативную энергетику, не прощающую оплошностей, потому много чего нельзя делать. Похоронных примет и суеверий очень много. Так какие же все-таки они бывают? Как правильно вести себя?

Суеверия до момента захоронения

В наше время существует огромное множество различных ритуальных контор. За деньги сотрудники таких организаций делают все организационные вопросы. Но, как правило, большую часть дел, связанных с погребением умершего, берут на себя родственники. В этом случае необходимо учитывать множество моментов.

Согласно приметам, при похоронах нельзя допускать нахождение умершего одного как в доме, как и в комнате. Каждую секунду, минуту, все эти дни с ним должен присутствовать кто-то рядом. У этого суеверия есть много причин. Те предметы, которые напрямую связаны с покойным человеком, обладают просто огромнейшей магической силой. Встречаются случаи, когда такие вещи крали те, кто пользовался этими предметами в момент совершения каких-либо магических ритуалов.

Церковные

Церковь придерживается мнения, что душа усопшего нуждается в молитвенной поддержке, а это означает, что возле гроба важно читать молитвы и псалмы. Православные должны этого особо придерживаться.

Следуя приметам про похороны, оставление умершего одного - просто неуважение. Бытует еще один момент, почему не стоит оставлять мертвеца в одиночестве. У умерших иногда могут открыться глаза а тот, на кого падет мертвый взгляд, скоро сам покинет этот мир.

Народные приметы

Народная примета говорит, что в день наступления кончины важно закрыть зеркала непроницаемой тканью, дабы душа не заблудилась и не проникла в зеркальный мир. Открывать зеркала близким запрещается 40 дней, ведь пока душа не найдет упокоения, она часто навещает любимые места.

Мебель, где стоял гроб, очень важно поставить вверх ногами сразу же после увоза покойника на могильник. Вернуть в исходное положение разрешено лишь спустя сутки. Если просто напросто забыть об этом поверье, можно спровоцировать появление духа.

Стоит помнить и о том, что, следуя приметам о покойниках и похоронах, запрещено прятать в гроб фотографии, где присутствуют живые люди. Ту воду, которую использовали, умывая покойника, выливают в пустынное место, а предметы - прячут в гробу.

Если у мертвого до самого захоронения теплятся конечности, быть еще одной кончине в доме. Дабы этого избежать, нужно задобрить мертвеца хлебом и солью.

Нельзя подметать в момент, когда покойник дома, ведь таким образом можно отправить на тот свет всю семью, которая проживает в этом помещении. Как только усопшего вывезут на захоронение на кладбище, важно сразу же подмести и сделать в доме генеральную уборку, изгнав тем самым смерть. Предметы, которыми пользуются при этой уборке, нужно выбросить.

Нужно помнить и о том, что мертвецу обязательно стоит положить в гроб платочек. В момент суда он будет вытирать им пот. Также нужно оставить с мертвым его личные вещи: очки, трость. В общем, то, что ему было жизненно необходимо.

Не стоит пускать в комнату, в которой находится мертвец, домашних животных, ведь они запросто могут нарушить покой духа. Очень плохой приметой считается, если в гроб запрыгнет кот. У порога дома, в котором лежит мертвый, согласно поверьям, нужно положить еловые веточки, чтобы те, кто пришел попрощаться, не унесли на своей обуви гибель. Спать в одном помещении с покойником тоже нельзя. Это плохая примета на похоронах. Но если это все-таки произошло, стоит сразу после пробуждения скушать лапши.

Обмывать погибших разрешается только вдовам. Проводить процедуру можно, как тело полностью остынет. А вот после завершения разрешено сделать обряд, после которого конечности у покойника не мерзнут: из различных остатков гроба зажигают костер, над которым вдовы должны погреть свои руки.

Усопшего обязательно нужно укрыть специальным одеялом, которое называется «покров».

Не зазывайте смерть по глупости!

Очевидцам похоронного обряда запрещено наблюдать за процессом похорон через окно. Нарушая приметы, связанные с похоронами, можно призвать плохой конец, вплоть до еще одной смерти. Фактически мало кто знаком с этим народным суеверием. Полагается, что после кончины душа мертвеца находится вблизи своего тела. Ей очень дискомфортно от пристальных взглядов через окно, потому, разозлившись, она может забрать человека.

Старшее поколение считает, что стоит только слегка взглянуть на покойника или на похороны через окно, можно смертельно заболеть. Больше всего данное поверье касается малышей, ведь у них энергетическая защита намного слабее, чем у взрослых людей, потому одолеть ребенка злой дух может с легкостью.

Если взглянуть таким образом на мертвого случайно, нужно отвести взгляд и трижды перекреститься, после чего пожелать усопшему Царствия небесного и помолиться. Конечно, у многих возникает желание понаблюдать за процессом похорон. Для этого нужно всего лишь выйти из своего дома и с улицы (!) посмотреть.

Если же вы удосужились встретить похоронный кортеж, это значит, что в вашей жизни произойдут кардинальные изменения.

Покойного несут на кладбище

Плохие приметы на похоронах утверждают, что отложенные похороны - это очень плохой знак. Всему должно быть свое время!

Очень плохой приметой считается, если увидеть похоронный кортеж на улице и намеренно перейти дорогу перед ним. Человек, нарушивший это поверье, может очень серьезно заболеть, вплоть до летального исхода. Также старики считают, что перешедший дорогу покойнику может отправиться на кладбище по той же причине, что и сам мертвец.

Если усопшего погружают в могилу, очень глубоко вырытую, стоит ждать беды. Приметы связанные с похоронами, гласят, что это чревато гибелью члена семьи умершего. Такой же исход может быть, если забыть в доме крышку гроба. Нужно постараться не допустить этого.

Нельзя нести гроб близким усопшего. Этим должны заниматься кто угодно, но только не родня, потому что покойник заберет их в свой мир. Те, кто несет гроб, обязательно повязывают на запястье новое полотенчико.

Похоронные приметы - суеверия, традиции, ритуалы

Суеверия на похоронах. ТОП-5!

Что нельзя делать русским на похоронах

Правила поведения на похоронах

Наверное, каждый знает такую похоронную традицию: во время погребения каждый присутствующий должен бросить на гроб небольшую горсточку земли. Для чего это делается? Все очень просто. Соблюдая это поверье, закрывается путь мертвецу в этот мир, и он не сможет «гулять» по ночам.

Закрывают крышку гроба во время похоронной процессии только на кладбище. Соблюдать эту примету очень важно, чтобы покойный не забрал душу тех, кто проживает в этом доме и заколачивает гроб. Во время выноса гроба из помещения никому не разрешается выглядывать в окно, дабы не завлечь смерть обратно в дом.

Оборачиваться назад во время процессии нельзя. Запрещается ходить впереди гроба: это тоже своеобразное зазывание смерти.

Если во время выкапывания могилы попадутся останки или что-нибудь другое, оставшееся от старого захоронения, это предвещает усопшему спокойную загробную жизнь. Не стоит забывать о том, что перед опущением гроба в могилу, нужно закинуть в нее немного монеток. Это делается для выкупа места в ином мире.

Погода во время захоронения

Если во время похорон идет дождь, этой очень хорошая примета. Это погодное явление означает, что душа усопшего быстро найдет свое успокоение.

Больше же положительных знаков во время похоронной процессии не стоит даже и искать. Даже наоборот: с этой церемонией связано очень много различных запретов, нарушать которые не стоит! К примеру, беременные женщины не должны следовать за катафалком. Вообще присутствие беременных на захоронении небезопасно, потому что велика вероятность угрозы потери беременности.

Ходить на прощальный обряд нужно в черной одежде. Считается, что в темных оттенках можно спрятаться от смерти.

Плохие приметы на похоронах. Гроб упал

Эта приметы считается самой страшной и опасной. Считается, что если на похоронах упал гроб, стоит ждать еще одной смерти, которая придет в дом в течение 3-х месяцев. Есть только один способ избежать страшных последствий.

Если в момент похоронной процессии гроб упал, на следующий день родня усопшего должна испечь блины. Важно делать это всем вместе, допускается даже чисто символическое присутствие. Далее семья посещает кладбище, отыскивает 3 могилы со своим именем и читает молитву «Отче наш».

В завершении процесса испеченные блины раздают около церкви, не забыв подать перед этим милостыню.

Важное замечание: во время всего обряда должна соблюдаться абсолютная тишина.

Поверья после захоронения

Много ошибок допускается на поминках. Много чего нужно придерживаться в этом случае! Приметы гласят, что, поминая близкого, нужно поставить его фото, а около - поместить стакан с жидкостью и небольшой кусочек хлеба. Если живой человек примет эту пищу, то он отправится вслед за покойником. Еду мертвого человека нельзя давать домашним животным.

Вернувшись с похоронной процессии, стоит немедленно согреть руки огнем или же просто тщательно вымыть их в горячей воде. Таким образом, живой обезопасит себя от скорой гибели. Некоторые люди для этой цели греют руки о печь или о зажжённую свечу.

Плакать по усопшему нельзя. Приметы во время похорон гласят, что покойник может захлебнуться в слезах. При жизни у всех людей есть то место, которое он очень любит посещать. Так после кончины необходимо оставить на нем воду. По обычаям, стоять она должна ровно 40 дней.

Про иконы после захоронения

Образ, который находился перед покойным до его погребения, необходимо смыть чистой водой. Для этого отправляются к водоему и отпускают, чтобы он мог плыть. Выкидывать икону категорически запрещено, так же, как и хранить. Лишь вода поможет избавиться от нее без плохих последствий. Если такой возможности нет, можно отнести икону в церковь, а там уже и решат, как с ней поступить.

Принадлежности, которые не пригодились, кладут в гроб или просто оставляют на кладбище. Если не получилось осуществить это вовремя, помните: отнести стоит в любой момент, главное - особо не затягивать с этим. Конечно, положить вместе с умершим в гроб все его любимые вещи просто нереально. Они притягивают душу умершего, который, в свою очередь, пугает живых. Потому, соблюдая похоронные приметы, стоит раздать любимые принадлежности мертвеца нищим. Стоит им же отдать и личные вещи покойника (кружку, ложку и так далее).

Кровать, на которой человек умер, нужно немедленно выкинуть из дома прочь. То же самое стоит сделать и с постельным бельем. Некоторые люди просто напросто сжигают эти предметы вдали от дома.

Мероприятия после похорон под запретом

Обычаи говорят, что после похоронной процессии запрещается идти в гости к живым людям. Тем самым можно принести в дом смерть. Близким людям умершего нужно соблюдать годовой траур. В это время нельзя играть свадьбу: это считается очень плохой приметой. К примеру, царь Николай второй женился спустя всего несколько дней после смерти своего отца. Что случилось дальше, а точнее, историю этой семьи, знают все. День рождения после похорон также праздновать не рекомендуется.

Приметы после похорон говорят:

  • самый первый блин с киселем на поминках стоит отдать на угощение мертвому;
  • запрещается чокаться стопками во время процессии, ведь таким образом беда перемещается;
  • на столе во время поминок стоит только одна свеча;
  • нельзя на поминках радоваться, петь песни - беду накликаешь. Вести себя нужно спокойно.

Фактически, приметы на похоронах близкого человека не так ужасны, как их рисуют. Если вы нарушили их неспециально, стоит извиниться за свою халатность и попросить помощи у Бога или же у самого усопшего.

Верить в приметы, связанные с похоронами, или нет - дело ваше. Главное - помнить: каждый из нас уйдет навстречу к Богу в тот срок, который нам уже назначен, но никак не раньше него.

Смерть - самая скрытая часть человеческой жизни. Люди рождаются, живут, потом приходит время смерти. Со смертью связано много тайн, иначе не может быть, ведь она находится за гранью осознанного. Уход человека в иной мир - тяжелое время для родных и близких, и последнее, что можно сделать - это проводить ныне усопшего в последний путь. В любой религии есть свои ритуалы и обряды похорон, особые традиции захоронения и поверья, которые существенно выделяют её среди других вер.

Проводы в последний путь

В древние времена существовал определенный список лиц , которых нельзя было хоронить на кладбище:

  • самоубийцы;
  • утопленники;
  • убийцы;
  • актёры.

Человека другого вероисповедания необходимо хоронить по его традициям. Если человек раньше был крещённый , а перед смертью принял другую веру, то хоронят по традициям настоящей религии. Некоторые религии подразумевают, что при отказе от истинной веры, необходимо вернуться. Таким образом, грехи будут прощены Всевышним.

Самоубийство считается большим грехом и большинство религий отказываются отпевать самоубиенного.

В Киевской Руси существовало поверье, что утопление является позорной смертью. Людям, которые увидели свой конец в реке, пророчили стать водными существами в другой жизни. Их, как и самоубийц, утопленников, убийц и актёров, хоронили за пределами кладбища.

В современном общество в большей степени отошло от старых поверий. Захоронение усопших происходит исключительно на кладбище и с памятником. Отдельной категорией по-прежнему считаются некрещёные. Хоронят их на кладбищах, но отпевание не проводят.

Православные традиции похорон

У православных в ритуалах чётко прослеживается взаимосвязь с языческой культурой. В день смерти необходимо закрыть все зеркала в квартире чёрной материей, бумагой или другим непрозрачным материалом.

В доме не должна звучать музыка. Это проявление скорби и уважения к покойному, так как душа ещё находится рядом, поэтому её не нужно тревожить.

От церковных служителей можно узнать, что душа на земле держится 3 дня, а после уже отправляется изучать загробный мир, вплоть до 9. Отсюда и ритуал, что хоронить тело необходимо на 3 день. В квартире необходимо держать иконку, а также стакан воды , если дух умершего захочет попить.

Прощание с усопшим

Если человек умирает в больнице, его тело сначала везут в морг, где составляют протокол осмотра и установления смерти, но прощание с успопшим все равно происходит дома.

В современном обществе не сильно акцентируют внимание на некоторых традициях. В мегаполисах не оставляют умершего на 3 дня в квартире, хотя такой обычай сохранился в небольших городах и сёлах.

А вот традиции прощания не подверглись большим изменениям. В день похорон, перед самим процессом, собираются близкие и родственники, которые желают попрощаться. Гроб обычно оставляют открытым, чтобы люди могли последний раз увидеть человека.

Исключения бывают, когда лицо и тело человека не имеет целостного вида, то есть собрано по частям. В таких случаях, используют закрытый гроб, дабы не шокировать близких.

Гроб, его ещё считают «домом покойника», необходимо выбирать тщательно. Размеры зависят от роста и комплекции человека. Последний «дом» должен быть удобным , а также иметь гармоничный вид.

В прошлом веке была традиция фотографировать умершего, но в XXI веке популярность таких фотографий резко уменьшилась. Технически развитое общество способно запомнить моменты и с живым человеком, в то же время, в XIX веке такая возможность была ограничена. Необходимо было выжидать момента в одной позе, поэтому фотографии с похорон были ценными.

В «дом» покойника кладут ценные для него вещи: чем он любил пользоваться, украшения и просто часто используемые предметы. Современный мир, что окутан электроникой, часто кладёт в гроб мобильные телефоны.

Одежда и приметы

Одежду необходимо подбирать согласно ритуалу. Считается, что покойник должен быть чистым, переходя в другой мир. Для этого его одевают во всё чистое, по возможности, новое. На ноги обувают тапочки, что подходят по размеру. Умерший должен чувствовать себя комфортно, отправившись в загробный мир.

Незамужних женщин часто хоронят в свадебных платьях. Только необходимо покупать новое, ибо если надеть платье ещё живого человека, то это негативно отразится на его здоровье. Девушек одевают в платья светлых тонов.

Молодым парням подбирают костюм с белой рубашкой. На палец надевают кольцо .

Бабушку хоронят в платье. А для дедушки подбирают костюм. Пожилым людям надевают любую удобную обувь.

Приметы, связанные со смертью , бывают с положительными и негативными последствиями.

Похоронный ритуал

Гроб выносят на улицу или в церковь, где умершего будут оплакивать. Перед этим выносят венки и фото покойного. Если есть, то медали и ордена . На стульях, где стоял гроб, необходимо провести время сидя.

Некоторые отвозят гроб в церковь, где проходит отпевание. В воскресенье, если оно попадает на Пасху, отпевают особым образом. Большинство людей заказывают священника в место, где будет проходить прощание. Вокруг тела собираются близкие, держа в руках свечи, а священник читает молитву. После прочтения молитвы, свечи задувают, а люди ходят вокруг гроба.

Существует заочный вид отпевания в нескольких случаях:

  1. Если человек военный и похоронен в братской могиле.
  2. Нет возможностей отпеть (обычно происходит в сёлах, где нет церквей).
  3. Погибшие в катастрофах.
  4. Если не получилось вовремя отпеть.

Процедура погребения

Перед процедурой погребения, покойника можно увидеть последний раз. В этот момент, по христианским традициям, прощаются с умершим. Священник зачитывает все достижения человека, а близкие прощаются и целуют покойника.

Гроб опускают в могилу на полотенцах. В некоторых случаях вместе с покойником отправляют свечи и монеты. Каждый человек кидает горсть земли, а после читает молитву про себя, чтобы душа человека обрела покой.

Что готовят на поминки

В день похорон, после погребения, все отправляются на поминки. Заранее необходимо организовать поминальный зал и обсудить еду.

Обязательным блюдом является кутья. На первое подают русские щи или другие разновидности супа. Хлеб должен находиться на столе. На второе используют различные каши. В дополнение к ним подают мясо или рыбу. Из напитков ставят водку для мужчин и вино для женщин. На третье используют компот и мучные изделия. Каждому из присутствующих дают выпечку и конфеты в дорогу, дабы помянул умершего.

Поминки необходимо сделать на 9 и 40 день. В это время заказывают молитву в церкви.

Правильно похоронить христианина необходимо, для того чтобы его душа нашла покой в загробном мире.

 

 

Это интересно: