→ Бизнес на искусстве: открываем галерею. Инструкция по применению: как открыть свою галерею Рекламная компания открытия галереи искусства

Бизнес на искусстве: открываем галерею. Инструкция по применению: как открыть свою галерею Рекламная компания открытия галереи искусства

Едва ли можно найти более отрадный способ на этой планете зарабатывать себе на жизнь, чем содержание художественной галереи. Целый день сидеть в тихой комнате, полной красивых вещей, встречать улыбкой посетителей, наделять их своим вниманием и получать внимание в ответ.

Что может бать прекраснее, чем находиться в окружении предметов искусства, которые, возможно, являются высшей формой человеческого самовыражения, собирать эти предметы, сохранять их, открывать им дорогу в большой мир, да еще и зарабатывать этим себе на жизнь? Так что, если Вы решили стать арт дилером и открыть собственную галерею, рассмотрим несколько важных для этой профессии моментов.

Первое и самое важное – вы должны обладать образным мышлением. И все, что Вы выставляете или предлагаете к продаже должно быть результатом этого видения. Представьте себе, что каждое произведение и каждый художник, которых Вы выставляете в галерее - это своего рода мазок в живописи, а созданная Вами картина в полном объеме представляет Ваш уникальный взгляд на искусство.

Вот какой должна быть Ваша цель: представить и показать миру цельное, понятное, последовательное собрание работ, которые отражают Ваше мировоззрение, и позволяют посетителям составить индивидуальное впечатление о Вашей галерее.
Случайные, не последовательные экспозиции, отсутствие направления, отсутствие самобытности говорят о том, что, скорее всего, Ваш бизнес не будет долговечным.

Говоря о самобытности, я подразумеваю, что Вы должны создать ее сами, а не доверить кому-то другому. Как только Вы начнете копировать другие галереи, Вы сразу же повысите их имидж и провалите свой собственный. С самого начала необходимо утвердиться в своей индивидуальности, и если Вы пока не готовы к этому, то стоит просто отложить открытие своей галереи до лучших времен.

Даже если Вы выбрали демонстрацию искусства, Вы не можете делать это безлико или с конфузом. Поэтому приготовьтесь к тому, что Вам придется защищать свою самобытность и отвечать на недружественные комментарии конкурентов. Умение успешно защищать то, что Вы продаете, лежит в основе создания репутации и является Важной частью игры. Вы же понимаете, что люди, которые захотят купить работы у Вас, а не в соседней галерее, должны иметь на это веские основания.

Коллекционеры ценят знающих образованных дилеров, тех, кто не просто разбирается в искусстве, но умеет и может четко аргументировать свою позицию по поводу того или иного направления, дать экспертную оценку происходящим на рынке событиям, охарактеризовать произведение с точки зрения его актуальности, исторической ценности и т.д.

Следующая Ваша задача (если Вы все-таки решитесь остаться в этом бизнесе) – создать ядро клиентской базы, состоящее из постоянных покупателей. Не зависимо от того, какого типа картины Вы предлагаете к продаже, эта база состоит из людей, которые понимают, что качественная коллекция строится в течение длительного периода времени.

Их вкусы и понимание развиваются постепенно, и чем более повышаются их запросы, тем больше они тяготеют к уважаемым авторитетным дилерам и галереям, с которыми их связывает совместный бизнес. Изучите список любой крупной коллекции, и Вы увидите, что лишь несколько дилеров играют важную роль в ее построении. Станьте одним из таких.

Однако, зная свои преимущества своего направления, не останавливайтесь на достигнутом. Будучи наиболее осведомленным в том искусстве, которое Вы представляете, привлекайте лучших художников в этой области. Непрерывно изучайте рынок, понимайте его тенденции и будьте на два шага впереди конкурентов. А в исключительных случаях формируйте этот рынок самостоятельно.

Именно это делают наиболее преуспевающие дилеры: они задают курс, которому следуют остальные. Слухи о Ваше прозорливости и дальновидности непременно распространятся среди участников этого рынка, писатели и критики возьмут ваши слова на вооружение, все больше коллекционеров начнут присматриваться к новому направлению, деятели арт-сообществ не преминут возбудить вокруг вас ворох обсуждений, а остальное уже дело истории, как говорится.

Но, подождите, это еще не все. Успешные дилеры всегда в первую очередь ориентированы на художника. Если Вы получите признание художников, Вы получите и признание коллекционеров. Готовность хорошего художника доверить Вашей галерее свои работы и свою творческую карьеру является ключом к Вашему успеху. Если Вы не можете заполучить интересного художника, Вы не сможете предложить интересные арт продукты рынку. Но тут я забегаю немного вперед.
Для достижения этого наивысшего признания – а оно займет годы, поверьте мне – будьте тверды, целенаправленны и уверенны в том сообщении, которое Вы посылаете в общество.

Получите известность в арт среде, как галерея, которая занимается конкретными видами искусства в определенном ценовом диапазоне, работает с серьезными художниками, чьи цели и мировоззрение соответствуют заданному направлению. Ваш уровень доверия должен быть на хорошем счету, а репутация безупречна.

Люди хотят знать, куда они приходят, хотят чувствовать стабильность, а не прыгать вместе с Вами из одного направления в другое, не понимая, что еще Вы придумаете в следующий раз. Помните, что большинство покупателей смущают легкомысленные эксперименты вокруг искусства, поэтому держите свой курс твердо и неуклонно, насколько это возможно.

Еще раз повторюсь: успех не приходит мгновенно. Потребуется много времени, чтобы создать репутацию. Показ за показом, выставку за выставкой убеждайте людей, что Вы не только привержены своему видению, но и что у Вас есть необходимые ресурсы (талант, прозорливость, интеллект, финансы), чтобы удержать этот руль.

Это означает, что Вам лучше иметь достаточно средств и интересный яркий календарь выставок хотя бы на шесть месяцев, а лучше на год, чтобы остаться в этом бизнесе. Прибыль может не прийти так быстро, как Вы этого ожидали. Если у Вас нет подобной подушки, серьезно подумайте, прежде чем начать такой бизнес, возможно, его стоит отложить. С самого первого дня Вы будете находиться под пристальным вниманием, но интерес к вашей деятельности может очень быстро пройти. Поэтому у Вас должна быть уверенность, что то, что Вы делаете способно разжечь огонь и поддерживать его.

Как я уже говорил ранее, для успеха галереи очень важно тщательное и аккуратное создание базы постоянных покупателей, настоящих Ваших партнеров, тех, кто долгое время остается привержен Вашему выбору. Галерея – это не клуб по интересам, не тусовка для друзей, знакомых художников и однокашников, тех, кто приходит выпить, поговорить за жизнь и не имеет намерения что-нибудь купить.

Удивительно большое количество галерей с самого начала как будто специально создаются из-за желания владельцев окружить себя подхалимами и удовлетворить какие-то нереализованные амбиции. Это почти неизбежно приведет к печальному концу. Для того чтобы предотвратить такой исход. Вы должны заботиться о внешнем мире, учитывать его интересы и убедить мир, что у Вас есть что показать и есть что сказать по этому поводу, что Вы оберегаете свою галерею, от того, чтобы она превратилась в местный клуб дешевого пошиба и что Вы готовы сделать ее местом для избранных.

Вы должны быть готовы на каком-то из этапов очертить четкий круг своих клиентов и отсеять всех тех, кто, говорит много и красиво о своей любви к искусству, но не имеет намерений поддержать Вас финансово или любым другим образом. Это единственный способ выжить. В конце концов, Вы можете перенести общение с некоторыми особенно близкими Вам друзьями-портянками из галереи в свое личное пространство.

Следующая Ваша задача состоит в том, чтобы притягивать нужных людей. Но это не означает - грузить. Один из лучших способов – говорить с каждым на понятном ему языке. Поймите, что далеко не все хотят и способны разбираться до тонкостей в секретах живописи вникать в Ваши творческие замыслы. С такими покупателями следует быть легким и ненавязчивым.

Вполне возможно, со временем, когда Вы установите прочную связь, Вы сможете углубить Ваше интеллектуальное общение. Конечно, Вам было бы приятно блеснуть эрудицией и выставить напоказ свои познания, и даже сначала, может показаться, что Вы производите впечатление, в конечном счете, вся эта замысловатая терминология отпугнет не слишком образованного парня. Редко кто хочет платить за то, в чем ничего е смыслит.

Работая арт-дилером, постоянно расширяйте свою аудиторию. Снова и снова предлагайте к приобретению предметы, рано или поздно Ваши клиенты начнут звонить сами и делать повторные покупки. При этом бывает и так, что в какой-то момент Ваши старые клиенты заполняют свои коллекции или переключаются на новые направления, будьте готовы заменить их теми, кто только пришел в бизнес.
Что касается содержания разговоров, несомненно, лучше не применять банальные пустые реплики типа таких: «Посмотрите, как прекрасна эта картина, сколько в ней экспрессии, разве не так?»

Говорите о вашей галерее, о своих целях, о том, почему именно это, а не иное направление стоит внимания. Обсуждайте творческое кредо ваших художников, что представляет собой их искусство, концепции, идеалы, которые оно воплощает в себе. Почему в них стоит инвестировать, останавливайтесь на истории успешных выставок и продаж. Вы должны понимать сами и убедить любого, что продаете гораздо больше, чем просто красивые вещи.

Вы никогда ничего не продадите, если будете просто говорить: «Мне это очень нравится, тебе тоже должно понравиться».
Всегда будьте предельно внимательны с тем, с кем общаетесь, попробуйте проявлять максимальную заботу на всем протяжении вашего знакомства. Вместо того, чтобы снова и снова втюхивать то, что Вам хотелось бы продать, попытайтесь максимально приближенно узнать потребности и вкусы Вашего покупателя, предоставьте ему информацию, которую он хочет услышать, а затем оставьте его наедине со своими размышлениями.

Нет ничего более раздражающего, чем назойливый персонал галереи, которых выпускают на обработку клиента, а те пытаются всяческими ухищрениями зацепить клиента на крючок, как будто клиент дурак и не понимает, что именно с ним проделывают. Вас, конечно, может увлечь игра в лабиринт, но убедитесь сначала, что ваши увлечения разделяют.
Кроме этого располагайте все описательные материалы в доступном месте: все статьи, очерки искусствоведов и критиков, пресс-релизы, анонсы.

Описание самой галереи и statments художников составляйте простым доступным языком, понятным каждому. Это дает людям определенный уровень доверия, они чувствую, что владеют ситуацией, и самое важное, они сами решают, хотят ли они знать больше. Давление на покупателя в самом начале привет к тому, что Вы лишитесь лояльных клиентов и не даст возможности сгенерировать денежные потоки, чтобы оставаться в бизнесе.

Если мы уже заговорили о финансах, давайте рассмотрим еще одни важный аспект выживания вашей галереи – разумность цен на искусство. Вы должны быть в состоянии объяснить свои цены на языке, доступном для обывательского понимания. Представляйте факты, оперируйте последовательным разъяснением.

Если уж Вы решили держать высокие цены, обоснуйте их как профессионал: например, проданы все работы с последней выставки, либо же были приобретения в коллекцию, или произошла продажа с аукциона. В конце-концов цену можно аргументировать и тем, что это кропотливая и затратная техника, дорогостоящее оборудование и материалы и т.д. Т.е. обязана быть какая-то конкретная рациональная причина высокой стоимости работы.

Сказать просто, что это модное направление, а художник новоявленный гений – не сказать ничего, чтобы продать картину по хорошей цене. Вы не можете оперировать стоимостью как торговец сувенирами или продавец дорогих развлечений. Покупатель серьезного искусства – это в большинстве случаев коллекционер и инвестор, поэтому его не устроят слабые объяснения.

Выставляйте только продуманные согласованные цены. Не делайте выставки, где сначала вы продаете все по цене $ 8000 - $12000, а в следующий раз $ 500 - $ 1000. Реакция постоянных покупателей будет не в пользу авторитета Вашей галереи. Даже если это были обоснованные цены, и Вы можете объяснить тонкую грань между различными художниками и произведениями искусства, большинству покупателей эта грань не очевидна.

Более того, мы уже говорили с Вами, что Вы обязаны выдерживать одно направление в своей галерее, один уровень художников и привлекать постоянных покупателей, поэтому отнеситесь серьезно к соблазну изменить что-то в ценовой политике. Люди имеют уже определенные ожидания и Вам нужно быть бережным с этим. Речь не идет о маленьких колебаниях в цене, которые легко пояснить, но о больших расхождениях, которые могут только навредить Вам.

Ну и напоследок несколько мелочей на заметку:
Постоянно наращивайте свой список рассылки, но не посылайте объявления слишком часто: одного двух анонсов в месяц будет достаточно, чтобы сохранить статус уважаемой галереи.
Появляйтесь в местных музеях, культурных организациях, ассоциациях дилеров и галерей, обращайте их внимание на проводимые вами мероприятия, просите финансовой и иной поддержки в случае необходимости, не всегда и все время, конечно, но тогда, когда это уместно.

Приглашайте так же устроителей различных благотворительных мероприятий в свою галерею, проводите сами благотворительные аукционы. А самое важное – знакомьтесь и еще раз знакомьтесь. Вы хотите стать признанным в арт сообществе, Вы хотите знать основных игроков и, в конечном итоге, получить расположение авторитетных лиц. Вам не обязательно появляться на всех без разбору мероприятиях, но с каким-то уровнем регулярности. Люди будут замечать Вас снова и снова и постепенно разговор завяжется.
Уйдите от тактики давления. Не пытайтесь постоянно кому-то что-то продать.

Если кто-то созрел к покупке, обычно он дает это ясно понять. Отвечайте людям на вопросы, будьте внимательны к их нуждам, и пусть они принимают вещи шаг за шагом. По крайней мере, убедитесь для начала, что клиент созрел, прежде чем хватать его за горло.

Если критик или рецензент высказывает мысли, которые не вызывают у Вас восторг, позвольте им это. Никогда не удаляйте их из списка рассылки, не отвечайте на критику ответной критикой и не закрывайте для них двери своей галереи. Это просто глупо. Вы же не можете пробовать изменить людей или забрать у них право на свое мнение.

И в любом случае, пресса всегда имеет последнее слово, как бы Вы не пыжились. Если Вы выносите что-либо на общественный суд, будьте готовы получить разные отзывы. Если это Вас утешит, посторонние читатели редко вспоминают, о какой галерее шла речь в последнем обзоре, а Ваши покупатели напротив, получат дополнительный стимул еще раз заглянуть к Вам и удостовериться, что Вы в хорошей форме прекрасном настроении.
И помните – самое плохое, что могут написать о Вас – не написать ничего.

И в заключении. Будьте честным дилером. Никогда не искажайте и не приукрашивайте чрезмерно информацию о художниках и произведениях, которые Вы продаете. Последнее, что хотел бы покупатель, узнать, особенно тот, кто только начал свою деятельность, доверяя Вашему профессионализму, прислушиваясь к Вашему мнению, купил у Вас совсем не то, что Вы описали. Это плохо скажется не только на вашей репутации, но и на бизнесе всех галерей мира, потому что теперь они лишились как минимум одного коллекционера, а то еще и парочки его друзей.

Поэтому делайте свое красивое дело честно, получайте удовольствие, наслаждаясь всеми преимуществами собственника галереи и одного этого уже достаточно для того, чтобы сказать – мой бизнес вполне успешен.

Статья с сайта Artbusiness.com http://www.artbusiness.com/osoqcreatran.html
Перевод статьи Оксана Козинская

-> Развлекательный и гостиничный бизнес, туризм, общепит, красота, здоровье, медицина

Как открыть галерею или художественный салон

Открытие художественной галереи или художественного салона - это весьма удачная и достаточно прибыльная идея для собственного бизнеса.

Что следует знать и учитывать открывая собственную галерею или художественный салон? Существует несколько весьма простых и логичных правил создания подобного бизнеса.

1. Для организации необходимо иметь достаточно просторное помещение, которое должно соответствовать требованиями предъявляемым к подобного рода заведениям. Следует учитывать как технические, так и определенные художественно-эстетические требования. Обязательно следует сделать ремонт, тщательно продумать дополнительное освещение и другие подобные мелочи.

Безусловно, хорошо, если галерея будет находиться в центре города, где приток посетителей гарантирован, размещение же художественной галереи или салона в спальном районе - это всегда риск.

2. Общая площадь помещения для организации художественного салона или галереи обычно не менее 200 кв. метров. Из них примерно 20 кв. метров займет офис, выставочный зал – от 80 кв. метров, помещение для хранения работ (запасник) это еще около 50 кв. метров, а оставшиеся 50 кв. метров сьедят подсобки и прочие технические помещения. В принципе, бывают галереи и меньших размеров, обходящиеся без запасников и офиса, при планировании таких мини-салонов очень важно правильно распределить имеющиеся небольшое пространство.

3. Шаг следующий - подбор персонала и сотрудников. Здесь главное, чтобы они хорошо разбирались в искусстве, были общительными, коммуникабельными, активными.

Обычно в штате более-менее серьезного художественного салона или галереи работают галерист, куратор, руководитель, консультант, экспозиционер. Галерист создает внешний вид галереи, отвечает за ее имидж, выбирает направление работы, сотрудничает с художниками. Куратор занимается организацией и проведением выставок, он – инициатор всех этих процессов. Естественно, данный специалист должен иметь художественное образование.

Экспозиционер занимается подбором наиболее подходящего места для каждой работы, грамотно и правильно оформляет экспозицию . Задача консультана - общение с потенциальными клиентами.

Штат сотрудников может быть уменьшен или наооборот увеличен, в зависимости от условий и специфики деятельности конкретного салона или галереи.

4. Для того, чтобы открыть художественный салон или галерею какие-либо специальные разрешительные документы не требуются, понадобятся только общепринятые бумаги.

5. Как и в любом другом бизнесе, затевая открытие художественной галереи, следует подумать и о стартовом капитале. Если вы уже располагаете помещением под будущий художественный салон , то можно первое время обойтись суммой порядка 5 - 7 тыс. долларов. Эти деньги пойдут на зарплату сотрудникам в первый месяц работы, собственно оснащение и открытие галереи, печать буклетов о предстоящих выставках.

Если же помещения, как это обычно бывает, нет - потребуется арендовать подходящие площади. Но аренда в центре города – это очень недешевое удовольствие. Впрочем, если найти спонсора или открыть галерею совместно с местными властями, то это обойдется гораздо дешевле.

Можно подключить галерею к уже имеющемуся у вас бизнесу. К примеру, можно организовывать выставки в работающем магазине по выходным. Кстати, это будет очень хорошей рекламой.

6. Очень важный пункт - выбор художников и их работ. Следует определиться с направлением, технологиями (живопись, скульптура, графика, фотография, видео-, медиаарт, инсталляция) и предпочтительным кругом авторов.

Здесь следует опираться на несколько факторов: ваши собственные предпочтения, популярность в обществе, спрос. Помогает изучение бизнес-обзоров, мнения квалифицированных специалистов-экспертов, которые оценивают работы того или иного художника и дают им характеристику.

О художнике можно судить по мероприятиям, в которых он принимал участие, где выставлялся, в каком музее современного искусства уже имеются его работы. Очень важно выбирать хорошие работы для галереи , ведь ее оценивают по уровню не самого сильного, а самого слабого из авторов. Такова специфика этого бизнеса.

7. Открывая галерею следует позаботиться о страховке, а также об общей организации безопасности и охраны. Эти статьи расходов могут значительно удорожить начальную смету.

8. Прибыль можно получать не только от продажи картин и других выставленных в салоне или галерее предметов. Небольшая плата за вход в галерею вряд ли отпугнет ценителей искусства, зато отсечет лишний «нецелевой» контингент. Можно также брать символическую плату с художников, которые хотят сделать выставку своих работ.

Итак, подведем итоги.

Открытие художественного салона или галереи - это хорошая бизнес идея, которая позволяет получить прибыль, выставляя свои (если вы автор или коллекционер) и чужие работы на продажу.

Возможно, придется столкнуться с некоторыми трудностями. Они могут возникнуть, если бизнес не будет продуман до мелочей, если не будет стартового капитала и необходимого помещения. Впрочем, всего предугадать невозможно и некоторые огрехи, как это часто бывает, придется устранять уже в процессе работы. И все-таки, все организационные вопросы очень важно решить заранее с тем, чтобы открытие галереи прошло на ура.

Едва ли можно найти более отрадный способ на этой планете зарабатывать себе на жизнь, чем содержание художественной галереи. Целый день сидеть в тихой комнате, полной красивых вещей, встречать улыбкой посетителей, наделять их своим вниманием и получать внимание в ответ.

Что может бать прекраснее, чем находиться в окружении предметов искусства, которые, возможно, являются высшей формой человеческого самовыражения, собирать эти предметы, сохранять их, открывать им дорогу в большой мир, да еще и зарабатывать этим себе на жизнь? Так что, если Вы решили стать арт дилером и открыть собственную галерею, рассмотрим несколько важных для этой профессии моментов.

Первое и самое важное – вы должны обладать образным мышлением. И все, что Вы выставляете или предлагаете к продаже должно быть результатом этого видения. Представьте себе, что каждое произведение и каждый художник, которых Вы выставляете в галерее - это своего рода мазок в живописи, а созданная Вами картина в полном объеме представляет Ваш уникальный взгляд на искусство.

Вот какой должна быть Ваша цель: представить и показать миру цельное, понятное, последовательное собрание работ, которые отражают Ваше мировоззрение, и позволяют посетителям составить индивидуальное впечатление о Вашей галерее.
Случайные, не последовательные экспозиции, отсутствие направления, отсутствие самобытности говорят о том, что, скорее всего, Ваш бизнес не будет долговечным.

Говоря о самобытности, я подразумеваю, что Вы должны создать ее сами, а не доверить кому-то другому. Как только Вы начнете копировать другие галереи, Вы сразу же повысите их имидж и провалите свой собственный. С самого начала необходимо утвердиться в своей индивидуальности, и если Вы пока не готовы к этому, то стоит просто отложить открытие своей галереи до лучших времен.

Даже если Вы выбрали демонстрацию искусства, Вы не можете делать это безлико или с конфузом. Поэтому приготовьтесь к тому, что Вам придется защищать свою самобытность и отвечать на недружественные комментарии конкурентов. Умение успешно защищать то, что Вы продаете, лежит в основе создания репутации и является Важной частью игры. Вы же понимаете, что люди, которые захотят купить работы у Вас, а не в соседней галерее, должны иметь на это веские основания.

Коллекционеры ценят знающих образованных дилеров, тех, кто не просто разбирается в искусстве, но умеет и может четко аргументировать свою позицию по поводу того или иного направления, дать экспертную оценку происходящим на рынке событиям, охарактеризовать произведение с точки зрения его актуальности, исторической ценности и т.д.

Следующая Ваша задача (если Вы все-таки решитесь остаться в этом бизнесе) – создать ядро клиентской базы, состоящее из постоянных покупателей. Не зависимо от того, какого типа картины Вы предлагаете к продаже, эта база состоит из людей, которые понимают, что качественная коллекция строится в течение длительного периода времени.

Их вкусы и понимание развиваются постепенно, и чем более повышаются их запросы, тем больше они тяготеют к уважаемым авторитетным дилерам и галереям, с которыми их связывает совместный бизнес. Изучите список любой крупной коллекции, и Вы увидите, что лишь несколько дилеров играют важную роль в ее построении. Станьте одним из таких.

Однако, зная свои преимущества своего направления, не останавливайтесь на достигнутом. Будучи наиболее осведомленным в том искусстве, которое Вы представляете, привлекайте лучших художников в этой области. Непрерывно изучайте рынок, понимайте его тенденции и будьте на два шага впереди конкурентов. А в исключительных случаях формируйте этот рынок самостоятельно.

Именно это делают наиболее преуспевающие дилеры: они задают курс, которому следуют остальные. Слухи о Ваше прозорливости и дальновидности непременно распространятся среди участников этого рынка, писатели и критики возьмут ваши слова на вооружение, все больше коллекционеров начнут присматриваться к новому направлению, деятели арт-сообществ не преминут возбудить вокруг вас ворох обсуждений, а остальное уже дело истории, как говорится.

Но, подождите, это еще не все. Успешные дилеры всегда в первую очередь ориентированы на художника. Если Вы получите признание художников, Вы получите и признание коллекционеров. Готовность хорошего художника доверить Вашей галерее свои работы и свою творческую карьеру является ключом к Вашему успеху. Если Вы не можете заполучить интересного художника, Вы не сможете предложить интересные арт продукты рынку. Но тут я забегаю немного вперед.
Для достижения этого наивысшего признания – а оно займет годы, поверьте мне – будьте тверды, целенаправленны и уверенны в том сообщении, которое Вы посылаете в общество.

Получите известность в арт среде, как галерея, которая занимается конкретными видами искусства в определенном ценовом диапазоне, работает с серьезными художниками, чьи цели и мировоззрение соответствуют заданному направлению. Ваш уровень доверия должен быть на хорошем счету, а репутация безупречна.

Люди хотят знать, куда они приходят, хотят чувствовать стабильность, а не прыгать вместе с Вами из одного направления в другое, не понимая, что еще Вы придумаете в следующий раз. Помните, что большинство покупателей смущают легкомысленные эксперименты вокруг искусства, поэтому держите свой курс твердо и неуклонно, насколько это возможно.

Еще раз повторюсь: успех не приходит мгновенно. Потребуется много времени, чтобы создать репутацию. Показ за показом, выставку за выставкой убеждайте людей, что Вы не только привержены своему видению, но и что у Вас есть необходимые ресурсы (талант, прозорливость, интеллект, финансы), чтобы удержать этот руль.

Это означает, что Вам лучше иметь достаточно средств и интересный яркий календарь выставок хотя бы на шесть месяцев, а лучше на год, чтобы остаться в этом бизнесе. Прибыль может не прийти так быстро, как Вы этого ожидали. Если у Вас нет подобной подушки, серьезно подумайте, прежде чем начать такой бизнес, возможно, его стоит отложить. С самого первого дня Вы будете находиться под пристальным вниманием, но интерес к вашей деятельности может очень быстро пройти. Поэтому у Вас должна быть уверенность, что то, что Вы делаете способно разжечь огонь и поддерживать его.

Как я уже говорил ранее, для успеха галереи очень важно тщательное и аккуратное создание базы постоянных покупателей, настоящих Ваших партнеров, тех, кто долгое время остается привержен Вашему выбору. Галерея – это не клуб по интересам, не тусовка для друзей, знакомых художников и однокашников, тех, кто приходит выпить, поговорить за жизнь и не имеет намерения что-нибудь купить.

Удивительно большое количество галерей с самого начала как будто специально создаются из-за желания владельцев окружить себя подхалимами и удовлетворить какие-то нереализованные амбиции. Это почти неизбежно приведет к печальному концу. Для того чтобы предотвратить такой исход. Вы должны заботиться о внешнем мире, учитывать его интересы и убедить мир, что у Вас есть что показать и есть что сказать по этому поводу, что Вы оберегаете свою галерею, от того, чтобы она превратилась в местный клуб дешевого пошиба и что Вы готовы сделать ее местом для избранных.

Вы должны быть готовы на каком-то из этапов очертить четкий круг своих клиентов и отсеять всех тех, кто, говорит много и красиво о своей любви к искусству, но не имеет намерений поддержать Вас финансово или любым другим образом. Это единственный способ выжить. В конце концов, Вы можете перенести общение с некоторыми особенно близкими Вам друзьями-портянками из галереи в свое личное пространство.

Следующая Ваша задача состоит в том, чтобы притягивать нужных людей. Но это не означает - грузить. Один из лучших способов – говорить с каждым на понятном ему языке. Поймите, что далеко не все хотят и способны разбираться до тонкостей в секретах живописи вникать в Ваши творческие замыслы. С такими покупателями следует быть легким и ненавязчивым.

Вполне возможно, со временем, когда Вы установите прочную связь, Вы сможете углубить Ваше интеллектуальное общение. Конечно, Вам было бы приятно блеснуть эрудицией и выставить напоказ свои познания, и даже сначала, может показаться, что Вы производите впечатление, в конечном счете, вся эта замысловатая терминология отпугнет не слишком образованного парня. Редко кто хочет платить за то, в чем ничего е смыслит.

Работая арт-дилером, постоянно расширяйте свою аудиторию. Снова и снова предлагайте к приобретению предметы, рано или поздно Ваши клиенты начнут звонить сами и делать повторные покупки. При этом бывает и так, что в какой-то момент Ваши старые клиенты заполняют свои коллекции или переключаются на новые направления, будьте готовы заменить их теми, кто только пришел в бизнес.
Что касается содержания разговоров, несомненно, лучше не применять банальные пустые реплики типа таких: «Посмотрите, как прекрасна эта картина, сколько в ней экспрессии, разве не так?»

Говорите о вашей галерее, о своих целях, о том, почему именно это, а не иное направление стоит внимания. Обсуждайте творческое кредо ваших художников, что представляет собой их искусство, концепции, идеалы, которые оно воплощает в себе. Почему в них стоит инвестировать, останавливайтесь на истории успешных выставок и продаж. Вы должны понимать сами и убедить любого, что продаете гораздо больше, чем просто красивые вещи.

Вы никогда ничего не продадите, если будете просто говорить: «Мне это очень нравится, тебе тоже должно понравиться».
Всегда будьте предельно внимательны с тем, с кем общаетесь, попробуйте проявлять максимальную заботу на всем протяжении вашего знакомства. Вместо того, чтобы снова и снова втюхивать то, что Вам хотелось бы продать, попытайтесь максимально приближенно узнать потребности и вкусы Вашего покупателя, предоставьте ему информацию, которую он хочет услышать, а затем оставьте его наедине со своими размышлениями.

Нет ничего более раздражающего, чем назойливый персонал галереи, которых выпускают на обработку клиента, а те пытаются всяческими ухищрениями зацепить клиента на крючок, как будто клиент дурак и не понимает, что именно с ним проделывают. Вас, конечно, может увлечь игра в лабиринт, но убедитесь сначала, что ваши увлечения разделяют.
Кроме этого располагайте все описательные материалы в доступном месте: все статьи, очерки искусствоведов и критиков, пресс-релизы, анонсы.

Описание самой галереи и statments художников составляйте простым доступным языком, понятным каждому. Это дает людям определенный уровень доверия, они чувствую, что владеют ситуацией, и самое важное, они сами решают, хотят ли они знать больше. Давление на покупателя в самом начале привет к тому, что Вы лишитесь лояльных клиентов и не даст возможности сгенерировать денежные потоки, чтобы оставаться в бизнесе.

Если мы уже заговорили о финансах, давайте рассмотрим еще одни важный аспект выживания вашей галереи – разумность цен на искусство. Вы должны быть в состоянии объяснить свои цены на языке, доступном для обывательского понимания. Представляйте факты, оперируйте последовательным разъяснением.

Если уж Вы решили держать высокие цены, обоснуйте их как профессионал: например, проданы все работы с последней выставки, либо же были приобретения в коллекцию, или произошла продажа с аукциона. В конце-концов цену можно аргументировать и тем, что это кропотливая и затратная техника, дорогостоящее оборудование и материалы и т.д. Т.е. обязана быть какая-то конкретная рациональная причина высокой стоимости работы.

Сказать просто, что это модное направление, а художник новоявленный гений – не сказать ничего, чтобы продать картину по хорошей цене. Вы не можете оперировать стоимостью как торговец сувенирами или продавец дорогих развлечений. Покупатель серьезного искусства – это в большинстве случаев коллекционер и инвестор, поэтому его не устроят слабые объяснения.

Выставляйте только продуманные согласованные цены. Не делайте выставки, где сначала вы продаете все по цене $ 8000 - $12000, а в следующий раз $ 500 - $ 1000. Реакция постоянных покупателей будет не в пользу авторитета Вашей галереи. Даже если это были обоснованные цены, и Вы можете объяснить тонкую грань между различными художниками и произведениями искусства, большинству покупателей эта грань не очевидна.

Более того, мы уже говорили с Вами, что Вы обязаны выдерживать одно направление в своей галерее, один уровень художников и привлекать постоянных покупателей, поэтому отнеситесь серьезно к соблазну изменить что-то в ценовой политике. Люди имеют уже определенные ожидания и Вам нужно быть бережным с этим. Речь не идет о маленьких колебаниях в цене, которые легко пояснить, но о больших расхождениях, которые могут только навредить Вам.

Ну и напоследок несколько мелочей на заметку:
Постоянно наращивайте свой список рассылки, но не посылайте объявления слишком часто: одного двух анонсов в месяц будет достаточно, чтобы сохранить статус уважаемой галереи.
Появляйтесь в местных музеях, культурных организациях, ассоциациях дилеров и галерей, обращайте их внимание на проводимые вами мероприятия, просите финансовой и иной поддержки в случае необходимости, не всегда и все время, конечно, но тогда, когда это уместно.

Приглашайте так же устроителей различных благотворительных мероприятий в свою галерею, проводите сами благотворительные аукционы. А самое важное – знакомьтесь и еще раз знакомьтесь. Вы хотите стать признанным в арт сообществе, Вы хотите знать основных игроков и, в конечном итоге, получить расположение авторитетных лиц. Вам не обязательно появляться на всех без разбору мероприятиях, но с каким-то уровнем регулярности. Люди будут замечать Вас снова и снова и постепенно разговор завяжется.
Уйдите от тактики давления. Не пытайтесь постоянно кому-то что-то продать.

Если кто-то созрел к покупке, обычно он дает это ясно понять. Отвечайте людям на вопросы, будьте внимательны к их нуждам, и пусть они принимают вещи шаг за шагом. По крайней мере, убедитесь для начала, что клиент созрел, прежде чем хватать его за горло.

Если критик или рецензент высказывает мысли, которые не вызывают у Вас восторг, позвольте им это. Никогда не удаляйте их из списка рассылки, не отвечайте на критику ответной критикой и не закрывайте для них двери своей галереи. Это просто глупо. Вы же не можете пробовать изменить людей или забрать у них право на свое мнение.

И в любом случае, пресса всегда имеет последнее слово, как бы Вы не пыжились. Если Вы выносите что-либо на общественный суд, будьте готовы получить разные отзывы. Если это Вас утешит, посторонние читатели редко вспоминают, о какой галерее шла речь в последнем обзоре, а Ваши покупатели напротив, получат дополнительный стимул еще раз заглянуть к Вам и удостовериться, что Вы в хорошей форме прекрасном настроении.
И помните – самое плохое, что могут написать о Вас – не написать ничего.

И в заключении. Будьте честным дилером. Никогда не искажайте и не приукрашивайте чрезмерно информацию о художниках и произведениях, которые Вы продаете. Последнее, что хотел бы покупатель, узнать, особенно тот, кто только начал свою деятельность, доверяя Вашему профессионализму, прислушиваясь к Вашему мнению, купил у Вас совсем не то, что Вы описали. Это плохо скажется не только на вашей репутации, но и на бизнесе всех галерей мира, потому что теперь они лишились как минимум одного коллекционера, а то еще и парочки его друзей.

Поэтому делайте свое красивое дело честно, получайте удовольствие, наслаждаясь всеми преимуществами собственника галереи и одного этого уже достаточно для того, чтобы сказать – мой бизнес вполне успешен.

Статья с сайта Artbusiness.com http://www.artbusiness.com/osoqcreatran.html
Перевод статьи Оксана Козинская

И если 10-12 лет назад отечественные творцы прекрасного продавали свои работы по 160-200 $, то сегодня стоимость их работ составляет не менее 3-5 тысяч долларов.

Спрос на картины и фото «серьезных» художников растет по нескольким причинам:во-первых, это не только способ хранения денег, но и приумножения частного капитала;во-вторых, инвестиции в искусство на протяжении последних 5-7 лет демонстрируют тенденцию завидного постоянства роста в 20-30%;в-третьих, чуть менее половины покупателей отечественных шедевров — иностранцы из стран ЕС, налоговый кодекс которых предусматривает льготы для лиц, формирующих культурное наследие государства.

Эффективность инвестиций в прекрасное

С точки зрения коммерческой привлекательности инвестирования в рамках критерия годовой доходности, то самые обобщенные показатели говорят о среднем доходе в 12%-17% каждого инвестора. А вот пиковые показатели более вдохновляющие — от 300% доходности в год и более. Впечатляет, не правда ли? Конечно, такие показатели достигаются исключительно благодаря четкому попаданию в цель-тоесть грамотному выбору произведений искусства для продажи (или перепродажи).

С чего начать галерейный бизнес

Для открытия собственной галереи достаточно иметь стартовый капитал в 3000 $. В первую очередь, столь скромная цифра оправдана модой на эпатажные локации галерей — богемное открытие наверняка станет успешным мероприятием, если пройдет в обшарпанной комнате с «художественным беспорядком» всего вокруг. Конечно, отремонтированное помещение в сердце города приветствуется, но в таком случае, только на аренду уйдет не менее 10-15 тысяч долларов.

Что касается творческих поставщиков, то их на рынке в избытке — как и корифеев своего дела, так и тех, кто на волне пиковой моды на творческую реализацию открыл в себе различного рода таланты. Каждая галерея выбирает свою концепцию работы с наполнителями коллекций:кто-тоработает исключительно с десятком-другимтоповых мастеров,кто-то же охватывает полсотни молодых художников, работающих в нестандартных техниках. В любом случае придется определиться — совместить полотна признанного художника и открытки ручной работы в одной галере будет как минимум нецелесообразно.

Раскрутка и продвижение удожественной галереи

Спектр механизмом рекламы и привлечения внимания к бизнесу широк: тематические вставки,арт-перфомансы, аукционыи т. д.Стоить взять на заметку, что отечественные СМИ всегда с радостью «подхватывают» инициативы галерей написанием материалов и съемками сюжетов, после выхода которых обязательно наблюдается наплыв посетителей.

Галерейный бизнес в деталях

Уровень конкуренции: низкий

Начальные инвестиции: от 3000 $ до 200 000 $

Срок окупаемости: 1-4 года

Среднестатистическая целевая аудитория клиентов: интеллигентные люди в возрасте 40-50 лет, а также особо состоятельные люди;

Годовой объем мирового рынка произведений искусства: около 80 миллиардов долларов.

Особенности: галерейного бизнеса

— Нет необходимости вкладывать деньги в товар (художник либо арендует в галерею площадь, занимаемую его работами, либо отдает ее на продажу на оговоренных паях);

— Непрогнозируемость реализации, отсутствие четких предпосылок к изменению в конъюнктуре рынка;

— Большой теневой оборот произведений искусства в нашей стране;

— Творческая необязательность поставщиков (художников) — специфическая ментальная особенность.

— Возможность получения дополнительного дохода (не от продаж предметов искусства): организация выставок,мастер-классови пр., подразумевающих приобретение билетов для посещения.

Ценовая политика

С распадом СССР за произведениями искусства закрепился ярлык малоликвидных товаров, но уже к концу90-хгодов ситуация кардинально изменилась — цены на картины и скульптуры подскочили в несколько раз. К сегодняшнему дню художественные салоны и галереи практикуют накрутку в 50%-100% от авторской цены. Тем не менее, люфт для возможности поторговаться галерейщики оставляют всегда — они очень заинтересованы в «движении» товара, поэтому не могут позволить себе упускать клиентаиз-занекритичных сумм.

Топ продаж

    Масляная живопись любых стилистик и направлений

    Плоды прикладного искусства: изделия из керамики, стекла, метала, кожи и пр.

    Акварель

    Фотографии

    Хуже всего идут продажи скульптуры. Главная причина заключается в том, что скульптура, в отличие от пятерки лидеров продаж, обязывает любой интерьер (как минимум за счет своего объема), заставляя изменять помещение под предмет искусства, не наоборот.

    Самое главное

    Бизнес на искусстве строится отнюдь не на капитале и обороте. Самая впечатляющая выставочная площадь и широкая рекламная кампания не поспособствует развитию дела, если вы не заслужите определенную репутацию. Именно репутация, как среди художников и мастеров, так и среди коллекционеров и состоятельных людей, обеспечивает галеристу стабильный рост дохода, лучшееарт-наполнениеи истинное удовольствие, получаемого от процесса работы.

    Специально для ХОБИЗ.RU

Надежда Степанова и Эльвира Тарноградская — владелицы московской галереи современного искусства Triangle, открытой в 2014 году. За полтора года хозяйки «Треугольника» нашли подход к московским и швейцарским коллекционерам, установили тесную связь с австрийской художественной публикой и научились зарабатывать на работах молодых авторов.

Степанова - вдохновитель проекта и галеристка с опытом, живет в Италии и в Москве бывает наездами. Тарноградская - юрист и специалист по антиквариату из потомственной «антикварной» семьи, постоянно работает в галерее. «Иногда коллекционер видит какую-то работу дистанционно - нашел на сайте галереи картинку, присылает запрос, переводит деньги. Но такие случаи редкость. Для того чтобы галерея работала и зарабатывала, в ней надо присутствовать», - поясняет она.

Перед запуском собственного бизнеса, в 2014 году, галеристки решили, что заниматься современным искусством интереснее и выгоднее. Работы признанных мастеров уже разобраны по музеям и дорогим частным коллекциям, открытия случаются крайне редко. «А вот современное искусство - как раз тот рынок, где можно найти самое лучшее и предложить клиенту», - объясняет Тарноградская свое стремление к молодым талантам.

В «Треугольнике» сейчас представлено девять художников. Ровно то количество, которое и должно быть у молодой галереи, считают основательницы. Источник дохода для галереи - продажи работ. От проданной картины художник и галерея получают по 50%. Некоторые работы галерея выкупает и оставляет себе - те, что имеют перспективы стать со временем дороже.

Законы ценообразования на этом рынке довольно четкие. Например, работа молодого художника, выполненная маслом на холсте размером 40 на 60 см, в США или Европе не может стоить меньше чем €1500, у нас начинающий художник может быть оценен и дешевле, но не намного. «Эта сумма включает плату и за труд, и за материалы, а также обеспечивает художнику возможность жить за счет искусства, а не идти в официанты или учителя», - поясняет Степанова. Ценовой разброс на работы, которые представлены в «Треугольнике», широкий - от €100 за небольшие по формату рисунки до €20 000-30 000 за более масштабные и трудоемкие работы.

Эксклюзивный договор между галереей и молодым художником — редкость. Чаще всего галерея берет работы на реализацию, а выручка делится 50 на 50. Знаменитости, работающие с крупными галереями, получают более существенную долю вознаграждения. Если галерея покупает несколько работ непосредственно из студии художника «оптом», то ее процент увеличивается до 70-80% от стоимости работ.

Поиск талантов предполагает посещение большого количества выставок разного масштаба, и не только в России. Галерею «Треугольник», например, интересуют художники из постсоветского пространства. Некоторые художники работали с Эльвирой Тарноградской еще до основания галереи как с арт-дилером. Надежда отвечает за культурный обмен. Общается с европейскими и американскими галереями, привозит работы интересных молодых художников в Москву и организует выставки «своих» за границей.

«Недостатка в новых именах нет, скорее избыток», - признаются галеристки. Их компания, например, постоянно получает письма и предложения от начинающих живописцев. «Попасть к нам очень непросто, наше решение основывается исключительно на качестве работ, таланте художника и стадии его карьеры - он должен быть действительно молодым, до 35 лет, и действительно начинающим», - поясняет Степанова.

Отбирая художников в свою галерею, Степанова и Тарноградская руководствуются собственным художественным вкусом и коммерческим чутьем. Специально «под коллекционера» или какого-то конкретного покупателя подбор работ никто не ведет, - поясняет Надежда. Если художник интересен самим галеристкам, значит, он заинтересует и покупателей.

Молодые авторы не значит совсем безвестные. У «Треугольника» есть художники, уже любимые зрителями. Начинающая галерея для них - более интересная площадка, чем именитая. Например, художники Валерий Чтак и Кирилл Кто покинули почтенные московские галереи из-за недостатка внимания. «Мы познакомились с Валерой Чтаком, когда он шел из галереи «Риджина», с которой он как раз расстался», - рассказывает Степанова. Там за несколько лет сотрудничества у художника была единственная выставка. «Треугольник» успел за полтора года выставить работы Чтака трижды и показать его работы на четырех ярмарках, в том числе европейских. Сейчас галерея готовит очередную выставку художника, которая пройдет весной.

Кирилл Кто пришел в «Треугольник» из галереи XL - еще одной старейшей московской галереи. «За последние годы у него там была только одна выставка графики и ready made. Кирилл приходил к нам в галерею, и мы прекрасно общались. Я предложила выставить у нас его холсты, и он с радостью согласился», - рассказывает Надежда. С XL художник расстался мирно, владелица галереи Елена Селина оказалась не прочь расстаться с автором, до которого у нее не доходили руки.

После того как Triangle впервые представила холсты Кто, интерес к его творчеству заметно вырос. После выставки одну работу приобрел Владимир Овчаренко, основатель галереи «Риджина» и аукциона современного искусства Vladey. Он включил ее в эпохальную выставку своей коллекции «Борщ и Шампанское», которая прошла этим летом в Музее современного искусства на Гоголевском бульваре, кроме того, стал активно продавать его графику на Vladey. Надежда рассказывает, что в конце октября маленький рисунок Кирилла Кто формата А4 по стартовой цене €100 ушел за €1400. Художник решил, что может сотрудничать с Овчаренко в графике, но эксклюзив на живописные работы на холстах он отдал «Треугольнику». Недавно Степанова продала два небольших холста Кирилла Кто коллекционеру из Милана. Он увидел его работы на ежегодной художественной ярмарке в Вене Vienna Contemporary.

Международные амбиции и участие в ярмарках, в том числе за пределами России, необходимы и галерее, и ее художникам для того, чтобы приобрести известность и вес на рынке. К участию допускаются только галереи, имеющие свою международную программу. Часть такой программы для Triangle станет выставка молодого американского художника с русскими корнями Стефана Черепнина, который экспонируется в известной Нью-Йоркской галерее The Real Fine Art. Прадедушка Черепнина писал музыку для балетов Дягилева, а его род восходит к известной фамилии Бенуа. Надежда и Эльвира уверены, что работы художника и его история заинтересуют московскую публику.

В Вене «Треугольник» успешно представил молодого российского художника . От коллекционеров поступило несколько запросов на приобретение его работ. Тарноградская: «Алексей Мандыч идеально ложится в австрийскую тему - его «Черный квадрат» выполнен собственной кровью художника. Мы помним, что знаменитый австрийский художник Герман Нич также использовал кровь. Получилась культурная аллюзия и в сторону русского авангарда, и в сторону венского акционизма».

Сейчас «Треугольник» вывозит и показывает за границей 20-25 произведений в год. За полтора года галеристки уже «освоили» две Венские ярмарки и одну московскую Cosmoscow. «Треугольник» подает заявки и на участие в ярмарках BRAFA в Брюсселе, Art Basel в Базеле и Art Cologne в Кельне. Но приглашения пока не получает, что, впрочем, неудивительно. Крупнейшие международные ярмарки доступны для только именитым галереям с устойчивой репутацией. К таким пока относятся две отечественные галереи - московско-лондонская «Риджина» и московская XL.

Степанова и Тарноградская стремятся к тому, чтобы со временем и «Треугольник» взошел на международный художественный олимп. Главное - усердно работать и не совершать ошибок. «Наша стратегия основывается на презентации молодых художников, работающих в области актуального искусства, поэтому мы не можем выставлять и более продаваемую «интерьерную» живопись или устраивать выставки известных художников со сложившимся рынком, хотя это может показаться более легким приемом с коммерческой точки зрения, - поясняет Степанова. - Чтобы выйти на международную арену, недостаточно думать о том, что легче продается.

Получить устойчивую репутацию, вывести своих художников не международный рынок, а затем продавать их работы за десятки или даже сотни тысяч евро - задача Степановой и Тарноградской на ближайшие годы.

 

 

Это интересно: