→ Функции и структура игры. Развивающие возможности игры. Образовательный портал

Функции и структура игры. Развивающие возможности игры. Образовательный портал

Функции игровой деятельности

игра обучение урок грамматика

Основная функция педагогической деятельности состоит не просто в передаче знаний, а в создании проблемно - познавательных ситуаций и управлении процессом познавательной деятельности учащихся с учетом индивидуальных особенностей.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

Развлекательную

Коммуникативную

Диагностическую

Игротерапевтическую

Самореализации

Межнациональной коммуникации

Социализации

Эстетическую

Здесь следует добавить, что если мы обратимся к исследованиям Ф.Шиллера, то именно он говорит об эстетической функции игры. Для него игра - наслаждение, связанное со свободой от внешней потребности, проявлением избытка жизненных сил. Он говорит, что «предмет побуждения к игре, представленный в общей схеме, может быть назван живым образом, понятием, служащим для обозначения всех эстетических свойств явления, одним словом, всего того, что в обширнейшем смысле слова называется красотой».

Из этого высказывания становится ясно, что для Ф.Шиллера игра-это эстетическая деятельность. Избыток сил, свободных от внешних потребностей, является лишь условием возникновения эстетического наслаждения, которое по Ф. Шиллеру, доставляется игрой. Указание на эстетическую функцию игры мы можем встретить и у таких ученых, как Г.Спенсер и В.Вундт.

Как уже говорилось выше, игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

1) в качестве самостоятельного метода для освоения определенной темы;

2) как элемента какого-то другого метода;

3) в качестве целого урока или его части введения, объяснения, закрепления контроля или упражнения;

4) возможно использование игры при организации внеклассного мероприятия.

При использовании игрового метода обучения задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие. Общение на чужом языке вне языковой среды - всегда условность, всегда как будто и чем точнее здесь будут соблюдаться условия игры и ее законы, тем эффективнее будет иноязычное общение.

Игра всегда предполагает определенное напряжение эмоциональных и умственных сил, а также умение принятия решения (как поступить, что сказать, как выиграть?). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих, положительным является и тот факт, что при этом ученик еще и говорит на иностранном языке. Из этого следует вывод, что игровой метод таит в себе богатые обучающие возможности. Ученики, естественно, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего - увлекательное занятие, взаимодействие с учителем и сверстниками, в котором высказывания определенного типа диктуются внутренними потребностями игры. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и иностранного языка. Но значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно - рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как:

Игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и, тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом;

Обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящей характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 9 % информации;

Игра - свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников.

Игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели и осознанию пути достижения цели;

В игре команды или отдельные ученики изначально равны;

В игре всегда есть некое таинство, неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа;

Игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так как является одновременно и методом, и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения.

Все это позволяет определить игру как высший тип педагогической деятельности. И это объясняется следующими особенностями. В игре все равны, она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, ученик может уже говорить наравне со всеми.

Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач, таких, как:

Создание психологической готовности учащихся к речевому общению;

Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Игровая форма занятия создается на уроке при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся. Ситуация может напоминать драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игрового занятия ситуация может проигрываться несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры - ситуация реальной жизни. Реальность ее определяется основным конфликтом игры - соревнованием. Желание принять участие в такой игре мобилизует мысль и энергию играющих, создает атмосферу эмоциональной напряженности. Несмотря на четкие условия игровой ситуации и ограниченность использования языкового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Поэтому для игры в определенных пределах характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жесты, мимику и т. д. имеет ярко выраженную целенаправленность.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:

Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

Учебная деятельность подчиняется правилам игры;

Учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:

1) Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии обще-учебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком. Это означает, что игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть).Желание решить вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся, игра таит в себе богатые обучающие возможности.

2) Воспитательная функция заключается в воспитании таких качеств, как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре, также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.

3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроках, превращении уроков в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой, и в сказочный мир.

4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.

5) Релаксационная функция - снятия эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.

6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. Здесь же стоит отметить, что осуществляется психологический тренинг и психокоррекция различных проявлений личности, осуществляемых в игровых моделях, которые могут быть приближены жизненным ситуациям.

7) развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.

Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций различного рода игр. Рассмотрев классификацию функций игровой деятельности, следует обсудить вопрос о классификации различного рода игр.

Рассмотрев классификацию функций игровой деятельности, следует обсудить вопрос о классификации непосредственно самих игр. Приступая к рассмотрению данного вопроса, следует сразу оговориться, что в настоящее время в философской, психологической, педагогической и методической литературе нет ее однозначной классификации. Попытаемся разобраться в многообразии взглядов на данную проблему.

Говоря о классификации игр, необходимо заметить, что попытки классифицировать игры предпринимались еще в прошлом веке как зарубежными, так и отечественными исследователями, которые занимались проблемой игровой деятельности. Например, Ж.Пиаже выделяет три основных типа игры, которые он соотносит с этапами развития ребенка .

Игры-упражнения - первые игры ребенка, связанные с захватыванием, действиями с игрушками.

Символические игры, основанные на подражании миру взрослых с помощью особой системы символов.

Игры с правилами, которые, по сути, являются ролевыми играми.

Известный психолог Л. С. Выготский дает психологическую классификацию игр, исходя из того, что игра заключает в себе действия, связанные с деятельностью ребенка;

Подвижные, которые связаны с выработкой умения перемещать себя в среде и ориентироваться в ней;

Строительные, связанные с работой над материалом, учат точности и верности движений, вырабатывают ценные навыки, разнообразят и умножают наши реакции;

Условные, которые возникают из чисто условных правил, связанных с ними действий, и организуют высшие формы поведения .

Другие отечественные психологи - С.Л.Рубинштейн и Д.Б Эльконин -выделяют интеллектуальные игры и ролевые игры, причем они обращают внимание на то, что если первая категория игр является субъективно-объективной, то ролевые игры относятся к субъективно-субъективным.

1) подготовительные, способствующие формированию речевых навыков;

2) творческие игры, цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений.

Игры также делятся по виду деятельности на:

Физические

Интеллектуальные

Трудовые

Социальные

Психологические

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

1)обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

2) познавательные, воспитательные, развивающие;

3) репродуктивные, продуктивные, творческие;

4)коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По характеру игровой методики игр можно разделить на:

Предметные

Сюжетные

Деловые

Имитационные

Игры-драматизации

Специфику игрового метода обучения в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-комнатные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Если рассматривать игру с точки зрения целевых ориентаций, то в этом случае можно разделить игры на:

1. Дидактические, которые используют для расширения кругозора и познавательной деятельности, они формируют определенные умения и навыки, необходимые для практической деятельности, в ходе их выполнения развиваются обще учебные умения и навыки, а также трудовые навыки. По мнению Д.Н.Узнадзе, «игра-форма психогенного поведения, внутренне присущего, имманентной личности».

Дидактические игры открыты, исход игры нельзя предугадать;

Они повторяемы, игру можно в любое время прервать и начать заново;

Дидактические игры следуют определенным правилам, которые могут быть и изменены участниками игры;

Дидактические игры должны приносить удовлетворение и радость.

Дидактическая игра - это не просто неотъемлемый компонент активного обучения. Ее значение шире. По своей природе и обучающему потенциалу игра выходит за рамки активного обучения, выступая необходимой стороной системы педагогической деятельности в целом.

2. Воспитывающие, которые воспитывают самостоятельность, волю, сотрудничество, коллективизм, общительность и коммуникативность.

3. Развивающие, которые развивают мотивацию учебной деятельности, внимание, память, речь, мышление, воображение, фантазию, творческие способности, симпатию, рефлексию, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения. А.Н.Леонтьев считал, что «игра-свобода личности и воображения, иллюзорная реализация нереализуемых интересов»

4. Социализирующие, приобщающие к нормам и ценностям общества, адаптирующие к условиям определенной среды, обучающие общению. По определению Л.С.Выготского: «Игра - пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок» .

Что касается Г. Хайда, то он считает, что на уроке иностранного языка можно применять «игры с языком», «игры на языке» и «игры по плану». в данной интерпретации, симуляция есть воспроизведение определенной жизненной ситуации, лишенной непредвиденных или опасных ситуаций. Автор приводит пример симуляции: молодой, неопытный адвокат ведет защиту в импровизированном зале суда.

Симуляции отличаются от ролевых игр еще тем, что сценарии к ним должны быть очень полными и тщательно подготовленными.Джозеф Каллахан наряду с речевой игрой и симуляцией, выделяет и третий вид игр-социодраматизацию, которая рассматриваются как учебный прием, применяемый для обучения людей особенностям профессии,и акцентирует внимание на решении социальных проблем. В социодраматизацию включены воображаемые ситуации .

Что касается Джона Оллера, то он дает следующую классификацию игровых форм:

Симуляция

Драматизация

Ролевая игра

Психодраматизация

Социодраматизация

Упражнения с использованием мимики.

К. Ливингстоун же считает драматизацию и упражнение с использованием мимики подготовительными к собственно ролевой игре и симуляции. Под упражнениями с использованием мимики он понимает выполнение определенного действия, разыгрывание короткой сценки без использования языковых и речевых средств. Задача остальных учеников состоит в угадывании изображаемых действий .Что касается психодраматизации, то это форма групповой работы, используемая в психотерапии и учебных целях, когда человек, принимая на себя определенную роль, решает определенную социальную или психологическую проблему. Причем данный прием допускает многократную репетицию своей роли .

Еще одну разновидность игр предлагает Дональд Боуэн. Это так называемые `гамбиты" - игры в забавной форме, способствующие развитию языковых и коммуникативных умений .

Итак, сделав краткий обзор взглядов отечественных и зарубежных исследователей, занимавшихся проблемой классификации игровой деятельности, попытаемся суммировать предлагаемую классификацию, которая объединила бы все перечисленные типы. Все игры можно подразделить на:

Подвижные

Строительные

Интеллектуальные

Условные.

При этом мы особое внимание уделяем дидактическим играм, в которые входят языковые, или подготовительные, и речевые, или творческие. Языковыми играми являются орфографические, лексические, фонетические и грамматические, целью которых является формирование соответствующих навыков, а речевыми играми являются:

Ситуационные, в основе которых лежит ситуация из жизни, для решения которой применяются знания реального учебного предмета;

Ролевые, предполагающие выполнение определенных ролей индивидуально каждым участником игры или в группе;

Деловые - предполагается конкретная проблема, имеется дело; роли и правила игры вырабатываются участниками в ходе самой игры.

В процессе обучения могут быть использованы и другие игры разработанные отечественными и зарубежными методистами.

Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15-20 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке. Все games они способствуют формированию речевых навыков.

Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет школьников своим однообразием, а затрачиваемые усилия часто не приносят быстрого удовлетворения. Применение игровых методов обучения поможет сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Например, ряд грамматических игр могут быть эффективны при введении нового материала. Формированию и развитию лексических и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых - освоение правописания изученной лексики. Большинство игр можно использовать в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного так и вторичного закрепления.

Следует отметить, что необходимо соблюдать определенные требования к игре как к приему обучения. В нашем понимании они будут следующими:

Обязательное осознание учениками игрового результата (таким результатом может быть создание при помощи слов необычных образов: говорящие звери, танцующие куклы.

Осознание учениками правил, соблюдение которых поможет достичь запланированного результата;

Возможность выбора конкретного действия в игре каждым учащимся, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме игры;

Игра должна поставить ученика перед необходимостью мысленного усилия, хотя бы небольшого: необязательно давать учащимся правила игры в строгих формулировках, можно использовать любую схему или рисунок.

Учителю необходимо точно знать какой именно навык или умение тренируется в данной игре, что ученик не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры. Если ученик в игре повторяет песни и стихотворения, воспроизводит заученные диалоги, то новых учений и навыков в игре он не приобретает. Если же он научился изменять слова, подбирать нужное по смыслу слово, строить самостоятельно словосочетание, фразу или текст, тогда ученик приобретает новые навыки. Не нужно забывать, что игра на уроках иностранного языка - это не просто коллективное развлечение-это основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе -от самых мелких речевых навыков до умения самостоятельно высказываться по заданным темам.

Суммируя сказанное выше, можно сделать следующие выводы:

1) В современной философской, психологической, педагогической литературе нет однозначной классификации игр. Существует множество подходов к проблеме классификации игр. Психологи и педагоги по-разному рассматривают проблему. Психологи дают общую их классификацию, выделяя подвижные, строительные, интеллектуальные, условные, педагоги же обращаются к дидактическим играм, подразделяя их на речевые и языковые.

2) Зарубежные ученые дают классификации учебных игр, основными из которых они считают ролевую игру и симуляцию. Под симуляцией они понимают воспроизведение часто встречающих в жизни ситуаций, требующих обязательного решения проблем.

3) Различные виды драматизации, импровизации, разыгрывание диалогов по ролям, разыгрывание сценок являются своеобразными приемами обучения иноязычной речи, а не видами ролевой игры.

4) В настоящее время методистами разработано большое количество ролевых игр и вариантов их проведения, направленных на повышение мотивации к изучению иностранного языка и для усовершенствования процесса обучения иноязычному говорению.

Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Но она зависит от конкретных условий работы учителя, его темперамента и творческих способностей. Здесь следует отметить, что при всей привлекательности и эффективности игрового метода необходимо соблюдать чувство меры, иначе игры утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Игра - особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряют мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет при этом говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них - игра прежде всего - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - вовсе это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми». Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Однако, все зависит от конкретных условий работы учителя. Следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Большинство игр не связаны с какой-либо определенной темой, поэтому, естественно, в них содержится некоторый процент незнакомой учащимся лексики.

Вводить ее рекомендуется в процессе объяснения условий игры.Приемы введения лексики могут быть различны. Один из них - зрительная наглядность, которая включает в себя не только картинную или предметную наглядность, но и движение, жест, мимику и т.д. И, наконец, в отдельных случаях можно воспользоваться однократным переводом. В любом случае время, затраченное на объяснение незнакомого слова, обязательно окупится, ибо однажды введенная игра будет использоваться учителем много раз, а новая лексика, с которой познакомятся ребята в процессе игры, станет активной.

Знакомясь с той или иной игрой, учитель должен хорошо понять ее движущую пружину. Если предусмотрено театрализованное действие, надо позаботиться о деталях костюма и реквизита - они сделают игру более полноценной и убедительной. Если же это игровое упражнение, то все зависит от эмоциональности учителя. Большинство же игр построено на соревновании. Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Так, скажем, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течений 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке. Ряд грамматических игр, например, могут быть эффективны при введении нового материала. Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлекались и стали вместе с учителем участниками одного процесса.

Конечно, урок иностранного языка-это не только игра.

Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций. Игра способствует развитию познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка. Она несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает овладение иностранным языком радостным, творческим и коллективным.

Детская игра - понятие широкое. Это и игра по ролям, когда ребенок воображает себя летчиком, а стулья - сверхзвуковым самолетом, и мы присутствуем на небольшом домашнем спектакле. Это и игра по заранее установленным правилам (в прятки, фанты и т.д.) где между играющими происходит в том или ином виде своеобразное соревнование. С точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение. Игру так же рассматривают как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

Созданию психологической готовности детей к речевому общению;

Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Успех использования игр зависит от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками этого процесса. Доверительность и непринужденность общения учителя с учащимися, возникающие благодаря общей игровой атмосфере, располагает школьников к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций, так как урок иностранного языка - это не только игра. Опыт убеждает, что использование игрового метода обучения способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении языка. Игра несет в себе немалое нравственное начало, либо делает труд радостным, творческим и коллективным. Ведь цель игрового метода - способствовать развитию речевых навыков и умений. Возможность проявлять самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков- характерные качества речевого умения- могут быть проявлены во время проведения игр.

Формулируя выводы о роли и месте игры в системе обучения хочется подчеркнуть, что игра в определенном смысле универсальна: она взаимодействует практически со всеми методами и формами обучения. Это означает, что она проникает в них и, напротив, включает в себя в синтезированном виде следующее: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретной ситуации, работу в парах и малых группах и т.д, поскольку игра является не только своеобразным методом, но и формой организации обучения. Здесь же можно говорить и об элементах проблемного обучения.

Тем не менее, игра не растворяется ни в одном из методов,а сохраняет свою самостоятельность и специфику, представляя собой их своеобразный синтез.

Игра - это не просто любимое занятие детей, именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие ребенка к учебной деятельности.

Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Детство без игры и вне игры аномально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его не только детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворение осваиваемого опыта жизни, признаков и предмет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира и т.п.

Г.Н. Гришина так оценивает детскую игру: «Игра помогает детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее. В игре выявляется характер маленького человека, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того, не осознавая, дети, играя, приближаются к решению сложных жизненных проблем».

Игра является первой школой воли: именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям. Как ни заманчиво ребенку посмотреть новую книгу или детский концерт, но если он «пограничник», то никакие соблазны не уведут его с поста, пока его не сменят другие.

Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет самостоятельно создавать те или иные формы общения.

В игре формируется или перестраиваются и частные психические процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности острота. В игре ребенок раньше и легче усваивает сознательную цель запоминать и, например, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях.

В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления.

Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.

Важная роль игры в развитии ребенка объясняется тем, что она вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемыми и не могло бы быть по-настоящему освоено.

Игра как бы создает «зону ближайшего развития ребенка». Л.С. Выготский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения: он в игре как бы на голову выше себя самого. Игра содержит в себе все тенденции развития: ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения» .

Слово «игра», «играть» в русском языке чрезвычайно многозначно. На всех европейских языках слово «игра» обозначает обширный круг действий человеческих, - с одной стороны, не претендующих на тяжелую работу, с другой стороны - доставляющих людям веселье и удовольствие.

Таким образом, в этот многообъемлющий круг, соответственно современным понятиям, стало входить все, начиная от детской игры в солдатики, до трагического воспроизведения героев театра, от детской игры на орехи до биржевой игры на червонцы и т.д.

Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть, именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначаемыми словом «игра». Игра в развернутой форме ролевой игры продолжает жить в детстве, представляя собой одну из основных форм современного ребенка .

«Играя» можно обучить ребенка. Ребенок очень любознателен. Он хочет многое познать и многое понять. Но он, к сожалению взрослых, не воспринимает учебу как серьезное дело. Ему кажется это очередным развлечением. А сложность и трудность не преодолимая сразу, гасит детский энтузиазм. И вот уже способный и смекалистый ребенок может превратиться в среднего «троечника», для которого школа и уроки - мучение. А ведь можно организовать обучение и развитие ребенка в самой привлекательной и, главное, основной для него деятельности - игры.

Детские игры имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и название игр: познавательные,

строительные, игра-труд, игра-общение, словесные, музыкальные, интеллектуальные, художественные, игры-драматизации, спортивные, подвижные, ролевые.

Игра - многофункциональное явление. Из множества ее функций выделим те, которые имеют наибольшее значение для развития младшего школьного возраста:

1. Социокультурное назначение игры.

Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, или конкретной социальной общности, или группе сверстников, так и стихийные процессы, влияющие на формирование ребенка.

2. Коммуникативная функция.

Любое игровое (кратковременное или долговременное) общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку, как организующее коммуникативное начало, имеющее огромное количество коммуникативных связей.

Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессии, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

3. Игра оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей.

Через игру происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта; повышается эффективность изучения всех без исключения школьных предметов. Это значит, что игре свойственна просветительская функция.

4. Творческие процессы.

Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа и т.д.

Через механизм эмоционального восприятия и переживания дети максимально активно усваивают элементы творческой и откладывают отпечаток на настоящую и всю последующую жизнь. Стало быть, игре свойственна функция - творческая.

5. Функция самореализации ребенка.

Для ребенка игра важна как сфера реализации себя как человека, как личность. Именно в этом плане ребенку важен сам процесс игры, а не ее результат, или конкурентность, или возможность победы, или достижения какой либо цели. Процесс игры - пространство самореализации.

6. Отличительной особенностью игры является ее театрализация.

Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначе говоря, игра благоприятна для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений.

Игра - это сфера социализации, в которой происходит подготовка подрастающего поколения к жизни, и, таким образом, осуществляется мировоззренческая функция.

7. Рекреационная функция.

Жизнедеятельность современных детей предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне игра помогает снять создавшееся напряжение. Именно в игре происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, т.е. реализуется рекреационная функция.

8. Функция коррекции в игре.

Психологическая коррекция есть внесение позитивных изменений, дополнений в гибкую структуру личностных показателей индивида. Сам механизм коррекции необходим потому, что, к сожалению, значительной части детей свойственны непоседливость, вспыльчивость, замкнутость, утомляемость, застенчивость и другие негативные проявления, которые порождают несовместимость в общении, разрушают внутриколлективные отношения, важные формы взаимодействия в группе.

Игра стимулирует в ребенке органы, ранее бездействующие, и тем самым восстанавливает равновесие его сил.

9. Развлекательная функция игры.

Развлечение - это влечение к разному, разнообразному, это, в конце концов, разные интересы человека.

Поскольку влечение - психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность личности, развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости, тем самым, стабилизируя личность и помогая реализации уровней ее притязаний. Игра - стратегически тонко организованное культурное пространство развлечения ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию. Развлечение в игре - это поиск.

Таким образом, как я уже сказала игра - это многофункциональное явление, но в целом во время игры происходит обучение участников азам существования в обществе, правилам кооперации и борьбы. Так, по словам Ф. Хайека, «игра - прекрасный пример процесса, в котором участники, преследуя разные и даже противоположные цели, но подчиняясь общим правилам, в результате достигают всеобъемлющего порядка».

игра этнокультурный русский народ

Игра сейчас встает в строй самых насущных потребностей человека. Без нее невозможно нормальное развитие мозга и тела.

Понять природу игры, ее поразительный воспитательный потенциал - это понять природу счастливого детства.

Детские игры воспитывают и развивают в ребенке все, что составляет богатство человеческой личности.

Американский психолог Джорж Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют "самостью" человека - собирание своего "я". Игра - мощнейшая сфера "самости": самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть 8 окружающем мире. Уже поэтому изменение детства в играх есть великое завоевание цивилизации, есть возможность, говоря словами одного из лучших терапевтов Европы, польского писателя с мировым именем, педагога и психолога Януша Корчака, "отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной". Уже потому в игровом мироощущении детей присутствует истина более глубокая, чем в рассудочном взгляде на мир.

Из раскрытия понятия игры философами, просветителями, историками культуры, педагогами и психологами различных научных школ можно вычленить ориентировочно ряд общих положений, отражающих сущность феномена игры.

  1. Игра - многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации его жизни и неигровой деятельности.
  2. Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир.
  3. Игра, обладая синтетическим свойством, вбирает в себя многие стороны иных видов деятельности, выступает в жизни ребенка многогранным явлением. Игра - первая ступень деятельности ребенка-дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков и юношества, меняющая свои цели по мере взросления учащихся.
  4. Игра есть потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Игра - специфический, чисто детский мир жизни ребенка. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.
  5. Игры - путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.
  6. Игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры - наслаждение ее процессом, конечный результат - развитие реализуемых в ней способностей.
  7. Игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отраженной моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем и "вольной" практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка, сферой неповторимой человеческой активности. Поскольку детская игра - явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, ее функции разнообразны.

Рассмотрим наиболее важные функции игры:

  1. Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного - эстетического воспитания детей.
  2. Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями, создает благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребенком.
  3. Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
  4. Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.
  5. Развивающая функция заключается в развитии ребенка, коррекции того, что в нем заложено и проявлено.
  6. Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребенка.
  7. Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.

Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы ее включали в учебный и внеучебный процессы, ибо она хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.

"Сценарии викторин, конкурсов, познавательных игр в школе." Турыгина С.В., Кугач А.Н., 2003 г.

Игра как один из методов развития способствует развитию интеллекта, мышления, логики, способов коммуникации, воображения и способности выражать свои эмоции. Это способствует всестороннему развитию личности. Игра – способ активного получения знания о чем-либо. Проявляя активность, субъект формирует свое “Я”, свои взгляды на жизненные ситуации, учится сотрудничать.

Игра в тренинге является главным “оружием”. Через шутки, метафоры, постановку и обыгрывание определенной ситуации мы можем найти пути решения проблем, выхода из тупиковых и некомфортных для нас ситуаций, просто позитивный отзыв о своих действиях и получить варианты альтернативных решений.

Леванова Е.А., в своей книге “Игра в тренинге. Возможность игрового взаимодействия” гл.1 стр. 11(2-е издание, Питер, 2008) пишет: “Гросс видел в игре первичную форму приобщения человека к социуму через добровольное подчинение общим правилам/лидеру. Так же в игре воспитываются чувства ответственности за себя (свом поступки) и группу…”.

В игре развиваются лидерские качества, которые нужны в повседневной жизни. В процессе игры снимается напряжение и человек становится менее скованным, что позволяет ему раскрыться в широком смысле. Он получает свободу для самовыражения, по сути, становится тем, кто он есть, не боясь пересудов, стремясь к своему совершенствованию.

Игра в психологическом тренинге, с точки зрения Вачкова И.В., выполняет две самые важные функции: диагностическую и развивающую.

Диагностическая функция игры определяется тем, что она обладает большей предсказательностью, прогностичностью, чем любая другая психологическая деятельность, во-первых, потому что человек ведет себя в игре “по максимуму” (физические силы, интеллект, творчество), во-вторых, игра сама по себе – особое поле “самовыражения”, в котором человек наиболее естественен, искренен, открыт.

Игровые методыможноразделить на операционные и ролевые .

Операционные (деловые, управленческие) игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм “правильности” и “неправильности” принимаемого решения, то есть обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события. В таких играх подчеркнут аспект инструментального обучения, и в то же время формализован и минимизирован по сравнению с реальностью межличностный аспект. Таким образом, имитационная игровая модель неизбежно упрощает реальную действительность.

Ролевые игры с элементами драматизации способствуют раскрытию и совершенствованию потенциала самовыражения. Они сталкивают участника с ситуациями, характерными для реальной и значимой для него деятельности, ставит перед необходимостью изменить свои установки, создают условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков (вербальных и невербальных, деятельностных и эмоциональных, и пр.).

Развивающая функция ролевой игры определяется тем очевидным фактом, что значения игры для раскрытия сущностных сил человека переоценить попросту невозможно.

И.В. Вачков в своей книге “Психология тренинговой работы” приводит классификацию игр используемых в тренинговой работе.

Операциональные игры определяются активностью, направленной на инструментальные изменения, определяющие разворачивание будущих событий- хотя опять через взаимодействие с другими (иными словами, являются методом формирования технологических умений). К операциональным играм могут быть отнесены два типа игр: деловые и поступочные.

Деловая игра характеризуется моделированием предметного и социального содержания профессиональной деятельности, включая системы отношений, характерных для этой профессиональной области. В ней обрабатываются новые технологические умения, необходимые в будущем в конкретной профессии, скажем, умение продавать тот или иной товар.

Поступочная игра выходит за рамки деловых отношений. В ней “репетируются” такие действия, которые могут быть оценены как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя в своем отношении к другому человеку, себе самому, к группе, к миру в целом. Фактически идет работа с будущими событиями очень широкого диапазона.

Иногда, к деловой игре относят такие типы игр как дидактические, управленческие и профориентационные.

Дидактические игры имеют цель преподнести некоторые новые знания и изменить представления участников. Такие игры раскрывают смысл и важность определенных знаний и, как правило, содержит задание учебного характера.

Управленческие игры – метод тренировки профессиональных умений менеджеров разного уровня(в образовательном учреждении,например, завучей или директоров).

Профориентационные игры помогают участникам в выборе сферы возможной профессионализации и соответствующего самоопределения.

Игра подразумевает, что полученная роль в процессе деятельности, точнее, человек, ее исполняющий, сможет отразить все особенности и черты человека, свойственные только ему одному, таким образом, проявить индивидуальность.

Интерактивные игры, по утверждению А.Грецова, - это игровая деятельность участников тренинга, структурированная в соответствии с целями и задачами работы, подразумевающая возможность и необходимость межличностного взаимодействия. Они делятся на: разогревающие, сюжетные и ролевые, деловые и имитационные .

Разогревающие игры (подвижные) помогают познакомиться с участниками тренинга, снять скованность, напряжение, настроить на работу и дают положительный эмоциональный заряд.

Ролевая игра – примеряемая роль (социальная), которую человек играет в течение своей жизни, например, врач, учитель.

С помощью этого вида игры, участник получает возможность увидеть себя в роли, которую либо выбрал сам, либо ту, которая досталась по жребию, и понять сможет ли он в жизни, а не в игре, взять на себя ответственность за действия, которые будет выполняться в связи с выбранной профессией.

К игровым методам можно отнести:

1. Социодраму (ситуационный тренинг). Его цель заключается в достижении эффективного взаимодействия с партнерами в условиях делового или повседневного общения.

2.Технику психодрамы , которая направлена на разрешение внутренних конфликтов индивида путем проигрывания жизненных ситуаций и создания условий для осознания себя как целостной личности.

3. Контригру (трансактный метод осознания коммуникативного поведения). Контригровая задача группы состоит в том, чтобы в условиях откровенного общения под руководством психолога-тренера разобраться в преобладающих эго-состояниях и специфике своих скрытых игр, манипуляций, “ролей-по-жизни”, и так далее.

Эти методы являются очень эффективными, так как осуществляют целостный подход к когнитивному, эмоциональному и поведенческому компоненту личности, приближают ситуацию обучения к реальной.

Ролевые игры, по А.Грецову, делятся на:

  • Игры-тренировки конкретных социальных навыков;
  • Игры-драматизации;
  • Игры со скрытыми целями сторон;
  • Игры-делемы;
  • Игры со свободным сюжетом;

Задача тренера при этом состоит в:

  • Описании ролей, задействованных в игре;
  • Введение в ситуацию ролевой игры;
  • Распределении ролей;
  • Проведении инструктажа;
  • Организации деятельности (контроль за игрой - соблюдение правил);
  • Обсуждение игры (обратная связь, рефлексия);

В момент игры важно придерживаться правил, если они были озвучены, не ущемлять права участников тренинга, не комментировать действия других (для этого специально будет отведено время).

Исторический взгляд на игровое взаимодействие открыл Даниил Борисович Эльконин. Он связывал возникновение игры на ранних этапах формирования личности с исторически сложившимся положением ребенка в обществе. Он утверждал, что игра возникла в результате разделения возрастного и полового труда с целью подготовки будущего ремесленника (скотовод, охотник, землевладелец). Так возникли игры - упражнения. Ролевая игра возникла уже позднее и связано это с усовершенствованием и усложнением орудий труда и структурой общества.

Игра - исторически сложившаяся форма взаимодействия членов коллектива, в результате которого происходит усвоение жизненного опыта, принятие различных стратегий поведения и выбор желаемого жизненного сценария.

В процессе игры можно проследить манеру и способ общения каждого человека с коллективом (коллеги, одноклассники), выявить потребности играющего человека, например: желание быть активнее, больше общаться, проявить себя в другом амплуа, попробовать себя в другой профессиональной области, стремление к лидерским позициям или, наоборот, желании сбросить с себя путы руководителя и почувствовать себя обычным, спокойным и умиротворенным членом общества).

Так же в игре очень важно как ты играешь, на сколько удалось вжиться в отведенную именно тебе роль и только от актера зависит доведет он до совершенства свой образ или предпочтет только поверхностно перевоплотиться, ведь о успешности выполнения работы можно судить по результатам группового взаимодействия либо по “индивидуальному зачету”.

В игре мы получаем возможность корректировать свою манеру поведения, свои взгляды на различные события, учимся самоанализу, самопониманию, рефлексии. Игра помогает добиться совершенства в том, что человек считает для себя наиболее важным, приобрести необходимые знания и навыки.

Игра - история, сказка со своим сюжетом и с правилами, которые устанавливаются внутри группы и которым желательно следовать для установления лучшего контакта между членами группы.

Через игровое взаимодействие мы получаем новые знания и делимся тем, что знаем сами. Проявляя активность, мы открываем каналы доступа информации к нам, учимся сотрудничать.

Шутки, игры, метафоры, сказки помогают людям общаться, интересоваться, рассуждать, интриговать, заинтересовывать, так же познается прелесть коллективной работы. Не следует забывать, что по окончании занятия каждый из участников(по желанию) может высказаться, озвучить плюсы и минусы занятия, общую оценку проделанной работы, свои пожелания на будущее.

Список литературы:

  1. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы- М.: Эксмо, 2008.- 416 с.
  2. Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2000.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000.
  4. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2007.
  5. Эльконин Д.Б. Монография
  6. Леванова Е.А. Игра в тренинге. Возможность игрового взаимодействия. 2-е издание, Питер, 2008.

Игра - одна из первичных форм человеческой активности, важнейший элемент онто- и филогенеза. Ребёнок без игры, культура без игровых форм - исторический и бытовой нонсенс, порождённый экстремальными ситуациями выживания. Функции игры в обществе и отношение к ней служат показателем культурного и общественного развития, социальных, политических, идеологических ориентаций .

Игра и общественная жизнь настолько тесно взаимосвязаны, что некоторые учёные говорят о прямой взаимосвязи между характером господствующих игр и социально-экономическими структурами. Например, распространённость бриджа и шахмат характерна для обществ с развитой коммерцией, а такая игра, как авеле, в которую играют дети африканского народа бауле, напоминает о меновой торговле .

Игра является показателем цивилизационного и культурного развития. Ребёнок не подозревает, что вид "оружия", с которым он играет, определён уровнем технического развития: роли, исполняемые его куклами, соответствуют социальной формации. Приступая к игре, взрослый человек не думает о её компенсаторской функции, дефиците игры в его детстве, коммуникативном "голоде", прочих психологических и социальных детерминантах .

Игра - стихийный воспитательный институт. Она приняла эту функцию ещё до появления школы и выполняет её до сих пор. Ребёнок был бы безнадёжно оторван от социума, если бы не было игры, где он приобретает не только умения и знания, но и систему ценностей, навыки общения, где развиваются механизмы творческого сознания. Не случайно детская игра является объектом самого пристального научного анализа, поток исследований и диссертаций не прекращается.

Игра выполняла и выполняет до сих пор важную функцию при переходе из одной возрастной группы в другую. В архаических и традиционных обществах игра - важный фрагмент ритуала инициализации: проверка готовности ребёнка к взрослой жизни, элемент общественного праздника. В экономически развитых странах, где ритуалы отвергаются или игнорируются, сами юноши и девушки подвергают себя стихийным испытаниям: в соперничестве, доходящем до драк, мотогонках, спорте, альпинизме, авантюрно-приключенческом сафари; наконец, авантюрный жанр кино, компьютерные игры - симуляция, испытание понарошку .

Особое "игровое" сознание молодёжи, живущей "взаймы", зависимой от своих родителей и общества, накладывает решающий отпечаток на самые серьёзные молодёжные акции, такие как контркультура и вспышки молодёжного протеста. Стихия карнавала и праздника, игровое обращение с господствующими представлениями и нормами дали повод говорить о "великой игре, имя которой революция" (один из популярных лозунгов молодёжных акций на Западе в 60-е годы ХХ века, получивших название "студенческой революции").

Игра - отводной канал молодёжной энергии, к тому же выполняющий воспитательные задачи. Это хорошо понимали древние общества, достаточно напомнить об Элладе с её многочисленными агонами .

Всё интенсивнее игра внедряется в практику психоанализа и психотерапии, способствует восстановлению психического равновесия с помощью активной самореализации индивида. Игра интенсифицирует его познавательные, творческие, коммуникативные силы; имеет группообразующий и сплачивающий характер. Ролевая игра - эффективное средство корректировки своего и чужого опыта .

Игра, как пишет К.Б.Сигов, - реализация "человека возможного". В ней "человек устремлён к преодолению собственной ограниченности и скованности, к динамическому выявлению возможной полноты экзистенции" .

Игра - стратегическое поведение с планируемым результатом. Она широко внедряется в логику, математику, моделирование. Игровые модели используются для определения наиболее оптимальной стратегии и тактики военных действий .

Всё более значительное место игра занимает в семантике и семиологии. Игровой подход позволяет не только открывать новые смыслы и значения, но и популяризировать теории, малодоступные сознанию "среднего" человека. Б.Рассел на примерах "Алисы в стране чудес" и "Алисы в Зазеркалье", игры понятиями, объяснял в радиолекциях общую и специальную теорию относительности А. Эйнштейна.

Известна теория общественного поведения как набора игр, ведущихся по конкретным правилам. "Деловые игры" стали обязательным элементом стратегического планирования, подготовки специалистов .

Таким образом, можно сделать вывод, что игра является сложным, многоликим явлением. Она сама выступает как вид деятельности и присутствует в роли игрового момента других видов деятельности. Игра является формой проведения досуга и выхода избыточной энергии, институтом воспитания и творчества, служит самореализации личности и общению, выполняет гедонистическую, рекреативную, компенсаторскую функции. Поистине удивительно, что к определению основных функций игры неоднократно обращались учёные различных специализаций (физиологи, психологи, философы, педагоги, математики и экономисты), что говорит об универсальности игровой деятельности. В этом и состоит феномен игры.

 

 

Это интересно: