→ "Маленький принц": анализ. "Маленький принц": произведение Сент-Экзюпери. «Маленький принц» планеты и их жители Представление экспонатов. Сценка «Моя роза»

"Маленький принц": анализ. "Маленький принц": произведение Сент-Экзюпери. «Маленький принц» планеты и их жители Представление экспонатов. Сценка «Моя роза»

Предварительная работа:

  1. чтение книги самостоятельно и с учителем в формате внеурочной деятельности;
  2. знакомство с понятием «экспонат музея»;
  3. определение вариантов экспонатов;
  4. выбор воспитанников экспонатов;
  5. распределение по группам для коллективной работы;
  6. информирование учителей технологии и музыки;
  7. создание некоторых экспонатов под руководством учителей музыки и технологии;
  8. информирование родителей о создание музея и дате открытия;
  9. участие родителей, проявляющих интерес к чтению и совместной деятельности с детьми.

Цель: поддерживать интерес к чтению книг, создать условия для развития таких компетенций как способности делать выбор и быть ответственным за результат, вести диалог и публично выступать, соотносить свой личный опыт (умение дружить, заботиться о дорогих людях) с поведением героя, делать выводы по прочитанному.

Оборудование : материал для выставки в школьной библиотеке к 70-летию выхода в свет повести-сказки «Маленький принц», книга «Маленький принц», рисунки и поделки воспитанников, аудиозаписи песен «Маленький принц».

Ход урока

1. Звучат фанфары

Учитель . Сегодня у нас знаменательное событие, к которому мы готовились больше месяца. Оно посвящено мудрой и доброй сказке Антауна де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Книга написана для детей и взрослых всего мира: для русских и американцев, японцев и китайцев, голландцев и датчан, англичан и португальцев – для всех. И для нас с вами тоже.

Музей считаю открытым и приглашаю всех к общению.

2. Исполнение песни «Маленький принц» (минус. Валерия)

3. Представление экспонатов. Биография писателя. (по материалам выставки)

Учитель Экзюпери был не только писателем, но и военным летчиком. Каким же должен быть человек, в котором так удивительно сочетались любовь к авиации и литературе. Вот Даниил, Анатолий, Арсений расскажут о писателе. (Приложение )

Экзюпери родился 29 июня 1900 года в городе Лионе во Франции. Он был третьим ребенком из пятерых детей. Семья не бедствовала. Но и не была богатой. Особенно трудно стало жить, когда умер отец. Мать глубоко прятала свое горе. Дети никогда не видели ее печальной. Каждому из детей она отдавала равную долю нежности и внимания. Но Тонио был особенно предан матери. Он всюду следовал за ней

таская за собой свой маленький стул. Стоило матери присесть, как он устраивался у ее ног. (Слайд 1-2)

Роскошные парки замка Ла Молль и сказки Андерсена давали чудесную пищу детскому сердцу. Во время домашних праздников дети танцевали, одевая камзолы 18 века. Учился будущий писатель в привилегированном колледже. (слайд 3)

В 1921 году он был призван в армию авиационный полк. Сначала он обслуживал самолеты на земле, потом учится у опытных летчиков и в 1927году начинает летать самостоятельно: перевозит почту из Европы в Америку. Одним из первых осваивает технику полета ночью. Позднее в своей книге «Планета людей» он расскажет, как понял ответственность за свое дело. Сидя у постели своего друга, чудом оставшегося в живых после аварии самолета, он рассуждает: «Он (летчик) в ответе за самого себя, за почту, за товарищей, которые надеются на его возвращение. Их горе и радость в его руках».

Сам Экзюпери умел ощущать ответственность за свое дело. Любимым его словом было «ПРИРУЧАТЬ». Для него оно обозначало дружить, влюблять и влюбляться, связывать между собой людей, быть верным, всегда быть готовым прийти на помощь.

Когда его друг разбился в Кордильерах, он день за днем кружил над горными вершинами, ныряя к самому дну ледяных ущелий.

– Лежа в снегу, у тебя видел. Но ты меня не замечал, – рассказывает потом спасшийся чудом Гийоме.

– Как же ты мог знать, что это я тебя ищу?

– Кто еще решился бы так низко летать в горах? – ответил Гийоме. (Слайд 4)

Замысел первой книги родился во время полета. Он долго не мог придумать название, но однажды ему попался на глаза мешок с этикеткой «Почта – на юг». И первая его книга была названа «Южный почтовый». «Я просто рабочий… Я везу в почтовых мешках духовную пищу тридцати тысячам влюбленных», так думает герой книги. Затем вышли книги «Планета людей», «Ночной полет». И хотя это были книги о летчиках, но особых авиационных подробностей в книгах нет. Это книги о людях, которые во время многочасовых перелетов остаются наедине с собой, размышляют, мечтают, остро чувствуют счастье – это человеческое общение. (Слайд 5)

У сурового летчика была особая нежность к детям. Однажды он научил трехлетнего мальчика пускать мыльные пузыри. Но, ударяясь о стену, пузыри лопались. Мальчик плакал. Несколько дней Экзюпери ходил мрачный. Потом добавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри отпрыгивали от стены как мячики, они стали больше и красивее. Говорят, что за свою жизнь писатель придумал много полезных вещей, но мыльными пузырями гордился больше всего.

Началась Вторая мировая война (1939). Экзюпери стал военным летчиком. Вскоре фашистская армия разгромила французскую авиацию, а французское правительство предало свою страну и капитулировало перед Гитлером. Писателю пришлось эмигрировать в США, и там на время становится летчиком американской армии. Франция была оккупирована Германией. Антуан воюет с фашистами в составе американской армии. И сказка «Маленький принц» выходит в суровый 1943 год в Америке.

После многих ранений и аварий он был признан негодным для службы, но вернулся на самолет. Израненный и искалеченный до того, что не мог без помощи товарищей натянуть комбинезон и подняться в кабину, он мог еще вести самолет исстрелять. Товарищи усаживали его как ребенка, в кресло пилота, прикрепляли ремнями, и он летал в бой, потому что не мог не биться с врагами, которых ненавидел. В июне 1944 года он вновь встретился с врагом и погиб в воздушном бою. Тела его найти не удалось. (Слайд 6)

Учитель : В последний день июля 1944 Экзюпери исчез в небе над французской Ривьерой. Ушел к звездам так же, как ушел его герой Маленький принц. В одном из писем своей матери Экзюпери писал: «Мне ненавистны люди, пишущие ради забавы, ищущие эффектов. Надо иметь что сказать».

Ему, романтику, человеку, любившему жизнь, было что сказать. И он написал свою сказку «Маленький принц», сказку о самом важном – о жизни на планете Земля.

4. Представление экспонатов. Главный. герой. Рисунки и поделка.

Воспитанники говорят, каким они хотели изобразить маленького принца

(Небольшого роста, с золотыми в золотыми волосами, хрупкий, любознательный, настойчивый.). Представляют коллективную поделку, рассказывая об этапах работы и распределении обязанностей.

5. Представление экспонатов. Планета принца. Рисунок и поделка с баобабами.

Какова же была планета?

Она величиной с дом, два вулкана, роза. Правила: Встал поутру, привел себя в порядок, сразу же приведи в порядок свою планету. Надо выламывать баобабы, чтобы они не разорвали планету на мелкие кусочки.

Учитель : Что подразумевается под баобабами? (зло, опасность)

В 1942-1943 годах зло – это фашизм. Как прозорлив был писатель, призывая, что зло нужно уничтожать вовремя, чтобы оно не разорвало планету.

Планета принца. Роза.

Что представляет попавшая на планету роза? Какая она? (кокетливая, капризная, хвастливая, обидчивая, красивая).

Маленькому принцу хочется узнавать что-то новое, ведь он у нас очень любознательный. Он отправляется по планетам. И мы вместе с ним.

6. Представление экспонатов. Путешествие по планетам.

Астероид 325. Планета короля . Короли смотрят на мир упрощенно: для них все люди подданые. Для короля самое важное –чтобы ему все подчинялись. Непокорства он бы не потерпел. Это был абсолютный монарх.

Главный вывод, который делает маленький принц. «Власть должна быть разумной».

Учитель: Ребята, почему «Себя судить труднее, чем других?»

Астероид 326. Планета честолюбца. Тщеславные люди воображают, что все ими восхищаются. Они глухи ко всему, кроме похвал. «Восхищайся мною » – вот девиз в жизни честолюбца. Представляем небольшой диалог:

– Ты и правда мой восторженный почитатель?

– Да ведь на твоей планете больше никого нет!

– Ну, доставь мне удовольствие, все равно восхищайся мною!

– Я восхищаюсь, но какая тебе от этого польза?

Учитель : Ребята, понравился вам честолюбец? Вот и маленькому принцу не понравился, и он отправился дальше.

Астероид 327. Это планета, где жил пьяница. Маленькому принцу очень жаль стало пьяницу. Его мучала совесть. Он говорил: «Пью, потому что хочу забыть. Что мне совестно.

Маленький принц и мы вместе с ним делаем вывод: «Трудно вырваться из круга пристрастий» . Любая зависимость: от компьютерных игр, алкоголя, употребления наркотиков – страшна. Нужно не попадать в круг пристрастий.

Астероид 328. Планета делового человека . Он все время что-то считает.

Учитель: «Сколько раз в жизни деловой человек поднял голову?»

Голову поднял всего три в жизни. Первый раз, когда откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум и деловой человек сделал 4 ошибки в сложении. Второй раз, когда был приступ ревматизма. И третий при встрече с принцем. Он твердит: «Я человек серьезный. Мне мечтать некогда». От принца не видел никакой пользы. И здесь наш герой задержался недолго. Ему было скучно и неинтересно с деловым человеком.

Учитель. Ребята, кто помнит, какая планета понравилась маленькому принцу? (фонарщика) Вот и мы отправимся туда. Представляем следующий экспонат.

Астероид 329. Планета очень занятная. Она оказалась меньше всех. На ней только помещалось что фонарь и фонарщик. Очень нравится нашему герою фонарщик. Человек, который так верен своему слову. Только он не был смешон, потому что он думает не только о себе. Каждую секунду он зажигает и гасит фонарь – планета стала вращаться быстрей, а уговор остался. Его девиз– «жить для других и быть верным данному слову».

Астероид 330. Планета географа . Географ – слишком важное лицо, ему некогда разгуливать. Он не выходит из своего кабинета. Но он принимает у себя путешественников и записывает их рассказы. И если кто-нибудь из них расскажет что-нибудь интересное, географ наводит справки и проверяет порядочный ли человек этот путешественник.

Учитель И Маленький принц вновь сталкивается с мыслью, что работа географа бессмысленна. Мы с вами увидели, что жители всех планет, как им казалось, занимались очень важным делом. Но Маленький принц не находит в их делах никакого смысла

Именно географ и посоветовал посетить планету Земля.

7. Представление экспонатов. На планете земля .

«Земля - планета не простая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей (в том числе, конечно, и негритянских), семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев, итого около двух миллиардов взрослых».

– С кем встретился на планете Земля? (змея, Лис, другие розы)

Встреча со змеёй (разыгрывается диалог)

Эта первая встреча уже создает представление о нашей планете.

«- А где же люди? - вновь заговорил наконец Маленький принц. - В пустыне все-таки одиноко…

Среди людей тоже одиноко, - заметила змея».

Учитель. Почему бывает одиноко среди людей?

Встреча с розами

Учитель: Почему почувствовал себя очень-очень несчастным, когда увидел другие розы? (Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов в одном только саду!. Горестные слезы малыша вызваны осознанием того, что эта роза не единственная.)

Встреча с Лисом

– Кто появляется в минуту разочарования? (Лис)

– О чем просит лис принца? (чтобы приручил)

– Как вы понимаете слова «приручил»? (создавать узы, быть необходимым)

– Сразу ли появляется тяга людей друг к другу? (нужно время и терпение)

– Какой секрет открыл Лис принцу? (зорко одно лишь сердце)

Вот именно сердцем он и почувствовал, что скучает по своей розе и ему пора к ней возвращаться.

8. Представление экспонатов. Сценка «Моя роза»

В целом мире роз не сосчитать
Разной красоты и ароматов
Но одна прекраснее других
Появилась из зерна когда-то.
И она цвела своей красой
Затмевая все цветы планеты
Умывалась по утрам росой
И хранила красоты секреты.

Проигрыш на гитаре: розочка растет и раскрывается, превращаясь в красивый, но гордый цветок (потягивается, поднимается, любуется собой)

Маленький принц:

Я капризам розы потакал,
Выполняя все ее желанья
И совсем никак не понимал
Почему испытывал страданья.

Роза:

Я хотела многое сказать,
Только гордость в этом помешала.
Я цветок, его мне не догнать,
Были б ноги, я бы побежала!
А теперь лишь плакать и страдать,
И шептать: «Вернулся бы только»
И пытаться время удержать,
Ведь цветы, увы, живут недолго.

Проигрыш на гитаре: роза тянет руки(листья) в сторону, потом к сердцу, потом закрывает лицо и как бы плача приседает на корточки)

Маленький принц:

Где он, мой цветок и что там с ним?
Лишь сейчас я понял, что есть счастье,
Но остался я вдали один,
Лишь тоска на сердце да ненастье.

Берегите всех, кто рядом есть?,
Ну, а если вы про них забыли,
Вспомните, что нам ответ держать
За всех тех, кого мы приручили.

9. Подведение итогов.

Учитель. Да, самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце.

В чем же серьезность дружбы? (уметь быть верным, не жалеть для друга ничего, думать о других)

Что оставил маленький принц на память своему другу – летчику? («У тебя будут звезды, которые умеют смеяться, как будто вместо звезд я подарил тебе целую кучу смеющихся бубенцов)

Ребята, Антуан де Сент-экзюпери просит: «Не забудьте утешить меня. Скорей напишите мне, что он вернулся».

Вот для вас письма – звезды, напишите «Чему вас научила сказка?»

Дети пишут на звездах (которые были заранее прикреплены к их стульям) ответы и размещают их на доске на плакате в виде сердца и заголовком «Зорко одно лишь сердце»

Учитель. Дорогие взрослые! Хотите узнать, что волнует вашего ребенка? Чем он интересуется? О чем мечтает? Прочитайте эту книгу! Может быть, именно эта книга вернет вас в детство поможет верить в чудеса!

Писатель верил в братство людей, надеялся на то, что между людьми установится взаимопонимание. В сказке говорится о любви, о дружбе, трудолюбии и доброте, верности и ответственности за свой мир, край и за людей. Маленький принц воплощает то, о чем мечтает каждый из нас. Люди помнят писателя и создают памятники. Самый большой и величественный памятник Сент-Экзюпери и Маленькому принцу находится во Франции на родине писателя – на площади Белькур. .Скульптурная композиция была создана Кристианом Жильябе в 2000 году, в честь 100-летия писателя. Антуан де Сент-Экзюпери изображен сидящем на верху на мраморной колонне высотой более 5 метров в шлеме летчика, рядом герой сказки –

«Маленький принц». Он стоит позади, держа руку на плече своего великого создателя. Внизу на колонне начертаны цитаты из «Маленького принца». (Слайд 7)

Интересная композиция – «Размышления о Маленьком принце» – находится в Санкт-Петербурге во дворике филологического факультета Санкт-Петербургского университета. На стопке книг, как на троне, сидит аллегорический образ – философ жизни, правдолюбец – Шут, и держит в руках страницы, чудесной и романтической истории Антуана де Сент-Экзюпери. Чуть поодаль примостилась хрупкая фигурка Маленького принца. Автор композиции Арсен Альбертович Аветисян. Памятник выполнен из бронзы и гранита, создан в 2002 году.

Люди обращаются к этой удивительной сказке. Не случайно мы начали с песни и закончим тоже песней. Ее исполняла на детском Евровидении Катя Рябова.

А Таня Исполнит эту песню. Девочки танцуют.

Песня «Маленький принц» (минус исполнитель Катя Рябова)

«Четвёртая планета принадлежала деловому человеку» (глава XIII), а в «птолемеевском ряду» «принадлежит» Венере.

Венера!

И как бы Экзюпери по ходу повествования не пытался явить образ меркурианца (Дева) или сатурнианца (Козерог), венерианские наклонности обитателя 4 планеты Маленького принца к окончанию главы XIII очевидны.

Хотя сначала образ делового человека прорисовывается великолепно, пусть и ненадолго:

«Он был так занят , что при появлении Маленького принца даже головы не поднял.

- Добрый день, - сказал ему Маленький принц. - Ваша сигарета погасла » (глава XIII).

Деловой человек?

Однако уже следующий пассаж заставляет задуматься, насколько персонаж 4 планеты Маленького принца является «деловым» :

«- Три да два - пять. Пять да семь - двенадцать. Двенадцать да три - пятнадцать. Добрый день. Пятнадцать да семь - двадцать два. Двадцать два да шесть - двадцать восемь. Некогда спичкой чиркнуть.

Двадцать шесть да пять - тридцать один. Уф! Итого, стало быть, пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать один » (глава XIII).

Клерк «офисного планктона»

Так образ реального, истинного делового человека, соотносимого в классической астрологии с Козерогом и Сатурном, в одночасье нивелируется до мелкого клерка, «офисного планктона», который «любит точность» по Деве и Меркурию.

Истинный деловой человек «точность не любит» и «мараться копейками», то есть единицами в своих счислениях не станет: он мыслит глобально, миллионами и тысячами.

Маленький принц с вопросом «пятьсот миллионов чего?», округляя услышанные величины, смотрится более «деловым», нежели персонаж-абориген 4 планеты Маленького принца.

Зодиакальная Дева с её способностью «не видеть леса за деревьями» в погоне за единичными величинами соотносится с ним много больше.

Клерк ли?

Но и эта версия «живёт» недолго. Аккурат до следующего диалога:

«- Что же ты делаешь со всеми этими звездами?..

… - Ничего не делаю. Я ими владею.

- Владеешь звездами?

- Да.

- Но я уже видел короля, который...

- Короли ничем не владеют. Они только царствуют. Это совсем не одно и то же.

- А для чего тебе владеть звездами?

- Чтобы быть богатым.

- А для чего быть богатым?

- Чтобы покупать еще новые звезды, если их кто-нибудь откроет» (глава XIII).

Неужели банкир?

И далее:

«-… но я могу положить их в банк.

- Как это?

- А так: пишу на бумажке, сколько у меня звезд. Потом кладу эту бумажку в ящик и запираю его на ключ.

- И все?

- Этого довольно» (глава XIII).

Обычный хапуга…

Иными словами, обитатель 4 планеты Маленького принца даже не бухгалтер, не аналитик. Так, рядовой стяжатель и хапуга, возомнивший себя докой в банковском деле…

А когда астролог слышит взаимосвязанный ряд словосочетаний «владею», «быть богатым», «покупать», «банк», «кладу в ящик» и «запираю на ключ» никакой иной образ, кроме зодиакального Тельца и управляющей им Венеры, перед ним не возникнет.

Поэтому Венера, как четвёртая планета «птолемеевского ряда», идеально соотносится с «деловым человеком», героем 4 планеты Маленького принца .


Оценка Венеры

Завершая, рассмотрим таблицу её достоинств / слабостей:


Забегая вперед, отметим, что Венера - владыка гороскопа: планет с бОльшим статусом по достоинствам в карте нет.

К слову, её расположение в Тельце, как и Меркурия в Овне, в знаках немножественной природы опять же указывает на пьяницу и делягу как единственных обитателей населяемых планет.

В 1943 году было впервые опубликовано интересующее нас произведение. Расскажем кратко о предыстории его создания, а затем проведем анализ. "Маленький принц" - произведение, толчком к написанию которого послужил один случай, произошедший с его автором.

В 1935 году Антуан де Сент-Экзюпери во время полета в направлении "Париж-Сайгон" попал в авиакатастрофу. Он оказался на территории расположенной в Сахаре, в ее северо-восточной части. Воспоминания об этой аварии и о нашествии фашистов побудили автора задуматься об ответственности за Землю людей, о судьбах мира. В 1942 году он писал в дневнике, что переживает за свое поколение, лишенное духовного содержания. Люди ведут стадное существование. Вернуть человеку духовные заботы, - задача, которую ставил перед собой писатель.

Кому посвящено произведение?

Интересующая нас повесть посвящена Леону Верту, другу Антуана. Это важно отметить, проводя анализ. "Маленький принц" - повесть, в которой все наполнено глубоким смыслом, в том числе и посвящение. Ведь Леон Верт - это еврейский писатель, журналист, критик, потерпевший преследования во время войны. Такое посвящение было не просто данью дружбы, но и смелым вызовом писателя антисемитизму и нацизму. В тяжелое время создавал свою повесть-сказку Экзюпери. Против насилия он боролся словом и иллюстрациями, которые вручную создал для своего произведения.

Два мира в повести

Два мира представлено в этой повести - взрослые и дети, как показывает проведенный нами анализ. "Маленький принц" - произведение, в котором деление это сделано отнюдь не по возрастным признакам. Например, пилот - человек взрослый, но ему удалось сохранить детскую душу. Автор разделяет людей по идеалам и представлениям. Для взрослых самыми важными являются собственные дела, честолюбие, богатство, власть. А детская душа жаждет другого - дружбы, взаимопонимания, красоты, радости. Антитеза (дети и взрослые) помогает раскрыть основной конфликт произведения - противостояние двух различных систем ценностей: настоящих и фальшивых, духовных и материальных. Она в дальнейшем углубляется. Покинув планету, маленький принц на своем пути встречает "странных взрослых", понять которых он не в силах.

Путешествие и диалог

В основу композиции положены путешествие и диалог. Общую картину существования теряющего моральные ценности человечества воссоздает встреча с "взрослыми" маленького принца.

Главный герой путешествует в повести с астероида на астероид. Он посещает, прежде всего, ближайшие, на которых живут по одиночке люди. Каждый астероид имеет номер, как квартиры современного многоэтажного дома. В цифрах этих заключен намек на разъединение людей, которые обитают в соседних квартирах, а живут будто на разных планетах. Для маленького принца встреча с обитателями этих астероидов становится уроком одиночества.

Встреча с королем

На одном из астероидов жил король, на весь мир смотревший, подобно другим королям, весьма упрощенно. Для него подданные - все люди. Однако короля этого мучил такой вопрос: "Кто виноват в том, что его приказы невыполнимы?". Король научил принца, что судить себя сложнее, чем других. Усвоив это, можно стать поистине мудрым. Властолюбец любит власть, а не подданных, поэтому и лишен последних.

Принц посещает планету честолюбца

На другой планете обитал честолюбец. А ведь тщеславные люди ко всему глухи, кроме похвал. Лишь славу любит честолюбец, а не публику, поэтому и остается без последней.

Планета пьяницы

Продолжим анализ. Маленький принц попадает на третью планету. Следующая его встреча - с пьяницей, сосредоточенно думающим о себе и в итоге окончательно запутывающимся. Этому человеку совестно за то, что он пьет. Однако пьет он для того, чтобы забыть о совести.

Деловой человек

Деловому человеку принадлежала четвертая планета. Как показывает анализ сказки "Маленький принц", смысл жизни его состоял в том, что следует найти что-то, у чего нет хозяина, и присвоить его. Деловой человек считает богатства, которые не его: тот, кто лишь для себя копит, мог бы с тем же успехом подсчитать звезды. Не может маленький принц понять логику, по которой живут взрослые. Он делает вывод, что его цветку и вулканам полезно, что он владеет ими. А вот звездам никакой пользы нет от такого обладания.

Фонарщик

И лишь на пятой планете главный герой находит человека, с которым ему хочется подружиться. Это фонарщик, которого стали бы презирать все, поскольку он думает не только о самом себе. Однако планета его крохотная. Для двоих здесь нет места. Впустую работает фонарщик, так как не знает, ради кого.

Встреча с географом

Географ, пишущий толстые книги, жил на шестой планете, которую создал в своей повести Экзюпери ("Маленький принц"). Анализ произведения был бы неполным, если бы мы не сказали пару слов и о нем. Это ученый, и красота для него эфемерна. Никому не нужны научные труды. Без любви к человеку, оказывается, все лишено смысла - и честь, и власть, и труд, и наука, и совесть, и капитал. Покидает и эту планету маленький принц. Анализ произведения продолжается описанием нашей планеты.

Маленький принц на Земле

Последнее место, где побывал принц, - странная Земля. Когда он сюда прибывает, еще более одиноким чувствует себя заглавный герой повести Экзюпери "Маленький принц". Анализ произведения при ее описании должен быть подробнее, чем при описании других планет. Ведь автор особое внимание в повести уделяет именно Земле. Он замечает, что эта планета вовсе не домашняя, она "соленая", "вся в иглах" и "совсем сухая". Неуютно жить на ней. Ее определение дается через образы, которые показались маленькому принцу странными. Мальчик отмечает, что эта планета - не простая. Правят на ней 111 королей, есть 7 тысяч географов, 900 тысяч бизнесменов, 7,5 млн. пьяниц, 311 млн. честолюбцев.

Путешествия главного героя в следующих разделах продолжаются. Он встречается, в частности, с направляющим поезда стрелочником, однако люди не знают, куда они идут. Затем мальчик видит торговца, который продает таблетки от жажды.

Среди людей, обитающих здесь, одиноко себя чувствует маленький принц. Анализируя жизнь на Земле, он отмечает, что на ней так много людей, что они не могут почувствовать себя одним целым. Чужими друг другу остаются миллионы. Для чего же они живут? В скорых поездах мчатся множество людей - зачем же? Людей не соединяют ни пилюли, ни скорые поезда. А планета без этого домом не станет.

Дружба с Лисом

Проведя анализ "Маленького принца" Экзюпери, мы выяснили, что на Земле мальчику скучно. И у Лиса, еще одного героя произведения, скучная жизнь. Оба они ищут себе друга. Лис знает, как его найти: нужно кого-то приручить, то есть создать узы. И главный герой понимает, что нет магазинов, в которых можно купить друга.

Автор описывает жизнь до встречи с мальчиком, которую вел Лис из повести "Маленький принц". позволяет заметить, что он до этой встречи лишь боролся за свое существование: охотился на кур, а на него охотились охотники. Лис, приручившись, вырвался из круга защиты и нападения, страха и голода. Именно этому герою принадлежит формула "зорко лишь сердце". Любовь можно перенести на многие другие вещи. Подружившись с главным героем, Лис полюбит и все остальное в мире. Близкое в его сознании соединяется с далеким.

Летчик в пустыне

Легко представить домом планету в обжитых местах. Однако для того, чтобы понять, что такое дом, необходимо оказаться в пустыне. Именно на эту мысль наводит анализ "Маленького принца" Экзюпери. В пустыне главный герой повстречался с летчиком, с которым затем подружился. Летчик не только из-за неисправности самолета оказался здесь. Он был заколдован пустыней всю свою жизнь. Имя этой пустыни - одиночество. Летчик понимает важный секрет: в жизни есть смысл тогда, когда есть ради кого умирать. Пустыня - это место, в котором человек испытывает жажду общения, задумывается о смысле существования. Она напоминает о том, что домом человека является Земля.

Что хотел сказать нам автор?

Автор хочет сказать о том, что люди забыли одну простую истину: они в ответе за их планету, а также за тех, кого приручили. Если бы все мы поняли это, вероятно, не было бы войн и экономических проблем. Но люди очень часто бывают слепы, не прислушиваются к собственному сердцу, покидают свой дом, ища счастья вдалеке от своих родных и близких. Антуан де Сент-Экзюпери отнюдь не ради забавы написал свою сказку "Маленький принц". Анализ произведения, проведенный в этой статье, надеемся, убедил вас в этом. Писатель обращается ко всем нам, призывая внимательно всмотреться в тех, кто нас окружает. Ведь это и есть наши друзья. Их необходимо беречь, как считает Антуан де Сент-Экзюпери ("Маленький принц"). Анализ произведения на этом закончим. Предлагаем читателям поразмышлять самостоятельно над этой повестью и продолжить анализ собственными наблюдениями.

Тема урока: «Десять уроков Маленького принца»

Урок ориентирован на комплексное развитие личности; диалогичность, рефлексию.

Методы обучения: перцептивный, гностический.

Технология обучения: личностно – ориентированное, развивающее обучение, использование современных информационных технологий (программа – презентация).

Формирование речевых компетенций

Социализация учащихся: формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно – нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личностные возможности.

На уроке использованы современные компьютерные технологии с целью привлечения внимания к повести «Маленький принц».

Цели и задачи:

· раскрыть важнейшие проблемы повести;

· формировать умение давать оценку поступкам героев повести;

· способствовать совершенствованию навыка выразительного чтения отрывков из повести;

· развивать у учащихся внимательное и бережное отношение к слову, интерес к литературе;

Ход урока

І. Оргмомент.

ІІ. Основное содержание урока.

Эпиграф урока (на доске):

… И вы увидите: все станет по-другому...

Антуан де Сент-Экзюпери

Учитель: Нарисуй мне барашка! (раздать листы и фломастеры)
Нарисуй мне барашка
Лёгким взмахом руки,
В светло-серых кудряшках
Пусть играют лучи.
Пусть живёт не в коробке -
На зелёном лугу,
И чтоб домиком бровки!
Я его полюблю.

Буду с нашим барашком
Я рассветы встречать,
И медовую кашку
Помогать собирать.
Буду петь ему тихо,
Если вдруг он уснёт,
Милый, что тебе стоит?
Нарисуй, пусть живёт!!!

– Маленький принц остался каким-то таинственным, загадочным мальчиком для самого Антуана де Сент-Экзюпери. Я тоже имею дело с такими же загадочными, таинственными существами. Мне представляется, что каждый из вас и есть Маленький принц, вы все явились на мою планету Земля со своих крохотных планет. Явились для того, чтобы видеть сердцем. А я, ваша сегодняшняя учительница, обязана помочь вам в этом деле. У всех вас свои заботы, каждый из вас в ответе за кого-то, за что-то. Вы осознайте это глубоко, как осознал и почувствовал Маленький принц свой долг перед своей единственной розой. Позже вы отправитесь осуществлять свои мечты, с честью служить своему долгу. И я хочу, чтобы в этом пути вам нужны были чистая вода глубоких колодцев и бубенцы звёзд в ночном небе. - Здравствуйте! Обратите внимание на эпиграф к уроку – это слова Экзюпери. Если вы усвоите уроки Маленького принца, то «… И вы увидите: все станет по-другому...».

1. Анализ произведения.

– Работа с тетрадью стр.2

– Подберите эпитеты для характеристики Маленького принца. Какой он?

мудрый (не по-детски)

отзывчивый искренний

– Расскажите о Маленьком принце

– Чем занят Маленький принц?

– Баобабы – что олицетворяют? (зло)

Первый урок: «встал поутру, привел себя в порядок и свою планету»

(Каждый день Маленький принц чистил вулкан и вырывал ростки баобабов)

– Запишите вывод в тетрадь

– Кто ещё живёт на планете Маленького принца?

кокетливая

капризная красивая

– Как ведёт себя Роза?

– Почему Маленький принц отправляется путешествовать?

(поссорились)

(Маленький принц ещё не умеет любить. Он обижается на цветок, не понимая, что все капризы его лишь для того, чтобы обратить на себя внимание. Роза любит, но Маленький принц не знает, что такое любовь. Когда мы не способны ответить на любовь, мы бежим от неё.)

– Кто помог Маленькому принцу изменить отношение к Розе? Цитата из текста глава VІІІ

(Лис помогает Маленькому принцу постичь эту сложную науку, и маленький мальчик с горечью признаётся себе: “Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться... Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность... Но я был слишком молод, я ещё не умел любить”)

Второй урок: « Надо судить не по словам, а по делам»

(Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность.)

– Запишите вывод в тетрадь

2. Путешествие Маленького принца (использование презентации)

Художественный приём, который организует весь сюжет сказки в единое целое, - приём путешествия.

Каковы возможности этого приёма? Что даёт он для понимания главной мысли произведения?

( Во-первых, он помогает автору показать разные характеры людей. Во-вторых, независимо от его воли происходят изменения в самом путешественнике, отправившемся в странствие с целью познания мира и поиска друзей)

- Маленький принц путешествует по нескольким планетам, где встречается с разными взрослыми людьми. Каждую планету населяет один человек. Он с удивлением смотрит на них и не может понять их. “Странный это народ, взрослые!” - говорит он.

3. Работа по группам.

6 групп по числу планет, которые посещает Маленький принц

І гр. – планета короля

ІІ гр. – планета честолюбца

ІІІ гр. – планета деловой человек

ІV гр. – планета фонарщика

V гр. – планета географа

Вопросы для анализа

1.Чем занимается житель планеты?

2. Отношение Маленького принца к обитателю планеты.

3. Подберите эпитеты для характеристики.

4. Подберите цитату из текста.

5. Сформулируйте вывод-урок

4. Выступления групп, обсуждение

– Выступление І группы – планета короля

– Расскажите о короле.

(В каждом посетителе видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений. Король этот представляет себе мир упрощенно, ибо смотрит на него сверху вниз. Неограниченная власть и беспрекословное повиновение – предел его мечтаний)

– Подберите эпитеты для характеристики Короля. Какой он?

– Работа с тетрадью стр.4

Властолюбивый эгоистичный

величественный

– Какую должность предлагает Король Маленькому принцу?

– Кого надо судить, если на планете живёт только король?

– Что трудно сделать по отношению к самому себе?

«Тогда суди сам себя, - сказал король. - Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»

Третий урок: «...суди сам себя»

– Запишите вывод в тетрадь

– Выступление ІІ группы – планета честолюбца

– Что такое честолюбие? (Жажда известности, стремление к почётному положению, славе)

– Расскажите о честолюбце.

(Равнодушный к окружающим, крайний эгоизм выливаются у обитателя планеты в самовосхищение и самолюбование. Тщеславие пустого человека не знает границ, и потому он в своём ослеплении каждого проходящего готов принять за почитателя, и это кажется ребёнку просто глупым и смешным)

– Подберите эпитеты.

- Работа с тетрадью стр.5

Равнодушный

самовлюблённый

– Найдите строки, которые произносит Маленький принц про тщеславных людей.

(Цитата из текста……«Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал» )

– Это положительное качество или отрицательное? (И положительное и отрицательное, всё хорошо в разумных пределах)

– Какой урок вынес Маленький принц из посещения планеты честолюбца?

Четвёртый урок: Честолюбие хорошо в разумных пределах.

– Запишите вывод в тетрадь

– Выступление ІІІ группы – планета пьяницы

Какое впечатление производит пьяница на Маленького принца?

(Житель третьей планеты поверг Маленького принца в уныние. Ему жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырвать из порочного круга болезненного пристрастия)

– Подберите эпитеты для характеристики пьяницы. Каков он?

– Работа с тетрадью стр.6

Жалкий слабый

– Что делать человеку в подобной ситуации? Как изменить жизнь?

Пятый урок: найди в себе силы изменить себя.

– Запишите вывод в тетрадь

– Выступление ІV группы – планета «делового человека»

– Каков «деловой человек»?

(Он занят бессмысленным подсчётом звёзд. Он пытается превратить необозримую красоту вселенной в собственность, упрятав её в свой личный сейф)

– Работа с тетрадью стр.7

Бесчеловечный бессмысленное существование

– Какой урок вынес Маленький принц?

Шестой урок: если человек занят только делом, его жизнь прожита напрасно.

«Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».

– Запишите вывод в тетрадь

– Выступление V группы – планета фонарщика

– Какие чувства вызывает у Маленького принца фонарщик?

(Он восхищён, потому что «по-настоящему полезно, потому что красиво», мечтает подружиться с фонарщиком, он думает не только о себе, верен слову, не покладая рук трудиться для людей)

– Работа с тетрадью стр.8

ответственный верный слову

Счастливый человек фонарщик, по мнению Маленького принца?

Седьмой урок: Всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека

– Запишите вывод в тетрадь

– Не о фонарщике ли думала поэтесса Вероника Тушнова, когда писала:

Море мое пустынно,

на море тишь да гладь...

Может быть, это стыдно –

так безнадежно ждать?

Напрасный огонь лучится,

виден издалека...

Я не могу отлучиться

с забытого маяка.

Я не могу отлучиться

ни на единый час

вдруг что-нибудь случится с тобой...

А огонь погас!

– Выступление VІ группы – планета географа

– Какой след в душе Маленького принца оставила встреча с географом?

(Сначала он тоже кажется малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровывается в нём, потому что тот «никогда не выходит из кабинета» и обо всём знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя слишком важным лицом и ему некогда разгуливать. Но именно географ заставляет Маленького принца вспомнить о его недолговечной Розе, задуматься и пожалеть её)

– Работа с тетрадью стр.9

«слишком важен»

не настоящий

– Разве это настоящий учёный?

Восьмой урок: Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета

– Запишите вывод в тетрадь

5. Фронтальная работа – седьмая планета – Земля

– Маленький принц испытал на Земле отчаяние, растерянность. Почему?

(Он увидел сад с розами)

– Обратите внимание на ход мыслей героя. Зачитайте отрывок из XX главы со слов «А потом он подумал…» до конца.

«А потом он подумал: "Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух, и, может быть, навсегда... Какой же я после этого принц?.."

Он лег в траву и заплакал»

– Чем вызваны горестные слёзы малыша? (Он разочарован в себе)

– Когда появился Лис? (В самую трудную минуту для малыша. Появление Лиса учит истинному пониманию любви и дружбы, он знакомит героя с бездонностью человеческого сердца. Его высказывания – большая мудрость: чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать самое дорогое – своё время. «Твоя Роза так тебе дорога, потому что ты отдавал ей все свои дни». Не только Роза нуждалась в Маленьком принце, но и Маленькому принцу нужна была Роза. Роза – единственный на свете цветок, потому что он её «приручил». Человеку нужен всего лишь один цветок, тот, который наполнит душу светом и заполнит им сердце. Потому и возвращается он к своей Розе.)

– Работа с тетрадью стр.10

– Маленький принц впервые задумывается о том, как он жил раньше. Что понимает он сейчас?

Девятый урок: «Т ы всегда в ответе за всех, кого приручил»

– Запишите вывод в тетрадь

– Работа с тетрадью стр. 12

– Давайте поговорим о звёздах. Что они для Маленького принца? Зачем светят звёзды?

(Чтобы рано или поздно каждый мог отыскать свою звезду)

– Чтение отрывка из XXVІ главы

«У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они как задача, которую надо решить. Для моего дельца они – золото. Но для всех этих людей звезды немые. А у тебя будут совсем особенные звезды...
- Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!

И он сам засмеялся»

Что символизируют звёзды? (стремление к чему-то, мечта о чём-то)

Десятый урок: «... У каждого человека - свои звезды»

6. Все уроки Маленького принца – вывод, выставление оценок

7. Рефлексия - заполнение тетради

– Прочитайте вопросы (на слайде – вопросы из рабочей тетради)

Ответить на эти вопросы вам предстоит дома. А через несколько лет, мне кажется, вы вернётесь к этому произведению. И тогда вы увидите, как изменилась ваша жизнь.

8. Итог урока. (звучит музыка «Маленький принц»)

Маленький принц ушел, но он всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял его уроки. Тогда для них в ночном небе расцветают звезды, и среди них та, где живет Маленький принц, где звучит его смех.

(фонограмма детского смеха)

…Четвертая планета принадлежала деловому человеку. Он был так
занят, что при появлении Маленького принца даже головы не поднял.
- Добрый день, - сказал ему Маленький принц. - Ваша папироса
погасла.
- Три да два - пять. Пять да семь - двенадцать. Двенадцать да
три - пятнадцать. Добрый день. Пятнадцать да семь - двадцать два.
Двадцать два да шесть - двадцать восемь. Некогда спичкой чиркнуть.
Двадцать шесть да пять - тридцать один. Уф! Итого, стало быть, пятьсот
один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать один.
- Пятьсот миллионов чего?
- А? Ты еще здесь? Пятьсот миллионов... Уж не знаю, чего... У
меня столько работы! Я человек серьезный, мне не до болтовни! Два да
пять - семь...
- Пятьсот миллионов чего? - повторил Маленький принц: спросив о
чем-нибудь, он не успокаивался, пока не получал ответа.

Деловой человек поднял голову.
- Уже пятьдесят четыре года я живу на этой планете, и за все время
мне мешали только три раза. В первый раз, двадцать два года тому назад,
ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я тогда
сделал четыре ошибки в сложении. Во второй раз, одиннадцать лет тому
назад, у меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне
разгуливать некогда. Я человек серьезный. Третий раз... вот он! Итак,
стало быть, пятьсот миллионов...
- Миллионов чего?
Деловой человек понял, что надо ответить, а то не будет ему покоя.
- Пятьсот миллионов этих маленьких штучек, которые иногда видны в
воздухе.
- Это что же, мухи?
- Да нет же, такие маленькие, блестящие.
- Пчелы?
- Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит
на них, так и размечтается. А я человек серьезный. Мне мечтать некогда.
- А, звезды?
- Вот-вот. Звезды.
- Пятьсот миллионов звезд? Что же ты с ними делаешь?
- Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот
тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точность.
- Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?
- Что делаю?
- Да.
- Ничего не делаю. Я ими владею.
- Владеешь звездами?
- Да.
- Но я уже видел короля, который...
- Короли ничем не владеют. Они только правят. Это совсем другое
дело.
- А для чего тебе владеть звездами?
- Чтоб быть богатым.
- А для чего быть богатым?
- Чтобы покупать еще новые звезды, если их кто-нибудь откроет.
"Он рассуждает почти как пьяница", - подумал Маленький принц.
И стал спрашивать дальше:
- А как можно владеть звездами?
- Звезды чьи? - ворчливо спросил делец.
- Не знаю. Ничьи.
- Значит, мои, потому что я первый до этого додумался.
- И этого довольно?
- Ну конечно. Если ты найдешь алмаз, у которого нет хозяина, -
значит, он твой. Если ты найдешь остров, у которого нет хозяина, он
твой. Если тебе первому придет в голову какая-нибудь идея, ты берешь
на нее патент: она твоя. Я владею звездами, потому что до меня никто
не догадался ими завладеть.
- Вот это верно, - сказал Маленький принц. - И что же ты с ними
делаешь?
- Распоряжаюсь ими, - ответил делец. - Считаю их и пересчитываю.
Это очень трудно. Но я человек серьезный.
Однако Маленькому принцу этого было мало.
- Если у меня есть шелковый платок, я могу повязать его вокруг шеи
и унести с собой, - сказал он. - Если у меня есть цветок, я могу его
сорвать и унести с собой. А ты ведь не можешь забрать звезды!
- Нет, но я могу положить их в банк.
- Как это?
- А так: пишу на бумажке, сколько у меня звезд. Потом кладу эту
бумажку в ящик и запираю его на ключ.
- И все?
- Этого довольно.
"Забавно! - подумал Маленький принц. - И даже поэтично. Но не
так уж это серьезно".
Что серьезно, а что не серьезно, - это Маленький принц понимал
по-своему, совсем не так, как взрослые.
- У меня есть цветок, - сказал он, - и я каждое утро его поливаю. У
меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. Все три прочищаю, и
потухший тоже. Мало ли что может случиться. И моим вулканам, и моему
цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой
пользы...
Деловой человек открыл было рот, но так и не нашелся что ответить,
и Маленький принц отправился дальше.
"Нет, взрослые и правда поразительный народ", - простодушно
говорил он себе, продолжая путь.

 

 

Это интересно: