→ Способы разрешения ролевых конфликтов. Ролевое поведение в общении

Способы разрешения ролевых конфликтов. Ролевое поведение в общении

Любой человек в своей повседневной жизни играет разные роли. Но вот переключение между ролями - не для всех легкая задача. Ролевое поведение - это одна из главных социальных функций. На него в первую очередь влияют статус человека и его позиция в обществе и сложной системе отношений между людьми. Именно от ролей, статуса и многих других определяющих факторов зависит личность человека, сила духа и его целеустремленность.

Конфликт

Самих ролей в мире очень много, поэтому очень часто люди сталкиваются со сложными ситуациями, где выполнение одной функции может вредить или мешать применению другой. Таким образом, одна роль мешает ему выполнять следующую. Если индивид является членом группы, то его личность часто подвержена давлению со стороны других ее участников, а также воздействию различного типа обстоятельств. Это может спровоцировать его отказаться от своего истинного «я».

И в момент такой ситуации могут возникнуть ролевые конфликты. Ролевое поведение предполагает определенные действия со стороны человека, и возникшее внутреннее состояние можно смело назвать стрессовым с психологической точки зрения. И если с этим ничего не делать, то в скором времени индивид столкнется с проблемами эмоционального плана. При этом их основное проявление будет происходить в момент общения с другими людьми. И самое главное, такие конфликты провоцируют появление сомнений, человек будет испытывать трудности в принятии решений.

Структура

Ролевое поведение - это в первую очередь сложная структура, включающая в себя множество граней. Главную модель этого поведения задает общество, в котором живет человек. Помимо этого, у него есть собственное восприятие личных поступков и действий. И третья грань структуры - реальное поведение конкретного индивидуума.

Поведение в организации

На рабочем месте у каждого сотрудника есть свой статус, влияющий на роль, которую ему нужно играть. Стоит учитывать, что этот тип поведения применим лишь в данном случае. Например, каждый руководитель выполняет роль кормильца семьи. Ни в одном документе это не прописано, но он негласно обязан заботиться о том, чтобы все его подчиненные были сыты.

Основная функция модели организационного взаимодействия заключается в предоставлении человеку возможности получать стимул к продолжению деятельности. Именно благодаря воздействию этих факторов он готов выполнять свою работу, что приводит к общему процессу и влияет на окружение в организации. Под организационным окружением принято понимать ту часть компании, с которой сотрудник находится в непосредственном взаимодействии. Стоит учитывать, что у каждого работника есть свое окружение, от которого и зависит ролевое поведение личности в компании.

Конфликты при организационном взаимодействии

Если желания работника и компании не сходятся, то это провоцирует возникновение конфликтов. Для организации важно, чтобы сотрудник обладал определенной квалификацией и необходимыми деловыми качествами для выполнения возложенных на него ролей.

От него требуется, чтобы он качественно выполнял работу, приносящую результаты, и только при наличии этих достижений организация готова давать ему вознаграждение. Сотрудник же, взаимодействуя с компанией, ждет, что у него будет определенное место, конкретные задачи, за выполнение которых он сможет получить свое вознаграждение. Стоит учитывать, что если для сотрудника роль является важнее места, то под него следует подбирать именно роль, в противном же случае для работника стоит сформировать именно место.

Роли в организации

Роли и ролевое поведение в организации представляют собой образ действий, которых ждут от человека в момент его работы. И разница между ролями позволяет определить, какое поведение ожидается от сотрудников. С их помощью определяется иерархическая ступенька индивида, уровень его власти и ответственности.

Используя роли, компания добивается унифицирования поведения своих сотрудников. И чтобы это требование эффективно выполнялось, формирование ролевого поведения должно быть правильным. Важно его соответствие миссиям, структуре, целям, ясности роли и ее приемлемости для сотрудников. То есть, человек должен понимать, что от него хотят и как это сделать, а также выполнять свою роль осознанно.

Противоречия

Если же ясности нет, могут возникнуть противоречия, вредящие деятельности компании. Но в некоторых ситуациях это провоцирует сотрудников на креативность, творческое мышление и самостоятельность в принятии решений и ответственность. Они могут возникнуть при неправильном формировании самой роли, если сотрудник не согласен с ее функциями, если сотрудники принимают ее негативно либо же если она не сочетается с другими ролями.

Решить эту ситуацию можно, изменив роль, для этого возложив на сотрудника обязанность развиваться, ознакомиться с ней ближе, усовершенствовать свои навыки и умения. Также можно поставить на эту функцию другого специалиста, у которого больше опыта и возможностей для ее выполнения.

Статус

Одной из самых главных определяющих ролей является статус. Это социальный ранг человека, который позволяет определить его признание в обществе. Формальным статусом называют положение человека в иерархии на работе. Под неформальным статусом понимают его связи, особые навыки и умения, полезные для компании.

Важно понимать, что эти статусы могут значительно различаться в своей значимости. Иметь высокий статус очень важно для организационных взаимоотношений. Они позволяют работникам более эффективно выполнять свою трудовую деятельность, упорядочить взаимоотношения между сотрудниками, влияют на коллективный труд. Для ясного понимания, кто на каком месте в компании, есть символы иерархии. Это такие прерогативы, как личные кабинеты, возможности, полномочия, подчиненные и прочее.

Ролевое поведение в семье

В семейных взаимоотношениях основной параметр, определяющий ролевое поведение, - это характер преобладающей в приоритете. Благодаря этому определяется, в каком соотношении находится подчинение и власть. Есть определенный психологический критерий, применяя который, можно избежать конфликтов. У каждого члена семьи должна быть своя четкая роль, отходить от которой не стоит. В системе ролей не должно быть противоречивых взаимодействий. При выполнении одной из них все члены семьи должны быть удовлетворены. Все они должны соответствовать возможностям людей, на которых они возложены.

Важно учитывать, что со временем роли должны меняться, чтобы достигать эффекта разнообразия и всегда были психологические изменения. Тождества между нормами социума и ролей в целом нет. Реальное поведение индивида может измениться из-за тех амплуа, которые навязывает ему общество, поскольку важно, насколько он их принимает, отвергает и исполняет. Когда человек выполняет социальные роли, часто возникает напряжение, способное вылиться в конфликт.

Ролевое поведение ребенка больше похоже на игру, развиваясь, он примеряет на себя взрослые роли, пробуя, что из увиденного ему подходит. Это очень важный процесс для развития и дальнейшего вхождения индивида в социальные взаимоотношения. Для любого человека очень важно быть частью социума. Примеряя роли родителей, учителей и прочее, ребенок познает мир, в котором ему придется жить. В каждой семье происходит сюжетно-ролевая игра. Поведение каждого его участника позволяет решать ежедневные задачи, воспитывать детей и жить в социуме. Этот процесс называется социализацией, каждый ее участник имеет свое амплуа, развивается и осваивает новые. Например, когда дочь помогает своей матери по хозяйству, она, параллельно, учится выполнять материнскую и хозяйскую роли. Преподнося своим детям ролевое поведение в игре, родители помогают им понять, какие функции им придется выполнять в социуме.

Заключение

Ролевое поведение - это, в первую очередь, важнейшая функция человека в социуме. Именно разделение на роли помогает людям взаимодействовать в различных сферах их жизни. Каждый из нас выполняет свои функции в компании друзей, на работе, в семье и прочие. Часть смысла нашего поведения приписывается окружением, другая же часть создается самой личностью. В любом случае от того, как качественно и эффективно выполняется эта роль, зависят и внешняя жизнь, и внутреннее состояние человека. Например, от того, как хорошо работник будет выполнять свою деловую роль, зависит успех всей организации. При этом его успех в делах влияет на его внутреннее психологическое состояние. Если человек не согласен со своей ролью, или ему не нравится то, что требует от него общество, возникает внутренний конфликт. Если своевременно он не решит этот вопрос, подавляется воля. Испытывая внутренние противоречия, индивиду намного сложнее принимать решения. Именно умение твердо и уверенно справляться со своими социальными функциями дает людям возможность взаимодействия между друг другом и стабильное эмоциональное состояние. Ролевое поведение - это главная составляющая во взаимоотношениях любого типа. И поэтому очень важно с самого детства научиться понимать, принимать и выполнять свои роли. Только так человек сможет чувствовать себя уверенно в обществе, взаимодействовать с ним, принимать решения и развиваться.

Особенности ролевого поведения личности


Введение

Заключение

Список литературы


Введение

Необходимость кем-то быть, играть определенные роли, является неотъемлемой частью человеческого бытия. Без этого не может функционировать общественный организм, без этого невозможна самореализация индивида.

В 60-х годах отечественные социальные психологи начали активно разрабатывать основанную на Западе ролевую теорию. Это было обусловлено тем, что понятие "роль", по Е. С. Кузьмину, является "центральным для социально-психологической науки, т. к. роль является звеном связи социальных явлений с психологическими особенностями" (Кузьмин, 1977, 122).

Существует также определение, что ролевое поведение – это поведение индивида в соответствии с задачами роли и ожиданиями окружающих. Необходимыми условиями ролевого поведения являются ясность и приемлемость роли.

Ясность роли предполагает, что человеку, ее исполняющему, известно и понятно не только содержание роли, но и связь его деятельности с другими людьми.

Приемлемость роли состоит в том, что человек готов ее выполнять осознанно, поскольку поведение в соответствии с данной ролью будет приносить ему определенное удовлетворение.

При этом А. Л. Свенцицкий (1999) указывал на то, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Оно является продуктом уникального, свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей.

Поведение человека начинается с выполнения определенной социальной роли. Человек познает себя, оценивает свою роль и свое место в социальной среде и в соответствии с этим направляет, контролирует и корректирует свое поведение.

Процесс вхождения в роль и обладание ею у каждого человека протекает по-разному. Качество ролевого поведения зависит от состояния психических параметров личности, которые подвержены влиянию социальной и производственной среды.

Таким образом, постоянно существует необходимость заботиться о создании такой производственной и морально-психологической обстановки, которая бы благоприятно влияла на качество выполнения социальной роли каждым работающим, способствовала бы повышению его трудовой инициативы и общественной активности.


1. Понимание личности в психологии

Личность - сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития - с другой.

Понятие личности начало складываться в древности. Вначале термин "личность" означал маску, которую надевал актер древнего театра, затем самого актера и его роль в представлении. Впоследствии термин "личность" стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.

Психология под личностью понимает конкретного человека, являющегося представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями.

В определении личности следует выделить, прежде всего, ее общественную сущность. Человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе общественной и трудовой деятельности. Термин "личность" употребляется только по отношению к человеку, и притом, начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим "личность животного" как "личность новорожденного". Мы всерьез не говорим о личности двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои наследственные особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения. Таким образом, психология социальное и биологическое в человеке рассматривает в диалектическом единстве, выделяя в этом единстве в качестве основных и определяющих социальные факторы.

Отношение к пониманию "личности" у различных исследователей было и остается различным.

Психоаналитические теории личности. Уже в начале века венский психиатр и психолог З. Фрейд предложил свою трактовку личности человека, оказавшую огромное влияние не только на психологическую науку и психотерапевтическую практику, но и на культуру во всем мире. Дискуссии, связанные с анализом и оценкой фрейдистских идей длились не одно десятилетие. Согласно взглядам Фрейда, разделяемым значительным числом его последователей, активность человека зависит от инстинктивных побуждений, и, прежде всего, полового инстинкта, и инстинкта самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаружить себя столь же свободно, как в животном мире, так как общество накладывает на человека множество ограничений, подвергает его инстинкты, или влечения, "цензуре", что вынуждает человека подавлять, тормозить их. Инстинктивные влечения оказываются, таким образом, вытесненными из сознательной жизни личности как позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в сферу бессознательного, "уходят в подполье", но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, свою активность, они исподволь, из сферы бессознательного, продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в различные формы человеческой культуры и продукты человеческой деятельности. В сфере бессознательного инстинктивные влечения объединяются в зависимости от своего происхождения в различные "комплексы", которые и являются, по утверждению Фрейда, истинной причиной активности личности. Соответственно, одной из задач психологии признается выявление бессознательных "комплексов" и содействие осознанию их, что ведет к преодолению внутренних конфликтов личности (метод психоанализа). К числу таких побуждающих причин, например, относили "эдипов комплекс".

Все дальнейшее развитие личности мыслилось как столкновение между вытесненными в сферу бессознательного различными "комплексами".

Внимательное рассмотрение концепции личности Фрейда, позволяет заметить, что активность человека понимается как биологическая, природная сила. Она аналогична инстинктам животных, т.е. такая же бессознательная, при всех ее изменениях, "сублимациях" и конфликтах с внешне ей противопоставленным обществом. Функция последнего сводится только к ограничению и "цензурированию" влечений. Подобная трактовка личности и ее активности фактически превращает личность в существо, по сути, биологическое. При этом предполагается, что человек и общество принципиально чужды друг другу, что их "гармонические" отношения возможны лишь при подавлении одного силой другого, вечном насилии одного над другим, при постоянной угрозе бунта бессознательного, прорыва в агрессию, невроз и т. д.

Гуманистическая психология (преимущественно американская) в понимании личности и ее активности на первый взгляд кажется чем-то противоположным психоаналитическому направлению. Однако, как это далее станет очевидным, они смыкаются в своих основных характеристиках. В отличие от психоаналитиков, которые, пытаясь открыть источник активности, обращаются к прошлому, к "вытесненным в бессознательное" впечатлениям и переживаниям ребенка, "гуманистическая психология" главным фактором активности личности считает устремленность к будущему, к максимальной самореализации (самоактуализации). Ее развитие связано с трудами К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Олпорта и др.

Топологическая психология. Используя принятое в физико- математических науках понятие "поле", К. Левин объясняет поведение личности тем, что различные точки и районы "жизненного пространства" (поля), в котором существует индивид, становятся мотивами его поведения в силу того, что он испытывает в них потребность. Когда потребность в них исчезает, то и значение объекта утрачивается. В отличие от психоанализа, К. Левин не видит в потребности биологической предопределенности. Мотивация детерминируется не природными свойствами человека, а его взаимодействием с "полем", в котором объекты по-разному притягательны: обладают либо положительной, либо отрицательной валентностью.

Наличие трех-четырех ведущих направлений в понимании личности, сложившихся в мировой психологической науке, и несовпадение их исходных принципов вполне закономерно порождало постоянную полемику.

В отечественной психологии понимание "личности" также не однозначное.

Как справедливо отмечает И. С. Кон, многозначность понятия личности приводит к тому, что одни понимают под личностью конкретного субъекта деятельности "в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей", в то время как другие понимают личность "как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения". (Кон, 1967, 7).

Все разделы психологической науки рассматривают личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений, детерминированную общественными отношениями и притом выступающую в качестве активного субъекта деятельности. Собственно социально-психологические проблемы личности начинают решаться на этой основе.

2. Механизмы социализации личности. Ролевое поведение

Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие - свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление - это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений.

Ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком. Работая только ради материальных благ, мы сами строим себе тюрьму.

Л . Сент-Экзюпери

Наши жизни связаны тысячей незримых нитей.

Г. Мелвилл

Понятие «роли» в психологии. Характеристика ролевого поведения личности

Мы переходим к рассмотрению еще одной важной составляющей «внешней оболочки» личности - понятию и значению роли в психологической структуре человека.

«Роль» - понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению.

От шекспировского сравнения жизни с театром до создания психологической теории ролей прошло не одно столетие, но точностью этого сравнения психологи не устают восхищаться. Отвечая на вопрос «кто я?», люди часто описывают свои роли в устойчивых системах отношений с другими людьми: «мать», «жена», «муж», «руководитель», «преподаватель», «студент» и т.д. Попадая в определенную систему отношений с другими людьми в том или ином качестве, человек сталкивается с определенными требованиями, которые неизбежно и неминуемо предъявляются тому, кто попадает на это место, с системой ожиданий, что в определенной ситуации он будет вести себя определенным образом.

Роль может быть полноценной только тогда, когда есть с кем и для кого ее исполнять.

Невозможно быть сыном без матери, племянником без дяди, начальником без подчиненных, актером без зрителей.

Когда Робинзон Крузо после многолетнего одиночества встретил, наконец, человека, он немедленно воспроизвел привычное для предприимчивого англичанина распределение социальных функций: «Прежде всего, я объявил ему, что его имя будет Пятницей, гак как в этот день недели я спас ему жизнь. Затем я научил его произносить слово “господин” и дал понять, что это мое имя».

Социальная роль состоит из ролевого ожидания (того, чего от нее ждут) и ролевого поведения (того, что человек реально выполняет в рамках своей роли). Если поведение человека расходится с ожиданиями, если он плохо исполняет свою роль, то группа (окружающие) применяют к нему социальные санкции: бойкот, насмешки, угрозы, выговор, неодобрение и др.

Социальный статус определяется множеством ролей, и каждый раз человеку необходимо быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляются противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей.

В нашем обществе, да и не только в нем, приобрел угрожающие размеры ролевой конфликт работающей женщины, разрывающейся между обязанностями, которые накладывает на нее роль жены и матери, и ожиданиями, предъявляемыми к ней как к полноправному члену трудового коллектива.

Выделяют два класса ролей - конвенциональные и неформальные:

  • - конвенциональные роли - это шаблоны, которым должен следовать любой человек, оказавшийся в данной ситуации: профессиональные роли (учителя, продавца, милиционера), роли пассажира, покупателя; роли семейные (отца, матери, старшего брата и др.);
  • - неформальные роли - это тоже некоторые устойчивые шаблоны, но они зависят от того, что за человек выполняет эту роль.

Например: конвенциональная роль матери может дополняться неформальными ролями заботливой матери, работающей матери и т.д.

По сути, неформальная (или персональная) роль - это роль самого себя. К человеку предъявляют ожидания, что он будет вести себя так же, как вел и раньше в подобной ситуации. Если он будет вести себя иначе - не так, как этого ждут именно от него, возникнет дискомфорт в межличностных отношениях и, весьма вероятно, конфликты. В определенном смысле мы оказываемся рабами собственного образа.

Очень часто в социальных группах существует достаточно четко определенная структура и иерархия таких неформальных ролей. Особенно жесткой она является в преступных сообществах.

Человек, но сути, всю свою жизнь занимается освоением новых и новых ролей: сначала он выполняет роль сына или дочери в своей семье, затем роль молодого неженатого человека или молодой девушки, потом роль мужа или жены и т.д. Каждую из ролей человек должен, во-первых, освоить технически, то есть что он должен делать в этом качестве, как себя вести, и, во-вторых, принять ее для себя. То есть существует сторона техническая и сторона смысловая (отношение к собственной роли). И в том, и в другом случае могут возникать сложности. Первый типичный вариант - это неосвоение ролей, определенной культуры поведения в той или иной конкретной социальной среде, социальной ситуации.

В старых романах часто обыгрывались ситуации, когда провинциал или человек из низших сословий не знает, как себя вести в так называемом «приличном обществе», да и что с него взять? Обычно осмеянию подвергался как раз человек, не умевший играть подобающую роль. I То эту ситуацию можно повернуть совсем по-другому, как это было сделано в популярном фильме «Данди по прозвищу Крокодил». Первая половина его построена именно но той схеме, которую мы только что назвали, - простак в светском обществе, не знающий «правила игры», общающийся с шофером и швейцаром в отеле как с добрыми приятелями и повергающий их этим в шок. Однако именно его поведение и оказывается к концу фильма наиболее нормальным, а шофер и швейцар действительно становятся его добрыми приятелями, и мы неожиданно видим за ролевыми оболочками незаурядную личность каждого из них.

Вторая типичная проблема - это проблема неприятия ролей. Человек может прекрасно представлять себе всю систему ожиданий, которые к нему предъявляются, но принципиально не хотеть им следовать. В этом случае можно говорить об антиролевом поведении. Причем нередко, особенно в подростковом возрасте, человек не желает следовать роли просто из принципа, чтобы самоутвердиться, чтобы показать, что он есть нечто большее, чем роль. Это очень острая потребность, которая существует у людей в этом возрасте.

Если обратить внимание на тонкости внутреннего отношения к собственным ролям, то можно говорить о внутреннем принятии ролей, когда человек полностью со своей ролью сливается и выполняет ее уже как бы автоматически, или просто об «игрании» роли, когда человек ее просто изображает. «В первом случае роль овладевает личностью, а во втором личность овладевает ролью, используя роль как инструмент, как средство для перестройки своего поведения в различных ситуациях», - отмечал А. Г. Асмолов.

Возьмем для примера роль любящего супруга. Человек может ее выполнять как нечто слитое с ним, а может вести себя точно так же, но просто иначе внутренне к этому относиться, как просто к игранию роли. Те, кто в годы массовых репрессий оказались в роли исполнителей этих репрессий, разделились на тех, кто полностью слился с этой ролью («роль овладела личностью»), тех, кто, в совершенстве владея ею, использовал ее для достижения своих карьерных или других целей, и тех, кто старался по мере сил дистанцироваться от этой роли, отделить ее от своей личности. Различие во внутреннем отношении.

Но откуда берется и что такое внутреннее отношение - не только к своим ролям, чертам характера и вообще к себе, но и ко всему, с чем мы сталкиваемся в жизни?

Человек пристрастен. Даже в жизни самого безучастного и застегнутого на все пуговицы «человека в футляре» найдется немало того, к чему он неравнодушен, что он принимает близко к сердцу. Знание того, что человек любит, а что ненавидит, к чему он относится серьезно, а к чему с пренебрежением, что для него важно, а что безразлично, дает, пожалуй, больше всего в плане познания личности, как самого себя, так и другого человека, с ее содержательной стороны.

Особенности ролевого поведения личности


Введение

Заключение

Список литературы


Введение

Необходимость кем-то быть, играть определенные роли, является неотъемлемой частью человеческого бытия. Без этого не может функционировать общественный организм, без этого невозможна самореализация индивида.

В 60-х годах отечественные социальные психологи начали активно разрабатывать основанную на Западе ролевую теорию. Это было обусловлено тем, что понятие «роль», по Е. С. Кузьмину, является «центральным для социально-психологической науки, т. к. роль является звеном связи социальных явлений с психологическими особенностями» (Кузьмин, 1977, 122).

Существует также определение, что ролевое поведение – это поведение индивида в соответствии с задачами роли и ожиданиями окружающих. Необходимыми условиями ролевого поведения являются ясность и приемлемость роли.

Ясность роли предполагает, что человеку, ее исполняющему, известно и понятно не только содержание роли, но и связь его деятельности с другими людьми.

Приемлемость роли состоит в том, что человек готов ее выполнять осознанно, поскольку поведение в соответствии с данной ролью будет приносить ему определенное удовлетворение.

При этом А. Л. Свенцицкий (1999) указывал на то, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Оно является продуктом уникального, свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей.

Поведение человека начинается с выполнения определенной социальной роли. Человек познает себя, оценивает свою роль и свое место в социальной среде и в соответствии с этим направляет, контролирует и корректирует свое поведение.

Процесс вхождения в роль и обладание ею у каждого человека протекает по-разному. Качество ролевого поведения зависит от состояния психических параметров личности, которые подвержены влиянию социальной и производственной среды.

Таким образом, постоянно существует необходимость заботиться о создании такой производственной и морально-психологической обстановки, которая бы благоприятно влияла на качество выполнения социальной роли каждым работающим, способствовала бы повышению его трудовой инициативы и общественной активности.


1. Понимание личности в психологии

Личность - сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития - с другой.

Понятие личности начало складываться в древности. Вначале термин «личность» означал маску, которую надевал актер древнего театра, затем самого актера и его роль в представлении. Впоследствии термин «личность» стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.

Психология под личностью понимает конкретного человека, являющегося представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями.

В определении личности следует выделить, прежде всего, ее общественную сущность. Человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе общественной и трудовой деятельности. Термин «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом, начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» как «личность новорожденного». Мы всерьез не говорим о личности двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои наследственные особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения. Таким образом, психология социальное и биологическое в человеке рассматривает в диалектическом единстве, выделяя в этом единстве в качестве основных и определяющих социальные факторы.

Отношение к пониманию «личности» у различных исследователей было и остается различным.

Психоаналитические теории личности. Уже в начале века венский психиатр и психолог З. Фрейд предложил свою трактовку личности человека, оказавшую огромное влияние не только на психологическую науку и психотерапевтическую практику, но и на культуру во всем мире. Дискуссии, связанные с анализом и оценкой фрейдистских идей длились не одно десятилетие. Согласно взглядам Фрейда, разделяемым значительным числом его последователей, активность человека зависит от инстинктивных побуждений, и, прежде всего, полового инстинкта, и инстинкта самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаружить себя столь же свободно, как в животном мире, так как общество накладывает на человека множество ограничений, подвергает его инстинкты, или влечения, «цензуре», что вынуждает человека подавлять, тормозить их. Инстинктивные влечения оказываются, таким образом, вытесненными из сознательной жизни личности как позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в сферу бессознательного, «уходят в подполье», но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, свою активность, они исподволь, из сферы бессознательного, продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в различные формы человеческой культуры и продукты человеческой деятельности. В сфере бессознательного инстинктивные влечения объединяются в зависимости от своего происхождения в различные «комплексы», которые и являются, по утверждению Фрейда, истинной причиной активности личности. Соответственно, одной из задач психологии признается выявление бессознательных «комплексов» и содействие осознанию их, что ведет к преодолению внутренних конфликтов личности (метод психоанализа). К числу таких побуждающих причин, например, относили «эдипов комплекс».

Все дальнейшее развитие личности мыслилось как столкновение между вытесненными в сферу бессознательного различными «комплексами».

Внимательное рассмотрение концепции личности Фрейда, позволяет заметить, что активность человека понимается как биологическая, природная сила. Она аналогична инстинктам животных, т.е. такая же бессознательная, при всех ее изменениях, «сублимациях» и конфликтах с внешне ей противопоставленным обществом. Функция последнего сводится только к ограничению и «цензурированию» влечений. Подобная трактовка личности и ее активности фактически превращает личность в существо, по сути, биологическое. При этом предполагается, что человек и общество принципиально чужды друг другу, что их «гармонические» отношения возможны лишь при подавлении одного силой другого, вечном насилии одного над другим, при постоянной угрозе бунта бессознательного, прорыва в агрессию, невроз и т. д.

Гуманистическая психология (преимущественно американская) в понимании личности и ее активности на первый взгляд кажется чем-то противоположным психоаналитическому направлению. Однако, как это далее станет очевидным, они смыкаются в своих основных характеристиках. В отличие от психоаналитиков, которые, пытаясь открыть источник активности, обращаются к прошлому, к «вытесненным в бессознательное» впечатлениям и переживаниям ребенка, «гуманистическая психология» главным фактором активности личности считает устремленность к будущему, к максимальной самореализации (самоактуализации). Ее развитие связано с трудами К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Олпорта и др.

Топологическая психология. Используя принятое в физико- математических науках понятие «поле», К. Левин объясняет поведение личности тем, что различные точки и районы «жизненного пространства» (поля), в котором существует индивид, становятся мотивами его поведения в силу того, что он испытывает в них потребность. Когда потребность в них исчезает, то и значение объекта утрачивается. В отличие от психоанализа, К. Левин не видит в потребности биологической предопределенности. Мотивация детерминируется не природными свойствами человека, а его взаимодействием с «полем», в котором объекты по-разному притягательны: обладают либо положительной, либо отрицательной валентностью.

Наличие трех-четырех ведущих направлений в понимании личности, сложившихся в мировой психологической науке, и несовпадение их исходных принципов вполне закономерно порождало постоянную полемику.

В отечественной психологии понимание «личности» также не однозначное.

Как справедливо отмечает И. С. Кон, многозначность понятия личности приводит к тому, что одни понимают под личностью конкретного субъекта деятельности «в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей», в то время как другие понимают личность «как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения». (Кон, 1967, 7).

Все разделы психологической науки рассматривают личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений, детерминированную общественными отношениями и притом выступающую в качестве активного субъекта деятельности. Собственно социально-психологические проблемы личности начинают решаться на этой основе.

2. Механизмы социализации личности. Ролевое поведение

Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие - свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление - это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений.

Выделяют понятия социальный статус, роль и ролевое поведение.

Социальный статус – это положение субъекта в системе межличностных отношений, которое определяет его обязанности, права и привилегии. Его устанавливает общество. Социальные взаимоотношения запутаны.

Социальная роль связана со статусом, это нормы поведения человека, занимающего определенный статус.

Ролевое поведение – это конкретное использование человеком социальной роли. Здесь находят отражение его личностные характеристики.

Предложил понятие социальной роли Джордж Герберт Мид в конце XIX – XX вв. Человек становится личностью, когда обретает навык входить в роль другого человека.

Любая роль имеет структуру:

Модель поведения человека со стороны общества.

Система представления человека как он должен вести себя.

Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.

В случае рассогласования этих компонентов возникает ролевой конфликт.

1. Межролевой конфликт. Человек является исполнителем множества ролей, требования которых не совместимы или у него нет сил, времени выполнять эти роли хорошо. В основе этого конфликта лежит иллюзия.

2. Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутри ролевого конфликта очень опасно для личности.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (Кон). Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности. Социальная роль есть «общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности» (Буева, 1967, 14). Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении, другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе роль не определяет Деятельности и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли».

Социальная дифференциация присуща всем формам существования человека. Поведение личности объясняется социальным неравенством в обществе. На него влияют социальное происхождение; этническая принадлежность; уровень образования; должность; проф. принадлежность; власть; доход и богатство; образ жизни и т.д.

Исполнение роли носит индивидуальный характер, но обусловлено социокультурно.

Разновидности ролей:

Психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;

Социальные (в системе объективных общественных отношений). Категории: профессиональные, демографические.

Активные или актуальные – исполняемые в данный момент;

Латентные (скрытые) – человек потенциально является носителем, но не в данный момент

Конвенциональные (официальные);

Стихийные, спонтанные – возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями.

Ф. Зимбардо (1971) провел эксперимент (студенты и тюрьма) и установил, что роль сильно влияет на поведение человека. Ролевые предписания формируют поведение человека. Может возникать явление деиндивидуализации – феномен поглощения личности социальной ролью. Личность теряет контроль над своей индивидуальностью (пример – тюремщики).

Ролевое поведение – индивидуальное исполнение социальной роли – общество задает стандарт поведения, а исполнение роли носит личностную окраску. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «возрастания» личности в обществе себе подобных.

Юнг отождествляет понятие персоны и роли (эго, тени, самость). При социализации важно не слиться с «персоной», чтобы не потерять личностное ядро (самость).

Социальная роль – есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Ряд ролей предписан от рождения (быть женой/мужем). Социальная роль всегда имеет некоторый диапазон возможностей для своего исполнителя – «стиль исполнения ролей». Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Личность выступает (является) тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место в жизни. Необходимо использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям (Андреева, 1994, 98).


Заключение

Личность - сложное понятие, которое является одним из центральных понятий социологии, философии и психологии. На социологическое понятие личности заметно влияют философские концепции и психологические теории. Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого. В социологических работах личность трактуется как совокупность ролей и статусов, которые она занимает в обществе.

Социальная роль - суть ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Основные требования вырабатывались, шлифовались обществом и существуют независимо от конкретных людей, вопреки их желаниям и представлениям. Основные характеристики социальной роли - эмоциональность; способ получения; масштаб; формализация и мотивация. Любая социальная роль включает некоторое сочетание этих характеристик. В целом, социальная роль, которую выполняет человек, весьма значительна в его жизни, в его умении эффективно функционировать в рамках общества.

Одной из важнейших категорией при изучении социальных ролей личности является социальный статус. Именно социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Конкретная социальная роль, как совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе, распадается на ролевые ожидания - то, чего ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение - то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Несоответствие последних нередко приводит к ролевым конфликтам.

На протяжении различных периодов развития личности нередки случаи так называемых ролевых конфликтов. Человек на протяжении своей жизни выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляют противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом плане важной профилактической мерой предотвращения таких ситуаций является обучение личности социальным ролям. Процессы развития личности, обучения ее социальным ролям является важным инструментом взаимодействия общества и личности. Если в процессе развития личности и освоения ею социальных ролей допущены ошибки, то у личности может возникнуть внутреннее ролевое напряжение. Напротив, развитая личность, в отношении которой было допущено минимальное количество ошибок в воспитании, может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, не сливаясь, не идентифицируясь с ролью, в то же время «врастая» в общество себе подобных. В целом освоение социальных ролей - часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных.

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является, а процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.


Список литературы

1. Бергер, П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива / П. Бергер; пер. с англ. Под ред. Г.С. Батыгина.- М., 1996.

2. Буева, Л. П. Социальная среда и сознание личности / Буева Л. П. – М., 1967.

3. Василенко, И.В. Общество: элементы взаимосвязи: учеб. пособие / И. В. Василенко, Н.В. Дулина; ВолгГТУ.- Волгоград, 2001.

4. Козлова, О. Н. Личность - граница и безграничность социального / О. Н. Козлова //Социально-гуманитарные знания.- 2003.- №4.- С. 81-97.

5. Комаров, М. С. Введение в социологию: учеб. для вузов /М. С. Козлов.- М.: Наука, 1994.

6. Кон, И. С. Социология личности / Кон И. С. – М.: Политиздат, 1967.

7. Кузьмин, Е. С., Семёнов, В. Е. Методы социальной психологии / Е. С. Кузьмин. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977.

8. Лебедева, С.О. Социология: учеб. пособие /С. О. Лебедева, Ю. П. Дубровченко; ВолгГТУ.- Волгоград: Политехник, 2006.

9. Общая социология: учеб. пособие /ВолгГТУ.- Волгоград: Политехник, 2007.

10. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс.- М., 2002.

11. Свенцицкий, А. Л. Психология управления организациями / А. Л. Свеницкий. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.

12. Тернер, Дж. Структура социологической теории /Дж. Тернер.- М., 1985.

Межличностные отношения непосредственным образом определяются ролевыми отношениями, с одной стороны, и индивидуальными личностными характеристиками субъектов, с другой. Большая часть того, что мы думаем и делаем, связана с нашими социальными ролями. С изменением ролей меняются наши взгляды.

Ролевые отношения - это отношения, обусловленные функциональными обязанностями субъекта. Они характеризуются, в частности, следующими признаками.

Безличность. Роли прилагаются к каждому, кто находится на соответствующем статусном месте.

Обусловленность поведения ролевыми обязанностями. Социальная роль - это набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением вполне определенной, конкретной работы. Трудная совместимость социальных ролей. Проблема заключается в определении того, что именно и от кого ожидается. Не всегда совпадает мнение индивида о своей роли с тем, что об этом думают другие и что есть на самом деле, - все может в широких пределах отличаться. Вживаемость асоциальную роль субъекта. Роли быстро выучиваются и могут значительно влиять на поведение субъекта. Ролевые отношения представлены следующими параметрами. Ролевой эпизод определяется предположением, что группа занимает фиксированную позицию по какому-то вопросу. Это предположение становится известным исполнителю роли, который, в свою очередь, формирует восприятие того, что от него ожидают, и как бы задает впоследствии некоторое поведение члена организации. Однако его поведение может значительно отличаться от реальных ожиданий группы. Поэтому поведение группы также может измениться.

Ролевой набор -- совокупность ролей, соответствующих данному статусу, это группа индивидов, которые формируют, хранят ожидания, касающиеся того, как должен себя вести исполнитель роли, обмениваются этими ожиданиями и дают знать о них исполнителю роли. Ролевой набор свидетельствует о поведенческих стереотипах, существующих в социальной группе. Исполнитель роли имеют более четкие представления о ней в случаях, когда ролевой набор мал, нежели когда он велик. Маленькие ролевые наборы связаны с образованиемклик,илиизолированных мелких группвнутри социальной группы.

Ролевая дифференциация определяется как степень различия типыфункций между людьми. Чем выше разделение ролей, тем выше ролевая дифференциация. Она дает представление о том, как распределяются социальные роли в конкретных производственных обстоятельствах. Любая организация сталкивается с тем, что называется ролевой проблемой, К числу таковых относятся:

Ролевой конфликт;

Ролевая неопределенность;

Ролевая перегрузка.

Существует множество способов решения ролевых проблем. Один из них связан со структурными изменениями, сменой работы.

Социальная роль представляет собой специфический механизм, посредством которого общественные интересы определяют поведение личности в разнообразных ситуациях общения.

Социальные роли, необходимые в конкретных ситуациях общения, вырабатываются обществом в течение длительных периодов его развития как социально одобряемые типы поведения людей.

Стиль ролевого поведения человека - это личностная окраска исполнения роли, зависящая от темперамента, характера, мотивации и других особенностей личности, от ее знаний и умений.

Ролевое поведение личности имеет два плана. Это действия, обусловленные:

1) нормативными требованиями - «Я» в предлагаемой обстоятельствами роли;

2) личными притязаниями - «Я» как таковой.

Первый план поведения - социальная форма ролевых действий, второй план - психологический способ ролевой самореализации.

Как раз здесь и возникает та существенная проблема, о которой шла речь выше, - трудная совместимость социальных ролей. Различие между тем, что субъект относит к своей роли, что об этом думают другие и что есть на самом деле «настоящая» данная роль, как правило, приводит к внутриролевым и межролевым конфликтам.

 

 

Это интересно: