→ Знакомства виктор власов писатель. Где ты – современный писатель? Русский писатель пишет о Японии

Знакомства виктор власов писатель. Где ты – современный писатель? Русский писатель пишет о Японии

Позже один из знакомых сказал:

Странный какой-то,

Удивлённый тем, что во время мероприятия Виктор будто вёл хронику.

Теперь-то понимаю, что именно так он и живёт - в режиме нон-стоп, чтобы не упустить важное, взять от жизни максимум, рассказать людям о том, что его волнует. Всегда в гуще событий.

Я согласен далеко не со всеми суждениями Виктора, которые вы прочтёте чуть ниже. Оно и понятно, мы с ним довольно разные во взглядах и мироощущении люди. Однако, Виктор тем и интересен, что на фоне бесконечного числа ленивых, податливых как пластилин авторов выделяется своей неуёмной творческой энергией и желанием стать «соучастником» судеб тех, о ком пишет прозу и публицистические статьи. С ним можно не соглашаться. Можно посмеиваться, мол, «странный он». Но разве подобное когда-нибудь останавливало целеустремлённого человека?

В минувшем году разгорелись споры вокруг реставрации Спасского кафедрального собора в городе Таре. Краеведы пытались достучаться до людей, сообщить о выявленных нарушениях, но СМИ на контакт не шли, ведь реставрация - проект партийный. Из омских «акул пера», большинство из которых прежде били себя кулаками в грудь, мол, «мы за правду, мы за культуру», незаметно «сдулись» почти все. Виктор, сотрудничающий с федеральным журналом «Наша молодёжь», откликнулся тут же. Пока «умные дяди» ворочали в уме информацию, просчитывая, а не прилетит ли им за подобную публикацию в темечко, Власов предложил помощь. В журнале «Наша молодёжь» была опубликована наша с ним беседа на эту животрепещущую тему.

Сегодняшняя беседа - ответная. Мне хотелось, чтобы Виктор ответил на разнообразные, порой колкие для самолюбия вопросы и помог понять, кто такой «В. Власов» в реальной жизни и в книгах.

ПРО САМУРАЕВ И ДОСТОЕВСКОГО

А. Тихонов: Когда приезжаю в небольшие, аккуратные посёлки или умирающие сёла, где когда-то жили наши земляки-писатели, вопросов о том, откуда они черпали творческие силы, не возникает. Природа, свежий воздух, потрясающие пейзажи. Сельский житель с рождения видит мир ярче, резче, многоцветнее. Но ведь ты - коренной омич, дитя бурлящего мегаполиса. Откуда в тебе тяга к творчеству?

В. Власов: Городские авторы тоже тянутся «к перу», просто пишут о другом и иначе. Я писать начал в старшей школе. Смотрю: у меня неплохо получается придумывать рассказы про одноклассников и учителей. Послушаю друга или учителя, обработаю фантазией историю или зарисовку из жизни, быстренько запишу от руки. В итоге - получается маленький рассказ, в нём - сюжет, форма, художественные средства. Как услышу интересное, так не могу молчать - записываю. Тогда это многим нравилось, в данный момент стараюсь не выбиваться из ритма. Сейчас я в постоянном поиске событий и людей, которые вдохновят и «лягут» на строчки. На творчество влияет даже просмотр фильма, мультика или прочитанная книга. Первый мой крупный труд - произведение о средневековой Японии «Красный лотос», повесть о любви ниндзя и войне кланов.

А. Тихонов: Мне написание художественно-исторического произведения кажется непосильной задачей. Ведь нужно обладать энциклопедическими знаниями об эпохе и нравах людей. Как представлю, сколько трудов сокрыто за прозой Клавелла, Яна или того же Юзефовича - дух захватывает. Как ты готовился к написанию своей книги?

В. Власов: Я насмотрелся анимэ, начитался манга и проштудировал более серьёзные вещи, типа классиков восточной литературы. Пообщался с опытными людьми-японистами. Находясь под впечатлением, можно написать отличное произведение. Как после путешествий по странам писал свои романы Борис Акунин?..

Качество творческого продукта зависит от многого - от эмоционального настроя, главным образом, от важного решения - донести свою мысль. Не столько готовый сюжет у тебя в голове, а очень важен заряд, благодаря ему пойдёт слог и выстроятся нужные линии сюжета. Бернард Шоу говорил, что перед написанием любого труда у него в голове есть лишь первые строчки. Я с ним согласен.

В. Власов: Я убеждён, что не станет писателем человек, который каждую строчку вымучивает… Либо вы работаете быстро и качественно, либо помалкиваете. Плох тот автор, который долго-долго настраивается. Один мой знакомый прежде, чем написать, ходит по комнате взад и вперёд, может на улицу выйти и поговорить с кем-то, а потом берётся за работу. Автор, я имею в виду настоящую «акулу пера», должен включаться, как робот, по щелчку. Вот это успех!

А. Тихонов: Не мешает ли работа учителя творчеству?

В. Власов: Наоборот - столько эмоций от общения с детьми и родителями. Особенно когда помогаешь проводить ЕГЭ или ГИА! А ещё - сторожишь школу, две ночи через две… столько времени свободного. У меня только первая смена, классы разные. То есть во второй половине дня бывает много времени. Подготовил планирование на следующий день, «сделал уроки» и можешь писать, если супруга не заставит хлопотать по дому. Сложно творить, когда ребёнок отвлекает, дёргает без конца. Когда жена заставляет ходить по магазинам.

А. Тихонов: А какая работа, на твой взгляд, мешает творчеству?

В. Власов: Например, работа заводчанина. В период школьного отпуска я пытался работать на одном из крупных предприятий - выдержал дней девять. Такая работа изматывает ужасно, по крайней мере, меня. Не знаю как, работая на заводе, Юрий Петрович Виськин, выпустил книгу рассказов. Ему памятник надо поставить. Красиво так расписывал труд заводчанина. Я решил, что лучше подработать в другом месте. Например, на фронте журналистики. Многим нужны материалы на заказ. Я - специальный корреспондент московского федерального глянца «Наша молодёжь». Редактор журнала Пётр Алёшкин планирует в этом году издать мне книгу статей. Публициста во мне он ценит больше, чем автора художественной прозы. Недаром я дважды лауреат журнала «Наша молодёжь» - за статьи об инновационных разработках, а также о школе.

А. Тихонов: Написание «заказного» материала, публицистики - это нечто иное, чем творчество? Я читал множество твоих статей и в каждой рассказывается история человека. Всё пропускаешь через себя?

В. Власов: Публицистику пишу регулярно - спрос постоянный. Обращаются спортсмены, учёные, деятели культуры и т.д. Это откровенно коммерческие вещи. Без этого никак - творчество должно кормить. Вот, например, скоро выйдет у меня статья про новый спортивный зал в Омске. Тренер там не просто перекаченный атлет, а реабилитолог. Вроде бы и «заказуха», но, хочется верить, важная и нужная для кого-то. Немало работаю и на волонтёрской основе. Это тоже хорошо, хотя многие журналисты меня за это не любят. Отбираю хлеб, наверное.

А. Тихонов: А художественная проза? Как с ней обстоят дела.

В. Власов: Прозу я пишу по настроению. Здесь должен быть настрой на долгое творчество. Ухватил идею и тут же реализовываешь её, ни дня без строчки, иначе настраиваешь стиль и перестраиваешься как будто заново. Это проблема для многих даже сформировавшихся писателей. Одно дело посмотреть на фонарь и начать рассказ, а другое - путешествовать по Америке и взяться за роман, предварительно сделав публицистические заметки. В любом случае, твои герои руководствуются твоим же личным опытом. Здесь, как ни крути, будь хоть много пядей во лбу, но всё равно образы и действия зарядишь уже испытанными эмоциями, заготовленной приправой. Поработав в США, почистив бассейны и обслуживая темнокожих братьев, я написал сначала книгу путевых заметок «По ту сторону неба» - она есть в интернете. А потом решился на большую повесть - «Белая и чёрная роза» на весьма неоднозначную тему.

А. Тихонов: Давно заметил, что у каждого пишущего человека есть определённый набор атрибутов творческого процесса. Кто-то не садится писать без чашки чая, кто-то грызёт орешки не хуже той белки. Нет орешков - и настроения нет. Появились - пора писать. Что помогает тебе в творчестве?

В. Власов: Тишина. Это главное чтобы собраться с мыслями и писать.

А. Тихонов: У тебя за плечами две литературные премии, одна из которых - региональная премия им. Ф.М. Достоевского. Как ты сам относишься к победам в конкурсах и всевозможным литературным премиям? Это аванс для автора, чтобы тот писал лучше?

В. Власов: Если в современном обществе не имеешь званий, премий, то народ воспримет избирательно. Я вот - лауреат молодёжной литературной премии им. Ф.М. Достоевского за повесть «Красный лотос». Представляешь: премию имени классика, писавшего в жанре реализма - за альтернативную историю… за фэнтези! Потом известный омский ниндзя Борис Штуров, ездивший на Донбасс со своим клубом ниндзюцу «Сёдзи», за роман «Последний рассвет» вручил мне литературную премию «Ниндзя» - такой в Омске и в России ни у кого нет. Ты писатель, значит, у тебя должны быть премии. Раньше ценился талант, а теперь, простите, без регалий никуда. (Смеётся)

А. Тихонов: Иронизируешь?

В. Власов: Отчасти.

А. Тихонов: Я заметил, что ты переходишь к написанию реалистичной прозы православной направленности. Кто помогает вдохновиться?

В. Власов: В православии я недавно. С благословения Митрополита Омского и Таврического Владимира я пишу о священниках и специалистах родной Епархии. И проза приходит на ум, понятное дело, сама собой. Говоришь в храме с протоиереем Димитрием Олиховым или протоиереем Олегом Цветковым, так получаешь такой мощный заряд, что написать можешь почти что угодно. Это умнейшие люди. Вот с кем надо чаще общаться. С опытом.

А. Тихонов: А теперь кратко: твоё определение тому, кто такой писатель. Это?..

В. Власов: Писатель - это огромная работа над собой и над произведением тоже. Для кого-то творчество - вторая жизнь. Однако трудно назвать работой дело, которое тебя пока что не способно прокормить и вызывает раздражение у членов семьи. Дескать, пишет-пишет человек, пыхтит-корпит, переживает, а толк - не измерить в денежном эквиваленте. Если абстрагироваться от денежной единицы и говорить о чистом творчестве, оно приносит автору вдохновение, а читателю - удовольствие.

Если читатель уходит в интернет, а литература становится вкусовщиной, то как современному писателю найти своё место под солнцем? Довольно просто – выйти в круг людей, предпочитающих бумажные книги и журналы. Здорово, если поможет грамотный организатор и волонтёр. Хороших людей немало в каждом городе – стоит лишь начать выходить в люди и общаться.

Засиживаясь в интернете, пропадая за чтением новостей и заметок, постоянно комментируя чьи-то события, мы нередко забываем о том, что люди – милые существа во плоти, а общение с ними – живое, его не заменят никакие технологии. Вспоминаются фильмы: «Я – легенда», «Шестиструнный самурай», «Книга Илая» или «День Триффидов» – где люди на Земле постепенно исчезают. Неужели мы слишком много времени проводим в сети?

Когда я поднимаюсь в маленькое помещение Института инженерно-экономического образования, то меня не пугает, что людей на мероприятии немного. Научный сотрудник и волонтёр Анна Викторовна Седанова собирает любителей живого общения и книг в настоящих обложках. В интернет этот замечательный человек заходит, чтобы приобрести у букинистов редкие книги и затем их подарить. Не часто встречаешь учёного и химика разбирающегося в литературе и книгах – Анна Викторовна именно такая.

Проводя мероприятие, Анна готовит раздаточный материал и приносит вкусненькое к чаю. Листы формата А-4, с цитатами или другими интересными фактами, всегда при ней и ждут своего часа – лично мне в диковинку, что могу сразу познакомиться с творчеством автора, ещё не открывая его книгу. Вчера говорили о прозе Эриха Марии Ремарка, а через пару недель – о родных поэтах, родившихся в апреле. Однако – где современный писатель, печатающийся в журналах и газетах, издающийся большим тиражом в столице?

Если не считать писателями Захара Прилепина, Дмитрия Быкова и Виктора Пелевина, кто также может считаться даровитым автором? Да хоть я, писатель и журналист Виктор Власов, поэт Андрей Панфилов или Катерина Карева, оказывается, моя бывшая ученица из БОУ «СОШ №77», она же пишет стихи и короткие рассказы. Кто знакомит нас друг с другом – Анна Седанова!

Чтобы читатель о вас узнал – необходимо ему показаться, как ни странно. Выйти вперёд и смело заявить:

– Я печатаюсь на сайте молодёжного глянцевого журнала «Наша молодёжь» – там у меня публицистика, хотя и проза есть!

– А я издал книгу – 40 экземпляров! – делится интересный поэт Андрей Панфилов, написавший трилогию «Му-му». Собачка там остаётся жива и находится в благополучной семье. Парень не входит ни в один союз писателей, а слушателей увлекает настолько крепко, что они аплодируют и готовы пригласить его и на свои мероприятия тоже.

– Я вам прочитаю стихи, сейчас только загружу, они у меня на мобильном! – предлагает Катерина Карева, девятиклассница, моя бывшая ученица.

Нет в комнате ни председателя Союза российских писателей Александра Лейфера, ни знаменитой поэтессы Татьяны Четвериковой, ни большого русского поэта Юрия Перминова. Нет известного публициста Николая Березовского, нет журналистки Евгении Лифантьевой – фантастки и корреспондентки газеты коммунистов «Красный путь». Нет знакомых мне редакторов газет: Марата Исангазина, Адама Погарского и Андрея Мотовилова.

Литература и сочинительство, быстрое общение и положительный настрой – в маленькой комнате, где на подоконнике упаковка зефира и коробка с печеньем, где давно начатая банка кофе и разбросаны пакетики с чаем. Никакого пафоса – только вид из окна на главную омскую дорогу – на улицу в честь Карла Маркса.

Так ведь вот они писатели – за столом и улыбаются. Вот прекрасные чтецы – в ярких сарафанах, выбравшие стихотворения Беллы Ахмадулиной и Николая Гумилёва. Здорово и чувственно Людмила Рассудова читает «Капитаны» Николая Гумилёва. Наталья Нестерова и Анастасия Скворцова выбирают Беллу Ахмадулину – они читают «Твой дом» и «Мальчик из Перми». Девушки здесь из школы мастерства по ораторскому искусству «Ренессанс Плюс». Дружески оценивает выступления один из руководителей института – Наталья Седанова. На встрече писателей и чтецов она вместе со своим сыном Борисом. Рядом волонтёр-организатор – добрая Аня. Она приходит раньше всех и уходит позже.

Если мирская литература и писатели в том числе, столь труднодоступны, что говорить о литературных творениях православной христианской направленности? Неужели многое можно обрести лишь в узком круге, куда пропускают посвящённых?

У интересующегося человека всегда есть возможность найти своё. Обратиться и получить ответ незамедлительно. Несколько лет назад я слышал, что верующие люди пишут и печатаются, но не думал об этом серьёзно. И немало среди них успешных и талантливых авторов – не все они священнослужители, конечно. Я знаю, что протоиерей Андрей Ткачёв, диакон Андрей Кураев и архимандрит Тихон – очень оригинальные авторы, способные задержать внимание читателя и заставить размышлять, словно отечественный класс или даже крепче. Я читаю книги Митрополита Омского и Таврического Владимира – много этот человек рассказывает и объясняет, опыт жизненный у него огромный, как у пилигрима. Он грамотно сравнит и приведёт, наставит и поможет. Благословит и обнадёжит. По другому и не могут люди, призванные врачевать душу.

Проблема нехватки времени. Возможно, раньше мы читали больше и чаще, проглатывая один роман за другим, принимая полезную информацию? Интернет облегчил поиск необходимой информации и тем же усугубил – теряешься, если отвлекаешься. Благо, что организовываются мероприятия, когда можно увидеть и поговорить с человеком, создавшим ценное произведение – в любой сфере. Работают специалисты и волонтёры. Помогают мудрые и обыкновенно внимательные люди. Их имён могу привести множество, но лучше посетить и поговорить, обмениваясь наболевшим. Милости просим.

Школьные экзамены: насколько все страшно

Странно, что человек не задействует умственный ресурс организма на полную мощность? То есть лень побеждает желание и возможности человека. В итоге: происходит деградация личности. Как проверить, насколько вы способный ученик или полноценный работник и понять: готовы ли к оценке вашего интеллекта со стороны? Нужно хотя бы попасть на серьёзный экзамен, который пишут по окончании девятого и одиннадцатого классов.

03.06.2019 16:00


Жажда познания

Как проводят курсы повышения квалификации учителей в Омске

Удовольствие от познания истины - это как насыщение организма после голодания, доставляет радость жизни, восполняет энергию и возвращает желание общаться. Однотипная работа не может похвастать полноценностью, пусть вы часто общаетесь и обмениваетесь опытом в коллективе. Как минимум необходимо регулярно менять вид деятельности и обстановку. Если я школьный учитель и мне нужна «разрядка» в виде смены обстановки - куда я должен отправиться? На курсы повышения квалификации в БОУ ДПО «ИРООО». Туда меня и отправила администрация БОУ г. Омска «СОШ № 99 с углубленным изучением отдельных предметов». За что ей благодарен.

08.01.2019 16:00


Проблема в поиске занятия

Место сплетни - спортзал

Пока не женился, конечно, думал, что найти вторую половинку сложно. Страдал и сердился, обсуждал случайных прохожих и думал о тех, с кем не получилось. Время прошло и поменялось мировоззрение - к тридцати годам примерно. Зато с экрана телевизора «устанавливается» образец поведения западного человека, беспечного, гламурного и богатого по умолчанию. Я подразумеваю не только героев популярного американского сериала «Блудливая Калифорния», где известный актёр Дэвид Духовны играет распущенного писателя Хэнка Муди. Затрагиваются вопросы быта Америки, веры и философии.

23.12.2018 16:00


Мы падаем, чтобы подняться

Кто сейчас ваши школьные товарищи?

Вы помните, кем были ваши знакомые и друзья? Как они выглядели и о чём говорили, будучи несобранными подростками? О чём мечтали и как представляли своё будущее? Я помню. Чем-то моё дружное и прошлое окружение походит на главных персонажей из романа Виктора Мари Гюго «Отверженные», напоминает мятежных героев повестей Ивана Бунина и его тёзки Шмелёва. Кто мои товарищи были тогда - для себя и для суждения других, и кто они сейчас - после тридцати лет. Кто пришёл в православный храм, а кто лишь помышляет об этом. Кто жив, а кто нет.

11.12.2018 16:00


Чёрно-белый мир

О музыкальной группе из Омска «Цепная реакция 55»

Быть в покое рядом с ними не получается. По телу проходит ток. Они, как Чак и Паланик, Бёрджесс и «Заводной апельсин», Вера и Православие, Япония и аниме, стихия и мысли, связаны между собой неразрывно. Реагируешь с этими исполнителями мгновенно - руками и ногами, под ритм гитары, баса и барабанов. Реакция происходит в регионе 55 и недаром называется цепной - потому что, играя, эти ребята будто с цепи срываются! С ними трудно удержаться - порцию адреналина получаешь бешеную. Мир приобретает краску, «съедая» монохром и получая смысл.

27.11.2018 16:00


В последнее время христианство дискредитируется все чаще, причём я не говорю о его определённой «ветви». Это происходит в рамках культурного прогресса, создаваемого Англией, Америкой и Японией. Будучи россиянином и человеком православным, я не фанат кинокартин, предлагаемых известными студиями перечисленного зарубежья, однако производители там трудятся на славу и эффективно влияют на восприятие современной молодёжи. Тут вопрос к массовому потребителю, мало думающему о продуктах православной и духовно-нравственной направленности.

24.07.2018 16:00


У каждого своя Америка

О жизни студента в США

Не хочется хвалить США и ругать тоже. Поездка в другую страну с определённой целью – это выбор целеустремлённого и рассудительного человека. Вряд ли следует отправляться за границу без всякой на то причины. Конечно, если позволяют финансы и расположение духа – почему бы и нет. Лично я поехал в США после третьего курса института – работать и узнать, на что способен мой английский язык. Знания и навык я получил, теперь их стоит подкрепить практикой. Учился в Омском филиале Московского Института Иностранных Языков. Филиал, кстати, закрыли – возникли проблемы с лицензией.

16.07.2018 19:00


Чужая вера России не нужна

О католицизме и православии

Помогаю школьному завхозу Александру Афанасьевичу выносить накопившуюся макулатуру из мастерской и случайно замечаю примечательную для меня книгу, рассматриваю быстро – работы много, правда. Выпущен увесистый труд в Москве в 1981 году, издательством «Политиздат». «Папство. Век XX». Написал некий И.Р. Григулевич. Смотрю: покоится толстенькая книга на железном обшарпанном столе – в стороне от огромной пожелтевшей массы газет, помятых картонных коробок, груд журналов, разных книг и кучи листов формата А-4, испачканных в краске. Ну как не полюбопытствовать?

18.06.2018 16:00


Господь дал нам талант: присягая – Родину защищать

Книга о жизни, смерти и воинском долге

В БОУ г. Омска «СОШ № 83» несколько лет назад побывал майор запаса Виктор Николаевич Николаев, награждённый орденом Красной Звезды, член Союза писателей России, автор книги «Живый в помощи (записки «афганца») и многих других, лауреат Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия за 2012 год.

16.06.2018 16:00


Как только оканчиваю свои двухнедельные курсы повышения квалификации в БОУ ДПО «ИРООО», сразу пишу об этом – меня переполняют эмоции. Знаете, дорогие читатели-знатоки, учителей необходимо обучать и тратить на это немалое время. Почему? Работая с детьми и постоянно практикуясь в предмете, учителя забывают теорию и думают, что их годами выработанная методика самая эффективная. А тем временем меняется стандарт образования и программа, появляются новые требования и методическая литература, издаются учебники и знания учителя по обыкновению устаревают.

01.05.2018 16:00


Кому мы доверяем своих детей

Как лень идти в храм и тем более готовиться к причастию, кто бы знал. Знают, конечно, люди не понаслышке – они ведь начитанные и образованные. Находишь множество причин, чтобы не подняться с кровати и остаться в горизонтальном положении как можно дольше. Ленивое блаженство и сладкая невежественность – вот что здорово в современном обществе? Если слабоволен я, то моей супруге надо быть крепче и строже к себе и ребёнку.

13.02.2017 16:00


Нужны ли стране академики?

Интервью с ректором автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Многопрофильная Академия непрерывного образования»

Когда произносят слово «академик», сразу представляется убелённый сединами старик, непременно доктор наук, знающий о своей научной отрасли почти всё. Однако седины у современного академика может и не быть, как впрочем, глубоких морщин и скрипучего старческого голоса.

03.02.2017 16:00


Над страждущей землёй

«Меня благословил Митрополит Омский и Таврический Владимир»

«В каком городе рождается Иисус Христос? Почему люди вдруг заговаривают на нескольких языках и не могут понять друг друга? Что такое смирна и душистый ладан? Выйдите на улицу и спросите, какие дары несли волхвы и кому. Ответит, думаю не каждый. Время такое сейчас, нанотехнологическое и «опутанное» интернетом. Модно знать «интернет-троллей», «пранки», «дудос» и «лайки», а библейские истории – увы».

25.01.2017 18:30


Кто просвещает молодёжь?

Занимательные мысли о воспитании, образовании, компьютерных играх, блогерах и СМИ

Ведь правда: кто занимается просвещением молодых людей и с чего оно начинается? Удивительно, что вопрос волнует меня, когда уж тридцать лет на носу. Учусь в школе, в университете, мало думаю о том, кто или что плодотворно воздействует на «горячий возраст» человека. Не до развития ближнего своего, соседа – смотрю анимэ, голливудские новинки, читаю разнообразную литературу, мечтаю поехать в Америку. Сидит во мне этакий эгоист, который словно «Второе Я», укореняется в душе и так просто не выходит.

21.01.2017 20:00


Соль Земли

Под натиском страстей и трудностей не должен прогнуться ни учитель, ни тем более священнослужитель. Пишу много о работниках образования и православных священниках – они вдохновляют меня одинаково. Сколько стойкости и мужества, терпения и воли. Они как военные, как хранители морали, вечные учёные и врачеватели души. Они – Соль Земли.

12.01.2017 20:16


Культуризм или смерть?

«И новое убежище наполнилось жизнью. Снова воспитывало людей, сближая их»

Несколько лет я просиживал за столом, играл в компьютер да бегал по улице. Стукнуло семнадцать – я по-прежнему ничем полезным не занимался. Время проводил за игровой приставкой или в Интернете, а по ночам спал плохо, снились кошмары. Плоская грудь, узкая спина, слабые руки, тонкие ноги – таков был мой физический облик. Забыли, пожалуй, про ветреную голову, но она не считалась.

12.12.2016 16:00


Школа – высота для многих недосягаемая

«Лучше уж заимствовать сведения из видеоигр, чем выйти на улицу и направится в сторону очередной пивной»

Множество специалистов оканчивает педагогический университет, уходя торговать в бутики и в пивнушки. Куда угодно, только не в школу – не в шумный коллектив с непредсказуемыми детьми и родителями. Учитель всегда находится, словно на лезвии бритвы, любой ребёнок может спросить и сказать прямо в лоб. Видели отечественный фильм «Географ глобус пропил» или «Училку», удостоенную приза зрительских симпатий? Дети измываются над учителями, чувствуя безнаказанность.

03.12.2016 16:00


Работа на Винпроме избавит от интернет-зависимости

«Вся наша продукция производится в Сибири, на единственном заводе – Омсквинпром, что позволяет сохранять высочайший уровень контроля качества, который…» – в интернете можно найти множество информации о том, что это замечательное предприятие и на нём работают профессионалы. Но как этот мощный объект избавляет от столь популярного недуга – от интернет-зависимости? Избавляет от него работа, не тяжёлая, но порой однотонная и многочасовая. Разговаривать во время неё – только связки надрывать. Проще дождаться перерыва на обед и в столовой или на улице пообщаться с интересными и новыми людьми, чем перекрикивать звуки мчащейся электрокары или неустанно движущегося конвейера. Стоит звон бутылок, шум станков или шипение пневматических систем. Заходишь в цех и представляешь себя терминатором, помните, в конце первой части Кайл Рис включает станки, чтобы отвлечь робота…

Поднимая голову, с любопытством наблюдаю за висящими на толстых верёвках людьми в камуфлированной форме. Работая в воздухе, они не боятся упасть с высоты. Увлекаясь трудом, ремонтом стен или крыши, они будто никого не замечают. Тихо покоряют высоту и днями напролёт сидят на маленькой укреплённой канатами дощечке, запенивая, замазывая трещины в огромных бетонных или кирпичных стенах. Как работают эти высотники-ремонтники, спускаясь на верёвках порой с шестнадцатого этажа? Почему не боятся упасть и о чём думают? Кто эти люди? Могучие «йети», которые лазают по крышам домов, словно по снежным горам и чинят их? Быть может, они – матёрые любители паркура и высота для них – что раз плюнуть? Узнаем!

Открывает батюшка большую и красивую энциклопедию, улыбается и советует мне – мирские люди мало интересуются жизнью святых и вообще тех, кто внёс вклад в духовное развитие общества. Зная этих людей, мы напоминаем себе о том, что каждый может хоть в малом уподобиться святым, подражая их делам.

Нам крайне важно обращать внимание на духовный опыт тех, кто стремился совершенствоваться и достиг богопознания. Народ и церковь не случайно назвали таких людей «угодниками Божиими». Они при жизни настолько угодили Господу, что Он сделал их носителями Святого Духа, Который нередко становился физически видимым («святой» и «свет» – слова одного корня, и нимбы на иконах – не только условное обозначение святости).

Мы видим на протяжении двух тысяч лет множество свидетельств этакой чудесной помощи. Составлены многотомные описания чудес, оказанных тем или иным святым после обращения к нему. Да и уже в Ветхом Завете мы найдем рассказ о том, как воскрес человек, прикоснувшийся к костям пророка Елисея. Сила Божия сохраняется не только в останках (мощах) таких людей, но и в их вещах, как действовала в них при жизни.

Обратимся к Новому Завету, откроем Второе соборное послание апостола Петра (глава 1, стихи 13–15): «Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием (о Царстве Небесном), «зная, что скоро должен оставить храмину мою» (то есть тело), «Как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память».

Другими словами, апостол обещает помогать христианам уже находясь в ином мире, в нематериальном.

Мысли материализуются, а память имеет способность настраивать, мотивировать её владельца. Работая или представляя что-либо по жизни, мы ведь храним более качественный пример показательной деятельности, оказывающей плодотворное влияние на разные обстоятельства?

Наша беседа с Иваном Кихтенко, восьмиклассником из БОУ г. Омска «Лицей № 74», должна была состояться – на подобные темы больше бы говорить и рассуждать. Редко школьники вам расскажут о человеке, принявшем мученическую смерть ради истинных ценностей. Не помню, когда в последний раз ученик общеобразовательной школы мне привёл бы в пример старца или священника. Быть может, я ожидаю не там или спрашиваю не тех?

С пареньком я беседую после «Семнадцатых Городских Этических Чтений «Нравственность и духовность в развитии общества», прошедших в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского.

– Иван, зачем нам нужно знать о святом священномученике Сильвестре? – выясняю. – Я спрашивал о нём в спортивном зале, потом в школе у некоторых педагогов, затем на улице у нескольких прохожих. Все о нём слышали, кое-кто к мощам прикладывался, но факты из жизни не знают.

– Надо знать о святом священномученике Сильвестре Омском, – утверждает Иван. – Я наблюдаю заметный упадок патриотизма и духовности, это проявляется в поведении, в лексиконе и шутках современной молодёжи. Я считаю, что воспитание патриотизма должно проходить на положительном примере. Важно рассказывать о личностях, которые внесли большой вклад в историю России или малой Родины. Ярким примером для Омской области является святой священномученик Сильвестр.

– Расскажи о нём, пожалуйста, просто и доходчиво!

– Конечно. Священномученик Сильвестр (в миру Иустин Львович Ольшевский) родился в селе Косовка Сквирского уезда Киевской губернии в семье диакона 1 июня 1860 года. Был отдан родителями в Киевскую Духовную семинарию, позже с успехом окончил и Киевскую Духовную академию. Бóльшую часть своей жизни он посвятил борьбе с еретическим учением, известным как штунда или баптизм. Далее Иустин стремительно поднимается по иерархической лестнице. Сначала светский миссионер, потом иерей, потом протоиерей, затем подстрижен в монахи с именем Сильвестр и рукоположен в архиереи. В плане паствы у сященномученика Сильвестра тоже было немало разнообразия: он был епископом и Прилукским, и Челябинским, а 4 июня 1915 года святейший Синод определил будущего священномученика в город Омск. Вскоре грянула революция. Когда адмирал Колчак был в Омске, то уже архиепископ Сильвестр привёл его к присяге. Вначале 1918 года власть в Омске захватили большевики. Сильвестр не устрашился гонителей православия, и был жестоко замучен ими: прибив его руки гвоздями к полу и таким образом распяв, они раскалёнными штыками прожигали тело, а затем раскаленным докрасна шомполом пронзили сердце. Свою мученическую кончину архиепископ Сильвестр принял 26 февраля 1920 года.

– Какие он совершил подвиги?

– Святой священномученик совершил за свою жизнь немало подвигов, и чтобы их рассказать потребуется немалое количество времени. Но я бы хотел рассказать о подвиге, который поразил меня больше всего. Один раз, когда преосвященный возвращался из Полтавы в Омск, а пассажирские поезда не ходили, Сильвестр сел в солдатский эшелон. Когда священномученик ехал, некоторые из солдат стали поносить святую веру, тогда Сильвестр, понимая, что должен сказать слово в защиту, не смотря на то, как с ним могли разделаться солдаты. Он встал и произнёс проникновенную речь, в которой он обличал невежественных солдат. Поносители веры вышли на следующей же станции, а оставшиеся не сказали больше не слова, оскорбительного для церкви.

– Какой вклад внёс именно на Омскую землю?

– В Омске святитель продолжал делать всё то, что делал в остальных своих паствах: совершал много служб, помогал нищим, ездил по больницам и, конечно же, по школам. Единственно, что отличало это время от другого времени, когда священномученик был в других епархиях – то было время гражданской войны и революции. Когда в Омске были большевики он не боясь обличал их, собирал крестные ходы, говорил о бедах, которые несёт будущая власть для Церкви, а значит и для России. За что был жестоко поругаем – ему запретили выезжать из города. Когда в Омск вошли белые, архиепископ Сильвестр 29 января 1919 года привёл Колчака к присяге, как верховного правителя России. Так же в ноябре 1918 года в Томске состоялось совещание архипастырей Сибири, на нём было учреждено Высшее Временное Церковное Управление Сибири, которое возглавил архиепископ Сильвестр. В конце 1919 года армия Колчака покинула Омск, и большевики заняли этот город, убив святого.

– Как обнаружили святого человека?

– В 1998 году уже был прославлен как местночтимый святой Омской епархии, но место захоронения мощей святого оставалось неизвестным вплоть до 21 июля 2005 года. В июле 2005 года по благословению митрополита Омского и Тарского Феодосия (Процюка) и расположению губернатора Омской области Л. К. Полежаева, начались реставрационно-восстановительные работы на месте взорванного в 1935 году Успенского кафедрального собора города Омска. 16 июля во время раскопок в нижнем храме всплыла икона Черниговской Божьей Матери, на тыльной стороне иконы была надпись:

"... епископу Сильвесту от почитателя...", подпись, дата "16 июля 1914". После этого стали всплывать кусочки ткани и остатки тела. После откачки воды был обнаружен гроб. Cудебно-медицинская комиссия подтвердила принадлежность мощей архиепископу Омскому и Павлодарскому Сильвестру (Ольшевскому).

– Что мы должны знать об архиепископе Сильвестре?

– Я провёл опрос среди учащихся 8-ых классов лицея № 74, чтобы понять, насколько известен священномученик среди молодёжи. Было опрошено 70 человек. Вопрос №1: Знаете ли вы, кто такой священномученик Сильвестр (Омский)? Из 70 человек опрошенных: 30% ответили положительно, отрицательно – 55%, а остальные 15% - затруднялись в ответе. Также я задал всем вопрос №2: Если знаете, то можете ли назвать собор, в котором лежат его святые мощи? Здесь результаты менее утешительны: лишь 5% опрошенных ответили утвердительно. По результатам опроса я разработал рекомендации для учителей и воспитателей: – изучите жизнь и деятельность Архиепископа Сильвестра;

– Используйте на воспитательных занятиях примеры из жизнеописания;

– Начните знакомство с детского сада, расскажите об Успенском соборе;

– Особое внимание (отдельная тема) уделяйте на уроках ОРКСЭ в 4-5-х классах;

– Во время изучения, уже подростками, курса истории России в 8-9-х классах, приведите примеры мученической смерти;

– Сводите на экскурсию в Успенских собор, пригласите священника, который ответит на вопросы обучающихся;

– При посещении исторического парка «Россия моя история» обратите внимание обучающихся на дополнительную информацию.

– Иван, как привить школьникам интерес к житию святых?

– В наше время у подрастающего поколения примеры в основном из Интернета, голливудских фильмов. Подрастающему поколению нужно чаще рассказывать на реальных примерах. Да и взрослым омичам не мешало бы знать об истории самого главного, самого красивого храма Омска, о людях, которыми можно гордиться, которых следует почитать и обращать к ним свои молитвы.

Не каждый раз встречаешь школьника, который способен легко и ясно рассказать о святом человеке и даже порекомендовать, как начать беседу о нём в широком кругу. Наше личное просвещение часто зависит от окружения и воли случая. Давайте желать и стремиться к тому, чтобы нас окружали грамотные и правильные люди не только в мыслях, но и в поступках. Воспитан человек должен быть на примерах и опыте более лучшего и крепкого морально, успешного собрата. В крайнем случае, общество ожидает деградация. Потеря народной памяти и традиций. Подмена…

Так вот запросто решаю отыскать читателя, увлечённого чтением о средневековой Японии. Особенно к семидесятилетию победы над фашисткой Германией эта тема, знаете, чем актуальна? Не каждый ведь и студент назовёт союзников Германии во Второй Мировой войне, не говоря уже о простых школьниках, которых учит, например, английскому языку писатель и учитель Виктор Власов.
Именно к семидесятилетию победы становится интересно писать различные вариации на тему, кто и кого победил во Второй Мировой. А кого в Омске победила Япония теперь понятно - людей, увлекающихся анимэ и мангой. Не только этими художественными жанрами. Но людей читающих литературу востока и обожающих авторов: Харуки и Рю Мураками (не братьев, кстати), Эйдзи Ёсикаву, Роберта Ши, Ясунари Кавабату и т.д.
Думаю, что с бухты-барахты вряд ли получится «напасть» на человека, регулярно читающего вышеперечисленных авторов. Чтение как хобби, по-моему, изживает себя - куда легче не бегать глазами по буквам и не забивать голову образами, а смотреть и «каваиться» над новым анимэ или голливудским блокбастером в стиле «Последнего самурая».
Видео с пареньком присылает мой друг - Витя Власов (http://www.youtube.com/watch?v=8WMmVSzqQK8). Оказывается этот человек выходит на роман «Последний рассвет» и на повесть «Красный лотос», блуждая на площадках типа «Озон», где ждут своего часа электронные книги. С Андреем Михайловичем Ладиком связываюсь по сети - «Вконтакте». Подмечаю, что он - очень серьёзный читатель и с него можно взять пример многим.
Зрелому мужчине, по фото и не скажешь, что ему сорок лет - в действительности сорок два года. Живёт он в Омске. Работает специалистом Отдела Сопровождения компании ЕСТ. Компания эта занимается автоматизацией служб такси в России, Португалии, Казахстане, Украине, Молдове, Узбекистане, Монголии, Армении, Грузии. Он часто бывает в командировках, в основном по России и Казахстану. Его хобби с детства - чтение книг. В детстве и юношестве он читал книги Джеймса Фенимора Купера, зачитывался приключениями: индейские племена, погони, сражения, дружба, вражда, быт и обычаи разных племён - всё это интересно для него с пелёнок, как говорится. Экзотика привлекает многих. Андрей понял давно, что ему нравится в основном исторические романы. И однажды купил Джеймса Клавелла «Сёгун». Роман так понравился, что быстро «съехал» с романов об индейцах и буквально «подсел» на исторические произведения о средневековой Японии и Китае. А там свои авторы, конечно. Один из них - Роберт ван Гулик, от его исторических детективов оторваться почти невозможно. Всё дело в том, подчёркивает Андрей, что Япония не похожа ни на одну страну мира своей историей, письменностью, культурой и традициями. Если взять Европу и Америку, то отличий в общем-то немного. Но такие традиции и столь крепкое понятие чести и долга у японских самураев, возведенное в культ, все это не может не вызывать восхищения. Вот так Андрей и становится поклонником японского исторического романа.
- Некоторые романы особенно понравились, их не стыдно и посоветовать для поклонников японского исторического романа, - говорит парень. - Джеймс Клавелл «Сёгун», Кристофель Николь «Рыцарь золотого веера», Сюхэй Фудзисава «История телохранителя», Дэвид Чейни «Честь самурая», Лючия Сен-Клер Робсон «Дорога Токайдо», у Лоры Джо Роулэнд целый цикл романов: «Бундори», «Синдзю», «Жена самурая», «Путь предателя», «Татуировка наложницы», «Чёрный лотос», «Красная хризантема», Владислав Баяц «Книга о бамбуке», цикл романов И.Дж. Паркера «Расёмон-ворота смерти», «Адская ширма», «Свиток дракона», «Дворец вожделений», «Интимный дневник гейши», Юлия Андреева «Геймер», Дейл Фурутани «Убить сёгуна», «Смерть на перекрестке» Дзиро Осараги, «Ронины из Ако» - это культовый роман в Японии, думаю, нет японца, который бы не знал о верности 47 самураев, отдавших жизнь за своего господина; Дороти Гублер, Томас Гублер «Дьявол в чайном доме», «Во тьме таиться смерть», «Меч-легенда» - романы о ниндзя.
- Обалдеть! - только и отвечаю. - Я читал авторов трёх. Остальных - упустил. Мне прямо стыдно.
Вот это «японский» читатель, восхищаюсь. Помнит названия романов и фамилии авторов. Смотрю присланную фотографию, на которой запечатлены книги и качаю головой. Такого ответственного и начитанного фаната я желаю каждому писателю.
- Где книги, там и кино, - продолжает Андрей. - Конечно, всем известен японский режиссер Акира Куросава, его фильмы: «Семь самураев», а «Расёмон» - уже классика мирового кино. Современное кино «Последний самурай» с Томом Крузом, «47 ронинов» с Киану Ривзом - это тоже интересно. Посмотрите, кто не видел.
Оба фильма видели многие. В том числе и я. «47 ронинов» - голливудская картина не без примеси мистики, но это и украшает, признаться. Сейчас модно привносить мистику или авантюру в современные произведения.
- В каждом из произведений, будь то книга или кино, но передаётся дух Японии, её традиций и нравы, - пишет Андрей. - Каждый раз, читая книгу или смотря фильм о средневековой Японии, удивляешься твёрдости духа, верности воинскому долгу и смелости самураев. Этим они и привлекают нас - любителей исторических книг и фильмов о востоке.
Да, я восхищаюсь преданности Андрея книгам любимых авторов и жанрам. Можно сказать, что парень увлекается лишь чтивом? Конечно, нет. Андрей Ладик основательный малый и свою приверженность к авторам востока пояснит хоть в сети, хоть при личной встрече. Вот бы наши омские писатели заручились бы поддержкой столь ярых и грамотных фанатов. А то давний, например, приезд молодого писателя Бориса Кутенкова показал, что никому кроме четырёх-пяти читателей (тоже писателей) он и не нужен. Обидно было наблюдать человека, печатающегося в толстых журналах Москвы, сидящим в окружении двух-трёх калек, как говорится. А семидесятипятилетний юбилей члена Союза писателей России Николая Трегубова, состоявшийся буквально на днях, наглядно продемонстрировал, что старик-редактор не нужен никому, кроме тех, кого он редактировал и обсуждал на семинарах. Ни одного коллеги из его творческой писательской организации не было. Обидно, дорогие, обидно.
Хочу ещё раз пожелать писателям преданных читателей и не отчаиваться. Андрею Михайловичу Ладику - оставаться по-прежнему увлечённым и заинтересованным в книгах именно родных авторов. Отечественного производителя необходимо поддерживать в любом случае.

 

 

Это интересно: