→ Эпизоды, наиболее важные для раскрытия характера Андрея Соколова «Судьба человека. Про Pussy Riot & мужскую, но не путинскую слезу! Эпизод в церкви из рассказа судьба человека

Эпизоды, наиболее важные для раскрытия характера Андрея Соколова «Судьба человека. Про Pussy Riot & мужскую, но не путинскую слезу! Эпизод в церкви из рассказа судьба человека

1 Каковы особенности композиции и сюжета этого произведения? Композиция – рассказ в рассказе. Сюжет – рассказ Андрея Соколова о своей судьбе, исповедь мужественного человека. 2 Каковы основные вехи судьбы Андрея Соколова? 1 – 2 – 3…… Что помогает герою выстоять? Как проявляет себя герой во всех испытаниях? (Перечислить качества личности, характера)

В эпизоде «В церкви» Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи воплощают здесь разные жизненные позиции. Солдат-христианин предпочитает погибнуть, нежели, покорившись обстоятельствам, отступиться от своих убеждений. Однако при этом он становится виновником гибели четырёх человек. Крыжнев пытается купить себе право на жизнь, заплатив за него чужой жизнью. Взводный своей участи ожидает безропотно. Только позиция доктора, «который и в плену, и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение.

В любых условиях оставаться самим собой – позиция Соколова. Он не приемлет ни покорности, ни противопоставления своей жизни жизням других. Поэтому и решается убить Крыжнева, чтобы спасти взводного. Нелегко дается Соколову убийство, тем более, убийство «своего». Но не может он допустить несправедливости. Эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер человека. Жизнь ставит порой перед необходимостью выбора. Герой поступает так, как велит ему совесть.

Как выражена в рассказе авторская позиция? Шолохов в образе своего героя раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. Авторская боль, сочувствие ощущаются в тоне повествования, в выборе героя – простого человека. Основной прием построения рассказа – антитеза – тоже служит выражением авторской позиции: Мирная жизнь – разрушительная война; Добро и справедливость – изуверства, жестокость, бесчеловечность; Преданность – предательство; Свет – мрак… Ясно, на какой стороне автор.

Несгибаем солдат, когда держит ответ перед комендантом Мюллером, приговорившим его к расстрелу за агитацию в лагере против каторжного труда. Мюллер предлагает выпить стакан шнапса за победу немецкого оружия, одержанную якобы в Сталинграде. Соколов отказывается. Мюллер предложил другое: «Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель».

Вся эта сцена не только пример бесстрашия Соколова, но и его вызов тем насильникам, которые хотели унизить советского человека. Выпив стакан шнапса, Соколов благодарит за угощение и добавляет: «Я готов, герр комендант, пойдёмте, распишите меня». И то, что он отказывается закусывать и после первого стакана, и после второго – это деталь, в другом случае не играющая никакой роли, здесь подчёркивает моральную стойкость русского человека. Соколов держится с фашистами так, как положено советскому гражданину, представителю рабочего класса. Не случайно многие исследователи проводят параллель между этим эпизодом и тем событием, в честь которого так самонадеянно пируют немцы, - Сталинградской битвой, отмечая, что в обоих случаях именно русский солдат оказался победителем.

Теперь он нашёл себе радость. Полюбился ему заброшенный парнишка, «этакий маленький оборвыш: личико всё в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечёсаный, а глазёнки – как звёздочки ночью после дождя!» - рассказывает Соколов, и в самом тоне его рассказа мы чувствуем, как он неравнодушен к человеческой судьбе. «Закипела тут во мне горючая слеза…» - говорит он. На душе Соколова стало легче и светлее. Жизнь обретает высокий человеческий смысл. Появились трогательные заботы о том, чтоб одеть и накормить мальчика, ждавшего отца: «Ночью то погладишь его сонного, то волосёнки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится легче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…»

Зачем писатель ввёл в произведение образ рассказчика? Позволяет дать портретную характеристику Андрею Соколову: 274 – 275. И обеспечить эпический объём рассказу. Рассказчик оказывается посредником между героем и читателем. Точка зрения Андрея преломляется в восприятии автора, таким образом объективность рождается из совокупности воззрений на действительность отдельных личностей. Наконец, автор здесь не противопоставлен своему герою, он сам оказывается человеком из народа, недаром Андрей Соколов принимает его за «своего брата- шофёра».

Композиционно рассказ Соколова представляет собой ряд новелл, в каждой из которых идёт речь о каком-то эпизоде его жизни. Судьба Андрея Соколова мучительна. В рассказе есть две контрастные картины: семья провожает его на фронт – жена Ирина, сын, две дочери. К концу войны, когда Соколов прибыл на то место в отпуск, увидел другое: глубокая воронка, налитая ржавой водой, по пояс бурьян… Прямое попадание немецкой бомбы – и не стало дома, жены, дочерей. Никакого следа.

Какие грани русского национального характера воплощает в себе Андрей Соколов? Простой человек, солдат, отец выступает как защитник жизни, её основ, нравственных законов. Герой Шолохова защищает смысл и правду самого человеческого существования. Андрей Соколов воевал на поле брани, воевал, как мог, и в плену отстаивал человеческое достоинство, честь своей родины. Каждый поворот его судьбы одновременно проецируется на историю, на судьбу родного ему народа, неотъемлемой частью которого он является.

Название рассказа. «Судьба» имеет значения: Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий По суеверным представлениям, «потусторонняя сила, предопределяющая всё, что происходит в жизни». – Какое представление о судьбе свойственно герою?

Но человек, как бы тяжело ни складывались обстоятельства, может поступать так, как требует человеческое достоинство. Человек может относиться к обстоятельствам активно. «Надо было сильно спешить», «Я должен проскочить, и баста!» 282/4. «И надо мне не одному бежать», «Мне его живого надо было доставить» - о побеге из плена; «Захотелось им, проклятым, показать» - о поединке с Мюллером.

Не «жизнь» человека – назвал рассказ Шолохов, а выбрал другие слова «судьба». - Самое прекрасное в жизни (а она неистребима) – человек, труженик, народ. «Человек» тоже может пониматься как конкретно (Андрей Соколов), так и обобщённо (человек, который поставлен войной в условия власти над ним обстоятельств; и только сильный духом способен противопоставить этим обстоятельствам свою волю, свои представления о долге и свободе). Судьба Андрея Соколова – это судьба всего русского народа, прошедшего страшную войну, фашистские лагеря, потерю самых близких людей, - но не сломавшихся окончательно.

Проанализируйте речь героя. Как своеобразие речи Андрея Соколова помогает проникнуть в замысел произведения? 1 Шолохова упрекали, что речь Андрея Соколова мало напоминает речь рядового шофёра, хоть и насыщена шофёрскими профессионализмами…. 2 С помощью народнопоэтических вкраплений он выступает как бы от имени всего русского народа. Потому что насыщена просторечиями: («да вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять» «продрогли как собаки», «зуб на зуб не попадает», «но и тут получилась у меня полная осечка», «родни – хоть шаром покати», «баста», «дуй»,

Для Шолохова важно не то, что Соколов шофёр, и не то, что он воронежец. Важен характер, порождённый историческими обстоятельствами. Поэт Шолохов не делает упора на профессиональное и диалектное в речи своего героя. Но обойтись без этих словесных красок писатель также не может, так как он реалист, ему необходимо создать достоверный образ. Шолохов создаёт образ живого человека, перерастающий в символ.

Тема Pussy Riot . Писателя Шолохова и реж.Бондарчука церковь не предала тогда анафеме!

Кому уже исполнилось 30 и кто родился в СССР, хотя бы раз видел х/ф «Судьба человека », был обязан прочитать рассказ в школе и даже мог писать сочинение по этому произведению Михаила Шолохова .
И кто сейчас начинает вспоминать ту «Судьбу человека», сознательно и подсознательно всплывут в памяти два ярких эпизода из фильма : когда советский военнопленный в концлагере выпьет стакан, потом второй-третий водки , не закусывая, говоря, что русские после первой не закусывают; второй отрывок - когда гитлеровцы согнали всех пленных в разрушенную* церковь, а одному нашему набожному солдату приспичило в туалет, он не мог отправить потребности в таком месте, поэтому стал стучать в дверь, чтоб его выпустили на улицу - в ответ раздались автоматные очереди…
* прим .: то, что церковь была разрушена (не было даже купола), я увидел только сейчас, посмотрев фильм заново; а так помнил, что пленных согнали просто в церковь, а какая она была - действующая или закрытая, целая или разрушенная - это вряд ли кто помнит, согласитесь же.
Рассказ был написан в 1957 году, через два года Сергей Бондарчук снял фильм по книге, сыграв в нем главную роль - Андрея Соколова. Ни тогда, ни потом, ни даже в наши дни церковь (РПЦ ) не предала анафеме писателя М.Шолохова и реж. С.Бондарчука, хотя те совершили 7 «богохульных вещей » на двоих!
1. Сам факт, что писатель Михаил Шолохов включил тот эпизод в церкви в свой рассказ.
2. Главный герой называет солдата, не желающего сходить в туалет внутри церкви, богомольным.
3. Военнопленные, которые, быть может, уже завтра будут расстрелены, не могли не удержаться, чтоб не поскалиться над бедным солдатом, приговаривая при этом колкости в адрес религии.
4. Если один пленный не решился справить нужду в церкви, значит, по логике, остальные около 100 человек спокохонько сходили в туалет внутри храма, ведь там они находились вечер и всю ночь. 100 к 1!
5. Главный герой убивает хоть провокатора и предателя, но все же советского человека, который еще не совершил преступления, на территории церкви. Тоже, наверное, грех - убить в храме?!
6. А режиссер Сергей Бондарчук всё это снял, ничего не вырезав, да еще и сам сыграл роль убившего в храме!
7. Авторы сценария Ю.Лукин и Ф.Шахмагонов еще и придумали и добавили в тот эпизод две некорректные для верующих фразы для красноречивости сцены (см. видео).

Ссылка:http://youtu.be/-DZ6rJPLQao
Вывод : РПЦ тогда, пусть даже не имевшая такого влияния на политику и общество, как сейчас, не стала заострять внимание на этом эпизоде художественного произведения! (художественного - подчеркнуто). Написал писатель - и написал! Придумали авторы сценария еще 2 колкие и пошлые фразы - ну, придумали! Снял всё это дело режиссер - ну, и снял! Культура! Искусство! Которое - как известно - требует жертв!
Переносимся на 50 лет вперед - в 2012 год . Цветные девчонки из П у с и Р и о т . Ясен пень,


что дурехи. Представьте себе, вы стоите в храме, ставите свечку, обращаетесь к Богу, а тут вдруг такая канитель (слово из рассказа «Судьба человека»). Но пострадать должны были от их песни в основном люди, находившиеся тогда в Храме Христа Спасителя . И куда смотрела охрана, когда проносили вовнутрь аппаратуру? Pussy Riot , как копирующие за взрослыми дети, хотели повторить - и превзойти - украинскую группу Femen , за неделю до тех событий тоже устроившую флеш-моб у главного храма РПЦ, но на улице. Поэтому и шумихи не было. Наши, в смысле гражданства, хотели показать, что они круче!
Пургу гонят А.Проханов и М.Шевченко , говорящие, вот если бы горе-музыкантки пришли устраивать свой панк-молебен в мечеть, им бы отрезали… При чем тут ислам? Если бы они пели про К.Илюмжинова , они пошли бы в буддийский храм, но они отправились в православную церковь, ибо в песне поется о Путине, а он ортодоксальный христианин (см. всевозможные фото).
Прогноз . За сутки либо через день после вынесения приговора судом или Путин или п.Кирилл публично попросят простить задержанных.

Отрывок из рассказа М.Шолохова «Судьба человека».


…Попал я в плен в мае сорок второго года…
Как только солнце село, немцы усилили конвой, на грузовой подкинули еще
человек двадцать автоматчиков, погнали нас ускоренным маршем…
В полночь пришли мы в какое-то полусожженное село. Ночевать загнали нас в церковь с разбитым куполом . На каменном полу - ни клочка соломы, а все мы без шинелей, в одних гимнастерках и штанах, так что постелить и разу нечего. Кое на ком даже и гимнастерок не было, одни бязевые исподние рубашки…
Ночью полил такой сильный дождь, что все мы промокли насквозь. Тут
купол снесло тяжелым снарядом или бомбой с самолета, а тут крыша вся начисто побитая осколками, сухого места даже в алтаре не найдешь. Так всю ночь и прослонялись мы в этой церкви, как овцы в темном котухе…
Беспокойная это была ночь. До ветру не пускали , об этом старший конвоя предупредил, еще когда попарно загоняли нас в церковь. И, как на грех, приспичило одному богомольному из наших выйти по нужде . Крепился-крепился он, а потом заплакал. "Не могу, - говорит, - осквернять святой храм! Я же верующий, я христианин! Что мне делать, братцы? " А наши, знаешь, какой народ? Одни смеются, другие ругаются, третьи всякие шуточные советы ему дают (как раз эти шуточки сценаристы придумали и вставили в фильм! - прим. superoofer) . Развеселил он всех нас , а кончилась эта канитель очень даже плохо: начал он стучать в дверь и просить, чтобы его выпустили. Ну, и допросился: дал фашист через дверь, во всю ее ширину, длинную очередь, и богомольца этого убил, и еще трех человек, а одного тяжело ранил, к утру он скончался.
Убитых! сложили мы в одно место, присели все, притихли и призадумались:
начало-то не очень веселое...

... "Нет, - думаю, - не дам я тебе, сучьему сыну, выдать своего командира! Ты у меня из этой церкви не выйдешь, а вытянут тебя, как падлу, за ноги!" Чуть-чуть рассвело - вижу: рядом со мной лежит на спине мордатый парень, руки за голову закинул, а около него сидит в одной исподней рубашке, колени обнял, худенький такой, курносенький парнишка, и очень собою бледный. "Ну, - думаю, - не справится этот парнишка с таким толстым мерином. Придется мне его кончать".
Тронул я его рукою, спрашиваю шепотом: "Ты - взводный?" Он ничего не
ответил, только головою кивнул. "Этот хочет тебя выдать?" - показываю я на
лежачего парня. Он обратно головою кивнул. "Ну, - говорю, - держи ему ноги,
чтобы не брыкался! Да поживей!" - а сам упал на этого парня, и замерли мои
пальцы у него на глотке. Он и крикнуть не успел. Подержал его под собой
минут несколько, приподнялся. Готов предатель, и язык набоку!
До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки
помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил... Первый раз
в жизни убил, и то своего... Да какой же он свой? Он же худее чужого,
предатель. Встал и говорю взводному: "Пойдем отсюда, товарищ, церковь
велика
(этой фразы в фильме НЕТ! - прим. superoofer)".
Как и говорил этот Крыжнев, утром всех нас выстроили возле церкви,
оцепили автоматчиками, и трое эсэсовских офицеров начали отбирать вредных им людей. Спросили, кто коммунисты, командиры, комиссары, но таковых не оказалось. Не оказалось и сволочи, какая могла бы выдать, потому что и
коммунистов среди нас было чуть не половина, и командиры были, и, само
собою, и комиссары были. Только четырех и взяли из двухсот с лишним человек. Одного еврея и трех русских рядовых. Русские попали в беду потому, что все трое были чернявые и с кучерявинкой в волосах. Вот подходят к такому, спрашивают: "Юде?" Он говорит, что русский, но его и слушать не хотят. "Выходи" - и все.
Расстреляли этих бедолаг, а нас погнали дальше. Взводный, с каким мы
предателя придушили, до самой Познани возле меня держался и в первый день нет-нет да и пожмет мне руку…
…Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и, держась за полу
отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной.
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края
военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, ко торый, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.
С тяжелой грустью смотрел я им вслед... Может быть, все и обошлось бы
благополучно при нашем расставании, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву . Тут главное - уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное - не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская

1. Выбор человека.
2. Позиция главного героя.
3. Благородство и великодушие.

Русские писатели всегда обращали огромное внимание на проблему нравственного выбора человека. В экстремальных ситуациях человек показывает свои истинные качества, совершает определенный выбор. Так подтверждается право называться Человеком.

Главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека» - простой русский человек. Ему пришлось нелегко в юности; он участвовал в Гражданской войне, потом создал семью, строил свою жизнь, старался сделать счастливыми родных и детей. Война заставила его отказаться от надежд сегодняшнего дня. Необходимость защищать свою Родину с оружием в руках была воспринята Андреем Соколовым как что-то само собой разумеющееся. Главный герой делает свой выбор, идет защищать страну. Другого пути у него просто не было. Андрей стоически выносит все беды, выпавшие на его долю. О его позиции могут сказать слова: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Для воина не может быть невыполнимых заданий. В трудных ситуациях проявляется готовность идти на смерть во имя высокой цели. Андрей Соколов должен был привезти снаряды, несмотря на то, что путь был очень опасен. Нравственный выбор Андрея - согласие на выполнение задания. «Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду»; «Какой разговор!»; «Я должен проскочить, и баста!» Рискованная поездка оказалась причиной того, что Андрей попал в плен. Любой боец на войне внутренне готов к тому, что в любой момент его может ожидать смерть. Андрей не является исключением. Однако внутреннее примирение с возможной гибелью не имеет ничего общего с ситуацией плена.

В плену человек может легко потерять свое достоинство. Кто-то думает о том, как бы сохранить свою жизнь. Эпизод в церкви, когда Андрей Соколов убивает предателя Крыжнева, имеет огромное значение. Здесь снова проявляется проблема нравственного выбора главного героя. Смерть предателя - это залог спасения других людей. Законы военного времени неумолимы, и Андрей прекрасно это понимает. Однако после убийства он все равно переживает содеянное. И успокаивает себя тем, что предатель не заслуживает иной участи.

Условия плена, а тем паче - фашистского - это жесточайшее испытание, которое только может выпасть человеку. Нравственный выбор в таких условиях - возможность сохранить свою честь, не поступать против своей совести, стойко вынести все тяготы и невзгоды. Андрею это удается. Ему трудно будет вспоминать о том, что пришлось вынести. Однако теперь эти воспоминания стали частью его жизни: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли замученные там, в лагерях, - сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать», - эти слова главного героя как нельзя лучше показывают его отношение к прошлому, которое скрывает тяготы и мучения фашистского плена. Однако даже в этих словах чувствуется сила характера, которая отличает Андрея Соколова. Эпизод, когда Андрей отказывается выпить за победу немецкого оружия, вновь показывает нам пример нравственного выбора человека. Русскому военнопленному совершенно нечего было терять.

Он уже приготовился к смерти, расстрел казался ему неминуемым. Однако сама мысль о том, что можно выпить за вражескую победу была для Соколова немыслимой. Здесь он снова с честью выдержал испытание. Смертельно голодный человек отказывается от еды, так как не хочет доставлять фашистам радость: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Даже фашисты оценили стойкость и достоинство пленного. Андрей спасся от неминуемой смерти, и даже получил «в подарок» буханку хлеба и кусочек сала. И снова мы можем говорить о том, что шолоховский герой - человек высоконравственный, потому что жалкие крохи еды он делит с товарищами, несмотря на то, что практически умирает с голода. Нравственный выбор Андрея - решиться на побег из плена, привезти своим немецкого майора с документами. На это также может решиться далеко не каждый. У Соколова достаточно сил, чтобы не думать о сиюминутном сохранении своей жизни.

Однако плен оказался далеко не последним испытанием в жизни Андрея. Гибель жены, дочерей, и как завершающий аккорд войны - гибель старшего сына-офицера - это страшные испытания. Но и после этого Андрей находит в себе силы, сделать благородный шаг - подарить тепло своего сердца маленькому беспризорному мальчишке. Андрей готов работать на благо Родины, готов растить приемного ребенка. В этом также проявляется душевное величие главного героя рассказа Шолохова «Судьба человека».

Урок литературы в 9 классе.

Учитель Маскаева Татьяна Васильевна.


«Да, вот они, русские характеры!» (А.Н.Толстой)

(Изображение народного характера в рассказе М. Шолохова « Судьба человека»).


Русский человек, человек несгибаемой воли, …сможет всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина.

М.Шолохов.

ХОД УРОКА.

1 . Постановка цели.


Тема В.О. В. занимает одно из важнейших мест в русской литературе,

Сегодня в центре нашего внимания будет рассказ М.Шолохова «Судьба человека».

Судьба Андрея Соколова, главного героя рассказа, в высшей степени
драматична. Но это судьба целого народа. А. Соколов не исключение, он
один из многих. I

Писатель шаг за шагом прослеживает путь своего героя в урагане войны, по кругам ада фашистских концлагерей. И нам важно увидеть главное в этом человеке - то, что увидел Шолохов.

«Хождения души по мытарствам» (выражение Достоевского) не смогли опустошить душу этого русского человека, не смогли убить в нём человечность.

Каким характером должен обладать человек, чтобы преодолеть


нравственные испытания, посланные судьбой? Что смог сохранить в своей
душе? Об этом поведал Шолохов в рассказе «Судьба человека», об этом
наш разговор на уроке.

Тема нашего урока................................................................ В качестве эпиграфа я взяла цитату из произведения М.Шолохова, которая, на мой взгляд, отражает поднятую проблему.


2.История создания.
В новогодние дни - 31 декабря 1956 г. и 1 января 1957 г. в «Правде» был опубликован рассказ «Судьба человека», в котором главным героем стал прошедший плен советский солдат. Это было вскоре после 20 съезда Коммунистической партии, когда уже назревало изменение отношения к советским военнопленным, поголовно объявленным Сталиным предателями и отправлявшихся из фашистских лагерей прямиком в лагеря «родные». И хотя Шолохов не осмелился сказать о том, что ждало военнопленных на родине, сам выбор героя стал актом гражданского мужества. Рассказ посвящён Евгении Григорьевне Левицкой. С её семьёй Шолохова связывала тёплая дружба.

3.Обмен впечатлениями после прочтения рассказа.


Рассказ появился в конце 1956 г. Это довольно редкое явление в истории литературы, когда небольшой рассказ становится событием.

- Как вы думаете, чем привлёк такое огромное внимание этот рассказ?

(В нём с предельной ясностью и правдивостью описан подвиг народа, выражено преклонение перед стойкостью и мужеством простых людей, перед силой характера главного героя.)


4. Актуализация знаний.
- Как вы понимаете слово характер?

-А как вы думаете, что такое национальный характер?

5. Работа с текстом произведения.


На доске записан план характеристики литературного героя, который поможет нам выявить черты характера главного героя произведения.
- портрет;
- поступки;

Взаимоотношения с другими персонажами;

-Ещё не зная истории его жизни, что мы можем сказать об этом человеке?

(Глаза как будто присыпанные пеплом; много горя выпало на долю Андрея Соколова; видим сочувствие Шолохова). .

-На какие части можем разделить рассказ героя о своей жизни?

(Довоенная жизнь, война, послевоенные месяцы).


Послушаем рассказ ученицы о довоенной жизни героя. Подумайте, какие черты характера проявляются у А.Соколова в этот период? Запишите.

- В чём видит А.Соколов счастье довоенной поры? Зачитайте.

(Умение любить, верность, доброта, трудолюбие.)

- Что же изменяет установившийся порядок в семье?

(Война).
Чтобы показать характер героя, писатель, как правило, изображает его в необычных ситуациях, посылает на его долю тяжёлые жизненные испытания, ставит перед выбором, Анализируя текст, поступки А.Соколова, попытаемся выявить черты его характера. Не забывайте делать записи. В конце урока мы их сравним.

- Как сложилась воинская судьба Андрея Соколова?

-В каких эпизодах, относящихся к военному времёни, на ваш взгляд проявляется характер главного героя рассказа?

(Сцена в церкви, разговор с Мюллером, усыновление Ванюшки.)


АНАЛИЗ ЭПИЗОДА (СЦЕНА В ЦЕРКВИ).
Для анализа обратимся к эпизоду, изображающему военнопленных в церкви. Перескажите его кратко.
Люди по-разному ведут себя в экстремальных ситуациях. Вот и пленные в церкви не являются исключением. М.Шолохов изображает в этой сцене разные варианты человеческого поведения. Какие?

(Солдат-христианин предпочитает погибнуть, нежели, покорившись


обстоятельствам, отступить от своих убеждений. Но вместе с ним гибнут ещё
четыре человека.

Крыжнёв пытается купить себе право на жизнь ценой предательства. «Своя

рубашка ближе к телу».

Взводный безропотно ждёт своей участи.

Доктор продолжает своё дело.)

-Какая позиция ближе всего Соколову? Зачитайте.

(« Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену и в потёмках своё великое дело делал». В любых условиях оставаться самим собой, не изменять своему долгу - это позиция и самого Соколова.)

-Как повёл себя герой в этой ситуации?

-Почему он решает убить Крыжнёва? Что герой переживает при этом? (Тяжело на душе, трудно даётся убийство « своего», но не может Соколов допустить, чтобы один человек спасал свою жизнь ценой гибели другого. Только в единении людей он видит спасение).

-Зачем писатель вводит в рассказ образ предателя?

(Чтобы показать, что покорность обстоятельствам, подлость, трусость,

лицемерие повлияли на судьбу этого человека

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА (ПОЕДИНОКС МЮЛЛЕРОМ)
А теперь обратимся к эпизоду поединка с Мюллером.

Обратите внимание на иллюстрацию. Художнику удалось передать всю напряжённость момента.


-Какое место занимает этот эпизод в рассказе?

(Кульминационный, центральный эпизод.)

- Что может противопоставить фашизму безоружный человек?

(Только силу духа, личное мужество.)

-Мюллер – страшный человек. Как он ведёт себя по отношению к военнопленным?

-О чём думает Соколов, готовясь к смерти?

(О семье. Он знает, что должен погибнуть, но стал человек « собираться с духом», чтобы «бесстрашно, как и подобает солдату» встретить смерть.)

-Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время
торжественного ужина?

(Мюллеру нужно не просто расстрелять военнопленного, но и крайне унизить противника. Он хочет повторения того, что, как ему кажется, произошло под Сталинградом. Он воображает, что, поставив на колени русского солдата, тем самым как бы сольётся со своей непобедимой армией.)

-Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?
(Унизить.)

- В каком физическом состоянии находится Соколов?

(Крайне истощён, «голодный как волк».)

- Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?

(Пьёт за свою погибель. « Хоть напьюсь, перед тем, как во двор идти, с жизнью расставаться». « Захотелось мне им проклятым показать,…что у меня есть своё русское достоинство и гордость, и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».)

- Почему кульминацией рассказа становится не вооружённое столкновение двух армий, а «мирный» диалог противоборствующих сторон?
(Диалог с Мюллером это не вооружённая схватка двух врагов, а
психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что
вынужден признать и Мюллер.)

В чем смысл этой победы?

(Одержана нравственная победа.)
Зачитайте слова Мюллера .

Мюллер даёт высокую оценку личным качествам


пленного солдата.

-Как на протяжении эпизода меняется отношение фашистов к Соколову?
(Появляется интерес, обнаруживают чувство собственного достоинства у
пленного; отказываясь пить за победу немецкого оружия, он вступает в
открытое противоборство с Мюллером, комендантом лагеря, сытым, сильным,
вооружённым противником, который может физически уничтожить узника в
любой момент.)

-Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли связь между этим событием, имеющим всемирно-историческое значение, и частным эпизодом, изображённым в рассказе?

(Комендант лагеря хотел повторения Сталинграда, и он получил его в полной


мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова - события одного
порядка, так как победа над фашизмом - это победа, прежде всего,
нравственная.) I

Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопоставляет герой и великую силу терпения, столь свойственную нашему народу.

- В каких словах выражает Соколов свой взгляд на долг человека, мужчины, солдата? Зачитайте.

(Готовность выстоять, « выдюжить» становится жизненным кредо Соколова. « На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы, всё вытерпеть, всё снести, если к тому нужда позвала!»).

Запишите те черты характера Соколова, которые вы отметили в этом
эпизоде.
- Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?

(Узнаёт о гибели жены, дочерей, теряет сына в день Победы. Война отняла у него всё.)

Жестоко обошлась война с солдатом. Ненадолго блеснула радость, как солнышко из-за тучи.

(Портрет, мёртвые потухшие глаза. «За что ты, жизнь, меня так покалечила?

За что так исказнила?» Сердце героя «окаменело от горя» настолько, что

даже плакать он не способен. «...а мои невыплаканные слёзы, видно на

сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит.»)

-Как может измениться человек, попавший в такую ситуацию?

(Может ожесточиться, возненавидеть всех).

Характер А.Соколова - воплощение не только героизма русского народа,
но и его трагедии. Именно как великая трагедия изображена война в рассказе. Она порождает всеобщее сиротство и одиночество, разрушает всё, что создано с таким трудом. « Была семья, свой дом, всё это лепилось годами, и всё рухнуло в единый миг, остался я один»,- говорит главный герой. Но даже в вихре войны, даже после пережитых трагедий А.Соколов не утратил душевное тепло, способность сострадать.
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА (УСЫНОВЛЕНИЕ ВАНЮШИ).
Обратимся к эпизоду встречи и усыновления Ванюшки.

Перед вами кадр из одноимённого кинофильма, который имел огромный успех. Режиссёр Сергей Бондарчук. Он же в главной роли. Фильм стал классикой Отечественного кинематографа, был удостоен Большого Золотого приза Международного кинофестиваля в Москве (1959 г.) Ленинской премии (1960 г.) и других наград.

-Как раскрывается характер А. Соколова во взаимоотношениях с

Ванюшкой?

(Нельзя спасти мир от разрушения в одиночку. По мысли Шолохова, человек способен противостоять разрушению собственной личности. Потерявший близких герой рассказа не может остаться безучастным к чужому одиночеству.)

- Почему Соколов решает усыновить мальчика?

К каждому ли человеку так доверчиво может потянуться ребёнок?

- Что общего в их судьбах?

- Что испытывает Ванюшка, нашедший отца?

- Что переживает сам Соколов?

(Легко и светло стало на душе).

- Чего не смогла отнять у Соколова война?

(Человечности, сострадания, стремления к семейному единению).

- Одинок ли герой в своей способности сострадать?

(Нет, примеров сострадания много. Хозяйка. Это воплощение гуманистической сущности всего народа.)

(Восхищается, сочувствует, сострадает.)


-Какие же черты характера, присущие А. Соколову вы записали?

Сравните с моими записями.


Запись на обратной стороне доски:

стойкость, великодушие, уверенность в себе, мужество, верность, трудолюбие, умение любить, патриотизм, сострадание, доброта, самоотверженность, самопожертвование, совестливость,

ответственность, широта души.
Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло Андрею Соколову выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.
6. Подведение итогов.
- В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»? Как вы понимаете слово судьба?

(Работа со словарём).

В своём рассказе М. Шолохов описал человека, способного противостоять ударам судьбы, показал поистине великую силу характера, силу духа главного героя. А.Соколов изображён в разных ипостасях: муж, отец, солдат. Всё это объединяет ёмкое в своём значении слово - человек.

Название с одной стороны свидетельствует о внимании автора к
отдельной человеческой личности, а с другой Шолохов подчёркивает, что,
судьба А.Соколова - это судьба всего народа, прошедшего жесточайшие
испытания в годы самой кровопролитной войны 20 века и сохранившего
высокие гуманистические ценности: доброту, милосердие,
сострадание.

«Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив», - это слова из нобелевской лекции М.Шолохова.

Хочется закончить урок словами А.Толстого, цитата из рассказа которого взята как тема урока: « Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нём великая сила - человеческая красота.» Вот такую человеческую красоту и обнаруживаем мы у главного героя рассказа М.Шолохова «Судьба человека.»
7. Домашнее задание.

Написать отзыв о рассказе М.Шолохова «Судьба человека».


8. Итог урока.

Оценка деятельности учащихся.


ОБОРУДОВАНИЕ:

Портрет М.Шолохова;

Иллюстрации к произведению;

Записи на доске;

План характеристики литературного героя;

Толковый словарь.

Михаил Александрович Шолохов - автор знаменитых повестей о казаках, Гражданской, Великой Отечественной войне. В своих произведениях автор рассказывает не только о событиях, происходивших в стране, но и о людях, очень метко характеризуя их. Таков и знаменитый рассказ Шолохова «Судьба человека». поможет читателю проникнуться уважением к главному герою книги, познать глубину его души.

Немного о писателе

М. А. Шолохов - советский писатель, живший в 1905-1984 гг. Он был свидетелем многих исторических событий, происходивших в это время в стране.

Начинал свою творческую деятельность писатель с фельетонов, затем автор создает более серьезные произведения: «Тихий Дон», «Поднятая целина». Среди его трудов о войне можно выделить: «Они сражались за Родину», «Свет и мрак», «Борьба продолжается». На эту же тематику и рассказ Шолохова «Судьба человека». Анализ первых строчек поможет читателю мысленно перенестись в ту обстановку.

Знакомство с Андреем Соколовым, у которого был реальный прототип

Произведение начинается со знакомства с рассказчиком. Тот ехал на бричке в станицу Бухановскую. Вместе с шофером переплыл реку. Рассказчику предстояло подождать 2 часа, пока вернется водитель. Он расположился недалеко от автомобиля марки "Виллис" и хотел закурить, но сигареты оказались сырыми.

Рассказчика увидел человек с ребенком и подошел к нему. Это был главный герой повествования - Андрей Соколов. Тот подумал, что человек, пытающийся закурить, как и он - шофер, поэтому подошел пообщаться с коллегой.

Этим начинается небольшая повесть Шолохова «Судьба человека». Анализ сцены знакомства подскажет читателю, что рассказ основан на реальных событиях. Михаил Александрович весной 1946 года был на охоте и там вот так разговорился с человеком, который поведал ему свою судьбу. Через 10 лет, вспомнив об этой встрече, Шолохов за неделю написал рассказ. Теперь понятно, что повествование ведется от имени автора.

Биография Соколова

После того как Андрей угостил встречного сухими сигаретами, они разговорились. Вернее, Соколов стал рассказывать про себя. Родился он в 1900 году в Во время Гражданской войны воевал в Красной армии.

В 1922 году он уехал на Кубань, чтобы хоть как-то прокормиться в это голодное время. Но вся его семья погибла - отец, сестра и мать умерли от голода. Когда Андрей вернулся с Кубани на родину, продал дом и поехал в город Воронеж. Сначала он работал здесь плотником, а затем слесарем.

Далее рассказывает о знаменательном событии в жизни своего героя М. А. Шолохов. «Судьба человека» продолжается тем, что юноша женится на хорошей девушке. Родни у нее не было, и воспитывалась она в детском доме. Как рассказывает сам Андрей, особенной красавицей Ирина не была, но ему казалось, что она лучше всех девушек на свете.

Женитьба и дети

Характер у Ирины был прекрасный. Когда молодые поженились, иногда муж приходил с работы злой от усталости, поэтому срывался на свою жену. Но умная девушка не отвечала на обидные слова, а была с мужем приветливой и ласковой. Ирина старалась накормить его получше, хорошо встретить. Побыв в такой благоприятной обстановке, Андрей понимал свою неправоту, просил прощения у жены за свою несдержанность.

Женщина была очень покладистой, не ругала мужа за то, что тот иногда выпивал с друзьями лишнего. Но вскоре он перестал даже иногда злоупотреблять алкоголем, так как у молодых появились дети. Сначала родился сын, а через год на свет появились две девочки-близняшки. Муж всю зарплату стал приносить домой, только изредка позволял себе бутылочку пива.

Андрей выучился на шофера, стал водить грузовик, хорошо зарабатывать - жизнь семьи была безбедной.

Война

Так прошло 10 лет. Соколовы поставили себе новый дом, Ирина купила двух коз. Все было хорошо, но началась война. Именно она принесет много горя семье, сделает снова одиноким главного героя. Об этом рассказал в своем почти документальном произведении М. А. Шолохов. «Судьба человека» продолжается печальным моментом - Андрея призвали на фронт. Ирина как будто чувствовала, что случится большая беда. Провожая любимого, она плакала на груди у мужа и говорила, что больше они не увидятся.

В плену

Через какое-то время подошли к нему 6 немецких автоматчиков, взяли в плен, но не его одного. Сначала пленных вели на запад, затем велели остановиться на ночлег в церкви. Здесь Андрею повезло - руку вправил врач. Он ходил между солдатами, спрашивал, есть ли раненые и помогал им. Вот такие были среди советских солдат и офицеров. Но были и другие. Соколов услышал, как один человек по фамилии Крыжнёв угрожает другому, говоря, что выдаст его немцам. Предатель говорил, что расскажет утром противникам о том, что среди пленных есть коммунисты, а те расстреливали членов КПСС. О чем далее поведал Михаил Шолохов? «Судьба человека» помогает понять, каким неравнодушным даже к чужой беде был Андрей Соколов.

Такой несправедливости главный герой вынести не мог, он сказал коммунисту, который был взводным, чтобы он держал Крыжнёву ноги и задушил предателя.

Зато наутро, когда немцы выстроили пленных и спросили, есть ли среди них командиры, коммунисты, комиссары, никто никого не выдал, так как больше предателей не оказалось. Но фашисты расстреляли четверых, очень похожих на евреев. Людей этой нации они безжалостно истребляли в те тяжелые времена. Про это знал Михаил Шолохов. «Судьба человека» продолжается рассказам о двух пленных годах Соколова. За это время главный герой был во многих областях Германии, ему пришлось работать на немцев. Он трудился в шахте, на силикатном заводе и в других местах.

Шолохов, «Судьба человека». Отрывок, показывающий героизм солдата

Когда недалеко от Дрездена, вместе с другими пленными, Соколов добывал камни на карьере, придя в свой барак, он сказал, что выработка равна трем кубам, а каждому на могилу достаточно одного.

Эти слова кто-то передал немцам, и те решили расстрелять солдата. Его вызвали к командованию, но и здесь Соколов показал себя настоящим героем. Это ясно видно, когда читаешь про напряженный момент в рассказе Шолохова «Судьба человека». Анализ следующего эпизода показывает бесстрашие простого русского человека.

Когда комендант лагеря Мюллер сказал, что лично расстреляет Соколова, тот не испугался. Мюллер предложил Андрею выпить за победу немецкого оружия, красноармеец не стал, а за свою погибель согласился. Пленный выпил стакан водки за два глотка, не закусил, чем удивил немцев. Второй стакан он выпил так же, третий - помедленнее и откусил совсем немного хлеба.

Изумленный Мюллер сказал, что дарит такому храброму солдату жизнь и наградил его буханкой и салом. Угощение Андрей отнес в барак, чтобы еду разделили поровну. Об этом подробно написал Шолохов.

«Судьба человека»: подвиг солдата и невосполнимые потери

С 1944 года Соколов стал работать шофером - возил немецкого майора. Когда представился удобный случай, Андрей помчался к своим на машине и привез в качестве трофея майора с ценными документами.

Героя отправили подлечиться в госпиталь. Оттуда он написал письмо жене, но получил ответ от соседки, что Ирина и дочки погибли еще в 1942 году - в дом попала бомба.

Одно теперь только согревало главу семейства - его сын Анатолий. Тот с отличием окончил артиллерийское училище и воевал в звании капитана. Но судьбе было угодно отнять у солдата и сына, Анатолий погиб в День Победы - 9 мая 1945 года.

Названный сын

После окончания войны поехал Андрей Соколов в Урюпинск - здесь жил его товарищ. Случайно в чайной встретил чумазого голодного мальчика-сироту Ваню, мать которого погибла. Подумав, через какое-то время Соколов сказал ребенку, что он его папа. Очень трогательно рассказывает об этом в своем произведении Шолохов («Судьба человека»).

Героизм простого солдата автор описал, рассказав о его военных подвигах, о бесстрашии, мужестве, с которым он встретил вести о гибели родных людей. Он непременно воспитает и приемного сына таким же несгибаемым, как сам, чтобы и Иван смог всё вытерпеть и преодолеть на своем пути.

 

 

Это интересно: