→ Фрунзик Мкртчян: грустное солнце. Фрунзик Мкртчян: смешной и грустный человек Личная жизнь актера

Фрунзик Мкртчян: грустное солнце. Фрунзик Мкртчян: смешной и грустный человек Личная жизнь актера

У актера, вызывавшего улыбку с экрана, было мало поводов для веселья в личной жизни.

В фильме «Не горюй!» герой Фрунзика Мкртчяна, сидя в долговой яме, неожиданно обращается к товарищу по несчастью: «Хочешь конфетку?.. А нету!». Так же играла с «грустным смешным армянином» и его собственная судьба. 4 июля ему исполнилось бы 88 лет…

Трудное детство

Фрунзе Мкртчян родился 4 июля 1930 года в Ленинакане (Гюмри) в семье спасшихся от турецкой резни армянских беженцев. Жизнь ему дали рабочие текстильного комбината: на только что построенном к тому времени предприятии отец Мушег Мкртчян был табельщиком, а мать Санам - посудомойкой в заводской столовой. Геноцид армян отнял у родителей Фрунзика всех близких. Оба родителя воспитывались в детдоме, и оба в пятилетнем возрасте были подобраны просто на дороге. Создав собственную семью, Мушег и Санам родили четверых детей (братьев и сестер - поровну), прокормить которых отец семейства пытался всеми способами. Получив срок за кражу нескольких метров ткани, десять лет валил лес в Нижнем Тагиле, и все заботы о детях легли на мать и старшего сына Фрунзика. Отец будущего народного любимца проживет всего 50 лет, а матери не станет в 59…


Некрасивый любимец

Мать не скрывала от детей, что больше других любила Фрунзика, и с материнской заботой купала его в ванной, даже когда он вырос. Просто пожалеть ее некрасивого сына больше было некому. Родня и соседи вспоминали, что с детства над трогательно беспомощным Фрунзиком все смеялись - и не только во время домашних представлений, которые он устраивал в коммунальной квартире. У него было два имени: официальное Фрунзе (в честь героя гражданской войны Михаила Фрунзе) и Мгер (так называли сына в семье), но окружающие окликали колоритного мальчугана только по прозвищу - Нос.

Лишь со временем обладатель «гордого профиля» научился относиться к узнаваемому недостатку собственной внешности философски: демонстрировал вместо паспорта свой длинный крючкообразный нос с горбинкой пограничникам в аэропортах и подтрунивал над собой в анекдотах. Когда на сцене ему доверят главную роль в «Сирано де Бержераке», артист пошутит, что так театр решил сэкономить на гримере. На премьере Фрунзик, кстати, сильно сократил главный монолог своего героя, объяснив это другу Вахтангу Кикабидзе в свойственной ему манере: «Буба- джан, когда долго говоришь про нос, армянам это неприятно».

Комик без улыбки

Но самый большой нос не скроет грустных глаз и изломанных печалью бровей артиста, которого коллеги характеризовали как «комика без улыбки».

За выразительное лицо помощника киномеханика в заводском клубе сначала взяли в самодеятельный драмкружок при текстильном комбинате, потом - в студию и труппу Ленинаканского театра, в Ереванский театрально-художественный институт и Армянский театр в Ереване. А сниматься в кино Мкртчяна пригласили еще во время учёбы - первая картина с его участием вышла в 1955 году («В поисках адресата»). За свою не долгую по кавказским меркам жизнь (63 года) артист сыграл в 56 фильмах, создав любимые всеми образы в «Не горюй» и «Мимино», «Кавказской пленнице» и «Суете сует». В его творческом арсенале - Первый приз за лучшую актёрскую работу в фильме «Солдат и слон» на Всесоюзном кинофестивале в Ереване и Государственная премия СССР за работу в «Мимино».


Народный артист СССР был по-настоящему любим народом: Мкртчяна звал в свой дом каждый встречный, всюду пускали без билетов и денег, а на выступлениях аплодировали уже за то, что он просто выходил на сцену. В «Нью-Йорк таймс», например, была статья «Пять минут молчания Мгера Мкртчяна». В США артист вышел к публике, не понимавшей ни по-армянски, ни по-русски, и просто молча смотрел в зал, заливавшийся хохотом. Фрунзик невозмутимо простоял перед зрителями, дав волю их чувствам, а потом поклонился и ушел.


Личное горе

Он везде был «своим», никогда не кичился известностью и не рассказывал в интервью о личных трагедиях, начавшихся еще в студенчестве, когда родители любимой Джульетты отказали юноше в руке их красавицы-дочери. От досады Мкртчян женился на однокурснице, но брак с Кнарой распался уже через год. В стенах театрального института Фрунзик познакомился и со своей второй женой - звездой курса Донарой Пилосян. Друзья отговаривали его от женитьбы на талантливой, но импульсивной актрисе с непредсказуемым поведением и настораживавшей всех частой сменой настроения. Позже у жены Фрунзика обнаружится тяжелая наследственная душевная болезнь, которая разрушит жизнь ее несчастного супруга.

Всякий раз, когда Мкртчяна утверждали на роль, Донара настаивала на совместных съемках. Лишь благодаря мужу, она снялась в эпизоде в «Кавказской пленнице», где сыграла жену Джабраила - героя Мкртчяна. К творческой ревности примешивалась женская, и не умевшая себя контролировать супруга истерила и дралась не только дома, но и на людях: устраивала скандалы в театре, когда муж просто здоровался с актрисами.

Родив второго ребенка, Донара вообще перестала заниматься детьми, забота о которых легла на Фрунзика Мкртчяна. Сыну было всего 2 года, а дочери - 12, когда их мать впала в депрессию. Артисту приходилось разрываться между работой и домом, потому что детей некому было покормить и помыть.

Когда у жены диагностировали шизофрению, Фрунзик собрал все деньги и отправил Донару лечиться во Францию. После зарубежных врачей ее пытались лечить их армянские коллеги, но надежды на выздоровление никто дать не мог. До конца дней женщина оставалась под присмотром врачей в психиатрических больницах: сперва в Ереване, а последние 25 лет жизни - в Севане.

Истина в вине

Третьим браком Фрунзик женился на дочери председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна - Тамаре. Когда один из друзей в шутку спросил, не зачастил ли он в ЗАГС, Фрунзик с юмором ответил: «Чаплин женился восемь раз. А я чем хуже?».

Но этот шаг отца не одобрила дочь Нуне, эмигрировавшая после замужества в Аргентину. К сожалению, семьи не получилось, и у Фрунзика оставалась одна радость - сын Вазген. Увы, и его поведение вскоре стало давать поводы для беспокойства. Обследование подтвердило, что мальчик болен той же болезнью, что и мать.

Сникший Мкртчян отправил сына в ту самую клинику, где лечилась жена. Когда врачи показали Вазгена Донаре, мать и сын друг друга не узнали…

Фрунзик забывал свои несчастья в работе и стакане. Он пил так же много, как и снимался. Каждый съемочный день заканчивался для артиста в ресторане. Во время работы над картиной «Мимино» из-за запоев Мкртчяна даже несколько раз отменяли съемки. Георгий Данелия предложил любимому актеру выбор: роль или алкоголь. Продержавшись без спиртного несколько дней, грустный Фрунзик поделился с режиссером невеселыми мыслями: «Я понял, почему миром правят бездарности: они не пьют и всё свободное время тратят на карьеру».

«Я не один»

Как-то Фрунзика спросили, почему он один бродит по ночному городу. Артист удивился: «Почему я один? Собаки ходят, кошки - я не один…».
Когда распался советский кинематограф, Мкртчян занялся созданием собственного театра в Ереване и в качестве театрального режиссёра ставил спектакли в Армении и за рубежом. Но его жизнь была уже на исходе.
Фрунзик не придавал значения тому, что находился в предынфарктном состоянии. Сердечный приступ сразил его 29 декабря 1993 года. Такую смерть Бог дарит хорошим людям: актер перестал дышать во сне.

«Саморазрушался Фрунзик из-за того, что ему жизнь была не в радость, - считал брат артиста и руководитель его театра Альберт Мкртчян. - Он не щадил себя сознательно, потому что страдал из-за болезни сына и жены».
Брат усыновил племянника Вазгена, но в 33 года сын Мкртчяна умер от цирроза печени. Ненадолго пережила отца и дочь: прооперированной по поводу опухоли Нуне не стало через пять лет - в восстановительный период произошла закупорка тромба (34-летняя внучка артиста Гаяне Тертерян осталась жить в Буэнос-Айресе). Умер в этом году и брат Фрунзика - сценарист и режиссер Альберт Мкртчян.

Остался созданный актером Ереванский артистический театр, носящий имя Фрунзе Мкртчяна, и его работы - в пленке и камне: памятники его героям стоят в Москве, Тбилиси, Ереване и Дилижане.
В Армении Фрунзик Мкртчян - национальный герой. На родине в Гюмри открыт музей его имени, а перед зданием местного драмтеатра установлен памятник талантливому земляку. Его портреты висят в армянских домах и офисах, а на могиле артиста в пантеоне парка им. Комитаса в Ереване круглый год - живые цветы…

Фрунзе Мушегович Мкртчян (4 июля 1930 года – 29 декабря 1993 года) – советский актёр театра и кино, армянин по национальности. За всю актёрскую карьеру снялся более чем в 35 художественных фильмах, также более 30-ти лет проработал в Ереванском театре им. Сундукяна, а позже организовал свой собственный театр. В 1978 году Фрунзе Мкртчян был удостоен Государственной премии СССР, второй по значимости премии Советского Союза, а в 1984 году получил звание народного артиста СССР.

Чтобы понять всю силу его таланта, нужно смотреть не только его работы в кино, где в основном он играл комедийные роли, но и в театре.

Фрунзе Мкртчян родился в 1930 году в Армении в городе Ленинакан (сейчас город Гюмри) в семье простых рабочих местного текстильного комбината. В 30-е годы в СССР была мода называть детей в честь героев-революционеров, военных полководцев и прочих культовых личностей. Так мальчик получил имя в честь советского государственного деятеля Михаила Фрунзе. Позже, уже став известным актёром, он захотел поменять своё имя на Мгер, что в переводе означает «светлый, солнечный». По другой версии, Мгером его стали называть зрители, когда Театр им. Сундукяна, в котором играл Мкртчян, гастролировал по Ливану. По словам брата Фрунзика Альберта, у актёра было два паспорта: в одном он был «Фрунзе Мкртчян», в другом – «Мгер Мкртчян».

В 1952 году Мкртчян поступил в ереванский театральный институт, а будучи на втором курсе, начал играть в Театре им. Сундукяна. В 1955 году актёр дебютировал в кино в эпизодической роли в картине «В поисках адресата». Впоследствии за Мкртчяном закрепилось комедийное амплуа, и он с успехом сыграл в таких известных картинах, как «Тридцать три» (1965 г.), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966 г.), «Не горюй!» (1969 г.), «Мимино» (1977 г.), «Одиноким предоставляется общежитие» (1983 г.).

Популярность Фрунзика Мкртчяна росла с каждым фильмом, в котором он снимался. Однако личная жизнь актёра складывалась не так гладко. В первый раз он женился совсем молодым и довольно быстро развёлся. Вторую супругу, Данару, Мкртчян встретил в середине 50-х, когда она приехала в Ленинакан поступать в театральный институт. Фрунзик и Данара поженились и стали вместе работать в ереванском театре им. Сундукяна. Позже у них родилась дочь Нунэ, а затем сын Вазген. Казалось, личная жизнь Мкртчяна наладилась, но внезапно Данара серьёзно заболела. У неё обнаружилось тяжёлое наследственное психическое заболевание, которое практически не поддавалось лечению. Фрунзик показывал свою жену многим специалистам, но те только разводили руками. Из-за болезни Данара постоянно ревновала мужа, утверждая, что в каждом уголке страны, куда он ездил с гастролями, его ждали любовницы. Домашняя жизнь актёра стала настоящим адом.

Из-за проблем в семье Мкртчяну пришлось отказываться от многих ролей в кино. О нём постепенно начали забывать. Известность вернулась к актёру в конце 1970-х, когда он снялся в своей триумфальной роли в фильме «Мимино», за которую получил Государственную премию СССР. Но состояние Данары ухудшалось, и Мкртчяну пришлось госпитализировать её в психиатрическую больницу во Франции без права выхода оттуда. Фрунзик остался один с двумя детьми. Через некоторое время его дочь Нунэ вышла замуж за студента из Аргентины и уехала к нему на родину. Вскоре после этого у Вазгена обнаружилось то же заболевание, что и у Данары. Мкртчян не терял надежды вылечить сына, однако все его усилия оказались напрасными. Вазген был госпитализирован в ту же клинику, что и его мать. Говорили, что, встречаясь в больничном коридоре, они ни разу не узнали друг друга. Мкртчян пытался вновь наладить семейную жизнь и женился на дочери председателя Союза писателей Армении Тамаре Оганесян. Но через несколько лет пара распалась.

Из-за неустроенности в личной жизни Мкртчян стал злоупотреблять алкоголем. Он почти не снимался в кино, ушёл из театра. Однажды Фрунзика госпитализировали в больницу, где у него случилась клиническая смерть, и врачи буквально вытащили актёра с того света. 29 декабря 1993 года Мкртчян снова много выпил. Его брат Альберт, который всё это время ухаживал за ним, заволновался, когда на следующее утро Фрунзик не отвечал на его телефонные звонки. Отправившись в его квартиру, Альберт обнаружил, что брат скончался. Смерть Фрунзика Мкртчяна стала огромной трагедией для армянского народа, ведь любимому актёру было всего 63 года. Прощание с ним происходило 31 декабря 1993 года. Тысячи людей шли за гробом Мкртчяна, провожая его в последний путь.

После смерти Фрунзика его душевнобольного сына усыновил брат Альберт. Вазген Мкртчян умер в 2004 году от цирроза печени в возрасте 33-х лет. Нунэ Мкртчян умерла после серьёзной операции в 1998 году, всего на 5 лет пережив своего отца.

В детстве Фрунзик был беспомощным, над ним все смеялись, он был худой, с большим носом, но оказалось, что Бог дал ему огромный актёрский талант. Он всю свою жизнь так жил - был смешным и грустным человеком одновременно. И СССР обожал своего таланта.
- Альберт Мкртчян

Фрунзик желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку… Нет, он сознательно шёл к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены - огромное семейное горе.
… Актёр от начала до конца. Мы, коллеги, стояли за кулисами, смотрели и ждали, что нового он сегодня сделает в роли. Мы знали: он обязательно будет импровизировать, и это была гениальная импровизация. Поразительно, какая у него была находчивость. Он мог рассмешить целый зал. Я помню его спектакли, которые начинались гомерическим хохотом в зрительном зале, и этот хохот продолжался все представление. Вообще Фрунзик был удивительным человеком - день начинал с песни и был счастлив. С другой стороны, в нем всегда жило ощущение какой-то трагичности…
… Человек приходит в этот мир с охапкой хвороста и его задача - сжечь её до конца, чтобы она не превратилась в тлен. К сожалению, Фрунзик не смог все это сжечь, а там было очень много огня. Потеряли мы очень много тепла Фрунзика.
- Хорен Абрамян

Я понял, почему миром правят бездарности. Они не пьют и с самого утра начинают заниматься своей карьерой.

Настоящий комедийный актёр, где-то во втором своем плане трагичен. Такими были Евгений Леонов, Андрей Миронов, Юрий Никулин, и конечно же, Фрунзик Мкртчян… У армян есть фраза: «Возьму твою боль». Это высшее проявление человечности. Во мне во многом это осталось от Фрунзика.
- Алла Сурикова

Всеобщий любимец зрителей Фрунзик Мкртчян – выдающийся советский актер, сыгравший в картинах, впоследствии названных советской классикой, народный артист СССР и лауреат Государственной премии СССР. Актер сыграл множество персонажей, чьи слова быстро стали афоризмами и прочно вошли в речь телезрителей.

Мкртчян Фрунзик Мушегович появился на свет в Армении, в городе Гюмри (тогда Ленинакан), в 1930 году. Полное имя артиста - Фрунзе (Мгер) Мушегович Мкртчян: у Мкртчяна было два имени. Дома его называли Мгер (в переводе с армянского «светлый»), а официально – Фрунзе.

Отец артиста Мушег Мкртчян работал табельщиком на заводе, мать Санам Мкртчян – посудомойкой заводской столовой. Кроме брата Альберта (сейчас работает художественным руководителем Ереванского театра Мкртчяна) у Фрунзе были сёстры Рузанна и Клара.

Фрунзик Мкртчян с юных лет проявлял актёрские таланты. По окончании в 1945 году школы Фрунзе сразу же пошёл на работу. Сначала он трудился в клубе при текстильном комбинате, исполняя обязанности помощника киномеханика. В этот период он с удовольствием играл в местном драматическом кружке. Потом на протяжении года Мкртчян учился в студии при Ленинаканском драматическом театре. В 1947 году начинающий артист был зачислен в театральную труппу.

Фильмы

В 1956 году, после окончания Ереванского театрального вуза, Мкртчян стал актёром труппы театра Сандукяна. Этот же год был годом дебюта начинающего актёра в кино. Он снялся в крошечной роли в картине «Тайна озера Севан». В результате монтажа в кадре оказалась лишь нога Фрунзика. Но если кинокарьера Мкртчяна лишь начиналась, то в театре его дела шли блестяще. В тот период зрители ходили на спектакли именно «на Мкртчяна».


Молодой Фрунзик Мкртчян в фильме "Парни музкоманды"

Полноценный дебют артиста в кино случился в 1960 году в картине «Парни музкоманды», в которой Фрунзик сыграл Арсена – весёлого музыканта. Потом последовал пятилетний перерыв, когда артист совсем не снимался. В 1965-ом Фрунзе снялся в комедии «Тридцать три». С ролью Мкртчян справился отлично, но «наверху» картину запретили, как идеологически вредную.

Но слава уже стояла на пороге артиста. Через год на больших экранах страны появилась легендарная кинокомедия «Кавказская пленница» . Зрители отлично помнят Фрунзе в роли дяди главной героини – Джабраила. Интересно, что роль жены Джабраила тогда сыграла вторая супруга артиста - Донара.


Фрунзик Мкртчян в фильме "Одиноким предоставляется общежитие"

Тот же 1966-ой подарил Мкртчяну ещё одну замечательную роль, принёсшую актёру дополнительную известность. Фрунзе сыграл одного из трёх симпатичных бандитов в картине «Айболит-66». Теперь Фрунзе Мкртчян был знаменит на всю страну и считался лучшим комедийным артистом страны.

Первая половина 70-х стала не самой лучшей в карьере артиста. Из-за болезни жены Фрунзе отказался от многих хороших ролей. Но вот вторая половина 70-х порадовала почитателей таланта Фрунзика. На экраны вышла новая комедия Данелии «Мимино». Замечательная, яркая и светлая картина, где Мкртчян с сыграли в дуэте. Множество фраз из фильма становятся крылатыми, а сама картина собирает у кинозалов огромные очереди. Романтичного артиста с комедийным талантом и грустными глазами любили все без исключения. Был он обожаем и коллегами по цеху.

Также биография актера пополнилась пронзительным и во многом метафоричным фильмом «Солдат и слон». Сюжет картины основан на реальных событиях и рассказывает о том, как советские солдаты во время боев уже на немецкой территории нашли угнанного в Германию слона. Было принято решение вернуть животное в Ереванский зоопарк, поэтому солдат, которому отдан приказ доставить животное, и слон отправляются в долгое путешествие через разрушенные войной города и деревни. Незамысловатый дорожный сюжет стал способом показать многое: ужасы войны, человечную сторону солдат, героизм советских воинов, милосердие к людям и животным. Фильм участвовал во Всесоюзном кинофестивале в Ереване, Фрунзик Мкртчян получил первый приз за лучшую актерскую работу.


Фрунзик Мкртчян в фильме "Солдат и слон"

В конце 70-х на экраны вышел и другой знаковый фильм актера. Мкртчян снялся в драме Аллы Суриковой «Суета сует». Как и многие фильмы того периода, «Суета сует» показывала обычную семью, столкнувшуюся с бытовыми проблемами, которые понемногу вытеснили любовь из брака. Главный герой, роль которого исполнил Фрунзик Мкртчян, ушел от жены, которую сыграла , но начавшиеся после этого, казалось бы, незамысловатые приключения убедили его, что он слишком многое теряет, уходя из семьи.

В 1978 году Фрунзе Мкртчян получил Государственную премию СССР, а в 1984 году становится Народным артистом СССР.


Фрунзик Мкртчян в последние годы

В середине 80-х Фрунзе Мкртчян уже не снимается. Ему предлагают хорошие роли, но он неизменно отказывается, шутливо аргументируя, что в его возрасте уже не играют в кино.

А в начале 90-х Фрунзик Мкртчян уходит из любимого театра. Его обидело решение коллектива, избравшего главным режиссёром не его, отдавшего этому театру 35 лет жизни, а Хорена Абрамяна. Артист взялся за создание своего театра, но судьба отвела ему не так много лет до последнего акта.

Личная жизнь

Личная жизнь Фрунзика Мкртчяна была трагичной. Все три брака окончились печально. Первой женой актёра стала его однокурсница Кнара, но брак распался практически сразу.

Со второй супругой Донарой Пилосян Мкртчян встретился в середине 50-х. Девушка приехала, чтобы поступить в Ленинаканский театральный вуз. Молодые артисты поженились и начали работать вместе. Первой у них появилась дочь Нунэ, а вскоре родился сын Вазген. И когда казалось, что у молодой семьи всё наладилось и можно счастливо жить и работать, Донара заболела. Врачи обнаружили у неё неизлечимое психическое заболевание, передавшееся по наследству.


Фрунзе показывал жену именитым специалистам, но те помочь не могли. Жена начала жутко ревновать Мкртчяна, ей мерещилось, что у него везде любовницы, и уезжает он не на гастроли, а из семьи. Личная жизнь актёра превратилась в ад. Эти проблемы в какой-то момент отразились и на карьере актера – у него был крупный перерыв в значимых ролях и крупных проектах.


Состояние Донары постепенно ухудшалось. Мкртчяну пришлось согласиться на госпитализацию жены в психиатрическую лечебницу во Франции без права выхода оттуда. Мкртчян остался один с двумя детьми. Вскоре дочь уехала в Аргентину, а у сына врачи обнаружили то же заболевание, что и у матери. Все усилия Мкртчяна вылечить Вазгена оказались напрасными. Сын был госпитализирован в ту же клинику, что и его мать. Говорили, что они, встречаясь в коридоре, ни разу не узнали друг друга.


Личная жизнь Фрунзика Мкртчяна ненадолго заиграла светлыми красками, когда он женился в третий раз. Его супругой стала дочь председателя Союза писателей Армении Тамара Оганесян, но этот брак вскоре распался. Именно в этот период артист, по данным прессы, начал злоупотреблять спиртным. Ушёл сначала из кино, а потом и из театра.

Смерть

Болезни самых близких людей и крупные проблемы на работе подкосили артиста. Алкоголь, к которому, по слухам, актер обратился за утешением, вероятнее всего, и стал причиной смерти Фрунзика Мкртчяна. Из-за алкоголя у актера уже случилась одна клиническая смерть, но врачи сумели вытащить его с того света. Но версию прессы об алкогольной зависимости актера члены семьи Мкртчяна не подтверждают, хотя и упоминают о его пристрастии "к вину и табаку".

Впоследствии за актером стал ухаживать брат Альберт, который и заволновался, узнав, что тот не выходит на связь. Позже Альберт вспоминал, что телефон Фрунзика был сломан, с него можно только звонить, а принимать звонки – нет, но какое-то нехорошее предчувствие не давало брату успокоиться. Когда Альберт пришел проверить брата, то нашел его мертвым.


Фрунзика Мкртчяна не стало 29 декабря 1993 года, когда ему исполнилось 63 года. Официальной причиной смерти был назван инфаркт. Это была настоящая трагедия, многие верили, что актер мог бы сыграть еще множество звездных ролей. На похороны любимого артиста 31 декабря, несмотря на праздничный день, собрался весь Ереван, тысячи людей шли за гробом артиста до могилы в Пантеоне гениев армянского духа в Ереване. Горевали о любимом артисте не только в Армении, но и во всём бывшем Союзе. Он и правда был всенародно любим.

Дочь Фрунзика Нунэ Мкртчян умерла от рака в 1998 году, лишь на несколько лет пережив отца. Внучка Гаяне (Ирэн) живёт в Аргентине. Сын Вазген Мкртчян, принёсший отцу столько горестных переживаний, умер в 33-летнем возрасте от цирроза.


Фрунзик Мкртчян с дочерью Нунк и внучкой Ирен

Сейчас актеру посвящено в общей сложности пять памятников – четыре из них в составе композиций по культовым фильмам с участием Фрунзика Мкртчяна, и один личный. В Гюмри, на малой родине Мкртчяна, открыт музей его имени. В 2006 году в Армении была выпущена посвященная актеру почтовая марка.

Фильмография

  • Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
  • Айболит-66
  • Адам и Хева
  • Треугольник
  • Вчера, сегодня и всегда
  • Мимино
  • Суета сует
  • Перед закрытой дверью
  • Песнь прошедших дней
  • Одиноким предоставляется общежитие
  • Солдат и слон


Народный артист СССР (1984)
Лауреат Государственной премии Армянской ССР (1975, за фильм «Треугольник»)
Лауреат первого приза на Всесоюзном кинофестивале в Ереване (1978, за фильм «Солдат и слон»)
Лауреат Государственной премии СССР (1978, за фильм «Мимино»)

Родителям Фрунзика было 5 лет, когда они попали в детский дом. В нем они вместе выросли, в 1924 году поженились, а когда в Армении открылся один из крупнейших в Советском Союзе текстильных комбинатов, вместе устроились туда на работу. Отец Фррунзика Мушег работал на заводе табельщиком, а мама Санам - посудомойкой в заводской столовой. У них было четверо детей, и одному из сыновей они дали имя Фрунзик в честь героя гражданской войны Фрунзе. Отец очень хотел, чтобы хорошо рисовавший Фрунзик стал художником, но в десятилетнем возрасте мальчик увлекся театром, и начал ходить в драматический кружок. Он любил организовывать представления у себя дома на лестничной клетке - Фрунзик вешал занавес и устраивал перед расположившейся на лестнице публикой моноспектакли. Дети сидели на коленях у своих родителей, и не стеснялисьаплодировать маленькому актеру. В том, что Фрунзик чрезвычайно одарен, уже тогда не сомневался никто.

Чтобы прокормить большую семью, Мушег Мкртчян однажды украл небольшой кусок ткани на комбинате, и был осужден на десять лет, после чего дети и его жена начали голодать, так как Санам получала за свою работу посудомойки всего 30 рублей.

В 1947 году Фрунзик окончил школу и пошел работать на завод, но через несколько лет поступил в Ереванский театрально-художественный институт, и еще будучи студентом второго курса института получил приглашение в театр имени Сандукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. Но после первого же спектакля учитель уступил роль Фрунзику. В 1956 году Мкртчян окончил театральный институт и был принят в труппу театра имени Сундукяна. Армен Джигарханян рассказывал: «Впервые Фрунзика я увидел не в кино, а на сцене. В середине 1950-х он уже был популярен. Народ ходил в Театр имени Сундукяна специально «на Фрунзика». И действительно, глядя на его сценическое существование, ты понимал, что он - Артист с большой буквы. Есть такие Богом поцелованные натуры, которые сразу рождаются артистами. Тайны мастерства у них в крови».

Во время учебы Мкртчян женился, но его первый брак был недолгим, бытовые и материальные проблемы привели к тому, что супруги вскоре расстались. Со своей второй женой Данарой Фрунзик Мкртчян познакомился в середине 50-х, когда она приехала поступать в Ленинакан в театрально-художественный институт. Сразу после окончания института Мкртчян впервые снялся в кино - он сыграл в фильме Александра Роу «Тайна озера Севан»в небольшом эпизоде. А его полноценный дебют на киноэкране состоялся в 1960 году в фильме Г. Маляна и Г. Маркаряна «Парни музкоманды», в котором он сыграл музыканта по имени Арсен.

Но следующей работы в кино Мкртчяну пришлось ждать пять лет, и ей стала в 1965 году роль профессора Берга 1965 году в комедии «Тридцать три» режиссера Георгия Данелии. Однако фильм по идеологическим причинам был очень быстро снят с проката.

Следующей работой Мкртчяна в кино стала роль в фильме Ролана Быкова «Айболит-66». В эту картину Мкртчян попал благодаря протекции актера и режиссера Фрунзе Довлатяна, который предложил Быкову попробовать Мкртчяна на роль одного из разбойников. Актер был утвержден на роль, и вскоре Мкртчян вместе с Алексеем Смирновым и с самим Роланом Быковым в роли Бармалея попал в яркую и эксцентрическую троицу разбойников, которая сразу завоевала симпатии зрителей после выхода на экраны в 1966 году. Альберт Мкртчян рассказывал: «Отец не дожил до славы сына. А вот мама успела. Она очень любила Фрунзика. Мы — я и наши две сестры — даже обижались на нее. Но мама говорила, что мы и без того боевые, а вот Фрунзик — беспомощный. Когда брат был уже очень популярен, он приезжал домой, вставал под душ и звал маму. Она приходила и мыла его. Была такая музыка матери и сына».

В том же 1966 году на экраны СССР вышла искрометная комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница», в которой Мкртчяну досталась роль дяди главной героини Джабраила. В этой картине так же сыграла и его настоящая супруга актриса Данара Мкртчян.


После выхода этих двух фильмов Фрунзик Мкртчян сразу же стал одним из самых востребованных комедийных актеров страны. Сам Фрунзик признавался в своей любви именно к жанру комедии и, в частности - к Чарли Чаплину: «Чаплин для меня, как Бах в музыке - учитель человечества. Подобно тому, как жизнь кишит сюрпризами, так и Чаплин не переставал меня удивлять. Однажды московское телевидение снимало обо мне документальный фильм. Начинался он кадрами, где маленький мальчик смотрит в кинотеатре фильм с Чаплиным, и загорается желанием однажды так же, как и он, сыграть в кино. Это было неслучайно. Я стал комиком потому, что мечтал об этом с детства. Я очень уважаю всех первопроходцев киногротеска. Они были тем, кем стал Гагарин в космонавтике. Только я лично никого не могу поставить в один ряд с Чаплиным».


Жизнь Мкртчяна складывалась успешно, вскоре у супругов родились дочь Нунэ и сын Вазген, и его супруга Данара устроилась работать в театр.

Мкртчян был известен тем, что нередко помогал близким ему людям в беде, причем делал он это тихо, без всякой помпы. Альберт Мкртчян рассказывал: «К славе он относился спокойно и никогда не страдал звездной болезнью. Но люди бурно реагировали на «живого» Фрунзика, что было равносильно вторжению на личную территорию. Каждый прохожий в Ереване считал его родным человеком. Однажды мы спустились в московское метро и смогли проехать только одну остановку - с аплодисментами. Никаких материальных благ он не нажил. Но просящим он не мог отказать. Тут его известность помогала добывать и квартиры, и машины, и лекарства. Он был удивительно тонким и добрым человеком. Даже чересчур добрым. Все имели к нему претензии, а он ни к кому их не имел. Фрунзик был настоящим народным депутатом, неофициальным, разумеется. Помог тысячам людей. Ему же никто не мог отказать… Он помогал родственникам, друзьям, соседям и совершенно незнакомым людям. Спустя месяц после смерти нашей матери к нам постучалась в дверь изможденная женщина. Узнав, что наша Санам (мать Фрунзика Мкртчяна) скончалась, она забилась в истерике и все время повторяла: «Мои дети теперь умрут…» Оказывается, наша мать пообещала поговорить с Фрунзиком насчет квартиры для несчастной. Женщина жила без мужа, с пятью детьми в съемной комнатке. Я глянул на Фрунзика и понял, что душа его плачет. Он сказал только одно слово: «Хорошо». Он пошел в ЦК, где его все уважали, и через три месяца Фрунзик выбил для женщины и ее детей квартиру. Он никогда помногу не разглагольствовал, большие дела делал тихо, без помпы».



В начале 1970-х годов в семье Мкртчянов случилось несчастье. Данара заболела тяжелым психическим расстройством - шизофренией, и ей пришлось расстаться театром, в то время как Фрунзик стал необыкновенно популярным актером и часто выезжал на съемки. Болезнь Данары привела к тому, что Мкртчяну приходилось часто отказываться от хороших ролей. Но, несмотря на то, что из-за несложившейся семейной жизни Фрунзик мог быть иногда недисциплинированным актером, обычно он очень старательно готовился к работе, долго и мучительно искал образ. В первой половине 1970-х годов вышло не так много фильмов с его участием, тем не менее, в 1975 году актер был награжден Государственной премией Армянской ССР - руководство республики решило отметить его роль в фильме «Треугольник», который вышел на экраны в 1967 году.

Новый виток популярности для Мкртчяна наступил во второй половине 1970-х годов. Этому поспособствовал выход на экраны СССР комедии Георгия Данелии «Мимино», в которой Мкртчян вместе с Вахтангом Кикабидзе создал великолепный актерский дуэт.


Много смешных реплик, ставших позже крылатыми: «Я тут так хохотался», «О чем эти «Жигули» думают?», «Я тебе один умный вещь скажу…» - и другие Фрунзик придумал сам. В частности, сцена допроса свидетеля Хачикяна в суде была импровизацией актера.


Когда вместе с Вахтангом Кикабидзе и Георгием Данелия Фрунзик поехал в Кремль получать Государственную премию за фильм «Мимино», охранники потребовали у них предъявить документы. На что Мкртчян с укоризненной улыбкой ответил: «Разве иностранные шпионы в Кремль без документов ходят?»


После выхода этой картины, наполненной искрометными шутками, режиссеры снова вспомнили о Мкртчяне. Один за другим начали выходить фильмы с его участием. Мкртчян снялся в музыкальной комедии «Багдасар разводится с женой», лирической драме «Солдат и слон», сказке «Приключения Али-бабы и сорока разбойников», комедии «Суета сует» и других фильмах.


Со своими друзьями и коллегами о своей сложной семейной жизни Фрунзик Мкртчян предпочитал не общаться. На людях он всегда оставался веселым, жизнерадостным человеком, большим выдумщиком и мастером розыгрышей. Он мог запросто забраться ночью по водосточной трубе под окно друга и спеть серенаду с шампуром шашлыка в руке. Друг Фрунзика Мкртчяна актер и режиссер Хорен Абрамян вспоминал: «С творческих капустников, которые в театре нередко затягивались до утра, мы выходили на улицу и вытворяли такое. Помню, хорошо выпившие, мы выкатились однажды в 5 утра на центральную площадь, где стоял огромный памятник Ленину и трибуна, и устроили свой парад. Там всегда находился дежурный милиционер, но Фрунзика это не смущало, отказать ему было невозможно. Он залезал на трибуну и начинал распределять всем роли. Один из нас был Генеральным секретарем, другой министром иностранных дел, третий членом Политбюро. Фрунзик чаще всего изображал народ. На наши лозунги с трибуны он из толпы выкрикивал всякие ругательства. Когда милиционер хватал его за шкирку, он возмущенно кричал на всю площадь: «Это кричал не я, кто-то из демонстрантов». Мог Фрунзик с криками и воплями остановить и поздний трамвай. Забравшись на крышу, он изображал Ленина на броневике…»


Мкртчяна любили и зрители, и коллеги по работе. Георгий Данелия, снявший его в трех своих фильмах, как-то заметил: «С ним очень легко работалось. Он все время придумывал интересные ходы, и режиссеру оставалось только отбирать нужное», а Ролан Быков, благодаря Довлатяна за предложенную кандидатуру Мкртчяна на роль разбойника в фильме «Айболит-66», признался: «Ты мне подарил солнце».


Между тем болезнь жены Фрунзика Данары прогрессировала, и в начале 1980-х годов Мкртчяну пришлось поместить ее в психиатрическую лечебницу, оставшись одному с двумя детьми. После этого нелегкого решения ему пришлось разрываться между работой и семьей - Мкртчян продолжал активно работать в театре и в кино. В том числе, и в картинах у своего брата, который рассказывал: «Все роли для актера дороги, потому что в каждой остается часть его души, после съемок актер просто стареет. А самой драматичной его ролью была роль почтальона в моем фильме «Песнь прошедших дней». Это во многом автобиографичный фильм. У нас во дворе во время войны жил инвалид, который вернулся с фронта в Ленинакан и работал почтальоном. Однажды нам, пацанам, дали похоронку. Мы обрадовались и с криками «ура!» принесли конверт пожилой женщине. Мы думали, что это письмо с фронта… Фрунзик на всю жизнь запомнил этот случай. В фильме он должен был играть человека, который приносит матери похоронку на ее последнего, четвертого сына… Он чувствует, что если сделает это, то просто сойдет с ума. И возле церкви почтальон начинает этот бумажный конверт есть… Этот эпизод мы снимали в городе нашего детства, в Ленинакане. Фрунзик три дня не выходил из гостиничного номера, пил. Потом вышел, небритый, с синяками под глазами, и сказал: «Я готов сниматься в этом эпизоде». С ролью он играл, как кошка с мышкой, — три дня он превращался в старика-инвалида».


В середине 80-х Мкртчян решился на третий брак. Его новой женой стала дочь председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна Тамара. Сразу после свадьбы молодожены переехали в новую четырехкомнатную квартиру в центре Еревана, но и этот брак Мкртчяна оказался неудачным, и спустя несколько лет он развелся.


С середины 1980-х годов Мкртчян практически перестал сниматься в кино. Предложения к нему продолжали поступать, но он от них отказывался, шутливо заявляя: «Разве в моем возрасте играют в кино?» А в начале 1990-х годов Мкртчян ушел из театра имени Сундукяна. К уходу его подтолкнуло решение коллектива избрать главным режиссером Хорена Абрамяна. Мкртчян, 35 лет отдавший театру, сам претендовал на эту должность, и решение коллег его обидело. После ухода из театра имени Сундукяна Фрунзик Мкртчян решил создать собственный театр, но руководить им Фрунзику довелось недолго.



Здоровье Мкртчяна было подорвано - врачи диагностировали у актера проблемы с сердцем, печенью и желудком. Его дочь Нунэ к тому времени вышла замуж, и уехала с мужем в Аргентину, и смыслом жизни Фрунзика стал сын Вазген. И тут без того слабое здоровье подорвала новая трагедия. Оказалось, что Вазген унаследовал болезнь матери. В 1993 году Мкртчан повез его на лечение во Францию, где выяснилось, что болезнь сына неизлечима - ему по наследству передалась психическая болезнь матери. Рассказывают, что, когда Вазгена на какое-то время поместили в ту же французскую клинику, где находилась Данара, они даже не узнали друг друга. Друг Фрунзика Мкртчяна актер и режиссер Хорен Абрамян вспоминал: «В семье Фрунзик был очень несчастлив. У него в доме не было домашнего уюта. И пил он так страшно, я думаю, потому, что ему не хватало теплых отношений в семье».


Мкртчян вернулся в Ереван, лишенный из-за военных действий с Азербайджаном света и тепла, и здесь его ждал новый удар, - умер его близкий друг народный артист Армении Азат Шеренц. Мкртчян сам попал в больницу, где у него случилась клиническая смерть, но врачи спасли жизнь артиста. Альберт Мкртчян рассказывал: «Когда врачи поставили трагический диагноз любимой жене, а потом и сыну, Фрунзик боролся до конца. Он много работал, чтобы обеспечить им достойное лечение. А еще - страшное землетрясение в Ленинакане в 1988 году. От нашего родного дома не осталось ничего. Погибли многие знакомые, друзья. И в Ереване жизнь в начале девяностых была очень тяжелой. Зимой 1993 года практически не было освещения и отопления. А Фрунзик очень любил «Адажио» Альбинони. Мы с друзьями приспособили к его магнитофону аккумулятор от машины, и он мог слушать свою любимую мелодию».


Последние месяцы Фрунзик Мкртчан жил дома, где за ним ухаживал его младший брат Альберт, который позже рассказывал: «28 декабря 1993 года я весь день провел у него дома. Мы сидели, разговаривали об искусстве. Фрунзика интересовало только это. Помню, он в очередной раз поставил кассету с «Адажио» Альбиони, которое собирался использовать в своем следующем спектакле. Потом я уложил его спать и на несколько часов поехал домой. Было пять вечера. Добравшись до дома, я тут же принялся названивать Фрунзику — у меня было какое-то недоброе предчувствие. Хотя и понимал, что это невозможно — телефон Фрунзика был неисправен, и с него можно было только звонить, а не принимать звонки. А в семь вечера мне позвонили и сказали, что Фрунзика больше нет. Ему стало плохо, и «скорая» уже ничего не смогла сделать. Инфаркт. Ему было 63 года… Трагичная ли была у Фрунзика жизнь? А у какого большого художника жизнь не трагична? Это, наверное, плата за тот талант, которым их наградил Господь. Главной его трагедией стала душевная болезнь сына, передавшаяся ему от матери. Вазген умер в прошлом году. Дочери не стало через пять лет после смерти Фрунзика. У нее была опухоль матки, ей сделали удачную операцию. Нунэ сидела в своей палате вместе с мужем, и у нее оторвался тромб. Брат, конечно, понимал, какой он актер. Но никогда не показывал этого. Потому что он был Человек с большой буквы, как писал обожаемый им Горький. Кто после него остался? Народ, который его обожает. Я остался, наша младшая сестра, наши внуки. Так что род Мкртчянов продолжается. Кто-нибудь из него обязательно будет таким же талантливым, как Фрунзик».

На похороны Фрунзика Мкртчана собралось огромное количество ереванцев. Прощание с любимым артистом затянулось, и похороны Фрунзика проходили в сумерках. Стоявшие на обочинах машины фарами освещали темные мостовые, и тысячи людей шли по улицам с зажженными свечами, пока гроб с телом артиста несли по живому многокилометровому освещенному коридору…

Журналист Иосиф Вердиян после смерти Фрунзика Мкртчяна написал: «Через пару недель после похорон Фрунзика я пригласил его брата, известного кинорежиссера Альберта Мкртчяна, к себе, и мы несколько часов кряду проговорили на кухне о его великом брате. Запомнилось: «Фрунз желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку... Нет, он сознательно шел к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены — огромное семейное горе».


Фрунзик Мкртчян похоронен в Пантеоне героев армянского духа в Ереване.


На его родине в Гюмри установлен памятник великому Артисту.


Леонид Филатов подготовил о Фрунзике Мкртчяне передачу из цикла «Чтобы помнили».


Использованные материалы:

Материалы сайта www.peoples.ru В поисках адресата (1955)

  • Из-за чести (1956)
  • О чем шумит река (1959)
  • Парни музкоманды (1960)
  • Двадцать шесть бакинских комиссаров (1965)
  • Тридцать три (1965)
  • Айболит-66 (1966)
  • Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966)
  • Формула радуги (1966)
  • Из времен голода (1967)
  • Треугольник (1967)
  • Белый рояль (1968)
  • Адам и Хева (1969)
  • Мы и наши горы (1969)
  • Не горюй! (1969)
  • Вчера, сегодня и всегда (1969)
  • Взрыв после полуночи (1970)
  • Хатабала (1972)
  • Мужчины (1972)
  • Айрик (Папа) (1972)
  • Памятник (1972) короткометражный
  • Мимино (1977)
  • Наапет (1977)
  • Солдат и слон (1977)
  • Суета сует (1978)
  • Добрая половина жизни (1979)
  • Приключения Али-бабы и сорока разбойников (1979)
  • Пощечина ("Кусок неба") (1980)
  • Крупный выигрыш (1981)
  • Песнь прошедших дней (1982)
  • Одиноким предоставляется общежитие (1983)
  • Пожар (1983)
  • Легенда о любви (1984)
  • Танго нашего детства (1985)
  • Как дома, как дела? (1987)
  • 4 июля 1930 года - 29 декабря 1993 года


    Фрунзе (Фрунзик, Мгер) Мушегович Мкртчян (4 июля 1930, Ленинакан (ныне - Гюмри)- 29 декабря 1993, Ереван) - армянский, советский актёр театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист СССР (1984). Лауреат Государственной премии СССР (1978).

    Родился в многодетной семье беженцев от Геноцида армян. Родителям Фрунзика было 5 лет, когда они попали в детский дом. В нём они вместе выросли, в 1924 году поженились, а когда в Армении открылся один из крупнейших в Советском Союзе текстильных комбинатов, вместе устроились туда на работу. Отец - Мушег Мкртчян (1910-1961), табельщик, мать - Санам Мкртчян (1911-1970), посудомойщица в заводской столовой. Настоящее имя - Мгер (с армянского- солнечный), хотя по паспорту писался Фрунзе Мкртчян. Его отец очень сильно уважал полководца Михаила Фрунзе. Вот и назвал своего сына честь него. Брат - Альберт (род. 1937), режиссёр, сценарист. Сёстры - Рузанна (р. 1943), Клара (1934-2003). Чтобы прокормить большую семью, отец однажды украл небольшой кусок ткани на комбинате, и был осужден на десять лет, после чего семья начала голодать, так как Санам получала за свою работу всего 30 рублей.

    В детстве Фрунзик был беспомощным, над ним все смеялись, он был худой, с большим носом. Мальчик прекрасно рисовал, однако ни о какой другой профессии, кроме актёрской, не думал. Квартира Мкртчянов была на втором этаже. На лестничной клетке десятилетний Фрунзик вешал занавес и устраивал перед расположившейся на лестнице детворой моноспектакли. Когда после одного из представлений он вышел на поклоны, то с удивлением заметил, что публики стало больше - маленькие зрители сидели на коленях у своих родителей, которые самозабвенно аплодировали юному гению. Фрунзик никогда не переживал из-за своей внешности. Тем более что сам ничего необычного в ней не видел. А о своём выдающемся во всех отношениях носе даже придумывал анекдоты.

    C 1945 года работал помощником киномеханика в клубе текстильного комбината Ленинакана, в свободное время там же играл в самодеятельном драматическом кружке. В 1945-1946 годах учился в студии Ленинаканского театра им. А. Мравяна (ныне Гюмрийский драматический театр им. Вардана Аджемяна). С 1947 года - актёр этого театра. В том, что мальчик одарён чрезвычайно, уже тогда не сомневался никто.

    В 1951-1956 годах учился в Ереванском театрально-художественном институте (курс В. Б. Вагаршяна). В Ереване до сих пор с восхищением рассказывают, как 17-летний Мкртчян играл роль 80-летнего старика и никто не мог узнать в сгорбленном старце парня с рабочей окраины. Параллельно с учёбой Мкртчян впервые снялся в кино – он сыграл в фильме Александра Роу «Тайна озера Севан» в небольшом эпизоде. Первый фильм с его участием («В поисках адресата») вышел на экраны в 1955 году. А его полноценный дебют на киноэкране состоялся в 1960 году в фильме Г. Маляна и Г. Маркаряна «Парни музкоманды», в котором он сыграл музыканта по имени Арсен.

    С 1956 года - актёр Армянского театра им. Г. М. Сундукяна в Ереване. «Театральный триумф начался у Фрунзика с его первых же ролей, - говорит Альберт Мкртчян - Будучи студентом второго курса театрального института, он получил приглашение в Театр им. Сандукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. После первого спектакля учитель подошёл к Фрунзику, поцеловал его и уступил роль. Кого он потом только не играл в театре, начиная от царя Гвидона и заканчивая Сирано де Бержераком.

    Но следующей работы в кино Мкртчяну пришлось ждать пять лет, и ею стала в 1965 году роль профессора Берга в комедии «Тридцать три» режиссера Георгия Данелии. Однако фильм по идеологическим причинам был очень быстро снят с проката. Следующей работой Мкртчяна в кино стала роль в фильме Ролана Быкова «Айболит-66». В эту картину Мкртчян попал благодаря протекции актёра и режиссёра Фрунзе Довлатяна, который предложил Быкову попробовать Мкртчяна на роль одного из разбойников. Актёр был утверждён, и вскоре Мкртчян в роли Бармалея попал в яркую и эксцентрическую троицу разбойников, которая сразу завоевала симпатии зрителей после выхода на экраны в 1966 году.

    Кино его тоже сразу полюбило. В том же 1966 году на экраны СССР вышла искромётная комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница», в которой Мкртчяну досталась роль дяди главной героини Джабраила. По-настоящему суперзвездой Фрунзик стал после роли водителя Хачикяна в фильме Данелии «Мимино». Хотя если верить режиссеру фильма Георгию Николаевичу Данелия, Фрунзика Мкртчяна, точнее, шофёра Рубика могло вовсе не быть. По сценарию главного героя надо было поселить в московскую гостиницу. Номера в те времена были двухместные. Соседом Валико мог стать эндокринолог с Урала или шофёр из Армении в исполнении Фрунзика Мкртчяна. Бросали монету. Выпала решка – Хачикян.

    Кстати, массу смешных реплик, ставших поистине народными Фрунзик придумал сам. Сцена допроса свидетеля Хачикяна в суде - абсолютная импровизация актёра. По предложению Мкртчяна режиссёр снял эпизод, в котором герои Фрунзика и Кикабидзе оказывались в одном лифте вместе с двумя китайцами. И один китаец говорил другому: «Как же эти русские похожи друг на друга». По требованию цензуры эпизод из картины пришлось вырезать. Запомнились съёмки «Мимино» и неприятными моментами - Мкртчян начал сильно пить. Несколько раз съёмки приходилось отменять. В конце концов Данелия поставил перед Фрунзиком жёсткое условие - либо алкоголь, либо кино. Несколько дней Мкртчян не притрагивался к спиртному. А потом пришёл к режиссёру и грустно сказал: «Я понял, почему миром правят бездарности. Они не пьют и с самого утра начинают заниматься своей карьерой».

    «Считал ли Фрунзик себя реализованным? Нет, конечно. Только дурак будет так думать. Отец не дожил до славы сына. А вот мама успела. Она очень любила Фрунзика. Мы - я и наши две сестры - даже обижались на неё. Но мама говорила, что мы и без того боевые, а вот Фрунзик - беспомощный. Когда брат был уже очень популярен, он приезжал домой, вставал под душ и звал маму. Она приходила и мыла его. Была такая музыка матери и сына,- вспоминал Альберт Мушегович.- К славе он относился спокойно и никогда не страдал звездной болезнью. Но люди бурно реагировали на «живого» Фрунзика, что было равносильно вторжению на личную территорию. Каждый прохожий в Ереване считал его родным человеком. Однажды мы спустились в московское метро и смогли проехать только одну остановку - с аплодисментами».


    Фрунзик Мкртчян в фильме «Тридцать три», 1965

    Несмотря на всеобщее обожание, в личной жизни Фрунзик был несчастлив. Трагедии у Мкртчяна начались в студенческом возрасте. Он влюбился в девушку по имени Джульетта, родители которой были против их свадьбы. Борьба за любимую продолжалась несколько лет и закончилась полным провалом. Быть может, от досады Фрунзик женился на девушке Кнаре, к искусству она никакого отношения не имела, брак продержался всего лишь год. Со своей второй женой Фрунзик познакомился в стенах театрального института. Красавица Донара Пилосян была звездой курса, за ней волочились многие, но когда Фрунзик решил на ней жениться, друзья очень удивились.

    У пары родилось двое детей - сын Вазген и дочь Нунэ. Актёр их обожал, из каждой поездки привозил массу игрушек. Но чаще всего он тут же отнимал их у детей и начинал играть сам. «Ему все было интересно, - говорит Альберт.- Как устроены, например, игрушечные голуби, которые взлетают в небо и потом возвращаются к тебе в руки. Фрунзик разбирал их, пытаясь понять устройство механизма. И, разумеется, потом не мог собрать обратно. Он до конца жизни чему-нибудь удивлялся. Не мог, например, понять, как работает телевизор. Как это фильм из Америки доходит до Еревана. Разбирал приёмник, раскручивал всё, а потом даже мастер не мог ничего починить».

    Донара всюду сопровождала мужа. В «Кавказской пленнице» она сыграла жену водителя товарища Саахова, которая печально рассказывает герою Юрия Никулина о местных обычаях - похищении невест. С каждым днём поведение Донары становилось все более и более странным. Она устраивала мужу жуткие сцены ревности. Наконец, Фрунзик не выдержал и по совету друзей обратился к врачам. Приговор медиков оказался страшным - шизофрения. Когда усилия местных специалистов оказались бессильны, Донару отправили в психиатрическую клинику во Франции.

    Личная жизнь Фрунзика со временем вроде начала налаживаться. Он познакомился с очаровательной женщиной. Тамара была дочерью председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна. Рассказывают, что, когда актёр в очередной раз отправился в загс, один из друзей пожурил его, мол, не зачастил ли он в это учреждение. На что Фрунзик со свойственным ему юмором ответил: «Чаплин вообще раз восемь женился. Я что, хуже?» Увы, но и этот брак не принёс Мкртчяну счастья.


    Фрунзик и Тамара.

    «Был ли он замкнутым человеком? - рассуждает Альберт Мушегович. - Нет, он же жил среди людей. И в то же время жил один. Однажды его спросили, почему он один ходит по ночным улицам, Фрунзик удивился: «Почему один? Кошки ходят, собаки. Так что я не один». Он был удивительно тонким и добрым человеком. Даже чересчур добрым. Все имели к нему претензии, а он ни к кому их не имел. Фрунзик был настоящим народным депутатом, неофициальным, разумеется. Помог тысячам людей. Ему же никто не мог отказать…»


    Фрунзик Мкртчян в фильме «Солдат и слон».

    Дочь Нунэ к этому времени вышла замуж и уехала с мужем в Аргентину. Смыслом жизни Фрунзика стал сын Вазген. Однако поведение юноши тоже стало настораживать отца. Вазгена показывали лучшим врачам-психиатрам, которые, увы, ничего не смогли сделать. Мальчику по наследству передалась психическая болезнь матери. Рассказывают, что, когда Вазгена на какое-то время поместили в ту же французскую клинику, где находилась Донара, они даже не узнали друг друга.


    Фрунзик Мкртчян в фильме «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников».

    В качестве театрального режиссёра Мкртчян ставил спектакли в Армении и за рубежом. В последние годы жизни Фрунзик отказался от кино, сосредоточив все силы на создании своего театра (ныне - Ереванский артистический театр им. Фрунзе Мкртчяна). «28 декабря 1993 года я весь день провёл у него дома, - рассказывает Альберт Мкртчян.- Мы сидели, разговаривали об искусстве. Фрунзика интересовало только это. Помню, он в очередной раз поставил кассету с «Адажио» Альбиони, которое собирался использовать в своём следующем спектакле. Потом я уложил его спать и на несколько часов поехал домой.

    Было пять вечера. Добравшись до дома, я тут же принялся названивать Фрунзику - у меня было какое-то недоброе предчувствие. Хотя и понимал, что это невозможно - телефон Фрунзика был неисправен, и с него можно было только звонить, а не принимать звонки. А в семь вечера мне позвонили и сказали, что Фрунзика больше нет. Ему стало плохо, и «скорая» уже ничего не могла сделать. Инфаркт. Ему было 63 года…

    Поначалу правительство хотело перенести похороны на 2 января. Но я не согласился. Армения прощалась с братом 31 декабря, за гробом шли тысячи людей. Похоронен в Пантеоне гениев армянского духа в Ереване, Армения.


    Могила Фрунзика Мкртчяна в Пантеоне. Через 17 лет памятник был заменён.

    Сейчас из брата начинают делать легенду, расказывая то, чего не было. Говорят, что его здоровье подорвала гибель в автокатастрофе дочери. На самом деле Нунэ умерла через пять лет после того, как не стало Фрунзика. У неё была опухоль матки, ей сделали удачную операцию. Нунэ сидела в своей палате вместе с мужем, и у неё оторвался тромб. Вазгена после смерти брата я усыновил. Но его тоже не стало. Цирроз печени. 33 года ему было.

    Трагичная ли была у Фрунзика жизнь? А у какого большого художника жизнь не трагична? Это, наверное, плата за тот талант, которым их наградил Господь. Фрунзик, конечно, понимал, какой он актёр. Но никогда не показывал это. Потому что он был Человек с большой буквы, как писал обожаемый им Горький. Кто после него остался? Народ, который его обожает. Я остался, наша младшая сестра, наши внуки. Так что род Мкртчянов продолжается. Кто-нибудь из него обязательно будет таким же талантливым, как Фрунзик».


    Памятник. Фрунзику Мкртчяну в Гюмри, Театральная площадь.

    Журналист Иосиф Вердиян после смерти Фрунзика Мкртчяна написал: «Через пару недель после похорон Фрунзика я пригласил его брата, известного кинорежиссёра Альберта Мкртчяна, к себе, и мы несколько часов кряду проговорили на кухне о его великом брате. Запомнилось: «Фрунз желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку... Нет, он сознательно шёл к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены - огромное семейное горе».


    Памятник Фрунзику Мкртчяну в Ереване, Оперный сад.

    Многие фразы, озвученные актёром, стали крылатыми, среди них:

    «Вы почему кефир не кушаете? Что, не любите?»

    «Такую личную неприязнь я испытываю к потерпевшему, что кушать не могу»


    Памятник героям фильма «Мужчины» скульптора Давида Минасяна в Сарьяновском садике. Ереван.

    «Валико-джан, я тебе один умный вещь скажу, но только ты не обижайся!»

    «Эти „Жигули“ чем думают, я не знаю. Под ногами крутятся, крутятся, крутятся…»


    Памятник героям фильма «Мимино» в Москве.

    «Если вы откажетесь, они вас зарежут.»

    «Вы не оправдали оказанного вам высокого доверия»

    «А ты не путай свою личную шерсть с государственной.»


    Памятник Фрунзику Мкртчяну в Ереване.

     

     

    Это интересно: