→ Жанры классицизма в литературе 18 века. Классицизм в русской литературе второй половины XVIII века. Творчество Сумарокова А.П. (конспект лекции). Особенности развития классицизма в русской литературе

Жанры классицизма в литературе 18 века. Классицизм в русской литературе второй половины XVIII века. Творчество Сумарокова А.П. (конспект лекции). Особенности развития классицизма в русской литературе

Классицизм - литературный стиль, который был выработан во Франции в 17 в. Он получил свое распространение в Европе в 17-19 вв. Направление, обратившееся к античности как идеальному образцу, тесно связано с Основываясь на идеях рационализма и разумности, оно стремилось к выражению общественного содержания, к становлению иерархии литературных жанров. Говоря о мировых представителях классицизма, нельзя не упомянуть Расина, Мольера, Корнеля, Ларошфуко, Буало, Лабрюйра, Гете. В идеями классицизма прониклись Мондори, Лекен, Рашель, Тальма, Дмитриевский.

Стремление отобразить идеальное в реальном, вечное во временном - вот характерная черта классицизма. В литературе создается не определенный персонаж, а собирательный образ героя или злодея, или низменного. В классицизме неприемлемо смешение жанров, образов и характеров. Здесь есть границы, рушить которые не дозволено никому.

Классицизм в русской литературе - определенный виток в искусстве, придававший особое значение таким жанрам, как ода, трагедия. Основателем по праву считается Ломоносов, трагедии - Сумароков. В оде совмещались публицистика и лирика. Комедии имели прямое отношение к античным временам, в то время как в трагедиях повествовалось о деятелях отечественной истории. Говоря о великих российских деятелях периода классицизма, стоит сказать о Державине, Княжнине, Сумарокове, Волкове, Фонвизине и др.

Классицизм в русской литературе 18 в., как и во французской, опирался на позиции царской власти. Как говорили сами искусство должно стоять на страже интересов общества, давать людям определенное представление о гражданском поведении и морали. Идеи служения государству и обществу созвучны интересам монархии, поэтому классицизм приобрел распространение по всей Европе и в России. Но не стоит ассоциировать его только лишь с идеями прославления власти монархов, российские писатели отражали в своих произведениях интересы «среднего» слоя.

Классицизм в русской литературе. Основные признаки

К базовым можно отнести:

  • обращение к античности, ее различным формам и образам;
  • принцип единства времени, действия и места (преобладает одна сюжетная линия, действие длится до 1 суток);
  • в комедиях классицизма добро торжествует над злом, пороки наказываются, в основе любовной линии - треугольник;
  • у героев «говорящие» имена и фамилии, сами они имеют четкого разделения на положительных и отрицательных.

Углубляясь в историю, стоит вспомнить о том, что эпоха классицизма в России берет свое начало от писателя который первым написал произведения в данном жанре (эпиграммы, сатиры и т.д.). Каждый из писателей и поэтов данной эпохи был первооткрывателем в своей области. В реформе литературного русского языка главную роль сыграл Ломоносов. В это же время произошла и реформа стихосложения.

Как говорит Федоров В.И., первые предпосылки возникновения классицизма в России появились во времена Петра 1 (в 1689-1725 гг.). Как жанр литературы, стиль классицизм сформировался к середине 1730-х годов. Во вторую половину 60-х годов идет бурное его развитие. Происходит рассвет публицистических жанров в периодике. Эволюционировал он уже к 1770 году, кризис же начался в последнюю четверть века. К тому времени окончательно оформился сентиментализм, усилились тенденции реализма. Окончательное падение классицизма произошло после издания «Беседы любителей русского слова».

Классицизм в русской литературе 30-50-х годов повлиял и на развитие наук эпохи Просвещения. В это время произошел переход от идеологии церковной к светской. России нужны были знания и новые умы. Все это и дал ей классицизм.

    Образовательная: познакомить с основными жанрами и представителями русской литературы 18 века; дать понятие о литературном направлении, в частности познакомить с термином классицизм и основными чертами классицизма;

    Развивающая: развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

    Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство милосердия и бескорыстия, интерес к классической художественной литературе.

ХОД УРОКА:

I .Организационный этап

II .Проверка домашнего задания /дети читают выученные сонеты Петрарки и Шекспира/

III . Постановка целей урока: На сегодняшнем уроке мы посмотрим, какие изменения и преобразования принес с собой 18 век, как эти преобразования отразились на литературе.
Также мы познакомимся с литературным течением “классицизм” (одно из главных течений русской литературы 18 века)
Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра

IV . Изучение нового материала:

1)Лекция с элементами беседы

Литература 18 века (как и литература любого другого периода) неразрывно связана с эпохой, с культурной и общественно – политической жизнью страны.
Обзор культурно-политической ситуации России 18 века.
Россия 18 века (начальный период Петровская эпоха) переживает ряд кардинальных преобразований во всех областях государственной, культурной, политической жизни.
Укрепляется независимость России, возрастает ее военная мощь, усиливается ее влияние на европейской арене. Благодаря всем преобразованиям укрепляется также самодержавная власть. 18 век – век просвещенного
абсолютизма с его идеями гражданственности, патриотизма, единства нации.
Абсолютизм – единовластие
/Открывается Московский университет, создаются общеобразовательные и профессиональные училища, вводится новый календарь, основывается первая русская газета, учреждается Академия наук, Академия художеств, первый постоянный русский театр /
Для продвижения страны вперед, искоренения патриархальных устоев, суеверий, необходимо было обратить внимание на развитие следующих областей: - образование

Наука
- культура
- печать
Особое, исключительное значение в этой связи приобретает литература.
Литература 18 века приносит с собой образ человека, который ощущает себя гражданином и патриотом, который ради блага общества, государства готов пожертвовать личным благополучием, готов подчинить свои чувства общественному долгу.
Господствующим направлением в литературе 18 века являлся
классицизм. Классицизм – (от лат. classicus – образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе 18 – начала 19 века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к античным образам как идеальному эстетическому эталону.
/Понятие прекрасного в искусстве классицизма связано с симметрией и гармонией. Это отражалось и в правилах поведения людей светского общества: бурное выражение чувств почиталось в 18 веке неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного воспитания. Проявление даже самых сильных страстей должно быть подобно
глубоким водам, заключенным в гранитные берега ./
Черты классицизма

    Утверждение идей просвещенного абсолютизма – патриотизма, гражданственности, единства нации.

    Утверждение приоритета разума.

    В основе эстетики классицизма – принцип рационализма: произведение искусства должно быть разумно и последовательно построено, логически выверено (из принципа “подражания природе”).

    Соблюдение определенных творческих норм и правил (строгая сюжетно- композиционная организация).

    Четкое разделение героев на положительных и отрицательных

    Неизменность” героя (отсутствие внутреннего развития).

    Идеализация героя (оды Ломоносова)

    Интерес к народному языку, использование в произведениях народной речи.

    Объективность повествования.

Жанры классицизма

в ысокие
трагедия, эпопея, ода

н изкие
комедия, сатира, басня

В них осваиваются общественная жизнь, история: действуют герои, полководцы, монархи; использовались также мифологические и библейские сюжеты. Время – просвещенный абсолютизм: очень важна идея служения государству, идея гражданского долга. Писались александрийским стихом , не допускалось использование разговорных оборотов, а конкретные названия часто заменялись родовыми (напр., вместо «волк» – «зверь» и т. д.)

Описывали жизнь обычных людей, высмеивали людские пороки. Допускали использование прозы или разностопных стихов, введение бытовых деталей, разговорного стиля речи.

Каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные признаки, не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного.
Ведущим жанром классицизма была трагедия, обращенная к важнейшим общественным и нравственным проблемам века. Общественные конфликты предстают в ней отраженными в душах героев, поставленных перед необходимостью выбора между нравственным долгом и личными страстями.
Закон “трех единств” (единство времени, места и действия)

единство времени – действие происходит в течение одних суток

    единство места – действие происходит в одном месте

единство действия – одна сюжетная линия, ограниченное количество действующих лиц (5–10), все действующие лица должны быть связаны сюжетом.

Русский классицизм зародился во 2-й четверти 18 века в творчестве зачинателей новой русской литературы А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова.
Особенности русского классицизма.

    связь с современной действительностью

    сатирическая направленность

    обращение к конкретным явлениям русской жизни

    преобладание национально – исторической тематики

    высокий уровень развития жанра оды

IV . Работа с материалом учебника стр.

V .Подведение итогов. Оценивание.

Что такое классицизм?

Какие жанры для него характерны?

Назовите основные черты классицизма.

VI . Задание на дом.

Выучить материл лекции.

Подготовить сообщения о Ломоносове (индивидуально.)

1

8

2

23

7

3

1

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 (8) ноября 1711 г. в деревне Мишанинской, что расположена на одном из островов Северной Двины, неподалеку от города Холмогоры. Будущий великий ученый впервые увидел свет в семье черносошного крестьянина (так в отличие от крепостных называли государственных крестьян) Василия Дорофеевича Ломоносова. Василий Дорофеевич, как и большинство жителей тех мест, не мог прокормиться за счет земледелия (слишком коротко северное лето) и занимался морским промыслом. Для этого он заимел небольшое парусное судно, на котором выходил в Белое и Баренцево моря, перевозил грузы, промышлял морского зверя и рыбу. Когда Михаилу исполнилось десять лет, его, как и многих других поморских ребят, отец стал брать с собой в качестве юнги. Впечатления от плавании, охоты на тюленей, новых мест и людей были столь сильными, что оставили след на всю жизнь. Скорее всего, именно в это время пробудилась у мальчика неистребимая любознательность, превратившаяся в жажду знаний. М.В. Ломоносов рано научился читать и писать, а главное думать. Он жадно потянулся к знаниям, на «добычу» которых отправился в конце 1730 г. в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Годы учебы были нелегкими, но Ломоносов все выдержал и немногим более чем через четыре года перешел в седьмой, предпоследний, класс академии, а когда в 1735 г. потребовалось отобрать наиболее успевающих студентов для отправки в Петербург в университет при Академии наук, Ломоносов оказался в их числе. Петербургская Академия наук была основана Петром I и открыта после его смерти в 1725 г. Она должна была стать не только научным центром страны, но и центром по подготовке русских научных кадров. С этой целью при Академии были созданы гимназия и университет, которые привлекали лучших учеников из других школ, в том числе из Славяно-греко-латинской академии. Для быстрого роста различных отраслей производства стране были необходимы подготовленные специалисты. Нужда в них особенно остро ощущалась в горнодобывающей промышленности, поэтому было решено послать за границу трех русских юношей для обучения горному делу. И через полгода после прибытия в Петербург Ломоносов вместе с Д.Виноградовым и Г. Райзером отправился в Германию. Осенью 1736 г. все трое стали студентами университета в городе Марбурге. Окончив через три года курс обучения, освоив несколько языков и современные естественные науки, русские студенты отправились затем в город Фрейберг к известному в то время преподавателю И. Генкелю обучаться горному делу. Ломоносов начал заниматься очень прилежно, но ссоры с не понимавшим его устремлений Генкелем привели к разрыву, и в мае 1740 г. Ломоносов возвратился в Марбург. После нескольких попыток (и скитаний по Германии) Ломоносову удается вернуться в Россию.19(8) июня 1741 г. он прибыл в Петербург. К этому времени обстановка в стране, и Петербургской Академии в частности, была неспокойной. Высказывалось недовольство засильем иноземцев. Поэтому всесильный в то время управитель Академии советник академической канцелярии И.Д.Шумахер решил приблизить к себе молодого русского ученого. Ссора с Генкелем и самовольный от него уход были забыты. Ломоносову поручили составление каталога камней и окаменелостей Петербургской Кунсткамеры - первого в России естественнонаучного музея. Одновременно он пишет научную работу «Элементы математической химии» и создает проект катоптрикодиоптрического зажигательного инструмента - своеобразной солнечной печи. 19 (8) января 1742 г. Ломоносова назначают адъюнктом физического класса Академии наук и он получает право присутствовать на собраниях академиков.

Особенно плодотворными для научной деятельности Ломоносова в области физики и химии были 1743-1747 г. Именно тогда он разработал первую в нашей стране научную программу исследований в области физики и химии, которая позднее получила название «276 заметок по физике и корпускулярной философии». (Корпускула, по терминологии того времени, частица вещества, близкая по своим свойствам тому, что в конце XIX в. называли молекулой, а философией тогда называли науку или учение.) В этот же период им были написаны диссертации «О нечувствительных частицах», «О действии химических растворителей вообще», «О металлическом блеске», «Размышления о причине теплоты и холода» и т.д.

С 1744 г. М.В.Ломоносов читал лекции по физике студентам академического университета. Эти занятия показали, что для успешного обучения нужен хороший учебник. И Ломоносов переводит с латинского на русский язык «Экспериментальную физику» одного из своих марбургских учителей - X. Вольфа. По нему долгое время учились физике в различных учебных заведениях страны. Примерно в этот же период Михаил Васильевич начал систематическое изучение грозовых и атмосферных явлений, предложил свою теорию тепловых явлений, основывающуюся на его атомно-молекулярной теории, и разработал теорию растворов. Тогда же он серьезно занялся русской историей и литературой, подготовил учебник красноречия.

В 1745 г. Ломоносов был избран профессором химии (академиком) Петербургской Академии наук и стал активно добиваться создания химической лаборатории. Его усилия увенчались успехом. В 1748 г. на второй линии Васильевского острова во дворе того дома, где жил ученый, была построена первая в России научная и учебная лаборатория. 1748 г. стал знаменательным в жизни ученого не только открытием химической лаборатории. В этом же году увидели свет его научные работы по физике и химии, где среди прочих был опубликован «Опыт теории упругости воздуха» с изложением созданной Ломоносовым кинетической теории газов. В этом же году он написал большое письмо к выдающемуся математику Л. Эйлеру (1707-1783), в котором изложил свою теорию всемирного тяготения, для подтверждения которой он привлек закон сохранения количества движения (обоснованный французским ученым Р. Декартом) и известный еще древним атомистам закон сохранения количества материи, объединив их впервые в научной практике в одной формулировке. Эта формулировка была опубликована лишь в 1760 г. С 1749 г. Ломоносов начинает интенсивную работу в химической лаборатории, где проводит анализы присылаемых из различных мест России образцов руд, создает новые красители, ведет опыты по исследованию растворов и обжигу металлов, а в «учебной каморе» впервые в мире читает студентам курс «Истинной физической химии», в котором вслед за Р.Бойлем пытается дать физическое объяснение химическим явлениям. В 1753 г. Ломоносов построил в деревне Усть-Рудницы, находящейся неподалеку от Ораниенбаума (современный город Ломоносов), фабрику цветного стекла. На этой фабрике он организовал производство различных изделий из стекла и стал изготовлять специальные цветные непрозрачные стекла, из которых создавал мозаичные картины. Параллельно со строительством фабрики Ломоносов вместе с академиком Г.В. Рихманом (1711 - 1753) занимался изучением природы электричества, наблюдая грозовые явления. В конце июля 1753 г. Рихман был убит у себя дома молнией, когда он проводил опыты, и все противники просвещения стали требовать их прекращения. Несмотря на это, Ломоносов выступил в публичном собрании Академии наук и прочитал «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих», одним из первых отметив идентичность атмосферного и «искусственного» электричества, получаемого от электростатических машин.

Ломоносов считал распространение просвещения в русском народе одной из своих главных задач. Ученого давно беспокоило плачевное состояние академических гимназии и университета. По его предложе­нию и проекту был открыт в январе 1755 г. Московский университет. В этом же году Ломоносов сдал в печать «Российскую грамматику» - первый в России учебник грамматики - и закончил работу над «Древней российской историей», а в 1756 г. прочел перед академиками «Слово о происхождении света...», в котором изложил свою теорию световых и цветовых явлений. В 1758 г. М.В.Ломоносов назначен заведовать Географическим департаментом Академии наук. Он начинает работу по составлению нового «Российского атласа». Параллельно проводит совместно с академиком Брауном опыты при низких температурах. Им впервые удалось «заморозить» ртуть и доказать, что она тоже является металлом, но с низкой температурой плавления. В июне 1761 г. научный мир Европы наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца. Многие видели это явление, но только один Ломоносов понял, что планета окружена атмосферой. Такой вывод им был сделан на основании знаний, полученных при изучении рассеяния света и преломления его в различных средах. Летом 1761 г. Ломоносов закончил работу над учебником но горному делу - «Первые основания металлургии или рудных дел», где поместил два «Прибавления», одно из них - «О слоях земных» - стало блестящим очерком геологической науки XVIII века.

В конце 1762 г. Ломоносов был награжден чином статского советника. В это время Ломоносов начинает новое и последнее крупное предприятие. Он высказывает давно занимавшую его мысль о необходимости найти путь по Северному Ледовитому океану на восток. По представлению Ломоносова была снаряжена экспедиция под командованием И.Я. Чичагова, которая уже после смерти ученого дважды (в 1765 г. и 1766 г.) пыталась пройти на восток, но каждый раз наталкивалась на сплошные льды.

К концу 50-х г. научная слава Ломоносова достигает зенита. В мае 1760 г. его избирают почетным членом Шведской академии наук, а в апреле 1764 г. - почетным членом Болонской академии наук. Его кандидатуру готовили представить в Парижскую академию, но было уже поздно. 15 (4) апреля 1765 г. Ломоносов скончался от простуды у себя дома на Мойке. 19 (8) апреля его похоронили при большом стечении народа на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

В литературе классицизм зародился и получил распространение во Франции в XVII веке. Теоретиком классицизма считается Никола Буало, сформировавший основные принципы стиля в статье «Поэтическое искусство». Название происходит от латинского «classicus» - образцовый, что подчеркивает художественный базис стиля - образы и формы античности, к которым начали питать особый интерес на исходе эпохи Возрождения. Появление классицизма связывают с формированием принципов централизованного государства и идей «просвещенного» абсолютизма в нём.

Классицизм воспевает понятие разума, считая, что лишь с помощью ума можно получить и упорядочить картину мира. Поэтому главным в произведении становится его идея (то есть, главная мысль и форма произведения должны быть в гармонии), а главным в конфликте разума и чувств - разум и долг.

Основные принципы классицизма, характерные как для зарубежной, так и для отечественной литературы:

  • Формы и образы из античной (древнегреческой и древнеримской) литературы: трагедия, ода, комедия, эпос, поэтические одические и сатирические формы.
  • Четкое разделение жанров на «высокие» и «низкие». К «высоким» относятся ода, трагедия и эпопея, к «низким», как правило, смешное - комедия, сатира, басня.
  • Отличительное деление героев на хороших и плохих.
  • Соблюдение принципа триединства времени, места, действия.

Классицизм в русской литературе

XVIII век

В России классицизм появился намного позже, чем в европейских государствах, так как его «завезли» вместе с европейскими произведениями и просвещением. Существование стиля на русской почве принято укладывать в следующие рамки:

1. Конец 1720-х годов, литература петровского времени, светская литература, отличающаяся от церковной литературе, до этого господствующей в России.

Стиль стал развиваться вначале в переводных, затем и в оригинальных произведениях. С развитием российской классической традиции связаны имена А. Д. Кантемира, А. П. Сумарокова и В. К. Тредиаковского (реформаторы и разработчики литературного языка, они работали над стихотворными формами - над одами и сатирами).

  1. 1730-1770 года - расцвет стиля и его эволюция. Связывается с именем М. В. Ломоносова, который писал трагедии, оды, поэмы.
  2. Последняя четверть XVIII века - появление сентиментализма и начало кризиса классицизма. Время позднего классицизма связывают с именем Д. И. Фонвизина, автора трагедий, драм и комедий; Г. Р. Державина (стихотворные формы), А. Н. Радищева (прозаические и стихотворные произведения).

(А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, П. Я. Чаадаев )

Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев стали не только разработчиками, но и разрушителями стилистического единства классицизма: Фонвизин в комедиях нарушает принцип триединства, вводит неоднозначность в оценке героев. Радищев становится предвестником и разработчиком сентиментализма, обеспечивая повествованию психологизм, отвергая его условности.

(Представители классицизма )

XIX век

Считается, что классицизм просуществовал по инерции до 1820-х годов, однако во время позднего классицизма произведения, созданные в его рамках, были классическими только формально, либо его принципы использовались намеренно, для создания комического эффекта.

Русский классицизм начала 19 века отходит от своих прорывных черт: утверждение первенства разума, гражданский пафос, выступление против произвола религии, против её гнета над разумом, критика монархии.

Классицизм в зарубежной литературе

Классицизм изначальный опирался на теоретические разработки античных авторов - Аристотеля и Горация («Поэтика» и «Послание к Пизонам»).

В европейской литературе при идентичных принципах стиль заканчивает свое существование с 1720-х годов. Представители классицизма во Франции: Франсуа Малерб (поэтические произведения, реформация поэтического языка,), Ж. Лафонтен (сатирические произведения, басня), Ж.-Б. Мольер (комедии), Вольтер (драма), Ж.-Ж. Руссо (поздний классицист-прозаик, предвестник сентиментализма).

В развитии классицизма европейского выделяют два этапа:

  • Развитие и расцвет монархии, способствующие позитивному развитию экономики, науки и культуры. На этом этапе представители классицизма видят своей задаче прославление монарха, утверждение её незыблемости (Франсуа Малерб, Пьер Корнель, ведущие жанры - ода, поэма, эпопея).
  • Кризис монархии, обнаружение недостатков в политическом строе. Писатели не прославляют, а больше критикуют монархию. (Ж. Лафонтен, Ж.-Б. Мольер, Вольтер, ведущие жанры - комедия, сатиры, эпиграмма).
22.12.2014 5210 740 Абдрахманова Асель Маратовна


а) сделать обзор эпохи (культурная, экономическая,
политическая ситуация)
б) познакомить учащихся с литературным течением
"классицизм”, отметить его основные черты и
характерные особенности
Развивающие:
а) усвоение учащимися комплекса теоретических
понятий по данной теме
Воспитательные:
а) расширить кругозор учащихся
б) развить эстетический вкус учащихся

Литература: 1. В.Я.
Коровиной
2. Ю.М. Лотман Учебник по русской литературе
3. Литературный энциклопедический словарь
1. Орг. момент
Приветствие учащихся, проверка отсутствующих.
На сегодняшнем уроке мы посмотрим, какие изменения и преобразования принес с собой 18 век, как эти преобразования отразились на литературе.
Также мы познакомимся с литературным течением "классицизм” (одно из главных течений русской литературы 18 века)
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
Литература 18 века (как и литература любого другого периода) неразрывно связана с эпохой, с культурной и общественно – политической жизнью страны.
Обзор культурно-политической ситуации России 18 века.
Россия 18 века (начальный период Петровская эпоха) переживает ряд кардинальных преобразований во всех областях государственной, культурной, политической жизни.
Укрепляется независимость России, возрастает ее военная мощь, усиливается ее влияние на европейской арене. Благодаря всем преобразованиям укрепляется также самодержавная власть. 18 век – век просвещенного абсолютизма с его идеями гражданственности, патриотизма, единства нации.
Абсолютизм – единовластие
/Открывается Московский университет, создаются общеобразовательные и профессиональные училища, вводится новый календарь, основывается первая русская газета, учреждается Академия наук, Академия художеств, первый постоянный русский театр /
Для продвижения страны вперед, искоренения патриархальных устоев, суеверий, необходимо было обратить внимание на развитие следующих областей: - образование
- наука
- культура
- печать
Особое, исключительное значение в этой связи приобретает литература.
Литература 18 века приносит с собой образ человека, который ощущает себя гражданином и патриотом, который ради блага общества, государства готов пожертвовать личным благополучием, готов подчинить свои чувства общественному долгу.
Господствующим направлением в литературе 18 века являлся классицизм.
Классицизм – (от лат. classicus – образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе 18 – начала 19 века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к античным образам как идеальному эстетическому эталону.
/Понятие прекрасного в искусстве классицизма связано с симметрией и гармонией. Это отражалось и в правилах поведения людей светского общества: бурное выражение чувств почиталось в 18 веке неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного воспитания. Проявление даже самых сильных страстей должно быть подобно глубоким водам, заключенным в гранитные берега./
Черты классицизма
1. Утверждение идей просвещенного абсолютизма – патриотизма, гражданственности, единства нации.
2. Утверждение приоритета разума.
3. В основе эстетики классицизма – принцип рационализма: произведение искусства должно быть разумно и последовательно построено, логически выверено (из принципа "подражания природе”).
4. Соблюдение определенных творческих норм и правил (строгая сюжетно- композиционная организация).
5. Четкое разделение героев на положительных и отрицательных
6. "Неизменность” героя (отсутствие внутреннего развития).
7. Идеализация героя (оды Ломоносова)
8. Интерес к народному языку, использование в произведениях народной речи.
9. Объективность повествования.
Особенности классицизма
1. Деление жанров на "высокие” и "низкие”.
Высокие: (трагедия, эпопея, ода; их сфера – государственная жизнь, исторические события, мифология; их герои – монархи, полководцы)
Низкие: (комедия, сатира, басня) изображают частную, повседневную жизнь людей средних сословий.
Каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные признаки, не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного.
Ведущим жанром классицизма была трагедия, обращенная к важнейшим общественным и нравственным проблемам века. Общественные конфликты предстают в ней отраженными в душах героев, поставленных перед необходимостью выбора между нравственным долгом и личными страстями.
2. Закон "трех единств” (единство времени, места и действия)
единство времени – действие происходит в течение одних суток
единство места – действие происходит в одном месте
единство действия – односюжетная линия, большое количество героев (связаны с сюжетом)
Русский классицизм зародился во 2-й четверти 18 века в творчестве зачинателей новой русской литературы А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова.
Особенности русского классицизма.
связь с современной действительностью
сатирическая направленность
обращение к конкретным явлениям русской жизни
преобладание национально – исторической тематики
высокий уровень развития жанра оды
3. Итоги урока
В эпоху классицизма русская литература освоила сложившиеся на Западе жанровые и стилевые формы, влилась в общеевропейское литературное развитие, сохранив при этом свою национальную самобытность.
3. Домашнее задание а) учить лекцию по классицизму
б) подготовка сообщений по деятельности М.В.
Ломоносова (индивидуальные задания)
Тема урока: М.В. Ломоносов. Реформаторская
деятельность в области русского языка и
литературы.
Цели урока: Образовательные:
а) познакомить учащихся с личностью одного из
величайших деятелей просвещения – М.В.
Ломоносовым
б) раскрыть суть реформ М.В. Ломоносова
Развивающие:
а) освоить комплекс теоретических понятий по
данной теме
Воспитательные:
а) воспитать в детях чувство национальной гордости,
патриотизма
Литература:
Литературный энциклопедический словарь (статьи:
ода, Ломоносов)
Ю.М. Лотман Учебник по русской литературе для
средних классов
Учебник по русской литературе под ред.
В.Я. Коровиной
1. Орг. момент
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с личностью выдающегося деятеля российского просвещения – М.В. Ломоносова, а также оценим значимость его реформаторской деятельности.
2. "Слово о Ломоносове” Соединяя необыкновенную силу воли с
необыкновенною силою понятия,
Ломоносов обнял все отрасли просвещения.
Жажда науки была сильнейшею страстию
сей души, исполненной страстей. Историк,
ритор, механик, химик, минералог,
художник и стихотворец, он все испытал
и во все проник.
А.С. Пушкин
Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765)
М.В. Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 г. в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан (трудолюбие, выносливость). Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые смог достать: Арифметику Магницкого, Славянскую грамматику Смотрицкого и Псалтирь рифмотворную Симеона Полоцкого.
В декабре 1730 г. ушел (вопреки воле отца) с рыбным обозом в Москву.
В январе 1731 г. Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую Спавяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам (знал более 30 языков). Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.
В начале 1736 г. как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года – в Германию, в Марбургский университет, в котором 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам. В 1739 г. отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в горной Академии. В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. В 1745 становится профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. В это время Ломоносов занимается астрономией, мореходным делом, краеведением, географией, метеорологией, математикой.
Давайте прослушаем сообщения о деятельности Ломоносова в области химии, физики, астрономии.
Сообщения учащихся
/ Добавить. В 1748 г. М.В. Ломоносов создал химическую лабораторию АН, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора, смальты, которую использовал для своих мозаик. Самостоятельно сконструировал приборы для химических исследований, оптические инструменты. /
В 1755 г. по инициативе Ломоносова был открыт Московский университет
Реформы Ломоносова в области русского языка и литературы.
Достижения в области языка
1. В 1755 г. была издана Российская грамматика Ломоносова. В ней впервые звуки были отделены от букв, а также были рассмотрены физиологические и акустические свойства звуков. В Грамматике дается первая классификация основных диалектов русского языка. Четко разграничены русский и церковнославянский языки, определены их основные различия на разных уровнях организации звуковой системы.
2. Ломоносовым была создана концепция "трех штилей”/реформа в области стилистики языка/
Суть реформы
Согласно Ломоносову, каждый литературный жанр должен быть написан в определенном "штиле”.
"Высокий штиль” характерен для героических поэм, од, "прозаичных речей о важных материях”.
"Средний” – для стихотворных посланий, элегий, сатир, описательной прозы.
"Низкий” – для комедий, эпиграмм, басен.
Различия "штилей” в области лексики
"Высокий штиль” – славянизмы + нейтральные слова (общеупотребительные как в церковнославянском, так и в русском)
"Средний штиль” – общеупотребительные слова + некоторое количество славянизмов
"Низкий штиль” – нейтральная лексика + просторечные слова
К тому же исключались:
1. устаревшие славянизмы, непонятные уже современникам Ломоносова (овогды, рясны)
2. грубые, бранные слова (хрыч, таскаться)
Примеры
Церковнославянизмы: дщерь, господень, взываю, отверзлись
Общеупотребительные как для церковнославянского так и для русского (нейтральные) слова: рука, слава, бог, ныне
Просторечные (нет в церковнославянском) говорю, ручей, который
Реформа в области литературы (в области стихосложения)
Ломоносов стремился постичь тайны языка и тайны стихотворства. Еще в 1736 г. он приобрел трактат теоретика русского языка В.К. Тредиаковского " Новый и краткий способ к сложению российских стихов”, который его чрезвычайно заинтересовал. Ответом Ломоносова было "Письмо о правилах российского стихотворства”(1739).
Основные положения "письма”
1. Ломоносов распространил силлабо-тонический принцип на все русское стихосложение (силлабо-тонический – слогово-ударный, ранее был силлабический, основанный на долготе слогов)
2. Ломоносов блестяще показал выразительные возможности ямба.
3. Умело применил сочетание мужских и женских рифм (Тредиаковский настаивал на применении только женских рифм)

Итоги урока:(1-го)
Таким образом, Ломоносов дал простор русскому стиху, сделал его гибким, звучным, выразительным. Он приблизил литературный язык к разговорному (= доступность).
Реформы Ломоносова в сферах литературного языка и стихосложения отвечали культурным потребностям нации. Для выражения значительного общественного содержания были необходимы новые литературные жанры, и Ломоносов открывал перед поэзией широкие художественные горизонты. Вместе с тем филологическая деятельность ученого имела и более широкий смысл: в ней отразился дух преобразования, характерный для послепетровской эпохи, в которую развернулось научное и поэтическое творчество Ломоносова.
Тема урока: Жанр оды в творчестве М.В. Ломоносова
Цели урока: Образовательные:
а) познакомить учащихся с творчеством М.В.
Ломоносова
Развивающие:
а) определить основные идеи и темы творчества М.В.
Ломоносова
б) выявить языковые и стилистические особенности
творчества Ломоносова (на основе од)
Воспитательные:
а) развитие языкового эстетического идеала
учащихся

1. Орг. момент
На предыдущем уроке мы с вами познакомились с личностью М.В. Ломоносова, его реформаторской деятельностью. На сегодняшнем уроке мы обратимся к творчеству Ломоносова (конкретно к одам)
2. Лекция с элементами беседы
Прежде чем определить основные темы творчества М В. Ломоносова нам необходимо понять, в чем он видел назначение поэта и поэзии.
Поэт, в представлении Ломоносова, не может ограничиться воспеванием одних лишь движений человеческого сердца, его должны волновать и одушевлять события, имеющие важное значение для всего государства, всей страны.
Идея государства, служения ему лежит в основе всего творчества М.В. Ломоносова. Тема могущества и величия России, патриотический пафос "пользы общества” сочетались в поэзии Ломоносова с прославлением Петра 1 как просвещенного государя. А жанром, который Ломоносов избрал для прославления богатства и могущества России, стала торжественная ода.
Ода - /жанр лирической поэзии /, стихотворение торжественного характера в честь какого-то лица или события.
Этот жанр возник в античности и сначала представлял собой песнь с широким лирическим содержанием. В русской поэзии ода осознавалась как жанр гражданской лирики с обязательным "высоким” содержанием и "возвышенным” стилем. В своем творчестве Ломоносов чаще всего использовал две разновидности оды – духовную и похвальную.
Попробуем составить небольшую схему. Но для начала давайте подумаем - что могло бы входить в содержание этих од, о чем они? (ода духовная? ода похвальная?)
Ода
Похвальная Духовная
Создавалась на торжественные случаи (философская)
придворной жизни. Темы: прославление Основные темы:
наук, просвещения, мира, монархов как 1. несовершенство
хранителей наук и мира. Нередко общества, одиночество
используются библейские, исторические человека.
ассоциации. Основной тон – восторженный. 2. величие природы
3. Анализ од
Рассмотрим оду Ломоносова "Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния”
(Выразительное чтение учителем оды)
К какой разновидности оды относится данная? Докажите.
(Философская ода, так как в ней даны размышления автора)
О чем размышляет автор?
(О величии природы, ее непостижимости, неразгаданности, мощи и человеке – "песчинке” в этом непознанном мире)
Но! Человек стремится проникнуть в тайны природы, то есть он не бессильный созерцатель, подавленный и сникший. Человек – разумное, мыслящее существо. Он восхищается величием Творца и его мощью, но не оставляет попыток проникнуть в суть явлений.
Беседа.
Разбор по строфам.
1-я строфа – рисуется величественная картина природы (приводят примеры)
Посмотрите, какой прекрасный метафорический образ рисует автор
Открылась бездна, звезд полна…
О чем говорит автор в этой строчке?
(о ночном небе)
На фоне этой мрачной торжественной картины природы рисуется человек? С чем сравнивает автор человека?
(С песчинкой, с малой искрой, с пером)
Каким необыкновенным природным явлением восхищается автор?
(северным сиянием)
К кому за объяснением этого природного явления обращается автор?
(к ученым, мудрецам)
С одной стороны автор восхищается природным явлением как чудом, с другой – пытается понять его и объяснить.
Какие художественно-выразительные средства использует автор в оде и для чего?
(Автор использует множество риторических вопросов, восклицаний, особую "высокую” лексику для создания особого эмоционального настроя, для создания важности и глубины затронутой темы)
Теперь обратимся к оде "На день восшествия на всероссийский престол ее величества императрицы Елизаветы Петровны 1747 года”
(выразительное чтение учениками)
День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 году отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы.
Можно ли считать эту оду по содержанию и по форме классицистической? (этот вопрос мы поставим во главу угла)
Отметим черты классицизма.
Сфера – государственная жизнь; герои – монархи (Елизавета, Петр); герои идеализированы; "высокое” содержание, "возвышенный” язык.
Что прославляется в оде? Мы можем это понять с первых строчек
Царей и царств земных отрада, возлюбленная тишина…

"Тишина” – то есть мирное состояние государства как лучшее время для развития наук и искусств. И Елизавета – хранительница этой тишины.
Елизавета, Петр, Екатерина – рисуются идеализированно как монархи-просветители, покровительствующие наукам, образованию. Ломоносов рисует образ идеального государя, показывает, каким он должен быть, дает "урок царям”.
Через прославление Елизаветы как хранительницы просвещения и наук прославляются сами науки. К кому обращается (и с какой целью) автор в отрывке?
О вы, которых ожидает…
(Автор обращается к сынам России с призывом доказать, что они не хуже чужеземных мастеров, ученых и могут служить развитию и процветанию своей страны)
4. Итоги урока
Мы, проанализировав оды Ломоносова, видим, что они проникнуты высоким гражданским пафосом и главной их целью (как и всего творчества Ломоносова) было прославление богатства, мощи и величия просвещенной России.
5. Домашнее задание
Письменно проанализировать отрывок из оды (На день восшествия…)
О вы, которых ожидает…

Тема урока: А.Н. Радищев "Путешествие из Петербурга
в Москву”
Цели урока: Образовательные:
а) познакомить учащихся с личностью и творчеством
А.Н. Радищева
б) отметить значимость общественной деятельности
писателя
Развивающие:
а) определить основные темы и идеи творчества
А.Н. Радищева
Воспитательные:
а) воспитать в детях чувство сострадания,
человеколюбия

Литература: Ю.М. Лотман Учебник по русской литературе для
средних классов
Учебник по русской литературе под ред.
В.Я. Коровиной

1. Орг. момент
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с личностью и творчеством А.Н. Радищева. Вдумчивый писатель, тонкий наблюдатель, острый сатирик, человек с трагической судьбой, Радищев оставил глубокий след в истории русской литературы.
2. "Слово о Радищеве”
Радищев родился в семье богатого помещика. Учился сначала дома, в деревне, затем в Москве, в Московском университете. Затем был зачислен в Пажеский корпус (близкое знакомится с государыней, с высшим светом, дворцовыми интригами, видит жизнь света "изнутри”)
В круг чтения писателя входили сочинения философов-просветителей – Вольтера, Монтескье, Руссо. Радищев много путешествовал за границей, где изучал юриспруденцию, естествознание, химию, медицину, философию.
"Самодержавие – наипротивнейшее человеческому естеству состояние” – вот мысль, которую Радищев вынес из этого путешествия. Вернувшись в Россию, Радищев поступил на службу. Он старался везде и во всем действовать по совести и заслужил уважение лучших людей своей эпохи. На каждом шагу Радищев встречался с проявлениями самовластия, произвола, деспотизма, с которыми его сердце мириться не желало. Писатель видел жизнь без прикрас. Обратимся к его словам:
Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою – и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто оттого только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы
Радищев сделал смелую попытку посмотреть прямо на предметы. В домашней типографии, невинным названием бдительность цензора, он издал книгу "Путешествие из Петербурга в Москву”
Это произведение вызвало ярость Екатерины. Радищев был приговорен к смертной казни, но затем казнь была заменена заключением. Александр 1 возвратил Радищева ко двору. Писатель работал в комиссии по составлению законов, предлагал ввести свободу книгопечатания, свободу торговли. Также Радищев предлагает ввести суд присяжных, отменить пытки при допросах, освободить крепостных крестьян, уничтожить телесные наказания. Естественно, это не могло нравиться правительству. Не желая служить государству вопреки своим принципам, писатель заканчивает жизнь самоубийством.
Итак, обратимся к главной книге Радищева. "Путешествие из Петербурга в Москву” – явилось выражением такого правдолюбия, что представляло собой 1-но из самых заметных явлений в истории русской литературы 18 столетия.
Радищев описывает свое путешествие из новой столицы России в старую. Называя главы по названиям станций, он рассказывает различные происшествия и случаи, которые он наблюдал в жизни или свидетелем которых был сам. Он встречается с разными людьми: крестьянами, дворянами, купцами…Вся Россия с ее бедами, нищетой, грязью встает перед автором.
3. Анализ главы "Медное”
Какое ужасное и циничное явление русской жизни лежит в основе событий главы "Медное”? (примеры!)
(продажа крепостных крестьян)
Какими изображены власть имущие (помещики, дворяне)?
(жестокими, циничными, потерявшими человеческий облик)
Надругательство над какими человеческими ценностями показано в главе?
/Человеческая благодарность, вера (таинство венчания), моральный долг, Божий дар (ребенок)/
Мы видим как люди, наделенные властью насмехаются как над человеческими законами, так и над Законами Божьими. Они теряют человеческий облик.
Какие чувства наполняют душу автора после увиденного?
(жалость, стыд, сострадание, ярость)
4. Итог урока:
Без розовых очков взглянул Радищев на русскую действительность своего времени и с исключительной смелостью подверг осуждению царящий в России деспотизм, произвол властей, бесправие подданных и ужасающее положение крестьян.
5. Домашнее задание
Проанализировать главу "Любани” по плану.
А) Каким изображается крестьянство в главе?
Б) Как оно относится к своему положению?
В) Каково отношение автора к крестьянам?
Г) На какие размышления наталкивает автора увиденное?

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

 

 

Это интересно: