→ Рисунок к произведению дебюсси лунный свет. Дебюсси. «Бергамасская сюита. Наброски, утерянные работы, замыслы

Рисунок к произведению дебюсси лунный свет. Дебюсси. «Бергамасская сюита. Наброски, утерянные работы, замыслы

В XIX веке. Будучи выдающимся пианистом, он открыл в фортепианном звучании совершенно новые, неиспользованные возможности.

Пианизм Дебюсси - это пианизм тонкого прозрачного звучания, журчащих пассажей, господства колорита, изысканной педальной техники, связанной со звукописью. Те же качества современники отмечали в его игре, которая поражала, в первую очередь, удивительным характером звучания : чрезвычайной мягкостью, легкостью, текучестью, «ласкающей» артикуляцией, отсутствием «ударных» эффектов .

Интерес к фортепианному творчеству у композитора был постоянным. Первые фортепианные «опыты» датированы 80-ми годами («Маленькая сюита» для 4 рук), последние произведения созданы уже в годы войны (1915 г. - цикл 12 этюдов «Памяти Шопена», сюита для двух роялей «Белое и черное»). В общей сложности Дебюсси написал более 80 фортепианных сочинений, большинство которых - общепризнанные шедевры мировой пианистической литературы.

Новизна фортепианного стиля Дебюсси заявила о себе уже в ранних сочинениях, особенно ярко - в «Бергамасской сюите» (1890) . Композитор на новой основе возрождает здесь принципы старинной клавирной сюиты: в «Прелюдии», «Менуэте», «Паспье» узнаются черты клавесинной музыки XVIII века. А рядом с ними впервые возникает импрессионистический ночной пейзаж - «Лунный свет» (3 часть), самая популярная пьеса этого цикла.

Подавляющее большинство фортепианных пьес Дебюсси - это программные миниатюры либо циклы миниатюр, что говорит о влиянии эстетики импрессионизма (для фиксации мимолетных впечатлений масштабные формы оказались не нужными). Во многих пьесах композитор опирается на жанры танца, марша, песни, на различные формы народной музыки. Однако трактовка жанровых элементов неизменно обретает импрессионистический характер: это не прямое воплощение, а скорее причудливые отзвуки танца, марша, народной песни. Яркий пример - «Вечер в Гренаде» из цикла «Эстампы» (1903).

Цикл состоит из трех программных пьес, своеобразных музыкальных «портретов» трех различных национальных культур - Китая («Пагоды»), Испании («Вечер в Гренаде») и Франции («Сады под дождем»). В каждой - особая прелесть ладового строя (так, например, весь тематизм «Пагод» вырос из пентатоники и составляющих ее элементов - больших секунд и трихордов), своеобразие тембров (в «Пагодах» - китайские барабаны, гонги, яванские народные инструменты).

В пьесе «Вечер в Гренаде» возникает картина чудесного летнего вечера. Главные элементы ее музыки - это танцевальные мотивы типа хабанеры и подражание звону струн гитары. Возникает впечатление, будто летним вечером кто-то негромко наигрывает на гитаре испанские народные мелодии. Испанский колорит так ярок, что испанский композитор Мануэль де Фалья назвал пьесу испанской в каждой детали (подлинным чудом проникновения в сущность образов Андалузии, правдой без достоверностей, то есть без цитирования фольклорных подлинников ). Можно выделить три разных темы танцевального характера. Первая, воплощающая атмосферу восточной экзотики, выдержана в дважды гармоническом миноре, то есть миноре с двумя увеличенными секундами (как в лейтмотиве роковой страсти Кармен). Длительное звучание доминантового звука «сis» в верхнем «ярусе» фортепианной фактуры усиливает яркую колористичность гармонического языка. Две другие темы, при всей своей оригинальности, не столь национально характерны. Несмотря на пронизывающую всю пьесу танцевальность, она не является танцем в прямом смысле слова.

Дебюсси говорил, что исполнителю «надо забыть, что у фортепиано есть молоточки»

Название в данном случае означает - «итальянская»

Живописно-графический термин «эстампы» (франц. «estampe» - печать, оттиск), давший название этому сочинению, видимо, призван подчеркнуть специфику «черно-белого» фортепианного письма, лишенного оркестровой красочности. Однако во всех трех пьесах композитор использует очень яркие фонические эффекты. Таково, в частности, подражание яванскому оркестру - гамелану, с его особой настройкой, и китайскому гонгу в «Пагодах».

Дебюсси услышал их звучание еще во время всемирной Парижской выставки, и уловил в этом нечто большее, чем просто экзотику. Искусство «нецивилизованных» народов помогло ему обрести собственную манеру высказывания.

Клод Дебюсси

Французский композитор, пианист, дирижер и музыкальный критик Клод Дебюсси родился в 1862 году в пригороде Парижа. Его музыкальное дарование проявилось очень рано, и уже в одиннадцатилетнем возрасте он стал студентом Парижской консерватории, где обучался в классе фортепиано у А. Мармонтеля и композиции – у Э. Гиро. В 1881 году Дебюсси побывал в России в качестве пианиста в семье Н. Ф. фон Мекк. Здесь он познакомился с неизвестной для него ранее музыкой русских композиторов.

В 1884 году Дебюсси, выпускник консерватории, получил Римскую премию за кантату «Блудный сын», благодаря чему смог продолжить обучение в Италии. В Риме композитор, увлеченный новыми веяниями, создавал произведения, вызывавшие негативную реакцию у академических профессоров на родине, куда Дебюсси посылал свои работы в качестве отчетов.

Холодная встреча, уготованная музыканту по возвращении в Париж, заставила его порвать с официальными кругами музыкального искусства Франции.

Яркое дарование композитора, его неповторимый стиль проявились уже в ранних вокальных произведениях. Одно из первых – романс «Мандолина» (ок. 1880), написанный на стихотворение французского поэта-символиста П. Верлена. Хотя мелодический рисунок романса лаконичен и прост, каждый его звук необыкновенно выразителен.

К началу 1890-х годов Дебюсси уже был автором таких прекрасных произведений, как «Забытые песенки» на стихи П. Верлена, «Пять поэм» на слова Ш. Бодлера, «Бергамасская сюита» для фортепиано, и целого ряда других сочинений. В этот период произошло сближение композитора с поэтом-символистом С. Малларме и его окружением. Стихотворение Малларме «Послеполуденный отдых фавна» вдохновило композитора на создание в 1894 году балета с тем же названием. Поставленный в Париже, он принес Дебюсси крупный успех.

Лучшие произведения музыканта были написаны в период с 1892 по 1902 год. В их числе – опера «Пеллеас и Мелизанда», «Ноктюрн» для оркестра, пьесы для фортепиано. Эти работы стали примером для подражания молодых французских композиторов. Слава Дебюсси вышла за пределы его родины. С большим восторгом его встретила публика в Петербурге и в Москве, куда он приезжал с концертами в 1913 году.

Л. Бакст. Фавн. Эскиз костюма к балету К. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна»

Как и искусству Рамо и Куперена, которых Дебюсси высоко ценил, его творчеству присущи такие качества, как жанровая живописность, выразительность звучания, классическая ясность форм. Все это есть даже в тех его произведениях, которые написаны в духе импрессионизма с его стремлением передать кратковременные, изменчивые впечатления. Дебюсси, обладавший сильно развитым музыкальным чутьем и тонким художественным вкусом, несмотря на свои творческие искания, безжалостно отсекал все лишнее, что мешало созданию по-настоящему яркой и выразительной музыки. Его работы восхищают своей цельностью, завершенностью, тщательно проработанными деталями. Композитор умело применяет не только импрессионистические средства, но жанровые элементы, а также интонации и ритмы старинных народных плясок.

Большое влияние на Дебюсси оказали великие русские композиторы Римский-Корсаков, Балакирев, Мусоргский. Их творчество стало для него примером новаторского использования национальных музыкальных традиций.

Искусство Дебюсси необыкновенно многогранно. Он создавал поэтичные и яркие пейзажные зарисовки (пьесы «Ветер на равнине», «Сады под дождем» и др.), жанровые композиции (оркестровая сюита «Иберия»), лирические миниатюры (песни, романсы), дифирамбические поэмы («Остров радости»), символические драмы («Пеллеас и Мелизанда»).

В числе лучших произведений Дебюсси – «Послеполуденный отдых фавна», в котором в полную силу проявилось колористическое мастерство автора. Произведение изобилует необыкновенно тонкими тембровыми оттенками, в создании которых большое участие принимают деревянные духовые инструменты. Слушатель словно погружается в пронизанную жаркими солнечными лучами атмосферу чудесного летнего дня. «Послеполуденный отдых фавна» показывает вариант симфонизма, характерный для большинства произведений Дебюсси. Музыке композитора свойственны колористическое изящество, тончайшая звукопись жанровых сцен и изображений природы.

Большой интерес представляют также «Ноктюрны» (1897 – 1899), состоящие из трех частей («Облака», «Празднества», «Сирены»). В импрессионистических «Облаках» отразилось представление музыканта о небе, покрытом грозовыми облаками над Сеной, а «Празднества» навеяны воспоминаниями о народных гуляньях в Булонском лесу. Партитура первой части «Ноктюрнов» изобилует колористическими сопоставлениями, создающими впечатление мерцающих световых бликов, пробивающих себе дорогу сквозь тучи. В отличие от этой проникнутой созерцательностью картины «Празднества» рисуют слушателю веселую сцену, наполненную мелодиями звучащих вдали песен и танцев, завершающуюся звуками приближающегося праздничного шествия.

Но наиболее полно импрессионистические принципы выразились в третьем ноктюрне – «Сиренах». Картина представляет море в серебристом лунном свете, нежные голоса сирен, раздающиеся откуда-то издалека. Партитура этого произведения более колоритна, чем две предыдущие, но она и самая статичная из них.

В 1902 году Дебюсси завершил работу над оперой «Пеллеас и Мелизанда», в основу которой была положена пьеса бельгийского драматурга и поэта-символиста М. Метерлинка. Чтобы передать тончайшие оттенки человеческих переживаний, композитор построил произведения на едва уловимых нюансах и необыкновенно легких акцентах. Он воспользовался ариозно-речитативной мелодией, лишенной контрастов, даже в самые драматические моменты не выходящей за рамки спокойной повествовательности. Музыке свойственны ровные ритмы, плавные движения мелодии, что придает вокальной партии оттенок камерности.

Оркестровые эпизоды в опере невелики, но тем не менее играют значительную роль в ходе действия, как бы досказывая содержание предыдущей картины и подготавливая слушателя к следующей. Оркестровка поражает богатством красочных переливов, она помогает создать нужное настроение, передать самые трудноуловимые движения чувств.

Символистской драме Метерлинка присуще ощущение пессимизма и обреченности. Пьеса, так же как и опера Дебюсси, передает умонастроения некоторой части современников композитора и поэта. Это явление охарактеризовал в 1907 году Р. Роллан: «Атмосфера, в которой развивается драма Метерлинка, – это усталая покорность, отдающая волю к жизни во власть рока. Ничто не может ничего изменить в порядке событий. Наперекор иллюзиям человеческой гордыни, мнящей себя господином, неведомые и непреодолимые силы определяют от начала до конца трагическую комедию жизни. Никто не ответствен за то, чего хочет, за то, что любит… Живут и умирают, не зная зачем. Фатализм этот, отражающий усталость духовной аристократии Европы, был чудесно передан музыкой Дебюсси, которая прибавила к нему свою собственную поэзию и чувственное очарование, сделавшие его еще более заразительным и непреодолимым».

Лучшая оркестровая работа Дебюсси – «Море», написанная в 1903 – 1905 годах у моря, где композитор пребывал в летние месяцы. Произведение состоит из трех симфонических эскизов. Отказавшись от эмоциональных романтических зарисовок, Дебюсси создал настоящую «натурную» картину, основанную на звукозаписи стихии моря. «Море» восхищает слушателя своим красочным богатством и выразительностью. Здесь композитор вновь обратился к импрессионистическим приемам передачи непосредственных впечатлений, и ему удалось показать изменчивость морской стихии, спокойной и тихой или разгневанной и бурной.

В 1908 году Дебюсси написал партитуру «Иберии», вошедшую в трехчастный симфонический цикл «Образы» (1906 – 1912). Две другие его части носят названия «Печальные жиги» и «Весенние хороводы». В «Иберии» отразился интерес музыканта к испанской теме, волновавшей воображение и других французских композиторов.

Партитура произведения состоит из трех частей – «На улицах и дорогах», «Ароматы ночи», «Утро праздничного дня». Создавая их, Дебюсси использовал ритмы и интонации народного музыкального искусства. «Иберия» – одно из самых радостных и жизнеутверждающих произведений французского музыканта.

В этот период композитор написал и целый ряд замечательных вокальных работ, в том числе «Три баллады Франсуа Вийона» (1910), мистерию «Мученичество святого Себастьяна» (1911).

Значительное место в творчестве Дебюсси отведено музыке для фортепиано. В основном это небольшие пьесы, отличающиеся жанровостью, картинностью, а иногда – программностью. Уже в раннем фортепианном произведении музыканта, «Бергамасской сюите» (1890), где еще чувствуется связь с академическими традициями, ощущается необыкновенная красочность – качество, выделяющее Дебюсси из числа других композиторов.

Особенно хорош «Остров радости» (1904) – самая крупная фортепианная работа Дебюсси. Ее живая, энергичная музыка заставляет слушателя почувствовать брызги морской волны, увидеть веселые танцы и праздничные шествия.

В 1908 году композитор написал альбом «Детский уголок», включающий ряд нетрудных пьес, интересных не только для детей, но и для взрослых.

Но настоящим шедевром фортепианного творчества музыканта стали двадцать четыре прелюдии (первая тетрадь появилась в 1910, вторая – в 1913 году). Автор объединил в них пейзажи, картины-настроения, жанровые сцены. О содержании прелюдий говорят уже их названия: «Ветер на равнине», «Холмы Анакапри», «Ароматы и звуки реют в вечернем воздухе», «Прерванная серенада», «Фейерверк», «Девушка с волосами цвета льна». Дебюсси виртуозно передает не только картины природы или конкретные сцены, например фейерверк, но и рисует верные психологические портреты. Прелюдии, быстро вошедшие в репертуар самых известных пейзажистов, интересны еще и тем, что содержат сюжеты и фрагменты из других произведений композитора.

В 1915 году появились «Двенадцать этюдов для фортепиано» Дебюсси, в которых автор ставит перед исполнителями новые задачи. Каждый отдельный этюд раскрывает конкретную техническую проблему.

В творческом наследии композитора есть и несколько произведений для камерного ансамбля.

До последних дней жизни Дебюсси не покидала слава. Музыкант, которого современники считали самым значительным композитором Франции, умер в Париже в 1918 году.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Клод Альбер Клод (Claude) Альбер (р. 23.8.1899, Лонглье), бельгийский биолог, цитолог. Окончил Льежский университет. Работал в Рокфеллеровском институте медицинских исследований (с 1929). В 1949-71 директор института Ж. Борде в Брюсселе, с 1970 заведующий лабораторией биологии клетки и

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ША) автора БСЭ

Из книги 100 великих композиторов автора Самин Дмитрий

Из книги Режиссерская энциклопедия. Кино Европы автора Дорошевич Александр Николаевич

Шапп Клод Шапп (Chappe) Клод (25.12.1763, Брюлон, департамент Сарта, - 23.1.1805, Париж), французский механик, изобретатель оптического телеграфа. В 1793 получил звание телеграфного инженера. В 1794 совместно со своими братьями построил первую линию оптического телеграфа между Парижем и

Вагнер и Дебюсси Вот почему с таким сильным воодушевлением приветствовали символисты «божественного Рихарда Вагнера в ореоле вершителя таинства». Властное и безраздельное его господство питало ревнивые мечты мастеров словесного и пластического искусства.

Из книги автора

Жан-Клод Килли (Родился в 1943 г.)Французский горнолыжник. Чемпион Xзимних Олимпийских игр в Гренобле (Франция), 1968 годКогда Жана-Клода Килли спрашивали, как стать великим горнолыжником, он отвечал: «Первым приходи на гору и последним уходи с нее - вот единственный способ

Из книги автора

Клод Дебюсси (Debussy, Claude) Однажды преподаватель консерватории спросил юного Дебюсси: «Что же вы, юноша, такое сочинили? Это же против всех правил». Дебюсси не моргнув глазом ответил: «Для меня, как для композитора, нет никаких правил; что я хочу, то и правило».А спустя

Сериал «Детективное агентство «Лунный свет»» вышел в эфир в 1985 году на телеканале ABC. В названии заложена игра слов. Moonlighting — это не только собственно лунный свет, но и на жаргоне — «подработка», «халтура».

Без луны тоже дело не обошлось


Полный вариант песни из заставки сериала

О том, что новое шоу будет детективом, создатель сериала Гленн Гордон Керон узнал от руководства телеканала. «О да, еще один детектив, которого так не хватает американскому зрителю», — сказал Керон. Впрочем, на его мнение никто не обращал внимания. Спустя некоторое время им все же удалось договориться о создании «романтической линии» в повествовании.


Главные герои сериала Дэвид и Мэдди

Основным источником вдохновения для сюжета Керон называет «Укрощение строптивой» Уильяма Шекспира. Собственно, серия «Атомный Шекспир» является прямой пародией на классическое произведение, настоящей костюмной экранизацией.


Серия-пародия «Атомный Шекспир»

Пародия и гротеск стали фирменными чертами сценариев сериала. Здесь много элементов, которые можно было бы отнести к «сюрреалистичным». Часто актеры «ломают» четвертую стену. Обращаются к зрителям с экрана, обсуждают свои образы, действия, прописанные в сценарии, дискутируют о сюжете. В одной из серий, перед ее началом, исполнители главных героев обсуждают хронометраж отснятого материала, тем самым пытаясь «потянуть» время.


Герои обращаются к зрителям

Обращение к зрителям перед серией «The Dream Sequence Always Rings Twice» записал сам Орсон Уэллс. Это была его последняя съемка на телевидении. Он скончается через неделю.


Орсон Уэллс предваряет серию

Орсон Уэллс появляется в сериале лично

Серия носила экспериментальный характер, часть ее была стилизована под черно-белый фильм. При этом это была самая дорогая серия, снятая на телевидении, на тот период. Ее бюджет составил 2 миллиона долларов. Фильм-нуар, триллер, комедия и телешоу — все эти жанры были спародированы в сериале. Собирались даже снимать эпизод-вестерн, но идея так и не была реализована. Подобные стилизации стали отличительной чертой сериала. Зритель никогда не знал, как будет развиваться сюжет дальше.


Серия «The Dream Sequence Always Rings Twice»

Актеры могли выйти из мизансцены на съемочную площадку, показав изнанку декораций сериала. В повествование могут включить процесс кастинга актеров на одну из ролей. А в серии, завершающейся забастовкой сценаристов, актеры вынуждены на ходу придумывать свой собственный текст.


Самоирония — главный козырь сериала

Съемки сериала «Детективное агентство «Лунный свет»» были очень сложными

Съемки сериала не были безоблачными. Давали о себе знать характеры главных действующих лиц, да и сам процесс был очень непростым. Часто создатели просто не успевали вовремя отснять серию. У них было несколько выходов: включить элементы воспоминаний главных героев в сюжет (читай: показать фрагменты прошлых серий) или просто задерживать выход в эфир. Последнее случалось так часто, что в эфир запустили промо-ролик, в котором были изображены продюсеры, ожидающие новую серию. Впрочем, это был самый изящный выход из ситуации.


Сериал стал знаковым шоу 80-х

В 1986 году был анонсирован эпизод сериала с элементами в 3D формате. Спонсором проекта стала компания Coca Cola. Очки для просмотра (изготовили 40 миллионов пар) должны были распространяться с периодической прессой. Но из-за забастовки сценаристов этот эпизод так и не был подготовлен к эфиру.


Обложка пресс-кита 3D серии


Разворот пресс-кита 3D серии

Вупи Голдберг, Пирс Броснан, жена Брюса Уиллиса Дэми Мур — вот далеко не полный список «приглашенных звезд», снимавшихся в сериале. Они могли быть сами собой или исполнять какую-то роль. К примеру, однажды в сериале засветился Рокки Бальбоа. Но самым неожиданным гостем шоу, безусловно, был Тимоти Лири.

Тимоти Лири снялся в эпизоде «Детективного агентства «Лунный Свет""

Сериал закрыли из-за снижения рейтингов. Их причиной посчитали разрешение и завершение основной романтической линии. Но стоит отметить, что были и более веские причины. Беременность Сибилл Шеперд, кинокарьера Брюса Уиллиса и их напряженные отношения на съемочной площадке сыграли свою роль. Не так давно прошел слух о возможной киноверсии сериала. Потянет ли современная киноиндустрия такую свободу самовыражения — это еще вопрос.

Шоу пользовалось популярностью у зрителей. И заслужило любовь и признание профессионалов. Так, одна из серий мультсериала «Элвин и Бурундуки» пародирует стиль «Детективного агентства «Лунный свет»».


Фрагмент серии «Dreamlighting» сериала «Элвин и Бурундуки»

Индийский телесериал «Один плюс один», вышедший на экраны в 1997 году, является неофициальной пародией на «Детективное агентство «Лунный свет»».


Модельер Игорь Чапурин представляет коллекцию, вдохновленную сериалом

Коллекция отечественного дизайнера Игоря Чапурина «Весна-Лето 2017» была вдохновлена эстетикой 80-х годов и была посвящена знаменитому сериалу. Она так и называлась — «Moonlighting».

Сюита для фортепиано:

1. «Прелюдия» (Prélude)
2. «Менуэт» (Menuet)
3. «Лунный свет» (Clair de lune)
4. «Паспье» (Passepied)

Трудно с уверенностью говорить о «Бергамасской сюите » (Название, очевидно, не от старинного итальянского танца, а от термина Верлена («...masques et bergamasques...» в «Clair de lune» из первой серии «Fetes galantes».), поскольку это произведение, возникшее первоначально в 1890 году, не раз переделывалось и комплектовалось, получив окончательный вид только в 1905 году, в эпоху полной зрелости Дебюсси .

В первой, второй и четвертой частях «Бергамасской сюиты» («Прелюдия », «Менуэт » и «Паспье ») сильны неоклассические тенденции. В Прелюдию и Менуэт, вероятно, было внесено особенно много позднейших переделок и доделок - эти части сильнее всего отражают позднейший стиль Дебюсси. Подобное столкновение старого с новым делает их несколько надуманными. Паспье более наивно и свежо (хотя и более многословно, менее компактно по форме), поскольку здесь Дебюсси дальше от стилизации и свободнее пользуется найденными импрессионистскими контрастами и пятнами красок.

Но лучшей частью сюиты следует, конечно, назвать ноктюрн «Лунный свет » (быть может, это - та часть, которая называлась первоначально «Сентиментальной прогулкой»). «Лунный свет» - одно из самых обаятельных вдохновений нежного и хрупкого романтизма раннего Дебюсси, который еще очень осторожно пользуется гармоническими средствами, но уже находит среди них весьма тонкие и изысканные.

В музыке этой пьесы несомненно изображение струящейся воды (что сближает ее с пьесой «На лодке» из «Маленькой сюиты »), но эмоциональное содержание гораздо глубже и поэтичнее. «Струистость» всего лирического пейзажа поразительно пластична, форма неторопливо развертывается и замыкается с редкой естественностью и мягкостью. Мелос, при всей своей текучести, все-таки образует очень заметный и остающийся в памяти рисунок крупных, плавных волн благодаря секвенционным повторениям и усилениям основных попевок, а также благодаря ясным кульминациям. Несмотря на вероятные позднейшие усовершенствования пьесы, ранний Дебюсси повсюду чувствуется лирико-романтическими акцентами, позднее утраченными. Вновь приходит на память возможный прообраз этой музыки, и далекий и близкий по своему эмоциональному строю,- далекий в плане драматической напряженности, но близкий в плане поэтической одухотворенности. Это - дуэт Марины и Самозванца из «

Цель урока: Расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.

Задачи урока:

  1. Развитие творческого мышления, внимания и памяти.
  2. Сопоставление и выявление сходных и различных черт в музыке разных композиторов.
  3. Освоение навыков пластического интонирования.
  4. Закрепление умения определять на слух средства музыкальной выразительности.

Музыкальный материал: Л. ван Бетховен Соната для фортепиано №14 “Лунная”, К. Дебюсси “Лунный свет”.

Оборудование для урока:

  1. Фортепиано.
  2. DVD плеер. телевизор или видеопроектор.
  3. Портреты Л. Бетховена, Дж. Гвиччарди, К. Дебюсси.
  4. Аудиозаписи “Лунной” сонаты Бетховена, “Лунного света” Дебюсси.
  5. Бетховен Л. Соната для фортепиано№14 “Лунная” – клавир.
  6. Цветные карточки (цветной картон).

Структура урока:

  1. Организационный момент. Основной этап урока.
  2. Беседа.
  3. Слушание и анализ музыкального произведения (“Лунная соната” Бетховена).
  4. Пластическое интонирование.
  5. Слушание и анализ музыкального произведения (“Лунный свет” К. Дебюсси).
  6. Просмотр видеоролика на музыку Дебюсси, анализ, сравнение.
  7. Составление цветной палитры лунного цвета (аппликация).
  8. Итог урока. Обобщение и закрепление полученных знаний.

Ход урока

1.

Учитель: (приложение: презентация – слайд №2).

Погружаясь в сон глубокий, душу
На простор ночной я отпущу, –
Полетать над морем и над сушей,
Над пустыней и в густом лесу.
Ночь укрыла землю покрывалом
Снов, фантазий, сказок и мечты…
Звезды и луна глядят устало,
Охраняя мир, покой и сны.

Наш сегодняшний урок я не случайно начала стихами, так как посвящен он будет самому загадочному, романтическому, сказочному и поэтичному времени суток. Героиня нашего урока – прекрасное и завораживающее ночное светило, царица ночи – её величество Луна. Наш урок мы назовем “Лунная мелодия”, потому что сегодня мы услышим произведения композиторов разных эпох, стран, но все эти произведения посвящены луне.

2.

Для начала, предлагаю вам поиграть в ассоциации. Какие мысли, эмоции, переживания вы испытываете при словах Ночь, Луна? Какие ассоциации у вас связаны с этими понятиями?

Ответы детей.

(Далее на слайде презентации (приложение: презентация – слайд №3 ) появляются слова, которыми могут ассоциироваться с ночным пейзажем: “загадочность”, “романтика”, “опасность”, “страх”, “фантастика”, “холодность”, “волшебство”, “одиночество”, “таинственность”, “веселье”, “свет”, “радость”, “бодрость” и т.д. Предложить детям выбрать подходящие слова).

Суммируя ответы детей и слова на карточках.

Учитель: Разные люди воспринимают луну и ночь по-разному: для некоторых – время опасности, тревоги и одиночества, а для других – самое романтичное время суток, когда поэты пишут стихи, творится волшебство, встречаются влюбленные.

Луне посвящали свои творения многие художники, музыканты, поэты. Сейчас мы отправимся в музыкальное путешествие и услышим музыку великого немецкого композитора Людвига ванн Бетховена.

(Приложение: презентация – слайд №4 )

Учитель: Посмотрите на портрет композитора. Как вы думаете, какой характер у человека, изображенного на портрете? Какую жизнь он прожил?

Ответы детей.

Учитель: во взгляде Бетховена мы ощущаем суровость, строгость, Перед нами человек несгибаемой силы духа, силы характера, потому что вся жизнь композитора была нескончаемой борьбой с судьбой, с тяжелым недугом, которым он страдал с 25 лет. Это была глухота. Для композитора потерять слух – приговор, конец творческого пути!.. Но только не для Бетховена: своими произведениями он вновь и вновь доказывал человечеству, что он не покорится своему недугу, своей судьбе.

Бетховен родился в Германии, в небольшом городе Бонне. Примерно в 20 лет он переезжает в Вену – столицу Австрии. Где живет до конца своих дней. В Вене он познакомился с прекрасной юной девушкой – 16-летней Джульеттой Гвиччарди. Бетховен влюбился в эту красавицу (приложение: презентация – слайд №5 ), и это, конечно, льстило юной Джульетте. Имя своей возлюбленной Бетховен обессмертил, посвятив ей одно из самых известных своих произведений – Сонату для фортепиано № 14, которая получила название “Лунная”. “Лунная соната” – это размышления композитора наедине с природой, где он раскрывает свои чувства к Джульетте Гвиччарди. Перед прослушиванием вопросы, нацеливающие на восприятие:

А) Характер музыки, образы. Какое настроение передано в музыке?
Б) Любила ли Джульетта Бетховена? Как развивались их отношения?

(Приложение: презентация – слайд №6 )

Зимний вечер окна разукрасил,
На снежинки небо расколол.
Лунный свет, как музыка , прекрасен
На дома замерзшие сошел.
И звучала “Лунная соната”,
Будто светлый ангел прилетел…
Людвиг Ван Бетховен сам когда-то
У окна холодного сидел:
Был такой же темный зимний вечер,
Может, кот пушистый рядом спал.
И, накинув теплый плед на плечи,
Композитор музыку писал.
Было небо в звездах, как в алмазах,
Лунный свет – богемское стекло,
А дома в снежинках, будто в стразах,
И искрилось в хрустале вино.

Прослушивание “Лунной сонаты” в аудиозаписи.

Ответы детей на поставленные перед прослушиванием вопросы. Обобщение учителем сказанного детьми.

3. Пластическое интонирование.

Учитель исполняет на фортепиано начальный период “Лунной” сонаты”. Далее идет разговор о характере аккомпанемента (3 восходящие ноты, напоминающие движение волн) и об особенностях мелодической линии (тема на высоте одной ноты, исполненная в пунктирном ритме, придаёт музыке мужественный характер, но с оттенком отчаяния). Детям предлагается в пластических движениях передать особенности рисунка мелодии и гармонии. Для этого дети делятся на 3 группы: “гармонии” и “мелодии” и “басового голоса”.

Группа “гармонии”:

Плавными движениями рук, похожими на движения волн, воспроизводит в воздухе восходящую направленность звуков арпеджио. В процессе “интонирования” оценивается точное соответствие движений рук и звуков гармонии, выразительность жестов.

Группа “мелодии”:

Собранной ладонью на одной высоте “интонирует” звуки мелодического голоса. Оценивается точное воспроизведение пунктирного ритма, выразительность жестов.

Группа “баса”: нисходящие, плавные движения рук, как бы “погружаясь” в глубину.

4.

Учитель: Итак, наше музыкальное путешествие по “лунному пути” продолжается. На этот раз мы отправляемся во Францию начала ХХ века.

В это время по всей Европе начинает распространяться новое направление в живописи с очень красивым, но сложным названием – ИМПРЕССИОНИЗМ (Приложение: презентация – слайд №7 ). Картины художников – импрессионистов – Клода Моне, Огюста Ренуара и других (Приложение: презентация – слайды №8, 9, 10 ) – были полны ярких красок, света; свои картины художники всегда рисовали на улице, на лоне природы, поэтому мы будто ощущаем дуновение ветра, колыхание листвы деревьев, биение теплого воздуха, буйство красок природы.

Вы спросите, как же импрессионизм в живописи связан с музыкой и, тем более, с луной? На наших предыдущих уроках мы с вами не раз говорили о том, что все виды искусства взаимосвязаны между собой, что между живописью, архитектурой, поэзией и музыкой много общего! Так вот, импрессионизм зародился в живописи, а проявил себя ещё и в музыке. Одним из композиторов – импрессионистов был француз (Приложение: презентация – слайд №11 ). Своим музыкальным произведениям Дебюсси любил давать очень поэтичные, “живописные” названия: “Следы на снегу”, “Опавшие листья”, “Море: от рассвета до полудня”. Действительно, будто это не музыкальное произведение, а картина, написанная не красками, а звуками! Обратите внимание, что многие произведения Дебюсси связаны с картинами природы.

Сегодня мы услышим, и даже увидим одно из произведений К. Дебюсси. Оно, так же, как и соната Бетховена, посвящено ночи. Название произведения – “Лунный свет”.

Перед прослушиванием вопросы, нацеливающие на восприятие:

  1. Какой инструмент солирует в этом произведении?
  2. Характер, настроение музыки (нежный, спокойный, умиротворенный, безмятежный)

Прослушивание аудиозаписи “Лунного света” Дебюсси (переложение для арфы).

Ответы детей на поставленные ранее вопросы. Ведётся разговор об арфе и соответствии её тембра музыке К. Дебюсси. (Приложение: презентация – слайд №12 )

5.

Учитель: Наше второе прослушивание мы совместим с просмотром видеоролика на музыку Дебюсси.

Ваша задача – полностью погрузиться в музыку, насладиться её звучанием. А ещё самые внимательные ребята наверняка услышат некоторое различие между первым и вторым вариантом исполнения (в видеозаписи переложение для фортепиано). Представьте, что вы художник-импрессионист. Перед вами палитра с красками. Вы хотите нарисовать ночной пейзаж с отблесками лунного света на морской глади, на листьях деревьев и т.д. Ваша картина станет иллюстрацией к музыке, которую вы сейчас услышите. Краски какого цвета будут преобладать на вашей картине?

Просмотр видеоролика на музыку К. Дебюсси (переложение для фортепиано). (Видеоролик на музыку “Лунный свет” Дебюсси представлен в авторском видеопособии “Волшебный экран”). Варианты видеоряда можно выбрать, пройдя по ссылке

http://video.yandex.ru/search.xml?text=%D0%BB%D1%83%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82+%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D1%8E%D1%81%D1%81%D0%B8

Ответы детей.

6.

Учитель, подводя итог ответам детей:

Светлая музыка Дебюсси определяет и цветовую гамму иллюстраций к “Лунному свету” – приглушенные тона, оттенки серебристого, желтого. Видеоролик наполняет нас покоем, умиротворенность. Здесь нет места страстям, драматизму “Лунной сонаты” Бетховена.

7.

Составление цветовой палитры. Детям раздаются разноцветные карточки. Задача: выбрать те цвета, которые могли бы быть использованы для иллюстрации к музыке Дебюсси. Необходимо составить небольшую композицию из выбранных карточек.

Ответы детей с пояснением и рассказом об их композиции.

8.

Мы послушали два произведения, по сути, с одинаковым названием двух композиторов разных эпох, стран, художественных направлений. Удивительно, как по-разному воспринимают композиторы одни и те же явления природы, времена года, времена суток! Каждый вкладывает свой смысл, свое наполнение в музыку, исходя из своего жизненного опыта, характера. Я уверена, что ваши творения на тему луны также будут отличаться друг от друга. Наша прогулка “под луной” подходит к концу, и мне бы хотелось проверить, как вы запомнили новый материал (быстрый опрос по пройденной теме: презентация – слайд №13 ):

  1. Как звали Бетховена?
  2. В каком веке он жил?
  3. В какой стране он жил?
  4. Каким недугом страдал Бетховен?
  5. Какое название носит Соната № 14?
  6. Кому она посвящена?
  7. Как звали Дебюсси?
  8. В каком веке он жил?
  9. В какой стране он жил?
  10. Какое художественное направление он представляет?
  11. Как переводится “импрессионизм”?
  12. Какое произведение вам больше понравилось?

Домашнее задание: Из цветных карточек сделать аппликацию “Лунный свет”.

 

 

Это интересно: