→ Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир. В какой момент жизни Андрей Болконский (Л. Н. Толстой «Война и мир») разочаровался в своей мечте о славе и подвигах? Действие романа война и мир охватывает период

Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир. В какой момент жизни Андрей Болконский (Л. Н. Толстой «Война и мир») разочаровался в своей мечте о славе и подвигах? Действие романа война и мир охватывает период

«Война и мир» - центральное произведение в творческом наследии Толстого, над которым писатель работал в течение 7 лет. К моменту создания окончательного варианта романа во многом изменились его замысел и характеристики героев: первоначально автор замыслил произведение о вернувшемся после амнистии 1855 года декабристе Петре и его жене Наталье, однако постепенно первоначальный замысел преобразился – расширились границы действия романа во времени и в пространстве, наряду с романным, в произведении толстого ярко выражено эпопейное начало. Авторская задача – понять и осмыслить свою современность через историю.

В основу романа-эпопеи положены события, особо важные для истории народа; переломные, рубежные эпохи, открывающие важные закономерности исторического развития страны. Предметом изображения Толстого явилась сама история, представленная как единый жизненный поток, совмещающий сцены сражений и любовных мечтаний героев, исторических встреч монархов или полководцев и частных радостей и страданий. В этом движении оказываются естественными проявлениями самой жизни и крик новорожденного Николеньки Болконского, и стоны раненых на Бородинском поле, и смех Наташи Ростовой, и слезы Кутузова, узнавшего, что французы ушли наконец из разоренной Москвы. История предстает в романе Толстого живой, движущейся, созидающейся на наших глазах, этот единый жизненный поток органично включает в себя авторские комментарии и размышления, а потому прошлое кажется в романе не отдаленным от нас, а приближенным, современным, многое открывающим в сегодняшней жизни.

Действие романа-эпопеи охватывает значительный временной период и происходит на обширном пространстве, и, как следствие этого, произведение этого жанра особенно велико по объему и сложно по построению. Время действия в произведении Толстого охватывает 15 лет: роман открывается сценой вечера в доме Анны Павловны Шерер в 1805 году и заканчивается изображением частной жизни Пьера Безухова и Наташи Ростовой, Николая Ростова и Марьи Болконской в 1820 году. Огромный исторический и жизненный материал романа составит три основных пласта: 1805-1811 годы – это сложные французско-русские отношения начала 19 века, стремление главных героев к счастью, обретения и потери на этом пути; кульминация романа – война 1812 года, в пожаре которой соединились разные судьбы и частные жизни; продолжение духовных поисков героев после этого общенационального события, которое предопределило дальнейшую историю и целой страны, и отдельных людей.

На страницах романа Толстой создает ёмкий образ народа – некое единство духа во множестве разных индивидуальностей. Скрепляющей всю эпическую масштабность романа оказывается «мысль народная», которую Толстой называл «особенно любимой».

Изображение общенародного бытия в жанре романа-эпопеи совмещается с раскрытием глубин отдельной души; в существовании отдельной личности по-своему проявляется состояние всего мира; в частных, конкретных эпизодах жизни героев обнаруживаются глубинные закономерности истории. Романное начало в эпопее как раз и связано с изображением неповторимых судеб и характеров, сложными индивидуальными духовными исканиями героев.

Задание 2

Л. Н. Толстой написал автобиографическую трилогию:

1. « Детство. Отрочество. Юность»

2. « Детство. Юность. Мои университеты».

Задание 3

Какой временный период охватывает роман « Война и мир»:

  1. Время между Великой французской революцией и пожаром Москвы в войне 1912 годов.
  2. Время периода подготовка и проведения восстания декабристов.
  3. Период войны 1805 – 1812 годов.
  4. 1812 – 1825 годы.

Задание 4

Действие романа Л. Н. Толстого происходит во времена правления:

  1. Александра II.
  2. Николая II.
  3. Александра I
  4. Екатерины II

Задание 5

1. На балу

2. Во время приезда к армии после разгрома нашествия Наполеона.

3. Во время смотра перед Аустерлицким сражением.

Задание 6

Патриархальное московское дворянство представлено в образах (найдите лишнее):

  1. Графини Безуховой.
  2. Дарьи Дмитриевны Ахросимовой.
  3. Семьи Ростовых.

Задание 7

Л. Н. Толстой показал в романе « Война и мир» два полюса в историческом облике крестьянства крепостнической России. Найдите соответствие:

1. Философия фатализма, смирения, покорности, призвания узаконенности своего положения.

2. чувство долга перед Родиной, бунтарство, осознание собственной значимости.

 Лаврушка, Тихон Щербатый

 камердинер князя Тихон, Платон Каратаев

Задание 8

Что больше отражает недовольство крепостных крестьян в романе:

  1. Монотонное возрастание.
  2. Нарастание и спад, возращение к прежнему уровню и стабильность положения.

Задание 9

Ярко прозвучала в романе тема « двух наций», показавшая читателю истинных и «ложных» патриотов России. Найдите соответствие:

1. А. Курагин, Б. Трубецкой, А. П. Шерер, графиня Безухова.

2. Тушин и Тимохин, А. Болконский, Тихон Щербатый.

 истинные патриоты

 «ложные» патриоты

Задание 10

Драматический путь духовного развития какого героя романа был типичен для передовой молодежи эпохи формирования декабристов:

1. Анатолия Курагина.

2. Бориса Друбецкого.

3. Николая Ростова.

4. Андрея Болконского.

Задание 11

Борьба духовного с чувственным лежит в основе внутреннего развития:

  1. Пьера Безухова.
  2. Анатоля Курагина.
  3. Бориса Друбецкого.

Задание 12

Кого из героев романа. Типичного представления первой четверти XIX века, А Герцен назвал « дрянью Александровского поколения»:

  1. А. Болконского.
  2. Б. Друбецкого.
  3. Д. Долохова.

Задание 13

Какое из событий 1812 года не появилось эпизодом народной войны:

  1. Смоленское отступление.
  2. Бородинское сражение.
  3. Тарутинское сражение.
  4. 4. Партизанское движение.

Задание 14

Эпилог – это:

  1. дополнительный элемент композиции, отделенный от основного повествования и следующий после его завершения.
  2. Дополнительный элемент композиции, предшествующий завязке.
  3. Относительно короткий текст, помещенный автором перед началом произведения и призванный кратко выразить основное содержание или идейный смысл следующего за ним произведения.

Задание 15

После войны 1812 года многое изменилось, и представители русской интеллигенции в 1825 году оказались по разные стороны баррикад. Один из героев романа в эпилоге так сформулировал задачи общества: « мы только для того, чтобы Пугачев не пришел заразить и моих и твоих детей и чтоб Аракчеев не послал меня в военное поселение». Кому принадлежат эти слова:

  1. Д. Долохову.
  2. Пьеру Безухову.
  3. Николаю Ростову.
  4. Денисову.

Задание 16

Кому принадлежит следующее портретные характеристики:

  1. «… Был неуклюж, толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками. Он, как говорится, не умел войти в салон и ещё менее умел из него выйти… »
  2. «… был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами… с усталым, скучающим взглядом».
  • Князь Андрей

Задание 17

Кому принадлежит столь противоречивые. На первый взгляд, высказывания о Наполеоне:

  • Наполеон велик, потому что он встал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати - и только потому приобрел власть .
  • Как, какою связью был он соединен с тем великим событием, которое было предсказано в Апокалипсисе, он не знал. Но он ни на минуту не усомнился в этой связи… но он решил положить придел власти зверя… прекратить несчастия Европы».
  1. А. Болконскому.
  2. Денисову
  3. Н.Ростову
  4. П. Безухову.

Задание 18

О какой войне приведено высказывание Пьера Безухова:

«Если б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу, но … против величайшего человека в мире … это нехорошо».

  1. Война 1805 года
  2. Война 1807 года
  3. Война 1812 года
  4. Война 1805-1807 годов

Задание 19

Что такое счастье? Герои романа понимают его по своему. Определите, кому принадлежат следующие высказывания:

  1. «Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того – свобода выбора занятий, то есть образа жизни.»
  2. « … Ему пришло в Глову, что ему-то именно предназначено вывести армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе».
  • Пьер Безухов
  • Андрей Болконский

Задание 20

Князь Андрей взволнованно думает о своей личной славе: «Но где же она? Как выразится мой Тулон? В каком из эпизодов, по вашему мнению, герой пытается реализовать свои мечты о славе:

  1. Он не избегал опасности, « шагая через тела и под страшным огнем французов», помог забытому капитану Тушину и отдал ему должное как герою дня.
  2. В ночь перед генеральным сражением он почувствовал приближение своего Тулона, в мечтах нему представлялись фантастические успехи, гениальные решения, которые он принимает и которые приносят спасение армии, а ему – славу...

Задание 21

Во время какого сражения состоялась встреча княхя Андрея и Наполеона, которая имела огромное значение в судьбе героя:

«Он не знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполен казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками».

  1. Аустерлицкое сражение
  2. Шенграбенское сражение
  3. Бородинское сражение
  4. Красненское сражение

Задание 22

По приведенным портретным характеристикам определите, кому они принадлежат:

  1. «Вся фигура была круглая, голова. . . спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носи, как всегда собираясь обнять что-то, были круглые», ему «должно быть было за пятьдесят лет».
  2. «Вся потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют живущие в холе сорокалетние люди».
    • Наполеон
    • Платон Каратаев

Задание 23

Кто из героев романа «Война и мир» не ступит на Сенатскую площадь, согласно своим убеждениям:

«Тайное общество – враждебное и вредное, которое может породить только зло. . . долг иприсяга превыше всего». «Вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить – ни на секунду не задумаюсь и пойду».

  1. Пьер Безухов
  2. Н. Ростов
  3. А. Болконский
  4. Денисов

1. во время приезда в имение отца
2. после Бородинского сражения
3. после сдачи Москвы
4. после ранения под Аустерлицем
5. после получения письма от Наташи Ростовой
8.

Укажите ряд любимых героев Л. Н. Толстого :

1. Анатоль Курагин, Борис, Берг
2. Николай Ростов, Долохов, Вера
3. Элен Безухова, Трубецкой, Наполеон
4. Князь Андрей, Пьер Безухов, Наташа Ростова
5. Жюли Карагина, Петр Ростов, капитан Тушин
9.

«Война – это кровь, страдания и смерть» (Л. Н. Толстой). Это слова из:

1. романа «Война и мир»
2. «Севастопольских рассказов»
3. рассказа «Три смерти»
4. «После бала»
5. романа «Воскресение»
10.

Л. Н. Толстой считал единственным средством исправления окружающего мира

1. революцию
2. нравственное самоусовершенствование
3. реформы
4. просвещение народа
5. влияние церкви
11.

Кто из героев романа «Война и мир» погибает а первом бою?

1. Николай Ростов
2. Анатоль Курагин
3. Петя Ростов
4. Долохов
5. Тушин
12.

Как называется имение, в котором жили Л. Н. Толстой и его семья?

1. Михайловское
2. Вешенское
3. Ясная Поляна
4. Шахматово
5. Спасское-Лутовино
13.

Когда у Л. Н. Толстого зародилась мечта о всеобщем счастье людей?

1. в детстве в Ясной Поляне
2. во время учебы в Казанском университете
3. во время Крымской кампании
4. в период педагогической деятельности Л. Толстого
5. в последний период жизни и творчества
14.

Героем своей повести (имея в виду «Севастопольские рассказы») Л. Н. Толстой называет:

1. князя Гальцина
2. правду
3. штабс-капитана Михайлова
4. Калугина
5. Проскухина
15.

Кульминацией романа Л. Н. Толстого «Война и мир» является:

1. война 1805-1807 годов
2. Шенграбенское сражение
3. Бородинское сражение
4. Аустерлицкое сражение
5. Красненское сражение
16.

Раненый князь Андрей Болконский (Аустерлицкое сражение) думает: «Как же я не видал прежде …». Какие слова пропущены из романа «Война и мир» Л. Н. Толстого? 1. этого ужаса
2. этих страданий
3. этих людей
4. этого высокого неба
5. этой славы
17.

К «мудрецам» в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого можно отнести следующий ряд героев:

1. Наполеон, Пьер Безухов, Андрей Болконский
2. Тушин, Кутузов, Каратаев
3. Князь Николай Болконский, Николай Ростов, Пьер Безухов
4. Николай Ростов, Анатоль Курагин, Долохов
5. Сперанский, Наполеон, Каратаев
18.

Какое стихотворение Н. А. Некрасова стало откликом на «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого?

1. «В дороге»
2. «Рыцарь на час»
3. «Внимая ужасам войны»
4. «Пророк»
5. «Орина, мать солдатская»

Какие картины русской истории не отражены Л. Н. Толстым в романе «Война и мир»?



1. Аустерлицкое сражение
2. Бородинское сражение
3. восстание на Сенатской площади
4. Шенграбенское сражение
5. война 1805-1807 годов
20.

О ком идет речь в этом отрывке из романа «Война и мир» Л. Н. Толстого: «В глазах света он был большой барин, несколько слепой и смешной муж знаменитой жены, умный чудак, ничего не делающий, но и никому не вредящий, славный и добрый малый»?

1. Князь Василий Курагин
2. Анатоль Курагин
3. Долохов
4. Андрей Болконский
5. Пьер Безухов
21.

Кто из героев романа «Война и мир» проигрывает крупную сумму своему другу Долохову?

1. Пьер Безухов
2. Николай Ростов
3. штабс-капитан Тушин
4. Борис Друбецкой
5. Петя Ростов
22.

За кого выходит замуж княжна Марья в романе «Война и мир»? .

1. Николай Ростов
2. Анатоль Курагин
3. Ипполит Курагин
4. Пьер Безухов
5. Долохов
23.

Назовите два любимых толстовских женских образа в романе «Война и мир».

1. Наташа Ростова и Элен
2. Соня и Наташа Ростова
3. Княжна Марья и мадемуазель Бурьен
4. Княжна Марья и Наташа Ростова
5. Жюли Карагина и Элен
24.

Какая семья в романе «Война и мир» живет «умом сердца»?

1. Болконские
2. Курагины
3. Безуховы
4. Друбецкие
5. Ростовы
25.

Последний роман Л. Н. Толстого :

1. «Война и мир»
2. «Воскресение»
3. «Анна Каренина»
4. «Крейцерова соната»
5. «Отец Сергий»
26.

В каком произведении Л. Н. Толстого впервые прозвучала «наполеоновская» тема?

1. «Война и мир»
2. «После бала»
3. «Кавказский пленник»
4. «Набег»
5. «Севастопольские рассказы»
27.

Вторая часть трилогии Л. Н. Толстого о разных эпохах в жизни человека называется:

1. «Юность»
2. «Отрочество»
3. «Моя жизнь»
4. «Исповедь»
5. «Мои университеты»
28.

В 1860-е годы Л. Н. Толстой увлекается:

1. театром
2. педагогической деятельностью
3. революционной деятельностью
4. живописью
5. архитектурой
29.

Действие романа «Война и мир» охватывает период:



1. 20 лет
2. 25 лет
3. 15 лет
4. 10 лет
5. 30 лет
30.

В каком произведении Л. Н. Толстого отражены события Крымской войны, участником которой стал сам Толстой?

1. «Севастополь в мае»

2. «Набег»
3. «Кавказский пленник»
4. «Война и мир»
5. «Юность»

Укажите среди топонимических реалий романа Л.Н. Толстого "Война и мир" лишнее:

1. Никольское

2. Богучарово

3. Лысые Горы

" черные глаза, большой рот".

1. Наташа Ростова

2. Княжна Марья

3. Жена князя Андрея Лиза.

Отличительная особенность портретной живописи Л.Н. Толстого - закрепление за персонажем какой-то характерной черты внешнего облика. Определите по одному-двум штрихам к портрету персонаж романа "Война и мир":

" лучистые глаза, тяжелая походка".

1. Наташа Ростова

2. Княжна Марья

3. Жена князя Андрея Лиза

Отличительная особенность портретной живописи Л.Н. Толстого - закрепление за персонажем какой-то характерной черты внешнего облика. Определите по одному-двум штрихам к портрету персонаж романа "Война и мир":

" оголенные белые, полные плечи".

1. Наташа Ростова

2. Марья Болконская

3. Элен Курагина

Отличительная особенность портретной живописи Л.Н. Толстого - закрепление за персонажем какой-то характерной черты внешнего облика. Определите по одному-двум штрихам к портрету персонаж романа "Война и мир":

"плешивая голова, плоское лицо".

1. Василий Курагин

2. Николай Андреевич Болконский

3. Пьер Безухов

Hазовите, кому адресовано письмо, отрывок из которого приведен (роман Л.H.Толстого "Война и мир"): "Ваш сын, в моих глазах, с знаменем в руках, впереди полка пал героем, достойным своего полка и своего отечества. К общему сожалению моему и всей армии, до сих пор неизвестно - жив он или нет".

1. Отцу Андрея Болконского

2. Отцу Анатоля Курагина.

3. Отцу Hиколая Ростова

В кабинете какого героя романа Л. Н. Толстого "Война и мир" должны находиться следующие предметы: "токарный станок с разложенными инструментами и с рассыпанными кругом стружками"?

1. Князя Николая Андреевича Болконского

2. Маршала Даву

3. Пьера Безухова

Укажите ненужные предметы для кабинета князя Hиколая Андреевича Болконского:

1. токарный станок с разложенными инструментами и с рассыпанными кругом стружками

2. высокий стол для писания стоя

3. Большой стол, на котором стояли вазы с фруктами

- Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение). - События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов). - Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).

Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне). - Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.)

Огромное количество человеческих характеров.

Большая протяженность во времени (15 лет).

Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино

Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.

Основной приём композиции романа – антитеза. Её полюсы – Наполеон и Кутузов, воплощающие диаметрально противоположные философско-нравственные принципы. Все основные персонажи распределены между этими полюсами.

Антитеза – (от греч., antitesis – противоречие, противоположение) – противопоставление.

Отличительная черта композиции «Войны и мира» заключается в том, что писатель переносит действия с одного места в другое, переходит от событий, связанных с одной сюжетной линией, к событиям, связанных с другой линией; от частных судеб до исторических событий.

Чтобы резче оттенить особенности тех ли иных событий характера, писатель часто прибегает к методу контрастов (антитеза). Это выражено и в самом заглавии романа: война – мир, и в том жизненном материале, которых лёг в основу произведения. Контраст определяет изображения отдельных героев (Наташа Ростова и Элен Безухова, княжна Марья и Жюли Карагина), и исторические явления (Аустерлицкое сражение- Бородинская битва), исторических деятелей (Кутузов - Наполеон).



На принципе антитезы также вводятся в общую структуру произведения и образы двух городов – Москвы и Петербурга. Именно в Москве происходят основные значимые события романа. В этом городе живут любимые и наиболее дорогие Толстому герои: Ростовы, Безухов. Москва представлена в произведении душевным городом, близким, родным. В сложившейся героической ситуации Москва находится как бы на грани между войной и миром: если ее захватит Наполеон, то победит эгоистический произвол, а если отстоит Кутузов, то принцип единства, родового начала.

Петербург же выступает в роли неестественного, чужого города, его можно вынести за пределы "роевого" единства, образуемого жителями Москвы и самим городом. Война не затрагивает Петербург, но даже узнавая страшные новости из Москвы, жители города на Неве не делают никаких попыток помочь людям, оказавшимся в беде, и находятся вне героической ситуации.

Также выделению Петербурга из родового целого способствует один из существующих мифов о его основании – о том, что он построен по прихоти царя, а не по нуждам людей, и стоит на костях. Толстой не симпатизирует этому городу, а соответственно и тем героям, которые по желанию автор оказываются его жителями – постоянным посетителям салонов Анны Шерер и Элен

Контрастно сопоставлены в романе и типы человеческих натур – эмоциональные и идеологичные. Так, семья Болконских воплощает собой интеллектуальное и рациональное начало, семья Ростовых – эмоционально-интуитивное.

Само движение сюжета в романе обусловлено принципом «сцеплений» (Л.Н. Толстой), оставляющим впечатление мозаики событий. В произведении несколько сюжетных линий, пятьсот пятьдесят девять персонажей, среди которых есть и реальные исторические лица, и вымышленные герои, и безымённые персонажи («генерал, который приказал»). Обширны художественное время и художественное пространство «Войны и мира». Содержание романа охватывает большой период – с 1805-го по 1820-й год. Из России действие переносится в Пруссию, Австрию, Польшу, из Смоленска – в Москву, из Петербурга – в деревню. Перед нами предстают дворец императора, салон Анны Павловны Шерер, особняк умирающего графа Безухова, имение Ростовых в Отрадном, дом Болконских в Богучарове, крестьянская изба в Филях, поля Аустерлицкого, Шенграбенского и Бородинского сражений, походные палатки солдат.

В центре романа лежит хроника жизни трех дворянских семейств – Ростовых, Болконских и Курагиных. При этом в жизни каждого из семейств есть свои кульминационные события. Так, эпизоды, рисующие увлечение Наташи Анатолем, ее отказ князю Андрею Толстой оценивал как «самое трудное место и узел всего романа». Так же считали и читатели. «Главный интерес книги, как романа, – писал В.Ф. Одоевский, – начинается именно с этой кульминации. И добавлял: «Любопытна развязка». Однако сам автор заметил, что в романе «смерть одного лица только возбуждала интерес к другим лицам и брак представлялся большей частью завязкой, а не развязкой интереса». Смерть графа Безухова, женитьба Пьера на Элен, неудавшееся сватовство князя Василия – таким образом, важные исходные, но не определяющие сюжетные моменты произведения. При этом личная жизнь героев неразрывно связана с важнейшими историческими событиями эпохи.

Течение частной жизни в романе органически сливается с сюжетом историческим. «Три главных исторических события составляют стержневую линию развития сюжета. Завязка – 1805-й год, начало войны с Наполеоном, период, главными событиями которого являются Аустерлицкое и Шенграбенское сражения. <…> Эти события первого военного этапа предваряют эпопею народной войны 1812 года и служат завязкой дальнейшего развития жизни героев – Андрея Болконского, Николая Ростова, Долохова и других. 1812-й год, Бородинское сражение – кульминационный пункт романа»

Бородинское сражение и оставление Москвы – это целая эпоха в духовном развитии героев, своеобразный фокус, в котором сходятся их судьбы. Именно с этим событием связано формирование у них новых качеств, новых взглядов на мир, общество. Через испытание огнем, страданиями, смертью проведены все главные герои романа. Незадолго до Бородинской битвы умирает старик Болконский, тяжело переживает его смерть княжна Марья. 1812 год многое меняет в жизни Пьера Безухова. Это период восстановления душевной целостности, приобщения его к «общему», утверждения в душе его чувства гармоничности жизни. Большую роль здесь сыграло посещение Пьером батареи Раевского во время Бородинской битвы и пребывание его во французском плену. Находясь на Бородинском поле, среди бесконечного грохота пушек, дыма снарядов, визга пуль, герой испытывает чувство ужаса, смертельного страха. Солдаты же кажутся ему сильными и мужественными, в них нет страха, боязни за свою жизнь. Сам патриотизм этих людей, казалось бы неосознанный, идет из самой сути натуры, поведение их просто и естественно. И Пьеру хочется стать «просто солдатом», освободиться от «бремени внешнего человека», от всего искусственного, наносного. Впервые столкнувшись с народной средой, он остро чувствует фальшь и ничтожество мира светско-условного, чувствует ошибочность своих прежних взглядов и жизненных установок. Бородинская битва становится судьбоносной для князя Андрея. В бою он получает тяжелое ранение, после чего его оперируют. Здесь герой снова ощущает близость смерти, и происходит перелом в его мировосприятии. После перенесенных страданий он чувствует «блаженство, давно не испытанное им». Сердце его наполняет не испытанное им ранее чувство христианской любви, он окончательно преодолевает свое тщеславие, эгоизм, аристократические предрассудки. Он испытывает жалость и сострадание, увидев раненого, лежащего рядом Анатоля. «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал бог на земле…» – все это открывается вдруг князю Андрею. Болконский умирает, и смерть его становится величайшим горем для княжны Марьи и Наташи. Наконец, Бородинская битва становится переломным событием в развитии исторической темы, символизируя победу России.

Развязка романа – победа над Наполеоном, поражение французов и зарождение новых идей в русском обществе. Эти события определяют личные судьбы героев, не заслоняя, однако, у писателя человеческой личности. исторические события показаны у Толстого сквозь призму различных судеб и характеров.

Большую роль в романе играют авторские отступления, в которых раскрываются философские и религиозно-этические взгляды Толстого, его мысли об историческом процессе. Философская проблематика авторских отступлений – это устройство мира и место человека в нем, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости в судьбе человека, истинные и ложные ценности в жизни. В романе Толстой раскрывает свои взгляды на войну 1812-го года, на ее участников. В основе этих взглядов – исторический фатализм (личность не играет роли в историческом процессе). История, по мнению писателя, представляет собой движение огромных человеческих масс (главным героем романа Толстой считал русский народ, отмечая, что более всего ценил в «Войне и мире» «мысль народную»).

Композиционная роль авторских отступлений различна. Так, в третьей части автор рассуждает о войне 1812-го года как о войне народной, освободительной, и это отступление играет роль своеобразного обобщения художественных глав. Введение публицистических и философских рассуждений автора «расширяет границы повествования и одновременно объединяет в одно органическое целое исторический, философский роман и психологический «очерк нравов».

Стоит отметить, что авторский голос «безраздельно господствует в романе. Автор всеведущ, он возвышается над героями и событиями на недосягаемую высоту. По определению М. Бахтина, роман Толстого «монологический» (в отличие от «полифонического», или «многоголосного», романа Достоевского)»

Таким образом, еще раз отметим художественное своеобразие «Войны и мира». Толстой создал произведение, органично сочетающее черты эпопеи, исторического романа, хроники, очерка нравов, щедро напитав его философской проблематикой и психологическим анализом. Роман не имеет единой интриги, мы видим несколько сюжетных линий, каждая из которых соотнесена с важнейшими историческими событиями эпохи. Жизнь у Толстого представлена во всем многообразии. Все эти художественные свойства сделали роман шедевром мировой литературы.

Творчество Т. знаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост между традициями классического романа 19 в. и литературой 20 в. Реализму Т. свойственны особая откровенность тона, прямота и вследствие этого сокрушит, сила и резкость в обнажении социальных противоречий. Непосредственная эмоциональная заразительность, умение воссоздать саму "плоть жизни" сочетаются в толстовском творчестве с гибкой и острой мыслью, глубоким, предельно искренним психологическим анализом. Здоровый, полнокровный реализм Т. стремится к сочетанию анализа и синтеза, тяготеет к целостному осмыслению мира, осознанию законов, по которым движется жизнь человека. Не доверяя сложившимся мнениям и предрассудкам, Т. на всё хочет взглянуть заново и по-своему; отбрасывая разные виды литературных штампов, он строит своё искусство лишь на том, что сам видел, понял и угадал. Т. захватывают духовное бытие личности, напряжение ищущей мысли, тревоги совести. Но его реализму свойственны и пластическая лепка характеров, яркая словесная живопись в картинах быта, исторических и жанровых сценах.

Реализм Т., тесно связанный с национальной русской традицией, развивший и закрепивший её, несёт в себе и огромное общечеловеческое содержание. Традиции реализма Т. были восприняты и усвоены молодой советской литературой. Они до сих пор остаются для советских писателей одними из наиболее важных и жизнеспособных традиций классического наследия.

Т. оказал огромное влияние на эволюцию европейского гуманизма, на развитие реалистических традиций в мировой литературе. Во Франции Ромен Роллан, Ф. Мориак и Р. Мартен дю Гар, в США Э. Хемингуэй и Т. Вулф, в Англии Дж. Голсуорси и Б. Шоу, в Германии Т. Манн и А. Зегерс, в Швеции А. Стриндберг и А. Лундквист, в Австрии Р. М. Рильке, в Польше Э. Ожешко, Б. Прус, Я. Ивашкевич, в Чехословакии М. Пуйманова, в Китае Лао Шэ, в Японии Токутоми Рока - каждый по-своему испытал на себе влияние творчества Т. Велико было воздействие Т. на культуру Индии и на деятельность М. Ганди. Произведения Т. бесчисленное количество раз экранизировались и инсценировались в СССР и за рубежом. Пьесы Т. многократно ставились на сценах всего мира.

Изучение творчества Т. в отечественном и мировом литературоведении началось ещё при жизни писателя. Существенное значение для изучения Т. имели статьи о нём Г. В. Плеханова, В. Г. Короленко, очерк М. Горького "Лев Толстой" (1919). После Октябрьской революции 1917 интерес к наследию Т. заметно усилился.

1) «…тоненькая миниатюрная брюнетка с мягким, оттенённым длинными ресницами взглядом, густою чёрною косою, два раза обвивавшую её голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнажённых худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее».

2) «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями…»

3) «Высокая красивая дама с огромной косой и очень оголёнными белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов…»

3 . С кем стрелялся на дуэли Пьер Безухов? а) Николай Ростов; б)Анатоль Курагин; в)Долохов; г) Андрей Болконский.

4. Кто из героев романа мечтает « солдатом быть, просто солдатом. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими» ?

А) Болконский, б) Тушин, в) Николай Ростов, г) Пьер Безухов

5. В какой момент жизни Андрей Болконский разочаровался в своей мечте о славе и подвигах? а) Во время приезда в имение отца,

Б) После Бородинского сражения
в) После сдачи Москвы
г) После ранения под Аустерлицем

6. Какая семья в романе «Война и мир» живет «умом сердца»? а) Болконские
б) Курагины
в) Безуховы
г) Ростовы

7. Какой общей идее, по утверждению Л.Н.Толстого, подчинено все действие романа «Война и мир»? а)«мысли семейной», б) историческому событию, в) «мысли народной», г) у Л.Н.Толстого не было общей идеи

8. Указать имя критика, который определил особенности психологизма Толстого как «диалектику души». а) Н.А.Добролюбов, б) В.Г.Белинский, в) Д.И.Писарев, г)Н.Г.Чернышевский

9 . Какое изобразительно-выразительное средство является основным в произведении «Война и мир »? а) метафора, б) антитеза, в) гипербола, г) оксюморон

10. С какого эпизода начинается действие романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?

а) с описания войны в) с характеристики семьи Ростовых

б) с описания вечера у А. П. Шерер г) с описания Петербурга.

11. Кто из героев романа и о ком говорит : «Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; и, боже мой, чего бы я дал теперь, чтобы не быть женатым!» а) Пьер об Элен, б) Болконский о Наташе Ростовой, в) Болконский о Лизе, г) Пьер о Ростовой

12 . Назвать имение в романе Л. Н.Толстого «Война и мир», которое старый князь Николай Болконский отдал своему сыну Андрею Болконскому еще при жизни. а) Отрадное, б)Лысые Горы, в) Богучарово,

13. В какую историческую эпоху развивается действие романа Л. Н.Толстого «Война и мир»?

а) эпоха Екатерины II в) эпоха Александра I

б) времена правления Николая II г)эпоха Александра II

14. Вспомните генеалогическое дерево князей Болконских. Кто из русских князей был основателем их рода? а) Рюрик, б) Романов, в)Мономах

10 класс. Тестовая работа по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

2 вариант

1 . Сколько действующих лиц насчитывается в романе? а) более 350, б) более 550, в) более 140, г) около 500.

2.Соедините имя героя и его внешнее описание:

1) « Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твёрдым, наглым и умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица».

2) «… был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами лица».

3) « Массивный толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке».

А. Николай Ростов;

Б. Пьер Безухов;

В. Фёдор Долохов;

Г. Андрей Болконский.

3. - Обещай, Андрюша, - сказала (кн. Мария), сунув руку в ридикюль и в нем держа что-то, но еще не показывая, как будто то, что она держала, и составляло предмет просьбы и будто прежде получения обещания в исполнения просьбы она не могла вынуть из ридикюля это что-то». Что это было? а) крест, б) письмо, в) образок, г) портрет отца.

4. Кто и где, и по какому поводу сказал слова : «Вот прекрасная смерть!» а)Ростов о Тушине, Аустерлицкое сражение, б) Наполеон о Болконском, Аустерлицкое сражение, в) Александр 1 о Ростове, Бородино, г) Кутузов о Болконском, Бородино.

5 . Кто и о ком говорит слова: «Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога – это дорога чести»? а) Кутузов о Болконском, б) Коротаев о Пьере, в) Александр 1 о Болконском, г) Александр 1 о Ростове

6. Зачем князь Андрей отправляется на войну 1805 года? а) вынужден подчиниться воле отца, б) мечтает о своем Тулоне, в) считает это своим долгом, г) вынуждают семейные обстоятельства.

7. Кто стремился женить своего сына, «Беспокойного дурака», на богатой княжне? а) старый граф Безухов, б) Князь Николай Болконский, в) Василий Курагин, г) кн.Друбецкая.

8. Какие персонажи романа являются любимыми героями Л. Н. Толстого? а) Николай Ростов, Долохов, Вера б) Элен Безухова, Трубецкой, Наполеон в) Князь Андрей, Пьер Безухов, Наташа Ростова г) Жюли Карагина, Петр Ростов, капитан Тушин

9. Какое сражение является кульминацией романа Л. Н. Толстого «Война и мир» ? а)Шенграбенское сражение, б) Бородинское сражение, в) Аустерлицкое сражение, г) Красненское сражение
10
.Под мелодию какой песни танцевала Наташа Ростова в доме дядюшки после охоты? а)«По улице мостовой…», б) «Я встретил Вас – и все былое», в)«Кармен». г)«Я тебя никогда не забуду…»

11.Кто из перечисленных героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» не является истинным патриотом России? а)Пётр Ростов б)капитан Денисов в)Анатоль Курагин г)Андрей Болконский.

12. Временные рамки написания романа-эпопеи: а) 1860-1870, б) 1863-1865, в) 1863-1869, г)1870-1875.

13. К «мудрецам» в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого можно отнести следующий ряд героев: а) Наполеон, Пьер Безухов, Андрей Болконский б) Тушин, Кутузов, Каратаев
в) Кн. Николай Болконский, Николай Ростов, Пьер Безухов г) Сперанский, Наполеон, Каратаев.

14. . Действие романа «Война и мир» начинается в:

 

 

Это интересно: