→ Правила этикета в современном обществе: зачем они нужны и какие самые важные? Беседа «Правила поведения в общественных местах» для детей

Правила этикета в современном обществе: зачем они нужны и какие самые важные? Беседа «Правила поведения в общественных местах» для детей

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПРАВИЛА Правила… Не все их любят, правда? Тогда зачем они нужны? Ограничивать нас и нести запреты, а при случае наживаться на наших штрафах? Или в их соблюдении есть хоть какой-то позитив и польза для нас? Давайте разбираться. Правила игры Играете ли вы в футбол, «Мафию», шарады, шахматы или любую другую игру, вы всегда обязаны соблюдать правила. С удовольствием ли вы это делаете? В игре, наверное, да, потому что тот самый интерес, ради которого вы играете, обеспечивается как раз соблюдением правил. Без правил игра не имеет смысла! Конечно, можно подслушивать, обманывать соперника и нарушать правила, когда никто не видит, но в итоге вы навредите самому себе. Вы уже не получите интереса от игры и удовольствия от нечестной победы. Ведь чем сложнее стоит задача, тем приятней её решать. Конечно, можно открыть конец сборника головоломок и посмотреть ответ, но ведь это было бы не то же самое, что решить самому, не правда ли? Правила дорожного движения Знаю-знаю, тут мнения будут не такими однозначными. Многим водителям действуют на нервы неудобно стоящие знаки, из-за которых приходится терять своё время и тратить лишний бензин. Пешеходам также неудобно ждать зелёного сигнала светофора, когда на дороге нет машин. Но всё же. Вы бы предпочли, чтобы правил дорожного движения не существовало? Я думаю, нет. Потому что, как ни крути, они существуют для нашей безопасности. Ступая на пешеходный переход, вы знаете, что водители должны остановиться, и перейти тут - не опасно для вашей жизни. А вот перебегать дорогу в неположенном месте, напротив, опасно. Вы знаете это сами и будете учить этому своих детей. Кроме того, соблюдение этих правил важнее двух предыдущих случаев. Потому что от их соблюдения зависит не только ваше настроение и здоровье, но и жизнь (в буквальном смысле этого слова) окружающих людей. Даже если вы простой пешеход, то от вашего решения лавировать между потоком машин вместо того, чтобы дойти до перехода, зависят и другие люди, их жизнь, здоровье, благополучие. А уж если вы водитель, то и говорить не стоит, сколько бед другим можно причинить, игнорируя правила дорожного движения. Инструкция по эксплуатации Ни один магазин не возьмёт обратно часы, которые вы, пренебрегая правилами их эксплуатации, искупали в тёплой ванне. Никто не возьмётся чинить по гарантии кофемолку, в которой вы решили перемолоть камни. Поэтому создатель этих приборов в инструкции по эксплуатации вас уведомляет: с его творением (пусть творение и массового производства) нужно обращаться так и так, и никак иначе. Захотите нарушить эти правила - получите испорченную вещь, не пригодную для дальнейшего использования. Да, многим кажется, что они знают лучше и что производители перестраховываются. Однако если в вашем конкретном случае ничего не случилось, это не значит, что то же будет и с остальными экспериментаторами. Потому что те, кто отвечает за функционирование наших вещей, лучше знают, при каких условиях они могут перестать функционировать. Можно ли нарушить эти правила и не поплатиться? Иногда можно, но это совсем не значит, что и в следующий раз вам также повезёт. И если многие упорно отказываются читать инструкцию по эксплуатации, то как насчёт инструкции про применению, например, лекарственных средств? Экспериментировать уже не так хочется, правда? Правила жизни Десять Заповедей, записанных в Библии. Что можно сказать о них? Устарели? Не популярны? Никто так больше не живёт? Меня будут считать дураком? Но Десять Заповедей - это и правила игры, и правила дорожного движения, и техника безопасности, и инструкция по эксплуатации. Всё в одном. Бог - наш Создатель. Он лучше знает, как и для чего мы устроены. Он дал нам эти правила не для того, чтобы воздвигнуть стену из запретов и ограничений, а чтобы наша жизнь была лучше. От того, будем ли мы соблюдать эти правила, будет зависеть наша жизнь и здоровье, а также жизнь окружающих нас людей. От этого будет зависеть, не «сломаются» ли наш организм и наша психика раньше времени. От этого будет зависеть, будем ли мы получать настоящее удовольствие от жизни. Если аргументы работают с другими правилами, созданными людьми, то почему так упорно игнорируются Десять Заповедей, которые учредил Бог, наш Создатель? Почему так много аргументов против них тогда, когда вся наша жизнь показывает, что мир только и нуждается в том, чтобы вернуться к этим правилам. Подумайте о любом чудовищном происшествии, которое повергло вас в шок. Даже не зная, что это, можно заранее сказать, что произошло оно из-за того, что люди не соблюдают заповеди, данные Богом. Игнорирование Божьих правил, как и игнорирование любых других, вначале действительно упрощает жизнь. Но делает ли её лучше? Интереснее? Насыщенней? Счастливей? Безопаснее для себя и окружающих? Надо признать, что нет, не правда ли? Когда вы вдруг решите нарушить правила, задумайтесь, хотели бы вы, чтобы это же правило нарушали другие. Да, у многих найдётся, что ответить: «Я уже столько лет так живу, и ничего мне не делается». Но если мы устроены по-другому, если нарушение Десяти Заповедей для нас противоестественно, то рано или поздно мы за это заплатим. Да и вообще, разве бы вы не хотели жить в мире, где все соблюдают эти правила жизни? Так что для вас правила - это ограничения и запреты или безопасность, интерес, жизнь в соответствии с предназначением? Решать вам! Виктор Марьин

Есть люди, которые живут по общим правилам, а есть люди, которые живут по своим правилам. Давай немного разберемся.

Как живут обычные люди? Соблюдают ли они правила? Да, соблюдают. Но чьи это правила? Это чужие правила. Люди просто подчиняются какому-то распорядку, какому-то укладу жизни. "Как у всех".

Это ни хорошо, и ни плохо. Это просто есть. И как выглядит их жизнь? Однообразно. Дом-работа-дом. Такие люди ничем не интересуются. Ничего их не радует. Чаще всего они жалуются на свою жизнь. Жалуются на правительство, на обстоятельства, на окружающих, на соседей, на начальника, на мужа/жену, на всех. Единственное развлечение - это сериалы или футбол под пиво. Тут, кому что.

И такие люди не виноваты, что они живут так, а не иначе. Просто никто их не научил, не рассказал, что можно и нужно по- другому. Они зомбированы новостями по телевизору. Попадают под влияние общей серой массы, где все новое и необычное воспринимается в штыки. Где шаг влево, шаг вправо, расцениваются как попытка к бегству. Где любая группа единомышленников именуется сектой.

И не обязательно разбираться, что там происходит на самом деле. Главное, поскорее заклеймить, зачернить, навесить ярлыки и гордиться собой, минут пять, за то, что не попал под влияние «сектантов». И снова телевизор, обвинения, жалобы…

А как живут богатые и знаменитые?

Возможно, вы удивитесь, но они живут по своим правилам. Они имеют четко прописанные законы своей жизни, которых придерживаются. У каждого это свои законы, свои правила и принципы. Но суть в принципе одна. Это фокус на цель, это преданность ценностям, это готовность принять новое, и вера в себя, вера в окружающих. Уважение к людям. Любым.

Недавно мне довелось побыть в обществе людей умных, богатых и довольно известных. Я могла наблюдать за их поведением, за их манерами. Слушать, что они говорят, видеть, что они делают. И даже общаться с ними. И оказалось, что это простые люди. Они не высокомерны, не чопорны. Они здороваются со всеми. Всем улыбаются. Они всегда готовы помочь. Но не всем.

Они занимаются благотворительностью, помогая тем, кто не может сам справиться. Но, если ты придешь просить в долг, тебе откажут. А вот, если попросишь совета, в том деле, которое собираешься начать, то тебе подскажут, где ты можешь натолкнуться на подводные камни и как их обойти.

И что выбираешь ты? Написать свои правила и жить по ним? Или слиться с серой массой и жаловаться и обвинять?

Лично я выбрала первый вариант. Я прописала свои правила для жизни. Я прописала свои правила дня. И теперь живу по ним. И моя жизнь стала налаживаться.

Мне некогда жаловаться. Да и не на кого. У меня все хорошо. И с каждым днем все лучше!

А у тебя есть свои правила? Напиши в комментариях!

Щербина Анна

Цель исследования: выяснить, для чего нужны правила и откуда они к нам пришли.

Гипотеза исследования: если учить правила, то можно стать образованным и грамотным человеком, а значит, открыть дорогу к образованию и постижению общекультурных ценностей.

Задачи исследования:

ü изучить историю возникновения и развития письма как средства общения;

ü узнать тайны русского алфавита;

ü изучить историю правописания в русской письменности;

ü узнать о японской и китайской письменности для сравнения с русской письменностью;

ü провести опрос среди одноклассников;

ü провести беседу с одноклассниками о пользе изучения правил русского языка.

Методы исследования:

ü провести опрос среди одноклассников, чтобы узнать, как они считают, для чего нужно знать правила по русскому языку, и учат ли они их;

ü проанализировать результаты опроса;

ü провести беседу с одноклассниками;

ü сбор информации по теме.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 3

город Минеральные Воды Ставропольского края

Исследовательский проект

Для чего нужны правила

Работу выполнила:

Щербина Анна,

Ученица 8 «А» класса МБОУ лицея №3

2017 год

Введение (актуальность)………………………………..…………..……….3

Цель исследования…………………………………………….…………….3

Задачи исследования………………………………………………….……...3

Методы исследования………………………………………………………..4

I. Теоретическая часть.

1.) Возникновение и развитие письма, как средство общения………....5

2.) Тайны русского алфавита……………………………………………..7

3.) Японская и Китайская письменности………………………………...9

4.) История правописания………………………………………………..11

II. Практическая часть.

Мои рассуждения……………………………………………………..……...13

План беседы с одноклассниками……………………………………………14

Выводы…………………………………………………………………..........15

Литература…………………………………………………………...….........16

Приложения……………………………………………………………..........17

Введение

Актуальность: Сейчас все острее встает проблема грамотности. Уже не редкость, когда дикторы центральных каналов телевидения делают ошибки в словах, а страницы центральных газет пестрят грамматическими ошибками.

Задача каждого, кто считает себя носителем языка, осваивать его самостоятельно и пользоваться богатством языка в полной мере.

Я знаю, что многие дети не любят учить правила. Однажды, на уроке русского языка, когда наша учительница стала спрашивать правило, один ученик, не выучивший его, сказал: «И кто придумал эти правила? И откуда они взялись?»

И мне стало интересно: «Откуда пришли правила?» Я провела опрос среди своих одноклассников, спросив у них: «Для чего нам нужны правила?» и «Учите ли вы правила?» Оказалось, что некоторые мои друзья не смогли ответить на первый вопрос, да и правила не все учат. И я решила провести своё исследование.

Цель исследования: выяснить, для чего нужны правила и откуда они к нам пришли.

Гипотеза исследования: если учить правила, то можно стать образованным и грамотным человеком, а значит, открыть дорогу к образованию и постижению общекультурных ценностей.

Задачи исследования:

  • изучить историю возникновения и развития письма как средства общения;
  • узнать тайны русского алфавита;
  • изучить историю правописания в русской письменности;
  • узнать о японской и китайской письменности для сравнения с русской письменностью;
  • провести опрос среди одноклассников;
  • провести беседу с одноклассниками о пользе изучения правил русского языка.

Методы исследования:

  • провести опрос среди одноклассников, чтобы узнать, как они считают, для чего нужно знать правила по русскому языку, и учат ли они их;
  • проанализировать результаты опроса;
  • провести беседу с одноклассниками;
  • сбор информации по теме.

Теоретическая часть

Возникновение и развитие письма как средства общения

Сохранилось предание, что первая фраза, которую перевёл в IX веке с греческого языка создатель славянской азбуки, гласила: «Вначале было слово…»

Так начинался библейский рассказ о сотворении мира, о появлении первого человека на нашей планете и о том, как он стал говорящим, откуда взялись самые первые слова на Земле. Из этого рассказа следует, что слово – это дар Бога, дар, которым сумел воспользоваться человек.

Многие учёные пытались разгадать тайну удивительной способности человека говорить и понимать речь другого.Оказывается, на Земле есть языки, которые значительно старше, древнее, чем человеческий язык.

Что такое «русский язык» представляет себе каждый: он звучит вокруг нас и внутри нас – русских и нерусских его носителей, он заключён в миллионах текстах, написанных за тысячелетие существования русской письменности и литературы.

Становление письменности

Становление письменности - очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. Славянская письменность, наследницей которой является наше современное письмо, встала в этот ряд уже более тысячи лет назад, в IX веке нашей эры.

Изначальная письменность была образной : передавала образы. Потом появилась более примитивная письменность.

Можно выделить следующие этапы её формирования:

  • Пиктографическое письмо
  • Алфавитное письмо
  • Славянское письмо

Пиктографическое письмо

Самый древний и самый простой способ письма появился, как считается, еще в палеолите - "рассказ в картинках", так называемое пиктографическое письмо (от латинского pictus - нарисованный и от греческого grapho - пишу). То есть "рисую-пишу" (пиктографическим письмом и в наше время еще пользуются некоторые американские индейцы).

Письмо– это, конечно же, очень несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. Поэтому, кстати, пиктографию как форму письма далеко не все специалисты признают началом письменности. К тому же для древнейших людей любое подобное изображение было одушевленным. Так что "рассказ в картинках", с одной стороны, наследовал эти традиции, с другой - требовал известной абстрагированности от изображения.

Значительным шагом на пути сближения устной и письменной речи стало формирование слоговой письменности. Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные (древнеперсидская , аккадская и другие наследники шумерского письма ), западно-семитские (финикийская , арабская и другие наследники древнеегипетской иероглифики ) и японские слоговые системы (катакана и хирагана ).

Финикийское письмо сыграло в жизни человечества очень важную роль. Именно оно легло в основу греческого письма , от которого произошли латиница и кириллица , а соответственно, и большинство современных письменностей.

Алфавитное письмо

Когда финикийским письмом стали пользоваться греки, они столкнулись с проблемой полноценной передачи звучания слов с помощью слоговой финикийской системы. Дело в том, что в финикийском письме, по существу, отсутствовали буквы для обозначения гласных звуков. Для греков в силу специфики образования форм слов это оказалось неудобным. Поэтому появились специальные символы для обозначения гласных. В результате письмо перешло на ещё более универсальный уровень. Теперь используя порядка 30 знаков, которые с легкостью мог выучить любой человек, можно было передать практически любые слова устной речи. Алфавитное письмо в силу своей простоты быстро распространилось по всему миру (хотя в некоторых цивилизациях переход к нему не произошёл). Так возник греческий алфавит, а на основе его и другие:

Древнейшие, дошедшие до нас славянские письменные памятники, выполнены двумя значительно различающимися азбуками – глаголицей и кириллицей. История их происхождения сложна и не ясна до конца.

Тайны русского алфавита

Если хочешь познать истину, начни с азбуки.

(пословица).

Конечно же, все знают наш русский алфавит. Его предшественником была

Кириллица

Интересно, что ещё до принятия христианства на Руси были люди, знавшие и применявшие кирилловский алфавит для государственных и иных надобностей. В этом убеждают нас и переводы договоров с греками (в особенности договор 944 года) и найденный при раскопках возле села Гнездово глиняный сосуд с надписью, относящейся к 20-м годам X века.

Создателями славянской письменности были Кирилл и Мефодий.

Кирилл (Константин) и Мефодий, братья, славянские просветители, первые переводчики богослужебных книг на старославянский (в основе - древнеболгарский) язык. Создатели славянской азбуки. Братья много читали, любили учиться. Константин получил блестящее образование при императорском дворце, в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22(!!!) языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие сделали его одним из самых образованных людей Византии. Не случайно его за великую мудрость прозвали философом.

Константин постригся в монахи и принял имя Кирилл, новую славянскую азбуку назвали в память о человеке, который первым его составил, кириллицей. От данной азбуки и происходит наш русский алфавит (а также украинский, белорусский, сербский и болгарский).

В 863 году в Константинополь к греческому царю пришли послы от хазар, просившие прислать учителей для разъяснения истинной веры. Царь пригласил к себе Кирилла и сказал: «Иди, Философ, к этим людям и с помощью святой Троицы благослови на учение о Пресвятой Троице». Кирилл согласился и уговорил брата Мефодия идти с ним. Они отправились вместе. Кирилл и Мефодий прожили среди славян 40 месяцев, переходя с одного места на другое, везде поучая народы на славянском языке.

24 мая 863 года в граде Плеске, столице Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. Этот день стал праздником славянской письменности и культуры. А сама славянская письменность стала распространяться на Руси по-настоящему только после принятия христианства. Все письмена Ведической Руси были уничтожены. А богослужебные книги были взяты у Византии и переведены с греческого на старославянский (церковнославянский) язык. Именно с него началось развитие речевой культуры и становление литературного языка новой, христианской Руси.

Конечно, русский алфавит, возникший на основе кириллицы, значительно проще выглядит для того, кто начинает его изучать. Давайте сравним.

Японская и китайская письменности

Японская письменность обслуживается кандзи (иероглифами, заимствованными из Китая). Две азбуки, созданные в Японии катакана и хирогана (вместе они называются просто канна), были созданы на основе латинских букв и арабских цифр. Каждый из этих видов письма обрёл своё традиционное место в современной письменности.

Кандзи

Иероглифы могут использоваться для написания одного или разных слов. Кандзи имеют одно или несколько чтений. Выбор чтения иероглифа зависит от контекста, вкладываемого смысла, сочетания с другими кандзи и даже местом в предложении.

Хирагана

Хирагана используется для слов, в записи которых нет кандзи, а также употребляется в словах вместо кандзи в тех случаях, когда предполагается, что читатель не знает каких-то иероглифов, или эти иероглифы не знакомы самому пишущему, и в неофициальной переписке.

Катакана

Современное использование сводиться преимущественно к записи слов неяпонского происхождения. Распространенно использование катаканы для записи названий животных и растений, а так же, в качестве стилистического приёма в художественных произведениях.

Иероглифика называется по-японски "каньдзи", т. е. "иероглифы японского языка", а по-китайски - "ханьцзы", т. е. "иероглифы хань", китайцев. Каждый иероглиф, в отличие от буквы, разлагается на ключ и фонетик, и имеет, в отличие от буквы же, комплексное значение. Ключ указывает, к какому классу предметов принадлежит предмет, обозначенный иероглифом (растительность, люди, огонь, вода, звери, проч.), а фонетик подсказывает чтение. Этих иероглифов десятки тысяч, и каждый иероглиф в японском языке может читаться, как похожий на китайский образ.

Из истории правописания

Вообще, правила появились, когда ещё было узелковое письмо, которым владели древние китайцы, персы, мексиканцы. Для узелкового письма требовалась толстая веревка и тоненькие разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой веревке шнурок особым способом, в зависимости от содержания информации. Чем ближе к веревке был узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь. Черный узел обозначал смерть, белый - серебро или мир, желтый - золото, зеленый - хлеб. Если узел не был окрашен, то он обозначал число: простые узлы - десятки, двойные - сотни, тройные - тысячи. Чтобы прочитать такое письмо, нужно было обращать внимание на самые малые детали: толщину шнурка, как завязан узел, какие узлы рядом, соединены они между собой или нет.

Сейчас же, нормы правописания намного сложнее. Они охватывают правила орфографии и пунктуации и не имеют вариантов в отличие от норм произношения. Например, произнесем ли мы писать в корне этого слова обязательно надо я .

Правила орфографии включают правописание гласных, согласных, букв ъ и ь , прописных букв, а также написания слитные и через дефис (черточку). К правилам пунктуации относится употребление знаков препинания: точки, запятой, точки с запятой, двоеточия, тире, кавычек и др.

Наибольшие изменения в русское правописание внесли реформы Петра I 1708– 1710 гг. Ломоносов писал о новой азбуке: « При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды ». Одним из самых ранних трудов по теории орфографии является труд В. К. Тредиаковского , вышедший в 1748 году, где сформулированы принципы построения алфавита и орфографии, которым хорошо соответствует даже современный русский алфавит. М. В. Ломоносов в «Российской грамматике», вышедшей в 1755 г. и получившей широкое распространение, долгие годы использовавшейся для обучения русскому языку, опубликовал правила правописания и такие основополагающие принципы, как удобство чтения для каждого, близость к трём основным российским диалектам, близость к морфологии и к произношению. Первый академический словарь русского языка был издан в 1784-1794 гг.Так же изменения внесли правительственные декреты 1917–1918 гг. В результате были изъяты из алфавита «лишние» буквы, т.е. передающие одни и те же звуки. Так, на месте ъ (ять) стали писать е , на месте (фиты) – ф, на месте i (и десятеричного) – и и т.д. Были устранены устаревшие формы (типа краснаго, синяго), было определено или уточнено написание многих слов (дуб, а не дубъ).

Постепенно сложились разделы русской грамматики, определяющие границы изучения.

Конечно, те и другие правила с течением времени по разным причинам изменялись. Изменились со временем и правила употребления знаков препинания. Например, простейший пунктуационный знак – точка, ставящийся сейчас в конце предложений, в древних русских рукописных памятниках использовался и для отделения друг от друга слов, а также более крупных отрезков текста. Причем ставился этот знак на разных уровнях: и у основания буквы, и на уровне середины. Более того, писец, прерывая работу, мог поставить точку даже в середине слова. К тому же вместо точки могли употребляться крест или вертикальная волнистая линия.

В 1956 г. впервые вышел единый обязательный для всех свод «Правил орфографии и пунктуации», подготовленный группой крупнейших языковедов страны. В этом своде были уточнены и дополнены существовавшие правила, регламентировано употребление написаний, установлено в словарном порядке написание тех слов, которые не подпадали под действие принятых правил.

Почему надо быть грамотным?

Рассуждая над материалами исследования, я поняла, что грамотность, на самом деле, есть знание правил и исключений из правил написания и произношения в родном языке. Чем раньше человек начнет изучать эти правила, тем правильнее он будет писать впоследствии.

Историк Николай Карамзин говорил, что быть неграмотным – невежливо по отношению к тем, кто тебя будет читать. Неграмотная речь, неправильно написанные слова усложняют понимание текста. А порою делают его противоположным по своему значению.

Вот поэтому грамотная речь и письмо всегда были признаком кастовости, отличительной особенностью образованных и культурных людей. Они прекрасно понимали, что если допустить правописание слов по принципу «как слышим, так и пишем», то ни о какой грамотности не может быть и речи, поскольку слышит каждый по-своему.

«Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью»,- утверждал А.Куприн.

Умение грамотно писать, связно и логично излагать свои мысли является частью общей культуры человека. Каких бы высот власти человек ни достиг, каким бы богатым он ни был, ему никогда не стать культурным, если он неграмотно пишет и не умеет связать двух слов. Это всегда понимали те, кто был в России правящим классом до революции – дворяне, которые обязательно обучались риторике и грамматике с детства.

Язык народа – это целый мир и душа этого народа, это сердце его тысячелетней культуры, а наука о языке – часть этой культуры.

Проанализировав результаты опроса одноклассников, выяснилось, что друзья мои пишут неграмотно, не могут связно и логично излагать свои мысли. Я решила устранить проблему грамотности в своём классе и провела беседу со своими одноклассниками.

План беседы с одноклассниками:

  1. Рассказать о проблеме грамотности в нашей стране.
  2. Рассказать о возникновении и развитии письма.
  3. Японская и китайская письменности для сравнения с русской письменностью.
  4. Правила правописания в русской письменности.
  5. Рассказать о том, что правила нужно изучать, чтобы быть грамотным и образованным человеком, являться частью культуры нашей страны.

В результате моих исследований я:

  • провела опрос среди одноклассников;
  • изучила историю возникновения и развития письма, как средства общения;
  • узнала тайны русского алфавита;
  • узнала о японской и китайской письменности;
  • изучила историю правописания;
  • провела беседу с одноклассниками о пользе изучения правил русского языка, после чего все мои друзья решили, что непременно нужно выучить все правила, и никогда о них не забывать.

Выводы:

  • Правила правописания в письменности существовали ещё в древнем мире, постепенно изменяясь с течением времени, существуют и сейчас.
  • Возникновение письменности изменило облик самого языка: он стал не только слышим, но и видим, и графическое его закрепление, открыв новую форму его существования и развития, придало ему и новую социальную значимость, превратив письменный язык в её живую память.
  • Если вы хотите быть культурным человеком, то умение грамотно писать и говорить для вас обязательно.
  • Если учить правила, то можно стать не просто образованным, но и культурным человеком.
  • Наряду с национальностью, язык - это то, что делает вас представителем той страны, той нации, к которой вы себя относите.

У чите правила русского языка, и вы будете образованным и

культурным гражданином нашей страны!

Список литературы:

  1. Барашков А. «Узелковое письмо древних славян».// Наука и религия, 1992, № 4-5
  2. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. М.,1984г.
  3. Горбачевич К.С. «Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее», М. «Просвещение». 1984г.
  4. Истрин В.А. «Возникновение и развитие письма». М.1965г.
  5. Успенский Л. «По дорогам и тропам языка». М. «Детская литература». 1980г.
  6. http://www.bibliotekar.ru
  7. http://drevoroda.ru
    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Для чего нужны правила?

    Актуальность: проблема грамотности.

    Цель исследования: выяснить, для чего нужны правила и откуда они к нам пришли.

    Задачи исследования: провести опрос среди одноклассников; изучить историю возникновения и развития письма, как средства общения; узнать тайны русского алфавита; изучить историю правописания в русской письменности; узнать о японской и китайской письменности для сравнения с русской письменностью; провести беседу с одноклассниками о пользе изучения правил русского языка; сделать выводы;

    Методы исследования: провести опрос среди одноклассников, чтобы узнать, как они считают, для чего нужно знать правила по русскому языку, и учат ли они их; проанализировать результаты опроса; провести беседу с одноклассниками; сбор информации по теме.

    Гипотеза исследования: если учить правила, то можно стать образованным и грамотным человеком, а значит, открыть дорогу к образованию и постижению общекультурных ценностей.

    Возникновение и развитие письма как средства общения

    Становление письменности Славянская письменность - наследница нашего современного письма.

    Можно выделить следующие этапы её формирования: Пиктографическое письмо Алфавитное письмо Славянское письмо

    Пиктографическое письмо Самый древний и самый простой способ письма появился, как считается, еще в палеолите - "рассказ в картинках.

    Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные (древнеперсидская, аккадская и другие наследники шумерского письма), западносемитские (финикийская, арабская и другие наследники древнеегипетской иероглифики) и японские слоговые системы (катакана и хирагана).

    Финикийское письмо сыграло в жизни человечества очень важную роль. Именно оно легло в основу греческого письма, от которого произошли латиница и кириллица, а соответственно, и большинство современных письменностей.

    Тайны русского алфавита Если хочешь познать истину, начни с азбуки. Пословица

    Кириллица.

    Создатели славянской письменности

    24 мая 863 года в граде Плиске братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. Слава Вам, братья, славян просветители, Церкви Славянской Святые Отцы! Слава Вам, правды Христовой учители, Слава Вам, грамоты нашей творцы! (М. П. Розенгейм)

    Из истории правописания

    Реформа азбуки и печати была проведена в 1707-1710 гг. Суть реформы - замена старой кириллической азбуки с ее сложной графикой и затруднительной в типографском наборе системой надстрочных знаков новой гражданской азбукой.

    Ломоносов писал о новой азбуке: «При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».

    В 1956 году были приняты Правила русской орфографии и пунктуации 1956 года, изменившие написание некоторых слов и регламентировавшие употребление буквы ё . В последующее время под руководством В. В. Лопатина выдвигались некоторые изменения правил, частично отражённые в орфографическом словаре под его редакцией.

    Орфография русского языка Это совокупность правил, регламентирующих написание слов русского языка. Главным принципом современной орфографии русского языка является морфологический принцип (одинаковая морфема в фонетически разных формах слова пишется одинаково). В качестве алфавита используется русский алфавит, основанный на кириллице.

    "Почему надо быть грамотным?" Грамотность, на самом деле, есть знание исключений из правил написания и произношения в родном языке. Чем раньше человек начнет изучать эти правила, тем правильнее он будет писать впоследствии.

    Николай Михайлович Карамзин

    Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. А. Куприн

    Язык народа – это целый мир и душа этого народа, это сердце его тысячелетней культуры, а наука о языке – часть этой культуры.

    План беседы с одноклассниками: Рассказать о проблеме грамотности в нашей стране. Рассказать о возникновении и развитии письма. Японская и китайская письменности, их сравнение с русской письменностью. Правила правописания в русской письменности. Рассказать, что правила нужно изучать, чтобы быть грамотным и образованным человеком, являться частью культуры нашей страны.

    В результате моих исследований я: провела опрос среди одноклассников; изучила историю возникновения и развития письма, как средства общения; узнала тайны русского алфавита; узнала о японской и китайской письменности, сравнив их с русской письменностью; изучила историю правописания; провела беседу с одноклассниками о пользе изучения правил русского языка, после чего все мои друзья решили, что непременно нужно выучить все правила и никогда о них не забывать.

    Выводы: Возникновение письменности изменило облик самого языка: он стал не только слышим, но и видим, и графическое его закрепление, открыв новую форму его существования и развития, придало ему и новую социальную значимость, превратив письменный язык в её живую память. Правила правописания в письменности существовали ещё в древнем мире, постепенно изменяясь с течением времени, существуют и сейчас.

    Выводы: Если учить правила, то можно стать не просто образованным, но и культурным человеком. Если вы хотите быть культурным человеком, то умение грамотно писать и говорить для вас обязательно. Наряду с национальностью, язык - это то, что делает вас представителем той страны, той нации, к которой вы себя относите.

    Учите правила русского языка, и вы будете образованными и культурными гражданами нашей страны!

(судя по последовавшему обсуждению, это я что-то не слишком разумное написал, погорячился)

Для чего нужны Правила?

На мой взгляд, для защиты слабого от сильного.

Правила определяют, как правильно.
Обращаются к Правилам, когда возникают сомнения – что в данном конкретном случае есть «правильно», а что – «неправильно». Посмотрели Правила – убедились, разобрались.
А если бы Правил не было?
Тогда прав окажется тот, кто сильнее (во всех смыслах этого слова).

Значит, именно слабый заинтересован в том, чтобы Правила были, чтобы они были понятными, «прозрачными», чтобы они неукоснительно исполнялись. Чтобы они защищали его от произвола.

Я не вижу этой заинтересованности.
Слабые не хотят защищаться. Они хотят, чтобы их не обижали, не притесняли, не эксплуатировали, но что-либо делать для этого не хотят. Надеются на авось. А после – когда авося не случится – начинают возмущаться. А то и выть…
Страшно выть. По животному.

Соглашаются работать за копейки, работают честно, а после скулят, что никто не озаботился их старостью.

Соглашаются на «чёрные» зарплаты, а после удивляются отсутствию даже минимальной соц.защиты и размеру пенсии.

Приватизируют квартиры на кого-то из родственников, а после оказываются униженными в собственном доме, а то и выброшенными на улицу.

Берут кредиты, не вчитываясь в условия Договора, а после хают сволочей-банкиров, которые «обдирают народ, как липку».

И прочее, и прочее, и прочее…
Мне возразят – но если по другому было нельзя?! Если не было другой работы, не было другой квартиры, не было другой возможности быстро достать денег?
Да. Я всё понимаю. Я сам живу в тех же самых условиях, и тоже вынужден частенько полагаться на авось, на расположение планет, на добросердечность сильного – не получается по другому.
Ведь я далеко не сильный…
Спаси нас Бог!

Но я совершенно не понимаю, почему в тех случаях, когда нет никакой, ну совершенно никакой необходимости, слабые всё равно не цепляются за Правила, не используют имеющиеся возможности защиты.
Не привыкли?
Боятся сглазить?
Боятся, что тогда все авоси от них отвернутся?
Считают, что все Правила против них писаны?

Я не знаю.
Вижу одно – повсеместное нежелание знать Правила, повсеместное нежелание их соблюдать, повсеместный вой «обиженных и угнетённых», а на самом деле – просто не удосужившихся ознакомиться с очередными «условиями игры».

Неужели русское счастье по прежнему только в Добром Царе?

P.S.
Любопытная мысль родилась в ходе обсуждения: для рабов-то Правил не писали!
Читаем Википедию:
"По выражению Варрона, раб представляет собой лишь «говорящее орудие», одушевлённую собственность, вьючный скот (на языке римского права - res, то есть вещь)."
"Условия жизни раба определяются лишь гуманностью или выгодой рабовладельца."
"Раб не является субъектом права как личность, как человек. Ни в отношении к своему господину, ни в отношении к третьим лицам раб не пользуется никакой правовой защитой как самостоятельное лицо. Господин может обращаться с рабами по своему усмотрению. Убийство раба господином - законное право последнего, а кем-то другим - рассматривается как покушение на имущество господина, а не как преступление против личности."
"Положение рабов постепенно, путём очень долгой эволюции, изменялось к лучшему. Разумный взгляд на собственную хозяйственную выгоду вынуждал господ к бережливому отношению к рабам и смягчению их участи; это вызывалось также и соображениями безопасности, в особенности когда рабы в количественном отношении превосходили свободные классы населения. Изменение отношения к рабам сначала отражалось в религиозных предписаниях и обычаях, а затем и в писаных законах (правда, можно отметить, что закон сначала взял под защиту домашних животных, и только потом - рабов)."

Для вас пишут Правила? Значит, вы - не рабы.

Люди могут хотеть чего угодно, однако осуществление их планов может навредить другим членам общества. Порой интересы одних противоречат желаниям и стремлениям других. Это вызывает конфликты и приводит к непониманию. Чтобы люди знали, как нужно себя вести в таких ситуациях, необходимо наличие установленных правил поведения.

Раньше, когда не было ни законов, ни писаных правил, люди решали свои споры, обратившись к самому мудрому человеку в их общине. Он, в свою очередь, внимательно выслушивал их и разбирался в проблеме. Затем советовал поспорившим, как поступить. Мудрецы и старейшины пользовались уважением, и их наставления не вызывали никаких сомнений.

Правила поведения помогают человеку понять, что он может делать при тех или иных обстоятельствах, и что делать ему категорически запрещается. Также существуют правила, которые приписывают в обязательном порядке то или иное поведение.

Без надлежащего функционирования правил поведения невозможно существование мирного общества и сожительства людей, т.к. без определенного ограничения свободы нельзя быть абсолютно свободным. Устанавливая рамки поведения для каждого конкретного человека, можно достичь общественного порядка.

К тому же соблюдение правил поведения говорит об определенном уровне культуры, присущем какому-то конкретному человеку. Когда вы не соблюдаете установленные социальные нормы, то у ваших собеседников может возникнуть негативное отношение к вам, и общение будет обречено на неудачу.

Правила поведения в некоторой степени позволяют моделировать исходы различных ситуаций. Например, при планировании какого-либо разговора, встречи и т.д. вы можете рассчитывать на то, что ваш собеседник в большинстве случаев поведет себя именно так, как предполагают установленные социальные нормы.

Источники:

  • зачем нужна этика

Любая деятельность человека основывается на прогнозировании. Но прогноз чаще всего основывается на культуре – матрице ментальных моделей поведения в обществе. Эти модели определяют однотипные реакции людей, принадлежащих к одной культурной среде, и обеспечивают их конструктивное взаимодействие во всех жизненных проявлениях – от эмоций до технических разработок.

Культурой конкретного общества можно считать систему ментальных моделей , которые являются общими для подавляющего большинства членов этого общества. Иными словами, это множество устоявшихся правил, отношений и понятий, свойственных людям одного менталитета.

Культура, в этом ее смысле, нужна для того, чтобы облегчить понимание и взаимодействие членов общества или группы , его представителей. Единая общая культурная позволяет понимать другого и предугадывать его реакцию на то или иное действие или слово. Это облегчает взаимодействие людей, принадлежащих к одной культуре, которая является их общей характерной особенностью.

Культура облегчает взаимодействие еще и потому, что не все его случаи подпадают под формальное действие законов, договоров и регламентирующих . Очень многие случаи не описываются ими, но , тем не менее, очевидными для людей, принадлежащих к одному культурному слою или . Общая , что эти люди одинаково поведут себя в этих, очевидных для них, случаях.

Культура позволяет установить неписанные общения в бизнесе, которые юристы называют «обычаями делового оборота», в быту, которые прописывает этикет. Часть этих правил усваиваются буквально с молоком матери и являются для представителей одной культуры само собой разумеющимися, и даже не оговариваются никакими специальными регламентами.

Но, между тем, для представителей другой культуры эти вещи не являются очевидными и вызывают удивление и даже неприятие. Поэтому при взаимодействии людей, принадлежащих к разным культурам, возникают непонимание и сложности.

Знание основ той культурной среды, в которой вы родились или живете, является тем ключом, который поможет вам в общении с теми, кто вас окружает.

Взаимодействие человека и государства – необъятная тема. Совершенно очевидно, что без государства, как аппарата управления, повсюду возникает хаос. Оно совершенно необходимо, чтобы бороться с преступностью, решать возникающие конфликты и споры, обеспечивать защиту от внешних посягательств. Но оно также может превратиться из аппарата защиты в аппарат угнетения и подавления, вся история человеческой цивилизации это подтверждает. Известно ведь, что «власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно».

Совершенно необходимо, чтобы каждый гражданин государства, наряду с обязанностями, имел права. Неотъемлемые, принадлежащие ему с момента рождения. Просто потому, что он человек и гражданин этого государства. Права, которые у него никто (включая высших должностных лиц) не может отобрать.

Зачем это нужно? Прежде всего для того, чтобы человек не ощущал себя крохотным ничтожным «винтиком» в огромной и могучей государственной машине, от которого ничего не зависит. Человек, знающий, что у него есть неотъемлемые права, считает само собой разумеющимся, что он личность. Не «винтик», не безликая кроха в такой же безликой биомассе, а именно свободная личность, права которой никто не смеет нарушать или ограничивать.

Такие люди четко знают, что и в каких пределах государство может от них требовать, а где начинается беззаконие и произвол. Поэтому они могут и сами отстоять свои нарушенные права, и помочь другим отстоять их. Они не отнесутся равнодушно к ошибкам и неправильным поступкам начальства, даже самого высшего уровня, а будут требовать их исправления. Тем самым, возможно, избавив их от развращения властью, а свою страну - от больших неприятностей.

К сожалению, весь ход российской истории был направлен на то, чтобы подавить личность, приглушить ее чувство собственного достоинства и инициативу. Набившие оскомину выражения: «Тебе что, больше всех надо?» или «Не высовывайся!» красноречиво говорят об этом. Проявление «индивидуализма» считалось недостойным делом, заслуживающим осуждения общества. От этого надо решительно избавляться! Если граждане России будут занимать активную жизненную позицию, будут готовы решительно отстаивать свои права, не считая себя «винтиками», у нашего общества появится шанс изменить ситуацию к лучшему.

Видео по теме

Источники:

  • зачем нужны люди

Не всегда человек получает хорошее воспитание в семье или в детском саду и школе. Но учиться никогда не поздно, и привить себе полезные привычки можно и в зрелом возрасте. Если вы будете с уважением относиться к окружающим, вы почувствуете, каким приятным и интересным может быть общение с другими людьми.

Инструкция

Держитесь в обществе непринужденно и свободно, уверенно и с чувством собственного достоинства. Чтобы не теряться перед большой аудиторией в центре внимания, развивайте свое красноречие и умение мыслить логически. Так вы всегда сможете сформулировать свою мысль, даже не имея готового текста перед глазами.

Практически все люди имеют в себе «жилку» души общества, нужно лишь поработать над собой. Не стесняйтесь заводить новые знакомства, общайтесь с уважаемыми интересными персонами. Читайте классику и признанных , чтобы пополнить словарный запас. Это поможет всегда и с любым собеседником найти темы для разговора.

Не говорите о людях плохо, не сплетничайте и не злословьте. Старайтесь относиться к собеседнику так, как хотели бы, чтобы он к вам. Если вы попали в незнакомую компанию, не нарушайте правил, принятых там, и не осуждайте их.

Юмор сможет выручить вас, если вы окажетесь в сложной ситуации и не будете знать, как ответить на вопрос. Не бойтесь признаться, что не чего-то не знаете.

Умейте выслушать собеседника, не перебивайте его. Свое мнение по данному вопросу выразите потом. Если же перебили вас, не указывайте человеку на его оплошность, послушайте, что он скажет.

Источники:

  • Об умении держать себя в обществе
  • как вести себя в обществе

Соблюдение государственных законов - одна из гарантий порядка в обществе. Наличие власти, которая обеспечивает беспрекословное выполнение всех законодательных норм - также важный аспект нормального существование страны.

Законодательством страны обеспечивается защита прав и . Есть систем управления и контроля благополучия и безопасности разных стран, что определено историческими событиями развития государств.

В большинстве своем законы напрямую или косвенно влияют на жизнедеятельность человека, обеспечивая возможность нормально трудиться и жить, при этом минимально ограничивая его свободу.

Узкие области, специально направленной деятельности, затрагивающие отдельные слои населения управляются нормативными актами. Это скорее исключение из правил.

Общие принципы воздействия законов

Все положения норм, законов, установленных государством, подчинены общим правилам, соблюдение которых очень важно.

1. Защита меньшинств различного уровня, справедливое распределение прав и обязанностей вне зависимости от рангов, чинов, положения в обществе.
2. Возможность самостоятельного принятия решений и отстаивание своей точки зрения в рамках общих положений.
3. Ограничение совершений злонамеренных поступков, наступление наказаний в случае отступа от норм.
4. Преобладание общественных интересов при соблюдении личных потребностей.
5. Внесение значительных корректив в поведение людей.
6. Создание норм и изменение правил позволено лишь независимой от обстоятельств группой законодателей, одобрение документов производится руководителями, избранными народом страны.
7. Принятые акты делают выигрышной общепринятую национальную идею, от осуществления которой улучшается благополучие всего общества.

Возможные проблемы при отсутствии законодательных баз

Если по каким-либо причинам обществом не соблюдаются совокупные правила, а контролирующий орган отсутствует, то все взаимоотношения могут превратиться в хаос. Нужно знать, что в таком случае государство и народ получает:

1. Отсутствие безопасности граждан и всего сообщества.
2. Превалирование прав силы, которая не подчиняется разуму.
3. Разгул и насилия.
4. Создание почвы для усиления националистических идей, приводящих к геноциду.
5. Рост антидемократических настроений.
6. Уклон на соблюдение неписаных законов, которые отличны в различных слоях населения.
7. Анархия и потеря добропорядочности граждан.
8. Бесконтрольная смена власти по принципу: «прав тот, кто сильнее».

Для предотвращения ситуаций возникновения беззакония государство имеет силовые структуры, призванные обеспечить порядок.
Задача государственных силовых структур сводится к мягкому регулированию соответствия действий рамкам закона в повседневной жизни и принятие жестких мер при возникновении серьезных масштабных конфликтов.

Видео по теме

 

 

Это интересно: