→ Старуха изергиль бесчестие. Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького "Старуха Изергиль") Сочинения по русской литературе. Материалы к основной части сочинения

Старуха изергиль бесчестие. Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького "Старуха Изергиль") Сочинения по русской литературе. Материалы к основной части сочинения

В основе направления «Честь и бесчестие» лежат полярные понятия, связанные с нравственным выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения.

Для вдохновения!

Зависит всё, что в мире есть,

От поднебесной выси.

Но наша честь, но наша честь

От нас одних зависит.

Песня из к/ф "Мушкетёры. 20 лет спустя"

Муз. М. Дунаевского, стихи Леонида Дербенёва


Возможные темы сочинения

Возможные темы сочинений (подборка Ирины Анатольевны Суязовой)

1. Как вы понимаете смысл пословицы «Честные глаза в бок не глядят»?

2. Как вы понимаете смысл пословицы «Честь идёт по дороге, а бесчестье по сторонке»?

3. Как вы понимаете смысл пословицы «Смерть лучше бесчестья»?

4.Как вы понимаете смысл высказывания Ф.М.Достоевского «Торгуя честью, не разбогатеешь»?5.Произведение о чести и бесчестии, которое вас взволновало...

6.Называться человеком легко, быть человеком труднее (пословица).

7.Чем похожи слова «честь», «честность», «чистота»?

8.Почему честь ценилась во все времена?

9.Уместно ли говорить о чести и совести в наше время?

10.Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?

11.Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. (Конфуций)

12.Когда виновный признает свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать, - свою честь (Виктор Гюго)

13.Кто теряет честь, сверх того уже ничего потерять не может. (Публилий Сир)

14.Честь похожа на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает её блеска и отнимает у неё всю её цену. (Пьер Бошен, французский писатель)

15.Верна ли русская пословица: «Береги честь смолоду»?

16.Торгуя честью, не разбогатеешь. (Ф.М.Достоевский, великий русский писатель)

17.Честного человека можно подвергнуть преследованию, но не обесчестить. (Ф.Вольтер)

18.Честь может быть потеряна только однажды. (Э.М.Капиев, дагестанский советский прозаик)

19.Честь нельзя отнять, её можно потерять. (А.П.Чехов)

20. Честь, порядочность, совесть – качества, которыми дорожить нужно (по произведениям русской литературы XIX века)

21. Ваше отношение к актуальности темы чести (Почему тема чести остаётся актуальной и сегодня?)

22. Какого человека можно назвать человеком чести?

23. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?

24. Предательство и бесчестие: как связаны эти понятия?

25. Честь и совесть - ведущие понятия, характеризующие человеческую личность

26. Близкое мне по духу понятие чести…

27. Может ли любовь или совесть возродить утраченное ранее понятие чести? (В качестве примера-аргумента: Раскольников и Свидригайлов, герои романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») 28. Можно ли считать человека, победившего на дуэли, человеком чести?

29. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М.Достоевского «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно»?

30. Что есть истинная честь и что есть мнимая?

31. На что можно пойти ради защиты человеческой чести? 32. Произведение о человеке чести, которое меня потрясло...

33. Что значит идти дорогой чести?

М.А. Шолохов, повесть «Судьба человека»;

А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума»;

Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль»;

А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка»;

«Слово о полку Игореве»;

Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо»

М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени»

Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»

И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»

Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

М.А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита»

А.И. Солженицын повесть «Один день Ивана Денисовича»

Н.М. Карамзин, повесть «Бедная Лиза»

А.Н. Островский, драма «Гроза»

А.И. Солженицын, рассказ «Матрёнин двор»

А.И. Куприн, повести «Гранатовый браслет», «Олеся»

М. Горький, рассказ «Старуха Изергиль»

Толстой Л.Н., повесть «Кавказский пленник»

Паустовский К. Г., сказка «Тёплый хлеб»

Стивенсон Р., баллада «Вересковый мёд»

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…».

Н.В.Гоголь. , повесть «Тарас Бульба»

Ф.Купер, роман «Последний из могикан»

А.П.Платонов., рассказ «Юшка»

В. Скотт. , роман «Айвенго»

Пушкин А.С. ,роман «Дубровский»

Грин А.С. ,феерия «Алые паруса»

Мериме П. ,новелла «Маттео Фальконе»

Л.Н.Андреев, повесть «Иуда Искариот»

Н.С. Лесков, «Тупейный художник», «Очарованный странник»

Г.де Мопассан, «Ожерелье»

Материалы к вступительной части сочинения

Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет личность в выборе поступка, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять удар на себя или смалодушничать и пойти против совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей, возможно, смерти. Выбор у человека есть всегда, и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки даются его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни». Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так велико значение великой русской классической литературы, являющейся нравственным фундаментом для многих поколений людей.

Материалы к основной части сочинения

Святое воинство

Совесть, Благородство и Достоинство – вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
за него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
но зато умрешь, как человек.
1988

"Чувство собственного достоинства..."

Белле Ахмадулиной

Чувство собственного достоинства – вот загадочный инструмент:

созидается он столетьями, а утрачивается в момент

под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую ль болтовню,

иссушается, разрушается, сокрушается на корню.

Чувство собственного достоинства – вот загадочная стезя,

на которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя,

потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,

растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.

Чувство собственного достоинства – это просто портрет любви.

Я люблю вас, мои товарищи – боль и нежность в моей крови.

Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего

не придумало человечество для спасения своего.

Так не траться, брат, не сворачивай, плюнь на вздорную суету –

потеряешь свой лик божественный, первозданную красоту.

Ну зачем рисковать так попусту? Разве мало других забот?

Поднимайся, иди, служивый, лишь прямехонько, лишь вперед.


Юрий Левитанский

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы -

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе:

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею -

Каждый выбирает для себя.


Настанет день и час пробьет,
Когда уму и чести На всей земле придет черед Стоять на первом месте.
Роберт Бёрнс

Этот замечательный текст из коллекции текстов для сочинения ЕГЭ можно использовать как в основной части, так и во вступлении и в заключении. Прочитайте его, выпишите цитаты, ключевые слова.

(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. (3)Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь.

Итоговое сочинение - это формат экзамена, который позволяет оценить сразу несколько аспектов знаний ученика. Среди них: словарный запас, знание литературы, умение излагать свою точку зрения на письме. Словом, такой формат дает возможность оценить общее владение ученика как языком, так и предметными знаниями.

1. На итоговое сочинение отведено 3 часа 55 минут, рекомендуемый объем - 350 слов.
2. Дата итогового сочинения 2016-2017. В 2016 году оно проводилось 2 декабря 2015 года, 3 февраля 2016 года, 4 мая 2016 года. В 2017 - 7 декабря, 1 февраля, 17 мая.
3. Итоговое сочинение проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.
Целью сочинения является рассуждение, грамотно и четко выстроенная точка зрения ученика с использованием примеров из литературы в рамках заданной темы. Важно отметить, что в темах не указано конкретное произведение для анализа, оно носит надпредметный характер.


Темы итогового сочинения по литературе 2016-2017

Темы формируются из двух перечней: открытого и закрытого. Первый известен заранее, отражает примерные общие темы, они сформулированы как понятия, противоречащие друг другу.
Закрытый перечень тем оглашается за 15 минут до начала сочинения - это более конкретные темы.
Открытый перечень тем итогового сочинения 2016-2017:
1. «Разум и чувство» ,
2. «Честь и бесчестие»,
3. «Победа и поражение» ,
4. «Опыт и ошибки» ,
5. «Дружба и вражда» .
Темы изложены в проблемном ключе, названия тем - антонимы.

Литература, рекомендованная для успешного написания сочинения, публикуется в сети вместе с открытым перечнем тем. Туда входят не только произведения из школьной программы, но и другие шедевры мировой классики. Примерный список литературы для всех тех, кто будет писать итоговое сочинение 2016-2017:

1. А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
2. А.П. Чехов «Ионыч»,
3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
4. Б.Л. Васильев «В списках не значился»,
5. В.А. Каверин «Два капитана»,
6. В.В. Быков «Сотников»,
7. В.П. Астафьев «Царь-рыба»
8. Генри Марш «Не навреди»,
9. Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,
10. Джек Лондон «Белый клык»,
11. Джек Лондон «Мартин Иден»,
12. И.А. Бунин «Чистый понедельник»,
13. И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
14. Л.Н. Толстой «Война и мир»,
15. М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
16. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
17. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
18. Э. Хемингуэй «Старик и море»,
19. Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,
20. Э.М. Ремарк «Три товарища».


Аргумент к теме "Честь и бесчестье"

Точка зрения должна быть аргументирована. Для того, чтобы грамотно оформить аргументы, следует привлекать литературный материал, соответствующий теме. Аргумент является главной составляющей сочинения, входит в число критериев оценки. Так, аргумент должен:
1. Соответствовать теме
2. Включать в себя литературный материал
3. Быть вписан в текст логично, в соответствии с общей композицией
4. Быть изложен с помощью качественной письменной речи
5. Быть грамотно оформлен.
К теме "честь и бесчестье" можно взять аргументы из произведений М. А. Шолохова "Судьба человека", А. С. Пушкина "Капитанская дочка", А. А. Лиханова "Чистые камушки".


Примеры итоговых сочинений

Существует ряд шаблонов итоговых сочинений. Они оцениваются по пяти критериям, вот пример сочинения, набравшего высший балл:
Пример сочинения на тему: "Что значит идти дорогой чести?"
Что такое честь, как идти по «дороге чести»? Для этого нужно разобраться, что же значит «честь»: согласно толковому словарю, «Честь - достойные уважения и гордости моральные качества человека». У каждого человека есть нравственные принципы, за которые он должен бороться и отстаивать их. Это и значит выбрать верный путь, жить по своей совести, следовательно, и идти дорогой, которую подсказывает честь. Значит человек, не пренебрегающий принципами, даже в самой тяжелой жизненной ситуации идет дорогой своей чести. Это непростой путь, иногда, чтобы оставаться честным по отношению к себе и своей совести приходится пережить множество трудностей и лишений, но важно помнить, что ведет по этому пути: ваша воля, честь, достоинство.
Такой нравственный выбор отражен в произведении М.А. Шолохова «Судьба человека». Главный герой, Андрей Соколов, попал в плен. Даже в таких условиях он не подавлен духом, высказывает свою точку зрения. За неосторожно сказанные слова его собирались расстрелять. Он мог бы умолять о пощаде, унижаться перед врагами. Но герой готов отстаивать свою честь даже перед лицом смерти. Следующий нравственный выбор совершил заключенный, когда комендант Мюллер вызвал его к себе на допрос - Мюллер пытался спровоцировать Андрея, изнеможенного голодом и тяготами заключения: «… кинул пистолет на стол и наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и все это подает мне и говорит: "Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия"». Даже в условиях неволи и лишений герой делает выбор в пользу чести: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!». Немецкий комендант признал моральную победу советского солдата и сохранил ему жизнь. Автор хочет донести до читателя мысль, что честь и достоинство важнее для человека, чем что бы то ни было.
Но вопрос чести стоит не только во время войны, даже в простой жизни, в повседневных заботах человек не должен забывать о ней. Нужно, не взирая ни на обстоятельства, ни на возраст, отстаивать свои права и интересы. Так, в повести «Чистые камушки» А. А. Лиханов рассказывает о мальчике, не побоявшемся дать отпор хулигану Савватею. Задира выбрал учеников начальной школы для своих проказ, каждый день дежурил у здания, грабил и избивал учеников. Но на побоях и грабеже все не заканчивалось, он еще не упускал случая унизить малышей. После нескольких нападений ученик Михаська не выдержал унижений и решил дать отпор, схватил камень и замахнулся на Савватею, но драка не состоялась. Савватея отступил, потому что не ожидал, что его жертвы способны дать отпор, увидел силу Михаськи, не грубую силу удара, а внутреннюю, то мужество, с которым он раньше не сталкивался. Моральная победа осталась за учеником начальной школы, мальчиком, который проявил отвагу, непосильную взрослым и другим детям его возраста. Это и есть моральная победа.
Таким образом, можно сказать, что каждый человек обязан самому себе чувствовать свою дорогу чести, отстаивать свои интересы и помогать людям, которым нужна помощь.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк:

Героями ранних произведений Горького становятся люди гордые, сильные, смелые, которые в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений - рассказ «Старуха Изергиль».

Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о сво­ей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. Цен­тральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произ­ведениям относится рассказ «Старуха Изергиль», которым писа­тель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. Данко - герой третьей части рассказа М. Горького «Ста­руха Изергиль», пожертвовавший собой и спасший свой народ с помощью «горящего сердца». Кратко перескажу легенду о Дан­ко, ставшую основой сюжета трьковского рассказа: «Жили в старину смелые и сильные люди, но однажды пришли иные пле­мена и прогнали их вглубь леса. Они могли либо вернуться назад и сражаться насмерть с врагами, но тогда с ними умерли бы и их заветы. Могли они и идти вперед вглубь непроходимого леса. Так эти люди сидели и думали. Они ослабли от тоскливых дум, и даже кое-кто предлагал сдаться в рабство врагам. Но тут появил­ся Данко, убедил их попытаться пройти страшный лес насквозь и повел их вперед. Однажды гроза грянула над лесом, стало на­столько темно и страшно, что люди разозлились на Данко и захо­тели убить его. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из нее сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. Данко вывел людей из леса в прекрасную степь. Кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассы­павшись в искры, угасло... С тех пор в степи перед грозой видны голубые искры от сердца Данко». Исследователи отмечают связь образа Данко с Моисеем, Прометеем и Иисусом Христом. Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «даю­щий». Важнейшие слова гордого человека в легенде: «Что сде­лаю я для людей!?» Данко - настоящий герой, мужественный и бесстрашный, во имя благородной цели - помощи своему наро­ду - он способен на подвиг. Образ Данко воплощает в себе вы­сокий идеал - гуманиста, личность большой духовной красоты, способную к самопожертвованию ради спасения других людей.

Антиподом Данко является другой персонаж рассказа «Старуха Изергиль» - сын женщины и орла, «сверхчеловек» Ларра, презирающий людей («он считает себя первым на зем­ле и, кроме себя, не видит ничего»). Гордость, по мнению ав­тора, - чудеснейшая черта характера. Она делает раба сво­бодным, слабого - сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского и «об­щепринятого». Но гордыня порождает абсолютную свободу, свободу от общества, свободу от всех моральных устоев и принципов, которая в итоге приводит к ужасным последстви­ям. Именно эта мысль Горького является ключевой в рассказе старухи Изергиль о Ларре, который будучи именно таким - абсолютно свободным - индивидуумом, умирает духовно для всех (и прежде всего для самого себя).

Отличительная черта данного рассказа - резкий контраст, противопоставление хорошего и плохого, доброго и злого, светлого и темного.

Идейный смысл рассказа дополняется обрисовкой образа повествовательницы - старухи Изергиль. Ее воспоминания о сво­ем жизненном пути - тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине. Старуха Изергиль больше всего ценит свободу, она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно».

В рассказе «Старуха Изергиль» Горький рисует исключи­тельные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего. Для него Изер­гиль, Данко и Ларра, несмотря на крайнюю противоречивость натуры первой, кажущуюся бесполезность подвига второго и бесконечную отдаленность от всего живого третьего, - под­линные герои, люди, несущие в мир идею свободы в разных ее проявлениях. Однако для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть», недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь глав­ное - цель. Цель, которая оправдывала бы существование че­ловека, потому что «цена человека - дело его».

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Доклады по литературе

    • : «Вечные темы» в лирике М.Ю. Лермонтова

      М.Ю. Лермонтов в своем поэтическом творчестве обраща­ется к «вечным темам»: тема любви, природы, христианского смирения, патриотического служения родине, предназначение поэта-творца. Обратимся к отдельным стихотворениям поэта, где раскрывается данная проблематика. Уже в этом раннем стихотворении «Поэт» (1828) Лермон­тов размышляет о сущности поэтического творчества: Таков поэт: чуть мысль блеснет, ...

    • : «Вечные ценности» в лирике поэтов начала 20 века

      В сложное для России время, в период политического пе­релома, в сложных социально-бытовых условиях русские по­эты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании. Например, пейзажное стихотворение И.А. Бунина «Вечер» принадлежит к философской лирике. Лирическое произведе­ние написано в форме сонета....

    • «Житие Александра Невского» - великий памятник литературы Древней Руси

      «Житие Александра Невского» - один из великих памятников древнерусской литературы. Литература Древней Руси - предшественница классической русской литературы ХУН-ХХ вв. Это одна из самых древних ли­тератур Европы - древнее, чем французская, английская, немец­кая. Ее истоки исследователи относят к X веку. В древнерусской литературе, пишет известнейший исследо­ватель культуры и литературы Древней Руси...

    • «Заветная книга» В.П. Астафьева «Последний поклон» и рассказ «Фотография, на которой меня нет»

      В.П. Астафьев вошел в историю русской литературы XX века как замечательный писатель - прозаик, автор произведений, ставших классическими уже при жизни автора, - это повести «Кража», «Где-то гремит война», «Печальный детектив», «Так хочется жить», монументальное произведение «Царь-рыба», ро­ман «Прокляты и убиты», многочисленные рассказы. На протя­жении многих лет - с 1968 по 1992 год - В....

    • «Записки охотника» И.С. Тургенева как цикл

      Сборник И.. Тургенева «Записки охотника» состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разрабо­танного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную ха­рактеристику нескольких героев, картинки быта, пейзаж,...

    • «И милость к падшим призывал...». В.А. Жуковский и декабристы

      Василий Андреевич Жуковский - широко известный русский поэт, достойный представитель русской классической литерату- 70 ры, основоположник романтического направления в русской ли­тературе. В свое время он был широко известен и почитаем не только как литератор, автор многих стихотворений, баллад и по­эм, по сути, преемник Н.И. Карамзина, но и как крупный обще­ственный деятель, воспитанник...

    • «Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова

      Н.А. Некрасова с детства волновала судьба народа, про­стого крестьянина. Первое самостоятельное стихотворение, где Некрасов сразу же заявил о себе как о народном поэте, было напечатано в 1845 году и называлось «В дороге». Стихо­творение посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лириче­ского произведения, изобразив его как человека с...

    • «Москва моя родина» (Н.В. Гоголь). Москва в жизни писателя

      Н.В. Гоголь родился на Украине, детские годы его прошли в Полтавской губернии. Он очень любил свой край, свой язык, ис­торию и культуру, народные украинские песни, сказания, сказки. Но жизнь сложилась так, что, став достаточно взрослым челове­ком, Гоголь стал жить в России, сначала в Петербурге, а в по­следние годы жизни - в Москве. Он очень полюбил Москву. «Москва моя родина», - писал он...

    • «Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина

      В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов. Связаны рассказы в основном с Мещер­ским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отра­зились и детские впечатления писателя, знание им деревен­ской жизни. За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано око­ло двадцати рассказов этого цикла. Как замечает...

    • «Певец во стане русских воинов». Поэт В.А. Жуковский на войне 1812 года

      В сентябре 1812 года В.А. Жуковский вступил в ополчение, которое шло от Москвы к Можайску, где Кутузов наметил гене­ральную схватку с Наполеоном. В.А. Жуковский принимал непосредственное участие в са­мой кровопролитной и решающей битве - в сражении под Бо­родино 26 сентября 1812 года. Спустя 25 лет в одном из писем В.А. Жуковский расска­зал о том, что произошло утром 26 августа 1812 года, о...

Каков положительный идеал Горького-романтика и что писатель противопоставляет этому идеалу? (По рассказу А.М. Горького «Старуха Изергиль»)

Для раннего А.М. Горького характерно обращение к ро­мантизму. Романтическим произведением, например, являет­ся рассказ писателя «Старуха Изергиль». Характеры в нем выписаны контрастными, «черно-белыми» красками, в рус­ле романтической традиции. Однако, в отличие от настоя­щих романтиков, писатель поэтизирует не зло, а добро. По­этому отрицательные герои получают у Горького однознач­ную оценку, осуждение, что было в свое время свойственно классицизму.

Рассказ А.М. Горького «Старуха Изергиль» построен своеобразно: при внутреннем единстве идеи он состоит из трех как бы самостоятельных частей. Первая часть - ле­генда о Ларре, вторая - рассказ Изергиль о своей молодо­сти, третья - легенда о Данко. При этом первая и третья час­ти контрастно противопоставлены друг другу.

Ларра - это воплощение крайнего индивидуализма. Сын женщины и орла, он отличается гордостью, высокомерием, презрением к людям. Он «ловок, хищен, силен, жесток». Чер­ты характера героя подчеркнуты в его внешнем облике: «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Ларра убивает девушку за то, что она оттолкнула его. Индивидуалиста Ларру решили наказать вечным одиночеством. И вначале юноша громко смеялся над людьми, которые бросили его, смеялся, оставаясь один. И только позднее он понял, на какую страш­ную муку обречен:«…он стал уже как тень и таким будет веч­но! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков - ничего. И все ищет, ходит, ходит… И нет ему места среди людей…». Одиночество оказалось для него невыносимым: он стал ис­кать спасения в смерти, но и смерть не приходила к нему. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему… Вот как был поражен человек за гордость!».

Подлинный герой, по мысли автора, не агрессивный ин­дивидуалист. Жизнь становится непрерывной мукой, если человек оторван от людей, от мира, от общества, - такова идея легенды о Ларре. В образе этого героя Горький развенчал себя­любие, эгоизм и индивидуализм. По мысли писателя, жизнь человека вне человеческого общества пуста и бессмысленна. Истинный же героизм состоит в готовности человека совер­шить подвиг во имя высокой цели.

Таким героем у писателя является Данко, человек, веду­щий свой народ на свободу. На пути людей возникали труд­ности, неодолимые, казалось бы, препятствия: густой лес, тем­нота и холод, грозный шум молний. И когда люди упали ду­хом и хотели уже повернуть обратно, герой вынул свое сердце и поднял его над головой. «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факе­лом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали, как камни.

Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое мес­то, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям».

В этом рассказе у Горького очень важна символика света и тьмы. Она имеет романтическое происхождение, но у писа­теля положительный герой ассоциируется со светом. Ларра же появляется в ночи, старуха Изергиль видит его тень, от­рицательный герой у Горького ассоциируется с тьмой. И эта тема - движение «от тьмы к свету» - была одной из ключе­вых для литературной эпохи рубежа веков.

Легенда о Ларре, рассказ Изергиль и легенда о Данко на первый взгляд кажутся самостоятельными, существующими независимо друг от друга. На самом деле это не так. В каждой из этих частей рассказа автор ставит один и тот же вопрос: в чем заключается человеческое счастье? Для первого героя, Ларры, счастье - в индивидуализме, в утверждении собствен­ной воли, в гордом одиночестве. Это, по мысли автора, глубо­кое заблуждение, недостойный человека идеал. Старуха Изер­гиль прожила яркую, насыщенную, полную приключений жизнь. Она была полна сил, жизнерадостна, энергична, от­крыта, любила помогать людям. Но в жизни ее не было насто­ящего смысла, высокой, одухотворенной цели. И лишь Дан­ко символизирует у Горького высшее проявление красоты че­ловеческого духа. Этот герой воплощает историческое и мета­физическое дерзновение (революцию). Таким образом, композиция рассказа раскрывает его идею.

Здесь искали:

  • опыт и ошибки старуха изергиль
  • старуха изергиль опыт и ошибки
  • раскройте на конкретных примерах многосоставность контрастность романтических гипербол в рассказе старуха изергиль

Вопрос о долге, совести и чести по праву можно считать одним из главных в классической литературе. Его пытались решить многие писатели и поэты, и Максим Горький в этом отношении не стал исключением. В романтическом рассказе писателя «Старуха Изергиль» мы находим много размышлений о морали, нравственных идеалах и человеколюбии, а ведь именно эти качества отличают людей, обладающих честью и достоинством. Кроме того, слово «честь», помимо своего основного, имеет и несколько других значений: это непорочность и целомудрие женщины, а также почет и уважение, высказываемое человеку другими людьми. Все эти смысловые оттенки нашли свое отражение в произведении Горького.

Рассказ «Старуха Изергиль» состоит из трех частей (трех глав), в каждой из которых излагается отдельная история. Человеком чести и носителем высоких нравственных идеалов является романтический герой Данко , легенду о котором Изергиль рассказывает автору в третьей главе произведения.

Свою жизнь Данко посвятил служению людям и, когда пришло время, он легко пожертвовал ею ради спасения соплеменников. Для этого сильного и страстного юноши делом чести было вывести своих земляков из дремучего леса. Именно поэтому Данко вырвал из груди своей пламенное сердце и, словно факелом, осветил им путь ко спасению.

 

 

Это интересно: