→ Музей-галерея "Новый Эрмитаж". Выставка А. Д. Тихомирова

Музей-галерея "Новый Эрмитаж". Выставка А. Д. Тихомирова

В ноябре в Париже торжественно открыли выставку «Русь» амурского художника Александра Тихомирова . В столицу Франции отправились знаменитые картины художника, выполненные в технике «оконопись» , которые прославили Александра Тихомирова далеко за пределами не только Амурской области, но и России. Всего в столице Франции были представлены 23 работы мастера.

В качестве холста художник использует настоящие, старые ставни, как правило те, которым исполнилось не менее 50 лет, «сохранившие историю и аккумулировавшие в себе энергию живших в этих домах людей ». В работах Тихомиров использует темперу ПВА, в палитре обычно 3-4 краски, по окончании работы на произведение наносится защитный слой жидкого воска.

За 26 лет, что существует эта техника, Александр Тихомиров написал около 5000 работ .

Как признается автор, материал для оконописи не иссякает: «Мне помогают мои друзья. Они приносят мне ставни или говорят, где видели. На сегодняшний день материала в изобилии. В прошлом году мне друзья принесли много хороших ставен, что грех было на них написать плохую вещь. Прошлый, 2015 год и начало 2016-го стали для меня очень благотворными в плане творчества », — рассказал художник.

Понятие оклада оконописца всегда настораживало, по мнению Александра Тихомирова, оклад закрывает самую эмоциональную и образную часть иконы: «Как оконопись — новая, более демократическая форма иконы, так и это новая форма оклада. Такой оклад не закрывает живопись и вместе с тем привносит элемент драгоценности в суть божественного », — объясняет он.

Александр Тихомиров родился в городе Электростали в 1956 году .

В 1979 году окончил Московское художественное училище памяти 1905 года, затем в 1984 году окончил МВХПУ , мастерскую Г. М. Коржева .

После учебы переехал в Благовещенск, где в настоящий момент живет и работает.

Новое направление в живописи под названием «оконопись» автор запатентовал в 1995 году .

В своей мастерской в центре Благовещенска художник Александр Тихомиров редко появляется с пустыми руками, из поездок по деревням он всегда привозит одно и то же — деревянные ставни, уцелевшие в заброшенных старинных домах, ведь для мастера это не предмет коллекционирования, а уникальный рабочий материал.

«Александр дает и русским, и французам, понимание того, что Древняя Россия — это современная Россия. И это чувство нельзя ничем заменить », — отметил директор Российского центра науки и культуры в Париже Игорь Шпынов .

Экспозицией в Париже Александр Тихомиров продолжил прерванную 15 лет назад традицию выставок «оконописи» в Российских центрах науки и культуры Европы.

В 2000 году они прошли на Кипре и Чехии , в 2001 году — в Финляндии и Германии .

Во Франции работы в стиле «оконопись» выставлялись впервые, и как отметили руководители Российского центра науки и культуры и МИД РФ, они бы хотели оставить выставку «Русь» еще на год для участия в ряде проектов 2017 года в Париже.

Своими впечатлениями поделился и президент секций живопись и фотография в Гран Пале Алан Базар : «Я высоко ценю представленные иконописные работы, которые даже можно назвать революционными, если сравнивать их с тем видением иконы, которое мы имеем сегодня , — отметил он. — Мы надеемся и в дальнейшем ежегодно принимать русских художников ».

Референт посла России во Франции Владимир Коротков отметил, что работы Александра Тихомирова могли бы украсить залы недавно открывшегося в Париже Российского духовно-культурного православного центра.

«В Париже, культурной столице мира, изобилие всевозможных выставочных проектов. До открытия мы успели посетить два из них: Коллекция С. Щукина в Fondation Louis Vuitton и уникальная коллекция произведений Рембрандта в музее Жакмр-Андре. Выставочный фронт необъятен », — рассказал Александр Тихомиров.

Работы Тихомирова находятся также в музейных и частных коллекциях множества стран, в том числе Канады , Китая , США , Франции . Несколько выставок художника прошли в храме Христа Спасителя , откуда работы отправились в Иерусалим , но самой значимой для себя художник называет выставку в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина .

Сам Тихомиров считает свои работы «той же иконописью, только вне монастыря ».

Музей-галерея “Новый Эрмитаж

Ул. Спиридоновка, 4, стр. 1, м. “Баррикадная”,
с 9.30 до 18, кроме субботы и воскресенья, т. 290-13-84.

«Повернув глаза зрачками в душу…»

В галерее «Новый Эрмитаж» с 17 июля по 6 августа 2008 года открыта выставка живописи и графики художника А. Д. Тихомирова (1916-1995).
Можно без преувеличения сказать, что за период выставочной деятельности, начиная с 1987 года, эта экспозиция самая обширная, дающая яркое представление о многогранном творчестве художника, до сих пор известного не столь широко, сколь он того заслуживает.

Идущий
Х, м., 85 х 134 см. 1976.

Александр Дмитриевич Тихомиров родился в Баку в семье инженера-строителя. После шести классов школы работал в живописной мастерской рекламы и учился на рабфаке.
В 1930-40-е годы Баку был одним из крупнейших культурных центров страны. В этот живописный город часто приезжали известные зарубежные музыканты и лучшие музыканты Москвы и Петербурга. Бакинская филармония давала несколько концертов классической музыки в неделю. Интересные, смелые спектакли ставил БРТ - Бакинский Рабочий театр. Атмосфера, царившая в городе, оказала огромное влияние на формирование личности художника, ставшего в дальнейшем тонким ценителем и знатоком классической музыки, театра, человеком энциклопедических знаний в области искусства и культуры, что отразилось в его живописных и графических работах.
В Баку было множество музеев, выставок. Политический климат был значительно мягче московского, отношения между людьми более открытыми и дружелюбными.
Да и сам облик Баку - тогда старого восточного города - побуждал к творчеству: волшебный колорит базаров, причудливая архитектура древнего города, богатые краски морских закатов, экстравагантные мусульманские праздники. Эти яркие зрительные впечатления живут даже в поздних работах художника.


Ангел
Б., темпера, 21 х 29,5 см. 1976.

В 1934 году Александр Тихомиров поступил на 2-й курс Бакинского художественного училища на живописный факультет. Здесь, начиная с 3-го курса, он занимался в мастерской ученика И. Репина - художника И. Рыженко. По словам Александра Дмитриевича, педагог дал ему, начинающему художнику, «крепкую реалистическую основу и живописную культуру».
В 1935 году 18-летний Тихомиров принял участие в живописной выставке, посвященной юбилею Шота Руставели. Широкая художественная общественность заметила и по достоинству оценила его работы, которые позже были приобретены Азербайджанским музеем изобразительных искусств. Окончив училище в 1938 году, Тихомиров работал по договору над картинами для Азербайджанского антирелигиозного музея.
В годы Великой Отечественной войны он был освобожден от военной службы из-за слепоты правого глаза и работал в Художественном комбинате Азербайджанского отделения Художественного фонда. Тогда же вступил в Азербайджанский Союз художников, работал над агитплакатами, военными сценами, портретами героев Отечественной войны. По приглашению И. Рыженко писал с ним два панно «Разгром гитлеровцев на Кавказе» для Бакинского Дома Красной Армии и Флота.
Но, несмотря на то, что в Баку была прекрасная среда для развития творческой личности и в Бакинском художественном училище чудом выжила старая, серьезная школа живописи и рисунка, молодежь грезила о Москве, ее музеях, выставках, мечтала о возможностях общения с известными художниками. Многие бакинские художники переехали в столицу - А. Саханов, В. Артамонов, В. Бардзиловский. Перебрался в столицу и Тихомиров.
В 1945 году он поступил на 3-й курс Московского художественного института им. Сурикова. Учился у А. Осмеркина. Но на 4-м курсе был исключен за «формалистические» проявления в живописи.


Изгнанник
Х., м., 80 х 100 см. 1980.

Ко времени учебы относится знакомство Александра Дмитриевича с Робертом Рафаиловичем Фальком. Соседями семьи Тихомировых в доме в Брюсовском переулке были Вера Семеновна и Аркадий Николаевич Петровы (брат писателя Скитальца). В концертах классической музыки, которые устраивала Вера Семеновна, участвовали известные музыканты. Приходили послушать музыку и художники. Именно здесь Тихомиров встретился с Фальком. Знакомство переросло в дружеские отношения. Фальк предложил Александру Дмитриевичу побывать в его мастерской. О работах молодого художника - пейзажах и натюрмортах в традиции русского импрессионизма - Фальк отзывался с одобрением, отмечая, что А. Тихомиров обладает «французским глазом» в живописи. После приглашения Р. Фалька написать этюд из окна своей мастерской Тихомиров часто бывал у художника, они нашли много точек соприкосновения, вызванных близостью взглядов на проблемы творчества.
Дружеские отношения сложились у А.Тихомирова со многими художниками, в том числе с И. М. Ильиным, Е. Симкиным, С. Адливанкиным, А. Лабасом, А. Глускиным, Б. Отаровым, Б. Пинхасовичем, И. Дризе, Б. Тальбергом. Художник А. Передний написал портрет Тихомирова.


Двуликая балерина
Х., м., 100 х 123 см. 1966.

После исключения из Суриковского института А. Тихомиров работал некоторое время как свободный художник, а с 1949 по 1976 годы - в Московском комбинате монументально-декоративного искусства. Участвовал в праздничных оформлениях Москвы, в течение ряда лет оформлял Государственную Библиотеку им. В. И. Ленина. Вместе с художником И. М Ильиным написал монументальный портрет В. И. Ленина для украшения фасада здания Министерства иностранных дел. Это был самый большой в мире портрет Ленина. Обстоятельства сложились так, что портрет увидел Ренато Гуттузо, проезжавший по Смоленской площади в машине с первым секретарем горкома КПСС В. Гришиным. Восхищенный отзыв Гуттузо о портрете произвел впечатление на партийное руководство.
В дальнейшем эта работа, исполненная на специальных лентах, была удостоена золотой медали на выставке наглядной агитации ВДНХ по представлению отдела культуры горкома КПСС.
Официальные заказы позволили художнику обрести некоторую финансовую свободу, необходимую для творческой независимости.


Вечер-(Город)
Х., м., 100 х 100 см. 1980.

Не имея мастерской в Москве, А. Тихомиров обретал ее в летние месяцы в поселке Троицкое на Клязьминском водохранилище, где в 1960-70-х годах с женой и дочкой снимал дачу.
Этот поселок на живописном полуострове с полуразрушенной церковью превращался летом в уголок, любимый творческой интеллигенцией - маленькое «Абрамцево». Сюда съезжались художники, продолжавшие традиции 1920-х годов - А. Лабас, А. Глускин, С. Адливанкин, Б. Тальберг. Днем все напряженно работали, а по вечерам собирались на даче у Тихомировых. Как позже вспоминала дочь Александра Дмитриевича, художник Анна Тихомирова , «всех их привлекали его необычные работы и фантастически преображенные дачные комнаты. Мощный темперамент художника захватывал пространство. Вся дачная мебель выкрашивалась в контрастные, бодрящие цвета, комната превращалась в картину». Да и само Троицкое, с большой сверкающей рекой, восхитительными красками закатов, вереницами яхт, было источником вдохновения для художников. Своими пейзажами, богатым колоритом оно напоминало А. Тихомирову родной город - Баку. Его палитра стала стремительно меняться, яркие, необычные сочетания красок словно выплескивались за рамки полотен. Сначала появились пронизанные светом, воздушные, сияющие пейзажи. Затем родилась серия «Петрушка и Балерина» на тему Comedia del Arte, навеянная балетом Стравинского «Петрушка». Эта тема необычайно сильной и нежной любви стала одной из основных в творчестве А. Д. Тихомирова: «”Петрушка и Балерина” - вот тема, которая захватывает меня всегда». Не могло быть иначе. Прототипом Балерины была муза художника, его жена, Наталья Анатольевна Тихомирова, именно ей был посвящен цикл этих работ, а изображение Петрушки - автопортрет художника.


Театр
Х., м., 150 х 195 см. 1988.

«Взрывчатый колорит, атональная манера (отсутствие преобладающего тона), прихотливый ритм контрастных пятен, пиршество красок, свободный полет линий - очень русские холсты, напоминающие рыночные коврики или лоскутные одеяла. И в то же время очень содержательные, - отмечала Анна Тихомирова. - Поставив “Петрушку” Стравинского почти на полную громкость, художник погружался в транс и, раскрепощаясь, отправлялся в свободное плавание. С кистью в руке он исполнял неистовый танец перед холстом. Так холст превращался в зеркало, отражающее его самые глубинные переживания. “Петрушка и Балерина” - красочная поэма о любви, страсти, радости жизни. Страстное безумие и радостное жизнелюбие, любовное томление, мощный водоворот чувств бьется в холстах. В то же время в какой-то неуловимый момент рука художника собирает цвета и формы, и они застывают в гармоничном созвучии».
Глубоко чувствующий классическую музыку, Александр Дмитриевич писал свои полотна, слушая произведения Скрябина, Чайковского, Брамса, Карла Орфа, Бетховена. Друзья художника - композиторы, пианисты - называли его работы «воплощенной музыкой».


Пир актеров
Х., м., 141 х 92 см. 1985.

«Когда говоришь о таком человеке, чувствуешь, как мало значат слова, - вспоминает близкий друг А. Тихомирова, профессор Российской Академии музыки им. Гнесиных Григорий Борисович Гордон . - Случайная встреча с ним, которая переросла, смею сказать, в дружбу, стала для меня громадным событием. Мы сблизились благодаря любви к музыке, но если она была моей специальностью, то для него - необходимым “противовесом” тяжелому труду, отбирающему все силы. Своему делу, предназначенному ему от рождения, он был безраздельно предан. Живопись, и шире - искусство, были воздухом, которым он дышал».
По мнению искусствоведа Валерия Александровича Матвеева , творчество А. Д. Тихомирова можно условно разделить на три этапа: импрессионистический (1940-50-е годы), фовистический (1960-е годы), новый классический (неоклассический) стиль, начиная с 1970-х годов.
«Александр Дмитриевич, - рассказывает В. А. Матвеев, - ставил широкие человеческие задачи, он как бы предчувствовал, что Россию ожидает некое испытание, переходный период в ее истории. Конечный цикл работ - типично классический, как по композиции, так и по размаху изображенного, по воздействию на людей. Художник говорил: “Я хочу соединить современное с классическим”. Это была удивительно точная фраза, я думаю, что он этого достиг».
В работах А. Д. Тихомирова глубокий философский подтекст, психологичность образов сочетаются с мощным потоком энергии, великолепным решением пластических и цветовых задач. Вечные темы: добра и зла, одиночества и трагического начала, тема любви - находят отражение в его полотнах.
Библейские персонажи, узники и отверженные, преследуемые толпой, странники, сумасшедшие - все те, кто так или иначе противопоставил себя массе в силу стремления к Иному, в силу болезни или непонимания толпы, становятся героями его произведений.


Отверженная. Правая часть диптиха
Х., м., 103 х 103 см. 1985.

В мастерской художника на стене можно было увидеть листы с цитатами, столь созвучными его мировосприятию. На одном из листов можно было прочесть:

Не доверяй своих дорог
Толпе ласкателей несметной:
Они сломают твой чертог,
Погасят жертвенник заветный.

Все, духом сильные, - одни
Толпы нестройной убегают,
Одни на холмах жгут огни,
Завесы мрака разрывают.

Александр Дмитриевич разрывал «завесы мрака» и обращался к душе, богатому внутреннему миру человека. В его работах, посвященных театру и цирку, ясно прослеживается отсыл к Шекспиру, чьи произведения любил художник. Сцены пира, отдыха актеров после спектакля, изображенные на полотнах, - те минуты, когда, устав от надуманной игры, навязанных ролей, люди в масках остаются среди многих себе подобных наедине с собой. Актеры, акробаты, клоуны изображены с закрытыми глазами, их взгляд обращен внутрь себя - «повернув глаза зрачками в душу». Какие тайны, какие притягивающие бездны, полные пороков или страхов, открываются им? «Шут - принадлежность общества, именно он говорит правду в лицо», - отмечал художник. На редких работах можно увидеть персонажей с открытыми глазами, но всегда они - сторонние наблюдатели, внимательно следящие за погруженными в раздумье актерами, шутами, акробатами, музыкантами. Уставший актер, уснувший клоун, опустившая голову прекрасная дама с волной черных волос, одинокий скрипач, крепко прижавший к плечу инструмент, жители странного города, окруженного стеной с причудливыми башнями, - все они в то мгновение, что длится вечно на картине, снимают привычные им в жизни маски, обнажая душу.


Сцена в цирке
Х., м., 100 х 100 см. 1985.

Работы на восточную тему - напоминание о Баку. Выразительные образы красивых полуобнаженных женщин, собравшихся у источника, чтобы наполнить кувшины водой, глубоко символичны: вода и женщина - источник жизни на земле. Пластическое решение композиций поражает гармонией: округлые очертания женских фигур словно находят продолжение в выпуклых очертаниях кувшинов, струящиеся длинные волосы - в льющихся струях воды.


Источник. Эскиз
Б., темпера, 37 х 37 см. 1980-е.

На открывшейся в «Новом Эрмитаже» выставке впервые столь полно представлены живописные и графические работы трех периодов творчества А. Д. Тихомирова, начиная с 1960-х годов. Блестяще выполненные картины, изображающие персонажей библейских сюжетов; сложные по композиции работы на шекспировскую тему, темы театра и цирка; яркие, многоцветные полотна фовистического периода на тему «Петрушки и Балерины»; живопись и графика, посвященная Востоку, - все эти работы восхищают своей глубиной и высоким мастерством исполнения.
Как замечает художник, искусствовед, критик Лев Федорович Дьяконицын , «думаю, отныне имя Александра Дмитриевича Тихомирова будет все более и более известно, его творчество прочно займет место в искусстве и послужит источником мужества, культуры, вдохновения для других поколений художников».


Цирк
Х., м., 100 х 100 см. 1983.

Выставки работ А. Д. Тихомирова:
Персональная выставка в Орловской картинной галерее - 1987 г.
Выставка русского искусства в Риме (Италия) - 1989 г.
Выставка «Париж - Ленинград - Москва», на обложке каталога выставки воспроизведена работа А. Д. Тихомирова - 1990 г.
Персональная выставка в галерее «АНТИПЪ» в Центральном доме литераторов - 1993 г.
Посмертные выставки:
В ЦДХ - (обе в 1999 г.), в том числе выставка «Цирк», посвященная Ю. Никулину
Групповая выставка студии «Остож» - 2002 г.
Персональная выставка в Московском Государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана - 2004 г.

В настоящее время произведения А. Д. Тихомирова хранятся в музеях России, Азербайджана, Италии, в частных российских и зарубежных коллекциях (Франция, Канада, США, Австралия и др.).

Екатерина Гоголева

Оргкомитет выставки: В. А. Дудаков, С. А. Черняк
Клуб коллекционеров изобразительного искусства.

1916-1995

Александр Дмитриевич Тихомиров родился в Баку в семье инженера-строителя.
Детство и юность провел в Баку, где жил с родителями и сестрами в квартире на втором этаже большого дома с верандами, окруженного садом. Рисовать Александр Дмитриевич начал с 15 лет.
Древний город с его яркими красками, морскими пейзажами, причудливой архитектурой, живописными улицами, сверкающим многоцветьем базаров, экстравагантными мусульманскими праздниками производил на молодого художника сильное впечатление, заряжал энергией, становился стимулом для творчества, источником вдохновения.

После 6 классов школы работал в живописной мастерской рекламы и учился на рабфаке.

В 1930-40-е годы Баку был одним из крупнейших культурных центров страны. В этот живописный город часто приезжали известные зарубежные музыканты и лучшие музыканты Москвы и Петербурга. Бакинская филармония давала несколько концертов классической музыки в неделю. Интересные, смелые спектакли ставил БРТ – Бакинский Рабочий театр.
Атмосфера, царившая в городе, оказала огромное влияние на формирование личности художника, ставшего в дальнейшем тонким ценителем и знатоком классической музыки, театра, человеком энциклопедических знаний в области искусства и культуры, что отразилось в его живописных и графических работах.
В Баку было множество музеев, выставок. Политический климат был значительно мягче московского, отношения между людьми более открытыми и дружелюбными.
Да и сам облик Баку – тогда старого восточного города – побуждал к творчеству: волшебный колорит базаров, причудливая архитектура древнего города, богатые краски морских закатов, мусульманские праздники. Эти яркие зрительные впечатления живут даже в поздних работах художника.

А.Д.Тихомиров. Отец. 1930-ые г.г.

В 1934 г. поступил на 2-й курс Бакинского художественного училища на живописный факультет. Начиная с 3-го курса, учился под руководством художника И. Рыженко (в прошлом ученика И. Репина), давшего ему, по словам А. Тихомирова, «крепкую реалистическую основу и живописную культуру».

В 1935 г. 18-летним юношей участвовал в живописной выставке, посвященной юбилею Ш. Руставели. Его талант был замечен широкой художественной общественностью, работы были приобретены Азербайджанским музеем изобразительных искусств.

По окончании училища в 1938 г. работал по договору над картинами для Азербайджанского антирелигиозного музея.

В годы Великой Отечественной войны, будучи освобожденным от военной службы из-за слепоты правого глаза, работал в Художественном Комбинате Азербайджанского отделения Художественного фонда. В это же время вступил в Азербайджанский Союз Художников, работал над агитплакатами и портретами героев Отечественной войны.
В 1942 году он уехал в Худат – пригород Баку. Брал там постоянно заказы, гонорары за которые были ощутимым подспорьем для большой семьи. Тихомиров работал над портретами героев войны, картинами на военную тематику, агитплакатами.
По приглашению И. Рыженко писал с ним два панно «Разгром гитлеровцев на Кавказе» для Бакинского дома Красной Армии и Флота.

Из воспоминаний дочери художника Анны Тихомировой:

"Несмотря на то, что в Баку создалась прекрасная среда для развития творческой личности, молодежь грезила о Москве, ее музеях, выставках. Мечтала о возможностях общения с известными художниками, не понимая, что в Бакинском художественном училище чудом выжила старая, серьезная школа живописи и рисунка, а в столичных художественных институтах правили бал советские академики, озабоченные только партийной карьерой. И все же многие бакинские художники переехали в столицу – А. Саханов, В. Артамонов, В. Бордзиловский."

Перебрался в столицу и А. Тихомиров.

Из воспоминаний жены Тихомирова Натальи Анатольевны Виноградовой:

«Александр Дмитриевич тоже принял решение о переезде в Москву, но отнюдь не из соображений карьеры, мысль о которой была ему абсолютно чужда. Наряду со стремлением поступить в институт и иметь возможность наслаждаться созерцанием работ великих мастеров, Александр Дмитриевич надеялся попасть в среду людей, увлеченных проблемами творчества, что, как он считал, поможет ему решать свои личные задачи, стоящие на пути его дальнейшего творческого развития».

В 1945 г. поступил на 3-й курс Московского художественного института им. Сурикова. Учился у А. Осмеркина. Однако на 4-м курсе был исключен за «формалистические» проявления в живописи.

Ко времени учебы относится знакомство А. Тихомирова с Р. Фальком, которое перешло в дружеские отношения. О работах молодого художника - пейзажах и натюрмортах в традиции русского импрессионизма - Р. Фальк отзывался с одобрением, отмечая, что А. Тихомиров обладает «французским глазом» в живописи.
После приглашения Р. Фалька написать этюд из окна своей мастерской А. Тихомиров часто бывал у художника, они нашли много точек соприкосновения, вызванных близостью взглядов на проблемы творчества.
Среди друзей А. Тихомирова были художники И. М. Ильин, Е. Симкин, С. Адливанкин, А. Лабас, А. Глускин, Б. Отаров, Б. Пинхасович, И. Дризе, Б. Тальберг, А. Передний, написавший портрет художника.

После исключения из Суриковского института А. Тихомиров работал некоторое время как свободный художник.

В 1950-76 гг. - в Москве в Комбинате Монументально-декоративного искусства.
Участвовал в праздничных оформлениях г. Москвы, в течение ряда лет оформлял Государственную Библиотеку им. В. И. Ленина.

Вместе с художником И. М. Ильиным написал монументальный портрет В. И. Ленина для фасада Министерства иностранных дел размером 42 x 22 м, за который был награжден золотой медалью на выставке наглядной агитации ВДНХ.

По мнению искусствоведа В. А. Матвеева, творчество художника можно условно разделить на три этапа:

  • импрессионистический (1940-50-е гг.),
  • фовистический (1960-е гг.),
  • новый классический (неоклассический) стиль, начиная с 1970-х гг.

В работах А. Тихомирова – глубокий философский подтекст, психологичность образов сочетаются с мощным потоком энергии, великолепным решением пластических и цветовых задач.
Вечные темы добра и зла, одиночества и трагического начала, тема любви находят отражение в его полотнах.
Библейские персонажи, узники и отверженные, преследуемые толпой, странники, сумасшедшие – все те, кто так или иначе противопоставил себя массе в силу стремления к Иному, в силу болезни или непонимания толпы становятся героями его произведений.

В работах, посвященных театру и цирку, ясно прослеживается отсыл к У. Шекспиру, чьи произведения любил художник. Сцены пира, отдыха актеров после спектакля, изображенные на полотнах, - те минуты, когда, устав от надуманной игры, навязанных ролей, люди в масках остаются среди многих себе подобных наедине каждый с собой. Актеры, акробаты, клоуны изображены с закрытыми глазами, их взгляд обращен внутрь себя - «повернув гла­за зрачками в душу».
Какие тайны, какие притягивающие бездны, полные пороков или страхов, открываются им?
«Шут – принадлежность общества, именно он говорит правду в лицо», - отмечал художник.

Тема Петрушки и Балерины, навеянная балетом Стравинского «Петрушка», тема необычайно сильной и нежной любви - одна из основных в творчестве А. Тихомирова: «”Петрушка и Балерина” - вот тема, которая захватывает меня всегда».

Увлекшись в юности симфонической музыкой, Александр Дмитриевич через всю жизнь пронес страстную любовь к ней. Еще в Баку он собирал грампластинки, закрывшись в комнате, подолгу слушал оперы, симфонии. Живя в Москве, свою коллекцию пополнял постоянно, и нотные, равно как и книжные, магазины были обязательным пунктом в маршруте пеших прогулок, столь любимых художником.
Тонкий знаток и ценитель классической музыки, он писал свои полотна, слушая произведения Стравинского, Скрябина, Чайковского, Брамса, Карла Орфа, Бетховена.
Друзья художника – композиторы, пианисты - называли его работы «воплощенной музыкой».

«Когда говоришь о таком человеке, чувствуешь, как мало значат слова, - вспоминает близкий друг А. Тихомирова, профессор Российской Академии музыки им. Гнесиных Григорий Борисович Гордон. - Случайная встреча с ним, которая переросла, смею сказать, в дружбу, стала для меня громадным событием. Мы сблизились благодаря любви к музыке, но если она была моей специальностью, то для него – необходимым “противовесом” тяжелому труду, отбирающему все силы. Своему делу, предназначенному ему от рождения, он был безраздельно предан. Живопись, и шире – искусство, были воздухом, которым он дышал».

Еще одним увлечением художника было кино. В Баку Тихомиров коллекционировал открытки с фотографиями киноактеров. В Москве увлечение кинематографом неожиданно получило продолжение. Жена Наталья работала в Научно-исследовательском кинофотоинституте, была возможность смотреть новинки зарубежного кинематографа. Позже Александр Дмитриевич будет высоко ценить фильмы Ф. Феллини, которые привлекут его своей психологичностью и театральностью образов, и впечатления от этих фильмов найдут отражение в живописи и графике художника.

Искусствовед Валерий Александрович Матвеев рассказывает:

«Александр Дмитриевич ставил широкие человеческие задачи, он как бы предчувствовал, что Россию ожидает некое испытание, переходный период в ее истории. Конечный цикл работ - типично классический как по композиции, так и по размаху изображенного, по воздействию на людей.

Художник говорил: “Я хочу соединить современное с классическим”. Это была удивительно точная фраза, я думаю, что он этого достиг».

Как замечает художник, искусствовед, критик Л. Ф. Дьяконицын:

«думаю, отныне имя Александра Дмитриевича Тихомирова будет все более и более известно, его творчество прочно займет место в искусстве и послужит источником мужества, культуры, вдохновения для других поколений художников».

Тихомиров уходит в 1976г. на пенсию и продолжает до конца жизни воплощать живописные замыслы, работы художника приобретают музеи и коллекционеры.

Умер в Москве 30.03.1995 г.

В настоящее время произведения А. Д. Тихомирова хранятся в Государственном Русском музее, музеях России, Азербайджана, Италии, в частных российских и зарубежных коллекциях (Франция, Канада, США, Австралия и др.).

В мастерской художника на стене можно было увидеть листы с цитатами, столь созвучными его мировосприятию. На одном из листов можно было прочесть:

Не доверяй своих дорог
Толпе ласкателей несметной:
Они сломают твой чертог,
Погасят жертвенник заветный.

Все, духом сильные, - одни
Толпы нестройной убегают,
Одни на холмах жгут огни,
Завесы мрака разрывают».

А.Блок

Семья

Жена А.Д.Тихомирова - Наталья Анатольевна Виноградова (1923-2008). Инженер-теплотехник.
Дочь А.Д.Тихомирова - Анна Александровна Тихомирова (1948-2006). Художник-монументалист.

С ДУШОЙ И ВЫСОКИМИ ПОМЫСЛАМИ
Очи, окна, оконопись — слова однокоренные.
Оконопись — современное направление религиозной живописи, корни которой уходят в древнерусскую иконопись, обязано своим появлением на свет благовещенскому художнику Александру Тихомирову, который жил и учился когда-то в Москве, в Строгановском училище, на отделении монументально-декоративной живописи в мастерской Г.М. Коржева. Но в восьмидесятых годах вдруг решил уехать на Дальний Восток. То еще не очень далекое от нас время не располагало к занятиям иконописью. Однако художник как творческая личность, рожденная в православной стране, несет в себе зачатки православной культуры. Кто-то бессознательно, кто-то подсознательно, а Тихомиров—осознанно. Поэтому с 1984 года его основной деятельностью становится мозаика, в технике которой он выполняет работы для многочисленных объектов бытового и культурного назначения на Дальнем Востоке.

Начав с выполнения мозаик в светских учреждениях, он целенаправленно пришел к торжественности мозаики церковной, обратился к религиозному искусству, иконописи, которая ярко воплотилась в оригинальной форме — оконописи. Этот термин принадлежит самому художнику.

Лучшие традиции русской иконописи, с ее софийностью и внутренней интимностью, с достоинством воплощаются в новом направлении современного религиозного искусства.
Эпоха постмодернизма позволила светским художникам достаточно легко освоить традиции православного искусства в ее новых формах.
Одной из таких оригинальных форм и является искусство оконописи.
Использование фактуры дерева, отживших свой век оконных ставен, которые аккумулировали в себе душевную человеческую энергию живших в доме людей, является творческим открытием Александра Тихомирова.

Достаточно серьезное изучение традиций православной иконы с ее каноничностью, музыкальностью и ритмической четкостью одухотворяет произведения А. Тихомирова.

Как известно, традиция не препятствует проявлению творческого духа, особенно в искусстве религиозном. Разнообразие приемов древнерусского иконописания нарушает представление о каноническом как некоем воплощении принципов художественного мимесиса. Сколько веков работали художники-иконописцы в одном каноне, и сколько различий между художественными приемами таких титанов, как Панселин, Феофан Грек и Андрей Рублев ! Поэтому рождение нового и, безусловно, выразительного направления в искусстве — процесс вполне закономерный.

Конец уставшего века, граница тысячелетия — и вместо появления термина со словом «арт» вдруг нечто оригинальное, выросшее на русской, православной почве и являющееся самостоятельным направлением религиозного искусства.

Начавшееся не так давно воцерковление нашего общества дало возможность изучать православную культуру в разных ее аспектах. Распространение патриотической литературы, религиозной поэзии в форме песнопений, восстановление разрушенных храмов привели к появлению православных воскресных школ и гимназий, иконописных мастерских и художественных галерей.

Лик, лицо, наличник.
Нет дома без окна, человека без лица, иконы без лика.
Одна из персональных выставок Александра Тихомирова так и называлась «Окна Руси». Очень емкое название.
Окна, очи, глаза. Оно объединяет в себе понятие Святой Руси и того, без чего нет на Руси ничего святого — православия. Окна — глаза дома.

В марте 1999 года состоялась выставка А.Тихомирова в музее храма Христа Спасителя в Москве к юбилею святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II «Храни веру православную», где работы художника А. Тихомирова привлекли особое внимание.
В дальнейшем их путь лежал в Иерусалим, на международную выставку современного православного искусства. Таким образом, проложена дорога от Святой Руси к Святой земле.

Галина МЯГКОВА

Александр Евгеньевич Тихомиров

Народный художник Российской Федерации.

Член-корреспондент РАХ. профессор БГПУ, председатель Амурской Региональной Организации Творческий Союз Художников России.

Родился в городе Электросталь (Московсая область) в 1956 году.

В 1979 г. закончил Московское художественное училище памяти 1905 года, в 1984 г. — МВХПУ(б. Строгановское).
Живет и трудится в г. Благовещенске Амурской обл.

Кавалер «Ордена Дружбы» (2013 г).

Кавалер международного ордена «Благотворение» степени (2007 г.). Обладатель Диплома Пражской Академии художеств и награды императора Рудольфа II (2000 г).
Кавалер ордена Русской Православной Церкви Преподобного Андрея Рублёва “I степени (2006 г.)

Награжден медалью «достойному » Российской Академии Художеств (2012 г.). Золотой медалью Российской Академии Художеств(2013 г.). Серебряной медалью Российской Академии Художеств (2011 г.), Золотой медалью ТСХ России (2005 г.)

Кавалер «Ордена Планеты» в номинации «Художник Года» Академии художеств Мира «Новая Эра» (2011 г.)

Лауреат премии «Вера» VII! Московского Международного Фестиваля Искусств «Традиции и Современность»
(2013 г.)

Обладатель Гран При ХII Международной ярмарки современного искусства (2005 г.) в Пекине (КНР). Является почётным директором музея Русского Искусств в г. Харбине (КНР), почётным членом Союза Художников Китая.

Мир ошеломляет художник, ошеломивший себя…

Жизнь на сколе судьбы, жестокой ностальгии по настоящему…

Творец, не имеющий дня, который бы принадлежал ему, Апостол ренессансных палаццо Православия…

В непостижимых тайнах нематериального, в магнетизме духовного — вся материальная, схожая с микеланджеловской пластикой, творческая сущность художника Александра Евгеньевича Тихомирова. По месту жизни и творчества его, несомненно, следует считать амурским, дальневосточным художником, поскольку главная «поисковая» обитель Александра Евгеньеви-
ча и его творческой семьи — Благовещенск-на-Амуре. Но по вкладу в культуру, в искусство А.Е.Тихомиров, что тоже бесспорно, является величиной российского, мирового уровня. Россия сильна, по утверждению Н.М.Карамзина. русской провинцией. Волга. Днепр, Енисей, Ангара, Амур… Скользамечательных мастеров отечественной культуры черпали живительные силы далеко от столиц, приумножая славу Отечества!

А родился, меж тем. маэстро как раз близ Москвы. в г. Электросталь в 1956 году. В 1984-м кончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее графа Строганова), отделение монументально-декоративной живописи, мастерская Г.М.Коржева. И…

И далее повелевала процессом Ее величество судьба. Сразу после окончания училища молодой человек, 28 лет от роду. решает кардинально изменить жизнь. Берет билет на самолет, отбывающий на восток, и, следуя вдоль 50-й параллели на окаянных крыльях фортуны, через десять часов оказывается на берегах Амура, в пограничном Благовещенске. Известность к амбициозному бунтарю, талантливому живописцу придет. когда Александр станет автором нового направления в живописи и запатентует его под названием “Оконопись”. А большая слава найдет Тихомирова после широкого признания его исповедального творчества на многочисленных выставках. которые состоялись за минувшие тридцать два года во многих больших и малых городах России, за рубежом. Александр Евгеньевич становится сначала Заслуженным. а затем Народным художником России. За большой вклад в российскую культуру в 2014 году в Екатерининском зале Кремля Президент России В.В.Путин вручит А.Е.Тихомирову орден Дружбы. Так они и поквитались: город по имени Благая Весть и Мастер. Сначала Благовещенск с подвиг художника на свободу и духовный подвиг, потом Оконопись стала визитной карточкой города на Амуре и Зее.


Основа, душа и дух «Оконописи» глубокое проникновение в суть и смысл русской иконы. русского Православия. Художник работает в стиле религиозных сюжетов, выполненных темперой на старых деревянных ставнях. Когда смотришь на работы художника, неизбежно «включаются» ассоциации и прямые аналогии. В том смысле. что подвижническое творчество Тихомирова, обладающее силой ока духовного видения. стоит в одном ряду с творчеством христиан-иконописцев Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека. Истинная вера. традиции и современность составляют базис. первоэлемент творчества А.Е.Тихомирова. «Дерево для меня
это лист. канва. на которые ложится идея Бога. Само дерево сотворено Богом. и задача художника суметь всего несколькими штрихами выявить лик Святителя, приоткрыть тайну творения, самому приобщиться к ней», — говорит о своем творчестве Александр Евгеньевич.

И поведал тогда Господь: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир. Поступающий по правде, идет к свету. дабы явны были дела его, потому что они в Боге содеяны».

Сила творчества Александра Евгеньевича Тихомирова как раз в правде. Еще можно сказать — в праведности, благочестии, в мощи света и разума.

Благовещенск — это один из старейших городов Дальнего Востока, которому в этом году исполняется 160 лет. История его основания тесно связана с православием. Наш город — гор0д Благой вести, как часто его называют, вдохновляет творческих людей на создание прекрасных
полотен, стихов и песен. Особое место в этом творчестве занимает уникальная, неповторимая, заглядывающая в самую душу живопись Александра Тихомирова.

Я уверена, что выпускник знаменитой «строгановки», совершенно неслучайно более 30 лет назад приехал в наш город. Он прошел большой творческий путь, предначертанный свыше. Его работы увековечены в истории и архитектуре мозаичными полотнами на зданиях Благовещенска. Именно здесь, в нашем городе, благодаря его особой духовной атмосфере и таланту мастера родилась уникальная техника живописи — оконопись, аналогов которой нет в мире.

Работы этого неординарного художника, с которых на нас смотрят образы и лики православных святых, написанные на филенках ставен, давно известны и в России, и за рубежом и стали визитной карточкой нашего города. Связь с предками, любовь к Родине воспринимаются
особенно остро, когда смотришь на деревянные полотна художника. Его произведения это особый мир. который заставляет остановиться в быстротечном потоке времени и задуматься о вере, о душе.

От имени жителей города благодарю большого художника за его большой труд и уникальный талант. которым гордятся благовещенцы и ждут его новых работ. Я искренне рада за тех, кто уже знаком с его творчеством и за тех, кому только предстоит открыть для себя работы‚ от которых исходит свет.

Мэр города Благовещенска
В.С. Калита

Большой и яркий, художник устремился, взлетев Однажды на рукотворных крыльях, по неизведанному пути Вечности по которому никто из мастеров кисти до него в искусстве не ходил. Ни в России, ни за ее пределами. Природа гениальности — она в разительных открытиях очевидного и доступна лишь избранным. Открытие А.Е.Тихомирова следует считать глубоко русским по духу, многими критиками и искусствоведами оно по праву признается ярким, крупным вкладом в сокровищницу не только отечественной, но и мировой культуры.

«Оконописные» иконы А.Е.Тихомирова находятся в музеях и частных коллекциях в России, Белоруссии, Армении. Канаде, Грузии, Италии, Латвии, Турции, Израиле, Австрии, Корее, Германии. Китае, Польше. Финляндии, Чехии, Японии, США. во Франции и других странах мира. О творчестве художника рассказывалось в фильме Страна на краю света“. снятом телевидением ФРГ. Помимо Германии фильм транслировался на ряд стран Западной Европы. Александр Евгеньевич имеет Благодарственные письма Русской Православной Церкви, Правительства Амурской области, Министерства культуры России.

А еще он — Кавалер ордена Русской Православной Церкви Преподобного Андрея Рублева III степени. Кавалер международного ордена «Благотворение» III степени. Почетный директор
музея Русского искусства в г. Харбин (Китай), почетный член Союза художников КНР, почетный член Красноярской организации ВТОО СХ России.

Канонический жрец именем Александр-Амурский “задумал такую картину. чтоб висела она без гвоздя“. И это Мастеру, кажется, удалось в Благовещенске, на что ушли, с момента рождения по сегодняшний день, бездна не тщетных трудов и шестьдесят лет жизни.

 

 

Это интересно: