→ Музыкальный инструмент. Группы музыкальных инструментов Музыкальные инструменты и их виды

Музыкальный инструмент. Группы музыкальных инструментов Музыкальные инструменты и их виды

Какие виды музыкальных инструментов существуют? Почему одни музыкальные инструменты называются духовыми, а другие – ударными?

Музыкальные звуки можно извлечь из самых разных предметов. Однако лучшие музыкальные инструменты делают из тщательно отобранных материалов, наиболее пригодных для получения чистого звука нужного диапазона.

https://pandia.ru/text/78/218/images/image002_58.gif" alt="Подпись:" align="left hspace=12 alt=" width="174" height="162">Современная классификация музыкальных инструментов принадлежит Хорнбостелю и Заксу, где они подразделяются по материалу и способу звукополучения. Полная классификация содержит более 300 категорий.

Древнейшие музыкальные инструменты появились в эпоху палеолита и неолита. Их начальные функции – магическая, сигнальная и другие. Современные музыкальные инструменты подразделяются на различные классы и семейства по способу изготовления, извлечения звука, материалу изготовления и другим признакам. Существуют духовые, клавишные, струнные, ударные, электромузыкальные музыкальные инструменты. Также инструменты делятся на самозвучащие, мембранные струнные и духовые, а также на щипковые, фрикционные, ударные и т. д


Духовые музыкальные инструменты (аэрофоны) группа музыкальных инструментов, источник звука которых - колебания воздуха в канале ствола (трубки). Классифицируются по многим признакам, по материалу по конструкции, по способам извлечения звука. В симфоническом оркестре группа духовых музыкальных инструментов подразделяется гобой, кларнет по материалу изготовления на деревянные: флейта, фагот, и медные: труба, кларнет, туба.

К деревянным духовым инструментам относятся флейта, кларнет, гобой, фагот, курай и примкнувший к ним саксофон (при том, что сам он металлический, язычки в нём деревянные). К медным духовым инструментам относятся труба, тромбон, валторна, туба

К язычковым духовым инструментам относятся губная гармоника, аккордеон , баян, гармонь

Флейта (от немецкого Flote) - деревянный духовой музыкальный инструмент. Многочисленные разновидности флейты, начиная с простейших свистулек, известны с древности. Распространившаяся в Европе в 17 веке, продольная флейта (блок флейта, затем флежолет) была вытеснена поперечной, которая с 18 века стала сольным, ансамблевым и оркестровым инструментом. Современный тип поперечной флейты (с клапанами) изобретен немецким мастером Т. Бэмом в 1832 г. и имеет разновидности: малая (или флейта-пикколо), альтовая и басовая флейта. В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха об грань, вместо использования язычка. Музыкант, играющий на флейте, обычно именуется флейтистом.

Флейта большая (Flauto - итальянский, Flote - немецкий, Flute - французский) - духовой инструмент, деревянный или металлический, реже костяной; состоит из цилиндрической трубки, открытой внизу и имеющей боковое небольшое отверстие в верхней конечной части. В это боковое отверстие вдувается воздух. Играющий держит флейту горизонтально, отчего она и называется поперечной или флейта траверс (Flute traversiere), в отличие от флейты a beс, которую держат во время игры как кларнет; эта последняя вышла из употребления. Кроме вышеупомянутых двух отверстий, флейта имеет 11 дырочек, из которых 6 закрываются пальцами, а 5 - клапанами. Прикладывание пальцев к дырочкам и клапанам называется аппликатурой. При всех закрытых дырочках флейты дает наиболее низкий звук. Более высокие ноты получаются с помощью звуков натуральной гаммы, добываемых от нот в первой октаве вследствие сжимания губ (пропускающих воздух). Низкий регистр у флейты слаб, но имеет мягкий, бархатистый звук; средний и особенно верхний регистры сильнее. Звуковой характер флейты - мелодический, поэтичный, но ему не хватает теплоты. флейта- один из древнейших инструментов, постоянно совершенствовавшийся. Особенного развития флейта достигла в XIX в., благодаря трудам Бема. Среди группы деревянных духовых инструментов флейта - самый подвижный виртуозный инструмент. В оркестре пишут преимущественно две партии флейты. Флейту не следует применять постоянно в оркестре, во избежание монотонности. Кроме большой флейты есть и другие флейты, например терц-флейта, звучащая на малую терцию выше обыкновенной. Кварт флейта - на кварту выше, октава-флейта, или малая флейта (пикколо) - на октаву выше, Es-флейта - на малую дециму выше, flute d"amour - звучащая на малую терцию ниже большой. Из всех этих видов флейт, кроме большой, на практике применяется малая октавная флейта.

Фагот (итальянский fagotto, буквально - узел, связка) – деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1-й половине 16 века. Басовая разновидность - контрафагот.

Фагот (Fagotto или Bassone - итальянский, Basson - французский, Fagott - немецкий) - духовой деревянный инструмент. Басовый гобой имеет длинную трубку, котороя согнута пополам и связана, это и дало этому инструменту название фагот (fagot по-французски - связка, пучок). От верхней части инструмента идет тонкая металлическая трубочка в виде буквы S, к концу которой прикреплен двойной мундштук из двух тесно сложенных пластинок, как у гобоя. Фагот изобретен в 1539 г. каноником Афранио в Ферраре. Значительно усовершенствованный в середине XVI инструментальным мастером Зигмундом Шейцером в Нюрнберге, фагот получил всеобщее распространение в Германии, Франции, Италии. Позднее Алменредер усовершенствовал систему клапанов и дырочек и урегулировал звучность каждой ноты хроматической гаммы, издаваемой этим инструментом. Он имеет большое значение басового голоса среди духовых деревянных инструментов. Это один из полезнейших инструментов симфонического оркестра. Лучшие регистры - низкий и средний; высокий регистр в первой октаве имеет звук сдавленный. Легче играть в строях с небольшим числом диезов или бемолей. Техника фагота схожа с техникою гобоя. Трели, состоящие из двух нот с диезами или бемолями, трудны. Фагот весьма полезен для подкрепления струнных инструментов низкого строя. Чрезвычайно редко он применяется для небольшого соло. Кварт фагот - увеличенный - имеет по письму тот же объем, но каждая нота звучит на чистую кварту ниже писаной ноты. С введением контрафагота, в котором каждая нота звучит октавою ниже писанной, кварт фагот вышел из употребления.


Труба, (итальянский. tromba) – духовой медный мундштучный музыкальный инструмент, известен с древних времен. Современный тип вентильной трубы сложился к середине. 19 века.

Труба (tromba, clarino, множественное число clarini - итальянское, Trompete - немецкое, trompette - французское.) - медный духовой инструмент, трубка которого длиной в восемь футов, с раструбом в конце. В верхней части трубы помещается мундштук-чашечка в виде полушария, через который играющий вдувает воздух в инструмент. Форма такого мундштука применяется во всех медных инструментах, за исключением валторны, имеющей мундштук в виде воронки. Устройство мундштука в деревянных инструментах совершенно. Трубка трубы согнута овалом, в середине которого помещаются кроны. Настоящий вид трубы довольно схож с тем, который установился при Людовике XI. Труба - инструмент военный. В опере труба была впервые применена в начале XVII столетия, в «Орфее» Монтеверди. Трубы бывают натуральные, издающие только звуки натуральной гаммы, и хроматические, с вентилями. Натуральные трубы бывают различных величин, а потому различных строев. На некоторых трубах строи меняются с помощью машинок или кронов. Труба - инструмент преимущественно транспонирующий. Общий характер трубы энергичный, воинственный, светлый. От вкладывания в раструб демпфера (род пробки) звук значительно ослабляется. Низшие звуки трубы - глухие, средние - поддаются всем нюансам, от piano до fortissimo, Верхние звуки - преимущественно склонны к forte. Выдерживаемые, но не слишком продолжительные ноты, мелодии и пассажи. Преимущественно гармонические (разбитый аккорд - фанфара), игра несвязанными нотами-в характере трубы. Быстрое повторение одной и той же ноты с помощью двойного или тройного удара языка (Schmetterton) весьма доступно для трубы. В оркестре применяют преимущественно две трубы. Для трубы выбирается тот строй, который может дать требуемые пьесой натуральные звуки этого строя. Уже 30 лет как натуральная труба вытеснена трубой с вентилями или хроматическою Trompette a piston, Ventiltrompete. От вентилей труба приобрела хроматическую гамму, но потеряла серебристую звучность и отчасти воинственный

Тромбон (итальянский. trombone, увеличительное от tromba - труба) – духовой медный музыкальный инструмент (главным образом оркестровый), в котором высота звука регулируется специальным приспособлением - кулисой (раздвижной тромбон или цуг тромбон). Существуют и вентильные тромбоны. Тромбон (trombone, увеличительное от tromba - труба; Posaune - немецкий.) - металлический инструмент, имеющий вид большой, согнутой овалом металлической трубы. В верхней ее части помещается мундштук, похожий на чашечку в виде полушария, через которую исполнитель вдувает воздух. Нижний загиб отрезан и может свободно двигаться вверх и вниз по главной трубке. Подвижная часть тромбона называется кулисой. От выдвигания кулисы звук понижается, а от сдвигания - повышается. тромбоны бывают различных величин и, следовательно, различных звуков объемов: альтовый, теноровый, басовый. Написанные для тромбона. партии звучат как пишутся. Тромбон более других способен к быстрому исполнению. Тенорный тромбон наиболее употребительный из трех, как звучный и сильный. Благодаря своему объему, он часто заменяет в оркестре басовой или альтовый. Тембр на всем протяжении инструмента хорош, в forte звук блестящ, в piano - благороден. Партии этого тромбона не следует придавать большой подвижности. Басовый тромбон - инструмент мало подвижный, тяжелый (вследствие больших размеров), утомительный, хотя его звук могучий, но нередко басовый тромбон заменяется в оркестре теноровым. Партия альтового тромбона пишется в альтовом ключе, а высокие ноты в скрипичном, тенорового - в теноровом, басового - в басовом. Нередко, однако, все партии трех тромбонов пишутся на одной нотной системе. Применяя все три тромбона вместе, следует стараться, чтобы они двигались одновременно и составляли гармонические, консонирующие сочетания. В сжатом расположении тромбоны дают сильную звучность, в широком - звучат мягче. Соло для тромбона в оркестре применяется редко. К этой цели более подходит теноровые..gif" alt="Подпись: Гобой" align="left" width="114" height="30 src=">название по первой низкой ноте его натуральной гаммы, но в выше приведенных объемах тромбона эти ноты не упомянуты, как очень трудные для исполнения. Эти низкие ноты называются педалевыми звуками; каждый из них, вследствие выдвигания кулисы, дает еще три хроматических педалевых звука ниже.

Гобой(от французского hautboy, высокое дерево) деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Известен с 17 века. Разновидности: малый гобой, гобой д’амур, английский рожок, гекельфон.

Характерной особенностью гобоя является двойной язычок (трость), отличающий его от кларнета, имеющего одинарный язычок. Из инструментов современного оркестра двойными язычками снабжены гобой, гобой д"амур, английский рожок, фагот и контрафагот. Английский рожок - увеличенный альтовый гобой в строе фа.

Кларнет (французский clarinette, от латинского clarus - ясный (звук)) деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в начале. 18 века. В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo), альтовый (т. н. бассетгорн), басовый. Он имеет форму цилиндрической трубки, нижнее отверстие которой оканчивается небольшим раструбом. В верхнее отверстие дуют через мундштук, 102" height="39" bgcolor="white" style="border:.75pt solid black; vertical-align:top;background:white">

Валторна (от немецкого Waldhorn, букв. - лесной рог, итальянское. corno) – духовой музыкальный инструмент. Появился в конце 17 века в результате усовершенствования охотничьего рога. Современный тип валторны с вентилями создан в первой четверти 19 века.

Современный внешний вид валторна приобрела в 1815 году, когда длинная труба была скручена в несколько витков; тогда же у инструмента появились три клапана. При помощи этих клапанов валторнист может взять любую ноту диапазона от contra H до F во второй октаве.

Туба (латинское tuba - труба) – самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент. Сконструирована туба в 1835 году в Германии.

https://pandia.ru/text/78/218/images/image020_30.gif" alt="Подпись:" align="left" width="138 height=40" height="40">Саксофон изобретён Адольфом Саксом в Бельгии. Патент на саксофон получен 17 мая 1846 года. Корпус саксофона изготовляется из меди. Подушечки на клапанах делаются из кожи. Представляет собой параболическую трубку с клювообразным мундштуком и одинарной тростью. Духовой музыкальный инструмент. Используется преимущественно как эстрадный инструмент.

https://pandia.ru/text/78/218/images/image022_4.jpg" alt="b_302i" align="left" width="218" height="162 src=">Идиофоны - инструменты, в которых звучащим телом является весь инструмент (гонг, там-там), либо состоящие из целиком звучащих тел (треугольник, ксилофон, маримба, вибрафон, колокольчики)

Идиофоны по материалу дополнительно делятся на

https://pandia.ru/text/78/218/images/image024_3.jpg" alt="k_281i" align="left" width="217" height="162 src=">Деревянные идиофоны, звучащие элементы которых сделаны из дерева - деревянная коробочка, темпле-блоки, ксилофон.

126" height="54" bgcolor="white" style="border:.75pt solid black; vertical-align:top;background:white"> Ударные инструменты существую с неопределенной высотой звучания , среди них: Инструменты с мембраной: барабаны, бубны и пр. Инструменты с самозвучащим корпусом: треугольники, тарелки и гонги, кастаньеты, различные бубенцы, шейкеры и маракасы, деревянные коробочки,

флексатон и т. д. С определенной высотой звучания , то есть настроенные на ноты. В том числе колокола, литавры, некоторые разновидности ковбеллов, вудблоков, гонгов и др. Клавишные ударные: ксилофон, вибрафон, маримба, колокольчики и другие подобные инструменты предназначенные для исполнения отдельных нот и различных мелодий

Кастаньеты

Литавра (литавры) (от греческого. polytaurea; итальянское. мн. ч. timpani, немецкое. Pauken), ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с мембраной,

часто парный (нагара и др.). Распространен с древнейших времен.

В состав симфонического оркестра входит с 17 в., обычно употребляются 2 и более литавр.

Колокольчики, оркестровый ударный самозвучащий музыкальный инструмент: набор металлических пластинок.

https://pandia.ru/text/78/218/images/image028_26.gif" alt="Подпись:" align="left" width="162 height=78" height="78">Ксилофон (от ксило... и греческого phone - звук, голос), ударный самозвучащий музыкальный инструмент. Состоит из ряда деревянных брусочков различной длины. Распространен у многих народов, главным образом в Африке, Юго-Восточной Азии, Латинской Америке. В профессиональной европейской музыке с начала 19 века; современные разновидности - маримба, тубафон.

Барабан, ударный мембранный музыкальный инструмент. Разновидности встречаются у многих народов.

Бубен ударный мембранный музыкальный инструмент, иногда с металлическими подвесками. Распространен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны у народов Сибири и Дальнего Востока.

Кастаньеты (испанское castanetas), ударный музыкальный инструмент; деревянные (или пластмассовые) пластинки в форме раковин, укрепляемые на пальцах. Распространен в Испании, Италии, странах Латинской Америки. Различают народные и оркестровые кастаньеты.

Музыкальные инструменты делятся на ударные и духовые по способу излечения звука. Одни для получения звука используют колебания, возникающие при ударе друг о друга металлических или деревянных предметов, другие – колебания волн воздуха из легких человека при прохождении его внутри музыкального инструмента. Отсюда их названия Ударные произошли от слова ударять, а духовые – от слова дышать. Более древними считаются ударные так как их устройство намного проще устройства духовых инструментов.

Музыкальные инструменты

инструменты, обладающие способностью воспроизводить при содействии человека ритмически организованные и фиксированные по высоте звуки или четко регулированный ритм. Каждый М. и. обладает особым тембром (окраской) звучания, а также своими музыкально-выразительными динамическими возможностями, определённым диапазоном звуков. Качество звучания М. и. зависит от взаимосвязи материалов, применяемых для изготовления инструмента и приданной им формы и может быть изменено с помощью дополнительных приспособлений (например, сурдины (См. Сурдина)), различных приёмов звукоизвлечения (например, Пиццикато , Флажолет).

М. и. принято делить на народные и профессиональные. Народные М. и. могут быть самобытными, принадлежать лишь одному народу, и «межнациональными», пользующимися распространением у разных народов, связанных между собой этнической общностью или длительными историко-культурными контактами. Так, например, бандура бытует только на Украине, пандури и чонгури лишь в Грузии, а гусли, сопель, жалейка, волынка одновременно у русских, украинцев, белорусов; саз, тар, кеманча, дудук, зурна в Азербайджане и Армении; в Узбекистане и Таджикистане одинаковы почти все инструменты.

В России издавна существовали ансамбли народных М. и. (гусляров, гудошников, домристов); во 2-й половине 18 в. на основе охотничьего рога были созданы роговые оркестры; в 70-х гг. большую известность получили хоры пастухов-рожечников; особенно славился хор, организованный Н. В. Кондратьевым. В конце 19 в. благодаря деятельности В. В. Андреева и его ближайших помощников С. И. Налимова, Ф. С. Пассербского, Н. П. Фомина, некоторые русские М. и. (балалайка, гусли и др.) были усовершенствованы или реконструированы (домра) и на их основе созданы оркестры народных инструментов. Многовековую и многообразную в своих национальных формах народную инструментальную культуру имеют республики СССР. Здесь в советское время созданы оркестры и ансамбли народных инструментов, ведётся большая работа по усовершенствованию народного инструментария.

Профессиональными М. и. считаются инструменты, составляющие симфонический (оперный), духовой и эстрадный оркестры. Почти все профессиональные М. и. своими истоками уходят в народные прототипы. Народным М. и. в далёком прошлом была скрипка, из простейшей народной флейты создана современная, из примитивного шалмея - гобой, и т. п.

Развитие М. и. непосредственно связано с развитием человеческого общества, его культуры, музыки, исполнительского искусства и техники производства. При этом одни М. и., благодаря особенности их конструкции, веками сохранялись и дошли до нашего времени в первоначальном виде (например, узбекские каменные кастаньеты - кайрак), многие др. подвергались совершенствованию, третьи, оказавшиеся неспособными отвечать растущим музыкальным и исполнительским требованиям, отмирали и на смену им приходили новые.

Наиболее отчётливо связь М. и. с творчеством и исполнительством, отбор и совершенствование их прослеживается в области профессиональной музыки, нежели в народной (где эти процессы протекают значительно медленнее и где М. и. веками сохраняются в неизменном или мало изменившемся виде). Так, в 15-16 вв. грубоватые и малоподвижные фидели (виелы) были заменены нежными, матового тембра «аристократическими» виолами. В 17-18 вв. в связи с приходом на смену полифоническому стилю гомофонно-гармонического и появлением музыки, требующей динамического исполнения, виолы с их тихим звучанием и аккордовой техникой игры постепенно заменили скрипка и её семейство, обладающие ярким, выразительным звуком, богатой штриховой техникой и возможностями для виртуозной игры. Одновременно с виолами вышла из употребления такая же нежная по звучанию, но «безжизненная» продольная флейта, уступив место более звучной и технически подвижной поперечной флейте. В это же время в ансамблевой и оркестровой практике перестают применять европейскую лютню и её разновидности - теорбу и китаррон (архилютню), в домашнем бытовом музицировании лютню заменяют виуэлой, а затем - гитарой. К концу 18 в. на смену клавесину и камерному клавикорду пришёл новый клавишный инструмент - фортепьяно.

Профессиональные М. и., в виду сложности их конструкции, более, чем народные, зависят в своём развитии также от состояния точных наук и техники производства - наличия музыкальных фабрик и заводов с их экспериментальными лабораториями, конструкторскими бюро и квалифицированными специалистами по инструментостроению. Исключение составляют инструменты скрипичного семейства, требующие сугубо индивидуального изготовления. Усовершенствованные на основе народных образцов знаменитыми брешанскими и кремонскими мастерами 16-18 вв. Гаспаро да Сало, Дж. Маджини, Н. Амати, А. Страдивари, Дж. Гварнери дель Джезу и др. - они остаются непревзойдёнными по своим достоинствам. Наиболее интенсивное развитие профессиональных М. и. происходило в 18-19 вв. Создание Т. Бёмом рациональной клапанной системы (первая модель появилась в 1832), применение её сначала у флейты, а затем, в разных вариантах, на кларнете, гобое и фаготе значительно расширило исполнительские возможности и повысило интонационную чистоту и устойчивость строя деревянных духовых инструментов, позволило композиторам шире и многообразнее использовать их в своём творчестве, способствовало развитию сольно-концертного исполнительского искусства. Подлинную революцию произвело появление в начале 19 в. вентильной механики (см. Вентиль) у медных духовых инструментов, превратившей их из т. н. натуральных М. и., с ограниченным количеством звуков и отсюда ограниченными исполнительскими возможностями, в хроматические, способные, подобно деревянным духовым инструментам, воспроизводить любую музыку. Коренное стилистическое изменение в музыке всех жанров для струнных клавишных инструментов произошло с появлением молоточкового фортепьяно. С изобретением радио стало возможным конструирование электрофонических М. и.

Для определения видов М. и. существуют различные системы классификации. Общеизвестна 3-групповая система, по которой М. и. делятся на духовые, струнные и ударные; в свою очередь, духовые подразделяются на деревянные (флейта, гобой, кларнет, саксофон, сарюзофон, фагот и их разновидности) и медные (труба, корнет, валторна, тромбон, туба, инструменты духового оркестра), а струнные - на щипковые (арфа, лютня, гитара) и смычковые (семейства скрипок и виол). К ударным М. и. относятся литавры, барабан, ксилофон, челеста, гонг, тарелки и др. При научном изучении, особенно разнообразных народных М. и., применяют более полные и точные системы классификации. Среди них признанием пользуется система, разработанная в начале 20 в. австрийским музыковедом Э. Хорнбостелем и немецким музыковедом К. Заксом (основу которой положили во 2-й половине 19 в. бельгийские музыковеды Фр. Геварт и В. Ш. Маийон). Система Хорнбостеля - Закса построена на двух признаках: источник звука инструмента и способ его извлечения. По первому признаку М. и. делятся на самозвучащие (идиофоны или автофоны), мембранные (мембранофоны), струнные (хордофоны) и духовые (аэрофоны). Источник звука первых - сам материал, из которого сделан инструмент или его звучащая деталь; вторых - натянутая упругая мембрана; третьих - натянутая струна; четвёртых - столб воздуха, заключённый в канале ствола (трубки). По способу извлечения звука самозвучащие подразделяются на щипковые (варган), фрикционные (краатспилль, гвоздевая и стеклянная гармоники), ударные (ксилофон, тарелки, кастаньеты); мембранные - на фрикционные (бугай), ударные (барабан, литавры); струнные - на щипковые (балалайка, арфа, гитара), смычковые (кеманча, скрипка), ударные (цимбалы); духовые - на флейтовые (все виды флейт), язычковые (зурна, гобой, кларнет, фагот), мундштучные (трубы и рога). Дальнейшее деление производится по особенностям конструкции инструмента. Так, например, флейты делятся на продольные (открытые и свистковые), поперечные и многоствольные; струнные на клавишно-щипковые (спинет, клавесин) и клавишно-ударные (фортепьяно, клавикорд) и т. д.

Среди современных М. и. особую группу составляют электрические, источником звука которых служат генераторы колебаний звуковой частоты. Эти инструменты подразделяются в основном на две подгруппы: электронные (собственно электроинструменты) и адаптированные, т. е. инструменты обычного типа, снабженные усилителями звука (электрогитара, электробалалайка, туркменский электродутар).

Лит.: Закс К., Современные оркестровые музыкальные инструменты, пер. с нем., М., 1932; Беляев В. М., Музыкальные инструменты Узбекистана, М., 1933; его же, Народные музыкальные инструменты Азербайджана, в сборнике: Искусство азербайджанского народа, М. - Л., 1938; Агажанов А., Русские народные музыкальные инструменты, М. - Л., 1949; Ямпольский И. М., Русское скрипичное искусство. Очерки и материалы, [ч. 1], М. - Л., 1951; Виноградов В. С., Киргизская народная музыка, Фрунзе, 1958; Жинович И. И., Государственный белорусский народный оркестр.. Минск, 1958; Струве Б. А., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959; Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, 2 изд., М., 1962; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, Л., 1964 (лит.); Беров Л. С., Молдавские музыкальные народные инструменты, Киш., 1964; Гуменюк А. I., Україньскi народнi музичнi iнструменти, Київ, 1967 (лит.).

К. А. Вертков, С. Я. Левин.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Музыкальные инструменты" в других словарях:

    Инструменты - получить на Академике действующий промокод МИФ издательство или выгодно инструменты купить со скидкой на распродаже в МИФ издательство

    Струнные Щипковые Смычковые Духовые Деревянные Медные Язычковые … Википедия

    Инструменты, предназначенные для извлечения ритмически организованных и фиксированных по высоте звуков или чётко регулируемого ритма, а также шумов. Предметы, издающие неорганизованное звучание и шумы (колотушка ночных сторожей, трещотка… … Музыкальная энциклопедия

    Инструменты, предназначенные для извлечения музыкальных звуков (см. Звук музыкальный). Древнейшие функции музыкальных инструментов магическая, сигнальная и др. Существовали уже в эпоху палеолита и неолита. В современной музыкальной практике… … Большой Энциклопедический словарь

    Музыкальные инструменты - Музыкальные инструменты. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, существовали уже в эпохи палеолита и неолита. Древнейшие функции музыкальных инструментов магическая, сигнальная и др. В современной музыкальной практике музыкальные инструменты делятся на… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

инструменты, предназначенные для извлечения музыкальных звуков. Дудки и свистульки из рогов и костей животных с просверленными отверстиями существовали уже в эпоху палеолита. Формы музыкальных инструментов менялись и совершенствовались на протяжении столетий. В Древнем Египте и Греции знали флейту, арфу (лиру), трещотки (систры), бубны и барабаны.

Современные инструменты делятся на различные виды по источнику звука, материалу изготовления, способам извлечения звука (духовые, клавишные, струнные, ударные, металлофоны, электромузыкальные и др.). В струнных музыкальных инструментах (хордофонах) звук извлекается с помощью натянутых на корпус струн. Их подразделяют на смычковые (скрипка, виолончель, альт, контрабас), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (цимбалы), ударно-клавишные (фортепиано), щипково-клавишные (клавесин). В ударных инструментах звук создается ударом – рукой музыканта или специальными палочками – по твердому корпусу, мембране, струне. Металлофоны – металлические ударные инструменты, состоящие из одного или двух рядов прутьев или пластин, каждая из которых настроена на определенную высоту. Клавишные (фортепиано, клавесин, гармоника, баян, аккордеон, электросинтезатор и др.) объединяют группу инструментов, в которых звук извлекается нажатием клавиши. Сложный механизм связывает клавиши с системой клапанов, педалей, мехов и рычагов. Клавиши расположены в определенном порядке, образуя клавиатуру. В 20 в. появились электронные музыкальные инструменты (электрогитары, синтезаторы), при игре на которых электрическая энергия преобразуется в звуковую. Синтезатор состоит из панели с регуляторами и переключателями, которыми можно задать желаемые параметры звука. Синтезатор может имитировать звучание различных инструментов и звуки природы, создавать шумовые эффекты (звук автомобиля, поезда и т. д.), поэтому он широко применяется при звуковом сопровождении спектаклей и кинофильмов. Живой исполнитель играет каждый раз по-разному, а в электронной памяти синтезатора можно сохранить и затем многократно воспроизводить созданную фонограмму.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

о конструкции и муз.-выразит. возможностях др.-греч. М. и. дают представление сохранивш. изображения (в осн. роспись на вазах), а также лит. произв. Источ. звука в струнных инструментах служит натянутая струна, к-рую исполнитель нажимает или дергает; поэтому в связи с порядком расположения струн на корпусе к др.-греч. струнным инструментам относились лиры, арфы и лютни. Наиболее широкое распростр. получили 4-струнная форминга, упомин. в эпич. поэмах Гомера; применявш. как сольный и аккомпанирующий пению инструмент 7-струнная кифара (первые изображ. относятся к архаич. периоду); более легкая и удобная лира, на к-рой играли во время празднеств и использовали для обучения музыке, а также такие ее разновидности - облегч. кифара, лира черепаховая и барбитос. Др.-греч. арфы представляли собой угловые арфы, в к-рых корпус и струнодержатель образовывали острый угол. Вряд ли можно отнести к этому виду много-струнных инструментов пектис, самбику или тригонон (до нас дошли только назв.). Разновидности лютни, типа более высокой по настрою пандурины, были созданы гораздо позднее. Среди духовых инструментов наибольшей популярн. пользовался авлос, наиболее хар-рным образом к-рого явл. двуствольный инструмент типа свирели. На этом инструменте, чаще всего именуемом двойной авлос, играли во время отправления культа Диониса. Гораздо реже встречаются изображ. сиринги - много-ствольного инструмента, пользовавш. популярностью среди пастухов (флейта Пана), а также салпинкса, на к-ром исполняли маршевые воен. мелодии. Такие ударные инструменты, как кроталон или кастаньеты, кимбалон или литавры, тимпанон или тамбурин без тарелочек, не относились к разряду мелодич. На них прежде всего играли во время отправления оргиастич. культов. В эпоху эллинизма произошли дальнейшая эволюция др.-греч. М. и. архаич. и классич. типа и совершенств. исполнит. иск-ва. У этрусских музыкантов, как и у др.-греч., преобладали духовые инструменты: были созданы усовершенств. конструкции труб - литуус и корн. Этруски также заимствовали у греков двойной авлос, сирингу и попереч. флейту. Развитие др.-рим. М. и. происходило под непосредств. воздействием инструментария музыкантов Греции и эллинист. Востока. Было увеличено число струн на лире и кифаре. Большую популярность приобрела лютня и ее различ. разновидности. Была усовершенств. конструкция авлоса (известная в Риме под назв. тибия) путем увеличения кол-ва отверстий. Широкое распростр. получил в Риме изобрет. александрийским механиком Ктесибием водяной орган. Для исполнения воен. музыки использовались этрусские инструменты - туба, литуус и корн. Римляне заимствовали наряду с эллинистич. мистериями также тамбурин без тарелочек и литавры, к-рые применялись для сопровождения спектаклей и различ. публичных зрелищ. Соед. кастаньет и литавр дало инструмент, используемый для игры во время танцев, тогда как ножные кастаньеты применяли еще и для исполнения музыки во время спектаклей и религ. церемоний; при отправлении культа Диониса играли на бубнах, а культа Исиды - на систре. Отдельные М. и. использовались не только как сольные: их объед. также в ансамбли, к-рые в поздней античности использовались для исполнения массовой музыки.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Музыкальные инструменты

О конструкции и музыкальностровыразительных возможностях др.-греч. М. и. дают представление сохранившиеся изображения (в осн. роспись на вазах), а также лит. произведения. Источником звука в струнных инструментах служит натянутая струна, которую исполнитель нажимает или дергает; поэтому в связи с порядком расположения струн на корпусе к др.-греч. струнным инструментам относились лиры, арфы и лютни. Наиболее широкое распространение получили 4-струнная форминга, упоминаемая в эпич. поэмах Гомера; применявшаяся как сольный и аккомпанирующий пению инструмент 7-струнная кифара (первые изображения относятся к архаич. периоду); более легкая и удобная лира, на которой играли во время празднеств и использовали для обучения музыке, а также такие ее разновидности - облегч. кифара, лира черепаховая и барбитос. Др.-греч. арфы представляли собой угловые арфы, в которых корпус и струнодержатель образовывали острый угол. Вряд ли можно отнести к этому виду многострунных инструментов пектис, самбику или тригонон (до нас дошли только назв.). Разновидности лютни, типа более высокой по настрою пандурины, были созданы гораздо позднее. Среди духовых инструментов наибольшей популярностью пользовался авлос, наиболее характерным образцом которого является двуствольный инструмент типа свирели. На этом инструменте, чаще всего именуемом двойной авлос, играли во время отправления культа Диониса. Гораздо реже встречаются изображения сиринги - многоствольного инструмента, пользовавшегося популярностью среди пастухов (флейта Пана), а гакже салпинкса, на котором исполняли маршевые военные мелодии. Такие ударные инструменты, как кроталон или кастаньеты, кимбалон или литавры, тимпанон или тамбурин без тарелочек, не относились к разряду мелодических. На них прежде всего играли во время отправления оргиастич. культов. В эпоху эллинизма произошли дальнейшая эволюция др.-греч. М. и. архаич. и классик, типа и совершенствование исполнительского искусства. У этрусских музыкантов, как и у др.-греч., преобладали духовые инструменты: были созданы усовершенствованные конструкции труб - литуус и корн. Этруски также заимствовали у греков двойной авлос, сирингу и поперечную флейту. Развитие др.-рим. М. и. происходило под непосредств. воздействием инструментария музыкантов Греции и эллинистич. Востока. Было увеличено число струн на лире и кифаре. Большую популярность приобрела люгня и ее различные разновидности. Была усовершенствована конструкция авлоса (известная в Риме под назв. тибия) путем увеличения количества отверстий. Широкое распространение получил в Риме изобрет. александрийским механиком Ктесибием водяной орган. Для исполнения военной музыки использовались этрусские духовые инструменты - туба, литуус и корн. Римляне заимствовали наряду с эллинистич. мистериями также тамбурин без тарелочек и литавры, которые применялись для сопровождения спектаклей и различных публичных зрелищ. Соединение каст аньет и литавр дало инструмент, используемый для игры во время танцев, тогда как ножные кастаньеты применяли еще и для исполнения музыки во время спектаклей и религиозных церемоний; при отправлении культа Диониса играли на бубнах, а культа Исиды - на систре. Отдельные М. и. использовались не только как сольные: их объединяли также в ансамбли, которые в поздней античности использовались для исполнения массовой музыки.

рис. Музы и Мусей со струнными музыкальными инструментами и двойными авлосами (рисунок на аттической амфоре, ок. 440 до н.э.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Музыкальные инструменты

Музыка является важнейшей частью человеческой культуры. Она сопровождает человека от рождения и до смерти.

Наиболее ранними считаются ударные инструменты. Они возникли у первобытных народов, сопровождавших свои пляски ударами камней или кусков дерева друг о друга. Подобным образом происходит извлечение звуков у современных кастаньет, которые напоминают по форме раковины и соединяются попарно шнурками или деревянными рукоятками. Первые кастаньеты изготавливались из каштана, отсюда и название. Сейчас кастаньеты изготавливаются из твердых пород дерева: черного, самшита, кокосовой пальмы.

Было замечено, что звук можно сделать более гулким и сильным, натянув кожу на полый деревянный или глиняный предмет. Так появились предки современных барабанов и литавр.

Современный барабан представляет собой полый корпус или раму, на которые с одного или обеих сторон натянута кожа. Звук извлекается ударом по мембране или трением. В современных оркестрах применяют большой и малый барабаны. На большом играют колотушкой с мягким наконечником. Малый имеет более низкий корпус, поверх нижней мембраны натянуты струны, делающие звук сухим и трескучим. На нем играют двумя деревянными палочками с утолщениями на концах.

Первые литавры представляли собой полый сосуд, отверстие которого затянуто кожей. Они были распространены в Индии, Африке, у славянских народов. От них произошли современные литавры, ставшие еще в XVII в. первыми ударными инструментами в оркестре. Сейчас литавры представляют собой большие медные котлы, верх которых затянут кожей. Высоту звука можно регулировать, изменяя натяжение кожи при помощи винтов. На литаврах играют палочками, обтянутыми войлоком.

Бубен представляет собой обруч с погремушками, с одной стороны на него натянута кожа, с другой могут быть прикреплены струны с бубенчиками. На нем играют, потряхивая или ударяя по коже и обручу.

Одним из самых древних инструментов являются тарелки. Это плоские металлические пластинки, звук из которых извлекаются ударом друг о друга, палочкой от барабана, металлической метелкой.

Треугольник сделан из стального прута. Он подвешивается к пульту, и по нему ударяют металлической палочкой.

Если вышеперечисленные ударные инструменты обычно имеют одну высоту звука, то ксилофоны и колокольчики могут издавать различный по высоте звук. Ксилофон представляет собой набор деревянных брусков. На них играют при помощи деревянных палочек. Ксилофон издает сухой звонкий щелкающий звук. Его диапазон – от «до» первой до «до» четвертой октавы.

Колокольчики – набор металлических пластин разной формы, закрепленных на деревянных брусках. На них можно играть палочками или молоточками. Иногда в них используется клавиатура.

Струнные инструменты произошли от охотничьего лука. Постепенно к одной струне?тетиве стали добавлять другие разной длины и толщины, натягивавшиеся с различной силой. Это позволяло извлекать звуки разной высоты.

Примером такого музыкального инструмента является лира, которая была известна еще в Древнем Египте и Греции. Она состояла из фигурной изогнутой рамы, скрепленной сверху перекладиной, к которой тянулись струны. Лиру держали левой рукой, в правой держали плектр, которым извлекались звуки. Родственным лире инструментом была кифара.

Современным представителем этой линии струнных инструментов является арфа. Она появилась еще в древности, была популярна в Древнем Египте, Финикии, Греции, Риме. В Средние века она получила огромное распространение в Европе. Под аккомпанемент переносной арфы исполняли свои сказания ирландские сказители. Неслучайно ее изображение вошло в герб Ирландии.

Постепенно арфа стала инструментом аристократов. Ее богато украшали. Играли на ней, как правило, женщины. Сейчас арфа используется как солирующий инструмент и как один из инструментов в оркестре. Она имеет 45–47 струн, натянутых на треугольную металлическую раму. Укорачивая струны при помощи 7 педалей, на арфе можно извлечь все звуки от «ре» контроктавы до «фа» четвертой октавы.

Позже было замечено, что струны, натянутые на полый ящик, издают более красивый звук. Ящики стали делать различной формы, применяя разные способы крепления к нему струн. Так возникли инструменты, каждый из которых имел свой неповторимый тембр. Эти инструменты издавали короткий звук. Затем для получения протяжного звука стали использовать смычок – палочку с натянутым на нее пучком конского волоса, которым вели по струне. Звучание струны длилось, пока по ней водили смычком.

Первым музыкальным инструментом с ящиком?резонатором был ныне забытый монохорд, что в переводе с древнегреческого означает «однострун». Его создал Пифагор для опытов со струнами. Это был не музыкальный инструмент, а прибор. Монохорд имел простую конструкцию: вдоль длинной коробки была натянута струна, под которой была подвижная подставка. Пифагор, проводя опыты, двигал подставку, останавливая ее под струнами в разных местах. Струна при этом как бы делилась на две части – равные или неравные. Если подставка стояла точно посередине, то части получались одинаковые и звучали одинаково. А если подставка сдвигалась, то отрезки струны получались разные и звучали – один выше, а другой ниже.

Позже появились полихорды, имевшие несколько струн. Различные способы извлечения звуков дали начало различным струнным инструментам.

Одним из наиболее распространенных раньше струнных щипковых инструментов была лютня. Она появилась еще в античности, затем была очень популярна у арабов, благодаря которым она и попала в средневековую Европу.

Лютня состояла из большого полукруглого корпуса и широкого грифа с колками для натяжения струн. Нижняя дека – выпуклая часть корпуса – для красоты украшалась кусочками черного дерева или слоновой кости. В центре верхней деки был вырез в виде звезды или розы. Некоторые большие лютни – архилютни – имели три таких выреза. Количество струн у лютни было в пределах от 6 до 16. Все они, кроме двух самых высоких, были удвоенными в унисон или октаву.

Играли на лютне сидя, положив ее на левое колено. Правой рукой защипывали струны, одновременно фиксируя их на грифе левой рукой, удлиняя их или укорачивая.

Лютня использовалась как сольный инструмент и для сопровождения. Лютни больших размеров звучали в ансамблях и оркестрах.

Еще одним распространенным щипковым инструментом является гитара.

Ее история уходит в глубокую древность. На египетских памятниках встречаются изображения музыкального инструмента, наблы, внешним видом напоминающего гитару. С течением времени этот инструмент эволюционировал и видоизменялся. В XIII в. существовало два вида гитар: мавританская и латинская гитары. Мавританская имела овальную форму, и играли на ней преимущественно плектром, что придавало ее звучанию резкость. Латинская гитара имела более сложную форму. Мягкое звучание сделало ее популярной у любителей утонченной музыки. Именно латинская гитара стала близкой предшественницей современной классической гитары.

В XVI в. широкое распространение получил инструмент, по внешнему виду и приемам игры близкий к гитаре – виуэла. Она обладала более узким и выпуклым корпусом и была популярной в высших слоях испанского общества. На виуэлах аккомпанировали пению, играли соло и дуэтом, исполняли вариации, фантазии, танцы, пьесы.

Вплоть до середины XVIII в. гитара сохраняла свои первоначальные черты. Она имела 9 струн, составлявших 5 рядов. С 1770 г. европейские мастера постепенно изменяли этот инструмент. Появились гитары с одинарными струнами, строй стал фиксированным и сохранился вплоть до нашего времени.

Испания не сразу приняла эти новшества. Там мастера стали создавать инструменты с шестью двойными струнами. Затем самобытное испанское направление влилось в русло европейской традиции. Форму современной классической гитары создал испанский мастер Торрес, живший в середине XIX века.

В Испании была наиболее распространена шестиструнная гитара, которая стала и сольным инструментом. В России большей популярностью пользовалась семиструнная гитара, наиболее удобная для вокального аккомпанемента.

Еще одна разновидность гитары – гавайская – имеет 6 струн, под которыми натянута кожа. На ней играют плектром. Гавайская гитара имеет мягкий тянущийся звук.

Развитие смычковых струнных инструментов привело к появлению целого семейства виол. В зависимости от размера различали дискантовую, альтовую, теноровую, большую басовую, контрабасовую виолы. С увеличением размера понижалась высота звука, издаваемого виолами. Он отличался нежностью, мягким матовым тембром, но слабой силой. Все виолы имели корпус с ярко выраженной «талией» и покатыми «плечами». При игре их держали вертикально на коленях или между коленями.

В конце XV в. появилась скрипка. Она обладала более сильным звуком и большими исполнительскими возможностями, чем ее предшественницы, и вскоре вытеснила их. В конце XVI в. наиболее известные скрипичные мастера жили в итальянском городе Кремона. Они принадлежали к семействам Амати, Страдивари и Гварнери. Качество их инструментов до сих пор не превзойдено.

Корпус скрипки плавно заокруглен и имеет тонкую «талию». На верхней деке находятся вырезы, имеющие форму латинской буквы f – эфы. На звук скрипки влияют размер корпуса, его форма и даже лак, которым он покрыт. К корпусу прикреплен гриф, заканчивающийся завитком. Перед завитком в желобке находятся отверстия, в которые вставлены колки. Они натягивают струны, которые с другой стороны плотно закреплены у подгрифка. В середине корпуса между эфами закреплена подставка, через которую проходят 4 струны. Они настроены на ноты «ми», «ля», «ре» и «соль».

Диапазон скрипки находится в пределах от «соль» малой до «соль» четвертой октавы. Скрипач изменяет высоту звука, прижимая пальцами левой руки струну к грифу. Для удобства игры он кладет скрипку на левое плечо, придерживая ее подбородком. Звук извлекается при помощи смычка, находящегося в правой руке музыканта.

Смычок состоит из трости или древка, на нижнем конце которого закреплена колодочка. Она служит для натягивания волоса.

Скрипка звучит до тех пор, пока смычок скользит по струне. Это позволяет исполнять на скрипке длинные плавные мелодии. Одновременно можно играть только на двух струнах скрипки, поскольку струны расположены на полукруглой подставке. Для того чтобы взять аккорд одновременно на трех или четырех струнах, применяют прием арпеджиато, беря звуки один за другим, скользя по струнам смычком. Кроме этого иногда защипывают струны скрипки пальцами. Такой прием называется пиццикато.

Кроме скрипки смычковыми инструментами являются альт, виолончель и контрабас. Они отличаются лишь размерами, а форму, в основном, унаследовали от виолы. Во время игры альт держат горизонтально, а виолончель и контрабас – вертикально, упирая в пол специальной подставкой. Самым низким звуком среди смычковых обладает контрабас. Он может брать «ми» контроктавы.

В Средние века появились струнные инструменты, в которых звук извлекался при помощи клавиш.

Первым таким инструментом был клавикорд, появившийся в XII в. Он представлял собой прямоугольный ящик, на одной стороне которого размещалась клавиатура. Играющий нажимал на клавиши, приводившие в движение металлические пластинки – тангеты. Те, в свою очередь, касались струн, которые при прикосновении начинали звучать.

Другой струнный клавишный инструмент – клавесин – был изобретен в Италии в XV в. В нем при нажатии на клавишу двигались деревянные рычажки, на конце одного из которых был укреплен черенок вороньего пера. Перо зацепляло струну, и раздавался звук. Такой механизм был присоединен к каждой струне. Струны клавесина располагались параллельно клавишам, а не перпендикулярно, как у клавикорда. Его звучание было суховатым, стеклянным. Главный недостаток клавесина заключался в том, что сила звука у него всегда оставалась одинаковой и не зависела от силы удара по клавише.

Поворотным моментом в истории европейской культуры стало изобретение в начале XVIII в. фортепиано. Оно полностью изменило характер музыкальной культуры западной цивилизации.

На рубеже XVII–XVIII вв. появилась потребность в новом клавишном инструменте, не уступавшему по выразительности скрипке.

В 1709 г. итальянец Б. Кристофори, смотритель музыкального музея семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал его «gravicembalo col piano е forte», что означает «клавишный инструмент, играющий нежно и громко». Затем название сократилось до «фортепиано». На первый взгляд он мало чем отличался от клавесина. Но в этом инструменте было одно новшество. Кристофори так изменил механику, что от силы удара по клавише зависела и сила звука. Фортепиано Кристофори состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального возвращателя. У него не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны. Позднее был изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускаться наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот. Рама у фортепиано Кристофори была деревянной.

Самое замечательное в фортепиано – это способность резонировать и динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама, изобретенная в XIX в., позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте.

Другое отличие фортепиано от его предшественников – это способность звучать не только тихо и громко, но и менять силу звука внезапно или постепенно.

Славу одного из самых совершенных музыкальных инструментов рояль завоевал далеко не сразу. Его соперником долго оставался клавесин, давно получивший признание. Композиторы создали множество прекрасных сочинений для клавесина. К его изящному звучанию уже был приучен и слух музыкантов, и слух публики. А удары молоточка по струнам фортепиано казались непривычными и грубоватыми.

Для того чтобы перестроить слух музыкантов и любителей музыки с клавесинного звучания на фортепианное, понадобилось около ста лет.

В XIX в. сложились два основных вида фортепиано: горизонтальный – рояль с корпусом в виде крыла и вертикальный – пианино. Рояль стал концертным инструментом и применяется там, где нужна полная громкость. Пианино ставят там, где большой рояль не поместится и можно обойтись меньшей силой звука.

Третий вид музыкальных инструментов – духовые – ведут свое происхождение от раковин, рога, тростника. Звук возникает в них благодаря колебанию воздуха в полой трубке. Первыми духовыми инструментами были зурна, дудка, свирель, рожок, флейта.

Современные духовые инструменты делятся на деревянные и медные. Они могут быть прямыми и сравнительно короткими, другие – длинные и «свернутые» для удобства. И форма инструмента, и материал, из которого он сделан, определяют его тембр. В отличие от клавишных и струнных, духовые инструменты одноголосны.

К деревянным духовым инструментам относятся флейта, гобой, кларнет, фагот. Они делятся на флейтовые (все виды флейт) и язычковые.

Флейта возникла из тростниковой дудки с отверстиями. Сначала она была продольной, и ее держали вертикально. Позже появилась поперечная флейта, которую держат горизонтально. Этот вид флейты, усовершенствованный немцем Т. Бемом, постепенно вытеснил продольную. Диапазон флейты: от «до» первой до «до» четвертой октавы. Нижний регистр глуховатый и мягкий, средний и часть верхнего имеют нежный и певучий тембр, самые высокие звуки – пронзительные и свистящие.

Предшественниками медных духовых инструментов были сигнальные трубы, применявшиеся в бою, на охоте, во время торжественных церемоний. Валторна, труба, туба, тромбон, корнет издают резкие, сильные звуки. Наиболее низкий звук имеет туба. Появление в начале XIX в. вентильной механики расширило возможности медных духовых инструментов, позволило воспроизводить на них любую музыку.

Новую разновидность деревянных духовых инструментов создал в 1842 г. бельгиец А. Сакс. Этот инструмент он назвал саксофоном. Саксофон, названный так по имени изобретателя, представляет собой духовой инструмент, снабженный девятнадцатью клапанами. На нем играют не как на других медных мундштучных инструментах, а с помощью мундштука, подобного мундштуку бас?кларнета. Саксофон делается из серебра или особого сплава, но относится к деревянным инструментам.

Самым большим музыкальным инструментом является орган. Это духовой инструмент, на котором играют при помощи клавишей. Он обязан своим происхождением флейте Пана – нескольким тростниковым дудочкам разной длины, связанным вместе. Позже воздух стали нагнетать при помощи мехов. Затем для этого стали применять водяной пресс. Трубы стали делать сначала из дерева, а затем из металла. Над клавиатурой органа находятся регистровые ручки. Каждой клавише соответствуют несколько десятков или сотен труб, издающих звук одной высоты, но разного тембра. Переключая регистровые ручки, можно изменять звук органа, делая его похожим на звуки различных инструментов.

Органы долгое время устанавливали в католических соборах. Лучшие органисты, например И.?С. Бах, служили в церкви. Позднее органы стали размещать в специальных органных залах.

В XX в. появились электронные музыкальные инструменты. Первый из них – терменвокс – был изобретен в 1920 г. советским инженером Л. Терменом. В нем звук создавался при помощи электронного генератора звуковых частот, усиленных усилителем и преобразованных громкоговорителем. Высота и сила звука изменялись при помощи вертикального металлического стержня, скрепленного с металлической дугой. Исполнитель управлял инструментом, изменяя положение ладоней: одной – вблизи стержня менялась высота звука, другой – вблизи дуги – громкость. Тембр звука определялся режимом работы генератора.

Электрические инструменты делятся на собственно электроинструменты и адаптированные, т. е. обычные инструменты, снабженные усилителем звука (например электрогитара).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Примечание . В предполагаемом ответе для справки указано большее количество инструментов, чем может привести участник. В ответе может присутствовать попытка

более детальной систематизации (деление духовых струнных клавишных

ударных на с фиксированной и нефиксированной высотой звучания).

Предполагаемый ответ на пункт 3 задания 4 дается для того, чтобы показать, как ответ может быть оценен. Участники вправе давать ответы в своей логике со своими примерами.

Музыка обладает особым языком : минуя слова, она способна передавать чувства, так стирая грани между людьми, преодолевая временны е и пространственные преграды. Но музыка воздействует на человека в момент ее звучания и поэтому относится к временны м видам искусства. Живописец, передавая воздействие музыки на человека, вкладывает музыкальные инструменты в руки персонажей: ангелов и богов, изображает их на фоне небесной выси . Положение ру к передает нежность прикосновения к инструментам и создает предчувствие тончайших гармоний. Музыкальную гармонию художник передает сочетанием цветов , выразительных, но не кричащих. таким образом, через жест, колорит, композицию художник стремится к передаче впечатления от музыкального произведения. Музыкальный полет и неуловимость, материальную бесплотность музыки художник передает полупрозрачностью ангельских крыльев , легких и одновременно мощных.



Силу музыкального воздействия и универсальность языка музыки современный художник передает через фантазийную композицию, в которой обладавший особым музыкальным даром мифологический Орфей заставляет подчиниться музыкальному строю диких зверей, послушно окруживших музыканта и внимающих гармоничные


Другой способ живописного воплощения музыкального впечатления – передать музыкальный поток через блики, свечения, переливы тонов и оттенков, что продемонстрировано в работе Александра Маранова, воссоздавшего портрет гениального виртуоза-скрипача Николо Паганини, существующего на полотне в окружении музыкальных потоков.


Анализ ответа и оценка

1. Участник верно называет 4 музыкальных инструмента, изображенных в данных фрагментах. По 2 балла за каждое верное называние = 8 баллов. Если вместо

тимпана указывается бубен выставляется 1 балл. Если вместо виолы называется

скрипка выставляется 1 балл.

2. Участник

a. называет 4 группы музыкальных инструментов. По 2 балла за каждое верное называние = 8 баллов;

b. называет 30 музыкальных инструментов, верно атрибутируя их группе.

По 2 балла за каждое верное называние = 60 баллов.

Примечание . В предполагаемом ответе указано большее количество инструментов для справки. Если в ответе присутствует попытка более детальной систематизации (деление духовых на медные, деревянные, народные, симфонического оркестра; струнных на щипковые, смычковые, народные; клавишных на клавишно-струнные, клавишно-пневматические, ударных на с фиксированной и нефиксированной высотой звучания) за ответ может быть начислено по 2 дополнительных балла за называние каждой группы более детальной систематизации, но так, чтобы общая оценка за эту часть задания не превышала 60 баллов.

3. Участник

a. связно и логично объясняет свою точку зрения на поставленный вопрос.

2 балла, (если в ответе допущены логические просчеты, речевые и грамматические ошибки, баллы не начисляются);

b. называет два качества музыки как временного вида искусства: особый

язык, звучание во времени. По 2 балла за каждое верное называние = 4 балла,

c. называет 3 возможности живописи в передачи музыкального впечатления

(композиция, колорит, положение фигур). По 2 балла за каждое верное называние = 6 баллов;

d. называет 4 композиционных приема, анализируя данные работы. По 2 балла за каждое верное называние = 8 баллов;

e. называет 5 колористических особенностей анализируемых работ. По 2 балла за каждое верное называние = 10 баллов;

Музыка приходит в нашу жизнь ещё в раннем возрасте. Практически у каждого были музыкальные игрушки, металлофон или деревянная дудочка. Ведь и на них возможно сыграть элементарные композиции.

И именно с детства мы делаем первые шаги к действительно настоящей музыке. В настоящее время существует множество специальных мест для малышей, где им предоставляют такие «детские» инструменты и дают волю фантазии. В таких музыкальных классах дети даже могут создать свой симфонический оркестр, как бы странно это не звучало. Это и является начальным этапом, открывающим весь фантастический мир музыки.

Подобрать и приобрести инструменты возможно в интернет-магазине MusiсMarket.by на его официальном сайте https://musicmarket.by/ . К продаже представлены разные виды инструментов: ударные, духовые, народные, студийное и звуковое оборудование, смычковые, клавишные инструменты и другие.

Духовые инструменты

Принцип их работы в том, что воздух колеблется внутри трубки, после чего издаётся звук.

Также различают две подгруппы духовых: деревянные инструменты и медные. К первым можно отнести. например, гобой, флейту и кларнет. Они представляют собой трубку, на одной из сторон которой находятся отверстия. При помощи отверстий музыкант регулирует объём воздуха внутри, благодаря чему и меняется звук.

К медным инструментам относят трубу, тромбон, саксофон. Эти духовые инструменты используются при игре в оркестрах. Звук, который они издают, в первую очередь, зависит от силы выдуваемого воздуха и губ музыканта. Для того, чтобы получить большее количество тонов предусмотрены специальные вентили-клапаны, принцип работы которых схож с духовыми инструментами из дерева.

Струнные инструменты

Звучание струнных инструментов зависит от колебания струн, прообразом которых была натянутая тетива лука. В зависимости от способа игры, группа инструментов подразделяется на смычковые (скрипка, виолончель, альт) и щипковые (гитара, лютня, балалайка).

Клавишные инструменты

Одними из первых клавишных инструментов считаются клавикорды и клавесины. А вот фортепиано создали только в XVIII веке. Его название дословно расшифровывается, как громко-тихо.

К этой группе относится орган, который выделен в отдельную подгруппу клавишно-духовых инструментов. Поток воздуха в нём создается воздуходувной машиной, а управление выполняется при помощи специального пульта управления.

Ударные инструменты

Звук данной группы создается при ударении по натянутой мембране инструмента либо самому корпусу инструмента. Также существует особая подгруппа ударных, которые издают звук с определенной высотой, например, литавры, колокольчики и ксилофоны.

Язычковые инструменты

Инструменты данной группы изготавливаются таким образом, чтобы одна сторона была сделана из твёрдого материала, а другая – находилась в свободном колебании. К таким инструментам относят варганы и аккордеоны.

Многие музыкальные инструменты могут относиться к нескольким группам, например баян, кларнет.

Электронные инструменты

Музыка на таких инструментах создаётся с помощью электронных систем, для которых создаются специализированные программы.

Подразделение музыкальных инструментов на данные группы достаточно условно. Важнее отличать их по внешнему виду.

 

 

Это интересно: