→ Богатырь русской музыки. Александр Бородин. Богатырь русской музыки Отличительные черты эпического симфонизма Бородина

Богатырь русской музыки. Александр Бородин. Богатырь русской музыки Отличительные черты эпического симфонизма Бородина

Бородин Александр Порфирьевич - русский композитор и учёный-химик. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова , при рождении записан как сын крепостного слуги князя - Порфирия Бородина. В 1856 окончил Медико-хирургическую академию. Изучая медицину, продолжал заниматься химией под руководством Н.Н.Зинина. В 1858, защитив диссертацию, получил степень доктора медицины. Под влиянием дружбы с прогрессивными учеными того времени - А.М.Бутлеровым, Д.И.Менделеевым и И.М.Сеченовым, писателями Н.В.Успенским, М.А.Маркович, статей В.Г.Белинского и А.И.Герцена сформировалось мировоззрение Бородина и его общественные взгляды. В 1860-е гг. в Петербурге занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. С 1862 адъюнкт-профессор, с 1864 ординарный профессор, с 1877 академик; с 1874 руководитель химической лаборатории Медико-хирургической академии. Был одним из организаторов и педагогов (1872-87) высшего учебного заведения для женщин - Женских врачебных курсов.

В 50-е гг. 19 в. начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли. В 1862 познакомился с М. А. Балакиревым , и эта встреча произвела на него глубокое впечатление. Бородин с радостью стал членом «Могучей кучки» и под влиянием Балакирева , В. В. Стасова и других членов балакиревского кружка окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М. И. Глинки, приверженца русской национальной школы в музыке, определился самостоятельный зрелый стиль композитора.

Балакирев первым разгадал необыкновенную одаренность Бородина, внушил ему мысль о необходимости создания П ервой симфонии. Из-за постоянной занятости Бородина П ервая симфония создавалась урывками, тем не менее, она привлекает своей гармоничностью и цельностью, стройностью. В ней уже определенно проступают основные черты бородинского стиля - музыка его полна образами могучей силы, твердости духа, и в то же время душевной мягкости, ласки и нежности.

Историческая ценность П ервой симфонии заключена не только в ее высокой художественной зрелости. Она явилась одной первых симфоний в русской музыке. С большим успехом прозвучавшая в 1869 году, симфония оказалась первой блестящей победой, одержанной композиторами "Могучей кучки". Тогда же Бородин создает В торую симфонию - одно из лучших произведений русской симфонической музыки, произведение зрелое, совершенное по форме и содержанию. Симфония выражает идеи патриотизма, национальной гордости за наше славное историческое прошлое. Она была восторженно встречена друзьями композитора, которые оценили ее как лучшую русскую симфонию, превосходящую все созданное до нее. Когда Мусоргский предложил назвать ее "Славянской героической", Стасов запротестовал: не вообще славянская, а конкретно - русская, богатырская. Так эта симфония и стала называться - "Богатырская".

Одновременно со В торой симфонией Бородин работал и над созданием главного своего произведения - оперы Он начал ее сочинять еще в конце 1860-х годов. Стасов предложил ему тогда в качестве сюжета "Слово о полку Игореве". Обстоятельность Бородина как ученого сказалась и в подходе к композиторскому творчеству. Перечень исторических источников - научных и художественно-литературных, которые он проработал, прежде чем приступил к созданию оперы, говорит о многом. Здесь и различные переводы "Слова о полку Игореве", и все фундаментальные исследования по истории России.

В конце жизни Бородин все больше отдается музыке - композитор постепенно вытесняет в нем ученого. В эти годы была создана симфоническая картина "В Средней Азии", несколько фортепианных пьес и камерных ансамблей. Один из них - Первый струнный квартет - был исполнен зимой 1879 года на концерте Русского музыкального общества. Слушатели были очарованы русской напевностью, широтой и пластичностью этой музыки. Успех вдохновил Александра Порфирьевича на создание нового квартета - Второго, который вскоре (в январе 1882 года) прозвучал в Москве. И снова успех - еще больший, чем в Петербурге. Второй квартет - еще более зрелое и совершенное произведение. Каждая из его четырех частей, составляя единое целое, является одновременно маленьким инструментальным шедевром.

Самым значительным произведением, по мнению самого автора должна была стать Т ретья симфония, которую он намеревался назвать "Русской". Отдельные фрагменты из нее он уже проигрывал друзьям, вызывая радость, восхищение. И все же, ни опера "Князь Игорь", ни Т ретья симфония не были завершены. 15 февраля 1887 года Бородин неожиданно скончался.

Уже после его смерти Римский-Корсаков и Глазунов довели до конца то, что не успел окончить Александр Порфирьевич.

Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. В его произведениях отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоко лирична.

Последователь А.С.Пушкина и М.И.Глинки, Бородин воспринимал жизнь как источник силы и радости, веря в могущество человека, в торжество разума и красоты.

Наиболее значительное произведение Бородина - опера «Князь Игорь» является образцом национального героического эпоса в музыке. Из-за большой загруженности научной и педагогической работой Бородин писал ее в течение 18 лет, она не была окончена при жизни композитора, а после смерти Бородина оперу дописали и оркестровали по материалам автора Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. Поставлена была в 1890г. Мариинским театром в Петербурге. Опера отличается монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита. «Князь Игорь» развивает традиции эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила».

Бородин - один из создателей русских классических симфонии и квартета. Его 1-я симфония (1867), появившаяся одновременно с первыми образцами этого жанра у Н. А. Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма является его 2-я (Богатырская) симфония (1876). К числу лучших созданий камерно-инструментального жанра принадлежат квартеты:1-й - 1879, 2-й - 1881.

Бородин - тонкий художник камерно-вокальной музыки. Образец его вокальной лирики - элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова Пушкина. Бородин впервые ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними - освободительные идеи 1860-х гг. («Спящая княжна», «Песня тёмного леса» и др. Писал также сатирические, юмористические песни «Спесь » и др.). Для творчества Бородина характерно глубокое проникновение в строй русской народной песни, а также музыки народов Востока (в «Князе Игоре», симфониях, симфонической картине «В Средней Азии»).

Творчество Бородина, яркое, самобытное, оказало воздействие на русских и зарубежных композиторов: С. С. Прокофьева, Ю. А. Шапорина , Г. В. Свиридова, А. И. Хачатуряна и др. Велико значение этих традиций для развития национальных музыкальных культур народов Закавказья и Средней Азии.

Бородин - автор более 40 работ по химии. Ученик Н. Н. Зинина. Докторскую диссертацию написал на тему: «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях». Разработал оригинальный способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот; получил первое фторорганическое соединение - фтористый бензоил (1862); исследовал ацетальдегид, описал альдоль и реакцию альдольной конденсации.

January 16th, 2013 , 02:40 am

Отечественные музыковеды выделяют два типа русского симфонизма:
конфликтный (лирико-драматический),
эпический.
Представитель первого типа – Чайковский, например; второго – Бородин.
Цельность в эпической симфонии иного рода, нежели в конфликтной.
Цикл эпической симфонии не распадается, потому что каждая часть представляет одну грань жизни (лирику, драму, комедию).
Вмести эти части создают целостную картину мира.
Бородин – автор эпической симфонии, признанной эталонной.
Эталон первый: цикл.
Первая часть воплощает героику.
Интересно соотношение темпа (Allegro) и плотной оркестровки.
Создается сугубо бородинский эффект симфонического динамического монументализма.
Динамический монументализм – это объемная, малоподвижная звуковая масса, которой предан не соответствующий ее возможностям стремительный темп.
Бородин первый в русской музыке нарушил закон массы и скорости.
Вторая часть – скерцо.
Для Бородина это – традиция.
Вторая часть воплощают идею – мира как игра.
Мелькающие маски.
Эта часть в наибольшей степени раскрывают характерную черту личности Бородина – юмор.
Третья часть содержит две образные сферы – лирику и драму.
Финал повторяет идею первой части в обобщенном виде.
Идея слияния героя и массы.
Эталон второй: трактовка сонатной формы.
Сонатная форма эпической симфонии отличается от сонатной формы конфликтной симфонии.
Во-первых, тематизмом.
Тематизм эпической симфонии строится на общих интонациях; имеет связь с русским фольклором.
Такой тематизм не имеет необходимости в дальнейшем развитии; он принципиально имеет завершенную структуру.
Все темы симфонии не имеют развития, Бородин лишь повторяет их на другой высоте.
Тема ГП – уникальное явление.
Она содержит национальную двойственность:
тяжелые терции и кварта с грузным «падением» к основному тону – чисто русское,
ее интонационный начальный абрис – нечто восточное.
Уникально ее ладовое решение:
русская переменность III ступени,
фригийский минор с IV пониженной (встречается в восточной музыке).
Ее опорные тоны намечают главные тональные зоны части:
начало разработки – c-mill,
ПП в репризе – Es (Dis)-dur.
ГП и ПП имеют общие интонации.
Вторая «колокольная» часть ГП схожа с начальной интонацией ПП.
Это – база для последующего сближения тем.
Разработка эпической симфонии тоже отличается от р. конф. симф.
В ней господствует идея цельности (неизменности).
Дробление темы направлено не на разрушение темы, а на ее сближение с другими темами на основе общих интонаций.
Гибрид ГП и ПП возникает почти сразу – 5 такт от ц.6.
Он развивается самостоятельно.
На его основе создается политональный канон (ц.7).
После этого ГП и ПП звучат одна за другой как естественное продолжение друг друга.
Очень интересен тональный план ГП в разработке: c (фригийский, с колеблющейся терцией) – g – f – d.
Принцип крупного штриха:
в качестве носителя ладовой функциональности Бородин выдвигает не аккорд, тон или тональность, а целостные ладовые комплексы.
Другое проявление этого принципа: развитие в разработке направлено к все более мощному проведению тем.
Скерцо.
Его темп на пределе исполнительских возможностей – целая =108 (!).
Тональность F-dur обретается постепенно.
В начале звучит доминантовый нонаккорд без квинты к h-moll.
Благодаря энгармонической замене (бас с fis уводится на с), образуется тональность F-dur.
По бетховенскому принципу ГП постепенно зарождается.
Трио имеет восточный характер.
Третья часть.
Andante, Des-dur.
Сонатная форма.
ГП – лирико-эпическая сфера.
Блок СП и ПП (e-C-As) – драматическая.
Общая программность – Бородин хотел нарисовать фигуру Баяна:
вначале гусельные переборы (арфа), затем песня о «делах давно минувших дней» (соло валторны).
Разработка вытекает из ЗП, что создает необычайную гибкость формы.
Финал.
Н-dur.
Тема ГП близка к народной песне «Пойду под Царьгород».
(Ее использовал Балакирев в «100 лет»).
ГП и ПП составляют эпическую оппозицию мужского начала – женского начала.

Бородин Александр Порфирьевич (Borodin, Alexandr Porphirevich), русский композитор и ученый-химик. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, при рождении записан как сын крепостного слуги князя - Порфирия Бородина. В 1856 окончил Медико-хирургическую академию. С 1858 доктор медицины. В 1860-е гг. в Петербурге занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. С 1862 адъюнкт-профессор, с 1864 ординарный профессор, с 1877 академик; с 1874 руководитель химической лаборатории Медико-хирургической академии. Был одним из организаторов и педагогов (1872-87) высшего учебного заведения для женщин - Женских врачебных курсов.

В 50-е гг. 19 в. начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли. В 1862 познакомился с М. А. Балакиревым, вошёл в Балакиревский кружок («Могучую кучку»). Под влиянием Балакирева, В. В. Стасова и других «кучкистов» окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М. И. Глинки, приверженца русской национальной школы в музыке, определился самостоятельный зрелый стиль композитора.

Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. В творчестве Бородина, представителя передовой интеллигенции 1860-х гг., отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом.

Наиболее значительное произведение Бородина - опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Из-за большой загруженности научной и педагогической работой Бородин писал медленно. Опера создавалась в течение 18 лет, не была окончена (после смерти Бородина оперу дописали и дооркестровали по материалам автора Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов; поставлена в 1890г., Мариинский театр, Петербург). Опера отличается монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита. «Князь Игорь» развивает традиции эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила». Бородин - один из создателей русских классических симфонии и квартета. Его 1-я симфония (1867), появившаяся одновременно с первыми образцами этого жанра у Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма является его 2-я (Богатырская) симфония (1876). К числу лучших созданий камерно-инструментального жанра принадлежат квартеты Бородина (1-й - 1879, 2-й - 1881). Композитор - тонкий художник камерно-вокальной музыки. Образец его вокальной лирики - элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова Пушкина. Бородин впервые ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними - освободительные идеи 1860-х гг. («Спящая княжна», «Песня тёмного леса» и др.). Писал также сатирические, юмористические песни («Спесь» и др.). Для творчества Бородина характерно глубокое проникновение в строй русской народной песни, а также музыки народов Востока (в «Князе Игоре», симфониях, симфонической картине «В Средней Азии»).

Творчество Бородина, яркое, самобытное, оказало воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции Бородина продолжили советские композиторы (С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, А. И. Хачатурян и др.). Велико значение этих традиций для развития национальных музыкальных культур народов Закавказья и Средней Азии.

Бородин - автор более 40 работ по химии. Ученик Н. Н. Зинина. Докторскую диссертацию написал на тему: «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях». Разработал оригинальный способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот; получил первое фторорганическое соединение - фтористый бензоил (1862); исследовал ацетальдегид, описал альдоль и реакцию альдольной конденсации.

А.П. Бородин «Богатырская симфония»

«Богатырская» симфония – это вершина симфонического творчества Бородина. Произведение воспевает патриотизм и могущество Родины и русского народа. Ясность звучания, чистота тембров и невероятно красивые мелодии заставляют увидеть богатство родных краев. Мелодии одна за другой словно открывают для нас дверь в историю, возвращая нас к истокам, к былинному творчеству.

Симфония названа «Богатырской» неслучайно. Узнать, почему произведение носит такое название, как создавалась композиция, а также много других интересных фактов можно на нашей странице.

История создания

Эпические образы, также как и симфонические формы, всегда притягивали внимание композитора. В 1869 году Бородину в голову пришла замечательная идея о создании симфонии, олицетворяющей всю русскую мощь, изложенную в былинах. Несмотря на то, что первая часть композиции была закончена в 1870 году и показана друзьям по Балакиревскому кружку , работа продвигалась достаточно медленно. Основной причиной длительных перерывов в музыкальной деятельности являлось то, что Александр Бородин был выдающимся химиком, и часто профессиональная деятельность была для него в приоритете. Более того одновременно шло сочинение более масштабного произведения, а именно оперы «Князь Игорь » (отсюда стоит выделить родственность двух сочинений).

В итоге полностью вторая симфония была закончена лишь спустя семь лет, в 1876 г. Премьера состоялась в феврале следующего года под эгидой Русского музыкального общества в Санкт-Петербурге. Дирижировал композицией потрясающий дирижер 19 века Э.Ф. Направник. На презентацию был собран весь свет петербургского общества. Зал ликовал. Вторая симфония, безусловно, произвела фурор.

В этом же году последовала не менее успешная Московская премьера. Дирижировал несравненный Николай Григорьевич Рубинштейн. Примечательно, что во время прослушивания общество разделилось по впечатлениям на две стороны: одни признавали, что автору в полной силе удалось изобразить мощь и непобедимость Руси, другие же попытались оспорить использование русского фольклора в светской музыки.

Одним из слушателей был венгерский композитор и великолепный пианист Ф. Лист . После выступления он решил поддержать Александра Бородина и выявил ему собственное уважение, как профессионалу высочайшего уровня.

В настоящее время «Богатырская симфония» является одним из произведений, входящих в постоянный репертуар многих симфонических оркестров мира.

Интересные факты

  • Впервые услышав произведение, Модест Мусоргский был приятно удивлен. Он предложил назвать сочинение «Славянская героическая», но название не прижилось.
  • Работа над симфонией продолжалась на протяжении целых семи лет. Дело в том, что Бородин просто не успевал заниматься сочинением музыки, так как параллельно вел активную профессорскую деятельность, что обязывало его проводить «Женские врачебные курсы».
  • В документальном фильме «Сергей Герасимов. Богатырская симфония», произведение является лейтмотивом, пронизывающим весь жизненный путь великого кинорежиссера СССР.
  • Первое исполнение симфонии было высоко оценено не только соотечественниками композитора, но и знаменитыми зарубежными музыкантами. Ф. Лист после прослушивания был потрясен до глубины души, после премьеры он подошел к Бородину и посоветовал ему следовать собственным ощущениям в музыке и не слушать возгласы злопыхателей, так как его музыка всегда имеет четкую логику и выполнена искусно.
  • Третья и четвертая часть образуют единый по смыслу мини цикл, в результате чего исполняются без перерыва.
  • Стоит отметить, что в жанре «симфония» в те времена русские композиторы писали мало, поэтому Александр Порфирьевич Бородин, наряду с Римским-Корсаковым и Чайковским считаются основоположниками русской классической симфонии.
  • Во многом «Вторая симфония» схожа с оперой «Князь Игорь». Дело в том, что сочинение шло параллельно. Нередко композитор заимствовал темы из оперы, вставляя их в симфонию, или наоборот, первоначально сочинял для симфонии, а использовал в опере. Так главная тема в симфонии была предназначена для экспозиции образа русских в опере «Князь Игорь».
  • В основе первой темы заложены интонации всем известной бурлацкой трудовой песни «Эй, ухнем!».
  • Мало кто знает, но первоначально Стасов предлагал назвать симфоническое произведение «Львицей». Но после того, когда он реально переосмыслил замысел Александра Бородина, великий критик предложил именовать ее, как «Богатырскую». Идея пришла ему в голову после рассказа композитора о программности музыки.
  • Произведение было серьезно отредактировано двумя мастерами композиции и аранжировки, а именно Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым . На сегодняшний день данная редакция исполняется чаще, чем авторская.
  • Главная тема финала представляет собой народную песню «Пойду под Царьград».

Творчество Александра Бородина в основном строится на эпических русских образах, взывающих в слушателях гордость за Отчизну.

Композиция состоит из четырех классических частей, единственное отличие заключается в том, что автор поменял в структуре местами вторую и третью части, чтобы реализовать собственный композиционный замысел.

Жанр симфонии – эпический, что и определяет наличие соответствующих тематике образов, к которым относится могущественный богатырь, защищающий Родину и Баян-сказитель.

Примечательно, что произведение не имеет четкого программного замысла (т.к. нет литературного источника в основе симфонии), но выделяются черты программности. В связи с этим фактом, каждая часть может иметь условные названия:

  • I часть – Сонатное allegro. «Собрание богатырей».
  • II часть – Скерцо. «Игра богатырей».
  • III часть – Andante. «Песнь Баяна».
  • IV часть – Финал. «Богатырский пир».


О подобном названии частей Александр Бородин рассказывал Стасову. Стоит отметить, что композитор не настаивал на введении конкретной программе, позволив слушателю самому придумывать образы. Эта черта во многом характерна для творчества участников «Могучей кучки », и проявляется лишь в тяготении к программности.

Драматургическое развитие построено на типичном для эпического симфонизма приеме контрастной динамизации, чтобы лучше понять весь смысл, заложенный автором необходимо рассмотреть более подробно каждую часть.

Сонатное allegro строится на двух контрастных партиях: первая партия имеет суровый, мужественный характер и исполняется в унисон, олицетворяет богатырскую мощь и силу, вторая тема наполнена жизненной энергией, демонстрирует молодецкую удаль и быстроту ума. Часть активно развивается, уже в разработке главенствует новый музыкальный материал, показывающий сцену битвы богатырей, происходит завязка действия. Завершение представляет собой сокрушительное звучание основной «богатырской» темы.

Скерцо контрастно по характеру с предыдущей частью. Можно считать, что в драматургическом плане оно представляет собой эмоциональную разрядку.

Третья и четвертая части должны быть осмыслены, как единое целое. Andante – это сказ Баяна, что определяет соответствующий набор образно-инструментальных приемов, таких, как имитация звучания гуслей по средствам использования арфы, наличие переменного размера, характерного для сказа. Внутреннее развитие части строится на торжественном провозглашении «богатырской» темы в репризе, что тем самым подготавливает к началу новой части, знаменующейся, как «пир богатырей». Для финала характерно использование ярких для русской культуры тембров – свирелей, гуслей, балалаек. Симфония завершается фантастическим буйством музыкальных красок, отражающих удаль и энергичность русского народа.

Смена ярко контрастных друг другу масштабных музыкальных картин, связанных при этом интонационным единством – вот главный принцип симфонизма Бородина, проявляющийся во многих его творениях.

«Богатырская» симфония – это летопись Древней Руси в музыке. Благодаря таланту Александра Бородина и его безграничной любви к русской истории, эпическое направление получило распространение и активно развивалось в творчестве таких композиторов, как Танеев , Глазунов и Рахманинов . Вторая симфония представляет собой особый символ России, ее культуры и самобытности, который не померкнет с годами, а будет с каждым годом набирать мощь.

Видео: слушать «Богатырскую симфонию»

А.П.Бородин – одна из монументальных фигур русской композиторской школы, один из членов . Он – один из первых композиторов, тот, благодаря которому Европа узнала и признала русскую музыку. В этом смысле его имя стоит в одном ряду с именем

Александр Порфирьевич Бородин (1833 – 1887) прожил недолгую жизнь и умер внезапно из-за инфаркта.

«…словно пушечное ядро ударило в него и вырвало из рядов живых».

В отличие от друзей-единомышленников, этот композитор, пройдя традиционный для путь, сохранил верность своей основной профессии – химии (тогда как – ушел в отставку, Римский-Корсаков покинул морскую службу, Кюи – также недолго оставался военным инженером).

Имя Бородина в ХІХ ст. было широко известно наряду с крупнейшими русскими химиками как в России, так и в Европе: вместе с профессором Н. Зининым им был осуществлен подлинный переворот (заложили основы современной теории пластмасс). Кроме того, композитор был крупным педагогом. Сам он шутил, что музыку сочиняет тогда, когда отдыхает или болеет. И шутка его – правдива, поскольку работа над произведениями растягивалась зачастую не только на года, а – на десятилетия (над оперой «Князь Игорь» работал 25 лет и так и не завершил ее).

В творческом наследии Бородина:

  • 1 опера («Князь Игорь»),
  • оперетта с разговорными диалогами «Богатыри»,
  • 3 симфонии (№ 3 не окончена),
  • симфоническая картина «В Средней Азии»,
  • камерные, фортепианные сочинения, романсы и песни,
  • концерт для флейты и фортепиано с оркестром (утрачен).

Симфонии А.П.Бородина

Немаловажную роль в творческой биографии Бородина-симфониста сыграла его Первая симфония Es —dur (1867, впервые исполнена в декабре 1868). Благодаря ей композитора узнала вся Европа. Кюи отмечает, что в симфонии

«…много силы, горячности, огня и значительная степень оригинальности».

Автором одной из заметок в прессе симфония охарактеризована как «изумительно богатая, чисто бетховенской красоты». Именно она открывает линию русского эпического симфонизма, где намечаются характерные признаки и особенности русской симфонии:

  • широта, неторопливость, спокойствие, повествовательность, что подразумевает эпический симфонизм;
  • отсутствие прямых конфликтных столкновений;
  • картинность.

Также здесь сформировался характерный оркестр композитора.
Именно в его творчестве определяется полный парный состав, медные инструменты становятся хроматическими; оркестр отличается мощью, пышностью, яркостью, колористическим богатством.
Симфония №2 (1869-1876) утверждает традиции, сформированные в симфонии №1, и охарактеризована Стасовым так:

«Она имеет характер национальный и программный. Здесь слышится древний русский богатырский склад».

Хотя симфония относится к одному из самых спокойных, повествовательных произведений, сила ее воздействия такова, что Мусоргский назвал ее «Героической славянской симфонией». Рельефность и картинность привели к тому, что за симфонией закрепилось программное название «Богатырская». Кроме того, программное толкование (благодаря Стасову) получили каждая из ее частей:

«Собрание русских богатырей», «Богатырские игрища», «Рассказ баяна», «Пир богатырей».

Симфония №3 a —moll (неоконченная) с ярко выраженным национальным колоритом впервые была исполнена в Москве 1899 г. в Московском немецком клубе под управлением В. С. Терентьева.

Оперное творчество Бородина

Широко известная опера «Князь Игорь» создавалась музыкантом на протяжении 25 лет, но так и осталась неоконченной. Премьера состоялась лишь в 1890 г. (23 октября, в постановке Мариинского театра), став своеобразным памятником композитору, которого уже к тому времени не было в живых. Над либретто он работал вместе с В. В. Стасовым, внесшим неоценимый вклад в процесс создания оперы. Так, был период, когда Бородин перестал работать над произведением, указывая тому две причины:

  • сложность и масштабы работы заставили засомневаться композитора в том, что он с нею справится;
  • жанр литературного первоисточника («Слово о полку Игореве») не предполагал остроконфликтного противостояния, необходимого для напряженности развития сценического действия.

И здесь композитору на помощь пришел Стасов, предложив, кроме основной конфликтной линии противостояния наций (русские-половцы), линию нравственности: с одной стороны, благородство и возвышенность Игоря, с другой – привнесение в оперный сюжет образного мира князя Галицкого. Так, оперная драматургия приобрела дополнительный конфликт. Благодаря деятельности Стасова и усложнению сюжета, мастер возвращается к работе над произведением.

Камерная музыка А.П.Бородина

Композитор считал, что

«…камерная музыка представляет одно из самых могучих средств для развития музыкального вкуса и понимания…».

Приобретя технические навыки путем освоения западно-европейских традиций в области камерного письма, музыкант, кроме того, овладевает глинкинской традицией, сформировав собственный индивидуальный стиль, который проявляется уже в ранних произведениях.
К образцам камерной музыки относятся, например:

Квинтет c —moll для фортепиано и струнных; «Тарантелла» для фортепиано в четыре руки; «Полька» для фортепиано в четыре руки; Струнное трио на тему «Чем тебя я огорчила»; Секстет, Квартет для флейты, альта, гобоя, виолончели, Фортепианное и Струнное трио; Струнный квинтет; 2 скерцо для фортепиано в четыре руки; четырехручное «Allegretto »; вокальные пьесы; Квартет №1 A —dur (впервые исполнен в 1880 по рукописи); Квартет №2 D —dur (1881).

Также «Маленькая сюита» для фортепиано (была оркестрована А. Глазуновым), «Парафразы» (музыкальная шутка, созданная композиторами «Могучей кучки», вызвавшая восхищение Листа и послужившая поводом для нападок со стороны враждебных «кучкистскому» направлению музыкантов, – отмечает В. Яковлев). Среди вокальных произведений – «Песнь темного леса» (нередко исполнялась как хоровое произведение), романсы «Для берегов отчизны дальней», «Фальшивая нота», баллада «Море» и многие другие.

Именно в камерно-вокальной музыке, которую нередко называют «творческой лабораторией» композитора, впервые, – указывает А. Н. Сохор, – композитором было найдено последовательное и полное проявление богатырского духа, русского народно-эпического склада, мелодико-гармонического своеобразия (романсы «Спящая княжна», «Песнь темного леса»).

И именно поэтому постижение «монументального Бородина» пролегает через его камерные «зарисовки», «акварели», «этюды».
Все творчество композитора содержит и в той или иной мере всегда сочетает в себе два начала: эпическое и лирическое. В сравнении с музыкой других композиторов, стиль Бородина отличается спокойствием, возвышенностью, благородством, уравновешенностью.
Продолжая развивать пути, намеченные М. Глинкой, Бородин тем не менее сказал свое слово в истории развития русской музыкальной культуры:

  • Чайковским, он – создатель жанра русского квартета.
  • России и Востока. Интерес к восточному миру был актуален и ранее, но именно у этого композитора возникает тема дружбы (ярко демонстрирует симфоническая картина «В Средней Азии», где развиваются русская и восточная темы, объединяющиеся в итоге).
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

 

 

Это интересно: