→ Смешное и трагическое в сказке М. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть. Проблема отношения к совести по тексту М.Е. Салтыкова-Щедрина (Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах) (ЕГЭ по русскому) Основная тема сказки пропала совесть салтыков щед

Смешное и трагическое в сказке М. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть. Проблема отношения к совести по тексту М.Е. Салтыкова-Щедрина (Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах) (ЕГЭ по русскому) Основная тема сказки пропала совесть салтыков щед


Совесть – это то, что очищает человека и облагораживает его, побуждает задумываться о поступках, которые он совершает.

В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина пропадает совесть. Однажды её находит пьяница ("пропоец"), и к нему тут же приходит осознание действительности: он вспоминает всё, что когда-либо с ним происходило, и винит себя, что не прожил свою жизнь иначе ("жалкому пропойцу всё его прошлое кажется сплошным безобразным преступлением", "процесс самоосуждения, которому он подвергает себя, бьёт его несравненно больнее и строже, нежели самый строгий людской суд").

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Пропоец спешит избавиться от своей находки и отдаёт её Прохорычу, владельцу питейного дома ("кабака"). Проснувшаяся совесть шепчет ему: "А ведь куда скверно спаивать бедный народ". Прохорыч сквозь слёзы начинает доказывать людям, что "в вине заключается источник несчастья для каждого человека". Поняв, что он своими руками "спаивает бедный народ", решает, что ему ничего не остаётся, кроме как самому помереть или разорить предприятие.

Арина Ивановна, жена кабатчика, сунула совесть в карман пальто Ловца, "порядочного лихоимца" (ростовщика, берущего большие проценты). Под её влиянием Ловец не смог ничего взять с мужиков, хотя обычно он делает это свободно и без стеснения. Сняв дома пальто, Ловец становится прежним, однако когда он надевает его снова, в нём вновь играет совесть. Тогда раздаёт на базаре все деньги, что у него были, и даже решает накормить мужиков. Поняв, что он натворил, гонит всех со двора, а сам укладывается женою в постель.

Ловчиха отправляет совесть по почте Самуилу Давыдычу Бржоцскому.

Самуил Давыдыч, поражённый силой совести, жертвует на благотворительность сотенную ассигнацию, запрятав в тот конверт и свою мученицу. Конечно, вернуть долги совесть его так и не заставила: этот с виду тщедушный выдерживает "самые лютые истязания".

Так бедная, изгнанная совесть пребывала у многих тысяч людей, шатаясь по белому свету, но никто не хотел "приютить", а желал "отделаться от неё, сбыть".

Вскоре случается так, что совесть попадает к "мещанишке" и просит его схоронить её в сердце "маленького чистого русского дитя". Мещанишка так и поступает, поэтому совесть в том мальчике начинает расти, как и он сам. Станет человек большой – станет и в нём совесть большая. "Исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама".

Обновлено: 2018-05-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Урок по литературе в 10 классе

«М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки»

Слайды

Цели.

Образовательные.

    Знакомство со сказкой М. Е. Салтыкова- Щедрина «Пропала совесть».

    Совершенствовать навыки анализа текста.

    Выявить степень актуальности понятия "совесть" в современном обществе и отражение этой проблемы в литературе второй половины XIX

Развивающие.

Развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать;

    Развивать навыки самостоятельной работы и работы в группах.

    Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление.

    Продолжить развитие познавательного интереса к литературе.

Воспитательные.

    Воспитывать нравственные качества, умение оценивать свои поступки, окружающую действительность, уметь сочувствовать, сопереживать, отстаивать нравственную позицию;

    Заложить основы нравственного поведения, развивать речь, выразительное чтение текста.

Стадия вызова 1. Вступительное слово учителя. А) Знакомства с рассказом А. И. Куприна "Исполины". Учитель гимназии, преподающий словесность, господин Костыка, изменил идеалам молодости, становится бездушным чиновником. Однажды, обидевшись на весь белый свет, он учинил экзамен великим русским писателям. Их портреты, "приобретенные когда-то давным-давно, в телячьи годы восторженных слов, и сохраненные частью по скупости, частью по механической привычке" , висят у него в кабинете. Как злосчастным ученикам, он выставляет им двойки Пушкину, Лермонтову, Гоголю. "Но вдруг его глаза столкнулись с гневными, расширенными, выпуклыми, почти бесцветными от боли глазами, -- глазами человека, который, высоко подняв величественную бородатую голову, пристально глядел на Костыку. [Это -- глаза Щедрина.] - Ваше превосходительство... -- залепетал Костыка и весь холодно и мелко задрожал. И раздался хриплый, грубоватый голос, который произнес медленно и угрюмо: - Раб, предатель и... Пылающие уста Щедрина произнесли еще одно страшное слово, которое великий человек, если и произносит, то только в секунды величайшего отвращения. И это слово ударило Костыку в лицо, ослепило ему глаза, озвездило его зрачки молниями..."

Б) Вопросы для беседы

- Почему испугался Костыка? (Писателя боялись все, в ком была совесть нечиста). - Каким вам видится сатирик со страниц рассказа Куприна? (Видит человека насквозь)
мне не нужна. кто-то знает, как от нее избавится?
Крепче всего спит не тот, у кого чистая совесть, а тот у кого её отродясь не было.
    Работа над литературными терминами. Перепутанные цепочки: найти соответствие между термином и понятием.

    САРКАЗМ – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии.

    ИРОНИЯ – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован.

    ГРОТЕСК – изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического, страшного со смешным.

    ГИПЕРБОЛА – намеренное преувеличение.

    АНАФРИЗ – языковое явление, при котором слово употребляется в противоположном значении

5.Идейно-тематическое своеобразие сказок. Перепутанные цепочки: найти соответствие между сказками и идейно-тематическим понятием. Обличение самодержавия («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»). Сатира на господствующее сословие Дикий помещик» " Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил "). Обличение бездеятельных либералов и трусость обывателей («Премудрый пискарь», «Либерал», «Карась- идеалист»). Изображение угнетенного народа («Коняга», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»). Правдоискательство ("Дурак", "Христова ночь") Обличение нравственных пороков («Вяленая вобла», «Ррождественская сказка», «Попала совесть»)
Стадия осмысления
А) Беседа .

Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце; совесть - незваный гость, докучный собеседник, Заимодавец грубый; эта ведьма:
А. С. Пушкин. "Скупой рыцарь"

- А что такое совесть? Как вы понимаете значение этого слова? (Это внутренний голос, который не позволяет человеку делать зло, вызывает чувство стыда от содеянного, это голос Бога внутри нас).

Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает, то радует. Это тонкое врожденное чувство называется совестью. "Совесть - это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее отличает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках", - написано в книге Романа Янушкявисюса "Основы нравственности" - Испытывали ли вы когда-нибудь чувство, которое можно назвать угрызением совести? Это нормально или нет? - Почему нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть? Непросто заслужить оценку, чтобы о тебе сказали, что ты честный, совестливый, порядочный человек. Но ясно одно! Если человек не научится стыдиться своих плохих поступков, он никогда не станет ни честным, ни совестливым, ни порядочным. К сожалению, далеко не каждому знакомо чувство стыда.

Б) Морфемный анализ слова

Давайте посмотрим на это слово и разобьём его на части.

(На доске. СО + ВЕСТЬ → СОВЕСТЬ).

Продолжим работу со словом, попробуем «дойти до самой сути». Чтобы понять значение приставки СО, подберём слова с аналогичной приставкой. (Сочувствие, сострадание, соединение, согласие, сотрудничество, совместно, …)

-Что эти слова обозначают? (Совместное действие).

-С кем совместно? (Совместно с другими людьми, с Богом)

-А слово ВЕСТЬ? О чём весть? (О мире, добре, благих делах, честной жизни)


Г) Выберите и запишите одну наиболее понравившуюся пословицу и своими словами поясните смысл. За совесть да за честь - хоть голову снесть Без стыда лица не износишь. Когда совесть раздавали, его дома не было. Деньги потеряешь - можно нажить, а совесть потеряешь - беду узнаешь. Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека. Без совести и при большом уме не проживешь. Нечистая совесть спать не даёт. Хоть мошна пуста, да совесть чиста. Богатый совести не купит, а свою погубит.
Где говорят деньги, там молчит совесть. Говори по делу, живи по совести Совесть мучит, снедает, томит и убивает.

Б) Обратимся к тексту сказки. Прочитайте 1 и 2 абзацы.

-Что изменилось в жизни людей, когда пропала совесть? (многие начали чувствовать себя бодрее и свободнее. Потерялся счёт времени, смешалось настоящее и будущее, ускорилось движение - некогда задуматься, пропала тишина, гармония, «легче сделался ход человека», «ничто не огорчало их…»)

-Какой приём при этом используется? (Ирония.) Настоящие мудрецы себя безгрешными никогда не считали, а были людьми совестливыми в высшей степени)

Грустное начало сказки. Выброшенная, оплёванная, измятая, никому ненужная совесть переходит из рук в руки. Как принимают её, что чувствуют герои, те самые, «мудрые мира», сейчас мы с вами посмотрим.


г) Работа в группах. (Работа, связанная с «путешествием» совести по рукам).

Создано 5 групп: 4 группы работают с текстом, 5- творческая.

Задания группам..

Как попадает совесть к пьянице?

Какие изменения чувствует пьяница, получив совесть?

Каким он выглядит?

Кто такой Прохорыч?

Что почувствовал Прохорыч, получив совесть?

Каким он выглядит?

Каким образом расстаётся с совестью?

Кто такой Ловец?

Что сделала совесть с надзирателем?

Меняется ли он?

Каким образом расстаётся с совестью?

Кем является Бржоцкий? Расскажите о его семье.

Что почувствовал Самуил Давыдыч, получив совесть?

Как избавляется от неё?

Что почувствовал, когда избавился от совести?

Постарайтесь изобразить совесть такой, какой она должна быть (форма, цвет). Защитите свой проект. Ребятам дают цветную бумагу, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры.

Примерные ответы.

1 группа рассматривает образ пьяницы.

Как совесть к нему попала? (Позарился с пьяных глаз)

Какие изменения чувствует, получив совесть? (Словно пронзила электрическая струя, возвращающая горькое сознание действительности, тупой страх, предчувствие грозящей опасности память извлекала подробности насилий, измен, сердечной вялости, неправд, прошлое кажется сплошным безобразным преступлением, он подавлен … « Льются рекой бесполезные пропойцевы слёзы», находка разрывает его сердце на части.)

Каким он выглядит? (Жалким.)

Каким образом избавляется от совести? (Прячет в карман, озираясь, крадучись, потихоньку, нечестно вкладывает совесть в руку Прохорычу).

2 группа рассматривает образ Прохорыча.

Кто такой Прохорыч? (Заведует кабаком, питейным заведением, спаивает людей).

Что он почувствовал, когда получил совесть? (Некоторое время стоял с вытаращенными глазами, крупные капли пота выступили на его лбу, заливается горькими слезами…Затрясся и побледнел.)

Каким он выглядит? (Не видит будущего, а настоящее и прошлое печально. Остаётся мне только помереть)

Каким образом расстаётся с совестью? (Жена избавляется).

3 группа рассматривает образ Ловца.

Кто такой Ловец? (Надзиратель).

Что сделала совесть с надзирателем? (Начало коробить. Это болезнь со мной какая нибудь. Не может брать чужое, появляются такие качества как робость, застенчивость, просит прощения, даёт денег, хочет накормить нищих)

Меняется ли он? (Да, когда снимает пальто, где в кармане лежит совесть).

Каким образом расстаётся с совестью? (Жена посылает в конверте финансисту Бржоцкому).

4 группа рассматривает образ Самуила Давыдыча Бржоцкого.

Кем является герой? Расскажите о его семье.

Что почувствовал финансист, получив совесть? («Заметался во все стороны, словно угрь на угольях», завопил, трясясь всем телом, испытал мучения, геройски вытерпел самые лютые истязания).

Как избавляется от совести? (Пожертвовал в благотворительное учреждение к знакомому генералу)

Что почувствовал, избавившись от совести? (Облегчение. «В тот же вечер…»).

Это самый тяжёлый тип, в нём совесть не может пробудить ничего. Можно сказать, что о нём слова древнегреческого философа Платона: «Я считаю потерянным того человека, который потерял чувство стыда»


д) Беседа.

А сейчас, как вы думаете, есть похожие люди? Приведите примеры из СМИ

Звучит спокойная музыка . (А. Бородин « Струнный квартет № 2. Ноктюрн.). на фоне музыки показать фото из современной жизни.

Значит, это проблема вечная. Путь к своей совести очень трудный, конечно, легче идти по старой дороге, которая ещё иногда и доход приносит. (Герои сказки).

А если все потеряют совесть? Как жить на земле? Что же делать? Жить без совести? Писатель даёт ответ и на этот вопрос. Зачитайте три последних абзаца сказки.

Эти слова, полные не только любви, но и надежды, - завет, оставленный Салтыковым-Щедриным русскому народу .

Как надо жить, чтобы человеком быть, а не пьяницей, Ловцом (обращение к таблице)?

Совесть нельзя терять, она должна жить вместе с человеком. Никогда не поздно напоминать человеку о совести, если он с ней давно расстался .

В маленьком, безгрешном, чистом ребёнке нашла себе приют совесть. Вот такую идеальную совесть рисует М. Е. Салтыков- Щедрин.


Работа с рисунком.

Если образно представить совесть, мыкающуюся по разным людям, то мы вместе с писателем увидим «грязную, потрёпанную тряпку», «засаленную бумажку с рваными краями», серую, примерно такую.

Защита проекта.

Вот такую совесть увидели ребята. (Жёлтый - это свет, красный-сердце, белый-чистота, крылья - полёт. Такой должна быть совесть у всех, а не такой, как вид серой, помятой тряпицы. В сердце ребенка поместил писатель совесть. «Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть…»)


В этой статье подробно рассмотрено произведение Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». Краткое содержание и анализ затронут те особенные нравственные струны души человека и общества в целом. Вопрос, интересующий людей не одно столетие, который следует в первую очередь понять: «Что же это такое – совесть?» Цензор, контролер, внутренний голос? Зачем она нужна, если без нее становится так спокойно? Об этом и многом другом рассказано в статье, посвященной такой непростой теме, затронутой в произведении выдающегося русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».

О писателе

Для начала хотелось бы сказать несколько слов о самом писателе, заслуги которого значительны и велики, а произведения, написанные им в течение всей жизни, ставят его в один ряд с великими умами России: с Достоевским, Толстым, Пушкиным, Чеховым.

Итак, Салтыков-Щедрин родился в 1826 году 27 января (по старому стилю 15) в дворянской семье старинного рода. Одаренность, ум, невероятное трудолюбие были верными спутниками писателя с детских лет. В 10-летнем возрасте был отдан в Московский дворянский институт, через два года за отличную учебу был переведен в Царскосельский лицей. «За вольнодумие» был сослан в ссылку на Вятку на целых 8 лет. В 1856 году с связи со смертью Николая I молодой писатель возвращается назад и возобновляет писательскую деятельность. Участие в крестьянской реформе, должность губернатора губернии и работа в Министерстве внутренних дел стали для писателя неотъемлемой частью жизни.

Выйдя на пенсию, он становится главным редактором журнала «Современник». Согласитесь, впечатляющий список достижений! Талантливый писатель, сатирик, государственный деятель, художник оставил в истории своей страны незабываемый след, произведения Салтыкова-Щедрина злободневны и не потеряли актуальности и на сегодняшний день.

Проблема собственного несовершенства

Писатель не раз обращается в своих произведениях к теме сказки. И вот перед читателем необычная ситуация – из жизни общества пропадает совесть. Что же стало с людьми? Они стали чувствовать себя свободнее, но не стоит заблуждаться и путать окрыляющее чувство свободы с чувством вседозволенности, порождающем хаос, агрессию и злобу. Исчезает человеческое в самом человеке, именно то, что должно отличать в нем существо думающее, созидательное, чуждое разрушению и краху.

Что же стало с совестью? Обратите внимание, как автор называет ее: «надоедливая приживалка», и это не случайно. Таким образом автор дает понять читателю, что совесть подобна чему-то живому и настоящему, нуждающемуся в подпитке и заботе, которая в свою очередь отблагодарит своего «хозяина» благодатным чувством покоя и удовлетворенности самим собой. А без человека она превращается в тот ненужный придаток и становится той «надоедливой приживалкой».

Далее в произведении Салтыкова-Щедрина в качестве примера можно наблюдать умиротворенный сон владельца питейного заведения, который, быть может, впервые в жизни повел себя как ответственный человек за свои поступки. Или, скажем, самый первый «хозяин» совести – пьяница-пропойца, который освободился от гнета винного угара и осознал всю свою никчемность существования, поэтому он и чувствует страх. Но горький пьяница губит только самого себя, он и отвечает только за свои поступки, в отличие от Прохора – владельца питейного заведения, губящего своим зельем столько народа. Совесть дает Прохору чувство облегчения, так как впервые в жизни он поступает по совести. Что же хочет нам сказать автор?

Краткое содержание «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина, анализируемое нами в этом материале, охватывает важные стороны жизни человеческого общества. Была бы совесть рядом, то не было бы пьяниц на свете, да и владельцы пивных стали бы печь хлеб да булочки. Взрослые люди обязательно улыбнутся в этом месте, так как каждый из них знает, насколько мир наш не прост. Но на то ведь она и сказка – подумаете вы. Сказка «Пропала совесть» – своего рода напоминание для взрослых и урок для детей.

Собственный выбор, или Сила одной капли

Путешествие совести продолжается, но скорее всего это было мытарство, которое несет за собой страдания, скитания. Совесть попадает к Ловцу. Автор не дает имя своему персонажу, а ограничивается лишь прозвищем, тем самым подчеркивает сущность этого человека. В чем же его вина? В отличие от двух первых персонажей, один из которых губил себя, а другой – других, то в этом случае грех Ловца велик и тяжел, он – взяточник.

Следующий владелец совести уже совсем другой человек, автор рисует картину благополучного семейства банкира, но крайняя расчетливость – и есть порок героя, который даже совесть продает исподтишка. Сказка «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина, анализ которой заставляет невольно задуматься о глобальности и глубины вопроса, о том, есть ли вообще в нашем мире место совести? Как одновременно просто и сложно поступать по совести, но как же легко становится на душе, когда она чиста. Как дышится, как живется по-новому!

Осмысление понятия совести

Обращаясь к словарям, мы находим определение понятию совесть. Совесть – это чувство и понятие одновременно, чувство ответственности за свои поступки сплетается воедино с осознанием тех моральных принципов, на которых должно держаться здоровье общества. Эта способность, позволяющая различать хорошее и плохое, должна прививаться с младенческих лет. Родители – это своего рода проводники в мир, которые учат ребенка любить добро и ненавидеть зло, а дети в свою очередь, боясь потерять любовь и благосклонность своих родителей, четко и быстро впитывают и усваивают именно те понятия, которые дают отец и мать.

Возложенные надежды

В произведении Салтыков-Щедрин наделяет голосом свою главную героиню – совесть. Что же просит она, что хочет? Просит она найти ей маленькое русское дитя, чтобы в сердце его она могла раствориться. «Почему же именно в сердце ребенка?» – спросите вы. Автор таким образом хочет дать понять читателю, как важно возлагать надежды на молодое поколение, и следует помнить, что дети невинны и чисты, и только от взрослых будет зависеть, какими красками будет наполнен их будущий мир, совесть, жизнь. Проблема «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина касается той стороны души человека, где наступает осознание добра и зла, истины и надежды.

Заключение

В заключении, подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить, что автор бессмертного произведения хотел подчеркнуть важность совести в жизни человека, показать читателю совесть как хранительницу всех тех человеческих качеств, на которых была построена лучшая часть цивилизации. Краткое содержание «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина, проанализированное в нашей статье, мы надеемся, даст пищу для ума и затронет струны вашей души, поможет сделать правильный выбор, подарит покой.

Зачем человеку совесть?(урок литературы в 7 классе.М.Е. Салтыков-

Щедрин «Пропала совесть»)

Цели.

Образовательные .

Знакомство со сказкой М. Е. Салтыкова- Щедрина «Пропала совесть».

Совершенствовать навыки анализа текста.

Выявить степень актуальности понятия "совесть" в современном обществе. Развивающие.

Развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать;

Развивать навыки самостоятельной работы и работы в группах.

Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление.

Продолжить развитие познавательного интереса к литературе.

Воспитательные.

Воспитывать нравственные качества, умение оценивать свои поступки, окружающую действительность, уметь сочувствовать, сопереживать, отстаивать нравственную позицию;

Заложить основы нравственного поведения, развивать речь, выразительное чтение текста.

1.Просмотр мультфильма «Лунтик-совесть».

А) Беседа.

А что такое совесть? Давайте посмотрим на это слово и разобьём его на части.

(На доске. СО + ВЕСТЬ → СОВЕСТЬ).

Продолжим работу со словом, попробуем «дойти до самой сути». Чтобы понять значение приставки СО, подберём слова с аналогичной приставкой. (Сочувствие, сострадание, соединение, согласие, сотрудничество, совместно, …)

Что эти слова обозначают? (Совместное действие).

С кем совместно? (Совместно с другими людьми, с Богом)

А слово ВЕСТЬ? О чём весть? (О мире, добре, благих делах, честной жизни)

Как вы понимаете значение этого слова?(распечатки с определением совести из словарей). Выбрать ключевые слова и выражения и записать определение совести.

Б) Выберите и запишите одну наиболее понравившуюся пословицу и своими словами поясните смысл.

За совесть да за честь - хоть голову снесть

Без стыда лица не износишь.

Когда совесть раздавали, его дома не было.

Деньги потеряешь - можно нажить, а совесть потеряешь - беду узнаешь.

Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека.

Без совести и при большом уме не проживешь.

Нечистая совесть спать не даёт.

Хоть мошна пуста, да совесть чиста.

Богатый совести не купит, а свою погубит.

Где говорят деньги, там молчит совесть.

Говори по делу, живи по совести

Совесть мучит, снедает, томит и убивает.

2.Анализ сказки «Пропала совесть»

А) Беседа:

А в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина мы встретили какое наименование совести? (Надоедливая приживалка, обличительница, иго, негодная ветошь, вопиющее безобразие, негодная тряпица и т. д.)

Поэтому я предлагаю вам на примере сказки М.Е. Салтыкова- Щедрина «Пропала совесть» решить для себя: нужна ли « надоедливая приживалка»? Как сделать так, чтобы голос совести не терялся, был в каждом из нас.

Б) Обратимся к тексту сказки. Прочитайте 1 и 2 абзацы.

Что изменилось в жизни людей, когда пропала совесть? (многие начали чувствовать себя бодрее и свободнее. Потерялся счёт времени, смешалось настоящее и будущее, ускорилось движение - некогда задуматься, пропала тишина, гармония, «легче сделался ход человека», «ничто не огорчало их…»)

Какой приём при этом используется? (Ирония.) Настоящие мудрецы себя безгрешными никогда не считали, а были людьми совестливыми в высшей степени)

Грустное начало сказки. Выброшенная, оплёванная, измятая, никому ненужная совесть переходит из рук в руки. Как принимают её, что чувствуют герои, те самые, «мудрые мира», сейчас мы с вами посмотрим.

В) Работа в группах. (Работа, связанная с «путешествием» совести по рукам).

Создано 4 группы работают с текстом.

Задания группам (от лица героя рассказать историю, которая с ним произошла, опираясь на предложенные вопросы)

Как попадает совесть к пьянице?

Какие изменения чувствует пьяница, получив совесть?

Каким он выглядит?

Кто такой Прохорыч?

Что почувствовал Прохорыч, получив совесть?

Каким он выглядит?

Каким образом расстаётся с совестью?

Кто такой Ловец?

Что сделала совесть с надзирателем?

Меняется ли он?

Каким образом расстаётся с совестью?

Кем является Бржоцкий? Расскажите о его семье.

Что почувствовал Самуил Давыдыч, получив совесть?

Как избавляется от неё?

Что почувствовал, когда избавился от совести?

Примерные ответы.

1 группа рассматривает образ пьяницы.

Как совесть к нему попала? (Позарился с пьяных глаз)

Какие изменения чувствует, получив совесть? (Словно пронзила электрическая струя, возвращающая горькое сознание действительности, тупой страх, предчувствие грозящей опасности память извлекала подробности насилий, измен, сердечной вялости, неправд, прошлое кажется сплошным безобразным преступлением, он подавлен … « Льются рекой бесполезные пропойцевы слёзы», находка разрывает его сердце на части.)

Каким он выглядит? (Жалким.)

Каким образом избавляется от совести? (Прячет в карман, озираясь, крадучись, потихоньку, нечестно вкладывает совесть в руку Прохорычу).

2 группа рассматривает образ Прохорыча.

Кто такой Прохорыч? (Заведует кабаком, питейным заведением, спаивает людей).

Что он почувствовал, когда получил совесть? (Некоторое время стоял с вытаращенными глазами, крупные капли пота выступили на его лбу, заливается горькими слезами…Затрясся и побледнел.)

Каким он выглядит? (Не видит будущего, а настоящее и прошлое печально. Остаётся мне только помереть)

Каким образом расстаётся с совестью? (Жена избавляется).

3 группа рассматривает образ Ловца.

Кто такой Ловец? (Надзиратель).

Что сделала совесть с надзирателем? (Начало коробить. Это болезнь со мной какая нибудь. Не может брать чужое, появляются такие качества как робость, застенчивость, просит прощения, даёт денег, хочет накормить нищих)

Меняется ли он? (Да, когда снимает пальто, где в кармане лежит совесть).

Каким образом расстаётся с совестью? (Жена посылает в конверте финансисту Бржоцкому).

4 группа рассматривает образ Самуила Давыдыча Бржоцкого.

Кем является герой? Расскажите о его семье.

Что почувствовал финансист, получив совесть? («Заметался во все стороны, словно угрь на угольях», завопил, трясясь всем телом, испытал мучения, геройски вытерпел самые лютые истязания).

Как избавляется от совести? (Пожертвовал в благотворительное учреждение к знакомому генералу)

Что почувствовал, избавившись от совести? (Облегчение. «В тот же вечер…»).

Это самый тяжёлый тип, в нём совесть не может пробудить ничего. Можно сказать, что о нём слова древнегреческого философа Платона: «Я считаю потерянным того человека, который потерял чувство стыда»

М. Е. Салтыков- Щедрин- писатель- сатирик. С болью в сердце он пишет о своих соотечественниках, бегущих от совести. Это представители разных слоёв общества, у них у всех одинаковое отношение к совести.

Какими выглядят эти люди? (Жалкими, ничтожными, это потерянные люди, у них отсутствует чувство стыда, они даже не знают, что это такое).

А если все потеряют совесть? Как жить на земле? Что же делать? Жить без совести? Писатель даёт ответ и на этот вопрос. Зачитайте три последних абзаца сказки.

Эти слова, полные не только любви, но и надежды, - завет, оставленный Салтыковым-Щедриным русскому народу.

Совесть нельзя терять, она должна жить вместе с человеком. Никогда не поздно напоминать человеку о совести, если он с ней давно расстался.

В маленьком, безгрешном, чистом ребёнке нашла себе приют совесть. Вот такую идеальную совесть рисует М. Е. Салтыков- Щедрин.

Е)С каким образом вы ассоциируете совесть?

Работа с рисунком.

Если образно представить совесть, мыкающуюся по разным людям, то мы вместе с писателем увидим «грязную, потрёпанную тряпку», «засаленную бумажку с рваными краями», серую, примерно такую.

Защита проекта.

Вот такую совесть увидели ребята. (Жёлтый - это свет, красный-сердце, белый-чистота, крылья - полёт. Такой должна быть совесть у всех, а не такой, как вид серой, помятой тряпицы. В сердце ребенка поместил писатель совесть. «Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть…»)

Домашнее задание.

Написать продолже ние сказки. Пофантазируйте: Каким вырастит этот ребёнок? А может быть, следующим человеком, к которому попадёт совесть после мещанина, будет школьник.

Чистая совесть — самая лучшая подушка.

Г. Ибсен

Среди огромного наследия Салтыкова-Щедрина наибольшей популярностью пользуются его сказки. В них фантастика сплетается с реальностью, комическое соче-тается с трагическим. Сказка «Пропала совесть» рассказывает о том, как изменилась жизнь, когда из нее пропала, исчезла совесть. Все вроде оставалось по-прежнему, но «в жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка». Легче стало обманывать, хитрить, наушничать, пресмыкаться, ловчее стало подставлять ближнему ногу, удоб-нее льстить.

В сказке совесть превратилась в «негодную тряпицу», от которой каждый стремился поскорее избавиться. И еще Щедрин назвал ее «надоедливой приживалкой». «Что же произошло с людьми?» — спрашивает автор. И сам отвечает на свой вопрос: люди «остер-венели». Пошли грабежи и разбои, началось всеобщее разорение.

«Негодная тряпица» валялась на дороге, и всякий кому не лень отшвыривал ее от себя, пока эту ненужную вещь не поднял какой-то пропойца в надежде получить на шкалик. Поднял — и голова его прояснилась, а вся жизнь стала казаться «сплошным безобразным преступлением». Но, увы, от этого ему стало совсем тошно. И он сбыл эту обузу Прохорычу, который торговал в питейном заведении. «Скверно спаивать бедный народ», — начала шептать ему совесть. Обезумевший кабатчик стал доказывать посе-тителям, что вино — источник всех их несчастий. Прохорыч уже собрался всю посуду перебить и вино в канаву вылить, но тут вмешалась его жена, которой не коснулась такая благодать, как совесть. Выкрав у мужа совесть, она сунула обременительную тряпицу в карман квартального надзирателя по фамилии Ловец. Ловец, по выражению автора, был «малый не то чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил и запускал лапу довольно свободно». А тут прошел по базару, ничего не взял, с пустыми руками вернулся домой. И все повторял одну фразу: «Перед лицом моей совести свидетельствуюсь...» Ловец, раздав все деньги, просил прощения, привел нищих к себе во двор и велел накормить.

Проверив карманы пальто мужа, жена нашла грязную тряпицу — совесть. Положив

ее в конверт, она отправила совесть «финансисту и железнодорожному изобретателю»

Бржоцскому. Семья «финансиста» сидела за обедом, когда хозяин получил конверт.

Выход он нашел быстро: решил сделать пожертвование. Вынув щипчиками совесть,

Бржоцский переложил ее в другой конверт, добавил сотенную ассигнацию и отнес

свету, и никто не хотел ее приютить, каждый только и думал, чтобы сбыть совесть с

рук. Взмолилась совесть и попросила самого бедного человека, который торговал

пылью в проходном дворе, найти маленькое дитя, может, он потом с совестью в люди

выйдет... Так все и произошло. Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем

совесть. Щедрин заканчивает сказку обнадеживающими словами: «И исчезнут... все

неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распо-ряжаться всем сама».

Такова правда жизни в сказке Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». К сожалению, все, о чем рассказал автор, имеет продолжение и в нашей жизни. Смешного в сказке почти нет, а трагическое — в cамом названии. И нам бы всем над этой сказкой задуматься и понять: совесть пропала... — это трагедия и для человека, и для общества!

 

 

Это интересно: