→ Дмитрий Маликов: Благодаря ДиДюЛе оркестровая современная музыка живёт и развивается! Глория Исабель Рамос

Дмитрий Маликов: Благодаря ДиДюЛе оркестровая современная музыка живёт и развивается! Глория Исабель Рамос

Дирижеры-симфонисты — штучная профессия. Наверх, к оркестру, выбирается не просто яркий и талантливый музыкант, но и обладающий особым набором качеств. Пожалуй, ни одна творческая профессия не знала столь жёсткой дискриминации, как профессия оркестрового дирижёра. Негласный запрет на женщин за дирижёрским пультом явственен: женщина-маэстро — не такое уж частое явление и до сих пор зрелище скорее необычное. Профессия дирижера слывет наряду с «Формулой — 1» одним из последних мужских бастионов.

Тем не менее, сегодня в мире насчитывается более пятисот дирижеров-женщин. Женщина, управляющая симфоническим оркестром, реальность современного мира. А дирижёр, по сути, является профессией не мужской и не женской, а профессией характера.

Кто сегодня вспомнит, что основателем арфовой школы был мужчина, и раньше только мужчины играли на арфе?! Все меняется, все очень условно. И почему решили, что женщина не может быть дирижером… Рано или поздно, но и в этой области неминуемо произойдет сдвиг в сознании и восприятии, потому как единственным мерилом этой профессии является талант и качество музыкального продукта.

Об этом и предлагаемая вашему вниманию статья о женщинах-дирижерах Германии, которую мы печатаем с сокращениями.

Почему так мало женщин-дирижеров?

Женщина-дирижер продолжает оставаться экзотикой. Однако число представительниц так называемого «слабого пола», возглавляющих крупные симфонические оркестры и оперные театры, в Германии растет. Но почему так медленно?

Как лучше сказать — дирижерша или лучше женщина-дирижер? В любом случае мы имеем дело с должностью музыкального руководителя симфонического коллектива, до которой не добралась не только филология, но и эмансипация. Если женщина, играющая на тубе, контрабасе или ударной установке – не редкость в симфонических оркестрах, то дирижер до сих пор остается почти исключительно мужской профессией. Однако и здесь бывают исключения.

Сегодня в четырех (примерно из 80) немецких операх шефство принадлежит дамам. Американка Кэтрин Рюквард (Catherine Rückwardt) с 2006 года руководит театром в Майнце. В 2005 году австралийка Симона Янг (Simone Young) возглавила Гамбургский оперный театр. Ромели Пфунд (Romely Pfund), одна из самых первых немецких женщин-дирижеров, с 2009 года получила должность музыкального руководителя театра в Мекленбурге. И, наконец, совсем недавно вступила в должность руководителя оперного театра Ганновера Кэрен Камензек (Karen Kamensek), уроженка Чикаго, начинавшая свою карьеру в Вене.

“Маэстро Камензек»

«Это руководящая должность, вне зависимости от того, кто ее занимает – женщина или мужчина, — говорит Кэрен Камензек и отбрасывает со лба белокурую прядь. — Требования к музыкальному руководителю театра высокие, да и ожидания всех окружающих тоже». «Маэстро Камензек» — написано на двери ее кабинета.

Кэрен торопливо берет со стола партитуру. Вечером – первая в новой должности премьера: «Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса. Эта опера выбрана символически. В центре сюжета – две женщины, Ариадна и Цербинетта, олицетворяющие, так сказать, две ипостаси женской силы: страсть и кокетство.

А каким из «инструментов» (может быть, властью или шармом?) приходится чаще пользоваться ей самой? «Чаше приходится, что называется, власть употребить, — отвечает Камензек. — Театр – иерархическая структура. Если ты оказался во главе этой структуры, то положение обязывает». Должность в Ганновере – не первая в послужном списке сорокалетней Камензек. Она уже работала первым капельмейстером в Венской народной опере (Volksoper) и возглавляла оперный театр Словении, на родине своих родителей.

«Быть женщиной мне никогда не мешало»…

И все-таки, почему так мало женщин-дирижеров? «Я думаю, что многие женщины просто не хотят обрекать себя на такой адский график», — предполагает Кэрен Камензек. Через день — командировки, все это стоит нервов и энергии. Что и говорить, с личной жизнью такую профессию сочетать очень сложно. «Впрочем, не сложнее, чем министру или менеджеру в крупной компании», — считает дирижер. О своей личной жизни Кэрен предпочитает не распространяться.

Эстонка Ану Тали (Anu Tali), ровесница Кэрен Камензек и, наверное, самая известная женщина-дирижер своего поколения, реагирует на «гендерный вопрос» с раздражением. «Быть женщиной мне никогда не мешало», — говорит одна из последних учениц Ильи Мусина…

Очевидно, что женщинам-дирижерам приходится бороться с теми же проблемами, что и первым женщинам-врачам, учителям или руководителям предприятий: насмешливое недоверие коллег, повышенная требовательность работодателей и пристальное (и не всегда доброжелательное) внимание публики.

«Женская квота в музыке? Никогда!»

«Может быть, я наивна, но мне кажется: если человек, мужчина или женщина, должен стать дирижером (ученым или певцом), то он им станет», — полагает Кэрен Камензек. Разговор о женских квотах она считает абсолютно неуместным. «Представьте себе оркестр, которому навязывают дирижера «по половому признаку»! Не хотела бы я оказаться на месте этого дирижера», – говорит она со знанием дела. Коллеге вторит и Анну Тали: «Если бы мы меньше думали о том, кто мы — женщины или мужчины — и меньше делили бы эти роли, то, может быть, жить стало бы легче. Мы в первую очередь люди — в музыке и в жизни. И пусть это остается главным!».

Свой грандиозный концерт «Музыка без слов» артист готовил восемь лет

Гитарист-виртуоз Валерий ДиДюЛя представил в Crocus City Hall премьеру новой концертной программы в сопровождении симфонического оркестра. Телеверсия концерта состоится 15 октября на телеканале ОТР.

Впервые современная российская инструментальная музыка представлена так масштабно и красочно. Концерт группы «ДиДюЛя», получивший название «Музыка без слов», был отыгран сопровождении симфонического оркестра при полном аншлаге, при участии ста музыкантов на сцене, с потрясающим светом и звуком.  Вся программа сыграна, ярко, с драйвом, практически на одном дыхании.

Молодые музыканты-виртуозы и маститые мастера жанра  необычайно эффектно исполнили концертную программу.  Маэстро Валерий ДиДюЛя и дирижер Ли Отта составили удивительный творческий тандем.

Девушка за дирижерским пультом - большая редкость, - делится своими впечатлениями Валерий ДиДюЛя. - Я рад, что нам удалось посотрудничать в рамках этого большого проекта. Мы вместе работали над оркестровками композиций. Ли Отта - одна из ярких представителей дирижерского сообщества, сотрудничала с проектами Gregorian, студиями Bollywood.

Редкий случай, когда такие концерты представляют на ТВ, - комментирует композитор и пианист Дмитрий Маликов , который так же, как и Валерий ДиДюЛя занимается инструментальной музыкой. - На таком уровне представить инструментальный жанр с поддержкой симфонического оркестра дорогого стоит! Мне, как никому другому известно, насколько это сложно и затратно - живьем исполнить с симфоническим оркестром двухчасовой концерт в самом крупном зале страны и еще при полном аншлаге! Я рад, что благодаря таким концертам как концерт Валерия ДиДюЛи «Музыка без слов» оркестровая современная музыка живет и развивается на больших, престижных площадках, транслируется на федеральных каналах.

Концертную программу в сопровождении симфонического оркестра коллектив готовил восемь лет. Все это время композитор, автор инструментальных композиций, исполнитель собственных произведений и продюсер проекта «Дидюля» в одном лице скрупулезно вел работу по подбору музыкантов и музыкального материала.

По словам Валерия ДиДюЛи, процесс, связанный с подготовкой концерта, был действительно долгий и сложный - начиная от самой идеи, написанием музыки и созданием партитуры, заканчивая репетициями и непосредственно самим выступлением. Результат превзошел все ожидания - запоминающиеся и красивые мелодии ДиДюЛи в жанре фолк и фьюжн с влиянием стиля нью-эйдж в оркестровом звучании приобрели особое очарование.

Очень непросто было найти грань, баланс между академическим звучанием и современностью исполняемой музыки, с тем чтобы главную роль на сцене играла именно сама музыка, а не академизм исполнения или драйв музыкантов, - комментирует ДиДюЛя.

Белорусский гитарист-виртуоз Валерий ДиДюЛя является наиболее известным и ярким представителем жанра современной инструментальной музыки. Еще до премьеры концерта музыкальные критики отметили, что инструментальное шоу ДиДюЛи - событие, значимое  как в музыкальной жизни страны, так и мира.

Телеверсия симфонического шоу станет большим подарком не только многочисленным поклонникам ДиДюЛи в стране и за рубежом, но и всем тем, кто любит и слушает современную инструментальную музыку.

101 год назад, 5 декабря 1916 года, родилась Вероника Дударова - первая российская женщина-дирижер. Да что там, и на сегодняшний день единственная.

Фигура в нынешнем понимании совершенно не медийная. Ни скандалов, ни громких заявлений, ни какой-никакой интриги, за которую можно было бы зацепиться въедливому биографу. Но при этом судьба такая, что сразу понятно: да, невероятная. Подтверждения? Их долго искать не нужно. Вот хотя бы: имя Вероники Дударовой занесено в Книгу рекордов Гиннесса - шутка ли, более 50 лет проработать с крупнейшими оркестрами мира.

Она не просто ведет, она контролирует каждый шаг, каждое движение по разложенной перед ней партитуре, чтобы ни одна деталь произведения не ускользнула от внимания, чтобы не было ни малейшей фальши

Все ее решения в жизни выверены, словно бы никогда она не мучилась сомнениями.

Родилась в Баку, в осетинской семье. Мама, как теперь принято говорить, домохозяйка. Отец - инженер-нефтяник. Но важно не это, а вот что: уже с пяти лет Вероника обучалась игре на фортепиано в детской музыкальной школе для одаренных детей при Бакинской консерватории, следом - в музыкальном училище при Ленинградской консерватории. Так что стоит ли удивляться, что, переехав в 1937 году в Москву, юное дарование отправилось поступать в консерваторию уже Московскую.

Говорят, для экзаменационной комиссии это был шок. Вот сидят они - мэтры Лео Гинзбург и Николай Аносов. Вот заходит она - невысокая худенькая брюнетка, с порога решительно заявляющая о своем желании быть дирижером. И это при том, что до нее женщин в этой профессии в мире было всего две - Жанна Эврар и Надя Буланже. А в Советском Союзе такое и вовсе представить было невозможно без наводящих вопросов.

Вот вопросы и посыпались: мол, кто такая, зачем, отчего именно этот факультет, отчего бы не пойти на фортепиано поучиться поиграть?

Что ответила? Да вот что: "Я не помещаюсь на фортепиано". И добавила, увидев растерянность что Гинзбурга, что Аносова: "Я слышу музыку исключительно от оркестра. Лучше всего - от симфонического".

Может, снова говоря современным языком, выпендривается? Может, конечно. Вот преподаватели и просят абитуриентку продемонстрировать свои умения. В наличии имеются: пианино и виолончель, ноты симфонии Моцарта, музыканты и она, экзаменуемая Дударова с дирижерской палочкой в руках.

Палочку эту, однако, она откладывает спустя несколько минут, объясняя: музыканты играют поверхностно, не понимая сущности этой музыки. Еще несколько минут спустя она становится студенткой.

Вспоминали историю, случившуюся с ней в Андорре в 1993 году. Во время одного из выступлений Дударова так увлеклась, что упала с пульта. И не вставая с пола, лежа, улыбаясь, продолжила дирижировать, чтобы не создавать паузы, не помешать оркестру. Тогда зал буквально взорвался от восторга

От наглости ли это? Откуда там наглость, у этой девушки из кавказской семьи. Скорее уверенность в себе и выбранном жизненном пути. Дударова настолько уперта, что в 1941-м она отказывается уезжать из Москвы в эвакуацию, остается в городе и продолжает репетировать.

В 1944-м, когда в столицу из эвакуации возвращается Центральный детский театр, дебютирует в нем в качестве дирижера. Не бог весть пока что, всего тридцать музыкантов. Но Дударова, все еще студентка консерватории, берется за дело со всей серьезностью.

Серьезность была замечена: через год Вероника Дударова становится ассистенткой главного дирижера оперной студии Московской консерватории. Еще несколько лет, и она - дирижер, а после - худрук Московского государственного академического симфонического оркестра.

"В России, например, я единственная женщина-дирижер и руководитель симфонического оркестра, - говорила она позже. - Человек, который стоит за пультом, должен решать много проблем, быть очень волевым и самое главное - иметь талант. В этом смысле между женщиной и мужчиной нет никакой разницы".

"Дударова опровергла своим искусством мнение, что дирижирование - мужская профессия, - подтверждал и экс-министр культуры РФ, профессор столичной консерватории Александр Соколов. - Она первой в нашей стране встала за дирижерский пульт и добилась выдающихся успехов на этом поприще".

Из официального: за годы управления оркестром Вероника Дударова исполнила и записала огромное количество произведений разного репертуара, от музыки барокко до современной симфонической. Она осуществила первые записи произведений таких композиторов, как Свиридов, Хачатурян, Хренников, Эшпай, Щедрин, Таривердиев, Шнитке, сотрудничала с выдающимися исполнителями: Спиваковым, Коганом, Гергиевым, Крайневым, Кремером, Плетневым.

Из неофициального: ее называли "огненным дирижером", "железной Вероникой", "Чингисханом в юбке". И с восторгом рассказывали о невероятном упорстве и силе воли. Вспоминали, например, историю, случившуюся с ней в Андорре в 1993 году: во время одного из выступлений Дударова так увлеклась, что упала с пульта. И не вставая с пола, лежа, улыбаясь, продолжила дирижировать, чтобы не создавать паузы, не помешать оркестру. Тогда зал буквально взорвался от восторга.

Восторгались ею и газеты. В 1986-м испанская La Vanguardia писала: "Само присутствие в зале Московского оркестра стало событием, особенно потому, что за пультом женский авторитет, сила и темперамент. Вероника Дударова ведет оркестр скрупулезно, с полной отдачей своей профессии. Кисти ее рук настолько отзываются на музыку, что, кажется, она ими вычерчивает мелодическую линию. Она не просто ведет, она контролирует каждый шаг, каждое движение по разложенной перед ней партитуре, чтобы ни одна деталь произведения не ускользнула от внимания, чтобы не было ни малейшей фальши".

Дударова, конечно, тяжело переживала, когда в эпоху перестройки ей, 75-летней, пришлось оставить свой оркестр. Могла на все плюнуть. Могла взять и уехать в любую страну мира.

Но признавалась: "В свое время меня называли лягушкой-путешественницей, потому что я очень любила путешествовать и объездила много стран и континентов. Я даже стала записывать названия стран и городов, где побывала, чтобы не забыть. Но сколько бы меня ни приглашали в другие страны, я всегда говорю, что никогда в жизни никуда из России не уеду. Я ее очень люблю. Она мне дорога и как место моего рождения, и как место моего формирования. Всему, что умею, я научилась именно в России".

Она не опустила руки ни в прямом, ни в переносном смысле. В 1991 году Дударова создала новый симфонический оркестр России, собрав под свое крыло 110 музыкантов.

Вероника Дударова умерла 15 января 2009 года на 92-м году жизни. За 23 года до этого ее именем была названа одна из малых планет. И это тот случай, когда подобный жест не выглядит чрезмерным: быть звездой было бы для нее слишком пошло, а вот планетой - в самый раз.

Владимир Борисов

В Москве проходит Первый Всероссийский музыкальный конкурс по специальности "Оперно-симфоническое дирижирование". На конкурс было подано 77 заявок. Из них жюри под председательством народного артиста СССР, художественного руководителя и главного дирижера Академического симфонического оркестра МГАФ Юрия Симонова отобрало 20 конкурсантов. Сразу после первого тура Юрий Иванович открыл секреты мастерства, рассказал о перспективах молодых дирижеров. А также о том, почему среди дирижеров так мало женщин.

Юрий Иванович, как только закончился I тур, вы предложили консультацию тем 14 участникам, кто был допущен до следующих соревнований. Впервые такое встречаю.

Консультация понадобилась, потому что у каждого коллектива (я имею в виду симфонический оркестр) свой стиль исполнения произведений, свой оркестровый материал, свои традиции исполнения. Ведь у каждого оркестра есть свой дирижер - художественный руководитель - являющийся автором характерных для него интерпретаций классических произведений. Как отличается исполнение одних и тех же произведений у Рихтера и Гилельса, Ростроповича, Шафрана и Кнушевицкого, Ойстрах и Когана, как же и дирижер, он тоже исполнитель, а не просто человек, который копирует партитуру. И его тепмы, акценты, нюансы входят в плоть и кровь музыкантов оркестра. Более того, они зафиксированы в нотном материале и становятся традицией исполнения у данного коллектива.
Если бы мне была безразлична судьба молодых дирижеров, или, наоборот, я бы хотел из этого сделать шоу: "Смотрите, как у них не получается, они не знают традиции", я бы ничего не сказал. Но поскольку я - педагог, а в прошлом студент, которому было не просто стать высокопрофессиональным дирижером, и я знаю, как долог и тернист этот путь, я решил всем дирижерам-конкурсантам честно рассказать о подводных камнях, которые им могут встретиться. Потому что и комиссия, и я, мы заинтересованы в росте и профессиональном совершенствовании русской дирижерской школы.

- Вы сказали "русская школа", она чем-то отличается от европейской?

Конечно. Как русская литература отличается от иностранной или как отличается живопись... У нас другая душа, другое отношение к мелодии. Может быть с точки зрения некоторых иностранцев это выглядит наивно, но мы всерьез увлечены своим делом. Нам кажется, что это важно. Я к футболу равнодушен, но некоторые могут убить представителя другой команды, за то, что их команды проиграла. Это фанаты. Вот и мы фанаты своего дела.

- По каким критериям вы оцениваете дирижеров? Перед вами было 20 человек, как понять - кто лучший.

Мы послушали 77 кассет и отобрали 20 человек. На всякий случай сделали "запас" из четырех человек. Всех использовали, один даже отказался - в результате соревнуются 19 человек.

А понять непросто. Тут надо профессионалом быть, но нужно быть и психологом, и человеком заинтересованным в том, чтоб понять. Необходимо умение предвидеть, умение распознать насколько профессиональные качества всерьез и органично сочетаются в человеке с чертами его характера. Дирижер - это характер. Мало быть хорошим музыкантом, мало разбираться в тонкостях профессии, нужно еще быть очень упорным и цельным человеком, потому что дирижер - это эпицентр культуры. Это как священник в церкви, он не просто хороший человек, а объединяет народ вокруг себя.
В Москве и даже в Петербурге слишком много всего, но в Омске, Томске, Красноярске или Барнауле он - один - дирижер филармонии или оперного театра. Это как музыкальный генерал, от него зависит музыкальный и культурный уровень всего региона. В конечном итоге там все музыкальные заведения замыкаются на дирижера.

Я к тому, что дирижеры - это штучный товар, они штабелями не изготавливаются. И я отношусь с повышенным вниманием к этим молодым людям, потому что хочется передать им то, чему меня научили в Саратовской музыкальной школе и в Ленинградской консерватории. Всю линию русской музыкальной культуры, все, что я вобрал, что я чувствую, умею.

- Почему четыре тура? Традиционная система судейства предполагает три уровня.

Лишние испытания конкретизируют ситуацию и дадут нам шанс сделать меньше ошибок. Больше работы, но ничего, выбирать лучших дирижеров - дело серьезное. Кроме того, я увеличил возрастной ценз до 40 лет, потому что дирижирование - это профессия второй половины жизни. Какой бы ни был талантливый молодой человек, все равно лишь к 40 годам становится ясно, перед тобой настоящий дирижер или талантливый лентяй, делающий карьеру на недопонимании публики. Когда мне впервые это фразу сказали, я подумал - пижонство, кокетство, и только гораздо позже я понял - чистая правда.

- Поэтому и не прошел на следующий тур 15-летний конкурсант Хетаг Тедеев?

Хетаг молод еще и необучен. Он очень талантливый, а выучки у него пока еще нет. Комиссия сделала ему уступку - в 15 лет совсем рано выступать - но мы решили посмотреть. Наши намерения оправдались, мы увидели талантливого человека, и я посоветовал ему учиться. Я все честно сказал и маме его и педагогу. Тамерлан Хосроев очень хороший педагог и хорошо натаскивает, но я вспомнил себя... Мне было 12 лет, когда я начал дирижировать.
Я был вундеркиндом, и это счастье, что я попал в ленинградскую десятилетку и окончил ее по классу скрипки, а потом и консерваторию, где я попал в класс к профессору Николаю Семеновичу Рабиновичу, а потом и к Евгению Александровичу Мравинскому. Я занимался очень серьезно, поэтому я достиг достаточно высокого дирижерского уровня. Я думаю, что при наличии хорошей выучки, Хетаг Тедеев тоже способен на многое. Если нужно, я готов ему помочь, я готов его принять у себя в Филармонии - видеть его на репетициях и оказывать консультации. Но в первую очередь ему надо стать образованным человеком. Нужно, чтобы он разбирался в живописи, прочел много литературы, стихов, чтобы он стал высококультурным человеком. И он станет хорошим дирижером.

- Вам самому нравится больше дирижировать популярные произведения или разучивать редкое, необычное?

- Не буду кокетничать, я имею умеренный вкус. У меня очень простая программа: я хочу играть ту музыку, которая мне нравится, как можно лучше. Очень многие говорят, что любят играть современных композиторов, но часто бывает, что первое исполнение может быть неудачным, и тогда произведение перестает быть в репертуаре. Так первая симфония Рахманинова была неудачно исполнена в 1895 году, когда композитору исполнилось всего 22 года. Она провалилась, и я все делаю, чтобы это исправить - в репертуаре нашего оркестра первая симфония есть, и мы стараемся играть ее как можно чаще. А вообще, хороший дирижер должен делать хорошо все. Недавно наш оркестр играл джазовый концерт братьев Ивановых, я дирижировал - говорят, неплохо. Я выбираю из каждого жанра то, что мне нравится и нацеливаю себя на то, чтобы играть лучше всех.

Вы сказали, что во многих городах дирижер один. И это хорошо, если он имеет высокий культурный уровень, и может определять репертуар, с другой стороны, молодым людям из этого города некуда идти.

У всех складывается судьба по-разному. Бывает, что 2-3 года поработает человек, переезжает на другое место, потом на третье. Он может уехать очень далеко - в Красноярск или на Дальний Восток, а через 10-15 лет вернуться в Москву опытным дирижером. Все зависит от везения и от судьбы. Но, конечно, безработных дирижеров тысячи. Мы их выпускаем, а где люди будут работать, не думаем. В Советском Союзе все же учили столько, сколько могли устроить на работу. А сейчас набрали педагогов, и им нужна нагрузка. 10 педагогов и каждому положено по 3 ученика. Итого 30 выпускников - а где они будут работать?

Многие выпускают слабеньких дирижеров, и те занимают места, а потом появляется сильный талантливый дирижер, и ему некуда приткнуться. Система подготовки кадров очень несовершенна. В то же время в стране не хватает музыкантов - валторнистов, скрипачей нет. Одни девочки приходят, мужчины идут в бизнес. Я не против девочек, среди них есть прекрасные музыканты. Но когда в оркестре две трети девочек, смотрится хорошо, но это немножко смахивает на другое заведение.

С одной стороны, соглашусь. С другой, мы недавно слушали именитый оркестр, где большая часть музыкантов была уже весьма почтенного вида. И многим не помешало бы постричься, почистить костюмы, купить, наконец, концертные ботинки. А так было грустное зрелище.

Согласен. У меня такого нет, я омолаживаю коллектив и не боюсь брать молодежь, но подготовка требует времени. Учишь их учишь, а как объявляется место в театре, имеющем грант президента, так они уходят. 2-3 года тратишь на воспитание хорошего музыканта, а ему дают в два раз больше денег, и он уходит. У нас свои проблемы.

- А почему на конкурсе нет женщин?

Среди 77 были две женщины, но они не показали ничего особенного. Я не являюсь женоненавистником, но дирижерская профессия даже для мужчины трудна, а для женщины тем более. Нужно обладать очень стойким характером, быть деловой, энергичной, даже чтобы тебя не воспринимали как женщину. Это определенный тип человека. Каждый дирижер, и женщины тоже, должны иметь яркие музыкальные идеи, быть очень талантливыми. Мужчина, если он высокий и симпатичный, и так хорошо, а от нее требуется больше.

Впрочем, и мужчины пошли какие-то вялые, аморфные, а он должен быть с характером, гордым, настойчивым, цепким. Жестким, если того требует ситуация, и вовремя мягким. И нужно знать, зачем ты стоишь за пультом.

- Какие перспективы у тех, кто участвовал в конкурсе?

Трудно сказать. Я ищу талантливых молодых людей и могу взять в свой класс кого-то. Могу предложить посещать мои репетиции с оркестром Московской филармонии в зале Чайковского, или приезжать ко мне в Будапешт - где я буду заниматься с ними частным образом бесплатно. Деньги я не беру, это дело святое научить такому делу как дирижирование. Мы дадим концерт в следующем году.

Но главное, помочь им найти работу. Я напишу в министерство письмо, где по результатам конкурса перечислю тех, кто заслуживает поддержки министерства культуры. Мы договорились с директором департамента государственной поддержки профессионального искусства и народного творчества Минкультуры Алексеем Алексеевичем Шалашовым, что на закрытие конкурса в зал Чайковского будут приглашены директора филармоний и театров страны. Тогда я представлю наших лучших конкурсантов - может быть кто-то ими заинтересуется.

Дударова Вероника Борисовна

Первая в мире женщина-дирижер.

Народная артистка СССР, России, Северной Осетии - Алании, Удмуртии. Заслуженный деятель искусств РФ и Республики Северная Осетия – Алания, лауреат Государственной премии России, Государственной премии имени К. Хетагурова Республики Северная Осетия - Алания, почетный гражданин городов Владикавказ и Буэнос-Айрес

Родилась в Баку, в осетинской семье. Отец работал инженером на нефтяных промыслах, затем в ВСНХ, мать воспитывала трех дочерей.

Начальное музыкальное образование Вероника получила в музыкальной школе для одаренных детей при Бакинской консерватории, где теоретическими предметами и дирижированием с учащимися занимался австрийский дирижер Стефан Штрассер. В 1933-37 годах она училась на фортепианном отделении музыкального училища при Ленинградской консерватории (класс П. Серебрякова). С 1939 по 1947 год Вероника Дударова была студенткой факультета симфонического дирижирования Московской консерватории (классы Л. Гинзбурга, затем Н. Аносова).

В 1944 году Вероника Дударова работала дирижером Центрального детского театра в Москве, в 1945-46 годах - дирижером-ассистентом Оперной студии при Московской консерватории. С 1947 года В. Дударова - дирижер, а с 1960 по 1989 год - главный дирижер и художественный руководитель Московского государственного симфонического оркестра. С 1991 года она - организатор, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра под управлением Вероники Дударовой.

Вероника Борисовна Дударова - выдающийся симфонический дирижер современности. Она - единственная в мире женщина-дирижер, возглавляющая в течение многих лет коллективы больших симфонических оркестров.

Сочетание высокой духовности, глубины и страстности, импровизационности и отточенности, цельности, блестящей дирижерской техники и элегантного артистизма определяет особенности исполнительского стиля дирижера. Имя Вероники Дударовой легендарно, оно стало синонимом эталонного музыкального исполнения, феноменального дарования, успешной творческой судьбы, редкой работоспособности.

Вероника Дударова - дирижер неограниченных репертуарных возможностей, чуткий интерпретатор русской и советской классики, современных авангардных партитур и музыки барокко, сочинений европейского классицизма и романтизма. Художник огромного темперамента и динамизма, тонкого чувства стиля, формы, удивительного тембрового слуха, Вероника Дударова отдает предпочтение масштабным симфоническим полотнам и программной музыке. В числе лучших исполнений дирижера - Месса си минор Баха, “Stabat Mater” Перголези, "Реквием" Верди, "Иоанн Дамаскин" Танеева, "Реквием" Моцарта, "Курские песни", "Патетическая оратория" Свиридова, симфонии Моцарта, Бетховена, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Мясковского, программные сочинения Р. Штрауса, Дебюсси, Равеля, Гершвина.

Исполнительское искусство Вероники Дударовой жизнеутверждающе и оптимистично. В нем главенствует высокий романтический дух, царит атмосфера доверительного взаимопонимания с публикой. Трактовки дирижера привлекают свежестью концепций, пламенностью чувств, убедительностью драматургических решений.

Искусство В.Б. Дударовой составляет целую эпоху в отечественном музыкальном исполнительстве и опирается на высокие идеалы русской демократической культуры. Творческое долголетие сочетается в музыканте с великолепной артистической формой и душевной молодостью, широта интересов - с саморазвитием и целеустремленностью.

В 1940-60 годы В. Дударова сформировалась как художник открытого, искреннего искусства, как выдающийся просветитель. В 1970-80-е, не порывая с прежними художественными устремлениями, дирижер становится апологетом романтического, полного импульса и порыва исполнительства. В 1990-2000-е годы в творчестве дирижера все явственней проступают классические тенденции, черты искусства философской глубины, сдержанной простоты и ясности.

С именем В. Дударовой связано становление и развитие симфонических фестивальных традиций в городах России. Дирижер неоднократно выступала с концертами в фестивалях Чайковского в Ижевске и Воткинске, Глинки - в Смоленске, Рахманинова - в Тамбове, Шостаковича - в Волгограде, в фестивалях, концертах, конкурсах в Ростове-на-Дону, Иркутске, Костроме, Рязани, Владикавказе, Сочи, Калининграде, Иваново, Калуге и других городах.

Прекрасный интерпретатор современной музыки, В. Дударова активно пропагандирует сочинения отечественных авторов. Особенно плодотворно сотрудничество дирижера с композиторами Г. Свиридовым, А. Хачатуряном, Т. Хренниковым, А. Эшпаем, Р. Щедриным, М. Таривердиевым, А. Шнитке, С. Губайдулиной, Ш. Чалаевым, А. Чайковским, А. Головиным и другими.

В. Дударова - чуткий ансамблист. В ее концертах выступали и выступают прославленные солисты, звезды мировой величины, такие как И. Козловский, Л. Коган, Н. Гутман, О. Каган, Л. Исакадзе, В. Крайнев, Т. Николаева, Г. Соколов, А. Гаврилов, Т. Синявская, Т. Милашкина, М. Плетнев, Г. Кремер, В. Третьяков, Л. Тимофеева, В. Спиваков, А. Слободяник, В. Виардо и другие.

Дирижером записана музыка к 50 кинофильмам, среди которых "Сорок первый", "Идиот", "6 июля", "Дневные звезды", "Нахаленок", "Журавушка". Осуществленные В. Дударовой записи русской и зарубежной музыкальной классики входят в золотой фонд государственного радио и телевидения, неоднократно признавались экспертами лучшими на рынке мировой музыкальной аудиопродукции.

С первых дней артистической карьеры В. Дударова серьезно занимается музыкальным просветительством и воспитанием подрастающего поколения. Воскресные симфонические концерты в Большом зале консерватории, концертном зале "Россия", вечера для юношества в Колонном зале (Москва), детские симфонические лектории в городах России, выступления с юными музыкантами - таковы основные формы разнообразной и серьезной работы дирижера с молодежью. Незаурядный педагогический дар дирижера проявляется и в каждодневной репетиционной работе с оркестрантами и солистами. В. Дударова воспитала сотни высококвалифицированных оркестровых музыкантов.

Вероника Дударова неоднократно гастролировала в странах Европы, Азии, Латинской Америки, вызывая восторги публики и критики. Вот несколько откликов прессы о ее выступлениях в разных странах мира.

"Само присутствие в зале Московского оркестра стало событием, особенно потому, что за пультом женский авторитет, сила и темперамент... Вероника Дударова ведет оркестр скрупулезно, с полной отдачей своей профессии. Кисти ее рук настолько отзываются на музыку, что, кажется, она ими вычерчивает мелодическую линию. Она не просто ведет, она контролирует каждый шаг, каждое движение по разложенной перед ней партитуре, чтобы ни одна деталь произведения не ускользнула от внимания, чтобы не было ни малейшей фальши. Наиболее ярко волевое начало дирижерской палочки Дударовой проявилось в Шестой симфонии Шостаковича" («Ван Гвардиа», Барселона, 1986, 7 марта).

"Концерт Стамбульского государственного симфонического оркестра под управлением советского дирижера Дударовой… носил характер просветительского семинара не только для участников оркестра и музыкантов, но и для всех слушателей. У Дударовой есть магический талисман, который мы до настоящего времени видели у небольшого числа дирижеров. Я имела возможность присутствовать на репетициях таких великих дирижеров, как Л. Бернстайн, Т. Бичем, Г. фон Караян, К. Аббадо, Б. Хайтинк. Они дирижируют оркестрами мирового класса. У каждого из них есть свой почерк, свой метод и подход к объединению оркестра. Дударова обладает особого рода магнетизмом, которого нет даже у этих великих дирижеров. Именно поэтому она нам ближе, чем все остальные" (Турция, "Джумхуриет," 1985, 24 апреля).

"За великолепное исполнение концерта наивысших слов признания заслуживает весь оркестр, а особенно Вероника Дударова, которая в своем лице сочетает наилучшие черты артиста, музыканта, скульптора, дирижера и режиссера звуков" (из югославской прессы).

"Дирижируя "Вальсом" Равеля, она добивалась нужного звучания оркестра, как художник, который разбирает различные оттенки, чтобы запечатлеть свой замысел на холсте. Превосходный дирижер!" ("Куба", 1969, июль).

"Сеньора Дударова предстала как сенсационное явление в истории музыки нашей страны... Дударова вела оркестр в превосходной манере, оттеняя малейшие нюансы, позволяя тем самым добиваться прекрасного исполнения" (Мексика, "Эль Националь", 1975, 29 июля).

"Аплодисменты публики свидетельствовали о полном понимании интерпретации Дударовой и признании игры оркестра. Вероника Дударова - это дирижер высокого класса, впечатляющий музыкант, достигающий в каждом такте партитуры сути музыкального произведения. Манера дирижирования, очень красивая и оригинальная, исключает плохую игру оркестра" (Польша, "Глос роботницки", 1985, 16 марта).

"Интерпретация Дударовой "Франчески да Римини" относится к наивысшим художественным достижениям оркестра Белградской филармонии " ("Политика экспресс", 1975, 3 апреля).

«Работу Вероники Дударовой с оркестром можно сравнить с трактовкой Малера Гербертом фон Караяном, и оркестр г. Оденсе играл так согласованно и в то же время своеобразно, что можно утверждать, что ни один датский оркестр не достигал прежде такого понимания Малера. Дударова со своей способностью передавать психологические состояния в звуке сделала голос оркестра почти зримым» ("Юлландспостен", 1976, 28 февраля).

"Концерт Гевандхауза представил возможность познакомиться с ослепительным дирижером-женщиной... Вероника Дударова была охарактеризована критикой как "пламенный" дирижер, и действительно, ее дирижирование, жесты имеют нечто общее со сверкающими языками пламени" (из отзывов прессы ГДР. Цит. по: "Социалистическая Осетия», 1979, 28 июля).

"Такую музыку город слышит впервые. Среда 15 октября будет навсегда записана в истории Эстерзунда. В этот вечер женщина-дирижер дирижировала элитарным оркестром, насчитывающим более ста человек. Ее зовут Вероника Дударова, и у нее есть основания для того, чтобы высечь ее имя золотыми буквами" (Швеция, "Лестиднинген», 1986, 16 октября).

Вероника Дударова - Народная артистка СССР (1977), Народная артистка России (1960), Народная артистка Удмуртии (1964), Народная артистка Республики Северная Осетия - Алания (1996), Заслуженный деятель искусств РФ (1958), Республики Северная Осетия – Алания (1949), лауреат Государственной премии России (1980), Государственной премии имени К. Хетагурова Республики Северная Осетия - Алания (2001). Вероника Борисовна награждена орденами Октябрьской Революции (1986), "Знак Почета" (1967), "За заслуги перед Отечеством" III степени (1996) и II степени (2006). Она - академик Международной академии творчества (1999). Почетный гражданин Буэнос-Айреса и Владикавказа. Именем В.Б. Дударовой названа одна из малых планет Солнечной системы (1999). Имя Вероники Дударовой занесено в Книгу рекордов Гиннеса как единственной в мире женщины-дирижера, выступающей за дирижерским пультом более 50 лет.

Живет и работает в Москве.

Скончалась Вероника Дударова

На 93-м году жизни в одной из московских больниц скончалась народная артистка РСФСР, народная артистка СССР, народная артистка РСО-Алания, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени Вероника Дударова.

В свои 92 года Дударова оставалась единственной в мире женщиной-дирижером симфонического оркестра. Ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса, а в малой солнечной системе горит звезда - «Ника Дударова».

До последних дней Дударова продолжала дирижировать и даже свой 90-летний юбилей встретила за пультом, блестяще исполняя «Болеро» Мориса Равеля.

Исполнение Дударовой этого произведения до сих пор считается непревзойденным. Кроме «Болеро» в числе лучших работ Дударовой - «Реквием» Верди, «Иоанн Дамаскин» Танеева и многие другие. Кроме того, оркестром Дударовой была записана музыка к пятидесяти кинофильмам, в числе которых «Идиот», «Сорок первый» etc.

Дополнительная информация:

Энциклопедия «Лучшие люди России»

 

 

Это интересно: