→ Колесная лира описание. Колёсная лира. Руководство пользователя. Использование инструмента в современной музыке

Колесная лира описание. Колёсная лира. Руководство пользователя. Использование инструмента в современной музыке

Разновидности колёсных лир

В европейских странах бытует множество типов колёсных лир, в том числе русские разновидности инструмента. Колёсная лира в России никогда не применялась в профессиональной музыке и существовала только в среде бытового и любительского музицирования. В России распространено три разновидности этого инструмента. Вид №1: колёсная лира великорусская. Отличается относительно небольшим типом кузова в виде виолы, узким звукорядом и своеобразным репертуаром. Вид №2: донской рылей. Этот инструмент распространён на территории Войска Донского. Представляет собой старый тип инструмента с корпусом в виде органиструма. Вид №3: колёсная лира украинского вида. Отличается своеобразием конструктивных деталей, приёмами игры и репертуаром.

Настройка колёсной лиры

Единой устоявшейся настройки колёсной лиры не существует. Разнообразие конструкций этого инструмента, а также различные музыкальные традиции зачастую требуют и различных способов настройки. Настройка колёсной лиры производится при помощи колкового блока и клавишного механизма. Вращением колков достигается необходимая высота струн, а при помощи аккуратного отгибания флажков на клавишах осуществляется точная настройка мензуры игровой струны.

Вариант настройки:

Для достижения красивого мелодичного звучания часть струны в месте сопряжения с игровым колесом обмотайте небольшим количеством обыкновенной ваты или мягкой шерсти. Поверхность игрового колеса для усиления трения о струны обильно натрите простой скрипичной канифолью. После всех подготовительных процедур начните вращение колеса и продолжайте крутить непрерывно в течение 3-5 минут, поправляя при необходимости вату на струнах. После этого переведите дух. Всё, можно играть.

____________

Особенности ухода за колёсной лирой

Колёсная лира - инструмент своеобразный, требующий к себе деятельного внимания. Самый тонкий момент - это сопряжение струн с игровым колесом. Всегда имейте при себе кусочек ваты или шерсти и научитесь правильно её наматывать. Оберегайте колёсную лиру от дождя и сырости. В ходе эксплуатации на поверхности лиры возникают загрязнения. Если Ваш инструмент начал терять свой презентабельный вид, рекомендуем воспользоваться специальными средствами в виде полиролей и клининговых средств по уходу музыкальными инструментами. Для хранения колёсной лиры обязательно используйте чехол.

Струны для колёсной лиры

Выбор струн для колёсной лиры носит во многом индивидуальный характер. БалалайкерЪ рекомендует использовать набор из игровой нейлоновой струны и бурдонных струн в металлической оплётке. Подобный вариант позволяет лире звучать ярко, насыщенно и сбалансированно.

История колёсной лиры

краткая историческая справка


Колёсная лира – старинный музыкальный инструмент европейского происхождения. Первые упоминания о нём встречаются в исторических источниках IX-X веков. Поначалу колёсная лира использовалась преимущественно для сопровождения церковных служб, но уже в эпоху Средневековья распространилась во многих европейских странах как инструмент для самого широкого репертуара.
На территории Московского царства колёсная лира появилась на рубеже XVI-XVII веков. Инструмент проник в русские земли через украинские и белорусские территории вместе с переселенцами, купцами, интервентами и прочим активным населением. Колёсная лира прочно закрепилась и сохранялась вплоть до недавнего времени в традициях некоторых областей России - Брянской, Орловской, Курской, Ростовской и некоторых других. Интересно, что ещё в 1920-е годы бродячих лирников можно было встретить даже на улицах и базарах Москвы. Своя колёсная лира была и у известного знатока народной музыки Митрофана Пятницкого.
Русская колёсная лира, в отличие от европейской родственницы, была инструментом по большей части народным, мало знакомым дворянским и профессиональным музыкальным кругам. Русская лира отличалась простотой изготовления, относительно небольшим звукорядом, малым количеством струн (2-4 шт) и самобытным репертуаром. Самое широкое применение лира нашла в среде бродяг и профессиональных нищих, для которых это был профессиональный инструмент для заработка. Их можно было встретить в многолюдных местах за исполнением духовных стихов и псалмов. Однако, в некоторых регионах игра на лире выступала и в качестве сопровождения протяжных песен. Например, в традициях донских казаков лира (местное название - рылей) использовалась для сопровождения песен и сохранялась вплоть до первой трети XX-го века. На колёсной лире играли и под пляску, и под танцы, и под частушки, и даже под романсы. Один из последних русских лирников Климентий Феоктистович Шматов жил до 50-х годов XX века в Стародубском районе Брянской области и вплоть до последних дней играл по сельским базарам. Колёсная лира, купленная у него в 1953 году сегодня хранится в Московской консерватории.
В наши дни колёсная лира вновь привлекает внимание публики. Она всё чаще появляется на горизонте, участвуя в программах фолк-музыкантов, экспериментаторов и исполнителей духовной музыки.

Колёсные лиры


Речь сегодня пойдёт про старинный-старинный музыкальный инструмент по фамилии колёсная лира; с пояснением в конце статьи, обо что, собственно, вообще речь.

Некоторые из моих знакомых догадываются, что я вот уже лет 30 с хвостиком занимаюсь народной культурой - пусть не профессионально; и за всё это время я почти не использовал музыкальные инструменты. Есть у меня к ним некоторое предубеждение - как говорит один известный фольклорист; "чтобы нам фольклор сберечь, все баяны надо сжечь". Это отношения я распространяю и на другие инструменты. :))) Но есть один, к которому отношение особое. Ещё в начале 1980-х к нам в Нск приезжал ансамбль Покровского, где кто-то играл на колёсной лире и пел под неё духовные стихи; по-моему, это был Андрей Котов, но могу ошибаться. Лира - инструмент особый, и довольно редкий, так что за все годы "в фольклоре" я толком и не знал, что это такое и откуда, пока не полез специально разбираться.

История данного инструмента уходит вглубь веков. Прообраз его появился в... X-XII веке в Западной Европе, и назывался он тогда , или "органистр". Играли на нём два музыканта - один крутил ручку с приводом на колесо, которое тёрлось об струны и извлекало звуки; а другой, собственно, выводил мелодию поднятием нужных клавиш:



В отличие от большинства инструментов, органиструм появился изначально как инструмент для... богослужений, и на нём играли в церквях и монастырях; это в некотором роде определило всю его дальнейшую судьбу.

В 13-15-м веках инструмент усовершенствовали, уменьшили в размерах, и с тех пор на нём играет один музыкант, а вместо сложного поднятия клавиш используется практически привычная нам клавиатура, где клавиши нажимаются пальцами, и возвращаются обратно под собственным весом. Инструмент по-прежнему использовали в монастырях, но из богослужений его вытеснил орган (речь ведь про Западную Европу); и он пошёл в народ. Уже тогда он перестал называться "органиструм", и в каждой стране, где он имел распространение, имеет своё название; в мировой культуре наибольшее распространение имеет английское название хёрди-гёрди (hurdy-gurdy).

Особенности инструмента - струны натягиваются почти как в обычном струнном инструменте, но звук извлекается не обычным смычком, а деревянным колесом, исполняющим роль бесконечного смычка, так что звук похож на волынку, такой же нудный и противный. Две (и больше) струны не изменяют своей высоты и гудят постоянно - это называется "бурдон"; а одна (и больше) струна под воздействием клавиш изменяет длину, и, сооцно, высоту звучания - это голосовая струна. В самом древнем варианте было 2 бурдона + 1 голос, но потом музыканты начали искать способы увеличить громкость и поражающую силу инструмента, и в современных хёрди-гёрди встречается и более десятка струн, а также всякие примочки типа "жужжащего мостика", позволяющих отбивать ритм с помощью изменения скорости вращения колеса.

В 15-17 веках (данные разнятся) инструмент попал в Россию, через территорию Украины и Белоруссии, где и получил наибольшее распространение. В те годы в Европе инструмент уже вышел из моды, и на нём играли в основном нищие да трубадуры, исполняя под него духовные стихи. Так и у нас в стране, в основном его использовали калики перехожие, исполняющие духовные стихи и (возможно) сказывающие под него былины.

В 18-м веке инструмент пережил новый расцвет, когда европейская элита внезапно заинтересовалась сельским бытом, и для лиры было сочинено несколько классических произведений. Возможно, в эту пору лира (точнее, её европейский аналог, хёрди-гёрди) стала исключительно светским инструментом, и до сих пор используется европейскими музыкантами в этно-музыке - как сольно, так и в ансамблях.


По уверениям автора, кроме хёрди-гёрди из инструментов ничего не применялось


На Украине лира (там она называется "рыля") также пережила расцвет в 18-19 веках, и даже бытовало мнение, что она заборет бандуру, настолько была популярна. Целые артели лирников играли на свадьбах, ярмарках и прочих народных гуляниях - инструмент громкий, позволяет играть долго без устали. Традиция лирничества бытовала у нас в стране до 1930-х годов, когда по некоторым версиям, лирников всех ликвидировали, а по другим, было упразднено нищество как класс, потому и бродячие музыканты все перевелись.

Хотя лиры в основном бытовали на Украине и у донских казаков (там они назывались "донской рылей"), есть они и в русском варианте. Правда, до наших мест не добрались - уже на Урале про них никто не слыхивал (по моим данным), что уж говорить за нашу Сибирь. Так что для наших мест это не совсем традиционный инструмент (или совсем не).

С возрождением народной культуры "сверху", из городов, начала возрождаться и традиция лирничества - многие ансамбли вводят лиры в свой репертуар, по всей стране. Инструмент этот особый, "духовный", и его можно и нужно применять при исполнении духовных стихов - например, известный у нас в Сибири ансамбль "Октай" лиру таки использует. :)

Также появились и мастера по изготовлению лир. Один из самых известных - , из-под Мышкина; у него на сайте выложена целая видео-инструкция по работе с лирами. :) Также лиры делает , Ульяновск-Москва.


Одно из самых популярных в тытрубе видео с русской колёсной лирой - больше миллиона просмотров.


А, собственно, почему я всё это пишу:

Оказывается, у нас в Нске есть мастер по изготовлению колёсных лир (а также арф и прочих средневековых инструментов), - у него была найдена и беспощадно приобретена 4-струнная (2 голоса и 2 бурдона) хроматическая лира - не самый древний вариант, но и не какие-то там хёрди-гёрди о 10 струнах с кучей свистелок. :))) Тем более, что одну струну я уже успел порвать, теперь прямо этнография, осталось ещё половину кнопок отломать. :)))

Из-за особенностей инструмента он не умеет играть тихо - если крутить колесо слишком медленно, то звук просто не извлекается, или хрипит и заикается, так что бедные соседи. :) Одно хорошо - для учёбы можно отключать все струны, кроме одной голосовой, и подбирать и тренироваться на 1/4 громкости. :))) Для музыканта, наверное, играть на лире довольно просто; но мне, как не знающему нотной грамоты в принципе, пока что всё даётся с трудом; это только на видео всё просто, а попробуй подбери что-то путное... Самое сложное, как ни странно - настроить инструмент; в настройке лира сложнее пианины, и это практически не шутка - тут сложности не в натяжке нот, а в куче мелких тонкостей, типа канифоления колеса, регулировки высоты натяжения струн, намотки шерсти и прочая и прочая. Ничего, прорвёмся. :) Вскорости, надеюсь, и мне найдётся что показать.

Внешне похожий на футляр от скрипки. Данный инструмент известен также как органиструм, или харди-гарди. При игре лиру нужно держать на коленях, а во время игры одновременно играет большинство струн. Популярный еще с X века музыкальный инструмент сегодня используется не так часто. Но благодаря удивительному звучанию, оригинальному дизайну, о лире помнят до сих пор.

Особенности звучания

Звучание колесной лиры обеспечивается за счет работы большей части струн, когда в результате трения их о колесо происходит вибрация. Примечательно, что большинство струн отвечают лишь за монотонное гудение, а воспроизведение мелодии обеспечивается игрой одной-двух. Колесная лира звучит мощно, грустно, монотонно, несколько гнусаво. А для смягчения звучания струны издавна обматывали льняными или шерстяными волокнами. Важную роль играет и точная центровка колеса - оно должно быть гладким и наканифоленным.

Устройство

Трехструнная лира имеет глубокий деревянный корпус в форме восьмерки, две плоские деки, которые имеют гнутые обечайки. Верхняя часть инструмента дополнена головкой с деревянными колками, что позволяет настраивать струны. Колесная лира имеет короткую колковую коробку, которая часто заканчивается завитком. Так как обод колеса несколько выступает наружу, он укрывается под специальным лубяным предохранителем в форме дуги.

Верхняя дека имеет отверстия, на ней же располагается клавишно-порожковый механизм с клавишами. Они, в свою очередь, представляют собой простые деревянные планки с выступами. Когда музыкант нажимает на клавиши, как раз выступы соприкасаются со струнами, издавая звуки. Выступы крепятся таким образом, что их можно смещать в разные стороны, выравнивая тем самым звуковой ряд. Корпус инструмента продуман таким образом, чтобы усиливался струнный звук. Усиление звучания происходит за счет колебаний струн, которые вызываются движением колеса.

Особенности струн

Колесная лира - инструмент с тремя жильными струнами:

  • мелодической, которая называется спиваница, или мелодия;
  • двумя бурдонными, которые называются бас и пидбасок.

Если мелодическая струна по конструкции проходит через внутреннюю часть коробки, то бурдонные - поверх нее. Все струны расположены так, чтобы они соприкасались с ободом колеса. Оно перед работой натирается смолой, благодаря чему струны звучат плавно и слышно. Ровность звучания обюеспечивается гладкой поверхностью колеса и его точной центровкой. Мелодия создается или исполняется при нажатии клавиш, расположенных в боковых вырезах коробки.

Исторически струны создавались на основе жил, хотя сегодня все более популярны струны из металла или нейлона. Чтобы получить нужный тембр и качество звучания, музыканты обматывали струны ватой или другим волокном, причем на бурдонных покрытия должно было быть больше. А если ваты будет недостаточно, то звук будет или слишком глухим, или слишком резким, особенно в верхнем диапазоне.

Как играть?

Колесная лира - инструмент, который не отличается простотой использования. Лира кладется на колени, а на плечи набрасывается ремень. Колковая коробка должна располагаться с левой стороны и слегка с наклоном, при этом свободные клавиши должны отпадать от струны. Правой рукой музыкант равномерно и медленно вращает колесо за рукоятку, нажимая левой рукой на клавиши. По своему звучанию лира напоминает волынку или гудок, так как во всех трех инструментах звучат бурдоны. Что касается качества звука, то он зависит прежде всего от фрикционного колеса, которое имеет точную центровку и хорошо смазано. Если музыкант играет стоя, лира подвешивается на ремень на плечо с легким наклоном, чтобы распределить тяжесть инструмента.

Как появилась лира?

Лира колесная - музыкальный инструмент, который известен еще с X века. Чаще всего она применялась в монастырях для исполнения церковной музыки. К XV веку инструмент стал не таким популярным, но продолжал использоваться бродягами, слепыми, увечными, которые ходили по улицам и исполняли песни, сказки под незатейливое звучание лиры.

На Руси этот музыкальный инструмент был известен примерно в XVII веке, а специалисты отвечают, что он появился в нашей стране из Украины. Именно здесь существовали даже целые школы лирников, которые кочевали из села в село, исполняли музыку и зарабатывали деньги. Использовалась лира и на свадьбах, так как звучала она громко, а репертуар под нее можно было подобрать самый веселый. Особенность колесной лиры в том, что она выпускалась разной длины. В некоторых вариациях музицировать на ней приходилось даже вдвоем, так как инструмент имел длину до полутора метров.

Братство лирников

На Украине игре на колесной лире обучались целыми классами по 30 человек. Старшие попадали на практику, которая предполагала посещение соседних сел во время базаров и свадеб, когда заработанные деньги отдавались наставнику как плата за обучение. После окончания учебы музыканты сдавали экзамены.

В советские годы пордверглась нескольким изменениям колесная лира. Фото показывает, что даже внешне инструмент несколько менялся. Благодаря усовершенствованию конструкции она стала более оригинальной, струн стало 9, причем они настраивались по малым терциям. Вместо деревянного колеса использовалась пластмассовая лента-трансмиссия, благодаря чему звучание было более ровным. Специальным приспособлением менялась степень нажима на струну, поэтому и сила звука инструмента была разной. Отметим, что усовершенствованные образцы лиры до сих пор находят применение в оркестрах народного творчества.

Что сегодня?

В России сегодня нечасто используется колесная лира. Музыкальный инструмент (фото показывает всю его колоритность) остался в составе Государственного оркестра и Народного хора Беларуси. Примечательно, что харди-гарди использовалась и в среде рокеров: группы Led Zeppelin, In Extremo выбирали инструмент благодаря необычному звучанию. Сегодня об инструменте практически позабыли, но некоторые оркестры за необычность звучания оставляют харди-гарди как изюминку своего творчества.

Колёсная лира Колёсная лира

В XII в. колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент, который обслуживали два человека (музыкант и его помощник, который механически вращал ручку). После того как в XIII в. появились облегченные (портативные) инструменты, колёсная лира быстро распространилась по Европе и стала одним из характернейших атрибутов менестрельной культуры Средневековья. К XV веку колёсная лира потеряла популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых и увечных, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом . В настоящее время применяется в народной музыке некоторых европейских стран, в первую очередь Франции и Венгрии.

В России колёсная лира получила распространение в XVII веке . Инструмент освоили нищие и слепые бродяги, «калики перехожие », исполнявшие под звуки своих лир исторические песни, баллады, духовные стихи .

Процесс воспроизведения звука

Исполнитель держит лиру на коленях. Большая часть её струн (3-11) звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-четыре отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение (так называемый бурдон). На западноевропейских инструментах имеется также т. н. trompette - струна, опирающаяся на неплотно закрепленную подставку и позволяющая воспроизводить ритмический аккомпанемент, изменяя скорость вращения колеса.

Иные названия и варианты исполнения инструмента

В разное время и в разных странах инструмент называли по-разному: в Германии - Leier, Drehleier, Bettlerleier, Bauernleier ; в Англии hurdy-gurdy (харди-гарди , встречается и по-русски ), во Франции (в т.ч. в историческом Провансе) - symphonie, chifonie, sambiût, sambuca, vierelète, vielle à roue (также сокращённо - vielle ); в Италии - ghironda, lyra tedesca, rotata, sinfonia ; в Венгрии - tekerő ; в Белоруссии - колавая ліра , на Украине - колісна ліра , ріля , риля или роля , в Польше - lira korbowa, в Чехии - niněra .

Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с небольшим гнусавым оттенком. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали волокнами льна или шерсти. Качество звучания инструмента также зависело от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладкое и хорошо наканифоленное.

Использование инструмента в современной музыке

  • Британский певец Донован сочинил песню Hurdy-gurdy man
  • Колёсную лиру (харди-гарди) использовали бывшие участники группы Led Zeppelin Джимми Пейдж и Роберт Плант в совместном проекте «No Quarter. Unledded».
  • На инструменте играл исполнитель Найджел Итон (англ. Nigel Eaton ).
  • В настоящий момент колёсную лиру можно встретить среди арсенала музыкальных инструментов таких групп, как In Extremo (в частности, в их песне «Captus Est » с сингла «Nur Ihr Allein »), Eluveitie , Blackmore"s Night (в частности, в песне «The Clock Ticks On » с альбома «Paris Moon »), Metallica (в песнях Low Man’s Lyric , The Memory Remains), Saltatio Mortis , Subway to Sally , Arcade Fire (в песне Keep The Car Running),Satarial , Faun и других.
  • Hurdy-gurdy использовалась в записях австралийско-ирландской группы Dead Can Dance и швейцарской фолк-метал группы Eluveitie .
  • Хёрди-гёрди использовалась при записи песни Mummer’s Dance Лорины МакКеннитт .
  • Хёрди-гёрди также использовалась при записи альбома "The Christmas Cornucopia" шотландской исполнительницы Энни Леннокс .
  • В России колесную лиру используют: музыкальный коллектив The Origin Ensemble , ансамбль старинной музыки Insula Magica , исполнитель-солист Виктор Луферов , ансамбль средневековой музыки Laterna Magica , ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» , российская нео-фолк группа Moon Far Away .
  • Испанский фолк-джазовый квартет Kaulakau
  • Использовалась при записи альбома The Civil War 2003 года электронной группы Matmos .
  • В саундтреке к фильму «Холодная гора » «You Will Be My Ain True Love» в исполнении Alison Krauss и Стинга .
  • Использовалась белорусским ВИА "Песняры" при исполнении и записи народных песен и песен на белорусском языке
  • В клипе Rauta финской фолк-метал группы Korpiklaani, солист держит в руках колёсную лиру.
  • Использовалась при записи альбома Луна и Грош московской фолк-металл группы «Калевала ».
  • Начиная с 2008 года лидер группы «Общежитие » Юрий Высоков играет на нетрадиционном для российской рок-музыки инструменте - колесной лире.
  • Инструмент использовался в записях группы Coil , хёрди-гёрди можно увидеть в записи последнего живого концерта группы в Дублине
  • Нидерландско-бельгийская группа Omnia активно использует инструмент в записях и концертах
  • Использовалась композитором Bear McCreary в главной музыкальной теме сериала "Черные паруса". Так же композитор использовал данный инструмент в написании музыки к сериалу ходячие мертвецы (англ. The Walking Dead ).

Напишите отзыв о статье "Колёсная лира"

Примечания

Литература

  • Bröcker, Marianne . Die Drehleier. 2. Auflage. Bonn - Bad Godesberg: Verlag für systematische Musikwissenschaft, 1977.

Ссылки

  • колёсной лиры (оригиналы статей и иллюстрации)

Отрывок, характеризующий Колёсная лира

– Да, меня совсем иначе воспитывали, – сказала старшая, красивая графиня Вера, улыбаясь.
Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно.
Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но, странное дело, все, и гостья и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились, зачем она это сказала, и почувствовали неловкость.
– Всегда с старшими детьми мудрят, хотят сделать что нибудь необыкновенное, – сказала гостья.
– Что греха таить, ma chere! Графинюшка мудрила с Верой, – сказал граф. – Ну, да что ж! всё таки славная вышла, – прибавил он, одобрительно подмигивая Вере.
Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.
– Что за манера! Уж сидели, сидели! – сказала графиня, проводя гостей.

Когда Наташа вышла из гостиной и побежала, она добежала только до цветочной. В этой комнате она остановилась, прислушиваясь к говору в гостиной и ожидая выхода Бориса. Она уже начинала приходить в нетерпение и, топнув ножкой, сбиралась было заплакать оттого, что он не сейчас шел, когда заслышались не тихие, не быстрые, приличные шаги молодого человека.
Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спряталась.
Борис остановился посереди комнаты, оглянулся, смахнул рукой соринки с рукава мундира и подошел к зеркалу, рассматривая свое красивое лицо. Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады, ожидая, что он будет делать. Он постоял несколько времени перед зеркалом, улыбнулся и пошел к выходной двери. Наташа хотела его окликнуть, но потом раздумала. «Пускай ищет», сказала она себе. Только что Борис вышел, как из другой двери вышла раскрасневшаяся Соня, сквозь слезы что то злобно шепчущая. Наташа удержалась от своего первого движения выбежать к ней и осталась в своей засаде, как под шапкой невидимкой, высматривая, что делалось на свете. Она испытывала особое новое наслаждение. Соня шептала что то и оглядывалась на дверь гостиной. Из двери вышел Николай.
– Соня! Что с тобой? Можно ли это? – сказал Николай, подбегая к ней.
– Ничего, ничего, оставьте меня! – Соня зарыдала.
– Нет, я знаю что.
– Ну знаете, и прекрасно, и подите к ней.
– Соооня! Одно слово! Можно ли так мучить меня и себя из за фантазии? – говорил Николай, взяв ее за руку.
Соня не вырывала у него руки и перестала плакать.
Наташа, не шевелясь и не дыша, блестящими главами смотрела из своей засады. «Что теперь будет»? думала она.
– Соня! Мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё, – говорил Николай. – Я докажу тебе.
– Я не люблю, когда ты так говоришь.
– Ну не буду, ну прости, Соня! – Он притянул ее к себе и поцеловал.
«Ах, как хорошо!» подумала Наташа, и когда Соня с Николаем вышли из комнаты, она пошла за ними и вызвала к себе Бориса.
– Борис, подите сюда, – сказала она с значительным и хитрым видом. – Мне нужно сказать вам одну вещь. Сюда, сюда, – сказала она и привела его в цветочную на то место между кадок, где она была спрятана. Борис, улыбаясь, шел за нею.
– Какая же это одна вещь? – спросил он.
Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла ее в руки.
– Поцелуйте куклу, – сказала она.
Борис внимательным, ласковым взглядом смотрел в ее оживленное лицо и ничего не отвечал.
– Не хотите? Ну, так подите сюда, – сказала она и глубже ушла в цветы и бросила куклу. – Ближе, ближе! – шептала она. Она поймала руками офицера за обшлага, и в покрасневшем лице ее видны были торжественность и страх.
– А меня хотите поцеловать? – прошептала она чуть слышно, исподлобья глядя на него, улыбаясь и чуть не плача от волненья.
Борис покраснел.
– Какая вы смешная! – проговорил он, нагибаясь к ней, еще более краснея, но ничего не предпринимая и выжидая.
Она вдруг вскочила на кадку, так что стала выше его, обняла его обеими руками, так что тонкие голые ручки согнулись выше его шеи и, откинув движением головы волосы назад, поцеловала его в самые губы.
Она проскользнула между горшками на другую сторону цветов и, опустив голову, остановилась.
– Наташа, – сказал он, – вы знаете, что я люблю вас, но…
– Вы влюблены в меня? – перебила его Наташа.
– Да, влюблен, но, пожалуйста, не будем делать того, что сейчас… Еще четыре года… Тогда я буду просить вашей руки.
Наташа подумала.
– Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать… – сказала она, считая по тоненьким пальчикам. – Хорошо! Так кончено?
И улыбка радости и успокоения осветила ее оживленное лицо.
– Кончено! – сказал Борис.
– Навсегда? – сказала девочка. – До самой смерти?
И, взяв его под руку, она с счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную.

Графиня так устала от визитов, что не велела принимать больше никого, и швейцару приказано было только звать непременно кушать всех, кто будет еще приезжать с поздравлениями. Графине хотелось с глазу на глаз поговорить с другом своего детства, княгиней Анной Михайловной, которую она не видала хорошенько с ее приезда из Петербурга. Анна Михайловна, с своим исплаканным и приятным лицом, подвинулась ближе к креслу графини.
– С тобой я буду совершенно откровенна, – сказала Анна Михайловна. – Уж мало нас осталось, старых друзей! От этого я так и дорожу твоею дружбой.
Анна Михайловна посмотрела на Веру и остановилась. Графиня пожала руку своему другу.
– Вера, – сказала графиня, обращаясь к старшей дочери, очевидно, нелюбимой. – Как у вас ни на что понятия нет? Разве ты не чувствуешь, что ты здесь лишняя? Поди к сестрам, или…
Красивая Вера презрительно улыбнулась, видимо не чувствуя ни малейшего оскорбления.
– Ежели бы вы мне сказали давно, маменька, я бы тотчас ушла, – сказала она, и пошла в свою комнату.
Но, проходя мимо диванной, она заметила, что в ней у двух окошек симметрично сидели две пары. Она остановилась и презрительно улыбнулась. Соня сидела близко подле Николая, который переписывал ей стихи, в первый раз сочиненные им. Борис с Наташей сидели у другого окна и замолчали, когда вошла Вера. Соня и Наташа с виноватыми и счастливыми лицами взглянули на Веру.
Весело и трогательно было смотреть на этих влюбленных девочек, но вид их, очевидно, не возбуждал в Вере приятного чувства.
– Сколько раз я вас просила, – сказала она, – не брать моих вещей, у вас есть своя комната.
Она взяла от Николая чернильницу.

Колесная лира. Hurdy Gurdy (харди-гарди). Органиструм

Ограниструм – под таким названием появилась колёсная лира в Европе около тысячи лет назад. Этот народный музыкальный инструмент по праву считается предшественником никельхарпы (никельхарпа - шведский народный музыкальный инструмент). Hurdy-gurdy (харди-гарди) – называют её в Англии, vielle a roue - во Франции, nin?ra kolovratec - в Чехии. Русские, белорусы и украинцы стали называть её рылей или лирой.
До XIV века колесная лира была весьма громоздкой (до двух метров) и для игры на ней музыканту требовался помощник, вращавший ручку.
Инструмент находил применение в монастырях, на нём исполняли церковную музыку. К XV веку колёсная лира потеряла популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых и увечных, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент.

Жорж де ла Тур. «Играющий на колесной лире с лентой». 1640 г.

David Vinckboons. «The Blind Hurdy-Gurdy Player» .

Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом.

Питер Брейгель-мл., «Hurdy-Gurdy Player » 1608 г.

С утверждением колесной лиры в качестве аккомпанемента к танцам, громоздкий инструмент был вытеснен более портативным. Существуют модификации этого инструмента - инструмент с обычным смычком вместо колеса (Nykelharpа в Швеции и Норвегии), либо с колесом, но без клавиш, с обычной скрипичной аппликатурой (Bauern Lyre).

Никельхарпа - шведский народный музыкальный инструмент.

В России колёсная лира получила распространение в XVII веке. Инструмент освоили нищие и слепые бродяги, «калики перехожие». Чтобы не "навлечь на себя гнев царский и Божий", они исполняли под звуки своих лир духовные стихи.

Теодор Аксентович. «Лирник и девочка». 1900 г.

Казимир Похвальский. «Лирник перед хатой» . 1887 г.

Василий Навозов. «Песнь лирника» .

Процесс воспроизведения звука

Над корпусом (имеющим лодко- или восьмёркообразную форму) натянуты три струны различной настройки, помещённые в особый ящичек. Сбоку ящичка прикреплена небольшая клавиатура с 8-11 клавишами. То есть колёсная лира - первый струнный инструмент, в устройстве которого применяется клавиатура.
Исполнитель держит лиру на коленях, левой рукой нажимает клавиши, а правой вертит рукоятку, приводящую в движение специальное колёсико, обтянутое волосом, кожей и натёртое канифолью. Колесико через отверстие в деке трётся об струны и заставляет их звучать.
Большая часть её струн (3-11) звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-четыре отдельных струны воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение (так называемый бурдон).
Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с небольшим гнусавым оттенком. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали волокнами льна или шерсти. Качество звучания инструмента также зависело от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладкое и хорошо наканифоленное.

Казимир Похвальский. «Лирник». 1885 г.

В девятнадцатом веке на Украине существовали специальные школы лирников, пользующиеся у населения того времени большим успехом. Старшие ученики таких школ проходили практику, играя в соседних селах на свадьбах и базарах. Полученные доходы - деньги и продукты в качестве платы за обучение и содержание - отдавались наставнику. По окончании обучения музыкант экзаменовался на знание репертуара и владение инструментом. В церемонии испытания принимали участие старые, опытные лирники - "деды". Успешно сдавшему экзамен новоиспечённому лирнику учитель дарил «визвилку» (вероятно, от слова «визвил» - «освобождение») - право на самостоятельную игру и инструмент. При этом, в процессе посвящения в лирники предназначенную в награду ученику лиру учитель вешал себе на шею, ученик прикрывал ее своей свиткой. Затем ремень инструмента, в резонаторную прорезь корпуса которого опускалась монета (вероятно, на счастье), перекидывался на шею ученика.

Jules Richomme. «The Hurdy-Gurdy Girl» .

В годы советской власти лира была значительно усовершенствована. Например, инструмент, сконструированный Иваном Михайловичем Скляром, имеет девять струн, которые настроены по малым терциям и клавишный механизм баянного типа. Пластмассовой лентой-трансмиссией было заменено деревянное колесо, вследствие чего лира получила более ровное звучание. Степень нажима ленты на струну меняется с помощью специального приспособления, что дает изменение силы звука инструмента.
В настоящее время лира практически исчезла из народной музыки, но некоторые музыканты не предали инструмент забвению. Колесная лира входит в состав Белорусского Государственного оркестра и в оркестровую группу Государственного народного хора Белоруссии. Музыканты ансамбля «Песняры» так же используют в своих выступлениях колёсную лиру.

Ансамбль «Песняры» .

В России на колёсной лире играют: мультиинструменталист Митя Кузнецов («Этно-Кузня»), музыкант и композитор Андрей Виноградов, группа «Разнотравие» и др.


Группа «Разнотравие»

МИТЯ КУЗНЕЦОВ – фолк-музыкант, композитор, исполнитель-мультиинструменталист.

Харди-гарди можно услышать и за рубежом, например, в проекте Ричи Блэкмора «Blackmore"s Night».

Eluveitie - Pagan Fest II, Paris 16/12/2007

Статья составлена на основе материалов с сайтов:

 

 

Это интересно: