→ Лев толстой знаменитые произведения. Толстой лев николаевич. Рассказы о детях и для детей

Лев толстой знаменитые произведения. Толстой лев николаевич. Рассказы о детях и для детей

Льву Николаевичу Толстому было немногим больше двадцати лет, когда он начал учить грамоте крестьянских детей у себя в имении. Работу в яснополянской школе он продолжал с перерывами до конца жизни, над составлением учебных книг трудился долго и увлечённо. В 1872 году вышла «Азбука» - книжный комплект, содержавший собственно азбуку, тексты для первоначального русского и церковно-славянского чтения, арифметику и руководство для учителя. Через три года Толстой опубликовал «Новую азбуку». При обучении он использовал пословицы, поговорки, загадки. Он сочинил много «пословичных рассказов»: в каждом пословица разворачивалась в короткий сюжет с моралью. «Новую азбуку» дополняли «Русские книги для чтения» - несколько сотен произведений: рассказы и были, пересказы народных сказок и классических басен, природоведческие описания и рассуждения.

Толстой стремился к предельно простому и точному языку. Но современному ребёнку трудно понять даже самые простые тексты о старинном крестьянском быте.

Так что же? Произведения Льва Толстого для детей становятся литературным памятником и уходят из русского детского чтения, основой которого они были целый век?

Недостатка в современных изданиях нет. Издатели стараются сделать книги интересными и понятными нынешним детям.

1. Толстой, Л. Н. Истории для детей / Лев Толстой; [предисл. В. Толстого; сост. Ю. Кублановский] ; рисунки Натальи Парэн-Челпановой. - [Ясная Поляна] : Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», 2012. - 47 с. : ил.

Иллюстрированные русской художницей в эмиграции Натальей Парэн-Челпановой детские рассказы Льва Толстого в переводе на французский язык были изданы в Париже издательством «Галлимар» в 1936 году. В яснополянской книжечке они, конечно, печатаются по-русски. Здесь есть как рассказы, обычно включаемые в современные сборники и бесспорные в детском чтении («Пожарные собаки», «Котёнок», «Филипок»), так и редкие, даже удивительные. Например, басня «Сова и заяц» - как самонадеянная молодая сова хотела поймать большущего русака, вцепилась одной лапой ему в спину, другой в дерево, а тот «рванулся и разорвал сову» . Читаем дальше?

Что верно, то верно: литературные средства Толстого сильные; впечатления после прочтения останутся глубокие.

Иллюстрации Натальи Парэн приближали тексты к маленьким читателям её времени: герои рассказов нарисованы, как если бы они были современниками художницы. Встречаются французские надписи: например, «Pinson» на могилке воробья (к рассказу «Как тётушка рассказывала о том, как у неё был ручной воробей - Живчик»).

2. Толстой, Л. Н. Три медведя / Лев Толстой; художник Юрий Васнецов. - Москва: Мелик-Пашаев, 2013. - 17 с. : ил.

В том же 1936 году Юрий Васнецов иллюстрировал пересказанную на русский лад Львом Толстым английскую сказку. Вначале иллюстрации были чёрно-белыми, а здесь воспроизведён поздний красочный вариант. Сказочные медведи Ю. Васнецова, хотя Михаил Иваныч и Мишутка в жилетах, а Настасья Петровна с кружевным зонтиком, - довольно-таки страшные. Ребёнку понятно, почему «одна девочка» их так испугалась; но убежать-то ей удалось!

Для нового издания сделана цветокоррекция иллюстраций. Увидеть первое издание, а также переиздания, отличающиеся одно от другого, можно в Национальной электронной детской библиотеке (книги защищены авторским правом, для просмотра необходима регистрация).

3. Толстой, Л. Н. Липунюшка: рассказы и сказки / Лев Толстой; иллюстрации А. Ф. Пахомова. - Санкт-Петербург: Амфора, 2011. - 47 с. : ил.- (Библиотека младшего школьника).

У многих взрослых сохранилась в памяти «Азбука» Льва Толстого с иллюстрациями Алексея Фёдоровича Пахомова. Художник отлично знал крестьянский уклад жизни (сам родился в дореволюционной деревне). Крестьян рисовал с большим сочувствием, детей - сентиментально, однако всегда твёрдой, уверенной рукой.

Петербургская «Амфора» не раз издавала маленькими сборниками рассказы из «Азбуки» Л. Н. Толстого с иллюстрациями А. Ф. Пахомова. В этой книге - несколько рассказов, по которым крестьянские дети учились читать. Затем сказки - «Как мужик гусей делил» (про хитрого мужика) и «Липунюшка» (про находчивого сыночка, что «в хлопочке вывелся» ).

4. Толстой, Л. Н. О животных и птицах / Л. Н. Толстой; художник Андрей Брей. - Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2015. - 19 с. : ил. - (Любимая мамина книжка).

Рассказы «Орёл», «Воробей и ласточки», «Как волки учат своих детей», «На что нужны мыши», «Слон», «Страус», «Лебеди». Толстой не сентиментален нисколько. Звери в его рассказах бывают хищниками и жертвами. Но, конечно, в азбучном рассказе должна прочитываться мораль; не в каждой истории она прямолинейна.

Вот «Лебеди» - подлинное стихотворение в прозе.

О художнике надо сказать, что он выразительно рисовал животных; среди его учителей был В. А. Ватагин. «Рассказы о животных» с иллюстрациями Андрея Андреевича Брея, изданные «Детгизом» в 1945 году, оцифрованы и доступны в Национальной электронной детской библиотеке (для просмотра также необходима регистрация).

5. Толстой, Л. Н. Косточка: рассказы для детей / Лев Толстой; рисунки Владимира Гальдяева. - Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2015. - 79 с. : ил.

В книге собраны, в основном, чаще всего издаваемые и читаемые детские рассказы Л. Н. Толстого: «Пожар», «Пожарные собаки», «Филипок», «Котёнок»…

«Косточка» - тоже рассказ широко известный, но мало кто готов согласиться с показанным в нём радикальным воспитательным методом.

Содержание книги и макет - такие же, как в сборнике «Рассказы и были», изданном в 1977 году. Больше текстов и рисунков Владимира Гальдяева было в «Книге для детей» Л. Н. Толстого, вышедшей в издательстве «Московский рабочий» в том же 1977 году (издания, конечно, готовились к 150-летию писателя). Строгость рисунка и характерность персонажей хорошо соответствуют толстовскому литературному стилю.

6. Толстой, Л. Н. Детям: рассказы / Л. Толстой; рисунки П. Репкина. - Москва: Нигма, 2015. - 16 с. : ил.

Четыре рассказа: «Лев и собачка», «Слон», «Орёл», «Котёнок». Они иллюстрированы Петром Репкиным, художником-графиком и мультипликатором. Интересно, что изображённые художником лев, орёл, слон и его маленький хозяин очевидно напоминают героев мультфильма «Маугли», художником-постановщиком которого был Репкин (вместе с А. Винокуровым). Ни Киплингу, ни Толстому повредить это не может, зато наводит на размышления о различиях и сходствах взглядов и талантов двух великих писателей.

7. Толстой, Л. Н. Лев и собачка: быль / Л. Н. Толстой; рисунки Г. А. В. Траугот. - Санкт-Петербург: Речь, 2014. - 23 с. : ил.

На форзаце помещён рисунок, изображающий графа Льва Николаевича Толстого в Лондоне в 1861 году и как бы подтверждающий: этот рассказ - быль. Сам рассказ дан в виде подписей к иллюстрациям.

Первая строчка: «В Лондоне показывали диких зверей…» Старинный разноцветный, почти сказочный западноевропейский город, горожане и горожанки, кудрявые дети - всё в манере, издавна свойственной художникам «Г. А. В. Траугот». Мясо, брошенное в клетку льву, натуралистично (как у Репкина) не выглядит. Лев, тоскующий по умершей собачке (Толстой честно пишет, что она «издохла»), нарисован очень экспрессивно.

Подробнее о книге «Библиогид» рассказывал .

8. Толстой, Л. Н. Филипок / Л. Н. Толстой; художник Геннадий Спирин. - Москва: РИПОЛ классик, 2012. - : ил. - (Шедевры книжной иллюстрации).

«Филипок» из «Новой азбуки» - один из наиболее известных рассказов Льва Толстого и всей русской детской литературы. Переносное значение слова «хрестоматийный» здесь совпадает с прямым.

Издательство «РИПОЛ классик» уже несколько раз переиздавало книгу с иллюстрациями Геннадия Спирина и включало её в подарочную «Новогоднюю коллекцию». Такой «Филипок» прежде издавался на английском языке (см. на сайте художника: http://gennadyspirin.com/books/). В рисунках Геннадия Константиновича много умиления старинным крестьянским бытом и зимней русской природой.

Примечательно, что в «Новой азбуке» за этим рассказом (в конце которого Филипок «начал говорить Богородицу; но всякое слово говорил не так» ) следовали «Славянскiя буквы», «Славянскiя слова подъ титлами» и молитвы.

9. Толстой, Л. Н. Моя первая русская книга для чтения / Лев Николаевич Толстой. - Москва: Белый город, . - 79 с. : ил. - (Русские книги для чтения).

«Белый город» предпринял полное издание «Русских книг для чтения». Таким же образом изданы вторая, третья и четвёртая книги. Здесь нет сокращений. Рассказы, сказки, были, басни, описания и рассуждения даны в том порядке, в каком их расположил Лев Николаевич. Каких-либо комментариев к текстам нет. Вместо словесных пояснений используются иллюстрации. В основном, это репродукции картин, известных и не столь уж известных. Например, к описанию «Море» - «Девятый вал» Ивана Айвазовского. К рассуждению «Отчего бывает ветер?» - «Дети, бегущие от грозы» Константина Маковского. К рассказу «Пожар» - «Пожар в деревне» Николая Дмитриева-Оренбургского. К повести «Кавказский пленник» - пейзажи Льва Лагорио и Михаила Лермонтова.

Диапазон возраста и интересов читателей этой книги может быть очень широк.

10. Толстой, Л. Н. Море: описание / Лев Николаевич Толстой; художник Михаил Бычков. - Санкт-Петербург: Азбука, 2014. - с. : ил. - (Доброе и вечное).

Из перечисленных книг эта представляется наиболее принадлежащей нашему времени. Художник Михаил Бычков говорит: «Несколько строк Л. Н. Толстого подарили мне прекрасную возможность нарисовать море» . На большеформатных разворотах художник изобразил море южное и северное, тихое и бурное, дневное и ночное. К краткому тексту Толстого сделал рисованное приложение о всевозможных морских судах.

Работа увлекла Михаила Бычкова, и он иллюстрировал три рассказа из «Азбуки» Толстого, объединив их вымышленным кругосветным путешествием на парусном военном корабле. В рассказе «Прыжок» такое путешествие упоминается. Рассказ «Акула» начинается со слов: «Наш корабль стоял на якоре у берега Африки». Действие рассказа «Пожарные собаки» происходит в Лондоне - и художник нарисовал русский корвет под Андреевским флагом на фоне строительства Тауэрского моста (строился с 1886 по 1894 год; «Азбука» составлена раньше, но в ту же эпоху, особенно если смотреть из нашего времени).

Книга «Были» вышла в издательстве «Речь» в 2015 году. Весной 2016 года в Государственном музее Л. Н. Толстого на Пречистенке состоялась выставка иллюстраций Михаила Бычкова к двум этим детским книгам.

«Море широко и глубоко; конца морю не видно. В море солнце встаёт и в море садится. Дна моря никто не достал и не знает. Когда ветра нет, море синё и гладко; когда подует ветер, море всколыхается и станет неровно…»

«Море. Описание»

«…Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьёв течёт в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…»

«Куда девается вода из моря? Рассуждение»

Рассказы Льва Толстого из «Азбуки» и «Русских книг для чтения» лаконичны, даже лапидарны. Во многом архаичны, на сегодняшний взгляд. Но существенно в них вот что: редкое теперь не игровое, серьёзное отношение к слову, простое, но не упрощённое отношение ко всему окружающему.

Светлана Малая

Русские писатели по праву считаются настоящими гениями литературы. Все они внесли неоценимый вклад в развитие искусства слова, поэтому их произведения остаются актуальными в наше время и будут актуальны ещё на протяжении многих лет. Во многом это обусловлено тем, что все писатели были не просто образованными и мудрыми, но ещё и талантливыми людьми. Это помогало им создавать не просто сложные и актуальные, но и интересные произведения.

Лев Толстой

Одним из самых известных русских классиков является Лев Толстой, книги которого печатались огромными тиражами. Его произведения известны своей масштабностью и глубокими философскими проблемами, которые раскрывает автор.

Книги Толстого, как правило, очень объёмные, но не потому, что он много повторяется, а потому, что подходит к раскрытию той или иной темы максимально основательно. Писатель всегда пытается добраться до самой сути вещей. В этой статье речь пойдёт о главных книгах Толстого, которые имели наибольший общественный резонанс и которые внесли действительно огромный вклад в мировую культуру.

Война и мир

Роман-эпопея "Война и мир" является одним из самых значительных произведений мировой литературы 19-го века. Он не просто показывает важные исторические события того времени, он передаёт атмосферу того времени, настроения людей и рассказывает о самых важных вещах.

Замысел романа изначально в корне отличался от того, что получилось в итоге. Толстой хотел написать книгу о жизни декабриста, который вернулся из ссылки. Однако в процессе работы писатель понял, что те мысли, которые он хочет донести до людей, требуют более глубокого и тщательного анализа русской жизни. Именно поэтому повествование начинается задолго до событий 14 декабря 1925.

Автор ведёт своих героев на протяжении нескольких десятилетий их жизни, показывая их нравственное развитие в контексте исторических событий. Война с Наполеоном полностью изменила сознание людей того времени. Они перестали говорить на французском, разочаровались в войне и военных лидерах, но самое главное - они начали понимать, в чём настоящая ценность жизни.

Герои романа - это очень сложные и многогранные личности, которые своими жизненными исканиями пытаются прийти к вечным истинам и рассказать о них читателю. Книга Толстого "Война и мир" - это роман о самых главных в жизни вещах, которые должны быть усвоены каждым человеком. Именно поэтому это произведение любят во всём мире. Его много раз экранизировали как в России, так и за рубежом. Особое внимание стоит обратить на экранизацию, снятую советским режиссёром Сергеем Бондарчуком, ведь за неё он был удостоен кинопремии "Оскар" в 1965 году.

"Анна Каренина"

Книги Л. Н. Толстого часто экранизируются известными зарубежными режиссёрами. По роману "Анна Каренина" в 2012 году снял фильм британец Джо Райт. Этот проект был очень успешным и собрал в прокате около 70 миллионов долларов. Главные роли сыграли такие известные актёры, как Кира Найтли и Джуд Лоу.

Сюжет романа разворачивается в Петербурге 19-го века. Очень уважаемый и богатый представитель золотой молодёжи граф Вронский влюбляется в замужнюю девушку Анну Каренину. Она была отдана замуж не по своей воле и не любила мужа, который был намного старше её. Между Вронским и Анной Карениной начинается роман, который ломает судьбы обоих и приводит к печальным последствиям…

"Анна Каренина", как и все книги Толстого, отражает главные проблемы русской жизни. Этот роман рассказывает, какие последствия бывают у тех браков, которые заключаются не по любви. Он учит быть внимательнее к близким людям, а также честным по отношению к себе и окружающим.

"Воскресение"

Роман "Воскресение" стал последним произведением Льва Николаевича Толстого. Он был напечатан огромным тиражом и переведён практически на все основные языки мира. Это было необходимо, так как интерес к творчеству Толстого был огромным, особенно после публикации романов "Война и мир" и "Анна Каренина".

Этот роман вышел гораздо позже, чем все предыдущие книги Толстого. Это во многом подогревало интерес общественности к данному произведению. Однако немаловажную роль в такой популярности сыграло то, что тема романа была очень актуальна в то время. Сюжет рассказывает о том, как молодой офицер, совершенно не думая о последствиях, соблазнил невинную девушку. Такой поступок стал роковым в его судьбе. После этого жизнь обоих героев сильно изменилась…

Роман "Воскресение", как и предыдущие произведения Толстого, был экранизирован огромное количество раз режиссёрами из разных стран. Особое внимание стоит обратить на фильм советского режиссёра Михаила Швейцера, снятый в 1960 году.

В заключение

Произведения Льва Николаевича Толстого знают и любят не только в России, но и за ее пределами. Он был новатором в области литературы, именно из-под его пера впервые начали появляться очень распространённые сейчас литературные приёмы. Книги Толстого - настоящая классика мировой литературы.

Это масштабное произведение, повествующее о жизни русского дворянского общества в годы Отечественной войны, включает в себя множество сюжетных линий. Здесь можно найти и любовные истории, и батальные сцены, и трудные с точки зрения морали ситуации, и нескольких человеческих типов того времени. Произведение очень многопланово, в нем проводится несколько характерных для Толстого идей, а все выписаны с удивительной точностью.

Известно, что работа над произведением длилась около 6 лет, а первоначальный его объем составлял не 4, а 6 томов. Лев Толстой пользовался огромным количеством источников, чтобы события выглядели достоверно. Он читал труды русских и французских историков, частные за период с 1805 по 1812 год. Однако сам Толстой относился к своей работе с известной долей скепсиса. Так, он писал в своем дневнике: «Люди любят меня за те пустяки - «Война и мир» и т.п., которые им кажутся очень важными».

Исследователи насчитали в романе «Война и мир» 559 героев.

«Анна Каренина» - трагическая история любви

Далеко не все читали этот знаменитый роман, но каждый знает ее трагическую концовку. Имя Анны Карениной уже стало нарицательным в разговорах о несчастной любви. Между тем, Толстой показывает в романе не столько трагедию событий, как, например, у Шекспира, сколько психологическую трагедию. Этот роман посвящен не чистой и возвышенной любви, которой наплевать на все условности, а ломающейся психике светской женщины, вдруг оказавшейся покинутой всеми из-за «неприличной» связи.

Произведение Толстого пользуется популярностью, потому что актуально в любое время. Вместо рассуждений более ранних авторов о восторженных и светлых чувствах оно показывает изнанку ослепляющей любви и последствия отношений, которые продиктованы страстью, а не разумом.

Один из героев романа «Анна Каренина», Константин Левин, является автобиографическим персонажем. В его уста Толстой вкладывал свои мысли и идеи.

«Детство. Отрочество. Юность» - автобиографическая трилогия

Три повести, объединенные одним героем, отчасти основаны на воспоминаниях самого Толстого. Эти произведения - своего рода дневник взрослеющего мальчика. Несмотря на хорошее воспитание и заботу со стороны старших, герой сталкивается с проблемами, характерными для его возраста.

В детстве он испытывает первую влюбленность, со страхом готовится к исповеди, впервые сталкивается с несправедливостью. Герой-подросток, взрослея, узнает, что такое предательство, а также находит новых друзей и переживает ломку старых стереотипов. В повести «Юность» герой сталкивается с общественными проблемами, обретает первые зрелые суждения, поступает в университет и задумывается о своей дальнейшей судьбе.

Толстой Лев Николаевич
(09.09.1828 - 20.11.1910).

Родился в усадьбе Ясная Поляна. Среди предков писателя по отцовской линии - сподвижник Петра I - П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя гр. Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.
Когда Толстому шел девятый год, отец впервые повез его в Москву, впечатления от встречи с которой живо переданы будущим писателем в детском сочинении "Кремль". Москва здесь названа "величайшим и многолюднейшим городом Европы", стены которого "видели стыд и поражение непобедимых полков Наполеоновых". Первый период московской жизни юного Толстого продолжался менее четырех лет. Он рано осиротел, потеряв сначала мать, а затем и отца. С сестрой и тремя братьями юный Толстой переезжает в Казань. Здесь жила одна из отцовских сестер, ставшая их опекуншей.
Живя в Казани, Толстой два с половиной года готовился к поступлению в университет, где учился с 1844 г. сначала на восточном, а затем на юридическом факультете. Изучал турецкий и татарский языки у известного тюрколога профессора Казембека. В зрелую пору жизни писатель свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, польском, чешском и сербском; знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки.
Занятия по казенным программам и учебникам тяготили Толстого-студента. Он увлекся самостоятельной работой над исторической темой и, оставив университет, уехал из Казани в Ясную Поляну, полученную им по разделу отцовского наследства. Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась его писательская деятельность: незаконченная повесть из цыганского быта (рукопись не сохранилась) и описание одного прожитого дня ("История вчерашнего дня"). Тогда же была начата повесть "Детство". Вскоре Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат, Николай Николаевич, офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Поступив в армию юнкером, позже он сдал экзамен на младший офицерский чин. Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), "Разжалованный" (1856), в повести "Казаки" (1852-1863). На Кавказе была завершена повесть "Детство", в 1852 г. напечатанная в журнале "Современник".

Когда началась Крымская война, Толстой перевелся с Кавказа в Дунайскую армию, действовавшую против турок, а затем в Севастополь, осажденный объединенными силами Англии, Франции и Турции. Командуя батареей на 4-м бастионе, Толстой был награжден орденом Анны и медалями "За защиту Севастополя" и "В память войны 1853-1856 гг.". Не раз Толстого представляли к награде боевым Георгиевским крестом, но однако "Георгия" он так и не получил. В армии Толстой пишет ряд проектов – о переформировании артиллерийских батарей и создании штуцерных, вооруженных нарезными ружьями батальонов, о переформировании всей русской армии. Вместе с группой офицеров Крымской армии Толстой намеревался выпускать журнал "Солдатский вестник" ("Военный листок"), но его издание не было разрешено императором Николаем I.
Осенью 1856 г. вышел в отставку и вскоре отправился в полугодичное заграничное путешествие, посетив Францию, Швейцарию, Италию и Германию. В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях. Чтобы направить их деятельность по верному, с его точки зрения, пути, он издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" (1862). С целью изучить постановку школьного дела в зарубежных странах писатель в 1860 г. вторично отправился за границу.
После манифеста 1861 Толстой вошел в число мировых посредников первого призыва, стремившихся помочь крестьянам решать их споры с помещиками о земле. Вскоре в Ясной Поляне, когда Толстой находился в отъезде, жандармы произвели обыск в поисках тайной типографии, которую писатель якобы завел после того, как общался в Лондоне с А. И. Герценом. Толстому пришлось закрыть школу и прекратить издание педагогического журнала. Всего его перу принадлежат одиннадцать статей о школе и педагогике ("О народном образовании", "Воспитание и образование", "Об общественной деятельности на поприще народного образования" и другие). В них он подробно описал опыт своей работы с учениками ("Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы", "О методах обучения грамоте", "Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят"). Толстой-педагог требовал сближения школы с жизнью, стремился поставить ее на службу запросам народа, а для этого активизировать процессы обучения и воспитания, развивать творческие способности детей.
Вместе с тем, уже в начале творческого пути Толстой становится поднадзорным писателем. Одними из первых произведений писателя стали повести "Детство", "Отрочество" и "Юность", "Молодость" (которая, однако, не была написана). По замыслу автора, они должны были составить роман "Четыре эпохи развития".
В начале 1860-х гг. на десятилетия устанавливается порядок жизни Толстого, его быт. В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс.
Писатель работает над романом "Война и мир" (1863-1869). Завершив "Войну и мир", Толстой несколько лет изучал материалы о Петре I и его времени. Однако, написав несколько глав "петровского" романа, Толстой отказался от своего замысла. В начале 1870-х гг. писателя вновь увлекла педагогика. Много труда вложил он в создание "Азбуки", а затем и "Новой азбуки". Тогда же им были составлены "Книги для чтения", куда он включил много своих рассказов.
Весной 1873 г. Толстой начал и через четыре года закончил работу над большим романом о современности, назвав его по имени главной героини - "Анна Каренина".
Духовный кризис, пережитый Толстым в конце 1870 - нач. 1880 гг., завершился переломом в его мировоззрении. В "Исповеди" (1879-1882) писатель говорит о перевороте в своих взглядах, смысл которого он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа".
В начале 1880 гг. Толстой переехал с семьей из Ясной Поляны в Москву, заботясь о том, чтобы дать образование своим подраставшим детям. В 1882 г. проходила перепись московского населения, в которой писатель принял участие. Он близко увидел обитателей городских трущоб и описал их страшную жизнь в статье о переписи и в трактате "Так что же нам делать?" (1882-1886). В них писатель сделал основной вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!". "Исповедь" и "Так что же нам делать?" представляли собой произведения, в которых Толстой выступал одновременно и как художник и как публицист, как глубокий психолог и смелый социолог-аналитик. Позднее этот род произведений - по жанру публицистических, но включающих в себя художественные сцены и картины, насыщенные элементами образности,- займет большое место в его творчестве.
В эти и последующие годы Толстой пишет также религиозно-философские сочинения: "Критика догматического богословия", "В чем моя вера?", "Соединение, перевод и исследование четырех Евангелий", "Царство божие внутри вас". В них писатель не только показал перемену в своих религиозно-нравственных воззрениях, но и подверг критическому пересмотру главные догматы и принципы учения официальной церкви. В середине 1880 гг. Толстой и его единомышленники создали в Москве издательство "Посредник", печатавшее для народа книги и картины. Первым из произведений Толстого, напечатанным для "простого" народа, был рассказ "Чем люди живы". В нем, как и во многих других произведениях этого цикла, писатель широко воспользовался не только фольклорными сюжетами, но и выразительными средствами устного творчества. С народными рассказами Толстого тематически и стилистически связаны его пьесы для народных театров и, более всего, драма "Власть тьмы" (1886 г.), в которой запечатлена трагедия пореформенной деревни, где под "властью денег" рушились вековые патриархальные порядки.
В 1880 гг. появились повести Толстого "Смерть Ивана Ильича" и "Холстомер" ("История лошади"), "Крейцерова соната" (1887-1889). В ней, а также в рассказе "Дьявол" (1889-1890) и повести "Отец Сергий" (1890-1898) ставятся проблемы любви и брака, чистоты семейных отношений.
На основе социального и психологического контраста строится повесть Толстого "Хозяин и работник" (1895), связанная стилистически с циклом его народных рассказов, написанных в 80 гг. Пятью годами ранее Толстой написал для "домашнего спектакля" комедию "Плоды просвещения". В ней также показаны "хозяева" и "работники": живущие в городе дворяне-землевладельцы и приехавшие из голодной деревни, лишенные земли крестьяне. Образы первых даны сатирически, вторых автор изображает как людей разумных и положительных, но в некоторых сценах и их "подает" в ироническом свете.
Все эти произведения писателя объединены мыслью о неминуемой и близкой по времени "развязке" социальных противоречий, о замене изжившего себя общественного "порядка". "Какая будет развязка, не знаю,- писал Толстой в 1892 г.,- но что дело подходит к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может,- я уверен". Этой идеей одухотворено крупнейшее произведение всего творчества "позднего" Толстого - роман "Воскресение" (1889-1899).
Менее десяти лет отделяют "Анну Каренину" от "Войны и мира". "Воскресение" отделено от "Анны Карениной" двумя десятилетиями. И хотя многое отличает третий роман от двух предыдущих, их объединяет истинно эпический размах в изображении жизни, умение "сопрягать" в повествовании отдельные человеческие судьбы с судьбой народной. Толстой сам указывал на единство, существующее между его романами: он говорил, что "Воскресение" написано в "старой манере", имея, прежде всего, в виду эпическую "манеру", в которой были написаны "Война и мир" и "Анна Каренина". "Воскресение" стал последним романом в творчестве писателя.
В начале 1900 гг. Святейшим Синодом Толстой был отлучен его от православной церкви.
В последнее десятилетие жизни писатель работал над повестью "Хаджи-Мурат" (1896- 1904), в которой стремился сопоставить "два полюса властного абсолютизма" - европейский, олицетворяемый Николаем I, и азиатский, олицетворяемый Шамилем. В это же время Толстой создает одну из лучших своих пьес - "Живой труп". Ее герой - добрейшей души, мягкий, совестливый Федя Протасов уходит из семьи, рвет отношения с привычной ему средой, попадает на "дно" и в здании суда, не вынеся лжи, притворства, фарисейства "добропорядочных" людей, выстрелом в себя из пистолета сводит счеты с жизнью. Остро прозвучала написанная в 1908 г. статья "Не могу молчать", в которой он протестовал против репрессий над участниками событий 1905–1907 гг. К этому же периоду относятся рассказы писателя "После бала", "За что?".
Тяготясь укладом жизни в Ясной Поляне, Толстой не раз собирался и долго не решался ее покинуть. Но жить по принципу "вместе-врозь" уже не мог и в ночь на 28 октября (10 ноября) тайно покинул Ясную Поляну. По дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой), где и умер. 10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал "зеленую палочку", хранившую "секрет", как сделать всех людей счастливыми.

С юности мы проводим анализ чувств Андрея Болконского под небом Аустерлица, пишем сочинение на тему «Женские образы в романе Война и Мир», тяжко вздыхаем над эпизодами философских размышлений Пьера Безухова и перелистываем французскую речь. Но Лев Толстой — это не только скучная, тягучая «Война и Мир» и непонятая в подростковом возрасте «Анна Каренина». В его библиографии можно найти книги-жемчужины русской классики и героев, которые преображаются на наших глазах, находят себя.

Толстой — мастер слова, гений русской души и литературный столп и своего, и нашего времени. Книги Льва Николаевича искренние, прямые, правдивые и твердые. Они о России, о боли русского народа, о страстных переживаниях и, что самое главное, людях. Это именно та классика, которую хочется читать.

Забудьте о Пьере и Наташе, возьмите любую книгу из нашего топа и тогда, уверяю, вы полностью поменяете свое мнение о творчестве, без преувеличения, выдающегося Л.Н. Толстого.

«Детство. Отрочество. Юность»

Как бы сейчас модно назвали трилогия «Детство. Отрочество. Юность» рассказывает нам о взрослении Николеньки Иртеньева. Первая повесть трогает поэзией детства мальчика, погруженного полностью в свой внутренний мир мечтателя. Он анализирует себя, остро подмечает все, что происходит в жизни, переживает о собственном одиночестве, хотя и находится в кругу друзей и близких.

Вторая часть о становлении, о внутреннем кризисе и духовном перерождении и поиске правды, истины. И следить за ростом героя — интересно, ведь Николенька уже стал близок нам, полюбился. «Юность» же встречает нас определенностью, мы видим, что Иртеньев выбрал свою дорогу, смог найти себя в мире, полном тревог и теперь он может полностью посвятить себя стремлению пройти честно, не обращая ни на что внимание, свой жизненный путь.

Повести во многом автобиографичны, списаны с самого Толстого, но, конечно, во многом автор опирался на рассказы близких, чтобы воссоздать ту атмосферу взросления в кругу своей семьи. И очень сложно оторваться от чтения, потому что ты полностью окунаешься в этот мир детства Л.Н. Толстого.

«Воскресение»

Яркий, мощный и обличительный роман Толстого, в котором он рассказывает о страшной несправедливости судебной системы, о крестьянстве, лицемерии и нищете. Тяжелое и резкое, это произведение, подвергалось самой строгой цензуре, его резали и публиковали частями, потому что на фоне развития главных сюжетных линий, нам показывают и яркую блистательную атмосферу унылого и костного дворянства и правдивую жизнь простого русского крестьянина.

Здесь два основных героя: Катюша Маслова, несправедливо наказанная из-за ошибки и дворянин Нехлюдов. Они вместе, хотя и по-разному, проходят через душевные страдания, меняются внутренне. Судьба связывает их жизни воедино совершенно случайным образом, а мы получаем великолепную историю, которая открывает глаза на жизнь людей того времени.

«После бала»

Произведения Льва Толстого всегда о поиске нравственности. И рассказ «После бала» не является исключением. Скорей он еще сильней подчеркивает главный лейтмотив творчества писателя.

Иван Васильевич, главный герой, страстно и глубоко влюблен в дочь полковника, статного аристократа с безукоризненными манерами, Вареньку.

Но одна сцена рушит все, рвет на части прекрасное чувство, меняет отношение Ивана Васильевича и к Вареньке, и к полковнику. Потому что его нравственные ориентиры, его душа, не могут пережить той жестокости, с которой он столкнулся, которую он увидел в отце Вари, в добродушном полковнике Петре Владиславовиче.

«Кавказский пленник»

Жилин, русский офицер, честный человек с чувством собственного достоинства, выезжает навестить свою мать и по пути знакомится с другим офицером - Костылиным. Они продолжают путь вместе и тут им встречаются горцы с явно недобрыми намерениями. Новый знакомый Жилина сбегает, бросает товарища на произвол судьбы, и наш отважный герой попадает в плен к татарам. Впрочем, Костылина ждет такая же участь. И два офицера встречаются уже пленниками в старом сарае.

Лев Толстой описывает два совершенно различных характера. Жилин - храбрый духом, честный и уверенный в себе, и Костылин — трусливый, безынициативный и слабый. Автор противопоставляет офицеров друг другу, раскрывает с помощью тяжелых условий плена. И все это на фоне Кавказской войны. Интересно читать, потому что именно здесь есть о чем задуматься, ведь никогда не стоит падать духом, каким бы ужасным не казался окружающий мир.

«Семейное счастье»

Семья — духовная связь двух людей и Лев Николаевич Толстой в своем творчестве говорит об этом неоднократно, потому что эта тема для него так же важна, как и нравственное становление человека. В романе «Семейное счастье» он пишет о важности семейных отношений, о близости между супругами и о том, как трансформируется любовь и становится чем-то большим, чем просто союз двух влюбленных людей.

Маша и ее сестра Соня остались сиротами. Для юной Марии, смерть матери, стала большим испытанием, ведь разрушились все ее надежды. Именно в этот год она должна была переехать из деревни в город, выйти в свет и узнать радость любви, ухаживаний. Девушка бросает все занятия и полностью отдается хандре, пока их опекун, Сергей Михайлович, не появляется на пороге дома сирот. Его приезд абсолютно меняет Машеньку, она возвращается к музицированию, занимается учебой и влюбляется степенного Сергея Михайловича. Но на этом роман не заканчивается, ведь на пути к тихому семейному счастью нашим героям предстоит проделать длинный путь.

«Крейцерова соната»

Интересное в своей неоднозначности произведение Толстого «Крейцерова соната» была запрещена к публикации цензурой. И лишь благодаря Софье, жене писателя, увидела свет в собрании сочинений.

Позднышев, главный герой, неоднозначен в своем моральном облике, его убеждения, высказанные со страстностью, кажутся странными и двойственными. Он вступает в спор о любви, браке, имея свое собственное мнение, подкрепленное тяжелой жизненной драмой.

Это история о жгучей ревности, о браке, и, как ни странно, любви. Ведь в книге перед нами разворачивается жизнь людей, которые делают друг друга несчастными. И самое интересное, что сам автор выражает свое мнение, которое прослеживается в словах Позднышева. Толстой считает, что виной всему лживая общепринятая мораль и говорит о своих взглядах на отношения между мужчиной и женщиной, а что же подумаете вы, после прочтения «Крейцеровой сонаты»?

«Смерть Ивана Ильича»

Иван Ильич человек обычный, даже заурядный, таких как он много и нет в нем ничего, что выделяло бы его среди многоликой толпы. И только на пороге смерти наш герой понимает — жизнь его была прожита не так, можно даже сказать прожита зря. Он слишком много откладывал, слишком много переносил и не сделал то, чего действительно хотел.

Толстой в своей повести рассказывает о душевных страданиях, которые способен вытерпеть человек на грани смерти, ведь именно в этот момент он, человек, осознает, переосмысливает все свои поступки, каждый свой шаг. Но изменить уже ничего нельзя. Только мучительно переживать о том, как бесцельно проходили дни, в которых не было радости, не было друзей и истинного единения с миром.

Не откладывайте прочтение книги Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича», потому что именно она поможет вам научиться на чужой ошибке, в полной мере понять смысл фразы «завтра может и правда не настать».

 

 

Это интересно: