→ Какое понимание любви воплощено в творчестве бунина. Почему любовь в произведениях Бунина - трагическое чувство (Бунин И. А.). «Господин из Сан-Франциско» - смелая интерпретация любовных отношений

Какое понимание любви воплощено в творчестве бунина. Почему любовь в произведениях Бунина - трагическое чувство (Бунин И. А.). «Господин из Сан-Франциско» - смелая интерпретация любовных отношений

Литература

Особенности темы любви в творчестве И.А.Бунина

Выполнила:

ученица 9 класса

Учитель:

Маркович Л.В.

1 Введение 3

2 Основная часть

1) Взгляды Бунина 6

2) «Тёмные аллеи» 10

3) «Натали» 12

4) «Чистый понедельник» 14

3 Заключение 17

4 Библиографический список 20

введение

«Любовь – интимное и глубокое чувство, устремленное на другую личность, человеческую общность или идею. Любовь включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Любовь возникает как самое свободное и «непредсказуемое» выражение глубин личности; ее нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть», - именно такое определение любви нам дает философский словарь И.Т.Фролова, но разве может человек, никогда не испытывающий любовь, прочитав это определение, понять что это за чувство. Безусловно, нет. Любовь – это чувство, которому невозможно дать определение. У каждого человека оно будет свое, ведь любовь индивидуальна и в каком – то смысле уникальна, отражает неповторимые черты жизненного пути каждого человека. Кроме того, можно сказать, что любовь – это стремление к идеалу. Когда человек влюбляется, его любовь становится живым воплощением идеала, который уже существует для него не где–то в отдалённом будущем, а сегодня, сейчас, сию минуту. Влюбившись, человек начинает видеть и ценить в любимом то, что подчас другие не видят и не ценят. Любовь вдохновляет людей на стихи, музыку, картины. Человек всегда думает о любви, нуждается в ней, ждет ее, стремится к ней. И нет у людей более сильного чувства, чем любовь. Ни страх, ни зависть, ни злобная ненависть – ничто не одолеет любви.

В литературе тема любви - это одна из вечных тем. Бесконечное количество произведений написаны и будут написаны о любви.

Тема моего реферата «Особенности темы любви в сборнике рассказов И.А.Бунина «Темные аллеи»».

Рассказы Бунина произвели на меня сильное впечатление. Когда читаешь произведения одной темы у разных авторов, то как бы непроизвольно их сравниваешь, отмечаешь сходства и различия. Чаще всего бывает так, что сюжеты разные, авторы по - разному преподносят проблему, но видят ее одинаково. Однако, первый раз прочитав рассказы Бунина, я поразилась тому, как он не только преподносит, но и видит любовь. Я открыла для себя абсолютно другую, ни на что не похожую «любовь Бунина». Мне захотелось понять, разобраться во взглядах Бунина на любовь, именно поэтому я выбрала для реферата такую тему.

Я считаю, тема любви актуальна, и её актуальность я бы хотела выразить словами русского писателя Максима Горького: «Жизнь без любви не жизнь, а существование. Без любви жить невозможно, для того и дана душа человеку, чтобы любить». Действительно, сколько будет существовать Мир на Земле, столько люди и будут испытывать это великое чувство - любовь. Прочитав сборник рассказов «Темные аллеи», я выяснила, что любовь для Бунина – это величайшее счастье, дарованное человеку. Но над ней висит вечный рок. Любовь всегда связана с трагизмом, счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить. Чтобы это доказать, я поставила перед собой следующие задачи:

Изучить биографию Бунина и его взгляды на любовь.

Исследовать критическую литературу, касающуюся темы реферата.

Проанализировать некоторые рассказы, входящие в сборник «Темные аллеи».

Сделать выводы и изложить материал по данной теме

Взгляды Бунина

Иван Алексеевич Бунин является одним из самых видных русских писателей двадцатого века. В 1933 году он был удостоен Нобелевской премии в области литературы. У него замечательно получались как стихи, так и проза, как короткие рассказы, так и романы. Говоря о Бунине, нельзя умолчать о главном обстоятельстве его литературной и житейской судьбы. В 1917 году наступила социальная драма писателя, который всегда жил интересами России. Не поняв Октябрьской революции, писатель в 1920 году навсегда покинул свою Родину. Эмиграция стала поистине трагическим рубежом в биографии Бунина. Бедность, равнодушие тягостно переносись Иваном Алексеевичем. Неизмеримо острее, однако, воспринимались страшные события с приходом к власти фашистов. Бунин неотступно следил за фронтом, прятал у себя преследуемых фашистами людей. Он увидел победу русского народа над немцами. В 1945 году он был счастлив за своё Отечество. А.Бобренко приводит горькие слова Ивана Алексеевича, сказанные 30 марта 1943 года: «…дни протекают в великом однообразии, в слабости и безделии. Года полтора тому назад написал в очень короткий срок целую книгу новых рассказов, теперь только изредка берусь за перо - руки отваливаются: зачем и для кого писать?» Речь здесь идёт о рассказах, вышедших под общим названием «Тёмные аллеи». В первом варианте сборник появился в США в 1943 году. Затем Бунин, тоже в «короткий срок», пополняет его и издаёт в 1946 году в Париже. Работа над сборником была для Бунина в военные годы родником душевного подъёма. Сам автор считал произведения сборника «Тёмные аллеи», начатого и законченного

с 1937 по 1944 год, своим высшим достижением. И.В.Одинцова вспоминала «жаркие возражения Бунина на реплику о его славе: «Что мне эта Нобелевская премия - а сколько я о ней мечтал - принесла? Чёртовы черепки какие-то. И разве иностранцы оценили меня? Вот я написал лучшую свою книгу «Тёмные аллеи», а её ни один французский издатель брать не желает». Рассказы этого цикла вымышлены, что не раз подчёркивал сам Бунин. Однако, все, в том числе ретроспективная их форма, вызвано, как это всегда в искусстве, состоянием души автора А.В.Бахрах однажды спросил: «Иван Алексеевич, вы никогда не пробовали составить свой донжуанский список?» На что Бунин ответил: «Тогда лучше бы составить список неиспользованных возможностей, но ваш бестактный вопрос разбудил во мне рой воспоминаний. Какое удивительное время – молодость! Сколько было встреч, незабываемых мгновений! Жизнь уходит быстро, и мы начинаем ценить её лишь тогда, когда остальное позади». Подобные моменты возвращения к самому яркому, сильному переживанию и воспроизведены в цикле. Настрой ему даёт стихотворение Н.П.Огарёва «Обыкновенная повесть», на которое не очень точно ссылается Бунин, объясняя происхождение своего рассказа «Тёмные аллеи». Сборник «Тёмные аллеи» стал воплощением всех многолетних размышлений писателя о любви, которую он видел повсюду, поскольку для него это понятие было весьма широким. Он видит любовь в каком-то особом свете. В то же время он отражает те чувства, которые испытывал каждый человек. С этой точки зрения любовь как раз не является неким особым, отвлечённым понятием, а, наоборот, общим для всех. Основной темой цикла становится тема любви, но это уже не просто любовь, а любовь, раскрывающая самые потайные уголки человеческой души, любовь как основа жизни и как то призрачное счастье, к которому мы все стремимся, но, увы, так часто упускаем. «Тёмные аллеи» - произведение многоликое, разноплановое. Бунин показывает человеческие отношения во всех проявлениях: возвышенная страсть, вполне заурядные влечения, романы «от нечего делать», животные проявления страсти.

Бунин влюблён в любовь. Для него это самое прекрасное на земле, несравнимое ни с чем другим чувство. И всё же любовь рушит судьбы. Писатель не уставал повторять, что всякая сильная любовь избегает брака. Земное чувство лишь короткая вспышка в жизни человека, и Бунин пытается сохранить эти чудесные мгновения в рассказах. В сборнике «Тёмные аллеи» мы не встретим ни одного рассказа, где любовь завершилась бы браком. Влюблённых разлучают либо родные, либо обстоятельства, либо смерть. Создаётся впечатление, что смерть для Бунина предпочтительнее, чем долгая семейная жизнь бок о бок. Он показывает любовь на её пике, но никогда при угасании.

Неоднократно критики говорили о трагичности взглядов Бунина, соединившего любовь и смерть. Но вот как он сам объяснял И.В. Одоевцевой этот мотив: «Неужели вы ещё не знаете, что любовь и смерть неразрывны? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, - а их, этих любовных катастроф было немало в моей жизни, вернее почти каждая моя любовь была катастрофой, - я был близок к самоубийству. Значит, вовсе не исходно, не природно связывал писатель свет жизни и мрак небытия. А только в катастрофической ситуации.

Слова одного неизвестного философа очень близки взглядам писателя: «Любовь искали и боготворили. Её теряли и не берегли. Любовь не существует, - люди говорили, а сами умирали от любви»

По мнению Бунина, любовь – некий высший главный момент бытия, который озаряет жизнь человека, и Бунин в лице любви видит противопоставление смерти: если жизнь человека наполнена любовью, то и длится она дольше. Но для Бунина не столько важна любовь «счастливая, длящаяся», с которой ему просто нечего делать, сколько важна любовь краткая, которая, как вспышка озаряет жизнь человека, наполняя ее радостными эмоциями. Такая любовь у Бунина быстро обрывается, но не погибает, и с этим представлением о любви Иван Алексеевич Бунин пишет серию кратких рассказов под общим названием «Темные аллеи». В первую очередь, все рассказы сближает мотив воспоминаний о молодости и родине. Все или почти все рассказы «Темных аллей» ведутся в прошедшем времени. Иногда прямо указано, что воспроизводятся былые события. «В ту далекую пору он тратил себя особенно безрассудно…» - «Таня». «Он не спал, лежал, курил и мысленно смотрел в то лето» - «Руся» «В то лето я впервые надел студенческий картуз» - «Натали». В другом случае эффект минувшего передан более тонко. Например, в «Чистом

понедельнике» «Каждый вечер мчал меня в этот час на вытягивающемся рысаке кучер…», а в конце уже

определенно: «В четырнадцатом году, под Новый год, был такой же тихий, солнечный вечер, как тот, незабываемый…». Всюду речь о том, что удержала человеческая память.

На первый взгляд может показаться, что все рассказы похожи друг на друга и удовлетворяют лишь таким тематическим делениям книги как: любовь, жизнь, смерть. Но эти темы соседствуют, переплетаются в каждом рассказе. Сам Бунин обозначил части «Темных аллей» римскими цифрами: I, II, III, расположив под ними рассказы, должно быть, в строгой и одному ему ведомой последовательности. Вячеслав Шугаев в своей книге «Переживания читающего человека» попытался расшифровать римские цифры более подробно, чтобы явственнее проступили связи и отличия частей. Пожалуй, можно предположить, что основной мотив, обозначенный цифрой I – прихотливость, причудливость возникновения страсти, неуместность ее в окружающем мире и обязательность расплаты за эту неуместность: разбитые, погубленные судьбы. Цифрой II – невозможность разлуки для любящих – они могут

либо умереть, либо заполнить дальнейшую жизнь муками воспоминаний и тоской по ушедшей любви. Цифрой III – неисповедимость женской души, ее мрачное, возвышенное неистовое служение страсти. Но, возможно, все это не так. У Бунина в любви соединяются родные души, столько жертвенной преданности в этом соединении, столько исступленной нежности в «борьбе не равной двух сердец», что любовь как бы переливается за пределы, уготованные ей природой, и трагически гаснет. Вот эти невыразимые сердечные муки, вызванные не недостатком любви, а ее избыточностью, более всего волновали Бунина, как проявление, уместно предположить, сугубо русского понимания чувства. За любовь или вернее, мучаясь любовью, русский человек шел на плаху, на каторгу, стрелялся, пускался в загул, принимал монашество. Нужна истовость, сродни религиозной, в служении любви – вот на чем на стаивал и проповедовал Бунин в «Темных аллеях».

Для анализа я выбрала, на мой взгляд, самые яркие произведения из каждой части.

«Темные аллеи»

В этом рассказе изображена случайная встреча людей, любивших друг друга тридцать лет назад. Ситуация достаточно заурядная: молодой дворянин легко расстался с влюбленной в него крепостной девушкой Надеждой и женился на женщине из своего круга. А Надежда, получив от господ вольную, стала хозяйкой постоялого двора и так и не вышла замуж, не имела семьи, детей, не узнала обыкновенного житейского счастья. Она через всю жизнь пронесла любовь к барину, некогда соблазнившему ее. Он не в состоянии подняться до ее высоких чувств, понять, от чего Надежда не вышла замуж «при такой красоте, которую имела». Как можно всю жизнь любить одного человека? Между тем, для Надежды Николенька на всю жизнь остался идеалом, единственным и неповторимым. «Сколько ни проходило времени все одним жила, признается она Николаю Алексеевичу. Все проходит, да не все забывается… Простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было». Она не могла изменить самой себе, своему чувству. А Николай Алексеевич понял, что потерял в Надежде «самое дорогое, что имел в жизни». Но это минутное прозрение. Покидая постоялый двор, он «со стыдом вспоминал свои слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда». И все – таки ему было трудно представить Надежду своей женой, хозяйкой петербургского дома, матерью своих детей. Этот господин придает слишком большое значение сословным предрассудкам, чтобы предпочесть им подлинное чувство. Но он расплатился за свое малодушие отсутствием личного счастья.

Как по – разному осмысливают происшедшее с ними герои рассказа! Для Николая Алексеевича это «история пошлая обыкновенная», а для Надежды не умирающие воспоминания, многолетняя преданность любви.

Да, возможно, Надежда не счастлива сейчас, через много лет, но насколько сильно было то чувство, сколько радости принесло, что забыть о нем невозможно. То есть любовь для героини - счастье, но счастье с постоянной, ноющей болью воспоминаний.

«Натали»

История любви студента первого курса Мещерского к юной красавице Натали Сенкевич передана в его воспоминаниях о долгом периоде – от первого знакомства с девушкой до безвременной ее смерти. Память наносит необычное, непонятное в прошлом и помогает осознать его. Мещерского друзья называли «монахом». Он сам не хотел «нарушать свою чистоту, искать любви без романтики». Натали не только не порочна, но обладает гордой, утонченной душой. Они сразу полюбили друг друга. А рассказ – об их разрыве и долгом одиночестве. Внешняя причина одна – неожиданно проснувшееся чувство накануне встречи с Натали, влечение молодого человека к телесным прелестям его двоюродной сестры Сони. Внутренний процесс очень сложен. Как всегда у Бунина, все событийные повороты едва обозначены. Явление же, которое занимает автора, глубоко осмысливается в своем внутреннем развитии. Уже в конце второй главы ощущается противоречие в мыслях героя:

« … как мне теперь жить в этой двойственности – в тайных свиданиях с Соней и рядом с Натали, одна мысль о которой уже охватывает меня таким чистым любовным восторгом». Почему происходит сближение с Соней? Писатель выявляет его внешние причины – общее среди молодежи стремление к ранней чувственности, преждевременная женская зрелость девушки, ее смелый и вольный нрав.

Но главное не в них. Мещерский сам не может оторваться от жарких объятий. Его память хранит опьянение этих встреч. Прекрасно сознавая преступность своего двойственного поведения, он не может выбрать для себя что – нибудь одно.

Мучительно не разрешимым кажется юноше вопрос, «за что так наказал меня бог, за что дал сразу две любви, такие разные и такие страстные, такую мучительную красоту обожания Натали и такое телесное упоение Соней». Оба переживания он вначале называет любовью. Бедность и обманчивость чисто физической близости покажет лишь время. Достаточно было Мещерскому пять дней не видеть Соню, и он забыл свое чувственное наваждение, но это случилось слишком поздно Натали узнала об измене. А многолетняя разлука Натали (ее брак с нелюбимым человеком, связь самого Мещерского с крестьянкой) лишь разожгла неутоленное высокое чувство, подарив обоим подлинное, хотя тайное и короткое супружество. Автор обрывает счастье влюбленных последней, как бы вскользь упомянутой фразой рассказа «В декабре она умерла на Женевском озере в преждевременных родах».

Главный герой, и этим он отличается от многих, несет в своей душе редкий дар обожания возлюбленной, обладает способностью понять свои заблуждения (пусть не сразу, с большими потерями). И все – таки Мещерский долго несчастлив, одинок, потрясен собственной, столь неожиданной виной.

В рассказе «Натали» открылась новая грань художественных обобщений писателя. Впервые у Бунина человек преодолевает несовершенство своего сознания, ощущает неудовлетворение от чисто плотских наслаждений, а воспоминание о них несет отрезвление. Но ведь подобный опыт единичен. В массе побеждают другие чувства. Видимо, потому автор и завершает союз Мещерского и Натали ее смертью.

«Чистый понедельник»

Признание героя, но насколько они импульсивны, внутренне отрывисты неопределенны. И сразу читатель понимает, почему Рассказчику (он безымянен, как и она) все кажется наваждением неожиданностью. «Чем все это должно кончится, я не знаю»; «Она зачем-то училась на курсах…»; «Что же мне оставалось, кроме надежды»; «…мы зачем-то поехали на Ордынку». Более того, с самого начала он признается, что «старался не думать, не додумывать». Только он более открытый, добрый, но откровенно легкомысленный, подверженный власти случая, стихии. Не ему было понять подругу, полную противоположность себе. Утонченное мастерство писателя сказалось здесь в том, что языком такого человека он сумел донести всю сложную, серьезную натуру героини. Не проще ли было вести повествование от ее лица? Но ведь тогда мы не почувствовали бы исключительность этого женского характера. «И насколько я был склонен к болтливости, настолько она была молчалива: все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала» - вот первое впечатление от загадочной женщины. Сразу улавливается противоречивость ее поведения: издевательство над обильной пищей, роскошь и участие в обедах, ужинах « с московским пониманием дела»; ирония над театральной и прочей мишурой и постоянные светские развлечения; принятие дерзких ласк мужчины и отказ от серьезного разговора об их отношениях. «Ничему не противилась, но все время молчала». Затаенные влечения героини тоже вдруг потрясли поклонника. Каждый вечер они проводили в лучших ресторанах Москвы, пользуясь своими богатством, молодостью, поражая всех редкой красотой. А затем, по ее предложению, оказались в Новодевичьем монастыре. Выяснилось, что она ходит на Рогожское кладбище, где так силен колорит допетровской России, в Кремлевские соборы, в храм Христа Спасителя, увлечена древнерусскими текстами.

Автор расширяет свои впечатления от этой внутренне противоречивой натуры героини ссылкой на не меньшее разноначалие столицы. Москва тех лет, действительно, являла собой сочетание седой древности монастырей, соборов с новейшими достижениями культуры: Художественный театр, творчество символистов, произведения Л.Андреева, переводные труды Шпицлера. Реалии столь пестрой обстановки ненавязчиво включены в повествование. Ненавязчиво, потому что к этим противоречиям устремлен внутренний взор героини. Писатель говорит не столько об интеллектуальном развитии этой странной женщины, сколько о борьбе в ее душе разных устремлений. Не зря упоминается В.Брюсов с его не лишенном пошлости романом «Огненный ангел». Пшибышевский, выступивший против «старой» морали, «пьяные» капустники: А с другой стороны, православные обители, наконец, героиней произнесенные слова русского сказания: «И вселил к жене его Диавол летучего змея на блуд. И сей змей являлся ей в естестве человеческом, зело прекрасном…» Вот пик столкновения противоположностей: «вседозволенность», пошлость наслаждений и подавления плоти, аскетизм, очищение духа. Эти несовместимые побуждения и объединяет в своем существе женщина. Снова в подтексте выражена мечта о слиянии здоровых запросов человеческого счастья с высшей духовной красотой. Мечта, которая восходит к идеалу любви.

Героиня, однако, верит мудрости толстовского Платона Каратаева: «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нет». Тем не менее, она пытается «испить» свою долю радости.

В калейдоскопе сменяющихся картин: ресторан, вечерняя гостиная, Новодевичье кладбище, трактир Егорова, капустник Художественного театра – отдельными «зернышками» прорастает решение героини рассказа: от усмешки над болтливостью ее поклонника, к подчинению его ласкам, к восклицанию: «Правда, как вы меня любите!», к любованию им, «зело прекрасным», к последнему шагу – разделению его страсти. Но, видимо, немного получила она от этой ночи, утром навсегда уехав в монастырь. И там не обрела успокоения – продолжала тосковать.

От чего очищается героиня рассказа «Чистый понедельник»? Кажется, ясно – от праздной мирской жизни. Тогда почему после «прощенного воскресенья» она оказывается в объятиях мужчины? Нет, были и другие за нею грехи: гордыня, презрение к людям. Она хотела поверить им и своей женственной силе, полюбить того лучшего, кого встретила на жизненном пути. И не смогла. С необычной сжатостью и виртуозной изобразительностью написан рассказ. Каждый штрих, цвет, деталь играют важную роль во внешнем движении сюжета и становятся знаком каких – то внутренних тенденций (чего стоит последний черно – бархатный светский наряд героини в сочетании с прической Шамаханской царицы). В смутных предчувствиях и зрелой мысли, ярком изменчивом облике этой женщины автор воплотил свои представления о противоречивой атмосфере, о сложных слоях человеческой души, о зарождении какого – то нового нравственного идеала. Неудивительно, что Бунин считал «Чистый понедельник» лучшим рассказом сборника.

Заключение

В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, которая ранена любовью. Писатель не избегает сложных откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству любви, и каждой из них находил что-то неповторимое, индивидуальное в этой теме. Из моей работы следует, что особенность Бунина – художника состоит в том, что он считает любовь трагедией, катастрофой, сумасшествием, великим чувством, способным и беспредельно возвысить, и уничтожить человека. Также особенно Бунин видит образы героев своих рассказов.

Образ женщины - вот та притягательная сила, которая постоянно влечет Бунина. Он создает галерею таких образов, в каждом рассказе свой. Писатель обращается к судьбам абсолютно разных женщин. Социальный статус перестает иметь значение, когда в дело вступают чувства. Женщина неотделима от природы. Она почти всегда соединена с лесом, с полем, морем, с облаками. Она ее часть и потому, видимо, наделена такой стихийной, неуправляемой силой, как ветер, молния, наводнение. Может быть, под влиянием этой силы занесено столько душевных мук в «Темные аллеи»? все образы восхищают, кажется, что автор влюблен в каждый из них. Все чувства, которые испытывают эти женщины, имеют право на существование. Пусть это будет первая яркая любовь, страсть к недостойному человеку, чувство мести, вожделение поклонение. И решительно все равно, крестьянка ты или дама. Главное – ты женщина.

Мужские образы в рассказах Бунина несколько затемнены, размыты, характеры не слишком определенны. Почти во всех рассказах мужчина одинаков: пылок, душевно зорок, полон сострадания к женщине и несколько созерцателен – таков должен быть мужчина, стоящий любви и находящий ее. Бунин сознательно не наделяет его характерной неповторимостью, чтобы она не мешала герою во всех любовных поисках и приключениях быть сердечно пристальным, чувственно наблюдательным и неутомимо восхищаться женщиной, поклоняться ее душевным тайнам. Для писателя важно разобраться, какие чувства испытывают эти мужчины, что толкает их к женщинам, почему они любят их. Читателю не обязательно знать, каков тот или иной мужчина, как выглядит, какие у него достоинства и недостатки. Он участвует в рассказе постольку, поскольку любовь – это чувство двоих.

Любовь – таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимый колорит на фоне обыкновенных житейских историй, наполняющая особым смыслом его земное существование. Да, любовь многолика и часто необъяснима. Это вечная загадка, и каждый читатель бунинских произведений ищет собственные ответы, размышляя над тайнами любви. Восприятие этого чувства личностно, и поэтому кто- то отнесётся к изображенному в книге, как к «пошлой истории», а кто – то будет потрясен великим даром любви, который, как и талант писателя, дается отнюдь не каждому. Каждый юный человек найдет в бунинских произведениях что – то созвучное собственным мыслям и переживаниям, прикоснется к великой тайне любви. Именно это делает автора «Темных аллей», всегда современным писателем, вызывающий глубокий читательский интерес. У читателей иногда может возникнуть вопрос: а не создает ли писатель искусственных преград на пути героев к счастью? Нет, дело в том, что сами люди не стремятся к борьбе. Они могут испытать счастье, но лишь на миг, а потом оно уходит, как вода в песок. И потому многие рассказы Бунина так трагичны. Подчас в одной короткой строчке писатель раскрывает крушение надежд, жесткую насмешку судьбы. Рассказы цикла «Темные аллеи» - образец удивительной русской психологической прозы, в которой любовь всегда была одной из вечных тайн, которую стремились раскрыть художники слова. Иван Алексеевич Бунин, по моему мнению, был одним из тех гениальных писателей, который ближе всех подошел к разгадке этой тайны.

Библиографический список

1. Архангельский А.А; Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии;

Москва,1991г.

2. Адамович Г.В; Одиночество и свобода. /Сост., авт. предисл. и прим. В.Крейд/ М.: Республика, 1996г.

3. Бунин И.А; Собрание сочинений в 9-ти томах; Москва, «Художественная литература», 1967г.

4. Бунин И.А; Стихотворения, рассказы, повести ; Москва, «Художественная литература», 1973г.

5.Русские писатели; Биобиблиографический словарь./Под ред. П.А.Николаева/ Москва, «Просвещение», 1990г.

6. Смирнова Л.А; И.А.Бунин: Жизнь и творчество ; Книга для учителя; Москва, «Просвещение», 1991г.

7. Философский словарь ./ Под ред. И.Т.Фролова. – 6-е изд. перераб. и доп/. Москва, «Политиздат», 1991г.

8.Шугаев В.М; Переживания читающего человека; Москва, «Современник», 1988г.

Тема любви занимает едва ли не главное место в творчестве Бунина. Эта тема позволяет писателю соотнести то, что происходит в душе у человека, с явлениями внешней жизни, с требованиями общества, которое основывается на отношениях купли-продажи и в котором порой царят дикие и темные инстинкты. Бунин одним из первых в русской литературе заговорил не только о духовной, но и о телесной стороне любви, с необычайным тактом касаясь самых интимных, сокровенных сторон человеческих отношений. Бунин первым осмелился сказать о том, что не обязательно телесная страсть следует за душевным порывом, что в жизни бывает и наоборот (как это случилось с героями рассказа «Солнечный удар»). И какие бы сюжетные ходы ни выбирал писатель, любовь в его произведениях всегда великая радость и великое разочарование, глубокая и неразрешимая тайна, она - и весна, и осень в жизни человека.

В разные годы Бунин говорил о любви с разной степенью откровенности. В его ранней прозе герои молоды, открыты и естественны. В таких рассказах, как «В августе», «Осенью», «Заря всю ночь», все на редкость просто, кратко и значительно. Чувства, которые испытывают герои, двойственны, расцвечены полутонами. И хотя Бунин рассказывает о людях, чуждых нам по облику, быту, отношениям, мы сразу узнаем и по-новому понимаем собственные предощущения счастья, ожидания глубоких душевных поворотов. Сближение бунинских героев редко достигает гармонии, чаще оно исчезает, едва возникнув. Но жажда любви пылает в их душах. Печальное прощание с любимой завершается мечтами («В августе »): «Сквозь слезы я смотрел вдаль, и где-то мне грезились южные знойные города, синий степной вечер и образ какой-то женщины, который слился с девушкой, которую я любил…». Свидание запоминается, потому что свидетельствует о прикосновении к подлинному чувству: «Была ли она лучше других, которых я любил, я не знаю, но в эту ночь она была несравненной» («Осенью»). А в рассказе «Заря всю ночь» говорится о предчувствии любви, о нежности, которую юная девушка готова излить на своего будущего избранника. При этом юности свойственно не только увлекаться, но и быстро разочаровываться. Бунин показывает нам этот мучительный для многих разрыв между мечтами и действительностью. После ночи в саду, полной соловьиного свиста и весеннего трепета, юная Тата вдруг сквозь сон слышит, как ее жених стреляет галок, и понимает, что она вовсе не любит этого грубого и обыденно-приземленного человека.

И тем не менее в большинстве ранних рассказов Бунина стремление к красоте и чистоте остается главным, подлинным движением души героев. В 20-е годы, уже в эмиграции, Бунин пишет о любви, словно оглядываясь в прошлое, всматриваясь в ушедшую Россию и тех людей, которых уже нет. Именно так воспринимается нами повесть «Митина любовь» (1924). Здесь Бунин последовательно показывает, как происходит духовное становление героя, ведет его от любви к краху. В повести жизнь и любовь тесно переплетаются. Любовь Мити к Кате, его надежды, ревность, смутные предчувствия словно бы подернуты особой печалью. Катя, мечтающая об артистической карьере, закружилась в фальшивой жизни столицы и изменила Мите. Его муки, от которых не смогла спасти связь с другой женщиной - красивой, но приземленной Аленкой, привели Митю к самоубийству. Митина незащищенность, открытость, неготовность к столкновению с грубой реальностью, неумение страдать заставляют нас острее почувствовать неотвратимость и недопустимость случившегося.

В ряде бунинских рассказов о любви описывается любовный треугольник: муж - жена - возлюбленный («Ида», «Кавказ», «Прекраснейшая солнца»). В этих рассказах царит атмосфера незыблемости установленного порядка. Брак оказывается непреодолимой преградой к достижению счастья. И часто то, что дается одному, беспощадно отнимается у другого. В рассказе «Кавказ» женщина уезжает с возлюбленным, точно зная, что с момента отправления поезда для ее мужа начинаются часы отчаяния, что он не выдержит и бросится за ней следом. Он действительно ищет ее, а не найдя, догадывается об измене и стреляется. Уже здесь появляется мотив любви как «солнечного удара», ставший особой, звенящей нотой цикла «Темные аллеи».

С прозой 20–30-х годов рассказы цикла «Темные аллеи» сближает мотив воспоминаний о молодости и родине. Все или почти все рассказы ведутся в прошедшем времени. Автор словно стремится проникнуть в глубины подсознания героев. В большинстве рассказов автор описывает телесные наслаждения, прекрасные и поэтичные, рожденные подлинной страстью. Даже если первый чувственный порыв кажется легкомысленным, как в рассказе «Солнечный удар», то все равно он ведет к нежности и самозабвению, а затем - к настоящей любви. Именно так происходит с героями рассказов «Темные аллеи», «Поздний час», «Руся», «Таня», «Визитные карточки», «В одной знакомой улице». Писатель пишет об одиноких людях и обычных жизнях. Именно поэтому прошлое, осененное юными, сильными чувствами, рисуется поистине звездным часом, сливается со звуками, запахами, красками природы. Словно сама природа ведет к душевно-телесному сближению любящих друг друга людей. И сама природа ведет их к неизбежному расставанию, а иногда - к смерти.

Мастерство описания бытовых деталей, а также чувственного описания любви присуще всем рассказам цикла, но написанный в 1944 году рассказ «Чистый понедельник» предстает не просто повестью о великой тайне любви и загадочной женской душе, а некой криптограммой. Слишком многое в психологической линии рассказа и в его пейзажных и бытовых деталях кажется зашифрованным откровением. Точность и обилие деталей - не просто приметы времени, не просто ностальгия по навсегда потерянной Москве, а противопоставление Востока и Запада в душе и облике героини, уходящей от любви и жизни в монастырь.

Бунинские герои жадно ловят мгновения счастья, горюют, если оно проходит мимо, сокрушаются, если обрывается нить, связующая их с любимым человеком. Но при этом они никогда не способны сразиться с судьбой за счастье, выиграть обыкновенный житейский бой. Все истории - рассказы о бегстве из жизни, хоть на краткий миг, хоть на один вечер. Герои Бунина бывают эгоистичны и неосознанно циничны, но все равно теряют самое дорогое - своих возлюбленных. И им остается только вспоминать о жизни, от которой пришлось отказаться. Поэтому любовная тема у Бунина всегда пронизана горечью утраты, расставания, смерти. Все истории о любви заканчиваются трагически, даже если герои остаются в живых. Ведь они при этом теряют лучшую, ценную часть души, теряют смысл существования и оказываются в одиночестве.

Тема любви в творчестве Бунина и Куприна занимает особое место. Конечно, писатели по-разному описывали это чувство и открывали новые стороны его проявления. Есть и схожие черты: они рассказывают как о всепоглощающей страсти, так и о чувстве трагическом, которое не выдерживает проверку жизненными ситуациями. Тема любви в творчестве Бунина и Куприна показывает ее во всем ее многообразии, позволяя увидеть новые грани этого чувства.

Игра на контрастах

Тема любви в творчестве Бунина и Куприна часто показывается на противопоставлении характеров главных героев. Если проанализировать их произведения, то можно отметить, что в большинстве из них кто-то из влюбленных обладает более сильным характером и готов пожертвовать всем ради своего чувства. Другая же сторона оказывается более слабохарактерной, для которой важнее общественное мнение или личные амбиции, чем чувства.

Это можно увидеть на примере героев рассказа Бунина "Темные аллеи". Оба героя случайно встретились и вспомнили то время, когда они были влюблены. Героиня, Надежда, пронесла любовь через всю свою жизнь - она так и не встретила того, кто бы смог затмить образ Николая Алексеевича. Он же женился, впрочем, не испытывая сильного чувства к жене, но он не сильно и жалел об этом. Подумать о том, что хозяйка трактира могла бы стать его женой, хозяйкой дома - для него это было немыслимо. И если Надежда готова была на все, чтобы быть вместе с любимым и продолжала его любить, то Николай Алексеевич показан как человек, для которого важнее социальный статус и общественное мнение.

Такой же контраст можно увидеть и в произведении Куприна "Олеся". Полесская ведьма показана как девушка с горячим сердцем, способная на большое чувство, готовая пожертвовать не только своим благополучием, но и спокойствием близких ради своего возлюбленного. Иван Тимофеевич - человек мягкого характера, его сердце лениво, не способно испытывать любовь той силы, какая была у Олеси. Он не последовал зову сердца, его движению, поэтому об этой любви у него остались на память только бусы девушки.

Любовь в произведениях Куприна

Несмотря на то что оба писателя считали светлое чувство проявлением благости, тем не менее, оно описывается у них немного различно. Тема любви в творчестве Бунина и Куприна имеет различные проявления, если прочитать их произведения, то можно понять, что чаще всего у отношений, ими описываемых, есть различия.

Так, А. И. Куприн чаще всего рассказывает о трагической любви, жертвенной, для писателя настоящая любовь непременно должна была сопровождаться жизненными испытаниями. Потому что сильное и всепоглощающее чувство не могло принести счастья возлюбленным. Такая любовь не могла быть простой. Это прослеживается в его произведениях, таких как "Олеся", "Гранатовый браслет", "Суламифь" и др. Но для героев даже такая любовь - это счастье, и они благодарны, что у них было такое сильное чувство.

Любовь в рассказах Бунина

Для писателей светлое чувство - это самое прекрасное, что могло случиться с человеком. Поэтому тема любви в творчестве Бунина и Куприна занимала особое место, поэтому их произведения так волновали читателей. Но понимали они его каждый по-своему. В творчестве И. А. Бунина любовь - это вспышка эмоций, счастливое мгновение, которое внезапно появляется в жизни, а потом так же резко обрывается. Поэтому в его рассказах герои вызывают противоречивые чувства у читателей.

Так, в рассказе "Солнечный удар" показана любовь-вспышка, любовь-мгновение, озарившая жизнь двух людей на краткий миг. И после того, как они расстались, главный герой почувствовал себя старше на много лет. Потому что эта мимолетная любовь забрала все то лучшее, что было в нем. Или в рассказе "Темные аллеи" главная героиня продолжала любить, но так и не смогла простить слабости возлюбленного. А он, хотя и понимал, что она отдала ему лучшие годы, продолжал считать, что поступил правильно. И если в творчестве Куприна, любовь непременно была трагической, то у Бунина она показана как более сложное чувство.

Необычная сторона светлого чувства

Хоть любовь в произведениях Бунина и Куприна - это отношения между двумя людьми искренние, настоящие, но иногда любовь может быть совсем другой. Именно такая сторона показана в рассказе "Господин из Сан-Франциско". Хоть это произведение и не о любви, в одном эпизоде говорится, что по кораблю ходила одна счастливая пара и все, глядя на нее, видели двух влюбленных. И только капитан знал, что их наняли специально, чтобы они играли сильное чувство.

Казалось бы, какое это может иметь отношение к теме любви в произведениях Бунина и Куприна? Такое тоже бывает - это касается и актеров, которые играют на сцене влюбленных, и таких вот пар, которые наняли специально. Но бывает и так, что между такими артистами может возникнуть и настоящее чувство. С другой стороны, кто-то, глядя на них, обретает надежду, что и у него появится любовь в жизни.

Роль деталей в описании

Описание любовного чувства и у А. И. Куприна, и у И. А. Бунина происходит на фоне детального описания обыденной жизни героев. Это позволяет показать, как сильное чувство протекает в простой жизни. Как может измениться отношение героев к привычным вещам и явлениям. А некоторые детали быта персонажей позволяют лучше понять характер персонажей. Писателям удалось органично соединить обыденность и светлое чувство.

А все ли могут чувствовать

В сочинении "Тема любви в творчестве Бунина и Куприна" также стоит отметить, что испытывать настоящее чувство, жертвовать всем для возлюбленного и любить его всю жизнь могут только сильные люди. Ведь почему герои их произведений не могут быть вместе? Потому что сильная личность влюбляется в того, кто не может испытывать чувство, равное по силе. Но благодаря такому контрасту, любовь таких героев выглядит еще сильнее и искренней. А. И. Куприн и И. А. Бунин писали о светлом чувстве в разных его проявлениях, чтобы читатели понимали, что какая бы любовь ни была - это счастье, что она случилась в жизни, и человеку надо быть благодарным за то, что у него есть способность любить.

Тема любви в произведениях Бунина впервые в истории русской литературы открывает не только лишь платоническую, но и телесную сторону любовных отношений. Писатель пытается в своём творчестве соотнести то, что творится в сердце человека, с теми, требованиями, которые предъявляет к нему общество, жизнь которого построена на отношениях купли-продажи и в котором нередко на первый план выходят тёмные дикие инстинкты. Тем не менее интимной стороны отношений между людьми автор касается с необычайным тактом.

Тема любви в произведениях Бунина - это первое смелое заявление о том, что далеко не всегда телесная страсть приходит после порыва души, что в жизни порой случается и наоборот. К примеру, так случается с героями его рассказа «Солнечный удар». Иван Алексеевич в своих творениях описывает любовь во всей её многогранности - то она предстаёт в облике великой радости, то оборачивается жестоким разочарованием, одновременно является и весной, и осенью в жизни человека.

Раннее творчество

Не может оставить равнодушным тема любви в произведениях Бунина раннего периода его творчества. Рассказы «Заря всю ночь», «В августе», «Осенью» и несколько других - очень краткие, простые, но значительные. Испытываемые героями чувства чаще всего бывают двойственными. Редко бунинские персонажи приходят к гармоничным отношениям - их порывы намного чаще исчезают, не успев толком возникнуть. Однако в сердцах их продолжает пылать жажда любви. Грустное прощание с возлюбленной заканчивается грёзами («В августе»), свидание оставляет сильный отпечаток в памяти, ибо свидетельствует о прикосновению к настоящему чувству («Осенью»). А, к примеру, героиня рассказа «Заря всю ночь» проникается предчувствием сильной любви, которую юная девушка готова излить на своего грядущего избранника. Однако разочарование приходит к юным героям так же быстро, как и само увлечение. Бунин необычайно талантливо раскрывает эту разницу между действительностью и мечтами. После полной пения соловьёв и по-весеннему нежного трепета ночи в саду до Таты сквозь сон доносятся звуки выстрелов. Её жених стреляет в галок, и к девушке в одночасье приходит осознание того, что она не способна любить этого обычного, приземлённого человека.

«Митина любовь» (1924) - одно из лучших произведений Бунина о любви

В 20-е годы, в период эмиграции писателя, тема любви в произведениях Бунина обогащается новыми оттенками. В своей повести «Митина любовь» (1924) автор последовательно рассказывает о том, как постепенно осуществляется духовное становление главного героя, как жизнь ведёт его от любви к краху. Возвышенные чувства в этом повествовании тесно перекликаются с реальностью. Любовь Мити к Кате и его светлые надежды будто подернуты смутным ощущением тревоги. Мечтающая о карьере великой актрисы девушка оказывается в эпицентре фальшивой столичной жизни и изменяет своему возлюбленному. Даже связь с другой женщиной - приземлённой, хотя и видной Алёнкой - не сумела облегчить духовные терзания Мити. В итоге герой, незащищённый, неподготовленный к столкновению с жестокой реальностью, решает наложить на себя руки.

Тема любовных треугольников в творчестве И. Бунина

Иногда тема любви в произведениях Бунина раскрывается с другой стороны, в них показывается извечная проблема любовных треугольников (муж-жена-возлюбленный). Яркими примерами таких рассказов могут послужить «Кавказ», «Ида», «Прекраснейшая солнца». Брак в этих творениях становится непреодолимой преградой на пути к желанному счастью. Именно в этих рассказах впервые возникает образ любви как «солнечного удара», который находит своё дальнейшее развитие в цикле «Тёмные аллеи».

«Тёмные аллеи» - самый знаменитый цикл рассказов писателя

Тема любви в этого цикла («Тёмные аллеи», «Таня», «Поздний час», «Руся», «Визитные карточки» и др.) - это моментальная вспышка, телесные наслаждения, к которым героев толкает подлинная горячая страсть. Но на этом всё не заканчивается. «Солнечный удар» постепенно приводит персонажей к невыразимой самозабвенной нежности, а после - к истинной любви. Автор обращается к образам одиноких людей и обычной жизни. И потому вспоминания об овеянном романтичными впечатлениями прошлом кажутся для его героев такими чудесными. Однако и здесь, после того как люди сближаются и в духовном, и в телесном отношении, будто бы сама природа приводит их к неизбежному расставанию, а порой и к смерти.

«Господин из Сан-Франциско» - смелая интерпретация любовных отношений

Мастерство описания деталей быта, а также задевающего за живое описание любви, присущее всем рассказам цикла, достигает своего апогея в 1944 году, когда Бунин заканчивает работу над рассказом «Чистый понедельник», повествующем о судьбе женщины, ушедшей от жизни и любви в монастырь.

А особенно ярко тема любви в понимании Бунина была раскрыта при помощи рассказа «Господин из Сан-Франциско». Это - повествование о самых низких и уродливых проявлениях исковерканного великого чувства. Фальшивость, лживость, автоматизм и безжизненность, ставшие причиной неспособности к любви, особенно сильно подчёркнуты в образах «Господина из Сан-Франциско».

Сам же Бунин считал любовь тем чувством, которое вызволяет человека из плена всего наносного, делает его необычайно естественным и сближает с природой.

Бунин много писал о любви, ее трагедиях и редких мгновениях настоящего счастья» Эти произведения отмечены необыкновенной поэтизацией человеческого чувства, в них раскрылось чудное дарование писателя, его способность проникать в интимные глубины сердца, с их неизведанными и непознанными законами.

Для Бунина в истинной любви есть нечто общее с вечной красотой природы, поэтому прекрасно только такое чувство любви, которое естественно, не ложно, не выдумано, для него любовь и существование без нее - две враждебные жизни, и если погибает

Любовь, то та, другая жизнь, уже не нужна.

Возвышая любовь, Бунин не скрывает, что она приносит не только радость, счастье, но и очень часто таит в себе муки, горе, разочарование, смерть. В одном из писем он сам объяснял именно этот мотив в своем творчестве и не просто объяснял, а убедительно доказывал: «Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, - а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой, - я был близок к самоубийству».

Историю трагичной любви поведал Бунин в небольшом рассказе «Солнечный удар». Случайное знакомство на пароходе, обычное «дорожное приключение», «мимолетная встреча». Но чем закончилось для героев все это случайное и мимолетное? «Никогда, ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло. Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара», - признается спутница поручика. Но этот удар пока еще не коснулся героя.

Проводив свою знакомую и беззаботно вернувшись в гостиницу, он вдруг почувствовал, что сердце его «сжалось непонятной нежностью» при воспоминании о ней. Когда же он понял, что потерял ее навеки (ведь не знал даже имени и фамилии), «он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватили ужас, отчаянье», И снова бунинский мотив усиливает трагедию человека: любовь и смерть всегда рядом. Пораженный, словно ударом, этой неожиданной любовью, поручик готов умереть, лишь бы вернуть это дорогое и такое любимое им существо: «Он, не задумываясь, умер бы завтра, если бы можно было каким-нибудь чудом вернуть ее, провести с ней еще один, нынешний день, провести только затем, чтобы высказать ей и чем-нибудь доказать, убедить, как он мучительно и восторженно любит ее».

Сборник рассказов «Темные аллеи» можно назвать энциклопедией любовных драм. Писатель создавал его в годы второй мировой войны (1937-1944), Позже, когда книга увидела свет и читатели были потрясены «вечной драмой любви», Бунин в одном из своих писем признавался: «Она говорит о трагичном и многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни». И хотя во многих рассказах любовь, о которой поведал писатель, трагична, Бунин утверждает, что всякая любовь - великое счастье, даже, если она завершается разлукой, гибелью, трагедией. К такому выводу приходят многие бунинские герои, потерявшие, проглядевшие или, сами разрушившие свою любовь.

Но это прозрение, просветление приходит к героям слишком поздно, как, например, к Виталию Мещерскому, герою рассказа «Натали». Бунин поведал историю любви студента Мещерского к юной красавице Натали Станкевич, об их разрыве, о долгом одиночестве. Трагедия этой любви кроется в характере Мещерского, который испытывает к одной девушке искреннее и возвышенное чувство, а к другой - «страстное телесное упоение», и то, и другое кажется ему любовью. Но любить сразу двух невозможно. Физическое влечение к Соне быстро проходит, большая, настоящая любовь к Натали остается на всю жизнь. Лишь на короткое мгновение героям было подарено подлинное счастье любви, но автор завершил идиллический союз Мещерского и Натали безвременной гибелью героини.

В рассказах о любви И. А. Бунин утверждал истинные духовные ценности, красоту и величие человека, способного на большое, самоотверженное чувство, рисовал любовь как чувство высокое, идеальное, прекрасное, несмотря на то, что она несет не только радость и счастье, но чаще - горе, страдание, гибель.

 

 

Это интересно: