→ Русское Старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века (115 стр.). Рябушинский В.П. Старообрядчество и русское религиозное

Русское Старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века (115 стр.). Рябушинский В.П. Старообрядчество и русское религиозное

Владимир Павлович Рябушинский родился в Москве, в семье богатейших купцов-старообрядцев, образование получил в Гейдельбергском университете, затем занялся семейным бизнесом. Дальнейшая судьба его сложилась как у многих русских людей: во время Первой мировой войны Рябушинский ушел на фронт добровольцем, получил офицерский чин и несколько ранений, в гражданскую служил в Добровольческой армии на бронепоезде; эвакуировался из Крыма вместе с Врангелем и, наконец, в эмиграции поселился в Париже, где всецело посвятил себя изучению истории русской религиозности.

В конце прошлого века, когда в России резко возрос интерес к собственной религиозной истории, многие работы Рябушинского были переизданы. «Старообрядчество и русское религиозное чувство», вышедшее этим летом, - наиболее полное современное издание его научных и литературных трудов.

Старообрядчество возникло в великорусских землях, где отродясь не было ни одного еврея, но старообрядческая религиозность (как ее видел Рябушинский) оказалась неожиданно близка еврейской ортодоксии. «Никонианская» церковь, отказавшись от русского обряда в пользу греческого, не придавала большого значения ритуалу. Споря с «раскольниками», патриарх Иоаким говорил, что «креститься - двумя ли персты, тремя, или всей дланью - все едино». Напротив, старообрядцы видели в деталях глубочайший религиозный смысл.

Обряд не безразличен и не враждебен духу - между ними существует большая внутренняя связь и зависимость. Вся история еврейского народа свидетельствует об этом: власть духа закрепилась у евреев через обряд, и лишь когда он вошел в плоть и кровь, последний перестал шататься между многобожием и верой в Единого Бога.
Старообрядцы считали, что чтение и изучение религиозной литературы - важнейшая часть веры. Правда, до талмудического принципа «изучение Торы равноценно всем заповедям» русские староверы все-таки не дошли. Тем не менее, их отношение к религиозной книге сходно с иудейским.

Книга выделяется в особую категорию… книга, очевидно, настолько нужна и близка душе древлеправославного человека, что, даже говоря о важнейшем, об ней не забывает. Вот эта уважительность к читательной книге, конечно, священной, резко отмежевывает старообрядцев от других русских религиозных групп.
Истории старообрядческой словесности почти столько же лет, что истории раскола. Рябушинский остался в этой вере, несмотря на европейское образование, и стал одним из первых старообрядцев, способных говорить о принципах своей веры как европейские интеллектуалы, хорошо знающие не только отцов церкви, но и европейскую философию и русскую литературу.

В очерке «Старообрядчество и русское религиозное чувство» собрано немало интересных фактов: о религиозной полемике конца XVII столетия, взаимоотношениях разных групп внутри старообрядчества, восстановлении старообрядческой иерархии. Вместе с тем, в этом очерке Рябушинский размышляет об истории петровской и послепетровской русской культуры и религиозности, от Феофана Прокоповича до Соловьева и Мережковского, и пытается понять, почему «православная» Россия с такой легкостью стала добычей безбожников-большевиков.

Если вдуматься, почему поруганию веры коммунистами в России не было оказано достаточно сопротивления, то одну из причин такой дряблости можно усмотреть в следующем знаменательном явлении: почти все духовно и религиозно настроенные писатели России, вслед за Гоголем, являют какой-то надлом или болезненность души. Таковы Федоров, Достоевский, Лев Толстой, Розанов, Флоренский, Мережковский, Владимир Соловьев, отчасти даже К. Леонтьев. Может быть, только Лесков да некоторые славянофилы представляют исключение, но изменить общей картины они не могут.
Еще один очерк в сборнике посвящен московскому купечеству. На эту тему писали много и многие, от Гиляровского и Дорошевича до Горького, но Рябушинский, выросший в семье богатых предпринимателей, знал жизнь московского купечества изнутри: руководил семейными предприятиями, участвовал в деловых переговорах и лично наблюдал, как решаются миллионные дела:

Прихожу раз и вижу: сидит за столом Николай Александрович Найденов, председатель Московского биржевого комитета, глава Торгового банка… Ничего трагичного для торгового банка не произошло, но начался шепот, пошли слухи, и клиенты начали снимать деньги со счетов и вкладов. По-видимому, это приняло опасные размеры, и Найденов приехал к отцу за поддержкой.
Когда он уехал, слышу приказ: «Чтобы завтра все деньги из других банков были стянуты в Торговый».
В книгу вошли и многочисленные статьи о русской иконописи - Рябушинский серьезно интересовался этой темой, в 1925 году он даже стал одним из учредителей парижского общества

В. П. Рябушинский - представитель знаменитой династии отечественных промышленников и один из крупнейших специалистов по истории русской иконописи. В издание включены фундаментальное исследование "Старообрядчество и русское религиозное чувство", цикл "Русский хозяин", статьи и воспоминания о знаковых фигурах русской эмиграции, а также свод научных и публицистических статей 1920-1950-х годов, посвященных истории и общекультурному значению русской иконописи.

Издательство: "Мосты культуры / Гешарим" (2010)

Формат: 70x100/16, 452 стр.

Братья Рябушинские основали в 1887 году «Товарищество мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями», в 1902 - Банкирский дом братьев Рябушинских, преобразованный в 1912 году в Московский банк (Биржевая площадь, 2; архитектор , 1904).

В 1905 году участвовали в создании партии , в 1906 году - буржуазной партии мирного обновления, в 1912 году - партии «прогрессистов», издавали газету «Утро России».

В 1916 году начали строительство автомобильного завода АМО ().

Литература

  • Вздорнов Г.И., Залесская З.Е., Лелекова О.В. Общество «Икона» в Париже. - В 2-х томах. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 600 с., 288 с. ISBN 5-89826-085-4 - том 1; ISBN 5-89826-125-7 - том 2

Ссылки

  • В. П. Рябушинский. Техника иконы. Предисловие «Руководства к практическому изучению писания православных икон по приёмам первых иконописцев»

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Рябушинский Владимир В. П. Рябушинский - представитель знаменитой династии отечественных промышленников и один из крупнейших специалистов по истории русской иконописи. В издание включены фундаментальное исследование… - Мосты культуры, - 2010
    640 бумажная книга
    Владимир Рябушинский В. П. Рябушинский - представитель знаменитой династии отечественных промышленников и один из крупнейших специалистов по истории русской иконописи. В издание включены фундаментальное исследование… - Мосты культуры / Гешарим, (формат: 70x100/16, 452 стр.) 2010
    535 бумажная книга
    Рябушинский В. В. П. Рябушинский - представитель знаменитой династии отечественных промышленников и один из крупнейших специалистов по истории русской иконописи. В издание включены фундаментальное исследование… - (формат: Твердая бумажная, 452 стр.) 2010
    619 бумажная книга

    Рождественский Т. С. Памятники старообрядческой поэзии // Московский археологический институт. Записки. М., 1910. Т. VI.

    Розов H. H. Повесть о белом клобуке как памятник общерусской публицистики XV в. // ТОДРЛ. 1953. Т. 9. С. 178–219.

    Романов Савва. История о вере и челобитная о стрельцах / ЛРЛД. Т. V. С. 110-148.

    Румянцев И. Никита Константинов Добрынин ("Пустосвят"). Сергиев Посад, 1916.

    Рыбаков А. С. Старая вера. Старообрядческая хрестоматия. М., 1914.

    Рябушинский В. П. Старообрядчество и русское религиозное чувство. Франция, б. д. (около 1930).

    Савва В. Московские цари и византийские василевсы. К вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской власти московских государей. Харьков, 1901

    Сапожников Д. И. Самосожжение в русском расколе со второй половины XVII века до конца XVIII. Исторический очерк по архивным документам // ЧОИДР. 1891. Т. III‑IV (есть отд. издание).

    Сарафанова Н. С. – см. Демкова Н. С.

    Сахаров Ф. К. Литература истории и обличения русского раскола. СПб., 1892-1900. Т. I‑III.

    Сахаров Ф. К. Хронологическая опись дел о расколе, хранящихся в архивах г. Владимира (1720-1855). Владимир, 1905.

    Сборник для истории старообрядчества, издаваемый Н. И. Поповым. Т. I‑II. М., 1864–1866.

    Сборник правительственных (Министерства внутренних дел) сведений о раскольниках. Т. I-П. Лондон, 1860-1862.

    Сватиков С. Г. Россия и Дон (1549-1917). Вена, 1924.

    Светозаров П. Л. – см. Павел Любопытный.

    Сводный старообрядческий синодик. Второе издание Синодика по четырем рукописям XVIII – XIX веков А. Н. Пыпиным (ПДПИ. Т. XLIV).

    Семен Денисов (Вторушин, кн. Мышецкий). История о отцех и страдальцех соловецких // Есипов Г. Раскольничьи дела XVIII столетия. Т. II. СПб., 1863.

    Семен Денисов (Вторушин, кн. Мышецкий). Виноград российский, или описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие. М., 1906.

    Сенатов В. Г. Философия истории старообрядчества. Вып. 1-2. М., 1912.

    Синод: Постановления. Собрание постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству св. Синода. СПб., 1860. Т. I‑II.

    Синодик – см. Сводный старообрядческий синодик.

    Сказание Авраамия Палицына / Под ред. О. Дружининой. М. -Л., 1955

    Скворцов Г. Патриарх Адриан // Православный собеседник. 1912. Т. I‑II.

    Скворцов Д. И. Дионисий Зобниновский, архимандрит Троицкого Сергиева монастыря (ныне Лавры). Историческое исследование. Тверь, 1890.

    Скрижаль. М., 1655–1656.

    Смирнов Е. Иоаким патриарх Московский. М., 1881

    Смирнов П. Правительство Б. И. Морозова и восстание в Москве 1648 г. // Труды Средне–Азиатского университета. Серия III. Вып. 2. Ташкент, 1929.

    Смирнов П. П. Города Московского государства первой половины XVII века. Т. 1. Вып. 1–2. Киев, 1917–1919 (оттиск из журнала "Университетские известия" за 1918 г.).

    Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке (Исследования из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным). СПб., 1898.

    Смирнов П. С. Выговская беспоповская община в первое время ее существования // Христианское чтение. 1910. Т. V‑VI.

    Смирнов П. С. Из истории раскола первой половины XVIII века. СПб., 1908.

    Смирнов П. С. История русского раскола старообрядства. 2–е изд. СПб., 1895.

    Смирнов П. С. Первые попытки раскольников приобрести архиерея // Христианское чтение. 1906. № 7.

    Смирнов П. Морозов и восстание 1648 года // Труды Средне–Азиатского университета. Ташкент, 1928.

    Смирнов С. И. Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта. М., 1914.

    Смирнов С. И. Исповедь земле // Богословский вестник. 1912. Т. 2. С. 501-537.

    Соболевский А. И. Образованность Московской Руси XV‑XVII веков. СПб., 1894.

    Соболевский А. Переводная литература Московской Руси XIV‑XVIII вв. // ОРЯС. 1903. Т. 74. С. 1-460.

    Собрание постановлений по части раскола. Изд. Министерства внутренних дел (1858), перепечатка В. Кельсиева. Лондон, 1863. Т. I, ч. 1-2.

    Соколов И. И. Отношение протестантизма к России в XVI и XVII в. М., 1880.

    Соколов Н. С. Раскол в Саратовском крае. Саратов, 1888.

    Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1959-1966. Т. I‑XIV (в скобках дается подразделение на тома самого С. Соловьева; в тех случаях, когда цитируется другое издание, указан год издания).

    Строев П. М. Дополнение к книгам гр. Ф. Толстого. Описание старопечатных книг славянских, служащее дополнением к описаниям библиотек гр. Ф. Толстого и купца И. Царского. М., 1841.

    Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб., 1877.

    Суханов Арсений. Сочинения (Изданы как вторая часть исследования: Белокуров С. А. Арсений Суханов // ЧОИДР. 1894. Т. II; есть отд. издание).

    Сырцов И. Я. Возмущение соловецких монахов–старообрядцев в XVII веке // Православный собеседник. 1880. №№ 1-2, 4-7, 10 (отд. издание: Сырцов И. Я. Возмущение соловецких монахов–старообрядцев в XVII веке. Магистерская диссертация. Второе исправленное издание. Кострома, 1889).

    Сырцов И. Я. Самосожжения в сибирском расколе. Тобольск, 1888.

    Сырцов И. Я. Соловецкий монастырь пред возмущением монахов–старообрядцев в XVII веке // Православный собеседник. 1879. №№ 10-11.

    Татарский И. А. Симеон Полоцкий (Его жизнь и деятельность). Опыт исследования из истории просвещения и внутренней церковной жизни во вторую половину XVII века. М., 1886.

    Тихонравов Н. С. Сочинения. М., 1898. Т. II.

    Три челобитные: Справщика Саватия, Саввы Романова и монахов Соловецкого монастыря (Три памятника из первоначальной истории старообрядства). М., 1862

    Тхоржевский С. Стенька Разин. М., 1923.

    Урусова Е. П. Переписка княгини Е. П. Урусовой со своими детьми / Подг. Н. Г. Высоцкий // Старина и Новизна. 1916. Кн. XX. Стр. 14-48.

    Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. СПб., 1858-1863. Т. I‑IV, VI.

    Устюгов Н. В., Чаев Н. С. Русская церковь в XVII в. // Русское государство в XVII веке. Новые явления в социально–экономической, политической и культурной жизни / Ред. Н. В. Устюгов и др. М., 1961.

    Федотов Г. П. Святой Филипп митрополит Московский. Париж, 1928.

    Федотов Г. П. Святые древней Руси. Париж, 1958.

    Федотов Г. П. Стихи духовные. Париж, 1935

    Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни (написана около 1743 г.). СПб., 1862.

    Флоровский Г. В., протоиерей. Пути русского богословия. Париж, 1937.

    Форстен. Сношения Швеции и России во второй половине XVII в. // ЖМНП. 1898. Т. I‑II; 1899. Т. II, III, IV, V.

    Фролов В. Обличение на раскольников // Братское слово. 1894. Т. I‑II.

    Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914. Т. I.

    Хрущев И. П. Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преп. игумена Волоцкого. СПб., 1868.

    Чаев Н. С. "Москва - Третий Рим" в политической практике московского правительства XVI в. // Исторические записки. 1945. Т. XVII. С. 13-23.

    Черемшанский В. М. Описание Оренбургской губернии. Уфа, 1859.

    Чистович Илларион. Выговская раскольническая пустынь в первой половине XVIII ст. // ЧОИДР. 1859. Т. II.

    Шестак Мартемьян. Слово о единогласном пении (1649 г.) // ПДПИ. 1904. Т. 155. С. 63-79.

    Шушерин И. История о рождении, о воспитании, и о житии святейшего патриарха Никона // Русский Архив. 1909. Т. IX. С. 1-110 (есть отд. издание).

    Щапов А. П. Сочинения. СПб., 1906-1908. Т. I‑III.

    Юшков С. В. Очерки из истории приходской жизни на севере России в XV‑XVII вв. СПб., 1913.

    Яковлев Г. Извещение праведное о расколе беспоповщины. М., 1888.

    Amburger Erik. Geschichte des Protestantismus in Russland. Stuttgart, 1961.

    Amman A. M. Abriss der ostslawischen Kirchengeschichte. Wien, 1950.

    Belt H. Johannes Scotus Erigena. Cambridge, 1925.

    Benz E. Ecclesia Spiritualis. Stuttgart, 1934.

    Busching A. F. Die Geschichte der evangelischen Gemeinden in Russland. Konigsberg, 1765.

    Busching Ant. Fr. Geschichte der evangelisch‑lutherischen Gemeinden in russischen Reiche. Altona, 1766.

    Calvin J. Christian Institutions. Vol. I‑II (Library of Christian Classics. Vol. XX- XXI). Philadelphia, 1960.

    Cherniavsky М. The Reception of the Council of Florence in Moscow // Church History. 1955. Vol. XXIV. P. 144–157.

    Chrysostomos Johannes - см. Johannes Chrysostomos.

    Delahaye H. Les Origines du culte des Martyrs. Bruxelles, 1912.

    Delahaye H. Les Passions des Martyrs et les Genres Literaires. Bruxelles, 1921.

    Delehaye H. Les Saints Stylite. Bruxelles, 1923.

    Fechner A. W. Chronik der evangelischen Gemeinden in Moskau. Bd. I‑II. Moskau, 1876.

    Florovsky A. Cesti jesuitove na Rusi. Praha, 1941.

    Fournier P. Etudes sur Joachin de Fiore et ses doctrines. Paris, 1909.

    George H. Williams. Spiritual and Anabaptist Writers. Philadelphia, 1967; Он же. Radical Reformation. Philadelphia, 1962.

    Gill Т. The Council of Florence. Cambridge, 1959.

    Halecki О. From Florence to Brest // Sacrum Poloniae Millenium. Roma, 1958.

    Hauptmann Peter. Altrussischer Glaube. Gottingen, 1963.

    Hoffmann Georg. Griechische Patriarchen und romische Papste. Roma, 1928-1933 (Or. Chr. 13, 15, 19, 20, 25, 30, 36).

    Holl Kars. Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischem Monchtum. Leipzig, 1898.

    Johannes Chrysostomos . Die Pomorskie Olvety als Denkmal der Anschaung der russischen Altglaubigen der I Viertel des XVIII Jhrht. Roma, 1959 (Or. Chr. 148).

     

     

    Это интересно: