→ Школьный музыкальный словарик. Сочетание звуков в слове. Сочетание нескольких звуков Повторение - мать

Школьный музыкальный словарик. Сочетание звуков в слове. Сочетание нескольких звуков Повторение - мать

ккорд - (итал. accordo - согласие), одновременное сочетание нескольких звуков различной высоты, воспринимаемых слухом как звуковое единство. А. различаются по количественному и интервальному составу входящих в них звуков. В основном виде звуки А. расположены по терциям вверх от нижнего тона, каждому из них присвоено название (по интервалу от нижнего звука): основной тон, или прима, терция, квинта, септима и т. д. Основные виды аккордов: трезвучие (из 3 различных звуков), септаккорд (из 4), нонаккорд (из 5), ундецимаккорд (из 6). Трезвучия бывают 4 типов: мажорное (большая и малая терции), минорное (малая и большая терции), уменьшенное (2 малые терции), увеличенное (2 большие терции). Септаккорд образуется из трезвучия (кроме увеличенного) с добавлением сверху малой или большой терции. Септаккорды бывают большие, малые и уменьшенные (по интервалу септимы между крайними звуками).

Перемещение звуков А., при котором основной тон переходит в один из верхних голосов, называется обращением. В этих случаях название А. изменяется. Трезвучие имеет 2 обращения (секстаккорд и квартсекстаккорд). Септаккорд имеет 3 обращения (квинтсекстаккорд, терцквартаккорд, секундаккорд). Нонаккорд и ундецимаккорд применяются преимущественно в основном виде, обращения их не имеют самостоятельных названий. В музыке встречаются иногда А. квартового строения. См. также Гармония

АККОРД.

Людмила Викентьевна Михеева. Музыкальный словарь в рассказах

Весь вечер Ленский был рассеян,
То молчалив, то весел вновь;
Но тот, кто музою взлелеян,
Всегда таков; нахмуря бровь,
Садился он за клавикорды
И брал на них одни аккорды...

Не правда ли, всем хорошо знакомы эти строки из «Евгения Онегина» (не раз на страницах этой книжки вы встретите цитаты из бессмертных пушкинских творений. Ведь его стихи -- сама музыка!). А приходилось ли вам задумываться, что, собственно, звучало под пальцами юного поэта?

Аккорд -- слово, происходящее от итальянского accordo (согласие) -- означает сочетание трех или более музыкальных тонов различной высоты, звучащих одновременно. Но не всякое звукосочетание является аккордом. Если вы подойдете к роялю и двумя руками нажмете первые попавшиеся клавиши, то скорее всего аккорда не получится, выйдет беспорядочное сочетание звуков. В аккорде же звуки располагаются определенным образом: чаще всего так. чтобы их можно было записать через одну ступеньку друг от друга, по интервалам, которые называются терцией (что такое интервал, посмотрите в рассказе о нем).

Если в созвучии встречаются тоны, не укладывающиеся в так называемое терцовое расположение, их определяют как неаккордовые. При этом безразлично, в каком месте клавиатуры вы нажмете клавиши. Можно извлечь один звук в самом басу, другой -- в середине клавиатуры, а третий вверху. Или -- один звук сыграет контрабас, второй и третий -- две флейты. Конечно, расстояние окажется намного больше терции. Но это созвучие все равно будет аккордом, если, собрав все звуки как можно ближе, в одну октаву, вы получите расположение «через ноту».

Есть еще одно значение слова «аккорд» -- это полный набор струн для какого-нибудь музыкального инструмента. Так, в магазинах продаются гитарные или скрипичные аккорды.

Уроки музыки: Музыкальный словарь

А

А капелла - исполнение музыкального произведения без инструментального сопровождения.

Аккорд - одновременное сочетание нескольких звуков.

Ансамбль - небольшая по составу группа музыкантов, исполняющих одно произведение (от 2-х до 8-ми человек: из двух - дуэт, из трех - трио,

из четырех - квартет, из пяти - квинтет, из шести - секстет, из семи - септет, из восьми - октет )

Ария - сольный номер в опере, законченный музыкальный эпизод, где герой выражает свои мысли и чувства, а также дается

характеристика образа героя.

Альт - низкий женский и детский голос.

Б

Балет - музыкальный спектакль, где все действующие лица только танцуют.

Баритон - средний по диапазону мужской голос.

Баркарола - песня на воде.

Бас - низкий по диапазону мужской голос.

Бах И.С. (1685-1750) - немецкий композитор эпохи Барокко, считается одним из величайших композиторов в истории музыки, автор органных произведений, вокальной музыки (Мессы, кантаты, оратории, пассионы - Страсти по Матфею), оркестровой и камерной музыки (Бранденбургские концерты, Итальянский концерт), клавирные произведения (Хорошо Темперированный Клавир, Инвенции, сюиты и др.)

Бетховен Л.В. (1770-1827) - немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх «венских классиков», ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX века.

Характерные творчества - героика, борьба, победа.

Бельканто (итал.) - красивое, прекрасное пение.

Блюзы (от сочетания двух слов: «блу»- голубой, «девл» - меланхолия, хандра) народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. Блюзы пелись обычно в сопровождении банджо или гитары.

В

Вариационная форма - форма музыки, основанная на повторении одной и той же темы с различными изменениями.

Вокализ - жанр вокальной музыки, песня, исполняемая голосом без слов (песня без слов )

Вокальная музыка - музыка, исполняемая голосом (жанры вокальной музыки : песня, романс, ария,вокализ, опера, оратория, кантата, масса, реквием)

Вивальди А. (1678-1741) - венецианский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник, один из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе, создатель жанра инструментального концерта, автор 40 опер, наиболее известной работой является серия из 4 скрипичных концертов «Времена года».

Г

Гармония (созвучие ) - средство музыкальной выразительности, акордовая цепочка, сопровождающая мелодию.

Гаврилин В.А.(1939-1999 ) - советский и российский композитор, автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к кинофильмам.

Глинка М.И.(1804-1857) - русский композитор 19 века, основоположник русской музыки, создатель первой русской оперы ("Иван Сусанин") и первого симфонического произведения (Вальс-фантазия).

Гомофония - тип многоголосного изложения, при котором один голос - главный, а остальные выполняют роль аккомпанемента.

Д

Двухчастная форма - музыкальная форма, состоящая из музыки двух разных характеров (2 части).

Дебюсси К. ( 1862-1918) - французский композитор, основоположник импрессионизма в музыке, автор фортепианных прелюдий, симфонической сюиты "Море"

Джаз (англ. Jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX - начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур.

Динамика -средство музыкальной выразительности, сила звука.

Дирижер (франц. управлять, руководить ) - руководитель разучивания и исполнения ансамблевой (оркестровой, хоровой, оперной и т. д.) музыки, которому принадлежит художественная трактовка произведения, осуществляемая под его управлением всем ансамблем исполнителей.

Дискант - высокий детский голос.

Дуэт - ансамбль, состоящий из двух исполнителей.

Духовный концерт - это многоголосное вокальное полифоническое произведение для солистов ихора. В жанре духовного концерта писал Д.Бортнянский, М.Березовский

З

Знаменный распев - основной вид древнерусского богослужебного пения. Название происходит от слова знамя (др.-рус. «знамя», то есть знак).

Знакипохожие на крючки использовались для записи распева . Особенность его звучания -мужскоеодноголосное звучание a capella .

И

Инструментальная музыка - музыка, исполняемая на музыкальных инструментах (жанры инструментальной музыки - соната, симфония, концерт, прелюдия, ноктюрн, сюита, танец, марш, этюд идр.).

Искусство - творческое отражение действительности в художественных образах художественными средствами.

Импрессионизм (франц. впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX - начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

К

Камерная музыка - музыка, предназначенная для исполнения в небольшом помещении небольшим составом музыкантов.

Канон - двухголосие, при котором один голос ведет мелодию, а другой его догоняет.

Кантата - большое вокально-симфоническое произведение торжественного характера с солистами, хором и симфоническим оркестром.

Капелла -

  • в средние века называли хор, исполнявший духовную музыку,
  • большой по составу хоровой коллектив.

Кардебалет - массовая сцена в балете.

Квартет - ансамбль, состоящий из четырех человек.

Квинтет - ансамбль, состоящий из пяти человек.

Кикта В. Г. (1941 ) - композитор, профессор Московской консерватории, автор концертной симфонии "Фрески Софии Киевской"

Контральто - низкий по диапазону женский голос.

Контрапункт - тип полифонии, многоголосия с одновременным звучанием нескольких мелодических линий, не нарушающих общего благозвучия.

Концерт (соревнование )- произведение для солирующего инструмента с оркестровым сопровождением.

Куплетная форма - форма музыки, основанная на чередовании запева и припева, применяется в песенном жанре

Л

Лад - средство музыкальной выразительности, взаимосвязь музыкальных звуков, различных по высоте (мажорный лад- светлое звучание, минорный лад - более темное)

Либретто (итал. книжечка ) - литературная основа музыкальных спектаклей: краткое литературное изложение сюжета балета, оперы, мюзикла,

оперетты )

Лядов А.К (1855-1914 ) - русский композитор, создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес) на сюжеты русского фольклора, сказочной фантастики (картинка к русской народной сказке "Баба-яга", сказочная картинка "Волшебное озеро", народное сказание "Кикимора")

М

Мелодия - средство музыкальной выразительности, главная мысль музыкального произведения, выраженная звуком.

Меццо-сопрано - средний по диапазону женский голос.

Моцарт В.А. (1756-1799 ) - австрийский композитор,скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. Принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.Характерные черты его творчества: солнечность, жизнерадостность, изящество, легкость. Произведения: 41симфония, "Рондо в турецком стиле», симфоническая сюита «Маленькая ночная серенада», оперы («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»), Реквием

Музыкальная форма - построение музыкального произведения, основанное на чередовании контраста и повтора (одночастная форма, двухчастная форма, трехчастная форма, форма родно , вариационная форма, куплетная форма)

Музыкальный образ - творческое отражение действительности в музыке. это живое обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках, музыкальных интонациях.

Мусоргский М.П. (1839-1881) - русский композитор, входил в содружество русских композиторов "Могучая кучка", автор опер "Хованщина" и "Борис Годунов", фортепианной сюиты "Картинки с выставки", романсов и песен

Мюзикл (англ. музыкальная комедия ) - музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Это развлекательное представление, в котором соединяются различные жанры искусства - эстрадная и бытовая музыка, хореография и современный танец, драма и изобразительное искусство.

Миниатюра - небольшая пьеса.

Н

Ноктюрн - музыкальное произведение, рисующее образы ночи.

О

Одночастная форма - музыкальная форма, состоящая из музыки одного характера (1 часть)

Опера - (итал. труд, сочинение )музыкальный спектакль, в котором все действующие лица только поют.

Оркестр - большой коллектив музыкантов-инструменталистов (симфонический оркестр, духовой оркестр, джазовый оркестр, оркестр русских народных инструментов , камерный оркестр).

П

Паганини Н. (1782-1840) - итальянский скрипач и композитор, автор Каприса №24.

Партесное пение (от слова partes – голоса ) - тип русской многоголосной вокальной музыки, получивший распространение в православном богослужении в XVII веке и первой половине XVIII века. Количество голосов может быть от 3 до 12, а может достигать 48. Наиболее характерный жанр музыки, в котором нашло отражение партесное пение, - партесный хоровой концерт.

Песня - жанр вокальной музыки.

Перголези Д. (1710-1736) - итальянский композитор, скрипач и органист, представитель Неаполитанской оперной школы и один из самых ранних и важнейших композиторов оперы-буффа (комической оперы), автор кантаты "Stabat mater".

Полифония - тип многоголосного изложения, при котором все голоса равнозначны.

Програмная музыка - музыкальные произведения, в которых идеи, образы, сюжеты разъяснены самим композитором. разъяснения автора могут быть даны в тексте - пояснении, прилагаемом к произведению, или в его заголовке.

Прокофьев С. (1891-1953) - один из крупнейших и самых исполняемых композиторов XX века (кантата "А.Невский", балеты "Золушка" и "ромео и Джульетта", оперы "Война и мир" и "Повесть о настоящем человеке", симфоническая сказка "Петя и волк", 7 симфоний, фортепианные миниатюры "Мимолетности"

Прелюдия (вступление) - короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.

Р

Рапсодия (рапсод) - странствующий музыкант, воспевающий свою родину)- жанр инструментальной музыки, музыкальное произведение выстроенное в свободной форме на основе народных мелодий.

Рахманинов С.В .(1873 - 1943) - российский композитор, пианист-виртуоз и дирижёр, автор вокальной музыки - романсов, хоровых произведений, опер; фортепианной музыки - прелюдии, концерты, сонаты и др.; симфонической музыки .

Регистр - средство музыкальной выразительности, относительная высота звуков, диапазон.

Регтайм (рваный ритм) – танцевальная музыка особого склада – это попытка негритянских музыкантов использовать перекрестные ритмы африканской музыки при исполнении полек, кадрилей и других танцев. Это фортепианный жанр, основатель – Скотт Джоплин.

Ритм - средство музыкальной выразительности, закономерное чередование звуков различной длительности .

Романс - жанр вокальной музыки, музыкальное произведение для голоса с сопровождающим инструментом, написанное на небольшоестихотворение лирического содержания (песня о любви ). В романсе раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе.

Рондо - музыкальная форма, основанная на чередовании постоянно повторяющегося фрагмента и нового эпизода (рефрен и эпизод)

Реквием (лат. покой) - музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром.

Римский-Корсаков Н.А. (1844-1908) - русский композитор, по профессии морской офицер, входил в содружество русских композиторов "Могучая кучка",

написал 15 опер, большинство из них на сказочный сюжет (Садко, Снегурочка, Золотой петушок и др.)

С

Свиридов Г (1915-1998) - выдающийся советский и российский композитор, пианист, ученик Дмитрия Шостаковича. Писал вокальную и инструментальную музыку (музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина "Метель", кантаты - "Поэма памяти С.Есенина", "Снег идет")

Симфония (созвучие )- крупное инструментальное многочастное произведение для симфонического отркестра.

Соната - жанр камерной музыки для соло инструмента.

Состав симфонического оркестра :

  1. струнные смычковые инструменты - скрипка, альт, виолончель, контрабас.
  2. духовая группа - деревянные духовые инструменты (флейта, кларнет, гобой, фагот); медные духовые инструменты (труба, тромбон, валторна, туба).
  3. ударная группа - большой и малый барабан, медные тарелки, треугольник, колокола, литавры, челеста.
  4. особое место занимает арфа .

Состав оркестра русских народных инструментов :

  1. струнные щипковые инструменты - балалайка, домра, гусли, бас-балалайка.
  2. духовые инструменты - свирель, рожок, жалейка, береста, свистульки.
  3. ударная группа - бубен, деревянные ложки,трещетка, коробочка, ксилофон, рубель.
  4. особое место занимает баян .

Сопрано - высокий женский голос

Средства музыкальной выразительности (музыкальный язык произведения) - интонация, мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад, регистр, гармония, оркестровка, характер.

Симфоджаз (англ. sympho-jazz) - стиль, сочетающий в себе элементы джаза и легкой симфонической музыки.

Спиричуэлы - песни североамериканских негров религиозногно содержания, госпелы (трудовые песни).

Сюита - музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, объединенных общим названием.

Т

Тембр - средство музыкальной выразительности, окраска звука.

Темп - средство музыкальной выразительности, скорость звука.

Тенор - высокий мужской голос.

Трехчастная форма - музыкальная форма, состоящая из музыки трех характеров (неповторная трехчастная

форма - АВС , повторная трехчастная форма - АВА )

У

Увертюра -

  • оркестровая пьеса, вступление к опере, балету, которое подготавливает слушателя, вводит в атмосферу произведения, в круг идей и образов
  • самостоятельное произведение программного характера, несущее в себе идею названия.

Ф

Фуга - высшая форма полифонии, многоголосное полифоническое произведение, которое строится на проведении одной или нескольких музыкальных тем во всех голосах.

Х

Хор - большой коллектив музыкантов-певцов. Хор в опере - массовая сцена в опере.

Хорал (хоровое песнопение) - одноголосное песнопение, являвшееся частью богослужения в церкви Западной Европы.

Хабанера - народный кубинский танец, по своему ритму близо танго.

Ч

Чайковский П.И. (1840-1893) - русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний, четыре сюиты, программная симфоническая музыка (Увертюра-нтазия "Ромео и Джульетта", балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

Чесноков П.Г. (1877-1944) - русский композитор , хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовных произведений .

Чюрлёнис М.К. (1875-1911) - литовский художник и композитор; родоначальник профессиональной литовской музыки.

Ш

Шопен Ф. (1810-1849) - польский композитор, выдающийся пианист, основоположник польской музыки, горячий патриот своей родины, музыка пронизана интонациями польской народной музыки. Писал музыку для фортепиано: мазурки, полонезы, вальсы, ноктюрны, прелюдии, этюды и др.

Шуберт Ф. (1797- 1828) - немецкий композитор, родоначальник романтизма, создал новый тип песен (небольшие музыкальные сцены с определенным сюжетом, в которых аккомпанемент активный участник действия) и новый вокальный жанр - балладу .

Орфоэпия - однозначно одна из самых сложных тем в русском языке. Проблема заключается в том, что даже носители языка не всегда могут сказать, как правильно произносится то или иное слово. Конечно, в большинстве случаев мы интуитивно это знаем, но порой сочетание звуков в слове ставит в тупик и нас. Существуют ли какие-нибудь правила, которые смогут облегчить жизнь русскоговорящего человека и помогут ему избежать ошибок хотя бы в этом? Определённо существуют. Добро пожаловать в тёмный мир запутанной русской орфоэпии.

Сочетания гласных

Начнём, пожалуй, с гласных звуков - они меньше подвергаются влиянию своих соседей. Сочетание обычно произносится согласно правилам орфоэпии. Единственный нюанс - если перед - е, ю, я, ё - стоит другой гласный, то эти звуки, если так можно выразиться, раздваиваются: -е - становится [йэ], -ю - превращается в [йу], -ё - обратится в [йо], а -я - будет произноситься как [йа] - это так называемые йотовые гласные, в которых появляется призвук этого самого сонорного. Кроме того, «йотовость» проявляется также в начале слова (например, «яма » звучит как [йама ]), а ещё после разделительных мягких и твёрдых знаков ([вйуга ] и [падйэзд ]). Кстати говоря, даже если гласный перед другим гласным стоит в другом слове (-говорила я -), йотовость всё равно будет присутствовать.

Также следует отметить, что наиболее удачная позиция для гласных - ударная, именно в ней звуки слышны наиболее отчётливо.

А практика

Давайте закрепим сочетание двух гласных звуков транскрибированием нескольких слов: самостоятельность, каньон, егерь, льёт, классификация, адажио, юность, яркая юла, разъезд, яблоко, вариантность, приезд, ярмарка, страна Япония, пение.

Сочетания согласных. Одинаковые на стыке морфем

С согласными звуками всё не так легко. Здесь имеет значение всё: звуки-соседи, положение звука в слове (в его морфемах) и многие другие факторы.

Первый вопрос - сочетание согласных звуков на стыке морфем, в особенности, одинаковых звуков. Всем нам встречались слова вроде -длинный, рассудок, программа -, и произносим мы их, совершенно не задумываясь. А вместе с тем существуют определённые правила и фонетические законы, которые объясняют эти явления. Так в словах вроде - сшить, рассудок, подделка - сочетание нескольких звуков произносится как один, просто более долгий: [ˉшить, раˉсудок, поˉделка ]. Да, здесь наблюдается ещё одно явление - уподобление одного согласного звука другому, которое будет объяснено позже. Главное уяснить, что в любом случае одинаковые звуки на стыке морфем превращаются в один.

А если они в одной морфеме? В корне, например

А как же сочетание звуков в слове, находящееся в корне? В современном русском языке такие случаи практически не встречаются - они характерны в основном для заимствованных слов (гамма, процесс ). Так вот, подобные сочетания также произносятся как один звук, но не долгий, а короткий. В ряде заимствованных слов эти изменения видны невооружённым глазом: атака (от attack) коридор (от corridor) .

Одинаковые звуки в русском языке на стыке морфем становятся одним долгим, если же они встречаются в одной морфеме, корне, например, то эта долгота не проявляется. Ещё одно важное замечание: в два одинаковых звука никогда не пишутся рядом, если нужно показать, что этот звук будет долгим, над ним ставится горизонтальная черта - специальный фонетический знак.

А что такое ассимиляция

Следующее явление, связанное с понятием сочетание звуков в слове, - ассимиляции. Ассимиляция - это уподобление произношения одного звука другому, существует несколько видов этого явления, определяемых в зависимости от влияющих друг на друга звуков. Рассмотрим каждое из них.

Ассимиляция по звонкости/глухости

Ассимиляция по звонкости и глухости проявляется на стыке звонкого и глухого согласного, соответственно - русскому языку чуждо подобное сочетание, поэтому первый звук подвергается влиянию второго, оглушаясь или озвончаяясь. По-научному это называется регрессивной ассимиляцией.

Изменения происходят в следующих случаях:

  1. На стыке морфем: пробеШка - звонкий -ж- под влиянием глухого -к- также становится глухим
  2. На стыке предлогов и слов: поТ снегом - звонкий -д- подвергается влиянию глухого -с-, оглушаясь
  3. На стыке слова и частицы: гоТ-то - снова оглушение из-за влияние глухого -т-
  4. В знаментальных (слова, обладающие лексической самостоятельностью - существительные, глаголы, прилагательные, наречия и т.п.) словах, которые произносятся без паузы между ними: роК козы - звонкий -г- оглушается под влиянием соседнего глухого -к-.

Как видно из примеров, оглушение встречается гораздо чаще, чем озвончение. Вместе с тем, это правило не действует на сонорные звуки в русском языке (Тренд - по правилам следовало бы произносить [Дренд ], но из-за особенностей русской орфоэпии первый согласный не подвергается изменениям) и на согласные перед призвуком -й-, появляющимся в йотовых гласных: [оТЙэзд ], хотя это слово должно было бы звучать как [оДЙэзд ].

Ассимиляция по мягкости

Идём к следующему виду ассимиляции - по мягкости. Она также является регрессивной - то есть первый звук подчиняется влиянию последующего. Такое изменение происходит перед:

  1. Гласным: [э] - м"Эл - мел; [и] - п"Ил - пил
  2. Мягкими согласными: внутри слова (каЗ"н " ); на стыке морфем (С"м"эна ).

Подозрительно просто

Но в данном правиле существует ряд исключений. Сочетание звуков в слове не подвергается ассимиляции:

  1. На стыке слов (воТ л"эс ) - по аналогии с ассимиляцией по звонкости/глухости должно было бы произойти смягчение, но такая ситуация является исключением.
  2. Губные согласные -б, п, в, ф - перед зубными -д, т, г, к, х - (ПТ"энчик, ВЗ"ать )
  3. - Ж, ш, ц - никогда не бывают мягкими, более того, перед ними не появляются мягкие согласные. Единственное исключение из этого правила - [л/л "]: коНЦевой-коЛ"цо.

Таким образом, говорить о том, что ассимиляция по мягкости так уж строго подчиняется регламентирующим её правилам, нельзя. Существует целый ряд нюансов, забывать о которых ни в коем случае нельзя.

Ассимиляция по твёрдости

Следующий тип взаимовлияния - ассимиляция по твёрдости. Встречается она только между корнем и суффиксом: слесаР"-слесаРНый - то есть суффикс, который начинается на твёрдый согласный, влияет на предыдущий звук. И снова встречаются исключения: ассимиляция не будет происходить перед -б - (проЗ"Ба ), а также правилу не подчинится [л" ] (поЛ"э - запоЛ"Ный ).

Ассимиляция перед шипящими

На количество звуков в слове влияет ещё один вид ассимиляции - свистящих -з, с - перед шипящими -ш, ч, ж -. В данном случае первый звук сливается со вторым, абсолютно ему уподобляясь: сшить - ˉШить , с жаром - ˉЖаром . Это же правило применимо и для -д, т - перед -ч, ц -: оˉЧёт . Распространяется этот вид ассимиляции и на сочетания -жж - и -зж - в корне слова (-позже - поˉже ). Таким образом,из-за этого вида уподобления количество звуков в слове на один меньше, чем букв.

Непроизносимые согласные

Никто не отменял такое явление, как Кое-где некоторые звуки просто не произносятся - можно сказать, что они выпадают. Это явление отлично демонстрирует сочетание звуков в слове -стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц -, например чеСТНый, поЗДНий, чуВСТВо, соЛНЦе . С ним связаны определённые трудности: некоторые руководствуются так называемым фонетическим принципом письма (как слышу - так пишу), следовательно, если согласный не произносится, его и быть в слове не должно. К сожалению, это не так. Так что обязательно нужно подбирать чтобы проверить, не выпал ли в данной ситуации какой-нибудь звук: честный - честь, поздний - опоздал - обычно ищут слова, где после согласного будет гласный или сонорный, которые позволят звуку проявиться наиболее ярко.

Не совсем сочетание, но немного об оглушении

Продолжая тему следует отметить, что эти звуки имеют тенденцию становиться глухими на конце слова вне зависимости от предшествующего гласного или согласного. Мы говорим пороК вместо пороГ и молоТ вместо молоД . Подобное явление приводит к появлению так называемых омофонов - слов, которые пишутся по-разному, но произносятся одинаково, как те же самые молот (как инструмент) и молод (как краткое прилагательное). Правописание согласного на конце подобных слов должно проверяться.

И немного из истории

В русском языке начала прошлого века была популярна ассимиляция сонорных, то есть, например, согласный -р - в слове армия произносился не твёрдо, как привычно нам, современным носителям языка, а мягко ар"м"ия . В настоящий момент это явление практически не наблюдается.

Повторение - мать...

Закрепить всё вышеизложенное можно с помощью транскрибирования предложенных ниже слов:

огород, смех, отсутствие, яблочный, предчувствие, град, дройд, саванна, цивилизация, мираж, сжечь, отчитаться, рассылка, заполнять, отказ, веселье, трава, власть, льёт, взятка, код доступа, Киев, год-то.

В заключение

Слово, слог, звук - так можно представить орфоэпическую иерархию русского языка. И говорить о том, что в ней всё легко, нельзя ни в коем случае. На простейшем примере сочетаний согласных мы убедились, что далеко не всегда для того, чтобы правильно произнести слово, хватает интуиции. Давайте хотя бы пытаться говорить правильно, чтобы сохранить всю красоту и богатство нашего языка. Это ведь совсем несложно.

 

 

Это интересно: