→ Жизненный и творческий путь рахманинова кратко. Краткая биография рахманинова самое главное. Симфоническое творчество. «Колокола»

Жизненный и творческий путь рахманинова кратко. Краткая биография рахманинова самое главное. Симфоническое творчество. «Колокола»

Сергей Васильевич Рахманинов появился на свет в Новгородской губернии в апреле 1873 года. Первые уроки фортепианной игры будущий композитор получил от матери. Когда Сереже исполнилось 4 года, она начала проводить с ним музыкальные занятия. И они не прошли бесследно.

С. В.: учеба в консерватории

Когда Сереже было 9 лет, его семья переселилась в северную столицу. Мальчика сразу отдали учиться в Петербургскую консерваторию. Он попал в класс профессора Демянского. Через три года Сергею пришлось перевестись в Московскую консерваторию, так как его родители переехали в этот город. В 1892 году он окончил учебное заведение с В качестве работы на экзамен он написал оперу «Алеко», состоящую из одного акта. В этом же году она с успехом была поставлена на сцене Московского большого театра.

Биография Рахманинова С. В.: первые выступления

Как талантливый пианист Сергей Васильевич предстал перед публикой еще зимой 1892 года. Все быстро убедились в его незаурядных способностях. Уже тогда игра Рахманинова была яркой, сильной, звучала богато и насыщенно, отличалась остротой ритма. Волевая напряженность композитора захватывала, покоряла и приковывала внимание слушателей и зрителей.

Биография Рахманинова С. В.: признание и первый провал

Настоящую славу талантливому симфонисту его принесла фантазия «Утес». Написана она была почти сразу после завершения учебы в консерватории. В печати отметили тонкость и богатство, гармонию и яркость произведения, поэтичность его настроения. Конечно, индивидуальный обаятельный почерк Рахманинова как композитора чувствовался уже в первых опытах. В 1897 году случился провал его Первой симфонии. Рахманинов вложил в нее столько душевной энергии и труда и при этом остался непонятым большинством музыкантов и критиков.

Это стало для него глубокой психической травмой. На некоторое время Рахманинов замолчал: он критически переосмысливал все, что создал ранее. Зато результатом напряженной внутренней работы стал колоссальный творческий всплеск.

Биография Рахманинова С. В.: первые годы 20 века

В это время композитор сочинил целый ряд прекрасных произведений в разных жанрах. В 1901 году Рахманинов предстает перед публикой в совершенно новом свете. Второй фортепианный концерт показал его как создателя, который обладает всеми средствами новой техники. Еще одной несомненной творческой удачей Рахманинова стала Вторая сюита. По характеру музыки в некоторых моментах она даже перекликалась с концертом. Оперы «Франческа да Римини», а также «Скупой рыцарь» были показаны в течение одного вечера на сцене Большого театра. Они вызвали немало разногласий и споров, хотя и были встречены с интересом. Отдельное место в творчестве композитора отводится романсам. Фортепианное сопровождение этих произведений отличается разнообразием форм и красочностью.

С. В. Рахманинов. Биография краткая: эмиграция

Впервые композитор успешно гастролирует по Америке в 1909 году. Но тогда у него и мысли не было остаться за границей. А вот когда на родине произошла Рахманинов, в отличие от многих, был уверен, что старой России пришел конец, и ему как артисту жизни здесь не будет. Неожиданно он получил приглашение из Швеции. Ему предлагали принять участие в концерте в Стокгольме. Сергей Васильевич воспользовался этим случаем и вместе с женой и детьми в 1917 году оставил Россию. Сначала он отправляется в Швейцарию, оттуда - в Париж. А с 1935 года его семья живет в США. Только спустя 10 лет после длительного перерыва в творчестве он завершил Четвертый фортепианный концерт, который начал еще до Первой мировой войны, и обработал несколько народных песен для хора и оркестра. Рахманинов очень тосковал по Родине. Он собирал советские пластинки, читал всю прессу и книги, поступавшие из СССР.

Сергей Рахманинов. Биография: последние годы жизни

Завершающий концертный сезон композитора открылся в 1942 году. Он начался сольным выступлением осенью в Детройте. Через месяц большой сбор с концерта, проведенного в Нью-Йорке, Рахманинов уже не в первый раз отдал на военные нужды. Часть денег ушла Красному Кресту Америки, а часть через генерального консула была передана России. После изнурительной болезни в марте 1943 года Сергей Васильевич скончался в Беверли Хиллз, окруженный самыми близкими людьми.

Сергей Рахманинов – известный русский композитор, родился в 1873 году в Новгородской губернии.

С раннего детства Сергей увлекался музыкой, поэтому было решено отдать его на обучение в консерваторию Петербурга на отделение фортепиано. Кроме того, он обучался в пансионе Зверева, а также в Московской консерватории.

После окончания обучения Рахманинов начинает преподавательскую деятельность в Мариинском училище, а затем становится дирижером в русской опере.

В начале своей музыкальной деятельности он потерпел неудачу, а подлинное признание наступило в 1901 году. В это время он создает свои знаменитые Второй и Третий фортепианные концерты, Вторую симфонию.

Часто Рахманинов посещал Англию, где также выступал как пианист и дирижер.

В 1917 году он отправляется в Скандинавию на гастроли. В Россию он больше так и не вернулся. Большого успеха ему удалось добиться в США, там он сочинял мало, в основном гастролировал. Великое его произведение «Симфонические танцы» было создано только в 1941 году.

Во время Второй мировой войны Сергей Рахманинов пытался помочь своим соотечественникам, отправляя на Родину все собранные на благотворительных концертах средства.

После затяжной болезни в 1943 году музыкант ушел из жизни.

для 4 класса

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Артур Конан Дойл

    Артур Конан Дойл – известный английский писатель, создавший много интересных произведений различных жанров. Из-под его пера вышли исторические и приключенческие романы, научно-фантастические повести и романы, публицистические статьи и т.д.

  • Иван Данилович Калита

    Иван Данилович Калита. С этим именем связывают период становления града Московского как духовного и экономического центра Руси.

  • Жан Кальвин

    Жан Кальвин являлся один из самых радикальных деятелей европейской Реформации, французский теолог, который положил начало новому религиозному течению протестантской церкви.

  • Житие Николая Чудотворца и биография краткое содержание

    Великий служитель и угодник Господа, Николай Чудотворец, известен многими чудесами своими и милосердием к людям. Он исцелял больных, спасал людей от бед и неоправданных обвинений.

  • Иван Никитович Кожедуб

    Иван Кожедуб - советский лётчик, герой Советского Союза, воевавший во время Великой Отечественной войны, участвовал в конфликте на Корейском полуострове.

Родился 20 марта 1873 г. в Новгородской губернии в имении Онег и происходит из старинного дворянского рода. Влечение ребенка к музыке сказалось в очень раннем возрасте, и уже четырех лет он брал уроки музыки у своей матери, а затем до 9-летнего возраста его занятиями руководила пианистка Орнатская. С 1882 г. учился в Петербургской консерватории под руководством профессоров Ф.П.Демянского и Сакетти, с 1885 г. - в Московской консерватории у Н.С.Зверева и А.И.Зилоти, С.И.Танеева и А.С.Аренского (композиция). В годы учения сочинил ряд произведений, в т.ч. романс «В молчаньи ночи тайной».

Окончил Московскую консерваторию по классам фортепиано (1891) и композиции (1892, с большой золотой медалью). Дипломная работа Рахманинова - одноактная опера «Алеко»(либретто В.И.Немировича-Данченко по поэме А.С.Пушкина «Цыгане»), которая была исполнена в первый раз в апреле 1893 г. в Большом театре в Москве.

Как пианист Рахманинов в первый раз выступил осенью 1892 г. на московской электрической выставке в концерте под управлением Главача, и как композитор - в одном из симфонических собраний сезона 1892 - 93 гг., где под управлением В.И.Сафонова были исполнены танцы из его оперы «Алеко». В этом же году написан 1-й фортепианный концерт opus 1, исполненный впервые в 1895 г. за границей А.И.Зилоти (2-я редакция - 1917 г.); две вещи для виолончели и 5 - для фортепиано. В 1893 г. написаны 6 романсов (opus 4), первая сюита для двух фортепиано, 2 вещи для скрипки, фантазия для оркестра «Утес» (первое исполнение 20 марта 1894 г. в симфоническом собрании), затем еще 6 романсов (opus 8) и элегическое трио памяти П.И.Чайковского, исполненное в 1894 г. в собственном концерте.

В 1894 же году написаны 7 вещей для фортепиано, 6 вещей для фортепиано в 4 руки и «Каприччио на цыганские темы» для оркестра, исполненное в 1895 г. симфоническим оркестром под управлением автора. В 1896 г. впервые исполнялась 1-я симфония, написанная годом ранее, в Петербурге в Русском Симфоническом Собрании под управлением Глазунова. В этом же году вышли из печати 12 романсов, 6 хоров для женских голосов и 6 пьес для фортепиано.

С сентября 1897 г. Рахманинов был приглашен дирижером в Московскую Частную оперу, где пробыл два сезона (здесь началась его дружба с Ф.И.Шаляпиным). В течение этих двух лет за недостатком времени он ничего не написал и только в конце 1899 г. вышел его романс «Судьба», исполненный в марте 1900 г. В следующем 1901 г. им написана вторая сюита для двух фортепиано opus 17, исполненная впервые 24 ноября в Филармоническом Собрании; затем второй концерт для фортепиано с оркестром, исполненный автором в первом Филармоническом Собрании 27 октября и соната для фортепиано и виолончели (opus 19) - первое исполнение 2 декабря 1901 г. в благотворительном концерте.

В 1904 - 1906 гг. Рахманинов был дирижером Большого театра и симфонических концертов Кружка любителей русской музыки. С 1900 г. постоянно концертировал как пианист и дирижер в России и за границей (в 1907 - 14 гг. - в ряде европейских стран, в 1909 - 10 гг. - в США и Канаде). В 1909 - 12 гг. участвовал в деятельности Русского музыкального общества (один из инспекторов дирекции), в 1909 - 17 гг. - Российского музыкального издательства.

В это же время пишет симфоническую поэму «Остров мертвых» (по мотивам картины А.Беклина, 1902), оперы «Скупой рыцарь» (по Пушкину) и «Франческа да Римини» (по Данте, обе 1904), 2-ю симфонию (1907), кантату «Весна»(1908), 3-й концерт для фортепиано с оркестром (1909), поэму «Колокола» для оркестра, хора и солистов(1913), «Всенощное бдение» для хора a capella (1915); 2 сонаты (1907, 1913); 23 прелюдии, 17 этюдов-картин (1911, 1917) для фортепиано.

В декабре 1917 г. Рахманинов уехал на гастроли в Скандинавию, в 1918 г. переселился в США. В 1918 - 1943 занимался преимущественно концертно-пианистической деятельностью (США и Европа). Сочинения - 4-й концерт (1926), «Рапсодия на темы Паганини»(1934) для фортепиано с оркестром, «Три русские песни» для оркестра и хора (1926), «Вариации на тему Корелли» для фортепиано (1931), 3-ю симфония (1936), «Симфонические танцы» (1940). В 1941-1942 гг. выступил с концертами, сборы от которых передал в помощь Советской армии.

Рахманинов - один из крупнейших музыкантов рубежа XIX - XX вв. Его искусство отличает жизненная правдивость, демократическая направленность, искренность и эмоциональная полнота художественного высказывания. Он следовал лучшим традициям музыкальной классики, прежде всего русской. Обостренно-лирическое ощущение эпохи грандиозных социальных потрясений связано у Рахманинова с воплощением образов родины. Рахманинов был проникновенным певцом русской природы. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы непримиримого протеста и тихоупоенное созерцание, трепетная настороженность и волевая решимость, мрачный трагизм и восторженная гимничность.

Музыка Рахманинова, обладающая неистощимым мелодическим и подголосочно-полифоническим богатством, впитала русские народно-песенные истоки и некоторые особенности знаменного распева.

Одна из самобытных основ музыкального стиля Рахманинова - органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с ритмической энергией. Национально колоритная черта гармонического языка - многообразное претворение колокольных звучностей. Рахманинов развил достижения русского лирико-драматического и эпического симфонизма. Тема родины, центральная в зрелом творчестве Рахманинова, с наибольшей полнотой воплотилась в его крупных инструментальных произведениях, особенно во 2-м и 3-м фортепианных концертах, преломившись в лирико-трагическом аспекте в поздних сочинениях композитора.

Имя Рахманинова как пианиста стоит в одном ряду с именами Ф.Листа и А.Рубинштейна. Феноменальная техника, певучая глубина тона, гибкая и властная ритмика, всецело подчинялись в игре Рахманинова высокой одухотворенности и яркой своебразности выражения. Рахманинов был также одним из крупнейших оперных и симфонических дирижеров своего времени.

Умер С.В.Рахманинов 28 марта 1943 г. в Беверли-хиллс, Калифорния, похоронен в Валхалле, близ Нью-Йорка.

Серге́й Васи́льевич Рахма́нинов - композитор, пианист-виртуоз и дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.

Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и Петербургской школ в единый и цельный русский стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. Рахманинов в этом отношении являлся как продолжателем традиции опер Мусоргского, Римского-Корсакова, симфоний Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции (эта тема была продолжена в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке и др.). Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова - современника русской революции: именно революция, отражённая в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой доминантой темы «Россия и её судьба» (см. Н. Бердяев, «Истоки и смысл русского коммунизма»).

Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae. Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».

В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощная, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.

22.П.Чайковский: обзор основных жанров, черты стиля. Балетная реформа п.Чайковского-м.Петипа).

Много произведений написал Чайковский для детей и о детях. Это «Детский альбом» (24 пьесы для фортепиано). Здесь и сценки из детской жизни («Игра в лошадки», трилогия: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла»), и картины природы («Зимнее утро», «Песня жаворонка»), и мелодии разных народов («Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», «Русская песня»). Глубокое проникновение в детскую психологию, в царство детской фантазии способствовало созданию простых ярких пьес. «Детский альбом» Чайковского оказал большое влияние на сочинение произведений для детей русскими и советскими композиторами.

«Шестнадцать песен для дегей» композитор написал на стихи А. Плещеева, К. Аксакова и других поэтов. Наиболее известны из этого цикла песни «Мой садик», «Кукушка», «Мой Лизочек». В репертуар молодых музыкантов прочно вошли и 12 пьес, объединенных в цикл «Времена года». Все эти пьесы отмечены характерными чертами творчества Чайковского - прекрасной, яркой образностью, задушевностью высказывания. Многие, даже неискушенные слушатели хорошо понимают задумчивые и напевные мелодии, звучащие в пьесах из этого цикла, - «На тройке», «Баркаролу», грустную «Осеннюю песню», веселое оживление «Масленицы» - картинки русского быта. Изобразительное неразрывно здесь слито с лирическим, и весь цикл - это нарисованные композитором страницы жизни природы и людей.

Большое место в творчестве Чайковского занимает опера. Композитор считал, что опера «должна быть музыкой наиболее общедоступной из всех родов музыки...» В операх Чайковского гармонично сочетается раскрытие сложного внутреннего мира героев, их душевных переживаний с драматизмом действия. Это присуще всем операм композитора: «Евгению Онегину», «Пиковой даме», «Чародейке», «Мазепе», «Иоланте» и др.

Чудесный мир сказки нашел воплощение в балетах «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889; по мотивам сказки Ш. Перро) и «Щелкунчик» (1892; по мотивам сказки Гофмана). И хотя балеты написаны на разных этапах творческого пути композитора и не походят друг на друга (в «Лебедином озере» преобладает сфера драматическая, в «Спящей красавице» - эпическая, в «Щелкунчике» - характерная), но все они глубоко лиричны и во всех общая для Чайковского тема - стремление человека к счастью, преодоление препятствий в напряженной борьбе. Балеты Чайковского, созданные в содружестве с балетмейстерами Л. Ивановым и М. Петипа, разрешили главную проблему балетного театра - соотношение музыки и танца. Они открыли эру симфонического балета. Потому Чайковский - великий симфонист и оперный композитор - вошел в историю музыки как реформатор жанра балета. В его балетной музыке, сочетающей в себе черты других жанров, последовательно проводятся симфонические методы развития.

Важнейшая черта творчества Чайковского - ярко национальный характер его музыки. Естественно и органично «живут» в финалах Второй (1872) и Четвертой (1877) симфоний украинская песня «Журавель» и русская «Во поле березонька стояла». Просто и трогательно распета «Сидел Ваня на диване» в медленной части Первого струнного квартета.

Чайковский знал и любил свою Родину. Еще живя в Воткинске, где он родился, будущий композитор прислушивался к народному пению. Позже он часто бывал на Украине; его сестра Александра Ильинична была замужем за Л. В. Давыдовым - сыном известного декабриста. У своих родных Чайковский подолгу жил в Каменке.

Композитор много ездил по родной стране. Он любил и тонко чувствовал красоту русской природы. «...Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь вообще и.в ее великорусские части в особенности», - писал он.

Эта «влюбленность в матушку Русь» звучит в его первой симфонии «Зимние грезы» (1866), написанной под впечатлением путешествия по берегам Ладожского озера и на остров Валаам. Образы зимней русской природы, Kpacdra зимнего пейзажа, широта русских равнин, настроение задумчивости и светлой грусти пронизывают первые две части цикла («Грезы зимней дорогой» и «Угрюмый край, туманный край»). Третья часть - скерцо - подготавливает финал, как бы рисующий картину народного праздника, образ сильного и веселого русского народа.

Чайковский часто уезжал за границу. Его музыка получила мировое признание еще при жизни автора. Во многих странах композитор выступал пропагандистом русской музыки, дирижировал своими сочинениями. Не раз бывал он в Чехии, Германии, Франции, Италии. В 1891 г. Чайковский - в Америке, в 1893 г. - в Англии, где ему присуждают почетную степень доктора Кембриджского университета. Но за границей он тосковал по России. С середины 1880-х годов Чайковский жил под Москвой, а позже на окраине небольшого тогда городка Клина. Последнее жилище его сохранено в неприкосновенности, здесь Дом-музей П. И. Чайковского.

Но Чайковский знал не только природу России. Несправедливое устройство русского общества он тоже знал. Воспитанник петербургского Училища правоведения, он в возрасте 19 лет стал помощником столоначальника одного из отделений департамента Министерства юстиции. За три года службы через руки молодого юриста прошло около 20 дел крестьян, в которых в основном содержались просьбы в заступничестве против жестокости помещиков.

И не случайно, когда, бросив службу, он поступил в Петербургскую консерваторию, одним из первых его самостоятельных произведений была увертюра «Гроза» по драме А. Н. Островского.

«Служение обществу» он понимал серьезно и многосторонне. По окончании Петербургской консерватории в 1866 г. он начал работать в Москве: здесь также открылась консерватория, и Чайковский стал одним из первых ее преподавателей. Откликаясь на нужды отечественного музыкального образования, он создал первый русский учебник гармонии. В конце 60-х - начале 70-х годов Чайковский активно сотрудничал в качестве музыкального критика в газете «Русские ведомости». В своих статьях он боролся против слепого преклонения перед итальянской оперой, отстаивая русское музыкальное творчество. Чайковский горячо защищал просвещение, интересы широких масс в области национального искусства, глубокую уверенность в творческих силах России. И позже, уже будучи прославленным композитором, став одним из директоров Русского музыкального общества в Москве, он использовал свой авторитет для пропаганды русской музыки, музыкального просвещения.

В музыке Чайковский обращается к слушателю, размышляет совместно с ним о важных, серьезных вопросах жизни. Обобщенное содержание, как бы программу своей Четвертой симфонии, например, изложил сам композитор в одном из писем. От «безотрадных и безнадежных» чувств и «нежных грез» первой части, через меланхолические воспоминания, владеющие лирическим героем симфонии во второй части, через причудливые образы скерцо третьей, через преодоление зла, «рока» композитор ведет нас к грандиозному финалу - «картине праздничного веселья», к утверждению объективной ценности мира. Концепция эта близка основной идее Пятой симфонии Бетховена. Чайковский во многом и выступил как наследник бетховенского симфонизма.

Музыку Чайковского любил В. И. Ленин. Так, в письме к матери от 4 февраля 1903 г. он писал о Шестой («Патетической») симфонии: «Недавно были первый раз за эту зиму в хорошем концерте и остались очень довольны - особенно последней симфонией Чайковского (Symphoniе pathetique)».

Ранние годы.
Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года. его детские годы прошли в имении Онег неподалеку от Новгорода. На всю жизнь запечатлелись в памяти чудесные картины русской природы:бескрайние просторы полей и лесов, величавые воды реки Волхов, с которой связан былинный сказ о певце-гусляре Садко.
Первой учительницей музыки будущего композитора (он начал заниматься с четырех лет) была его мать Любовь Петровна. мальчик делал быстрые успехи, но, несмотря на выдающиеся способности к музыке, его вместе с братом Володей его решили определить в пажеский корпус. Однако разорение семьи изменило это решение. Обучение в пажеском корпусе, стоившее дорого, оказалась теперь не по средствам. Володю отдали в кадетский корпус, а девятилетнего Сережу - в петербургскую консерваторию.

Петербургская консерватория .
Условия для занятий в консерваториии складывались неблагоприятно. Отец оставил семью - мать и шестерых детей. Сережа поселился у бабушки и тети, которые жалели его и всячески баловали. Предоставленный сам себе, Сережа изрядно бездельничал. "Моя бабушка, - вспоминал впоследствии Рахманинов, - была очень добродушная, она верила всему, что я ей говорил. Я получал от нее 10 копеек в день на расходы и на проезд в консерваторию, но я уходил прямо на каток и проводил там все утро". В результате часто случались плохие отметки по общеобразовательным предметам. С музыкальными занятиями дело обстояло благополучнее благодаря природным способностям. Но в классе фортепиано серьезной системной работы не было.
Летние каникулы Сережа проводил с бабушкой Софьей Александровной Бутаковой под Новгородом, где с большим удовольствием слушал перезвоны старинных церковных колоколов, пение монастырского хора. Эти детские впечатления отразились в дальнейшем в произведениях Рахманинова.
Тогда же возникли первые попытки сочинять музыку. это были импровизации на фортепиано, которые Сережа нередко выдавал за произведения известных композиторов.
1885 году в Петербург приехал двоюродный брат Рахманинова Александр Ильич Зилоти. в недавнем прошлом любимый ученик Н.Г. Рубинштейна и Ф. Листа, он, несмотря на молодость(будучи всего на десять лет старше Сережи), был уже известным пианистом, преподавал в Московской консерватории. Прослушав игру Сережи на фортепиано, Зилоти предложил матери перевести того в Московскую консерватории и получил согласие.

Московская консерватория.
Зилоти определил брата в класс педагога, друга Чайковского, Николая Сергеевича Зверева,который взял Сережу на полный пансион. Так он обычно поступал по отношению к одаренным ученикам. Зверев не только не брал денег за обучение, но, напротив, сам оплачивал преподавателей, обучавших мальчиков иностранным языкам и общеобразовательным предметам. он водил их в театр, на концерты. В летние месяцы воспитанники вместе с ним ездили на подмосковную дачу, в Крым, в Кисловодск.
Зверев был требовательным педагогом, приучил своих учеников к систематической работе. Строго взыскивал за провинности, не терпел лжи, лени, хвастовства. Уроки начинались ровно в шесть утра, и тот, кто по расписанию был первым, садился за инструмент. Исключений не было ни для кого, даже если накануне ученики поздно возвращались из театра или с концерта.
Поначалу такой суровый режим тяготил Сережу, но постепенно он привык к нему и превратился в человека исключительно собранного, волевого, дисциплинированного.
"Лучшим, что есть во мне. я обязан ему", - впоследствии говорил Рахманинов о Звереве.
в 1885/86 годы в Москве давал свои знаменитые исторические концерты А. Рубинштейн. Воспитанники Зверева прослушали весь цикл, и это оставило неизгладимое впечатление. Рахманинов Вспоминал: "Вот как мы учились играть в России: Рубинштейн давал свои Исторические концерты.... Он, бывало, выйдет на эстраду и скажет: " Каждая нотка у Шопена - чистое золото. слушайте!" И он играл, а мы слушали". Антон Григорьевич бывал у Зверева в гостях. Приходили к Звереву и другие интересные гости: профессора университета, художники, актеры, музыканты. Часто бывал Чайковский. Он сразу выделил Рахманинова из всех воспитанников, следил за его музыкальным развитием. Волнующим событием для Рахманинова стал экзамен по теории музыки при переходе на старшее отделение консерватории. Рахманинов получил на нем оценку 5+. Чайковский помог своему любимцу Сереже поставить в Большом театре оперу "Алеко". Он знал по собственному опыту, как тяжело начинающему музыканту прокладывать себе дорогу.
На старшем отделении консерватории Рахманинов Занимался в классе свободного сочинения у Аренского, в классе контрапункта у Танеева, фортепиано - у Зилоти. Уже в это время всех поражала феноменальная одаренность молодого музыканта, его редкая музыкальная память. Ему достаточно было услышать один раз сложное музыкальное произведение, например первую часть симфонии, чтобы тут же сыграть ее. Он наизусть запоминал пьесу, просмотрев ноты 3-4 раза. Рахманинов часто выступал в концертах, о нем заговорили как о выдающемся пианисте.
В 1891 году Зилоти покинул консерваторию, и Рахманинов решил сдать выпускные экзамены по классу фортепиано досрочно, годом раньше. сложную экзаменационную программу он выучил за три недели и блестяще исполнил ее. В следующем 1892 году он окончил консерваторию по классу композиции с Большой золотой медалью.

Ранние сочинения.

Уже в консерватории Рахманинов достиг больших успехов в области композиции. Созданные им в эти годы произведения свидетельствуют о таланте, силь­ном, глубоком, самобытном. Подлинным шедевром явилась среди них знаменитая П р ел ю д и я до-диез м и н о р, со­чиненная в 19 -летнем возрасте. "Однажды прелюдия про­сто пришла, и я записал ее. Она подступила с такой силой, что я не смог бы отделаться от нее, если бы даже попытался. Она должна была быть, и она стала", - писа л Рахманинов.

С каждым новым проведением мелодия звучит все более страстно. В среднем разделе прелюдии (Agitato ) она преобразуется в мятежно-порывистую тему, стремящуюся вверх. Следует напряженное развитие, после чего в репризе прелюдии (она написана в трехчастной форме) дра­матизм достигает высшей точки. Грозно звучит многократно усилен­ный октавами мотив-колокол, но и второй элемент утратил жалобный характер. В мощном изложении восьмизвучными аккордами он вос­принимается как протест, воля к действию. Однако исход борьбы не­ясен. Напряжение спадает, все тише звучат удары колокола, завершая прелюдию.

В консерватории был написан также Первый фортепи­анный концерт фа-диез минор. Это произведение, по-юно­шески непосредственное, - замечательная удача молодого композитора. В нем ярко проявился его мелодический дар.

Дипломной работой Рахманинова стала опера "Алеко" на сюжет поэмы Пушкина "Цыганы". Тема для сочинения оперы была предложена ему и двоим товарищам по курсу за месяц до выпускных экзаменов. Рахманинов написал оперу за 17 дней! Такая творческая активность поразила Аренского, который воскликнул: "Если вы будете продол­жать с такой скоростью... вы сможете писать по двадцать четыре акта в год! Это куда как хорошо!".

Для Рахманинова сюжет из цыганской жизни явился сильнейшим стимулом творческого вдохновения. Именно цыганская натура для многих художников прошлого была олицетворением естественной красоты, могучего порыва к воле.

Чуткой душой музыканта Рахманинов уловил и вопло­тил в своей юношеской опере трагический конфликт между стремлением личности к свободе и несбыточностью этого стремления. Рушатся мечты Алеко, надеявшегося среди цы­ган, живущих вольной кочевой жизнью, "презрев оковы просвещенья", обрести счастье: погибают Земфира и ее воз­любленный. Одной из впечатляющих страниц оперы яв­ляется Каватина Алеко. Она становится выражением глав­ной идеи произведения. Это психологический портрет крупным планом, лирическая исповедь огромной силы и страсти.

Десятилетие после окончания консерватории (1890-е годы).

Большой успех "Алеко" на экзамене, а затем в Боль­шом театре окрылил Рахманинова. Он много сочиняет. По­являются оркестровая фантазия "Утес", Первая симфония, фортепианные пьесы, романсы, духовный концерт а капелла и другие произведения. Рахманинов-композитор становит­ся известным, о нем пишут статьи.

В эти годы Рахманинов много читал. Подолгу стоял пе­ред картинами русских художников в Третьяковской гале­рее, часто бывал у Третьяковых дома. Любил ходить в театр, особенно в Малый, где выступали корифеи русской сцены - Мария Ермолова, Пров Садовский. Но жизнь складывалась трудно. Решительный и властный в исполнительстве и твор­честве, Рахманинов по натуре был человеком ранимым, час­то испытывал неуверенность в себе. Мешали житейская не­устроенность, одиночество, скитания но чужим углам, мате­риальные затруднения.

Сильным душевным потрясением стала для Рахмани­нова внезапная кончина Чайковского 25 октября 1893 года. Под трагическим впечатлением Рахманинов написал трио "Памяти великого художника" для скрипки, виолончели и фортепиано.

Первая симфония, исполненная в Петербурге под управлением Глазунова, успеха не имела, и Рахманинов тя­жело переживал это событие. В Москву он вернулся мрач­ным, расстроенным. Он потерял веру в себя, в свой талант, стал сомневаться в правильности выбранного жизненного пути. Несколько лет ничего не сочинял, лишь выступал в концертах, правда, всегда с неизменным успехом. Матери­альное положение его становилось все хуже. Но тут не­ожиданно Рахманинов получил приглашение от известно­го мецената С. И. Мамонтова занять должность дирижера в его оперном театре. Сезон, проведенный в нем, имел боль­шое значение для композитора. Он досконально изучил партитуры многих опер, приобрел дирижерский опыт, по­знакомился с выдающимися художниками, оформлявши­ми спектакли, - Васнецовым, Поленовым, Серовым, Врубе­лем, Коровиным. Крепкая дружба завязалась у Рахмани­нова с Шаляпиным, работавшим тогда в театре Мамонто­ва. Оба музыканта часто выступали вместе. По словам со­временника, "эти два великана, увлекая один другого, бук­вально творили чудеса".

Рахманинов посещал Льва Толстого, у которого всегда находил моральную поддержку. Дружеские отношения сло­жились у него с Чеховым и Буниным, с артистами Художе­ственного театра.

В 1899 году Рахманинов впервые выступал за границей (в Лондоне), в следующем году побывал в Италии. Радост­ным событием явилась для него постановка "Алеко" в Пе­тербурге по случаю 100-летнего юбилея Пушкина с Шаля­пиным в партии Алеко. Так постепенно готовился внутрен­ний перелом, и в начале 1900-х годов Рахманинов возвра­щается к творчеству.

Годы творческой зрелости (1900-1917).

XX век на­чался в жизни композитора со Второго фортепианного концерта, прозвучавшего как могучий набат. Современники услышали в нем голос Нового времени - напряженного, взрывчатого, с предчувствием грядущих перемен. Успех кон­церта, впервые целиком исполненного в 1901 году в Москве, был огромен. Он окрылил Рахманинова, вызвал небывалый творческий подъем. "Я занимаюсь целыми днями и горю в огне", - сообщает Рахманинов в одном из писем. Одно за другим появляются кантата "Весна", прелюдии, романсы, Вто­рая симфония. За эту симфонию, как ранее и за Второй кон­церт, Рахманинов удостоен премии имени Глинки. В 1909 году написан Третий фортепианный концерт - одно из выдающихся творений Рахманинова.

В музыке этого времени много пылкой восторженности и воодушевления. Но возникают и другие настроения. Раз­мышления о жизни и смерти порождают трагические обра­зы Первой фортепианной сонаты, навеянной трагедией "Фа­уст" Гёте; симфонической поэмы "Остров мертвых" по кар­тине швейцарского художника Л. Бёклина. Со временем эти настроения углубляются. Сложное время, революцион­ные потрясения, начавшаяся в 1914 году первая мировая война, тяжелые утраты, которые понесло русское искусство, порождают ощущение надвигающейся катастрофы. В му­зыке Рахманинова все чаще возникают агрессивные образы, мрачные, подавленные настроения (например, в отдельных частях вокально-Симфонической поэмы "Колокола" на сти­хи Эдгара По, в ряде романсов, в "Этюдах-картинах" ор. 39). Однако, создавая подобные произведения, Рахманинов нахо­дил в себе силы преодолевать эти настроения. Олицетворе­нием вечной красоты становится для него любимая с дет­ства русская духовная музыка. В 1910 году он пишет "Ли­тургию Иоанна Златоуста", а в 1915-м - "Всенощное бде­ние" для хора а капелла.

Интенсивное творчество сочеталось в эти годы у Рахма­нинова с не менее интенсивной концертной - пианистиче­ской и дирижерской - деятельностью. Некоторое время он работал в Большом театре и оставил память о замечатель­ных постановках русских опер. Эта работа вдохновила ком­позитора на создание двух одноактных опер - "Франческа да Римини" (по "Божественной комедии" Данте) и "Скупой рыцарь" (по "маленькой трагедии" Пушкина). Они были по­ставлены на сцене Большого театра и прошли с успехом.

Кроме того, Рахманинов принимал участие в Русских исторических концертах, организованных Дягилевым в Па­риже. Одно время руководил Филармоническими концер­тами в Москве. Объездил с концертами многие европейские страны, гастролировал в Америке, где его выступления про­ходили с триумфом.

Но гораздо охотнее Рахманинов выступал перед русской публикой. В годы первой мировой войны он дал много кон­цертов в разных городах России. Половину сборов с них отдал на благотворительные цели, на нужды русской армии.

Рахманинов был отзывчивым человеком. Внешне суровый, всегда, однако, был готов прийти на помощь. Очень любил своих детей. "У меня есть две дочки... зовут их Ирина и Татьяна или Боб и Тасинька. Это две непослушные, непокорные, невоспитанные - но премилые и преинтерес­ные девочки. Я их ужасно люблю! Самое дорогое в моей жизни! И свет­лое!"

Рахманинов увлекался спортом, летом совершал прогулки верхом, зимой катался на коньках. Незадолго до начала войны приобрел автомо­биль, который водил сам. "Когда работа делается не по силам, сажусь в автомобиль и лечу верст за пятьдесят отсюда, на простор, на большую дорогу. Вдыхаю в себя воздух и благословляю свободу и голубые небеса".

Рахманинов любил свое имение Ивановку в Тамбовской губернии. Здесь были созданы его лучшие произведения. "Он любил русскую зем­лю, деревню, крестьянина, любил хозяйничать на земле, сам летом брал косу, ненавидел, как личного врага, лебеду и прочие сорняки и часто часа­ми мне рассказывал, как хороша деревня", - вспоминала известная писательница Мариэтта Шагинян.

Рахманинов за границей. Последние произведения. 1917 год стал переломным в судьбе Рахманинова и его се­мьи. Февральскую революцию он встретил радостно, октябрь­ская вынудила его покинуть Россию навсегда. Главными причинами были опасения за судьбу семьи, ощущение своей ненужности новому обществу.

В декабре 1917 года Рахманинов с семьей выезжает в Швецию. Он дает концерты в Скандинавских странах, а за­тем переезжает в США. Началась изнурительная концерт­ная деятельность вначале в Америке, затем по всей Европе, подчинявшаяся суровым законам музыкального бизнеса. Количество выступлений было огромным: только в сезон 1919/20 года он дал 69 концертов. С ним выступали миро­вые знаменитости: скрипач Яша Хейфец, виолончелист Пабло Казальс, дирижеры Леопольд Стоковский, Артуро Тоскани-ни, Юджин Орманди, Бруно Вальтер. Его концерты проходи­ли в переполненных залах, портреты не сходили со страниц американских газет. Его узнавали продавцы, шоферы такси, носильщики, преследовала армия корреспондентов и фото­репортеров. Но триумф Рахманинова-исполнителя не мог заглушить в нем страстной тоски по отечеству. Даже круг близких друзей за рубежом ограничивался преимущественно выходцами из России. Значительную часть своих гонораров Рахманинов использовал для материальной поддержки со­отечественников как за рубежом, так и на родине.


 

 

Это интересно: