→ Кирилло-Мефодиевские чтения «Читающая молодежь-будущее России» Проблемы подростков в современной русской литературе и в жизни. Влияние художественной литературы на формирование идеалов современной российской молодежи Образ молодежи в отечественной и миров

Кирилло-Мефодиевские чтения «Читающая молодежь-будущее России» Проблемы подростков в современной русской литературе и в жизни. Влияние художественной литературы на формирование идеалов современной российской молодежи Образ молодежи в отечественной и миров

Научно-исследовательский проект "Проблемы молодежи в современной литературе (на материале произведения Зои Сагг "Девушка online")"

Во взрослом мире принято считать, что детство должно быть счастливым. Однако в жизни приходится наблюдать эпизоды, которые очень далеки от благополучия и счастья. Всерьёз я задумалась над проблемой моих сверстников, когда прочитала произведение Зои Сагг «Девушка online». Конечно, в современном обществе эта тема, касающаяся проблем подростков, не новая. Но сейчас она представляется мне особенно актуальной. Её поднимают в телепередачах, на радио, в газетных публикациях. Интерес писателей к "подростковой" теме обусловлен, прежде всего, открывающейся возможностью исследовать начальный, сложный и драматический процесс формирования человека, его мировоззрения, этических основ личности. Образ подростка в литературе показан в динамике: изменяется морально-этическое содержание, способ характеристики героя.
Объект - молодежный роман Зои Сагг «Девушка online»
Предмет - проблемы героев произведения Зои Сагг «Девушка online»и подростков нашей школы.
Гипотеза: если рассмотреть роман Зои Сагг «Девушка online», то можно выявить круг проблем молодежи и доказать, что они соответствуют современному психолого-педагогическому понятию «подросток».
Цель данной работы: выявить круг проблем подростков, отраженных в современной литературе (на примере произведения Зои Сагг «Девушка online») и в жизни.
Задачи :
-изучить теоретический материал об особенностях подросткового возраста;
- рассмотреть, как изображается образ подростка в современной литературе;
- прочитать и проанализировать произведение Зои Сагг «Девушка online»;
-изучить характеры героев повести, мотивы их поступков;
-выявить сложные ситуации в мире персонажей романа и причины их возникновения;
- провести анкетирование на выявление круга проблем подростков;
-проанализировать анкеты учащихся 7-9 классов;
-обобщить проблемы в жизни подростков и сделать выводы.
Работа представляет собой опыт самостоятельного исследования. Методика исследования:
- изучение теоретического материала,
- анализ произведения Зои Сагг «Девушка online»
- анкетирование учащихся;
- анализ полученных результатов;
- составление диаграмм,
- выступление перед учениками.
Структура работы представляет: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Подросток в психологии и литературе.
Особенности подросткового возраста
Кого можно считать подростком и каково значение данного периода в становлении личности? Этому вопросу посвящены труды многих исследователей в области психологии, философии и социологии.
Человечество не всегда имело в своем словаре понятие "подросток". Как отмечает Ф.Ариес, в доиндустриальной Европе не различали детство и отрочество, а само понятие "подростковый возраст" возникло лишь в 19 веке. Первым предложил рассмотреть этот период как переходный от детства к взрослости Ст. Холл.
При рассмотрении образа подростка с точки зрения его психологических особенностей следует отметить, что в науке нет точного определения возрастных границ подросткового периода. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д. В данном исследовании мы опираемся на мнение сторонников социального подхода (Аверин, Дольто) при определении границ подросткового периода, т.е. главным критерием считаем социальное влияние на развитие личности. По мнению Т.М. Простаковой, "развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах".
Изучение подросткового периода - очень сложный, долгий и многоплановый процесс, который не завершен и по сей день. Не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. Подростковый возраст (отрочество) - это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытию «Я», формирования социальных установок.
Особенностью подросткового возраста является задача нравственного взросления, т. е. определения собственного отношения к себе и миру, формирования мировоззрения и нравственных ценностей, норм и личностных смыслов.
Известно, что нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Как правило, подростки в поисках правильного ответа на нравственные вопросы обращаются к источникам, таким, как научная и популярная, художественная литература, произведения искусства, печать, телевидение.
Оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наше ближайшее будущее, наше завтрашнее общество. И надо бы серьезно задуматься над этой проблемой. Но до подростков ли взрослым, когда бешеный ритм жизни и борьба за существование не оставляют времени подумать даже о себе.
Для подросткового периода свойственно подражание образцам. Как отмечает современный ученый-психотерапевт А.А. Щёголев, подросток со свойственным ему максимализмом старается не только скопировать, но и во многом превзойти своего идола. Важно, чтобы таким образцом для подражания оказался достойный, эстетически возвышенный и морально устойчивый пример. Таким примером, на наш взгляд, может стать художественный образ литературы.

1.2 Образ героя-подростка в современной литературе
Одной из главных эстетических функций литературы является формирование полноценно развитой личности. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей.
Наряду с меняющейся жизнью меняется и образ литературного героя, что особенно ярко проявляется в произведениях подростковой литературы. Усложняется процесс вхождения подростка во взрослую жизнь в связи с изменениями социально-экономических и общественно-культурных условий.
Современная подростковая проза, достойно продолжая традиции классики, отражает реалии современной жизни и служит ее иллюстрацией; к тому же она создает ощущение живого образа подростков.
На сегодняшний день современная подростковая проза претерпевает некоторый застой. Как отмечает Сергей Колосов, в настоящее время, несмотря на то, что книжная индустрия переживает бурный подъем (книжные прилавки буквально давятся от всевозможных книг: от фривольно-детективного «чтива» в дешевых переплетах до увесистых фолиантов, стоящих порой не одну тысячу рублей), литература о подростках терпит серьезный крах. "Не видно может быть самой важной серии книг - о современных 13-16 летних подростках. Наших российских" .
Но не все так плохо, как кажется. В настоящее время работают несколько интересных писателей, которые в своем творчестве уделили и уделяют немалое внимание подростковой теме. Это такие авторы, как Л. Матвеева, Т. Крюкова, Г. Горлиенко, О. Дзюба, Е. Липатова, Т. Михеева, В. Железников, Е. Мурашова.
Жанровое своеобразие небогато, это: фантастическая повесть (произведения Т. Крюковой), повесть социально-психологического характера (произведения Е. Мурашовой, В. Железникова) и любовные романы (произведения Г. Гордиенко, Т. Михеевой, Л. Матвеевой, Е. Липатовой).
Как правило, герои современной подростковой прозы - обычные, на первый взгляд ничем не примечательные девушки и юноши. Герои-подростки стремятся обрести социальную независимость при отсутствии таковой возможности. Однако ситуации, в которые они попадают, помогают обрести уверенность в себе и осознать собственную значимость.

, Классное руководство

Современная литература о молодёжи и для молодёжи.

Современная литература вызывает определённый интерес у подростков. Как сделать уроки внеклассного чтения по данной теме интересными и нужными современным юношам и девушкам? Совместно с городской библиотекой и киноцентром мы проводим уроки внеклассного чтения по произведениям современной литературы, главными героями которых являются подростки 15 – 18 лет, что вызывает большой интерес у лицеистов и студентов нашего колледжа.

Библиотека предлагает список произведений по данной теме:

  1. Абрамов С. Стена. Повесть. М., 1990.
  2. Анисов М. Превратности судьбы. Роман. М, 1996.
  3. Астафьев В. Людочка. Рассказ. “Новый мир”, 1989, № 9
  4. Басова Л. Зойка и Пакетик. Повесть. М, 1988.
  5. Бочарова Т. Подруга. Повесть. “Мы” 2004, № 1
  6. Воронов Н. Побег в Индию. Роман. “Школьная роман – газета”, 2001, № 10.
  7. Габышев Л. Одлян, или воздух свободы. Повесть. “Новый мир”, 1989, № 6
  8. Железников В. Чучело – 2 или Игра мотыльков. Повесть. М., 2001.
  9. Золотуха В. Последний коммунист. “Новый мир”, 2000, № 1, 2
  10. Лиханов А. Никто. Роман. “Наш современник”, 2000, № 7, 8.
  11. Лиханов А. Сломанная кукла. Роман. “Наш современник”, 2002, “ 1, 2.
  12. Крапивин В. Бабушкин внук и его братья. “Школьная роман – газета”, 2001 № 4
  13. 13. Мелихов А. Чума. Роман. “Новый мир”, 2003, № 9, 10.
  14. 14. Приставкин А. Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца. Повесть. “Юность”, 1989, № 11.
  15. Симонова Л. Круг. Повесть. М, 1990.
  16. Шефнер В. Счастливый неудачник. Человек с пятью “не” или Исповедь
  17. простодушного. Повести. “Школьная роман – газета”, 1998, № 8
  18. Щербакова Г. Мальчик и девочка. Роман. “Новый мир”, 2001, № 5
  19. Коротков Ю. Дикая любовь. Повесть. М, 1998
  20. Коротков Ю. Попса. Повесть. “Мы”, 2000, № 7
  21. Коротков Ю. “Девятая рота”. Повесть. “Мы”, 2002, № 7
  22. Крапивин В. Взрыв генерального штаба. Повесть. М, 1998
  23. Мурашова Е. Барабашка – это я. Повесть. М., 1998
  24. Полянская И. Между Бродвеем и Пятой авеню. Повести. М., 1998
  25. Соломко Н. Белая лошадь – горе не моё. Повести. М., 1998
  26. Трапезников А. Мне ли бояться!.. Повести. М., 1998
  27. Тучков В. Смерть приходит по Интернету. “Новый мир”, 1998, № 5
  28. Щербакова Г. Митина любовь. Повесть. “Новый мир”, 1997, № 3
  29. Щербакова Г. Love – стория. Повесть. “Новый мир”, 1995. № 11.

ОБРАЗ СОВРЕМЕННИКА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ.

  • Владимир Маканин. Роман “Андеграунд, или Герой нашего времени” (1998)
  • Людмила Петрушевская. Рассказ “Спасибо жизни” (2004)
  • Татьяна Устинова. Роман “Персональный ангел” (2004)
  • Юлия Латынина. Романы “Промзона”, “Охота на изюбря” (2004)
  • Юлий Дубов. Роман “Большая пайка” (2002)
  • Виктор Пелевин. Романы “Generation “П”” (1999) и “ДПП (нн) (2003)
  • Илья Стогоff. Роман “Мачо не плачут” (2001)
  • Ирина Денежкина. Роман “Дай мне!” (2002)
  • Сергей Болмат. Роман “Сами по себе” (2000)
  • Виктория Платова. Романы “В тихом омуте…”, “Эшафот забвения”, “Любовники в заснеженном саду” (1999-2002)
  • Эргали Гер. Роман “Дар слова, или Сказки по телефону” (1999)
  • Премия “Национальный бестселлер 2003”
  • Роман Гарроса и Евдокимова “[Голово]ломка” (2002)

    Оформляется стенд в кабинете литературы, где ребята самостоятельно готовят аннотации к прочитанным книгам. Например:

    Татьяна Бочарова. Повесть “Подруга”
    Журнал “Мы” 2004 № 1 стр. 9 – 55

    “Кто придумал, что жизнь начинается с первого вздоха и первого младенческого крика? Ерунда. Жизнь начинается, когда тебе исполняется пятнадцать. Когда позади беззаботное, безоблачное детство, в котором ты безоговорочно веришь в сказки и победу добра над злом, в котором ты убеждён, что некрасивых несчастных людей не бывает, а каждый прекрасен по-своему. Когда есть надёжные защитники от всех бед и напастей – самые близкие и дорогие существа, родители. И вдруг всё это кончается – тёплый, славный мир, где пахнет конфетами имолоком, где вечно гоняется нестрашный игрушечный волк за храбрым, неуловимым зайцем, где ты – центр вселенной, самый главный и самый любимый. И начинается жизнь: кругом всё чужое, холодное, равнодушное, до ужаса пугающее, отталкивающее”.

    Эта повесть о дружбе и первой любви, предательстве и верности, материнской любви и ревности.

    Сергей АБРАМОВ ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ МОСКВА
    "ДЕТСКАЯ
    " ЛИТЕРАТУРА” 1990 год

    Действие в повести разворачивается в Москве в конце 80 -х годов 20 века . Главные герои повести-жители большого дома. “Дом был огромный, кирпичный, многоэтажный, дом- бастион, дом- крепость. Жили в нём люди разночинные - кто побогаче жил, кто победнее; разные были заботы, разные хлопоты…”

    Символично название повести : Стены равнодушия , недоверия друг к другу , стены вранья , фальши , лицемерия . Стены непонимания .

    “ В описываемое время- май, будний день, десять утра – во двор вошел молодой человек лет эдак двадцати…”И начались в доме удивительные события… “Вкаждом из нас спит волшебник , крепко спит , мы о нём даже не подозреваем . Но если его разбудить …”

    Ведь стена, по мнению автора, – это символ. Символ нашей разобщённости, нашего нежелания понять друг друга, нашей проклятой привычки жить только собственными представлениями и неумением принять чужие. Кому это нужно, чтоб родные люди друг перед другом речи держали? Не вовремя домой явился - лекция. Не ту книгу взял - лекция. Не туда и не с тем пошёл - обвинительная речь. Не жизнь, а прения сторон. Будто не в отдельных квартирах мы живем, а в отдельных залах суда, нападаем- обвиняем, отступаем- защищаем, казним, милуем, произносим речи обвинительные и оправдательные, ищем улики, ловим на противоречиях. А надо- то всего: намёк, взгляд, брошенное вскользь слово, поступок , наконец…

    Прочитайте эту повесть ! Она станет вашим ДРУГОМ !

    Методистами библиотеки подросткам предлагаются вопросы для диспута:

    1. Любое время раскрывается не в герое этого времени, а в тех, кто времени так или иначе противостоит.
    2. Любое поучение, встречающееся в книге, отталкивает меня.
    3. Есть люди, которые не читают – не проводят время за чтением, просто не умеют этого делать. Мне стыдно на них смотреть. Не приятно, не противно, а именно стыдно. Нельзя же разглядывать, например, калеку, урода, квазимодо. Нечитающий – это всё равно что нищий, которому не можешь подать. Поэтому и стыдно.
    4. Существует мнение: “Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты”. Можно ли перефразировать и сказать: “Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты?” Ваше мнение.
    5. “Я не читаю книги, потому что там всё неправда. И если вы хотите узнать, чем живёт современная молодёжь, посмотрите лучше какое – нибудь реалити – шоу, там всё настоящее. А чтение книг – это бесполезное занятие”. Ваше мнение.
    6. Литература – это одна из основ человеческой цивилизации.
    7. Дайте не менее пяти кратких ответов на вопрос: “Для чего я читаю художественную литературу?”
    8. Из письма в редакцию одной из газет: “Каждый день слышу: книги – источник знаний, читай книги, люби чтение. Только и твердят. Не знаю, кому как, а я считаю, что все эти советы и рассуждения о роли книги сильно отдают нафталином. Ведь всё вокруг изменилось. Появились новые средства информации, которые способны значительно лучше, чем книга, давать пищу для размышлений, знания, передавать опыт других. Телевизор переносит нас в любую точку земного шара, позволяет видеть и слышать, что там делается, приносит массу переживаний. Книга перед этим бледнеет, да ещё и чтение требует раз в пять больше времени, чем просмотр телепередачи. Зрительный ряд, и звук, и цвет… всё это сильнее действует и лучше запоминается”. Разделяете ли вы точку зрения автора этого письма? Аргументируйте свою позицию.
    9. “Читая книгу, не нужно забывать, прежде всего, что главная-то суть дела, самая суть полезности книги – не в ней, а в вас самих, дорогой читатель”. Как вы понимаете эти слова Н. А. Рубакина? Аргументируйте свою точку зрения.
    10. Существуют ли в молодёжной среде такие понятия как “модное чтение” и “чтение для души”? Каких “модных” авторов вы знаете, и что бы вы почитали для души?
    11. “Когда мы читаем, в нас рождаются собственные мысли и ассоциации. Книга как бы “прорастает” в нас. При каждом чтении она будто рождается заново. За каждой книгой стоит автор, но именно мы, читатели, вдыхаем в неё жизнь. Поэтому чтение не идёт ни в какое сравнение с просмотром видео или сидирома. Чтение требует большей активности, сотворчества, самореализации, чем просмотр фильма, ведь в этом случае “машина” читает за нас”. Близка ли вам эта точка зрения?

    Городской Киноцентр “Спутник” предлагает подросткам просмотр художественных фильмов – экранизаций по произведения современной литературы. С особым интересом смотрят фильмы по произведениям Ю. Короткова “Кармен”, “Девятая рота”, “Попса”, Б. Акунина “Турецкий гамбит”, “Статский советник”.

    С большим интересом читают подростки произведения современной литературы о чеченской войне: Н. Иванов “Вход в плен бесплатный” журнал “Роман - газета”, 1998 № 4, “Спецназ, который не вернётся” журнал “Роман – газета” 1998 № 15, Александр Проханов “Чеченский блюз””. “Роман – газета”, 2001 год № 5.

    Таким образом, совместная работа преподавателя литературы, киноцентра и городской библиотеки создаёт условия для проведения интересных уроков по современной литературе.

    Такая работа вызывает у подростков живой интерес, желание читать произведения отечественной литературы.

    Принимая какие-либо «поведенческие решения», человек, как правило, ориентируется на некие жизненные принципы, ценности и идеалы, усвоенные им в процессе социализации. Отсюда категория «идеал» обладает глубоким социальным значением. Идеалы по сути своей выражают общечеловеческие ценности, организуют жизнедеятельность человека, оказывают влияние на его духовный потенциал и на творческую активность, выступают показателем степени социальной зрелости . Сегодня на формирование идеалов и ценностных ориентаций молодого человека оказывает влияние множество различных факторов. Бытует мнение, что в обществе информационных технологий роль традиционных каналов формирования идеалов, таких как семья, школа, искусство, в том числе художественная литература, постепенно утрачивает свое значение, уступая место каналам массовой коммуникации. Несмотря на это, художественная культура продолжает оказывать значительное влияние на внутренний духовный мир человека. Искусство и литература являются важнейшим средством самопознания, определения ценностных ориентиров и предпочтений, в которых формируется мировоззрение молодого человека. Сегодня люди продолжают в искусстве искать ответы на вопросы о добре и зле, справедливости и бесправии, смысле жизни и судьбе. Молодому человеку в силу его возрастных и психологических особенностей свойственно сопоставлять, сравнивать себя с героями произведений искусства, переносить на себя события, происходящие на сцене, на экране или в книге, погружаться в мир иллюзий, созданный воображением автора произведения . Особый интерес в этом плане представляет художественная литература как особый вид искусства, где художественный образ не статичен, а действует в определенном времени и пространстве, тем самым задает модели поведения в определенных ситуациях. За каждым героем стоит конкретная картина мира . Человек часто оценивает свои поступки и действия, порой сам не сознавая этого, сравнивая их с теми ценностями, которых придерживается эталонный герой. Отсюда образы, созданные художественной литературой, могут оказывать непосредственное воздействие на жизнь человека в той или иной ситуации. Таким образом, художественная литература призвана выполнять ряд функций, позволяющих людям познать окружающий мир, пережить определенные эмоции, получить эстетическое удовольствие, уйти от реальности в мир воображения, обогатиться опытом других людей путем сопоставления себя с героями литературных произведений . Однако не все эти функции выполняются в полной мере. Отсюда возникает проблема несоответствия роли, которую общество отводит художественной литературе как особому виду искусства в процессе формирования нравственных и эстетических идеалов молодого поколения, и реального места художественной литературы в жизни современной молодежи в условиях многообразия каналов трансляции ценностей и идеалов. Проблема изучения ценностных ориентаций молодежи, а также факторов формирования ценностей и идеалов, на основании которых молодые люди будут строить свое будущее и будущее всей страны, представляет особый исследовательский социально-психологический интерес. В 2010 году на базе кафедры социологии молодежи и молодежной политики факультета социологии СПбГУ было проведено эмпирическое исследование на тему «Роль художественной литературы в формировании идеалов учащейся молодежи г. Санкт-Петербурга». Предмет исследования: читательская самооценка учащейся молодежи Санкт-Петербурга, а также факторы, влияющие на мотивацию чтения молодых людей. Была поставлена цель — выявить механизм формирования идеалов посредством художественной литературы в структуре различных видов искусства и досуга молодежи. Объектом исследования выступили учащиеся школ и вузов Санкт-Петербурга (257 респондентов). Возрастной интервал представлен тремя группами: 15—17 лет, 18—22 года, 23 года и более. Из них — 103 юноши (40,1 %) и 154 девушки (59,9 %). В опросе принимали участие учащиеся различного профиля — гуманитарный, технический, естественнонаучный. Полученные в ходе исследования данные позволяют утверждать, что у современной молодежи сохраняется интерес к чтению: 82,1 % опрошенных подтвердили, что любят читать. При этом треть респондентов (29,7 %) читают постоянно, каждый день; более половины ответивших (54,7 %) читают от случая к случаю, не ежедневно; 14,1 % читают очень редко, не чаще чем раз в неделю; лишь 1,6 % не читают вовсе. В контексте данного исследования наибольший интерес представляет художественная литература с точки зрения ее влияния на формирование идеалов молодежи. Результаты опроса показали, что молодые люди проявляют значительный интерес к произведениям художественной литературы. В системе других видов искусства художественная литература занимает третье место по популярности после музыки и кино. Среди книг, прочитанных за последние полгода старшеклассниками, чаще всего назывались произведения школьного курса: «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова и др. Из произведений, не входящих в программу, было названо большое количество произведений современных зарубежных писателей (Пауло Коэльо, Харуки Мураками, Стефани Майер и т.д.). Что касается студентов, то они проявляют большой интерес к произведениям русской классической литературы. В списке прочитанных за последние полгода книг представлены произведения из школьной программы по литературе (Л.Н. Толстой «Война и мир», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» и др.), что, возможно, свидетельствует о желании студентов перечитать и переосмыслить некоторые произведения школьного курса с точки зрения своих новых личностных позиций. В то же время респондентами были перечислены внепрограммные произведения программных авторов («Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, «В круге первом» А.И. Солженицына, «Дни Турбиных» М.А. Булгакова), что говорит о сохранившемся интересе к произведениям русских классиков. С другой стороны, студенты проявляют значительный интерес к произведениям зарубежной литературы, как классической, так и современной. Наибольшей популярностью среди студенческой молодежи пользуются следующие произведения: «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера, «Над кукушкиным гнездом» К. Кизи, «Три товарища», «Жизнь взаймы» Э.М. Ремарка и др. На каждом возрастном этапе в читательском спросе учащихся появляются новые побудительные мотивы к чтению, что объясняется содержанием задач и требований, которые выдвигает перед ними учебно-ролевая и в целом жизненная позиция. Об этом свидетельствуют изменения жанровых предпочтений в зависимости от учебного профиля. Так, например, учащиеся гуманитарного профиля наибольший интерес проявляют к зарубежной классике (54,9 %), к русской классике (52 %) и современной зарубежной литературе (48 %), в то время как учащиеся технических специальностей предпочитают, в первую очередь, фантастику (51,1 %), приключенческую литературу (38,6 %), «фэнтэзи» (34,1 %) и русскую классику (31,8 %). Что касается учащихся естественнонаучного профиля, в отличие от предыдущей категории, русскую классическую литературу они ставят на первое место, а затем уже приключенческую литературу и фантастику. С возрастом молодой человек в большей степени ощущает свою связь с окружающими людьми, сверстниками и необходимость анализировать свои действия в соответствии с принятыми нормами. Отсюда повышается интерес к художественным произведениям, которые заставляют задуматься над важными нравственными проблемами: 52,9 % учащихся отметили, что обращают внимание на проблемы, затронутые в произведении, для 70 % респондентов очень важно, читая художественную литературу, иметь возможность задуматься над этими проблемами. Стоит отметить, что молодые люди, уделяющие значительную часть времени чтению художественной литературы, чаще проявляют способности к творческой деятельности в области литературы. В таблице 1 представлены результаты корреляционного анализа, позволяющие утверждать, что существует связь между активным чтением и творческой деятельностью: желанием и способностью писать сочинения, стихи, рассказы, эссе (коэффициент корреляции Пирсона r = 0,157, уровень значимости p = 0,05). Однако основной целью настоящего исследования было выявление механизма формирования идеалов молодежи посредством художественной литературы. Было показано, что этот процесс осуществляется не напрямую, через подражание внешнему облику и манере поведения героя, а в скрытой, опосредованной форме, путем сопоставления, идентификации с героями литературных произведений и их действиями в ситуациях, аналогичных собственным жизненным обстоятельствам. Таблица 1. Результаты корреляционного анализа по показателям частоты чтения и творческой активности * корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.); N — количество использованных пар значений переменных. Большинство респондентов (71,5 %) согласились с тем, что «читая художественную литературу, молодой человек сопоставляет себя с героями произведений и тем самым формирует свой собственный идеальный образ». В то же время 28,5 % респондентов считают, что на создание образов и идеалов художественная литература не оказывает воздействия, так как, по их мнению, молодой человек формирует свой идеальный образ другими средствами. Для большинства участников опроса (62,6 %) также важны при чтении художественной литературы совпадения жизненных ситуаций, событий, характерных черт героев с их собственными. При этом 41,4 % респондентов отметили, что поведение героя может служить личным примером. Результаты корреляционного анализа, представленные в табл. 2, показывают, что молодые люди, для которых поведение литературных героев может служить примером, нуждаются в положительном герое (выявлена положительная корреляция r = 0,196 с уровнем значимости р = 0,01). Наличие положительного героя в литературе также значимо при сопоставлении собственного жизненного опыта с опытом героев литературного произведения (r = 0,158 с уровнем значимости р = 0,05). Таблица 2. Результаты корреляционного анализа по двум показателям: * корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.); * корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.); N — количество использованных пар значений переменных. Большинству респондентов (84,3 %) свойственно сопоставлять свой личный жизненный опыт с опытом героев литературных произведений, из них 70,8 % обращаются к опыту героев любимых книг, когда ситуация, описанная в литературном произведении, идентична их собственной жизненной ситуации. С другой стороны, 30,1 % респондентов считают, что никакое литературное произведение не может помочь в решении личных проблем. В ходе опроса часть респондентов отметили, что среди прочитанных ими художественных произведений есть такие, которые позволили им сформировать некоторые жизненные принципы, такие как «относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе», «человек должен стремиться к лучшему, работать над собой, достигая цели», «плохой опыт — тоже опыт», «отношение к жизни как к великому чуду» и т.д. Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод, что у современной молодежи сохраняется интерес к художественной литературе. Кроме того, многие молодые люди испытывают потребность в положительных героях, на которых можно было бы ориентироваться в определенных жизненных ситуациях. К сожалению, как показали результаты исследования, современная отечественная литература не предоставляет молодым людям достаточное число таких персонажей, которые могли бы выступать образцом для подражания. Вопрос развития отечественной литературы, популяризации произведений отечественных авторов, повышения художественного уровня книг, стимулирования выпуска и распространения социально значимой литературы требует внимания со стороны научной среды, средств массовой информации и государственных институтов в целях определения приоритетных направлений по поддержке и развитию чтения в России, в том числе и в Санкт-Петербурге. Пушкина А.В. Влияние художественной литературы на формирование идеалов современной российской молодежи // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 2. С. 152-157. ЛИТЕРАТУРА 1. Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000. 2. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000. 3. Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против: заметки социолога. Л., 1990. 4. Художественная литература. Проблемы исторического развития, функционирования и интерпретации текста. Сб. науч. тр. Минск, 2001.

    Проблема молодежи в современной литературе

    Яд блатного мира невероятно страшен. Отравленность этим ядом - растление всего человеческого в человеке. Этим зловонным дыханием дышат все, кто соприкасается с этим миром.

    Варлам Шаламов.

    Знаем, что такое в армии быть порядочным. Многие ребята после службы морально сломались, особенно интеллигентные.

    Из письма в газету.

    "Мне шестнадцать, я мир обнимаю любя..." - написал юный волгоградский поэт, трагически погибший в 18 лет. Мне тоже скоро будет 18. Порой чувствую необъятность жизненных сил, беспричинную веселость и любовь ко всему свету. Чего, кажется, тревожиться, когда в жизни все складывается хорошо? Почему же иной раз жестокая тоска охватывает меня, ничто не радует, жизнь представляется бессмысленной? Я заметил, что чаще всего это бывает, когда в действительности или в искусстве сталкиваюсь с новыми для меня явлениями несправедливости, жестокости, бесчеловечности.

    Как проводят время чуть не большинство моих ровесников? Гоняют до одури на мотоциклах, мешая отдыхать жителям, слоняются по улицам, ищут, где выпить, или развлекаются драками и безобразиями на дискотеках. Интересно, что у многих моих товарищей даже мысли не возникает помочь своим родителям. Мне не о чем порой даже поговорить с теми, с кем принадлежим к одному поколению. Но больше всего меня поражает жестокость парней и девчат. Ко всем: К родителям, которых совсем не жалеют; к учителям, которых доводят до болезни; к слабым, над которыми могут издеваться бесконечно; к животным.

    Я много размышлял о том, откуда идет жестокость и почему она так часто торжествует. Конечно, здесь много причин: войны и революция этого века, сталинские лагеря, через которые прошло чуть не полстраны, повальное пьянство и безотцовщина, даже то, что школа ставит ни за что тройки, позволяя бездельничать. А в последние годы, когда выяснились факты злоупотребления властей, многие из нас совсем изверились.

    Но в этом сочинении мне хотелось бы сказать о двух явлениях и временах нашего общества, которые рождают жестокость. Очень многие проходят через колонию, и почти все - через армию. О зоне и об армии два произведения современной литературы.

    Роман Леонида Габышева "Одлян, или Воздух свободы" - повествование о подростке, позже юноше, Коле, по кличке сначала Камбала, потом Глаз, позднее Хитрый Глаз. Если кратко, это рассказ о мире, где господствует сплошное унижение и насилие. "Глазу становилось невмоготу. Тиски так сдавили кисть, что она перегнулась пополам: мизинец касался указательного пальца. Казалось, рука переломится, но гибкие косточки выдерживали.

    Глаз, а ну улыбайся. И знай: медленно буду сжимать, пока кости не хрустнут или пока не сознаешься.

    Ладно, Глаз, пока хватит. Вечером пойдем с тобой в кочегарку. Суну твою руку, правую руку, в топку и подождем, пока не сознаешься".

    Страшнее всего, что по требованию заправил зоны (в данном случае Камани) Коля сам сует руку в тиски или подставляет голову под удар. Иначе будет еще хуже. Читаешь роман и понимаешь: человек попадает в колонию, и общество перестает его защищать. Лагерное начальство делает вид, что ничего не замечает. Нет, хуже, сознательно использует часть заключенных (так называемых рогов и воров), которым предоставляются льготы и послабления, чтобы те держали всех остальных в порядке". А уж порядок зеки-заправилы наводить умеют... Сцен, подтверждающих сказанное, в романе много. Вот одна. Коля первые дни в зоне. Майор, по прозвищу Рябчик, проверяет его дежурство. Он спрашивает парня:

    Прописку сделали?

    Коля молчал. Ребята заулыбались.

    Сделали, товарищ майор,- отвечал цыган.

    Кырочки получил?

    Получил,- теперь ответил Коля.

    Какую кличку дали?

    Камбала,- ответил Миша.

    То, чему улыбнулся майор с зеками, прописка и кырочки, заключались в жестоком избиении и унижении, но к этому люди, поставленные следить за исправлением заключенных, относятся как к должному.

    Значительная часть романа состоит из подобных эпизодов. Что же, может быть, благодаря писателю, не только Хитрый Глаз, но и читатель постигает, что такое свобода.

    В повести Сергея Каледина "Стройбат" показаны несколько дней из жизни военных строителей, которые выполняют "почетную обязанность советских граждан". Это сборная часть, своего рода свалка, куда собрали "скверну" из многих стройбатов. Поэтому нравы здесь не так уж отличаются от зоны, да и интересы те же. "Короче, ехали в ад, а попали в рай. Вот ворота, а справа, метров двести,- магазин. А в магазине - рассыпуха молдавская, семнадцать градусов, два двадцать литр. С десяти утра. Малинник!"

    Закон здесь: у сильного всегда бессильный виноват! Сильные- это деды, слабые- салабоны. Казалось бы, разница небольшая: на год раньше пришел на службу. Но она как цвет кожи или язык. Деды могут не работать, пьянствовать, издеваться над первогодками. Те должны все терпеть. Мало того, будучи отделенными начальниками, деды распоряжаются, как рабовладельцы. "Сперва Женька решил Егорку с Максимкой Косте подарить, да потом одумался- всего-то пахарей у него- эти двое. Егорка, кроме основной работы, Женьку с Мишей Поповым обслуживает: койку заправить, пайку принести из столовой, постирать по мелочи, а Максимка- Колю, Эдика и Старого". Порядок здесь старшие тоже наводят быстро: "Егорку Женька обработал сразу, тот почти не рыпался. Пару раз ему кровь пустил слегка, а чучмеки почему-то крови своей боятся. А... с Максимкой повозился подольше...".

    В повести не раз описывается, как солдаты пьют или колются. Центральная сцена- грандиозная драка между ротами. После всего жутким издевательствам воспринимается характеристика на Костю Карамычева. Последние восемь месяцев он работал грузчиком на хлебокомбинате и крал, что только мог. От пьянства "не просыхал". Когда же, "вконец оборзев", попался, командир роты Дощинин "предложил Косте на выбор: или он дело заводит, или Костя срочно чистит... все четыре отрядных сортира". Тот выбрал последнее, взяв, разумеется, помощников из молодых. При "дембеле" же этот командир дал Косте следующую характеристику: "За время службы... рядовой Карамычев К.М. проявил себя как инициативный, выполняющий все уставные требования воин... морально устойчив... Характеристика дана для предъявления в Московский университет". Что ж, готов интеллигент. Беспредел, как говорят зеки. Сейчас готовят военную реформу. Боюсь, однако, мои ровесники ею не успеют воспользоваться. Возможно, скоро и мне предстоит идти служить. Неужели придется два года жить с парнями, в которых отсутствуют человеческие чувства? Нет, физических лишений я не боюсь. Как говорится: "Служить бы рад, прислуживаться тошно".

    Прочитаны оба произведения. Они не слишком художественны, есть погрешности против стиля и законов литературы. В них нет зато погрешностей против правды. Писателям веришь. И веришь еще в то, что если мы очень захотим, то жестокости станет меньше.

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа им. А.Н.Арапова»

    Научно-практическая конференция «Верх-Нейвинские чтения – 2015»

    Проектная работа
    «Молодежь и литература: вчера и сегодня»

    Исполнитель:

    учащиеся 11 класса

    Руководитель:

    Бриль Галина Алексеевна,

    учитель русского языка и литературы,

    Городской округ Верх-Нейвинский

    2015

    Содержание:

    Введение с. 3

    Содержательная часть с. 5

      с. 5

      Исследование читательского интереса старшеклассников с.7

      Исследование читательского интереса родителей учащихся

    11 класса с.8

      Проведение индивидуальных проектов “Роль книги в жизни

    современного молодого человека» и представление проектных

    работ одноклассникам с.8

    Заключение с. 10

    Приложения

    Введение

    В динамично развивающемся российском обществе с появлением достаточно развитой системы коммуникации, Интернета, СМИ роль книг в культурной жизни молодых людей теряет значимость. Значительную часть досуга молодых людей заполняют электронные средства массовой информации - телевидение, видео, Интернет, игры, посредством которых сегодня формируется внутренний мир молодого человека, его художественные предпочтения, ценностные ориентации, культурные установки.

    Современное поколение мало читает. Подростки и молодежь находятся под влиянием телевидения и Интернета, на чтение художественной литературы у них не остаётся ни времени, ни желания. А ведь именно литература оказывает огромное воспитательное влияние на душу подрастающего поколения, а также на их речь.

    Уже проведено достаточно исследований, позволяющих ответить на вопрос, почему молодежь перестала читать книги, что стало источником ее социального и культурного образования и так далее. Поэтому нас интересует исследование конкретных литературных предпочтений молодежи, то есть ответ на вопрос «Если молодые люди читают, то, что?», тем более, что выпускникам 11 класса предстоит сдавать ЕГЭ по русскому языку и писать итоговое сочинение по литературе, где необходимо продемонстрировать умение строить аргументированное письменное высказывание на основе прочитанных художественных текстов.

    Цель исследования - привлечение молодого поколения к чтению художественной литературы.

    Задачи:

    1) изучить круг чтения учащихся 11 класса и их родителей и выявить литературные предпочтения молодёжи разных поколений;

    2) выяснить роль литературы в формировании морально-нравственных качеств человека;

    3) представить презентации книг по проблемам морально-этической направленности.

    Предполагаемый продукт : презентация проектных работ учащихся 11 класса по произведениям художественной литературы на основе сочинения-рассуждения по проблемам морально-этической направленности.

    Объект исследования – об учающиеся 11 класса МАОУ «СОШ им. А.Н.Арапова».

    Предмет исследования – уровень читательской активности учеников.

    В процессе работы были использованы следующие методы исследования:

    Анализ и обобщение информации по теме;

    Анализ произведений художественной литературы;

    Анкетирование, интервьюирование;

    Обработка результатов проведения проекта.

    Практическая значимость: материалы данного проекта помогут осознать, что активное и продуктивное чтение художественной литературы – важная часть жизни цивилизованного человека, формирующая его морально-нравственные качества, развивающая образное мышление и творческие возможности в любой сфере деятельности. Также материалы данного проекта могут быть использованы при подготовке к сочинению-рассуждению по литературному произведению, в работе школьной библиотеки.

    Ход проекта:

      Проведение опроса среди учащихся 11-го класса и обработка его данных;

      проведение интервью родителей учащихся 11-го класса и обработка его данных;

    3) проведение индивидуальных проектов “Роль книги в жизни современного молодого человека”: работа с литературными источниками (художественными произведениями), Интернетом, написание сочинения-рассуждения, сбор и обработка информации, представление проектных работ одноклассникам;

    4) оформление результатов проведения классного проекта;

    5) презентация результатов проведения классного проекта на конференции «Верх-Нейвинские чтения».

    Учебный предмет : литература

    Возраст участников : 16-18 лет

    Продолжительность : один месяц

    Содержательная часть

      Анализ и обобщение информации по теме

    Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. Мы живем в эпоху бурного развития средств массовой информации, молодежь активно использует компьютер и Всемирную Сеть Интернет.

    Информационная система имеет огромное значение в XXI веке для молодого поколения. Общий уровень информированности повышается, следовательно, появляются новые возможности. Новые формы коммуникации, возможные в Интернете, все чаще осваиваются молодежью. Компьютер становится значимым фактором жизни молодого поколения. Он формирует его мировоззрение. Формирующийся "компьютерный человек" моделирует игровую ситуацию снова и снова, легко разрушает и воссоздает виртуальный мир и при этом начинает переносить его принципы на реальную действительность. Школьник, желающий узнать что-то новое о предмете, прочитает, просмотрит полезные видеоматериалы. Это положительная черта Интернета – получение информации в доступной форме. Второй плюс - Интернет является источником безграничного общения с безграничным кругом людей с похожими интересами.

    Однако, в последние годы новое поколение перестало читать художественную литературу. «Может ли компьютер заменить книгу?», «Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодежь?», «Может ли герой книги стать образцом для подражания?» - подобные вопросы волнуют, как самих школьников, так и общество в целом.

    Неслучайно в 2006 году в качестве основного документа государственной политики в этой области до 2020 года была принята национальная Программа развития и поддержки культуры чтения. В программе заявляется, что нынешняя ситуация характеризуется как системный кризис читательской культуры. Страна дошла до критического состояния в области чтения. Сегодня в российском обществе одной из главных задач является привлечение молодого поколения к чтению. Цель разработки Национальной программы – это повышение интеллектуального потенциала нации. России необходимо сохранить культуру, все литературное и художественное богатство, накопленное столетиями.

    Современные дети не интересуются даже произведениями школьной программы. Современному молодому человеку проще воспользоваться Интернет-источниками, нежели обратиться к самой книге. Виной тому технический прогресс, легкодоступность информации. Школьник не желает тратить время на прочтение, ведь под рукой есть компьютер, который за минуту найдет нужную информацию. Тем самым подросток лишает себя не только приятного досуга вместе с книгой, но и развития нестандартного мышления.

    Если представить современный мир без книг, литературы, то рисуются очень безрадостные картины. Одну из них представил в своем произведении «451 0 по Фаренгейту» Рей Брэдбери. В его утопическом мире будущего нет социальных проблем, потому что все они были решены путем уничтожения книг, ведь литература заставляет думать, а значит анализировать, понимать, делать выводы.

    Важнейшее предназначение книги - сохранять знания, накопленные веками, и передавать их следующим поколениям. Благодаря этому стал возможен стремительный прогресс человечества в последние столетия в области науки. Большинство научных открытий делается на основании ранее накопленной и систематизированной информации, результатов опытов со всех уголков мира. Знания, которые мы получаем из книг, позволяют нам двигаться вперед, не тратя время на открытие того, что уже кому-то известно. Книге мы обязаны тем, что и сегодня можем наслаждаться шедеврами классической литературы.

    Общение с книгой помогает человеку развиваться и совершенствоваться. Ведь для того, чтобы понять смысл, который автор стремится донести до читателя, надо читать вдумчиво, внимательно, использовать свой собственный опыт, уметь анализировать информацию. Если читателю это удается, то перед ним раскрывается целый мир интересных событий, глубоких душевных переживаний, интеллектуальных открытий.

    Во все времена к книге относились как к святыне. Некогда, еще до изобретения технологии печати, книги переписывались от руки, а их обложки украшались позолотой и драгоценными камнями. Книгой книг по праву считается Библия - древняя и вечная сокровищница человеческой мудрости на все случаи жизни, что дошла до нас сквозь непростую историю двух тысячелетий. Изложенные в ней принципы жизни актуальны и сегодня.

    Книга, написанная много веков назад, помогает нам познать мировоззрение и мышление наших далеких предков, раскрывая тем самым секреты человеческой сущности. Благодаря книгам мы можем проследить эволюцию мировоззрения человека, общественного устройства, этических норм. Книги хранят всю известную историю нашего существования на Земле.

      Исследование читательского интереса старшеклассников

    С помощью методики «мозговой штурм» были составлены вопросы для опроса учащихся 11 класса «Исследование читательского интереса старшеклассников МАОУ «СОШ им. А.Н.Арапова» (Приложение 1). В процессе работы было опрошено 9 учеников 11 класса.

    Комплексный анализ анкет показал, что

    Лишь 56% опрошенных одиннадцатиклассников любят читать;

    Среди предпочитаемых литературных жанров респонденты предпочитают фантастику, фэнтези -56%, любовный роман – 11%, классическую литературу – 11%, читают только обязательные произведения литературы по школьной программе - 22%;

    Одноклассники отмечают причины, по которым молодые люди не читают книги, это:

      Длительное пребывание в Интернете, социальных сетях;

      просмотр сериалов, фильмов интереснее, чем чтение книг;

      активный образ жизни (занятия спортом, волонтерское движение и др.) отнимает много времени, его не хватает на чтение;

      лень;

      непонимание значимости чтения художественной литературы.

      Чтение развивает кругозор и повышает интеллектуальные способности, заставляет мыслить и анализировать;

      э

      с книгой быстро летит время;

      обогащается внутренний мир, чтение вызывает положительные эмоции;

    В качестве мероприятий для привлечения к чтению школьников респонденты предлагают:

      проведение литературных вечеров (гостиные);

      привитие любви к чтению с раннего детства в семье

    Таким образом, по итогам опроса выяснили, что 11-классники уделяют недостаточное количество времени чтению художественной литературы, отдавая предпочтение тем произведениям, которые в данный момент изучаются по школьной программе. Самым предпочитаемым жанром являются фантастика и фэнтези, серьёзную литературу выбирают лишь единицы из опрашиваемых.

      Исследование читательского интереса родителей учащихся 11 класса

    Чтобы выяснить литературные предпочтения родителей (во время их обучения в школе), были составлены «Исследование читательского интереса родителей учащихся 11 класса МАОУ «СОШ им. А.Н.Арапова» (Приложение 3). Было взято интервью у 13 родителей.

    В ходе проведения интервью родителей было выявлено следующее (Приложение 4) :

    Предпочитаемые литературные жанры художественных произведений: произведения о природе, исторический роман, военный роман, классические произведения русских писателей, фантастика;

    Для привлечения школьников к чтению предлагают следующие меры: ограничить доступ в Интернет, проводить совместные мероприятия по обсуждению прочитанных в семье книг, чтению наизусть, литературные вечера.

    Таким образом, было выяснено, что родители (старшеклассники 70-90 годов XX века) активно читали, их литературные предпочтения были разнообразны и индивидуальны.

      Проведение индивидуальных проектов “Роль книги в жизни молодого человека» и представление проектных работ одноклассникам

    Значительную роль играет художественная литература в формировании нравственных качеств личности. У Владимира Высоцкого есть замечательные стихи: … Если путь прорубая отцовским мечом, Ты соленые слезы на ус намотал, Если в жарком бою испытал, что почем, Значит, нужные книги ты в детстве читал …

    Как точно и эмоционально определил роль книг в формировании молодых людей великий бард!

    На занятиях элективного курса по литературе каждый ученик работал над индивидуальным проектом, по предложенной учителем теме: “Роль книги в жизни современного молодого человека”: работа с литературными источниками (художественными произведениями), Интернетом, сбор и обработка информации. Проектные работы были представлены одноклассникам (Приложение 4).

    Заключение

    В современном мире, к сожалению, многие подростки постепенно забывают о книгах, поскольку убеждены в том, что их легко может заменить телевидение и Интернет.

    Любому образованному и культурному человеку трудно представить себе окружающий мир без книги. Именно на страницах книги можно найти ответы на многие вопросы, которые постоянно волнуют человека. Именно на страницах книг предоставляются различные пути решения жизненных проблем, здесь много дельных советов и рекомендаций. Как пережить настоящую любовь и дружбу, как выбрать правильный путь, где и как найти смысл жизни? Как разобраться в себе и в окружающих? На эти и многие другие вопросы можно найти ответы именно на страницах книг.

    Вы сомневаетесь? Вам кажется это невозможным? Значит, Вы действительно не являетесь поклонником чтения, а стоило бы попробовать. Найдите время и возьмите в руки занимательную книгу. Вы ни на минуту не пожалеете о потраченном времени!

    Список информационных ресурсов

      Брэдбери Р. 451 о по Фаренгейту: М., издательство "Эксмо", 2007

      Булгаков М. Мастер и Маргарита: М., АСТ, 2002

      Лермонтов М. Герой нашего времени: М., "Эксмо", 2006

      Национальная программа поддержки и развития чтения в Российской Федерации, 2006

      Сапковский А. Ведьмак: М., АСТ, 1986

      Толстой Л. Война и мир: М., АСТ, 2009

      Хемингуэй Э. Старик и море: М., , 2010

      Шолохов М. Судьба человека: М.:ДОСААФ, 1976

    Приложение 1

    Вопросы для опроса «Исследование читательского интереса старшеклассников МАОУ «СОШ им. А.Н.Арапова»

    Уважаемые одноклассники!

    Вопросы для проведения опроса

      Литературу каких жанров вы предпочитаете читать?

      Какие книги данного жанра вас заинтересовали?

      Почему молодые люди не читают книги?

      Какие мероприятия необходимы для привлечения к чтению?

    Приложение 2

    « Сводные результаты анализа опроса «Исследование читательского интереса старшеклассников МАОУ «СОШ им. А.Н.Арапова».

    Диаграмма 1

    Диаграмма 2

    Вопрос 2: Какие литературные жанры вам нравятся?

    Вопрос 3: Какие книги данного жанра вас заинтересовали?

    жанр

    произведение

    фантастика,

    фэнтези

    А. Сапковский «Ведьмак»,

    Бр. Стругацкие «Пикник на обочине»,

    Д. Глуховский «Метро 2033»,

    Р. Бредбери «451 о по Фаренгейту» и др.

    классическая литература

    И.А.Гончаров «Обломов»,

    Л.Н. Толстой «Война и мир»,

    И.С.Тургенев «Отцы и дети»,

    М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

    М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита» и др.

    Вопрос 4: Почему молодые люди не читают книги?

      длительное пребывание в Интернете, социальных сетях;

      просмотр сериалов, фильмов интереснее, чем чтение книг

      активный образ жизни (спортивная деятельность, волонтерское движение и т.п.), нехватка времени на чтение;

      лень;

      непонимание того, для чего нужно читать книги.

      расширяется кругозор, развивается, интеллект, память, мышление;

      чтение развивает кругозор и повышает интеллектуальные способности, заставляет мыслить и анализировать;

      э то интересно, можно узнать много нового;

      каждый культурный человек должен знать классическую литературу;

      с книгой быстро летит время;

      обогащается внутренний мир, вызывает положительные эмоции;

      художественная литература улучшает письмо, правильность речи ;

      поэзия развивает красноречие;

      литература показывает жизненные ошибки на примере литературных героев.

    Вопрос 6: Мероприятия для привлечения к чтению

      Литературные вечера (гостиные)

      Прививать любовь к чтению с раннего детства в семье

    Приложение 3

    Вопросы для проведения интервью «Исследование читательского интереса родителей учащихся 11 класса МАОУ «СОШ им. А.Н.Арапова».

    Уважаемые родители!

    В рамках проведения проекта по литературе «Молодежь и литература» вашему вниманию предлагаются вопросы, ответы на которые пригодятся в дальнейшем написании работы.

    Вопросы для проведения интервью

      Ваши годы обучения в школе?

      Литературу каких жанров вы любили читать в школьные годы?

      Какое художественное произведение из школьной программы вам запомнилось и почему?

    Приложение 4

    Диаграмма 1

    Диаграмма 2

    Вопрос 3

    Были предпочитаемы следующие литературные жанры художественных произведений:

    Вопрос 4

    Какое художественное произведение из школьной программы вам запомнилось и почему?


    «Трогательная история любви героев никого не оставит равнодушным. Подобную ситуацию сама пережила в своей жизни».


    «Были интересны приключения офицера Российского Генерального штаба, который стал профессиональным разведчиком и свидетелем политических и дипломатических интриг, приведших к Первой мировой войне. Для главного героя превыше всего честь, долг и служение Отечеству».


    «Роман о событиях крестьянского восстания под предводительством Степана Разина. Захватывающее чтение».


    «В романе описывается судьба английского учёного-физика Гриффина, который изобрёл машину, делающую человека невидимым. Наверно практически каждый задумывался или мечтал об том чтобы стать невидимым. Автор в своём романе показал, что быть невидимым не так уж и просто, и что это казалось бы забавное свойство может привести к трагическим последствиям».

    «Замечательная книга. Можно найти ответы на многие вопросы. Восхищались Наташей Ростовой, благородством Андрея Болконского, человечностью Пьера Безухова».

    Вопрос 5

    Какой совет бы вы дали современным школьникам, чтобы привлечь их к чтению?

    Ограничить доступ в Интернет,

    Проводить совместные мероприятия по обсуждению прочитанных в семье книг, чтению наизусть, литературные вечера.

    Приложение 5

    Индивидуальные проекты “Роль книги в жизни молодого человека»

    Адыев Эдуард

    Основными проблемами, волнующими современных молодых людей, являются проблема выбора жизненного пути и одиночества. На мой взгляд, произведения актуальные для молодежи XXI века: «Дубровский», «Евгений Онегин» А.С.Пушкина; «Горе от ума» А.С.Грибоедова; «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова; «Старик и море» Э.Хемингуэя; «На западном фронте без перемен» Э.Ремарка.

    Идеалом для меня и моих современников мог бы стать главный герой повести Э.Хемингуэя «Старик и море». Эта книга не только о старом кубинском рыбаке Сантьяго, которого писатель называет просто старик, и даже не о поединке старика с большой рыбой, которую он все-таки одолел, но не сумел сберечь. Это книга о "человеке, который не сдается", о его упорном стремлении к цели, о взаимосвязи всего в мире, о торжестве жизни.

    Главный герой-старик Сантьяго, для современного поколения может стать примером несгибаемости твердости характера, ведь рыбак в течение 84 дней выходил в море и ничего не ловил, но он не отчаялся и вышел в море на 85 день, чтобы поймать, возможно, самую главную рыбу в своей жизни. Когда рыба клюнула, герой боялся упустить её и поэтому выуживал в течение трех дней. И, наконец, поймав, из последних сил пытается защитить её от акул, но это ему не удается: от рыбы остается только скелет.

    Старик Сантьяго - бывалый рыбак, который всю жизнь трудится, борясь с лишениями и опасностями. Вся его жизнь связана с морем. Море кормит рыбаков. Но оно ничего не хочет отдавать добровольно. Люди ведут вечную борьбу со стихией, именно эта борьба сделала Сантьяго сильным и волевым человеком. Только таким людям уступает природа часть своих богатств, если человек научится понимать язык природы, чувствовать ее глубокую и сложную жизнь.

    Повесть «Старик и море» не только вызывает гордость за человека, которого нельзя победить. Она заставляет задуматься о принципах его существования, об отношении к жизни и природе. 

    Как бы мне хотелось научиться у героя повести Хемингуэя в любой ситуации сохранять согласие с самим собой и бесконечную веру в победу!

    Логинов Иван

    Современных молодых людей волнуют вопросы: как стать счастливым? Как остаться искренним в нашем Мире? Что есть долг и преданность? Меня больше всего интересует, как стать счастливым?

    Для молодежи XXI века актуален роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир», в котором на примере судеб А. Болконского и П. Безухова автор показывает, как любовь, взаимоотношения с Наташей Ростовой, делает этих персонажей счастливыми.

    Идеалом из меня мог бы стать Андрей Болконский, герой романа-эпопеи Л.Н.Толстого. Мне близок по духу его способ смотреть на мир. Видеть в людях и вещах то, самое главное, что необходимо для объективной характеристики объекта, либо личности. Также этот персонаж привлекает меня, потому что он патриот, взять хотя бы ситуацию из первого тома этого замечательного романа, когда в штаб вернулся разбитый генерал Мак. Андрей был очень зол, поскольку понимал, что враг уже близко, но не мог с этим ничего сделать.

    Логинов Иван

    Порою мы сидим без дела,

    Пытаясь умственно понять,

    Чего же хочет наше тело,

    И как в душе тоску унять.

    И тут я вижу ту, что может,

    Ни слова не сказав, обнять.

    И в трудный час она поможет,

    И ей легко тебя понять.

    Вам кажется, что я про женщин

    Опять свой начал разговор?

    Ну что ж, я вас разочарую.

    Сегодня не о них пойдет

    Беседа та, что в душу бьет.

    Имел в виду я нашу книгу.

    Но нашу, в смысле, про людей,

    А не про всяких там зверей,

    Что бегают, по стенам лазят,

    Орут и много говорят,

    Да так что вовсе не понять,

    О чем же речь в начале шла,

    Коли беседа перешла

    В поток взаимных оскорблений,

    И в разность социальных мнений.

    Прошу прощенья, я отвлекся.

    О чем же я вам говорил?

    Ах да,

    О том, как книга может стать

    Советчиком и даже другом…

    Или подругой. Кому как.

    В ней много нового узнать

    Совсем не трудно, если хочешь

    В сем мире много ты понять.

    Тебе помогут в этом те,

    О ком написаны романы,

    Будь то Онегин или Штольц,

    Обломов или тот же Ленский,

    Что был влюблен совсем по-детски.

    Или допустим ваш герой-

    Это какой-нибудь Ашик,

    Что прозван был для всех Керибом.

    Иль Данко с сердцем дорогим.

    Иль тот, чье имя знаменито,

    Но вслух произнести его

    Не каждый может среди нас.

    Ведь он опасен:

    Как-то раз,

    Покойный ныне Берлиоз,

    Осмелился поспорить с ним,

    О том, что есть ли Бог на Свете,

    К несчастью он совсем забыл,

    Что мы всего лишь Божьи дети.

    Не нам тягаться с этим злым,

    Но в меру притягательным,

    А также соблазнительным,

    Немного любознательным

    И страстно упоительным

    По отношению к другим,

    Но все же бесконечно злым,

    С ним, Дьяволом ночным.

    Ну вот…

    Опять отвлекся я…

    Пора похоже закругляться,

    Иначе даже за три дня

    К концу поэмы не добраться.

    Закончу кратко:

    Я хочу,

    Чтоб люди время не теряли,

    Свой ум беспечный развивали,

    И про меня не забывали.

    Китаев Иван

    Литература о войне - это память народа о грозных и трагических годах. Книги о войне напоминают, какой дорогой ценой досталась победа и в какой тяжелой обстановке фронта происходила проверка и закалка характеров людей.

    Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» занимает особое место в русской литературе ХХ века. В судьбе Андрея Соколова отразилась судьба тех, кто вынес на своих плечах все тяготы войны, познал неимоверные страдания и сохранил в себе человека. Испытания не сломили Соколова. Оптимизм героя рассказа оставляет глубокий след в душе читателя на всю жизнь и служит нравственным примером. Подвиг человека показан писателем в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В этих нечеловеческих условиях раскрывается мужество русского человека, которое удивило даже фашистов. Герой не может победить врагов физически, но побеждает их морально, силой духа и стойкостью.

    Основные черты характера Андрея Соколова раскрываются в его поступках. В его характере отразились лучшие черты человека - не показной, но глубокий патриотизм, гуманизм, непреклонная воля в достижении поставленной цели, свободолюбие. Шолохов рисует Соколова человеком благородным и человечным. Человечность Соколова проявилась и в усыновлении сироты Ванюши. Все тепло своей души он отдает ребенку, у которого тоже война отняла все. Не задумываясь, он называет себя отцом Ванюшки, вернувшимся с фронта.

    В судьбе Андрея Соколова нашло свое отражение не только страшное зло войны, но и вера в добро, которое есть в человеке, надежда на лучшее будущее. Герой рассказа Шолохова для современного молодого человека, безусловно, является примером для подражания.

    Бызов Иван

    Современных молодых людей волнуют отношения с друзьями, вопросы о будущем и проблема поиска себе места в обществе.

    Актуальны для молодёжи книги современных авторов-фантастов, так как фантастика в любом её проявлении даёт подросткам возможность уйти в свой выдуманный мир, забыв про реальный. Отсюда возникает проблема нежелания молодых людей воспринимать реальность такой, какая она есть.

    Идеалом для меня и моих современников может стать литературный герой из цикла книг Анджея Сапковского “Ведьмак”. Мир А. Сапковского представляет собой жестокое средневековье, где правят деньги и магия. Главным героем серии является Геральт из Ривии, ведьмак - охотник за монстрами, представляющими угрозу для жизни людей. В детстве ему, как и другим ведьмакам, с помощью мутаций были приданы высокие боевые качества: большая сила, мгновенная реакция. В характере героя можно увидеть сдержанность и самообладание в любых ситуациях.

    Характер у Геральта тяжёлый. Он прямолинеен, грубоват, резок, обладает весьма своеобразным чувством юмора. Лебезить ни перед кем не станет, впрочем, как и кидаться в ноги. Сдержан, немногословен, как все ведьмаки. Старается придерживаться нейтралитета и принципа меньшего зла. Никакими сокровищами его не приманишь. Пользуется внимаем женщин. Когда чувствует, что его провоцирует, сначала пытается уладить всё миром. Но когда его доводят «до кипения», тут уж он не сдерживает себя и хватается за оружие.

    Какие качества стоит перенять у героя? Это - спокойствие и сдержанность в любой ситуации, чувство собственного достоинства, рассудительность, неподкупность, желание решить конфликт мирным путём.

    Нас с детства приучают слушаться взрослых и делать так, как они скажут. Когда же мы достигаем совершеннолетия, мы сами выбираем свой дальнейший жизненный путь. Геральт сам решает свою судьбу и никому не подчиняется, и мне кажется, что прочтение книги могло бы способствовать формированию самостоятельности молодых людей.

    Гвоздева Елизавета

    Современных молодых людей волнует множество проблем: материальные ценности, любовь, семья, саморазвитие. Однако, не все правильно расставляют приоритеты. Нужно многому научиться, многое увидеть, чтобы делать это верно.

    Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» поможет им в этом. Печорин Григорий Александрович - главный герой романа. Именно его автор называет "героем нашего времени". Сам автор замечает следующее: "Герой Нашего Времени... точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии". Этот персонаж нельзя назвать положительным или отрицательным. Он, скорее, типичный представитель своего времени.

    Сам Печорин говорит о себе: «Я был готов любить весь мир,- меня никто не понял: и я выучился ненавидеть». В этом причина раздвоенности его души. В нем живет сразу два человека: один живет чувствами, а другой судит его. Эта противоречивость и не дает возможности Печорину жить полной жизнью. С горьким чувством он оценивает себя как «морального калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души.

    Для того чтобы лучше понять Печорина, Лермонтов показывает его в разной обстановке, и разных условиях, в столкновениях с разными людьми. Печорин был эгоистом. Его мало волновал кто-то другой. Как в дружбе, так и в любви.В охоте, войне, в любви дикарки Бэлы, Печорин жаждет найти утраченный вкус к жизни. Хотя Печорин и был сильно увлечен Бэлой, она для него была всего лишь лекарством от скуки, которое он не задумываясь отбросил, как только оно перестало действовать.

    В главе «Княжна Мери» он добивается любви юной девушки, делая при этом несчастным Грушницкого. Любовь эта Печорину абсолютно не нужна, его привлекает сама игра, само приключение, достижение цели – чтобы душа невинной и неопытной Мери открылась ему навстречу. Печорин носит маски, меняя их с легкостью, никому не показывая своей сути. Когда же Мери влюбляется до такой степени, что готова связать с ним свою жизнь, герой уходит со сцены – цель достигнута.

    Вера – единственная женщина, которую спустя годы Печорин любит и не мыслит остаться без нее. После долгой разлуки с Верой герой, как и прежде, услышал трепет своего сердца: звуки ее милого голоса возродили прежнее чувство. В ее сердце живет большая и чистая любовь. Однако, несмотря на их взаимные чувства, отношения у этих людей не сложились.

    Лермонтов в предисловии к роману назвал Печорина больным. Он имел в виду не буквальную физическую немощь, а душу героя. Герой не находит применения своим незаурядным способностям, сила его духа никому не нужна. Он не знает, что такого на самом деле героического, ценного, полезного он мог бы сделать. В итоге его сильная, мятежная, беспокойная натура несет людям одни несчастья. Где бы герой ни появился, он приносит людям одно горе: покидают свой дом контрабандисты, убит Грушницкий, нанесена глубокая душевная рана княжне Мери, не знает счастья Вера, умирает Бэла, разочаровывается в дружбе Максим Максимыч. «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил...».

    Лермонтов на примере Печорина показывает нам, какие ошибки совершали молодые люди его времени. Автор обращает внимание на то, что Печорин сам во всем виноват.

    А теперь вернемся в наши дни, к проблемам молодежи. В романе Печорин как бы "поднёс зеркало ко всему своему поколению". Я думаю, что неплохо бы и нам посмотреться в это зеркало. Если возникают какие-то проблемы, то их нужно искать в себе самом. Нужно анализировать свои поступки. Почему ты так поступил? Зачем? Это нужно сделать для того, чтобы свести к минимуму нравственные пороки в будущем. Если каждый человек, прочитав роман Лермонтова, выявит для себя те качества, которые нужно в себе изменить, то наш мир станет человечнее, добрее, прекраснее.

    Хасанов Руслан

    Для меня, современного человека XXI века, актуальным является роман Рея Брэдбери «451 о по Фаренгейту». Название произведения - температура, при которой горит бумага. В книге повествуется о сожжении книг, о человеке, который кощунственно поступал с книгами, но потерпел душевные изменения, и стал их любителем. Но главной идеей произведения является картина деградации общества, осуждение инакомыслия, отсутствие моральной свободы, права своего мнения. Проблемы, описанные в произведении актуальны и по сей день. Да, в наше время не жгут книг. Но люди о них забывают, люди уходят в другой мир, слушая музыку в наушниках, гоняя автомобиль и самое страшное -НИ О ЧЁМ НЕ ДУМАЯ. Они живут, не задумываясь о духовности, об окружающем мире, живут одним днём.

    Герои Р. Брэдбери - одиночки, бросающиеся в безнадежную схватку, стремясь не столько победить, сколько утвердить свое человеческое достоинство. Профессия главного героя романа Гая Монтэга - пожарный, но пожарный, вооруженный не брандспойтом с водой, а огнеметом с керосином. Он не тушит, а разжигает пожары. То, что призвано спасать людей, помогать им, делать жизнь счастливее, внезапно оборачивается против них, начинает давить, угнетать, угрожать, наконец, убивать. Не осталось ничего человеческого в банде гогочущих подростков в автомашинах, которые, завидев одинокого прохожего, тут же решают: "Сшибем его!" Они развлекаются. Так, как учили их "педагоги", сжигающие книги... "Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек" – эпиграф к роману. Поперек пишет юная Кларисса, разбередившая душу Монтэга, девушка, которую интересует не то, как делается что-нибудь, а для чего и почему. Он хранит в доме книги, взятые им из обречённого на сожжение дома. Он признается в этом жене и предлагает вместе прочитать и обсудить их, но отклика не находит (жена – поклонница телесериалов). А когда Монтэг бежит из города, его встречают бродяги у костров - интеллигенты, писатели, учителя. Каждый из них выучил наизусть какое-нибудь великое творение прошлого. Они верят, что настанет время, когда все сокровища человеческой мысли снова возродятся, сохраненные этой живой библиотекой.

    Роман "451° по Фаренгейту" – это проявление оптимизма автора, его вера в конечное торжество разума, в то, что все созданные человеком книжные творения будут переданы дальше - от поколения к поколению, и так без конца.

    Распутина Мария

    На мой взгляд, проблемы, которые волнуют современное поколение, таковы: проблемы милосердия, добра и зла, ответственности, сострадания. Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» поможет молодым людям XXI века задуматься над данными проблемами и найти пути их решения.

    Что есть добро и что есть зло? Как бороться со злом? Как вступить на путь добра и не сбиться с него? - эти вопросы ставит в своем романе «Мастер и Маргарита» М.А.Булгаков. Автор описывает события 20-х годов XX века и библейских времен.

    В далеком Ершалаиме, во дворце прокуратора Иудеи Понтия Пилата, обвиняют Иешуа в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им. И вдруг появляется человек, который думает иначе: "...рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины". Этот человек не боится возражать прокуратору и делает это столь просто, что Понтий Пилат приходит на некоторое время в замешательство. В невиновности Иешуа прокуратор убеждается сразу же. Но, несмотря на это, он проявляет малодушие: из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. Иешуа казнен. Понтия же Пилата преследуют кошмары, а его могущество оказывается мнимым. Он трус, верный слуга кесаря. Совесть мучает прокуратора, и ему никогда не будет покоя.

    Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствуют в мире, где живет Иешуа, и в мире который окружает Мастера. Все эти пороки обнажает Воланд. Это художественно переосмысленный образ Сатаны. Цель Сатаны и его помощников, появившихся в Москве, - обнажить сущность негативных явлений в человеческом обществе, выставить их на всеобщее обозрение. Фокусы Воланда в Варьете и прочие его проделки лишний раз показывают читателю всю порочность человеческой природы. Воланд точно определяет "кто есть кто": Степа Лиходеев, известный человек в культурном мире Москвы, - бездельник, развратник и пьяница; Никанор Иванович Босой- взяточник; Фокин, буфетчик "Варьете",- вор; барон Майгель, служащий в одной из контор, - доносчик, а "тщательно маскирующийся под пролетария" поэт А. Рюхин - закоренелый лицемер.

    Проблема добра и зла у Булгакова - это проблема выбора людьми принципа жизни, а предназначение того зла, которое несут в романе Воланд и его свита, - воздать каждому в соответствии с этим выбором. Через судьбу Маргариты представляет он нам путь добра к самораскрытию с помощью чистоты сердца с горящей в нем огромной, искренней любовью, в которой и заключается его сила. Маргарита у писателя - идеал.

    Мастер - тоже носитель добра, потому что оказался выше предрассудков общества и жил, руководствуясь душой. Поэтому автор дарует ему тот покой, о котором мечтал герой. На земле у Мастера остался ученик и бессмертный роман, которым суждено продолжать борьбу добра со злом.

    Временной интервал в два тысячелетия лишь подчеркивает, что проблемы добра и зла вечны и непреходящи. Они актуальны для человека любой эпохи.

     

     

    Это интересно: