→ Изо краски природы в наряде русской красавицы. Конспект урока к презентации русский народный костюм. Отдых в пути

Изо краски природы в наряде русской красавицы. Конспект урока к презентации русский народный костюм. Отдых в пути

Пояснительная записка

Программа и материал УМК рассчитан на 33 часа в год, 1 час в неделю, что соответствует ОБУП в 1-х классах (1-4).
Раздел 1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе


    1. Цели преподавания дисциплины
обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента Государственного стандарта общего образования по предмету «Изобразительное искусство»
содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;
способствовать усвоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн);
содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности с различными материалами;
способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.

1.2.Задачи изучения дисциплины

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать/понимать
значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; аппликация, коллаж, флористика, вышивка, узорное ткачество, набойка, гончар, русский народный костюм;
отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешения;
эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

уметь
организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
составлять композиции с учетом замысла;
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные («листок», «травка», «усики», «завиток»);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
выражения собственного мнения при оценке произведений искусства;
проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
проявления положительного отношения к процессу труда и к результатам своего труда и других людей.
^ Искусство (ИЗО). Шпикалова Т.Я., Алексеенко Е.В., Ершова Л.В. 1 класс. УМК «Перспектива»

Календарно-тематическое планирование


урока

Тема урока

Практическая работа

^ Тип урока

Информационное сопровождение

Календарные

сроки


планируемые

фактические

^ I четверть. Уроки 1-8

Тема четверти: Осень золотая


1

Какого цвета осень? Творчество И.И.Левитана

Изображение золотой осени (акварель, гуашь)

Урок - путешествие

Какой видят осень поэты, художники, народные мастера. Творчество И.И.Левитана

2

^ Земля-кормилица. Натюрморт с натуры

Натюрморт из овощей и фруктов (акварель, гуашь)

Урок - сказка

Сочинение сказки про осень

3

^ Щедра осенью земля-матушка. Композиция по представлению

Композиции по представлению: «Богатый урожай», «Первый каравай» (акварель, гуашь)

Урок- импровизация

Отражение в произведениях искусств человеческих чувств, отношения к природе на примере живописи, поэзии, музыки

4

^ Природа-художница. Техника отдельного мазка

Рисование осеннего пейзажа по представлению (акварель, гуашь)

Урок- игра

Основы изобразительного языка живописи. Техника отдельного мазка

5

^ В сентябре у рябины именины. Превращение в рябину точек и пятен

Рисование с натуры ветки рябины (акварель, гуашь или аппликация из цветной бумаги)

комбинированный

Основы изобразительного языка живописи. Превращение пятна в изображение

6

^ Осенью капуста - барыня

Рисование с натуры или представлению сечки (акварель, гуашь)

комбинированный

Понятие о силуэте и симметричном изображении

7

^

Рисование золотого петушка (гуашь)

Урок - сказка

Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Хохлома

8

^ В золоте Хохломы - золото осени

Рисование кистью элементов травного узора Хохломы (гуашь черная, красная)

Урок - сказка

Повтор главных элементов травного орнамента Хохломы

9

^ В золоте Хохломы - золото осени

Повтор и вариация элементов орнамента Хохломы (гуашь)

Урок - сказка

Передача настроения в декоративной работе с помощью цвета. Хохлома

^ Рекомендуемые для ознакомления в I четверти:

Е. Волошинов. Лук; С. Куприянов. Золотая осень; И. Левитан. Золотая осень; Т. Маврина. Дубы; Г. Попов. Щедрая земля; И. Машков. Снедь; В. Поленов. Золотая осень; И. Остроухов. Золотая осень; В. Серов. Октябрь. Домотканово; И. Шишкин. Травы; Л. Романова. Осенний букет. Текстильный коллаж; И. Григорьев. Полосатый кот. Мозаика (речной камень);
произведения народного декоративно-прикладного искусства: Н. Гончарова. Поднос. Жостово; Н. Гончарова. Петух среди ягод. Жостово; И. Маркичев. Жнитво. Палех; С. Веселов. Ковш-утица; Рыбица. Хохлома; А. Карпова. Тарелка с травным орнаментом. Хохлома; И. Голиков. Перевозка хлеба; И. Ливанова. Капустница. Палех; произведения мастеров Хохломы, изделия народного творчества из природных материалов (соломки, бересты, шишек, плодов).


^ II четверть. Уроки 10-16

Тема четверти: Зимняя сказка


10

В золоте Хохломы - золото осени

Импровизация по мотивам хохломской росписи (гуашь)

Урок - сказка

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла

11

^ Краски природы в наряде русской красавицы

Украшение наряда красавицы (акварель, фломастеры)

комбинированный

Ансамбль русского народного костюма

12

^ В гостях у зимней сказки

Изображение дома Деда Мороза (графические материалы)

Урок - сказка

Изображение по памяти фигуры человека

13

^ Герои русских народных сказок. Творчество В.М.Васнецова

Изображение героев зимних сказок (гуашь)

Урок - сказка

Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров. Творчество В.М.Васнецова

14

^ Снежный пейзаж

Изображение зимнего пейзажа чёрной и белой линиями (графические материалы)

комбинированный

Основы изобразительного языка графики

15

^ Цвет зимы - белый

Рисование снежных цветов на окне (акварель)

комбинированный

Линия и мазок в художественном изображении

16

^ В гостях у мастеров каргопольской

игрушки


Роспись силуэтов игрушек (гуашь)

комбинированный

Знакомство с каргопольской игрушкой

^ Рекомендуемые для ознакомления во II четверти:

произведения изобразительного искусства: Т. Маврина. За каменкой; А. Журавлева. Рисунок к месяцеслову; С. Никиреев. Зима; В. Васнецов. Снегурочка; Н. Рерих. Лес; Е. Чарушин. Иллюстрации к русской народной сказке «Заяц и лиса»; К. Воробьев. Волшебный мир. Вырезанки; К. Юон. Русская зима. Мартовское солнце; И. Грабарь. Февральская лазурь; И. Билибин. Русский Север; А. Дейнека. Девочка у окна; В. Фаворский. Иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Русак»;
С. Буторин. Жар-птица. Палех; И. Голиков. Сказочные звери. Палех; Н. Сулоева. Людмила в саду Черномора. Палех; произведения лаковой миниатюры Федоскина; Е. Ельфина. Поющее дерево. Кружево; изделия из текстильных материалов (народный костюм, вышитые изделия, тряпичные куклы).


^ III четверть. Уроки 17-25

Тема четверти: Весна-красна


17

В гостях у мастеров каргопольской игрушки

Роспись глиняных игрушек (гуашь)

комбинированный

Импровизация на тему каргопольских игрушек

18

^ Богатыри земли Русской

Украшение снаряжения русского богатыря (акварель, гуашь, фломастер)

комбинированный

Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников

19

^ Богатыри земли Русской

Портрет русского богатыря (гуашь)

комбинированный

Образ богатыря в живописи и графике

20

Конь-огонь

Декоративная композиция по представлению (гуашь)

Урок- игра

Изображение по воображению животных. Конь

21

^ Весна-красна - праздник света и тепла

Весенняя природа в произведениях русских художников. Рисование первых весенних цветов (акварель, гуашь)

комбинированный

Использование в своей работе разных приёмов живописи

22

^ Дымковская игрушка

Лепка из пластилина или глины по мотивам дымковской игрушки. Повтор дымковских узоров (гуашь)

комбинированный

Дымковская игрушка. Связь скульптуры и декоративно-прикладного искусства

23

^ Дымковская игрушка

Вариация дымковских узоров (гуашь)

Урок - сказка

Передача настроения ярмарки в декоративной композиции

24

^ Красота весенней природы

Рисование с натуры весенней веточки (акварель, гуашь)

комбинированный

Закрепление представлений о пейзаже и натюрморте

25

^ Вешней воды никто не уймет

Рисование бегущего ручья по представлению (акварель, гуашь)

комбинированный

Использование разных технических приёмов при работе с красками

^ Рекомендуемые для ознакомления в III четверти:

произведения изобразительного искусства: Т. Маврина. По дороге на Балахну. Река Тара; Е. Зверьков. Луг цветет; Н. Рерих. Весна священная; В. Васнецов. Богатыри; Н. Гончарова. Воины. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; П. Корин. Александр Невский; В. Суриков. Взятие снежного городка;
произведения народного искусства: И. Щуркин. Илья Муромец и Калин-царь. Палех; У. Бабкина, В. Шевелев, И. и Е. Дружинины. Каргопольские игрушки; А. Петухов. Щепная птица; изделия из бересты.


^ IV четверть. Уроки 26-33

Тема четверти: Разноцветное лето


26

«У лукоморья дуб зеленый...»

Рисование героев сказок Пушкина по представлению (гуашь)

Урок - сказка

Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой

27

^ Красуйся, красота, по цветам лазоревым

Рисование с натуры весенних цветов (акварель)

комбинированный

Пропорции и форма различных садовых цветов

28

^ Образ приближающегося лета

Рисование по представлению утреннего и вечернего пейзажей (акварель, гуашь)

комбинированный

Знакомство с произведениями Куинджи, Ван Гога, К.Моне

29

^ Превращение красочного пятна в дерево

Экспериментирование с цветными пятнами и линией (акварель, гуашь)

комбинированный



30

^ Какого цвета страна родная



комбинированный



31

^ Пейзаж в разное время дня

Рисование природы по представлению (художественные материалы по выбору)

комбинированный

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Государственная Третьяковская галерея

32

^ Найди краски ясного дня и теплого вечера

Рисование природы по представлению (художественные материалы по выбору)

комбинированный

Понятие о тёплых и холодных цветах, о множестве оттенков

33

Изовикторина

Актуализация знаний

урок- игра

^ Рекомендуемые для ознакомления в IV четверти: произведения изобразительного искусства: А. Венецианов. На пашне. Весна; А. Куинджи. Березовая роща; Ф. Васильев. Мокрый луг; П. Кончаловский. Сирень; С. Куприянов. Купавки; А. Зарянов. Осень. Весенняя аллея; Е. Ширяева. Батик; И. Айвазовский. Лунная ночь; Н. Рерих. Сеча под Керженцем; Заморские гости; Е. Волошинов. Лук; И. Машков. Ягоды на фоне красного подноса; В. Телегин. Осенний вечер; К. Бритов. Мстера. Голубая весна; В. Юкин. Ранний снег; В. Крылов. Новодевичий монастырь; Е. Жуков. Натюрморт с незабудками;
произведения народного искусства: А. Лезнов. Поднос. Жостово; Е. Кошкина, А. Мезрина, Е. Косс-Деньшина, З. Безденежных, М. Коковихина, Н. Суханова, Л. Докина. Дымковские игрушки; М. Чижов. Праздник русской зимы. Федоскино; А. Журавлева. Рисунки к месяцеслову.

Цели и задачи: познакомить учащихся с особенностями русского костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны; закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, владения графическими материалами; укреплять межпредметные связи. Оборудование: для учителя - методические таблицы, детские работы, компьютер, презентация «Русский народный костюм». Для учащихся: графические материалы, гуашь, тушь, акварельные Краски. Зрительный ряд: репродукции В,Васнецова «Аленушка»,»Три девицы подземного царства», Ф.Малявин «Вихрь», Ф.Левицкий «Портрет Агаши в русском костюме», А.Венецианов «Весна. На пашне», В.Суриков «Боярыня Морозова», «Сибирская красавица». Литературный ряд: фольклор, загадки.


Ход урока 1.Организация класса. 2.Беседа по теме урока. Учитель. Рассмотрите иллюстрации с изображением русского национального костюма. Русские красавицы в женских нарядах напоминают героинь русских народных сказок «Лебедушка, утушка-голубушка, красна-девица» - так ласково называли в народе прекрасных русских женщин, воспевая их в песнях и сказках. А доспехи русских воинов, свободная старинная мужская одежда подчеркивает их силу, мощь, доброту. Как символично описан костюм в народе: Заговор-заклятье Пойду ль я во чисто поле- Под красное солнце, Под светел месяц, Под полетные облака, Стану я во чисто поле На ровное место, Облаками облачуся, Небесами покроюся, На главу свою кладу Красное солнце, Подпояшусь светлыми зорями, Обтычуся частыми звездами, Что вострыми стрелами- От всякого злого недуга.


Можете ли вы угадать, чем в реальности стали «красное солнце» на голове, «частые звезды», которыми «обтычуся», «облака и небеса, которыми облачуся»? -Вы, наверное, видели такие одежды, видели в музеях, в театральных представлениях, кинофильмах, на иллюстрациях в книгах. Особенно тщательно подбирали наряды, которые в старину делали вручную и передавали из поколения в поколение. Одежда была повседневной и праздничной, с незапамятных времен имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружево. Вот почему на Руси по установившемуся издавна обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества.


История русского костюма свидетельствует о том, что перемены в одежде, само движение моды почти не затронули простой народ. Русский крестьянин в конце века носил тоже, что во времена Древней Руси: шапку, штаны, рубаху. Женщины поверх длинной, ниже колен, рубашки надевали юбку. Из верхней одежды в ходу были накидки, а обувью, если она была, служили лапти или подошвы, державшиеся на ремнях. В холода ноги обертывали холстом. Одежды на Руси были свободные, длинные необычно красочные. Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки. повойники самой невиданной причудливой формы. Очень любили на Руси душегрейки. Она напоминает маленький сарафанчик и надевали ее поверх сарафана. Это была праздничная одежда крестьянки, поэтому и шили душегрейку из дорогих тканей, вышивали узорами, украшали тесьмой. Из древней одежды известен зипун. Так называли узкий кафтан длиной до колен без воротника и с застежкой спереди, который носили люди с достатком. Зипунами называли так же полушубки, в которых ходил народ. В женском костюме времен Древней Руси в широком ходу была понева - юбка, состоящая из обернутого вокруг бедер куска ткани и завязанная поясом. В обычае и женщин и мужчин было носить всякие украшения – ожерелья, бусы, шейные бусы (гривны), серьги, браслеты. Сейчас, ребята, давайте посмотрим иллюстрации В.Васнецова «Аленушка», «Три царевны подземного царства», Ф.Левицкого «Портрет дочери Агаши в русском костюме», А.Венецианова «Весна. На пашне», В.Сурикова «Боярыня Морозова». (Идет беседа по произведениям). Звучат попури русских народных песен и наигрышей. Слова – «рубаха», «сарафан», «епанечка» (короткая клешеная кофточка без рукавов), «понева»- домотканая клетчатая юбка из шерсти. Просмотр презентации «Русский народный костюм».


Русские народные костюмы (мужские) Мужской костюм состоял из рубахи- косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине. Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой). Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы, зимой овчинные нагольные шубы. Мужская обувь сапоги или лапти с онучами и оборами.


Русские народные костюмы (женскиие) Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном поневы. Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан. Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение. Русский народный крестьянский костюм


Цели и задачи: познакомить учащихся с особенностями русского костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны; закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, владения графическими материалами; укреплять межпредметные связи. Оборудование: для учителя - методические таблицы, детские работы, компьютер, презентация «Русский народный костюм». Для учащихся: графические материалы, гуашь, тушь, акварельные Краски. Зрительный ряд: репродукции В,Васнецова «Аленушка»,»Три девицы подземного царства», Ф.Малявин «Вихрь», Ф.Левицкий «Портрет Агаши в русском костюме», А.Венецианов «Весна . На пашне», В.Суриков «Боярыня Морозова», «Сибирская красавица». Литературный ряд: фольклор, загадки .


Ход урока 1.Организация класса. 2.Беседа по теме урока. Учитель. Рассмотрите иллюстрации с изображением русского национального костюма. Русские красавицы в женских нарядах напоминают героинь русских народных сказок «Лебедушка, утушка-голубушка, красна-девица» - так ласково называли в народе прекрасных русских женщин, воспевая их в песнях и сказках. А доспехи русских воинов, свободная старинная мужская одежда подчеркивает их силу, мощь, доброту. Как символично описан костюм в народе: Заговор-заклятье Пойду ль я во чисто поле- Под красное солнце, Под светел месяц, Под полетные облака, Стану я во чисто поле На ровное место, Облаками облачуся, Небесами покроюся, На главу свою кладу Красное солнце, Подпояшусь светлыми зорями, Обтычуся частыми звездами, Что вострыми стрелами- От всякого злого недуга.


Можете ли вы угадать, чем в реальности стали «красное солнце» на голове, «частые звезды», которыми «обтычуся», «облака и небеса, которыми облачуся»? -Вы, наверное, видели такие одежды, видели в музеях, в театральных представлениях, кинофильмах, на иллюстрациях в книгах. Особенно тщательно подбирали наряды, которые в старину делали вручную и передавали из поколения в поколение. Одежда была повседневной и праздничной, с незапамятных времен имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружево. Вот почему на Руси по установившемуся издавна обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества.


История русского костюма свидетельствует о том, что перемены в одежде, само движение моды почти не затронули простой народ. Русский крестьянин в конце 19-20 века носил тоже, что во времена Древней Руси: шапку, штаны, рубаху. Женщины поверх длинной, ниже колен, рубашки надевали юбку. Из верхней одежды в ходу были накидки, а обувью, если она была, служили лапти или подошвы, державшиеся на ремнях. В холода ноги обертывали холстом. Одежды на Руси были свободные, длинные необычно красочные. Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки. повойники самой невиданной причудливой формы. Очень любили на Руси душегрейки. Она напоминает маленький сарафанчик и надевали ее поверх сарафана. Это была праздничная одежда крестьянки, поэтому и шили душегрейку из дорогих тканей, вышивали узорами, украшали тесьмой. Из древней одежды известен зипун. Так называли узкий кафтан длиной до колен без воротника и с застежкой спереди, который носили люди с достатком. Зипунами называли так же полушубки, в которых ходил народ. В женском костюме времен Древней Руси в широком ходу была понева - юбка, состоящая из обернутого вокруг бедер куска ткани и завязанная поясом. В обычае и женщин и мужчин было носить всякие украшения – ожерелья, бусы, шейные бусы (гривны), серьги, браслеты. Сейчас, ребята, давайте посмотрим иллюстрации В.Васнецова «Аленушка», «Три царевны подземного царства», Ф.Левицкого «Портрет дочери Агаши в русском костюме», А.Венецианова «Весна . На пашне», В.Сурикова «Боярыня Морозова». (Идет беседа по произведениям). Звучат попури русских народных песен и наигрышей. Слова – «рубаха», «сарафан», «епанечка» (короткая клешеная кофточка без рукавов), «понева»- домотканая клетчатая юбка из шерсти. Просмотр презентации «Русский народный костюм».


Русские народные костюмы(мужские) Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки - вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине. Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой). Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы, зимой - овчинные нагольные шубы. Мужская обувь - сапоги или лапти с онучами и оборами.


Русские народные костюмы(женскиие) Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном - поневы. Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан. Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение. Русский народный крестьянский костюм

Практическая работа. Задание первого урока: выполнить эскиз русского народного костюма, желательно парный - мужской и женский. При рисовании можно использовать шаблоны - силуэты. Фигуры должны быть крупными, во весь лист, располагаться по центру листа, вертикальное положение. На этом уроке определяется цветовое решение костюма. (Показ работ учащихся) 4.Итог первого урока. Экспресс – просмотр завершенных работ. Уборка рабочих мест.

красавицы. Народный костюм (1 ч )

Восприятие русской женщины в нацио- нальном русском наряде на пахоте в живо- писи А. Венецианова, фотоизображений народных женских праздничных костюмов

Рассматривать произведения художника-живописца, посвящённые весенней пахоте и русской красавице в на- родном традиционном костюме, и произведения народ- ного и декоративно-прикладного искусства (народных

Продолжение

Т ематическое планирование Характеристика деятельности учащихся

Архангельской, Вологодской, Рязанской гу- берний.

Основные содержательные линии. Чело- век, мир природы в реальной жизни: обра- зы человека, природы в искусстве. Пред- ставления о богатстве и разнообразии худо- жественной культуры (на примере культуры народов России). Образ человека в традици- онной культуре. Представления человека о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, пес- нях.

Диалог об искусстве. Особенности кроя и орнамента народного костюма разных реги- онов России. Элементы народного костюма Русского Севера и значение набивных и вы- шитых орнаментов в нём.

Творческое задание с учётом собственных представлений о красоте народного женско- го костюма, с использованием известных приёмов и техник, в том числе в технике аппликации.

Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу- мага, фломастеры, цветные карандаши (на выбор).

Советы мастера.

костюмов разных регионов России) и высказывать свои впечатления от их восприятия.

Сравнивать народный женский костюм из северных регионов России с народным костюмом из южных. Опре- делять , из каких элементов они состоят, какие цвета в них преобладают, и объяснять , в каких местах костю- ма располагается орнамент и каково его значение в де- коре костюма.

Участвовать в обсуждении состава традиционного на- родного костюма северорусского сарафанного комплек- са и южного (отсутствие сарафана) комплекса, их отли- чительных особенностей в крое и декоре.

Выбирать художественные приёмы для осуществле- ния своего замысла творческой работы. Рисовать по- своему (или выполнить в технике аппликации) наряд девицы-красавицы. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к традиционному народному костюму.

Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности

 

 

Это интересно: