→ Полёт фантазии, или нетрадиционные техники рисования в подготовительной группе детского сада. Проект "Нетрадиционные техники рисования в ДОУ и их роль в развитии детей дошкольного возраста" Описание нетрадиционных техник рисования для дошкольников

Полёт фантазии, или нетрадиционные техники рисования в подготовительной группе детского сада. Проект "Нетрадиционные техники рисования в ДОУ и их роль в развитии детей дошкольного возраста" Описание нетрадиционных техник рисования для дошкольников

Из опыта работы. Нетрадиционные способы рисования в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста.

Данный материал познакомит педагогов с разнообразными способами и приемами работы гуашью, акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием.
Опыт работы с детьми в детском саду показал, что рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Рисуя нетрадиционными способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно, где угодно, и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что-нибудь придумывать!

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

способствует снятию детских страхов;
развивает уверенность в своих силах;
развивает пространственное мышление;
учит детей свободно выражать свой замысел;
побуждает детей к творческим поискам и решениям;
учит детей работать с разнообразным материалом;
развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
чувство фактурности и объемности;
развивает мелкую моторику рук;
развивает творческие способности, воображение и полет фантазии.
во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Развивающие:
формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;
закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию.

«Монотипия»

Тема: «Бабочка»
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материал: краска, кисточка, бумага
Ход работы:
Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Сказочные цветы? Нет, это красавица-бабочка!

«Монотипия»+ «Набрызг»

Тема: «Зимние пейзажи», «Дворец для Снежной королевы»
Средства выразительности: точка, фактура.
Материал: старые зубные щетки, гуашь, бумага, гербарий, силуэты.
Ход работы:
На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой.

«Монотипия»+ «Аппликация»

Тема: «Морское дно»


«Рисование по сырому»

Тема: «Времена года»
Средства выразительности: цвет, линия, пятно.
Материал: влажная салфетка, емкость с водой, краски, кисти, акварельные мелки.
Ход работы:
Первый способ:
Намочите бумагу и положите ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмите акварельный мелок и нарисуйте все, что угодно.
Второй способ:
Если нет акварельных карандашей, можно рисовать красками и кисточкой.

"Рисование по сырому" с дальнейшим прорисовыванием деталей.

«Рисование по сырому»+сангина

Тема: «Времена года»

«Рисование по сырому»+пастель

Тема: «Золотая рыбка»

«Мятая бумага»

Тема: «Осенние листья»
Эффект состаривания поверхности.
Материал: бумага, краски, кисти, тарелочки.
Ход работы:
Первый способ:
Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики.
Второй способ:
Смять кусочек бумаги, примакнуть в сырую краску, затем примакиванием нанести рисунок. Этот способ можно использовать для фона, или для завершения работы – цветы, крона дерева, сугробы и так далее.

«Граттаж»

Тема: «Ночь», «Космос», «Зима», «Морское дно»
Материал: Свечка, черная гуашь, шампунь, заостренная палочка.
Ход работы.
Нанесем цветной фон акварелью или возьмем цветной картон или простую белую бумагу. Весь фон полностью натрем воском, парафином. Нальем в розетку черной, или цветной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист, заготовка готова. А теперь возьмем заостренную палочку и начнем процарапывать рисунок.

«Тычок жесткой полусухой кистью»

Тема: «Животные, облака, цветы, деревья, пейзажи»
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком"), делаем сверху "тычки", располагая их внутри и по краям силуэта животного. Когда краска подсохнет, нарисуем животному кончиком мягкой кисточки глаза, нос, рот, усы и другие характерные детали.

«Графика»

Материал: Бумага черного цвета, листы белой бумаги, гуашь белого и черного цвета.
Ход работы.
Первый способ:
Монохромная техника. На черный фон нанести изображение белой гуашью (заметим: необходимо проявить чувство меры). Таким способом выразительно смотрятся замки, пейзажи, роспись миниатюр. Предварительные наброски можно сделать карандашом. Ошибку можно смело ретушировать гуашью, или черной тушью, подобрав нужный оттенок.
Второй способ:
Полихромная техника. На черном фоне работают белой гуашью. Белый тон придаст свежесть, яркость. В исключительных случаях, например при росписи пасхальных яиц, прялок, допустим цветной фон.

Рисование гуашью с добавлением белил

Тема: «Натюрморт», «Пейзаж», «Абстракция».
Добавление белил к разным цветам красок позволяет получить светлые оттенки исходного цвета. Цветовые ощущения в результате, нежность, легкость, воздушность.

Дети и творчество – неразделимые понятия. Ребенок познает окружающий мир, стараясь отразить его в игре, лепке и рисовании. Ведь в душе каждый малыш - певец и музыкант, художник и скульптор. Творческие порывы у детей часто связаны с художественной деятельностью, а изобразительное творчество ребенка - идеальная возможность для проявления его фантазии.Это является важным условием для нормального развития малыша.

Нетрадиционные техники рисования для детей в садике и школе- это не значит что-то сложное. Совсем наоборот - такое рисование превращает занятие по изо в веселую забаву. Здесь совсем не обязательно обладать сложными навыками владения карандашом и кистью. В простых приемах нетрадиционного рисования ребенок способен создать красивые рисунки и картины, и это даст ему потрясающий творческий опыт с превосходным итоговым результатом. Он сам потянется к искусству, когда почувствует, что может творить красоту своими руками.

Нетрадиционные способы рисования

Для детей нетрадиционные техники рисования - это замечательный способ создания маленьких шедевров. Оказывается, ладошка может превратиться в розового слоника, а простая клякса -- стать деревом, а морковка с картошкой - удивить необычными узорами.

К примеру, малышам 3-4 лет можно предложить:


С детками 5-6 лет можно попробовать:

  • отпечатки-картинки
  • печать пластилином
  • отпечатки листьев
  • рисунки из ладошки
  • рисование ватными палочками
  • волшебные ниточки
  • монотипия.

А с детьми 7-8 лет можно освоить более сложные техники:

  • рисование мятой бумагой
  • рисование мыльными пузырями
  • рисование солью
  • кляксография
  • пластилинография
  • граттаж
  • фроттаж.

Для детей лепка из пластилина – это целый мир, полный разнообразия и экспериментов! Под вашим чутким руководством ребенок может слепить всевозможные станет самым лучшим руководством для создания различных сказочных героев, животных и растений.

Рисование руками

Рисование ручками - это первая техника, которой маленькие детки способны овладеть очень рано. Рисунок получается быстро - это крайне важно, потому что малыши не могут долго заниматься одним делом. Детскую ладошку обмакните в краску и пусть малыш сделает отпечаток на поверхности бумаги. Посмотрите, на что это похоже. Спросите кроху, что нужно дорисовать, чтобы получилось какое-то животное или птица. Недостающие детали можно нарисовать пальчиками.

Техника рисования акварелью по мокрой бумаге

Для создания маленьких шедевров понадобится лист плотной бумаги, акварельные краски и кисть. Помогите ребенку равномерно смочить лист, но чтобы не было луж. Пусть наберет на кисть немного краски и начинает творить. Каждый мазок новым тоном расползается по бумаге, красиво переходя в другой оттенок. Самое время показать ребенку смешение цветов и объяснить, что такое оттенки.

Подскажите ребенку, что все движения должны делаться легко и плавно, не нужно вдавливать кисть в бумагу, как это любят делать многие дети. Достаточно легкого прикосновения. В этой технике хорошо получается рисовать фоны. А после высыхания можно продолжить рисовать остальной рисунок.

Рисование в технике Клеевые картинки

Для рисования в этом стиле Вам потребуется клеевой пистолет. Помогите ребенку нарисовать горячим клеем контуры на бумаге, внутри которых изображение заполняется красками. Благодаря клею краска не вытекает за пределы этих контуров. Получается что-то вроде витражного изображения. В этой технике Вы вместе с вашим ребенком можете создать настоящий витраж на стекле, но тогда вместо простой акварели нужно будет купить акриловые краски на водной основе.

Традиционно в предновогодние дни в детских садах проводятся выставки ярких поделок и творческих работ малышей, которые украшают садик в самые волшебные дни новогоднего праздника. Мы предлагаем вам самые разные .

Рисунки в технике акварель с восковыми мелками

Чтобы нарисовать картинку в этой технике, Вам нужен: альбомный лист, восковые мелки, акварельные краски, кисть белка, шаблоны листьев.

Пусть малыш с вашей помощью нарисует на листе несколько разных листьев. Рисунок нужно компоновать по размеру листьев - сначала большие, потом помельче. Пусть листья накладываются друг на друга - ведь в природе именно так.

Теперь возьмите восковые мелки и обведите контуры листьев, для этого вам понадобятся мелки теплых оттенков: желтый, красный, оранжевый, коричневый, бордовый. В одном листе Вы можете использовать несколько цветов. Не забудьте нарисовать прожилки на каждом листике, кроме рябиновых

Интересно! Оригинальные подарки на Новый 2019 Год своими руками

А сейчас настало время воспользоваться акварельными красками - начинайте закрашивать не листики, а альбомный лист с левого верхнего угла. Покажите ребенку, как добавлять другие цвета, чтобы один оттенок плавно перетекал в другой без четких границ. Таким образом постепенно заполняем наш лист осенними красками

Рисование забавными отпечатками

1. Штампики из пластилина

Из пластилина очень просто и удобно сделать штампики - достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линиями,точками) и покрасить в необходимый цвет.

2. Штампики из ниток

Для создания интересных «полосатых штампиков» можно использовать нити, которые нужно прочно намотать на какой-либо предмет. Затем нити густой краской окрашиваются в необходимый цвет. Теперь только фантазия подскажет, как нанести «полосатый узор» на поверхность бумаги.

3. Штампики из свернутого картона

Свернув кусок картона в рулончик, можно получить оригинальный штампик для "розочек". А если отрезать от втулки от туалетной бумаги "кругляш" и придать ему форму листика, то ваш ребенок может самостоятельно создать красивую композицию.

4. Отпечатки «листики»

Эта техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно взять любой красивый листок и нанести краску на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист приложить к бумаге и прогладить. Через несколько секунд можно аккуратно поднять листик - на бумаге останется его отпечаток.

5. Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком

Для деток раннего возраста это довольно популярная техника. Вам потребуется любой овощ или фрукт и гуашь. Дальше все просто - макаете предмет в краску и делаете отпечаток на бумаге.

Штампы можно изготовить из яблока, картофеля,морковки, перца и других овощей или фруктов. Проще всего сделать штампик из картофеля. Если у вас есть металлические формы для вырезания печенья, просто продавите форму в картофель и аккуратно подрежьте ножиком лишние кусочки по краям.

Рисование мыльными пузырями

Ребенку будет очень интересно нарисовать картинку мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску и с помощью трубочки сделать крепкую пену. На пузыри аккуратно положить лист бумаги и дождаться, когда станут проявляться первые узоры. Можно поднимать бумагу - пузырчатые узоры готовы.

Рисование солью

Чтобы придать фону рисунка причудливую текстуру, при изображении любого пейзажа можно использовать соль. Пока краска еще не высохла, фон необходимо посыпать солью. Она впитывает лишнюю воду, прилипает и создает очень интересный эффект. Лишнюю соль нужно аккуратно стряхнуть после высыхания. На ее месте останутся необычные светлые пятнышки.

Есть еще один необыкновенно интересный вариант рисования солью. Для этого нужно нарисовать рисунок карандашом, а потом обвести клеем ПВА. Это может быть простой цветок, узоры или геометрические фигуры. Клея не жалеем. Щедро посыпаем рисунок солью, а потом аккуратно стряхиваем лишнюю на поднос. Теперь добавим цвета - можно раскрасить кисточкой, а можно взять пипетку и по капле подкрашенную воду нанесем на рисунок. Вы сможете увидеть, как капли растекаются и получаются яркие узоры и фигуры.

Рисование мятой бумагой.

При помощи смятой салфетки или бумаги можно получить необычную текстуру. Есть два способа такой техники:


Монотипия

Эта необычная техника рисования основана на уникальном отпечатке, который может получиться только в единственном экземпляре. Поэтому двух абсолютно одинаковых рисунков создать невозможно.

Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей"

Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей


Художник хочет рисовать,
Пусть не дают ему тетрадь…
На то художник и художник –
Рисует он, где только может…

Он чертит палкой по земле,
Зимою пальцем на стекле,
и пишет углем на заборе,
и на обоях в коридоре.

Рисует мелом на доске,
На глине пишет и песке,
Пусть нет бумаги под руками,
И нет денег на холсты,

Он будет рисовать на камне,
И на кусочке бересты.
Салютом он раскрасит воздух,
Взяв вилы, пишет на воде,

Художник, потому художник,
Что может рисовать везде.
А кто художнику мешает,
Тот землю красоты лишает!

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский

Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий, которое воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких как усидчивость и терпение, внимательность, воображение, способность мыслить и многое другое. Все они очень пригодятся малышу в дальнейшей жизни.
Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта на бумаге (рисование карандашами, кистью и красками, гуашью) в соей работе использую и нетрадиционные техники. Считаю, что они больше привлекают внимание маленьких непосед. Они интересны деткам всех возрастов и позволяют им полностью раскрыть свой потенциал во время творческого процесса. Работа над созданием рисунков не является сложной, поэтому малыши с удовольствием ее выполняют, приобретая навыки работы с материалами и знакомясь с живописью.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста советую родителям использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Организуйте дома рабочее место так, чтобы ребенку было удобно не только сидеть, но и стоят, а иногда и двигаться вокруг листа бумаги. Ведь рисовать можно как угодно, где угодно и чем угодно!
Дружите со своим ребенком. Старайтесь понять, что его радует, что огорчает, к чему он стремится. Попросите его рассказать, что же он хотел изобразить. И не забывайте, что ребенок ждет от вас похвалы. Ему очень хочется, чтобы его работа понравилась вам, взрослым. Порадуйтесь его успехам и ни в коем случае не высмеивайте юного художника в случае неудачи. Не беда получится в следующий раз!
Нетрадиционные техники рисования – это способы рисования различными материалами: поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, парафиновой свечой, сухими листьями; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т.д.
Для каждой возрастной группы они свои.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
рисование пальчиками
рисование ватными палочками
тычок жесткой полусухой кистью
рисование ладошками
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
оттиск поролоном
печать по трафарету
свеча и акварель
набрызг
тычкование
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники:
кляксография обычная
рисование зубочисткой
монотипия
батик
Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, да свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.
Нетрадиционные художественно-графические техники:
Штампование
Так как маленькие детки всегда с удовольствием штампуют все, что можно, эта техника рисования им всегда нравится. При помощи изготовленного заранее штампа (это может быть дно от пластиковой бутылки, крышка, срез от картофеля, яблока и так далее, покрытые краской) наносятся отпечатки на бумагу, создавая рисунок, который впоследствии можно дополнить.



«Печать листьев» - используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются великолепные пейзажи.



«Рисование ладошкой или пальчиками»
Ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.


«Оттиск смятой бумагой»
Ребёнок мнёт в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными. После этого ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
«Скатывание бумаги» – берется бумага и мнется в руках, пока она не станет мягкой. Затем скатывается из нее шарик. Размеры могут быть разными (маленькая – ягодка, большой – снеговик). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.


«Рисование ватными палочками»
Ватными палочками рисовать очень просто. Опускаем палочку в воду, затем в краску и ставим на листе точки. Что рисовать? Да что угодно! Небо и солнышко, домик в деревне, речку, автомобили, куклы. Главное в этом деле – желание!


«Рисование по мокрой бумаге».
Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.


«Рисование зубной щёткой, одноразовыми вилками»
Щетка, вилка обмакивается в краску и делается отпечаток на бумаге. Щеткой можно протянуть по листу, получатся волны, ветер, ручей и т.д.


«Кляксография»
Клякса – это неотъемлемая часть каждого ребенка. Поэтому такая техника очень близка деткам по духу. Для работы нужна бумага, кисть и краски. На кисть набирается краска и с высоты капает на бумагу. При помощи поворота листа или же можно подуть на него, клякса расплывается, образуя интересное изображение.


«Пластилинография» - пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.


«Рисование мыльными пузырями»
Мыльные пузыри - известная детская забава. Хрупкие, прозрачные, они так красиво переливаются разными цветами радуги и создают ощущение праздника. И еще ими можно рисовать.
Рисунки в этой необычной технике тоже оказываются очень необычными, а занятие приносит детям радость. К тому же, отпечатки каждый раз получаются разными, поэтому очень интересно с ними экспериментировать, а потом фантазировать, на что они похожи.


«Ниткография»
Работать с этой техникой можно двумя вариантами. Для каждого из них понадобятся краски с кисточкой, емкость для них, нитки и бумага. В первом случае на нитку наносится краска любого понравившегося цвета. Бумагу нужно сложить вдвое. На одну сторону выкладывается окрашенная нить, а другой прикрывается. Затем нить вытягивается. Когда ребенок разворачивает лист бумаги, там есть некоторое изображение, которое потом он может дорисовать по своему усмотрению. Второй способ подразумевает под собой использование еще и клея. Рисунок создается путем приклеивания ниток к бумаге в виде того или иного предмета.


«Батик»
Батик – это очень старая техника нанесения рисунка. При этом расписывается ткань. Рисунок наносится на ткань специальными красками.



Рисование нетрадиционной техникой:
- способствует снятию детских страхов;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- учит детей работать с разнообразным материалом;
- развивает чувство композиции, ритма, цвета - восприятия;
- развивает мелкую моторику рук;
- развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
- во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка; постепенно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Советы родителям:
материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;
знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства,
предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать;
не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием;
хвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален!

Тема: "Нетрадиционные техники рисования в ДОУ и их роль в развитии детей дошкольного возраста".

  • Автор проекта:

Хромова Алена Юрьевна


" Истоки способностей и дарование детей на кончиках

пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити и ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок".

В.А. Сухомлинский.


Срок реализации проекта:

Проект долгосрочный.

Вид проекта: творческий.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Образовательная область: «Художественное творчество»


В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников. Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.), а также координации мелкой моторики пальцев рук


  • ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМЫ:
  • Недостаточность дидактического материала для рисования.
  • Недостаточное внимание к проблеме на раннем этапе развития детей (в младшем дошкольном детстве) со стороны родителей.
  • Недостаточность знаний, опыта работы у детей дошкольного возраста по проблеме изобразительного творчества по средствам нетрадиционного рисования.

  • Цель: – поддержание интереса к изобразительной деятельности на основе использования нетрадиционных материалов и техник создания образа и
  • создать педагогические условия для развития творческого воображения детей через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.

Задачи:

  • Сформировать у детей технические навыки рисования.
  • Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
  • Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.

Актуальность темы

  • Актуальность заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Большой потенциал для раскрытия творчества заключен в изобразительной деятельности. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать те необходимые знания, которые нужны для полноценного развития человека, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
  • Знакомство с нетрадиционными техниками рисования, привитие интереса и желания творить, экспериментировать с художественными материалами и подручными предметами.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Повышение активности каждого ребёнка - участника проекта в использовании нетрадиционных техник и материалов в самостоятельной деятельности.

Проявление устойчивого интереса к изобразительной деятельности у детей.

Развитие сенсорных умений, мелкой моторики.

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития изобразительных умений детей, переориентация ценностных установок в значимости данного вида детской деятельности.


Этапы:

1 -Подготовительный- ознакомительный.

2 - репродуктивном поставила задачу: познакомить детей с различными средствами выразительности .

  • 3- конструктивный.
  • Задача этого этапа научить детей выполнять коллективные работы, организовывать совместную деятельность(друг с другом, с воспитателем)

План реализации проекта

План:

Этапы работы

Мероприятия

Организационно-подготовительный

Сроки

Внедренчески-репродуктивный

- разработка проекта,

1. Проведение мероприятий с детьми

Аналитическо-конструктивный

Исполнители

сентябрь -октябрь

- мониторинг,

1.Ознакомление родителей с результатами реализации проекта

- ознакомление родителей с проектом,

воспитатель

2. Консультация для родителей: «Нетрадиционные техники рисования». 3.Круглый стол родителей и детей «Рисование без кисточки»

октябрь -

4. Выставки детских работ

- пополнение развивающей среды,

апрель

воспитатель

2.Ознакомление педагогов ДОУ (проектный совет, презентация)

5. Беседы, праздники, занятия, выставки, конкурсы.

воспитатель

- подбор материала для художественной деятельности,разработка тематического плана мероприятий.


Техническое оснащение.

  • 1.Листы бумаги.
  • 2.Гуашь.
  • 3.Трафареты.
  • 4.Кисточка с коротким ворсом (тычок).
  • 5.Тампон.
  • 6.Стекло или пластик.
  • 7.Нитки.
  • 8.Щётка и стека.
  • 9.Крупа.
  • 10.Подносы.
  • 11.Использованные фломастеры.
  • 12.Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья, ластики, карандаши цветные).

Изучила опыт работы:

И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки»;

А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования»;

Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования»;

Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками».

На подготовительном этапе познакомилась с методической литературой различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду».


Методы и приёмы нетрадиционного рисования

  • 1. Печать от руки
  • 2 . Использование печатки
  • 3. Рисование пёрышком
  • 4. Рисование пальцем.
  • 5. Монотипия .
  • 6. Рисование по трафарету тампоном .
  • 7. Рисование методом тычка .
  • 8. Кляксография .
  • 9. Набрызг.
  • 10. Граттаж.
  • 11. Рисование мыльными пузырями .
  • 12. Рисование мятой бумагой 13. Вместо кисти – дырокол.
  • 14. Ниткография .
  • 15.Рисование ластиком.
  • 16.Рисование ватными палочками.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

Рисование ладошкой

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности:

пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.


Оттиск поролоном

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности :

пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.


Восковые карандаши + акварель

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности:

цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые карандаши, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения:

ребенок рисует восковыми карандашами на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок восковыми карандашами остается незакрашенным.




Монотипия предметная

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности:

пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.



К аждый из этих методов – это маленькая игра, их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее , смелее, непосредственнее, развивать воображение, дает полную свободу для самовыражения.


  • Рекомендации родителям и педагогам:
  • материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;
  • знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства, предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать;
  • не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием;

хвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален!


Творческая деятельность наряду с игрой занимает важное место в жизни дошколят. При помощи творчества (рисования, лепки, ) дошкольники отражают окружающий мир, проявляют отношение к тем или иным событиям, выражают свои тревоги, поэтому психологи советуют родителям внимательнее относиться к детским работам. А для более полного самовыражения ребятишек в творчестве познакомить их с разнообразными средствами. Особого отношения заслуживает , как наиболее любимый вид творчества дошколят. Это может быть как традиционное (кистью, фломастером, карандашом), так и нетрадиционное рисование. Заботливых родителей, которые стараются всесторонне развивать свое чадо, заинтересуют необычные техники рисования для детей.

Что нужно знать родителям о нетрадиционном рисовании?

Нетрадиционное рисование - сравнительно новое направление в творчестве, обозначающее искусство изображения без опоры на традиционные средства. Такая увлекательная деятельность нравится всем ребятишкам. Психологи утверждают, что детки, научившись рисовать нетрадиционно, будут без принуждения и с удовольствием заниматься изобразительной деятельностью. В дальнейшем, при школьном обучении, у них не будет затруднений при выполнении творческих заданий. Кроме специальных изобразительных навыков, нетрадиционные техники рисования для детей помогают развивать мышление, умение без затруднений воплощать задуманное. Такое необычное творчество знакомит малышей с разнообразными изобразительными материалами, учит понимать композицию, цветовое восприятие, помогает творческим поискам.

Чтобы научить дошколят оригинальному изображению окружающего мира при помощи необычных приемов, родителям полезно узнать, какие нетрадиционные техники рисования будут доступны в домашних условиях. Специалисты предупреждают, что если взрослые хотят сформировать у дошкольников умение оригинально изображать, им надо самим познакомиться с некоторыми техниками и во время домашних занятий передать детям нужные навыки. Главное требование к выбранным техникам, они должны быть просты, доступны в подготовке и исполнении.

Оригинальные техники, доступные для домашнего обучения

В методике представлены разнообразные оригинальные техники рисования для детей дошкольного возраста. Они привлекают не только необычными средствами изображения, но и простотой исполнения. Такие техники дают возможность детям рисовать любым доступным способом, что созвучно с возрастными особенностями детишек и их интересом ко всему необычному. Нужно поощрять дошколят за самостоятельно придуманную технику. Главное, чтобы они получали положительные эмоции, которые влияют на развитие воображения, творческих способностей.

Важно: при подборе оригинальной техники рисования для домашнего обучения родителям следует учитывать возрастные особенности своего ребенка и сформированные у него навыки.

Подборка нетрадиционных приемов изображения может выглядеть следующим образом с учетом возрастных особенностей детей:

  • Для младших дошколят интересно использовать кляксографию, рисование пальчиками, ладошками, рисование при помощи печаток из овощей и фруктов.
  • Средним дошкольникам, кроме указанных техник, предлагается , отпечатками листьев, ватными палочками, поролоном, веревочками.
  • Ребята старшего дошкольного возраста могут осваивать более сложные нетрадиционные техники: рисование при помощи песка, свечек, монотипию, трафареты.

Как научить детей нетрадиционному рисованию?

Важно: надо знать, что некоторые оригинальные техники следует проводить только под руководством специалистов, так как они требуют специальных знаний, трудоемкой подготовки. Для домашнего обучения лучше подобрать простые приемы, которые не занимают длительной подготовки и доступны для исполнения.

Оригинальная методика, которая применяется во всех возрастных периодах. Сущность ее заключается в том, ребенок учится делать разноцветные и черные кляксы, а потом из них получать различные изображения. При рисовании используется толстый лист бумаги, разводится немного краски до жидкого состояния. Затем пипеткой, трубочкой или кисточкой делается клякса. В раннем возрасте взрослый учит детей выполнять работу по принципу «делай, как я», дошколята, уже имеющие определенный опыт, исполняют все сами. Учитывая возраст детишек, взрослому желательно обыграть такие действия. Для этого можно использовать словесный материал: стишки, загадки, обсуждения. Например, спросить у ребяток: «Что ты видишь в своей кляксе? А моя клякса кого тебе напоминает? Во что ты хотел бы превратить свою кляксу?» Родителям помогут веселые четверостишия:

В каждой кляксе
Кто-то есть,
Если в кляксу
Пальцем влезть.

Кляксу - ваксу не боимся,
Знаем что подрисовать!
Здесь листочек, лепесточек
Получился цветочек.

В кляксу - ваксу пальцем влезем,
Нарисуем ушки, хвостик ей.

Взрослый показывает, как можно пальчиком обвести кляксу, подрисовать какие-либо детали и получить фигурку животного, очертание предмета. В результате может получиться целый сюжет: солнышко с лучами, жучок на листочке. Темами рисования для малышей могут быть: цветы, кустики, паучки, солнышко, облако, лужица. Для старших ребятишек: кошка, лохматая собачка, деревья, салют, солнце в облаках.

Пальчиковое рисование

Для детей раннего возраста эффективной техникой является изображение картинок пальчиками. Такой прием вполне естественен для малышей, так как руками они активно познают окружающие предметы: ощупывают, поглаживают, указывают. Сам же прием помогает развивать , что немаловажно для умственного развития, речевой активности. Малыш окрашивает пальчик в жидкой краске и рисует точки, полоски, разной формы и величины пятна, из которых потом составляется предмет или сюжет. Чтобы часто не вытирать ручку ребенка, можно научить его наносить разноцветные краски разными пальчиками. После рисования взрослый приучает малыша вытирать пальчики, убирать стол и мыть ручки. Так же как и в предыдущем приеме, полезно использовать художественное слово:

Пальцы наши не скучали,
Им немного краски дали.
Вот рисуем ими солнышко,
Дерево, дом и воробышка.

Рисование ладошкой

Для малышей очень хорошо подойдут необычные приемы рисования ладошками, так как у них еще не сформированы технические навыки, а желание рисовать очень сильное. Родителю нужно подготовить место для рисования, широкое блюдце с жидкой краской, плотную бумагу, салфетки. В технике используются такие средства изображения, как пятна, точки, отпечаток ручки ребенка. При работе с красками левая и правая ручки окрашиваются в разный цвет. Тематика работ может быть направлена на природу (солнышко, трава, кусты, цветы), фантастических животных (сказочная птица, дракон). Старшие дошколята могут рисовать сюжетные картинки, («Зоопарк», «Лес»). Например, отпечатки ладошек разного цвета превращаются в животных: серая ладошка - слон, оранжевая - жираф, зеленая ‒ черепашка. Для поддержания интереса ребенка к процессу творчества взрослый может использовать художественное слово (стихи, загадки):

Вот краска, вот рука -
Я рисую облака.
Небо, солнышко, лошадку,
Вдалеке зеленый луг.

Мы макаем руки в краски
И рисуем лес, как в сказке.
Вот художник молодчина!
Получается... (картина)

Черепаха рассмешила,
Потому что не спешила.

Отпечатки листьев

Средних и старших дошколят родители могут обучать оригинальному рисованию не только красками, но и вспомогательными средствами, например, листьями. Для такого нетрадиционного творчества требуется предварительная подготовка, которую можно провести вместе с ребенком. Родители предлагают ему и собрать красивые листья с разных деревьев. При сборе полюбоваться формой, рассмотреть прожилки, черешки, представить, чем может стать листик на бумаге (лес, сказка, облака).

Дома, на занятии, взрослый показывает ребенку, как покрыть листья красками, затем раскрашенной стороной приложить их к бумаге для получения отпечатка. Получаются картинки, в которых подрисовываются детали: лес, букет в вазе, павлин, рыбки в аквариуме, красивый узор.

Рисование вкусными фруктами и овощами

Чтобы рисовать овощными или фруктовыми отпечатками, надо взять их твердые сорта, которые хорошо сохраняют форму: картофель, морковь, яблоко, перец, кабачок. Техника отпечатков всегда нравится детишкам, ее можно предлагать даже младшим дошколятам. Вкусным овощам и фруктам придается нужная форма, создается необходимый оттиск, подбирается колер. Далее срез закрашивается краской и наносится на любую поверхность (бумага, ткань, доска). Тематика таких изображений разнообразна: банка с компотом, божьи коровки, красивые узоры, ваза с фруктами, цветочная клумба. Дети могут сами придумать массу интересных вариантов.

Важно: родители должны помнить, что при рисовании пальчиками, ручками у ребенка возникает тесный контакт с красками. Есть вероятность попадания краски в рот, поэтому для нетрадиционного рисования берутся только пальчиковые краски.

Прием монотипии

Оригинальная техника монотипии (от греч. «моно» - один и «typos» - отпечаток) предполагает изображение при помощи уникального оттиска. Для рисования техникой монотипии берутся гуашевые краски или акварель. Изображение вначале готовится на плоской поверхности (бумага, доска, пластик), а потом отпечатывается на другой. Можно использовать прием сложения бумаги пополам.

Отпечаток изображения или остается, как получился, или к нему дорисовываются детали. Тогда получится: бабочка или жучок, если подрисовать голову и усики, цветы в подрисовке вазы, солнце с подрисовкой лучей, облаков, птички, смотрящие друг на друга. Этот прием прост в исполнении, нравится старшим дошколятам, развивает фантазию, воображение. Для отпечатка с доски сначала наносится фон, затем ватными палочками прорисовываются детали. Пока краска свежая, рисунок хорошо отпечатывается на бумагу. Сюжеты изображений могут быть разные: звездное небо, натюрморт, рыбки в аквариуме.

Рисование мелками

Чтобы разнообразить знакомство дошколят с оригинальным изображением окружающего мира, можно рисовать мелками, сангиной, углем. Основой для такого рисования могут быть асфальтовая площадка, плитка, камень. Дошколята любят рисование мелками и могут долго заниматься им. Родители рисуют вместе с детьми, чтобы помочь сделать изображение сюжетным.

Волшебство рисунка

В этой методике задействовано сразу несколько оригинальных приемов: изображение делается свечкой, затем поролоном сверху воскового рисунка или кисточкой вразбрызг наносится краска. Так как краска не ложится на восковое изображение, рисунок становится неожиданно волшебным, выпуклым. Темой рисования могут быть любые предметы или целые сюжеты: зимний лес, снеговик, осенние листья, цветы.

Для старших дошколят интересным будет знакомство с техникой рисования на камне, которая заключается в расписывании маленьких камешков. Для такого изображения подойдет гладкая морская галька, форма которой и подскажет сюжет (рыбка, жучок, лягушка, бабочка, птица, кораблик). Техника разрисовки проста: краской подходящего под сюжет цвета закрашивается камешек. После подсыхания краски тонкой кисточкой или палочкой наносятся детали. Хорошо обработать рисунок бесцветным лаком. Детки будут рады подарить такие сувениры родственникам, друзьям.

Нетрадиционные техники рисования помогут родителям полноценно развивать своего ребенка. Желаем вам творческих успехов!

 

 

Это интересно: