→ Мероприятие в начальной школе по теме этикета. Внеклассное мероприятие “Путешествие в страну этикета. Стихотворение “Случай из школьной жизни»

Мероприятие в начальной школе по теме этикета. Внеклассное мероприятие “Путешествие в страну этикета. Стихотворение “Случай из школьной жизни»

Татьяна Сапежинская
Сценарий мероприятия «Этикет и мы»

Тема : Этикет и мы .

Цель : проверить уровень знаний в области этикета , пополнить их запас посредствам конкурсной программы.

Ход мероприятия.

1. Вступительное слово

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Сегодня мы с вами поговорим об этикете . Приглашаю вас посмотреть познавательную конкурсную программу «Этикет и мы » .

Слово «этикет » - французского происхождения. На одном из пышных приемов короля Людовика 14 гостям вручали карточки с перечислением некоторых правил поведения. Слово «карточка» на французском языке звучит, как «Этикетка » . Отсюда и название «этикет » - правила хорошего поведения.

Я попрошу поприветствовать, наше жури. (Называю Ф. И. О.)

А сейчас приглашаем ребят приятных, опрятных, вежливых, внимательных, в делах обязательных 1-я команда «Спасибо» , 2-я команда «Пожалуйста» .

(Дети выходят и садятся за свои места на сцене .)

1 конкурс «Здравствуй, Этикет »

За правильное выполнение задания 2 б.

В этом конкурсе вам предстоит выбрать слова, которые относятся к слову «этикет » . (Список слов прилагается. Представитель команды зачитывает слова, которые выбрали.)

2 конкурс «Подарочный Этикет »

За лучшие оформление подарка 2 б.

В этом конкурсе вы должны оформить подарок на день Рождения другу или подруге.

(Пока команды выполняют задание, играю с болельщиками)

Игра «Волшебный мешочек»

В мешочке вложены предметы, которые дети знают.

Задача : угадать, что это за предмет.

3 конкурс «Сигнальные карточки»

За каждый правильный ответ 1 б.

Я буду называть ситуацию а, вы, молча показываете красный сигнальный круг - если не согласны, а зеленый сигнальный круг - если согласны. Ситуации называть буду по очереди командам.

Ситуации :

1. Никогда не делись игрушкой с другом (красная)

2. Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается (зеленая)

3. Злись и завидуй, когда проигрываешь в игру (красная)

4. Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно (зеленая)

5. Никогда не уступай. Спорь по пустякам (красная)

6. Умей принять помощь, совет, замечание друга. (зеленая)

7. Если друг попал в беду, не помогай ему. Можешь посмейся (красная)

8. Решай споры словами, а не кулаками. (зеленая)

4 конкурс «Загадки»

За каждую отгаданную загадку 1 б.

Каждая команда подготавливают заранее по 5 загадок про этикет . Зачитывают загадки сами.

1. Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь… (Добрый день)

2. Друг другу на прощание

Мы скажем… (До свидания)

3. Друг друга не стоит винить,

Лучше скорее… (Извинить)

4. До чего ж оно красиво

Слово доброе… (Спасибо)

5. Когда виноваты, сказать вы спешите

Прошу вас, пожалуйста… (Извините)

6. В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше (Не перебивай)

7. Если повстречался с кем-то,

По законам этикета ,

Чтоб беседа в гору шла,

Спрашиваем : «Как…» (Дела)

8. Дети Даша и Егорка

Сыр для пиццы трут на терке.

Просят мышки из норы :

«Дайте! Будьте…» (Так добры)

И ему на всю дубраву

Воробьи кричали : Браво!

10. Корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем : Будь здорова!

11. На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю :. Добрый вечер!

12. Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит :. Спокойной ночи!

5 конкурс «Салфетка»

Кто быстрее сложит салфетку по этапам и правильно тому 1 б.

Сложить на скорость салфетку по этапам.

«Игра с залом и командами»

А сейчас немного отдохнем. Я буду называть правила этикета , если они правильные то вы хлопните, если нет, то топните.

Жевать с открытым ртом.

Вытереть салфеткой руки.

Громко разговаривать.

Есть с ножа.

Бегать на перемене.

Громко смеяться.

Расталкивать всех в транспорте.

Носить чистую одежду.

Здороваться с учителями.

Благодарить за помощь.

6 конкурс «Застольный этикет »

За правильный ответ 1 б.

Вопросы с ответами задаются командам по очереди.

1. Когда можно сесть за праздничный стол?

Как только вошли в комнату.

Только после того, как сядут хозяева.

После приглашения хозяйки +

2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и …

Заправляете за воротник.

Кладете на колени +

Кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

Гневно отказаться.

Отказаться, назвав причину отказа.

Взять немного, поблагодарив +

4. Как правильно есть котлету?

Ножом и вилкой.

Одной вилкой +

Одним ножом.

5. Для чего к рыбе подается нож?

Чтобы отделять мясо от костей +

Чтобы разрезать большой кусок на маленькие.

Чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

Самые большие.

Самые маленькие.

Те, что лежат ближе к вам +

7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

В правой руке – вилка, в левой – нож.

В правой руке – нож, в левой – вилка +

По очереди.

8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

Поднять и продолжать есть.

Попросить другой прибор.

Извиниться и попросить подать другой прибор +

7 конкурс «Кто быстрее»

Кто справился с заданием быстрее и выполнит все правильно, тому 2 б.

Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице. (Таблица прилагается) 8 слов

ИЗВИНИТЕРРОААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО

ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО

ДО СВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА

ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП

Игра с залом «Продолжи фразу»

Прошу вас хором заканчивать начатые мной фразы :

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо) .

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день) .

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо) .

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече (здравствуйте) .

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

8 конкурс «Вопрос ответ»

Вопросы задаю по очереди командам. За каждый правильный ответ 1 б.

1. Кто должен пройти первым : входящий в магазин или выходящий в это же время из него?

(Говорят, что уступает дорогу тот, кто лучше воспитан. А вообще при выходе входящий должен пропустить выходящего).

2. Можно ли войти в магазин с собакой? (С собаками нельзя входить ни в одно общественное здание) .

3. Если начало спектакля или концерта задерживается, нужно ли аплодировать, чтобы поторопить артистов? (Нет. Если начало задерживается, значит, возникли непредвиденные проблемы. Как только они будут решены, действие начнётся без каких-либо напоминаний).

4. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту : лицом к ним или спиной? (Лицом) .

5. С какого слова звонящий должен начинать разговор по телефону? (Здравствуйте) .

6. Какой стороны надо держаться, когда идёшь по улице : правой или левой? (Правой) .

7. Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь? (Извиниться) .

8. Можно ли заглядывать в книгу, журнал сидящего или стоящего рядом человека? (Нет) .

9. Кто должен здороваться первым : старший по возрасту или младший? (Младший) .

10. Что делать с чайной ложкой, после того как вы размешали в чашке сахар? (Вынуть и положить на блюдце) .

Подведение итогов мероприятия .

Разработка внеклассного мероприятия для школьников 7, 8 и 9 классов по теме: Этикет.

Заседание клуба этикета «Факультет забытых истин»

Цели: воспитание культуры поведения у подростков, вежливого, уважительного отношения к людям; развитие творческого оригинального мышления, сообразительности, чувства юмора, интереса к культуре человека.

Подготовка

1. Класс делится на две команды.

2. Кабинет оформляется по теме.

Действующие лица

Маркиз Этикет.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на заседании клуба этикета «Факультет забытых истин». Для чего нужны правила этикета, известно каждому.

Зная правила культурного поведения, вы будете чувствовать себя увереннее в обществе, не попадете впросак, сказав или сделав такое, что по этикету считается неуважительным к окружающим. Зубрить правила не требуется, достаточно понять их смысл. Поэтому начинать о них разговор надо с истории.

Маркиз Этикет. Правила этикета возникли в глубокой древности как удобные и разумные формы общения. Их существовало и существует бесконечное множество. В Древнем Китае, например, насчитывалось около тридцати тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем - все было строго определено и расписано. Не один год уходил у детей из богатых сословий на то, чтобы выучить эти правила. Да и для выполнения их требовалось столько времени, что позволить себе «церемониться» мог лишь не обремененный заботами и работой человек. В народе до сих пор бытует воспоминание об этих сложных правилах. И когда двое не соглашаются войти в дверь друг за другом, про них с иронией говорят: «Ну, развели китайские церемонии».

В Японии, когда за столом собираются несколько человек, все точно знают, где должен сидеть каждый: кто у ниши с картиной - на самом почетном месте, кто первый по левую руку от него, кто второй и кто должен сидеть у входа. Любая попытка сесть на «незнакомое» место вызовет лишь всеобщее смятение. Именно это происходит, когда заезжий иностранец, желая прослыть скромным, упрямо отказывается от предназначенного ему за столом места.

Очень своеобразны у японцев правила хорошего тона. Заметив знакомого, японец считает своим долгом прежде всего замереть на месте, даже если дело происходит на середине улицы и прямо на него движется трамвай. Затем он как бы переламывается в пояснице, ладони его вытянутых рук скользят вниз по коленям, и, застыв еще на несколько секунд в согбенном положении, он осторожно поднимает вверх одни лишь глаза. Выпрямляться первым невежливо, и кланяющимся приходится зорко следить друг за другом.

Со стороны эта сцена производит впечатление, будто обоих хватил прострел, и они не в силах разогнуться. Токийские газеты подсчитали, что каждый служащий ежедневно отвешивает таких официальных поклонов в среднем 36 раз, агент торговой фирмы 123 раза, девушка у эскалатора в универмаге 2560 раз.

В толпе же с японцем происходит таинственное превращение. Куда исчезают его изысканные манеры, предупредительность, учтивость? Он прокладывает себе дорогу в людском потоке, совершенно не обращая ни на кого внимания. До тех пор, пока прохожие на улице или пассажиры в вагоне остаются незнакомыми, японец считает себя в праве относиться к ним как к неодушевленным предметам. Садясь в автобус, он может без зазрения совести отпихнуть с подножки женщину, может, пустив в ход колени, локти, обменяться пинками с соседом.

На Руси правила хорошего тона складывались с незапамятных времен. Эти правила регулировали взаимоотношения людей, а свод предписаний стали оформлять относительно недавно. В XVI веке появился сборник под названием «Домострой», ценнейший памятник средневековой культуры. Он определял регламент жизни средневекового человека, ее хозяйственную, религиозную и семейную стороны. Домострой рассказывал о том, что значит быть нравственным, давал хозяйственные советы, рекомендовал рецепты народной медицины.

Сборник был основан прежде всего на христианской морали, поэтому большое место в нем уделялось нравственным поучениям. Понятия нравственности и этики тесно переплетались в подобных учебниках жизни. Считалось, если человек Богу угоден, чист и нравственен, то он всегда будет поступать правильно.

В Кратком катехизисе русского народа 1837 года можно найти очень интересное положение о том, что нравственность у русских людей воспитывать не надо: она заложена в человеке при его рождении. «Следствие нравственной жизни есть порядок, тишина, спокойствие, покорность дому, все это есть в земле Русской, стало быть, русские нравственны».

Через 22 года после опубликования Катехизиса, в 1859 году, вышел журнал «Благонамеренный», где в разделе «Светская философия, или Книга жизней» уже нет подобных фатальных воззрений на русскую нравственность. Более того, в этом журнале публикуют конкретные педагогические советы. «Как воспитывать в институтах? - рассуждает один из авторов. - Коли воспитуемые знают лаять по-французски, то все равно, какой вздор у них в голове и в сердце. Воспитание надо разделить на общее и частное. Сделать из ребенка человека, прежде чем земледельца, воина или ученого. Чем свободнее земля в политическом отношении, тем строже должны быть нравы в частной жизни». И далее: «Приучите юношу к бедности, а к роскоши он привыкнет сам». «Вскорените у него понятие долга, а свои выгоды он сам собою будет соблюдать». «В Китае награждают отца за заслуги сына, а у нас - сына за услуги отца. Чтобы сохранить нравственность, нужно использовать китайский принцип».

В XIX веке в России издавались многочисленные сборники правил, советов и наставлений для разных случаев жизни: как принято в светском обществе держать себя на кристинах, свадьбах, юбилеях, обедах, вечерах, раутах, на прогулке, в театре и т. д. Вот некоторые названия этих изданий: «Светская жизнь и этикет», «Джентльмен. Настольная книга изящного мужчины», «Для молодых модных господ», «Искусство нравиться дамам и молодым девицам». В книгах были приложения: дуэльный кодекс; образцы разговоров и писем; советы, как выбрать богатую невесту и др.

Ведущий 2. Умение вести себя в обществе не приходит сразу. Для постижения правил вежливости ни один ребенок не бывает слишком мал, как считают некоторые родители. Но даже владея всеми столовыми предметами, зная, когда надо снять шляпу, а когда поцеловать даме руку, вы можете не снискать симпатии окружающих, если не будете при этом сердечны, деликатны и выдержанны.

Итак, мы начинаем нашу игру.

Этикет улицы

Ведущий 1. Большую часть своего времени человек проводит на людях: на улице, в транспорте, в общественных местах, на работе и в учебных заведениях. Соблюдение правил хорошего тона в обществе необходимо так же, как соблюдение правил дорожного движения. О многих правилах поведения среди людей говорится в пословицах русского народа: «Худое дело - обидеть соседа», «От учтивых слов язык не отсохнет», «Не груби малому, не вспомянет старый». Первый наш конкурс посвящен этикету улицы.

Конверт с заданием для первой команды

1. Как вы поведете себя при встрече на улице со своим знакомым?

A. На ходу крикну «Привет!» или помашу рукой.

Б. Захочу пообщаться, остановлюсь.

B. После приветствия слегка замедлю шаг, предоставляя знакомым возможность самим проявить инициативу.

«Хорошими манерами
обладает тот,
кто наименьшее
количество людей
ставит
в неловкое положение».

Дж. Свифт.

Вступительная часть: Выступление учащихся.

Агния Барто

Чтение стихотворения.

1 ученик. Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут … а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

2 ученик. «Спасибо», «здравствуйте»,

«простите» -

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык

3 ученик. Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день».

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

4 ученик. А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел, пока, всего».

5 ученик. Не скажет он друзьям по школе

«Алеша», «Петя», «Ваня», «Толя».

Своих друзей зовет он только

«Алешка», «Петька», «Ванька», «Толька».

1 ведущий. А ведь нам, ребята, по словам писателя И. С. Тургенева, «дан во владение великий и могучий русский язык», язык Пушкина, Лермонтова и Толстого. Так стоит ли заменять его каким-то суррогатом? Не лучше ли образцом нашей речи сделать язык великой русской литературы?

Какая тема сегодняшнего нашего мероприятия? Для чего оно нам нужно? Какие цели нашего мероприятия?

Цели: 1. Познакомить детей с сущностью и видами этикета.

2. Развивать этические навыки, формировать полезные привычки.

3. Воспитание умений работать в малой группе и коллективе.

Представление каждой команды: Название, Девиз, командир.

Что такое этикет? История возникновения в Средневековье и в России.

Слово «этикет» появилось при короле Людвике ХIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. Эти карточки называли «этикетками». Отсюда и произошло понятие «этикет» - воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Этикет в средневековья.

Многие правила сохранились в средневековья. Снимать шляпу или перчатку при приветствии. Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей (если ему нечего опасаться) снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, дворянин снимал или приподнимал шляпу при приветствии. Позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин приветствовали всегда, снимая головной убор. Этот ретуал сохранился и в ХIX веке, не меняясь на протяжении столетий.

В России слово «этикет» вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался, как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась «Домострой». В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр I , который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре I

В 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало». Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе.

Воспитанному дворянину полагалось, быть вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

    Что такое вежливость?

(Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», то есть «знаток». Быть вежливым, следовательно, знать как себя вести, и с уважением относится окружающим)

(Считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми.)

Разминка вежливости. Закончите фразу, которую я буду читать.

    Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день).

    Если больше есть не в силах, скажем маме мы …(спасибо).

    Мальчик, вежливый и развитый. Говорит, встречаясь…(Здравствуйте).

    Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите нас пожалуйста).

    И во Франции и в Дании на прощанье говорят всем…(до свидание).

Первый тур «Вежливая команда ». За каждый верный ответ 1 балл.

Задания на листочках. Задание нужно выполнить в течении 5 минут. Выделите правильный ответ.

I команда. Название __________________________________

    Вашему вниманию предлагаются слова вежливости, которые произносят, чтобы подчеркнуть свое расположение к собеседнику. Они часто звучат в начале разговора. Какие слова, по-вашему, наиболее употребляемые?

А) доброе утро;

Б) здорово;

В) привет;

Г) здравствуйте;

    Вы едите в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова правильно произнесли при этом?

А) простите меня, я выхожу!

Б) разрешите пройти.

В) извините, можно пройти?

Г) расступись, я иду.

    Твой друг на твоих глазах совершил дурной поступок. Каким образом поведешь себя ты?

А) заявлю, что больше мы не друзья.

Б) выскажу свое отношение к его поступку и пообещаю прервать дружбу, если такое повторится.

В) скажу, что не заметил.

Г) промолчу.

    Вы звоните по телефону и собираетесь позвать друга или подругу. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы?

А) Позовите Катю.

Б) Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Катю.

В) Здравствуйте, позовите Катю.

Г) здравствуйте, извините, Катя дома? Можно позвать ее к телефону?

    Вы опаздываете. У вас нет часов. Как вы спросите время у прохожего?

А) Скажите, сколько сейчас часов?

Б) Вы не подскажите, который час?

В) Скажите, пожалуйста, который час?

Г) Эй! Сколько времени?

    Поздоровавшись с учителем один раз, стоит ли здороваться еще раз при встрече?

В) можно, но не обязательно.

Г) можно, заменить слова улыбкой.

Второй тур. «Культура поведения в общественный местах». Домашнее задание.

Каждая команда выступает с трехминутной сценкой в разных местах, ситуациях. И каждый герой введет себя, не соблюдая правила этикета. Те команды, которые обратят внимание на не вежливое поведение, за разговор речи участников, которые показывают сценки, выдается 1 балл.

Команда 1. Сценка «Разговор по телефону».

Команда 2. Сценка «В театре».

Команда 3. Сценка «В автобусе».

Команда 4. Сценка «Общение с учителем».

Команда 5. Сценка «В музее».

Третий тур «Да- нет»

Командам по очереди задает учитель вопросы, на которые требуется положительный или отрицательный ответ. За каждый правильный ответ – 1балл.

    За столом ведут громкие разговоры? (нет)

    Хлеб со стола берут вилкой? (нет)

    Мальчик первым входит в темную комнату? (да)

    На день рождения дарят четное количество цветов? (нет)

    Уместно ли детям посылать комплименты очень пожилым людям? (нет)

Четвертый тур «Викторина вежливости». «Задание для командиров»

Из каждой команды выходят командиры и для них приготовлены вопросы на листочках они выбирают и советуются с командой. Повторяется вопрос, на который нужно ответить правильно. Каждой команде по 3 вопроса. За правильный ответ -1балл.

    Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Первым здоровается проходящий).

    Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).

    Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым? (Первой входит всегда дама).

    При разговоре по телефону кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись).

    Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший).

    Вы получили в подарок коробку конфет, что вы с ней будете делать? (Полученные в подарок фрукты, шоколад, конфеты, торт предлагаются всем).

    Вы пришли в кино и пробираетесь на своё место в ряду, заполненном сидящими людьми. Как нужно проходить – лицом или спиной к сидящим? (Лицом).

    Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать: “Извините” или “Извиняюсь”? (Извините).

    Кто первым кладёт телефонную трубку – мужчина или женщина? (Женщина).

    Можно ли входить в магазин с собакой? (Нет, даже если она маленькая).

    Как поступить, если рядом с вами в транспорте стоит человек старше вас? (Уступить место).

    Можно ли вести беседу двоим, если с ними находится ещё один человек? (Вести разговор, в котором не принимают участие все присутствующие –нельзя: третий может подумать, что речь идёт о нём или что ему не доверяют).

    Вы пришли в гости с подарками и цветами. Как их нужно преподнести? Как должен поступить с подарком именинник /хозяин/? (Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развёрнутом виде или в красивой упаковке. Именинник /хозяин/ должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нём).

    Ты пришёл по приглашению, но в доме уже много гостей. Твои действия? (Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка поклоняясь, сказать: “Здравствуйте”).

Пятый тур «Найди отличия вежливости».

На слайдах показаны картинки и нужно сказать, где герои ведут себя правильно, а где нет. На верный ответ- 1балл

За столом.


В общественном транспорте.

Шестой тур «Пословица за пословицей». Что означает пословица? За правильный ответ 1 бал.

Правила поведения присущие тому или иному народу,нашли свое отражение фольклоре: пословицах и поговорках. Есть такие пословицы и у русского народа. Давайте вспомним их!

    В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

    Даренному коню в зубы не смотрят.

    Семеро одного не ждут.

    Худой мир лучше доброй ссоры

    Не бросай камня в чужой огород.

    Яйца курицу не учат.

    Посади дурака за стол, а он и ноги на стол.

    Всяк сверчок знай свой шесток.

    Учись доброму – дурное на ум не пойдет.

    Про доброе дело говори смело.

    Жизнь дана на добрые дела.

    Как проживешь, так и прослывешь.

    Худо жить без ласкового слова.

    Не мудрен привет, а сердце покоряет.

    Ласковое слово лучше мягкого пирога.

    Спасибо – великое дело.

    Встречают по одежке, провожают по уму.

Подведение итогов. Подсчет баллов. Объявление результатов.

      Так что такое этикет?

      Что такое вежливость?

      Какие слова мы говорим при встрече?

      За помощь всегда говорим «Спасибо!».

Будьте терпимыми, вежливыми, сдержанными, скромными!

И хочется закончить наш урок такой пословицей

«Относитесь к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»!

Цель: Познакомить ребят с правилами поведения в различных ситуациях, помочь им взглянуть на себя со стороны.

Задачи:

  1. Способствовать развитию творческого оригинального мышления, сообразительности, чувства юмора, интереса к культуре человека.
  2. Способствовать воспитанию культуры поведения у подростков и вежливого, уважительного отношения к людям.
  3. Способствовать умению применять полученные знания.

Всем испортить настроенье
Может ваше поведенье.
Многие не знают дети
Ничего об этикете.
И плохого в том не видят,
Что кого-нибудь обидят.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим об этикете. Что это такое? Зачем он нам нужен? Правила поведения помогают чувствовать себя увереннее в обществе и не попасть в неприятную ситуацию. Правил существует множество. В Китае, например, около тридцати тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, встать, сесть, взять чашку с чаем. У нас, в России тоже существует целый свод правил, который уместился в нескольких книгах под названием «Домострой».

Я приглашаю к нам три команды (5, 6А и 6Б). Мы постараемся выяснить, кто же из них больше всего знает об этикете.

Вас пригласили на день рождения. Что вы будете делать сначала? (ответы детей) Действительно, но везде надо соблюдать правила приличия: на улице, в магазине, дома. Обо всем этом мы с вами поговорим, но сначала разминка. Я задаю вопросы, а вы должны дать правильные ответы с пояснениями.

Вопросы на засыпку:

Кто первым здоровается: мальчик или девочка? (мальчик)

Кто первым подает руку: мальчик или девочка? (девочка)

Куда деть жевательную резинку, если вы находитесь в гостях, за столом? Нужно завернуть ее в бумажку и выкинуть в мусорное ведро. Не стоит оставлять ее в тарелке, даже в бумаге, а тем более прилеплять к столу.

Можно ли, разговаривая, активно жестикулировать, брать собеседника за рукав, за пуговицу? Нельзя; правилами этикета предусматривается умеренность в жестах: жест нужен там, где слов не слышно.

Можно ли отказаться от подарка? При отказе от подарка подчеркивают признательность за внимание и мотивируют свой отказ (принять подарок неприлично или он очень ценен).

Можно ли дарить четное количество цветов? В Эстонии принято дарить четное количество цветов, у нас же - нечетное, а четное приносят на поминки или же в день похорон.

Заходя в автобус, нужно ли здороваться со всеми? Только, если есть знакомые. В противном случае, стоит просто улыбаться.

Можно ли дарить цветы мужчинам? Да, но только в особо торжественных случаях.

Можно ли прийти в гости за час до назначенного времени? Нет, ведь можно застать хозяев врасплох.

Что делать, если вы вдруг забыли имя собеседника? Лучше попросить собеседника назвать свое имя, это лучше, чем назвать человека чужим именем.

Что вы ответите, если кто-то попросит у вас извинение? «Пожалуйста» или «Ничего страшного».

Как пройти к своему месту в кинотеатре? Передом к зрителям.

Какой длины должны быть носки у мужчины? Длина должна быть такой, чтобы при любых обстоятельствах между - верхом носка и низом не была видна нога.

Как вы будете разговаривать с мамой друга по телефону? Обязательно нужно поздороваться, назвать свои имя и фамилию, сказать, что вы друг ее сына (если вы не знакомы), и только потом попросить позвать его к телефону.

До какого часа можно звонить кому-либо? (до 9 часов вечера)

Как вы поступите, если в помещении рядом с вами кто-то чихнул? Если вокруг чихающего много людей, не совсем обязательно говорить: «Будьте здоровы», достаточно просто не обращать на это внимания.

Если понадобилось сказать друг другу что-то такое, что не должны слышать посторонние, можно ли сказать это ему шепотом на ухо? Шептаться в присутствии третьих лиц считается верхом неприличия.

Когда необходимо снимать головной убор? Женщины могут не снимать головной убор; мужчина должен снимать его, входя в помещение. Обычай снимать головной убор при встрече почти ушел в прошлое.

Проявляя любезность (например, уступая место в транспорте), нужно ли проявлять настойчивость? Нужно стараться быть любезным, но не стоит усердствовать. Например, вот так:

Обещал отцу Евгенийь:

Я за вежливость возьмусь:

Буду всех благодарить,

Первым "здравствуй" говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит- утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Евгений как заорёт:

С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

Убирайся, пострелёнок!

Вот Женя догнал Иринку

Да как дёрнет за косынку:

Ты куда, Ирина, стой,

я здороваюсь с тобой!

Та отпрянула в сторонку …

Как невежлива девчонка…

Нёс учитель стопку книг,

А Женя с ограды-прыг.

Чуть не сел ему на плечи:

Извините, добрый вечер!

Ты,- вожатый закричал,-

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлён:

Разве был невежлив он?!

Был ли он невежлив? (ответы детей)

Давайте понаблюдаем за собой со стороны и постараемся исправить ошибки.

Ситуация 1. Поведение на улице. Идет по улице «сладкая парочка»: молодой человек прихлебывает на ходу пиво из банки, его спутница смачно грызет семечки. Их видит знакомый и начинает махать руками, кричать, чтобы поздороваться.

Вопрос: Что вы думаете об их поведении? Может, вы сами так себя ведете? Или считаете это нормальным, потому что так делают все? Сколько ошибок вы насчитали? Как нужно поступить, если хочешь пообщаться с товарищем?

Ответ: Не стоит перенимать скверные манеры. С точки зрения этикета подобное поведение считается верхом неприличия. Для «еды» можно найти более уютное местечко, чем улица. В толпе не надо бурно проявлять свои чувства, тормозя движение. И если вам непременно нужно пообщаться, то надо отойти в сторонку.

Ситуация 2. Поведение в магазине. Герой стоит перед дверями магазина. Люди входят и выходят. Он, устав ждать, расталкивает людей и лезет вперед.

Вопрос: Кто кого должен пропускать?

Ответ: Сначала нужно пропустить выходящих из магазина. Там меньше будет скопление народа. В толпе вы рискуете получить травму, быть придавленным. Мальчикам обязательно надо пропустить девочек. И если девочка знакомая, то можно подать ей руку, поддержать дверь.

Ситуация 3. Поведение в магазине. Герой в магазине с мамой. Постоянно дергает ее и причитает: купи айфон, купи планшет, ну хотя бы флешку. Мам.. ну мам…

Вопрос: Кто – нибудь себя узнает? Как себя поведет ваша мама?

Ответ: Если вы знаете в какой магазин идете, то должны

дома предварительно обсудить возможность покупки чего-либо, чтобы не доставлять маме неудобств. А если не знаете, то просто восхищайтесь увиденным. Любящая мама, если у нее будет возможность, обязательно вам купит желанную вещь.

Ситуация 4. Поведение в автобусе. Герой сидит в переполненном автобусе. Входит пожилой человек. Герой, жуя жвачку, просит соседа, помладше возрастом, встать и уступить место. А потом, говорит, что вежливые люди всегда уступают пожилым.

Вопрос: Правильно ли он сделал?

Ответ: Воспитанные люди должны сами уступить место, а вежливость за чужой счет не является признаком воспитанности.

Ситуация 5. Выбор подарка. Герои в магазине покупают подарок для подружки.

–Так, какой хороший зайчик, куплю его. И недорогой.

Но у нее, же куча мягких игрушек. Давай фотоальбом лучше купим.

Давай, он дешевле. Хотя у нее и фотографий то нет…

О, цветы на клумбе, давай нарвем.

Приходят к подружке.

Поздравляем. Сами выбирали, знаешь, он стоит 200 рублей. Мы насобирали денег и сложились. Я хотела зайца, но лучше ты мне его подаришь на мое день рождения.

Цветов 9, еле 9 – й нашли, а то как напоминки.

Вопрос: Сколько вы нашли ошибок в поведении девочек?

Дарить и принимать подарки – это тоже искусство этикета.

1. При выборе подарка нельзя полагаться на свой вкус и склонности.

3. При вручении подарка всякие комментарии о его ценности, трудностях, связанных с его покупкой, или о каких-нибудь изъянах подарка излишни.

4. Вручение подарка сопровождают добрыми пожеланиями и улыбкой.

5. Принимать подарок всегда нужно с благодарностью, даже если эта вещь не нужна или в доме есть аналогичная.

6. Полученные в подарок фрукты, конфеты предлагают всем присутствующим.

7. Если подарок, врученный очень близким людям, оказался неудачным, можно предложить обменять его.

8. Цветы относятся к таким подаркам, которые всегда уместны. Подходящие для подарка цветы выбирают очень тщательно.

Вы, наконец, у своей подруги или друга и готовы сесть за праздничный стол. А как правильно надо накрывать?

Сервировка стола. Уже более двухсот лет тому назад разработаны и приняты правила приличного поведения за столом. В Средние века во время торжественных обедов пажи въезжали верхом на лошадях в зал и подавали гостям миски с едой прямо с седла, а остатки трапезы бросали собакам. А жирные руки вытирали прямо о шкуры собак. Вам бы понравилось, если ваши гости, вытерли руки о любимую собачку? В некоторых странах руки вытирали о шкуры свиней. И свиньи, ходящие по залу были как никогда, кстати, потому, что поедали объедки. Меньше надо было убирать. Но, менялись времена, менялись и представления о приличиях. У римлян уже появляются салфетки. В наши дни уже на столе обязательны вилка, нож и ложка. А когда-то, в XVI веке, это было новомодным изобретением. Вилки делались из золота или слоновой кости, встретить их можно было только в очень богатых семьях. Так что нам с вами повезло: у нас есть и салфетки, и ложки, и вилки, остается только уметь пользоваться этим богатством.

Практическая работа № 1. Сервировка стола. И сейчас команды постараются правильно накрыть на стол.

Мы с вами разобрали несколько видов этикета: столовый, на улице, в автобусе, в гостях. Видов этикета много. И последний, на котором мы хотели бы остановиться – это школьный. Командам предлагаю показать нам сценки. Вот вам сюжеты, но вы можете добавить что-нибудь свое.

Практическая работа № 2.

Ситуация 7: Как не надо вести себя в компании, в школе.

Забегают мальчики и девочки. Некоторые несутся по школе, прыгают друг на друга, Садятся на стулья, мальчишки раздвинув ноги. Девчонки, кривляются и жуют жвачку. Многие утыкаются в телефон.

Ситуация 8: Как не надо вести себя на уроке.

Звонок. Заходит учитель. В классе только один человек. Через некоторое время заходит еще, учитель начинает урок. Потом еще. В конце урока заходит последний. В течение урока ученики постоянно перебивают учителя, жуют жвачку, играют в телефон, рисуют.

Ситуация 9: Как не надо вести себя за столом. Мамы накрывают на стол, беседуют о предстоящем празднике. Дети все время подбегают к столу, хватая с него продукты или постоянно что-то прося, и возмущаясь, когда же можно будет, наконец, поесть. И убегают, не помогая, убрать со стола.

Пока команды готовятся - Игра со зрителями. Хорошо встретить и накормить гостей, оказывается, не самое главное. Очень важно, чтобы не было им скучно. И неоценимую помощь в этом нам оказывают различные игры. Есть много веселых игр, которыми можно занять гостей. Например, «перевертыши».

1. Девочка-великан. («Мальчик-с-пальчик».)

2. Толстяк смертный. («Кощей Бессмертный».)

3.Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта.)

4. Лысина - мужское безобразие. (Коса - девичья краса.)

5. Курица кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ.)

Если команды еще не готовы, то можно обсудить, что означают пословицы:

  1. «В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив»,
  2. «Потчевать почуй, а неволить не воль»,
  3. «К обедне ходят по звону, а к обеду по зову»,
  4. «Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай!»,
  5. «В гости ходить - надо и к себе водить»,
  6. «Умей в гости звать, умей и встречать»,
  7. «Приехал - не здоровался, уехал - не простился»,
  8. «У него гостят четыре угла, он сам себе рад».
  9. «Приучите юношу к бедности, а к роскоши он привыкнет сам».
  10. «Вскорените у него понятие долга, а свои выгоды он сам собою будет соблюдать».
  11. «В Китае награждают отца за заслуги сына, а у нас - сына за услуги отца. Чтобы сохранить нравственность, нужно использовать китайский принцип».

После просмотра ситуации 7, 8, 9 показать как не надо себя вести.

Этикет для девочек: очень важно уметь красиво ходить и сидеть. И просто недопустимо:

Усаживаясь, поднимать платье или пальто;

Шумно обрушиваться на сиденье стула;

Сидеть, широко расставив ноги;

Сидеть, развалившись на стуле;

Сидеть, примостившись на самом краешке стула;

Обвивать ногами ножку стула;

Обнимать руками колени;

Вставая, отталкивать стул.

Этикет для мальчиков:

Мальчик никогда не должен выглядеть расхлябанным, несобранным, вызывающим и грубым;

Не ходи, подняв без надобности воротник, не держи руки в карманах;

Помоги любому, кто нуждается в твоей помощи;

Будь внимательным к девочкам и женщинам, к инвалидам и пожилым людям: помоги донести тяжёлую сумку, пропусти вперёд в дверях, помоги перейти улицу, выйти из автобуса, подняться по лестнице;

Никогда не вступай в препирательства и ссоры, не будь мелочным и склочным.

Итак, ребята, вы теперь знаете, что существует много разных видов этикета, много книг, обучающих правильному поведению. Но даже владея всеми столовыми предметами, зная, когда надо снять шляпу, а когда поцеловать даме руку, вы можете не вызывать симпатии окружающих, если не будете при этом сердечны, деликатны и выдержанны. Какой класс у нас самый воспитанный? Аплодисменты.

Чтобы легче всем жилось,
Часто плакать не пришлось,
Мой вам дружеский совет:
Соблюдайте этикет!


 

 

Это интересно: