→ Тема любви в рассказе гранатовый браслет куприна сочинение. Вопросы и задания по повести А. Куприна "Гранатовый браслет" Как куприн разрешает вечную проблему неразделенной любви

Тема любви в рассказе гранатовый браслет куприна сочинение. Вопросы и задания по повести А. Куприна "Гранатовый браслет" Как куприн разрешает вечную проблему неразделенной любви

Разделы: Литература

Класс: 11

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна

Задачи:

  • показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств;
  • осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”;
  • развивать умение видеть мир чувств и переживаний героев, развивать чувство образной речи, навыки выразительного чтения; логическое и ассоциативное мышление;
  • воспитывать уважение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.

Методическая оснащённость: текст повести, компьютер, экран, запись сонаты Л. ван Бетховена, карточки-задания

Методы: эвристический, частично-поисковый, самостоятельная работа,

Проблемный вопрос – понять, как Куприн разрешает вечную проблему неразделённой любви.

Эпиграф (записан на доске):

Оно живёт и правит на земле –

Ю. Огнев

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Мы продолжаем знакомство с творчеством Александра Ивановича Куприна, и тема урока звучит так: “Из всех чудес единственное чудо ”.

О каком чуде мы будем говорить? Чему мы посвятим наш урок? (Учащиеся: О любви)

Любви неугасающее чудо
Оно живёт и правит на земле –
Из всех чудес единственное чудо.
Ю. Огнев

Почему любовь – это чудо? Что мы подразумеваем по словом “чудо”? (Ответы учащихся)

Учитель: Из толкового словаря Ефремовой: Чудо – 1. Явление, противоречащее законам природы и не объяснимое ими, но возможное – по суеверным представлениям – вследствие вмешательства потусторонней силы. 2. Нечто небывалое, сверхъестественное, фантастическое.

Какое из значений нам больше подойдет? Докажите.

Всем ли дано познать настоящую любовь?

Всякому ли познавшему любовь дано рассказать о ней? Куприн сумел рассказать о любви! Я вас приглашаю к диалогу о любви, описанной Куприным в рассказе “Гранатовый браслет”, о любви, которая бывает только один раз в жизни...

Сможете ли сейчас сказать, как Куприн разрешает эту вечную проблему любви?.. Нет. Это сложно!

Какова же цель нашего урока? (Учащиеся формулируют цель - понять, как Куприн разрешает эту вечную проблему любви).

3. Проверка домашней работы.

1) Беседа.

Скажите, какие вопросы возникли у вас при чтении повести “Гранатовый браслет? Какие вопросы вы хотели бы сегодня обсудить? (Ответы учащихся)

Давайте поговорим о том, что в вашем понимании означает любовь, какой она может быть.

Любовь – счастье или беда?! Как же это определить?

- Как вы считаете, что такое любовь?

Ответы учащихся: Любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить всё, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельзя. Любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви.

2) Проверка индивидуальной работы со словарями.

Какое определение дают слову “ЛЮБОВЬ” лингвисты? Послушайте и найдите общее.

1 ученик (подготовился дома) читает (остальные ищут общее в определениях):

Любовь – это:

Любовь - это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь)

Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова)

Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова)

Учащиеся: в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение.

4. Беседа.

ЛЮБОВЬ возвышает человека или нет? (Учащиеся: любовь возвышает человека, меняет его в лучшую сторону. Любовь приносит радость, но и причиняет боль)

Действительно, очень трудно объяснить, что же такое любовь. Вот как писал о любви ещё в ХVII веке известный драматург Ж.-Б. Мольер:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот всё равно,
Что не жил...

Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ. (Любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная, счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная, разрушающая, Бесконечная, бессмертная, верная, вечная, давняя, долгая, долговременная, долгожданная, запоздалая, крепкая, негасимая, негаснущая, недолгая, неожиданная, новая, первая, поздняя, последняя, преданная, прежняя, продолжительная, прочная, ранняя, безрассудная, безумная, великая, взаимная, возвышенная, грешная, жертвенная, живая, идеальная, искренняя, красивая)

О какой любви рассказывает А.Куприн?

5. Работа в группах. Деление на группы.

Группы получают задания, которое нужно обсудить и выполнить за 8 минут.

1 группа. Какой предстаёт княгиня Вера Николаевна Шеина перед читателями в первых главах повести? В чем проявляется ее отношение к мужу? Способна ли она на пылкую, страстную любовь? Почему автор сравнивает ее с сестрой Анной?

2 группа. Как пейзаж связан с темой любви в рассказе? Какова общая тональность пейзажных зарисовок? В каких деталях она проявляется? Какие выразительные средства применяет автор? Какое настроение создаёт у читателя? Почему? Выводы подтвердите текстом.

3 группа. Какую роль играют предметно - бытовые детали для понимания темы любви? Какие подарки получила Вера в день своего рождения? Что мы узнаем об отношении этих людей к Вере Николаевне? Как Вера отнеслась к подаркам? Объясните смысл названия произведения?

4 группа. Почему образ генерала Аносова выписан так подробно и с такой очевидной симпатией автора? Портрет? Характер? Какую роль играет этот персонаж в повести и рассказанные им истории?

5 группа. Образ Желткова. Кто такой Желтков? (Внешность, поведение.) Как мы узнаём о любви Желткова? Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Куприн не нашел нужным описать жилье князей Шеиных, а комнату Желткова описывает очень подробно. С какой целью? Как ведет себя Желтков с князем Василием и Шеиным?

6 группа. Проанализируйте сцену прощания прощание Веры с умершим Желтковым. Почему Вера пришла? Что чувствует княгиня на этом последнем свидании? Почему выражение лица покойного сравнивается с Пушкиным и Наполеоном?

7 группа. В чём, по – вашему, состоит роль эпиграфа и кольцевой композиции в теме Larqo Appassionato из Второй сонаты Бетховена, сопряжённое с темой истинной любви и истинной жизни? Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме? Почему же он принимает роковое решение? О чём говорит его прощальное письмо?

6. Ответы групп.

Предполагаемый ответ. Жизнь протекает спокойно, всё, как у всех, ничего примечательного... Просто жили и любили, но эта жизнь и любовь не приносила особой радости...Жизнь тянулась скучно и однообразно...Сама Вера олицетворяла холодность, равнодушие, хранила в себе царственное спокойствие, чувство превосходства. Внешняя недоступность была заявлена вначале её титулом и положением в обществе – она жена предводителя дворянства.

Ученица читает (подготовилась дома): Имя Вера - это исконно русское имя и в буквальном переводе с греческого языка означает “вера”, “служение Богу”. Вера, надежда, любовь - три главных добродетели в христианстве. Среди христиан почитаются мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София, жившие во II веке. Веру можно охарактеризовать как умную, правдивую и благосклонную личность. Она рассудительна, ценит практичность. В поступках обладательницы этого имени всегда прослеживается её рассудительность.

Она самоотверженно старается незаметно помогать мужу, горячо любит сестру.

В юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, но теперь она изменилась, и “прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы”

Предполагаемый ответ. Первая глава является вступлением. Содержание её готовит читателя к восприятию дальнейших событий. Сразу возникает ощущение увядающего мира: в осеннем пейзаже, в печали пустых дач с разбитыми стеклами, в опустевших клумбах. Невольно заостряешь внимание на фразе: “Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий скарб”.

Но вот погода вдруг резко и неожиданно переменилась: “Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли жёлтые листья”. Такое же спокойное, холодное, благоразумное существование характерно для героини рассказа – княгини Веры Николаевны Шеиной, жены предводителя дворянства. Куприн показывает героиню на фоне ясных, солнечных, тёплых дней, в тишине, уединении, которым радуется Вера. Это говорит о том, что она тонко чувствующий и деликатный человек.

Ненастье воспринимается как иллюстрация драматических событий, трагической ситуации.

А.И. Куприн передает состояние природы с помощью эпитетов (глинистые дороги, отвратительные погоды, свирепый ураган, разбитые стекла, изуродованные клумбы), метафор (тяжело лежал густой туман), сравнений (мелкий, как водяная пыль, дождик), олицетворений (сад покорно засыпал: звезды дрожали).

Пейзаж у Куприна полон звуков, красок и - в особенности -запахов.

Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой? наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнувших капустой. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах.

Совместный вывод. Смысловая нагрузка, которую несут описания природы в этом произведении, огромна. Пейзажные зарисовки во многом предвосхищают предстоящие в повести события и характеризуют внутренний мир героев, отношение к ним автора. Пейзаж первой главы является завязкой и в то же время зашифрованным сюжетом произведения. Противопоставляется скучная будничная жизнь аристократов с сильным чувством бедного чиновника, который разрушил их ледяное спокойствие.

Предполагаемый ответ. Муж подарил прекрасные серьги из грушевидных жемчужин. Анна ? маленькую записную книжку в удивительном переплёте, Желтков ? гранатовый браслет.

Анна, как и Вера, неравнодушна к прекрасному, поэтому ее подарок изящен и оригинален. Пылкие чувства Василия Львовича прошли, он с уважением относится к своей жене и “вложил” в свой подарок только некоторое количество “презренного металла”. А Желтков “препроводил в своём скромном верноподданническом подношении” самое дорогое из того, что у него было: вещь, которая связана с его покойной матушкой.

Браслет, словно замкнутое пространство, из которого уже не вырваться ни Желткову, ни Вере Николаевне. Пять гранатов, окружающих странный зеленый камешек – и есть та истинная любовь, которая встречается раз в тысячелетие. Зеленый цвет – цвет надежды, большие же гранаты – красные как кровь, поскольку за все великое, в том числе за великое чувство, надо платить.

Совместный вывод: При помощи незначительных деталей мы всё больше понимаем взаимоотношения людей. Семейная жизнь Шеиных скучна и обыденна. Куприн показывает аристократов не такими уж плохими людьми. Тем не менее, писатель говорит об их духовной ограниченности. Верина душа опустошена, спит. Но она недовольна тем, что Желтков нарушил правила приличия, и какая-то тревога уже закралась в ее сердце. По-настоящему серьёзный разговор о любви возникает в повести с подачи генерала Аносова.

Предполагаемый ответ.Непоказное мужество генерала, его благородство и честность заставляют читателя проникнуться искренней симпатией к герою и доверием к его словам. Потому прозвучавшее в устах Аносова определение настоящей любви воспринимается как истина. Немалое значение отводит Куприн “тучному, высокому, серебряному старцу” - генералу Аносову. Именно ему представлена задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного Г. С. Ж. более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем. Ему принадлежат пророческие слова: “...может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины”. Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.

Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой чиновник контрольной палаты, Г.С. Желтков. О любви Желткова мы узнаём впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист – переодевается в трубочиста – становится судомойкой – превращается в монаха – трагически гибнет, оставляя после смерти завещание

Подарок Желткова – “золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами”, безвкусная вещь. Но его значение и ценность в другом. Желтков дарит самое дорогое, что у него есть – фамильную драгоценность. Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются огнём: “Точно кровь!” Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадёжной, и трагедии в судьбе героя. Браслет как бы отражает сущность Желткова. Камни плохо отшлифованы, но они настоящие, как и чувства этого человека.

Желтков признаёт, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он – мёртвый человек.

6 группа. Психологическая кульминация.

Куприн считает Желткова не “маленьким человеком”, а великим страдальцем. Его величие в огромной любви, ради которой он отдал свою жизнь.

Несчастный влюблённый просил повесить браслет – символ святой любви – на икону. Губы мёртвого героя “улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставанием с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну”, и Вера поняла, что “та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё”. Желтков уже после смерти получает высшую награду: Вера “поцеловала его в холодный, влажный лоб долгим дружеским поцелуем”. И всё-таки дружеским поцелуем! Нет, даже после самопожертвования Желткова княгиня не полюбила своего почитателя.

Лишь в конце повествования мы узнаём имя нашего героя, точнее, догадываемся о нём. Каково оно? Кто его произносит? Почему автор дал ему имя Георгий?

Ученица (подготовила дома): о значении имени Георгий: Великомученик Георгий – покровитель рыцарей и воинов, Победоносец, одолевший змия - искусителя, сражающийся с пороком. Считается покровителем России; в честь него учреждён орден за наивысшую доблесть на поле брани – георгиевский крест. Знаем ли мы отчество героя? Нет, и это символично. Этот образ – образ рыцаря, но не из романа, а из повседневной, обыденной жизни.

И эта чистая любовь рыцаря (работа со словом платоническая ) озарила жизнь не только Желткова, но жизни других людей, пробудила чувства в их душах. О ком это сказано? (Князь Шеин до и после встречи с Желтковым. Княгиня Вера).

Предполагаемый ответ. Эпиграф настраивает нас на то, чтобы мы послушали сонату Бетховена – величественное, романтически приподнятое размышление о даре жизни и любви. Этими же звуками завершается повесть. Кольцевая композиция.

Совместный вывод. Музыка рассказывает княгине Вере, что есть жизнь и что есть любовь. Это последний дар Желткова, который не принять может только глухой, в котором он показывает подлинность и совершенство Веры, увиденные им в юности.

Только три вещи могут так быстро всё объяснить человеку – любовь, музыка и смерть. Куприн и объединяет все три в финале повести. В этом – особый смысл музыкальной темы, дающей – от эпиграфа к последней сцене – исключительную завершённость произведению.

(Желтков признаёт, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мёртвый человек. “Маленький человек” превращается в Человека. Благородство и сила духа исключают жалость к нему. Всё яснее вырисовываются черты не “маленького человека”, а “рыцаря бедного”, который силой и чистотой чувства служит вышним силам, служит даром вежливой, рыцарской, героической любви.

7. Прослушивание музыкального отрывка и беседа.

Учащиеся слушают Сонату № 14 Бетховена, которая сопровождается чтением фрагмента письма Желткова (ученик подготовился дома).

“Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит.

Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить.

Уходя, я в восторге говорю: „Да святится имя Твое“.

Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли...

Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас... сладким бредом. Я очень стыжусь и мысленно краснею за мой дурацкий браслет, - ну, что же? - ошибка. Воображаю, какое он впечатление произвел на Ваших гостей.

Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки.”

Звучит музыка.

Учитель : И гимном любви звучат в душе Веры слова скромного чиновника Желткова.

Какую роль играет в произведении музыка Бетховена?

Ученики: Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: “Да святится имя Твоё”. В этих нежных звуках – жизнь, которая “покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”. Последние воспоминания Желткова овеяны сладкой грустью, мгновения счастья становятся для него вечностью.

Почему Желтков “заставил” Веру слушать именно это бетховенское произведение?

В чём, по – вашему, состоит сила любви? (В преображении души.)

Показал ли это Куприн в рассказе? Докажите своё мнение.

(Восприятие Верой музыки: “Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала...”.)

О чём говорят слёзы Веры? (Это слёзы, очищающие, возвышающие душу.)

8. Рефлексия. Учитель:

Ответили ли мы на те вопросы, которые поставили в начале урока?

Как Куприн показывает любовь?

Что такое есть любовь? Какова идея произведения?

Учащиеся: Куприн ищет в реальной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен. Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя её безразличию и неспособности чувствовать. Вот почему веками звучит музыка любви; звучит для Веры в трагический для неё момент нравственного прозрения; звучит для всех нас.

Закрыта последняя страница этой удивительной повести. Мы познакомились с историей чистой, наивной любви, на пути которой встретились сословные предрассудки и непонимание. Мы сумели проникнуть в мысли и чувства героев, вместе с ними волновались, надеялись и верили в нравственные ценности. После прочтения произведения осталось много вопросов:

Чем было чувство Желткова – настоящей любовью или сумасшествием?

Чем была смерть героя – малодушием или силой?

Ни одного человека не оставляет равнодушным эта новелла о любви. Повесть Александра Ивановича Куприна о любви – одна из редчайших жемчужин русской классической литературы.

– Какова авторская идея, выраженная в рассказе? (Частный случай поэтизирован А. И. Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется, по его мнению, “только один раз в тысячу лет ”. Любовь, по Куприну, “всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть ”. Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчёркивают их красоту. Можно сказать, что в “Гранатовом браслете” выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве. А. И. Куприн писал, что он стремился “показать духовно преображающую, просветляющую силу всепоглощающего чувства любви”).

9. Итоги урока. Оценки.

А как теперь вы ответите на вопрос: что такое любовь?

Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?

Актуально ли произведение в наши дни?

Как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви?

Д/З: написать эссе на одну из тем:

Любовь без взаимности: счастье или трагедия?

Существует ли идеальная любовь?

Любить и быть любимым – это одно и то же? Что лучше?

“Любовь – великий дар или проклятие”?

Предварительный просмотр:

Автор-разработчик – Малюкова Вера Фёдоровна , учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов г. Ивантеевки Московской области, эксперт ЕГЭ по русскому языку, Почётный работник общего образования РФ.

Развёрнутый конспект урока литературы в 11 классе

А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет» (2 часа).

Урок построен с использованием технологии проблемного обучения

Тип урока : урок изучения нового материала

Форма урока: урок – беседа (аналитико-исследовательская работа по тексту)

Цели урока:

Познакомить (обзорно) с творчеством А.И. Куприна;

Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств;

Обозначить роль детали в рассказе;

Развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту, культуру связной устной речи; навыки выразительного чтения; мышление;

Пробудить желание учащихся философствовать на тему любви, учиться отстаивать своё мнение, приводя аргументы из текста и жизни.

Методические приёмы: доклад (компьютерная презентация) учащегося, лекция учителя, работа с текстом, аналитическая беседа, работа в парах.

Проблемный вопрос – понять, как Куприн разрешает вечную проблему неразделённой любви.

Оборудование: портрет А.И. Куприна; аудиозапись Второй сонаты Л.В. Бетховена.

Эпиграф (к 1 уроку) : Оно живёт и правит на земле –

Из всех чудес единственное чудо.

Ю. Огнев

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

- Александр Иванович Куприн (1870 - 1938 г.г.) – один из самых популярных писателей дореволюционной России. Его проза с одобрением была замечена Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым. И для Куприна эти великие мастера слова остались на всю жизнь идеалом художника.

Уже в своих ранних произведениях Куприн с большим мастерством раскрывает вечные, бытийные проблемы, критикует тёмные стороны окружающей действительности («Жизнь», «Ужас»), подневольный труд («Молох»). Пишет он и о горьких судьбах людей («С улицы»), и о русской армии («Поединок»). Но самой заветной темой стала для него любовь, часто неразделённая, безответная («Святая любовь», «Гранатовый браслет»). Важное место занимает и такая тема, как человек и окружающая среда («Олеся», «На глухарей») .

В отличие от Бунина, который лучшие свои произведения написал в эмиграции, Куприн пережил в эти годы тяжёлый творческий кризис. Творчество Куприна было более известно советскому читателю, потому что он, в отличие от Бунина, за год до своей смерти, в 1937 году, вернулся из эмиграции на родину, вернулся глубоко больным, не способным работать. По воспоминаниям писателя Никандрова , «он не приехал в Москву, а его привезла жена, как вещь, так как он ничего не сознавал, где он и что он» . Но в советской Москве за Куприна написали панегирические (хвалебные) очерки и покаянные интервью. Но только нацарапанная немощной рукой подпись принадлежала достоверно ему. Умер писатель в 1938 году в Ленинграде от рака, а жена его покончила с собой в блокаду там же.

Краткое сообщение или компьютерную презентацию о жизни и творчестве Куприна и его отношении к революционным событиям сделает…

3. Проверка индивидуального домашнего задания.

(Сообщение или презентация на тему « Жизнь и творчество А.И. Куприна» – по материалам учебника, дополнительной литературы и Интернет-ресурсов.)

4. Работа по теме урока.

1). Чтение и обсуждение эпиграфа.

Как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку? Что же это за «чудо», которое «живёт и правит на земле»?

А что такое любовь? Что значит любить?

Учитель: - Действительно, очень трудно объяснить, что же такое любовь. На протяжении многих веков ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, композиторы, поэты, писатели и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот как писал о любви ещё в ХVII веке известный драматург Ж.-Б. Мольер:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот всё равно,

Что не жил…

Сам Куприн так говорил о любви: это чувство, «которое до сих пор ещё не нашло себе толкователя» .

Наверное, интересным вам будет и размышление о любви В. Рождественского :

Любовь, любовь – загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Всегда во всём старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждёт?

С природою, с беспамятством слиянье

И вечный мировой круговорот?

2). Чтение и обсуждение сонета И.Л. Сельвинского «Венок сонетов».

- «Любовь» и «влюблённость»: чем отличаются эти понятия?

Учитель: - Наверное, нелегко сразу понять чувство, охватившее и захватившее вас: что это – любовь или влюблённость?

Послушайте сонет И.Л. Сельвинского.

Как вы думаете, какие чувства испытывает герой: любовь или влюблённость?

Бывал влюблённым я, но не любил.

Любовь? Не знаю имени такого.

Я мог бы описать её толково,

Как это мне Тургенев объяснил.

Или блеснуть цитатой из Толстого,

Или занять у Пушкина чернил…

Но отчего – шепну лишь это слово,

И за плечами очертанья крыл?

Но крылья веяли, как опахала.

Душа моя томилась и вздыхала,

Но паруса не мчали сквозь туман.

Ничто, ничто меня не чаровало.

И хоть любовь – безбрежный океан,

Ещё мой брег не трогался с причала.

- Как любовь преображает героя?

Объясните смысл метафоры «любовь – безбрежный океан».

- Любовь, страсть, чувственность, жалость, сострадание… На ваш взгляд, являются ли эти слова синонимами?

Подберите эпитеты к слову «ЛЮБОВЬ», обсудите в пара х и запишите.

Разграничьте эти понятия: любовь – страсть; любовь – жалость; любовь – привычка; любовь – поклонение .

Любить и быть любимым – это одно то же? Что лучше?

Любовь без взаимности: счастье или трагедия?

Какими качествами обладает любящий человек?

Существует ли идеальная любовь? Какая она?

Согласны ли вы, что любовь возвышает человека?

3). Викторина по рассказу «Гранатовый браслет» (1910 г.) .

Учитель: - Сегодня мы не случайно так много говорим о любви, ведь рассказ, который нам предстоит обсудить – «Гранатовый браслет» – тоже о любви.

Но прежде чем непосредственно перейти к обсуждению произведения Куприна, к раскрытию его главных тем, к обсуждению характеров героев, проведём викторину, вопросы которой помогут вам вспомнить содержание и некоторые детали произведения.

В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)

Где происходят события произведения? (Черноморский курорт.)

Как зовут главную героиню? (Княгиня Вера Шеина.)

Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)

Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан.)

Как зовут сестру Веры Шеиной? (Анна Фриессе.)

Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)

Его должность? (Предводитель дворянства.)

Какого числа были именины княгини веры Шеиной? (17 сентября по старому стилю, 30 сентября – по новому.)

Что подарил ей муж? (Серьги из жемчуга грушевидной формы.)

Что подарила Вере сестра? (Записную книжку «в удивительном переплёте». )

Как звали знаменитую пианистку, подругу Веры? (Жени Рейтер.)

Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.)

С чем сравнивает Вера густо-красные гранаты? («Точно кровь».)

Кто такой Желтков? (Влюблённый в Веру телеграфист.)

Как зовёт Желткова его хозяйка? (пан Ежий»)

Настоящее имя Желткова? (Георгий.)

О ком Куприн писал: «Пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…» (О княгине Вере.)

Как звали мужа Анны, сестры Веры? (Густав Иванович.)

Чей это портрет? «Она была…несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо её сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами…пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…» (Анна.)

О ком пишет Куприн: «…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, около тридцати, тридцати пяти»? (О Желткове.)

Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)

Чей это портрет? «Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах…какое свойственно мужественным и простым людям…» (Генерал Аносов.)

- О ком пишет (О Вере Шеиной.)

Кому принадлежат слова «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? ...такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость… Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться». (Генералу Аносову.)

4. Обсуждение рассказа «Гранатовый браслет» . Аналитико-исследовательская работа по тексту. (2-й урок)

Эпиграфы : «Да святится имя твое…»

«Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви»

Луи Арагон, французский поэт

Учитель: - В рассказе «Гранатовый браслет» нашла отражение «вечная» тема – любовь.

А какая эта любовь? Какие эпитеты применимы к тому чувству, что описано в этом рассказе?

(Страстная, возвышенная, идеальная, необыкновенная, чистая, неразделённая, безответная.)

Цель нашего урока (проблемный вопрос) – понять, как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви.

Кто же оказался способным на такую возвышенную любовь? (Желтков.)

Отчего же эта страстная любовь Желткова неразделённая?

(Разный социальный статус героев (она из высшего общества, а он мелкий чиновник) и замужество Веры.)

Учитель: - Сам герой прекрасно понимает и признаётся в письме, что на его долю выпало «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность» .

Чем же представляет собой это светское общество, к которому принадлежит Вера? Каков образ жизни ведут эти знатные и богатые люди? Чем занимаются, как развлекаются? Как Куприн описывает гостей?

Кто выделяется среди них?

(Автор не описывает детально портреты гостей, а лишь даёт их краткие характеристики. Здесь есть «толстый, безобразно огромный» Спешников, муж Анны «с гнилыми зубами на лице черепа», «преждевременно состарившийся, худой, желчный» Пономарёв. Они играют в азартные игры, рассматривают юмористический журнал, слушают пение, рассказывают истории.

Из всех гостей выделяется генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Это бравый служака, человек простой и мудрый. Героини ласково называют его «дедушкой». Он знает много рассказов. Человеческое отношение к каждому – вот что отличает его. Аносов – один из гостей, кто разбирается в музыке.)

Учитель : - Вечеринки, игра в покер; сплетни, флирт светский; прогулки – вот чем занимаются эти знатные люди; кто-то ещё числится в каких-то благотворительных заведениях.

Когда происходит завязка действия рассказа?

Что же ждёт от именин героиня и что происходит в этот день ?

(Вера «всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Она получает подарок от мужа – серьги; подарок от сестры – записную книжку; и от человека с инициалами Г.С. Ж. – браслет.)

Учитель : - Наверное, действительно, подарок Г.С. Ж. выглядит безвкусной безделушкой рядом с дорогими изящными подарками. Но ведь ценность его совершенно в другом.

Что значит для Желткова это гранатовый браслет?

(Для него браслет – фамильная драгоценность.)

Учитель : - Браслет для Желткова не только символ благоговейной любви, он имеет и некую магическую силу, как и любая фамильная драгоценность. Об этом и пишет молодой человек в письме к Вере Шеиной: «По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжёлые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти…»

Почему Желтков подарил эту ценную вещь, а не оставил её себе?

(Ради спокойствия любимой женщины – браслет поможет её предвидеть что-то плохое и не допустить этого. Кроме того, браслет для него самая дорогая вещь – только так он мог выразить свою любовь к ней.)

Что почувствовала героиня, получив этот подарок?

(Почувствовала тревогу, ощущение приближения чего-то неприятного. В этом браслете она видит какое-то предзнаменование. Не случайно она сравнивает эти красные камни с кровью: браслет загорается «живыми огнями», «точно кровь!» – восклицает она. Спокойствие Веры было нарушено.)

Учитель . Куприн в рассказе не делает особого акцента на «неравенстве состояний», не критикует открыто общество, к которому принадлежит главная героиня. Автор находит другой способ для того, чтобы показать ту пропасть, которая разделяет главных героев и которая делает невозможным взаимное чувство. Этим способом является описание поведения людей из окружения княгини Веры Шеиной.

Как ведут себя эти знатные люди, узнав о письмах, чувствах и подарке Желткова ?

(Они смеются над письмами молодого чиновника, издеваются над его чувствами, пренебрежительно относятся к его подарку. Эти люди готовы растоптать плебея за посягательство на то, что ему, по их мнению, недоступно, они легко могут признать простого человека сумасшедшим. Подарком Желткова муж и брат Веры оскорблены.)

А способны ли на настоящую любовь эти богатые, влиятельные люди? Была ли в их жизни пылкая, страстная любовь? Например, у Веры Николаевны, у генерала Аносова, у Анны Николаевны?

(Анна лишь флиртует; генерал никогда не любил; Вера любила страстно мужа, князя Василия Шеина, но отчего-то угасла – Куприн ничего не говорит об этом.)

Верят ли они в то, что ещё существует страстная, бескорыстная любовь? Как генерал Аносов объясняет Вере отсутствие настоящей любви? Кто, по его мнению, в этом виноват?

(Гл. 8. Генерал Аносов, рассказал две истории о «любви». Первая история – о жене полкового командира и новоиспеченном прапорщике, а вторая – о Леночке, которая сошлась с поручиком Вишняковым, и её, муже-олухе для которого самым главным было «счастье Леночки». «Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью…». Генерал делает вывод: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире…», а всё, что он видел, - «так… какая-то кислятина…» )

Давайте вспомним страницы рассказа, где герои рассказывают любовные истории, случившиеся с ними или услышанные.

Перескажите историю любви бедного телеграфиста, которую Шеин рассказал, желая развеселить гостей.

(Стр. 386-387, гл. VI. Из рассказов Шеина мы узнаём впервые о любви Желткова. Муж Веры смеется над незнакомым ему Желтковым, показывая гостям юмористический альбом с письмом телеграфиста. При этом правда у князя переплетается с вымыслом. Для него это забавная история, «новость книжного рынка», «трогательная поэма», которую он назвал «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист». Образ Желткова в рассказах претерпевает изменения: телеграфист> переодевается в трубочиста> становится судомойкой> превращается в монаха > герой трагически гибнет, оставляет после смерти завещание (две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами).

А какова любовь в рассказах генерала Аносова?

(Стр. 390-391, гл. 7: «Приличный роман» с «прехорошенькой болгарочкой»; «обнял её, прижал к своему сердцу и несколько раз поцеловал…»; «когда появлялась луна на небе со звёздами, спешил» к ней и «все денные заботы на время забывал с ней». Конечно же, эту любовную историю гости назвали «приключением армейского офицера». Да и сам генерал понял, что в его жизни, к сожалению, не было настоящей любви: «святой, чистой, вечной…неземной…» Не было у генерала и особой любви к жене – просто привлекла «свежая девчонка», у которой «грудь так и ходит под кофточкой», но эта «мотовка, актриса, неряха, жадная», так называет генерал свою бывшую жену, ещё и изменяла… Вот такая «любовь»…)

Что нового узнали об этом Г.С. Ж. из рассказа Веры генералу?

(Гл. 8. Г.С.Ж. начал преследовать её своею любовью ещё за два года до замужества. О себе он обмолвился, что служит где-то маленьким чиновников. Из его писем она поняла, что он за неё постоянно следит, так как знает, где она бывает, как одета и т.д. Но когда она попросила его не утруждать себя письмами, он практически перестал ей писать – его письма приходили лишь на пасху, на новый год и в день её именин. И вот сегодня прислал этот гранатовый браслет.)

Какое неожиданное предположение высказывает генерал, выслушав рассказ Веры? Какую характеристику даёт генерал Аносов Желткову?

(«Безумец; может быть, это просто ненормальный парень, маниак, почём знать? - может быть, твой путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».)

Почему именно Желтков, этот маленький чиновник, противопоставлен пресыщенным, обленившимся богачам, не способным на настоящую любовь? Что хотел сказать этим автор?

(Этим противопоставлением он бросает вызов низменному миру, этому богатому, но эгоистическому, лицемерному обществу. Желтков как бы спорит с «сильными мира сего». Они доказывают, что настоящей любви нет, и приводят примеры убедительные. А он опровергает все их доводы тем, что просто любит по-настоящему, не требуя ничего взамен.)

Почему Желтков решил исчезнуть? Почему обрывает свою жизнь? Может, его испугал визит мужа и брата Веры?

(Вера просила «прекратить эту историю».)

Может, ему стоило уехать?

(От любви не скроешься никуда.)

Прочитайте предсмертное письмо Желткова Вере Николаевне. Каким показался вам герой? Что мы узнаём о молодом человеке из этого письма?

Сопоставьте его с другими знакомыми и друзьями Веры Николаевны.

(Гл 11. Стр. 406-407. «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне. Как громадное счастье, любовь к Вам…меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я проверял себя – это не болезнь… – это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить… В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли…От души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением…Дай бог Вам счастья, и пусть ничто …житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки. Г.С. Ж.»)

Почему он не сообщил в письме о том, что решил покончить с собой?

(Не мог потревожить спокойствие любимой.)

Прочитайте финальную главу – В.Н. слушает бетховенскую сонату, прослушать которую завещал Желтков. Какое открытие делает она для себя, слушая Бетховена, что постигает? Какие слова, совпадающие с музыкой, слагаются в её уме? Почему героиня заплакала?

Примечание. Звучит Вторая симфония Бетховена – учащийся читает финальную главку, напоминающую «молитву» «Да святится имя Твое»

(гл. ХIII, стр.410-411. «Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть…Я перед тобою – одна молитва: «Да святится имя Твое».

…Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки… Я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. «Да святится имя Твое».

… В предсмертный печальный час я молюсь только тебе… В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: «Да святится имя Твое».

…ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. ...в скорбный час расставания с жизнью всё-таки пою – слава Тебе.

Вот она идёт, всё усмиряющая смерть, а я говорю – слава Тебе».)

(В. Н. постигает «жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть» . Возможно, она поняла, что «мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет». А может, в её душе хоть на мгновение пробудилось ответное чувство.)

Почему Желтков «заставил» любимую женщину слушать именно это бессмертное произведение? (гл. ХIII, стр.319)

(В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку её душа словно соединяется с душой Желткова.)

Почему единственное их свидание – прощание В.Н. с прахом молодого человека – можно считать поворотным моментом в её внутреннем состоянии?

(Она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Она поняла, как отличается он от пустых, бесчувственных и безразличных её знакомых – на его лице она увидела «то самое умиротворённое выражение», которое видела «на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона» .)

Так как же решает Куприн «вечную» проблему – неразделённая, страстная, но настоящая любовь? Несчастной ли она оказалась, эта безответная любовь Желткова? Привела к страданиям? Или что-то другое хотел сказать автор?

(Высокая и безответная любовь Желткова стала «громадным счастьем» для него. Именно своей любовью поднимается он над другими героями, именно своей любовью разрушает царское спокойствие Веры Николаевны. Именно свое любовью заставляет Веру Николаевну в слезах, боли, раскаяния «постичь жизнь», которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения и смерть». )

А какая ещё тема, кроме высокой и безответной любви, звучит в рассказе? Почему В.Н. сразу, ещё до замужества, как-то несерьёзно отнеслась к неизвестному поклоннику?

(Тема неравенства. У героев разное социальное происхождение.)

Представьте, что этим страстным поклонником оказался бы богатый, влиятельный человек. Как общество расценило бы его поведение? Позволили б себе вмешиваться в эту историю?

(Нет. Везде и всюду были флирт, любовные связи – богатым можно всё. Но маленький чиновник… Как он мог осмелиться?!)

Учитель. Вы, наверное, обратили внимание, что в произведении много пейзажных зарисовок; человеческое чувство отожествлено с творческой энергией самой природы.

Какова роль пейзажа в начале рассказа? Как пейзаж помогает понять психологическое состояние Веры?

(Первая глава – это вступление, которое должно подготовить читателя к восприятию последующих событий. Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием главной героини. Возникает ощущение увядания. Её жизнь такая же: однообразная, осенняя. «Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли жёлтые листья». В таком же спокойном, благоразумном состоянии пребывает княгиня Вера, на душе у неё покой: «И Вера была строго проста, со всеми холодна…любезна, независима и царственно спокойна» .)

Учитель. Совсем иная картина в 7 главе: в природе – «осенний закат догорал» . И в жизни – со смертью Желткова (он застрелился) умерла и настоящая, страстная любовь, которую ждут женщины, мечтают о ней. Мы, к сожалению, и в природе, и в жизни часто не замечает красоты!

«Налетел лёгкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями…» Природа способна сочувствовать, сопереживать.

Так можно ли чувство Желткова назвать сумасшествием? Найдите в тексте слова князя Шеина, которые и станут ответом на поставленный вопрос.

(«Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо… (10 гл.); « я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и не могу здесь поясничать» . (11 гл.) и обращение князя к жене: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим» .)

(Имя Георгий означает « победоносец» . Желтков из победоносцев. Куприн в своём произведении нарисовал «маленького, но великого человека».)

В чём, на ваш взгляд, состоит сила любви?

(Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь дарит влюблённому громадное счастье. Искренняя, чистая любовь возвышает человека не только в собственных, но и чужих глазах. Именно такая любовь бессмертна!)

Учитель. Действительно, образ Желткова – одно из лучших достижений Куприна. Этот молодой человек единственный носитель светлого, самоотверженного чувства в низменном мире богатства, эгоизма, лицемерия. И потому этот рассказ звучит как призыв писателя ценить и оберегать любовь как высокую ценность человеческого бытия.

Какие основные темы поднимает Куприн в рассказе?

Запись . В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн раскрывает «вечные» темы: высокая и безответная любовь, тема неравенства.

Объясните формулировку темы «Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет».

Учитель. Кстати, у героев рассказа есть реальные прототипа. В основу произведения положены факты из семейной хроники князей Туган-Барановских. Эта печальная история случилась в Одессе. Жолтиков – маленький телеграфный чиновник – безнадёжно и трогательно влюблён в жену члена Государственного Совета Л. Любимова, в Людмилу Ивановну, урождённую Туран-Барановскую; брат княгини – чиновник Государственной канцелярии – Николай Иванович Туран-Барановский.

Учитель. А закончить сегодняшний урок хотелось бы стихотворением Николая Ленау , австрийского поэта первой половины ХIХ века: «Молчать и гибнуть…» , которое, как мне кажется, имеет связь с содержанием рассказа « Гранатовый браслет »:

Молчать и гибнуть... Но милей,

Чем жизнь, волшебные оковы!

Свой лучший сон в очах у ней

Искать, не проронив ни слова! -

Как свет застенчивой лампад

Трепещет пред лицом Мадонны

И, умирая, ловит взгляд,

Небесный взгляд её бездонный!

Учитель. «Молчать и гибнуть» – вот духовный обет влюблённого телеграфиста. Но всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя твое”.

5. Чтение и обсуждение эпиграфов.

Объясните выбор и смысл эпиграфов:

1). “Да святится имя твое”.

2). «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви.

А.И.Куприн. Письмо Ф.Д.Батюшкову (1906 г.)

3). Нет на земле любви, не знающей страданий,

Нет на земле любви, чтоб мук не принесла,

Нет на земле любви, чтоб скорбью не жила…

Луи Арагон, французский поэт

6. Итоги урока. Оценки. Рефлексия.

Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?

Актуально ли произведение в наши дни?

Как теперь вы ответите на вопрос: что такое любовь?

Как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви.

7. Домашнее задание.

  1. По выбору учащихся: Сочинение-миниатюра «Что такое любовь?» или синквейн на одну из тем: «Счастье», «Любовь» (по рассказу А. Куприна «Гранатовый браслет» .)
  2. Индивидуальное задание (через урок): по материалам учебника, дополнительной литературы и Интернет-ресурсов (список рекомендуемой литературы на стр. 81) подготовить сообщение или презентацию на тему «Максим Горький. Личность. Творчество. Судьба».
  3. Всем: Подготовиться к уроку контроля по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна (разноуровневые задания – по выбору учащихся)

Тема любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

(«Болезнь любви неизлечима…»)

Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

И.С.Тургенев.

Любовь… Слово, обозначающее самое трепетное, нежное, романтическое и вдохновенное чувство, присущее человеку. Однако люди часто путают любовь с влюбленностью. Настоящее же чувство овладевает всем существом человека, приводит в движение все его силы, вдохновляет на самые невероятные поступки, вызывает самые лучшие побуждения, будоражит творческое воображение. Но любовь - это не всегда радость, взаимное чувство, счастье, данное двоим. Это ещё и разочарование от неразделенной любви. Человек не может разлюбить по желанию.

Каждый большой художник посвятил немало страниц этой «вечной» теме. Не обошел её стороной и А. И. Куприн. Писатель на всем протяжении своего творчества проявлял огромный интерес ко всему прекрасному, сильному, искреннему и естественному. К великим радостям жизни он относил и любовь. Его повести и рассказы «Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет» повествуют об идеальной любви, чистой, безграничной, прекрасной и могучей.

В русской литературе, пожалуй, нет более сильного по эмоциональному воздействию на читателя произведения, чем «Гранатовый браслет». Куприн прикасается к теме любви целомудренно, благоговейно и в то же время нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться.

Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано всё. Разве можно говорить о любви после «Тристана и Изольды», после сонетов Петрарки и «Ромео и Джульетты» Шекспира, после пушкинского стихотворения «Для берегов отчизны дальней», лермонтовского «Не смейся над моей пророческой тоскою», после «Анны Карениной» Толстого и чеховской «Дамы с собачкой»? Но у любви тысячи аспектов, и в каждом из них - свой свет, своя радость, своё счастье, своя печаль и боль, и своё благоухание.

Рассказ «Гранатовый браслет» является одним из самых печальных произведений о любви. Куприн признался, что он плакал над рукописью. А если произведение заставляет автора и читателя плакать, то это говорит о глубокой жизненности того, что создано писателем и о его великом таланте. У Куприна есть много произведений о любви, об ожидании любви, о трогательных её исходах, о её поэзии, тоске и вечной юности. Он всегда и всюду благословлял любовь. Тема рассказа «Гранатовый браслет» - любовь до самоуничижения, до самоотречения. Но интересно то, что любовь поражает человека самого обыкновенного - канцелярского чиновника Желткова. Такая любовь, мне кажется, была дарована ему свыше как награда за безрадостное существование. Герой рассказа уже не молод, и его любовь к княгине Вере Шеиной придала смысл его жизни, наполнила её вдохновением и радостью. Любовь эта была смыслом и счастьем только для Желткова. Княгиня Вера считала его безумцем. Она не знала его фамилии и ни разу не видела этого человека. Он только присылал ей поздравительные открытки и писал письма, подписываясь Г. С. Ж.

Но однажды, в день именин княгини, Желтков решился на дерзость: он прислал ей в подарок браслет старинной работы с прекрасными гранатами. Опасаясь, что её имя может быть скомпрометировано, брат Веры настаивает на возвращении браслета владельцу, а муж и Вера соглашаются.

В порыве нервного возбуждения Желтков признается князю Шеину в любви к его жене. Это признание трогает до глубины души: «Я знаю, что не в силах разлюбить её никогда. Что бы вы сделали для того, чтоб оборвать это чувство? Выслать меня в другой город? Все равно и там так же я буду любить Веру Николаевну, как здесь. Заключить меня в тюрьму? Но и там я найду способ дать ей знать о моем существовании. Остается только одно - смерть…» Любовь за долгие годы стала болезнью, неизлечимой болезнью. Она поглотила всю его сущность без остатка. Желтков жил только этой любовью. Пусть княгиня Вера и не знала его, пусть он не мог открыть ей свои чувства, не мог обладать ею… Это не главное. Главное - он любил её возвышенною, платоническою, чистою любовью. Ему достаточно было просто видеть её иногда и знать, что у неё всё хорошо.

Последние слова любви к той, что была смыслом его жизни долгие годы, Желтков написал в своем предсмертном письме. Невозможно без тяжелого душевного волнения читать это письмо, в котором надрывно и изумительно звучит рефрен: «Да святится имя твоё!» Особую силу рассказу придает то, что любовь предстает в нём как неожиданный подарок судьбы, опоэтизированный и озаряющий жизнь. Любовь Желткова как луч света среди обыденности, среди трезвой реальности и устоявшегося быта. От такой любви нет лекарства, она неизлечима. Избавлением может служить только смерть. Эта любовь замкнута в одном человеке и несет разрушительную силу. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни заботы о будущем счастье людей, - пишет Желтков в письме, - для меня вся жизнь заключается в вас». Это чувство вытесняет все другие помыслы из сознания героя.

Особую силу и горечь повествованию придает и осенний пейзаж, безмолвное море, пустые дачи, травянистый запах последних цветов.

Любовь по Куприну, - это страсть, это сильное и настоящее чувство, возвышающее человека, пробуждающее лучшие качества его души; это правдивость и честность в отношениях. Свои мысли о любви писатель вложил в уста генерала Аносова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться».

Мне кажется, что сегодня практически невозможно встретить такую любовь. Любовь Желткова - романтическое поклонение женщине, рыцарское служение ей. Княгиня Вера поняла, что настоящая любовь, которая дается человеку лишь раз в жизни и о которой мечтает каждая женщина прошла мимо неё.

Проблема неразделенной любви в творчестве А.И.Куприна.

Проблемный вопрос (вопрос для исследования)

Как Куприн разрешает вечную проблему неразделённой любви?

Гипотеза исследования

Мы считаем, что "Гранатовый браслет" А.И. Куприна - это повесть о неразделенной любви, а значит трагической. Поэтому и говорит генерал Аносов в повести, что "любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!"

Цели исследования

Познакомиться с творчеством А.И.Куприна, в частности, с его повестью "Гранатовый браслет".

Проанализировать идейное и художественное содержание повести "Гранатовый браслет".

Сравнить, как разрешается проблема неразделенной любви в повести А.И.Куприна и в современном обществе.

Результаты проведённого исследования

Уже в своих ранних произведениях А.И.Куприн с большим мастерством раскрывает вечные, бытийные проблемы, критикует тёмные стороны окружающей действительности («Жизнь», «Ужас»), подневольный труд («Молох»). Пишет он и о горьких судьбах людей («С улицы»), и о русской армии («Поединок»). Но самой заветной темой стала для него любовь, часто неразделённая, безответная («Святая любовь», «Гранатовый браслет»).

Действительно, очень трудно объяснить, что же такое любовь. На протяжении многих веков ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, композиторы, поэты, писатели и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот как писал о любви ещё в ХVII веке известный драматург Ж.-Б. Мольер :

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот всё равно,

Что не жил…

Сам Куприн так говорил о любви: это чувство, «которое до сих пор ещё не нашло себе толкователя».

Прежде чем приступить к исследованию повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет", мы познакомились с самим произведением. За основу рассказа русский писатель взял реальную историю. Один телеграфный чиновник, безнадежно влюбленный в жену одного губернатора, как-то раз преподнес ей подарок – позолоченную цепочку с кулоном. Главная героиня рассказа, княгиня Шеина, тоже получает от тайного поклонника подарок – гранатовый браслет. Этим поклонником оказывается мелкий чиновник Желтков. Свои чувства к княгине он испытывает вот уже много лет. В записке, которую поклонник приложил к украшению, говорится о том, что такой зеленый гранат способен принести его обладательнице дар предвидения. Вера Николаевна рассказывает своему мужу о неожиданном подарке, а также показывает ему записку от тайного воздыхателя. Любовь Желткова к главной героине оказывается неразделенной и трагической. В итоге Желтков принимает решение покончить с жизнью, чтобы освободить свою любимую от позора. Повесть заканчивается тем, что героиня осознает, как сильно любил ее уже погибший чиновник. И это сильное светлое чувство, которое было послано Вере Николаевне, исчезает вместе с кончиной Желткова.

Проанализировав идейно-художественное содержание повести, было выявлено, что «Гранатовый браслет» - это рассказ о любви, который получает философско-трагическое звучание у А.И.Куприна. Позиция автора выражена сло­вами генерала Аносова: «Любовь должна быть трагедией. Вели­чайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». У Веры Николаевны счастливая семья, богатый дом. Муж, Ва­силий Львович Шеин, любит и уважает ее. Чувство любви у самой Веры Николаевны уже давно перешло в чувство прочной и верной дружбы. И вдруг спокойная размеренная жизнь нарушена призна­ниями Желткова: «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу угодно было послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам». Желтков ничего не просит и ни на что не надеется. Он считает, что его судь­ба, дарованная Богом, безумная безответная любовь к Вере Нико­лаевне. Чистая любовь Желткова трагична, потому что безответна. Во имя любви герой способен на все. Только после смерти Желткова Вера Николаевна поняла, что истинная святая любовь в природе встречается крайне редко и доступна немногим.

Проблема неразделенной любви у А.И.Куприна решатся трагически: главный герой предпочитает смерть,а не безответную любви. «Молчать и гибнуть» – вот духовный обет влюблённого телеграфиста. Его любовь страстная, испепеляющая, он готов унести её с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Вместо злости и зависти, герой испытывает чувство благодарности к той, которая дала ему надежду на любовь. Маленького человека победила смерть. А как же обстоят дела с этой проблемой в современном обществе? Неразделенная любовь – достаточно частое явление в нашей жизни. Множество людей по всему миру страдают от отсутствия взаимности. Вообще любовь всегда была загадкой и сейчас тоже не поддается объяснению. Поэтому однозначно ответить на поставленный нами вопрос нельзя. Все зависит конкретно от каждого человека и от конкретной ситуации. И в наше время встречаются "Желтковы".

В результате нашего исследования была создана

Вывод

В результате проектной деятельности мы выяснили, что однозначного ответа на вопрос "Что такое любовь?" нет. Мы анализировали образы героев, идейно-тематическое содержание произведения, пытались сравнить взгляды разных эпох на проблемный вопрос. Мы пришли к выводу, что в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» любовь показана как божественное провидение. Несмотря на печальный финал, княгиня чувствует себя по-настоящему счастливой, ведь она получила то, о чем давно мечтало ее сердце, а чувства Желткова всегда останутся в ее памяти. «Гранатовый браслет» - это не только художественное произведение, но еще и вечная печальная молитва о любви.

Произведениям замечательного русского писателя А. И. Куприна суждена долгая жизнь, так как темы, которые он в них поднимал, всегда были актуальны и волнительны. Читая небезызвестную повесть «Гранатовый браслет», можно заметить, что автор не просто мастер художественного слова, а настоящий певец возвышенной любви. В ней он раскрывает себя как романтика. Увы, история, которая легла в основу повести, не может похвастать счастливым концом. Это трагическая любовь, наполненная загадками и символизмом. Действие рассказа переносит нас на дачу княжеской четы Шеиных.

Вера Николаевна – светская женщина с устоявшейся репутацией. Несмотря на то, что прежняя страсть к мужу давно сменилась чувством обыденной преданности и дружбы, она всегда рядом и старается всеми силами быть достойной женой. Сам князь Василий Львович Шеин находится на грани разорения, но чувства достоинства не теряет, старается как-то решить эту проблему. Жену он всегда балует подарками. Так и сейчас, на день ее именин он подарил ей великолепные серьги с грушевидными жемчужинами. По случаю этого события, гостей у Шеиных было немного, но все они близкие родственники или друзья семьи. В разгар празднования Вере Николаевне принесли еще один подарок.

В загадочном свертке женщина с удивлением обнаружила футляр с оригинальным ювелирным украшением, недорогим, но явно ценным. Это был браслет невысокой пробы, украшенный красными гранатами, а посередине маленьким зеленым камешком. Как оказалось, браслет принадлежал еще прабабке дарителя. Как можно догадаться по акценту на камне, зеленый гранат имел особое значение в подарке. Он наделял владелицу браслета даром предвидения, в чем читатель может убедиться в конце произведения. Тайным поклонником Веры Николаевны был никто иной как человек, уделяющий ей ненавязчивое, но регулярное внимание на протяжении многих лет.

Г. С. Желтков был мелким чиновником, живущим под крышей одного из бедных домов. Увидев однажды Веру Николаевну на цирковом представлении, он полюбил ее той самой нежной и беззаветной любовью, которую, по словам генерала Аносова , многие ждут, но так и не находят. В своей безответной любви Желтков находил счастье. Он даже не требовал ничего взамен, только хотел угождать объекту своих пылких чувств и уделять хоть немного внимания. Но так как в цивилизованном мире не принято докучать замужним дамам подарками и знаками внимания, муж и брат Веры Николаевны решились на прямой разговор с Желтковым, после которого тот покончил жизнь самоубийством, предварительно оставив записку, якобы совершил это из-за растраты казенных денег.

За день до этого Вера словно предчувствовала что-то ужасное. Возможно, это сказались загадочные свойства зеленого граната, а возможно сработал просто здравый смысл. Она понимала, что человек, столько лет ухаживающий за ней и любящий ее так искренне, самоотверженно, не сможет жить без проявления своих чувств. Сам Желтков не хотел докучать ей своими чувствами, поэтому решил свести счеты с жизнью. Для Веры он оставил прощальное письмо, в котором просил после его смерти послушать сонату № 2 Бетховена. Этой музыкальной композицией он словно прощал ее и отпускал. В память о нем остался гранатовый браслет редчайшей красоты, в дешевую оправу которого заключена была его возвышенная безответная любовь.

 

 

Это интересно: