→ Психологические тесты для дошкольников поступающих в школу. Вопросы на собеседовании в первый класс: что спрашивают у детей

Психологические тесты для дошкольников поступающих в школу. Вопросы на собеседовании в первый класс: что спрашивают у детей

Ф.И.О._____________________________________________класс____________дата___________________

1. внимание.

А. Корректурная проба. Приложение 1.

S – показатель переключения и распределения внимания;

N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;

n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Оценка результатов

Б. Таблица Шульте .

№ табл.

Время

2. память – 10 слов

Попытки

игла

нож

чашка

кот

стол

полка

Гриб

булка

вода

лес

Кол -во

ошибки

№1

№2

№3

№4

№5

3. мышление

А. Обобщение - 4 лишний (карточки)

Оценка результатов

10 баллов - ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8-9 баллов - ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.
6-7 баллов - ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.
4-5 баллов - ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2-3 балла - ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0-1 балл - ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий
8-9 баллов - высокий
4-7 баллов - средний
2-3 балла - низкий
0 - 1 балл - очень низкий

Б. Понимание морали пословиц, поговорок и метафор.

  1. Куй железо, пока горячо.
  1. Не всё то золото, что блестит.

_________________________________________________________________________________

  1. Цыплят по осени считают.

_________________________________________________________________________________

  1. Волков бояться - в лес не ходить.

_________________________________________________________________________________

  1. Один в поле не воин.

_________________________________________________________________________________

  1. Любишь кататься - люби и саночки возить.

_________________________________________________________________________________

  1. Слово не воробей: вылетит-не поймаешь.

_________________________________________________________________________________

  1. Кончил дело - гуляй смело.

_________________________________________________________________________________

  1. Как аукнется, так и откликнется.

_________________________________________________________________________________

В. Понимание текста.

ЛЕВ И МЫШЬ

Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал её. Мышка стала просить, чтобы он отпустил её. Мышка стала просить, чтобы он отпустил её, и пообещала сделать ему тоже добро. Лев громко засмеялся и отпустил мышку. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышка услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла верёвку и спасла льва.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Г. Подбор противоположностей:

Большой – маленький;

Слабый – сильный;

Теплый – холодный;

Низкий – высокий;

Дорогой – дешевый

Д. Графический диктант

Предварительный просмотр:

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”.

Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

Для проведения методики необходимы следующие материалы:

  1. Лист ответов Приложение 2 >
  2. Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

Исследование лучше проводить с группой первоклассников –10-15 человек, детей желательно рассадить по одному. Если есть возможность, можно привлечь для помощи старшеклассников, предварительно их проинструктировав. Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идет об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю.

Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.

Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.

Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

Обозначения домиков:

№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,
№3 – твое настроение на уроке чтения,
№4 – твое настроение на уроке письма,
№5 – твое настроение на уроке математики
№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,
№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,
№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,
№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,
№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).

Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).

Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент по формуле:

ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)

Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

  1. 0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка
  2. 0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
  3. 0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.
  4. Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:

  1. Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.
  2. 10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.
  3. Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.

Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:

Счастье-горе – блок базового комфорта,
Справедливость – обида – блок личностного роста,
Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,
Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,
Скука – восхищение – блок познания.

При наличии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние места) у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций – например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом случае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе.

Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1).

В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Например, школа-счастье-восхищение или домашние задания – горе–скука. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций скорее всего будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания №3 можно выделить три группы детей:

  1. с положительным отношением к школе
  2. с амбивалентным отношением
  3. с негативным отношением

Следует отметить, что при крайне низких или крайне высоких показателях ВК и СО, сомнениях в чистоте исследования данная методика может быть продублирована по той же схеме, но индивидуально, со стандартными карточками из теста Люшера.

Приложение 2

Лист ответов к тесту «Домики»

Фамилия, имя класс дата

1 задание

1 2 3 4 5 6 7 8

2 задание

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ В КЛАССЕ

Опросник требует не более 5 –7 минут на один класс. Запись ответов школьников на 20 пунктов опросника в два столбика (№ 11 напротив № 1 и т.д.) .

Инструкция классу : “Представьте, что в каждом прочитанном далее утверждении речь идет о вашем классе. В случае согласия с утверждением ставьте рядом с его номером плюс (+), в случае несогласия – минус (-). Можно два- три раза поставить вопросительный знак, если отвечаете "не знаю". Помните, что здесь нет "правильных" и "неправильных" ответов. Важно ваше личное мнение. Указывать свою фамилию на листке не нужно”.

Список утверждений:

1. Ребята стараются хорошо выполнять дела, полезные всей школе.
2. Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах класса.
3. Для нас важно, чтобы каждый в классе мог высказывать свое мнение.
4. У нас получается лучше, если мы что-то делаем все вместе, а не каждый по отдельности.
5. После уроков мы не спешим расходиться и продолжаем общаться друг с другом.
6. Мы участвуем в чем-то, если рассчитываем на награду или успех.
7. Классному руководителю с нами интересно.
8. Если классный руководитель нам предлагает, что делать, он учитывает наши мнения.
9. Классный руководитель стремится, чтобы каждый в классе понимал, зачем мы делаем то или иное дело.
10. Ребята нашего класса всегда хорошо себя ведут.
11. Мы согласны на трудную работу, если она нужна школе.
12. Мы заботимся о том, чтобы наш класс был самым дружным в школе.
13. Лидером класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят.
14. Если дело интересное, то весь класс в нем активно участвует.
15. В общих делах класса нам больше всего нравится помогать друг другу.
16. Нас легче вовлечь в дело, если доказать его пользу для каждого.
17. Дело идет намного лучше, когда вместе с нами классный руководитель.
18. При затруднениях мы свободно обращаемся за помощью к классному руководителю.
19. Если дело не удается, классный руководитель делит ответственность с нами.
20. В нашем классе ребята всегда и во всем правы.

Ключ, обработка и интерпретация результатов.

Все 20 утверждений представляют собой 10 шкал, хотя при обработке результатов возможно рассматривать ответы школьников по каждому из 20 утверждений отдельно. В соответствии с порядковым номером утверждений от № 1 до № 10 (и аналогично от № 11 до № 20) это следующие шкалы:

(I) Ценность школы. При высоких значениях: ориентация на школу, активность в общешкольных делах, включенность в ритм жизни параллели, широкий круг общения в школьном коллективе.

(II) Ценность класса. При высоких значениях: ориентация на класс как на центр школьной жизни, включенность в дела класса, акцентирование групповых (внутриклассных) интересов.

(III) Ценность личности. При высоких значениях: ориентация на личность, индивидуальность, приоритет самостоятельности, свободного самовыражения, личной позиции.

(IV) Ценность творчества. При высоких значениях: ориентация на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность.

(V) Ценность диалога. При высоких значениях: ориентация на общение, дружеские отношения, эмпатия, забота об интересах окружающих.

(VI) Ценность рефлексии. При высоких значениях: ориентация на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей.

(VII) Оценка творческости (креативности) классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как творческого лидера, выдумщика и деятельного участника общих дел.

(VIII) Оценка диалогичности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как эмоционального лидера, авторитетного взрослого, способного понять и помочь.

(IX) Оценка рефлексивности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как интеллектуального лидера, аналитика ситуации в классе, принимающего ответственные решения.

(X) Откровенность. Включена в опросник для оценки достоверности результатов, так как измеряет установку школьников на критичность к социально одобряемым ответам. Кроме того, мы полагаем, что отношения сотрудничества основаны на доверии, искренности, открытости позиций, поэтому низкая откровенность ответов (низкая самокритичность) может свидетельствовать, несмотря на высокие оценки по другим шкалам, о неблагополучии во взаимоотношениях и выраженной социальной тревожности.

Для обработки результатов необходимо определить количественные значения по каждой шкале. За каждый "+" ответ засчитывается 1 балл (кроме утверждений № 10 и № 20, где 1 балл засчитывается за каждый "-" ответ ) . За каждый "?" ответ засчитывается 0,5 балла.

Баллы по каждой шкале суммируются и переводятся в проценты от 0 до 100 %. Кроме того, вычисляется средний балл как среднее арифметическое всех десяти шкал. Полученные результаты изображаются графически, в виде профиля.

ВАЖНО : подсчитываются и анализируются только групповые результаты, все ответы школьников анонимны.

Для простоты анализа низкими считаются результаты ниже 60 %, нормальными - в интервале 60 – 80 %, высокими – в интервале 80 - 100 %. Возможна разработка внутришкольных норм.

Особо интерпретируются результаты X шкалы: при значениях ниже 50 % результаты теста перепроверяются как недостоверные, при значениях в области 50 – 60 % речь идет о пониженной самокритичности, выраженной социальной тревожности, стремлении выглядеть лучше в глазах окружающих взрослых.


— вопрос, который каждый год вызывает ажиотаж на «мамских» форумах. Мамы будущих школьников хотят точно знать, что ждет их в школах, которые они наметили для ребенка. И надеются, что эта информация обеспечит малышу беспроблемное поступление.

Не смотря на волнения, которые вызывает эта тема, на стоит бояться собеседований перед первым классом. И не нужно настраивать ребенка на борьбу и сложности. Это лишь поднимет его уровень тревожности, но не поможет ему сконцентрироваться и проявить себя.

Разъяснительное письмо Министерства образования о правилах приема в первые классы запрещает сложные тестирования, вступительные экзамены для будущих первоклашек. Задача собеседования — оценить общее развитие ребенка и его функциональную готовность к школе.

Собеседование проводят не чтобы отсеять вашего ребенка по конкурсу, а чтобы посмотреть: готов он учиться в школьном режиме, или ему это пока будет трудно, и стоит еще годик побыть в детском саду.

Если ребенок поступает в школу, к которой приписан по месту жительства, вам не могут отказать в зачислении на основании результатов собеседования.

Единственная причина для отказа — отсутствие свободных мест. В этом случае преимущество будет у тех детей, чьи родители подали заявление на прием раньше.

Собеседование проводит будущий классный руководитель вашего ребенка вместе со школьным психологом. Существует определенный перечень вопросов, на которые они попросят ответить малыша. И, проанализировав его ответы, порекомендуют вам, как подготовить ребенка к началу обучения, с какими специалистами (психолог, логопед, психоневролог) проконсультироваться, и тд.

Примерный список вопросов, которые могут задать ребёнку на собеседовании в первый класс

  1. Как тебя зовут?
  2. Как зовут твоих родителей (ФИО)?
  3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной или мужчиной?
  4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
  5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год, два?
  6. Назови свой день рождения. (желательно год, месяц и день)
  7. Сейчас утро или вечер? День или ночь? (почему ты так думаешь? что может показать нам это?)
  8. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь - утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин?
  9. Где ты живешь? Назови свой адрес.
  10. Кем работают твои родители? (ответ должен быть достаточно простым, не обязательно называть должность родителей, важно, чтобы ребенок понимал, поэтому продумайте, как можно легко назвать вашу работу. Так же надо сказать, где работают мама и папа.)
  11. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш?
  12. Какое сейчас время года - зима, весна, лето, осень? Почему ты так думаешь? (Весна - снег начинает таять, дни стали длиннее, стало тепло, месяц апрель, а это весенний месяц)
  13. Когда можно кататься на санках - зимой или летом? (почему? Летом можно кататься, если есть колеса, а санки плохо катятся по земле.)
  14. Почему снег бывает зимой, а не летом?
  15. Что делает почтальон, врач, учитель?
  16. Звонок, парта, доска, мел для чего служат в школе? (звонок сообщает детям, что пора идти на урок. За партой дети сидят, пишут, читают. На полу делать это не очень удобно. На доске можно писать мелом. Доска удобная, так как можно стереть и написать еще, а если бы была бумажная доска, то каждый раз надо было бы менять.)
  17. Ты хочешь пойти в школу?
  18. Чему ты там научишься? (Обязательно поговорите на эту тему. Дети говорят о чтении и письме. Если есть возможность, покажите учебники по разным предметам, расскажите, что есть еще и пение, рисование, физкультура...)
  19. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего человеку глаза, уши, рот?
  20. Каких домашних животных ты знаешь? Диких? (Поговорите о том, какое домашнее животное что нам дает, почему люди одомашнили то или иное животное.)
  21. Каких ты знаешь птиц? Так же домашних и диких. (Домашних птиц легко запомнить в таком порядке: куры, гуси, утки, индюки. Попугай не является домашней птице. Домашние это те, что несут нам яйца.)
  22. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела?
  23. У кого больше лап: у собаки или у петуха?
  24. Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
  25. Что нужно сделать, если случайно сломал чужую вещь?
  26. Чем отличаются (похожи) молоток и топор, гвоздь и шуруп, молодой человек и старый. (Обязательно рассмотрите инструменты, ребенку проще понять отличия, если он может потрогать, рассмотреть. Со старым и молодым человеком сложнее. Присмотритесь к бабушке на лавочке, попробуйте вместе с ребенком сформулировать)
  27. Дать определение слову тигр. (Не менее трех пунктов: тигр - это хищное животное, живет в Африке и Азии, у него есть полосы, он похож на большую кошку.)
  28. Зачем люди делают что-то: умываются, занимаются спортом, соблюдают правила дорожного движения.
  29. Почему плохо врать, воровать, драться, ломать и портить вещи. (28, 29 и 30 вопросы достаточно сложны для дошкольников, и в то же время очень интересны. Если вы поговорите с ребенком на эти темы, и для него будет польза, и вы можете узнать много интересного о своем ребенке.)
  30. Что значат слова: велосипед, нож, кепка, письмо, одеяло, гвоздь, винт…
  31. Какие достопримечательности есть в твоем городе?
  32. Чем отличается город от деревни?
  33. Как называется наша планета? Какие ты еще знаешь планеты?
  34. Луна - это планета?
  • «Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?»
  • Игра-занятие "Старт на неизведанную планету" в подготовительной группе

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Современные школы при поступлении ребёнка в первый класс проводят тестирование .

Тестирование в общеобразовательной средней школе проводится с целью выявления уровня развития умственных способностей будущего первоклассника. Также с ребёнком проводит беседу школьный психолог, который определяет психологическую готовность малыша к школе.


Для получения объективной картины лучше, если рядом с ребёнком будет присутствовать один из родителей. Это важно потому что родной человек, находящийся рядом, поможет ребёнка справится с эмоциональными переживаниями в новой незнакомой обстановке с чужими незнакомыми людьми. Школа не имеет права отказать родителям присутствовать на тестировании.

Итак, какие вопросы задания могут быть на школьном тестировании будущего первоклассника?

Задания, определяющие уровень знаний об окружающим мире.

1. Назови своё имя, фамилию, отчество.
2. Сколько тебе лет?
3. Какого числа у тебя день рождение?
4. Как зовут твою маму (твоего папу, дедушку, бабушку)? (не тетя Маша, а Мария Ивановна Иванова).
5. В каком городе ты живёшь?
6. Какой у тебя домашний адрес?
7. Есть ли у тебя дома домашние животные?
8. Каких животных ты знаешь?
9. Какие из них называются домашними?
10. Каких ты знаешь птиц, насекомых, рыб и т.д.?
11. Назови, какие ты знаешь растения.
12. Какие ты знаешь времена года?
13. Угадай время года по описанию.

Тает снег. С каждым днём становится теплее.
На деревьях появляются почки, а затем молодые зелёные листочки, прилетают птицы.
Просыпаются медведи и ежи.

На улице очень холодно. Идёт снег.
На деревьях нет листьев.
Все насекомые исчезли.
Люди одели тёплые вещи. Дети катаются на санках.

На улице очень жарко.
На деревьях зелёные листья.
Ярко светит солнце. Растёт много цветов.
Созревает много фруктов и овощей.

Листья на деревьях становятся жёлтыми и постепенно осыпаются.
С каждым днём становится всё холоднее.
Очень часто идут затяжные дожди. Птицы улетают в тёплые края.

14. Назови зимние месяца, весенние, осенние, летние.
15. Сколько дней в недели?
16. Какие ты знаешь цвета?
17. Назови виды транспорта.
18. Что относится к мебели?
19. Закончи предложения:

Кукла, мяч, заводная машинка, кубики- это…
-ручка, тетрадка, карандаш, ластик – это …
- капуста, картошка, морковка, репа – это…
-абрикос, вишня, банан, ананас, персик, груша – это…
-липа, акация, тополь, клён – это …
-телевизор, пылесос, утюг, настольная лампа –это …

20. Расскажи о своей семье (любимой игрушке, любом коте или собаке).

Задания, определяющие уровень знаний по предметам.

1.Начерти пять разных фигур.
2.Закрась 4 кружочка. Закрась треугольников на 1 меньше чем кружочков. Закрась квадратов столько же сколько и треугольников.

3. В вазе 3 тюльпана и 2 розы. Сколько цветков в вазе?
Подчеркни нужную цифру.1 2 3 4 5 6 7
4. У Пети было 5 конфет. Он съел 1 конфету. Сколько конфет осталось у Пети?

5. Из-за кустика торчат 6 ушек. Сколько зайчиков за кустиком?
Подчеркни нужную цифру. 1 2 3 4 5 6 7
6. Закрась столько кружочков сколько звуков в слове:

7. Вычеркни лишнее слово:
СОН СОН СОМ
8. Зачеркни те фигуры, которые ты запомнил. (Предварительно на большом листе ребёнок в течение минуты разглядывает и запоминает 7 фигур. На индивидуальном листочке ему предлагается 12 фигур, из которых четыре лишние.)

9. Транспорт подчеркни зелёным карандашом, а инструменты – красным.

10. Графический диктант. (Выполняется на разлинованном в клеточку пространстве.)

Задание выполняется от точки. 2 клеточки вправо, 1 клеточка вниз,
3 клеточки вправо, 1 клеточка вверх,
1 клеточка влево, 1 клеточка вверх,
3 клеточки вправо,1 клеточка вниз,
1 клеточка влево, 1 клеточка вниз,
3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх,2 вправо.

Задания теста читает педагог повторяя их 2 раза.

Все задания предпочтительнее отпечатать на отдельном листе для ребёнка.

Педагог помогает ориентироваться, если ребёнок не может найти задание.

11. Скопируй точки в нижнее поле.

12. Нарисуй слева от круга красный треугольник, а справа от круга синий квадрат.

Когда дошкольник выходит на финишную прямую перед поступлением в первый класс, у родителей существенно прибавляется забот. Задолго до долгожданного события мамы и папы начинают готовить малыша к взрослой, школьной жизни, стараются приучать его к соблюдению режима, самостоятельности и, конечно же, стремятся подготовить ребенка к поступлению в первый класс. Каковы же требования и вступительные тесты при поступлении в школу выдвигаются для детей 6-7 лет, рассмотрим в материалах этой статьи.

1. Основные требования к зачислению в первый класс.

2. Тестирование по состоянию здоровья.

3. Тестирование интеллектуальных способностей.

4. Тесты для будущих первоклассников.

Основные требования к зачислению в первый класс.

Зачисление первоклассников в начальную школу проводится без конкурса. По достижении 7-ми летнего возраста, при отсутствии нервных расстройств и серьезных заболеваний, мешающих процессу обучения в детском коллективе, ребенок автоматически зачисляется в первый класс ближайшей районной или выбранной по собственному желанию родителей школы.

Тем не менее, родители должны быть готовы к тому, что перед зачислением в начальную школу с ребенком будут общаться педагоги и психологи.

Каждому будущему первокласснику будут предложены посильные тесты, заданы вопросы, по результатам которых можно будет судить, созрел ли малыш для вступления в школьные своды или ему еще стоит побыть в дошкольном учреждении.

Если школьная комиссия предлагает вашему ребенку на год остаться в детском саду, не стоит переживать по этому поводу. Это не означает, что ваш ребенок отстает в развитии от своих сверстников, просто, возможно, он еще морально и психически не готов к новому этапу своей жизни. За год он окрепнет, наберется сил, и учеба будет даваться ему легко, чем если бы он приступил к обучению в школе в текущем году.

Тестирование по состоянию здоровья.

Тестирование детей по состоянию здоровья - ни что иное как медкомиссия. По ее результатам будет оценено физическое и соматическое здоровье ребенка, и выявлено к какой группе здоровья относится малыш. К тому же, медицинское заключение является необходимым документом для поступления в начальную школу.

Медкомиссию проходят в районных поликлиниках или непосредственно в детских садах. Для выпускных групп приглашаются профильные специалисты, которые осматривают детей, оценивают состояние их здоровья и выписывают соответствующие заключения. Вариант с прохождением медкомиссии в детском саду существенно бережет время и нервы и родителей, и детей.

Осмотр профильных специалистов может проводиться и непосредственно перед сентябрем, и за полгода до начала учебного года. Во втором случае ребенку не придется сразу сдавать анализы, это нужно будет сделать не раньше, чем за месяц до начала занятий.

Перед поступлением в школу ребенку необходимо получить заключение следующих специалистов: хирург-ортопед (он определит состояние позвоночника, выявит возможные нарушения осанки и даст рекомендации); окулист (определит остроту зрения ребенка, выявит возможные нарушения и даст рекомендации); отоларинголог (оценит состояние слуха и носоглотки ребенка); стоматолог (оценивает правильность прикуса, наличие кариеса, дает рекомендации по поводу лечения); кардиолог (оценивает физическое и эмоциональное развитие, способность выдерживать нагрузки); логопед (определяет умение выговаривать все звуки, формирование речевого аппарата); невропатолог (оценивает нервно-психическое состояние ребенка); гинеколог (для девочек).

Направления на сдачу лабораторных анализов (соскоб на энтеробиоз, общие анализы крови и мочи) отдают родителям детей, и они сдают анализы самостоятельно в поликлинике. Результаты вклеиваются или вписываются в медицинскую карту.

Тестирование интеллектуальных способностей.

Здесь сразу надо сказать, что школьные тесты для первоклассников на интеллектуальные способности ни в коем образе не являются показателем отставания в развитии малыша. Оценочная шкала носит рекомендательный характер, и решение о том, готов ли ребенок к школьному обучению или нет, принимается на основании общего мнения о ребенке.

Возможно, что во время собеседования с учителями, малыш испугается, разволнуется или начнет стесняться, поэтому во время тестирования с ним должны находиться родные близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Они смогут приободрить ребенка, поддержать его и даже натолкнуть на мысль, если ребенок растеряется.

Тестирование будущих первоклассников необходимо для того, чтобы познакомились дети и учителя, чтобы педагоги ориентировались на уже полученные знания детей и могли скорректировать учебную программу.

Родители должны понимать, что подобного рода тестирования и собеседования никак не нарушают действующее законодательство и не ущемляют права ребенка.

Тестирование интеллектуальных способностей должно быть направлено на определение уровня психического и морального развития ребенка, его логики, способности выражать свои мысли, составлять рассказы по предложенным картинкам.

Учитель оценивает, насколько внимателен ребенок, умеет ли он выделить в рассказе главные и второстепенные вещи, может ли составить или решить простую задачу, как держит ручку, знает ли буквы, умеет ли соединять слоги, читать.

Тесты для будущих первоклассников.

Для собеседования будет выбран класс, по времени общение учителя с ребенком займет около 15-20 минут. Ребенку будет предложено несколько заданий различной тематики (на логику, мышление, математику и грамматику, и другие тесты), будет задано несколько вопросов.

В этом разделе мы приведем несколько тематических тестов для подготовки ребенка к началу обучения к школе. Повторимся, что все тесты носят рекомендательный характер и не являются показателем к зачислению или не зачислению малыша в школу.

Тест №1 - Общие сведения

Ребенок должен уметь связно рассказать о себе, используя вопросы учителя.

1. Назвать свое имя и фамилию

2. Назвать свою полную дату рождения

3. Назвать полный домашний адрес (улицу, город, область, страну)

4. Назвать полные имена родителей, их возраст, сферу деятельности

5. Назвать братьев и сестер, если такие есть, их возраст, и род деятельности (школьники, дошкольники и т.д.)

Оценивание результатов осуществляется субъективным путем: хорошим результатов считается, если ребенок дал полные развернутые ответы на поставленные вопросы, плохим - если нет ответов ни на один вопрос. Однако и тут следует учитывать степень зажатости и смущенности ребенка во время собеседования.

Тест №2 - Общие знания

Вопросы этого теста позволяют учителю оценить общий уровень знаний ребенка. За каждый правильный ответ ребенку засчитывается 2 бала, за неполный ответ - 1 бал. За неправильный ответ балы не засчитываются.

1. Назвать дни недели, месяцы, времена года, или выборочно месяцы конкретного времени года, части суток.

2. Назвать по 5 имен мальчиков и девочек (отдельно).

3. Назвать известные ребенку музыкальные инструменты.

4. Назвать по 5 диких и домашних животных (отдельно).

5. Назвать по 5 диких и домашних птиц (отдельно).

6. Назвать по 5 названий деревьев, кустарников, грибов.

7. Назвать по 5 комнатных и уличных цветов.

Оценивание результатов: 10-14 баллов - отличный результат. 6-9 баллов - хороший результат, 2-5 баллов - удовлетворительный результат, менее 2 балов - неудовлетворительный результат. Учитель даст родителям детей соответствующие рекомендации, объяснит, над чем им следует поработать.

Тест №3 - Математические знания и ориентация в пространстве

Вопросы этого теста позволяют учителю оценить уровень математических знаний ребенка и то, как он умеет ориентироваться в пространстве. За каждый правильный ответ ребенку засчитывается 2 бала, за неполный ответ - 1 бал. За неправильный ответ балы не засчитываются.

2. Назвать по порядку четные цифры от нуля до десяти и назад.

3. Назвать по порядку нечетные цифры от единицы до девяти и назад.

4. Уметь определять числа-соседи.

5. Уметь определять состав числа.

6. Уметь определять геометрические фигуры, сравнивать предметы по форме, цвету, величине, количеству и прочее.

7. Уметь выполнять простые арифметические действия с числами.

8. Понимать и уметь показать направления сторон (право, лево, верх, низ).

9. Понимать и уметь ориентироваться во времени (утро, день, вечер, ночь).

10. Понимать и уметь ориентироваться во временах года (зима, весна, лето, осень).

Тест №4 - Грамота и развитие речи

Вопросы этого теста позволяют учителю оценить уровень развития речи ребенка и его грамматические знания. За каждый правильный ответ ребенку засчитывается 2 бала, за неполный ответ - 1 бал. За неправильный ответ балы не засчитываются.

1. Уметь отличать гласные звуки от согласных.

2. Уметь отличать твердые от мягких звуков.

3. Уметь определять количество звуков в слове.

4. Уметь составлять простые предложения с заданным словом.

5. Рассказать стихотворение.

6. Уметь пересказать простой текст, рассказ, сказку.

7. Уметь подбирать синонимы к заданному слову.

8. Уметь подбирать антонимы к заданному слову.

9. Понимать, и уметь отличать понятия «высокий-выше-самый высокий и другие варианты.

10. Уметь группировать предметы по общим признакам.

Оценивание результатов: 15-20 баллов - отличный результат. 10-15 баллов - хороший результат, 5-10 баллов - удовлетворительный результат, менее 5 балов - неудовлетворительный результат. По результатам тестирования учитель даст родителям детей соответствующие рекомендации, объяснит, над чем им следует поработать.

Тест №5 - Логика и внимание

Вопросы этого теста позволяют учителю оценить уровень развития внимания и логики у ребенка. За каждый правильный ответ ребенку засчитывается 2 бала, за неполный ответ - 1 бал. За неправильный ответ балы не засчитываются.

1. Уметь выбрать лишний предмет из общего количества предложенных и объяснить свой выбор.

2. Найти отличия на предложенных картинках.

3. Выполнить определенную последовательность из 3-5 действий, которую предложит учитель (например, взять карандаш из пенала, нарисовать окружность, отнести лист на стол, карандаш положить в пенал).

4. Уметь объяснять простые явления (например, почему снег тает в комнате).

Вопросы на логику и внимание можно найти самостоятельно и основательно подготовиться с ребенком к предстоящему тестированию.

По результатам всех тестов учитель определит уровень подготовки ребенка к началу обучения и при необходимости даст родителям полезные рекомендации. Скорость чтения во многих школах не проверяется, достаточно того, чтобы ребенок знал буквы и умел сливать слоги.

Для поступления в первый класс ребенок должен уметь связно высказывать свои мысли, ориентироваться в пространстве и времени, обладать элементарными знаниями по математике (сложить числа, назвать геометрические фигуры), работать с письменными принадлежностями.

Приведем некоторые рекомендации для родителей будущих первоклассников, составленные на основании опыта учителей начальных классов. Благодаря этим рекомендациям родители смогут самостоятельно подготовить своего ребенка к тестированию.

Ребенок, идущий в первый класс, должен уметь составить простой рассказ о себе и своей семье, знать, чем занимаются родители по долгу службы, ориентироваться во времени и пространстве. Плюсом к знаниям ребенка будет умение отличать разные профессии, знать, кто и чем может заниматься. Малыш должен понимать отличие между дикими и домашними зверями и птицами, знать основные виды деревьев, кустарников, цветов, понимать, какие из них относят к комнатным, а какие к уличным.

Для подготовки ребенка к тестированию можно пользоваться тетрадями с печатной основой для дошкольников. В них составлены понятные упражнения на развитие внимания, логического мышления, развития памяти.

Для развития математических знаний ребенка учите его считать палочки, кубики, ступеньки, выполняйте арифметические упражнения, не забывайте, что заниматься с дошкольниками нужно в игровой форме. Для развития письменных способностей давайте ребенку рисовать, писать, раскрашивать картинки, лепить из пластилина и заниматься аппликацией. Чем лучше будет развита у него мелкая моторика, тем лучше будут его успехи в письме.

Настройте ребенка на то, что в тестировании нет ничего страшного и сами ведите себя спокойно. Ваша взволнованности передастся ребенку, и он тоже начнет переживать.

Базовые знания родителей будущего первоклассника

В общеобразовательные учреждения принимаются дети седьмого года жизни, достигшие к 1 сентября возраста 6,5 лет. Согласно постановлениям Министерства образования и науки, всех детей, достигших этого возраста, принимают в первый класс государственного общеобразовательного учреждения независимо от уровня их подготовки. Однако во многих школах принято проводить собеседование.

Собеседования бояться не стоит. Результаты собеседования имеют только рекомендательный характер. Основная задача собеседования - знакомство учителя с будущими учениками и возможная корректировка программы обучения в зависимости от уровня их общего развития. Во многих школах в одной параллели классы занимаются по разным программам, есть классы более «сильные», например «прогимназические». Собеседование поможет выявить, в каком классе, т.е. по какой методике, рекомендуется учиться вашему ребенку.

Собеседование длится 20-30 минут и проходит обязательно в присутствии кого-то из родителей.

Важно, психологически подготовить ребенка к собеседованию, чтобы он не боялся говорить при незнакомых людях, не стеснялся переспросить задание, если что-то не понял.

Прежде чем идти в школу на собеседование, прорепетируйте собеседование дома по нашим вопросам и заданиям.

Первую репетицию можете провести вы сами, а следующую пусть проведет кто-то из ваших знакомых. Помните только, что «репетиция» не должна превышать 30 минут! Такие пробные собеседования помогут избавить ребенка от возможного страха и волнений перед настоящим собеседованием, чтобы страх не помешал будущему первокласснику показать свои знания.

Примерные вопросы и задания для подготовки ребенка к собеседованию в школе

  1. Как тебя зовут?
  2. Когда твой день рождения?
  3. Как называется страна, в которой ты живешь?
  4. В каком городе ты живешь?
  5. Назови свой адрес.
  6. Ты хочешь учиться в школе? Почему?
  7. Прочитай свое любимое стихотворение.
  8. Каких писателей и поэтов ты знаешь?
  9. У тебя есть любимая книга?
  10. Чем тебе нравиться заниматься больше всего?
  11. Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?
  12. Закончи предложение: «Если выйдешь на улицу зимой без теплой куртки, то.....», «Пошел снег, поэтому.....»
  13. Назови зимние, весенние, летние, осенние месяцы.
  14. Назови дни недели. Какие дни выходные?
  15. Когда ты завтракаешь? Вечером или утром? Что бывает раньше - обед или ужин?
  16. Как зовут твоих родителей? Кем они работают?
  17. Какие профессии ты знаешь?
  18. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон, .....)?
  19. Как называется профессия человека, который готовит еду?
  20. Каких домашних животных ты знаешь?
  21. Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, свиньи, лошади...)?
  22. Какие звери живут в лесу?
  23. Каких ты знаешь зверей и птиц, живущих в жарких странах?
  24. Назови насекомых, которые летают. А какие насекомые ползают?
  25. Чем отличается береза от ели?
  26. Какие овощи ты знаешь? Фрукты? Ягоды?
  27. Составь рассказ по картинке (детские забавы)
  28. Знаешь ли ты буквы? Назови их.
  29. Прочитай слова: ДОМ, КОНЬ, КОТ, ПОСУДА. Объясни, что означают эти слова.
  30. Если ваза сделана из стекла, то какая она? Если дом сделан из кирпича, то какой он?
  31. Скажи правильно: один ключ - много...., один этаж - много......, одно пальто - много.....
  32. Подбери рифму к слову шишка.
  33. Раздели предложение на слова. «Маша любит домашних животных». Сколько слов в этом предложении? Какое слово первое? Какое третье?
  34. Раздели слово на слоги: МОЛОКО.
  35. Посчитай от 1 до 10 и обратно.
  36. Пересчитай пальцы на руках. На какой руке больше?
  37. Положи на стол столько палочек, сколько кружков на рисунке.
  38. Назови цифры на карточках.
  39. Продолжи счет 1,2,3.....
  40. Посчитай от 2 до 8, от 9 до 4.
  41. Что больше 7 или 4, 2 или 5.
  42. Назови соседей числа 7, числа 8.
  43. Назови фигуры: прямоугольник, круг, треугольник, квадрат.
  44. Сгруппируй фигуры по признаку и назови этот признак: форма, цвет, размер.
  45. Какая полоска самая широкая (узкая), самая длинная (короткая).
  46. Сколько тебе лет было два года назад? А сколько будет через год?
  47. На блюде лежит три груши, сколько будет груш, если положить еще две?
  48. Раздели торт на две равные части, а другой на 4 части.
  49. Графический диктант (взять листочек в клеточку): четыре клетки вверх, одна клетка вправо, три клетки вниз, одна клетка вправо, три клетки вверх, одна вправо, три вниз, одна вправо, три вверх, одна вправо, четыре вниз, пять влево.
  50. Покажи правую руку. Кто сидит слева от тебя?, Что из тех предметов лежит посередине? Что висит наверху? Что лежит внизу?
  51. Подбери заплатки к коврикам (по цвету и форме).
  52. Картинку разрезали на части, пронумеруй части картинки в нужной последовательности (любая картинка - путаница).
  53. Нарисуй в любой последовательности все, что запомнил (показать геометр. фигуры: круг, прямоугольник, ромб, квадрат, треугольник).
  54. Найди отличия. Следует обращать внимание на то, что различаться могут не только мелкие детали, но и цвета. Как правило, такие картинки содержат 10 отличий. Если ребенок нашел 9-10, это хорошо; 6-8 - его внимание нужно развивать; меньше 6 - с ребенком нужно ежедневно заниматься.
  55. Назови одним словом: платье, кофту, брюки.
  56. Назови лишнее слово: - пила, бумага, топор, молоток; - красивый, большой, огромный, гигантский.
  57. Скажи, чем похожи и чем отличаются эти предметы: молоко и вода; шкаф и холодильник; чашка и тарелка; снеговик и сугроб.
  58. Какое слово длиннее, а какое короче: змея и червячок; карандаш и ручка; лес и поляна.
  59. Так бывает или нет? Собака вышла в будку. Девочка играет не в куклы. Мальчик поливает цветы. Чай не соленый. Трава растет не у дома.
  60. Закончи предложение. Днем светло, а ночью..... Корова мычит, а курица.... Самолет летит, а корабль..... Кисточкой красят, а ножницами.... У рыбы чешуя, а у птицы...
  61. Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене?
  62. Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге?
  63. У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье?
  64. Что тяжелее - килограмм ваты или килограмм картошки?
  65. Скопируй на листочке: Он ел суп.

 

 

Это интересно: