→ История развития научно-познавательной литературы для младших школьников. «Научно художественная литература для детей Список научно художественной детской литературы

История развития научно-познавательной литературы для младших школьников. «Научно художественная литература для детей Список научно художественной детской литературы

Понятие «научно-художественная литература»

Замечание 1

Под термином «научно-художественная литература» понимают определенный вид литературы, в произведениях которого рассказывается о науке, научных открытиях, исследованиях, ученых и их достижениях.

Произведения научно-художественной литературы понятны широкой аудитории. Научно-художественная литература возникла на стыке:

  • художественной литературы
  • документально-публицистической литературы
  • научно-популярной литературы

Несмотря на то что этот вид имеет непосредственную схожесть с этими тремя видами литература, он все-таки развивается в своём собственном направлении. Современные литераторы до сих пор не пришли к единому мнению относительно его сущности.

Научно-художественная литература отличается от научно-популярной тем, что она сосредоточена на человеческой стороне науки, духовном состоянии исследователей, психологизме творчества, философии и итогах научной деятельности, в то время как научно-популярная литература сосредоточена на познании, воспитании и обучении.

Замечание 2

Главное различие этих двух видов литературы заключается в том, что научно-художественная помимо интеллектуальной функции несет в себе еще и эстетическую нагрузку.

Специфика этого направления в литературе состоит в том, чтобы совместить в себе интерес для широкой аудитории и научность, повествование и документальность.

История возникновения научно-художественной литературы

Первые произведения в рамках научно-художественной литературы стали появляться в 20 веке. Ее предшественниками приято считать дидактическую литературу – вид литературы, который содержит себе поучение в художественной форме, в ее основе лежат философские, религиозные, моральные идеалы. В качестве примеров дидактически литературы можно привести такие произведения как «Труды и дни» Гесиода, «О природе вещей» Лукреция Кара, «Метаморфоз растений» Гёте и биографии ученых, которые вели свою научную деятельность в 19 веке.

Научно-художественная литература в России начинает формироваться в 20-30 гг. 20 века. О важности этого жанра начинает говорить уже М. Горький. В тот период популярными авторами этого жанра были Б. С. Житков, В. В. Бианки, К. Г. Паустовский, М. М. Пришвин, М. С. Шагинян. Подъем этого жанра приходится на 50-60 гг., известные авторы научно-художественных произведений этого периода Д. С. Данин, О. Н. Писаржевский, В. Н. Орлов, Б. Н. Аганов, Ю. Г. Вебер.

Особую роль научно-художественная литература играла для детей. В период с 50-80 годов публикуется достаточно большое количество научно-художественных произведений для детей. По объему книги были достаточно разными: были как книжки-картинки, объем которым не превышал 18 станиц, так и достаточно объемные произведения объемом в 500 страниц, например, В. Бианки «Лесная газета». По формату книги тоже отличались: большеформатные, нестандартные, книжки-игрушки.

Книги были абсолютно разные, их градация шла от простых к сложным, от общего содержания к частному, от условного знания о мире к безусловному.

Для научно-художественной литературы характерно наличие художественного образа героя. Речь в такой книге обычно идет о конкретных событиях и о конкретных персонажах. Целью научно-художественных произведений является развитие у ребенка тяги к познавательному процессу, навыков научного мышления.

Известными произведениями этого вида литературы являются:

  • «Охотники за микробами» П. де Крайфа,
  • «Ярче тысячи солнц» Р. Юнга,
  • «Майкл Фарадей» Н. Шаховская, М. Шик,
  • «Приключения Атома» К. Циолковский,
  • «Дневник чайного мастера» Эмми Итяранта

«Охотники за микробами» П. де Крайф.

Впервые книга была издана в 1926 году, а в 1927 уже была переведена на русский язык. Книга имела большой успех. Эта книга посвящена микробиологам, их вкладу в науку. В произведении ведётся речь о великих открытиях микробиологов, о их неистовой борьбе с инфекционными заболеваниями; благодаря работе микробиологов удалость спасти жизни многим миллионам людей. Книга рассказывает о смелых и благородных ученых, которые, не жалея своих сил ведут борьбу с болезнетворными микроорганизмами. Книга рассказывает об ученых разных исторических периодов и из разных стран.

«Приключения Атома» К. Циолковский.

Константин Циолковский знаменитый русский ученый-самоучка и изобретать. В своей книге «Приключения Атома» он рассказывает об истории частицы, ее переходе из одного организма в другой, ее впечатлениях о нахождении в растениях, животных, людях. В тексте произведения Циолковский излагает свое мнение по поводу устройства Вселенной, а также устройства человеческого общества.

«Дневник чайного мастера» Эмми Итяранта.

Эмми Итяранта – популярная финская писательница, ее роман стал победителем конкурса научно-популярной и фантастической литературы. Произведение является романом- антиутопией, в нем идет повествование о некотором мире, который вполне может стать реальным. Представьте во что превратится жизнь людей если с нашей планеты исчезнут реки, а земля превратится в пустыню. Именно о таких событиях рассказывает книга: в этом мире правят военные, которые сделали из обычно пресной воды механизм управления людьми.

«Ярче тысячи солнц» Р. Юнг.

Роберт Юнг – австрийский писатель-журналист, написал книгу о создании в США атомной бомбы. Произведение было впервые опубликовано 1956 году на немецком, затем было переведено на другие языки. Книга является документальной и описывает представления об атомном оружие, рассказывает о неудавшихся испытаниях атомного оружия Германией, и об изобретении атомного оружия в США.

«Майкл Фарадей» Н. Шаховская, М. Шик.

Произведение представляет собой биографию известного английского ученого Майкла Фарадея. Его жизнь была достаточно непростой. Он родился в бедной семье, но благодаря своему упорству сумел достичь невероятных высот в науке. Он внес неоценимый вклад в развитие естествознания. Прогресс общества был бы невозможен без открытий этого великого ученого.

Интерес детей к науке, безусловно, следует поддерживать всеми средствами, это общеизвестно. Еще во времена Советского Союза одним из важнейших факторов школьников служила научно-популярная литература. Книги, которые доступным и интересным языком повествуют о, скажем, ядерной физике, привели в инженерные вузы нашей страны множество молодых людей. Сегодня принимаются меры для возрождения интереса школьников к литературе данного жанра. Несмотря на временный спад интереса к такого перспективы развития жанра в нашей стране, безусловно, существуют.

Почему современные дети стали меньше интересоваться научно-популярной литературой?

По сравнению с предыдущими поколениями школьники сегодня не проявляют особого интереса к книгам, научная популярная литература здесь не исключение. Такое снижение интереса связано с тем, что на сегодняшний день существует огромное количество альтернативных источников информации, которые более затягивают детей, чем книга. Гораздо проще и быстрее узнать о том, что нас интересует, из телевизионной программы или интернета, чем отправляться в библиотеку в поисках подходящей книжки.

Еще один фактор, на который нельзя не обратить внимания - это, собственно, отсутствие авторов, способных действительно заинтересовать ребенка, ведь научно-популярная - достаточно нелегкий жанр. Писать для детей - это всегда непросто, ведь нужно не только донести информацию до юного читателя, но и удержать его внимание, увлечь в мир книги. На сегодняшний момент существует лишь ограниченное количество достойных внимания авторов. Если 70-е годы прошлого века можно смело назвать расцветом, временем обилия талантливых авторов, то 80-е уже характеризуются значительным спадом, в 90-е уже едва ли можно было найти издательство научно-популярной литературы. Некачественные работы, которые периодически издавались, не вызывали бурного интереса ни среди детей, ни среди их родителей, что неизбежно вело к тому, что жанр научно-популярной детской литературы постепенно придавался забвению.

Роль в общем образовании

Многие считают, что литература данного жанра может служить лишь для расширения общего содержания предметов, преподаваемых в школах, однако это не так. Помимо расширения кругозора ребенка, что само по себе крайне важная задача, существует и еще одна, не менее важная цель - мотивация. Научно-популярная литература для детей помогает пробудить неподдельный интерес к миру, который нас окружает, по-другому взглянуть на, казалось бы, скучные школьные предметы. Крайне важна не только собственно научная, но и биографическая составляющая. Школьникам полезно узнавать о том, как из простого ребенка вырастает ученый-первооткрыватель. Очень важно иметь пример того, как человек добивается успеха с помощью популярная литература полна таких примеров. Таким образом, мы мотивируем ребенка учиться, стремиться к познанию мира ради достижения высоких целей.

Как развить у ребенка желание читать?

Безусловно, в условиях современности крайне сложно заинтересовать ребенка книгой, тем более научной. Многим родителям представляется невозможным когда-нибудь увидеть собственное дитя за чтением, а не за компьютером. Конечно же, далеко не каждого ребенка можно увлечь литературой, однако способного школьника - вполне реально, в случае если будут приложены совместные усилия родителей и учителя. Задача педагога, по сути, состоит в том, чтобы вовремя заметить зарождающийся интерес ребенка к той или иной дисциплине и рассказать ему, какая существует научная популярная литература на эту тему. Родители, в свою очередь, должны всячески поощрять заинтересованность школьника. Не забывайте интересоваться его успехами, чаще общайтесь на темы, которыми он увлекается. Не стоит заставлять читать такую литературу насильно. Нужно попытаться убедить ребенка в том, что это интересно и необходимо, тогда у него возникнет желание взять в руки книгу.

Перспективы развития данного жанра в России

К счастью, в последнее время прослеживается уверенный рост внимания издательств к данному жанру. Научно-популярная литература медленно, но верно возрождается. Например, современное издательство «Просвещение» с 2007 года выпускает серию детских познавательных книг под названием «Твой кругозор», из которых можно узнать много нового, к примеру, прочитать о выдающихся женщинах Древней Руси, о том, как человек познал электричество, и о многом другом. Нельзя не отметить и еще одну серию книг, которая называется «На грани мира». Она подойдет тем, кто увлекается историей. Серия повествует о развитии отношений России и Германии, России и Японии, Франции, а также других стран, с которыми воевало наше государство. Существуют и другие серии, например научная популярная литература про природу пользуется сегодня спросом.

Подборка литературы для детей

Детский книжный клуб «Читариум» предлагает детям и их родителям собственную подборку произведений, заслуживающих внимания. Ориентированы книги, перечисленные ниже, на деток от шести до девяти лет. Если вы решили заинтересовать своего ребенка чтением и при этом хотите, чтобы было максимально полезным для развития его кругозора, вам подойдет научно-популярная литература.

Итак, представляем вашему вниманию пятерку наиболее интересных с точки зрения «Читариума» книг на различные тематики, выбирайте то, что по вкусу именно вашему ребенку. Каждый юный читатель индивидуален, поэтому необходимо учитывать вкусы каждого, чтобы действительно заинтересовать школьника, а не заставлять его читать то, что ему вовсе не интересно. Дети с удовольствием будут исследовать и изучать то, что им нравится, что они сами выбрали. Очень важно предоставлять им возможность выбирать, не нужно решать за ребенка, чем ему интересоваться. Не пытайтесь восполнить собственные пробелы в знаниях за счет своих детей.

«Крутая механика для любознательных» (автор - Ник Арнольд)

В книжке интересным, а главное доступным, языком описываются основные принципы работы и машин. Здесь не только объясняется, как работает тот или иной механизм, но также приведены примеры их использования в жизни. Следуя изложенным в издании инструкциям, ребенок может самостоятельно конструировать модели из деталей.

«Почему вода мокрая?» (Джемма Харрис)

Здесь можно найти ответ практически на любой детский вопрос. Ученые различных областей знаний отвечают на наиболее часто задаваемые школьниками вопросы. Книгу можно читать с начала, с конца или с середины или же просто искать интересующее с помощью предметного указателя.

«Тайны анатомии» (Кэрол Доннер)

Книга описывает невероятные приключения близняшек Макса и Молли, которые, сделавшись крошечными, оказались внутри организма великана. Читая книгу, ребенок вместе с ее героями исследует человеческий организм. Автору крайне удачно удалось превратить скучный рассказ о строении нашего тела в занимательное приключение.

«Детские энциклопедии с Чевостиком» (Елена Качур)

Уже известный всем из аудиоспектаклей герой - Чевостик - теперь переходит в книжный жанр под названием "научная популярная литература". Главные герои отправляются в захватывающие путешествия, во время которых познают мир. Конечно же, это куда интересней, чем слушать или читать скучные перечисления

«Космос» (Костюков, Сурова)

Название издания уже говорит само за себя. Книга представляет собой совместный проект, повествующий обо всем, что связано с космосом и его секретами. Научная и научно-популярная литература о бескрайнем космосе, таком далеком от нас, всегда привлекала детей всех возрастов.

Сочинение

Российская научно-художественная литература для детей создавалась, с одной стороны, в борьбе со старой, антинаучной, реакционной и религиозной популярной книгой; а с другой стороны- в развитии лучших традиций этого жанра, представленного перед революцией произведениями Д. Кайгородова, В. Лункевича, Я. Перельмана, Н. Рубакина и др. Эти талантливые популяризаторы науки продолжали работать.
К ним присоединились известные ученые и писатели. Появились в печати произведения М. Пришвина («Рассказы егеря Михаил Михалыча»), И. Соколова-Микитова («Найденов луг»), В. Обручева («Плутония»), А. Арсеньева («Дерсу Узала»), В. Дурова («Звери дедушки Дурова») и др. Российская научно-художественная литература создавалась, как отмечал А. М. Горький, «при непосредственном участии подлинных работников науки и литераторов высокой словесной техники». Становление ее как жанра связано в первую очередь с творчеством Б. Житкова, В. Бианки и М. Ильина, которые начали печататься с 1924 рода в журнале «Новый Робинзон», редактируемом С. Маршаком. (Старое название журнала - «Воробей».)

Большую часть детской литературы составляет художественная проза и поэзия. Однако научно-техническая революция в обществе обеспечила развитие соответствующего вида литературы. Значение научно-познавательной детской книги в современном социуме существенно возросло.

Описание и классификация данной отрасли литературы выполнена Н.М. Дружининой. Цель научно-познавательной детской книги, - считает она, - воспитать умственную активность читателя, приобщить его к великому миру науки. Достичь данной цели помогают две разновидности научно-познавательной книги: книга научно-художественная и научно-популярная. Сравним их по способам достижения цели.

Научно-художественная книга развивает творческую любознательность ребенка, используя арсенал художественных средств: учит сопоставлять события, анализировать их, самостоятельно делать выводы, изображая общее в частном, типичное в индивидуальном, показывая процесс исследования проблемы, осмысливая отдельные познавательные элементы научной темы. Специфической формой обобщения в научно-художественной литературе является образ, используемый в увлекательном сюжетном повествовании, в художественном очерке, рассказе, сказке-несказке. Такие жанры оформляет художник-иллюстратор, подчеркивая в картинках к текстам воспитательную идею произведения. Типы книг по структуре: книга-произведение и книги-сборники.

Научно-популярная книга сообщает детям доступные знания в возможно более полном объеме, показывая общее в общем, типичное в типичном, опираясь на конечные результаты исследования мира, раскрывая определенную систему знаний в научной теме. Специфической формой передачи знаний является информация с использованием наименований, понятий и терминов, которая заключена в статьях, документальных очерках и рассказах. Такие жанры оформляют фотоиллюстрациями, документальными материалами, рисунки к ним выполняют художники-специалисты в определенной области научных знаний. Издаются научно-популярные произведения в книгах справочного типа, энциклопедиях, отраслевых словарях, в специальных сериях «Почемучкины книжки», «Знай и умей», «За страницами вашего учебника» и под. Научно-популярные издания дополняются библиографическими списками, схемами, таблицами, картами, комментариями, примечаниями.

Как пользоваться тем и другим типом изданий научно-познавательной книги? Способы чтения такой литературы должны соответствовать специфике и природе произведения. Научно-художественная книга требует целостного эмоционального восприятия, выявления познавательного материала в художественной канве произведения, в замысле автора. Книги справочного типа читаются выборочно, небольшими «порциями» текста, к ним обращаются по необходимости, с учебной целью, к ним неоднократно возвращаются и запоминают (записывают) основной материал.



Примеры научно-художественных книг: В.В. Бианки – «Рассказы и сказки», М.М. Пришвин – «В краю дедушки Мазая», Г. Скребицкий – «Четыре художника», Б.С. Житков – «Про слона», «Про обезьянку», Ю.Д. Дмитриев – «Кто в лесу живет и что в лесу растет», Е.И. Чарушин – «Большие и маленькие», Н.В. Дурова – «Уголок имени Дурова», Э.Шим – «Город на березе», Н. Сладков – «Лиса-плясунья», М. Гумилевская – «Как открывают мир», Л. Обухова – «Повесть о Юрии Гагарине», С.П. Алексеев – «Небывалое бывает» и др.

Примеры научно-популярных книг: «Детская энциклопедия» в 10 т., «Что такое? Кто такой? Спутник любознательных» для младших школьников, М. Ильин, Е. Сегал – «Рассказы о том, что тебя окружает», А. Маркуша – «АБВ» (о технике); Е. Каменева – «Какого цвета радуга» - словарь по изобразительному искусству; А. Митяев – «Книга будущих командиров», В.В. Бианки – «Лесная газета»; Н. Сладков – «Белые тигры», Г. Юрмин – «От А до Я по стране спорта», «Все работы хороши – выбирай на вкус»; А. Дорохов «Про тебя самого», С. Могилевская – «Девочки, книга для вас», И. Акимушкин – «Это все собаки», Ю. Яковлев – «Закон твоей жизни» (о Конституции); Энциклопедический словарь юного филолога, литературоведа, математика, музыканта, техника и т.п.

Целевое назначение научно-художественной литературы – воспитание таких человеческих качеств, как любознательность, познавательный интерес, активизация мышления, формирование сознания и материалистического мировоззрения. Научно-популярная литература пропагандирует знания о природе, обществе, человеке и его деятельности, о машинах и вещах, расширяет кругозор ребенка, дополняет те сведения об окружающем мире, которые он получил в школе и других образовательных учреждениях. Компонент художественности иногда так увлекает юного читателя, что он не осваивает знания, заложенные в тексте. Поэтому восприятие научно-художественной литературы сложнее для малыша, но интереснее. Восприятие научно-популярной книги легче, но эмоционально беднее. Авторы-популяризаторы знаний стремятся включать в свои тексты элементы занимательности.



Сравните научно-художественный рассказ М. Пришвина «Еж» и статью о еже из книги «Что такое? Кто такой?» При явной общности темы объем сведений о герое существенно богаче в энциклопедии: сообщается о внешнем облике животного, среде обитания, повадках, питании, пользе для леса и др. Дано четкое логическое определение виду животного, язык изложения материала о еже, как и положено в научной статье, - сжатый, строгого стиля, правильный, книжный, лексика терминологическая. Построение статьи: тезис – обоснование – выводы. В произведении Пришвина повествование о еже ведет рассказчик, который передает свое заинтересованное отношение и лесному зверьку. Рассказчик устраивает в своем жилище такую атмосферу, чтобы ежу казалось, что он на природе: свеча – это луна, ноги в сапогах – стволы деревьев, переливающаяся из посуды вода – ручей, тарелка с водой – озеро, шуршащая газета – сухая листва. Ежик для человека – индивидуальное существо, «колючий комок», маленькая лесная свинка, вначале испуганная, а потом – храбрая. Узнавание повадок ежа разбросано по сюжету: есть завязка, развитие действий, кульминация (еж уже устраивает в доме гнездо) и развязка. Поведение ежа очеловечено, читатель узнает, как ведут себя эти животные в разных ситуациях, что едят и какой имеют «характер». Собирательный «портрет» животного выписан выразительным художественным языком, в котором есть место олицетворениям, сравнениям, эпитетам, метафорам: например, фырканье ежа сравнивается со звуками автомобиля. В тексте есть прямая речь, инверсии и эллипсы, придающие предложениям сказовую интонацию устной разговорной речи.

Так статья обогащает знания ребенка информацией о лесном зверьке и призывает к наблюдениям в природе, а рассказ создает образ любопытного и активного животного, рождает любовь и интерес к «братьям нашим меньшим».

Мастером научно-познавательной детской книги был Борис Степанович Житков (1882-1938). О творчестве Житкова К. Федин сказал: «В его книги входишь, как ученик – в мастерскую». Житков пришел в литературу бывалым человеком, в 42 года, до этого был период накопления жизненного опыта. В детстве Борис Степанович Житков был личностью уникальной, о чем с удовольствием вспоминает К.И. Чуковский, учившийся с Житковым в одном классе 2-ой одесской гимназии. Чуковский хотел подружиться с отличником Житковым, так как Борис жил в порту, над самым морем, среди кораблей, у него все дяди были адмиралами, он играл на скрипке, которую ему носил дрессированный пес, у него была лодка, телескоп на трех ножках, чугунные шары для гимнастики, он прекрасно плавал, греб, собирал гербарий, умел завязывать узлы по-морскому (не развяжешь!), предсказывать погоду, он умел говорить по-французски и т.д. и т.п. Человек обладал талантами, многое знал и умел делать. Житков закончил два факультета: естественно-математический и кораблестроительный, он испробовал много профессии, а будучи штурманом дальнего плавания, повидал половину сторон земного шара. Он преподавал, изучил ихтиологию, он изобретал инструменты, он был «мастером на все руки», этот мальчик из интеллигентной семьи (отец - преподаватель математики, автор учебников, мать – пианистка). Кроме того, Житков с детства любил литературу и был прекрасным рассказчиком. Родственникам он писал такие письма, что их читали как беллетристику. В одном из писем племяннику Житков сформулировал по сути девиз полноценной школьной жизни: «Невозможно, чтобы учиться было трудно. Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно» (1924 г.).

«Что ж удивительного, что такой человек в конце концов берется за перо и, взявшись за него, сразу же создает беспримерные в мировой литературе книжки», - писал В. Бианки. Вся прежняя жизнь сделалась для Житкова материалом для творчества. Его любимые герои – люди, которые умеют хорошо трудиться, профессионалы, мастера. О таких циклы его рассказов «Морские истории», «О смелых людях». Вспомним его небольшие рассказы о красоте профессионального поведения людей: «Красный командир», «Наводнение», «Обвал». Создается экстремальная ситуация, из которой только люди высокой ответственности и знаний находят правильный выход. Девочка подавилась рыбной косточкой («Обвал»), доктор спешит на помощь, ему помогают преодолеть путь дорожные строители: расчистили обвал камней насосом–гидротараном. Помощь подоспела вовремя.

Житков, выбирая ситуацию для рассказа, рассчитывает сразу захватить читателя в эмоциональный плен, предоставить такой случай из жизни, в котором есть как моральный, так и практический урок. Надо знать, что делать, когда авария, когда людей унесло на льдине в море, когда отказал мотор, когда попал в поле в пургу, когда укусила змея и т.д.

Житков показывает производственные процессы печатания – «Про эту книгу», передачи телеграмм по проводам – «Телеграмма», особенности матросской службы – «Пароход». При этом он не только раскрывает содержание темы, но и выбирает мастерский прием ее подачи. Увлекательный рассказ о чистке палубы («Пароход») заканчивается неожиданно рассказом о трагическом случае, который произошел от чрезмерной чистки. В повествование включены сообщения о корабельных механизмах, о винте, якоре, портовой службе…

В рассказе «Про эту книгу» воспроизводится порядок действий с книгой в типографии: начинается с факсимиле (точная копия) рукописи книги, показан ее набор, верстка, корректировка, печатание, брошюровка, доработка… Житков придумал рассказывать о каждом этапе создания книги так: что было бы, если эту операцию пропустить, какие забавные несуразицы получились бы.

Композиционные находки отличают и рассказ о работе электрического телеграфа: это цепочка последовательных открытий. В коммунальной квартире одному жильцу надо звонить 2 раза, а другому – 4. Так простой звонок может стать направленным сигналом. А можно так договориться, чтобы целые слова передавать звонками. Такую азбуку уже придумали – Морзе. Но вот представьте себе: передают с помощью азбуки Морзе, точек и тире, буквы, слова… Пока до конца дослушаешь, начало забудешь. Что же надо делать? Записывать. Так пройден еще этап. Но человек может не успеть все записать – новое затруднение. Придумали инженеры, чтобы за человека это делала машина – телеграф. Так, начав с простого звонка, Житков привел читателя к познанию сложного телеграфного аппарата.

Писатель, как хороший педагог, в произведении чередует легкое и трудное, веселое и серьезное, далекое и близкое, новое знание опирается на прежний опыт, предлагаются приемы запоминания материала. Особенно важно это было делать в энциклопедии для дошкольников «Что я видел?». От лица пятилетнего Алеши-почемучки Житков ведет рассказ о том, как маленький гражданин постепенно познает окружающий его мир – дом и двор, городские улицы, отправляясь в поездки, узнает виды транспорта и правила путешествий, при этом что-то новое писатель сравнивает с уже известным, повествование пронизывает юмор, интересные детали наблюдений, эмоционально окрашивающие текст. Например, едут в автобусе Алеша и его дядя, встречаются на пути войска, отправляющиеся на маневры: «И все стали повторять: кавалерия идет. А это просто верхом красноармейцы ехали с саблями и с ружьями».

В детское чтение входят сказки и рассказы Житкова о животных «Храбрый утенок», «Про слона», «Про обезьянку», которые отличает богатство сведений и образная меткость. Несколько рассказов Житков посвятил детям: «Пудя», «Как я ловил человечков», «Белый домик» и др. Житков – настоящий просветитель детей, дающий знания с большим уважением к тем, кто их получает.

Вклад в развитие научно-познавательной книги ХХ века внес брат С.Я. Маршака – М. Ильин (Илья Яковлевич Маршак , 1895-1953), инженер-химик по первой специальности. В 20-е годы с заводской лабораторией из-за болезни пришлось расстаться, и Ильин успешно осваивает вторую профессию – беллетриста. Он ставит цель – показать детям, как человек овладевал тайнами природы, чтобы совершенствовать свой быт и труд. «В чем сила и значение образа в познавательной книге? В том, что он мобилизует воображение читателя на помощь способности рассуждать… образ делается совершенно необходимым, когда наука хочет стать доступной многим», - писал Ильин в одной из своих статей (1945 г.).

М. Ильин искал способы, в том числе и художественные, чтобы показать детям красоту науки, сделать достижения технического прогресса зримыми, яркими, увлечь детей открытиями, опытом и даже экспериментами. Знаменитый сборник «Рассказы о вещах» появился в 1936 году; это была история развития цивилизации в человеческом обществе: «Солнце на столе» - об освещении жилища; «Который час?» - об измерении времени; «Черным по белому» - о письме; «Сто тысяч почему?» - о вещах окружающей действительности: о доме, одежде, посуде…

Свою энциклопедию о вещах Ильин начинает с вопросов-загадок, чтобы вызвать чувство удивления и затем интерес: Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины? Бывают ли стены из воздуха? Почему хлебная мякоть вся в дырочках? Почему по льду можно кататься на коньках, а по полу нельзя? и т.д. Перемежая вопросы с ответами, вызывая работу сердца и мысли, путешествует писатель с маленькими друзьями-читателями по комнате, по улице, по городу, удивляя и восхищая их творениями рук и ума человека.

В предметах он открывает образную суть: «Главное свойство пружины-упрямство»; «Стирать белье – это и значит стирать с него грязь, вроде того, как мы стираем резинкой написанное на бумаге»; «Люди умирали, а предания оставались. Мы потому-то и называем их «преданиями», что они передавались от одного человека к другому». Такие комментарии заставляют читателю всмотреться и вслушаться в корневое значение слов, развивают внимание к языку. Утверждение «Не шуба греет человека, а человек – шубу» - начало, толчок процессу мышления ребенка: почему так? Человека Ильин сравнивает с печкой, производящей тепло, которое шуба призвана сохранять.

Вместе с женой Елена Александровной Сегал Ильин составил еще одну книгу энциклопедического типа о сложном мире машин, техники, изобретений – «Рассказы о том, что тебя окружает» (1953 г.), «Как человек стал великаном» (история труда и мысли человека, история философии для подростков, 1946), «Как автомобиль учился ходить» - (история автотранспорта), «Путешествие в атом» (1948), «Преобразование планеты» (1951), «Александр Порфирьевич Бородин» (1953, об ученом химике и композиторе).

Показывая преображение жизни человека, Ильин не мог не касаться роли государства и политики в этом процессе («Рассказ о великом плане» - о пятилетних планах развития советского государства). Просветительская часть книг Ильина не устарела, а все, что связано с публицистикой, - имеет тенденцию терять актуальность. Ильин показал читателям поэзию знаний, и это в его творчестве имеет непреходящую ценность.

Классиком научно-познавательной детской книги является Виталий ВалентиновичБианки (1894-1959). «Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. Я их буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире», - писал В.В. Бианки. Он признавался, что любит природу, как волк, и рассказывал про этого волка сказку: «Спросили однажды Сороку: «Сорока, Сорока, ты любишь природу?» - «А как же, - затарахтела Сорока, - да я без леса жить не могу: солнце, простор, свобода!» Спросили и Волка о том же. Проворчал Волк: «Откуда я знаю, люблю природу или нет, я о том не гадал и не думал». Поймали тогда охотники Сороку и Волка, посадили их в клетку, подержали там подольше и спрашивают: «Ну, как жизнь, Сорока?» - «Да ничего, - отвечает стрекотунья, - жить можно, подкармливают». Хотели о том же Волка спросить, да глядь, а Волк-то издох. Не знал Волк, любит ли он природу, он просто жить без нее не мог…».

Бианки родился в семье ученого орнитолога, биологическое образование получал в домашних условиях, а затем в петербургском университете.

С 1924 года Бианки написал для детей свыше двухсот произведений разного жанра: рассказы, сказки, статьи, очерки, повести, заметки фенолога, сочинял викторины и полезные советы, как вести себя в природных условиях. Самая объемная его книга, написанная совместно с учениками, - энциклопедия времен года «Лесная газета», а в 1972-74 годах издано собрание сочинений Бианки для детей.

Бианки – знаток естествознания, природовед и природолюб, который с научной точностью передает дошкольникам и младшим школьникам энциклопедические знания о жизни на земле. Часто делает это он в художественной форме, используя антропоморфизм (уподобление человеку). Разработанный им жанр он назвал сказка-несказка. Сказка – потому что животные разговаривают, ссорятся, выясняют, чьи ноги, чей нос и хвост лучше, кто чем поет, чей домик наиболее удобен для проживания и под. Несказка – потому что, рассказывая историю о том, как муравьишка домой спешил, Бианки успевает сообщить о способах передвижения различных насекомых: гусеница выпускает ниточку, чтобы спуститься с дерева; жук перешагивает вспаханные борозды в поле; водомерка не тонет, потому что на ее лапках есть воздушные подушки… Насекомые помогают муравью попасть домой, так как с заходом солнца муравьиные норы закрываются на ночь.

Каждая сказка, каждый рассказ Бианки активизируют мышление и просвещают ребенка: служит ли хвост у птиц для украшения? Все ли птицы поют и почему? Как может сказываться жизнь сов на урожайности клевера? Оказывается, можно опровергнуть выражение «медведь на ухо наступил» про человека, не имеющего музыкального слуха. Писателю известен «Медведь – музыкант», играющий на щепке пня, как на струне. Именно такого смышленого зверя встретил медвежатник (охотник на медведей) в лесу. Неуклюжий с виду Топтыгин показан умелым и ловким. Такие образы запоминаются на всю жизнь.

Рассказчик-натуралист учит ребенка наблюдать и изучать явления природы. В цикле «Мой хитрый сынишка» герой-мальчик на прогулке с отцом узнает, как выследить зайца, увидеть тетерева. Бианки - мастер портретирования животных: выпи, удода, вертишейки («Первая охота»), перепелок и куропаток («Оранжевое Горлышко»), мастер диалога между животными («Лис и мышонок», «Теремок»), мастер изображения необычных ситуаций: маленькая белка напугала большую лису («Бешеный бельчонок»); медведь извлекает музыку из пенька («Музыкант»).

Детский писатель и художник-анималист Евгений ИвановичЧарушин (1901-1965) изображает любимых героев - звериных детенышей: медвежат, волчат, щенков. Любимый сюжет – встреча малыша с миром. Не прибегая к приему антропоморфизма, писатель передает состояние героя в определенных событиях его жизни и делает это добродушно, с юмором Чарушинский Никитка (ныне художник Н.Е. Чарушин) и другие мальчики (Петя и Шура в «Страшном рассказе») также, через игру и страхи, набираются жизненного опыта общения с большим миром. Основной сборник Чарушина так и называется «Большие и маленькие».

Знаменитое изречение «Охранять природу – значит охранять Родину» принадлежит Михаилу Михайловичу Пришвину (1873-1954). Свой приход в литературу в 33 года писатель называл счастливой случайностью. Профессия агронома помогала ему знать и чувствовать землю и все, что на ней растет, искать нехоженые тропы – неизученные места земли, постигать всех, кто живет в природе. Пришвин размышлял в дневниках: «Почему я все пишу о животных, о цветах, о лесах, о природе? Многие говорят, что я ограничиваю свой талант, выключая свое внимание к самому человеку… Я нашел для себя любимое занятие: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека. Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице и траве, и облаку только человек дает свой образ и смысл».

Создавая образы природы, Пришвин не очеловечивает ее, не уподобляет жизни людей, но олицетворяет, ищет в ней нечто чудесное. Значительное место в его произведениях занимают описания, сделанные с искусством фотографа. Увлечение фотографией он пронес через всю жизнь, 6-томное собрание сочинений Пришвина проиллюстрировано его фотоснимками – такими же поэтичными и загадочными, как и тексты.

Короткие произведения Пришвина можно назвать стихотворениями в прозе или лирическими заметками. В книге «Лесная капель» зарисовка картинки из жизни зимнего леса состоит из одного предложения: «Удалось услышать, как мышь под снегом грызет корешок». В этой миниатюре вдумчивый читатель оценит каждое слово: «удалось» - выражает радость автора по поводу того, что ему доверена одна из тайн природы; «услышать» - в зимнем лесу стоит такая тишина, что кажется нет в нем жизни, однако надо прислушаться: лес полон жизни; «мышь под снегом» - это целый образ секретной, скрытой от глаз человека жизни, у мыши дом – норка, запасы зерна что ли кончились или погулять вышла норушка, но она «грызет корешок» дерева, питается замершими соками, жизненные проблемы свои решает под толстым снежным покровом.

Как путешественник Пришвин объездил земли русского севера: об этом книга «В краю непуганых птиц», содержащая этнографические сведения; о Карелии и Норвегии – «За волшебным колобком»; азиатским степям посвящена повесть «Черный араб», Дальнему Востоку – повесть «Жень-шень». Но проживал Пришвин в сердце России, в подмосковных лесах, и среднерусская природа была ему дороже всего – почти все книги о «золотом кольце России»: «Корабельная чаща», «Лесная капель», «Календарь природы», «Кладовая солнца»…

Сборник «Золотой луг» (1948 года) объединил многие детские рассказы писателя. Рассказ «Ребята и утята» показывает вечный конфликт больших и маленьких; «Лисичкин хлеб» - о прогулке в лес за дарами природы; «Еж» попал в гости к человеку; «Золотой луг» о цветах одуванчиках, что растут на лугу и живут по солнечным часам.

Сказка-быль «Кладовая солнца» рассказывает о детях-сиротах войны сороковых годов Насте и Митраше. Брат и сестра живут самостоятельно и с помощью добрых людей. Не занимать им мужества и смелости, раз ходят они на страшное Блудово болото за клюквой, главной ягодой тех мест. Красота леса увлекает детей, но и испытывает. Сильная охотничья собака Травка помогает попавшему в беду мальчику.

Во всех произведениях Пришвина проводится глубокая философская мысль о единении, родстве человека с природой.

Как Гайдар придумал благородную игру в тимуровцев, так Юрий ДмитриевичДмитриев (1926-1989) придумал игру в «Зеленый патруль». Так называлась книга, которую он написал, потому что некоторые мальчишки, придя в лес, разоряют птичьи гнезда и не знают, чем заняться полезным. Захотелось научить ребят охранять природу, защищать ее.

В 60-е годы Дмитриев стал писателем, в 80-е был удостоен Международной Европейской премии за произведения о природе «Соседи по планете». К. Паустовский писал о ранних рассказах Дмитриева: у него «левитановское зрение, точность ученого и образность поэта».

Библиотечная серия для младшего школьного возраста с пометкой «научно-художественная литература» представлена объемной книгой «Здравствуй, белка! Как живешь, крокодил?» (избранное). Под одной обложкой собрано несколько циклов рассказов, повестей:

1) «Рассказы старичка–лесовичка» (Что такое лес); 2) «Сказки про Мушонка и его друзей»; 3) «Обыкновенные чудеса»; 4) «Маленькая повесть про Боровик, Мухомор и многое другое»; 5) «Таинственный ночной гость»; 7) «Здравствуй, белка! Как живешь, крокодил?»; 8) «Хитрецы, невидимки и разные родители»; 8) «Если посмотреть вокруг…»

Цикл, давший название всей книге, имеет подзаголовок «Рассказы о том, как животные разговаривают друг с другом». У животных свой язык движений, запахов, свиста, стука, крика, танца… О выразительности «разговора» самых разных, мелких и крупных, безобидных и хищных животных рассказывает автор.

Цикл о хитрецах и невидимках – это рассказы о том, как животные защищаются, мимикрируя в природе, приспосабливаясь к окружающей среде. «Если посмотреть вокруг…» - глава о насекомых: стрекозах, бабочках, пауках. Нет полезных и вредных насекомых, есть нужные или вредящие человеку, поэтому он их так называет. Появляется собирательный персонаж Мишка Крышкин, который ловит и губит всех, кто слабее его. Юннаты учатся различать насекомых и относиться к ним объективно.

Ю. Дмитриев в своих книгах защищает тех, кого легко обидеть в природе, - муравьев, бабочек, червяков, пауков и под., рассказывая об их пользе земле, траве, деревьям, о том, чем они могут быть интересны людям.

Неутомимые путешественники Ю. Дмитриев, Н. Сладков, С. Сахарнов, Г. Снегирев, Э. Шим считали себя учениками Бианки и во второй половине ХХ века создали замечательную природоведческую библиотеку для младших школьников. Каждый шел своим путем. Сладков в продолжение «Лесной газете» создал «Подводную газету» о жизни обитателей водоемов; очень активно использует для изучения природы технические средства подводного плавания, фоторужье, то есть аппарат с объективом большой силы увеличения, магнитофон и т.д., но также, как учитель, он любит жанры рассказа и сказки-несказки, в которых тропы, образность, притчевые, переносные смыслы слов слиты со строгой реалистичностью изображения.

Детскую морскую энциклопедию составил С.В. Сахарнов, получив за нее несколько международных наград. Его рассказы об экзотических животных эмоциональны и удивительны. Книги Г.Я. Снегирева увлекают читателей чудесными открытиями, знанием законов природы. В детскую литературу приходят писатели, имеющие ученые степени, - Г.К. Скребицкий, работник зоопарка В. Чаплина; многосторонне образованные - Г. Юрмин, и специализирующиеся на любимых темах - А. Маркуша, И. Акимушкин… А все вместе создатели научно-познавательной детской книги о природе выполняют экологическую миссию, воспитывают у детей внимательное и бережное отношение к окружающему миру.

Одно из самых сложных научно-художественных направлений в детской литературе – историческая книга . Историческая проза складывается из произведений историко-биографического и родиноведческого цикла. Для детей и молодежи издаются специальные серии «ЖЗЛ», «Маленькая историческая библиотека», «Легендарные герои», «Дедушкины медали» и под.

Писателей интересуют те события в прошлом нашей Родины, которые можно назвать переломными, важнейшими, и те судьбы исторических персонажей, в которых раскрывались черты национального характера, особенности патриотизма. Учитывая возрастные потребности читателей, писатели придают рассказам и повестям приключенческий, авантюрный характер, выбирают такой фактологический материал, который может иметь воспитывающее значение.

Историзм мышления присущ многим писателям-классикам. Читая произведения на тему детства, мы узнаем много важного о той эпохе, в которую живет герой, ибо исторический фон и частная жизнь персонажа всегда неразрывно связаны (В. Катаев, Л. Кассиль и др.).

Часто история в изложении для малышей носит легендарный характер. Литератор С.М. Голицын (1909-1989) знакомит детей с прошлым России («Сказание о белых камнях», «Про Бел-горюч камень», «Сказание о земле Московской») в стиле старинных былин (обратите внимание на первое слово в заглавии книг). Становление русской государственности показано с использованием летописных источников знаний.

Писатель и художник Г.Н. Юдин (1947) начал свой литературный путь с книги «Букваренок», созданной в системе игрового обучения грамоте. Книга «Птица Сирин и всадник на белом коне» явно навеяна славянской мифологией. Егорий-мастер, художник 16 в., живет во времена Ивана Грозного. Юдин через язык дает почувствовать читателю дух эпохи, сообщает обычаи, обряды, песни того времени. Еще одно направление творчества писателя – житийная литература. Он пишет для подростков книги о легендарных святых – Илье Муромце, Сергие Радонежском и др. Сюжеты включают апокрифы (неканонические религиозные тексты, пересказанные народом), православные молитвы, философские суждения.

В детское чтение входят: рассказ В. Яна «Никита и Микитка », в котором показана Москва времен Ивана Грозного, боярский быт, учение детей в историческом прошлом; повесть Ю.П. Германа «Вот как это было » о блокаде Ленинграда во время Великой Отечественной войны; рассказы о героях той войны А. Митяева , А. Жарикова , М. Белаховой .

Богатую историческую библиотеку для младшего школьника создал Сергей ПетровичАлексеев (1922 г.р.). До Великой Отечественной войны 1941-45 годов он был летчиком. «Может быть, боевая профессия научила его не бояться высоты, каждый раз стремиться к взлетам все более решительным и дерзким», - писал об Алексееве С.В. Михалков. Действительно, замысел его, бывшего летчика и педагога, создать произведения о каждом крупном историческом событии нашей родины в рассказах для самых юных читателей требует большой отваги. Замысел был реализован в течение всей жизни и также в то время, когда Алексеев служил главным редактором журнала «Детская литература». Перечислим его основные книги исторической библиотечки: «Небывалое бывает» (о Петровских временах), «История крепостного мальчика» (о крепостном праве), «Птица-слава» (о войне 1812 года, о Кутузове), «Рассказы о Суворове и русских солдатах», «Жизнь и смерть Гришатки Соколова» (о Пугачевском восстании), «Грозный всадник» (о Степане Разине), «Идет война народная» (о Великой Отечественной войне)…

Его «Сто рассказов из русской истории» удостоены государственной премии и входят в хрестоматии как тексты для программного чтения в младших классах общеобразовательной школы.

Успешным является такой метод подачи исторического материала, который устраивает всех: и юных читателей, и педагогов, и родителей. Писатели воспроизводят события, точные факты, включая в сюжет конкретных реальных и вымышленных героев. Графичность описаний, динамизм повествования отвечают специфике детского восприятия искусства, облегчают детям восприятие текста. Торжество добра, справедливости и гуманизма в произведениях, оценка истории через призму современности делает сложные исторические книги Алексеева близкими детям, а историю – сопереживаемой. Так и воспитываются патриотические чувства юного читателя.

Тема: История детской научно-популярной

Основные вопросы:

1. Традиции жанра научно-познавательной литературы.

2. Творчество Б. Житкова.

3. В.Бианки-писатель-натуралист.

4. Е. Чарушин-детям.

5. Научно-познавательная книга на современном этапе.

Научно-художественная книга для детей в России ХХ века создавалась, с одной стороны, в борьбе со старой традицией. С другой - в развитии лучших традиций этого жанра, заложенных К. Ушинским, Л. Толстым, А. Чеховым, Д. Маминым - Сибиряком. В 20-е годы разработкой этого жанра занялись многие ученые и писатели: Б. Житков, М. Пришвин, А. Арсеньев, В. Дурова, В. Бианки и др.
Размещено на реф.рф
Б. С. Житков был человеком разносторонних знаний и профессий: ихтиологом, инженером, капитаном научно-исследовательского судна, преподавателœем физики и черчения. Его произведения для детей дают большой познавательный материал по физике, химии, географии, устройству различных приборов. Композиция его произведений отличается последовательностью в разработке сюжета͵ развязка конфликта в них энергична, неожиданна, часто присутствует ситуация выбора. Произведения Житкова предназначены читателям разного возраста. Особое место в его творчестве занимают рассказы о животных: ʼʼПро слонаʼʼ, ʼʼПро обезъянкуʼʼ, ʼʼМангустаʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
В них показаны повадки животных, описано, как они выглядят, чем питаются и т.д. В 1936 году он написал книгу для детей 3-4 лет ʼʼЧто я виделʼʼ. Это энциклопедия для маленьких написана от имени Алеши Почемучки. Во многом это новаторское произведение.

В. Бианки – писатель, ученый - биолог, один из создателœей научно-художественной литературы для детей. Научная проблематика произведений В. Бианки. Раскрытие закономерностей природы. Жанровое разнообразие его произведений для детей: сказки, рассказы, повести, газеты и т. д. Природоведческая сказка (ʼʼЛесные домишкиʼʼ, ʼʼпервая охотаʼʼ, ʼʼЧей нос лучше?ʼʼ, ʼʼХвостыʼʼ и др.). Достоверность наблюдений. Антропоморфизм в создании образов животных, птиц. Ясность и точность языка. Рассказы ʼʼСиничкин календарьʼʼ, ʼʼПо следамʼʼ, ʼʼЗелœеный прудʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
Воспитание наблюдательности и пытливого отношения детей к природе. Охрана природы. Повести ʼʼМышонок Пикʼʼ, ʼʼНа великом морском путиʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
Сказочные мотивы в повестях. Элементы приключений в композиции сюжетов природоведческих повестей. ʼʼЛесная газетаʼʼ - художественная энциклопедия природы. Е. И. Чарушин – писатель и художник-анималист. Животные и детеныши животных – основные персонажи его рассказов. Слияние текста и иллюстраций. Короткий рассказ - основной жанр творчества Чарушина: ʼʼМедвежатаʼʼ, ʼʼВолчишкоʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
Тонкость наблюдений над животными, эмоциональность, юмор.
Размещено на реф.рф
Мастерство Чарушина рассказчика и художника.

В современной литературе научно-познавательная книга занимает одно из первых мест. Творчество современных писателœей-натуралистов в жанровом отношении очень разнообразно: документальные повести, сюжетные рассказы, охотничьи были, занимательные сказки и путевые дневники. Часто повествование в них ведется от имени ребенка. Как, к примеру, в повести ʼʼЦветные стеклышкиʼʼ Г. Демыкина, рассказе ʼʼЛето я провела хорошоʼʼ С. Иванова, в нескольких рассказах из сборника ʼʼКто сажает лесʼʼ Г. Снегирева.

Тема: Детская литература 90-гᴦ. 20 в. - нач. 21 в.

Основные вопросы:

1. Основные тенденции развития детской литературы последнего десятилетия.

2. Жанры фантастики и фэнтези в современной детской литературе.

3. Современная детская поэзия.

4. Детская периодика 90-х годов 20 века.

Вторая половина 80-х - 90-е годы – время переустройства всœей жизни страны. Хрестоматийный ряд героев советской детской литературы подвергся жестокому пересмотру. Из программы убирались произведения о пионерах-героях, о героях - комсомольцах, повести А. Гайдара. Это вызывало многочисленные дискуссии. Попытка развенчать ʼʼгайдаровский мифʼʼ не удалась. Перед историками и литературоведами была поставлена задача дать объяснение ʼʼфеномену Гайдараʼʼ. Поднялась волна переизданий знаменитых некогда детских книг, ставших редкостями. Среди них преобладали произведения Серебряного века – книги Лидии Чарской, горьковский сборник ʼʼЕлкаʼʼ и т.п., советский авангард 20-30-х годов – стихи и проза обэриутов, а также детская литература эмигрантов – Надежды Тэффи, Ивана Шмелœева, Саши Черного. Общедоступен стал андеграунд. В субкультуру детства попали стихи и песни Игоря Иртеньева, некоторых рок - певцов, ʼʼмитьковʼʼ (питерских художников-поэтов). Большое влияние на детскую литературу оказал Олег Евгеньевич Григорьев (1943-1992).Его сборник ʼʼГоворящий воронʼʼ (1989) задал тон внедидактической игровой поэзии. С его именем связывают развитие полуфольклорного жанра ʼʼсадистских стиховʼʼ, возводя их к единственному раннему стихотворению поэта об электрике Петрове.

Полоса ʼʼчерногоʼʼ юмора, с одной стороны, поделила детскую литературу на советскую, в которой ничего подобного быть не могло, и постсоветскую. С другой - она служила переходом к темам, прежде табуированным,- насилия, страха. ʼʼУжастикиʼʼ в стихах и в прозе,смешные и по-настоящему жуткие, сделались модным увлечением читателœей самых разных возрастов. Система жанров стремительно менялась, отражая изменения во взрослой литературе. Происходило дублирование и взаимопроникновение взрослой и детской литератур, стирались границы между детским и взрослым. В конце 90-х ʼʼигроваяʼʼ литература достигла пика своего развития, но она всœе сильнее противоречила постперестроечным настроениям. К тому же в обществе возник культ образования, от книги стали требовать систематического и последовательного изложения материала. Нужны были энциклопедии, справочники, а не эксцентричные книги. В ʼʼперестроечныеʼʼ годы в литературе и в искусстве преобладал ретроспективный взгляд на действительность. Управление литературно - издательско-торговым процессом – дело новое, оно должно изжить свои недостатки и начать приносить реальную пользу, не только в денежном выражении, но и в социальном, духовном плане. Перемена угла зрения состояла в том, что нормальное развитие поколений стало пониматься через воспитание свободной индивидуальности. Детские писатели размежевались по лагерям, но острой борьбы не вели. Тихий отказ от идеи борьбы как основы детского произведения нужно датировать еще 60-ми годами, когда героя-борца начал вытеснять герой-созерцатель. К примеру, Львенок и Черепаха, Ежик и Медвежонок в сказках Сергея Козлова. Обновление детской литературы сопровождалось разрушением канонов

Изображения, разработанных в советский период. Вместе с канонами отвергались и ʼʼсерьезныеʼʼ жанры - школьная повесть, дидактический рассказ, стихи на идеологические темы. В начале 21 века стала остро ощущаться их нехватка, раздались голоса против засилья игровой литературы. Повлияло на детскую литературу и художественное направление, имевшее глобальный охват, - постмодернизм. Постмодернисты подвергли критике модель мира и человека, в которой основную роль играют бинарные оппозиции: истинно - ложно, хорошо – плохо. Οʜᴎ показали, что человечество не может существовать исключительно между двумя полюсами. Успешно в названный период развивается историческая книга. Тема книг – от древней истории до 19 века. С середины 90-х годов выходит серия книг для школьников среднего звена ʼʼКнига битвʼʼ А. П. Торопцева. В ней собраны батальные сюжеты от Древнего Египта до имперских войн Европы и России 18-начала 20 века. Популярен сегодня и жанр комиксов. Комикс привлекает таких детских писателœей, как Андрей Тру, Валерий Роньшин, Олег Кургузов. Среди художников комикса есть свои мастера-стилисты: Андрей Аешин, Андрей Снегирев, Дмитрий Смирнов. Οʜᴎ ориентируются на американские, японские, европейские школы. Периодика для детей с 90-х годов переживает бурный период. Хотя старые журналы в большинстве своем начинают выходить, их содержание, состав авторов обновляются. Прочно удерживает ведущие позиции старейший журнал для детей ʼʼВеселые картинкиʼʼ. Лидером среди журналов для начинающих школьное учение остался ʼʼМурзилкаʼʼ, выходящий с 1924 года. Для детей от 6 до 10 лет выходят журналы ʼʼКолокольчикʼʼ, ʼʼВеселые урокиʼʼ, ʼʼАБВГДʼʼ. Выходят газеты ʼʼНезнайкаʼʼ, ʼʼПионерская правдаʼʼ. В провинции выходят свои журналы: в Волгограде – журнал ʼʼПростоквашаʼʼ, в Екатеринбурге – ʼʼВитаминкаʼʼ. Естественное течение литературного процесса не соответствует издательско-торговой политике, разлажен механизм создания детской литературы, в котором общественный заказ, государственное участие и писательская инициатива должны направлять работу издательств и книготорговцев.

Литература:

1. Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература. - М., 2007.

2. Гриценко З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению.-М., 2007.

3. Мещерякова М. И.Русская детская, подростковая и юношеская проза второй половины 20 века. - М.: 1997.

4. Овчинникова Л. В Русская литературная сказка ХХ века. История, классификация, поэтика. - М., 2003.

5. Порядина М. Бесполезные советы // Детская литература. - 2000. - № 2-3.

 

 

Это интересно: