→ Фарух закиров личная жизнь. В Ташкенте скончалась бывшая солистка легендарной группы «Ялла» (видео). Джамшид Закиров и его награды

Фарух закиров личная жизнь. В Ташкенте скончалась бывшая солистка легендарной группы «Ялла» (видео). Джамшид Закиров и его награды

Фарру́х Кари́мович Заки́ров — эстрадный певец, композитор и актёр. Художественный руководитель ансамбля «Ялла» (с 1976 года). Певец является народным артистом 6 республик-государств. Лауреат Государственной премии Узбекистана. С мая 2002 года по июль 2004 года — заместитель министра культуры Узбекистана.

Фаррух Закиров родился 16 апреля 1946 года в Ташкенте, в семье профессиональных музыкантов. Отец его — оперный певец-баритон Карим Закиров, народный артист Узбекской ССР (1939) и солист Узбекского Государственного театра оперы и балета имени Алишера Навои. Мать — Шахиста́ Саидова — также певица, исполнительница народных песен, солистка Ташкентского музыкального театра драмы и комедии имени Мукими. Они познакомились во время учёбы в Московской консерватории, поженились. В семье было пятеро сыновей и дочь: Батыр, Луиза, Науфаль, Фаррух, Джамшид, Равшан. Дети выросли в гостеприимном доме, который часто посещали ведущие узбекские артисты и певцы того времени. Атмосфера искусства и творчества питала детей в семье с ранних лет. Так сформировалась в Ташкенте музыкально-артистическая династия Закировых.

Фильмография:
Судьба (Taqdir)

Семья

  • Отец — Карим Закиров (1912—1977), оперный певец (баритон), народный артист Узбекской ССР.
  • Брат — Батыр Закиров (1936 — 1985), узбекский советский певец, писатель, поэт, художник и актёр. Родоначальник эстрадного искусства в республике. Народный артист Узбекской ССР.
  • Брат — Джамшид Закиров (1949—2012), советский и узбекский актёр театра и кино, телеведущий, заслуженный артист Узбекистана.
  • Сестра — Луиза Закирова, певица.
  • Племянница — Наргиз Закирова, дочь Луизы Закировой, певица.

Почётные звания и награды

  • Народный артист Узбекской ССР
  • Народный артист Каракалпакстана
  • Народный артист Казахстана
  • Народный артист Кыргызстана
  • Народный артист Таджикистана
  • Народный артист Ингушетии

Летом 1991 года были поданы документы на оформление звания народный артист СССР, однако из-за августовских событий того года этот процесс не получил своего логического завершения.

Из интервью с Фаррухом Закировым: ... я люблю близкий Ташкент. Как и все восточные люди, чту память о своих родителях, которые похоронены на узбекской земле. Мой папа - всенародный артист Узбекистана Карим Закиров, единственный из первых национальных оперных певцов. А мама - Шохиста Саидова, известная в республике певица, работавшая в Узбекском театре музыкальной драмы.

Еще мой папа выражал колебание - может ли в одной семье быть столь музыкантов? «Надо быть или весьма яркой личностью, или не заниматься искусством вовсе» - это его слова… Оба моих взрослых сына обучаются за рубежом, и нисколько не музыке. Хотя меньший, кажется, начал в ее сторону посматривать - ну, посмотрим… А вот племянница Наргиз, дочка сестры Луизы, - уже состоявшаяся певица, что, по-моему, подтвердило и ее участие в нашем нынешнем концерте. Ее на профессиональную дорогу вывел стихотворец Илья Резник, когда искал вокалистку для музыкального фильма «Невеста из Виадыля». Она более того пела на фестивале «Юрмала», но за пределами конкурса, так как ей года не хватило до возрастного ценза. Сейчас она живет в Америке.

Ялла — вокально-инструментальный ансамбль под управлением Фаруха Закирова, созданный в Ташкенте в 1970 году.

Известен по песням «Учкудук — Три колодца» (Ф. Закиров — Ю. Энтин), «Это любовь» (А. Рыбников — Р. Тагор), «Песенка Насреддина» (Музыка народная — С. Тилла), «Ялла» (Ф. Закиров — А. Пулат), «Шахрисабз», «Чайхана» и многие другие.

Творческий путь

1970—1978 годы
ВИА «Ялла» образовался в 1970 г. из самодеятельного ансамбля при Ташкентском театральном институте. Первым художественным руководителем был Герман Рожков, который начал курировать ансамбль будучи директором учебного театра при институте. Название группы хоть и схоже с названием одного из стилей узбекской народной музыки, но появилось на одной из репетиций из слов припева песни «Кыз бола» — «Озорная девушка». Аранжировка этой узбекской народной песни стала первой удачей ансамбля; в январе 1971 года ВИА «Ялла» успешно выступил с ней и песней Марка Фрадкина «На тот большак» на региональном отборочном туре всесоюзного конкурса «Алло, мы ищем таланты!» в Свердловске и попал в финал конкурса в Москве, где исполнив узбекскую народную песню «Рамазан» и русскую народную «Плывут туманы белые», солировал Равшан Закиров (младший брат Батыра Закирова, одного из идейных вдохновителей молодого коллектива, и Фаруха Закирова, с именем которого в последние годы собственно и ассоциируется ВИА «Ялла») участники ансамбля стали дипломантами этого престижного для начинающих исполнителей конкурса, бессменным ведущим которого был Александр Масляков. Песни «Кыз бола» и «Ялламаерм» в исполнении ансамбля были записаны на Всесоюзной фирме грампластинок «Мелодия».

Одними из основ успеха «Яллы» были: использование, наряду с электрогитарами и электроорганом, народных узбекских инструментов — рубаба, дойры и др., восточных песенных мотивов в современной (70-х годов) обработке. Репертуар ансамбля складывался в основном из песен на узбекском языке, исполнялись также на русском и на английском языках.

Известность получили композиции ансамбля «Ялла», созданные по мотивам народных узбекских песен. Группа и её лидер Фарух Закиров разработали свой подход к интонационно-ритмическому началу узбекского фольклора и создали такие известные песни как «Маджнунтол» («Плакучая ива»), «Бойчечак» («Подснежник»), «Яллама-Ёрим» и другие. В этот период музыканты часто обращаются к творчеству поэта Тураба Тула и пишут песни на его стихи.

По признанию Фаруха Закирова, участвующего в ансамбле с 1972 года, большой вклад в создание репертуара и самого имиджа группы внёс первый музыкальный руководитель «Яллы» Евгений Ширяев. На протяжении нескольких лет ансамбль успешно выступал в ташкентском мюзик-холле и гастролировал по Советскому Союзу, в 1973 г. принимал участие в X Всемирном фестивале студентов и молодёжи в Берлине ГДР, на фирме «Амига» ВИА «Ялла» записал пятнадцать песен на немецком языке, половина из которых, по словам Ф. Закирова, попала в первую десятку национального хит-парада ГДР. В СССР их песни также периодически записывались фирмой «Мелодия», как на виниловых пластинках, так и на гибких пластинках-вкладышах журнала «Кругозор». К народным песням и песням современных авторов в репертуар стали прибавляться песни собственного сочинения на стихи великих поэтов Востока — Алишера Навои, Омара Хайяма. Но к концу 1970-х в коллективе наступил творческий спад.

C 1979 года

Альбом ВИА Ялла — Три колодца. В 1979 г. в ансамбль пришли новые музыканты, которые играют в нём по настоящее время, за исключением музыкального руководителя и бас-гитариста Рустама Ильясова, который после 15-летней творческой деятельности в «Ялле», в 1994 году расстался с коллективом и переехал на постоянное жительство в США. Из старого состава, с 1972 года, остался только Фарух Закиров — художественный руководитель ВИА, певец и композитор. В 1980 году ансамбль ожидал новый творческий успех — сочинённая Ф. Закировым на стихи Ю. Энтина песня «Учкудук»— «Три колодца» стала в СССР супер-шлягером (и до настоящего времени является «визитной карточкой» ансамбля). В 1981, 1982, 1984, 1985 и 1988 годах государственный заслуженный ансамбль Узбекской ССР «Ялла» — дипломант (финалист) проводимых в Советском Союзе ежегодных телефестивалей «Песня года». В 1982 году вышел первый альбом (диск-гигант) коллектива — «Три колодца».

В разные годы становятся популярными исполненные ансамблем песни: «Последняя поэма», «Шахрисабз», «Канатоходец», «Песенка Насреддина», «Лицо возлюбленной моей», «Позвала меня дорога», «Чайхана», «Золотые купола Самарканда». Были записаны несколько альбомов, показаны красочные театрализованные представления: «Создадим праздник, друзья», «Лицо возлюбленной моей» и «Чайхана на все времена».

В 2000 году Фарух Закиров назначается на пост министра культуры Узбекистана, но несмотря на это, он остаётся в «Ялле», и ансамбль продолжает концертную деятельность и студийные записи. 30 сентября 2002 года в ГЦКЗ «Россия» в Москве прошел торжественный юбилейный концерт ансамбля. В этом же 2002 году участники первого состава ансамбля организовали группу «Ретро Ялла» с репертуаром начала 70-х годов. Она также успешно выступала в различных концертах и шоу, в том числе и на юбилейном концерте «Яллы». Как рассказал в одном из интервью Алиаскар Фатхуллин, «Ретро Ялла» планирует запись диска с первыми песнями ансамбля. В 2005 году ВИА «Ялла» отметил своё 35-летие серией гала-концертов. Под Новый 2007 год ансамбль «Ялла», совместно с другими звёздами 70-80 годов, принял участие в концертном шоу «Легенды Ретро FM», транслировавшемуся по Первому каналу РТ.

Дискография
Уже со следующего года после образования ансамбля песни узбекского коллектива записывались и транслировались по Центральному телевидению (песня «Рамазан»). В 1972 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку с песнями «Ялламаерм» и «Кыз бола». В 1973 году фирма «Амига» (ГДР) включает песню «Ялламаерм» в сборник «Парад шлягеров». В дальнейшем «Мелодией» выпускались миньоны:

1976 — «Здравствуй, фестиваль», «Ким узи», «Тормнинг сири», «Нав нихол».
1978 — «Звезда востока», «Пой, дутар, в руках джигита», «Юмалаб-Юмалаб», «Песня друзей»
1979 — «Кто он?», «Тайны моей души»
1980 — «Это любовь» («Последняя поэма»), «Позвала меня дорога»
Песни «Яллы» записывались также и для сборников — «Узбекские эстрадные песни», «Парад ансамблей», «Родина — песня моя», «Дискоклуб-5»

Альбомы
1982 — «Три колодца»
1983 — «Лицо возлюбленной моей»
1988 — «Музыкальная чайхана»
1997 — Сборник лучших песен (на английском языке)
1999 — «Восточный базар»
2000 — «Борода верблюда»
2002 — «Ялла. Избранное»
2003 — «Ялла — Grand collection»

Интересные факты
Песня «Учкудук» — «Три колодца» была написана на гастролях в городе и о городе Учкудук. Поэт Ю. Энтин, бывший руководителем ВИА, написал стихи, а Фарух Закиров за 40 минут музыку. В этот же день песня была исполнена на концерте. В то время Учкудук был закрытым городом и не был нанесён на карты СССР. Как считают Ю. Энтин и Ф. Закиров, на картах страны город появился только благодаря их песне, ставшей главным хитом «Яллы», но которую в своё время КГБ Узбекистана запрещало исполнять и записывать.

Фарух Закиров считает, что Песняры профессиональнее Леннона и Маккартни. В одном из интервью, о «Песнярах» он сказал: "Их многое роднит с «Битлами», а по части профессионального исполнительского мастерства они, думаю, и превосходят англичан…".
Бывая с концертами за рубежом «Ялла» исполняет как минимум одну песню на языке страны, в которой они гастролируют, так было во Вьетнаме, в Турции, Израиле, Швейцарии, Азербайджане, на Цейлоне, в африканских странах.

Из интервью с Фаррухом Закировым:

Я вырос в старом городе, в махалле (микрорайон со своим административным центром. - Прим. автора), где все живут общиной и общением, делят радости и горе. Все, что я хорошего получил, было в отцовском доме. У нас был шикарный сад - более двадцати восьми соток. Там росли все фрукты, которые есть на территории Узбекистана. У нас дома собирались интересные люди из артистического круга, ученые, государственные деятели.

Да простит меня Аллах за такие неосторожные слова, мама - это святое, но о папе мы вспоминаем с особым трепетом. Он был человеком удивительной доброты. Я стараюсь быть на него похожим во всем, повторять его поступки. В нашей семье царила необыкновенная атмосфера, мы были дружными и сплоченными. "Дети, когда мы уйдем, сохраните это", - умоляла наша мама. О временах, проведенных в отчем доме, я вспоминаю как о самом беззаботном времени, проведенном за спиной доброго папы. Все было прекрасно, пока в дом не ворвалось горе - умер Батыр. Не выдержав этих испытаний, папа наш ушел из жизни. У него был обширный инфаркт. Как будто дом сглазили… Знаменитый сад, где росли Закировы снесли. Теперь на этом месте поместился новый роддом, что я нахожу символичным.

А какой была ваша мама?

Она выполняла мужские функции, была строгой - эдакий худсовет. Держала все под контролем, ведь не так-то просто вырастить шестерых детей. К сожалению, у самой мамы артистическая карьера не сложилась, отчасти из-за ее характера. Она была очень правдивая, не умела лицемерить, говорила все, что думает, в лицо. Не всем это нравилось.

Наверняка вам непросто было определиться с выбором профессии. У вас были такие ориентиры - папа, брат…

Брат вообще не хотел меня принимать в свой оркестр, считал, что его будут осуждать: дескать, тащит своего бездарного брата. Папа мечтал, чтобы я выбрал "нормальную" профессию, стал, например, хирургом. Я ходил в разные кружки: фотодела, на балет, бокс, курсы кройки и шитья. После восьмого класса я случайно пришел в училище. Профессия меня сама выбрала. Быстро освоил нотную грамоту. Поступил на факультет хорового дирижирования - профессии сказочной. Мне всегда казалось, что дирижер - волшебник, который одним махом палочки свершает чудо.

В первый раз я женился очень поздно. Дело в том, что в нашей семье складывалось все как-то не по-узбекски: то зять не узбек, то жена не узбечка, или того хуже - старше брата на несколько лет. Можете себе представить потрясение родных и близких, слезы на глазах родителей?

Я был средним в семье, более или менее осознавал ошибки старших братьев. Сразу настроил себя на то, что мой брак будет по всем узбекским канонам. Поэтому долго не женился, все искал идеал. А однажды к нам в группу "Ялла" пришла своеобразная женщина. Я всегда считал, что женщина в ансамбле - это тема для раздоров. Ведь кто-нибудь из участников коллектива обязательно создаст с этой женщиной союз, а союз в союзе - это антагонизм, который кончается конфликтом.

И вот у моего товарища с ней завязывается роман. Я со стороны наблюдаю за ними, сопереживаю - и невольно влюбляюсь! Так складывается, что товарищу родные не разрешают жениться - и я женюсь на ней. Хотя интуитивно понимаю, что ничего у нас не получается. Пытаюсь себя успокоить тем, что когда все узаконится и родится ребенок, все уладится. В семье появляется ребенок, но это ничего не меняет. Нехорошо говорить о прошлой ситуации, но факт есть факт - я не смог смириться с ее, мягко говоря, непростым характером. От первого брака у меня растет сын, ему двадцать три года. Сейчас он учится в Америке.

Зато во втором браке мне повезло. Анечка удивительно добрый человек. Супруга на двадцать лет меня моложе. Русская. Когда мы поженились, у нее на руках был полуторагодовалый ребенок. Я для него папа, а он для меня младшенький сынок. Миша сейчас учится в Англии, там его зовут Майклом.

Знакомство со второй супругой было тоже чем-то вроде вспышки огня?

Я бы так не сказал. Я не испытал шокового состояния. Просто что-то екнуло в сердце. Познакомились мы случайно, во Дворце дружбы народов. Она пришла после школы работать в "Узбекконцерт", где работал и я. Девушка произвела приятное впечатление: "Ух ты какая!" - подумал я про себя. Ей было всего девятнадцать, она носила длинную косу - незабываемый романтический образ. Супруга называет меня по имени и отчеству, на "вы" - Фарух Каримович. Дома говорим по-русски.

Закиров Faruh Zakirov Карьера: Музыкант
Рождение: Узбекистан
Уч Кудук, Звезда Востока, Шахрисабз Шлягеры ташкентских звезд прошлых лет. Два года назад узбекский ансамбль Ялла отметил тридцать лет существования своего ВИА.Но бессменный руководитель Ялла Фарух Закиров уверен, что они еще удивят публику новыми хитами!

Можно ли черкнуть для Ялла что-то больше яркое, чем Уч Кудук?

Почему нет? То было в 1980 году, когда мы в компании с известным российским поэтом Юрием Энтиным поехали на наши очередные гастроли по Узбекистану. Мы ездили по пустыне Кызылкум, и Юрий своим поэтическим взглядом как-то по-другому увидел тот самый индустриальный город, расположенный посреди пустыни. Уже посредством час позже прогулки по Уч Кудуку Энтин мне сказал: Есть песня, давай действовать музыку. И практически за сорок минут мною под гитару была написана музыка. И вечером на концерте мы спели эту песню. Так что полностью может появиться подобная песня ещё раз. Важно обрести вдохновение.

Ваши песни когда-нибудь запрещала советская цензура?

Тот самый-самый Уч Кудук долговременно не выпускали. На концерте присутствовал единственный из секретарей ЦК компартии Узбекистана. Он услышал песню и потрясенно произнес: Песня об Уч Кудуке? Никто ни в жизнь не посвятил этому городу ни стиха, а тут целая песня! Эта реплика была воспринята его подчиненными как запрет. Целый год песня лежала на полке. Но нашлись люди, которые на свой опасение и риск прокрутили Уч Кудук по Центральному телевидению. Так родился новоиспеченный шлягер. Некоторое время через я беседовал с тем чиновником, он объяснил, что не хотел причинять нам неудобств. Он, оказывается, той фразой несложно выразил свой экстаз.

На концертах все привыкли зреть вас в восточном костюме. Но, говорят, в Ташкенте вы одеваетесь по-европейски?

Скажу открыто, выступать в восточном костюме перед своими это из серии масло масляное. Соотечественники привыкли зреть меня в строгом костюме и в галстуке.

У вас непочатый край песен на русском. Интересно, на каком языке вы думаете?

Моя хозяйка, с которой мы живем восемнадцать лет, русская. И раньше я думал только по-русски. Но в текущий момент уже на семьдесят процентов по-узбекски. Кстати, супруга великолепно владеет турецким языком, а вот по-узбекски говорит в то время как не крайне ладно.

Злые языки распускают сплетни, что Ялла в наши дни частые гости на свадьбах в Узбекистане. Мол, не та уже популярность

Все напротив! В Узбекистане напевать на свадьбах большая честь. Свадьба это самое главное событие в жизни каждого человека. Люди копят капиталы, чтобы сыграть свадьбу своих детей, откладывают средства на знаменитых артистов. Для музыканта это и особый ориентир: если ты востребован, тебя нередко приглашают значит, ты популярен.

А существует ли у вас на родине такое понятие, как узбекский шоу-бизнес?

У нас полно интересной молодежи. Поэтому шоу-бизнес существует. И причем шибко славно развит.

Слушаете ли российских артистов?

Да, мы крайне более того участливо за ними следим. А молодая поросль, как я заметил, в последнее время вообще сильно старается подражать российским исполнителям. Меня это мало огорчает, оттого что и у нас самих есть полно чего интересного.

А зачем вы живете в Узбекистане, а не в России? Многие звезды советских времен давнехонько и удачно поют в Москве

Есть одно простое пояснение я люблю близкий Ташкент. Как и все восточные люди, чту память о своих родителях, которые похоронены на узбекской земле. Мой папа всенародный артист Узбекистана Карим Закиров, единственный из первых национальных оперных певцов. А мама Шохиста Саидова, известная в республике певица, работавшая в Узбекском театре музыкальной драмы.

Дети пошли по вашим стопам в профессии?

Еще мой папа выражал колебание может ли в одной семье быть столь музыкантов? Надо быть или весьма яркой личностью, или не заниматься искусством вовсе это его слова Оба моих взрослых сына обучаются за рубежом, и нисколько не музыке. Хотя меньший, кажется, начал в ее сторону посматривать ну, посмотрим А вот племянница Наргиз, дочка сестры Луизы, уже состоявшаяся певица, что, по-моему, подтвердило и ее участие в нашем нынешнем концерте. Ее на профессиональную дорогу вывел стихотворец Илья Резник, когда искал вокалистку для музыкального фильма Невеста из Виадыля. Она более того пела на фестивале Юрмала, но за пределами конкурса, так как ей года не хватило до возрастного ценза. Сейчас она живет в Америке.

«Уч Кудук», «Звезда Востока», «Шахрисабз»… Шлягеры ташкентских звезд прошлых лет. Два года назад узбекский ансамбль «Ялла» отметил тридцать лет существования своего ВИА.
Но бессменный руководитель «Ялла» Фарух Закиров уверен, что они еще удивят публику новыми хитами!


Можно ли написать для «Ялла» что-то более яркое, чем «Уч Кудук»?

– Почему нет? То было в 1980 году, когда мы в компании с известным российским поэтом Юрием Энтиным поехали на наши очередные гастроли по Узбекистану. Мы ездили по пустыне Кызылкум, и Юрий своим поэтическим взглядом как-то по-другому увидел этот промышленный городок, расположенный среди пустыни. Уже через час после прогулки по Уч Кудуку Энтин мне сказал: «Есть песня, давай делать музыку». И буквально за сорок минут мною под гитару была написана музыка. И вечером на концерте мы спели эту песню. Так что вполне может родиться подобная песня еще раз. Важно получить вдохновение.

Ваши песни когда-нибудь запрещала советская цензура?

– Тот самый «Уч Кудук» долго не выпускали. На концерте присутствовал один из секретарей ЦК компартии Узбекистана. Он услышал песню и удивленно произнес: «Песня об Уч Кудуке?» Никто никогда не посвятил этому городу ни стиха, а тут целая песня! Эта реплика была воспринята его подчиненными как запрет. Целый год песня лежала на полке. Но нашлись люди, которые на свой страх и риск прокрутили «Уч Кудук» по Центральному телевидению. Так родился новый шлягер. Некоторое время спустя я беседовал с тем чиновником, он объяснил, что не хотел причинять нам неудобств. Он, оказывается, той фразой просто выразил свой восторг.

На концертах все привыкли видеть вас в восточном костюме. Но, говорят, в Ташкенте вы одеваетесь по-европейски?

– Скажу честно, выступать в восточном костюме перед своими – это из серии «масло масляное». Соотечественники привыкли видеть меня в строгом костюме и в галстуке.

У вас много песен на русском. Интересно, на каком языке вы думаете?

– Моя жена, с которой мы живем восемнадцать лет, русская. И раньше я думал только по-русски. Но сейчас уже на семьдесят процентов по-узбекски. Кстати, супруга великолепно владеет турецким языком, а вот по-узбекски говорит пока не очень хорошо.

Злые языки распускают сплетни, что «Ялла» в наши дни частые гости на свадьбах в Узбекистане. Мол, не та уже популярность…

– Все наоборот! В Узбекистане петь на свадьбах – большая честь. Свадьба – это самое главное событие в жизни каждого человека. Люди копят деньги, чтобы сыграть свадьбу своих детей, откладывают средства на знаменитых артистов. Для музыканта это и своеобразный ориентир: если ты востребован, тебя часто приглашают – значит, ты популярен.

А существует ли у вас на родине такое понятие, как узбекский шоу-бизнес?

– У нас много интересной молодежи. Поэтому шоу-бизнес существует. И причем очень хорошо развит.

Слушаете ли российских артистов?

– Да, мы очень даже внимательно за ними следим. А молодежь, как я заметил, в последнее время вообще очень старается подражать российским исполнителям. Меня это немного огорчает, потому что и у нас самих есть много чего интересного.

А почему вы живете в Узбекистане, а не в России? Многие звезды советских времен давно и успешно поют в Москве…

– Есть одно простое объяснение – я люблю родной Ташкент. Как и все восточные люди, чту память о своих родителях, которые похоронены на узбекской земле. Мой отец – народный артист Узбекистана Карим Закиров, один из первых национальных оперных певцов. А мать – Шохиста Саидова, известная в республике певица, работавшая в Узбекском театре музыкальной драмы.

Дети пошли по вашим стопам в профессии?

– Еще мой отец выражал сомнение – может ли в одной семье быть столько музыкантов? «Надо быть или очень яркой личностью, или не заниматься искусством вовсе» – это его слова… Оба моих взрослых сына обучаются за границей, и отнюдь не музыке. Хотя младший, кажется, начал в ее сторону поглядывать – ну, посмотрим… А вот племянница Наргиз, дочь сестры Луизы, – уже состоявшаяся певица, что, по-моему, подтвердило и ее участие в нашем нынешнем концерте. Ее на профессиональную дорогу вывел поэт Илья Резник, когда искал вокалистку для музыкального фильма «Невеста из Виадыля». Она даже пела на фестивале «Юрмала», но вне конкурса, так как ей года не хватило до возрастного ценза. Сейчас она живет в Америке.

Советский и узбекский эстрадный певец Фаррух Закиров прославился как лидер ВИА « » - известного коллектива, который и сегодня пользуется огромной популярностью в родном Узбекистане. За проделанную работу мужчина не раз награждался государственными премиями и даже удостоен звания народного артиста.

Детство и юность

Фаррух родился весной 1946 года в городе Ташкенте – столице Узбекистана. По национальности он узбек. Его мать, певица Саидова Шоиста, работала в Узбекском театре музыкальной драмы, а отец – народный артист Узбекской ССР, тоже профессиональный музыкант Закиров Карим. Познакомились молодые люди, еще обучаясь в Московской государственной консерватории. Оба поступили в оперно-театральную студию.

Их свадьба состоялась в Москве в 1936 году, а вскоре у молодоженов появился первенец, которого назвали Батыром. Фаррух родился четвертым по счету, но был не последним ребенком, после него в семье происходило прибавление еще дважды.

Дом Закировых постоянно был наполнен гостями, часто известными певцами и артистами того времени, поэтому дети с малых лет черпали вдохновение, любовь к искусству и творчеству. Сегодня многие считают, что именно династия Закировых встала у истоков эстрадного и оперного искусства в Республике Узбекистан.


Когда после окончания школы молодой человек решил поступать в Ташкентскую государственную консерваторию, выбрав факультет хорового дирижирования, отец Фарруха высказал сомнение по этому поводу. Мужчина считал, что для одной семьи столько музыкантов будет слишком много.

Поступив в вуз, в тот же год вместе с братом молодой человек становится участником самодеятельного ансамбля «ТТХИ». Его создали студенты консерватории, а в 1970-м ВИА переименовывают в «Ялла». Так в биографии музыканта появляется группа, которая его прославила на всю страну.

Музыка

Став частью коллектива «Ялла», молодой человек начинает развиваться в выбранном направлении. В ту пору их художественным руководителем был Рожков Герман, который по совместительству являлся и директором театра при вузе. Вместе с ним студенты создали аранжировку на песню «Кыз бола», которая в дальнейшем принесла ансамблю успех.


С этой композицией, а также еще несколькими песнями молодые люди в 1971 году впервые едут на всесоюзный конкурс, проходят отборочный тур в Свердловске и отправляются в Москву, на финал. И хотя ребята не победили тогда, участие в конкурсе такого уровня стало хорошим подспорьем для дальнейшей карьеры.

В те годы стало появляться много групп, каждый хотел прославиться, однако оставаться на плаву надолго удавалось единицам. Группу «Ялла» среди остальных артистов выделяла необычная музыка, создаваемая музыкантами. В одной песне они объединяли звучание народных узбекских инструментов вместе с электрогитарами и электроорганами, дополняя все это восточными песенными мотивами в современной обработке. Причем песни были как на узбекском языке, так на русском и даже на английском.

Фаррух Закиров и его жена Наргиз Закирова исполняют песню «Помни меня»

В молодости Фаррух успевал одновременно учиться и посещать многочисленные концерты в составе группы. Несколько лет ансамбль успешно гастролировал по Советскому Союзу, а также выступал в столичном мюзик-холле Узбекистана. Помимо этого, они создали 15 песен на немецком языке, иногда их песни записывала известная фирма «Мелодия» на виниловых пластинках.

И если до обретения популярности ВИА перепевали в основном народные песни и песни авторов того времени, то постепенно в их репертуаре слушатели стали замечать появление композиций собственного сочинения и стихов восточных поэтов.

Фаррух Закиров и ВИА «Ялла» исполняют песню «Учкудук»

За 10 лет работы мужчины сильно устали, сразу был заметен творческий спад, наступивший в коллективе. В результате этого некоторые музыканты покинули группу, а на их смену пришли новые. Многие из них играют в ансамбле и сегодня. Из старого состава остался только Закиров, который впоследствии стал художественным руководителем коллектива.

В 1980 году с новыми силами и талантливыми исполнителями ансамбль продолжает деятельность. Советские граждане всей душой полюбили песню молодых людей «Учкудук» («Три колодца»), она и сегодня является визитной карточной ВИА. А через 2 года коллектив выпускает первый одноименный альбом. Фото коллектива украшали их пластинки и вмиг разлетались сразу после попадания в магазины.

Фаррух Закиров и Насиба Абдуллаева исполняют песню «Ташкент»

Дальше «Ялла» записывает еще 2 альбома – «Лицо возлюбленной моей» и «Музыкальная чайхана». В разные годы популярными были исполненные ансамблем песни «Помни меня», «Последняя поэма», «Песенка Несреддина», «Чайхана», композиция «Кел, Кел», записанная с , и другие.

Несмотря на вступление в должность министра культуры Узбекистана в 2000 году, Фаррух Закиров не оставляет коллектив, а продолжает с ним записывать новые альбомы. В 2002-м ВИА представляет слушателям пластинку «Ялла. Избранное», а еще через год новый диск под названием «Ялла – Grand collection». В 2005 году «Ялла» отметила 35-летний юбилей. В 2007-м они выступили на концерте, посвященном легендам ретро СССР. Дальше несколько лет коллектив не выпускал альбомы, а в 2008-2009 годах порадовал слушателей сразу 5 новыми пластинками.

Личная жизнь

Личная жизнь популярного артиста сложилась успешно, хотя первый брак Фарруха с Наргиз Закировой (в девичестве Байханова) закончился разводом. Некоторое время женщина была вокалисткой в «Ялле». Молодые люди прожили 9 лет, женщина родила супругу сына Саида, а в 1983 году они расстались.


Фаррух Закиров с подругой супруги Анны

В 1986-м артист женился на Анне, она русская, со второй женой у него не было общих детей, но вместе супруги воспитывали сына Анны от первого брака – Михаила, мальчику на момент свадьбы был 1 год.


Оба взрослых сына Закирова обучались за границей, причем выбранные ими специальности никак не связаны с музыкой. По стопам творческих предков пошла племянница Фарруха - , она уже состоявшаяся певица, финалистка шоу " ", выступала на фестивале «Юрмала», хотя и за пределами конкурса, поскольку не проходила возрастной ценз. В данное время она живет на две страны - РФ и США.

Фаррух Закиров сейчас

Несмотря на почтенный возраст, Фаррух Закиров и сейчас продолжает выступать.


В 2018 году мужчина не раз появлялся на национальном узбекском телевидении как участник концертов и других мероприятий. «Ялла» с удовольствием выступает на свадьбах. Фаррух не намерен прекращать петь, и в 2019 году зрители еще не раз увидят любимого артиста на сцене.

Дискография

  • 1982 – «Три колодца»
  • 1983 – «Лицо возлюбленной моей»
  • 1988 – «Музыкальная чайхана»
  • 1999 – «Восточный базар»
  • 2000 – «Борода верблюда»
  • 2002 – «Ялла. Избранное»
  • 2003 – «Ялла – Grand collection»
  • 2008 – «Мой Ташкент»
  • 2009 – «Учкудук»
Годы активности

1969 - настоящее время

Страна

СССР СССР →Узбекистан Узбекистан

Профессии Певческий голос Жанры Коллективы Лейблы Награды

Фарру́х Кари́мович Заки́ров (узб. Farrux Zokirov , Фаррух Зокиров; род. 16 апреля ) - узбекский и советский эстрадный певец, композитор и актёр. Художественный руководитель ансамбля «Ялла » (с 1976 года). Певец является народным артистом 6 республик-государств. Лауреат Государственной премии Узбекистана. С мая 2002 по июль 2004 гг. - заместитель министра культуры Узбекистана.

Биография

Фаррух Закиров родился в Ташкенте , в семье профессиональных музыкантов. Отец его - оперный певец-баритон Карим Закиров, народный артист Узбекской ССР (1939) и солист Узбекского Государственного театра оперы и балета имени Алишера Навои . Мать - Шахиста́ Саидова - также певица, исполнительница народных песен, солистка Ташкентского музыкального театра драмы и комедии имени Мукими . Они познакомились во время учёбы в Московской консерватории , поженились. В семье было пятеро сыновей и дочь: Батыр, Луиза, Науфаль, Фаррух, Джамшид, Равшан. Дети выросли в гостеприимном доме, который часто посещали ведущие узбекские артисты и певцы того времени. Атмосфера искусства и творчества питала детей в семье с ранних лет. Так сформировалась в Ташкенте музыкально-артистическая династия Закировых.

Фильмография: Судьба (Taqdir)

Семья

  • Отец - Карим Закиров (1912-1977), оперный певец (баритон), народный артист Узбекской ССР .
  • Брат - Батыр Закиров , (1936 - 1985), узбекский советский певец, писатель, поэт, художник и актёр. Родоначальник эстрадного искусства в республике. Народный артист Узбекской ССР .
  • Брат - Джамшид Закиров (1949-2012), советский и узбекский актёр театра и кино, телеведущий, заслуженный артист Узбекистана.
  • Сестра - Луиза Закирова, певица.
  • Племянница - Наргиз Закирова , дочь Луизы Закировой, певица.

Почётные звания и награды

  • Народный артист Кыргызстана

Летом 1991 года были поданы документы на оформление звания народный артист СССР, однако из-за августовских событий того года этот процесс не получил своего логического завершения.

Напишите отзыв о статье "Закиров, Фаррух Каримович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Закиров, Фаррух Каримович

– У каждого своя Ахиллесова пятка, – продолжал князь Андрей. – С его огромным умом donner dans ce ridicule! [поддаваться этой мелочности!]
Княжна Марья не могла понять смелости суждений своего брата и готовилась возражать ему, как послышались из кабинета ожидаемые шаги: князь входил быстро, весело, как он и всегда ходил, как будто умышленно своими торопливыми манерами представляя противоположность строгому порядку дома.
В то же мгновение большие часы пробили два, и тонким голоском отозвались в гостиной другие. Князь остановился; из под висячих густых бровей оживленные, блестящие, строгие глаза оглядели всех и остановились на молодой княгине. Молодая княгиня испытывала в то время то чувство, какое испытывают придворные на царском выходе, то чувство страха и почтения, которое возбуждал этот старик во всех приближенных. Он погладил княгиню по голове и потом неловким движением потрепал ее по затылку.
– Я рад, я рад, – проговорил он и, пристально еще взглянув ей в глаза, быстро отошел и сел на свое место. – Садитесь, садитесь! Михаил Иванович, садитесь.
Он указал невестке место подле себя. Официант отодвинул для нее стул.
– Го, го! – сказал старик, оглядывая ее округленную талию. – Поторопилась, нехорошо!
Он засмеялся сухо, холодно, неприятно, как он всегда смеялся, одним ртом, а не глазами.
– Ходить надо, ходить, как можно больше, как можно больше, – сказал он.
Маленькая княгиня не слыхала или не хотела слышать его слов. Она молчала и казалась смущенною. Князь спросил ее об отце, и княгиня заговорила и улыбнулась. Он спросил ее об общих знакомых: княгиня еще более оживилась и стала рассказывать, передавая князю поклоны и городские сплетни.
– La comtesse Apraksine, la pauvre, a perdu son Mariei, et elle a pleure les larmes de ses yeux, [Княгиня Апраксина, бедняжка, потеряла своего мужа и выплакала все глаза свои,] – говорила она, всё более и более оживляясь.
По мере того как она оживлялась, князь всё строже и строже смотрел на нее и вдруг, как будто достаточно изучив ее и составив себе ясное о ней понятие, отвернулся от нее и обратился к Михайлу Ивановичу.
– Ну, что, Михайла Иванович, Буонапарте то нашему плохо приходится. Как мне князь Андрей (он всегда так называл сына в третьем лице) порассказал, какие на него силы собираются! А мы с вами всё его пустым человеком считали.
Михаил Иванович, решительно не знавший, когда это мы с вами говорили такие слова о Бонапарте, но понимавший, что он был нужен для вступления в любимый разговор, удивленно взглянул на молодого князя, сам не зная, что из этого выйдет.
– Он у меня тактик великий! – сказал князь сыну, указывая на архитектора.
И разговор зашел опять о войне, о Бонапарте и нынешних генералах и государственных людях. Старый князь, казалось, был убежден не только в том, что все теперешние деятели были мальчишки, не смыслившие и азбуки военного и государственного дела, и что Бонапарте был ничтожный французишка, имевший успех только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых противопоставить ему; но он был убежден даже, что никаких политических затруднений не было в Европе, не было и войны, а была какая то кукольная комедия, в которую играли нынешние люди, притворяясь, что делают дело. Князь Андрей весело выдерживал насмешки отца над новыми людьми и с видимою радостью вызывал отца на разговор и слушал его.

 

 

Это интересно: