→ Премия рихтера. Непревзойдённый Святослав Рихтер. Награды и звания

Премия рихтера. Непревзойдённый Святослав Рихтер. Награды и звания

М узыкальный гений Святослав Рихтер не рос на гаммах и этюдах. Его мощнейшее «фортиссимо» и завораживающее «пианиссимо» – дар Божий, который в один прекрасный момент заявил о себе.

Первым учителем Рихтера был отец. Теофил Данилович – выпускник Венской академии музыки – первые уроки дал сыну в пять лет. Это не был стандартный курс фортепиано. Лишь азы.

Потом Рихтер учился сам – по произведениям великих. Просто брал все ноты, что были в доме. Любил, к примеру, Шопена. Научившись виртуозно читать с листа, после окончания школы работал концертмейстером в Одесской филармонии. В 19 лет дал первый сольный концерт и лишь в 22 решил поступать в Московскую консерваторию . Рихтера сочли самоучкой… и приняли.

«По-моему, он гениальный музыкант, – отозвался о начинающем пианисте маститый Генрих Нейгауз, – после Двадцать восьмой сонаты Бетховена юноша сыграл несколько своих сочинений, читал с листа. И всем присутствующим хотелось, чтобы он играл еще и еще...»

И он играл. Потому что учить Рихтера было уже нечему. Нейгауз просто развивал талант своего любимого ученика.

Молодой виртуоз переиграл практически всю фортепианную классику, кроме Пятого концерта Бетховена. В этом произведении он заранее признавал исполнительское превосходство своего педагога. Заканчивал обучение Рихтер уже известным исполнителем. Его государственным экзаменом стал концерт в Большом зале консерватории. А вместе с дипломом музыкант удостоился «золотой строчки» на мраморной доске в фойе Малого зала.

На Родине – победа на Всесоюзном конкурсе исполнителей. На Западе – «Грэмми» за Второй фортепианный концерт Брамса.

Впервые советский музыкант получил эту престижную награду. Рихтер много гастролировал. Огромным залам предпочитал камерные. Софитам – темноту, в которой луч света выхватывает лишь ноты, чтобы не отвлекать зрителя от главного – музыки.

Более семидесяти концертов в год. Широчайший репертуар: от барокко до сочинений современников.

«Вчера ночью слушала Прокофьева. Играл Рихтер. Это чудо. Я до сих пор не могу опомниться. Никакие слова (в никаком порядке) даже отдаленно не могут передать, что это было. Этого почти не могло быть».

Анна Ахматова

Даже в период негласного запрета на музыку Прокофьева Рихтер исполнял его произведения. В том числе Девятую сонату, которую великий композитор посвятил великому пианисту.

Святослав Рихтер. Музыкальная академия Ференца Листа. Будапешт. 1954

«А у меня что-то интересное есть для вас, – сказал однажды С. Прокофьев Рихтеру, и показал наброски Девятой сонаты. Это будет ваша соната... Только не думайте, это будет не на эффект... Не для того, чтобы поражать Большой зал». Но Рихтер все же поражал… Своим талантом.

Он был многогранен. Одно из первых увлечений пианиста еще с детства – живопись. Уже будучи знаменитым музыкантом, он брал уроки у своего друга Роберта Фалька, художника на стыке модерна и авангарда.

В результате появились воздушные пастели Рихтера и Декабрьские вечера – гармоничное соединение изобразительного искусства и музыки.

Пушкинскому музею пианист доверил свое уникальное собрание живописи и графики. Многие из картин были подарены пианисту его друзьями-художниками.

Всеобщее признание зачастую тяготило Рихтера. Несмотря на мировую славу, известный музыкант оставался человеком скромным. Объездив весь земной шар, самыми красивыми местами считал Оку и Звенигород. Любил жареную картошку. И не любил повышенное внимание журналистов: «Мои интервью – мои концерты». И максимально допустимая для себя похвала: «Кажется, в этот раз что-то получилось…»

Рихтер Святослав Теофилович - выдающийся пианист 20 века, виртуоз. У него был огромный репертуар. С. Рихтер основал благотворительный фонд. Также он организовал несколько музыкальных фестивалей.

Биография

Святослав Рихтер, биография которого представлена в данной статье, родился в 1915 году в Житомире. Его детство и юношеские годы прошли в Одессе. Первым учителем его был отец - пианист и органист, обучавшийся музыке в Вене. В 19 лет С. Рихтер дал свой первый концерт. В 22 года он поступил в Московскую консерваторию. В 1945 году он стал победителем Всесоюзного конкурса музыкантов. Долгое время власти не выпускали Рихтера за границу на гастроли. Первая его поездка состоялась в 1960 году. Тогда он выступил в США и Финляндии. В последующие годы он давал концерты во Франции, Великобритании, Австрии и Италии.

Святослав Рихтер был учредителем нескольких музыкальных фестивалей и благотворительного фонда. Во время войны он жил в Москве, а его родители были в оккупации в Одессе. Вскоре отца арестовали и расстреляли. Мать уехала в Германию, и С. Рихтер считал, что она погибла. Он не видел её 20 лет. Последние годы жизни музыкант провёл в Париже. Незадолго до смерти он вернулся в Россию. Последний концерт С. Рихтера состоялся 6 июля 1997 года. Умер пианист 1 августа 1997 г. Причина смерти - сердечный приступ. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Творческий путь

Святослав Рихтер в 1930 году работал в Доме моряка в Одессе концертмейстером. Затем перешёл в филармонию. С 1934 года служил в оперном театре. В 1937 г. Святослав Рихтер поступил в Московскую консерваторию. Но вскоре пианист был отчислен. Через некоторое время он продолжил учёбу. Окончил консерваторию С. Рихтер в 1947 году. Известность музыкант получил в послевоенные годы. В 1952 г. Святослав Теофилович в первый и последний раз в своей жизни вышел на сцену в качестве дирижёра. В 60-е годы пианист впервые выехал с концертами за рубеж. Святослав Рихтер первым из советских исполнителей был удостоен премии «Грэмми». Он давал по 70 концертов в год. В конце жизни он часто болел, но продолжал выступать, хотя нередко по состоянию здоровья отменял концерты.

«Декабрьские вечера»

«Декабрьские вечера» Святослава Рихтера - это музыкальный фестиваль, основанный великим пианистом. Впервые он проводился в 1981 году. Фестиваль представляет собой цикл концертов, где звучит музыка и демонстрируются подобранные под неё картины. Таким образом, показана тесная взаимосвязь друг с другом различных видов искусства. За годы существования фестиваля в рамках его проведения было организовано около 500 концертов, в которых принимали участие выдающиеся музыканты, поэты, художники, актёры, режиссёры.

Репертуар

  • И. С. Бах.
  • Й. Гайдн.
  • М. Равель.
  • Ф. Лист.
  • П. И. Чайковский.
  • М. Балакирев.
  • Л. Керубини.
  • М. Фалья.
  • Б. Бриттен.
  • Ф. Шопен.
  • Ж-Б. Векерлен.
  • А. Копленд.
  • А. Алябьев.
  • А. Берг.
  • Д. Гершвин.
  • Н. Метнер.
  • Л. Делиб.
  • Г. Вольф.
  • К. Шимановский.
  • Э. Шоссон.
  • С. Танеев.
  • Л. Яначек.
  • Ф. Пуленк и др.

При том что репертуар был очень широк и разносторонен, очень мало записывался в студии Святослав Рихтер. Альбомы пианиста перечислены ниже:

  • «Концерт № 1 си бемоль минор» для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского. С участием под управлением Г. Караяна (1981 год).
  • «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха - 1 часть (1971 год).
  • «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха - 2 часть (1973 год).

Фонд С. Рихтера

В 90-е годы 20 века был основан Фонд Святослава Рихтера. Его деятельность направлена на то, чтобы проводить различные культурные мероприятия в провинции. В первую очередь это фестивали классической музыки. Всё началось с того, что С. Рихтеру пришла в голову мысль создать школу творчества, где могли бы заниматься, а также отдыхать молодые художники и музыканты. Открыть такое заведение он мечтал в городе Тарусе, где была его дача. Для осуществления его мечты необходимы были денежные средства. Тогда к Святославу Теофиловичу пришла мысль проводить ежегодные фестивали для художников и музыкантов, где бы участвовал он сам, а также его творческие друзья. Вырученные благодаря подобным мероприятиям доходы и планировалось использовать для открытия школы. Друзья и коллеги музыканта - Галина Писаренко, Наталия Гутман, Елизавета Леонская и многие другие - поддержали его идею. Таким образом был основан Фонд С. Рихтера. Сам пианист стал его президентом. В собственность фонда Святослав Теофилович передал свою дачу. Началась деятельность фонда с концерта С. Рихтера. Состоялся он 1 декабря 1992 года.

Рихтер-художник

Рихтер Святослав Теофилович увлекался не только музыкой. Он собрал коллекцию картин, а также рисунков, созданных людьми, которые были ему близки: К. Магалашвили, А. Трояновской, В. Шухаевой, Д. Краснопевцевой. Из зарубежных художников в его коллекции были картины П. Пикассо («Голубь» с дарственной надписью от самого живописца), Х. Хартунга, Х. Миро и А. Колдера. Анна Трояновская была большой приятельницей пианиста, у неё он учился писать пастелью. По её мнению, Святослав Рихтер обладал прекрасным чувством цвета и тона, понятием пространства, воображением и феноменальной памятью.

Работы Святослава Теофиловича, которые хранятся в музее:

  • «Москва».
  • «Няня».
  • «Луна. Китай».
  • «Голубой Дунай».
  • «Старая дача».
  • «Ниночка с Митькой на Ржевском».
  • «Ночь и крыши».
  • «На юге Армении».
  • «У костёла».
  • «Павшино».
  • «Сумерки в Скатертном».
  • «Церковь в Перерве».
  • «Вьюга».
  • «Несут аэростат».
  • «Ереван».
  • «Траур».
  • «Весенняя непогода».
  • «Улица в Пекине».

Награды и звания

Святослав Рихтер - пианист, который по праву был удостоен большого количества наград и званий. Он почётный гражданин Туруса. Получил звание а затем и РСФСР. Был награждён Ленинской и Сталинской премиями. Пианист являлся почётным доктором Страсбургского и Оксфордского университетов. С. Рихтеру были вручены ордена «Октябрьской революции», «За заслуги перед Отечеством». Музыкант получил также премии: Леони Соннинг, имени М. И. Глинки, Р. Шумана, Ф. Аббьяти, «Труимф» и «Грэмми». Святослав Теофилович - кавалер ордена Искусств и литературы (Франция), Герой Социалистического Труда и член академии творчества в Москве. И это ещё не полный список званий и наград.

Нина Дорлиак

В 1943 году встретился со своей будущей женой Святослав Рихтер. Личная жизнь музыканта, несмотря на присутствие в ней супруги, всегда была окружена слухами о его гомосексуальности. Сам же Святослав Теофилович не комментировал сплетни и предпочитал личную жизнь не превращать в достояние общественности. Супругой С. Рихтера была Нина Дорлиак - оперное сопрано, народная артистка СССР и РСФСР. Нина Львовна часто выступала в ансамбле со Святославом Рихтером. Вскоре она стала его женой. После того как оставила сцену, стала преподавать. С 1947 года была профессором Московской консерватории. Скончалась Нина Львовна менее чем через год после того, как умер её муж Рихтер Святослав. Дети, семья, друзья и все прочие радости жизни, по мнению музыканта, были не для него, он считал, что должен посвятить себя искусству. Хотя супруга у него всё же появилась, и прожил он с ней 50 лет, но детей у них не было. Да и брак у них был необычный. Супруги называли друг друга на вы, и у каждого была своя комната. Квартиру, в которой они проживали, Нина Львовна завещала музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Музей-квартира

В 1999 году в Москве, в квартире на Большой Бронной, где жил Святослав Рихтер, был открыт музей. Здесь мебель, личные вещи, ноты, картины - всё то, что принадлежало великому пианисту. В квартире нет роскошной обстановки. Образ жизни и характер её хозяина чувствуются во всём. Большая комната, которую сам пианист называл «зала», использовалась для репетиций. Здесь стоит любимый рояль музыканта. Сейчас в этой комнате проводятся просмотры фильмов и прослушивания опер. В кабинете стоят шкафы с нотами, кассетами, концертными костюмами, пластинками и подарками от друзей и поклонников. В секретере хранится рукопись самого С. Прокофьева - это написанная им Девятая соната, которая посвящена пианисту. В кабинете - большое количество книг, особенно Святослав Рихтер любил читать классиков: А. Пушкина, Т. Манна, А. Блока, А. Чехова, М. Булгакова, Б. Пастернака, Ф. Достоевского и т. д. Комната отдыха музыканта, которую он называл «зелёной», превращалась в артистическую в те дни, когда С. Рихтер выступал с концертами. Кроме музыки, как мы уже упоминали, пианист интересовался живописью. Он был не только ценителем, но и художником. В маленькой комнатке - настоящая выставка картин. Здесь представлены пастели Святослава Рихтера, а также произведения разных живописцев. Сам пианист очень часто организовывал в своём доме вернисажи. В музее-квартире проводятся экскурсии, в которые обязательно входит прослушивание аудио и просмотр видео. Помимо этого, здесь проходят вечера музыки.

Память о музыканте

В память о выдающемся пианисте в 2011 году в городе Житомире установили Его имя носит международный конкурс пианистов. В нескольких городах установлены памятники Рихтеру С. Т. - в Яготине (Украина) и в Быдгоще (Польша). В Москве именем Святослава Рихтера названа улица.

(1915-1997) русский пианист

Жизнь Святослава Теофиловича Рихтера мало напоминает биографии других артистов. Он шел к успеху совершенно особым путем. Детские годы будущего пианиста прошли в Одессе. Его отец - Теофил Данилович - преподавал в консерватории и был известным в городе музыкантом. В свое время он закончил Венскую Академию музыки, и именно он дал своему сыну первые уроки игры на фортепиано еще тогда, когда мальчику было только пять лет.

Однако постоянно заниматься с сыном отец не мог, поскольку был вынужден все свое время отдавать занятиям с учениками. Поэтому уже с девяти-десяти лет Святослав был практически предоставлен самому себе. Лишь в течение недолгого времени он брал уроки у пианистки А. Атль, одной из учениц его отца. И эту свободу действий мальчик использовал весьма оригинально: он начал играть все ноты, которые были в доме. Особенно его заинтересовали оперные клавиры. Постепенно Рихтер научился играть любую музыку с листа и стал квалифицированным аккомпаниатором.

С пятнадцати лет он уже помогает отцу, а вскоре начинает работать самостоятельно: становится аккомпаниатором в музыкальном кружке при Доме моряка. После окончания школы он несколько лет работал концертмейстером в Одесской филармонии. В это время Святослав разъезжал с концертными бригадами, аккомпанируя различным музыкантам, и набирался опыта.

В 1932 году он переходит на работу в Одесский оперный театр и становится помощником дирижера С. Столермана. Святослав Рихтер помогает ему на репетициях и в работе с певцами, постепенно расширяя собственный репертуар. В мае 1934 года пианист дает первый клавирабенд - сольный концерт - в Одесском доме инженеров, исполняя произведения Фредерика Шопена . Концерт прошел с большим успехом, но в то время юноша еще не задумывался о том, чтобы профессионально учиться музыке.

Только через пять лет, весной 1937 года, Святослав Рихтер наконец отправляется в Москву, чтобы поступать в консерваторию. Это был достаточно смелый шаг, поскольку молодой исполнитель не имел никакого музыкального образования. На приемном экзамене его услышал выдающийся пианист нашего времени Г. Нейгауз. С этого дня Рихтер становится его любимым учеником.

Нейгауз принял Святослава Рихтера в свой класс, но никогда не учил его в общепринятом смысле этого слова. Как позже писал сам Нейгауз, учить Рихтера было нечему - нужно было только развивать его талант. Рихтер на всю жизнь сохранил благоговейное отношение к своему первому учителю. Интересно то, что, переиграв чуть ли не всю мировую фортепианную классику, он никогда не включал в программу Пятый концерт Бетховена, считая, что не сможет сыграть его лучше своего учителя.

В ноябре 1940 года состоялось первое публичное выступление Рихтера в Москве. На этом первом концерте в Малом зале консерватории он выступал вместе со своим учителем. А через несколько дней дал собственный сольный концерт в Большом зале консерватории, и с этого времени началась его долгая жизнь музыканта-исполнителя.

Во время войны Святослав Теофилович Рихтер находился в Москве. При малейшей возможности выступал с концертами. И ни на день не прекращал занятий. С июня 1942 года он возобновляет концертную деятельность и буквально начинает «осыпать» публику новыми программами. Одновременно начинаются его гастроли по различным городам. За два последних военных года он объехал почти всю страну. Даже государственный экзамен в консерватории он сдавал в форме концерта в Большом зале консерватории. После этого выступления комиссия постановила выгравировать имя Рихтера золотыми буквами на мраморной доске в фойе Малого зала консерватории.

В 1945 году Святослав Рихтер стал победителем всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей. Любопытно, что он долго не хотел заявлять о своем участии в нем. Дело в том, что Рихтер всегда считал несовместимыми понятия музыки и соревнования. Но участвовать в конкурсе стал для того, чтобы укрепить преподавательскую репутацию своего учителя Г. Нейгауза. В дальнейшем он не участвовал ни в каких конкурсах. Кроме того, всегда отказывался от председательствования в жюри многих международных конкурсов.

В послевоенные годы Святослав Теофилович Рихтер продолжает постоянно гастролировать, и слава его как исполнителя растет. В 1950 году он выезжает на первые зарубежные гастроли в Чехословакию. Потом следуют поездки в другие страны. Только после этого руководство «выпускает» Рихтера в Финляндию. Его концерты проходят, как всегда, с триумфом, и в том же году пианист совершает большую поездку по США и Канаде. И везде ему рукоплещут переполненные концертные залы.

Секрет стремительного взлета Рихтера следует видеть не только в том, что он обладал уникальной широтой репертуара (с одинаковым успехом играл Баха и Дебюсси , Прокофьева и Шопена), но и в том, что из любого музыкального произведения он создавал неповторимый и цельный образ. Любая музыка звучала в его исполнении так, будто он сочинил ее на глазах у зрителя.

В отличие от других пианистов, Святослав Рихтер умел раствориться в исполняемой им музыке. В ней в полной мере раскрывалась его гениальность. Сам же маэстро говорил, когда журналисты обращались к нему с просьбой об интервью (а на контакт с прессой он шел весьма и весьма неохотно): «Мои интервью - мои концерты». А выступать перед публикой музыкант считал святой обязанностью.

На протяжении многих лет рядом с Святославом Рихтером находилась его жена - певица Нина Львовна Дорлиак. Когда-то она выступала с собственными концертами, но оставила сцену и стала известным музыкальным педагогом. Сам Рихтер никогда не имел учеников. Вероятно, у него просто не было времени, а может быть, причина в том, что гениальности научить нельзя.

Разносторонность таланта, напоминающая гениев эпохи Возрождения, сказывалась и в увлечении Рихтера живописью. Всю жизнь он собирал картины и даже сам писал маслом. В Музее частных коллекций хранятся несколько авторских работ Рихтера. Что же касается основной коллекции, то большая ее часть также передана в музей. Надо сказать также, что в шестидесятые-семидесятые годы Святослав Рихтер устраивал в своем доме художественные выставки представителей неформальных течений. Особенно интересными оказались экспозиции Е. Ахвледиани и В. Шухаева.

Святослав Теофилович Рихтер был организатором и бессменным участником регулярных летних музыкальных фестивалей во Франции, а также знаменитых Декабрьских вечеров в московском Музее изобразительных искусств им. Александра Пушкина , в Итальянском дворике которого в августе 1997 года Москва прощалась с величайшим пианистом XX века.

Святослав Рихтер, один из крупнейших пианистов ХХ века, родился 20 марта 1915 года в городе Житомир Российской империи (в настоящее время - Украина).
Его имя вписано в историю музыки, как имя пианиста, не только виртуозно исполнявшего классические музыкальные произведения, но и создавшего их авторские интерпретации, в свою очередь ставшие классикой.

Святослав Рихтер. Краткая биография

1915 - родился в семье немецкого пианиста и композитора, преподавателя Одесской консерватории Теофила Рихтера и русской дворянки Анны Москалёвой.

1930-1932 - Святослав Рихтер работал пианистом-концертмейстером в Одесском Доме моряка, а после этого - в Одесской филармонии.

1934 - первый сольный концерт Рихтера , на котором пианист исполнил сочинения Шопена, после чего он получил место аккомпаниатора в Одесском оперном театре.

1937-1947 - обучался в Московской консерватории в классе фортепиано Генриха Нейгауза, был отчислен после отказа изучать общеобразовательные предметы, но воследствии восстановился, диплом получил в 1947 году.

1940 - первое выступление Святослава Рихтера в Москве, в Малом зале консерватории - Рихтер сыграл Шестую сонату Сергея Прокофьева, впервые после самого Прокофьева.

1960 - гастроли в США, премия «Грэмми» (первый советский пианист, удостоенный «Грэмми»).

1960-1980 - многочисленные гастроли в разных странах, более 70 концертов в год.

1990-е - проживал в Париже.

1997 - ушел из жизни.

Святослав Рихтер - виртуозный пианист и мастер фортепианной интерпретации

Исполнение Святослава Рихтера отличается легкостью и техническим совершенством, авторским подходом к произведению, тонким музыкальным чувством.

Сохранилось достаточно мало студийных записей Рихтера , однако есть много обычных записей с концертов, в том числе, достаточно многие можно прослушать и увидеть на Youtube. Записи, на первый взгляд, производят впечатление глубоко любительских и даже некачественных, и причина тому - темнота, бывшая на сцене во время выступлений Рихтера , когда лампой освещались только ноты, стоящие на пюпитре фортепиано. По мнению пианиста, это давало публике возможность сконцентрироваться на музыке, не отвлекаясь на второстепенные моменты.

на фото: портрет Святослава Рихтера

Святослав Рихтер вместе с легендарным директором музея имени Пушкина в Москве придумали музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», который проводится в музее с 1981 года. Особенностью фестиваля является проведение объединённых одной темой концертов и удожественных выставок в залах музея.

«Он очень любил кинематограф, - вспоминает президент ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова. - Прекрасно знал кино. У меня есть письмо, где он пишет из Парижа: "В этом месяце случилось что-то необычное. Я видел 40 фильмов". То есть, были дни, когда он ходил по два раза в кино. Он очень много посещал театры. Его видели в театрах всегда».

Рояль, когда-то подаренный Рихтеру , стоит сейчас в Пушкинском музее. В своё время тяжелый инструмент не прошел в дверной проем квартиры пианиста. Возможно было задействовать кран, но в итоге сделали проще - Рихтер подарил его музею, так как все равно играл там часто.

Святослав Рихтер - одессит, хотя родился он 20 марта 1915 года в Житомире, где прошло его раннее детство. Дедушка будущего пианиста был музыкальным мастером и настройщиком фортепиано. У него было двенадцать детей. Один из них — Теофил — стал профессиональным музыкантом, учился в Венской академии музыки, провел в Вене около двадцати лет. В памяти Святослава на всю жизнь сохранилось, как отец «хорошо играл на фортепиано, особенно романтические пьесы - Шумана, Шопена. В молодости, как пианист, давал концерты. Но панически боялся эстрады и из-за этого так и не стал концертирующим пианистом. Превосходно владел органом, часто на нем импровизировал. Его импровизации приходили слушать многие…». Мать Святослава - Анна Павловна Москалева «была художественно одарена, хорошо рисовала, любила театр, музыку. По своему характеру напоминала один из персонажей пьесы Булгакова «Дни Турбиных» - Елену Турбину. Вообще, когда смотрел этот спектакль, многое ассоциировалось у меня с детством»,- так вспоминал Рихтер. В Житомире и другом украинском городе - Сумы маленький Святослав прожил в семье дедушки пять лет, а затем до 1937 года его детство, юность и молодость прошли в Одессе. Здесь он закончил семилетнюю школу, начались его музыкальные увлечения. В доме Рихтеров часто собирались, чтобы поиграть трио, квартеты. По четвергам домашние музыкальные вечера устраивались в квартире профессора Одесской консерватории Б. Тюнеева.

Музыке Святослав прежде всего учился у своего отца, пианиста и органиста . Формально не имея музыкального образования, работал концертмейстером хора Одесской оперы.

Рихтер так вспоминал о начале своей музыкальной жизни: «Тем, что я стал музыкантом, я обязан главным образом своему отцу — он создавал в семье музыкальную атмосферу. Это получалось совершенно естественно: он был пианист, окончил Венскую консерваторию — очень давно! Он был довольно пожилого возраста, гораздо старше матери, на много лет. У отца были ученики. Как музыкант, он пользовался авторитетом, но сам я с ним не мог заниматься совершенно. У меня он не пользовался авторитетом — вероятно, именно потому, что я был его сыном. Трижды мы пробовали, и каждый раз кончалось тем, что он отказывался со мной заниматься. Отец было очень мягким человеком, а я почему-то делал все наоборот… Отец тогда еще играл на рояле, но когда мне исполнилось пятнадцать лет (1930 г.), он уже перестал играть на нем, теперь он был органистом… С пятнадцати лет я начал бесплатно работать в качестве концертмейстера-стажера в любительском кружке при Дворце моряков, где собирались преимущественно неудачники-артисты. С ними я разучивал оперные партии. Конечно, все это было ужасно, пели они ужасно! Тут очень много комических воспоминаний… После этого в шестнадцать-семнадцать лет я выступал как аккомпаниатор на концертах Одесской филармонии. Аккомпанировал в сборных концертах, в которых могли участвовать и скрипачи, и фокусники, и жонглеры. Там я был один год (до 1933 г.), потом рассорился, и меня уволили. На следующий год была договоренность, что меня опять возьмут, но я больше в филармонию не вернулся. Я поступил концертмейстером в Одесский оперный театр, но не в оперу, а в балет. И целый год (до 1934 г.) я аккомпанировал в балете. У меня тогда уже выработался свой собственный пианистический стиль, оркестровый несколько… На следующий год я перешел в оперу. Три года (до 1937 г.) работал в опере… Еще когда я поступил концертмейстером в балет, мне пришла в голову очень смелая мысль — дать свой концерт, за один год работы на рояле, может быть, за полтора-два года. В Одессе был , где я решился дать концерт из произведений Шопена. Конечно, это был странный концерт! Он был очень многолюдным и прошел с большим успехом (19 февраля 1934 г.)…»

В возрасте 22-х лет (1937 г.), фактически будучи самоучкой, Святослав поступил в Московскую консерваторию, где учился у Генриха Нейгауза. Вот как описывают современники поступление Рихтера: «…С самого начала явление Рихтера было подобно чуду. Этот чудесный факт запечатлен в воспоминаниях Генриха Густавовича Нейгауза: «Студенты попросили послушать молодого человека из Одессы, который хотел бы поступить в консерваторию, в мой класс. «Он уже окончил музыкальную школу?» — спросил я. «Нет, он нигде не учился». Признаюсь, этот ответ несколько озадачивал… Человек, не получивший музыкального образования, собирался поступать в консерваторию! Интересно было посмотреть на смельчака. И вот он пришел. Высокий, худощавый юноша, светловолосый, синеглазый, с живым, удивительно привлекательным лицом. Он сел за рояль, положил на клавиши большие, мягкие, нервные руки и заиграл. Играл он очень сдержанно, я бы сказал, даже подчеркнуто просто, строго. Его исполнение захватило меня. Я шепнул своей ученице: «По-моему, он гениальный музыкант». После Двадцать восьмой сонаты Бетховена юноша сыграл несколько своих сочинений, читал с листа. И всем присутствующим хотелось, чтобы он играл еще и еще… С этого дня Святослав Рихтер стал моим учеником».

С 1937 по 1941 годы Святослав несколько раз приезжал в Одессу навестить родителей. Однако после начала войны связь Рихтера с Одессой была прервана, и, как оказалось, навсегда. Вот как рассказывает об этом Анатолий Вассерман: «…перед самым уходом советских войск из Одессы в начале октября 1941-го органы безопасности успели расстрелять церковного регента и органиста, профессора Одесской консерватории и концертмейстера Одесского оперного театра немца Теофила Даниловича Рихтера – отца выдающегося пианиста ХХ столетия Святослава Рихтера. Вместе с ним расстреляны другие 23 члена «немецкой» церкви. Об этом напоминает мемориальная табличка в кирхе. Святослав Теофилович, объездивший весь мир и дававший более 70 концертов в год, никогда не гастролировал в Одессе…»

Со студентами, Киев, 1948

Отец Рихтера был расстрелян перед входом в Одессу немецких войск только за то, что был немцем. Мать покинула Одессу вместе с отступавшими немецкими войсками. Из-за этого Рихтера много лет не выпускали на Запад, опасаясь, что он не вернётся. Его звала из Германии мать.

Вот что вспоминала об этом Вера Ивановна Прохорова, друг семьи Рихтеров:
«…[Вера Ивановна] упоминает о сложных отношениях Святослава Рихтера с матерью, которую он считал виновной в гибели отца в начале войны. Родители пианиста жили в Одессе, и в последние дни перед приходом в город немцев им предложили эвакуироваться. Но мать отказалась это сделать, так как в противном случае ее любовник - некто Сергей Кондратьев - вынужден был бы остаться в городе. Отец Рихтера - немец по происхождению - был арестован и убит НКВД вместе с тысячами своих соплеменников, которые, как считалось, симпатизировали фашистам. Мать же при отступлении немецких войск ушла с ними и впоследствии жила в Германии. Всю свою жизнь Рихтер ужасно переживал эту историю и, хотя он встречался и общался с матерью, был невероятно травмирован произошедшим.»

Святослав Рихтер за работой

 

 

Это интересно: