→ Входная работа по литературе 11 со спецификацией. Спецификация по литературе (6 класс) учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему. контрольных измерительных материалов

Входная работа по литературе 11 со спецификацией. Спецификация по литературе (6 класс) учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему. контрольных измерительных материалов

Стартовый контроль по литературе в 11 классе

I вариант.

    Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?

а) романтизм

б) классицизм

в) сентиментализм

г) реализм

2. Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?

а) И.С.Тургенева

б) А.Н.Островского

в) Л.Н.Толстого

г) Ф.М.Достоевского

3. Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:

а) Анна Петровна

б) Марфа Игнатьевна

в) Катерина Львовна

г) Анастасия Семеновна

4. Укажите, какой художественный прием использует А.А.Фет в выделенных словосочетаниях?

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет .

а) олицетворение

б) инверсия

в) эпитет

г) аллегория

5. Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»?

а) Л.Н.Толстой, «Война и мир», князь Андрей

б) А.Н.Островский, «Гроза», Катерина Кабанова

в) И.С.Тургенев, «Отцы и дети», Базаров

г) Н.С.Лесков, «Очарованный странник», Иван Северьянович Флягин

6. В каком произведении русской литературы второй половины 19 века появляется герой-нигилист?

а) А.Н.Островский, «Лес»

б) И.С.Тургенев, «Отцы и дети»

в) Ф.М.Достоевский, «Преступление и наказание»

г) И.А.Гончаров, «Обломов»

7. Назовите основной конфликт в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

а) столкновение либерально-консервативных и демократических идей (Павел Петрович – Базаров)

б) конфликт между аристократкой Одинцовой и плебеем Базаровым (любовный конфликт)

в) конфликт между старшим и младшим поколениями (родители Базарова – Базаров)

г) внутренний конфликт в душе главного героя Базарова (несоответствие целей и возможностей)

а) А.Н.Островский

б) Ф.М.Достоевский

в) М.Е.Салтыков-Щедрин

г) Л.Н.Толстой

9. Кто из героев романа «Война и мир» предложил М.Кутузову план партизанской войны?

а) Ф.Долохов

б) В.Денисов

в) А.Болконский

г) Б.Друбецкой

10. Какому герою «Войны и мира» принадлежит высказывание «Шахматы расставлены. Игра начнется завтра»?

а) князю Андрею

б) императору Александру I

в) Наполеону

г) М.И.Кутузову

11. Какого героя романа «Преступление и наказание» Д.Разумихин характеризует следующими словами: «Угрюм, мрачен, надменен и горд…»?

а) Порфирия Петровича

б) Зосимова

в) Раскольникова

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый и ясный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье,- и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

а) А.К.Толстой

б) А.А.Фет

в) Н.А.Некрасов

г) Ф.И.Тютчев

13. Укажите, с чем связаны изменения в характере Д.И.Старцева (А.П.Чехов, «Ионыч»).

а) влияние его невесты

б) воздействие родителей Д.И.Старцева

в) влияние среды

г) профессия врача

14. Укажите, к какому литературному направлению следует отнести роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир».

а) романтизм

б) сентиментализм

в) классицизм

г) реализм

15. Какая мелодия (из какого музыкального произведения) сопровождает зарождение любовного чувства в романе И.А.Гончарова «Обломов»?

а) «Casta Diva», опера В. Беллини «Норма»

б) «Размышления», опера Ж. Массне «Таис»

в) «Утро», из музыки Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

г) «Монтекки и Капулетти», балет С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»

16. Героем какого произведения А. Н. Островского является Несчастливцев?

а) «Волки и овцы»

б) «Не в свои сани не садись»

в) «Гроза»

17. Кого из героев романа «Преступление и наказание» тревожат сновидения?

а) Лебезятников б) Соня в) Лужин г) Свидригайлов

II вариант.

    Укажите писателей второй половины 19 века, в названии произведений которых есть противопоставление (имеются в виду произведе6ния, изученные в школьном курсе).

а) А.Н.Островский, И.С.Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин

б) И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой

в) И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов

г) Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков, И.С.Тургенев

а) А.Н.Островский «Бешеные деньги»

в) Л.Н.Толстой «Живой труп»

г) Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

    Определите, из какого произведения взят следующий отрывок.

Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…

а) Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»

б) Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

в) И.А.Гончаров «Обломов»

г) И.С.Тургенев «Отцы и дети»

Блажен незлобливый поэт,

В ком мало желчи, много чувства:

Ему так искренен привет

Друзей спокойного искусства…

Но нет пощады у судьбы

Тому, чей благородный гений

Стал обличителем толпы,

Ее страстей и заблуждений.

а) аллегория

б) антитеза

в) метафора

г) гипербола

    Назовите основные критерии оценки личности в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

а) гордость и самолюбие

б) благородство и доброта

в) естественность и нравственность

г) щедрость и мужество

    Кто из русских писателей был осужден на каторжные работы?

а) М.Е. Салтыков-Щедрин

б) Ф.М.Достоевский

в) А.И.Герцен

г) Н.А.Некрасов

7. Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А.Н.Островский, «Гроза»)?

а) тип «маленького человека»

б) тип «лишнего человека»

в) самодур

г) романтический герой

а) И.А.Гончаров

б) Н.А.Некрасов

в) М.Е. Салтыков-Щедрин

г) А.П.Чехов

Еду ли ночью по улице темной,

Бури заслушаюсь в пасмурный день, -

Друг беззащитный, больной и бездомный,

Вдруг промелькнет твоя тень!

а) Ф.И.Тютчев

б) А.А.Фет

в) Н.А.Некрасов

г) И.С.Тургенев

    Укажите, какую позицию занимает в романе-эпопее «Война и мир» автор.

а) участник происходящих событий

б) человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события

в) бесстрастный наблюдатель

г) повествователь, прерывающий рассказ, чтобы поведать читателю о себе

    Укажите название полка, в котором служил Николай Ростов (Л.Н.Толстой, «Война и мир»).

а) Преображенский

б) Павлоградский

в) Измайловский

г) Семеновский

    Какой род литературы стал господствующим во второй половине 19 века?

а) лирика

г) лиро-эпика

13. Укажите произведение А. П. Чехова, которое является лирической комедией.

а) «Человек в футляре»

б) «Чайка»

в) «Медведь»

г) «Дама с собачкой»

14. Укажите, кому из русских писателей принадлежит высказывание «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

а) М. Е. Салтыков – Щедрин

б) Л. Н. Толстой

в) Ф. М. Достоевский

г) А. П. Чехов

15. Укажите, где происходит основное действие романа И. А. Гончаров «Обломов».

а) Петербург

б) Москва

в) город NN

г) тульское имение И. И. Обломова

16. Кому посвящены следующие строки?

Его преследуют хулы:

Он ловит звуки одобренья

Не в сладком ропоте хвалы

А в диких криках озлобленья…

а) Н. Г. Чернышевский

б) В. Г. Белинский

в) Н. Г. Гоголь

г) А. С. Пушкин

Ответы к заданиям по литературе в 11 классе (стартовый контроль)

Вариант 1.

Ответы.

1г, 2б, 3б, 4в, 5г, 6б, 7а, 8в, 9б, 10б, 11б, 12в, 13в, 14г, 15а, 16г, 17г.

Вариант2 .

Ответы.

1б, 2б, 3г, 4б, 5в, 6б, 7в, 8в, 9в, 10б, 11б, 12в, 13б, 14б, 15а, 16в,

Спецификация

контрольных измерительных материалов

для проведения диагностической работы

по литературе (8 класс I четверть)

    Назначение контрольных измерительных материалов (далее – КИМ)

Диагностическая работа проводится в рамках регионального исследования качества образования для анализа состояния литературного образования в основной школе, в том числе с учетом постепенного перехода на обучение по федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Назначение КИМ для проведения диагностической работы по литературе – оценить уровень общеобразовательной подготовки по литературе обучающихся 8 класса.

Результаты исследований могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования преподавания литературы Департаментом образования Орловской области, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.

2. Документы, определяющие содержание и параметры диагностической работы

Содержание диагностической работы определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 29 декабря 2010 г.), примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

    Структура КИМ

Работа состоит из 17 заданий , обязательных для выполнения всеми обучающимися. Назначение заданий разных типов – обеспечить проверку достижения учениками уровня базовой подготовки и обеспечить проверку достижения повышенного и высокого уровней освоения материала.

С целью экономии времени обучающихся преимущество было отдано заданиям, не требующим записи подробного ответа. Это позволило включить в работу значительное количество заданий (17) и тем самым повысить полноту и объективность оценки уровня обученности школьников.

Задания выстраиваются на основе системы знаний и умений, заложенных в содержании предмета и отраженных в планируемых результатах по литературе (предметных и метапредметных).

Для решения заданий повышенного и высокого уровня сложности нужно использовать полученные умения в малознакомой или незнакомой (новой) ситуации; интерпретировать художественный текст и выполнить задания к нему; создавать собственное речевое высказывание.

    Время выполнения работы

На выполнение работы отводится 45 минут.

5. Дополнительные материалы и оборудование

Не требуются.

6. Условия проведения диагностической работы

Диагностическая работа по литературе проводится в один день в соответствии с инструктивными документами.

Диагностическая работа проводится по месту обучения учащихся. При выполнении работы учащимся следует соблюдать инструкцию.

Проведение диагностической работы по литературе осуществляется с привлечением неспециалистов по данному предмету, обеспечением условий для получения объективных результатов.

На время проведения диагностической работы в аудиториях должны отсутствовать стенды, плакаты и иные материалы с информационной и справочно-познавательной информацией по литературе.

7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Выполнение задания в зависимости от типа и трудности оценивается разным количеством баллов. Верное выполнение каждого задания с выбором ответа оценивается 1 баллом. За выполнение заданий с кратким ответом (№ 13 -16) в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов. За выполнения задания с развернутым ответом (№ 17) в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 3 баллов по трем критериям. Максимальный первичный балл за выполнение всей диагностической работы – 29.

Задания части 1 - 1 балл за правильный ответ (максимум 12 баллов)

Задания части 2 - 2 балла за правильный ответ (максимум 8 баллов)

Задание части 3 9 баллов

Критерии оценивания части 3

Баллы

1. Глубина ответа на вопрос и убедительность суждений

а) дан прямой связный ответ на поставленный вопрос, сформулирована своя точка зрения, убедительно обоснованы тезисы, фактические ошибки и неточности отсутствуют

б) дан прямой связный ответ на поставленный вопрос; сформулирована своя точка зрения, но не все тезисы убедительны и/или допущены 1-2 фактические ошибки

в) вопрос раскрыт поверхностно или односторонне, нечетко сформулирована своя точка зрения; и/или не обоснованы свои тезисы; и/или допущены 3-4 фактических ошибки

г) нет ответа на вопрос и/или допущено более 4 фактических ошибок

2. Обоснованность приведения аргументов из текстов

а) правильно и точно приведены 3 аргумента

б) правильно и точно приведены 2 аргумента

в) правильно и точно приведен 1 аргумент

г) неправильно приведены аргументы или аргументы отсутствуют

3. Следование нормам речи

а) речевых ошибок нет, или допущена 1 речевая ошибка

б) допущено 2-3 речевые ошибки

в) допущено 4 речевых ошибок

г) количество допущенных ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок)

Максимальный балл

Перевод первичного балла в пятибалльную шкалу:

8. Распределение заданий КИМ по уровням сложности

Распределение заданий КИМ по уровням сложности представлено
в таблице:

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный балл

Повышенный

9. Распределение заданий диагностической работы по содержанию
и проверяемым умениям

Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице:

Число заданий

в варианте

Из фольклора

Из древнерусской литературы

Из литературы XVIII в.

Из литературы первой половины XIX в.

Проверяемые в работе умения представлены в таблице:

I вариант

II вариант

Проверяемые умения

Проверяемые умения

Знание жанров художественных произведений

Знание текста художественных произведений

Знание текста художественных произведений

Знание теории литературы

Знание теории литературы

Знание жанров художественных произведений

Знание текста художественных произведений

Знание текста художественных произведений

Знание жанров художественных произведений

Знание биографии писателей

Находить изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

Знание текста художественного произведения

Знание биографии писателей

Знание биографии писателей

Знание теории литературы

Знание текста художественного произведения

Знание текста художественного произведения

Знание текста художественного произведения

Знание текста художественного произведения

Знание текста художественного произведения

Определять тему художественного текста

Определять основную мысль художественного текста

Интерпретировать отрывок из художественного текста

Находить изобразительно-выразительные художественные средства

Создавать собственное высказывание-ответ на проблемный вопрос

Перечень проверяемых элементов содержания представлен в таблице:

Проверяемые элементы содержания

(указать УМК, для которых разработан КИМ)

Жанры фольклора

Из древнерусской литературы

Из литературы 18 века

Из литературы первой половины 19 века

Теория литературы

КИМ разработан для УМК под редакцией В.Я. Коровиной

Обобщённый план варианта контрольных измерительных материалов для проведения диагностической работы

I вариант

II вариант

Обозначение задания

Проверяемые умения

Уровень сложности задания

Примерное время выполнения задания (мин.)

Макс. балл за задание

Знание жанров художественных произведений

Знание жанров художественных произведений

Знание текста художественных произведений

Знание текста художественных произведений

Знание текста художественных произведений

Знание теории литературы

Знание теории литературы

Знание жанров художественных произведений

Знание текста художественных произведений

Знание текста художественных произведений

Знание жанров художественных произведений

Знание биографии писателей

Находить изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

Находить изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

Знание текста художественного произведения

Знание текста художественного произведения

Знание биографии писателей

Знание биографии писателей

Знание теории литературы

Знание текста художественного произведения

Знание текста художественного произведения

Знание текста художественного произведения

Знание текста художественного произведения

Знание текста художественного произведения

Определять тему художественного текста

Определять тему художественного текста

Повышенный

Определять основную мысль художественного текста

Определять основную мысль художественного текста

Повышенный

Интерпретировать отрывок из художественного текста

Интерпретировать отрывок из художественного текста

Повышенный

Находить изобразительно-выразительные художественные средства

Находить изобразительно-выразительные художественные средства

Повышенный

Создавать собственное высказывание-ответ на проблемный вопрос

Создавать собственное высказывание-ответ на проблемный вопрос

Работа охватывает следующие темы:

    Устное народное творчество. Отражение жизни народа в фольклорных песнях, частушках, преданиях. Особенности художественной формы фольклорных произведений.

    Развитие представлений о древнерусской литературе. Житийная литература как жанр. Житие Александра Невского. Особенности содержания и формы произведения.

    «Шемякин суд» как сатирическое произведение 18 века.

    Понятие о классицизме. Д.И. Фонвизин «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Проблемы воспитания истинного гражданина.

    И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Их историческая основа.

    К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Понятие о думе. Дума К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака». Историческая тема в произведении.

    А.С. Пушкин и история. История создания романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

    А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Образ героя-рассказчика. Гринев в начале жизненного пути. Проблема чести в романе.

    История испытаний героя романа Петра Гринева. Первая встреча с Пугачевым. Гринев в Белогорской крепости: «простое величие простых людей». Гринев и Швабрин: две личности, две судьбы

    Тема личности и истории в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пугачев и Гринев. История трех встреч. Сложность и неоднозначность образа Пугачева. Народное восстание в авторской оценке.

    Маша Миронова - нравственный идеал А.С. Пушкина. Испытание любовью главных героев романа. Тема милосердия в романе.

Ответы

диагностической работы по литературе (8 класс I четверть)

№ задания

I вариант

II вариант

(Примерные ответы)

Тема стихотворения: Жизнь боярышника.

Основная мысль: Жизнелюбие боярышника. (Как и у людей –сила духа и стойкость).

Интерпретация: Боярышник не боится не только жить на камнях над пропастью (он сильный духом), но и цвести и чувствовать себя уверенно. (Такими могут быть и люди)

Эпитеты – обрыв пуст, пышной красотою, пламенный боярышник, дикие камни, острыми корнями, каменная твердь.

Олицетворения – боярышник спорил, боярышник держал твердь.

Сравнения – боярышник, как будто спорил с камнями; боярышник держал, как в лапе, каменную твердь.

Метафора – расцвёл красотою.

(Примерные ответы)

Тема стихотворения: Природа.

Основная мысль: Пробуждение природы в середине весны.

Интерпретация: Весной, с наступлением тепла, обилием солнца, дождей просыпается лес, из черного и бестрепетного превращается в зеленый шум.

Изобразительно-выразительные средства:

Эпитеты – тих ручей, прошлогодняя борозда, лес бестрепетный и черный, лес затушёванный.

Олицетворения – лес стоит, шум очнётся, шум развернётся, гром ударит, лист отзовётся.

Сравнение – лес, как затушёванный.

Метафора – зелёный шум.

Инструкция по выполнению работы для учеников

На выполнение демонстрационной контрольной работы по литературе отводится 45 минут. Работа состоит из 3-х частей.

Часть 1 содержит 12 заданий с выбором ответа. К каждому из заданий даётся 4 варианта ответа, только один является верным. Цифру правильного ответа следует обвести кружком.

Часть 2 состоит из 4 заданий. На них следует дать краткий ответ. Ответы записываются в контрольной работе.

Выполнение заданий части 3 требует полного развёрнутого ответа на поставленный вопрос.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы можете вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий даётся от одного до четырех баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и наибольшее количество баллов.

Время выполнения работы 45 мин.

Желаем вам успеха!

(8 класс I четверть учебного года)

I вариант

Часть 1

    К какому жанру устного народного творчества относится следующее произведение:

А) историческая песня Б) частушка В) хороводная песня Г) предание

Не хотела я плясать,

Не хотела выходить,-

Гармонист такой хороший,

Ему надо угодить.

    Каков последний подвиг Александра Невского («Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»)?

А) спасение христиан из Орды от притеснения иноплеменниками

Б) победа в битве на реке Неве

В) освобождение города Пскова от немцев

Г) победа на Чудском озере

    Что означает выражение Шемякин суд (по одноименной повести «Шемякин суд»)?

А) справедливый суд

Б) несправедливый суд

В) решение в пользу бедного

Г) решение в пользу богатого

    Д.И. Фонвизин писал в рамках направления:

А) реализм

Б) романтизм

В) классицизм

Г) неоромантизм

    Слова из комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина "Не хочу учиться, а хочу жениться" принадлежат:

А) Скотинину

Б) Правдину

В) Милону

Г) Митрофанушке

    Произведение К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» - это

Б) повесть
В) дума

Г) рассказ

    Какое изобразительно-выразительное средство употреблено в произведении К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» в следующих строках:

Ревела буря, дождь шумел,

Во мраке молнии летали… ?

А) олицетворение

Б) эпитет

В) метафора

Г) антитеза

    Какое историческое событие легло в основу басни И.А. Крылова «Обоз»?

А) Куликовская битва

Б) Отечественная война 1812 года

В) Ледовое побоище

Г) Междоусобная война на Руси

    Выберите правильно указанные годы жизни А.С. Пушкина:

10. Какой основной принцип положен в основу создания образов Гринева и Швабрина:
А) сопоставления
Б) взаимодополнения
В) антитезы
Г) композиционной параллели

11. Что пожаловал Петруша Гринев вожатому (Пугачеву) в романе А.С. Пушкина

«Капитанская дочка»?

А) трость

Б) заячий тулуп

В) валенки

12. Когда герой Пушкина Гринёв был записан в полк?

А) когда ему исполнилось 16 лет

Б) когда ему исполнилось 10 лет

В) еще до рождения

Г) сразу после рождения

Часть 2

    Определите тему.

    Определите основную мысль.

    Интерпретируйте.

Над пропастью, почти над пустотою,

Где сам обрыв и каменист и пуст,

Расцвёл такою пышной красотою

Боярышника пламенного куст,

Как будто спорил с дикими камнями,

Мне было страшно в бездну посмотреть.

А он и цвёл, и острыми корнями

Держал, как в лапе, каменную твердь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 3

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диагностическая работа по литературе

(8 класс I четверть учебного года)

II вариант

Часть 1

1. К какому жанру устного народного творчества относится следующее произведение:

А) историческая песня Б) частушка В) хороводная песня Г) колыбельная песня

Баю-бай, баю-бай!

К нам приехал Мамай,

К нам приехал Мамай,

Просит: «Васеньку отдай».

А мы Васю не дадим,

Пригодится нам самим.

    Кто произнес такие слова: «Не в силе Бог, но в правде»?

А) Шемяка («Шемякин суд»)

Б) Убогий («Шемякин суд»)

В) Александр Невский («Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»)

Г) Митрополит Кирилл («Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»)

3. "Повесть о Шемякином суде" – это

А) произведение фольклора

Б) произведение древнерусской литературы

В) произведение современной литературы

Г) произведение литературы Х1Х века.

    В каком жанре написано произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

А) комедия

Б) трагедия

    Кому из героев произведения «Недоросль» Д.И. Фонвизина принадлежат такие слова: «… имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»?

А) Скотинин

Б) Митрофанушка

В) Г-жа Простакова

А) А.С. Пушкин

Б) И.А. Крылов

В) К.Ф. Рылеев

Г) М.Ю. Лермонтов

    Какое изобразительное-выразительное средство является ключевым в баснях И.А. Крылова?

А) эпитет

Б) метафора

В) олицетворение

Г) аллегория

    Какова мораль басни И.А. Крылова «Лягушки, просящие царя»?

А) Мечтать о лучшей жизни при каком-то лучшем, хорошем царе - нелепо.

Б) Нужно всегда желать лучшего.

В) Мечты всегда сбываются.

Г) Не желай зла ближнему своему.

    О ком идет речь: «… среди лучших студентов (он) был привезен в Петербург, где

встретился с самим Ломоносовым, о чем вспоминал всю жизнь».

А) А.С. Пушкин

Б) И.А. Крылов

В) К.Ф. Рылеев

Г) Д.И. Фонвизин

    Повествование в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ведется от лица:
    А) автора
    Б) повествователя
    В) Маши Мироновой
    Г) Петра Гринева

    Как в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» во время дуэли проявились

характеры героев?

А) Швабрин проявил честность и признал свою клевету

Б) Гринев попросил прощения у Швабрина

В) Швабрин подло уколол шпагой Гринева в спину, когда тот обернулся на оклик

Г) Гринев оскорбил Швабрина бранными словами и убил его.

    Кому из героев произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» принадлежат слова «Казнить так казнить, миловать так миловать – таков мой обычай»?

А) Пугачев

Б) Гринев – отец

В) капитан Миронов

Г) Гринев

Часть 2

Выполните задания второй части работы. В стихотворении В. Дронникова:

    Определите тему.

    Определите основную мысль.

    Интерпретируйте.

    Найдите изобразительно-выразительные художественные средства.

Конец апреля, тих ручей подгорный,

Грач к прошлогодней борозде летит.

И только лес, бестрепетный и чёрный,

Вдали, как затушёванный, стоит.

Зелёный шум легко очнётся в нём

И каждой веткой к солнцу развернётся,

Когда из туч ударит первый гром

И лист ему из почки отзовётся.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 3

Какие проблемы ставит А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка»? В своем рассуждении приведите не менее трех аргументов. Прокомментируйте сформулированные проблемы на примере ситуаций, поступков героев. Объем сочинения не должен быть меньше 50 слов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Кто из героев романа «Герой нашего времени» задает себе вопрос: «…зачем я жил? для какой цели я родился?..»

А) Грушницкий Б) Печорин В) Вернер

6.Каким образом в бабушка в произведении Достоевского «Белые ночи» удерживала Настеньку дома?

А) запирала в комнате Б) привязывала к лавке В) пришпиливала платье булавкой

7. О ком из героев «Мёртвых душ» эти слова «Он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя...

для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями

он ступал и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги»:А) Плюшкин Б) Манилов В) Собакевич

Г) Ноздрев

8. Жанровое своеобразие произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума» выражено в определении жанра:

1) Комедия 2) Трагедия 3) Трагикомедия

9.Укажите, к какому литературному направлению относится роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

а) классицизм б) сентиментализмв) реализм г) романтизм

10.Какой художественный прием использует А.С.Пушкинв строчках :

«Куда, куда вы удалились/ Весны моей златые дни?»

А) олицетворение В) эпитетБ) инверсия Г) аллегория

11.Определите, кому из героев одного из произведений А.С.Пушкина соответствуют эти характеристики:

«Молодой повеса», «он умён и очень мил», «мог он лицемерить», «не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить»,

«как женщин, он оставил книги», «русская хандра им овладела понемногу».

12.Назовите имя, фамилию главного героя рассказа «Судьба человека».

13. Назовите фамилию ещё одного помещика из «Мёртвых душ»: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Плюшкин.

14.Организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения – это… .

15. Почему роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни. Прокомментируйте свой ответ.

Вариант 3.

1. Поэт, подаривший Пушкинусвой портрет с надписью «Победителю – ученику от побежденного учителя»:

А) Жуковский Б) Державин В) Фонвизин Г) Ломоносов

2. О ком из героев романа идёт рассказ:«Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь,

например, в дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут, устанут –а ему ничего. А другой раз сидит у себя в

комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана

один на один, бывало, по целым часам слова не добьёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики

надорвёшь от смеха… Да- с, с большими был странностями…»

3. Печорина из романа «Герой нашего времени» звали: 1) Максим Максимыч 2 ) Григорий Александрович

3) Сергей Александрович 4 )Александр Григорьевич

4. О ком из героев комедии «Горе от ума» эти слова: «И золотой мешок, и метит в генералы»?

А) Скалозуб Б) Фамусов В) Молчалин Г) Чацкий

5.О ком из героев «Мёртвых душ» говорится «...Набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки,

размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий

четвертачки...»: А) Плюшкин Б) Манилов В) Собакевич Г) Коробочка

6.Кто впервые в русской литературе написал стихотворение «Памятник» по тексту произведения Горация

Данилина Галина Олеговна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Учхозская СОШ» Краснослободского района Республики Мордовия

требований школьной программы базового уровня.

Сборник адресован учителям литературы.

Пояснительная записка

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Сборник итоговых контрольных работ для 5-11 классов поможет учителю проверить выполнение требований школьной программы базового уровня, а именно: текстуальное знание художественных произведений, уровень формирования читательских умений, развитие культуры устной и письменной речи, знание литературоведческих терминов и понятий.

Сборник строится с опорой на Программу среднего (полного) общего образования, сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника.

Задания сборника разработаны в соответствии со структурой ЕГЭ и отражают три уровня заданий: с выбором ответа (тесты), с кратким ответом (одно-два слова), с развернутым ответом (не более 2-3 предложений).

Время отводимое на выполнение заданий в 5-9 классах 40-45 минут, в 10-11 классах – до 90 минут.

за курс 5 класса

Часть 1.

Выберите верный ответ.

1. Фольклор – это …

а) устное народное творчество;

б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.

в) сказки, придуманные народом;

г) художественные произведения, созданные нашими предками.

2. Жанр древнерусской литературы, запись исторических событий по годам.

а) житие

б) летопись

в) мемуары

г) воспоминания

3. Русские народные сказки традиционно делятся на 3 группы. Найдите лишнюю.

а) волшебные

б) бытовые

в) исторические

г) о животных

4. Какой вид конфликта вы не встретите в русской народной сказке?

а) добро – зло;

б) жизнь – смерть;

в) дом – дорога;

г) природа – цивилизация.

5. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно…»

а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»

б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

в) И.С. Тургенев «Муму»

г) Д.Б. Кедрин «Алёнушка»

Часть 2.

Кратко запишите ответ.

1. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее.

2. Поэт, который в 19 лет сбежал из дома и пешком дошёл из Архангельска до Москвы, чтобы учиться.

3. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. Назовите автора.

«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная».

Часть 3.

В чем заключается главное отличие древнерусской литературы от устного народного творчества.

Ответы 5 класс

Номер задания

Ключ ответа

Часть 1

Часть 2

А.С.Пушкин

М.В.Ломоносов

В.Астафьев «Васюткино озеро»

Итоговая контрольная работа по литературе

за курс 6 класса

Часть 1.

Выберите верный ответ.

1 .Какие жанры литературы относятся к эпосу:

а) роман, повесть, рассказ

б) стихотворение, поэма, ода

в) трагедия, комедия

2.Соотнесите термин с определением.

1.Миф-

2.Сказ-

3.Рассказ-

А. Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Б.Представление человека о мире, сказание о происхождении богов и людей.

В.Повествование, опирающееся на народные предания и легенды, содержащие зарисовки народного быта и нравов.

Часть 2.

Кратко запишите ответ.

1.Выпишите из стихотворения эпитеты:

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка.

2. Какое средство художественной выразительности использовал автор в описании бури?

Выпишите их.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко постучит.

Часть 3.

Письменно ответьте на вопросы (2-3 предложения):

1.Что такое летопись и зачем она нужна? Кто был первым летописцем?

2.Кто такой Иван Петрович Белкин? Где вы встречались с этим именем?

Ответы 6 класс

Итоговая контрольная работа по литературе

За курс 7 класса.

Часть 1.

Выберите верный ответ.

1. Какое из названных произведений является автобиографическим?

а) Н.В.Гоголь « Тарас Бульба»

б) А.П. Платонов « Юшка»

в) А.М. Горький « Детство»

г) Ю.П. Казаков « Тихое утро»

2. Какой художественный прием использовал Н.В.Гоголь, чтобы противопоставить Остапа Андрию в повести « Тарас Бульба»?

а) гипербола

б) метафора

в) олицетворение

г) антитеза

3. Какова основная идея стихотворения В. Маяковского « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

а) поэт и солнце - друзья

б) назначение поэта и поэзии

в) жалоба поэта на трудную жизнь

г) признание в любви

Часть 2.

Кратко запишите ответ.

« Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имена, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась».

2. Заполните таблицу

Роды литературы

Жанры

Роман

Стихотворения

Комедия

Повесть

Стихотворение в прозе

Трагедия

Рассказ

Басня

Драма

Эссе

Элегия

Поэма

Ода

Часть 3.

Письменно ответьте на вопрос (2-3 предложения):

Назовите основную проблему произведений писателей, изученных в 7 классе.

Ответы 7 класс

Номер задания

Ключ ответа

Часть 1

Часть 2

Л.Андреев «Кусака»

Эпос, лирика, драма.

Роды литературы

Эпос

Лирика

Драма

Жанры

Роман

Стихотворения

Комедия

Повесть

Стихотворение в прозе

Трагедия

Рассказ

Басня

Драма

Эссе

Поэма

Итоговая контрольная работа по литературе

за курс 8 класса.

Часть 1.

Выберите верный ответ.

1.Историзм- это

а) мысли об историческом прошлом

б) письма, дневники, заметки

в) принцип в литературе, помогающий представить героев, события на фоне большого исторического полотна

г) устное народное творчество

2. К какому литературному направлению принадлежит повесть Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь»?

а) романтизм;

б) сентиментализм;

в) реализм;

в) есть черты и сентиментализма, и романтизма

3.Идейный кульминационный центр «Мцыри» - это…

а) эпизод борьбы Мцыри с барсом;

б) встреча с грузинкой

в) сон о золотой рыбке

в) три дня странствий

Часть 2.

Кратко запишите ответ.

1.Выпишите жанры лирики:

а) рассказ, б) эпос, в)ода, г)драма, д)стихотворение, е)повесть, ж) рассказ, з) комедия

2.Определите раздел литературы и жанр отрывка:

Мое сердце взволновалось,

Как на Волхове вода.

Вода на время устоится-

Мое сердце никогда.

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали. (М. Лермонтов)

Часть 3.

Письменно ответьте на вопрос (2-3 предложения):

Охарактеризуйте типы литературных героев, представленных в произведениях писателей, изученных в 8 классе.

Ответы 8 класс

Номер задания

Ключ ответа

Часть 1

Часть 2

в, д

Устное народное творчество, частушка.

Эпитеты:

хмурые тучи, скалы горючей.

Олицетворения:

тучи блуждали, сползали. Метафора: грудь скалы.

Итоговая контрольная работа по литературе

За курс 9 класса.

Часть 1.

1. Определите название произведения и его автора.

а) Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

б) Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

2. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежат произведения русских писателей?

а) «Капитанская дочка» (А.С.Пушкин)

б) "Бедная Лиза" (Н. М. Карамзин).

в) "Властителям и судиям" (Г. Р. Державин).

г) "Мцыри" (М. Ю. Лермонтов).

3. Определите, какие средства выразительности используются в следующих строчках.

Блистая взорами, Евгений

Стоит подобно грозной тени,

И, как огнем обожжена,

Остановилась она.

а) сравнение

б) гиперболу

в) олицетворение

г) эпитет

Часть 2.

Кратко запишите ответ.

1. О каком произведении В. Г. Белинский сказал, что это "прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения"?

2. Какого русского писателя XVIII века Екатерина II назвала "бунтовщиком хуже Пугачева"?

Часть 3.

Письменно ответьте на вопрос (2-3 предложения):

Отметьте особенность стихотворений о родине, изученных в 9 классе.

Ответы 9 класс

Номер задания

Ключ ответа

Часть 1

а - М.Ломоносов «Ода на день восшествия на престол Государыни императрицы Елисаветы Петровны»

б - А.Грибоедов «Горе от ума»

а - реализм

б - сентиментализм

в - классицизм

г - романтизм

а, г

Часть 2

Слово о полку Игореве

А.Радищева

Итоговая контрольная работа по литературе

за курс 10 класса.

Часть1

А1.В качестве эпиграфа к пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор» использована пословица, выберите верную:

А) «по платью видят, кто таков идет»

Б) «сколько веревку ни вить, а концу быть»

В) «на зеркало неча пенять, коли рожа крива»

Г) «береги честь смолоду»

А2. Кому посвятил И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»?

А) А.С.Пушкину

Б) В.Г.Белинскому

В) Н.В.Гоголю

Г) Н.А.Некрасову

А3. О ком в «Мертвых душах» сказано: « прореха на человечестве»?

А) о капитане Копейкине

Б) о Плюшкине

В) о Коробочке

Г) о Чичикове

А4. Кому принадлежат следующие слова: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша!»?

А) Катерине

Б) Кулигину

В) Тихону

Г) Кабанихе

А5. Реализм – это

А) изображение типических характеров в типических обстоятельств

Б) правдивое изображение действительности

В) направление в литературе, проникнутое оптимизмом и стремление показать высокое предназначении человека

Г) художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв.

Часть 2.

В1. А.С.Грибоедов писал: « В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека..» Кого писатель имел в виду?

В2. К какому эстетическому направлению в литературе 18 – 19 века принадлежит поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

В3 .Назовите жанр лирического произведения, написанного возвышенным стилем и воспевающего кого – либо или какое – либо торжественное событие?

В4 . Эпиграфом какого произведения является пословица «Береги честь смолоду»?

В5. По какому принципу вводятся в роман образы Обломова и Штольца?

Часть 3.

Выскажите свое мнение по поводу высказывания в форме развернутого ответа. Рассуждайте. Приводите доводы.

Прочитанные мною произведения в курсе литературы 10 класса удивили меня необычными сюжетными линиями, перепитиями судеб персонажей. А самое главное, герои произведений русской литературы XIX века личности сильные, неординарные, но зачастую вступающие в противоречие с обществом.

Ответы. 10 класс

Чацкий

романтизм

ода

А.Пушкин

«Капитанская дочка»

антитеза

Итоговая контрольная работа по литературе

за курс 11 класса.

Часть 1. Прочитайте текст. Выполните задания.

Немецкий передний край проскакивал меж двух дзотов. Из блиндажа автоматчики выскочили, и я нарочно сбавил ход, чтобы они видели, что майор едет. Но они крик подняли, руками махают, мол, туда ехать нельзя, а я будто не понимаю, подкинул газку и пошел на все восемьдесят. Пока они опомнились и начали бить из пулеметов по машине, а я уже на ничьей земле между воронками петляю не хуже зайца.

Тут немцы сзади бьют, а тут свои очертели, из автоматов мне навстречу строчат. В четырех местах ветровое стекло пробили, радиатор пропороли пулями... Но вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем...

Молодой парнишка, на гимнастерке у него защитные погоны, каких я еще в глаза не видал, первым подбегает ко мне, зубы скалит: «Ага, чертов фриц, заблудился?» Рванул я с себя немецкий мундир, пилотку под ноги кинул и говорю ему: «Милый ты мой губошлеп! Сынок дорогой!

Какой же я тебе фриц, когда я природный воронежец? В плену я был, понятно? А сейчас отвяжите этого борова, какой в машине сидит, возьмите его портфель и ведите меня к вашему командиру». Сдал я им пистолет и пошел из рук в руки, а к вечеру очутился уже у полковника – командира дивизии. К этому времени меня и накормили, и в баню сводили, и допросили, и обмундирование выдали, так что явился я в блиндаж к полковнику, как и полагается, душой и телом чистый, и в полной форме. Полковник встал из-за стола, пошел мне навстречу. При всех офицерах обнял и говорит: «Спасибо тебе, солдат, за дорогой гостинец, какой привез от немцев. Твой майор с его портфелем нам дороже двадцати "языков". Буду ходатайствовать перед командованием о представлении тебя к правительственной награде». А я от этих слов его, от ласки, сильно волнуюсь, губы дрожат, не повинуются, только и мог из себя выдавить: «Прошу, товарищ полковник, зачислить меня в стрелковую часть».

Но полковник засмеялся, похлопал меня по плечу: «Какой из тебя вояка, если ты на ногах еле держишься? Сегодня же отправлю тебя в госпиталь. Подлечат тебя там, подкормят, после этого домой к семье на месяц в отпуск съездишь, а когда вернешься к нам, посмотрим, куда тебя определить».

И полковник, и все офицеры, какие у него в блиндаже были, душевно попрощались со мной за руку, и я вышел окончательно разволнованный, потому что за два года отвык от человеческого обращения.

М.А. Шолохов, «Судьба человека»

А1. Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину ХIХ века и традиции которого нашли свое отражение в «Судьбе человека».

А2. Укажите жанр, к которому принадлежит названное произведение М.А. Шолохова

А3. «Судьбу человека» называют «свернутым эпическим полотном». Назовите шолоховский четырехтомный роман-эпопею, представляющий собой «большой» эпос и также отображающий судьбу человека в Истории

А4. Эпизод встречи героя с командиром дивизии своеобразно перекликается со сценой у лагерфюрера Мюллера, назвавшего Андрея «настоящим русским солдатом». Как называется резкое противопоставление различных ситуаций, явлений в художественном произведении?

А5. Как называется способ отображения внутренних, душевных переживаний героев в произведении («упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем», «губы дрожат, не повинуются» и т.п.)?

Часть 2. Прочитайте текст. Выполните задания.

ВЕЧЕР

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном, –

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

А.А. Фет

В1. «Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река...»

Как называется художественное описание природы в литературном произведении?

В2. К какому приему прибегает поэт в строке: «Разлетелись, как дым облака»?

В3. Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор, упоминая о «вздохах дня» в «дыханье ночном»?

В 4. Как называется сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением и объединяемых рифмовкой.

В5. Каким размером написано стихотворение А.А. Фета «Вечер»?

Часть 3.

Напишите ответ на вопрос: « В чем, по –вашему мнению, особенности прозы о Великой Отечественной войне?» (Перечислите основные проблемы, типы героев и т.д.)

Ответы. 11 класс

реализм

пейзаж

рассказ

сравнение

Тихий Дон

метафора

контраст

рифма

психологизм

анапест

Использованная литература.

  1. КИМ ЕГЭ по литературе 2010-2013 гг. Москва «Просвещение».
  2. Журнал «Русский язык в школе». Москва. 2011-2012 гг.
  3. Журнал « Русский язык и литература. Всё для учителя! . Новосибирск. 2013 г.
  4. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: ВАКО, 2006 г.
  5. Кузанова О.А. «Литература. Государственная итоговая аттестация.9 класс» М., «Экзамен», 2011г.


Спецификация
промежуточной диагностической работы для 5 класса
по литературе
1. Назначение диагностической работы
Промежуточная работа предназначена для проведения процедуры промежуточной диагностики индивидуальных достижений обучающихся 5 класса планируемых результатов обучения по предмету «Литература».
Диагностическая работа охватывает содержание 1 полугодия учебного года, включенное в учебно-методический комплект по литературе к учебнику литературы для 5 класса под редакцией В.Я. Коровиной и др.
2. Документы, определяющие содержание КИМ:
ООП ООО МБОУ «Киикская средняя школа», утв Приказом №87 от 31.08.2015г.
3. Условия проведения диагностической работы.
На выполнение работы отводится 45 минут. Ответы на задания обучающиеся записывают в бланки тестирования. Дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены.
4. Структура диагностической работы.
В работе используется несколько видов заданий: с выбором правильного ответа из нескольких предложенных, задания с кратким ответом, задание на соответствие. Промежуточная работа по литературе состоит из 2-х частей.
Часть 1 содержит задания с выбором ответа (1-4, 6-21), задание 5 – на соответствие.
Часть 2 содержит задания с кратким ответом (22–26).
Полнота проверки достижения учащимися планируемых результатов обеспечивается за счёт включения заданий, составленных на материале основных разделов курса 5 класса, изученных в 1 полугодии. Содержание заданий промежуточной работы позволяет обеспечить полноту проверки подготовки обучающихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижения учащимися этого уровня. За счёт включения заданий повышенного уровня сложности работа даёт возможность осуществить более тонкую дифференциацию учащихся по уровню подготовки и зафиксировать достижение пятиклассниками обязательных для овладения планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне. Таким образом, результаты выполнения учащимися работы дают возможность охарактеризовать как состояние базовой подготовки обучающегося, так и его развитие.
В таблице 1 приведено распределение заданий в работе по разделам курса.
Таблица 1. Распределение заданий в работе по разделам курса.
Разделы курса Число заданий в варианте
1. Основные теоретико-литературные понятия 8
2. Из русского фольклора 3
3. Из древнерусской литературы 1
4. Из русской литературы 18 века 3
5. Из русской литературы первой половины 19 века 8
6. Из русской литературы второй половины 19 века 3
Итого: 26
Из 26 заданий промежуточной работы 21 задание относится к базовому уровню сложности, 5 заданий – к повышенному уровню.
5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Таблица 2. Распределение заданий по уровню сложности
Уровни сложности Число заданий Максимальный балл за задания данного уровня сложности
Базовый 21 24
Повышенный 5 8
Итого: 26 32
Шкала перевода баллов за работу в школьную отметку приведена в таблице «Критерии оценки»
Критерии оценки:
Отметка Процент правильно выполненных заданий на базовом уровне (БУ) Процент правильно выполненных заданий на уровне выше базового (ПУ)
«5» 85 – 100% 65 – 100%
«4» 70% - 84% 50 – 100%
«3» 50 – 69% -
«2» менее 50% -
План промежуточной работы по русскому языку для оценки учебных достижений обучающихся 5 класса
Используются следующие обозначения:
1) Уровни сложности заданий: Б – базовый, П – повышенный.
2) Тип задания: ВО – задания с выбором ответа, КО – задания с кратким ответом, СО – задания на соответствие.
№ Обозначение задания в работе Контролируемые элементы содержания Уровень сложности Тип задания Максимальный балл за задание
Часть 1
1 1 Фольклор. Жанры фольклора Б ВО 1
2 2 Фольклор. Жанры фольклора Б ВО 1
3 3 Русские народные сказки Б ВО 1
4 4 Русские народные сказки Б ВО 1
5 5 Фольклор. Жанры фольклора Б СО 4
6 6 Русские народные сказки Б ВО 1
7 7 Памятник древнерусской литературы «Повесть временных лет» Б ВО 1
8 8 Творчество М.В.ЛомоносоваБ ВО 1
9 9 Творчество М.В.ЛомоносоваБ ВО 1
10 10 Творчество М.В.ЛомоносоваБ ВО 1
11 11 Творчество И.А.КрыловаБ ВО 1
12 12 Творчество И.А.КрыловаБ ВО 1
13 13 Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, олицетворение, аллегория Б ВО 1
14 14 Творчество А.С.ПушкинаБ ВО 1
15 15 Творчество А.С.ПушкинаБ ВО 1
16 16 Творчество А.С.ПушкинаБ ВО 1
17 17 Творчество Н.В.ГоголяБ ВО 1
18 18 Творчество Н.В.ГоголяБ ВО 1
19 19 Творчество И.С.ТургеневаБ ВО 1
20 20 Творчество И.С.ТургеневаБ ВО 1
21 21 Творчество М.Ю.ЛермонтоваБ ВО 1
Часть 2
22 22 Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, олицетворение, аллегория ПКО 1
23 23 Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, олицетворение, аллегория ПКО 3
24 24 Литературные роды и жанры ПКО 1
25 25 Форма и содержание литературного произведения: композиция ПКО 1
26 26 Творчество Н.А.НекрасоваПКО 2
ИТОГО: Б-21
П-5
32
балла
Промежуточная диагностическая работа по литературе 5 класс
Часть 1.
К каждому заданию №1 - №21 даны варианты ответа, из которых только один правильный.
1. Что обозначает слово «фольклор»?
а) русская литература; б) древняя литература;
в) народные гуляния; г) искусство народа.
2. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
а) сказка; б) рассказ; в) пословица; г) потешка.
3. Какой вид конфликта вы не встретите в русской народной сказке?
а) добро – зло; б) жизнь – смерть; в) природа – цивилизация.
4. Какой разновидности сказок не существует в фольклоре?
а) о животных; б) бытовые; в) фантастико-бытовые; г) волшебные.
5.Соотнесите понятие и определение.
а) пословица 1) памятник исторической письменности, где повествование ведётся в хронологической последовательности;

Б) летопись 2) занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях
в) сказка 3) Произведение эпического рода литературы, краткий стихотворный
или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий
иносказательный смысл
г) басня 4) краткое народное изречение с назидательным содержанием

6. Какая черта не является чертой волшебной сказки?
а) мораль; б) концовка; в) присказка; г) зачин.

7. Укажи произведение, которое является памятником древнерусской литературы:
а) сказка «Журавль и цапля»;
б) стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру…»;
в) считалка «На златом крыльце сидели…»;
г) «Повесть временных лет».
8. Поэт, который в 19 лет сбежал из дома и пешком дошёл из Архангельска до Москвы, чтобы учиться:
а) М.В. Ломоносов; б) М.Ю. Лермонтов;
в) В.А. Жуковский; г) А.С.Пушкин.
9. Кого А.С. Пушкин назвал «первым нашим университетом»?
а) М.Ю. Лермонтова; б) И.А. Крылова;
в) М.В. Ломоносова; г) И.С.Тургенева.
10. Представителем какой литературной эпохи является М.В.Ломоносов?
а) древнерусской литературы; б) литературы 18 века;
в) литературы 19 века; г) литературы 20 века.
11. Какие отрицательные качества человека аллегорически изображены в образе волка из басни И.Крылова «Волк на псарне»?
а) упрямство; б) жадность, неумеренность в еде;
в) капризность; в) лживость, хитрость, лицемерие.
12. Укажи название басни И.Крылова, мораль которой заканчивается строкой «Не чувствуя, что он вкушает их плоды».
а) «Ворона и лисица»; б) «Волк на псарне»;
в) «Квартет»; г) «Свинья под дубом».
13. О каком понятии идёт речь в определении: «Наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ»?
а) басня; б) мораль; в) олицетворение; г) сравнение.
14. В какой сказке вам встречалось говорящее зеркальце?
а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»
б) А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
в) «Царевна-лягушка»
15. Укажите титул Елисея («Сказка о мёртвой царевне…» А.Пушкина).
а) царь; б) боярин; в) королевич; г) принц.
16. Что отличает «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина от народных сказок?
а) в произведении есть образ злой мачехи;
б) в произведении большую роль играет волшебный предмет;
в) произведение принадлежит конкретному автору, тогда как указать конкретного автора народных сказок невозможно;
г) действие сказки происходит в неопределённом месте.
17. Укажи сборник Н.Гоголя, частью которого является повесть «Заколдованное место».
а) «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
б) «Миргород»;
в) «Петербургские повести»;
г) произведение не входит в какой-либо сборник.
18. Как в подзаголовке «Заколдованного места» определяется жанр произведения?
а) басня; б) былина; в) быль; г) небывальщина.
19. Как называлось имение, в котором прошло детство И.Тургенева?
а) Диканька; б) Михайловское;
в) Спасское-Лутовиново; г) Тарханы.
20. Какие прилагательные больше всего подходят для характеристики Герасима?
а) сварливый, неуживчивый, своенравный;
б) ленивый, добродушный;
в) трудолюбивый, заботливый, преданный;
г) самовлюблённый, упрямый.
21. Какому историческому событию посвящено одно из стихотворений Лермонтова?
а) Полтавской битве; б) Куликовской битве; в) Бородинскому сражению.
Часть 2
22. Какое изобразительно-выразительное средство (средства) использовано в приведённом фрагменте: «сама, как солнце ясное, светится»7
23. Какие персонажи русских народных сказок олицетворяют зло?
1___________________________
2___________________________
3___________________________
24. Закончи фразу.
Эпос, лирика, драма – это_____________________________________________
25. Какой традиционный элемент народной сказки использовал А.Пушкин в финале своей «Сказки о мёртвой царевне…»: «Я там был, мёд, пиво пил, да усы лишь обмочил»?
____________________________________________________________
26. Укажите название произведения и автора этих строк:
«..Красавица, миру на диво
Румяня, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.»
_____________________________________________
Ответы
Часть 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
г Б В В А-4
Б-1
В-2
Г-3 А Г А В Б В Г В Б В В А В В В В
Часть 2
22 сравнение
23 Например: Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч
24 Роды литературы
25 Концовка
26 Н.А.Некрасов «Мороз Красный нос»

 

 

Это интересно: