→ Всероссийская олимпиада школьников по искусству (МХК). Всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) Задания регионального этапа олимпиады по мхк

Всероссийская олимпиада школьников по искусству (МХК). Всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) Задания регионального этапа олимпиады по мхк

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) 2017- 2018 учебный год

9 класс

Задание 1.

1.Как называется эта картина и кто её написал?

2. К какой опере имеет отношение данное полотно художника?

Задание 2.

напряженность, грандиозность, драматизм мотивов движения, декоративность, обилие декоративных деталей, пышность, сложность ракурсов и поворотов, неравномерность распределения объемов, усложненность композиции, многофигурность, динамизм, асимметрия

живопись

архитектура

скульптура

Задание 3.

1. М__за__ка – изображение, выполненное из цветных камней, цветного непрозрачного стекла (смальты), керамических плиток.

2. М__р__нист – художник, изображающий морские пейзажи.

3. __кслибр__с – книжный знак, указывающий владельца.

4. __кв__рель – техника живописи и графики, использующая прозрачные

водорастворимые краски.

5. К__рам__ка – посуда и другие изделия из глины.

Задание 4.

1 .

а. хай-тек

2.

б. готика

3.

в. ампир

4.

г. рококо

5.

д. модерн

6.

е. барокко

7.

ж. классицизм

Задание 5. Соотнесите композитора и его произведение, впишите имя композитора в таблицу

Произведение

Балет «Ромео и Джульетта»

Симфония № 40

Опера «Евгений Онегин»

«Лунная» соната

П. И. Чайковский

И. С. Бах

С. С. Прокофьев

Л.В. Бетховен

В. А. Моцарт

Задание 6. Дан ряд изображений. Определите вид искусства каждого произведения, соберите их в группы. Напишите свои собственные определения, отражающие их содержание.

1

2

3

4

5

6

7

8

Заполните таблицу:

Задание 7. Рассмотрите картину Б. Кустодиева «Гуляние на Волге»

Проанализируйте данную картину и опишите свои рассуждения в виде литературного текста.

Примерные вопросы для описания и анализа художественного произведения:

Что я чувствую? Какое впечатление производит картина? Какое ощущение может испытать зритель? Как помогают эмоциональному впечатлению от произведения его масштаб, формат, использование определенных цветов.

Что я знаю? Есть ли в картине сюжет? Что изображено? В какой среде располагаются изображенные персонажи? Вывод о жанре произведения.

Что я вижу? Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)? Как в произведении соотносятся цвета (цветовая композиция)? Носит ли символический характер композиция произведения и его основные элементы?

Ключи, примеры ответов на задания комплекта аудиторных задания

для 9 класса

Критерии оценок.

Задание 1. 1 . Михаил Александрович Врубель «Царевна-Лебедь».

2. Посвящена персонажу оперы « »

3. Николай Римский-Корсаков (по сказке ).

Врубель создал эскизы для декораций и , а партию Царевны-Лебеди пела его жена .

Анализ ответа на задание 1.

Называет имена – по 2 балла за каждый верный ответ, но не более 8 баллов , даже если обучающийся сообщает много дополнительной информации.

Максимальное количество баллов – 8.

Задание 2. Соотнесите виды искусства с присущими им чертами

динамизм, многофигурность, сложность ракурсов и поворотов, обилие декоративных деталей

архитектура

грандиозность, пышность, декоративность, асимметрия, неравномерность распределения объемов

скульптура

напряженность, драматизм мотивов движения, усложненность композиции

По 1 баллу за правильный ответ.

12.

Задание 3. Впишите буквы вместо пропусков.

1. М0заИка – изображение, выполненное из цветных камней, цветного непрозрачного стекла (смальты), керамических плиток.

2. МАрИнист – художник, изображающий морские пейзажи.

3. ЭкслибрИс – книжный знак, указывающий владельца.

4. АквАрель – техника живописи и графики, использующая прозрачные водорастворимые краски.

5. КЕрамИка – посуда и другие изделия из глины.

2б за каждое правильно написанное слово.

Максимальное количество баллов – 10.

Задание 4. Установите соответствие между архитектурными сооружениями и их стилями. Ответ запишите в виде комбинации цифр и букв, цифры должны идти по порядку, например: 1а2г3в и т.д.

По 2 балла за каждый правильный ответ

1б 2ж 3г 4в 5а 6д 7е

Максимальное количество баллов – 14.

Задание 5. Соотнесите композитора и его произведение, впишите имя композитора в таблицу.

Балет «Ромео и Джульетта»

В. А. Моцарт

Симфония № 40

П. И. Чайковский

Опера «Евгений Онегин»

И. С. Бах

Токката и фуга ре минор для органа

Л.В. Бетховен

«Лунная» соната

Максимальное количество баллов – 5 .

Задание 6 . Заполните таблицу:

1.Медный всадник г.Санкт-Петербург м. Адмиралтейская (Фальконе) 1782г.

6. Памятник Кириллу и Мефодию (г. Москва) на Лубянском проезде, недалеко от ст. метро «Китай-город» скульптор Клыков Вячеслав, архитектор Ю.Григорьев. 1992г.

8.Дискобол (Мирон) древнегреческая статуя около 12-140 года Дворец Массимо в Риме. Скульптура «Дискобол» принята в качестве символа современного , что подчёркивает связь с традициями античного .

изобразительное искусство

2. Картина «Девочка с персиками» Валентин Серов 1887г. Третьяковская галерея

3. Картина «Девятый вал» Иван Айвазовский 1850г. Русский музей

4. Картина «Грачи прилетели» Алексей Саврасов 1871г. Третьяковская галерея

архитектура

5. Успенский Адмиралтейский храм в Воронеже конец 17 - начало 18 века древнерусский, классицизм основал игумен Кирилл 1594 г.

7. Тауэрский мост Лондон 1894г. Символ Лондона и Британии. (Рендель) Стиль- викторианская готика.

1 балл за каждый правильный ответ. Рекомендуется предусмотреть начисление баллов за возможные дополнительные сведения. Максимальное количество 20 ? баллов.

Задание 7 .

Анализ ответа.

Перед нами картина Б. Кустодиева «Гуляние на Волге». На полотне изображается городская набережная, где гуляет народ. Работа отличается многоплановой композицией. Автор как будто рисует образ, находясь на возвышении, с высокой точки зрения. На переднем плане картины изображены непосредственно сами отдыхающие разного положения и статуса. Здесь и дамы в шляпках, украшенных цветами и лентами. Светлым ярким образом дам сопутствуют образы щеголеватых, разодетых по последней моде молодых людей. Молодые дамы легки, в руках у них воздушные сложенные до поры белоснежные зонтики. Один из мужчин изображён с тростью и золотой цепочкой от часов. Всё в его образе говорит о том, что он красавец и щёголь. Вокруг толпится простой народ, бабы да мужики, одетые под стать празднику. Мужики в ярких малиново-алых рубахах, а женщины – в платках белых и пёстрых нарядных . Всё перемешалось, всё краски, сословия и стало единым, разноцветным праздником. Весь окружающий мир превратился в ярмарочное шумное торжество, где надрывные звуки уличного оркестра тонут в разговорах и смехе гуляющей толпы, выкриков торговцев, зазывающих к себе веселящийся народ.

Средний план картинного пространства заполняет прекрасный вид на Волгу и ярко-зелёный пейзаж на фоне вечернего неба и постепенно угасающего летнего дня. Великолепно выписана Кустодиевым русская берёза – великий символ. Лёгкие нежные, зелёные, сочные краски, яркая, пушистая зелень, точно сложная вышивка, мягкая, тёплая, родная. И всё это на фоне голубой, прозрачной Волги, могучей русской реки. Самый дальний план рисует перед нами противоположный берег, а чудный собор, окружённый прекрасной природой, утопая в зелени, предвечерних сумерках, разноцветных всполохах вечернего неба: иссиня-розовых, розовато-бледных и т.д.Картина «Гуляние на Волге» со сложной композицией в несколько уровней, планов. Но смотрится всё это многоплановое действо единым произведением, для которого характерна гармония деталей, цвета, сюжетных образов. Широкая душа русская раскрывается особенно в ходе таких открытых гуляний и народного раздолья. Силён дух народа, его радость и тяга к жизни, к жизни через край, к жизни взахлёб, к жизни на всю полную мощь.Картина написана в 1909 году. Увидеть её можно в Государственном Русском музее в г. Москве.

Полный и развернутый ответ – 30 баллов.

За отсутствие орфографических ошибок – 2 балла.

Всего 32 балла.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МХК)

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

В 2017/2018 УЧЕБНОМ ГОДУ ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Москва, 2017


С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Описание специфики предметной олимпиады по искусству (Мировой художественной культуре)
2. Общие положения
3.Характеристика содержания школьного этапа
4. Принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов олимпиадных заданий для школьного и муниципального этапов
4.1.Общая структура комплекта заданий школьного этапа Пять типов заданий первого аудиторного тура школьного этапа
4.2. Рекомендуемый комплект заданий первого аудиторного тура
5. Общая характеристика задания второго тура
5.1. Характеристика заданий для участников 5-6 классов
5.2. Характеристика заданий для участников 7-8 классов
5.3. Характеристика заданий для участников 9, 10, 11 классов
6. Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий
7. Описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий
8. Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады
9. Образцы (примеры) заданий школьного этапа
9.1. Примеры и типы заданий для участников 5-6 классов
9.2. Примеры первого типа заданий
9.3. Примеры второго типа заданий
9.4. Примеры третьего типа заданий
9.5. Примеры четвертого типа заданий
9.6. Пример задания пятого типа
9.7. Примерная тематика заданий второго тура

10. Муниципальный этап ВОШ
11. Характеристика содержания муниципального этапа
12. Принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов олимпиадных заданий для муниципального этапа
13. Общая структура комплекта заданий муниципального этапа Четыре типа заданий муниципального этапа
14. Рекомендуемый комплект заданий
15. Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий
16. Описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий
17. Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады
18. Образцы (примеры) заданий
18.1. Примеры первого типа заданий
18.2. Примеры второго типа заданий
18.3. Примеры третьего типа заданий
18.4.Примеры четвертого типа заданий
19. Список литературы, Интернет-ресурсов и других источников для использования при составлении заданий школьного и муниципального этапа

ОПИСАНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИСКУССТВУ



(МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Цели и задачи Олимпиады

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по искусству является одним из самых важных в развитии олимпиадного движения. Он способствует

Выявлению направленности интересов обучающихся, уровня их знаний и умений,

Выявлению уровня развития ключевых (общекультурных, учебно- познавательных, коммуникативно-информационных, ценностно- смысловых) и специальных предметных компетенций;

Выявлению уровня общей культуры участников

Обретению опыта участия школьников в олимпиадном движении,

Обеспечению пробы сил и психологической подготовке к участию в состязаниях.

Цели школьного этапа олимпиады – актуализация знаний по мировой художественной культуре, пробуждение интереса к ее аспектам, развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, человеку и собственному творчеству; пробуждение интереса к социализации творческих инициатив (социокультурная адаптация школьников); выявление необходимых условий для удовлетворения познавательных и творческих устремлений обучающихся.

Важной задачей является выявление понимания у участников своей сопричастности к мировому культурному процессу.

Специфика организации школьного этапа проведения Олимпиады должна учитывать возможности школ и административных центров, в которых этап проводится. Административно-территориальные образования, имеющие непосредственную близость к культурным ценностям (музеям,

библиотекам, архитектурным памятникам и т.п.) могут использовать их


пространства для организации школьного этапа. Задача школьного этапа– активизировать внимание школьников к окружающим объектам культуры, сфере их деятельности, спровоцировать творческую инициативу для взаимодействия с ними. Именно этот этап предполагает использование деятельностного подхода, который поможет участникам непосредственно вступить во взаимодействие с предметами искусства и культуры. Приветствуется предложение участникам проблемного поля для самостоятельного поиска и открытия личностных смыслов при общении с памятниками культуры и искусства своей местности.

Необходимо учитывать, что процесс освоения мировой художественной культуры осуществляется вариативно в разных регионах. Это может быть интегративный курс «Искусство», факультативные и элективные курсы по разным направлениям художественной культуры и другие курсы по выбору, реализующие задачи художественного образования. Кроме того, следует учитывать введение в образовательное пространство современной школы и других общекультурных курсов и предметов, например, «История мировых религий», ОРКСЭ и тому подобных дисциплин. Порядок проведения олимпиады требует соответствия предлагаемых олимпиадных заданий утвержденным образовательным программам, что не исключает возможности включения в них в порядке тестирования углубленного уровня знаний материалов, опережающих календарное изучение материала, а также выявляющих общекультурный уровень участников

Общие положения

В соответствии с п. 2.28 Порядка проведения всероссийской олимпиаде школьников центральная предметно-методическая комиссия направляет рекомендации, определяющие принципы составления олимпиадных заданий, формирования их комплектов и требований по проведению школьного этапа олимпиады.


Предметная олимпиада по Искусству (МХК) призвана способствовать повышению статуса, как самого предмета, так и школьного образования в области «Искусство».

Олимпиада проводится на территории РФ. Рабочим языком олимпиады является русский.

В соответствии с ч. 2 ст. 77 ФЗ №273 взимание платы за участие в олимпиаде не допускается.

Всем участникам олимпиады предоставляются рабочие места, обеспечивающие равные условия работы и соответствующие санитарным правилам и нормам.

В месте проведения олимпиады вправе присутствовать представители организатора олимпиады, оргкомитетов и жюри, должностные лица Минобрнауки, а также граждане, аккредитованные в качестве общественных наблюдателей.

До начала школьного этапа представитель организатора проводит инструктаж участников, информируя о продолжительности, порядке проведения, времени и месте ознакомления с результатами, правилах подачи апелляции.

Родитель (законный представитель) обучающегося, заявившего о желании участвовать в школьном этапе олимпиады, в срок не менее чем за 10 рабочих дней до начала школьного этапа в письменной форме подтверждает ознакомление с порядком его проведения и предоставляет организатору школьного этапа олимпиады согласие на публикацию олимпиадной работы своего несовершеннолетнего ребенка, в том числе в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет".

Во время проведения олимпиады участники:

должны соблюдать Порядок и требования к проведению школьного этапа, утвержденные организатором этапа олимпиады, центральной предметно-методической комиссией;

должны следовать указаниям организаторов;


не вправе общаться друг с другом и свободно перемещаться по аудитории, пользоваться средствами связи и выходом в Интернет, кроме случаев, предусмотренных организатором и связанных с выполнением финального задания школьного этапа после сдачи ответов на основной блок заданий;

вправе пользоваться орфографическими словарями, находящимися в аудитории.

Олимпиада проводится в спокойной доброжелательной обстановке.

Вместе с тем не допускаются нарушения установленного Порядка проведения.

В случае нарушения участником утвержденного Порядка или требований к проведению олимпиады представитель организатора вправе удалить нарушителя из аудитории, составив акт о характере нарушения и удалении, скрепленный подписями представителя организатора и удаленного.

Удаленный с олимпиады не допускается к участию в последующих турах и этапах.

Участнику предоставляется возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с установленными критериями.

В случае несогласия с оценкой ответов на задания участник вправе подать апелляцию в установленном порядке.

Рассмотрение апелляции проходит в присутствии подавшего ее участника.

По результатам рассмотрения апелляции жюри принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов или о корректировке оценки.

Жюри

Принимает для проверки работы участников в зашифрованном виде;


Оценивает выполненные задания в соответствии с разработанными и утвержденными критериями и методиками оценивания;

Проводит с участниками анализ выполненных заданий;

Осуществляет показ работ для участников, желающих увидеть свою проверенную работу;

Представляет результаты проведенного этапа участникам;

Рассматривает очно апелляции участников, ведя видеофиксацию;

Определяет победителей и призеров в соответствии с квотой, устанавливаемой организатором этапа;

Представляет организатору протоколы результатов для утверждения;

Составляет и представляет организатору аналитический отчет о результатах выполнения заданий этапа.

Первый тип заданий

направлен на выявление учебно-познавательной компетенции: узнавание художественного произведения , выявление как общих знаний участников по предмету, так и их способности определить, узнать более или менее знакомое произведение искусства по его отражению в художественном или искусствоведческом тексте и может включать вопросы, связанные с художественными произведениями в диапазоне от хрестоматийных и популярных до менее известных произведений искусства. Включение


последних позволяет определить наиболее подготовленных учащихся, способных принять участие в следующем муниципальном туре Олимпиады.

Задания первого типа усложняются по пути выявления диапазона знаний от хрестоматийных и популярных произведений искусства на школьном этапе до менее известных широкому кругу на последующих этапах.

З адания первого типа на региональном этапе содержат менее узнаваемые приметы произведения, требующие специальных предметных знаний.

Задания первого типа на заключительном этапе зачастую требуют специальных расширенных знаний по предмету.

Второй тип заданий

направлен на выявление эмоционально-личностной и коммуникативной компетенций. Этот тип заданий выявляет способность школьников эмоционально воспринимать и передавать свое восприятие произведения искусства или явления культуры различных областей, их словарный запас.

Участникам предлагается

Определить свое эмоциональное отношение к произведению искусства;

Использовать образный язык описания для передачи своего эмоционального впечатления;

зафиксировать свое эмоциональное впечатление в предложенной художественной или художественно-публицистической форме (например, для создания текста афиши или буклета).

Для анализа могут быть предложены, как названные в задании произведения или репродукции их изображений, так и аудио или видеофрагменты музыкальных произведений или кинофильмов.

На муниципальном этапе этот тип заданий (второй уровень сложности)

для определения настроения, запечатленного в произведении, предлагает


малоизвестное произведение, с анализом которого участник, скорее всего, не встречался.

На региональном этапе (третий уровень сложности) может быть предложено сравнительное описание настроений двух или нескольких произведений, в том числе разных видов искусства, по-разному разрабатывающих одну и ту же тему.

На заключительном этапе (четвертый уровень сложности) задание может быть осложнено предложением определить средства выразительности, которые способствуют созданию и передаче различных настроений, а также провести сравнительно-сопоставительный анализ двух или нескольких произведений разных видов искусства.

Третий тип заданий

направлен на выявление уровня развития исследовательской и творческой компетенций, на выявление специальных знаний и искусствоведческих способностей к систематизации материала, выстраиванию его в хронологической последовательности, выделению явлений, не входящих в предложенный ряд при определении логики составления ряда. Задание этого типа направлено на выявление умения участника анализировать произведение искусства . На муниципальном этапе задание может усложняться предложением определить произведение искусства по его фрагменту и проанализировать его в целостности по памяти, что позволяет выявить общую культуру участника. Задание может быть осложнено предложением

Ответить на вопросы, расширяющие представление о творчестве


Вариантом третьего типа заданий является выявление характерных черт стиля художника по фрагментам его произведений, от хрестоматийных до менее известных широкому кругу зрителей.

Третий тип заданий усложняется путем предложения для работы менее известных, не хрестоматийных произведений искусства или менее узнаваемых эпизодов известных работ, а также просьбой назвать характерные особенности творческого почерка художника.

Задания регионального и заключительного этапов могут включать фрагменты нескольких художественных произведений и быть осложнены заданием второго типа: выявить ведущее настроение работ и художественные средства его передачи; предложением провести сопоставительный анализ произведений. При выполнении задания участник может продемонстрировать более широкий круг знаний, чем определенный в задании, например, указать жанр, отметить жанровые характеристики произведения или назвать, к какому направлению в искусстве оно принадлежит, назвать имена из окружения автора произведения, дать дополнительные сведения о характерных особенностях его творчества. Подобного рода расширения ответа оцениваются дополнительными баллами, которые необходимо предусмотреть при разработке критериев и методики оценивания ответов.

Четвертый тип заданий

направлен на выявление специальных знаний и искусствоведческих способностей к систематизации материала , выстраиванию его в хронологической последовательности, выделению явлений, не входящих в предложенный ряд, исключению из ряда признака или названия, не соответствующего ряду при определении логики составления ряда и включает задания тестового характера по соотнесению определений с рядами названий явлений искусства, специальных терминов, относящихся к разным видам искусства.


Рекомендуется осложнить задание предложением участникам кратко прокомментировать сделанный выбор, что позволит увидеть предлагаемую участником логику, которая может оказаться оригинальной и не учтенной в предполагаемых ответах. В критериях оценок целесообразно предусмотреть пункт, позволяющий оценить оригинальность подхода к выполнению задания.

На муниципальном этапе задание может быть осложнено предложением продолжить ряд признаков предложенных явлений.

Четвертый тип заданий выявляет

Способность выделить значимые содержательные единицы в предложенных произведениях искусства или искусствоведческих текстах;

умения провести сравнительно-сопоставительный анализ произведений искусства заданного ряда;

Владение специальной терминологией при сравнении художественных явлений, способностями выделять их в тексте, раскрыть их смысл и содержание и использовать самостоятельно при анализе произведений искусства.

Задания по определению знаний в области искусствоведческой терминологии, названий и признаков направлений в искусстве, определения жанровой принадлежности произведений могут усложняться как по линии увеличения объема задания, так и по пути усложнения формы выполнения, например, заполнение свободных ячеек таблицы при воспроизведении системы жанров одного из видов искусства.

Примером задания четвертого типа может служить предложение выделить значимые содержательные единицы в художественном, искусствоведческом или научно-популярном тексте, или в предложенном тексте выделить слова, обозначающие специфичные средства выразительности того или иного вида искусства.


На муниципальном уровне задание может быть усложнено предложением дополнить ряд выделенных слов терминами, относящимися к тому же виду искусства.

Например, если в результате анализа текста из него выделились слова, обозначающие выразительные средства скульптуры: пространство, объём, материал, форма, цвет , дополнением ряда могут стать фактура, масштаб, контур, движение, поза, жест.

Пятый тип заданий

направлен на выявление способности самостоятельного поиска, структурирования и осмысления нужной информации , связанной с МХК, умения ориентироваться в обширном материале, владения методиками поиска, а также наличия знаний по МХК, необходимых для такого поиска, а также на выявление способности предъявить результаты работы в нужной форме.

Этот тип заданий позволяет выявить сформированность информационно- коммуникативных компетенций. На первом школьном этапе этот тип задания сразу же представляет третий уровень сложности, сосредоточивается на сборе информации из Интернета или в пространстве библиотеки, но его первая часть (дать предварительные ключевые слова для предстоящего поиска) предполагает проверку предметных компетенций, а вторая (поиск и подбор необходимых сведений) проверяет осведомленность в формах и жанрах информационного материала (репродукции, искусствоведческие статьи, словарные статьи, аудиофайлы), а также способность сформулировать основные итоги поиска (т.е., отрефлексировать свою работу и дать краткий отчет).

Особенности процедуры выполнения пятого типа задания. Важно, чтобы участник хорошо продумал, что он станет искать до подхода к книгам или компьютеру. От этого зависит успех выполнения задания. Участник выполняет подготовительные записи синими или фиолетовыми чернилами на


отдельном проштампованном листе, которым ему разрешается пользоваться после сдачи ответов на основные задания, и использовать для дополнения записей из справочных материалов избранных ресурсов, которые ведутся им черными чернилами. Этот тип заданий в иной форме присутствует и на последующих этапах олимпиады.

На муниципальном этапе, вероятно, было бы сложно провести такой вид испытания, проверить и оценить представленные материалы. Поэтому задание приобретает вид систематизации предложенного материала или отбора нужного для раскрытия конкретной проблемы. Материал, предлагаемый для систематизации, рекомендуется составлять так, чтобы участник мог предложить систематизацию по различным признакам (по жанрам, по авторам, по стилям, по эпохам и т.п.).

На региональном этапе систематизация материала усложняется предложением создания концепции выставки с заданием дать имеющиеся сведения на табличках, сопровождающих предлагаемые произведения искусства, составить текст афиши, выделить знаковую работу, которая будет помещена на афише.

Задание может включать предложение расставить в хронологическом порядке предлагаемые названия и/или изображения произведений искусства.

На заключительном этапе этот тип задания выливается в развернутое творческое задание второго тура, на выполнение которого выделяется 3 часа 55 минут.

2 задания второго типа, 1 задание третьего типа,

2 задания четвертого типа, 1 задание пятого типа.

Всего 8 заданий аудиторного тура.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ ВТОРОГО ТУРА

Школьный этап олимпиады проходит в 2017 календарном году. В заданиях этих этапов вполне целесообразно продолжить тему Года экологии. Также 2017 год – это Год образования и науки Великобритании и России, поэтому при разработке заданий можно обратиться к культурному взаимодействию этих стран.

В связи с проведением 2017 года и как перекрестного Года греческой в российской культур рекомендуется провести второй тур школьного этапа олимпиады как конкурс социокультурных инициатив и идей по взаимодействию культур – разработке стилизованного оформления кабинетов и рекреаций, организации тематических выставок, концертов и вечеров, подготовке презентаций для использования на уроках истории, изобразительного искусства, МХК и т.д. Лучшие проекты при этом рекомендуется предложить для реализации органам муниципальной власти. Такая организация Олимпиады будет соответствовать особенности современных школьников, для которых характерен отход от игры как заместительного вида деятельности и установка на реализацию, осуществление замыслов. При подведении итогов второго тура Олимпиады рекомендуется стимулирование удачных творческих инициатив, популяризация внесенных предложений через СМИ, обсуждение возможности их осуществления на уровне администрации, направленных на поддержание интереса учащихся к общественно-культурной деятельности. Оценивается значимость общественно-культурных инициатив и умение вести поиск необходимых материалов для их осуществления.

Рекомендуется дать одно задание участникам второго тура каждой возрастной группы по разработке проекта насыщения социокультурной среды, избранного организаторами масштаба (школы, или двора, или улицы, или района, или транспорта) и представления его в форме презентации. Рекомендуется в качестве подсказки дать список знаменательных дат 2017-


2018 годов, связанных со значимыми для Российской (и/или мировой) культуры литературно-художественными событиями.

Задание дается всем участникам каждой возрастной группы одновременно в одной аудитории так, чтобы они находились в одинаковых условиях по времени его выполнения. Рекомендуемый срок выполнения – одна-две недели. Срок подготовки, время на подготовку и тема определяется муниципальной предметно-методической комиссией при согласовании с оргкомитетом школьного этапа олимпиады.


Классов

Рекомендуется включить в комплект заданий участников 7-8 классов 6-7 заданий, которые по своему характеру готовят учащихся к выполнению в будущем заданий более старших параллелей. Рекомендуемое время выполнения заданий учащимися 7-8 классов 2,5 – 3 астрономических часа. По своему типу задания могут быть аналогичными заданиям других возрастных групп, но соответствовать материалу 7-8 классов.

Время выполнения может быть скорректировано оргкомитетом в зависимости от конкретных условий проведения Олимпиады

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Конкретное количество баллов, выставляемых за выполнение конкретных заданий, указывается в ключах, подготовленных муниципальной предметно-методической комиссией для членов Жюри, где указывается максимальное количество баллов за выполнение каждого задания.

Рекомендуется указывать на возможную дифференциацию оценок. Если в задании указывается на необходимость указать полное имя автора или точное название произведения, различное количество баллов выставляется за ответ, в котором указывается только имя и фамилия автора, например, «Илья Репин» (2 балла), имя, отчество и фамилия автора: «Илья Ефимович Репин» (4 балла) и инициалы и фамилия автора: «И.Е. Репин» (3 балла).

Если задание связано с предложением дать название выставке (презентации, документальному фильму) различное количество баллов выставляется за номинативное название, метафорическое название и название с использованием цитаты.


При оценивании выполнения олимпиадных заданий заключительного этапа олимпиады учитывается следующие критерии:

Глубина и широта понимания вопроса: логичное и оправданное расширение ответа на поставленный вопрос с использованием внепрограммного материала;

Своеобразие подхода к раскрытию темы и идеи анализируемого произведения искусства (нахождение оправданно оригинальных критериев для систематизации предложенного материала);

Знание специальных терминов и умение ими пользоваться;

Умение проводить художественный анализ произведения искусства;

Умение соотносить характерные черты произведения искусства со временем его создания, чертами культурно-исторической эпохи, направления или течения в искусстве;

Умение хронологически соотносить предлагаемые произведения искусства;

Умение проводить сравнительный анализ двух или нескольких произведений искусства (в том числе разных видов искусств);

Логичность изложения ответа на поставленный вопрос;

Аргументированность излагаемой в ответе позиции: приведение фактов, имен, названий, точек зрения;

Умение передавать свои впечатления от произведения искусства (лексический запас, владение стилями);

Грамотность изложения: отсутствие грубых речевых, грамматических, стилистических, орфографических (особенно в терминах, названиях


жанров, направлений, произведений искусства, именах их авторов), пунктуационных ошибок;

Наличие или отсутствие фактических ошибок.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ

На первом туре школьного этапа олимпиады при выполнении письменных видов заданий разрешается пользоваться только орфографическими словарями.

При выполнении задания по сбору материала разрешается выход в Интернет на определенный оргкомитетом период времени (рекомендуемое время 15 минут).

При выполнении домашнего задания для участия во втором туре школьного этапа олимпиады пользование справочными материалами и средствами связи не ограничивается и приветствуется.

ОБРАЗЦЫ (ПРИМЕРЫ) ЗАДАНИЙ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА

Первый тип заданий

Даны иллюстрации к литературным произведениям. (Могут быть даны кадры мультипликационных или художественных фильмов).



Оценивается знание сюжетов литературных произведений и их авторов, сформированность представлений об иллюстрировании (В случае с кинематографом дополнительно оценивается знание имен исполнителей).

Второй тип заданий

Дан фрагмент живописного произведения. Узнайте произведение по его фрагменту.

Опишите, что окружает данный фрагмент, находится справа и слева от него.

Напишите 5-6 слов или словосочетаний, передающих настроение работы.


Оценивается знание живописных произведений, общие представления о композиции, умение чувствовать и передавать настроение произведения.

Вариант второго типа задания.

Опишите в 5-6 предложениях по памяти свое любимое художественно произведение, не называя его так, чтобы можно было догадаться, о каком произведении идет речь. В скобках напишите его название и автора.

Оценивается знание живописных произведений, общие представления о композиции, колорите, знание деталей, умение чувствовать и передавать настроение произведения.

Третий тип заданий

Дан ряд имен. Их можно разбить на 2 и на 4 группы. Предложите свои варианты разбивки. Дайте название каждой группе.

Геракл, Илья Муромец, Пушкин, Дюймовочка, Винни Пух, Маршак, Снежная Королева, Герда, Чехов, Алеша Попович, Афродита, Тютчев, Добрыня Никитич, Андерсен.

Таблица 1 к заданию.

Оценивается умение классифицировать, обобщать знания из разных периодов развития культуры. Баллы рекомендуется начислять за каждое слово, включенное в обоснованно составленный ряд и отдельно за точность определения принципа систематизации. Рекомендуется дифференцировать оценки за более и менее точные определения (например, писатели – 2 балла, русские (зарубежные) писатели 4 балла.

Четвертый тип задания

Даны ряды слов. Найдите лишнее слово в каждой строке и вычеркните его. Кратко поясните свое решение.

Моцарт, Чайковский, Пушкин, Глинка,


краски, кисти, рояль, акварель, палитра,


Оцениваются

знания из разных областей искусства, умение видеть принцип обобщения и систематизации, умение назвать явление, не вписывающееся в обобщение. Баллы рекомендуется начислять за каждое верно исключенное слово и отдельно за точность его определения.


Пятый тип задания

В школе готовится вечер, посвященный Дню Победы. Составьте его программу. Включите в нее отрывки их художественных текстов, музыкальные произведения. Укажите художественные произведения, которые могут проецироваться на экран.

Этот тип задания по решению устроителей может быть дан в качестве домашнего задания как тема по защите проекта. (См. рекомендации по организации второго тура).


Примеры первого типа заданий

Для 9 класса

Примеры второго типа заданий

Для 9 класса

Пример 1 второго типа задания. 9 класс.

Рассмотрите репродукцию.

1. Если узнали произведение, напишите его название, автора и время создания.

2. Напишите не менее 15 определений или содержащих их словосочетаний, которые понадобятся для описания запечатленного на репродукции образа.

3. Распределите записанные определения по группам. Объясните принцип группировки.

4. Назовите не менее трех известных произведений этого же автора.


Пример 2 второго типа задания. 9 класс.

Задание связано с прослушиванием музыкальных эпизодов и направлено на выявление уровня развития учебно-познавательной, эмоционально-личностной и коммуникативной компетенций и ориентировано на выявление знаний музыкальных жанров, определение


жанровой принадлежности каждого из предложенных музыкальных фрагментов.

В процессе выполнения задания участник должен продемонстрировать способность к эмоциональному восприятию музыкального произведения и потребность передачи своего эмоционального состояния образным языком.

Задание также содержит рефлексивный компонент.

Поскольку задание связано с прослушиванием, вероятно коллективным, музыкальных файлов, рекомендуется поставить его первым в комплекте заданий с тем, чтобы далее каждый участник мог двигаться при выполнении заданий в своем темпе, не отвлекаясь.

Участникам предлагается прослушать 5 музыкальных эпизодов. Примерный перечень эпизодов:

1. П.И. Чайковский "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик"

2. Ария Руслана из оперы М.И. Глинки "Руслан и Людмила" (фрагмент).

3. «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинки, слова А.С. Пушкина (фрагмент).

4. В.А. Моцарт, «Рондо в турецком стиле» (соната №11 A- dur, фрагмент).

5. "Cats" Э. Ллойда Уэббера (Memory – фрагмент).

6. Л.В. Бетховен, симфония № 5, 4-х частное музыкальное произведение Дежурящий в аудитории преподаватель предлагает участникам

познакомиться с содерж

-Окружной (муниципальный) этап олимпиады пройдет 25 ноября в 15-00. Приглашаются победители и призёры. Уточненные списки и место проведения будет известно за 1-2 дня до этапа. Не забудьте взять с собой на олимпиаду:

  • лист участника (или его копию) - его Вам должны выдать в Вашей школе;
  • чёрные гелевые ручки , так как работы пишутся на сканируемых бланках;
  • сменную обувь

Начинается подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников, школьный этап которой пройдет с 15 по 21 октября:

Стартует Московский конкурс проектно-исследовательских работ "Магия театра:путешествия во времени". Тема этого года:"Театр А.Н. Островского вчера,серодня, завтра" . Положение на сайте театрального музея им. А.А.Бахрушина.
Приглашаю к сотрудничеству с целью принять участие в этом конкурсе.

- 15 сентября стартует олимпиада "Музеи. Парки. Усадьбы" Регистрация команд и вводный тур - продлится до марта 2016 года. Задания по паркам будут доступны с 1 октября. А музеи и усадьбы - с 1 ноября. Приглашаю принять участие.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К МУНИЦИПАЛЬНОМУ ТУРУ ОЛИМПИАДЫ

Знать концепции основных стилей и их временные рамки - совершенно необходимо для успешного написания работы (хотя не стоит сразу опускать руки, если что-то вдруг забылось: часто можно вывести ответ логически, иногда даже найти подсказку в другом задании или, в конце концов, написать хоть что-то, что вы знаете о задании, и с большой вероятностью получить ненулевой балл). Конечно, знать крупных деятелей каждой эпохи бывает очень полезно, и часто за конкретное указание автора даются дополнительные баллы. Такой степени конкретизации, как правило, требуют редко, но неплохо было бы запомнить хотя бы самые важные вехи: например, что архитекторы Парфенона - Иктин и Калликрат, а Джоконду написал Леонардо да Винчи. Судя по заданиям прошлых лет, оптимальным вариантом будет запомнить по 5-6 деятелей одной эпохи и хотя бы по 2-3 их основных произведения. Конечно, чем конкретнее ваши знания, тем больше у вас шансов получить максимум баллов, но помните, что не стоит впадать в крайности и пытаться втиснуть в задание все, что по вашему мнению хоть как-то отдаленно касается темы. Что касается дополнительных тем для повторения, то многие забывают о задании, связанном с кинофрагментом. Чтобы успешно справиться с ним, рекомендуется посмотреть список фильмов, рекомендованных к просмотру Министерством Культуры (http://mkrf.ru/press-center/news/spisok.php (link is external) ). Неизвестно, конечно, будет ли фильм именно из этого списка, но судя по моему личному опыту, вероятность высока;) В любом случае не лишне хотя бы выучить соответствия название-режиссер-(год выпуска). Это поможет вам обязательно.
Кроме того, не забывайте о памятных датах и юбилеях этого года. К 2016 году можно вспомнить отмену крепостного права, битву за Ленинград, 150-летие "Преступления и наказания" (вот тут можно посмотреть экранизации и биографию Достоевского) и многие другие даты - постарайтесь определить самые значимые и повторяйте, это тоже может помочь. Удачи!

1. Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников. http://www.rosolymp.ru/

2. Этапы Всероссийской олимпиады в Москве. http://vos.olimpiada.ru/

3. Московская олимпиада школьников 2014-15 учебного года. http://mosolymp.ru/

4. Конкурсы и олимпиады для школьников, дошкольников и учителей. http://www.erudyt.ru/

5. Задания и ключи этапов олимпиады по Искусству. http://kabinet33.ucoz.ru/load/olimpiady_po_iskusstvu/20

6. Информационный портал Федеральных государственных стандартов

9. Электронный музей Н.К. Рериха http://museum.roerich.com/ .

10. Русский музей: виртуальный филиал. http://www.virtualrm.spb.ru

11. Виртуальный музей живописи. http://smallbay.ru/

12. Коллекция ссылок на виртуальные музеи. http://www.museum.ru/web/cat.asp?type=virtual , http://virtualrm.spb.ru/ ,

15. Шедевры мировой живописи. http://www.arslonga.ru

16. Шедевры русской живописи. http://www.tanais.info

19. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17 – 20 веков. http://www.bibliotekar.ru/avanta/

20. Энциклопедии по искусству. http://lib.rus.ec/s/3320

22. Институт теории и истории изобразительных искусств. Всеобщая история искусств. http://www.bibliotekar.ru/Iskuss1/12.htm


-30 января 2015 года в ГБОУ «Школа № 878» состоялся традиционный для школ Южного округа конкурс проектных и исследовательских работ «Волшебный луч». В конкурсе принимали участие учащиеся 1-11 классов школ Южного округа г. Москвы. Были представлены работы в шести номинациях: «Исследовательские проекты», «Литературное творчество». «Изобразительное искусство», «Художественная фотография», «Видеопроекты», «Школа начинающих гидов».

--Приглашаю желающих и умеющих фотографировать учащихся ГБОУ СОШ № 878 принять участие в Московском городском Конкурсе "Я узнаю Москву". Срок подачи работ до 21 декабря 2014г.

-С 24. 09 по 1.10 2014г. прошел школьный тур Всероссийской олимпиады школьников по МХК

16 .09.2014г. стартовал школьный этап Всероссийской олимпиады школьников.


Школьная олимпиада по искусству (мировой художественной культуре)

9 класс

Школьный этап. октябрь 2014 года

(70 баллов)

Часть А. А1 Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните. (5 баллов)
    Синий, коричневый, черный, красный Портрет, пейзаж, графика, фэнтези Живопись, мозаика, скульптура, витраж Балет, опера, театр, эстрада Ф.Достоевский, А.Блок, Л.Толстой, И.Тургенев

А2 Историк культуры должен правильно писать искусствоведческие термины. Впишите буквы вместо пропусков (5 баллов)

    Гра__ити – надписи, рисунки и знаки, процарапываемые или наносимые краской на стены. Ле__ировка – тонкие прозрачные или полупрозрачные слои краски Ув__рт__ра – оркестровое вступление к опере, балету. М__тафора – перенесение свойств одного явления на другое на основании признака, сходного для обоих. П__три__тизм – любовь к Родине.
Часть Б Б1 В этом году исполняется 250 лет одному из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев – Эрмитажу. (10 баллов)
    Где находится Эрмитаж?
А) в Москве, Россия.Б) в Париже, ФранцияВ) в Санкт-Петербурге, Россия2) Что означает в переводе с французского слово «эрмитаж» (ermitage)?А) музей искусстваБ) место уединенияВ) собрание ценностей3) Эрмитаж начинался, как частное собраниеА) императрицы Екатерины 2Б) короля Людовика 14В) императрицы Елизаветы Петровны4) Сколько зданий насчитывает комплекс Эрмитажа?А) 1Б) 3В) 55) В период Второй мировой войны более 1 миллиона произведений искусства были эвакуированы на Урал в городА) ЧелябинскБ) СвердловскВ) Пермь6) Назовите имя архитектора главного здания Эрмитажа – Зимнего дворцаА) В, РастреллиБ) Д. КваренгиВ) Ж.Валлен-Деламот7) В каком архитектурном стиле выполнено главное здание Эрмитажа?А) бароккоБ) классицизмВ) рококо8) В каком году Эрмитаж был открыт для посетителей?А) в 1764 годуБ) в 1852 годуВ) в 1917 году9) Какого зала нет в Эрмитаже?А) зала ДионисаБ) Георгиевского залаВ) Парадного зала10) Какая картина находится не в Эрмитаже?А) П. Рубенс «Персей и Андромеда»Б) Н,Пуссен «Снятие с креста»В) Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

Б2 В 1924 году в Москве был основан киноконцерн Советского Союза – Мосфильм.Выберите из списка и впишите рядом с фамилией кинорежиссера название фильма, который он создал: (15 баллов) Александров Георгий Васильевич_____________________________________________Бондарчук Сергей Федорович________________________________________________Бондарчук Федор Сергеевич_________________________________________________Гайдай Леонид Иович_______________________________________________________Герасимов Сергей Аполлинарьевич____________________________________________Говорухин Станислав Сергеевич_______________________________________________Данелия Георгий Николаевич_________________________________________________Захаров Марк Анатольевич___________________________________________________Меньшов Владимир Валентинович_____________________________________________Михалков Никита Сергеевич__________________________________________________Пырьев Иван Александрович__________________________________________________Рязанов Эльдар Александрович________________________________________________Тарковский Сергей Арсеньевич________________________________________________Шахназаров Карен Георгиевич________________________________________________

«Бриллиантовая рука», «Афоня», «Веселые ребята», «Война и мир», Девятая рота», «Место встречи изменить нельзя», «Москва слезам не верит», «Андрей Рублев», «Курьер», «Гусарская баллада», «Формула любви», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Тихий Дон», «Свинарка и пастух».Подчеркните фамилию известного кинорежиссера, уроженца Челябинской области.Часть В

В1 Назовите русские народные промыслы, какой из промыслов находится в Челябинской области? (10 баллов)

В2 Напишите 15 словосочетаний, определяющих ваши чувства при просмотре картины А. Иванова «Явление Христа народу» (15 баллов)

Часть Г Напишите эссе, озаглавив его. Эпиграфом возьмите слова: (10 баллов)

Ответы. А1 Синий, коричневый, черный , красный (ахроматический цвет, остальные – хроматические цвета)Портрет, пейзаж, графика , фэнтези (вид искусства, остальные жанры)Живопись, мозаика, скульптура , витраж (объемное искусство, остальные плоскостные)Балет, опера, театр, эстрада (камерный вид искусства, остальные монументальные)Ф.Достоевский, А.Блок , Л.Толстой, И.Тургенев (русский поэт, остальные русские писатели)

А2 Историк культуры должен правильно писать искусствоведческие термины. Впишите буквы вместо пропусковГрафф ити – надписи, рисунки и знаки, процарапываемые или наносимые краской на стены.Лесс ировка – тонкие прозрачные или полупрозрачные слои краскиУве ртю ра – оркестровое вступление к опере, балету.Ме тафора – перенесение свойств одного явления на другое на основании признака, сходного для обоих.Па трио тизм – любовь к Родине.Часть Б Б1 В этом году исполняется 250 лет одному из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев – Эрмитажу. 1)Где находится Эрмитаж?А) в Москве, Россия.Б) в Париже, ФранцияВ) в Санкт-Петербурге, Россия 2) Что означает в переводе с французского слово «эрмитаж» (ermitage)?А) музей искусстваБ) место уединения В) собрание ценностей3) Эрмитаж начинался, как частное собраниеА) императрицы Екатерины 2 Б) короля Людовика 14В) императрицы Елизаветы Петровны4) Сколько зданий насчитывает комплекс Эрмитажа?А) 1Б) 3В) 5

5) В период Второй мировой войны более 1 миллиона произведений искусства были эвакуированы на Урал в город

А) ЧелябинскБ) Свердловск В) Пермь6) Назовите имя архитектора главного здания Эрмитажа – Зимнего дворцаА) В, Растрелли Б) Д. КваренгиВ) Ж.Валлен-Деламот7) В каком архитектурном стиле выполнено главное здание Эрмитажа?А) бароккоБ) классицизм В) рококо8) В каком году Эрмитаж был открыт для посетителей?А) в 1764 годуБ) в 1852 году В) в 1917 году9) Какого зала нет в Эрмитаже?А) зала ДионисаБ) Георгиевского залаВ) Парадного зала 10) Какая картина находится не в Эрмитаже?А) П. Рубенс «Персей и Андромеда»Б) Н,Пуссен «Снятие с креста»В) Леонардо да Винчи «Мона Лиза» Б2 В 1924 году в Москве был основан киноконцерн Советского Союза – Мосфильм.Выберите из списка и впишите рядом с фамилией кинорежиссера название фильма, который он создал:Александров Георгий Васильевич, «Веселые ребята»,Бондарчук Сергей Федорович «Война и мир»,Бондарчук Федор Сергеевич «Девятая рота»,Гайдай Леонид Иович «Бриллиантовая рука»Герасимов Сергей Аполлинарьевич «Тихий Дон»Говорухин Станислав Сергеевич «Место встречи изменить нельзя»,Данелия Георгий Николаевич, «Афоня»Захаров Марк Анатольевич «Формула любви»Меньшов Владимир Валентинович «Москва слезам не верит»,Михалков Никита Сергеевич, «Свой среди чужих, чужой среди своих»,Пырьев Иван Александрович «Свинарка и пастух».Рязанов Эльдар Александрович «Гусарская баллада»,Тарковский Сергей Арсеньевич «Андрей Рублев»,Шахназаров Карен Георгиевич «Курьер»,

В1 Назовите русские народные промыслы, какой из промыслов находится в Челябинской области?Хохломская роспись, Вологодское кружево, Городецкая роспись, Дымковская глиняная игрушка, Филимоновская игрушка, Палехская лаковая миниатюра, Полхов-Майданская и Семеновская матрешки, Абашевская игрушка, Жостовские подносы , Каслинское литье, Гжель и др.

В2 Напишите 15 словосочетаний, определяющих ваши чувства при просмотре картины А. Иванова «Явление Христа народу» (по 1 баллу за термин)

Часть ГВ3 Напишите эссе, озаглавив его. Эпиграфом возьмите слова:«Искусство – могучее средство исправления людского несовершенства» Теодор Драйзер

При подведении итогов учестьНаличие заголовка, раскрытие темы, использование примеров, собственные выводы и суждения.

С 14 по 19 апреля на базе Смоленского государственного университета проходил Всероссийский, заключительный этап Олимпиады школьников по Искусству (“М.Х.К.”).

Председателем жюри выступила доктор филологических наук, профессор кафедры всемирной литературы Московского педагогического государственного университета Елена Николаевна Черноземова.

В команде членов жюри работали доценты кафедры всемирной литературы, к.филол.н. Анна Игоревна Кузнецова и к.филол.н. Надежда Владимировна Соболева.

Дни Олимпиады были плодотворными и насыщенными разнообразной работой и для участников (посещение музеев, квест по городу, встреча с городской администрацией), и для сопровождающих, которым члены жюри читали лекции, проводили мастер-классы, делились профессиональным опытом работы в Высшей школе (в частности, доцент Соболева прочла лекцию об экскурсионном модуле и музеной практике в Институте Филологии МПГУ).

19 апреля 2018 года в концертном зале Смоленского государственного университета состоялась торжественная церемония закрытия Олимпиады.

Профессор кафедры изобразительного искусства Смоленского государственного университета, народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств Геннадий Васильевич Намеровский и доцент кафедры всемирной литературы Московского государственно­го педагогического университета, кандидат филологических наук Надежда Владимировна Соболева вручили специальные призы от жюри.

Дипломы призерам 10-х классов Всероссийской олимпиады школьников вручали члены жюри: доцент Московского института телевидения и радиовещания «Останкино» Алексей Борисович Гвоздев и доцент кафедры всемирной литературы Московского государственного педагогического университета, кандидат филологических наук Анна Игоревна Кузнецова.
Дипломы победителей вручали заместитель председателя жюри Вероника Вадимовна Кузнецова и председатель жюри Елена Николаевна Черноземова.

Команда членов жюри во главе с председателем была награждена благодарственными письмами от ректора СмолГУ Артеменкова Михаила Николаевича за высококвалифицированную работу в ходе проверки теоретического и творческого тура работ участников Олимпиады.

В завершение торжественной церемонии было оглашено и передано председателю жюри Елене Николаевне Чернозёмовой письмо участникам Всероссийской олимпиады школьников 2019 года.

Рассказать друзьям:

Вконтакте

Одноклассники

24 / 04 / 2018

Показать обсуждение

Обсуждение

Комментариев пока нет

06 / 03 / 2020

5 марта 2020 года магистранты и бакалавры Института филологии Московского педагогического государственного университета вместе с профессором кафедры русской литературы XX – XXI веков Д. В. Полем побывали в Музее русского зарубежья (Дом русского зарубежья имени А. И. Солженицына). Увлекательную экскурсию...

05 / 03 / 2020

3 марта в рамках VI Международной научно-методической конференции «Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития» состоялась панельная дискуссия «Какой учебник сделает учителя и учеников единой образовательной командой?».

03 / 03 / 2020

Продолжают поступать письма в поддержку инициативы ректора МПГУ А.В.Лубкова о создании рабочих групп для подготовки публичных докладов о педагогическом образовании в государствах СНГ.

02 / 03 / 2020

1 марта 2020 года в эфире радио «Маяк» доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания Института филологии МПГУ, специалист Центра русского языка и культуры имени А. Ф. Лосева Андрей Владимирович Григорьев провёл лингвистическую игру на материале «Историко-словообразовательного словаря русского языка»...

01 / 03 / 2020

27 февраля 2020 года студентки Художественно-графического факультета Института изящных искусств Анна Ефимова, Ксения Николаева и Наталья Неласова приняли участие в церемонии подведения итогов первой волны Всероссийского конкурса студенческих работ проекта «Профстажировки 2.0». «Профстажировки» – проект президентской платформы «Россия -...

01 / 03 / 2020

Большим культурным образовательным проектом на Художественно-графическом факультете Института изящных искусств стало проведение научно-практического семинара на тему: «Декоративно-прикладное искусство в контексте современных художественных образовательных процессов». Семинар состоялся 26.02.2020 г. на ХГФ по адресу: Рязанский пр-т, 9. На пленарном заседании выступил...

26 / 02 / 2020

21 февраля 2020 года в 304 аудитории Главного корпуса состоялось расширенное собрание старост всех студенческих групп бакалавриата очного отделения Института филологии. Представители Дирекции Института, учебного отдела, Лаборатории студенческих инициатив смогли обсудить со студентами актуальные вопросы, связанные с учебным процессом. Всех...

26 / 02 / 2020

22 февраля стартовал курс «Презентация актуальных исследований в сфере управления образованием» для студентов магистерских программ «Менеджмент в образовании» и «Менеджмент проектов и программ». В рамках дисциплины предполагается рассматривать вопросы методологии подготовки к защите выпускных квалификационных работ. Проблематика семинарских занятий будет...

26 / 02 / 2020

14 февраля МПГУ открыл двери для старшеклассников школ Москвы, чтобы рассказать и показать им об их профессиональных горизонтах. А что может объединить и обучить лучше, чем игра? 5 команд соверновались, выполняя задания институтов и факультетов МПГУ, чтобы расшифровать кодовое слово...

26 / 02 / 2020

21 февраля 2020 года «Синеманы» Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ приняли участие в работе дискуссионной площадки «Киновоспитание в формировании семейных ценностей» в ТД «Библио-Глобус». Образовательно-просветительский проект «Семейное древо» ТД «Библио-глобус» и «Семейный медиа-университет» МПГУ оказался интересным начинанием, о...

18 / 02 / 2020

15 и 16 февраля в ГБОУДО города Москвы Московском детско-юношеском центре экологии, краеведения и туризма состоялся IX Московский городской конкурс социально-значимых экологических проектов для школьников. Студент 2 курса, обучающийся по профилю Биоэкология Эмиль Имамеев принял участие в этом конкурсе в качестве студенческой экспертной комиссии....

18 / 02 / 2020

15 февраля в Историческом парке «Россия - Моя история» на ВДНХ прошел Московский день профориентации и карьеры. Профессионалы, мастера своего дела и эксперты из разных областей рассказали, какие профессии будут востребованы в будущем, какие навыки важно развивать молодым людям и...

17 / 02 / 2020

13 февраля в редакции Учительской газеты прошел круглый стол на тему «Защита учителя: от дискуссий к действиям». Эксперты обсудили важность повышения социальной значимости педагогического труда в свете разработки федерального закона «О статусе педагога». МПГУ представляла начальник управления непрерывного образования МПГУ Елена Комарницкая.

17 / 02 / 2020

Сотрудники кафедры управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ приняли участие в XVII Международной конференции «Тенденции развития образования». Основная тема дискуссий этого года: как спланировать и реализовать эффективные образовательные реформы. 13 и 14 февраля пленумы, круглые столы и мастер-классы...

15 / 02 / 2020

Практикуемая уже не первый год жёсткая установка ведомств, руководящих нашей наукой, на рост количества научных публикаций в англоязычных международных рецензируемых журналах приводит к печальным результатам. Одним из них является постепенное вытеснение русского языка из научной сферы. Другим - имитация научного...

15 / 02 / 2020

Московский педагогический государственный университет (Moscow Pedagogical State University) подтвердил высокие позиции в международном рейтинге университетов uniRank University Ranking™ 2020 года (зима)

13 / 02 / 2020

Греция – удивительная страна, со времен античности являющаяся центром европейского образования. Каждый город овеян своей красивой этиологической легендой. На вершинах высоких гор обитают всемогущие древнегреческие боги. Кажется, что сам воздух в Афинах пронизан мифами и легендами, известными нам с детства...

13 / 02 / 2020

12 февраля в рамках повышения квалификации МПГУ под руководством профессора Натальи Львовны Галеевой директора школ Томска, Екатеринбурга и Надыма со своими командами изучали образовательно-исследовательское пространство «Среда Просвещения» в издательстве “Просвещение”. Мы познакомились с высокотехнологичным оборудованием, специализированными программами и передовыми технологиями....

12 / 02 / 2020

Доцент кафедры биохимии, молекулярной биологии и генетики Института биологии и химии МПГУ Татьяна Вячеславовна Мазяркина приняла участие в работе V международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения профессора В.М. Астафьева “Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы...

11 / 02 / 2020

10 февраля 2020 г. состоялась Установочная конференция по производственной (педагогической) практике на 4 курсе в Институте филологии, на которой были обозначены основные направления работы в ходе практики:  выполнение заданий по психологии, медицине, педагогике;  посещение образовательных или учебных площадок...

11 / 02 / 2020

10 февраля 2020 года в ИСГО кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой приняла гостей, приехавших на курсы повышения квалификации «Внутришкольная система оценки качества образования как ресурс реализации требований ФГОС и профстандарта педагога». Среди тридцати слушателей – директора и завучи школ...

09 / 02 / 2020

2 февраля 2020 года в эфире радио «Маяк» доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания Института филологии МПГУ, специалист Центра русского языка и культуры имени А. Ф. Лосева Андрей Владимирович Григорьев провёл лингвистическую игру на материале «Историко-словообразовательного словаря русского языка»...

07 / 02 / 2020

Победителями премии стали 11 научно-популярных и просветительских проектов России. Участие в церемонии приняли более 400 человек, среди которых – выдающиеся ученые, популяризаторы науки, журналисты, представители деловых кругов и медийного сообщества.

06 / 02 / 2020

31 января – 1 февраля 2020 года в Москве, на базе Российского нового университета прошло ежегодное Всероссийское совещание с международным участием «Структура и содержание подготовки переводчиков». Совещание организуется ежегодно на базе различных образовательных организаций Союзом переводчиков России (СПР) в партнерстве...

06 / 02 / 2020

5 февраля 2020 года доцент кафедры управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования МПГУ Лидия Васильевна Козилова выступила экспертом II Межрегиональной научно-практической конференции «ВМЕСТЕ исследуем и проектируем». Конференция организована партнером кафедры – Школой № 2097 г. Москвы и...

06 / 02 / 2020

МПГУ предоставляет множество возможностей для самореализации студентов. Одной из этих возможностей является стажировка. Студентка Института биологии и химии, обучающаяся на 3 курсе по профилям биология и иностранный язык – Анна Кондрашова выбрала Южную Корею. Спустя полгода с начала стажировки, мы...

27 / 01 / 2020

Тем, кто хочет стать эффективным менеджером образования! Объявляется набор на программу профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании». Программа «Менеджмент в образовании» направлена на формирование способов управленческой деятельности на основе современных теорий и практик менеджмента; на формирование, развитие и совершенствование у слушателей профессиональных компетенций,...

27 / 01 / 2020

Несмотря на большой педагогический опыт и интерес к работе в школе, мы все больше погружаемся в научное пространство университета. Большое влияние на нас оказало участие в 2018 и 2019 году в Неделе Памяти Т.И. Шамовой и затем в „Шамовских педагогических...

24 / 01 / 2020

12-16 января 2020 г. по приглашению чартерной школы Global Village Academy (г. Денвер, штат Колорадо, США) зав. лабораторией междисциплинарных филологических проектов в образовании, доц. кафедры методики преподавания русского языка, д.пед.н. О.Е. Дроздова проводила мастер-классы для американских коллег – учителей русского...

23 / 01 / 2020

В рамках модернизации профориентационной работы кафедра экономической теории и менеджмента организована систематическая работа с обучающимися ГБОУ СОШ № 1095 (Северо-Восточный административный округ), которую ведёт к.и.н., доцент Шатаева О.В. Работа проводится в учащимися 7-8-х классов, для которых организована «Малая академия экономики...

23 / 01 / 2020

Кафедра экономической теории и менеджмента продолжает развивать сотрудничество со школами г. Москвы. 22 января в школе № 1095 в рамках работы «Малой академии экономики и права» доцентами кафедры Шатаевой О.В. и Николаевым М.В. был организован урок на тему «Экономика...


22 / 01 / 2020

Академику РАО, доктору психологических наук, профессору, почётному профессору МПГУ, научному руководителю кафедры психологии развития личности Валерии Сергеевне Мухиной 85 лет. 22 января 2020 г. празднует 85 лет Валерия Сергеевна Мухина – ведущий отечественный психолог с мировым именем; действительный член Российской...

21 / 01 / 2020

Завершено формирование программы XII Шамовских чтений Научной школы управления образовательными системами. Тема 2020 года – «Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации». По традиции, 25 января последователи и сторонники научных идей Татьяны Ивановны Шамовой собираются в лучших современных...

20 / 01 / 2020

Президент России Владимир Путин поручил правительству РФ и главам регионов подготовить предложения по совершенствованию подготовки преподавателей языков народов РФ и литературного чтения на этих языках.

19 / 01 / 2020

17 января 2020 года по инициативе кафедры методики преподавания русского языка Института филологии Московского педагогического государственного университета состоялось чествование профессора Татьяны Михайловны Пахновой в связи с 60-летием ее педагогической деятельности.

17 / 01 / 2020

Уже третий год преподаватели русского языка как иностранного кафедры довузовского обучения РКИ Института Филологии работают в Московском институте искусств в Китае. Вэйнань стал интереснейшей методической площадкой не только для русистов, но и музыкантов, художников, психологов и педагогов нашего университета.

14 / 01 / 2020

Перед началом зимней сессии на кафедре управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой состоялась защита курсовых работ по дисциплине «Технология подготовки экспертных заключений» (Руководитель – доц. Сергей Владимирович Усков). Магистранты подготовили и представили к защите методические разработки, обосновывающие и описывающие процедуры...

13 / 01 / 2020

Министр просвещения Ольга Васильева возрождает лучшие традиции российского образования, заявили опрошенные РИА Новости накануне юбилея главы Минпросвещения эксперты, отметив также важность ее предложения по возвращению в педагогические вузы специалитета и работу, направленную на повышению престижности профессии учителя.

10 / 01 / 2020

Один из старейших отечественных педагогических журналов «Литература в школе», ведущий свою историю с 1914 года, с января 2020 года будет издаваться в Московском педагогическом государственном университете.

06 / 01 / 2020

Викинги, Ганс Христиан Андерсен и памятник Русалочке, Гамлет, Принц Датский, и его замок Эльсинор (Кронверк), наконец, всеми любимый актер Мадс Миккельсен … Примерно такие ассоциации возникают у нашего среднестатистического соотечественника при упоминании Датского Соединенного Королевства. Но спросите у сотрудников Института...

31 / 12 / 2019

Поздравление Министра науки и высшего образования Российской Федерации Михаила Михайловича Котюкова с Новым 2020 годом!

30 / 12 / 2019

27 декабря 2019г. накануне Нового года на кафедре управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования МПГУ поставлена яркая завершающая точка в обучении заочников по программам магистратуры: – «Менеджмент в образовании» (руководитель Ольга Петровна Осипова), – «Педагогический менеджмент» (руководитель...

28 / 12 / 2019

21 декабря 2019 года магистранты и присоединившиеся к ним бакалавры Института филологии в рамках курса «Взаимодействие литературы с другими видами искусства» под руководством кандидата филологических наук, доцента кафедры всемирной литературы Кузнецовой Анны Игоревны посетили «Дом-музей А.Н. Скрябина». В уникальном двухэтажном...

 

 

Это интересно: