→ Как композитор выражает контраст. Что роднит музыку с изобразительным искусством. Сергей Васильевич Рахманинов

Как композитор выражает контраст. Что роднит музыку с изобразительным искусством. Сергей Васильевич Рахманинов

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Мир образов вокальной и инструментальной музыки Удивительный мир музыкальных образов «Искусство есть средство беседы с людьми»М.Мусоргский Н.А.Римский –Корсаков(1844-1908) Музыка – искусство поэтической мысли, которое сродни нашей речи. Интонация Музыкальная РазговорнаяИзобразительная Выразительная Музыкальный образ Живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. В художественных образах раскрываются различные грани духовного мира человека, его отношение к самым разным явлениям окружающей жизни. Вокальная музыка(vocale - голосовой) Сольное пение Ансамблевое пение Хоровое пение с сопровождением и a capella Жанры вокальной музыки ПесняВокализ (песня без слов)РомансСеренада (песня под балконом возлюбленной)Баркарола (песня лодочника)БалладаГимнКант Жанры вокальной музыкиКрупная форма Хоровой концертКантата (от итал.слова “cantare”–“петь”)Оратория (от лат.слова “oro”–“говорю”, “молю”)Реквием (заупокойная месса)Месса Жанры вокальной музыкимузыкальные спектакли ОпераБалетОпереттаМюзиклРок-опера Образы романсов и песен русских композиторов Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,Многое вспомнишь родное, далекое,Слушая ропот колес непрестанный.Глядя задумчиво в небо широкое. И. Тургенев Старинный русский романс Слово «романс» испанского происхождения. Это вокальное произведение для голоса в сопровождении гитары, фортепиано, воспевающее любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье. Почему мелодии и словапопулярных в народе старинных романсов оставляют след в нашей памяти?Какие чувства, мысли,переживания переданыв романсах? Песня-романс Знакомые звуки,Чудесные звуки!О, сколько вам силы дано!Прошедшее счастье,Прошедшие муки!И радость свиданья,И слезы разлуки –Вам все воскресить Суждено.А.Плещеев Александр Егорович Варламов(1801-1848) Создателями романсов были и выдающиесякомпозиторы, и певцы-любители, и неизвестныемузыканты. Песня-романс «Красный сарафан» настихи Н.Цыганова рассказывает о девичьей доле. ???????????????????????? Почему романс «Красный сарафан» называли русской песней?Как отразились особенности стихотворения, его сюжет на композиции музыкального сочинения, его форме?Как строится беседа дочери с матерью?Как меняются характер звучания, лад?Какую роль играет аккомпанемент? Мир чарующих звуков И музыкой нежной летучей Слова облекаются вдруг… Романс охватывает различные сюжеты, передает чувства, переживания, восторженное любование красотой природы. В них запечатлены прекрасные качества души русского человека, его стремление к истине, добру, красоте, любви. Романс-это жанр камерной музыки, которая предназначалась для исполнения перед небольшой аудиторией. Сегодня мы можем услышать романсы и в больших концертных залах. ЖаворонокСлова Н.Кукольника Музыка М.Глинки Между небом и землейПесня раздается.Неисходною струейГромче, громче льетсяНе видать певца полейГде поет так громкоНад подруженькой своейЖаворонок звонкий. Благословляю вас, лесаСтихи А.Толстого Музыка П.Чайковского Благословляю вас, леса,Долины, нивы, горы, воды,Благословляю я свободуИ голубые небеса!И посох мой благословляю,И эту бедную суму,И степь от краю и до краю,И солнца свет и ночи тьму,И одинокую тропинку,По коей, нищий, я иду,И в поле каждую былинку,И в небе каждую звезду!О, если б мог всю жизнь смешать я,Всю душу вместе с вами слить,О, если б мог в свои объятьяЯ вас, враги, друзья и братья,И всю природу заключить! ????????????????????????? Какие переживания, жизненные ассоциации, зрительные образы возникают в вашем воображении под воздействием музыкальных образов русских романсов? Какие чувства овладевают поэтом, слу-шающим неизвестный нам романс? Романс Романса голос узнаюНа самом дальнем расстоянье Стою и мысленно пою,И мне приятно с ним слиянье.И всех я вспоминаю вас,Друзей и родственников дальних,Уже ушедших и печальных:Напомнил мне о вас – романс! К глазам я подношу платок,Который мне не помогает,И только воздуха глотокМне умереть не позволяет.О том, что я отстал от васИ в этой жизни затерялся,-Напомнил старый мне романс,Романс, который оборвался. В.Семернин Два музыкальных посвящения Романс «Я помню чудное мгновенье» М.И.Глинки на стихи А.Пушкина –шедевр романсовой лирики начала XIXвека. Это исповедь сердца композитора, глубоко личная «дневниковая запись» переживаний и раздумий, отчаяния и восторга. «И жизнь, и слезы, и любовь» Глинка сочинил романс в 1840г. стихотворение поэтпосвятил Анне Петровне Керн, а Глинка- ее дочери Екатерине. Романс отличается сочетанием широкоймелодии с выразительной декламацией, что является важнейшей чертой вокального стиля Глинки. Трехчастная форма романса соответствует содержанию стихотворения. В нем отражены три важных момента душевнойжизни героя:- воспоминание о первой встрече,- горечь разлуки с любимой,- радость вновь наступившего свидания.Смысловая выразительность поэтической речи, ее нюансы передаются в романсе ритмическимиакцентами, убедительными повторами («Как гений чистой красоты»), энергичным поступательным ритмом среднего раздела. Я помню чудное мгновенье Я помню чудное мгновенье.Передо мной явилась ты,Как мимолетное виденье,Как гений чистой красоты.В томленьях грусти безнадежной,В тревогах шумной суеты,Звучал мне долго голос нежныйИ снились милые черты. ????????????????????????? Какие приемы развития музыкального образаиспользовал Глинка в романсе – повтор, контраст, вариационнось?Какие функции в романсе выполняют вступление и заключение?Исследователи называют этот романс небольшой вокальной поэмой.Ее можно охарактеризовать словами А.Пушкина: «Все вНей гармония» Как вы понимаете смысл высказывания? «Вальс-фантазия» Вальс был сочинен под влиянием сильного чувствак Екатерине Керн. Глинка написал вальсдля фортепиано, но онстал так популярен, чтопоявились его оркестровыепереложения. ??????????????????????? Почему Глинка дал своему произведениютакое название – «Вальс – фантазия»?Для какой обстановки больше подходит этот вальс – для бала, балета илисимфонического концерта?К какой области музыки ее можно отнестилегкой или серьезной? Портрет в музыке и живописи «Уноси мое сердце в звенящую даль..» «Не хочу ради того,Что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий меня мир». С.Рахманинов (1873-1943г) Романс «Сирень» О мелодике Рахманинова говорили,что она стелется, как тропа в полях, не придуманная, не навязываемая. ???????????????????????? Как композитор выражает контраст междувзволнованным чувством человека и образомбезмятежной природы?Какие особенности лирического образа под-черкиваются сопоставлением плавной мелодиии колышущегося аккомпанемента?В какой части романса звучат более напря-женные интонации? Что они выражают –радость или боль, мечты о счастье или горечьутраты? Музыкальный образ и мастерство исполнителя Мира восторг беспредельныйСердцу певучему дан.. А.Блок.Федор Иванович Шаляпин(1873-1938) «Ноты – это простая запись, нужно их сделать музыкой, как хотел композитор» «Только правдивое прекрасно. Двух правдчувства не бывает. Единственно правильнымпутем к красоте я поэтому признавал для себя правду». Дела давно минувших дней,Преданья старины глубокойА.Пушкин Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов «Свадебная игра» Длилась несколько дней, а и иногда и недель. Первая часть – прощание девушки с роднойсемьей разыгрывалась в доме невесты. Вторая часть – традиционный свадебный пир.Начинался в доме родителей жениха после об-ряда венчания. «Матушка, матушка, что во поле пыльно…» Как передан разговор матери с дочерью?Какая из песен передает драматическоестолкновение двух душевных состояний? Песня в свадебном обряде Песни невесты: плачи, причитания.причеты, Девушка: река, ягод-ка, лебедушка, утушка.Парень: ясный сокол. Сцены свадьбы в операх русских композиторов Глинка «Руслан и Людмила»Мусоргский «Хованщина» Образы песен зарубежных композиторов Искусство прекрасного пения Голос, голос, Кто тебя не слышит, Тот без крыльев на земле живет: Кажется, что это небо дышит, Кажется, что даль тебя зовет… В.Семернин Бельканто – прекрасное пение Родина бельканто-Италия.Мастера бельканто-Мария Каллас,Энрико Карузо,Марио дель МонакоЕлена Образцова Мендельсон «Песня венецианского гондольера»Шуберт «Баркарола» Глинка «Венецианская ночь» Старинной песни мир Я пел песни и пел их много, много лет. Когдая пел о любви, она приносила мне страдания, когда я пел страдании – оно превращалось влюбовь. Так любовь и страдания раздирали мне душу. Ф.Шуберт (1797-1828г.) Франц Шуберт создал новый тип песен. Это небольшие музыкальные сцены с определенным сюжетом, в которых аккомпанемент как бы комментировал,а иногда и иллюстрировал смысл слов.Шубертиады – вечера для венских об-ществ любителей музыки. Баллада – вокальная, инструментальная пьеса романтического характера. Раннее средневековье - танцевальные песни.Средние века – песни повествовательногохарактера. Жанр был как бы открыт зановона рубеже XYIII- XIXвв.Cоздатель вокальной баллады–Франц Шуберт «Лесной царь» «Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшимпо книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой, сел, в самое короткое время баллада появилась на бумаге. В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».Шуберту было всего 18 лет. Кто скачет, кто мчится под хладною мглойЕздок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник;Обняв, его держит и греет старик.-Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?-Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул;Он в темной короне, с густой бородой.-О нет, то белеет туман над водой. «Дитя, оглянися; младенец, ко мне;Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи;Из золота слиты чертоги мои».-Родимый, лесной царь со мной говорит:Он золото, перлы и радость сулит!-О сын мой, ослышался ты:То ветер, проснувшись, колыхнул листы. «Ко мне, мой младенец; в дуброве моейУзнаешь прекрасных моих дочерей: При месяце будут играть и летать,Играя, летая, тебя усыплять».-Родимый, лесной царь созвал дочерей:Мне, вижу, кивают из темных ветвей.-О нет, все спокойно в ночной глубине:То ветлы седые стоят в стороне. «Дитя, я пленился твоей красотой:Неволей иль волей, а будешь ты мой!» -Родимый, лесной царь нас хочет догнать;Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать.Ездок оробелый не скачет, летит:Младенец тоскует, младенец кричит:Ездок погоняет, ездок доскакал…В руках его мертвый младенец лежал. Народное искусство Древней Руси Музыкальное искусство Древней Руси:Церковная музыкаНародное музыкальное творчество –фольклор.Древние славяне – язычники, обожествляли природу.Бог солнца –Дажьбог, ветра –Стрибог.В честь них совершались обряды, которыесопровождались пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах. В русских народных сказках упоминается о чудодейст-венной силе музыкальных инструментов, которые отгоняют злые силы, сами играют и поют, заставля-ют плясать без отдыха. Скоморохи- странствующие актеры, своим искусством способствовали развитию жанров литературы: эпос, поэзия, драма. Скоморохи играли на гуслях, гудках, дудках, домрах Русская духовная музыка Прости мне, Боже, прегрешеньяИ дух мой томный обнови,Дай мне терпеть мои мученьяВ надежде, вере и любви. И.Козлов Владимир (Красно Солнышко) – 988г.- Крещение Руси – Днепр. Владимир отправил вразные страны послов. Красота богослуженияв Греции, входившей в состав Византии, потрясла их. Этот восторг запечатлен в летописи. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет такого зрелища и красоты такой не знаем, как ирассказать об этом. Знаем мы только, чтопребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем мызабыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пре-бывать в язычестве. Церковное пение – унисон (одноголосие), мужское, a capella (без сопровождения),выражало идею единомыслия, соединение сердец и умов: «Пусть твой язык поет, а ум пусть прилеж-но размышляет над смыслом песнопения»Знаменный распев – сплав русской культу-ры с византийской, величественен, строг.

Типы и степень контраста Характер противопоставления Уровень и место действия в музыкальной форме
1. Дополняющее сопоставление. Наименьшая степень контраста Единая музыкальная сущность, воплощаемая через несколько близких тем-образов. Лирические пьесы, танцевальные жанры: Ф. Шопен – ноктюрны, прелюдии, вальсы. В вокальных формах – это соотношение между запевом и дополняющим его припевом Первый уровень: средства выразительности. Например, мелодико-вариант­ное, гармоническое, фактурное, регистрово- темб­ровое сопоставление тем-образов. Второй уровень: структурный. Может использоваться между частями в любом типе простых и сложных форм
2. Оттеняющее сопоставление. Ярко выраженная степень контраста, как бы крайние стороны, но одной сущности Единая музыкальная сущность, воплощаемая через несколько ярко окрашенных тем-образов, существующих в музыкальных произведениях без столкновения и конфликта. Например, в маршах, экспромтах, скерцо Первый уровень: средства выразительности. Например, интонационно-мело­дический контраст, тонально-гармоническое сопоставление, метроритмическое и темповое преобразование тем-образов. Второй уровень: структурный. Может использоваться между частями сложных форм: 3-част­ных, рондо, рондосонатных
3. Конфликтное противопоставление. Наивысшая степень контраста, большая степень драматизма разных сущностей Столкновение двух (реже больше) противоположных по содержанию музыкальных сущностей, воплощаемых через ярко контрастные темы-обра­зы, существующие в музыкальном произведении в состоянии активной борьбы, вплоть до антагонизма. Например: в сим­фонии, опере, оратории Взаимодействие первых двух уровней: контраста средств выразительности и динамичной смены функций частей в масштабных формах. Третий уровень: драматургический. Может использоваться в сонатных, сонатно-симфонических, контрастно-составных крупных циклических жанрах, оратории, опере

Итак, были затронуты два вопроса о контрасте в музыке. Первый – его внутренний характер и степень противопоставления, второй – конструктивное действие в условиях простых, сложных сонатных и циклических форм. Сложная проблема контраста этими двумя признаками не ограничивается. Чтобы понять его суть, осознать значение в музыкальном сочинении, необходимо ознакомиться и со вторым, противоположным ему, важнейшим принципом музыкального движения – принципом тождества, или повторности. Именно эти два принципа – тождества и контраста – во взаимодействии друг с другом и составляют сущность формообразования в музыке. Они создают ту гармонию равновесия, устойчивости и внутренней пропорциональности, которыми особенно отличаются классические сочинения.



Тождество в музыкальной форме – это наличие сходства, совпадения, повторяемости между темами, частями, разделами, выраженное в той или иной степени и реализуемое с помощью подобных музыкальных средств. Если контраст в музыке есть накопление и обострение изменений, то повторность есть отсутствие принципиальных изменений, минимум различий. Количество и качество изменений в повторяемых элементах (темах, разделах, частях формы) определяют градации тож­дества. Самая большая степень идентичности – буквальное, точное повторение, лишенное каких-либо изменений, зафиксированных композитором в нотном тексте. Самая большая степень изменения при тождестве – варьированное повторение, которое также должно отвечать тем же требованиям узнаваемости и неизменности сути содержания первоначального музыкального материала, как и при точной повторности.

Как было сказано, принципы тождества и контраста взаимодействуют, но в одних музыкальных структурах доминирует тождество, а в других – контраст. Многие простые формы, особенно в вокальной и инструментальной народной музыке, строятся на преобладании принципа тождества. Это народные песни, танцы, хороводы, а также миниатюры из классического репертуара. Сложные и циклические формы в большинстве случаев используют синтез обоих принципов с определяющей ролью принципа контраста.

Принципы тождества и контраста – универсальное явление в музыке, основа ее формообразования; они естественно дополняют и сменяют друг друга, обеспечивая живой процесс музыкального движения. Роль их в раскрытии образно-художественного содержания огромна, так как они способствуют осознанному восприятию музыки и активному сопереживанию слушателем.

Музыка, как и другие виды искусства, создается человеком, как способ выражения его индивидуальности, восприятия мира, гармонии с человеком и природой. Или, напротив, - выражение несогласия, противоречий. Музыка выражает разные настроения и стихии. Определенный ритм и гармония являются основой художественного образа в музыке. Музыкальные произведения, созданные в разные эпохи в разных странах, явились в свое время предпосылкой для развития танца и пения.

Художественные образы в музыке создаются благодаря звукам. Музыка всегда обращается к чувствам человека, ведь сама музыка выражает чувства, как язык человеческой души. Музыка различается не только по стилям и направлениям, но и и этническим группам. В ней могут быть изображены разные сцены из жизни, ситуации.

Связь музыки и изобразительного искусства

Музыка и изобразительное искусство тесно связаны. Талантливый композитор или музыкант, как и художник, представляет в своих произведениях определенный ассоциативный символический ряд, отражающий его энергетику. Подобно живописи, музыка имеет свой колорит. Изобразительное искусство, как и музыка, выражает чувства, эмоции, настроения своего создателя. Даже сами музыканты, их искусство и музыкальные произведения стали темой для работ многих художников во все мире.

В классической академической живописи есть определенные правила: на переднем плане располагается главный объект картины, далее следуют второстепенные объекты и прорисовывается фон. Также и в музыке, - звучание мелодий начинается с определенного такта, музыкального размера, нескольких главных нот, затем звук становится объемнее, начинает играть оркестр. Такое же явление мы наблюдаем при сольном пении под аккомпанемент: голос солиста дополняется хоровым пением или инструментальным сопровождением.

Еще одна важная сближает музыку и изобразительное искусство. Это - контраст. Ведь в живописи всегда сопоставляется цвет, масштаб, а в современном изобразительном искусстве – формы. В музыке же это сопоставление темпов, высоких и низких нот, громкого и тихого звука.

Мелодии, как краски художников, бывают холодные и теплые, светлые и сумрачные. А такие характеристики изобразительного искусства, как гамма, тон, оттенок, нюанс, используются сегодня критиками для трактовки музыкальных произведений.

Введение

Композиция в дизайне связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно.

Композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Все направлено на достижение выразительности и цельности художественного произведения.

Поиск оригинального композиционного решения, использование средств художественной выразительности, наиболее подходящих для воплощения замысла художника, составляют основы выразительности композиции.

Цель моей курсовой работы рассмотреть контраст, как средство достижения композиционной выразительности. Исходя из заданной цели, задачами станут: 1) изучить теоретическую литературу по данному вопросу; 2) рассмотреть применение контраста на практике; 3) разработать макет на основе изученного материала.

Данная тема очень интересна тем, что контраст, как противопоставление, борьба разных начал в композиции - всегда был одним из наиболее широко используемых средств в дизайне, архитектуре, моделировании.

Тема моей курсовой работы актуальна для дизайнеров тем, что контраст, как противопоставление в композиции делает форму заметной, выделяет ее среди других. Это позволяет обратить внимание потребителя на продукт дизайна. Дизайнер должен уметь использовать контраст, уметь вызывать внутреннюю борьбу в композиции, обострять ее и находить гармонию в сопоставлении противоположностей.

В ходе работы мы рассмотрим основные виды контраста, практическое применение контраста и разработаем макет на основе изученного материала.

Контраст - средство достижения композиционной выразительности

Контраст - это резкое отличие предметов по тем или иным свойствам (размерам, форме, цвету, светотени и т. д.), резко выраженная противоположность: длинный -- короткий, толстый -- тонкий, крупный -- мелкий. Контраст -- противопоставление, борьба разных начал в композиции -- всегда был одним из наиболее широко используемых средств в руках живописца, скульптора, архитектора. На протяжении многовековой истории искусства тема контраста варьировалась, приобретая в зависимости от характера произведения, стиля эпохи, индивидуальности автора самые различные выражения. В контрасте преобладает различие над сходством. Сущность композиции, построенной на контрасте,-- в активности ее визуального воздействия: в отличие от нюансных контрастные отношения раскрываются сразу, если они умело использованы проектантом (см. рис. 8).

В художественном конструировании контраст составляет одно из основных средств композиции. Если взять любую композицию, в которой имеет место соподчинение частей и выявление главного, то в подавляющем большинстве случаев главное будет контрастнее по отношению к окружающим элементам.

Путем контраста можно усилить выразительность изделия. Это достигается путем применения разных материалов (например, в телевизоре -- экран из стекла, коробка из дерева, ручки регуляторов и решетки из пластмассы, окантовка -- металлическая), и за счет обработки поверхности материала -- полированная поверхность металла или грубошероховатая фактура, дерево полированное или просто покрытое лаком. При умелом использовании контраст может сыграть решающую роль в композиции. Подчиненный интересам композиции, он активизирует форму. При отсутствии контраста форма оказывается маловыразительной и скучной.

Контрастные сопоставления способствуют обострению восприятия целого. Контраст усиливает, подчеркивает различие свойств форм, делает их единство более напряженным, впечатляющим.

Показательным примером контраста может служить связь геометрических фигур, когда одна из них увеличивается по своим размерам по отношению к другим, чтобы определить центр композиции. Находясь в определенной связи друг с другом такие композиции представляют пример конструктивного и комбинаторного соединения. Такие упражнения имеют особое значение и являют собой необходимую принадлежность основ композиции.

Когда геометрические элементы сопрягаясь друг с другом, образуют нечто целое, гармоничное, и это целое представляет собой определенную связную композицию, то этим самым в какой-то мере решается проблема комбинаторных построений. Общность всех участвующих элементов говорит о том, что сочетание этих элементов создает явление, которое мы называем композицией, конструкцией.

Связь элементов условной композиции становится органичнее и понятнее, если в ней имеется главный элемент, вокруг которого на художественной основе объединяются остальные. Этот главный элемент условно называется центром композиции. Подчинение детали сложной композиционно развитой формы также может иметь свой центр, но по силе выразительности он должен быть менее значительным, чем центр общий. Введение главного композиционного элемента и надлежащая соподчиненность остальных деталей усиливает внутреннюю связь деталей между собой и повышает общую выразительность. Композиционный центр приобретает особое значение при построении условных композиций.

С выразительностью в композиции тесно связана гармоничность, основной задачей которой является создание впечатления уравновешенности, изящности и точности образа формы и художественной согласованности комбинаторных элементов. Контраст -- одно из главных средств композиции в технике. Здесь он обусловлен то различием структур -- сложной, насыщенной тенями и совсем простой; то обработкой материала, когда, например, грубошероховатая фактура необработанного литья противопоставляется шлифованным или полированным поверхностям, то противопоставлением легкой, ажурной конструкции тяжелому монолитному основанию. Низкое противопоставляется высокому, горизонталь -- вертикали, светлое -- темному, шероховатое -- гладкому, насыщенное светотенью и пластически сложное -- спокойному и простому. Все эти и множество других отношений, основанных на явно выраженных различиях, являются контрастными. Противопоставление двух начал в композиции уже само по себе делает форму заметной, выделяя ее среди других. Использовать контраст--значит вызвать внутреннюю борьбу в композиции, обострить ее и найти гармонию в сопоставлении противоположностей. Контраст в технике имеет различные корни. В одних случаях его предопределяет сама конструкция, вся компоновка изделия. Здесь задача проектировщика-- развить объективное контрастное начало, а если нужно, то и обострить его, используя как образное средство. В других случаях основа формы такова, что контраст в ней никак не проявляется, и она оказывается маловыразительной, скучной: как говорят профессионалы, композиции не на чем держаться. В этих случаях композиционный прием диктует необходимость введения «искусственного» контраста. Например, геометрически простой объем членится с помощью контрастных сочетаний цвета и тона, выделяются определенные функциональные элементы, создаются искусственные контрастные пропорции с помощью накладных профилей, членящих разные цветовые зоны, и т. п. К последнему приему часто прибегают, например, в работе над композицией транспортных средств.

Использование контраста в технике связано еще и с необходимостью создания оптимальных условий для рабочего. Контраст должен быть умеренным, поскольку чрезмерно резкие контрасты будут способствовать преждевременному утомлению, а полное отсутствие контраста -- создавать монотонность, обусловливать притупление внимания рабочего. Цветовой контраст (пятно, фон) весьма широко распространен в композиции промышленных изделий. Контрастные цветовые отношения позволяют выделить наиболее ответственные зоны станка, пульта управления, сосредоточить внимание рабочего на важнейших системах управления. Ввиду этого при работе над проектом промышленного изделия контраст, как и многие другие категории, следует рассматривать не только в чисто композиционном плане, но и с практической стороны, в связи с определенной деятельностью человека.

Во множестве областей дизайна контраст в композиции проявляется иногда исключительно тонко, и все же это именно контраст. Очень сильный контраст, сочетание больших и малых объемов может зрительно разрушить композиционный строй. Поэтому степень применяемого контраста ограничивается требованиями сохранения цельности впечатления. Выбор степени контраста определяется на основании художественного чутья и практического опыта дизайнера и в большей степени зависит от назначения и места применения промышленного изделия.

Контраст активизирует любую форму, но чтобы достичь гармонии, его нужно дополнить теми необходимыми нюансными отношениями, без которых он может оказаться слишком резким. Парадоксально, но слабость контраста в его силе. Любое сильнодействующее средство требует осторожности -- его избыток разрушителен. Таков и контраст. Используя его в композиции конкретного промышленного изделия, нужно позаботиться, чтобы он не оказался чрезмерным, т. е. была соблюдена определенная степень, мера контраста. Для контрастирующих элементов можно построить целый ряд от наименьшей до наибольшей степени контраста. Взять, к примеру, контраст пятна и фона. Если фон абсолютной белизны, а пятно абсолютной черноты, контраст максимален. Но контрастным будет и отношение не совсем белой, а несколько тонированной поверхности и не совсем черного, но темно-серого (различной силы тона) пятна.

Для выразительности и целостности конкретного изделия степень контраста имеет немалое значение. Например, когда маленькое темное пятно контрастирует с большим светлым фоном, степень контраста может быть предельно сильной. Таковы маленькие черные ручки и другие темные детали на белой или почти белой панели. Но если все эти детали сильно увеличить, так что суммарно черное приблизится к площади белого, эффект контраста ослабеет, композиция может стать значительно менее выразительной и менее целостной, чем в первом случае. Это объясняется тем, что небольшие темные детали контрастируют с фоном не только по цвету и тону, но и по величине -- малое противопоставляется большому. Во втором случае один из признаков контраста исчез, и количественное равенство между черным и белым по существу сняло всю остроту противопоставления.

Видов контраста существует достаточно много и любой из них можно использовать для активизации композиции. Основные виды контраста:

Контраст статики и динамики

Контраст симметрии и асимметрии

Цветовой контраст

Контраст величин (противопоставление размеров)

Тональный контраст (противопоставление светлого и темного)

Контраст яркости и бледности

Контраст фактур и материалов

Тема урока:

«Уноси моё сердце в звенящую даль…»

Образы романсов С.В.Рахманинова


  • Эпиграфом к теме сегодняшнего урока является последняя строчка стихотворения «Вечер» И.Бунина:

«Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне».

Какое настроение вызывают эти слова?

На какую мысль они наталкивают?



Близки ли мы к природе сегодня? Попытайтесь « заглянуть в себя».

Часто ли современный человек испытывает такие простые и вместе с тем глубокие, возвышенные чувства от общения с природой?


Сегодня мы познакомимся с творчеством русского композитора, пианиста, дирижёра С.В.Рахманинова.

Композитора упрекали в старомодности, а он говорил:

«Не хочу ради того, что я считаю модой, изменять постоянно звучащему тону, сквозь который слышу окружающий меня мир».


Путешествие в «мир Рахманинова» начинается…

Сергей Васильевич Рахманинов

1873 - 1943

Русский композитор, пианист, дирижёр.



"Я русский композитор, и моя Родина

наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды".

С.В. Рахманинов жил и творил на рубеже

XIX – XX веков.

Столкновение нового со старым во всех сферах жизни,

в том числе и в искусстве.

Время, связанное с первой мировой войной

и революциями, охватившими всю Россию.


сумел отстоять своё мнение.

Искренне, взволнованно говорил своей музыкой о том, что на душе.

Как пианист он объездил весь мир.

И где бы он ни выступал, ему дарили букет белой сирени.

Для композитора сирень была символом Родины.



По утру, на заре,

По росистой траве,

Я пойду свежим утром дышать.

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

Я пойду своё счастье искать…

В жизни счастье одно

Мне найти суждено,

И то счастье в сирени живёт;

На зелёных ветвях,

На душистых кистях

Моё бедное счастье цветёт…


  • Послушайте романс «Сирень» и скажите, какие чувства вложил композитор в музыку?
  • Как композитор выражает контраст между взволнованным чувством человека и образом безмятежной природы?

Романс рассказывает о любви, нежности. Музыка выразительная, присутствует элемент изобразительности. В музыке чувствуется прозрачность воздуха, лёгкое дыхание ветвей сирени. Созданы ясные, спокойные образы, полные душевного покоя. Возможно, композитор испытывал счастливые моменты своей жизни, что нашло отражение в его музыке.

В мелодии было развитие. Во второй части романса звучат более напряжённые интонации. Они выражают чувство взволнованности и мечты о счастье.


Послушайте транскрипцию этого романса в исполнении самого композитора и ответьте на следующие вопросы:

  • В чём отличие двух исполнителей романса «Сирень»?
  • Какой образ создаёт каждый из исполнителей?
  • Найдите созвучия между музыкальными и зрительными образами

А в первом, вокальном исполнении передаётся безмятежность природы, образ прозрачности, покоя подчёркивается высоким женским голосом – сопрано.





«Сильные грозовые ливни, неположенные в начале июня… усугубили сумятицу в мироздании. И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке…

И когда Верочка Скалон выбежала в сад…он ахнула…поражённая дивным великолепием сиреневого убранства.

Верочка осторожно раздвинула ветви и в

шаге от себя увидела Серёжу Рахманинова,

племянника хозяев усадьбы. Он приподнимал

кисти сирени ладонями и погружал в них

лицо…У каждой был свой привкус.

Белая – это словно лизнуть пробку от

маминых французских духов;

лиловая отдаёт чернилами;

самая вкусная–голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…

Рассказ « Сирень»


Выводы:

  • Композитор, художник, писатель, а так же исполнитель создают каждый свой образ, выражая своё внутреннее состояние.
  • Зрительные образы усиливают восприятие слушателей, делают музыкальный образ более разнообразным.

Домашнее задание: Нарисуй Сирень…

 

 

Это интересно: