→ Биографии, истории, факты, фотографии. Шуман – кто он? Несостоявшийся пианист, гениальный композитор или острый музыкальный критик? Шуман первая

Биографии, истории, факты, фотографии. Шуман – кто он? Несостоявшийся пианист, гениальный композитор или острый музыкальный критик? Шуман первая

Немецкий композитор Роберт Шуман хотел, чтобы «музыка исходила из глубины настоящего и была не только приятной забавой и красивой по звучанию, но и стремилась к чему-то еще». Само это желание резко отличает Роберта Шумана от многих композиторов его поколения, которые грешили бессодержательным сочинительством. Шуман боролся за прогресс в музыке всеми силами.

Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в семействе весьма немузыкальном. Отец его был известный книгопродавец Фридрих Август Шуман в Цвиккау, а он сам был младший из пяти детей. С семи лет он начал брать уроки фортепиано у органиста И. Куншта, импровизировал, сочинял пьесы. Первой смелой попыткой Шумана было то, что он на двенадцатом году своей жизни сочинил инструментальную и хоровую музыку на 150-й псалом. Этот опыт был смелым потому, что в то время он не имел ни малейшего понятия о теории композиции.

Родители настаивали на том, чтобы юноша стал юристом. Несколько лет он вел упорную борьбу за право следовать своему призванию. В угоду матери и опекуну Шуман занимался юриспруденцией в Лейпциге, насколько приказывал долг, но не более, даже, пожалуй, и менее. В нем тогда уже начало проявляться влечение к музыке. Он брал уроки игры на фортепиано у Фридриха Вика (отца Клары - будущей жены). Его вдохновили произведения Франца Шуберта, с которыми он тогда впервые познакомился.

Каникулярное путешествие в 1829 году в прекрасную Венецию заронило в его душу не один зародыш будущих музыкальных цветов.

На следующий год Шуман отправился во Франкфурт-на-Майне, чтобы послушать Паганини. Некоторые меткие слова в дневнике его выдают поэта, который восхищается красотами природы и искусства. После всех этих восторгов, разумеется, было нелегко чинно опять усесться на место и, начав по порядку с первой главы пандектов, ломать голову над статьями о «Разделении королевского права».

Наконец 30 июня 1830 года Роберт решился на важный шаг - посвятить себя музыке. Он написал матери длинное письмо, в котором прямо объявил свое намерение. Добрая женщина сильно встревожилась, сомневаясь, будет ли Роберт в состоянии «зарабатывать насущный хлеб» посредством своего музыкального таланта. Однако же она письменно обратилась за советом к Вику, и когда тот одобрил намерение Роберта, то и мать согласилась. Роберт переехал в Лейпциг и сделался учеником и жильцом Вика.

Но скоро судьба его снова переменилась. Безумной была операция, которой Шуман подвергнул свою правую руку для скорейшего приобретения беглости игры на фортепиано. Средний палец перестал действовать; несмотря на медицинскую помощь, рука навсегда сделалась неспособной к игре на фортепиано. Шуман должен был навсегда отказаться от желания стать пианистом. Зато теперь его все более начало занимать сочинение музыкальных пьес.

Шуман решился, наконец, серьезно заняться теорией музыкальных композиций. Уроки у директора музыки Кунтша он брал недолго и довершил основательное изучение своего предмета под руководством Генриха Дорна. Отношение его к Вику оставалось по-прежнему самым наилучшим. Необыкновенные музыкальные способности Клары Вик, едва вышедшей тогда из детского возраста, возбуждали живейшее участие Роберта, который, впрочем, тогда интересовался единственно ее талантом.

В 1833 году в Лейпциг приехал из Штутгарта музыкант Шунке, и Шуман заключил с ним почти химерический союз дружбы.

Музыкального друга-женщину нашел он в Генриетте Фохт, ученице Людвига Бергера; но его сердцем владела в то время Эрнестина фон Ф. из Аша, в Богемии.

В конце 1833 года, как рассказывал сам Шуман, «каждый вечер как бы случайно сходилось несколько человек, большею частью молодых музыкантов; ближайшею целью этих сходок было обыкновенное общественное собрание; но тем не менее здесь происходил взаимный обмен мыслей о музыке, искусстве, которое было для них насущною потребностью». Тогдашнее далеко не блестящее состояние музыки было причиною того, что «однажды молодым, горячим головам пришло на мысль не быть праздными зрителями этого упадка, а постараться снова возвысить поэзию и искусства».

Шуман, вместе с Фридрихом Виком, Людвигом Шунке и Юлием Кнорром, основал журнал «Новая музыкальная газета», который имел огромное влияние на развитие музыкального искусства в Германии. В течение многих лет он сам писал в журнал под различными псевдонимами статьи и боролся с так называемыми филистерами, то есть с теми, кто своей ограниченностью и отсталостью тормозил развитие музыки. Как музыкальный критик он оценил значение Ф. Шопена, Г. Берлиоза, И. Брамса, которые были его современниками, признавая и огромную ценность своих предшественников - И.С. Баха, Бетховена, Моцарта и Шуберта. Шуман был исключительным знатоком немецкой литературы.

Деятельные занятия композицией принесли свои плоды. Шуман создает целый ряд интересных произведений. Среди них фортепианные циклы из небольших пьес или миниатюр: «Бабочки» (1831), «Давидсбюндлеры» (1837). Они, так же как и «Фантастические пьесы» (1837), «Крейслериана» (1838), имеют программные заголовки, рожденные фантазией композитора или указывающие на связь с литературой. Так, «Крейслериана» напоминает о произведениях немецкого романтика Э.А. Гофмана. В ней оживает облик вдохновенного музыканта Фрица Крейслера, его грезы, мечты и видения. Крейслер, глубоко страдающий от обывательщины в жизни и искусстве, ведет с ней мужественный поединок. Этот борец-одиночка сродни самому Шуману.

В «Бабочках» - одном из первых изданных произведений Шумана - перед нами возникает картина костюмированного бала, где, по замыслу композитора, встречаются герои книги Ж.П. Рихтера «Годы юности». Это два брата (один - мечтательный и задумчивый, другой - порывистый и горячий) и молоденькая девушка, в которую оба влюблены.

Одно из самых оригинальных шумановских сочинений - фортепианный цикл «Карнавал» (1835). В этих пестрых, фантастических картинах воплотилось многое из жизни, увлечений и помыслов молодого Шумана в пору его творческого расцвета. Шуман обладал удивительной способностью создавать в музыке портреты людей, выражать одним штрихом самое характерное в облике человека или в его настроении. Таков и его «Карнавал», где словно кружатся в стремительном танце или медленно проходят, погруженные в свои мысли, персонажи под масками Пьеро и Арлекина, веселых бабочек или танцующих букв. Здесь и современники композитора: знаменитый скрипач Н. Паганини и великий поэт фортепиано Ф. Шопен. А вот Флорестан и Эвсебий. Так Шуман называл выдуманных им героев, от имени которых он писал статьи о музыке. Флорестан всегда в движении, в полете, в танце, он остро и едко шутит, речь его горяча, порывиста. Эвсебий любит мечтать в уединении, говорит он тихо, проникновенно.

Флорестан и Эвсебий, Шопен и Паганини, Кьярина (под этой маской выступает Клара Вик) являются членами придуманного Шуманом союза. В конце «Карнавала» все они выступают против обывателей, чуждых всему новому и смелому в искусстве - в «Марше Давидова братства». Это самые светлые и радостные страницы его творчества.

Новизна и необычность шумановской музыки ярче всего проявилась в его фортепианных пьесах, созданных в 1830-х годах в Лейпциге. Кроме уже названных это - три сонаты (1835, 1833-1838, 1836), «Симфонические этюды» (1834), фантазия (1837), «Новелетты» (1838). Шуман считал фортепиано инструментом для выражения чувств и настроений, навеянных как эмоциональными переживаниями, так и природными явлениями или литературными сюжетами. Интерес к фортепиано у Шумана возрос благодаря счастливому браку с Кларой Вик, как известно, великолепной пианисткой. Для нее автор создал чрезвычайно ценный фортепианный концерт ля минор. Часто исполняемый концерт для виолончели ля минор и множество камерных работ Шумана убедительно свидетельствуют о прогрессивной новоромантической ориентации композитора.

Итак, в 1830-е годы Шуман уже был автором многих оригинальных пьес, но композитор должен был узнать на опыте, «что известность продвигается шагами карлика, тогда как слава летит на крыльях бури». Для большинства дилетантов сочинения его были слишком трудны и непонятны, для музыкантов-специалистов они казались слишком эксцентричными, слишком отклонявшимися от традиций.

Огромное влияние на творчество Шумана оказал Мендельсон. На него Шуман, по собственному выражению, «смотрел, как на высокую гору», тот «ежедневно высказывал мысли, достойные быть оправленными в золото». Шуман очень многим обязан Мендельсону. Без него он подвергся бы опасности растратить свой необыкновенный талант на множество остроумно оригинальных музыкальных шуток.

Между тем любовь Шумана к Эрнестине фон Ф. мало-помалу ослабевала и, наконец, совсем прошла. Клара уже стала взрослой девушкой, и Шуман не мог не заметить это очаровательное существо, одаренное необыкновенным музыкальным талантом. Клара сделалась для Шумана поэтическим идеалом, и так как она отвечала взаимностью на его чувства и оба желали прочного союза, Шуман должен был позаботиться об обеспечении своего существования.

В 1838 году он решил поселиться в Вене и там издавать свой журнал. В октябре 1838 года композитор переехал в Вену. Впрочем, он слишком скоро убедился, что Вена перестала уже быть почвою немецкой классической музыки. В начале апреля 1839 года Шуман возвращается в Лейпциг.

1840 год был переломным в жизни Шумана. Лейпцигский университет присвоил ему звание доктора философии, и таким образом он получил титул, который в Германии довольно много значил. 12 сентября 1840 года в церкви в Шёнфельде состоялось бракосочетание Роберта с Кларой.

Неудивительно, что в то счастливое время Роберт Шуман - тонкий мастер в изображении нюансов чувств и настроений, создал циклы «Круг песен», «Любовь и жизнь женщины», «Любовь поэта», «Мирты» и другие.

После женитьбы Шуман творил с терпеливым прилежанием. Самые удачные, самые прекрасные произведения его относятся к этому времени, в особенности его Первая симфония и оратория «Пери и рай», исполненная в первый раз 4 декабря 1843 года в Лейпциге. Его супруга в своей женской, достойной удивления преданности, по возможности старалась оградить его от всех будничных мелочей жизни, от всего, что могло расстраивать и останавливать его музыкальную деятельность, или что, может быть, и она не считала достойным внимания. Таким образом, она была посредницей между своим мужем и практической жизнью.

Едва ли не единственной областью деятельности, где он выходил из замкнутого круга своей души, было учительство в учрежденной в 1843 году в Лейпциге и состоявшей под управлением Мендельсона «Музыкальной школе фортепианной и партитурной игры и упражнений в композициях». Предпринятое им в 1844 году артистическое путешествие вместе с супругой в Петербург и Москву доставило им много приятного - их везде принимали с большим почетом. Чтобы иметь возможность полностью посвятить себя сочинительству, он передал редакцию «Новой газеты» прежнему сотруднику ее, Освальду Лоренцу. Эта газета выполнила свое назначение: она поставила преграду бездушным музыкальным изделиям, а также фривольному легкомыслию в музыке и проложила дорогу тому направлению в искусстве, которое проникнуто поэтическим духом и стремится к серьезным целям.

Шуман оставил Лейпциг и поселился в Дрездене. Тогда в первый раз в 1844 году проявились признаки его душевной болезни. Нервы композитора совсем расстроились вследствие умственного перенапряжения. Только в 1846 году он почувствовал себя настолько поправившимся, что был в состоянии снова сочинять.

Он завершает одно из своих крупных произведений - Вторую симфонию. Всего Шуман написал четыре симфонии, среди которых особо выделяется Первая - «Весенняя» (1841) и Четвертая - ре минор (1851).

Артистическое путешествие в первых месяцах 1847 года в Прагу и Вену было приятной переменой и развлечением. В том же году Шуман начал сочинять оперу «Геновева» (на сюжет известной средневековой легенды о Женевьеве Брабантской). «Геновева» не сделала Шумана популярным. Ее музыке недостает того, что для оперы решительно необходимо, - живой, чувственной осязательности, сильных контрастов, ярких, резких красок.

Сильно или нет огорчил композитора холодный прием «Геновевы» - неизвестно, только эта неудача нисколько не остановила его влечения к творчеству. Что-то тревожное проглядывает в быстроте, с которою он, в особенности начиная с 1849 года, создает одни обширные произведения за другими. Песни Шумана «К солнечному свету», «Весенняя ночь» и другие, написанные в этот период, стали необычайно популярны. Прежде чем свет успел познакомиться с «Манфредом», Шуман опять выступает уже с ораторией «Странствование Розы», с музыкою на сюжет из «Фауста», с увертюрами, симфониями, трио, с бесчисленными тетрадями песен, фортепианными пьесами и т. д. К этому периоду очень подходит метафора его любимого автора (в «Титане»): «Чрезмерный свет и сверкание этого созвездия, кажется, предвещают закат и последний день».

В музыке Шумана к трагедиям «Фауст» Вольфганга Гёте и «Манфред» Джорджа Байрона, в его революционных маршах, хорах и песнях «На смерть героя», «Солдат», «Контрабандист» романтическая взволнованность, мечтательность, трепетность соединяются с бунтарством и свободолюбием. В дни революции 1848 года композитор записал в своем дневнике: «И так жестоко должны бороться люди за каплю свободы! Наступит ли время, когда все станут равны в своих правах?»

В 1850 году Шуман получил приглашение на должность городского директора музыки в Дюссельдорфе. Великий музыкальный поэт не всегда бывает хорошим дирижером; и наоборот. Шуман вовсе не имел качеств хорошего дирижера. Сам он думал, однако, иначе. В Дюссельдорфе слишком скоро начались размолвки, и осенью 1853 года все это дело расстроилось: контракт не был возобновлен. Это также могло в высшей степени болезненно ранить душу Шумана, и без того очень нежную и чувствительную, но он не показывал своих переживаний в силу скрытности характера.

Последним лучом света было путешествие его в Голландию в ноябре 1853 года, где его и Клару во всех городах принимали «с радостью и с почестями». Он «с удивлением видел, что его музыка в Голландии сделалась едва ли не более родною, чем в самом отечестве». Однако в том же году вновь стали проявляться болезненные симптомы, а в начале 1854 года они вдруг обнаружились с еще большею силою. Смерть, последовавшая 29 июля 1856 года, положила конец этим страданиям.

Но, несмотря на печальную участь Шумана, мы все-таки можем считать его счастливым. Он выполнил задачу своей жизни: оставил нам на память образец настоящего немецкого артиста, который был исполнен честного прямодушия, благородства и духовности. Говоря о своих величайших музыкальных поэтах, люди будут вспоминать и имя Шумана.

Музыка Шумана отличается особо острым психологизмом, глубоко проникает в состояние души человека. Он очень тонко отразил в музыке смену этих состояний. У него присутствует непосредственное соприкосновение страстного порыва и погружения в мир грез. Во многом он отразил свойства своей натуры - двойственность.

Важное свойство музыки Шумана - фантазия, но это - не народная фантастика, а как бы мир его души, видения, грезы, очень индивидуализированная. Это проявляется и в музыкальной критической деятельности. Он был очень одарен в области литературы. Писал романы, повести, а также статьи в жанре новеллы, пьесы, писем, диалогов и другие произведения. Героями этих статей были очень необычные персонажи. Он придумал для себя "Давидово братство" - общество. Его члены - давидсбюндлеры. Туда он включил Моцарта, Паганини, Шопена, а также Клару Вик (его жену), а также: Флорестан и Эвзебий. Флорестан и Эвзебий - это выдуманные имена (это - как бы две половины его личности, которые спорили между собой). Он использовал их, как псевдонимы. Маэстро Раро мирил мечтательного Эвзебия и бурного Флорестана.

Шуман поддерживал все лучшее в искусстве. Он первый заговорил о Шопене, поддержал Берлиоза, писал статьи о Бетховене. Последней его статьей была статья о Брамсе. В 1839 г. он отыскал симфонию Шуберта - C-dur и исполнил ее, а в 50-м году стал одним

из организаторов Бетховенского общества. Творчество Шумана связано с немецкой романтической литературой. Его любимый поэт - Жанн Поль (настоящая фамилия - Рихтер). Под впечатлением от произведений этого писателя была написана пьеса - "Бабочки". Любил поэта Гофмана. Под влиянием его произведений была написана "Крейслериана". Большое влияние оказал Гейне. На его стихи были написаны вокальные циклы - "Круг песен" и "Любовь поэта".

Шуман любил использовать в своих произведениях карнавал (потому, что есть смена персонажей). Музыкальный язык Шумана очень тонкий. Связь с народной музыкой не такая, как у Шуберта. Нет явного примера. Мелодии более декламационные. Усложняется гармонический язык. Фактура тонкая, мелодизированная и полифоническая. Ритм капризен, прихотлив.

Шуман написал много произведений: около 50 сборников пьес для фортепиано, вариации на тему Абегг, "Бабочки", "Карнавал", симфонии, этюды, "Танцы давидсбюндлеров", фантастические пьесы, "Крейслериана", "Венский карнавал", новеллетты и др., 3 сонаты для фортепиано, фантазия, более 200 песен, вокальные циклы: "Любовь поэта", "Круг песен" на Гейне, "Мирты", "Круг песен" на стихи Эйхендорфа, "Любовь и жизнь женщины" на стихи Шамиссо, испанские любовные песни, песни из "Вильгельма Мейстера" (Гете), 4 симфонии, концерты для фортепиано, виолончели и скрипки с оркестром, концерт Штюк для фортепиано с оркестром, концерт Штюк для 4-х валторн с оркестром, 3 струнных квартета, фортепианный квартет, фортепианный квинтет, 3 фортепианных трио, 2 сонаты для скрипки, другие камерные ансамбли, оратория "Рай и Перри", опера "Геновева", музыка к драматическим спектаклям, около 200 критических статей - избранные статьи о музыке и музыкантах.

Цвиккау

Родился Шуман в семье книгоиздателя. С детства проявились способности и литературные и музыкальные. До 16 лет Шуман не знал, кем он будет. Учился в гимназии, сочинял стихи, писал комедии, драмы. Изучал Шиллера, Гете, античную литературу. Организовал литературный кружок. Очень увлекался Жанном Полем. Под его влиянием написал роман. С семи лет пишет музыку. В детстве произвела впечатление игра пианиста Мошелеса. Первый учитель - органист Куншт. Под его руководством Шуман достиг больших успехов. Он изучал музыку Моцарта, Вебера. Писал музыкальные зарисовки (изображение человека в музыке). Он полюбил Шуберта и написал несколько песен.

В 1828 г. под влиянием матери поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет. Кроме этого учится у Фридриха Вика на фортепиано - 30 год. Шуман слышит Паганини и хочет стать виртуозом. В последствии он написал этюды по каприсам Паганини и концертные этюды. Шуман сформировал кружок любителей музыки (во время учебы в университете). Пишет цикл пьес "Бабочки" для фортепиано.

В 1829 г. он переводится в университет Гейдельберга. В 1830 году бросил. Учась в университете, он побывал в Мюнхене, где познакомился с Гейне, а так же в Италии. В этот период написал: Вариации "Абегг", токката, "Бабочки", обработка каприсов Паганини. После университета поселился у Вика в Лейпциге. Повредил, переиграл руку. Начал заниматься композицией и переложениями у Дорна.

30-е годы. Рассвет фортепианного творчества. Написал: симфонические этюды, карнавал, фантазия, фантастические пьесы. Начинается публицистическая деятельность. 1-я статья о Шопене "Шляпу сниму долой господа перед Вами, гений!". В 1834 г. основал "Новую музыкальную газету". Выступал против консерватизма, мещанства, развлекательности. Там пропагандировали Берлиоза, Листа, Брамса, композиторов Польши и Скандинавии. Шуман призывал к созданию немецкого музыкального театра в традициях "Фиделио" и "Волшебного стрелка".

Стиль всех статей был очень эмоциональный. В 1839 г. Шуман отыскал партитуру симфонии C-dur Шуберта, а друг - Мендельсон исполнил ее. В 1840 г. женился на Кларе Вик. Написал много песен: "Мирты", "Любовь и жизнь женщины", "Любовь поэта".

40-е - начало 50-х годов принесли симфонии, камерные ансамбли, концерты для фортепиано, скрипки, виолончели, оратория "Рай и Перри", сцены из Фауста Гете, музыка к Манфреду Байрону. В 1843 г. Мендельсон открыл Лейпцигскую консерваторию и пригласил туда Шумана по фортепиано, композиции и чтению партитур. В 1844 г. Шуману пришлось отставить музыкальную газету и консерваторию. Ездил в Россию в качестве мужа Клары Вик. В России был моден Мендельсон и Италия. Значение Шумана поняли не многие: Антон Рубинштейн, Чайковский, члены "Могучей Кучки". Болезнь развивалась, и семья уехала в Дрезден. Шуман хочет получить место руководителя музыкального театра, но не получается. Встреча с Вагнером. Музыка Вагнера была чужда Шуману.

1848 г. - была революция во Франции и Германии. Написал 4 республиканских марша, 3 мужских хора на революционные тексты. Через несколько лет реагирует на революцию по-другому. В 50г. семья Шумана уезжает в Дюссельдорф. Там руководил оркестром и хоровыми обществами.

53 г. - знакомство Шумана с Брамсом. Последняя статья Шумана о Брамсе. В 1854 г. Шуман пытается покончить жизнь самоубийством. Он хотел утопиться, но его спасли. Его вылечили, но он сошел с ума и после 2-х лет безрезультатного лечения в психиатрической больнице в 1856 г. Шуман скончался.

Фортепианное творчество

Музыка психологична. Она отображает разные контрастные состояния и смену этих состояний. Шуман очень любил фортепианные миниатюры, а так же циклы фортепианных миниатюр, так как в них очень хорошо можно выразить контрастность. Шуман обращается к программности. Это программные пьесы, часто связанные с литературными образами. Они все имеют названия, которые немного странные для того времени - "Порыв", "От чегоN", вариации на тему Абегг (это фамилия его знакомой девушки), буквы ее фамилии он использовал как ноты (A, B, E, G); "Asch" - название города, в котором жила бывшая любовь Шумана (эти буквы, как тональности вошли в "Карнавал"). Шуман очень любил карнавальность музыки, из-за разнохарактерности. Например: "Бабочки", "Венгерский карнавал", "Карнавал". Вариационный метод развития - "Абегг", "Симфонические этюды" - цикл жанрово-характерных вариаций на одну тему, которая преображается из траурного марша (в начале) в торжественный марш (в конце). Называются этюдами, так как в каждой вариации новые виртуозные этюдные технические приемы. Симфонические они потому, что звук фортепиано в них напоминает оркестр (мощные тутти, выделение отдельных линий).

Роберт Шуман (нем. Robert Schumann). Родился 8 июня 1810 года в Цвиккау - умер 29 июля 1856 года в Энденихе. Немецкий композитор, педагог и влиятельный музыкальный критик. Широко известен как один из самых выдающихся композиторов эпохи романтизма. Его учитель Фридрих Вик был уверен, что Шуман станет лучшим пианистом Европы, но из-за повреждения руки Роберту пришлось оставить карьеру пианиста и посвятить жизнь сочинению музыки.

До 1840 года все сочинения Шумана были написаны исключительно для фортепиано. Позднее было опубликовано много песен, четыре симфонии, опера и другие оркестровые, хоровые и камерные произведения. Свои статьи о музыке он публиковал в Новой музыкальной газете (нем. Neue Zeitschrift für Musik).

Вопреки желаниям отца, в 1840 году Шуман женится на дочери Фридриха Вика Кларе. Его жена также сочиняла музыку и имела значительную концертную карьеру пианистки. Прибыль с концертов составляла большую часть состояния её отца.

Шуман страдал от психического расстройства, впервые проявившегося в 1833 году эпизодом сильной депрессии. После попытки самоубийства в 1854 году он, по собственному желанию, был помещён в психиатрическую клинику. В 1856 году Роберт Шуман скончался, так и не излечившись от душевной болезни.


Родился в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810 года в семье книгоиздателя и писателя Августа Шумана (1773-1826).

Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста Иоганна Кунцша. В возрасте 10 лет начал сочинять, в частности, хоровую и оркестровую музыку. Посещал гимназию в родном городе, где познакомился с произведениями и Жан Поля, став их страстным поклонником. Настроения и образы этой романтической литературы со временем отразились в музыкальном творчестве Шумана.

В детстве он приобщился к профессиональной литературной работе, составляя статьи для энциклопедии, выходившей в издательстве его отца. Серьёзно увлекался филологией, выполнял предыздательскую корректуру большого латинского словаря. А школьные литературные сочинения Шумана написаны на таком уровне, что были посмертно изданы в качестве приложения к собранию его зрелых журналистских трудов. В определённый период юности Шуман даже колебался, избрать ли ему поприще литератора или музыканта.

В 1828 году он поступил в Лейпцигский университет, а в следующем году перешёл в университет Гейдельберга. Он по настоянию матери планировал стать юристом, но музыка всё больше затягивала юношу. Его влекла идея стать концертирующим пианистом.

В 1830 году он получил разрешение матери полностью посвятить себя музыке и вернулся в Лейпциг, где надеялся найти подходящего наставника. Там он начал брать уроки фортепиано у Ф. Вика и композиции у Г. Дорна.

Во время обучения у Шумана постепенно развился паралич среднего пальца руки и частичный паралич указательного пальца, из-за чего ему пришлось оставить мысль о карьере профессионального пианиста . Широко распространена версия о том, что данное повреждение случилось из-за использования тренажера для пальцев (палец привязывался к шнурку, который был подвешен к потолку, но мог «ходить» вверх и в низ по принципу лебедки), который Шуман якобы самостоятельно изготовил по типу популярных в то время тренажеров для пальцев «Dactylion» Генри Герца (1836) и «Happy Fingers» Тициано Поли.

Еще одна необычная, но распространенная версия гласит, что Шуман в стремлении достичь невероятной виртуозности пытался удалить себе на руке сухожилия, связывающие безымянный палец со средним и мизинцем. Ни одна из этих версий не имеет подтверждений, и обе они были опровергнуты женой Шумана.

Сам Шуман связывал развитие паралича с чрезмерным писанием от руки и чрезмерной продолжительностью игры на фортепиано. Современное исследование музыковеда Эрика Самса, опубликованное в 1971 году, предполагает, что причиной паралича пальцев могло стать вдыхание паров ртути, которой Шуман по совету врачей того времени, возможно, пытался излечиться от сифилиса. Но ученые-медики в 1978 году сочли сомнительной и эту версию, предположив, в свою очередь, что паралич мог возникнуть в результате хронической компрессии нерва в районе локтевого сустава. До настоящего времени причина недомогания Шумана остается неустановленной.

Шуман серьёзно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой. Найдя поддержку в лице Фридриха Вика, Людвига Шунке и Юлиуса Кнорра, Шуман смог в 1834 году основать одно из влиятельнейших в дальнейшем музыкальных периодических изданий - «Новую музыкальную газету» (нем. Neue Zeitschrift für Musik), которое на протяжении нескольких лет редактировал и регулярно публиковал в нём свои статьи. Он зарекомендовал себя приверженцем нового и борцом с отжившим в искусстве, с так называемыми филистерами, то есть с теми, кто своей ограниченностью и отсталостью тормозил развитие музыки и представлял собой оплот консерватизма и бюргерства.

В октябре 1838 года композитор переехал в Вену, однако уже в начале апреля 1839 года вернулся в Лейпциг. В 1840 году Лейпцигский университет присвоил Шуману звание доктора философии. В том же году, 12 сентября, в церкви в Шёнфельде состоялось бракосочетание Шумана с дочерью его учителя, выдающейся пианисткой - Кларой Жозефиной Вик .

В год бракосочетания Шуманом было создано около 140 песен. Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. У них родилось восемь детей. Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа. Шуман преподавал в Лейпцигской консерватории, учреждённой в 1843 году Ф. Мендельсоном.

В 1844 году Шуман вместе с супругой отправился в гастрольную поездку в Санкт-Петербург и Москву, где их принимали с большим почётом. В том же году Шуман переезжает из Лейпцига в Дрезден. Там впервые проявились признаки нервного расстройства. Лишь в 1846 году Шуман поправился настолько, что был в состоянии снова сочинять.

В 1850 году Шуман получил приглашение на должность городского директора музыки в Дюссельдорфе. Однако вскоре там начались размолвки, и осенью 1853 года контракт не был возобновлен.

В ноябре 1853 года Шуман вместе с женой отправляется в путешествие по Голландии, где его и Клару принимали «с радостью и с почестями». Однако в том же году вновь стали проявляться симптомы болезни. В начале 1854 года после обострения болезни Шуман попытался покончить жизнь самоубийством, бросившись в Рейн, но был спасён. Его пришлось поместить в психиатрическую лечебницу в Энденихе близ Бонна. В больнице он почти не сочинял, эскизы новых сочинений утеряны. Изредка ему разрешали увидеться с супругой Кларой. Роберт умер 29 июля 1856 года. Похоронен в Бонне.

Творчество Роберта Шумана:

В своей музыке Шуман больше, чем любой другой композитор, отразил глубоко личностную природу романтизма. Его ранняя музыка, интроспективная и зачастую причудливая, была попыткой порвать с традицией классических форм, по его мнению, слишком ограниченных. Во многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество Шумана бросало вызов духовной убогости Германии 1820-х - 1840-х годов, звало в мир высокой человечности. Наследник Ф. Шуберта и К. М. Вебера, Шуман развивал демократические и реалистические тенденции немецкого и австрийского музыкального романтизма. Мало понятая при жизни, большая часть его музыки теперь расценивается как смелое и оригинальное явление в гармонии, ритме и форме. Его произведения тесно связаны с традициями немецкой музыкальной классики.

Большая часть фортепианных произведений Шумана - это циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров, связанных между собой внутренней сюжетно-психологической линией. Один из самых типичных циклов - «Карнавал» (1834), в котором пёстрой вереницей проходят сценки, танцы, маски, женские образы (среди них Киарина - Клара Вик), музыкальные портреты Паганини, Шопена.

Близки к «Карнавалу» циклы «Бабочки» (1831, по мотивам произведения Жан Поля) и «Давидсбюндлеры» (1837). Цикл пьес «Крейслериана» (1838, названный по имени литературного героя Э. Т. А. Гофмана - музыканта-фантазёра Иоганнеса Крейслера) принадлежит к высшим достижениям Шумана. Мир романтических образов, страстная тоска, героический порыв отображены в таких произведениях Шумана для фортепиано, как «Симфонические этюды» («Этюды в форме вариаций», 1834), сонаты (1835, 1835-1838, 1836), Фантазия (1836-1838), концерт для фортепиано с оркестром (1841-1845). Вместе с произведениями вариационного и сонатного типов у Шумана есть фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: «Фантастические отрывки» (1837), «Детские сцены» (1838), «Альбом для юношества» (1848) и др.

В вокальном творчестве Шуман развивал тип лирической песни Ф. Шуберта. В тонко разработанном рисунке песен Шуман отобразил детали настроений, поэтические подробности текста, интонации живого языка. Значительно возросшая у Шумана роль фортепьянного сопровождения даёт богатое очерчивание образа и нередко досказывает смысл песен. Наиболее популярный из его вокальных циклов - «Любовь поэта» на стихи (1840). Он состоит из 16 песен, в частности, «О, если б цветы угадали», или «Слышу песни звуки», «Я утром в саду встречаю», «Я не сержусь», «Во сне я горько плакал», «Вы злые, злые песни». Другой сюжетный вокальный цикл - «Любовь и жизнь женщины» на стихи А. Шамиссо (1840). Разнообразные по смыслу песни входят в циклы «Мирты» на стихи Ф. Рюккерта, Р. Бёрнса, Г. Гейне, Дж. Байрона (1840), «Вокруг песен» на стихи Й. Эйхендорфа (1840). В вокальных балладах и песнях-сценах Шуман затронул весьма широкий круг сюжетов. Яркий образец гражданской лирики Шумана - баллада «Два гренадера» (на стихи Г. Гейне).

Некоторые песни Шумана - это простые сценки или бытовые портретные зарисовки: музыка их близка к немецкой народной песне («Народная песенка» на стихи Ф. Рюккерта и др.).

В оратории «Рай и Пери» (1843, на сюжет одной из частей «восточного» романа «Лалла Рук» Т. Мура), равно как в «Сценах из Фауста» (1844-1853, по И. В. Гёте), Шуман близко подошёл к осуществлению своей давней мечты о создании оперы. Единственная законченная опера Шумана «Геновева» (1848) на сюжет средневековой легенды не завоевала признания на сцене. Творческим успехом явилась музыка Шумана к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (увертюра и 15 музыкальных номеров, 1849).

В 4 симфониях композитора (так называемая «Весенняя», 1841; Вторая, 1845-1846; так называемая «Рейнская», 1850; Четвёртая, 1841-1851) преобладают светлые, жизнерадостные настроения. Значительное место в них занимают эпизоды песенного, танцевального, лирико-картинного характера.

Шуман внёс большой вклад в музыкальную критику. Пропагандируя на страницах своего журнала творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу. Шуман бичевал виртуозное франтовство, равнодушие к искусству, которое прячется под маской благонамеренности и фальшивой учёности. Главные из выдуманных персонажей, от лица которых выступал Шуман на страницах печати, - пылкий, неистово дерзкий и иронический Флорестан и нежный мечтатель Эвзебий. Оба символизировали полярные черты характера самого композитора.

Идеалы Шумана были близки передовым музыкантам XIX столетия. Его высоко ценили Феликс Мендельсон, Гектор Берлиоз, Ференц Лист. В России творчество Шумана пропагандировали А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Г. А. Ларош, деятели «Могучей кучки».


Биография

Дом Шумана в Цвиккау

Роберт Шуман, Вена, 1839

Основные произведения

Здесь представлены произведения, часто используемые в концертной и педагогической практике в России, а также произведения большого масштаба, но редко исполняемые.

Для фортепиано

  • Вариации на тему «Abegg»
  • Бабочки, соч. 2
  • Танцы давидсбюндлеров, соч. 6
  • Карнавал, ор. 9
  • Три сонаты:
    • Соната № 1 фа диез минор, ор. 11
    • Соната № 3 фа минор, ор. 14
    • Соната № 2 соль минор, ор. 22
  • Фантастические пьесы, ор. 12
  • Симфонические этюды, ор. 13
  • Детские сцены, соч. 15
  • Крейслериана, ор. 16
  • Фантазия до мажор, ор. 17
  • Арабески, ор. 18
  • Юмореска, ор. 20
  • Новеллетты, ор. 21
  • Венский карнавал, ор. 26
  • Альбом для юношества, ор. 68
  • Лесные сцены, op. 82

Концерты

  • Konzertstück для четырех валторн и оркестра, op. 86
  • Интродукция и Allegro Appassionato для фортепиано с оркестром, op. 92
  • Концерт для виолончели с оркестром, op. 129
  • Концерт для скрипки с оркестром, 1853
  • Интродукция и Allegro для фортепиано с оркестром, op. 134

Вокальные произведения

  • «Мирты», ор. 25 (на стихи различных поэтов, 26 песен)
  • «Круг песен», ор. 39 (сл. Эйхендорфа , 20 песен)
  • «Любовь и жизнь женщины», ор. 42 (сл. А. фон Шамиссо, 8 песен)
  • «Любовь поэта», ор. 48 (сл. Гейне , 16 песен)
  • «Геновева». Опера (1848)

Симфоническая музыка

  • Симфония № 2 до мажор, ор. 61
  • Симфония № 3 ми бемоль мажор «Рейнская», ор. 97
  • Симфония № 4 ре минор, ор. 120
  • Увертюра к трагедии «Манфред» (1848)
  • Увертюра «Мессинская невеста»

См. также

Ссылки

  • Роберт Шуман: Ноты произведений на International Music Score Library Project

Музыкальные фрагменты

Внимание! Музыкальные фрагменты в формате Ogg Vorbis

  • Sempre Fantasticamente ed Appassionatamente (info)
  • Moderato, Sempre energico (info)
  • Lento sostenuto Sempre piano (info)
Произведения Роберта Шумана
Для фортепиано Концерты Вокальные произведения Камерная музыка Симфоническая музыка

Вариации на тему «Abegg»
Бабочки, соч. 2
Танцы давидсбюндлеров, соч. 6
Карнавал, ор. 9
Соната № 1 фа диез минор, ор. 11
Соната № 3 фа минор, ор. 14
Соната № 2 соль минор, ор. 22
Фантастические пьесы, ор. 12
Симфонические этюды, ор. 13
Детские сцены, соч. 15
Крейслериана, ор. 16
Фантазия до мажор, ор. 17
Арабески, ор. 18
Юмореска, ор. 20
Новеллетты, ор. 21
Венский карнавал, ор. 26
Альбом для юношества, ор. 68
Лесные сцены, op. 82

Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, ор. 54
Konzertstück для четырех валторн и оркестра, op. 86
Интродукция и Allegro Appassionato для фортепиано с оркестром, op. 92
Концерт для виолончели с оркестром, op. 129
Концерт для скрипки с оркестром, 1853
Интродукция и Allegro для фортепиано с оркестром, op. 134

«Круг песен», ор. 35 (сл. Гейне, 9 песен)
«Мирты», ор. 25 (на стихи различных поэтов, 26 песен)
«Круг песен», ор. 39 (сл. Эйхендорфа, 20 песен)
«Любовь и жизнь женщины», ор. 42 (сл. А. фон Шамиссо, 8 песен)
«Любовь поэта», ор. 48 (сл. Гейне, 16 песен)
«Геновева». Опера (1848)

Три струнных квартета
Фортепианный квинтет ми бемоль мажор, соч. 44
Фортепианный квартет ми бемоль мажор, соч. 47

Симфония № 1 си бемоль мажор (известная как «Весенняя»), ор. 38
Симфония № 2 до мажор, ор. 61
Симфония № 3 ми бемоль мажор «Рейнская», ор. 97
Симфония № 4 ре минор, ор. 120
Увертюра к трагедии «Манфред» (1848)
Увертюра «Мессинская невеста»


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Шуман Роберт" в других словарях:

    ШУМАН, РОБЕРТ АЛЕКСАНДР (Schumann, Robert Alexander) РОБЕРТ ШУМАН (1810 1856), немецкий композитор. Родился в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810. Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста; в возрасте 10 лет начал сочинять, в том числе… … Энциклопедия Кольера

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Первая утрата

Фредерик Шопен. Прелюдия № 4 ми минор;
Роберт Шуман. Первая утрата;
Людвиг ван Бетховен. Соната № 17 ре минор (фрагмент 3-й части).

1-е занятие

Программное содержание . Расширять представления детей об оттенках настроений, чувств, выраженных в музыке.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали две пьесы С. Майкапара, в которых выражены разные оттенки грустного настроения.

Первая пьеса тревожная, взволнованная, а вторая звучит как печальное раздумье. Эти пьесы так и называются: «Тревожная минута» и «Раздумье».

Вы знаете, что многие произведения хотя и не имеют таких названий, но всегда выражают переживания, чувства человека. Послушайте пьесу польского композитора Фридерика Шопена, которая называется «Прелюдия». Прелюдия – это небольшая пьеса для фортепиано или другого инструмента. Иногда прелюдия предшествует другому произведению, но может существовать и как самостоятельная пьеса. Какой характер этой прелюдии Ф. Шопена? (Исполняет её.)

Д е т и. Музыка грустная, жалобная, печальная.

П е д а г о г. Да. Прислушайтесь, как жалобно звучит мелодия. Два звука в ней повторяются. Эта интонация (играет нисходящую секунду) часто в музыке передает вздох, плач, жалобу. А аккорды сопровождения придают звучанию мелодии скорбный и взволнованный характер. (Играет аккорды сопровождения.)

Своя мелодия есть и в этих аккордах, прислушайтесь, она движется медленно вниз. В этой прелюдии есть яркая кульминация, где музыка звучит очень напряжённо. Где вы её слышите? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. В середине.

П е д а г о г. В прелюдии две части. Они начинаются одинаково. (Исполняет фрагменты.) Кульминация находится во второй части пьесы. Мелодия внезапно стремительно взлетает вверх, звучит взволнованно, как отчаянный возглас (исполняет фрагмент). Потом опять появляются плачущие, жалобные интонации, мелодия стихает, сникает, повторяются одни и те же звуки. (Играет фрагмент.) Мелодия замирает, неожиданно застывает, останавливается. (Исполняет фрагмент.) А как звучат последние аккорды? (Исполняет их.)

Д е т и. Очень грустно, тихо.

П е д а г о г. Да. Тихие, мрачные аккорды с низкими басами звучат очень грустно, скорбно. (Исполняет всю прелюдию.) Похожая интонация жалобы (играет её) звучала и в пьесе С. Майкапара «Тревожная минута». Но в ней эта интонация «мелькала» в быстром темпе и создавала беспокойный, смятенный, тревожный характер. (Исполняет фрагмент.)

С этой же жалобной интонации начинается и пьеса Р. Шумана «Первая утрата» (исполняет её, показывает другие нисходящие интонации мелодии).

Роберт Шуман был не только выдающимся немецким композитором, но и пианистом, дирижёром, педагогом.

С 7 лет Р. Шуман обучался игре на фортепиано, сочинял, учился в гимназии, позже в университете. В 20 лет он услышал игру великого, всемирно известного итальянского скрипача Никколо Паганини. Игра Н. Паганини произвела на Р. Шумана такое яркое впечатление, что он решил навсегда посвятить себя музыке.

Он умел видеть в жизни чудесное, необыкновенное, скрытое от взглядов других людей и воплотить всё пережитое в звуках. Р. Шуман написал много разнообразной музыки - симфонии, хоровую музыку, оперу, романсы, фортепианные пьесы; удивительно похоже создавал в музыке портреты людей, передавал их чувства, настроения.

Мечтатель и выдумщик, Р. Шуман очень любил детей и много писал для них. В своем «Альбоме для юношества» он раскрывает мир детских радостей, огорчений, чудесный мир сказки.

Русские композиторы высоко ценили творчество Р. Шумана. Особенно его любил П. Чайковский. Под впечатлением его «Альбома для юношества» П. Чайковский написал свой замечательный «Детский альбом».

Послушайте пьесу Шумана «Первая утрата» ещё раз.

2-е занятие

Программное содержание . Учить детей вслушиваться в музыкальные интонации, различать форму произведений, находить кульминации.

Ход занятия:

П е д а г о г. На прошлом занятии вы слушали два грустных произведения - прелюдию Ф. Шопена и пьесу Р. Шумана «Первая утрата». Мы отмечали, что в этих произведениях есть похожие интонации-жалобы. (Исполняет фрагменты.) В прелюдии Ф. Шопена мы слышали яркую кульминацию – взлёт мелодии, который выражает чувство щемящей тоски, скорби, звучит напряжённо, с мольбой, протестом. (Играет кульминацию.) А где кульминация в пьесе Р. Шумана «Первая утрата»? (Исполняет её.)

Д е т и. В конце. Музыка звучит громко, настойчиво.

П е д а г о г. Да. Аккорды в конце пьесы звучат с протестом, горечью. Переживания ребёнка, выраженные в этой пьесе, так же глубоки, как и у взрослого. Первая утрата, которую испытал ребёнок, вызвала в его душе столько печали, скорби! Музыка звучит то жалобно (исполняет фрагмент), то взволнованно (звучит фрагмент средней части), то с протестом (играет последние четыре такта), то очень грустно (исполняет последние два такта). Давайте внимательно послушаем всю пьесу. Скажите мне, повторяется ли первая, жалобная мелодия пьесы? Когда она звучит? Сколько частей в пьесе? (Играет пьесу.)

Д е т и. Три части. Мелодия повторяется в конце, но звучит недолго.

П е д а г о г. Правильно. Мелодия с жалобными интонациями звучит в первой части пьесы дважды. В средней части музыка становится настойчивой, напряжённой. Одни и те же отрывки мелодии как бы перебивают друг друга с горечью и волнением. Ведь когда неприятная мысль тревожит человека, то она всё время напоминает о себе, не даёт покоя. (Играет среднюю часть.) Так и в музыке - беспокойная интонация мелодии звучит как бы на разные лады. Но вот мы опять слышим мелодию начала пьесы - жалобную, печальную. Здесь, в третьей части, она звучит не полностью, без окончания, появляются протестующие, грозные аккорды, но они скоро становятся мягкими и грустными. (Исполняет третью часть пьесы.)

3-е занятие

Программное содержание . Учить детей сравнивать произведения, перекликающиеся по эмоционально-образному содержанию. Различать оттенки настроений, выраженных в музыке.

Ход занятия:

П е д а г о г. И в жизни взрослых, и в жизни детей бывают самые разные грустные переживания: и светлая грусть (как в пьесе С. Майкапара «Раздумье» - звучит фрагмент), и грусть скорбь (как в пьесе Р. Шумана «Первая утрата» или в прелюдии Ф. Шопена - исполняет фрагменты этих произведений), и тревога (как в пьесе С. Майкапара «Тревожная минута»).

А какое настроение выражено в этой музыке? (Исполняет фрагмент третьей части 17-й сонаты Л. Бетховена.)

Д е т и. Нежное, грустное, беспокойное.

П е д а г о г. Правильно. Я сыграла вам отрывок из третьей части 17-й сонаты Л. Бетховена. Эта музыка так красива! Она трепетная, порывистая, летящая, озарённая светом и грустью.

Прислушаемся к интонациям мелодии: они звучат то жалобно, когда окончания маленьких фраз-интонаций направлены вниз (играет три интонации, в первых двух тактах), то ласково-вопросительно, когда мелодия поднимается вверх в конце фраз (играет четвёртую интонацию, в 3-4-м тактах). Настойчивое повторение этих жалобных и ласково-вопросительных интонаций придаёт музыке трепетность, встревоженность. Давайте вспомним пьесу С. Майкапара «Тревожная минута», в которой мелодия тоже строится на смене интонаций, то жалобных, поникающих (направленных вниз), то вопросительных (направленных вверх). (Исполняет фрагмент.)

Давайте вспомним замечательное произведение В. А. Моцарта, которое вы все любите, его 40-ю симфонию. Сколько разных оттенков чувств сплетено в этой музыке - и нежность, и грусть, и взволнованность, и трепетность, и встревоженность, и решительность, и снова ласковость (звучит фрагмент). Давайте ещё раз послушаем, в записи, и другие произведения, в которых выражены разные оттенки грусти - прелюдию Ф. Шопена, фрагмент сонаты Л. Бетховена. (Звучит запись.)

Ф. Шопен. Прелюдия № 4 ми минор. Рекомендации по исполнению
Скорбный, грустно-взволнованный характер прелюдии создаётся повторяющейся нисходящей интонацией мелодии. Важно избежать статичности, чувствовать длинную фразировку. Немаловажную роль в создании образа играет красочная гармонизация. Аккорды аккомпанемента должны звучать ровно, стройно, мягко, с ясной линией звуков мелодии в верхних голосах.

Л. Бетховен. Соната № 17 ре минор (фрагмент 3-й части). Рекомендации по исполнению
Нежно-взволнованная, переливчатая, летящая мелодия главной партии этой части исполняется без акцентов, с ощущением длинных фраз, мягко, с умеренной педализацией.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 14 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Соната № 17. III часть. Allegretto
Моцарт. Симфония № 40. I часть. Allegro molto
Шопен. Прелюдия № 4 ми минор
Шуман. Первая утрата
Майкапар. Тревожная минута
Майкапар. Раздумье, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения произведений педагогом, docx.

 

 

Это интересно: